Какие литературные произведения помогают знакомить дошкольников с разными профессиями

Опубликовано: 17.05.2024

При ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными и практическими методами, умело сочетая их со словесными (рассказы, беседы). Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.

Художественная литература, как и другие виды искусства, по мнению М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной, объединяет авторские произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора. В художественной литературе используются проза и стихи. Прозаическим считается такой литературный текст, в котором отдельный, независимый от речевого, ритм не вторгается в языковую ткань и не влияет на содержание. Стихотворение – это литературное произведение, обладающее особой ритмической структурой, не вытекающей из естественного ритма языка [1].

Художественная литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному тексту, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.

А. В. Запорожец считает, что художественная литература – вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, с другой стороны – с иными типами словесного текста [12].

Особую роль литературные произведения выполняют в обогащении речи образными словами и выражениями. Из произведений К. И. Чуковского ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Произведения К. И. Чуковского дают образцы русского литературного языка, готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах музыкальность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, образность, выразительность [1].

Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) литературные произведения передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

Один из распространенных жанров детской литературы – рассказы; они разнообразны по содержанию и форме. Это могут быть короткие повествования в несколько фраз, рассказы, созданные на основе пословицы, или рассказы, излагающие правдивые истории о человеке, его трудовой деятельности, о героизме, о Советской Армии.

На примерах прочитанного, дети уместно употребляют средства художественной выразительности в своем словесном творчестве, ясно представляют объект рассказа, умеют отбирать свойства и качества предмета, устанавливают причинно-следственные временные отношения. Кроме того, дети подбирают наиболее подходящие слова для выражения данной мысли.

На примерах положительных героев произведений у детей повышается культура общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять).

В дошкольном возрасте у детей активно развивается интерес и любовь к художественной литературе, возможности которой в формировании представлений о труде взрослых могут быть реализованы в образовательном процессе. Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц. С их помощью усиливается эмоциональное воздействие на детей.

В процессе наблюдения за трудом взрослых, Е. И. Радина считает необходимым сопровождать наблюдение разъяснением смысла действий труженика,именно в нем и проявляются его лучшие качества: трудолюбие, настойчивость, ответственность, чувство долга и др. [22]. Опираясь на высказанные Е. И. Радиной положения, можно выстроить примерную последовательность разъяснений смысла трудовых действий взрослого при ознакомлении с художественной литературой для закрепления и расширения полученных знаний, формирования умения видеть в конкретных проявлениях труженика его отношение к выполняемому делу [22].

Под влиянием возвышающего воздействия художественного слова ребенок приходит к определенным выводам сам. Каждая полноценная в художественном отношении книга – это кусок жизни, она зовет ребенка из ограниченной рамками собственной жизни к новому, еще не испытанному опыту. Она открывает возможность пережить непережитое, занять собственную позицию, сделать выбор, принять решение. [22]

Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. Литература способна внешние по отношению к детям социальные нормы поведения превращать во внутренние регуляторы поведения, закрепляться в сердце. Вывод, добытый через сопереживание и собственную мысль, может стать убеждением, войти «в плоть и кровь» и «незаметно руководить» человеком. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им [14].

В формировании трудовой направленности детей важную роль играет подбор произведений о труде людей: в них нельзя ограничиваться только рассказом о трудовых действиях тружеников, необходимо раскрывать, опираясь на конкретные факты, их отношение к труду, коллективный характер труда, дружную, слаженную работу, взаимопомощь и лучшие черты личностных качеств тружеников. Именно такие произведения окажут наиболее сильное влияние на нравственную сферу дошкольника, вызовут желание быть похожим на них, проявлять в собственном труде подобные качества.

Поддерживая мнение Е. И. Радиной, Р. И. Жуковская справедливо подчеркивает, что формирование знаний о труде должно быть непременно связано с созданием у детей образа труженика, с показом лучших черт человека, выполняющего свое дело [22].

Продолжая исследование этой проблемы, А. М. Виноградова, С. А. Козлова обращают особое внимание на создание у детей представлений о нравственном облике труженика, отраженном в художественном произведении: «Вызвав и поддержав у ребенка интерес к человеку-труженику, мы создаем хорошую эмоциональную основу для формирования интереса к содержанию его деятельности» [3].

Большое влияние на детей оказывает сравнение черт характера труженика и ленивого человека. Для этого самым благоприятным и действенным материалом являются сказки, их персонажи. Ребенок жаждет быть хорошим, и потому внутренне ориентируется на положительных персонажей, хочет быть похожим на них. Действовать по образцу любимого героя, брать с него пример – такова реакция многих детей на полноценное художественное произведение, где представлен яркий, незабываемый, нравственно позитивный характер героя. В воспитательных возможностях литературы особая роль также принадлежит отрицательным персонажам.

В сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница противопоставлена Ленивице. Хотя эти образы несколько условны,дети понимают смысл сказки: труд награждается, а лень наказывается.

Опираясь на такую особенность дошкольников, как эмоциональность восприятия, Л. А. Талер предлагает создавать поэтический образ труженика, который вызывает у детей восхищение, побуждает к подражанию.

Такого труженика показал детям К. И. Чуковский в образе заботливого, внимательного доктора Айболита. Поэт показывает поведение доктора в экстремальных ситуациях, когда ему приходится преодолевать разные препятствия на пути к цели. Врач не может отказаться от своей цели, выполняя свой долг перед заболевшими зверятами.

В рассказе К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» показывается, как много усилий прилагают труженики, чтобы достичь успеха. В этом автору помогает использование образа мальчика, который хочет поскорее надеть новую рубашку. Перед ребенком-слушателем проходит весь процесс труда взрослых: от посева семян льна до изготовления рубашки.А по ходу рассказа в ответ на нетерпеливые вопросы мальчика автор говорит ему: «Славная будет рубашка!».

В стихотворении В. В. Маяковского «Конь-огонь»раскрывается понимание необходимости качественного выполнения своей части общего дела и взаимосвязь между тружениками в процессе деятельности: рабочий изготовил отличную картонку, столяр сделал ровные колеса, художник раскрасил коня, чтобы он стал красивым.

При ознакомлении детей дошкольного возраста с трудом взрослых широко используются произведения, рекомендованные программой обучения и воспитания в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С.Комаровой: К. Чуковский «Айболит»; А. Барто «Кораблик», «Грузовик», «Девочка чумазая», где детей побуждают следить за своей опрятностью; Г. Сапгир «Садовник»; Б. Заходер «Портниха», «Строители», «Шофер» и др. Неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С. Маршака – пожарника Кузьмы «Пожар», почтальона «Почта», С. Михалкова – дяди Степы-милиционера и др. А также художественные произведения В. Берестова «Кто чему научится», Басни Л. Толстого «Отец приказал сыновьям.», «Мальчик стерег овец»; рассказы С. Георгиева «Бабушкин садик»; Л. Пантелеева «На море» В. Осеевой «Волшебная иголочка» [19].

Другими программами рекомендуются произведения: С. Михалкова «А что у вас?»; В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом»; Е. Пермяка «Мамина работа»; Н. Найденовой «Ольга Павловна»; Я. Дягутите «Земля» и «Руки человека»; С. Баруздина «Кто построил этот дом?»; А. Бродского «Мой брат»; Н. Калининой «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы»; Б. Житкова «Светофор» (из книги «Что я видел») [6, 7, 9, 19].

Эти произведения используются педагогом во время бесед, наблюдений за трудом взрослых, экскурсий к месту их работы, в процессе занятий. Они способствуют и развитию у детей представлений о труде взрослых, и воспитанию гуманного и уважительного отношения к человеку труда, чувства радости, гордости, восхищения им.

Приемы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к человеку-труженику,разнообразны: общая беседа, подключение к деятельности взрослого, заучивание определенного стихотворения и др.

Знакомя детей с трудом няни, дворника, шофера, повара, врача, которые трудятся непосредственно в детском саду и которых дети хорошо знают, можно в процессе беседы использовать стихи. Дети быстро запоминают эти стихи. Благодаря этому дети узнают о том, что, например, доктор – это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают.

Объясняя содержание труда, необходимо делать акцент не на конкретизации процесса, а на человеке, его деловых и личностных качествах, через художественную литературу, знакомить детей с человеком определенной профессии. При этом обращать внимание на то, как добросовестно, ответственно выполняют взрослые свои обязанности, бережно относятся к результатам труда и материалам: говорить о доброте, приветливости, готовности помочь, жизнерадостности человека-труженика [2].

Большой познавательный материал о труде, о жизни дает дошкольникам книга рассказов Б. Житкова «Что я видел», которая является своеобразной энциклопедией для дошкольников. Написанное от лица маленького мальчика, это произведение дает детям представление о Москве, Красной площади, Кремле, о красной Армии, о колхозе, о лесе и многом другом. Алеша-Почемучка не только рассказывает – он живет, действует, что особенно привлекает слушателей.

Методику работы с художественной литературой в детском саду подробно описывают М. М. Алексеева, В. И. Яшина. Они отмечают, что возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу [1]. По утверждению Л. С. Выготского, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности,который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок самостоятельно придумывает содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему произведения художественной литературы и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования [1].

В словесных играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления об окружающем, М. М. Алексеева, В. И. Яшина рекомендуют углублять эти знания с помощью словесных игр, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях,в новых обстоятельствах:

- самостоятельное решение разнообразных мыслительных задач;

- описание предметов, с выделением характерных их признаков;

- отгадывание по описанию;

- поиск признаков сходства и различия;

- группировка объектов по различным свойствам, признакам;

- нахождение антонимов и синонимов и др.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос. Чтение стихотворений, рассказывание сказок, инсценировки сказок, отгадывание загадок, дидактические игры, подвижные игры, физминутки активизируют у детей глагольную лексику, помогают соотносить слово с действием, воспитывают интерес к слову, стремление понять значение новых, неизвестных слов [1].

С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций А. М. Леушина предлагает способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа, помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения [9].

К продуктивным методам можно отнести пересказ с перестройкой текста, творческие задания по прочитанной книге. Воспитатель должен следить за тем, чтобы, усваивая новые слова, ребёнок вместе с тем правильно понял их значение.

Одним из наиболее эффективных методов в формировании выразительности детской речи является театральная деятельность с детьми на основе сюжета литературного произведения. Произведения художественной литературы не только помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, но и возбуждают желание подражать им. Так возникает необходимость в театрализованных играх.

Театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника. Своеобразие данного вида игр заключается в том, что дети берут роли и воспроизводят их в той последовательности, в какой они даны в произведении. Это творческая игра, так как ребенок передает образ по-своему.

Таким образом, произведения художественной литературы играют огромную воспитательную роль при ознакомлении детей дошкольного возраста с трудом взрослых. При этом можно воспользоваться такими приемами,как: чтение произведения, составление пересказа, анализ в ходе беседы, заучивание стихотворений, подключение к деятельности взрослого, наблюдение за трудом взрослых в детском саду, организация сюжетно-ролевых и театрализованных игр по мотивам произведений художественной литературы.

Детская художественная литература как средство развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста Вашему вниманию предлагается работа на тему: «Детская художественная литература, как средства развития театрализованной деятельности детей.

Формирование словаря детей младшего возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ Слайд 1 Уважаемые председатели и члены.

Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников Нравственное воспитание – очень значимая проблема на сегодняшний день. В связи с изменениями в нашей стране материальные ценности стали.

Консультация для родителей «Развитие социальной компетентности детей в процессе ознакомления с трудом взрослых» С первых дней жизни малыша вы, родители наверное задумывались о его будущем? Внимательно следите за интересами и склонностями своего ребенка,.

Консультация для воспитателей «Художественная литература как средство коммуникации» Художественная литература как средство коммуникации В эпоху компьютерных игр и обилия игрушек, дети все меньше и меньше интересуются художественной.

Консультация «Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых» «Любовь ребенка к людям труда – источник человеческой нравственности» — В. А. Сухомлинский. Не секрет, что профессиональная деятельность.

Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста Актуальность Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье.

Методика ознакомления с трудом взрослых детей младшего дошкольного возраста В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. До семи.

Проект «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста» Проект: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста» Фаттахова Наталья Анатольевна, воспитатель Наименование.

Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника Статья на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника» Калачева Ирина Викторовна Воспитатель ГБДОУ.

С раннего возраста дети сталкиваются с людьми разных профессий. Когда наступает этап сюжетно-ролевых игр, дети играют во врачей, учителей, продавцов, строителей. Это те профессии, которые окружают малышей. Чтение произведений о профессиях позволяет лучше узнать деятельность людей, а также формирует уважение к их труду.

Представления дошкольников о профессиях

Взрослые часто спрашивают детей, кем же они хотят стать, когда вырастут. Обычно малыши называют одну из знакомых им профессий, которая кажется наиболее привлекательной. На выбор нередко оказывают влияние внешние атрибуты. Многие дети мечтают стать продавцами в кондитерском магазине. В силу недостатка знаний дошкольники не понимают, что продавец не может беспрепятственно есть сладости только потому, что он их продаёт.

Произведения про учителей

А. Платонов. «Ещё мама»

Рассказ о мальчике, впервые попавшем в школу. В произведении описана сельская школа, в которой в одном классе обучаются дети разного возраста.

А. Барто. «Мы вчера играли в стадо»

Стхотворение о профессии, более близкой дошкольникам, – воспитательнице. Сюжет прост – дети затеяли игру в стадо, бегали и кричали. Воспитательница быстро нашла выход из ситуации, включившись в игру и став «пастухом». Она отвела своих «коров» домой.

В. Раскин. «Как папа ходил в школу»

Произведение в основном посвящено мальчику, который впоследствии стал папой автора. Однако в весёлых историях о проказах маленького папы присутствует фигура учителя и описание школьного быта.

Произведения о врачах

Доктор – очень важная профессия. Дети знакомятся с ней одной из первых, ведь именно доктор сопровождает их практически с рождения. Малышей привлекают пузырьки с лекарствами, стетоскоп и белый халат. Игра в доктора – одна из самых любимых у детей дошкольного возраста.

К. Чуковский. «Айболит»

Самый известный и любимый доктор всех поколений. Он лечит зверей. Но под ними подразумеваются дети. Айболит отзывчив, всегда готов прийти на помощь, а звери очень благодарны ему за труд.

Д. Хэрриот. «Из воспоминаний сельского ветеринара»

Ветеринар – это доктор, который лечит животных. Книга английского писателя Д. Хэрриота повествует о начале карьеры сельского ветеринара. Дети узнают интересные подробности о животных, а также знакомятся с трудом ветеринара.

Л. Разумова. «На уколы, на уколы!»

Стихотворение от лица детского доктора. Описывается работа доктора им самим. Вкратце затрагиваются обязанности. Фигура врача не вызывает страха, напротив, она представляется доброжелательной и приветливой. Стихотворение рекомендуется для снятия тревоги перед посещением поликлиники у некоторых детей.

Стихи о других профессиях

В. Маяковский. «Кем быть?»

Стихотворение для детей о сложном выборе профессии. Главный герой перебирает в уме разные профессии, решая, кем же ему стать. Затрагиваются также рабочие специальности. В каждой профессии есть свои преимущества. Хороши как профессии доктора, летчика, так и простого рабочего или же кондуктора.

О. Повещенко. «Пришла беда нечаянно…»

Стихи о благородной и опасной профессии пожарного. Автор подчеркивает, какими качествами должен обладать пожарный. Эта профессия требует смелости, мужества и отличной физической подготовки.

Н. Иванова. «Мы, ребята, любим море»

Стихотворение о профессии моряка. Моряк – достаточно тяжелая профессия, ведь приходится много времени проводить в море на корабле. Однако она не теряет своей привлекательности из-за возможности проявить свои лучшие человеческие качества и повидать мир.

Е. Семилетова. «Мы построили ракету…»

Стих об игре в космонавтов для детей. Ребята построили «настоящую» ракету из песка и уже собирались лететь в космос, как полил дождь. Малыши мечтают стать космонавтами. Их путь начинается с песочницы.

В. Талызин. «Чистотой встречает дворник…»

Из стихов можно узнать о нелёгкой профессии дворника. Несмотря на то, что в настоящее время эта профессия является «невостребованной» среди детей и подростков, она необычайно важна.

О. Повещенко. «Расскажу я вам, ребята…»

Стихи о профессии фермера. Это человек, который выращивает фрукты, овощи. Фермер – нужная и интересная профессия, которая дарит детям и взрослым много полезных продуктов.

О. Емельянова. «Для строителя привычно…»

Стихотворение о буднях строителей. Вкратце описываются их профессиональные обязанности.

Стоит отметить, что в программе детского сада затрагиваются в основном профессии государственных бюджетников и рабочие специальности.

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» ® (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

В этой подборке мы собрали познавательные и художественные книги о разных специальностях. Некоторые из них написаны полвека назад, а некоторые совсем недавно. Есть среди них истории о новых и старых профессиях. Их объединяет любовь к детям, любовь к труду и ответственность за сказанное слово.

1.

Профессия: пожарный.

Михаил Пегов «Огнеборцы. История пожарной охраны»

Издательство «Настя и Никита».

12 увлекательных детских книг о профессиях

В небольшой по объему познавательной книжке современного писателя Михаила Пегова собрано немало сведений о профессии пожарного. Как человек приручил огонь, как в разные времена пытался предупредить пожары, какое снаряжение использовалось в разные времена, во что одевались пожарные, чтобы не обгореть, какой техникой пользовались. На службе современных пожарных самые передовые достижения науки и техники, и все же профессия остается одной из самых опасных на земле.

Для детей от 6 лет.

2.

Профессия: минерало́г.

Лев Токмаков «Мишин самоцвет»

12 увлекательных детских книг о профессиях

Лев Токмаков — известный советский писатель и художник. В 1960-е годы он написал художественную повесть о мальчишке, которому однажды попался в руки «прозрачный карандаш». Удивительная вещица оказалась кристаллом горного хрусталя. И Мишка Крюков незаметно для себя погружается в мир, о котором он раньше и не подозревал. Он знакомится с геологами и влюбляется в науку о камнях прямо на наших глазах. В этой небольшой повести вас ждет встреча с Уралом и его жителями. На чудесной уральской земле минералогию можно изучать прямо по дороге в школу. У каждого камешка своя история и своя тайна.

Для детей от 6 лет.

3.

Профессия: железнодорожник.

Борис Лапидус «Когда я вырасту, я стану железнодорожником»

12 увлекательных детских книг о профессиях

Борис Лапидус — старший вице-президент компании «Российские железные дороги». Так что он хорошо представлял себе, о чем пишет. В книге очень красивые иллюстрации и схемы механизмов, которые интересно рассмотреть подробно. В ней рассказано о появлении и развитии железнодорожного транспорта, о первых паровых машинах, которые неспешно двигались по рельсам, ужасая беспечных современников своим невиданным видом, размерами и грохотом. В ней много внимания уделено современным профессионалам— железнодорожникам и внутреннему устройству поездов и вокзалов. Есть немало мальчишек, беззаветно влюбленных в поезда всех видов. И кажется, Борис Лапидус когда-то был одним из них.

Для детей от 6 лет.

4.

Профессия: экскаваторщик.

Илья Дворкин «Хозяин зубастой машины»

Издательство «Детская литература»

12 увлекательных детских книг о профессиях

Илья Дворкин — советский детский писатель. Он начал трудовую жизнь, как многие в советские времена, работая мастером, потом прорабом. Его художественно-документальная повесть «Хозяин зубастой машины» не переиздавалась с 1974 года, но ее можно найти в интернете, она того стоит. Несмотря на то что реалии этой книги ушли в прошлое, повесть эта о реальном человеке, Василии Ивановиче Кукине. Он был действительно мастером своего дела, побеждал в международных соревнованиях экскаваторщиков, работал в дебрях Амазонки.

Главный герой книжки, Витька Круглов, познакомился с ним случайно. Он увидел виртуозную работу его машины, когда выгуливал на пустыре своего сенбернара: «Витька как встал в сторонке, так и остался, будто его приклеили. Сколько он так простоял, неизвестно. Только когда почувствовал, что есть хочется до дрожи в коленках, понял — долго. И значит, давно пора бежать домой обедать».

Для детей от 8 лет.

5.

Профессия: стеклодув.

Ирина Кирпичникова «Хрустальные тайны»

Издательство «Детская литература»

12 увлекательных детских книг о профессиях

Эта художественно-документальная повесть тоже, к сожалению, не переиздавалась с советского времени. Она рассказывает о знаменитом русском стеклодуве Борисе Алексеевиче Еремине. Перед нами проходит вся жизнь главного героя, который с самого детства влюбился в волшебный союз стекла и огня. В ней собрано много интересных сведений о стекле, о технике, которую и сегодня используют стеклодувы, о династиях, в которых тайны ремесла передавались от отца к сыну. Если ребенку после прочтения этой книги не захочется выбрать профессию стеклодува, то наверняка захочется взглянуть на декоративное стекло, лучшие образцы которого хранятся в Эрмитаже вместе с картинами Рембранта и Рафаэля.

Для детей от 12 лет.

6.

Профессия: шофер.

Инна Карпова. «Шофер»

Издательство «Настя и Никита». Из серии книг «Кем быть».

12 увлекательных детских книг о профессиях

У Ирины Карповой в издательстве «Настя и Никита» вышло несколько познавательных книг из серии «Кем быть?» («Портной», «Пекарь», «Шофер», «Спасатель», «Художник»). Книга о шофере будет интересна мальчишкам. В ней простым и понятным языком подробно объясняется устройство автомобиля со схемами и рисунками. Автору удалось обойтись без сложных терминов и непонятных слов. Она рассказывает, как водить машину, как за ней ухаживать, как стать хорошим водителем. На простейшем уровне она знакомит с правилами дорожного движения, объясняет значение главных дорожных знаков. В конце книги есть игровые задания и головоломки, которые можно разгадать, прочитав текст.

Для детей от 6 лет.

7.

Профессия: филолог, лингвист.

Лев Успенский. Слово о словах

12 увлекательных детских книг о профессиях

Лев Успенский — педагог, редактор, писатель, популяризатор языкознания как науки. Его книга «Слово о словах» неоднократно переиздавалась. Он умеет разжечь интерес к той области знания, которой сам владеет в совершенстве. Какой звук самый дорогой в мире — какой самый редкий? Откуда берутся слова ошибки? И за что букву называют пугалом? Кто такая «глокая куздра»? И многое другое.

Эта книга пригодится не только тем, кто хочет связать свою профессию со словом — стать журналистом, педагогом, лингвистом, но для всех, кто заинтересован в том, чтобы лучше понять историю нашей страны. Ведь история народа и история языка неразрывно связаны.

Для детей от 12 лет.

8.

Профессия: физик

Уолтер Левин. «Глазами физика»

Издательство «Манн, Иванов и Фербер».

12 увлекательных детских книг о профессиях

Уолтер Левин — голландский астрофизик и бывший профессор Массачусетского технологического института. Доктор физических наук в области ядерной физики. Он открыл первую медленновращающуюся нейтронную звезду — но прославился не этим. Он известен как энтузиаст и популяризатор науки. Человек, влюбленный в физику, способен заразить этим чувством своих маленьких читателей. Уолтер Левин ставит опыты на самом себе, пишет эмоционально и сумбурно, зато с детским восторгом описывает действие физических законов. Физика — это весело, это здорово, это творчество! На канале YouTube можно найти лекции профессора Левина и увидеть его вживую.

Для детей от 10 лет.

9.

Профессия: химик

Пенни Лекутер, Джей Берресон. «Пуговицы Наполеона. Семнадцать молекул, которые изменили мир»

12 увлекательных детских книг о профессиях

Эта книга поможет увлечь химией даже гуманитариев. Главные герои в ней — химические элементы. В историю науки вплетаются исторические анекдоты, географические открытия и даже внешняя политика. В ней доступно объясняется разница между органической и неорганической химией. И многие герои в книге — органические соединения, без которых мы не можем обойтись. Если бы в одночасье исчезло все, к чему приложили руку химики, от современной цивилизации почти ничего бы не осталось. Если формулы из этой книги сразу покажутся читателю сложными, их можно пропускать без ущерба для чтения. Главное, что ребенок вынесет из этой книги: химия стоит того, чтобы стать занятием на всю жизнь.

Для детей от 12 лет.

10.

Профессия: химик, металлург

Сергей Венецкий. «О редких и рассеянных»

Издательство «Металлургия», 1981 г.

12 увлекательных детских книг о профессиях

Сергей Венецкий — писатель, который вдохновил сотни советских подростков стать химиками и металлургами. Он написал около 10 книг, так или иначе связанных с металлургией. Книга «О редких и рассеянных» в 1980 году была отмечена дипломом II степени ежегодного конкурса Всесоюзного общества «Знание» за лучшие произведения научно-популярной литературы. С тех пор она не переиздавалась в печатном виде, но ее можно найти в интернете. Область применения металлов за последние 30 лет сильно расширилась, но в книге собраны истории об их необычных свойствах, истории открытия, поэтому она нисколько не устарела. В ней можно узнать о кладах, которые рождаются в наши дни. Об элементе, который исчез на нашей планете, как динозавры. О сплавах металлов, которые предсказаны, но пока не существуют и многом другом.

Для детей от 10 лет.

11.

Профессия: инженер, математик

Николай Андреев, Сергей Коновалов, Никита Панюнин «Математическая составляющая»

Издательство «Математические этюды».

12 увлекательных детских книг о профессиях

Математика — это не вполне профессия. Это, скорее, способ познания мира, способ мышления, благодаря которому человек вышел за границы своей биологической природы — летает в небе, погружается в глубины океана, строит невероятные машины и небоскребы. Если ребенок спрашивает, зачем ему нужна математика в школе, пусть прочтет эту книгу. У авторов была задача рассказать о математических открытиях и о том, как они внедряются в жизнь. Со своей задачей они блестяще справились. Оказывается, все, что нас окружает, может быть описано языком математики. И мир предстанет перед ребенком во всей своей математической гармонии и величии.

Для детей от 10 лет.

12.

Профессия: программист.

Кэрол Волдеман. Программирование для детей. Иллюстрированное руководство по языкам Scratch и Python

Издательство «Манн, Иванов и Фербер».

12 увлекательных детских книг о профессиях

Поколение дедушек грезило о космосе. Поколение внуков грезит о программировании. Кэрол Волдеман — английская писательница, автор серии популярных книг о профессиях на английском языке. Она написала увлекательное руководство по двум компьютерным языкам — Scratch и Python. С них сегодня начинается знакомство с информатикой в школе. Не слишком перегруженная компьютерным сленгом, эта книга пошагово помогает ребенку создать простую компьютерную программу с нуля. Объясняет секреты программирования, начиная с азов. Если уж ребенок мечтает стать программистом, пусть познакомится с этой профессией поближе.

Для детей от 8 лет.

Детям очень важно рассказывать про профессии! Не только детям, но и школьникам и 11классникам. Потому что, скажу даже по себе, не имеешь ты представления в 11 классе чем хочешь заниматься, особенно если за тебя родители все решали, ты то ничего и не хочешь. И идешь туда куда скажут. Поэтому еще с дошкольников нужно начинать и рассказывать о различных профессиях, не только хорошее, но и плохое. Рассказывать должны люди, которые любят свою работу. Это обязательно. но у нас такое не практикуется в школах. От слова совсем. Так что я советую таким же как и я когда то выпускникам почитать профгид профессий, есть на сайте https://kedu.ru/press-center/profgid там рассказано о различных профессиях, сказаны плюсы и минусы. Неплохо. Конечно, не все профессии в мире, но много рабочих специальностей, есть интересные по типу шкипера. В общем, дерзайте. Это ваша жизнь! Вы ее будете строить, а не родители! Отрывайтесь от таких, уезжайте, начинайте жить самостоятельно и тогда вы рано или поздно поймете кем вы хотите стать, пусть и не сразу, пусть и поступите не туда, но поймете!

«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!

Первый шаг к профориентации - это знакомство с профессиями в семье. Ребенок узнает, кем работают родители и близкие родственники. Уже в раннем детстве он чувствует, как родители относятся к своей профессиональной деятельности: нравится работа или нет, насколько охотно папа и мама идут на работу, довольны ли зарплатой и отношениями в коллективе. Из этих впечатлений у дошкольника складывается общее представление о профессиональной деятельности взрослых. Поэтому дадим совет родителям: вы на собственном примере можете показать ребенку, как это хорошо - работать и реализовать себя в профессии. Можно рассказывать и показывать будущему профессионалу, что работать - это классно, и не только потому, что работа приносит деньги, а потому что работа приносит пользу окружающим и самому человеку.

Мы решили выстроить нашу подборку книг "по возрастанию положительных эмоций" - от тех, что, по нашему мнению, очень хорошие, к тем, что, по нашему мнению, просто замечательные! Итак,

7 книг о профессиях для семейного чтения:

Амели Бомон "Кем быть?" (серия "Твоя первая энциклопедия", "Махаон").
Книга построена в виде энциклопедии по сферам деятельности: о каждом виде деятельности и связанных с ним профессиях рассказывает иллюстрация и небольшая аннотация. В энциклопедии вы узнаете, чем отличаются рыболовы от рыбоводов, что любитель животных может стать жокеем, ветеринаром, кинологом, дрессировщиком, зоологом или фотографом дикой природы. Что полицейские бывают в парке, в лесу, на море, на дороге и даже на лыжне. В таком разнообразии есть, из чего выбрать, и есть, о чем побеседовать.
Рекомендации по возрасту: от 5 лет

Ирина Мальцева "Я читаю и узнаю про профессии" ("Clever").
Небольшое пособие создано в рамках серии "Первое чтение: учимся читать быстро". Оно подойдет детям 5-7 лет, которые уже немного умеют читать, но в чтении им еще не хватает уверенности. "Я читаю и узнаю профессии", как видно из названия, сочетает приятное с полезным: и чтение потренировать, и профессии изучить. Издание представляет собой тетрадь для совместной работы ребенка и родителя: кроме чтения ребенок в ней будет рисовать, писать, соединять, обсуждать профессии. Каждый разворот книжки рассказывает об одной популярной профессии - ветеринар, геолог, инженер - доступным языком и в интерактивном формате.
Рекомендации по возрасту: от 5 до 7 лет

Комплекты книг "Профессии, или О том, кем работают люди" ("Библиотека Академии Умница").
Это целый чемоданчик из 10 книг, каждая из которых охватывает специальности в одной профессиональной сфере: городские службы, торговля, сельское хозяйство, спорт и туризм, образование, культура и искусство, наука, промышленность, органы власти и армия. В каждой книжке замечательные иллюстрации и много игр и заданий, но огромный минус "чемоданчика" - его цена. Поэтому такую большую коллекцию книг логичнее и экономнее приобретать для группы в детском саду или для целого класса начальной школы.
Рекомендации по возрасту: от 4 лет

Инна Карпова. Серия "Кем быть?" ("Настя и Никита").
Для каждой профессии в серии своя книга: портной, шофер, пекарь, спасатель, художник. Пока в серии всего 5 книг, но каждая из них не просто рассказывает о профессии, а погружает ребенка в ее загадочный мир. 24 страницы о пекаре - это рассказ о том, кто такой пекарь, как печь хлеб, какие ингредиенты вам понадобятся, чтобы испечь сдобные булочки, а чем французский багет отличается от лаваша, какой хлеб пекут представители разных народов и по каким поводам. В книгах вы найдете теплые авторские иллюстрации Дианы Лапшиной, разные игры и задания на логику и внимательность.
Рекомендации по возрасту: от 3 лет

Сильви Санжа "Профессии. Когда я вырасту, то стану…".
Как часто детей спрашивают: "Ну что? Кем станешь, когда вырастешь?". Их ответы не очень разнообразны - учителем, полицейским, пожарным, дизайнером. Это распространенные профессии, которые у всех на виду. Узнать больше о современных профессиях, расширить кругозор не только детей, но и взрослых поможет эта красочная книга Сильви Санжа. В книге описаны более 300 профессий, среди которых вы найдете представителей редких специальностей: берейтор, либреттист, кинолог, агроном, пиротехник, завлит, энтомолог, хормейстер, барист и многих других. А путешествие по профессиям будет совсем не скучным, так как сюжет книги строится вокруг «профессионального самоопределения» главного героя - собаки Арчи. Читатель вместе с Арчи попадает в аэропорт, театр, банк, на ферму, корабль и множество других мест, где кипит работа и не всегда все идет гладко.
Рекомендации по возрасту: от 4 лет

Айно Хавукайнен, Сами Тойвонен. "Тату и Пату идут на работу" ("Мир детства медиа").
Веселые и любопытные Тату и Пату из далекой страны Небывалии - это мировые ребята! За книги об их приключениях финские авторы получили литературные премии на родине и в других странах, права на публикации выкуплены уже в 13 странах мира. В этот раз Тату и Пату осваивают профессии: они отправляются на биржу труда, чтобы изучить популярные профессии и испробовать их в деле. У Тату и Пату, конечно, не получится избежать беспорядка и смешных ситуаций, так как к любому делу нужен творческий подход: если они пекут хлеб, то дрожжей можно добавить побольше, если работают на стройке, то начинают со строительства многоэтажных бутербродов. "Тату и Пату идут на работу" - пример популярного типа книги – "виммельбуха" - в котором много мелких интересных деталей и красочные иллюстрации. К этой книге вы будете возвращаться снова и снова, чтобы почитать, рассмотреть и вместе посмеяться.
Рекомендации по возрасту: от 4 лет

Ричард Скарри "Город добрых дел" ("Карьера-пресс").
Эта книга уже 50 лет назад стала детской классикой. Она издана на 30 языках и входит в богатое наследие американского писателя и иллюстратора Ричарда Скарри. В Городе добрых дел кипит жизнь: он населен веселыми зверями, каждый из которых занят своим делом, - фермер Турнепс, портной Иголка, кузнец Лис и другие. В книге вы узнаете, что делает фермер, кто печет хлеб, как изготавливают бумагу, как строят дорогу. Иллюстрации книги так насыщены деталями, что каждый раз, когда вы перечитываете книгу, вы находите все новые и новые подробности. Особенно детям интересно отыскивать на каждой странице маленьких деятельных персонажей - червячка Лоули и желтую мышку: "А вот он! Нашел!". И буря положительных эмоций!
Рекомендации по возрасту: от 3 лет

Читайте вместе с детьми! Семейное чтение они будут помнить всю жизнь.

Подборку подготовила: Ольга Биккулова, специалист Центра "Гуманитарные технологии"

Выбираете вместе с ребенком кружки и секции для дополнительных занятий! В этом вам поможет наш бесплатный тест "Профили занятий" для учащихся 2-5 классов.

Перед педагогами детских садов ОАО «РЖД» стоит важная задача по ознакомлению детей с прошлым и настоящим железной дороги, ее ролью в современном обществе, с профессиями работников железнодорожного транспорта, сохранению семейных традиций в выборе профессий, воспитанию привычки безопасного поведения на железной дороге.

Разработчики примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» включают в разделы «Труд», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Познание» сведения о деятельности взрослых, их труде, условиях и целях труда, формирование трудовых навыков с целью общего развития детей и ориентации их в профессиональной деятельности взрослых.

Профессионально важные человеческие качества надо не только «выявить», но и во многом и «заложить» в человека средствами воспитания, образования и организации его деятельности. Это предполагает активность не только взрослого, но и самого ребенка. Процесс профессионализации начинается, как правило, не с выбора специальности, а с обобщенных устремлений ожиданий и представлений о жизненном пути, так или иначе отражающихся в самосознании. Именно на этом начальном этапе профессионального самоопределения человек ставит перед собой и решает для себя такие вопросы, как соотношение общественной значимости и личного смысла труда, общественной полезности всех профессий и различия в их престижности, зависимость социального положения от некоторых признаков выполняемой работы.

Ранняя профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер, общее знакомство с миром профессий. Исходя из этого суждения, делаем вывод, что большой объем информации о мире профессий мы можем «черпать» из художественной литературы, которая сопровождает человека с первых лет его жизни. В дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.

Для решения задачи ранней профориентации средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и, конечно же, трудового воспитания.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.

В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка. Например: «Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают». Высказать отношение к лени , например: «У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки». Подчеркнуть важность труда , например: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи». Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.

В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду, как важной деятельности человека, например: «Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова. Показан процесс труда, например: А.В. Потапова «Как дорога стала железной». Рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности, например: «Машинист», «Железнодорожные профессии» и другие.
1) Тепловозы я вожу,

Пассажирам я служу.
Я не токарь, не горнист-
Я веселый машинист.

2)Друг за другом я вагоны
К тепловозу прицепил
Загорелся свет зелёный.
Вот и поезд покатил!
Быстро крутятся колёса,
Мы объедем целый свет.
Нету лучше тепловоза,
Машиниста лучше нет.
Загадывание загадок, как один из жанров фольклора, также способствует ознакомлению дошкольников с профессиями железнодорожников, например:
Кто по рельсам по путям поезда приводит к нам? (Машинист).
Дети старшей группы сами могут составлять загадки о профессиях. Можно предложить им составить загадку о железнодорожной профессии своих родителей.

Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают о происхождении и назначении железнодорожных профессий.
Например:
Машинист поезда – железнодорожник, управляющий пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения.
Машинист ведёт поезд, управляя локомотивом.
Машинист должен вести поезд точно по графику, соблюдая правила движения, сигналы семафора и т.д.
Маршрут следования поезда практически неизменен. Однако ситуация на дороге меняется постоянно. Она может зависеть от погоды, от загруженности поезда, от других участников движения. Поскольку машинисты управляют огромными и сложными аппаратами, то им в «подмогу» даётся помощник. Помощник в локомотиве нужен по двум причинам. Во-первых, физически невозможно управлять поездом одному человеку, поскольку в ходе движения регулярно возникает необходимость одновременно выполнять несколько технических операций в разных местах. Во-вторых, для подстраховки на случай потери трудоспособности машинистом.
Составитель поездов - одна из рабочих профессий при формировании и расформировании поездов.
Составитель поездов должен знать все о составе, который он готовит: из каких вагонов он состоит, что в них загружено, куда отправляются, как провести отцеп на нужный путь. И т.д.

В образовательных областях «Труд» и «Чтение художественной литературы» одним из основных методов развития является рассматривание иллюстраций в книгах и детских энциклопедиях. Поэтому необходимо чтение произведений сопровождать показом иллюстраций. Рассматривая в книгах фотографии и картинки проводников поезда, машинистов дети видят форменную одежду железнодорожников, а также знакомятся с их рабочими местами. Видя различные модели современных видов железнодорожного транспорта, дети проявляют к ним интерес, некоторым, возможно, захочется управлять ими.

Театрализованные игры по текстам литературных произведений, как один из методов литературного развития, также способствует ознакомлению дошкольников с трудом железнодорожников.
Например: театрализованная постановка «Путешествие семьи».

Читая детям художественные произведения о труде, воспитатель решает сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя. Правда, это может произойти лишь при условии, если воспитатель использует художественную литературу как средство решения педагогических задач, сам убежден в важности труда железнодорожников и наличии в личности качеств человека-труженика, является для детей примером в этом и умеет сочетать чтение художественных произведений с организацией собственной трудовой деятельности и деятельности детей.

Я надеюсь, что представленные в статье рекомендации по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы, смогут помочь педагогам дошкольных образовательных учреждений совершенствовать свою работу по ранней профориентации дошкольников на железнодорожные профессии.

Читайте также: