Какие отличительные признаки являются общими для каждой пары нижеперечисленных профессий

Опубликовано: 02.10.2024

Титов Сергей Владимирович


Нижнекамский агропромышленный колледж

ПРОИЗВОДСТВО. ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ. ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ В 10-11 КЛ. ПО УЧЕБНИКУ В.Д. СИМОНЕНКО «ТЕХНОЛОГИЯ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ), М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2011

Ниже будут представлены последовательные поурочные разработки по разделам технологии 10-11 класса с методическими рекомендациями

Глава 4. Профессиоальное самоопределение и карьера

ТЕМА: ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Цель уроков: сформировать у учащихся представление о профессиональной деятельности, разделении и специализации труда; ознакомить с понятиями предмет и средства труда, орудия производства, с составляющими технологического процесса; дать понятие товара; развивать положительную мотивацию к трудовой деятельности.

Оснащение уроков: компьютерный диск с видеофильмом, произведения живописи, тематическая выставка художественной литературы, содержащие профессиональную деятельность людей; иллюстрации из истории разделения труда; учебник технологии (гл.4, §1); ПК.

Методы обучения: рассказ, беседа, показ наглядных пособий, практическая работа.

Тип уроков: приобретения учащимися новых знаний.

Опорные понятия: профессиональная деятельность, разделение труда, специализация, предмет и средства труда, орудия производства, технологический процесс, товар.

1. Изложение нового материала

Урок носит теоретический характер, идет формирование новых понятий, поэтому ориентиром может служить план изучения темы.

Это первый урок изучения нового раздела. Поэтому вначале учитель может задать несколько вступительных вопросов:

Какие произведения живописи, на которых изображена профессиональная работа людей, вы могли бы вспомнить и назвать?

Какие произведения художественной литературы на так называемую производственную тематику, посвященную профессиональной деятельности людей, вы читали?

Какой профессиональной деятельностью занимаются ваши родители?

Обобщая ответы учащихся, демонстрируя видеофильм и рассматривая подготовленные характерные произведения живописи, тематическую выставку художественной литературы, учитель приходит к определению «деятельность», называет ее основные виды. Нужно заметить, что труд человека может быть профессиональным и непрофессиональным (хобби, увлечения). Учитель просит сформулировать учащихся понятие «профессиональная деятельность». Перейдя к разбору схемы учебника «основные функции профессиональной деятельности» (с.147), можно предложить охарактеризовать каждую из функций и привести примеры. Обращая внимание учащихся на цели и задачи профессиональной деятельности, учитель предлагает учащимся сформулировать цель и задачи педагогической деятельности.

После обсуждения характерных особенностей профессиональной деятельности, важно сделать вывод, что присущими ей особенностями являются: специфическая обстановка, условия труда и отдыха, объект и предмет труда, а также наличие необходимых знаний по данной профессии и необходимого опыта. Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотивов выбора данной профессии, профессиональной направленности и соответствия качеств личности выбранному профилю, состоянием здоровья.

Логическим переходом к развитию профессиональной деятельности может обсуждение вопроса:

В результате чего появилась профессиональная деятельность?

В результате такого обсуждения, рассматривая иллюстрации, ученики должны заметить противоречие, приведшее к разделению труда, развитию профессиональной деятельности, происхождению специализации труда.

В ходе обсуждения формируется понятие «специализация труда», определяется ее важность. Важно, чтобы учащиеся самостоятельно заметили, что в настоящее время разделение труда существует в разных формах. Необходимо рассмотреть схему учебника (с.149), охарактеризовать каждую из приведенных составляющих. Своеобразным итогом данной части урока может служить обсуждение приведенных в учебнике (с.150) рисунков.

Дальнейшую беседу рекомендуем построить со сравнения профессиональной деятельности учителя и строителя, где ученики определяют, что в обоих случаях осуществляется профессиональная деятельность, только в рамках каких-либо конкретных отраслей экономики. Вводятся понятия «сфера и отрасль профессиональной деятельности». Учащимся, опираясь на межпредметные связи технологии и географии, экономики, свой личный опыт, не составит труда классифицировать их на сферу материального производства и непроизводственную. Рассмотреть схему учебника (с.151).

Далее предлагается, рассмотрев иллюстрации представителей пяти типов профессий, ответить на вопросы:

На что направлен труд человека?

С помощью чего человек воздействует на предметы труда?

Ввести понятия «предметы и средства труда, орудия и средства производства», рассмотреть схемы учебника (с.152, с.154), пояснить их. Обобщить мнения учащихся о пяти областях профессиональной деятельности, особой частью которой является предпринимательство. Опираясь на приобретенные знания и жизненный опыт, учащиеся могут сформулировать понятие «предпринимательская деятельность», определить ее сферы.

Формирование понятия «технологический процесс: операции и переходы» можно осуществить при анализе схемы учебника (с.155).

Перечислим ряд проблемных вопросов, которые можно применять в беседе:

С чего начинается процесс профессиональной деятельности?

Назовите основной компонент профессиональной деятельности?

Что предполагает готовность к профессиональной деятельности?

В каких документах отражаются требования к профессиональной подготовке и профессиональной деятельности?

Какие функции выполняет человек в процессе профессиональной деятельности?

Обобщить ответы учащихся.

Вопросы для фронтального опроса по новому материалу можно взять в конце параграфа (с.158).

2. Практические работы

Учащиеся выполняют практические работы согласно описанию в учебнике в течение урока по мере объяснения учителем теоретического материала. Формы таблиц рекомендуем заранее размножить.

3. Текущий инструктаж

Во время практической работы учитель внимательно следит за правильностью заполнения таблиц. При необходимости он оказывает консультационную помощь индивидуально либо проводит текущий инструктаж.

4. Подведение итогов урока

Идет обсуждение результатов выполненной практической работы, обобщаются сведения по пройденной теме, разбираются типичные ошибки, а также отмечаются лучшие ответы.

Результаты работы учащиеся могут занести (приклеить) в тетрадь.

Элементы дополнительного содержания

Выполнить задания и упражнения

А) Ответить на вопросы

1.Что такое разделение труда?

2. Почему произошло разделение труда?

3. В каких направлениях может происходить процесс разделения труда?

4. Происходит ли в наше время процесс разделения труда?

5. Приведите примеры новых профессий, специальностей, образованных путем дробления ранее существовавших.

6. Приведите примеры появления новых профессий, специальностей, образованных путем объединения существующих.

7. Приведите примеры профессий, которые недавно перестали существовать.

8. Какие вы знаете профессии, которые появились в нашем обществе в последнее время?

9. Что такое профессия?

10. Назовите три специальности, относящиеся к одной профес­сии.

11. К какой профессии относятся следующие специальности: педиатр, стоматолог, терапевт, хирург?

12. Перечислите специальности, которые относятся к профессии строитель.

13. Врач — это профессия или специальность?

14. Какие вы знаете признаки классификации профессий?

15. Какое существует различие между производственной и непроизводственной сферами?

16. Каковы условия разделения профессий на две группы —физического и умственного труда?

17. Назовите основные отрасли народного хозяйства.

18. Как разделяются рабочие профессии по уровню квалификации?

19. Какие основные компоненты труда можно выделить?

20. В какой отрасли народного хозяйства может работать слесарь? музыкант?

Б) Выполнить упражнения

№ 1. Составьте список специалистов, которые участвуют в создании:

а) художественного кинофильма,

г) ученической тетради,

д) школьной формы,

обеспечивают:

ж) возможность поездки в любой населенный пункт,

з) возможность телефонного разговора,

и) безопасность Государственной границы,

к) возможность получения среднего образования.

№ 2. Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают специальности:

токарь, хирург, директор школы, литературный критик, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, шахтер, летчик-испытатель, судья, химик-теоретик, маляр, художник-конструктор, закройщик, ткачиха.

№ 3. Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают профессии:

ветеринарный врач, учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, бульдозерист, директор совхоза, инженер, художник-конструктор, парикмахер, водитель, швея, кулинар, учитель рисования.

№ 4. Распределите все нижеперечисленные профессии и специальности по отношению к преобладанию в них умственного или физического труда:

медсестра, агроном, швея-мотористка, машинист тепловоза, полевод, штукатур, бухгалтер, сталевар, продавец книг, инженер-конструктор, машинистка, столяр, воспитатель детского сада, электромонтажник, оператор машинного доения.

№ 5. Распределите нижеприведенные профессии, специальности по признаку отрасли народного хозяйства:

сборщик микросхем, агроном, токарь-универсал, инспектор милиции, резчик по камню, кондитер, садовод, медсестра, следователь, тракторист-машинист широкого профиля, сталевар, швея-мотористка, продавец книг, маляр, экономист.

№ 6. Выберите из нижеприведенного списка профессий и специальностей те, которые входят в производственную сферу:

сборщик часов, овощевод, кулинар, учитель, столяр, медсестра, чертежник, инженер-строитель, водитель троллейбуса, вязальщи­ца, тракторист-машинист широкого профиля, парикмахер.

№ 7. Определите, какой уровень квалификации соответствует каждой из перечисленных рабочих профессий:

инкрустатор, модельер, наладчик технологического оборудова­ния, швея-мотористка, водитель такси, столяр, оператор станков с программным управлением, помощник воспитателя в детском саду, секретарь-машинистка, автослесарь, осмотрщик вагонов на железной дороге, пожарный.

№ 8. Пользуясь таблицей классификационных признаков, определите, к какому типу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей:

воспитатель детского сада, ветеринарный врач, фармацевт, маляр по художественной отделке, токарь, пожарный, фотограф, медицинская сестра, резчик по камню, продавец книг, водитель троллейбуса, слесарь-сборщик радиоаппаратуры.

№ 9. Пользуясь таблицей классификационных признаков, определите, к какому классу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей:

кулинар, автослесарь, модельер, водитель такси, контролер ОТК, оператор по подготовке даных для ЭВМ, оператор машинного доения, слесарь-сборщик радиоаппаратуры, следователь, агроном, писатель, корректор, парикмахер.

№ 10. Руководствуясь таблицей классификационных признаков, распределите перечисленные ниже орудия труда по ее отделам:

трактор, лопата, телефон, лупа, весы, логарифмическая линейка, стиральная машина, фотоаппарат, рулетка, микрокальку­лятор (электронная счетная линейка), колокольчик председателя собрания, автомобиль, зеркало, шприц, ЭВМ.

№ 11. Распределите все ниже перечисленные профессии и специальности по группам таблицы классификационных признаков, руководствуясь особенностями условий труда:

учитель, бухгалтер, водолаз, геолог, водитель автобуса, слесарь-сборщик, полевод, продавец промышленных товаров, монтажник-высотник, маляр, следователь, оператор по выращива­нию и откорму свиней, чертежник.

№ 12. Какие отличительные признаки являются общими для каждой пары ниже перечисленных профессий:

а) медсестра — токарь;

б) официант — водитель такси;

в) учитель математики — спортивный тренер;

г) бухгалтер — слесарь;

д) полевод — агроном;

е) инженер-конструктор — композитор.

№ 13. Назовите общие признаки следующих профессий, специальностей:

а) животновод, садовник;

б) инженер-конструктор, композитор, химик-теоретик;

в) медсестра, токарь, бухгалтер;

г) токарь, машинист башенного крана, бульдозерист, шофер;

д) продавец, доярка, машинист башенного крана, слесарь;

е) продавец, официант, библиотекарь, медсестра, спортивный
тренер.

№ 14. Из приведенного далее списка назовите те профессии, которые:

а) почти или совершенно исчезли;

б) появились только в XX веке;

в) появились в последние десятилетия.

Художник, оператор ЭВМ, тракторист-машинист широкого профиля, полевод, трубочист, редактор, столяр, извозчик, маляр, врач, летчик, бухгалтер, оператор станков с числовым про­граммным управлением, экскурсовод, резчик по дереву, садовник, повар, гувернер, клоун, педагог.

№ 15. Из перечисленных ниже названий профессий или специаль­ностей выберите те, которые необходимы:

а) в сельском хозяйстве;

б) в химической промышленности;

в) в строительстве;

В) Выполнить задания, указанные в кроссвордах.

№ 1. Ответьте на вопросы кроссворда.

1. Профессия типа "человек—человек", связанная с высокой моральной ответственностью. 2. Профессия типа "человек—при­ рода", требующая от специалиста глубоких знаний и высокого уровня квалификации. 3. Распространенная профессия типа "че­ловек—знаковая система". 4. Профессия типа "человек—художественный образ".

Назовите профессию типа, не указанного в кроссворде.

№ 2. Назовите цели труда различных классов профессий.

1. Изыскательские профессии: цель труда — . 2. Гностиче­ские профессии: цель труда — . 3. Преобразующие профессии: цель труда — .

№ 3. Впишите в кроссворд примеры профессий заданного отдела.



1. Промышленная профессия, связанная с использованием ручного труда. 2. Профессия, связанная с использованием машин с ручным управлением. 3. Профессия, связанная с использованием функциональных орудий труда, требующая высокой квалификации. 4. Профессия, связанная с использованием автоматов, полуавтома­тов, робототехнических комплексов, распространенная в про­мышленности. 5. Профессия типа "человек—художественный об­раз", связанная с использованием особо точного ручного труда.

МКОУ Тавринская средняя общеобразовательная школа Автор: Илибаева Е.Т. учите.

МКОУ Тавринская средняя общеобразовательная школа Автор: Илибаева Е.Т. учите

1 слайд

МКОУ Тавринская средняя общеобразовательная школа Автор: Илибаева Е.Т. учитель технологии МКОУ Тавринская СОШ Русская Тавра, 2013

Цель: познакомить с понятиями «профессия», «специальность», с классификацией

2 слайд

Цель: познакомить с понятиями «профессия», «специальность», с классификацией профессий по отраслям труда, предметам, целям, орудиям и условиям труда. Задачи: ознакомить с миром современного профессионального труда, со спецификой профессиональной деятельности и способствовать развитию профессионально важных качеств; помочь адаптироваться в реальных социально – экономических условиях; актуализировать процесс профессионального самоопределения;

В первобытном обществе не было проблемы выбора профессии, человек умел сам д

3 слайд

В первобытном обществе не было проблемы выбора профессии, человек умел сам делать всё необходимое для жизни. С развитием материальной и духовной жизни усложнялась деятельность людей, появились профессии и специальности. Профессия- род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека. Профессия объединяет группу родственных специальностей. Специальность- более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.

Ориентироваться в многообразном мире профессий позволяет их систематизация и

4 слайд

Ориентироваться в многообразном мире профессий позволяет их систематизация или другими словами классификация. Классификация- осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

Классификация, разработанная Е. А. Климовым построена по признакам, идущим о

5 слайд

Классификация, разработанная Е. А. Климовым построена по признакам, идущим от человека. Каждый вид труда человека имеет следующие компоненты: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности. Когда человек работает его внимание направлено на предмет труда. С предметом что-то надо делать- это цель труда. Реализуется эта цель посредством орудий труда. И наконец, человеку важно в каких условиях протекает работа. В соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения.

Самыми распространёнными являются профессии, где предметом труда выступает т

6 слайд

Самыми распространёнными являются профессии, где предметом труда выступает техника. «Человек- техника» - «Т» Большинство профессий этого типа связано с созданием, монтажом, сборкой технических устройств; специалисты проектируют и конструируют технические системы, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных деталей, узлов, блоков собирают машины, механизмы, аппараты, приборы, регулируют и налаживают их с эксплуатацией технических устройств: специалисты работают на станках, управляют транспортом, самоходными машинами и механизмами, различными процессами, поточными линиями, автоматическими системами с ремонтом технических устройств: специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, машин, механизмов, аппаратов, приборов Ремонтируют, регулируют и налаживают их

«Человек- человек»- «Ч» Большинство профессий этого типа связано с воспитание

7 слайд

«Человек- человек»- «Ч» Большинство профессий этого типа связано с воспитанием, обучением с медицин- ским обслу-живанием с бытовым обслужива-нием с информацион-ным обслу-живанием с защитой общества и государства воспитатель учитель мастер проф- техучилища спортивный тренер врач фельдшер медсестра няня вахтер работник столовой продавец парикмахер официант продавец парикмахер официант библиотекарь экскурсовод лектор продавец парикмахер официант юрист милиционер инспектор военнослужащий

«Человек- природа»- «П» Объекты труда для представителей большинства этих про

8 слайд

«Человек- природа»- «П» Объекты труда для представителей большинства этих профессий животные, условия их роста, жизни растения, условия их произрастания, жизни Специалистам этой области приходится: изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных выращивать растения, ухаживать за животными проводить профилактику заболеваний растений и животных, бороться с вредителями растений агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог лесовод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, полевод, пчеловод врач карантинной службы, агроном по защите растений, ветеринар

«Человек- знаковая система» - «З» Это могут быть тексты на родном и иностран

9 слайд

«Человек- знаковая система» - «З» Это могут быть тексты на родном и иностранных языках цифры формулы таблицы чертежи карты схемы звуковые сигналы редактор корректор машинистка делопроизводитель телеграфист программист оператор ЭВМ экономист бухгалтер статистик конструктор инженер-технолог чертежник копировальщик топограф штурман геодезист радист стенографист телефонист звукооператор

«Человек- художественный образ» - «Х» Большинство профессий этого типа связа

10 слайд

«Человек- художественный образ» - «Х» Большинство профессий этого типа связано с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу ( в единичных экземплярах) с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений в массовом производстве специалист создаёт проект, эскиз, замысел художественного произведения, воплощает его в сочетаниях линий, форм, красок, звуков, движений специалист воссоздаёт замысел художника, внося в него элементы собственного творчества специалист изготовляет художественные произведения по заданному образцу писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф ювелир, реставратор, гравёр, маляр альфрейных работ, столяр – краснодеревщик, музыкант, актёр мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник

Классы профессий Внутри каждого типа профессии разделяются на классы в соотве

11 слайд

Классы профессий Внутри каждого типа профессии разделяются на классы в соответствии с целями труда, они могут быть сведены к трём большим классам: Классы профессий Примеры профессий Гностический (Г) Цель труда: распознать, различить, оценить, проверить Контролёр, сборщик часов, осмотрщик вагонов, товаровед, эксперт, следователь Преобразующий (П) Цель труда: обработать, переместить, организовать, преобразовать Паркетчик, слесарь, портной, водитель, преподаватель, живописец по росписи фарфора Изыскательский (И) Цель труда: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать Закройщик, размётчик, селекционер, конструктор, художник- оформитель

Отделы профессий Классы профессий в свою очередь подразделяются на отделы в з

12 слайд

Отделы профессий Классы профессий в свою очередь подразделяются на отделы в зависимости от орудия труда или средств производства. Таких отделов четыре: Отделы профессий Примеры профессий Профессии, связанные с использованием ручного труда (Р) Столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург Профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением (М) Токарь, водитель, машинист тепловоза, оператор связи Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (А) Сталевар, печатник, аппаратчик, оператор прокатных станов Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (Ф) Преподаватель, актёр, дирижёр, режиссёр

Группы профессий По условиям труда можно выделить четыре группы профессий: Г

13 слайд

Группы профессий По условиям труда можно выделить четыре группы профессий: Группы профессий Примеры профессий Труд в условиях обычного «бытового» микроклимата (Б) Бухгалтер, экономист, чертёжник, учитель Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (О) Строитель, пожарник, полевод, егерь, лесоруб Труд в необычных условиях: под землёй, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (Н) Лётчик, шахтёр, водолаз, монтажник–высотник, подводник Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (М) Врач, инспектор полиции, инженер по технике безопасности, кассир, воспитатель

Классификационные признаки профессий Типы профессий ( по предметам труда); Ч

14 слайд

Классификационные признаки профессий Типы профессий ( по предметам труда); Ч – Т; Ч –П; Ч –Ч; Ч –З; Ч –Х Классы профессий ( по целям труда); Г; П; И Отделы профессий (по орудиям труда); Р; М; А; Ф Группы профессий ( по условиям труда); Б; О; Н; М Формула твоей профессии

Физкультминутка 1. Ч-Т: два раза нагнуться 2. Ч-Ч: пожать руки справа и слев

15 слайд

Физкультминутка 1. Ч-Т: два раза нагнуться 2. Ч-Ч: пожать руки справа и слева стоящему от вас. 3. Ч-П: встать. 4. Ч-З: два раза сделать приседание. 5. Ч-Х: поаплодировать.

Формула профессии Классификацию профессий схематично можно изобразить в виде

16 слайд

Формула профессии Классификацию профессий схематично можно изобразить в виде пирамиды из четырёх ярусов: тип, класс, отдел, группа, профессия. Например, рассмотрим профессию токаря. По предмету труда эта профессия относится к типу «человек-техника»; по цели труда- к классу преобразующих профессий; по средствам труда- к отделу, где используют машины; по условиям труда- к группе специалистов, работающих бытовых условиях. Поэтому формула профессии токаря- Т Пр М б

Упражнения: 1.Из перечня нижеприведённых слов выберите те, которые обозначаю

17 слайд

Упражнения: 1.Из перечня нижеприведённых слов выберите те, которые обозначают специальности, профессии: Специальности: Токарь, хирург, директор школы, литературный критик, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, шахтёр, лётчик-испытатель, судья, химик-теоретик, маляр, художник-конструктор, закройщик, ткачиха. Профессии: Ветеринарный врач, учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, бульдозерист, инженер, парикмахер, водитель, швея, кулинар, учитель рисования, юрист, строитель, штукатур.

2.Перечислите признаки по всем классификациям следующих профессий, специальн

18 слайд

2.Перечислите признаки по всем классификациям следующих профессий, специальностей: (написать формулу профессий) а) садовник; б) полицейский; в) фрезеровщик; г) инженер; 3. Какие отличительные признаки являются общими для каждой пары ниже перечисленных профессий: а) инженер-конструктор-композитор; в) бухгалтер-слесарь; б) официант-водитель такси; г) медсестра-токарь; 4. Назовите общие признаки следующих профессий, специальностей: а) животновод, садовник; б) инженер-конструктор, композитор, химик-теоретик; в) медсестра, токарь, бухгалтер; г) продавец, доярка, машинист башенного крана, слесарь. д) продавец, официант, библиотекарь, медсестра, спортивный тренер.

5. Решите каждый ребус и заполните горизонтальные клетки чайнворда:

19 слайд

1 «Основы выбора профессии» Тема. Что такое «профессия»? Классификация профессий.

2 Трудовая деятельность человека считается профессиональной, если: -занимающийся ею человек имеет определенный уровень квалификации: знаний, умений, мастерства (обычно подтвержденный специальными документами аттестатами, сертификатами, дипломами); -является товаром, который продается на рынке труда и служит источником доходов человека.

3 «Специальность» - это вид занятий в рамках одной профессии. Профессия ВРАЧ Специальность Врач-терапевт Врач-стоматолог Врач-окулист

4 Классификация профессий по характеру труда: -профессии физического или умственного труда; -профессии исполнительного или творческого труда. Профессии исполнительного класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, инструкции, правилу (продавец, кассир, машинист, телефонист и т.д.). Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, контролем, планированием, управлением, проектированием, принятием нестандартных решений (врач, менеджер, учитель, юрист и т.д.).

5 Классификация профессий по уровню квалификации: -профессии, требующие высшего образования, длительной подготовки (инженер, врач, архитектор, режиссер, экономист); -высококвалифицированные рабочие профессии, требующие среднего специального образования (оператор ПК, бухгалтер); -квалифицированные массовые профессии (токарь, продавец, страховой агент); -неквалифицированные профессии (подсобный рабочий, грузчик).

6 Классификация профессий по уровню жесткости требований, предъявляемых к человеку: -массовые профессии, которыми может овладеть практически каждый человек (продавец, секретарь, водитель); -профессии, где от человека требуются определенные качества (лётчик, космонавт, артист, балерина, художник, хореограф, дегустатор).

7 Классификация профессий по отраслям хозяйства: -промышленность и строительство (инженер, архитектор, каменщик и т.д.); -транспорт и связь (автомеханик, водитель, телефонист, оператор ПК и т.д.); -сельское хозяйство (ветеринар, агроном, тракторист и т.д.); -торговля, бизнес (продавец, коммерсант, товаровед и т.д.); -наука, просвещение, культура, здравоохранение, образование (художник, музыкант, врач, учитель и т.д.); -сфера обслуживания (парикмахер, продавец и т.д.) и т.д.

8 Классификация профессий по предмету труда: Наиболее распространенной и представляющей интерес при выборе профессии является классификация профессий по предмету труда, предложенная Евгением Александровичем Климовым. По предмету труда выделяется 5 типов профессий: 1)Профессии типа «Человек-Человек»; 2)Профессии типа «Человек-Техника»; 3)Профессии типа «Человек-Знак»; 4)Профессии типа «Человек-Художественный образ»; 5)Профессии типа «Человек-Природа».

9 Профессии типа «ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕК» К профессиям типа «Человек Человек» относятся те, где «предметом» труда является «человек»: его лечат (врач, медсестра), учат (преподаватель, воспитатель, тренер), обслуживают (продавец, проводник, менеджер), защищают (юрист, милиционер).

10 Профессии типа «ЧЕЛОВЕК ТЕХНИКА» К профессиям типа «Человек Техника» относят профессии, связанные с созданием, монтажом, наладкой, эксплуатацией и ремонтом технических устройств (монтажник, каменщик, инженер, токарь, водитель, слесарь, электромонтер).

11 Профессии типа «ЧЕЛОВЕК ЗНАК» К профессиям типа «Человек Знак» относят профессии, где работать приходится с различными текстами (переводчик, библиотекарь, секретарь), с цифрами, формулами (программист, экономист), с чертежами, схемами (штурман, чертежник).

12 Профессии типа «ЧЕЛОВЕК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ» К профессиям типа «Человек Художественный образ» относят профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, реставратор).

13 Профессии типа «ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА» К профессиям типа «Человек Природа» относятся профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, геолог), с уходом за растениями, животными (агроном, ветеринар), с природопользованием (мастер животноводства, пчеловод, эколог).

14 Классификация профессий по предмету труда: Есть много профессий, которые по предмету труда попадают в смежные, промежуточные группы. Например, тракторист (техника и сельское хозяйство); инженер по компьютерным системам (техника и знак); паспортистка (знак и человек); учитель химии (человек и природа); инженер-конструктор компьютеров (знак и техника); банковский служащий (знак и человек) и т.д. Тракторист Учитель химии Банковский служащий

15 Проверь себя! *Профессия это: А) род трудовой деятельности; Б) вид занятий в рамках трудовой деятельности; В) служебная обязанность; Г) наивысшая степень соответствия конкретного человека и его деятельности. *Учитель начальных классов это: А) профессия; Б) специальность; В должность; Г) призвание. *Специального профессионального отбора требует профессия: А) геолога; Б) летчика; В) следователя; Г) журналиста.

16 Проверь себя! *Для учащегося, предпочитающего профессию типа «человек техника», наиболее пригодна работа: А) кассира; Б) механика; В) оператора ПК; Г) секретаря-машинистки. *Профессия «бухгалтер» относится к типу: А) «человек человек»; Б) «человек техника»; В) «человек художественный образ»; Г) «человек знаковая система». *К типу «человек художественный образ» относится профессия: А) экскурсовода; Б) цветовода; В) медсестры; Г) дизайнера.

17 Проверь себя! *Для учащегося, предпочитающего профессию типа «человек природа», наиболее пригодна профессия: А) машиниста; Б) биолога; В) кондитера; Г) адвоката. *Профессия «парикмахер» относится к типу: А) «человек человек»; Б) «человек техника»; В) «человек художественный образ»; Г) «человек знаковая система».

18 Проверь себя! 1.Составьте список специалистов, которые участвуют в создании: -художественного фильма; -газеты; -школьной мебели; -магнитофона или обеспечивают возможность: -поездки в любой населенный пункт; -телефонного разговора. 2.Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают специальности. Токарь, хирург, литературный критик, пианист, учитель, летчикиспытатель, судья, маляр, художник-конструктор. 3.Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают профессии. Ветеринарный врач, учитель, резчик по камню, продавец книг, инженер, бульдозерист, парикмахер, водитель, учитель рисования.

19 Проверь себя! 4.Определите, какой уровень квалификации соответствует каждой из перечисленных профессий. Модельер, наладчик технологического оборудования, швея-мотористка, водитель, такси, столяр, оператор станков с программным управлением, врач-хирург, помощник воспитателя в детском саду, секретарь-референт, автослесарь, учитель музыки, пожарный. 5.Какие отличительные признаки являются общими для каждой пары нижеперечисленных профессий. -медсестра токарь; -официант водитель такси; -учитель математики спортивный тренер; -инженер-конструктор композитор. -бухгалтер слесарь.

Сферы средства отрасли

Сферы,отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности «Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды»

Сферы,отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности «Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды»

Сферы,отрасли, предметы
труда и процесс
профессиональной
деятельности

«Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды». Вольтер

Отрасль и сфера Сфера профессиональной деятельности – это совокупность отраслей, объединённых по определённому признаку

Отрасль и сфера Сфера профессиональной деятельности – это совокупность отраслей, объединённых по определённому признаку

Отрасль и сфера

Сфера профессиональной деятельности – это совокупность отраслей, объединённых по определённому признаку
Отрасль – это совокупность предприятий, объединённых однородностью сырья, общностью материально-технической базы и технологичностью процессов.

Сферы ПД Сферы и отрасли профессиональной деятельности

Сферы ПД Сферы и отрасли профессиональной деятельности

Сферы и отрасли профессиональной деятельности

Сфера материального производства

Сфера нематериального производства

Отрасли
промышленность,
сельское хозяйство,
Лесное хозяйство
Грузовой транспорт
Связь, доставка и сбыт в
сфере нематериального
производства

Отрасли
Наука, образование, искусство, культура, здравоохранение, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, органы госуправления, финансы, кредит, органы правопорядка, СМИ

Предмет труда – это то, на что направлен труд человека, его преобразующая деятельность

Предмет труда – это то, на что направлен труд человека, его преобразующая деятельность

Предмет труда – это то, на что направлен труд человека, его преобразующая деятельность.

Предметы труда Природа Техника

Предметы труда Природа Техника

Предпринимательство Предпринимательство – это творческая деятельность по созданию товаров или услуг на свой страх и риск

Предпринимательство Предпринимательство – это творческая деятельность по созданию товаров или услуг на свой страх и риск

Предпринимательство – это творческая деятельность по созданию товаров или услуг на свой страх и риск

Процесс профессиональной деятельности

Процесс профессиональной деятельности

Процесс профессиональной деятельности


Процесс ПД - это продвижение, ход, этапы развития, последовательность смены состояний и выполнения определённых действий.

Процесс профессиональной деятельности

Процесс профессиональной деятельности

Процесс профессиональной деятельности

Процесс профессиональной деятельности (ПД) (цели, задачи)

Готовность к ПД

Средства труда – это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда с целью производства материальных и духовных благ

Средства труда – это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда с целью производства материальных и духовных благ

Средства труда – это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда с целью производства материальных и духовных благ

Средства труда Земля Производственные здания

Средства труда Земля Производственные здания

Орудия производства Орудия производства

Орудия производства Орудия производства

Машины

А) Средства для приема, получения информации

А) Средства для приема, получения информации

А) Средства для приема, получения информации.
Б) Устройства, предназначенные для переработки информации.
В) Средства для передачи информации среди людей, в обществе.
Г) Средства для осуществления практических действий в природных, технических, информационных системах.

Распределите орудия (средства) труда по пунктам:

Рулетка, телефон, трактор, лопата, лупа, весы, видеокамера, стиральная машина, микрокалькулятор, стамеска, компьютер, автомобиль, счеты, счетчик электроэнергии, школьный звонок, ксерокс, телеграфный аппарат.

Оснастка –совокупность технических средств, которые дополняют машины и нужны для выполнения части технологического процесса

Оснастка –совокупность технических средств, которые дополняют машины и нужны для выполнения части технологического процесса

Оснастка –совокупность технических средств, которые дополняют машины и нужны для выполнения части технологического процесса
Рабочие инструменты – это орудия труда человека или средства измерения

Функции Аналитическая Энергетическая

Функции Аналитическая Энергетическая

Функциональные возможности человека

Физически Нравственно Психологически

Физически Нравственно Психологически

Готовность к ПД

Готовность к профессиональной деятельности

ПРОФЕССИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ДОЛЖНОСТЬ

ПРОФЕССИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ДОЛЖНОСТЬ

Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают специальности: токарь, хирург, директор школы, литературный критик, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, шахтер, летчик-испытатель, судья, химик-теоретик, маляр, художник-конструктор,…

Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают специальности: токарь, хирург, директор школы, литературный критик, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, шахтер, летчик-испытатель, судья, химик-теоретик, маляр, художник-конструктор,…

Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают специальности:
токарь, хирург, директор школы, литературный критик, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, шахтер, летчик-испытатель, судья, химик-теоретик, маляр, художник-конструктор, закройщик, ткачиха.

Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают профессии: ветеринарный врач, учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, бульдозерист, директор совхоза, инженер, художник конструктор, парикмахер,…

Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают профессии: ветеринарный врач, учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, бульдозерист, директор совхоза, инженер, художник конструктор, парикмахер,…

Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают профессии:
ветеринарный врач, учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, бульдозерист, директор совхоза, инженер, художник конструктор, парикмахер, водитель, швея, кулинар, учитель рисования.

А.П. Гайдар — командир полка Красной

А.П. Гайдар — командир полка Красной


1. А.П. Гайдар — командир полка Красной Армии. 2. Н.В. Гоголь - канцелярский чиновник в департаменте(1829г.) 3. А.С. Грибоедов — глава Русского посольства в Персии. 4. А.С. Грин — был учеником на пароходе; работал в рыбачьей артели; был добытчиком золота на Урале; был рядовым пехотного полка. 5. Н.М. Карамзин — историк. 6. М.Ю. Лермонтов — офицер гвардейского гусарского полка, участвовал в военных действиях на Кавказе в войне с горцами. 7. М.М. Пришвин — агроном, работал на опытной сельскохозяйственной станции, много путешествовал. 8. А.П. Чехов, М.Булгаков — врач. 9. В. Шекспир — актер.

Задания. В рабочих тетрадях зарисуйте таблицу для заданного преподавателем типа профессии (по таблице). Впишите в соответствующие графы названия специальностей или профессий.

Устные вопросы и задания

1. Что такое разделение труда?

2. Почему произошло разделение труда?

3. Разделение труда – это положительный процесс или нет? Почему?

4. В каких направлениях может происходить процесс разделения труда?

5. Происходит ли в наше время процесс разделения труда?

6. Приведите примеры новых профессий, специальностей, образованных путем дробления ранее существовавших.

7. Приведите примеры появления новых профессий, специальностей, образованных путем объединения существующих.

8. Приведите примеры профессий, которые недавно перестали существовать.

9. Какие вы знаете профессии, которые появились в нашем обществе в последнее время?

10. Что такое профессия?

11. Назовите три специальности, относящиеся к одной профессии.

12. К какой профессии относятся следующие специальности: педиатр, стоматолог, терапевт, хирург?

13. Перечислите специальности, которые относятся к профессии строитель.

14. Врач – это профессия или специальность?

15. Какие вы знаете признаки классификации профессий?

16. Какое существует различие между производственной и непроизводственной сферами?

17. Каковы условия разделения профессий на две группы – физического и умственного труда?

18. Назовите основные отрасли народного хозяйства.

19. Как разделяются рабочие профессии по уровню квалификации?

20. Какие основные компоненты труда можно выделить?

21. В какой отрасли народного хозяйства может работать слесарь? музыкант?

22. Какие предприятия вашего города, района относятся к машиностроительной отрасли, к пищевой промышленности и т. п.?

Упражнения

1. Составьте список специалистов, которые участвуют в создании:

а) художественного кинофильма;

г) ученической тетради;

д) школьной формы;

ж) возможность поездки в любой населенный пункт;

з) возможность телефонного разговора;

и) безопасность Государственной границы;

к) возможность получения среднего образования.

2. Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают специальности:

Токарь, хирург, директор школы, литературный критик, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, шахтер, летчик-испытатель, судья, химик-теоретик, маляр, художник-конструктор, закройщик, ткачиха.

3. Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают профессии:

Ветеринарный врач, учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, бульдозерист, директор совхоза, инженер, художник-конструктор, парикмахер, водитель, швея, кулинар, учитель рисования.

4. Распределите все нижеперечисленные профессии и специальности по отношению к преобладанию в них умственного или физического труда:

Медсестра, агроном, швея-мотористка, машинист тепловоза, полевод, штукатур, бухгалтер, сталевар, продавец книг, инженер-конструктор, машинистка, столяр, воспитатель детского сада, электромонтажник, оператор машинного доения.

5. Распределите нижеприведенные профессии, специальности по признаку отрасли народного хозяйства:

Сборщик микросхем, агроном, токарь-универсал, инспектор милиции, резчик по камню, кондитер, садовод, медсестра, следователь, тракторист-машинист широкого профиля, сталевар, швея-мотористка, продавец книг, маляр, экономист.

6. Выберите из нижеприведенного списка профессий и специальностей те, которые входят в производственную сферу:

Сборщик часов, овощевод, кулинар, учитель, столяр, медсестра, чертежник, инженер-строитель, водитель троллейбуса, вязальщица, тракторист-машинист широкого профиля, парикмахер.

7. Определите, какой уровень квалификации соответствует каждой из перечисленных рабочих профессий:

Инкрустатор, модельер, наладчик технологического оборудова­ния, швея-мотористка, водитель такси, столяр, оператор станков с программным управлением, помощник воспитателя в детском саду, секретарь-машинистка, автослесарь, осмотрщик вагонов на железной дороге, пожарный.

8. Пользуясь таблицей классификационных признаков (см. с. 18), определите, к какому типу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей:

Воспитатель детского сада, ветеринарный врач, фармацевт, маляр по художественной отделке, токарь, пожарный, фотограф, медицинская сестра, резчик по камню, продавец книг, водитель троллейбуса, слесарь-сборщик радиоаппаратуры.

9. Пользуясь таблицей классификационных признаков (см. с. 18), определите, к какому классу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей:

Кулинар, автослесарь, модельер, водитель такси, контролер ОТК, оператор по подготовке данных для ЭВМ, оператор машинного доения, слесарь-сборщик радиоаппаратуры, следователь, агроном, писатель, корректор, парикмахер.

10. Руководствуясь таблицей классификационных признаков

(см. с. 18), распределите перечисленные ниже орудия труда по ее отделам:

Трактор, лопата, телефон, лупа, весы, логарифмическая линейка, стиральная машина, фотоаппарат, рулетка, микрокалькулятор (электронная счетная линейка), колокольчик председателя собрания, автомобиль, зеркало, шприц, ЭВМ.

11. Распределите все нижеприведенные профессии и специальности по группам таблицы классификационных признаков (см. с. 18), руководствуясь особенностями условий труда:

Учитель, бухгалтер, водолаз, геолог, водитель автобуса, слесарь-сборщик, полевод, продавец промышленных товаров, монтажник-высотник, маляр, следователь, оператор по выращиванию и откорму свиней, чертежник.

12. С помощью таблицы классификационных признаков (см. с. 18) составьте формулу одной из следующих профессий:

Токарь, оператор электронно-вычислительных машин, электромонтер, швея-мотористка, тракторист-машинист широкого профиля, полевод, учитель, стенографистка, водитель такси.

13. Приведите примеры профессий, специальностей, соответствующих формулам:

а) П Пр Ф о; г) Ч Г Ф м;

б) Т Пр Р б; д) ТИ Фб;

в) 3 ГАб; е) ХИРМ н.

14. Перечислите признаки по всем классификациям следующих профессий, специальностей:

а) садовник; е) учитель труда;

б) милиционер; ж) кровельщик;

в) продавец книг; з) инженер;

г) фрезеровщик; и) ткачиха;

д) мелиоратор; к) животновод.

15. Какие отличительные признаки являются общими для каждой пары нижеперечисленных профессий:

а) медсестра – токарь;

б) официант – водитель такси;

в) учитель математики – спортивный тренер;

г) бухгалтер – слесарь;

д) полевод – агроном;

е) инженер-конструктор – композитор.

16. Назовите общие признаки следующих профессий, специаль­ностей:

а) животновод, садовник;

б) инженер-конструктор, композитор, химик-теоретик;

в) медсестра, токарь, бухгалтер;

г) токарь, машинист башенного крана, бульдозерист, шофер;

д) продавец, доярка, машинист башенного крана, слесарь;

е) продавец, официант, библиотекарь, медсестра, спортивный тренер.

17. Из приведенного далее списка назовите те профессии, которые:

а) почти или совершенно исчезли;

б) появились только в XX веке;

в) появились в последние десятилетия.

Художник, оператор ЭВМ, тракторист-машинист широкого профиля, полевод, трубочист, редактор, столяр, извозчик, маляр, врач, летчик, бухгалтер, оператор станков с числовым про­граммным управлением, экскурсовод, резчик по дереву, садовник, повар, гувернер, клоун, педагог.

18. Из перечисленных ниже названий профессий или специаль­ностей выберите те, которые необходимы:

а) в сельском хозяйстве;

б) в химической промышленности;

в) в строительстве;

г) в машиностроении.

Чертежник-конструктор, ветеринарный фельдшер, бухгалтер, овощевод, лаборант химико-бактериологического анализа, мон­тажник радиоаппаратуры, слесарь, агроном, инженер-механик, маляр, химик-технолог, юрист.

Читайте также: