Какие профессии отменили в колледжах

Опубликовано: 16.05.2024


Реакция общественности не заставила себя ждать. После бурного обсуждения в Интернете проект изменили, и министерство разослало официальный документ, где черным по белому написано: "Минобрнауки в рамках общественного обсуждения учло все конкретные предложения. В результате. принято решение сохранить профессии среднего профобразования: парикмахер; оленевод-механизатор; слесарь-электрик метрополитена; скорняк; овощевод; доменщик; докер-механизатор; часовщик-ремонтник, огранщик алмазов в бриллианты".


Теперь в проекте "запретного" списка осталось около 60 специальностей. В том числе пивовар, рыбак прибрежного лова, изготовитель мороженого, изготовитель эмалированной посуды, электромонтер по наладке медоборудования. А еще там есть профессии из текстильной отрасли, горнодобывающей промышленности, приборостроения, химических технологий.

С пивоварами - на фоне лозунгов борьбы с алкоголизмом - еще как-то можно согласиться. Рыбу в прибрежных водах, думаю, тоже можно ловить без свидетельства о среднем профобразовании. Были бы снасти. Но неужели и правда нам больше не требуются электромонтеры, электромеханики, всевозможные наладчики и другие квалифицированные рабочие?

- У нас на предприятии больше половины сотрудников - "изготовители эмалированной посуды". Хоть завтра готовы принять еще 50 человек, - рассказал "РГ" начальник управления по персоналу завода в Череповце, выпускающего посуду, Сергей Лукьянов. - Такие предприятия есть в Новокузнецке, Лысьве, и везде нужны кадры. Зарплата - от 15 до 25 тысяч. Мы тесно работаем с местным училищем, приглашаем выпускников. Да, поступают в колледжи по этому профилю, может, и немного ребят, но ведь спрос-то есть!

Эмалированные кастрюли и чайники есть практически в каждом доме. К сожалению, все чаще такая посуда - китайская. "Это из-за того, что там дешевле стоит труд, - объясняет Сергей Лукьянов, - а мы не можем платить работникам мизерную зарплату". Главный плюс китайской посуды при спорном качестве - низкая цена. Впрочем, подросший курс доллара уже изменил ситуацию, и теперь наши производители в более выигрышном положении. Так стоит ли упразднять столь нужные рабочие специальности?

С производством мороженого похожая картина.

- Изготовителей мороженого мы сейчас называем операторами линии, но суть работы от этого не меняется, - объяснила сотрудница отдела кадров крупной кампании. - Кадры очень нужны. Наш завод находится в Подмосковье, зарплата от 25 тысяч. В сезон можно заработать до 35 тысяч рублей.

Еще одна специальность, которая может исчезнуть из колледжей, - электромонтер по наладке медоборудования. Можно сколько угодно мечтать о компьютерных томографах и умной цифровой технике, которая сама будет делать операцию и ставить уколы, но без аппаратов магнито- и физиотерапии, кварцевых ламп, ингаляторов не обходится пока ни одна поликлиника. Спрашивается, кто все это должен чинить? В Новокузнецком государственном гуманитарно-техническом колледже-интернате, который выпускает электромонтеров, узнав о планируемых нововведениях минобрнауки, схватились за голову. Колледж дает профессию 183 инвалидам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Для этих людей востребованная профессия - единственный шанс на нормальную жизнь.

- Наши выпускники идут работать в центр реабилитации инвалидов, на протезно-ортопедическое производство, на предприятие "Медтехника". Все устраивались по специальности, и запрос на них есть всегда, - подтвердила заместитель директора колледжа Ирина Лебедева.

Из-за сложностей с оформлением аккредитации образовательной программы в этом году набора на электромонтеров не было. Тем не менее колледж приготовил все нужные бумаги и был уверен, что возьмет на учебу абитуриентов.

Если проект приказа примут в том виде, в каком он предлагается сейчас, то колледж может недосчитаться еще одной рабочей специальности - "электромеханик по ремонту и обслуживанию электронной медицинской аппаратуры".

Сейчас спорный документ повторно вынесен на всеобщее обсуждение. И если уж будет принято решение закрыть ту или иную специальность в колледже, то вместе нее должны быть открыты, как минимум, две новые. По мнению экспертов, спрос в России на среднее профобразование в ближайшие годы будет только расти.

  • - электромонтажник по электрическим машинам;
  • - наладчик оборудования оптического производства;
  • - механик протезно-ортопедических изделий;
  • - оператор поточно-автоматической линии (макаронное производство);
  • - обработчик птицы и кроликов;
  • - оператор линии производства маргарина.

Кстати

В России в колледжах и техникумах учатся сейчас около 2,8 миллиона человек. В вузах, для сравнения, в два раза больше - 5,6 миллиона

Минпросвещения подготовило проект приказа о прекращении приема в колледжи и техникумы по девяти профессиям и 23 специальностям. Об этом сообщается на сайте министерства. Ожидается, что прием на обучение по данным специальностям закроют в 2021 году.


На какие специальности закроют прием в колледжи и техникумы?

Авторы документа предлагают с 1 января 2021 года прекратить прием на обучение по следующим профессиям:

  • — наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики;
  • — автомеханик;
  • — мастер отделочных строительных работ;
  • — слесарь;
  • — фрезеровщик-универсал;
  • — токарь-универсал;
  • — станочник (металлообработка);
  • — оптик-механик;
  • — лаборант-аналитик.

Также прекратится прием на обучение по следующим специальностям среднего профессионального образования:

  • — монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям);
  • — автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям);
  • — технология машиностроения;
  • — аналитический контроль качества химических соединений;
  • — техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;
  • — технология продукции общественного питания;
  • — метрология;
  • — техническое регулирование и управление качеством;
  • — механизация сельского хозяйства;
  • — организация обслуживания в общественном питании;
  • — парикмахерское искусство;
  • — прикладная эстетика;
  • — гостиничный сервис;
  • — информационные системы (по отраслям);
  • — полиграфическое производство;
  • — компьютерные сети;
  • — программирование в компьютерных системах;
  • — многоканальные телекоммуникационные системы;
  • — сети связи и системы коммутации;
  • — электронные приборы и устройства;
  • — оптические и оптико-электронные приборы и системы;
  • — биотехнические и медицинские аппараты и системы;
  • — прикладная информатика (по отраслям).

Диана Багаутдинова из Москвы - лучшая в сварке в Цент­ральном федеральном округе.

Перестанут ли в России обучать этим профессиям?

Нет. Остановка приема на обучение по некоторым программам не означает отказ от обучения специалистов данным профессиям, как отмечается в сообщении Минпросвещения. По этим направлениям останутся и появятся другие, более актуальные программы подготовки. В частности, современные навыки и компетенции указанных рабочих профессий заложены в программах подготовки топ-50 перспективных профессий, которые ранее утвердили Минтруд и Минпросвещения России.

Почему сократят некоторые профессии и специальности?

Новый документ стал первым этапом работы по обновлению перечня профессий и программ подготовки среднего профессионального образования. Ранее министр просвещения Ольга Васильева заявляла, что из списка уберут около 100 профессий. По ее словам, некоторые профессии устарели содержательно, часть из них теперь можно получить на краткосрочных курсах, а какие-то профессии становятся невостребованными.

На сегодняшний день в стране проводят работу по модернизации среднего профессионального образования. Для этого был создан федеральный проект «Молодые профессионалы», входящий в состав национального проекта «Образование». В рамках проекта во всех регионах обновляют инфраструктуру колледжей. В частности, к 2024 году в России откроют свыше пяти тысяч мастерских, оборудованных по современным стандартам, включая WorldSkills.

Минпросвещения изменило перечень профессий и специальностей в колледжах и техникумах

В России будут учить на выжигальщиков и кружевниц

В России меняется рынок труда, а значит нужно корректировать программы колледжей и техникумов. Минпросвещения изменило названия более 24 специальностей, большинство — по направлению «Искусство и культура». Соответствующий приказ ведомства вступил в силу 2 марта. В дальнейшем список профессий среднего профобразования планируют сократить вдвое, но ни одна из них не потеряется. Часть объединят друг с другом, прочие станут факультативными.

Идти в ногу с рынком

Так, например, обучающихся на изготовителя художественных изделий из дерева теперь будут отдельно учить на выжигальщиков. А будущих мастеров народных художественных промыслов — на кружевниц и вышивальщиц.

Профессию «Повар, кондитер» разделят на две отдельные — «Повар» и «Кондитер». А к фотографам добавят фотолаборанта и ретушёра.

Изменения коснулись и перечня специальностей. Так, курс «Пожарная безопасность» будет отдельно готовить техников и старших техников, к «Организации оперативного (экстренного) реагирования в чрезвычайных ситуациях» добавят «Специалистов по приёму и обработке экстренных вызовов».

Кроме того, специальность «Спорт» переименована в «Тренер по виду спорта». А «Адаптивная физическая культура» разделилась на две — «Педагог по адаптивной физической культуре и спорту» и «Учитель адаптивной физической культуры».


Изменения в перечень профессий и специальностей вносят регулярно. С 2013 года, когда кардинально обновили ещё советские документы, каждый из списков дополняли уже трижды. Это связано с изменением рынка труда, объяснили в Минпросвещения.

«Нынешние проблемы системы среднего профобразования связаны с тем, что в постсоветский период рынок труда и система подготовки кадров развивались автономно друг от друга, — рассказала ранее «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова. — Сейчас ситуация меняется. Но пока нельзя сказать, что все российские колледжи одинаково ориентированы на прорыв».

Поступить на новые профессии и специальности можно будет уже с этого учебного года. Согласно информации онлайн-справочника абитуриента, на «Выжигальщиков» в России уже учат 11 средне-специальных учебных заведений, а на «Вышивальщиц» — три. Правда, пока на сайтах самих профтехучилищ эти профессии носят ещё старые названия.

50 тысяч абитуриентов на новые профессии

Как вводят новые специальности и отменяют старые, первый заместитель министра просвещения Дмитрий Глушко рассказал 1 марта «Российской газете».

«Колледжи и техникумы должны обеспечить экономику страны квалифицированными кадрами, — объяснил он. — Но каких специалистов готовить? В каком объёме? К какому времени? Всё это вопросы, которые мы сегодня решаем: смотрим контрольные цифры приёма, как их корректировать с учётом потребностей экономики каждого региона».

В итоге, например, в колледжах Северо-Кавказского федерального округа увеличили приём на направление «Туризм» — эта сфера в регионе активно развивается при том, что до сих пор такие кадры там практически не готовили.

В последнее время на рынке появился спрос и на абсолютно новые профессии. Так, стране нужны операторы беспилотников. И это не только квадрокоптеры: дистанционно сегодня управляют также строительной и карьерной техникой.

В последнее время на рынке появился спрос и на абсолютно новые профессии. Так, стране нужны операторы беспилотников.

«Ещё пример — солнечные батареи. Если их производители не будут работать с системой профобразования, то на рынке просто не будет людей, которые способны вести монтаж, эксплуатацию и обслуживание такого оборудования», — добавил Дмитрий Глушко.

Иногда название профессии не меняется, но новым становится её наполнение. Несколько лет назад на рынок сантехники пришли пластиковые трубы. А значит, водопроводчик должен уметь их устанавливать и ремонтировать. Для этого колледжам пришлось очень быстро менять программы, отметил замминистра.

А вот профессию «пчеловод-водитель», наоборот, признали неактуальной. Эксперты заявили, что в ней уже нет потребности, поэтому её убрали из программы.

Сейчас в перечне профессий и специальностей среднего профобразования около пятисот позиций. В ближайшее время их станет в два раза меньше, заявил Глушко. При этом, ни одну из них не потеряют: одни программы объединят или трансформируют, другие переведут на уровень профобучения, то есть на «короткие» программы, которые можно освоить в дополнение к основной профессии или специальности.

«Мы предложили сделать ФГОСы более рамочными и широкими — оставим один документ для целой группы профессий, — объяснил Глушко. — Это позволит быстро реагировать на требования экономики и оперативнее корректировать образовательные программы».

Обновление стандартов потребует и более качественной подготовки преподавателей, считает замминистра. Понадобится переоснастить учебные заведения. А для проверки полученных знаний министерство планирует внедрить новую оценочную систему.

Нововведения могут привести к росту количества абитуриентов в 2021 году на 50 тысяч человек, ожидают в Минпросвете. В прошлом году в ПТУ и колледжи поступило около 1,2 миллиона первокурсников.

В ближайшее время российская система среднего профобразования изменится до неузнаваемости. Целью обучения в колледжах станет выпуск специалистов, а не всесторонне развитых личностей. А потому максимальные сроки обучения по большинству специальностей сократятся до двух лет; бюджетные места будут выделяться под диктовку местных рынков труда; а учебные программы станут суперсовременными и практико-ориентированными.

Их ждет серьезное сокращение программ и ускоренный выпуск

Фото: Алексей Меринов

Потихоньку вылезающая из ковидного кризиса экономика России как никогда нуждается в кадрах младшего и среднего звена. А их как не было, так и нет: гастарбайтеры и те разъехались по домам, и когда вернутся обратно, бог весть. Выход один — ускоренный выпуск из системы СПО, как это было с военными училищами времен войны. И нынешние власти такое решение приняли.

— Необходимо сокращать сроки обучения! Чтобы научить работе горничной, не нужны четыре года: научиться улыбаться можно за два месяца! — обозначила на слушаниях в Совете Федерации новый стратегический курс спикер верхней палаты Валентина Матвиенко. — У нас нехватка трудовых ресурсов! Поэтому нужны новые короткие программы, надо открывать больше краткосрочных курсов по подготовке кадров, ввести ускоренную подготовку по рабочим профессиям!

Правительство, как оказалось, уже вовсю этим занимается:

— Мы обсуждаем сокращение сроков подготовки кадров в системе среднего профобразования примерно по 200 специальностям, — сообщила на тех же слушаниях вице-премьер Татьяна Голикова. — Но, конечно, не по медицинским направлениям! Кроме того, бизнес просит изменить содержание образования в сторону большей практико-ориентированности — например, за счет введения дуального обучения. И он готов поддержать такие новые программы!

Готовится к предстоящей реформе, как сообщил на недавнем заседании Совета законодателей в Госдуме глава Минпросвещения Сергей Кравцов, и его ведомство. Там не только уже прикинули, какие направления освободят от подготовки специалистов за два года (это будут здравоохранение, культура и военная техника), но и взялись менять программы колледжей с тем, чтобы максимально сблизить их с экономическими потребностями регионов (пока, сетуют в министерстве, треть этих программ не имеет ничего общего с задачами местных экономик, но уже в следующем году этот вопрос будет решен).


Фото: Геннадий Черкасов

Решить предполагается и другой важнейший вопрос: «Бюджетные места должны быть четко увязаны с потребностями местных рынков труда и давать твердую надежду на трудоустройство после окончания обучения! — заявила Матвиенко. — Ни один выпускник СПО не должен быть потерян для рынка труда!»

Итак, радикальное сокращение сроков обучения; максимально прикладной характер образовательных программ; ориентация на местных работодателей и реальные потребности рынка — вот главные стратегические направления реформ, которыми вот-вот двинется отечественная система СПО. А коснутся изменения очень многих, ибо уже «сейчас в СПО идут 65% выпускников школы, а к 2030 году, по нашим оценкам, будет 85%», — отметила Голикова. Однако не все так просто.

— Примерно с 2016 года поток девятиклассников, выбравших систему среднего профобразования, увеличился так сильно, что сейчас эта система перегружена. Многие семьи реально стремятся к более раннему выходу детей на рынок труда, и в том числе по финансовым соображениям. Так что реформировать систему СПО действительно надо. Но не будем забывать: там готовят два типа профессионалов — рабочие кадры и специалистов среднего звена, составляющих примерно пять шестых численности обучающихся. И тут потребуются серьезные решения, — заявила «МК» директор Центра непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко.

«Если вопрос, может ли мальчик или девочка в 15, а то и в 14 лет выбрать дело, которым будет заниматься всю жизнь, в принципе решаем, т.к. у них достаточно времени, чтобы выучиться за два года по одной специальности, попробовать себя в деле, а потом переучиться, то с готовностью работодателей взять на работу 16-летнего «специалиста» все сложнее, — предупреждает эксперт. — Да, скажем, в области медицины ускоренной подготовки не будет. Но можно ли взять несовершеннолетнего работника, скажем, в детский сад? Думаю, вряд ли. И аналогичных примеров можно привести много».

— Другой риск — создание тупиковых траекторий для самих учащихся колледжей. Пришел, скажем, в СПО выпускник 9-го класса. В школе он учился неважно. А тут ту же программу за 10–11-й классы ему придется пройти за год. Плюс предметы профподготовки. Потянет ли он это? А если такой выпускник позже захочет поступить в вуз? ЕГЭ-то он сдать, скорее всего, не сможет! Значит, придется возрождать что-то вроде школы рабочей молодежи советских времен? Короче говоря, есть целый клубок очень тонких проблем, которые надо прорабатывать одну за другой — и по гендерному признаку (юноша — девушка); и по возрастному; и по профессиям/специальностям, где все же надо сохранить четырехлетнее обучение; и т. д. и т. п., — предупреждает Клячко.

Поступить в колледж можно с аттестатом после 9 класса и после 11 класса.
Для поступления будет нужен ваш средний балл аттестата.
Знаю, что многие усиленно готовятся к ОГЭ и потом расстраиваются, что не туда вкладывали усилия.

Поступление в колледж после 11 класса существенно облегчили тем, что можно вообще не сдавать ЕГЭ.
Нужно сдать ГВЭ (государственный выпускной экзамен) по русскому и математике. Пока сложно оценить насколько он будет легче ЕГЭ.

Примерные варианты уже выложены на сайте ФИПИ.
Русский язык (письменная и устная форма)
Математика (письменная и устная форма)

2. Как выбрать профессию в колледже

Основная цель обучения в колледже - получить профессию.
Конечно, вы освоите и всю необходимую информацию за 10 и 11 класс, но уже с первого курса у вас начнутся практики и мастерские.

Поэтому на сайтах колледжей вы всегда найдете информацию какую специализацию и квалификацию вы получите, а также какие возможные должности вы сможете с этим образованием занять.

3. Колледж или 10 класс. Что лучше? Что труднее?

Один из частых поводов пойти в колледж - избежать ЕГЭ. В особенности, когда пугают тем, что введут еще обязательный по английскому или истории.
Но таким образом получается, что вы готовы уйти куда угодно, лишь бы не идти в старшую школу.

Поэтому, если ваша мотивация - желание избежать ЕГЭ , то вот что может неприятного произойти:

  • поступите туда, где учиться будет еще менее интересно, чем в школе, профессия вообще не будет интересовать.
  • захотите поступить в ВУЗ, но поймете, что потеряли время. (Это не трагедия, это может быть даст вам лучше подумать о ВУЗе, но может и сильно расстроить).
  • все равно примете решение сдавать ЕГЭ после колледжа.
    количество специальностей в колледжах гораздо меньше, чем в ВУЗе.
  • если до этого не задумывались о выборе профессии, то только приблизите болезненный выбор. Вероятность ошибки возрастет.

Поэтому продолжать обучение в школе или нет, должно быть не только из-за эмоционального фактора, но и логически обдумано.
Для того, чтобы вам было проще не упустить важные моменты воспользуйтесь чек-листом .

4. Реально ли после колледжа устроиться на работу?

Этот вопрос самый животрепещущий. Действительно, если выпускник школы идет получать профессию в колледж, то логично, что после получения корочки он может уже работать.
И желательно, чтобы это может зависело только от его желания, а не от наличия вакансий.

Ответ 1.
Если вы в колледже получаете профессию, по которой хотите работать в дальнейшем, то ждать получения диплома не нужно.
В большинстве колледжей можно получить первый опыт работы на практиках. И важно сделать, это не просто галочкой для сдачи дневника практики.

- Узнавайте профессию изнутри.
- Знакомьтесь с профессионалами - на практиках, через соцсети.
- Спрашивайте напрямую - кем у них можно уже сейчас устроиться.
- Вписывайте все практики, курсовые и дипломные в свое резюме.
- Заявляйте о своем желании работать после получения диплома.

Мальчик, который поступил на специальность "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования" начал подработку в ремонте бытовой техники.

Большинство выпускников ИТ-специальностей (программисты, администраторы баз данных и др.) довольно быстро находят работу еще до окончания обучения - подработки, фриланс, постоянная занятость.

Ответ 2.
Конкурентами на вакансии выпускников колледжей становятся выпускники ВУЗов.

Например, для должности "секретарь судебного заседания" достаточно среднего профессионального образования по квалификации "Юрист" (после колледжа).
При этом огромное количество ВУЗов выпускают ежегодно юристов, часть из которых готова начинать работу с низких позиций за совсем небольшую зарплату.

Получается, что на одну и ту же вакансию претендуют и выпускники колледжей и выпускники ВУЗов.

Здорово, если работодатель готов принимать решение о том, кого брать, после испытательного срока.
Но бывает (и не редко), что строчка о высшем образовании в резюме становится весомее для принятия решения.

То же касается и туризма, рекламы, бухгалтеров, строителей и др.
Поэтому для сокращения возможностей разочарования от выхода на рынок труда смотрите ответ 1 про то, как искать работу еще до получения диплома колледжа.

5. Как поступать в ВУЗ после колледжа?

После колледжа у вас есть два варианта поступления в колледж.

Вариант 1. Самый распространенный.
Сдать внутренние экзамены в ВУЗе.
То есть вы сдаете подобие ЕГЭ, но приходя в назначенный день в ВУЗ.
Когда и какие экзамены сдаются всегда указано на сайте ВУЗа. Там же можно найти примерные варианты заданий.

Чтобы подготовиться можно посещать подготовительные курсы при самом университете, найти репетитора из состава преподавателей ВУЗа или готовиться, как к ЕГЭ.

После сдачи внутренних экзаменов, вы будете участвовать в общем конкурсе, так же как и те, кто сдавал ЕГЭ.

Вариант 2. Сдать ЕГЭ
Даже если вы не оканчивали 11 класс, у вас все равно есть возможность сдать ЕГЭ и просто подать эти результаты в любые ВУЗы.

Если вы собираетесь поступать сразу после окончания колледжа, то необходимо до 1 февраля подать заявление в удобный для вас пункт регистрации ЕГЭ.

Найти адреса и телефоны этих пунктов можно на сайте Министерства образования вашего региона.
Вот, для примера, страница с нужным телефоном Министерства образования Краснодарского края.

В назначенный срок вы придете в пункт сдачи ЕГЭ, затем на сайте получите свои результаты и сможете онлайн-подать документы сразу в разные ВУЗы.

Если вы хотите поступать в ВУЗ, но не сразу после колледжа, то возможность сдать внутренние экзамены у вас будет всегда. Возможность сдать ЕГЭ сейчас разрешена до 35 лет.

Какой из вариантов лучше проще?
Во-первых , по внутренним экзаменам ВУЗа вы сможете поступить только в этот конкретный ВУЗ, куда сдавали экзамены.
Если вы живете на Дальнем Востоке, то чтобы поступить в московский ВУЗ вам нужно лично в него приехать на время экзаменов. Общежитие никто не предоставит. Затраты на такое поступление достаточно высоки.

В этом плане ЕГЭ выигрывает - сдаете один раз рядом с домом, подаете в разные ВУЗы с любой удаленностью от вашего населенного пункта.

Во-вторых , внутренние экзамены ВУЗа порой бывают коррумпированы. Что называется, "кого надо, того поступят". Именно из-за таких случаев бывает, что поступить на бюджет становится "не дешевле", чем на договор.

В-третьих , с внутренними экзаменами или с ЕГЭ, вы все равно участвуете в общем конкурсе. Готовится нужно заранее. Полгода не меньше, в особенности, если поступаете на популярное направление.

В-четвертых , подготовка к ЕГЭ уже поставлена на хороший поток у многих репетиторов и онлайн-школ. Они стараются сократить стоимость обучения и сделать обучение интереснее.

В-пятых , мое личное наблюдение. В ВУЗах, где есть дополнительный конкурс (творческий или профессиональный) большинство абитуриентов с лучшими баллами - это выпускники колледжей. Я имею в виду, что, например, в институт культуры больше поступает выпускников колледжей культуры, т.е. тех, кто до этого уже был неплохо погружен в специальность.

В этой статье еще глубже разбираем варианты уходить или остаться.

Подписывайтесь на канал и на мой личный инстаграм , где еще больше информации о выборе профессии и определении своего призвания.

Читайте также: