Какие профессии относятся к педагогическим

Опубликовано: 04.07.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 “Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций” (не вступило в силу)

В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Номенклатура
должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций
(утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678)

I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

1. Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу

Заместитель начальника кафедры

2. Должности иных педагогических работников

Инструктор по труду

Инструктор по физической культуре

Мастер производственного обучения

Педагог дополнительного образования

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности

Руководитель физического воспитания

Старший педагог дополнительного образования

II. Должности руководителей образовательных организаций

1. Должности руководителей

2. Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)

Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения

Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики

Советник при ректорате

Ученый секретарь совета образовательной организации

Ученый секретарь совета факультета (института)

Примечания: 1. К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Наименование должности "логопед" предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

3. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 1 раздела I настоящего документа, относится к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 2 раздела I настоящего документа, относится к должностям иных педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.

4. Должность "тьютор" предусмотрена для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования.

5. Должность "президент" предусмотрена только для образовательных организаций высшего образования.

6. Должности "начальник факультета", "начальник института", "начальник кафедры" и "заместитель начальника кафедры" предусмотрены только для образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

Обзор документа

Утверждена номенклатура должностей педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций.

Она устанавливает единый подход к наименованию должностей указанных сотрудников во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Так, предусмотрены следующие должности руководителей образовательных организаций: ректор, директор, заведующий, начальник, президент (только для вузов).

Определены иные руководящие должности: заместитель руководителя; руководитель структурного подразделения, его заместитель; проректор (в том числе первый); помощник ректора (проректора); руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики; советник при ректорате; старший мастер, ученый секретарь совета образовательной организации, факультета (института). Таким образом, за лицами, занимающими перечисленные должности, должны быть сохранены существующие меры социальной поддержки.

Также номенклатура содержит должности профессорско-преподавательского состава и иных педагогических работников.

Педагогическая специальность – это один из видов деятельности педагога в пределах определенной профессиональной группы, который характеризуется совокупностью навыков, знаний и умений, которые были приобретены в результате образовательной деятельности, и помогающий в постановке и решении определенных задач педагогики в соответствии с уровнем компетенции педагога. В этой статье данное понятие будет рассмотрено более подробно.

Получение образования

Ценности педагогики

Для педагогической специальности характерны следующие ценности:

  1. Альтруистические – польза педагога для общества в целом.
  2. Ценности труда – возможность самореализации, общение с детьми.
  3. Ценность вознаграждения за труд.
  4. Ценность самовыражения.

Невозможно представить педагога, который ориентирован на личностное развитие ребенка, но при этом не имеет своей четкой позиции по всем вопросам. Позиции педагога должны быть непосредственно отражены в его деятельности. Одна из мотиваций педагога представляет собой личностное самосовершенствование.

Изучение дисциплин

Карьера и педагогика

Развитие личности педагога - это стержневой фактор педагогической специальности. К основным сферам деятельности педагога можно отнести непосредственно педагогическую деятельность, педагогическое взаимодействие и совершенствование личностных качеств. Между всеми компонентами педагогической деятельности существует тесная взаимосвязь. Основными факторами развития педагога являются активность преподавателя, его жизненная позиция, которая является ключевой в формировании педагога как личности.

Карьерный рост – это продвижение по службе, развитие в каком-либо виде деятельности, достижение определенного уровня успеха. Зачастую учитель, стремящийся к профессиональному росту, довольно активен, искренне хочет максимально реализовать свой потенциал, является творцом своей судьбы. Это может быть как содержательный рост, так и административный, но главное в карьерном продвижении – это упорное стремление стать лучшей версией себя.

Второе высшее образование

Связь компетентности и должности учителя

Существует два педагогических понятия, которые необходимо различать. Среди них следующие:

  • Характеристика педагогических квалификаций неразрывно связана с педагогическими должностями (директор, завуч) и педагогическими специальностями (педагог-организатор, социальный педагог, социальный психолог). В этом случае квалификация напрямую ассоциируется с понятием компетентности.
  • Педагогическая компетентность преподавателя связана с его профессионализмом и мастерством. Для определения компетентности педагогов проводится государственная аттестация: стажер; преподаватель; старший преподаватель; преподаватель-методист; исследователь-преподаватель; преподаватель высшей категории.

Невозможно представить себе карьеру учителя без повышения квалификации. Она является своеобразным социальным лифтом в педагогике, с помощью которого учитель может достичь должности ученого-исследователя.

Дошкольное образование

Разнообразие педагогической деятельности

В настоящее время факультеты и специальности в педагогических университетах нашей страны связаны не только с непосредственной деятельностью педагогов, но и со смежными специальностями. Так, например, в педагогических вузах России факультеты начального образования соседствуют с психологическими, а факультеты исторического направления - с факультетами менеджмента, права и экономики. Это связано с тем, что в нашей стране происходят переходные экономические процессы, что является причиной появления в средних общеобразовательных учреждениях новых предметов, которые помогают подрастающему поколению лучше ориентироваться в этом мире.

Например, с недавнего времени в качестве дополнительных предметов в средних школах появились такие дисциплины как право, экономика и дополнительный факультатив под названием профориентация. Последний направлен на самоопределение и успешную социализацию ученика.

Получение знаний

Самые популярные педагогические направления

По данным социологических исследований, около 90 % населения мира считает преподавателей и профессоров своеобразными моральными авторитетами в ряде вопросов. Наличие подкованности в педагогических вопросах означает высокий уровень развития личности, а также дает возможность дать должный уровень образования подрастающему поколению. Ниже представлены самые востребованные специальности высшего педагогического образования в нашей стране:

  1. Педагог дошкольного образования.
  2. Учитель начальных классов. классов и высших учебных заведений. Это может быть как однопрофильное направление (литература, русский язык, математика, география, история), так и двойной профиль, например экономико-правовой или экономико-технологический.
  3. Педагог-психолог в дошкольных учреждениях.
  4. Педагог-психолог в начальной школе.
  5. Информатика и ИКТ в средних и высших учебных заведениях.

Образование Учителей

Работа в специализированных учреждениях

Существуют вузы, в которых можно получить высшее педагогическое образование по специальностям, невероятно востребованным в специализированных учебных заведениях. Это могут быть интернаты, коррекционные лагеря, интернаты с определенной направленностью (например, футбольные). Ниже представлены специальности, по которым в вузах страны ведется педагогическая подготовка:

  1. Дефектология дошкольников (работа с отклонениями у детей дошкольного возраста).
  2. Олигофренопедагогика (работа с детьми с психическими отклонениями).
  3. Сурдопедагогика (работа с глухонемыми детьми, изучение языка жестов).
  4. Логопедия (исправление дефектов речи).
  5. Специализированная психология.
  6. Лечебная педагогика (работа с детьми, направленная на улучшение их физического состояния).
  7. Проектная деятельность логопеда (разработка программ по улучшению речи в школьных и дошкольных учреждениях).
  8. Работа с детьми с ограниченными возможностями.

Бакалавриат в педагогическом образовании

Существует два уровня подготовки по специальностям педагогических вузов - бакалавриат и магистратура. Если вы получаете педагогическое образование с психологическим уклоном, то бакалавриат научит вас:

  1. Технологии психологического диагностирования с применением передовых технологий.
  2. Развитию у школьников и дошкольников готовности к действию и успешной ориентации на этапе профессионального и жизненного определения.
  3. Определению факторов, тормозящих личностный рост и развитие ребенка.
  4. Умению развивать задатки одаренных детей.
  5. Проведению консультаций с родителями и педагогами, решению психологических проблем.
  6. Реализации психологической коррекции в поведении детей и подростков.
  7. Оказанию необходимой психологической помощи ребенку и подростку.
  8. Проведению психологической работы, направленной на выявление и коррекцию психологической дезадаптации школьников и дошкольников.

Качественное образование

Магистратура в педагогическом образовании

Существует множество педагогических специальностей и направлений, куда можно поступить в магистратуру. Рассмотрим, чему можно научиться на магистратуре профиля "Информатика и ИКТ в образовании":

  • Студента учат не только преподавать, но и вести исследовательскую деятельность.
  • Магистрантом глубоко и подробно изучаются процессы и технологии различных информационных систем.
  • Происходит формирование различных профессиональных, специальных и общекультурных качеств с опорой на требования ФГОС.
  • Подробно изучаются такие дисциплины: понятие и функции издательских систем; образование и применение инноваций; сетевые и коммуникационные технологии; разнообразие мировых информационных ресурсов и систем; коммуникационная психология; различные способы разработки специальных дисциплин и организация деятельности школьников; информационные системы.

Способы повышения квалификации у педагогов. Формы получения высшего образования

Если человек уже получил высшее педагогическое образование, то есть возможность повысить свою профессиональную квалификацию как в специальном учебном заведении, так и дистанционно. Требование только одно - наличие среднего специального или высшего педагогического образования. После курсов повышения квалификации дается свидетельство или диплом. Программы переподготовки в основном направлены на получение новой востребованной специальности, а программы повышения квалификации увеличивают компетентность педагогов в соответствии с требованиями ФГОС.

Существует несколько форм получения высшего образования по социально-педагогической специальности:

  1. Заочная форма обучения (пять лет).
  2. Дневная форма обучения (четыре года).
  3. Дистанционная форма обучения (три и более лет).
  4. Магистратура (от двух и более лет). (от полутора месяцев).
  5. Переподготовка (около полугода).

Получение второго высшего образования в сфере педагогики

Если вы хотите получить второе высшее образование по педагогическим специальностям и квалификациям, то стоит помнить о том, что в нашей стране это возможно исключительно на платной основе. Также стоит помнить о том, что получение педагогического образования на очной форме обучения всегда выходит значительно дороже, чем получение высшего образования на заочной форме обучения.

Крупнейшие государственные вузы могут предложить такие формы обучения, как вечерняя, дневная и заочная. В последнее время заочная форма обучения стала проводиться на дистанционной основе, что облегчает получение второго высшего образования. Это очень актуально для работников дошкольных образовательных учреждений и центров развивающей подготовки, потому что в этой сфере обязателен диплом именно о дошкольном высшем образовании.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Прим. ред.: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", 19.08.2013, N 33, ст. 4381.

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций

I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

1. Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу

Ассистент
Декан факультета
Начальник факультета
Директор института
Начальник института
Доцент
Заведующий кафедрой
Начальник кафедры
Заместитель начальника кафедры
Профессор
Преподаватель
Старший преподаватель

2. Должности иных педагогических работников

Воспитатель
Инструктор-методист
Инструктор по труду
Инструктор по физической культуре
Концертмейстер
Логопед
Мастер производственного обучения
Методист
Музыкальный руководитель
Педагог дополнительного образования
Педагог-библиотекарь
Педагог-организатор
Педагог-психолог
Преподаватель
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
Руководитель физического воспитания
Социальный педагог
Старший вожатый
Старший воспитатель
Старший инструктор-методист
Старший методист
Старший педагог дополнительного образования
Старший тренер-преподаватель
Тренер-преподаватель
Тьютор
Учитель
Учитель-дефектолог
Учитель-логопед

II. Должности руководителей образовательных организаций

1. Должности руководителей

Ректор
Директор
Заведующий
Начальник
Президент

2. Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)
Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения
Первый проректор
Проректор
Помощник ректора
Помощник проректора
Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики
Советник при ректорате
Старший мастер
Ученый секретарь совета образовательной организации
Ученый секретарь совета факультета (института)

1. К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Наименование должности "логопед" предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

3. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 1 раздела I настоящего документа, относится к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 2 раздела I настоящего документа, относится к должностям иных педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.

4. Должность "тьютор" предусмотрена для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования.

5. Должность "президент" предусмотрена только для образовательных организаций высшего образования.

6. Должности "начальник факультета", "начальник института", "начальник кафедры" и "заместитель начальника кафедры" предусмотрены только для образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

Воспитатель детского сада

Воспитатель детского сада

Воспитатель детского сада (дошкольный воспитатель) - специалист по воспитанию дошкольников.

Гувернёр (гувернантка, домашний воспитатель)

Гувернёр - наёмный домашний воспитатель для детей.

Дефектолог

Дефектолог

Дефектолог — специалист, работающий с детьми, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии

Инспектор

Инспектор отдела по делам несовершеннолетних

Инспектор по делам несовершеннолетних — это должностное лицо, которое является сотрудником органов внутренних дел. Иными словами, это участковый для несовершеннолетних.

Историк

Историк — ученый, специалист по истории и вспомогательным историческим дисциплинам.

Корр.пед

Коррекционный педагог

Коррекционный педагог работает с «особенными» детьми, имеющими проблемы физического или психического характера.

Коуч — это консультант и тренер в одном лице, который с помощью коуч-технологий оказывает помощь в устранении психологических проблем

Логопед

Логопед - специалист по исправлению дефектов дикции у взрослых и детей.

Мастер

Мастер производственного обучения

Мастер производственного обучения (мастер ПО) — педагогический работник в учреждениях начального и среднего профессионального образования России, осуществляющий проведение учебной практики — обучение учащихся практическим навыкам какой-либо профессии.

Методист (в педагогике)

Методист (в педагогике)

Методист - педагог, работающий над изучением, выработкой методов преподавания; специалист по методике какого-либо предмета.

Нейропсихолог

Нейропсихолог

Нейропсихолог занимается коррекцией тех или иных функций человеческой психики, что способствует улучшению их работы. Результатом его деятельности является восстановление речи, нормализация особенностей восприятия, мышления, а также различных высших функций психики.

Олигофренопедагог

Олигофренопедагог - специалист по обучению и воспитанию детей с нарушением интеллектуальным развитием.

Огганизатор

Педагог - организатор

Педагог - организатор — специалист, организующий внеклассную и внешкольную работу в сфере дополнительного образования детей. Руководит работой клубов, кружков, секций и других объединений, функционирующих в образовательных учреждениях и организует деятельность учащихся по техническому, художественному, спортивному и туристско-краеведческому направлениям.

Психолог

Педагог - психолог

Педагог-психолог является сотрудником образовательного учреждения, наблюдающим за поведением детей, их психологическим развитием, социальной адаптацией.

Преподаватель дополнительного образования

Преподаватель дополнительного образования

Педагог дополнительного образования - это специалист, который проводит занятия по различным предметам, не включенным в обязательную программу обучения. Его основная задача - раскрыть способности ребенка, творчески и духовно развить их.

Учитель ин. языка

Преподаватель иностранного языка

Преподаватель английского языка — это специалист, находящийся в эпицентре разных проявлений культуры, а его работа – на стыке самых разнообразных знаний, ведь ему необходимо помимо самого языка знать огромное количество вещей и явлений, которые обычно на этом языке обсуждаются.

Профориентолог

Профориентолог

Профориентолог — это специалист, помогающий людям определить профессию или сменить её.

Психолог

Психолог — специалист в области психологии, который занимается изучением душевного состояния и законов становления человека,его поведения, используя эти знания для оказания помощи в разрешении разного рода психологических и житейских проблем, адаптации человека к окружающему миру, улучшению психологической среды человека дома и на работе.

Психолог в школе

Психолог в школе

Педагог-психолог в школе — это специалист в области психологии, который изучает душевное состояние учеников, корректирует их поведение, помогает в устранении проблем личностного характера, адаптации в коллективе, способствует улучшению психологического климата в классе, проводит разъяснительную работу с родителями и педагогами.

Соц.Пед

Социальный педагог

Социальный педагог – это специалист, который помогает детям и подросткам социализироваться в обществе, найти в нем свое место, оставшись при этом самостоятельной личностью

Сурдопедагог

Сурдопедагог - педагог, специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей, проводящий реабилитацию детей с кохлеарными имплантантами.

Тифлопедагог

Тифлопедагог - это педагог, работающий со слепыми или слабовидящими детьми.

Тьютор

Тьютор

Тьютор – специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных. Однако миссия тьютора гораздо выше и масштабнее, чем простая помощь в учёбе.

Учитель музыки

Учитель музыки

Учитель музыки - творческий человек, который преподает уроки музыки в учебных заведениях

Учитель начальных классов

Учитель начальных классов

Учитель начальных классов – это человек, который первым встречает первоклашку в школе, помогает ему адаптироваться среди сверстников и влиться в процесс учебы.

Учитель

Учитель русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы - подготавливают обучающихся современным реалиям жизни. Здесь общим принципом моей работы является компетентностный подход к обучению обучающихся.

Фонопед

Фонопед - педагог, специализирующийся на нарушениях голоса.

Школьный учитель

Учитель – профессия в сфере образования, которая заключается в обучении и воспитании молодого поколения с целью успешного и быстрого вхождения его в общественную жизнь.

Функции педагога существенно различаются в зависимости от характера педагогической профессии и ее специальностей.

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки. К педагогическим профессиям относятся: воспитатель дошкольного учреждения, учитель, педагог дополнительного образования, социальный педагог, тренер, преподаватель вуза. Обычно профессии подразделяются на несколько специальностей, под которыми понимается ограниченный (вследствие разделения труда) вид деятельности в рамках одной профессии.

Так, в самой массовой педагогической профессии – учительской – выделяется большое количество специальностей: учитель начальных классов, учитель истории, учитель математики, географии и т. д. Своеобразной, как бы двойной является профессия педагога-психолога, об особенностях которой рассказано в главе 4.

Сейчас же отметим, что количество педагогических профессий и специальностей постоянно растет. Так, например, 10 лет назад в нашей стране практически не было социальных педагогов. В последние годы стала востребованной профессия школьного педагога-психолога. В связи с сокращением в школах групп продленного дня снижается потребность в соответствующих воспитателях, зато появляется необходимость в освобожденном классном руководителе (термин не совсем удачный), основной функцией которого является организация воспитательной работы в классе. Начинают возрождаться профессии гувернера и домашнего учителя.

В развивающейся системе образования проявляются две, казалось бы, противоположные тенденции: усиление узкой специализации и интеграция профессионально-педагогической деятельности. Замечено, что если педагог владеет несколькими смежными специальностями, то у него больше возможностей для реализации межпредметных связей, для установления контакта с воспитанниками.

Компетенция педагога-психолога позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в психическом развитии учащихся, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности и на основе этого помогать педагогическому коллективу школы максимально эффективно использовать средства и методы учебно-воспитательной работы. Именно поэтому возникла необходимость введения в школах должности педагога-психолога, обладающего глубокими теоретическими и практическими знаниями как в педагогике, так и в психологии.

Что же входит в компетенцию педагога-психолога? Ответ на этот вопрос дает «Общая характеристика специальности 031000 Педагогика и психология (см. Приложение 2). Сразу оговоримся, что более подробно задачи, формы и методы работы педагога-психолога будут описаны в последующих главах данного пособия. В этом разделе речь пойдет лишь о самой общей характеристике профессии.

1. Психологическое обеспечение образовательного процесса. Данное направление является одним из основных в работе педагога-психолога и включает в себя разнообразные виды деятельности. Для того чтобы обеспечить образовательный процесс, психолог должен иметь соответствующие знания об особенностях его протекания, возрастных особенностях детей, развитии их познавательной сферы (внимания, памяти, мышления, речи) и сферы общения. Он должен уметь проводить наблюдение за детьми и диагностику (психологическое тестирование и опрос) с целью выявления перечисленных выше особенностей. На основе результатов наблюдения и диагностики педагог-психолог организует работу по коррекции и развитию у детей способностей, умений и качеств личности, необходимых для успешного усвоения знаний.

Педагог-психолог проводит работу как с «обычными» учениками, так и с одаренными учащимися, и детьми, имеющими проблемы в обучении или поведении. Для этого он также должен обладать соответствующими знаниями, методами диагностики, коррекции и развития в области работы с одаренными, с отстающими детьми и с детьми, имеющими отклонения в поведении.

Учителя, администрация школы и родители также являются участниками процесса образования. Педагог-психолог организует и проводит работу и с ними. Это может быть просвещение (обучение педагогов и родителей основам психологических знаний), консультирование, помощь в решении сложных случаев в процессе обучения и воспитания.

2. Работа по социализации и формированию общей культуры личности, в том числе психологической культуры учеников, педагогов и родителей. В процессе социализации ребенок усваивает опыт, накопленный человечеством, нормы и правила, которые помогут ему стать полноправным гражданином и членом современного ему общества. Социализация осуществляется прежде всего в семье и школе, при этом семья больше влияет на формирование норм поведения и ценностных ориентаций ребенка, а школа – на общую социальную ориентацию. В этой связи важно, в какой среде растет и формируется ребенок, какие нормы, ценности, психологические знания и навыки он усваивает. Помимо просвещения, педагог-психолог призван проводить работу по коррекции социального окружения ребенка (в случае необходимости), формированию у него соответствующих навыков поведения в современном демократическом обществе. Работа по развитию личности ребенка, его умения общаться с людьми в самых разных ситуациях – часть деятельности педагога-психолога по социализации ребенка.

3. Содействие охране прав личности. Охраной прав ребенка занимаются несколько государственных служб (например, органы социального обеспечения, органы образования). Занимаются ею и некоммерческие (правозащитные и общественные) организации. Однако они не имеют непосредственных связей с детьми, поэтому педагог-психолог, пользующийся доверием ребенка, наблюдающий его в реальной ситуации обучения и общения в семье, призван стать своего рода «адвокатом», обращающим внимание соответствующих служб и организаций на реальное ущемление прав ребенка в семье или в школе. В своей работе он руководствуется Декларацией прав ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН (Приложение 1), требования которой обязательны к исполнению и на территории России, а также Законом «Об образовании» и другими законодательными актами.

4. Работа по гармонизации социальной среды образовательного учреждения. Каждое образовательное учреждение имеет свою социальную среду, которая подразделяется на внешнюю (микрорайон школы; влияние на школу требований со стороны общества в целом и микросоциума в лице родителей, других образовательных учреждений, предприятий и организаций) и внутреннюю (социально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах школы). Во взаимоотношениях с внешней средой ведущую роль играют администрация школы и педагогический коллектив. Педагог-психолог может внести свою лепту, занимаясь психологическим просвещением родителей, готовя учеников к самостоятельной жизни с учетом социального заказа общества, профиля работы, региональных требований, а также специфики предприятий и учебных заведений.

Большую роль педагог-психолог играет в гармонизации внутренней среды образовательного учреждения. Взаимоотношения в триаде администрация – педагог – ученик не всегда протекают гладко и требуют пристального внимания со стороны педагога-психолога. То же относится и к общению внутри педагогического и ученического коллективов. Диагностика проблем в общении, оптимизация взаимодействия – лишь часть работы педагога-психолога в этом направлении. Большого внимания требуют и дети с отклоняющимся поведением.

Читайте также: