Какие профессии относятся к ручному труду

Опубликовано: 16.05.2024


Наиболее известной системой классификации профессий является система Е.А. Климова. В ней все многообразие профессий последовательно делят на типы, классы, отделы и группы [14]. Коротко остановимся на этом подходе к систематике профессий.

Главный предмет труда – люди и группы людей. Примеры профессий: официант, продавец, врач, психолог, тренер, следователь.

Главный предмет труда – технические системы, вещественные предметы, материалы, энергия. Примеры профессий: – токарь, каменщик, слесарь, водитель, архитектор, инженер.

Главный предмет труда –– живые организмы и биологические процессы. Примеры профессий: ботаник, зоолог, зоотехник, пчеловод, ихтиолог, агроном.

Главный предмет труда – условные знаки, цифры, шифры, коды, формулы, языки. Примеры профессий: программист, корректор, филолог, математик.

5. «Человек – художественный образ» (Х)

Главный предмет труда –– художественные образы. Примеры профессий: поэт, скульптор, дирижер, художник, дизайнер.

Согласно подходу Е.А. Климова, в соответствии с преобладающими трудовыми операциями, все профессии делятся на три класса:

1. Гностические (распознающие) специальности(Гн),

2. Преобразующие специальности (Пр),

3. Изыскательские (творческие) специальности (И).

Покажем, как классы профессий соотносятся с типами профессий (Табл. 2.7).

Классы

Изыскательские (творческие)

Слесарь, водитель, монтажник.

Преподаватель, медсестра, врач, продавец.

Приемщик с/х продукции

Программист, бухгалтер, шифровальщик

Человек – Художественный образ.

Контролер-приемщик малярных работ

Ювелир, маляр, оформитель.

Композитор, писатель, скульптор.

1. Ручной труд (Р) – ручные (простые и слабо механизированные) орудия труда.

Примеры профессий: ювелир, слесарь-сборщик, автомеханик, хирург, пианист.

2. Механизированный труд (М) – механическое оборудование с ручным управлением.

Примеры профессий: шофер, токарь, швея.

3.Автоматизированный труд (А) – автоматизированное оборудование для обеспечения длительных или непрерывных технологических процессов.

Примеры профессий: сталевар, пивовар, оператор котельной, оператор атомной станции.

4. Функциональные орудия труда (Ф). Главное средство труда - функциональные средства организма.

Примеры профессий: преподаватель, певец, актер, ученый-теоретик, танцор.

Группы профессий (по условиям труда)

1. Микроклимат бытового типа (работа в помещениях) (Б).

Примеры профессий: бухгалтер, учитель, менеджер.

2. Работа на открытом воздухе (О)

Примеры профессий: – чабан, полевод, почтальон, егерь, военнослужащий.

3. Небольшие замкнутые пространства, кабины (К).

Примеры профессий: водитель, крановщик, кассир обменного пункта.

4. Необычные условия труда (Н)

Примеры профессий: водолаз, шахтер, горноспасатель, сталевар, космонавт, каскадер.

Соответственно данной классификации можно создавать формулы той или иной профессии. Например, формула профессии бухгалтера будет - З: Пр : Р : Б.

Психолог – Ч : Пр : Ф : Б

Токарь – Т : Пр : М : Б

Сталевар – Т : Пр : А : Н

Художник – Х : Тв : Р : Б

Следователь - Ч : Гн : Ф : Б

Шахтер – Т : Пр : М : Н

Стресс - молчаливый убийца

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс - молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

Записаться на курсы

По данным кадровых агентств, время людям физического труда легче найти работу, чем «белым воротничкам». Сегодня наблюдается нехватка представителей рабочих профессий, готовы оплачивать даже выше, чем представителей умственного труда. тяжелых работ, работ или опасными условиями труда Трудовым кодексом РФ предусмотрена повышенная оплата.

Согласно определению толкового словаря, физический труд – это работа, связанная мышечной силы человека. основе лежит активная целенаправленная двигательная активность. Людям физического труда, интеллектуального труда, требуется больше энергетических затрат работы. Особенно много сил затрачивается при тяжёлой физической работе (человек задействует практически все скелетные мышцы).

К тяжелому физическому труду относятся ручная косьба хозяйстве, труд шахтеров молотком, кузнецов молотом, лесорубов пилой, землекопов механизации производственного процесса тяжелые физические нагрузки встречаются при погрузочно-разгрузочных работах, при внутризаводском перемещении тяжестей, подсобных рабочих.

Тяжелый физический труд социально неэффективен, часто морального удовлетворения. односторонне развивает мышечную систему, гипертрофируя рабочие группы мышц. необходимой производительности при таком труде нередко требуется максимальное напряжение физических сил человека, после которого вынужденный перерыв для отдыха достигает 50% общего рабочего времени.

Профессии физического труда

  • Автомеханик
  • Визажист
  • Водитель
  • Каменщик
  • Кондитер
  • Массажист
  • Медицинская сестра
  • Овощевод
  • Парикмахер
  • Пекарь
  • Повар
  • Пожарный
  • Сборщик
  • Сварщик
  • Слесарь
  • Слесарь-ремонтник
  • Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
  • Учитель физической культуры
  • Электрик

Гностические профессии слова «гнозис», обозначавшего знание).

Это профессии, которые связаны исключительно отраслью. они органично вписываются производство. Таких профессий много, очень разнообразны. продукт рассматривается распознавание, узнавание, контроль, классификация, проверка по известным признакам, сортировка, исследование относятся лаборант, искусствовед. также профессия гностического типа.


Гностические это профессии, деятельности новых продуктов или товаров. сфера.

Гностический класс профессий часто связан деятельностью

Специалисты гностических профессий нового. они оценивают имеющиеся, произведенные ранее продукты или отдельные параметры. Яркие представители: товаровед, искусствовед, криминалист, врач-рентгенолог.

Гностический класс призван: исследовать, отличать, распознавать, определять, проверять; оценивать, разбираться явлениях, делать выводы разнообразных признаков объекта); проверять по предварительно знакомым признакам, сортировать далее.

Гностические профессии, перечень которых очень контроллер технического контроля (техника), корректор (это знаковая система), критик (это художественный образ), эксперт зданий (это архитектура), санитарный врач человек), лаборант анализа (это природа), контролер-приемщик изготовленной продукции, критик, корректор, санитарный врач.

Специальности гностического класса предъявляют определенные личностные требования Основное, что выделяет гностические цель труда. Примеры требований очень выраженная познавательная деятельность, высокая наблюдательность, устойчивость внимания, работоспособность высокого уровня, неутомимость необходимых органов чувств. Контроль качества продукции или оценка объектов зачастую затрагивают интересы других людей. исследования важна твердость позиции, проявление принципиальности выводах.

Примеры профессий гностического характера встречаются шагу. Скажем, закройщик, который работает Каждый раз, приступая пошиву, изменять свою деятельность, ориентируясь клиента, фактуру ткани, фасон модели. Фактически нестандартные задачи всего рабочего дня.

Гностические профессии
Гностические профессии слова «гнозис», обозначавшего знание). которые связаны исключительно отраслью. они органично вписываются производство. Таких профессий много, очень разнообразны. продукт рассматривается распознавание, узнавание, контроль, классификация, проверка по известным признакам, сортировка, исследование относятся лаборант, искусствовед. также профессия гностического типа.
Гностические это профессии, деятельности новых продуктов или товаров. сфера. Гностический класс профессий часто связан деятельностью Специалисты гностических профессий нового. они оценивают имеющиеся, произведенные ранее продукты или отдельные параметры. Яркие представители: товаровед, искусствовед, криминалист, врач-рентгенолог.
Гностический класс призван: исследовать, отличать, распознавать, определять, проверять; оценивать, разбираться явлениях, делать выводы разнообразных признаков объекта); проверять по предварительно знакомым признакам, сортировать далее. Гностические профессии, перечень которых очень контроллер технического контроля (техника), корректор (это знаковая система), критик (это художественный образ), эксперт зданий (это архитектура), санитарный врач человек), лаборант анализа (это природа), контролер-приемщик изготовленной продукции, критик, корректор, санитарный врач.
Специальности гностического класса предъявляют определенные личностные требования Основное, что выделяет гностические цель труда. Примеры требований очень выраженная познавательная деятельность, высокая наблюдательность, устойчивость внимания, работоспособность высокого уровня, неутомимость необходимых органов чувств. Контроль качества продукции или оценка объектов зачастую затрагивают интересы других людей. исследования важна твердость позиции, проявление принципиальности выводах.
Примеры профессий гностического характера встречаются шагу. Скажем, закройщик, который работает Каждый раз, приступая пошиву, изменять свою деятельность, ориентируясь клиента, фактуру ткани, фасон модели. Фактически нестандартные задачи всего рабочего дня.

В изыскательном классе план выдвигается только та цель работы, которая подразумевает под собой изобретение где нужно придумать или определить новый вариант решения вопроса. профессии практического применения.

В этом случае основной направленностью становится поиск деятельность, которая поможет изобрести новое, придумать решение. люди, чья работа связана нового старого. воспитатели программисты, математики, инженеры,


Людей, относящихся типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость мышления, умение точно формулировать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. выбирают научную работу. свобода для творчества. Работа способна увлечь что стирается грань между рабочим временем для них может быть важнее, чем общение Материальное благополучие для них обычно не

Близкие типы: реалистический

Противоположный тип: предпринимательский.

Научная работа человеку, который обеими ногами стоит руками тянется

Формы интеллектуального (умственного) труда.

Этот труд представлен как профессиями, относящимися материального производства (например конструк­торы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы так его — ученые, врачи, учителя, писатели, арти­сты, художники

Интеллектуальный труд заключается ианализе большого объема разнообразной информации и, как следствие этого, — мобилизация памяти час­тота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты состав­ляют 10—11,7 МДж (2000—2400 ккал)

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, значительное снижение двигательной активности чело­века, приводящее реактивности организма эмоционального напряжения. Гипокинезия яв­ляется неблагоприятным производственным фактором, одной сердечно-сосудистой патологии

В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента сферах профессиональ­ной деятельности. компьютерный век профессиях, преимущественно физического тру­да, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления возлагаются технику.

Умственный труд связан ин­формации, требует напряжения сенсорного аппарата, вни­мания, памяти, активации процессов мышления,

Формы умственного труда подразделяются управленческий, творческий труд, труд медицин­ских работников, труд преподавателей, учащихся Отличаются они по организации трудового процес­са, равномерности нагрузки, степени эмоционального на­пряжения.

Операторский труд. современного много­факторного производства план выдвигаются функ­ции управления технологических линий, процессами товародвижения поку­пателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или глав­ного администратора супермаркета связан большого объема информации время нервно-эмоциональной напряженностью.

Управленческий труд — труд руководителей учреж­дений, предприятий, характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повы­шенной личной ответственностью, периодическим возник­новением конфликтных ситуаций.

Творческий труд — наиболее сложная форма трудо­вой деятельности, требующая значительного объема па­мяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. педагогов, программи­стов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конст­рукторов.

Труд преподавателей, торговых работ­ников, работников всех сфер услуг отличается постоянны­ми контактами повышенной ответственностью, часто дефицитом времени для принятия пра­вильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся — это напряжение ос­новных психических функций, таких как память, внима­ние, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Конвенциональный тип (К) — предпочитающий структурированную деятельность, работу избегающий неопределенных ситуаций, ценит материальное положение, общественный статус, предпочитает традиционные, консервативные ценности. Профессиональный банковские служащие, бухгалтеры.

Предпочитаемые виды деятельности :

Способности, которыми обладает :

Личные качества, ценности:

Предпочитаемое окружение:

Типичные хобби:

Профессии : бухгалтер, кассир, счетовод, банкир, секретарь.

Между тем – в психологии есть свои методы подбора профессий с учетом типа психики данного человека. Я решила попробовать объединить методы психологии и хиромантии, поискать новые подходы к этому сложному вопросу в хиро. Я не стремлюсь заменить уже имеющиеся методы работы с руками в этом плане, цель – просто дополнить их.

Специальностей — тысячи, и для удобства ориентации в них нужна их классификация. Возможны различные классификации: по отраслям народного хозяйства, по уровню требуемой квалификации, по сходству психологических требований и по многим другим основаниям.

Для грубого различения и «примеривания» каждым человеком к себе разных профессий пригодна четырехъярусная обзорная их классификация по признакам предмета, целей, средств и условий труда, разработанная ученым Е.А. Климовым и его сотрудниками.
В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем выделяются пять типов профессий: «человек — природа» (П), «человек — техника» (Т), «человек — человек» (Ч), «человек — знак» (3), «человек — художествен¬ный образ» (X).

Для рекомендации той или иной профессии очень важно учесть сразу СПОСОБНОСТИ К ПОЛУЧЕНИЮ ТОГО ИЛИ ИНОГО ОБЪЕМА ОБРАЗОВАНИЯ.
Для этого стоит проанализировать характер линии ума и линии образования.

ЛИНИИ ОБРАЗОВАНИЯ – короткие вертикальные линии под самым основанием указательного пальца на верхней части холма Юпитера. Они показывают способность к образованию (тут не обязательно дипломы, может быть и результат самообразования). Их количество соответствует количеству областей знаний (или умений, навыков), которые потенциально может получить этот человек.

Глубина и яркость этих линий укажет на потенциальную глубину проникновения и качество усвоения знаний.

Если их вовсе нет(либо одна тонкая и короткая) – такому человеку может быть доступно профтехобразование – и соответствующие профессии.

При наличии более выраженных, но все же несколько слабоватых, не длинных и не ярких линий – среднее специальное образование (колледж).

А вот наличие ярких и длинных линий образования - потенциал на получение высшего образования.

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК — ПРИРОДА»
Это профессии, где труд работников направлен на объекты живой природы. Ориентироваться в этой области помогают учебные предметы: ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.
Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они трансформируются по своим внутренним законам. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются (а также болеют, гибнут). Кроме растений и животных, к природным объектам относятся и минералы, земля – и все, что с этим связано, все виды работ в связи с этим.


Типы рук: наиболее успешно в них могут проявляться конечно же обладатели ЗЕМНОГО ТИПА рук! Но в тех областях этого цикла профессий, где требуется эстетическое восприятие природы (флористика например) могут прекрасно ВОДНЫЕ, особенно с наличием петли природы на ладони.

А теперь оцениваем образовательные возможности (по линиям образования)– и учитываем другие способности по знакам рук для лучших рекомендаций профессий.

1. Профтехобразование – плодо-овощевод, животновод, шахтер, профессии, связанные с обработкой природных материалов (напр. дерева, камня) и т.д. – для земного типа рук (водным тяжелый физический труд противопоказан). Если работа требует очень хороших ручных навыков, оцениваем развитие угла ритма, только у таких людей «золотые руки».

2. Колледж – для земных: техник-лесовод, зоотехник, обработка дерева или камня по образцу(без элемента творчества) и т.д. Для более творческих водных – флористика, ландшафтный дизайн, ювелирное дело и т.д. – но здесь очень важно наличие линии фотографа (вариант линии удачи, когда она начинается на холме Луны или Марса и ДУГОЙ поднимается к безымянному пальцу (тонкое восприятие красоты, хороший вкус и стиль).

3. Высшее образование - Зооинженер, агроном, ветеринарный врач, геолог, фармацевт, эколог, метеоролог, биолог, океанолог и т.д.

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК — ТЕХНИКА»
Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.

Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми, оператор или слесарь может что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, например, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но все же главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — технические объекты и их свойства. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — специалист по обработке металла.

Для успешной работы с техникой и механизмами важно:

1. наличие УЗЛОВ НА ПАЛЬЦАХ , именно они в первую очередь дают врожденные технические способности!

2. Если техническая работа требует и ловких рук – оцените выраженность УГЛОВ РИТМА (резкие и грубые углы – способность к хорошему выполнению более грубой работы,требующей и значительных физических усилий, более деликатные углы – для более тонкой и виртуозной работы). Типы рук могут быть разными.

3. Горизонтальное расположение линии головы.

А теперь – конкретные профессии с учетом образовательных способностей.

1. Профтехобразование : водитель или машинист поезда (лучшие водители и машинисты– с огненным типом рук, у огненных в дороге душа поет), клинер (т.е. уборщик с применением техники– земные руки, на более простых работах могут быть и элементарного типа), механик, плотник, пожарный (обязательно наличие выраженных холмов Марса!), слесарь, станочник, технолог, токарь, фрезеровщик, электрик, газосварщик и т.д.

2. Колледж : бортинженер или летчик (лучше – огненный тип с хорошим состоянием основных линий и отсутствием знаков риска для жизни), техник-технолог, техник-строитель, прораб (лучше с выраженными указательным и большим пальцам либо другими знаками склонности к лидерству, руководству) и т.д.

3. Высшее образование – инженер.

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК»
Это профессии, объектом внимания которых является человек. Они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. В этой области помогают ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература и другие, связанные с изучением людей, общества.

Первая особенность профессий типа «человек — человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми.

Вторая особенность профессий этого типа заключается в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:
1) нужно уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях;
2) необходимо быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т.д.

Какие знаки рук наиболее важны для профессий этого цикла?

1. Конечно же знаки общительности и способности к взаимопониманию с людьми! В первую очередь это – РАЗДВИНУТЫЕ ПАЛЬЦЫ в свободном, расслабленном положении кисти. Общительные люди не имеют привычки часто плотно сжимать пальцы, чем общительнее человек, тем больше у него тенденция при свободной жестикуляции раздвигать пальцы в стороны ( у самых выраженных экстравертов – «пальцы веером»). Стоит обратить внимание на преобладающий дерматоглифический рисунок на верхних фалангах. Самые способные к свободному общению – люди с преобладанием ПЕТЕЛЬ , они умеют гибко общаться и подстраиваться под собеседника.

2. Еще один важный признак – УГОЛ ПОСАДКИ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА , для этого цикла он должен быть не менее 45 градусов , такие люди не боятся общения и не имеют склонности чрезмерно давить на собеседников.

3. Очень хороший признак – ДЛИННАЯ ВЕРХНЯЯ ФАЛАНГА МИЗИНЦА, показывающая хорошие речевые способности .

4. Есть смысл обратить внимание и на знаки, препятствующие общению и взаимопониманию как на ограничивающие успех в профессиях этого цикла (знаки склонности к излишнему упрямству, критичности, консервативности, неуверенности в себе и т.д. ).

Конкретные профессии с учетом образовательных способностей:
1. Профтехобразование : продавец (лучше – огненный тип, земным вообще не рекомендуется работать в торговле из-за излишней наивности и доверчивости), агент (если много езды – лучше огненный тип, при прямом контакте хороши артистичные воздушные и тонко чувствующие людей водные), дилер (огненный тип), инспектор ГИБДД или полицейский или сотрудник МЧС (хороши развитые холмы Марса!), массажист ( лучше более физически крепкий земной тип с наличием линий самаритян и хорошими показателями выносливости, для водных слишком велика физическая нагрузка, для огня плохо замкнутое помещение), проводник (хорошо огненным), официант или бармен (водные или артистичные воздушные), охранник, соцработник или няня или прислуга (важны линии самаритян) – и так далее.

2. Колледж : медсестра или фельдшер или зубной техник или воспитатель (важно – линии самаритян), секретарь-референт (важно – вилка писателя) и т.д.

3. Высшее образование : учитель (при наличии квадрата учителя), психолог или врач (линии самаритян), менеджер (огненный тип или водный с присутствием демонстративного типа характера: сочетание короткого мизинца с крупным большим пальцем и знаками эгоизма на руках, демонстративные очень убедительно могут побудить клиента купить что угодно). Дипломат (при наличии хорошей талии большого пальца и сильной линии ума). Юрист (сильный указательный и вилка писателя). И множество других профессий на живом общении с людьми.

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК — ЗНАК» («ЧЕЛОВЕК — ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»)
Люди с этими профессиям занимаются обработкой информации (сведений), представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем. Чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы — все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации.

В условиях современной культуры большую роль играют знаки, не имеющие изобразительного сходства с обозначаемым объектом (слова не похожи на предметы, о которых идет речь, ноты не похожи на музыку, деньги не похожи на товары, математические формулы, описывающие и позволяющие определить курс самолета, не похожи ни на самолет, ни на траекторию его полета и т.д.). Поэтому, чтобы успешно работать в какой-либо из профессий данного типа, нужны особые склонности для мысленного погружения в мир сухих обозначений, для отвлечения от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточения на тех сведениях, которые несут с собой те или иные знаки.

Знаки рук для этих профессий.

1. В этих сферах могут хорошо проявить себя внимательные к мелочам ВОДНЫЕ и любознательные и пытливые ВОЗДУШНЫЕ.

Огненный будет плохо чувствовать себя на такой работе в силу невнимательности, торопливости, да и сидячие работы они плохо переносят. А для земного лучше работы, связанные с природой или физическим трудом.

2. Важно разделить, с какими символами будет сталкиваться человек в работе – с цифрами или словами? С цифрами хорошо работают обладатели УЗЛОВ на пальцах. Со словами – обладатели ГЛАДКИХ пальцев с хорошей РЕЧЕВОЙ фалангой мизинца.

3. Чем больше внимательности требует работа этого цикла, тем благоприятнее наличие ПРЯМОУГОЛЬНЫХ окончаний фаланг пальцев (хорошая исполнительность).

4. Во многих профессиях этого цикла, требующих собственных оригинальных решений, могут хорошо себя проявлять обладатели ЗАВИТКОВ на пальцах и ТРАПЕЦИЕВИДНЫХ ногтей в сочетании с хорошей линией ума.

Многие из этих работ – сидячие, в небольших коллективах, вот такие хорошо подходят людям с проблемами в общении, интровертам (плотно сжатые пальцы, завитки, узкий угол посадки большого пальца).

Конкретные профессии с учетом образовательных способностей:

1. Профтехобразование : Наборщик, оператор ПК. Диспетчер, кассир.
2. Колледж : Инспектор-финансист, экономист. Бухгалтер. Библиотекарь. Программист. Системный администратор (желательны знаки лидерства). Штурман.
3. Высшее образование : Лингвист, переводчик, филолог. Антрополог, археолог. Математик. Нотариус. Философ. Финансист. Логист. Аудитор. Ученый. И – много других профессий этого цикла.

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
Это профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Все профессии типа «человек — художественный образ» можно разделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности.

Когда-то люди зарабатывали на жизнь только своими руками. Однако в наши дни многие проводят своё время сидя за компьютером. Если вы устали от такой монотонной работы и хотите попробовать что-то совершенно другое, вот несколько профессий ручного труда, которые всё ещё востребованы сегодня.

Многие из профессий, о которых пойдёт речь ниже, достаточно хорошо оплачиваются и не требуют долгого и углублённого обучения.

Мясник


Работа мясника состоит не только в том, чтобы взвесить и завернуть покупателю курицу, говядину или свинину. Она требует специальных знаний, физической силы и проворных пальцев. Мясники делают колбасу, заготавливают мясо, затачивают ножи и работают со специальным оборудованием. Такие работники нужны не только в супермаркетах: есть варианты от мясоперерабатывающих заводов и оптовых компаний, которые поставляют продукцию в рестораны, до частных мясных магазинов.

Необходимая подготовка: чтобы стать мясником, не нужно никакого официального процесса сертификации. Можно обучаться уже на месте или получить сертификат/степень помощника по мясопереработке или разделке мяса.

Читайте далее : Как научить детей работать на компьютере , если его у вас нет

Кузнец


Раньше работа кузнецов высоко ценилась и была жизненно важной для общества. Эти работники по металлу делали многое: от подков до гвоздей, нагревали кованое железо в кузнице, затем резали, изгибали и придавали ему форму на наковальне. Наука и искусство кузнечного дела не являются столь неотъемлемой частью жизни в 21 веке, но оно по-прежнему является уникальной карьерой для тех, кто имеет способности к этому ремеслу. Сегодняшние кузнецы всё ещё иногда делают подковы, но большинство создают декоративные перила, ворота, мебель и скульптуры.

Необходимая подготовка: для того, чтобы стать кузнецом, многие становятся учениками или получают какую-то подготовку. Некоторые из университетов, школ народного искусства и художественных центров предлагают курсы кузнечного дела и разные учебные программы.

Бармен


Работа барменом может быть хорошим выбором для людей, которым нравится свободно распоряжаться своим временем.

Необходимая подготовка: существует несколько специальных требований по лицензированию или сертификации, которые отличаются в разных странах. Также проводятся курсы для барменов, где можно быстро научиться всем приёмам работы.

Сурдопереводчик


Эта работа состоит в том, чтобы переводить произносимые слова для глухих и слабослышащих, используя язык жестов и азбуку глухонемых. Сурдопереводчики работают в самых разных сферах общества, включая школы, больницы, предприятия, правительственные учреждения, конференции и мероприятия.

Необходимая подготовка: нужно закончить специализированные курсы. При желании можно пройти обучение в высших или средних специальных учебных заведениях.

Кондитер


Если у вас получаются восхитительные торты, пироги и пирожные, это может быть вашим карьерным призванием. Конечно, эта работа непростая, особенно если вы работаете в ресторане или управляете собственной пекарней. Но для тех, кто любит замешивать тесто или украшать деликатесы, — это идеальный вариант.

Необходимая подготовка: чтобы открыть свою кондитерскую, нет никаких формальных требований. А начать можно с практики в ресторане. При желании можно пройти курсы или окончить кулинарную школу, стать учеником шеф-повара или получить сертификат кондитера.

Читайте далее : Трудности — это новые возможности : 5 вдохновляющих изобретений из Африки

Арборист


Арборист («древесный хирург») — это человек, который специализируется на лечении и обрезке больных деревьев. С появлением большего количества зелёных зон в городах и пригородах спрос на арбористов, вероятно, будет расти. Арбористы могут не иметь постоянного трудоустройства: их нанимают энергетические компании, ландшафтные архитекторы или муниципалитет для обрезки деревьев в общественных парках или вдоль городских улиц.

Необходимая подготовка: чтобы овладеть этой профессией, не нужны официальные документы, но некоторые работодатели могут потребовать свидетельство об образовании в области садоводства или ландшафтного дизайна. Для этого можно пройти курсы и получить сертификат.

Озеленитель/уборщик


Название профессии говорит само за себя — эти люди занимаются озеленением улиц и скверов, а также уборкой зелёных территорий. В обязанности входит высадка и прополка клумб, уборка мусора, листьев и снега и т. д. Плюсы профессии в том, что обычно такая работа не требует много времени (полдня или несколько часов в день), проходит на улице и даже может служить заменой утренней зарядки. Идеально для любителей природы и тех, кому нужно освободить время для другой работы на неполный день.

Необходимая подготовка: для этой работы не требуется специальное образование. Однако если вы не можете много физически трудиться по состоянию здоровья, вам следует сразу сообщить об этом начальству, и в некоторых случаях для вас смогут подобрать более лёгкий тип работ.

Массажист


Работа руками не всегда означает тяжёлый труд на земле. Руки могут стать инструментом для лечения. Массажисты работают с мышцами и мягкими соединительными тканями, чтобы улучшить кровообращение, уменьшить боль и способствовать расслаблению. Есть десятки специализированных методов массажа и курсов на выбор, например, шиацу (традиционный японский точечный массаж). Кроме того, официальная медицина всё чаще нуждается в массажистах. Это означает, что у вас может быть выбор рабочих мест: от больниц и клиник по физиотерапии до спа-салонов.

Необходимая подготовка: это одна из тех специальностей, которой невозможно обучиться в процессе работы. Для неё нужна лицензия. Нужно пройти обучение по официальной программе и сдать экзамен.

Читайте далее: История шеф-повара, который был вынужден объявить голодовку

Велосипедный механик


По мере того как многие пересаживаются на велосипеды, выбирая этот простой и экологичный вид транспорта, и популярным становится велосипедный туризм, спрос на мастеров по ремонту, сборке и модификации байков будет только расти. Если у вас есть умения в этой области, и вы любите возиться с велосипедами, — этот вид занятости вам подходит.

Необходимая подготовка: техническое образование иметь необязательно. Фактически, самый быстрый способ стать велосипедным механиком — это найти работу в магазине по продаже или прокату велосипедов.

Флорист/дизайнер


Флорист использует свои руки и творческий подход, чтобы создавать из цветов и аксессуаров шикарные букеты. У большинства флористов есть чувство стиля и талант сочетать природные цвета и текстуры, не говоря уже об обширных знаниях о растениях.

Необходимая подготовка: высшее образование необязательно. Обучение на рабочем месте и приобретение навыков могут стать самым простым и надёжным вариантом. Также можно пройти курсы флористов и дизайнеров.

Каменщик


Используя алмазные наконечники, долота и другие инструменты, эти ремесленники придают форму кускам камня, возводя (или ремонтируя) разные строения: от соборов и стен до надгробных камней и статуй. Эта работа часто выполняется на открытом воздухе при различных погодных условиях, но удовлетворение от создания чего-то значимого может быть огромным. Ожидается, что спрос на каменщиков увеличится, поскольку рост населения требует открытия новых школ, больниц и домов.

Необходимая подготовка: чтобы стать каменщиком, не нужна лицензия или сертификация, но вам понадобится определённая подготовка. Большинство каменщиков либо учились в течение одного-двух лет у опытного мастера, либо оканчивали специализированные курсы.

Реставратор мебели


Задача реставратора — обновлять старую мебель. Для этого понадобятся плотницкие и деревообрабатывающие навыки, возможность отделки старых деревянных шпонов, освоение методов повторной обивки и, возможно, знание исторических методов изготовления мебели для работы с антиквариатом.

Необходимая подготовка: как и во многих ремёслах, для реставрирования мебели не обязательно иметь профессиональное образование. Вы можете пройти обучение в техникуме, однако многие реставраторы мебели начинали как ученики или сотрудники в цехе по ремонту мебели.

Профессии, связанные с трудовым обучением

Учебный предмет «Трудовое обучение» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание позволяет войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, способствует практической подготовке к повседневной жизни, знакомит учащихся с различными сферами трудовой деятельности, с профессиями технического и обслуживающего труда.

Обслуживающий труд

Обслуживающий труд – направление трудового обучения, включающее следующие содержательные линии: основы приготовления пищи, обработка текстильных материалов, основы домоводства; основы выращивания растений; основы декоративно-прикладного творчества.

Швея
Швея – специалист по пошиву изделий из различных материалов, способный из отреза ткани сшить вещь, достойную внимания заказчика и помогающую человеку приобрести индивидуальность.
Швея шьет изделия из различных материалов (всевозможных видов тканей, меха, кожи) вручную или на разнообразных универсальных машинах (пуговичных, петельных, вышивальных, оверлоке и др.). К ручным работам относятся работы, выполняемые с помощью ручной иглы, ниток, ножниц, в основном для временного соединения и закрепления деталей, складок, а также для прикрепления фурнитуры, отделочных деталей и др. К машинным относятся работы, выполняемые на машинах, для постоянного соединения деталей, обработки срезов и отделки изделий.
В процессе работы на машине швея ликвидирует обрыв нитей, регулирует их натяжение и частоту строчки, проверяет качество кроя, соответствие фурнитуры цвету и назначению изделия. В труде швеи сочетаются сравнительно простые операции (вывертывание детали, удаление нити временных строчек, вырезание деталей) и более сложные (втачка рукава, соединение воротника с горловиной и др.).
Швее важно обладать такими качествами, как аккуратность, строгость к мельчайшим деталям, добросовестность, ответственность, терпеливость, усидчивость, расторопность и ловкость. Профессия требует творческого воображения и художественного вкуса.

Закройщик
Закройщик осуществляет процесс раскроя полотна при пошиве, перекраивание и ремонте швейных изделий. Выполняет работы по проектированию (конструированию, моделированию) и раскрою изделий одежды из различных материалов по индивидуальным заказам, по раскрою моделей и образцов изделий одежды по лекалам, по перекраиванию изделий одежды при ремонте, обновлении. Может работать на различных предприятиях сферы услуг, в организациях по пошиву и ремонту трикотажных, меховых, валяльно-войлочных и швейных изделий. Закройщик помогает клиентам в выборе фасона изделия, зарисовывает выбранный вариант, составляет паспорт заказа, снимает необходимые мерки с заказчика, изготавливает лекала для раскроя, проверяет качество ткани и готовит ее к раскрою, раскраивает, перекраивает, осуществляет примерки.
Профессионально важными качествами закройщика являются: хорошее зрение, точный объемный глазомер, тонкое цветоразличение, зрительно-моторная координация и мелкая моторика рук, наглядно-образная и зрительная память.
Для эффективной работы закройщику нужны способности к рисованию, черчению, эстетическое чутье, художественный вкус, творческое воображение.

Вышивальщица
Деятельность вышивальщицы связана с выполнением технологических операций по вышивке на тканях и изделиях орнаментов, рисунков, узоров, нанесением на ткань аппликаций, плетением украшений и других видов декоративных оформлений. Вышивка выполняется на машинах с ручным приводом, вышивальных машинах-автоматах или вручную.
В процессе работы вышивальщица следит за качественной работой оборудования, окраской текстильных ниток и материалов, рассчитывает расположение рисунка на материале по образцу, разметке. Подбирает по образцу нитки, бисер, выполняет вышивки в различных техниках. Выполняет технологические операции художественной вышивки: вышивает вручную и на специальном оборудовании; а также создает узоры и рисунки различной степени сложности, используемые в качестве декоративного оформления швейных изделий различного ассортимента и назначения.
Работа вышивальщицы таит в себе большой творческий поиск в применении техники вышивки и цветового решения, умения воплотить в жизнь замысел художника и придать ему неповторимое очарование индивидуальности. Здесь многое зависит от опыта и тонкости восприятия работника. Художественный вкус, чувство цвета, умение видеть готовое изделие с первых стежков – все эти качества, наряду с терпением, усидчивостью и целеустремленностью, развивает нелегкий, но почетный труд вышивальщицы.
Для успешной деятельности вышивальщице необходимо наличие следующих профессионально важных качеств: точная зрительно-моторная координация, высокая подвижность кистей и пальцев рук, тонкое цветоразличение, развитое пространственное воображение, хорошая зрительная память, высокий уровень концентрации и объема внимания, интерес к работе по выполнению вышивки в различной технике.
Вышивальщица должна обладать эмоциональной устойчивостью, способностью преодолевать монотонность и однообразие работы, терпеливостью.

Повар
Повар – это специалист, задействованный в сфере общественного питания, профессиональной задачей которого является приготовление пищи. Повара подготавливают продукты и готовят различные блюда, напитки и кулинарные изделия на предприятиях общественного питания (в ресторанах, кафе, столовых и других местах общественного питания). Повар составляет меню, готовит различные горячие блюда, холодные закуски, соусы, холодные и горячие напитки, сладкие блюда, мучные и кондитерские изделия. Он занимается порционированием, оформлением и раздачей блюд массового спроса. Руководит рабочим процессом на кухне, составляет заявки на получение полуфабрикатов и продуктов.
Профессия повара – одна из немно­гих, где обонятельные и вкусовые ощущения и восприятие являются основными профессионально важными качествами. Повар должен быть выносливым, иметь долговременную память, хороший глазомер, подвижные пальцы рук, обладать хорошей зрительно-двигательной координацией, умением концентрировать внимание. Человек, который хочет стать поваром, должен обладать такими качествами, как чувство времени, чистоплотность, аккуратность, ответственность, внимательность.

Кондитер
Кондитер – это специалист, основной задачей которого является изготовление кондитерских и хлебобулочных изделий из различных видов сырья: мучного теста, творожной массы, мороженого и т. п.
Кондитер занимается изготовлением разнообразной кондитерской продукции (пирожных, печенья, тортов, десертов, начинок и кремов) из шоколада, сахара, теста, кремов, мороженого. Заготавливает сырье по заданной рецептуре: замешивает, сбивает, раскатывает тесто. Разделывает полученные полуфабрикаты, нарезает, формирует, выпекает. Готовые изделия отделывает кремом, помадкой, шоколадом, контролирует их вес.
Для эффективной работы кондитеру нужны тонкие вкусовые ощущения и хорошо развитое обоняние, развитые воображение и фантазия, эстетический и художественный вкус, чувство стиля, гармонии, склонность к творческой работе и изобретательность.
Кондитер должен быть аккуратным, усидчивым и терпеливым. В профессии важны развитый объемный и линейный глазомер (умение быстро и точно без взвешивания определять массу полуфабриката), склонность к работе с информацией (изучение рецептур, технологических карт и т. д.), высокая работоспособность.

Официант
Квалифицированный официант – ключевая фигура в любом заведении общественного питания. Он выступает в роли радушного и гостеприимного хозяина: встречает посетителей, знакомит их с меню, принимает заказ. В его обязанности входит сервировка стола, прием заказов и быстрое их выполнение, расчет с посетителями, сбор использованной посуды. Однако это далеко не все обязанности официанта. Он должен знать названия блюд и напитков, предложенных в меню, разбираться в их рецептуре, быть готовым рассказать об их составе и вкусе. Ему необходимо уметь угодить клиенту своей расторопностью и предупредительностью. Помимо этого, такой работник должен в совершенстве владеть искусством сервировки стола: знать, как постелить скатерть, скрутить салфетки, расставить посуду, разложить столовые приборы и т. д.
Официант должен иметь презентабельную внешность, уметь устанавливать контакт с посетителями, проявлять внимание и доброжелательность к каждому, создавая располагающую обстановку в заведении. Конечно, в такой работе необходима эмоциональная устойчивость и железная выдержка. Работа рекомендуется людям коммуникабельным, энергичным, с хорошей памятью, чувством юмора и задатками психолога. В профессии важны следующие качества: внимательность, аккуратность, выносливость, быстрота реакции, расторопность.

Бармен
Обязанность бармена – обслуживание посетителей заведения за барной стойкой: продажа напитков, смешивание коктейлей, денежный расчет. Бармен отвечает за поддержание чистоты и порядка на рабочем месте, соблюдение очередности отпуска продукции, следование рецептурам, входящих в коктейли ингредиентов.
Бармен следит за ассортиментом и качеством продукции, оформляет документы на реализованный товар, ведет денежные расчеты с посетителями, несет материальную ответственность.
Бармен-профессионал – это одновременно и актер, и психолог, ведь от него во многом зависит атмосфера заведения, его популярность у клиентов. В профессии важны коммуникабельность (склонность к общению с людьми, умение слушать клиентов и поддерживать разговор), доброжелательность, вежливость, воспитанность. Для эффективной работы понадобятся внимательность, хорошая зрительно-двигательная координация, развитый глазомер, терпеливость, энергичность и эмоционально-волевая устойчивость.

Горничная
Обязанность горничной – уборка и содержание в чистоте жилых номеров гостиниц, общежитий, санузлов и других закрепленных помещений.
Горничные вытирают пыль, проводят влажную уборку, расставляют предметы по своим местам, меняют постельное белье и полотенца, поливают цветы, наводят порядок в ванных комнатах, принимают номера при выезде постояльцев. Помимо уборки горничная следит за функционированием электроприборов в номерах, наличием средств гигиены, показывает новому постояльцу расположение комнат, рассказывает о местном сервисе, принимает заказы на бытовые услуги, решает текущие вопросы.
Горничная может работать в системе гостиничного хозяйства (гостиницы, санаторно-курортные и оздоровительные организации и др.). Современные гостиницы обладают целым штатом горничных, поскольку чистота и ухоженность помещений влияют на имидж и репутацию компании.
В работе горничной важны такие качества, как аккуратность, ответственность, трудолюбие, вежливость, доброжелательность и наблюдательность, склонность к ручной работе.

Технический труд

Технический труд – направление трудового обучения, включающее следующие содержательные линии: обработка древесины, обработка металлов, художественная обработка материалов, техническое творчество.

Столяр
Столяр – это квалифицированный рабочий, вытачивающий и изготавливающий изделия из дерева или на его основе. Выполняет работы по изготовлению деталей, узлов, изделий, мебели по чертежам и эскизам.
Столяр – многопрофильная профессия. Столяр занимается столярными работами: изготовлением сложной мебели и других изделий из массива древесины с возможным применением фанерования, шпонирования, ламинирования, без резьбы вручную. Он выполняет более точную, тонкую работу, чем плотник. Может выполнять уникальные работы по микромоделированию на деревянной основе.
Работая над изделием, квалифицированный столяр опирается на эскиз и чертеж, который он разрабатывает сам либо который получает от дизайнера или заказчика. Затем он выбирает подходящий для работы пиломатериал, делает заготовки, превращает их в детали. Соединив их, он получает готовое изделие.
Для профессии важно наличие художественного вкуса и склонностей к работе руками. Столяр должен обладать хорошей образной памятью, развитым пространственным мышлением, правильным цветовосприятием, тактильной чувствительностью.

Плотник
Плотник – одна из распространенных строительных профессий. Это профессия широкого профиля. Специалист выполняет работы, связанные с обработкой древесины и изготовлением из нее разнообразных деталей, изделий и строительных конструкций.
К плотничным работам относятся работы по устройству стен, перекрытий, перегородок, стропил, балок, щитов перекрытий, лесов, подмостей. Плотник участвует в постройке и ремонте жилых домов и других сооружений. Рубит стены из бревен, настилает полы, устанавливает оконные рамы и двери, строительные леса, заборы, висячие стропила, арки и т. п. Изготавливает и собирает пролетные строения балочных мостов, ведет подготовку деревянных опор линий связи и электропередачи.
Выполняет обтесывание, пиление, сверление отверстий, соединение элементов деревянных конструкций, обработку антисептическими и огнезащитными составами. Использует ручные и механизированные орудия труда (рубанки, распылители, дрели, электрорубанки, деревообрабатывающие станки и пр.).
Для профессии важны физическая выносливость, точный глазомер, сила и подвижность кистей рук, развитое чувство равновесия, пространственное воображение, навыки черчения, чувство симметрии. Умение концентрировать и распределять внимание, хорошая наглядно-образная и долговременная память, физическая работоспособность (выносливость).

Резчик по дереву
Резчик по дереву выполняет вручную художественную резьбу различной сложности на поверхностях скульптурных изделий, игрушек, объемную резьбу композиций с отдельной проработкой декоративных моментов и скульптурных форм. Размечает основные линии, наносит контуры рисунков, при помощи специальных инструментов выполняет ажурную художественную резьбу и тиснение, проводит окончательную отделку изделий, полирует их.
Работа резчика по дереву является уникальной, ведь все изделия неповторимы, и мастер вкладывает частичку своей души в каждое из них. Чтобы сделать изделие из дерева, необходимо сначала сделать эскиз и продумать, какой материал лучше подойдет, только потом можно приступать к резке.
Работа для резчика по дереву является не просто профессией, а состоянием души и даже смыслом жизни. Как правило, со временем мастер выбирает одно из направлений резки и совершенствуется в нем. Это может быть домовая, скульптурная и другие виды резьбы по дереву.
Профессионально важными качествами являются: развитое пространственное, образное мышление, тонкий эстетический вкус, хорошее зрение, твердая рука, концентрированное внимание, аккуратность, физическая выносливость. Особая чувствительность пальцев и высокая точность движений помогают мастеру ощущать силу сопротивления дерева, давление инструмента и направление его движения.

Слесарь
Слесарь собирает из отдельных деталей машины и механизмы, производит регулировку, наладку и испытания технологического и другого оборудования, выполняет слесарную обработку деталей по различным классам точности, разбирает, ремонтирует и собирает узлы и оборудование с применением специальных инструментов.
Слесарь – профессия очень распространенная. Поскольку эти специалисты требуются для различных видов производства, существует узкая специализация слесарей, подготовка и обучение которых ведется именно для той отрасли, где они будут работать. Слесарь-ремонтник занимается монтажом, наладкой, регулировкой и диагностированием механизмов. При обнаружении неполадки, он проводит ремонт, замену негодных деталей, монтаж новых. Текущий профилактический ремонт предусматривает чистку и смазку узлов и агрегатов, замену деталей с истекшим сроком годности.
Профессия слесаря предъявляет повышенные требования к вниманию. Специалисту необходимы развитое наглядно-образное и предметно-действенное мышление, большой объем кратковременной памяти, физическая выносливость. Для успешного выполнения такой работы требуются хорошие двигательные навыки, склонности к ручной и технической работе. Необходимы и такие качества, как хорошее зрение и мелкая моторика, оперативность, исполнительность, точность и аккуратность.

Токарь
Токарная работа представляет собой обработку металлов и неметаллических материалов резанием (последовательное снятие с заготовки слоев металла при помощи режущего инструмента) и выполняется на токарных станках.
Токарь выполняет на токарном станке операции по обработке и расточке разнообразных поверхностей, торцевых плоскостей, а также нарезает резьбу, сверлит, калибрует, используя в качестве заготовок металл и другие материалы. Определяет или уточняет скорость и глубину резания, выбирает режущий инструмент с учетом свойств материала и конфигураций резца, закрепляет резец, регулирует процесс обработки. Обеспечивает соответствие детали размерам, указанным на чертеже, заданную чистоту и точность. Применяет оснастку, измерительный инструмент, в том числе сложные приборы (индикаторы, микрометры).
В группу токарных инструментов входят станки, выполняющие различные виды токарной обработки. В соответствии с этим различают следующие токарные специальности: токарь-универсал, токарь-карусельщик, токарь-расточник и др. Наиболее квалифицированной является специальность токаря-универсала, работающего на токарно-винторезных станках и выполняющего все операции.
Профессию токаря можно назвать творческой, так как она позволяет из бесформенного куска дерева или металла получить красивую деталь, которая радует глаз своими правильными, точными пропорциями и станет в будущем частью сложного механизма.
Токарь должен обладать острым зрением, точным линейным и объемным глазомером, хорошей зрительно-моторной координацией, техническим мышлением, пространственным воображением, устойчивостью внимания.

Читайте также: