Какие профессии относятся к типу человек природа

Опубликовано: 14.05.2024

Профессии типа «человек - природа»

Специалисты, которые работают в направлении «человек - природа» изучают природные явления, растительный и животный мир. Предметом трудовой деятельности людей работающих в сфере «человек - природа» является живая и не живая природа. Будущие специалисты данного направления должны обладать хорошей наблюдательностью, терпимостью и выносливостью. Быть готовы работать в неблагоприятных или меняющихся условиях. О каких профессиях идет речь? Давайте более подробно с вами разбираться.

Кинолог

Содержание труда: воспитание, дрессировка и разведение собак. Дрессирует собак спасателей, поводырей, служебно - розыскных, домашних. Принимает участи в различных выставках, конкурсах и соревнованиях собак. Специалист должен любить животных, иметь терпение, уметь контролировать свои эмоции, быть смелым.

Ветеринар

Содержание труда: специалист занимается лечением и профилактикой различных заболеваний. Проводит медицинские процедуры, в том числе и операции. Может организовывать и проводить дезинфекцию ферм и помещений для животных. Ведет контроль на санитарное качество продуктов животноводства. Делает ветеринарно - санитарную экспертизу, определяет доброкачественность продуктов, которые идут на продажу.

Школьные предметы: русский язык, математика, биология

Обучение: профессии обучают как в высших, так и в средних специальных учебных заведениях. Ветеринарным врачом может быть специалист только с высшим ветеринарным образованием. Ветеринарному фельдшеру достаточно окончить техникум.

Возможные места работы: Ветеринарные клиники. Сельскохозяйственные предприятия.

Заработная плата: 25 000 - 100 000 тыс. руб. в России. 40 000 - 150 000 тыс. руб. в Москве.

Агроном

Содержание труда: создает новые сорта сельскохозяйственных культур, проводит сельскохозяйственные работы с учетом особенностей местности, погодных условий. Наблюдает за ростом и развитием растений, обеспечивает им защиту и благоприятные условия для роста. Проводит научные исследования, управляет сельскохозяйственным производством и совершенствует его.

Школьные предметы: русский язык, математика, биология, химия

Обучение: проходит после 11 класса в университетах.

Возможные места работы: совхозы, колхозы, фермерские хозяйства.

Заработная плата: 25 000 - 130 000 тыс. руб. в России. 45 000 - 70 000 тыс. руб. в Москве.

Эколог

Содержание труда: исследования в области окружающей среды. Специалист проводит экологическую экспертизу, участвует в природоохранных мероприятиях. Выявляет причины катаклизмов природы и старается снизить воздействие человеческого фактора на окружающую среду.

Школьные предметы: русский язык, математика, биология, география

Обучение: возможно как после 9, так и после 11 класса. Профессию эколога можно получить в колледже, техникуме или университете.

Возможные места работы: Ростехнадзор, Росприроднадзор, Федеральная служба по гидрометеорологии, Министерство сельского хозяйства, Министерство лесного хозяйства и природных ресурсов, на промышленных предприятиях.

Заработная плата: 20 000 - 60 000 тыс. руб. в России. 30 000 - 100 000 тыс. руб. в Москве.

Технолог пищевой промышленности

Содержание труда: специалист данной профессии следит за последовательностью и качеством операций в процессе приготовления пищевой продукции. Технолог пищевой промышленности отвечает за качество производимого продукта на всех этапах: от поступления сырья до момента упаковки готовой продукции.

Школьные предметы: русский язык, математика, химия, физика

Обучение: данную профессию можно получить после 11 класса в вузах пищевой специальности.

Возможные места работы: хлебопекарни, кондитерские фабрики, мясо - молочные комбинаты, заводы крепких алкогольных напитков.

Заработная плата: 30 000 - 120 000 тыс. руб. в России. 40 000 - 120 000 тыс. руб. в Москве.


Знакомим с профессиями, которые подходят любителям природы.

Профессии, связанные с природой

Сегодня вопрос экологии стоит наиболее остро. В связи с глобальным загрязнением океанов, воздуха и всей окружающий среды, эксперты в области природы очень востребованы.

Хотя экология — это не единственное, чем может заниматься человек, любящий красоту нашего мира. Природа — это также животные, насекомые, леса, сады, ресурсы и обозначения на картах. В этой статье мы рассмотрели профессии, связанные с природой.

Биолог

Это человек, изучающий животный и растительный мир нашей планеты. Он занимается исследованиями всех сторон жизни живого организма: происхождение, эволюция, развитие и т.д. В этой профессии есть и более узкие специализации. Например, зоолог (занимается только животным миром), ботаник (эксперт в растениях), физиолог (в большей степени изучает организм человека) и др. Хороший биолог также должен иметь неплохие знания в области химии, физики, медицины, латинского языка и экологии.

Большую часть рабочего процесса биологи проводят в лабораториях за исследованиями. Кроме того, у них возможны выезды и командировки для работы в природных условиях.

К сожалению, сегодня профессия биолога — не самая востребованная на рынке труда. Причины этому может быть две: избыток специалистов или профессия уже изжила себя. В любом случае, знания в области биологии — это фундамент для хорошего специалиста, который может сузить свою область деятельности.

Средняя зарплата биолога колеблется в районе 40 000 руб/месяц.

Эколог

Специалист этого профиля изучает влияние деятельности человека на окружающую среду. Он также принимает меры по сокращению негативного воздействия на природу, чтобы сохранить нашу планету для как можно большего числа будущих поколений. В задачи эколога входит отслеживание настоящей экологической ситуации и предупреждение глобальных природных катастроф. В случае возникновения какой-либо катастрофы, эколог должен грамотно составить план наилучшего выхода из сложившейся ситуации.

Так как сегодня деятельность человека является основной причиной многих природных бед, эта профессия считается одной из самых актуальных.

Средняя зарплата эколога колеблется в районе 40 000–50 000 руб/месяц. Максимальная может достигать

500 000 руб/месяц.

Агроном

В его задачи входит совершенствование сельскохозяйственного производства, организация и оптимизация труда рабочих. Агроном должен отлично разбираться в основах земельного законодательства, способах возделывания различных культур (полевых, огородных или садовых) и, конечно, знать технологию сельского хозяйства.

Агроном

Профессия агронома чрезвычайно важна, потому что именно от него зависит количество выросших природных ресурсов. Несмотря на автоматизацию большинства процессов, эта профессия до сих пор считается достаточно востребованной.

Средняя зарплата агронома в России от 20 000 до 40 000 руб/месяц.

Фермер

Фермеры занимаются сельским и лесным хозяйством, а также животноводством. Стоит помнить, что эта профессия — это прежде всего тяжкий труд. Это подъемы в 5 утра, работа на жаре и в холоде, грязная работа. К этому занятию действительно должна лежать душа.

Существует как частное фермерство, так и крупные сельскохозяйственные концерны. Если вы не рассчитываете становиться владельцем огромного комбината, можете выкупить небольшой участок земли и выращивать там фрукты и овощи.

Фермер

Для многих людей фермерство — это не основной источник дохода, а хобби, которое приносит деньги. Спрос на продукты у людей будет всегда, поэтому можете смело регистрироваться как индивидуальный предприниматель и развивать свое хозяйство. Более простой путь — это пойти на работу в одну из крупных агропромышленных или животноводческих компаний.

Средняя зарплата фермера составляет около 27 000 руб/месяц.

Садовник, ландшафтный дизайнер

Эти специальности более творческие, чем агроном или фермер. Люди этих профессий занимаются дизайном и декором садов, общественных пространств, парков. Однако, знания ботаники здесь важны не меньше. Поэтому специальности садовника и ландшафтного дизайнера отлично подойдут творческим людям, которые любят природу.

В современном мире дизайну выделяется огромное значение. Он важен для бизнеса, поддержания статуса и просто приятно радует глаз. Поэтому эти профессии сегодня очень востребованы.

В среднем садовник получает около 45 000 рублей, в то время как зарплата ландшафтного дизайнера может быть и 30 000 рублей и гораздо выше. Все зависит от того, работаете ли вы на себя или в каком-нибудь бюро или фирме.

Шкипер

Одна из самых интересных и захватывающих профессий этого списка. Шкипер — это капитан торгового парусного судна или корабля. Он обязан выполнять судовые такелажные и малярные работы, осуществлять прием, выдачу, учет, ремонт и хранение запасных механизмов для судна. Нести вахту и составлять заявки на материально-техническое снабжение и бытовые расходы.

Шкиперы — это довольно романтизированный вид деятельности. Они много путешествуют, но при этом путешествия — это их работа. Поэтому расслабляться в дальних поездках они не имеют права.

Эта специальность отлично подойдет для тех, кто не страдает морской болезнью, готов к дальним и долгим командировкам, вынослив и любит приключения.

Средняя зарплата в России колеблется в районе 60 000–90 000 руб/месяц.

Географ

У географа огромный спектр различных узких специализаций: краеведение, геоморфология, экономическая или физическая география и т.д. Обобщая, географ занимается изучением оболочки Земли. Взаимодействия литосферы, гидросферы, атмосферы и других слоев, изучает их структуру и динамику.

Профессия географа не пользуется сильным спросом на рынке труда, но и не теряет своей актуальности.

В среднем люди с этой профессией получают от 10 000 до 100 000 руб/месяц в зависимости от области деятельности.

Геолог

Геолог

Геологи занимаются поиском и оценкой месторождений полезных ресурсов и ископаемых. Помимо этого, они изучают особенности земных недр и часто ездят в дальние командировки. Эта профессия для настоящих любителей путешествовать, но не на дорогие курорты, а в далекую глушь. Некоторые геологи работают и с документацией в кабинете, но тех, что работает в полевых условиях гораздо больше.

Сегодня в России прослеживается дефицит кадров в области геологии, поэтому спрос на специалистов растет.

Средняя зарплата геолога составляет от 54 000 до 158 000 рублей.

Лесничий, егерь

Сейчас вы скорее всего представили бородатого мужчину в клетчатой рубашке, живущего в глухом лесу. На самом деле, лесничий — это специалист по защите и использованию леса. Он занимается лесоустройством и отвечает за функционирование лесного хозяйства. Не путайте его с лесником — это две разные профессии.

Лесничий

Еще лесничие отвечают за прокладку просек, окапывают леса по краю на случай пожара, отслеживают появление и популяцию насекомых-вредителей, планируют санитарную вырубку деревьев и т.д.

Средний доход лесничего в России составляет 23 000 рублей.

Таксатор

Эти специалисты организуют и проводят мероприятия по таксации леса. Иными словами они определяют объем срубленных, растущих деревьев и их запасов. Изучают прирост отдельных деревьев и насаждений. На основании проведенных исследований таксатор и назначает определенные мероприятия.

Средний доход специалиста составляет 40 000 рублей в месяц.

Водолаз

Водолаз выполняет работы под водой. Это может быть как поиск утонувших вещей, так и съемки морских обитателей, инженерная работа или подводные исследования.

Водолаз

Эта работа считается чрезвычайно вредной для здоровья из-за смены давления, низких температур и больших физических нагрузок. Перед тем, как получить эту профессию, нужно пройти очень строгий отбор. Прежде всего выявляют наилучших кандидатов по состоянию физического и психологического здоровья.

Средний заработок водолаза составляет 65 000 руб/месяц. Он может сильно колебаться в зависимости от региона.

Самые высокооплачиваемые профессии

На самом деле, уровень дохода в той или иной профессии этой сферы зависит от многих факторов: востребованность, регион, специализация, работаете вы как индивидуальный предприниматель или штатный сотрудник, погодные условия, риск для здоровья.

Сегодня наиболее доходными можно считать профессии связанные с проектированием ландшафтной среды или геологией.

Как заработать в интернете

Большинство из вышеперечисленных профессий не подходят для домоседов. Однако, если вы все же хотите подработать из дома, можете помочь студентам с проектами или в написании контрольных, курсовых и дипломных работ. А сервис ФениксХелп поможет вам найти заказчика.

Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

  • познакомить с основными особенностями и характером труда профессий типа “Человек-природа”;
  • рассмотреть, какие деловые качества необходимы для работы по профессиям типа “Человек-природа”;
  • раскрыть, какие профессии относятся к типу “Человек-природа”, их значимость и важность
  • развивать умения и навыки в выборе классификаций;
  • воспитывать (развивать) любовь к природе посредством материала, представленного на уроке.

Ход урока

I. Знакомство с темой и целями урока.

II. Обращение к эпиграфу:

Для иных природа — это дрова, уголь,
руда, или дача, или просто пейзаж.
Для меня природа — это среда, из которой,
как цветы, выросли все наши человеческие таланты.
Пришвин М.М.

III. Повторение изученного материала

  1. Какие типы профессий мы уже изучили?
  2. Какие основные качества относятся к типу “Человек-Человек”?
  3. Назовите профессии людей, представленные на слайдах. К какому типу профессий они относятся? (слайд 4). Приложение 1.

(врач, бухгалтер, крановщик, брокер, садовод, слесарь).

- Какой тип профессий из названных для вас новый, мы еще не изучали?

(профессия садовод, тип “Человек-природа).

IV. Знакомство с темой урока

- Мы с вами продолжаем изучать типы профессий. Сегодня мы будем знакомиться с профессиями типа “Человек-природа”.

- В чем социальная значимость, важность и актуальность профессий этого типа?

-Можно рассмотреть на примере профессии “садовод” или “садовник”.

- Вспомним известную притчу:

В саду работал старый садовник. Он сажал молодые яблоньки. К нему подошел прохожий и спросил:

- Старик, зачем ты сажаешь эти яблони? Ведь ты не увидишь, когда они вырастут и не попробуешь яблок с их ветвей.

- Ну и что. Зато попробуют мои внуки, - ответил садовник.

- Как вы понимаете эту притчу? (Для садовника было важно, чтобы плодами его трудов пользовался не только он сам, но и потомки. Так и в жизни, результатами труда людей данной профессии часто пользуется большое количество людей на протяжении длительного времени).

- Почему человек должен бережно относиться к природе?

(Ребята отвечают кратко, по одному-двум предложениям).

Сообщение подготовленного учащегося:

Экскурс в историю: Взаимоотношения человека с природой имеют давнюю историю — с тех пор, как природа породила человека. Отношения эти имели разные виды и формы: собирательство, освоение, покорение, подчинение, сотрудничество и т. д. Долгое время попытки преобразовывать природу и властвовать над ней не отражались ощутимо на жизни человечества в целом и поэтому не оценивались с точки зрения их целесообразности и опасности для планеты. Предупреждения философов, экологов, писателей-фантастов не воспринимались как реальная угроза нашей жизни и жизни наших детей. Но экологические катастрофы XX века показали, что ни одно вмешательство в дела природные не проходит бесследно и настоящий конец света — гибель Земли — может наступить именно по нашей вине, или если мы не помешаем гибельным процессам.

Выбирая профессию, связанную с преобразованием природы, ее использованием, человек берет на себя ответственность за развитие и будущее того, что нас окружает, за жизнь этого и следующих поколений.

V. Работа по теме урока “Особенности профессии типа “Человек-Природа”.

1) Беседа по вопросам:

- Какие профессии относятся к типу “Человек-Природа”?

(Ребята называют профессии данного типа вперемешку, не разграничивая по отраслям).

Учитель корректирует профессии по отраслям с помощью слайда.

Слайд 5: К профессиям типа “Человек – Природа” относятся профессии, связанные с:

1. изучением живой и неживой природы (биолог, микробиолог, агрохимик, геолог, геодезист, метеоролог, океанолог);

2. уходом за растениями и животными (лесник или егерь), овощевод, садовод, флорист, инженер паркового хозяйства, мелиоратор, зоотехник);

3. профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар, селекционер, микробиолог).

- Какие черты и деловые качества необходимы работникам специальностей этого типа? (общие, специфические) (слайд 6,7)

(Ребята называют черты: любовь к природе, животным, трудолюбие, ответственность, требовательность к себе, наблюдательность и др.)

Деловые качества: способность работать в специфических условиях (в теплице, в лаборатории, в поле и т.д.), способность работать с определенным материалом (растениями, микроорганизмами, химическими веществами, ядохимикатами и др.).

Учитель делает вывод.

  • наблюдательность;
  • способность ориентироваться в условиях непредвиденности и отсрочки результатов;
  • способность изменять цель в зависимости от условий;
  • выдержка и терпение в условиях недостаточного комфорта.

Профессии, связанные с исследованием и освоением природы, воздействием на ее процессы, предъявляют различные требования к психофизиологическим и личностным особенностям человека. Как и для любой профессии, определяющими успешность деятельности качествами являются интерес и трудолюбие, ответственность и настойчивость в достижении цели. Но в этих профессиях чаще, чем в других, требуются такие качества, как предвидение и прогнозирование отдаленных результатов, готовность работать в неблагоприятных погодных условиях, в одиночестве или в команде из нескольких человек. Поэтому профессии этой направленности хорошо подходят людям малообщительным и не всегда — тем, у кого потребность в новых впечатлениях, людях, событиях выражена очень сильно.

  • Профессии, связанные с биологией
  • Профессии, связанные с животными
  • Профессии, связанные с географией
  • Профессии, связанные с экологией

- Сегодня более подробно мы остановимся на 1-ой группе профессий “Человек-природа”, связанных с биологией.

  1. Какие профессии связаны с биологией? (Агроном, селекционер, садовод, флорист, лесник (егерь), гидромелиоратор, плодоовощевод, биолог, инженер паркового хозяйства и др.)
  2. Какое значение биология имеет в жизни человека, чья профессиональная деятельность не связана с биологией?
  3. Почему важно изучать биологию в школе на базовом уровне всем?
  4. Нужно ли, чтобы каждый человек был биологически и экологически грамотным? Почему?
  5. Какую роль и в каких отраслях в будущем будет играть биология?

- Теперь более подробно рассмотрим специальности, связанные с биологией.

Специалист по охране леса или егерь. Чтобы работать лесником, высшее образование получать не обязательно. Практически в любом городе есть специальные службы, которые работают с вредителями леса. Это может быть, например, станция защиты зеленых насаждений.

Эколог. Изучает природные и созданные человеком биологические системы, разрабатывает мероприятия по охране окружающей среды, занимается исследованием влияния окружающей среды на все живые объекты, изучает влияние промышленных отходов на флору и фауну.

- А теперь несколько человек, которые получили опережающее задание к нашему уроку, выступят с материалом об известных людях нашей страны, внесших большой вклад в области биологии, селекции. Приложение 2. Ребята расскажут об их наиболее ценных достижениях. Слад 10. (Мичурин, Тимирязев, Сеченов).

- Как вы думаете, каков характер труда представителей профессии типа “Человек-природа”?

  • исполнительские (связаны c выполнением поставленных задач, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем);
  • творческие (связаны с анализом, исследованием, испытанием, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений);
  • руководящие (связаны с планированием и организацией, управлением и координацией деятельности, контролем и принятием управленческих решений).

VI. Подведение итогов урока:

- На какие основные типы можно подразделить специальности, связанные с профессией типа “Человек-природа”?

- Перечислите профессии, связанные с биологией.

Творческий диктант. Задание: я зачитываю вам вид деятельности человека, вы ставите цифру и рядом пишете профессию, соответствующую данному виду деятельности. Например, посадка саженцев – садовник, лесник.

1. Обработка почвы (агроном).

2. Создание проекта клумбы (инженер паркового хозяйства).

3. Наблюдение за погодными условиями (метеоролог).

4. Выведение новых сортов, более устойчивых к окружающей природ (селекционер).

5. Составление оригинального букета из цветов (флорист).

VII. Обобщающее слово учителя (вывод):

Я и мир вокруг – эта проблема волнует человека. Это и естественно, ведь в мире все взаимосвязано и взаимообусловлено. Человеку природа нужна. И не потому только, что лес очищает воздух, накапливает влагу и солнечную энергию, защищает поля и реки, а без воды и воздуха жизнь вообще немыслима. Красота рощи, луга, вечернего заката, красота обыкновенного камешка, обкатанного морской волной, былинки, растущей на крутом горном склоне, делает людей более человечными, благородными, чуткими.

Будут ли радовать глаз цветы, петь птахи, зеленеть деревья, зависит от тебя, от меня, ото всех. У вас еще есть время на раздумья до окончания школы, кем быть. Поэтому в конце нашего занятия хочу познакомить с двумя основными высшими профессиональными учреждениями, где можно получить профессию типа “Человек-Природа” (Слайд 13):

ФГБОУ ВПО “Волгоградский государственный аграрный университет”;

Волгоградский государственный технический университет.

IX. Домашнее задание: найти материал о представителях профессий типа “Человек-природа”, связанных с животными.

Доступ к видеоуроку ограничен

Не только человек на планете Земля обладает продвинутой системой общения. Считается, что дельфины для общения между собой также используют своеобразный язык.

Он весьма сложен и даёт возможность этим млекопитающим передавать информацию. Люди давно и всё ещё безуспешно пытаются расшифровать язык дельфинов. Этим занимаются специалисты узкого профиля, как, например, этологи и зоопсихологи.


Зоопсихологи специализируются на поведении животных, в то время как этологи изучают поведение животных в естественных условиях. Это профессии, относящиеся к типу «человек – природа».

Далее мы подробнее рассмотрим общие характеристики профессий типа «человек – природа»; узнаем требования и противопоказания к работе в профессиях типа «человек-природа»; назовём классификации профессий «человек – природа»; а также рассмотрим некоторые из профессий.

К типу «человек – природа» относятся профессии, связанные с жи­вой и неживой природой. Среди профессий этого типа можно выделить профессии, предметом труда которых являются: растительные организмы; животные организмы; микроорганизмы; среда существования живых организмов (земля, вода, атмосфера, полезные ископаемые); биологические процессы.

Конечно, это не значит, что специалисты этого типа профессий не связаны с техникой, но для них она выступает средством, а не основным предметом труда.

Люди данного типа должны знать весь технологический цикл процесса, быть способными организовать наблюдение и обслуживание различных механизмов.

В их деятельности важное значение имеют элементы умственного труда, потому что специфика работы становится более инженерно-технически направленной.

Следовательно, люди профессии человек-природа должны обладать глубокими и тонкими знаниями особенностей развития живых организмов и в то же время уметь управлять современной техникой.

Исходя из вышесказанного, специалисты в области профессий «человек – природа» используют следующие орудия труда: ручные; механические; автоматизированное оборудование.

Разнообразны и условия труда специалистов профессий «человек – природа»: в помещениях с микроклиматом бытового типа; на открытом воздухе; производственные; экстремальные; требующие повышен­ной моральной ответственности.

Специалисты в области профессий «человек – природа» выполняют такие виды деятельности, как: изучение, наблюдение и воздействие на объекты неживой природы (геолог, геодезист, метеоролог, эколог); изучение, исследование, анализ состояния, условий жизни животных, а также растительных или микроорганизмов (зоотехник, агроном, микробиолог, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог); выращивание растений, уход за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод); лечение и профилактика заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Профессии типа «человек – природа» предъявляют к человеку такие психологические требования, как: любовь к животным и растениям; развитое воображение; наглядно-образное мышление; хорошая зрительная память; наблюдательность; аккуратность и бережность; инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач; способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; терпение и настойчивость; физическая выносливость и терпеливость к недостатку комфорта; усидчивость; высокая работоспособность.

Также есть профессии типа «человек – природа», которые, кроме прочего, обязательно требуют художественных склонностей и творческого подхода. Например, труд флористов или озеленителей.


Противопоказаниями к деятельности профессий «человек – природа» являются: слабое здоровье, серьёзные дефекты зрения, недостаточное физическое развитие, отсутствие интереса и обходительного отношения к живой природе.

Профессии типа «человек – природа» составляют довольно значительную группу. В неё входят такие профессии, требующие различной подготовки: профессии, требующие практического мастерства, основы которого приобретаются в профессиональных технических училищах (машинист трактора широкого профиля, животновод, мастер машинного доения, плодоовощевод); профессии, требующие особой теоретической подготовки, которая приобретается как в средне-специальных учебных заведениях (техник-лесовод, зоотехник, флорист), так и в высших (ветеринар, ветфельдшер, агроном, зооинженер).

В зависимости от целей трудовой деятельности профессии типа «человек – природа» подразделяются на: гностические, преобразующие и изыскательские.

Гностические профессии типа «человек – природа» связаны с распознанием, определением, оценкой, разбирательством, проверкой, контролем.

Среди них в зависимости от условий труда выделяют следующие профессии: бытовые условия (биохимик, лаборант химического анализа, лаборант-аналитик, лаборант-микробиолог, лаборант-радиометрист, лаборант-семеновод, лаборант-эколог); работа на открытом воздухе (инженер лесного хозяйства); производственные условия (ботаник, ветеринарный врач, вирусолог, ихтиолог); экстремальные условия (учёный-исследователь в естественных условиях).

Профессии преобразующего класса типа «человек – природа» связаны с преобразованием, обработкой, упорядочением, организацией, оказанием влияния, обслуживанием.

Среди них в зависимости от условий труда выделяют следующие профессии: работа на открытом воздухе (пчеловод, семеновод, овощевод, цветовод-декоратор); производственные условия (ветеринарный фельдшер, кроликовод, дояр, птицевод, зооинженер, приёмщик яиц, оператор в производстве закваски, оператор выращивания дрожжей, аппаратчик обработки крови); экстремальные условия (дрессировщик дельфинов).

Профессии изыскательского класса связаны с изобретениями, поиском нестандартных решений и общих результатов, созданием образцов и новых вариантов.

Среди них в зависимости от условий труда выделяют следующие профессии: бытовые условия (учёный-исследователь); работа на открытом воздухе (лесничий, охотник, агроном, почвовед); производственные условия (мастер сельскохозяйственного производства, эколог); экстремальные условия (инженер-геолог, инженер-геофизик, инженер-геохимик, инженер-гидрогеолог).

Большинство специалистов, занятых в области профессий «человек – природа», трудятся в сельском хозяйстве, которое является одной из наиважнейших отраслей народного хозяйства.

В профессиях сельского хозяйства практической направленности на сегодняшний день техника планомерно вытесняет ручной труд.

Это значит, что работникам сельского хозяйства необходимо знать не только зоотехнику либо агротехнику, правила ухода за животными и растениями, но и отлично разбираться в сельскохозяйственной технике.

Профессии типа «человек – природа» сельскохозяйственной направленности можно разделить на три больших подтипа: профессии, труд в которых направлен на растительные организмы (почвовед, семеновод, овощевод, агроном, цветовод-декоратор); профессии, труд в которых направлен на животные организмы (ветеринар, дояр, зоолаборант питомника, пчеловод, животновод, приёмщик яиц); профессии, труд в которых связан с микроорганизмами (лаборант химико-бактериологического анализа, оператор в производстве заквасок, вирусолог, оператор выращивания дрожжей, аппаратчик обработки крови).

Работа, относящаяся к сельскому хозяйству, требует от специалистов постоянного принятия решений.

Давайте подробнее познакомимся с особенностями некоторых профессий типа «человек – природа».

Начнём с категории изучение, наблюдение и воздействие на объекты неживой природы. Представителями этой группы профессий являются метеорологи.

Метеоролог изучает атмосферу. Он занимается: сбором и систематизацией сведений об атмосферных процессах, анализом и обработкой результатов наблюдений, составлением прогнозов погоды, наблюдением и контролем за уровнем загрязнения атмосферы, предсказанием стихийных бедствий.


Вся гидрометеослужба работает круглосуточно. Сотрудники метеослужбы делают уточнения к прогнозам погоды, составляют штормовые предупреждения. Задача метеоролога – вовремя предусмотреть изменения погоды и заблаговременно предупредить об опасном гидрометеорологическом явлении все заинтересованные службы.

Метеоролог должен знать: основные закономерности явлений и процессов, протекающих в атмосфере, речных системах и океане; существующие стандартные базы данных, методы подготовки и обобщения режимной информации, создания специализированных баз данных; методы оценки влияния погоды на производственную деятельность в сельском хозяйстве и на транспорте; методы обеспечения гидрометеорологической информацией государственных учреждений и коммерческих структур, зависящих от погоды и климата.

Метеоролог должен обладать такими профессионально важными качествами, как: хорошая память; острое зрение; скрупулёзность; точность; наблюдательность; неприхотливость; аналитические способности; склонность к исследовательской деятельности; физическая выносливость; аккуратность; готовность к разъездам и отсутствию комфорта.

Но у этой профессии есть много медицинских противопоказаний. Среди них: инфекционные и кожные заболевания; психические и нервные заболевания; плохие зрение и слух; нарушение функций опорно-двигательного аппарата.

Профессию «метеоролог» можно получить в высших учебных заведениях.

Метеорологи могут найти применение своим профессиональным навыкам на метеорологических станциях, в научно-исследовательских центрах. Они становятся незаменимыми работниками в компаниях, занимающихся созданием прогнозов для авиации, судоходства, строительства, сельского хозяйства.

Человек с древности занимался возделыванием земли. Он отслеживал зависимость факторов погоды на качество урожая. Сегодня изучением сельскохозяйственного производства занимается агрономия, а специалист этой сферы деятельности называется агрономом.


Всё это необходимо специалисту для получения высококачественного урожая.

Работа агронома – это последовательный труд с элементами прогнозирования. Она начинается с составления плана о посадочных мероприятиях, закупке семян и удобрений. Далее специалист организует работу по подготовке почвы, контролирует посев и удобрение полевых культур. Кроме того, итог работы агронома определяет его деятельность по борьбе с вредителями, болезнями растений. Во время уборочной кампании он отслеживает сбор, транспортировку урожая к местам хранения. В заключение проделанной сезонной работы агроном подготавливает документацию и отчёты о проделанной работе.

Агроном может добиться карьерного роста в научно-методической деятельности. Здесь он может заниматься разработкой специализированной литературы, например, в области селекции. Также специалист может подняться по карьерной лестнице путём получения административных должностей. Это может быть должность старшего агронома или директора сельхозпредприятия.

Агроном должен обладать такими профессионально важными качествами, как: аналитический ум; оперативная и долговременная память; наблюдательность; развитый глазомер; чувство ответственности.

Медицинскими противопоказаниями для тех, кто захочет заниматься этой областью сельского хозяйства, будут: выраженные заболевания органов зрения; кожные заболевания; аллергические реакции на пыльцу, ядохимикаты, удобрения; ревматизм; хронический бронхит; нервные психические расстройства; низкая физическая выносливость; неустойчивость к простудным заболеваниям.

Профессию агронома можно получить как в средне-специальном, так и в высшем учебном заведении.

Получив профильное образование, агроном может трудоустроиться в сельскохозяйственные комплексы, фермерские хозяйства, научно-исследовательские институты, образовательные учреждения.

С давних времён человек приступил и к одомашниванию диких животных. Это был непростой труд, требующий постоянного ухода и внимания. В настоящее время существует специальная наука – ветеринарная медицина, которая занимается болезнями животных. А специалисты, работающие в этой области, соответственно, называются ветеринарами.


Деятельность ветеринара представляет собой лечение и профилактику болезней животных, медицинские и косметические процедуры (например, операции), ветеринарно-санитарный контроль.

Работа ветеринара может проходить как в предоставлении консультаций в клиниках или лабораториях, так и вне помещения при выездах в хозяйство, на ферму. В процессе работы специалист использует медицинские инструменты, лекарственные препараты и химические реактивы.

Ветеринар должен знать: порядок осмотра животных; причины, механизмы развития, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики болезней животных; список ветеринарных препаратов и средств по уходу за животными.

Профессионально важные качества ветеринара: наблюдательность; хорошая память; логическое мышление; терпение; быстрая реакция, оперативность, осторожность, стрессоустойчивость, доброжелательное отношение к животным.

Кроме того, ветврач должен обладать обширными познаниями в области повадок животных и птиц, как домашних, так и диких.

Противопоказаниями к работе ветеринаром будут: аллергия на животных и лекарства; физические недостатки, мешающие проведению осмотров и процедур. Профессию «ветеринарный врач» можно получить как в средне-специальном, так и в высшем учебном заведении.

Обратите внимание на таблицу. Прочитайте признаки профессий и выделите из них те, которые вам могли бы быть интересны (1–2 варианта в каждой ячейке таблицы).

Далее из каждой выбранной вами группы запишите самые привлекательные для вас цели, предметы, средства и условия труда.


Если вы уже выбрали профессию, подумайте, соответствует ли она этим характеристикам. Если нет – попробуйте смоделировать её по этим признакам.

Подводя итоги типовой классификации профессий, запомните, что почти каждая профессия имеет несколько признаков. Поэтому при выборе профессии главное – выделить для себя предпочитаемые основные и второстепенные признаки. При выборе профессии типа «Человек – природа» очень важно понимать, что людей этих профессий объединяет не созерцательная, а деятельная любовь к природе. Чтобы быть успешным в этой деятельности необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.

Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

  • познакомить с основными особенностями и характером труда профессий типа “Человек-природа”;
  • рассмотреть, какие деловые качества необходимы для работы по профессиям типа “Человек-природа”;
  • раскрыть, какие профессии относятся к типу “Человек-природа”, их значимость и важность
  • развивать умения и навыки в выборе классификаций;
  • воспитывать (развивать) любовь к природе посредством материала, представленного на уроке.

Ход урока

I. Знакомство с темой и целями урока.

II. Обращение к эпиграфу:

Для иных природа — это дрова, уголь,
руда, или дача, или просто пейзаж.
Для меня природа — это среда, из которой,
как цветы, выросли все наши человеческие таланты.
Пришвин М.М.

III. Повторение изученного материала

  1. Какие типы профессий мы уже изучили?
  2. Какие основные качества относятся к типу “Человек-Человек”?
  3. Назовите профессии людей, представленные на слайдах. К какому типу профессий они относятся? (слайд 4). Приложение 1.

(врач, бухгалтер, крановщик, брокер, садовод, слесарь).

- Какой тип профессий из названных для вас новый, мы еще не изучали?

(профессия садовод, тип “Человек-природа).

IV. Знакомство с темой урока

- Мы с вами продолжаем изучать типы профессий. Сегодня мы будем знакомиться с профессиями типа “Человек-природа”.

- В чем социальная значимость, важность и актуальность профессий этого типа?

-Можно рассмотреть на примере профессии “садовод” или “садовник”.

- Вспомним известную притчу:

В саду работал старый садовник. Он сажал молодые яблоньки. К нему подошел прохожий и спросил:

- Старик, зачем ты сажаешь эти яблони? Ведь ты не увидишь, когда они вырастут и не попробуешь яблок с их ветвей.

- Ну и что. Зато попробуют мои внуки, - ответил садовник.

- Как вы понимаете эту притчу? (Для садовника было важно, чтобы плодами его трудов пользовался не только он сам, но и потомки. Так и в жизни, результатами труда людей данной профессии часто пользуется большое количество людей на протяжении длительного времени).

- Почему человек должен бережно относиться к природе?

(Ребята отвечают кратко, по одному-двум предложениям).

Сообщение подготовленного учащегося:

Экскурс в историю: Взаимоотношения человека с природой имеют давнюю историю — с тех пор, как природа породила человека. Отношения эти имели разные виды и формы: собирательство, освоение, покорение, подчинение, сотрудничество и т. д. Долгое время попытки преобразовывать природу и властвовать над ней не отражались ощутимо на жизни человечества в целом и поэтому не оценивались с точки зрения их целесообразности и опасности для планеты. Предупреждения философов, экологов, писателей-фантастов не воспринимались как реальная угроза нашей жизни и жизни наших детей. Но экологические катастрофы XX века показали, что ни одно вмешательство в дела природные не проходит бесследно и настоящий конец света — гибель Земли — может наступить именно по нашей вине, или если мы не помешаем гибельным процессам.

Выбирая профессию, связанную с преобразованием природы, ее использованием, человек берет на себя ответственность за развитие и будущее того, что нас окружает, за жизнь этого и следующих поколений.

V. Работа по теме урока “Особенности профессии типа “Человек-Природа”.

1) Беседа по вопросам:

- Какие профессии относятся к типу “Человек-Природа”?

(Ребята называют профессии данного типа вперемешку, не разграничивая по отраслям).

Учитель корректирует профессии по отраслям с помощью слайда.

Слайд 5: К профессиям типа “Человек – Природа” относятся профессии, связанные с:

1. изучением живой и неживой природы (биолог, микробиолог, агрохимик, геолог, геодезист, метеоролог, океанолог);

2. уходом за растениями и животными (лесник или егерь), овощевод, садовод, флорист, инженер паркового хозяйства, мелиоратор, зоотехник);

3. профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар, селекционер, микробиолог).

- Какие черты и деловые качества необходимы работникам специальностей этого типа? (общие, специфические) (слайд 6,7)

(Ребята называют черты: любовь к природе, животным, трудолюбие, ответственность, требовательность к себе, наблюдательность и др.)

Деловые качества: способность работать в специфических условиях (в теплице, в лаборатории, в поле и т.д.), способность работать с определенным материалом (растениями, микроорганизмами, химическими веществами, ядохимикатами и др.).

Учитель делает вывод.

  • наблюдательность;
  • способность ориентироваться в условиях непредвиденности и отсрочки результатов;
  • способность изменять цель в зависимости от условий;
  • выдержка и терпение в условиях недостаточного комфорта.

Профессии, связанные с исследованием и освоением природы, воздействием на ее процессы, предъявляют различные требования к психофизиологическим и личностным особенностям человека. Как и для любой профессии, определяющими успешность деятельности качествами являются интерес и трудолюбие, ответственность и настойчивость в достижении цели. Но в этих профессиях чаще, чем в других, требуются такие качества, как предвидение и прогнозирование отдаленных результатов, готовность работать в неблагоприятных погодных условиях, в одиночестве или в команде из нескольких человек. Поэтому профессии этой направленности хорошо подходят людям малообщительным и не всегда — тем, у кого потребность в новых впечатлениях, людях, событиях выражена очень сильно.

  • Профессии, связанные с биологией
  • Профессии, связанные с животными
  • Профессии, связанные с географией
  • Профессии, связанные с экологией

- Сегодня более подробно мы остановимся на 1-ой группе профессий “Человек-природа”, связанных с биологией.

  1. Какие профессии связаны с биологией? (Агроном, селекционер, садовод, флорист, лесник (егерь), гидромелиоратор, плодоовощевод, биолог, инженер паркового хозяйства и др.)
  2. Какое значение биология имеет в жизни человека, чья профессиональная деятельность не связана с биологией?
  3. Почему важно изучать биологию в школе на базовом уровне всем?
  4. Нужно ли, чтобы каждый человек был биологически и экологически грамотным? Почему?
  5. Какую роль и в каких отраслях в будущем будет играть биология?

- Теперь более подробно рассмотрим специальности, связанные с биологией.

Специалист по охране леса или егерь. Чтобы работать лесником, высшее образование получать не обязательно. Практически в любом городе есть специальные службы, которые работают с вредителями леса. Это может быть, например, станция защиты зеленых насаждений.

Эколог. Изучает природные и созданные человеком биологические системы, разрабатывает мероприятия по охране окружающей среды, занимается исследованием влияния окружающей среды на все живые объекты, изучает влияние промышленных отходов на флору и фауну.

- А теперь несколько человек, которые получили опережающее задание к нашему уроку, выступят с материалом об известных людях нашей страны, внесших большой вклад в области биологии, селекции. Приложение 2. Ребята расскажут об их наиболее ценных достижениях. Слад 10. (Мичурин, Тимирязев, Сеченов).

- Как вы думаете, каков характер труда представителей профессии типа “Человек-природа”?

  • исполнительские (связаны c выполнением поставленных задач, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем);
  • творческие (связаны с анализом, исследованием, испытанием, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений);
  • руководящие (связаны с планированием и организацией, управлением и координацией деятельности, контролем и принятием управленческих решений).

VI. Подведение итогов урока:

- На какие основные типы можно подразделить специальности, связанные с профессией типа “Человек-природа”?

- Перечислите профессии, связанные с биологией.

Творческий диктант. Задание: я зачитываю вам вид деятельности человека, вы ставите цифру и рядом пишете профессию, соответствующую данному виду деятельности. Например, посадка саженцев – садовник, лесник.

1. Обработка почвы (агроном).

2. Создание проекта клумбы (инженер паркового хозяйства).

3. Наблюдение за погодными условиями (метеоролог).

4. Выведение новых сортов, более устойчивых к окружающей природ (селекционер).

5. Составление оригинального букета из цветов (флорист).

VII. Обобщающее слово учителя (вывод):

Я и мир вокруг – эта проблема волнует человека. Это и естественно, ведь в мире все взаимосвязано и взаимообусловлено. Человеку природа нужна. И не потому только, что лес очищает воздух, накапливает влагу и солнечную энергию, защищает поля и реки, а без воды и воздуха жизнь вообще немыслима. Красота рощи, луга, вечернего заката, красота обыкновенного камешка, обкатанного морской волной, былинки, растущей на крутом горном склоне, делает людей более человечными, благородными, чуткими.

Будут ли радовать глаз цветы, петь птахи, зеленеть деревья, зависит от тебя, от меня, ото всех. У вас еще есть время на раздумья до окончания школы, кем быть. Поэтому в конце нашего занятия хочу познакомить с двумя основными высшими профессиональными учреждениями, где можно получить профессию типа “Человек-Природа” (Слайд 13):

ФГБОУ ВПО “Волгоградский государственный аграрный университет”;

Волгоградский государственный технический университет.

IX. Домашнее задание: найти материал о представителях профессий типа “Человек-природа”, связанных с животными.

Читайте также: