Какие профессии разрешены мусульманам

Опубликовано: 01.07.2024

Вопрос: Ассаламу алейкум. Как выбрать себе специальность? Например, опираясь на то, кем хочется работать, или на отсутствие проблем с трудоустройством, на нужду мусульман в человеке этой специальности, на оплату, на легкость обучения, на малую трату времени на обучение, на малую трату времени в процессе работы и т.д.? (Россия)

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Выбирая себе профессию, необходимо учесть как благополучие своей религии, так и мирскую составляющую. Оба данных аспекта важны. Не следует выбирать специальность, которая подставит под удар иман человека: например, не нужно браться за профессию, которая подразумевает процентные сделки или занятия музыкой, или некие непристойные вещи и т.д. Также не должно получиться так, что человек выбирает профессию, которой он не увлечен. Ведь, если он заставит себя заниматься тем, что ему не по душе, это, вероятно, приведет к тому, что он будет плохо исполнять свои обязанности, а также будет испытывать ненужный стресс.

Опыт и исследования доказывают, что человек работает усерднее и с большим энтузиазмом, если ему его работа и профессия по душе, по сравнению с ситуацией, когда он выбрал себе специальность наперекор собственному желанию.

Перед тем, как выбрать профессию, рекомендуется принять во внимание, в частности, следующие моменты:

а) Убедитесь, что профессия соответствует Вашей мусульманской натуре, ценностям и нравственности. Не должно получиться так, что выбор специальности приведет к куфру, ширку или пренебрежению своими религиозными обязанностями.

б) Профессия не должна подрывать исполнение Вами прав других людей и своего долга по отношению к ним. Например, работа не должна приводить к пренебрежению семейной жизнью, женой (мужем) и детьми. Будучи отцом и мужем, или же матерью и женой, Вам нужно проводить определенное время со своей семьей, давать детям правильное воспитание с хорошими манерами и высокой нравственностью.

в) Нужно искать такую профессию, которая сможет обеспечить Вас доходом, достаточным для покрытия финансовых нужд и обязательств. Шариат поощряет зарабатывание средств, если это производится корректным образом. В хадисе записано:

г) Рассматривайте профессии, которые окажут пользу мусульманской умме и человечеству в целом: например, специальность алима, чтобы распространять исламские знания и обучать умму, или профессию врача, чтобы заботиться о здоровье людей, или юриста, чтобы защищать права людей, или предпринимателя, чтобы развивать коммерцию и торговлю среди мусульман, или работника в сфере оказания благотворительной помощи, или защитника прав человека и т.д.

д) Хотя высокий доход может служить мотивирующим фактором при выборе той или иной специальности, он не должен становиться решающим фактором. Помните, что жизнь не сводится к одним лишь деньгам. Нужно учесть свое удовлетворение, счастье, семейную жизнь и, что очень важно, свои религиозные обязанности. Без этих составляющих Вам никогда не обрести подлинного счастья независимо от того, сколько Вы зарабатываете.

е) Проведите самоанализ. Подумайте о своих способностях, навыках и наклонностях. Что у Вас хорошо получается? Если Вам хорошо дается деревообработка, и Вам нравится работать с деревом, то, возможно, Вы захотите рассмотреть профессию плотника или открытие мебельного производства. Если же Вы хорошо выстраиваете логические аргументы и умеете доказывать свою точку зрения, то, возможно, Вы захотите обратить внимание на юриспруденцию. Если же Вы страстно желаете постоянно помогать людям, особенно тем, кто беден и слаб, то, быть может, Вы захотите подумать о том, чтобы стать социальным работником или заняться гуманитарными проектами. У каждого человека имеются навыки и наклонности к определенной деятельности, и человеку следует учитывать это при выборе профессии.

ж) Приняв во внимание вышеприведенные рекомендации, выберите специальность, которая лучше всего подходит Вам, и совершите истихару перед тем, как принять решение.

Следует отметить, что женщинам важно оставаться в рамках своего дома, насколько это возможно. И Аллах говорит в Коране:

Поэтому женщине нужно рассматривать специальность, которая позволит ей работать из дома. Например, она может работать бухгалтером или даже в сфере юриспруденции, или заниматься надомной работой, при которой она бы смогла зарабатывать средства и соблюдать нормы хиджаба. Или же она может избрать специальность, которая позволит ей работать только с женщинами или маленькими детьми: например, преподавать в женской школе, работать педиатром, женским физиотерапевтом или даже врачом, обслуживающим только женщин. На самом деле, на женщин такой профессии при определенных обстоятельствах есть спрос, поскольку многие женщины чувствуют себя комфортнее, если их лечит врач-женщина.

Женщина никогда не должна чувствовать себя ущемленной в карьерном росте, но ей нужно также понимать, что у нее есть более важная роль в качестве матери, дочери и жены. Ее профессия может принести в дом баракат, а также ослабить финансовую нужду, когда в этом появляется потребность. Мы знаем многих женщин, получающих немалый доход и работающих при этом из дома, и Аллах дарует им обильный баракат в их имуществе из-за соблюдения ими норм хиджаба.

Однако важно отметить, что ей при этом никогда не следует позволять своей профессии стать причиной пренебрежения своим материнским и супружеским долгом. Мужчины и женщины имеют различную роль. Мужским долгом является обеспечение семейного дохода, а женский долг заключается в уходе за домом, заботе о муже и детях, прививании им хороших нравственных качеств и характера посредством проведения достаточного времени с ними. Это должно быть ее основной профессией.

В заключение хотел бы добавить, что все будет идти хорошо, если каждый будет играть надлежащую ему роль в обществе. Когда люди пренебрегают полагающимися им ролями, семья и общество начинают страдать от дисбаланса, приводящего, в конечном счете, к смятению и неудовлетворенности.

А Аллах знает лучше.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта

Casas
11 сентября 2017, 02:12 1

Casas
11 сентября 2017, 02:02 2

Eldar
27 августа 2017, 00:49 1

Marat
27 августа 2017, 00:43 1

Lukman
25 августа 2017, 23:19 1

Malik
23 августа 2017, 19:31 1

Maki
22 августа 2017, 22:44 1

Lukman
17 марта 2017, 21:26 1

Casas
13 марта 2017, 01:47 1

Malik
26 февраля 2017, 23:10 2

События

Блоги

Салам!

Профессии для мусульман

Фетвы и ответы: Профессии для мусульман


Вопрос: Я – мусульманский студент и хотел бы получить ваш совет или мнение о профессиях, полезных для мусульманской уммы, а также узнать о роли и о заработке имама. Кроме того, может ли мусульманин работать, например, инженером, и также давать лекции или уроки по Исламу в свободное время? Все ли исламские имамы, преподаватели и т. д. занимаются только изучением Корана и Сунны и не имеют другой работы? Джазакум Аллах хайран.

Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух!
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.
Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Одним из благословений Ислама является то, что он никогда не отделяет область религии от науки и не сужает сферу разума в своем подходе к науке и технике. В отличие от других религий в Исламе нет конфликта между наукой и религией. Ранние христианские священнослужители выступали против ученых, мыслителей и изобретателей, которых мы принимаем сегодня как должное. Многие были наказаны, замучены и приговорены к смерти.

На Ваш вопрос отвечает шейх Ахмад Кутти:

«Важно отметить, что Ислам ценит любое полезное знание. Имам Газали говорил об этом в своей известной работе «Ихья». Иногда выбор областей знания помимо фикха или теологии может быть обязательным для мусульман, особенно если общество недостаточно осведомлено в этих областях. Другими словами, в местах, где есть дефицит врачей и адвокатов и поэтому общественные интересы оказываются под угрозой, обязанностью мусульман будет обучить достаточное количество людей, чтобы они могли работать на их (т.е. мусульман) благо; и если они не смогут это сделать, они будут считаться грешниками перед Аллахом.

У Вас, как у молодого человека, имеется масса сфер для выбора, но Ваш выбор должен основываться, прежде всего, на двух основных соображениях:

1. Вы должны убедить себя, что это именно та область, в которой Вы можете реализовать свой потенциал и, таким образом, внести ценный вклад.
2. Это должна быть та область, работа в которой принесет пользу обществу и человечеству в целом.

Если осмотреться, то в современном мире мусульман не хватает в следующих областях:

1. Журналисты и работники средств массовой информации.
2. Социологи и ученые в области гуманитарных наук с исламской основой.
3. Исламское искусство.

Насколько мне известно, у мусульман нет недостатка врачей, инженеров, но лишь немногие могут стоять за дело Ислама и мусульман. Нам нужно найти свое место в этих областях, чтобы постоять за правду и справедливость.

Что касается Вашего вопроса о роли имама, то имамы, которые необходимы сегодня, это те, кто хорошо подкован в исламских науках и знаком с культурой, обычаями и языком народа, в среде которого они работают. Такие люди сегодня – большая редкость. Кроме того, их часто не совсем радушно принимают в наших мечетях и исламских центрах, и им придется бороться с деструктивными обычаями и неверными представлениями, которые парализуют и разрушают истинный дух уммы. Тем не менее, они не должны волноваться, если они прилагают все усилия на службе делу Аллаха, ибо Он, Всемогущий, не оставит их.

Также отмечу, что Вам не нужно быть имамом, чтобы служить Исламу. Вы можете служить делу Ислама независимо от области Вашего обучения, если это полезная область, в которой Вы можете полностью использовать весь свой потенциал. Вы также можете параллельно изучать Ислам, поскольку есть курсы и программы, которые соответствуют потребностям таких людей. Эти курсы несомненно обеспечат Вас достаточным знанием Ислама, чтобы служить во благо обществу".




Жизнь мусульманской женщины в современном мире не ограничивается привычной ролью хранительницы домашнего очага, заботливой жены и матери. Кроме того, она, как и другие ее современницы, нацелена на достижение успехов и в иных сферах жизни - в профессиональной, деловой, социальной, и, даже, политической. И, если для европейских женщин равноправие с мужчинами наступило лишь в середине XIX века вместе с приобретением законного права распоряжаться своим собственным имуществом в замужестве, то в исламе женщина изначально получала все права на наследование, владение и распоряжение собственным имуществом, независимо от семейного статуса.

Ислам стимулирует женщину к ее духовному, образовательному, творческому росту, поощряет проявление энтузиазма в общественной жизни. Женщина в исламе имеет право на получение образования, на труд на благо общества. Женщина может работать, если есть на то разрешение со стороны ее мужа или другого родственника (опекуна), ответственного за нее.

Нет ни одного хадиса, который запрешает мусульманке работать и учиться!

Но, необходимо знать о том что есть запреты касающиеся работы, и существуют некоторые обязательные условия, которые нужно соблюдать работающей мусульманке:

- следовать законам Шариата в одежде и поведении;

- организация не должна заниматься запрещённой Исламом деятельностью (например: продажа алкоголя)

- работать отдельно от мужчин (по возможности);

- сохранять свое физическое и моральное здоровье (то есть, работа не должна быть тяжелой, а должна приносить моральное удовлетворение),

- работа не должна занимать все время женщины, чтобы она могла уделять внимание своей семье (гибкий график работы, неполный рабочий день).

мусульманская учительница или студентка

Muslim F ashion провёл отпрос среди мусульманок и составил список ТОП5 сфер-профессий, которые вибирают мусульманки.

1 место: Учитель, воспитатель, преподаватель

2 место: Доктор, медсестра, стоматолог

3 место: Парикмахер, стилист, косметолог

4 место: Дизайнер одежды, графический дизайнер, фотограф

5 место: Бухгалтер, Юрист

Мусульманские женщины во всем мире выбирают для своей деятельности не только такие типичные направления, как образование, медицина, творчество, но и науку, банковское дело, общественно-политические организации, государственную службу. Так же в ответах можно было услышать упоминания о таких профессиях как стюардессы на мусульманских авиалиниях, инженеры, журналисты, а особо уверенные в себе девушки-мусульманки говорили о том, что думают о создании своего бизнеса.

Стоит отметить одну очень важную деталь: а именно, исключительное право женщины-мусульманки распоряжаться своим заработком по собственному усмотрению. Она не обязана вносить свой заработок в «общую семейную копилку», а может тратить эти деньги на свои нужды, или накапливать их на своем банковском счете, так как содержание семьи – это прямая обязанность мужчины. Это дает возможность мусульманским женщинам иметь финансовую независимость, что, конечно, является большим плюсом. В исламских банках существуют специальные женские офисы, свидетельствующие о практике раздельного ведения счетов и управления собственными финансами между мужем и женой. Таким образом, работающая мусульманка – это вовсе не миф, как может показаться на первый взгляд неосведомленному человеку.

Профессии мусульманок - доктор и ученые

Но при этом, конечно, не нужно забывать, что все же главное место мусульманкой женщины – в семье. Это очень важный фактор развития общества в целом, ведь, как известно, семья – это ячейка общества. И, если в каждой мусульманской семье будут царить мир и благополучие, что во многом зависит от женщины – жены и матери, то и вся мусульманская община в целом будет процветать.

Отношение к мусульманкам в хиджабе на работе и в коллективе бывает разным и зависит от управляющих компании (администрации). В США было проведено исследование того, как хиджаб влияет при найме на работу. Исследование показало, что мусульманские женщины, которые носят платок, сталкиваются с дискриминацией при трудоустройстве и дальнейшей работе.

Правильная трудовая деятельность человека в Исламе

Каждый, кто обеспечивает свою семью, должен искать дозволенное пропитание. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самым редким к Концу света станут кусок дозволенного и друг (брат), которому можно доверять» . Поэтому день ото дня становится всё труднее в вопросах дозволенного пропитания, но именно от него зависят наши поклонение и старания на пути Всевышнего.

Если даже, к примеру, хотя бы малая часть запретной еды попадёт в наш организм, то пока она будет там находиться, наше поклонение и деяния не принимаются Аллахом. К запретной еде относится свинина, мертвечина, спиртное, и та еда, которую приобрели на деньги, заработанные не дозволенным, согласно нормам ислама. Поэтому чтобы поклонение Всевышнему и все наши деяния были чистыми и совершенными, мы обязаны стремиться к дозволенному пропитанию и искать работу, не противоречащую Шариату.

К нежелательному труду или заработку относятся деятельность, унижающая достоинство. Немало людей, которые считают себя мусульманами и вместе с тем занимаются недозволенной работой - к примеру, сдают свои помещения на открытие пив-баров, магазинов, где продаются спиртные напитки, сигареты, заведений в которых распространяется разврат и т.д., объясняя тем, что, мол, сами этим не занимаются. Эти люди забывают, что становятся посредниками и соучастниками греха, и им придётся дать отчёт в Судный день за это, и таким образом, деньги, заработанные этой арендой, также являются запретными. К тому же тем, кто занимается запретным ремеслом, Аллах продлевает жизнь, чтобы они в своей семье увидели грязные последствия этой работы. Люди, которые наживаются на чужом горе, сами в это горе попадут.

К этой категории относятся и люди, которые зарабатывают продажей собак, то есть на нечистом товаре (наджаса). Имам Шафии (да будет доволен им Аллах) сказал: «Человек, который убил собаку, не должен за это хозяину собаки возмещать деньгами». Совсем другое дело, когда человек использует собаку в служебных целях, к примеру, собака охраняет овец от волков и т.д. Но совсем непонятно, когда держат собаку в доме без нужды, причём расходуют на её приобретение и содержание немало денег, постоянно покупая питание, каждый день выгуливая, при этом оставляя дом и детей без присмотра. Бывает, что покупают собаку, цена которой составляет 10-20 баранов и поселяют у себя в квартире, что даже непонятно, люди там проживают или собака, и всё ради чего?

Также нежелательно зарабатывать деньги на оказании помощи, так как мусульмане должны помогать друг другу не брать плату за это.

Особенное внимание следует уделять людям, которые являются опекунами сирот, так как они особо отвечают за этих детей. Необходимо помнить, что детям Всевышний не записывает грехи до их совершеннолетия. Что же касается имущества, то каким бы ребёнок маленьким не был, если он испортит чужое имущество, то родители должны возместить этот ущерб. Но если родители не сделают этого, то после наступления совершеннолетия ребёнок сам обязан выплатить этот долг, в противном случае в Судный день ему придётся отвечать за проступок сполна, несмотря на то, что был он совершён в детстве. Далее, говоря о сиротах, если при жизни родители оставили им наследство, то опекун должен заботиться об этом наследстве и быть бережливым, чтобы деньги не были брошены на ветер.

Опекун должен следить за тем, чтобы деньги и имущество сирот расходовались на их нужды и не дать какой-то вещи испортиться. Случается так, что хотя опекун и заботится о сироте, кормит его, одевает, но может совсем не обратить на одну деталь. К примеру, бывает так, что пришедший к ним гость оставляет сироте вещевой или денежный подарок, и опекун решает, что ребёнок всё равно потратит деньги на ненужные мелочи и берёт подарок себе, при этом совсем не задумываясь, что этот грех висит на его шее. Даже если ребёнок разрешит это опекуну, не нужно забывать, что по Шариату договора и торги несовершеннолетних детей не засчитываются.

Далее следует отметить, что те, кто зарабатывает на жизнь, должны относиться к другим с милосердием. Нельзя человеку, который имеет дозволенный заработок, уподобляться хищнику, становиться алчным, наживаться на горе людей. Если веру (иман) поставить на одни весы с копейкой, то такой иман стоит очень дёшево. Все замечают одну особенность во время священного месяца Рамазан, особенно при приближении праздника Ураза-Байрам. В те дни, когда мусульмане готовятся к этому великому празднику, раскупая продукты, то удивительно, как быстро цены на эти продукты начинают расти, причём продавцы сами являются мусульманами. О чём это говорит? Когда сподвижники описывали щедрость Пророка (мир ему и благословение), то рассказывали, что Пророк (мир ему и благословение) был самым щедрым из людей, а когда наступал священный месяц Рамазан, он был подобен ветру, который невозможно удержать в проявлении щедрости. Если продавцы вместо того, чтобы поднимать цены в священный месяц Рамазан, сделают скидки, это тоже будет милостыней, ведь среди покупателей немало малоимущих людей, которые также хотят отпраздновать Ураза-Байрам. Также не свойственно мусульманину отказываться делать скидку, если он видит, что кто-то нуждается в его товаре.

Однажды торговец отправил корабль с товаром в Басру и написал письмо человеку, который должен был получить товар и продать его. В письме была просьба товар продать по цене, которая будет соответствовать дате прибытия корабля в Басру. Когда доверенный получил товар с письмом, местные торговцы посоветовали ему подождать недельку, так как многие приезжие торговцы уже отправлялись обратно, и цена на товар поднимется. Послушавшись совета, человек так и поступил, и заработал вдвое больше, чем было указано в письме. Он написал об этом хозяину товара. Ответ хозяина был таким: «Эй ты, мы же были довольны прибылью, указанной в письме, и тебе следовало продать именно так, как я хотел, соблюдая правила нашей религии, а что же ты натворил? Когда получишь моё письмо, всю прибыль за товар отдай как милостыню бедным людям города Басры и сделай дуа, чтобы Всевышний простил нас за то, что мы держали товар, пока не вырос на него спрос». Обустраивая этот мир, мусульмане не должны забывать об Ахирате. Тот же, кто забыл про Вечную жизнь и продаёт её за мирскую, очень низко падает.

Человеку, занимающемуся торговлей, желательно помимо продуктов выставлять на продажу и тот товар, который не для каждого является необходимым. Также человеку, который открыл магазин в загородном посёлке, селе или районе, далёких от городских базаров, не следует многократно увеличивать цены, осознавая, что люди вынуждены приобретать его товар. Открывая свой магазин, следует иметь намерение облегчить людям жизнь, делая цены более доступными.

Человеку, который отправляется в другие города по торговым делам, желательно после сделки и полученной прибыли вернуться домой и навестить своих родных, а уже потом выезжать на следующий заработок. Иными словами нежелательно ездить из одного города в другой беспрерывно, не навещая родных. Подобное отношение к заработкам говорит о алчности. Также нужно отметить, что не следует путешествовать на ненадежном транспорте.

Продавцам, торгующим на рынке, не надо стремиться быть теми, кто раньше всех приходит на базар и позже всех уходит с базара. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано: «Самые плохие точки в этом мире – базары, и самый плохой из людей базара тот, который первым приходит на базар и последним уходит . Один из сподвижников Пророка (мир ему и благословение) рассказывает: «Иблис (будь он проклят) делает завещание (васият), то есть обучает макру (ухищрение), обману: «Будь с тем, кто первым приходит на базар и последним уходит»» . Когда человек заходит на базар, то ему желательно сказать: «Аузу билляхи мина щ-щайтани р-раджим!». Сама по себе работа торговля является самым простым и хорошим заработком, но люди эту милость Всевышнего превращают в свою беду, так как обманывают, произносят ложные клятвы и т.д. Также, придя на базар, следует просить Аллаха, чтобы защитил от смуты обитателей базара: «О Аллах, сохрани меня от вреда этого базара и от неверия и греховности».

Находясь на базаре, следует постоянно поминать Всевышнего, и для такого человека у Всевышнего есть особое вознаграждение, так как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Упоминающий Аллаха среди отвлекающихся от Аллаха людей подобен гази (совершающий газават) или живому среди мёртвых». Особенно хорошо читать следующие слова: «Ля иляха илля Ллах, вахдаху ля шарика ляху, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду юхйи ва юмиту ва хува хайюн ля ямуту би-ядихиль-хайру, ва хува аля кули шай-ин кадир», и тому, кто читает эти слова, Аллах записывает несметное количество вознаграждений. Ибн Умар и другие сподвижники (да будет доволен ими Аллах) шли на базар только для того, чтобы читать там эти слова. Хасан (да будет доволен им Аллах) сказал: «Упоминающий Аллаха на базаре в Судный день встанет с сияющим лицом как Луна в полнолуние, и у него будет довод в свою защиту, а тому, кто делает на базаре тавбу (покояние), Всевышний прощает столько грехов, сколько людей на базаре.

Аллах не каждому даёт талант в зарабатывании денег. К примеру, одни люди способны зарабатывать хорошо, расходуя при этом мало денег и сил. Другие же расходуют много денег, сил и времени, но дела у них могут идти плохо. Поэтому очень желательно, чтобы тот, кому Всевышний дал дар зарабатывать деньги, помог тому, у которого нет такого дара, и тем самым потянуть его за собой. Научить человека зарабатывать деньги дозволенным путем является желательным в исламе. Пророк (мир ему и благословение) делал особое дуа (мольбу) за тех богатых людей, которые тянули за собой бедных людей, помогая им зарабатывать.

После торговли одним из самых хороших видов заработка является ремесло, так как это было делом пророков. К примеру, Адам (мир ему) - первый человек, который начал вязать, Иса (мир ему) шил обувь, Нух (мир ему) был плотником, Салих изготавливал мешки. Идрис (мир ему) зарабатывал тем, что шил, для Дауда (мир ему) Всевышний сделал металлы мягкими как тесто, и он изготавливал металлические изделия своими руками. Дауд (мир ему) часто, сменив одежду и изменив облик правителя на облик простого горожанина, выходил на улицу, чтобы узнать мнение народа о себе, так как не каждый осмелится открыто заявить правителю о своём неудовольствии. Расспрашивая, Дауд (мир ему) узнал, что все были довольны своим правителем. Тогда Аллах направил к Дауду (мир ему) ангела в обличии человека, и ангел сказал: «Меня всё устраивает, но всё же у Дауда есть один недостаток – он живёт и питается на деньги из общей казны мусульман и это плохо». Вот тогда Дауд обратился к Аллаху с просьбой дать ему ремесло, после чего стал изготавливать кольчуги. Пророк Ибрагим (мир ему) пахал землю, а также торговал тканями. Итак, все пророки были обладали разными ремеслами, были мастерами своего дела и зарабатывали дозволенным путем себе пропитание.

Да поможет нам Аллах в поисках дозволенного и дарует в нём благословление нам! Амин.


Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Какую профессию выбрать мусульманину?

Существуют хадисы как о качестве, так и о «количестве» труда. В сборнике имама Ахмада приведён хадис о том, что Аллах любит земледельцев. Есть более детальные хадисы о предпочтительности профессий (о чём мы расскажем ниже). То, что близко человеку с точки зрения талантов, склонностей и профессии, то и рекомендуется Аллахом. Об этом сказал ‘Али: "Ценность человека в том, что ему хорошо".

Ратиб ан-Набулси поднимает вопрос о тяжести труда. Он пишет, что халяльный заработок (ради довольства Всевышнего) тяжелее, чем харамный (ради приумножения капитала, богатства). Он приводит хадис о том, что тот, что кто занят большим и кропотливым трудом, получит прощение и довольство Аллаха. Аналогичный хадис: "Действительно, Аллах любит взирать на своего раба, уставшего от поиска халяльного пропитания" .

Каждодневный тяжёлый труд имеет и общественное значение. В этом смысле работа выполняет морализаторскую функцию, не допускает распространение в обществе неугодных Аллаху вещей. Например, Ислам выступает против роскоши, излишества и расточительства. М. Тюнтяри приводит хадис о том, что уйти в лес для собирания дров является лучшим, чем попрошайничество. Он приводит и интересный хадис о регулярности – весь предписанный размер благ этого мира будет получен человеком постепенно. Нужно только терпение.

Известно, что монашество как идеология не разделяется Исламом. Однако образ жизни монаха, когда жизнедеятельность организма обеспечивается личным трудом, приветствуется. Можно сказать, что христианскому воздержанию Ислам предлагает избегание страстей, борьбу с повиновением низменным инстинктам.

М. Тюнтяри приводит слова хазрата ‘Али: «Тот, кто берёт из мирской жизни и искренне направлен к Аллаху, является аскетом (захид), а тот, кто отказывается от неё ради ухода от направленности к Аллаху, не является аскетом». Вспомним хадис о том, что поиск знаний лучше, чем поклонение. То же самое можно сказать и про поиск пропитания.

Более того, поиски средств для существования, в отличие от поклонения, объединяют перед Богом как мусульманина, так и немусульманина. Таким образом, здесь заложена ценность доброго отношения к другим вероисповеданиям и ценность человеческой природы самой по себе. Есть хадис о том, что, когда Пророка (мир ему) спросили о самом лучшим из дел он сказал – освобождать тело от плохого. Об этом есть и коранический аят: َ Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей".

Работа позволяет забыть о страстях. Поэтому она может считаться полезной и в этом отношении. Известно, как минимум, о трёх одобряемых видах труда. Некоторые считают, что торговля (купля-продажа) является единственной одобряемой профессией. Однако «покупка за малую стоимость» или «поиск благословения Аллаха» являются лишь образными выражениями из Корана, не говорящими о статусе профессии.

Праведные халифы обладали профессиями: Абу Бакр (р.а.) был торговцем тканью, ‘‘Умар (р.а.) – земледельцем, как Адам (мир ему); ‘Усман (р.а.) – торговцем, а ‘Али (р.а.) – предпринимателем. Нет необходимости для них отвечать кораническим аятом: «Наше пропитание предписано небом, нам оно обещано».

Про важность земледелия (или садоводства) есть много хадисов. Один из них следующий: "Кто сажает деревья и засеивает почву, после чего плоды едят как птицы, так и люди, то это будет засчитано ему как садака (милостыня)".

Ещё один достоверный хадис от Суюти (Джами’ ас-Са’ир): "Возделывайте землю. Действительно земледелие благословенно, так как увеличивает количество тех, кто будет получать от него пользу" .

Наконец, здесь же (Джами’ ас-Са’ир) приводится хадис про то, что лучшее изделие – это изделие, сделанное своими руками. Про того же Дауда (мир ему) сообщается, что он питался сделанным своими руками: Итак, после ремесла (сана’а) идёт скотоводство. Данный тезис разрушает популярную идею о том, что Ислам является религией кочевых народов, а не привязанных к земле сельских и городских жителей. Наконец, любимое занятие, профессия предотвращает конфликты, войны. Востребованный труд является для человека самым лучшим путём к гармонии и счастью.

Читайте также: