Какие профессии специальности сферы труда можно рекомендовать незрячим слабовидящим

Опубликовано: 01.07.2024

Клавиатура для слепых Брайля

«Слепота – не приговор». Мы не знаем, кто и когда первым произнес эти слова. По своей сути, это девиз тысяч и тысяч людей, находивших во все времена силы и мужество, чтобы, вопреки недугу, быть хозяевами своей жизни, работать, мечтать, любить и быть любимыми, иными словами - жить полной грудью. История сохранила немало примеров того, как слабовидящие, а порой и полностью слепые добивались больших успехов на выбранном ими поприще.

Незрячие люди добились выдающихся успехов в области искусства, литературы и науки. Назовем здесь лишь некоторые имена:

  • самый знаменитый слепец древности – Гомер, автор «Илиады» и «Одиссеи», причисляемых к лучшим произведениям в истории человечества;
  • слепые философы, активно участвовавшие в создании античной школы рационального мышления - Демокрит (V—IV в. до н.э.) и Диодота (1 в. до н. э.);
  • выдающиеся математики своего времени — Дидима (Александрия, IV в. до н. э.), Н. Саундерсон (Шотландия, ХVIII в.), Д. Гоффа (Англия, ХVIII в.);
  • знаменитые историки, внесшие большой вклад в становление и развитие этой отрасли науки— Ауфидий (Рим, II в. н.э.), О. Тьерри (Франция, ХIХ в.), В. Пресскот (США, ХIХ в.);
  • известный энтомолог Ф. Губера (Швейцария, ХVIII в.), создатель уникального шрифта для слепых тифлопедагог Луи Брайль (Франция, ХIХ в.), и еще многие другие.

Многие русские и российские ученые из числа незрячих в разные периоды нашей истории внесли свой весомый вклад в развитие отечественной науки. Среди активно работающих на стезе науки незрячих более 40 докторов наук, двести кандидатов наук.

Сферы деятельности

Среди слабовидящих и слепых много замечательных музыкантов и композиторов, поэтов и прозаиков. Многие незрячие заканчивают музыкальное училище и консерваторию, после чего становятся солистами, исполнителями, руководителями музыкальных коллективов, педагогами.

Очень широко среди незрячих распространена профессия настройщика музыкальных инструментов. Давно подмечено, что у слабовидящих или полностью слепых слух тоньше и лучше, чем у обычного человека. То же самое касается тактильных ощущений. Как принято говорить в таких случаях – «эти люди живут на кончиках пальцев». Благодаря этим способностям, незрячие могут достойно проявлять себя в самых разных сферах и областях.

К примеру, слепота не является препятствием для работы адвокатом. Более того, к таким юристам чаще всего обращаются люди, оказавшиеся в трудном положении, поскольку больше доверяют им. Многие слабовидящие хорошо зарекомендовали себя в роли разработчиков, программистов, рационализаторов. Среди незрячих мы находим людей разных специальностей и профессий: педагогов, ученых, общественных деятелей, музыкантов, людей рабочих профессий, массажистов, мастеров народных промыслов. Эти граждане обладают разными талантами и способностями, но одно качество их объединяет – целеустремленность, желание реализовать себя в выбранной сфере.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА)

Большинство людей с серьезными нарушениями зрения имеют справку о группе инвалидности. Не менее важно, особенно, когда речь заходит о трудоустройстве, иметь еще один документ, выдаваемый специальной комиссией, осуществляющей медико-социальную экспертизу.

Согласно сложившейся практике, инвалиды по зрению приписаны к специальным глазным бюро МСЭ, и именно там они должны получить этот самый документ (ИПР, ИПРА) – в 2-х экземплярах. Очень важно, чтобы в нем был максимально подробно указан диагноз, а также чтобы были расписаны способы, виды, формы, время реабилитации. Среди прочего, именно в ИПРА должны быть указаны рекомендованные меры по социальной адаптации инвалида и его профессиональному обучению. Программа ИПРА в интересующей нас части включает в себя профессиональную реабилитацию. В это понятие входит:

  • профессиональная ориентация инвалида;
  • наличие профессионального образования;
  • профессиональная адаптация, если необходимо – переучивание в максимально доступных и комфортных условиях;
  • адаптация на реальном производстве или ином рабочем месте (для самозанятых);
  • помощь в трудоустройстве.

Специальности и профессии для незрячих

Как уже упоминалось выше, созданием условий для посильной и комфортной трудовой деятельности незрячих занимается не только государство в лице своих ответственных учреждений, но также и общественные организации. И, прежде всего – НКО «Всероссийское общество слепых», объединяющее в своих рядах более 200 000 слабовидящих и незрячих граждан. Помимо этого, многие инвалиды по зрению открывают свои небольшие ателье, работают на дому, трудятся в разных сферах в статусе ИП или являются самозанятыми.

Подготовка специалистов из числа слабовидящих и слепых, имеющих инвалидность I или II группы по зрению, ведется:

  • в библиотечных техникумах;
  • в училищах культуры;
  • в педагогических учебных заведениях;
  • в музыкальных училищах;
  • сельхозтехникумах;
  • в профильном медицинском училище, готовящем массажистов широкого профиля.

Многие слабовидящие и незрячие заканчивают вузы страны, включая самые лучшие и престижные, а затем находят себя в науке, бизнесе, на преподавательском поприще. Примерно треть из общего числа молодых людей, являющихся выпускниками школ-интернатов, поступают в сельскохозяйственные техникумы и вузы. После завершения учебы они находят работу по специальности: агрономами, садоводами, пчеловодами, лесоустроителями. Центры реабилитации в различных регионах страны активно занимаются вопросами профессионального обучения (переобучения) незрячих. Среди самых востребованных специальностей:

  • ремонт обуви;
  • компьютерные технологии;
  • столярное дело;
  • изготовление мебели;
  • производство сувениров, резьба по дереву;
  • плетение из лозы;
  • вязание и рукоделие;
  • овощеводство;
  • домашнее подворье.

Дополнительные возможности

Многие слабовидящие и незрячие граждане занимаются индивидуальной деятельностью. Они в одиночку или в коллективе производят разнообразную продукцию, которую предлагают рынку, пользуясь при этом своими не такими уж большими возможностями. Прежде всего, для таких людей, готовых работать и производить, важно обеспечить сбыт производимых ими товаров. Важно найти им «своих» клиентов и обеспечить попадание их продукции в каталоги как можно большего количества сбытовиков.

Если Вы работаете индивидуально, и хотели бы иметь дополнительные возможности для развития бизнеса, рекомендуем воспользоваться инструментами, предоставляемыми компанией «Инстелла». Создав бесплатный сайт на бизнес-платформе inStella.ru и разместив на нем информацию о своих товарах и услугах, Вы сможете не только донести информацию о своей продукции до большого количества реализаторов, но и самостоятельно искать новых клиентов. Обязательно обратитесь в региональное отделение ВОС, чтобы они привязали Вашу новую площадку к своему сайту.

Максимально используйте сервисы системы. Это поможет успешно продвинуть свой продукт в Интернете, и тем самым обеспечить более высокий уровень доходов.

Профориентация лиц с нарушенным зрением ведется с учетом медицинских показаний и противопоказаний, установленных НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, и на основе принципов рационального и качественного трудоустройства инвалидов по зрению, разработанных ЦИЭТИНом.

В специальной профориентационной карточке ведется систематическая регистрация данных медицинского и психолого-педагогического изучения школьников. Дети не всегда могут сами адекватно соотнести свои возможности с требованиями будущей профессии, поэтому наличие таких данных помогает в оказании правильной консультативной профориентационной помощи в выборе факультатива, кружка, видов работы по трудовому обучению, а после окончания школы — в выборе профессии.

Значительное число лиц с нарушенным зрением трудится на промышленных предприятиях. Одни из них работают за станками, другие — на конвейерах, третьи — на испытательных стендах. На промышленных предприятиях системы Всероссийского общества слепых распространены механосборочные, радио- и электромонтажные работы. Процесс изготовления деталей и узлов разбит на простые операции.

Для освоения таких профессий уже в школе у учащихся развивают технические способности, конструктивное творческое воображение. В этих целях школьники изучают черчение, машиноведение, электро- и радиотехнику, овладевают рабочими умениями и навыками, участвуют в кружковых и факультативных занятиях.

Среди незрячих много рационализаторов и изобретателей.
Достойное место занимают незрячие в мире науки, искусства, литературы. Значителен вклад в сокровищницу науки выдающихся незрячих философов Греции — Демокрита (V—IV в. до н.э.) и Диодота (1 в. до н. э.). Известны имена выдающихся математиков — Дидима (Александрия, IV в. до н. э.), Н. Саундерсона (Шотландия, ХVIII в.), Д. Гоффа (Англия, ХVIII в.), историков — Ауфидия (Рим, II в. н.э.), О. Тьерри (Франция, ХIХ в.), В. Пресскота (США, ХIХ в.), энтомолога Ф. Губера (Швейцария, ХVIII в.), тмфлолога Л. Брайля (Франция, ХIХ в.), русского, советского профессора А. М. Щербины (1874—1934).

Среди русских и советских ученых много незрячих, которые являются гордостью отечественной науки, — свыше 40 докторов и более 200 кандидатов наук. Широко известны имена отечественных математиков: академика Л.С.Понтрягина, д-ра физико-математических наук А. Г. Витушкина, д-ра физико-математических наук В. И.Зубова и др. Свой вклад в специальную педагогику, тифлопедагогику сделали незрячие ученые: д-р педагогических наук, профессор Б. И. Коваленко, д-р педагогических наук, профессор В.С.Сверлов. Люди с нарушенным зрением успешно работают программистами, экономистами, историками, филологами, в области теоретической и прикладной математики. Много замечательных незрячих людей заняли достойное место в искусстве и литературе. Известны имена слепых писателей и поэтов Николая Николаева, Ивана Козлова, Всеволода Рязанцева. Александра Белорукова, Федора Шоева, Николая Островского и более молодых, принадлежащих другому поколению, — Эдуарда Асадова, Николая Силкова, Глеба Еремеева, Михаила Суворова, Николая Рыбалко, Амны Притчиной и других.

Среди слепых много замечательных композиторов и музыкантов. Многие незрячие получают музыкальное образование и работают по избранной специальности. Окончив консерваторию или музыкальное училище, они становятся солистами филармоний, музыкально-эстрадных объединений. Профессия настройщика музыкальных инструментов уже давно широко распространена среди незрячих. Ученик Национального института для слепых детей в Париже К. Монталь, ослепший в шестилетнем возрасте, специализировался в настройке и починке пианино и роялей. Он пользовался славой лучшего настройщика в Париже, за что был удостоен ордена Почетного легиона. В Нью-Йорке на знаменитой фабрике «Стейнвэй», продукция которой высоко ценится среди профессионалов и любителей музыки, главным настройщиком музыкальных инструментов был слепой по фамилии Шотге. В России среди незрячих также были знаменитые настройщики фортепиано (П. Трекше, В. Чернов). В разные времена широко известны были имена слепых резчиков по дереву и скульпторов, таких, как Л. Видаль, Л.По, М.Р.Макаров. Л.По, будучи балериной, в 21 год потеряла зрение. Талант и целеустремленность позволили ей стать профессиональным скульптором, членом Союза художников СССР. Ее лучшие произведения выставлены в картинных галереях и музеях Москвы, С.-Петербурга, Перми, Киева.

Среди незрячих много преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, общественных деятелей, организаторов производства.

Популярна среди незрячих профессия массажиста.
В сельской местности живет и работает значительное число лиц с нарушенным зрением. Те, кто имеет остаточное зрение, работают лесоустроителями, пчеловодами, садоводами, агрономами. Около 30% выпускников школ-интернатов для слабовидящих стремятся поступить в сельскохозяйственные вузы и техникумы.

Подготовка специалистов из числа слепых и слабовидящих (инвалидов 1 и II групп по зрению) ведется в библиотечных техникумах, музыкальных училищах и училищах культуры, а также в специальном медицинском училище, выпускающем массажистов широкого профиля.

В вузах незрячие и слабовидящие могут обучаться по специальностям: правоведение, родной язык и литература, история, философия, экономика, математика, прикладная математика, народные инструменты, пение, фортепиано, композиция, музыковедение и др.

В специальной профориентационной карточке ведется систематическая регистрация данных медицинского и психолого-педа- гогического изучения школьников.

Значительное число лиц с нарушенным зрением трудится на промышленных предприятиях. Одни из них работают за станками, другие - на конвейерах, третьи - на испытательных стендах. На промышленных предприятиях системы Всероссийского общества слепых распространены механосборочные, радио- и электромонтажные работы. Процесс изготовления деталей и узлов разбит на простые операции.

Для освоения таких профессий уже в школе у учащихся развивают технические способности, конструктивное творческое воображение. В этих целях школьники изучают черчение, машиноведение, электро- и радиотехнику, овладевают рабочими умениями и навыками, участвуют в кружковых и факультативных занятиях.

Среди незрячих много рационализаторов и изобретателей.

Достойное место занимают незрячие в мире науки, искусства, литературы. Значителен вклад в сокровищницу науки выдающихся незрячих философов Греции - Демокрита (V-IV в. до н.э.) и Диодота (I в. до н. э.). Известны имена выдающихся математиков - Дидима (Александрия, IV в. до н. э.), Н. Саундерсона (Шотландия, XVIII в.), Д. Гоффа (Англия, XVIII в.), историков - Ауфидия (Рим* II в. н.э.), О.Тьерри (Франция, XIX в.), В.

Среди русских и советских ученых много незрячих, которые? являются гордостью отечественной науки, - свыше 40 докторов И более 200 кандидатов наук. Широко известны имена отечественных математиков: академика Л.С.Понтрягина, д-ра физико- математических наук А.Г.Витушкина, д-ра физико-мате* матических наук В.И.Зубова и др. Свой вклад в специальную педагогику, тифлопедагогику сделали незрячие ученые: д-р педа-: гогических наук, профессор Б.И.Коваленко, д-р педагогических наук, профессор В.С.Сверлов. Люди с нарушенным зрением успешно работают программистами, экономистами, историками^ филологами, в области теоретической и прикладной математики. Много замечательных незрячих людей заняли достойное место в искусстве и литературе. Известны имена слепых писателей и поэтов Николая Николаева, Ивана Козлова, Всеволода Рязанцева, Александра Белорукова, Федора Шоева, Николая Островского и более молодых, принадлежащих другому поколению, - Эдуарда Асадова, Николая Силкова, Глеба Еремеева, Михаила Суворова, Николая Рыбалко, Анны Притчиной и других.

Среди слепых много замечательных композиторов и музыкантов. Многие незрячие получают музыкальное образование и работают по избранной специальности. Окончив консерваторию или музыкальное училище, они становятся солистами филармоний, музыкально-эстрадных объединений. Профессия настройщика музыкальных инструментов уже давно широко распространена среди незрячих. Ученик Национального института для слепых детей в Париже К. Монталь, ослепший в шестилетнем возрасте, специализировался в настройке и починке пианино и роялей. Он пользовался славой лучшего настройщика в ^Париже, за что был удостоен ордена Почетного легиона. В Нью-Йорке на знаменитой фабрике «Стейнвэй», продукция которой высоко ценится среди профессионалов и любителей музыки, главным настройщиком музыкальных инструментов был слепой по фамилии Шотте.

Среди незрячих много преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, общественных деятелей, организаторов производства.

Популярна среди незрячих профессия массажиста.

В сельской местности живет и работает значительное число лиц с нарушенным зрением. Те, кто имеет остаточное зрение, работают лесоустроителями, пчеловодами, садоводами, агрономами. Около 30% выпускников школ-интернатов для слабовидящих стремятся поступить в сельскохозяйственные вузы и техникумы.

Подготовка специалистов из числа слепых и слабовидящих (инвалидов I и II групп по зрению) ведется в библиотечных техникумах, музыкальных училищах и училищах культуры, а также в специальном медицинском училище, выпускающем массажистов широкого профиля.

В вузах незрячие и слабовидящие могут обучаться по специальностям: правоведение, родной язык и литература, история, философия, экономика, математика, прикладная математика, народные инструменты, пение, фортепиано, композиция, музыковедение и др.

Вопросы и задания 1.

Дайте определение тифлопедагогики. Каково ее место в системе педагогического знания? 2.

Дайте психолого-педагогическую характеристику слепых и слабовидящих детей. 3.

Охарактеризуйте процесс специального образования ребенка с нарушенным зрением. 4.

Каковы основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми? 5.

Что такое тифлотехника? Какие специальное оборудование, приспособ- ления, приборы необходимы для обучения детей с нарушениями зрения? 6.

Приведите примеры вашего общения со слепыми, слабовидящими. 7.

Какие профессии, специальности, сферы труда можно рекомендовать незрячим? Слабовидящим?

Литература для самостоятельной работы 1.

Григорьева JI.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. - М., 1990. • 2.

Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М., 1992. 3.

Жохов В.П., Кормакова И.А., Плаксина Л.И. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. - М., 1989. 4.

Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. - М., 1956. 5.

Каплан А.И. Детская слепота (цветовое остаточное зрение). - М., 1979. 6.

Литвак А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих. - Л., 1972. 7.

Муратов Р.С. Технические средства обучения слепых и слабовидящих школьников. - М., 1968. 8.

Основы ортопедагогики / Под общ. науч. ред. Э.Брукарта. - Бельгия (на русском языке), 1999. 9.

Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. - М., 1998. ] 10.

Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошко-" льного возраста. - М., 1980. 11.

Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах / Под ред. Л.И.Плаксиной. - Калуга, 1998.


Анна Фомина, Наталья Смирнова и Виталий Васильев – полностью лишены возможности видеть мир, но при этом они успешно помогают профессиональной реабилитации своих товарищей по несчастью.

Слепой учитель

– В своем родном городе Санкт-Петербурге я с золотой медалью окончила школу-интернат № 1 для слепых и слабовидящих детей имени К. К. Грота, – рассказывает преподаватель английского языка Анна Фомина. – В 2000 году стала студенткой факультета иностранных языков Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. В качестве специальности выбрала английский язык. Кроме того, владею немецким. С 2006 года, после окончания вуза, преподаю английский язык в Центре культурно-спортивной реабилитации инвалидов по зрению Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых. Кроме того, даю частные уроки английского языка, причем и зрячим и незрячим людям. Занимаюсь переводами.


Работе незрячих учителей со зрячими учащимися помогают современные компьютерные технологии. На специальном брайлевском принтере можно распечатать любой текстовый файл, в том числе профессиональную литературу, учебники, домашние задания учащихся. Единственное отличие моей работы от зрячих коллег состоит в том, что я читаю не глазами, а пальцами. Кроме того, существуют компьютерные программы для озвучивания текстов. Они тоже очень помогают. Проблемы возникают только при распознавании рукописных текстов, но их в современной жизни становится все меньше.

Нельзя не сказать и о психологических качествах инвалидов по зрению, об их способности определить настроение и самочувствие собеседника по его интонации, изменению тембра голоса. Это тоже очень важно для взаимоотношений ученик-учитель.

Перспективная работа

– Юрист, в том числе и адвокат – перспективная профессия для инвалидов по зрению, – считает адвокат Виталий Васильев. – Хотелось бы, чтобы в специализированных школах для слепых и слабовидящих детей были организованы юридические кружки. Также можно организовать преподавание юриспруденции как факультативного предмета.


В 1982 году, в семилетнем возрасте, из-за доброкачественной опухоли головного мозга я полностью и безвозвратно потерял зрение. В 1994 году, после окончания специализированной школы, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета.

На основании своего опыта скажу, что слепота отнюдь не всегда является препятствием для работы адвокатом. Она может стать и своеобразным бонусом, даже фирменным знаком! Ведь к нам обычно обращаются люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации. И у них нередко возникает доверие именно к человеку с ограниченными возможностями.

Приходите на завод!

Заместитель директора по реабилитационной работе Санкт-Петербургского комплекса реабилитации инвалидов «Контакт» Всероссийского общества слепых (ВОС) – так обычно представляют Наталию Смирнову.

– У нас работает 196 сотрудников. Из них – 85 инвалидов по зрению и 24 инвалида по другим видам заболеваний, – говорит Наталия. – Я сама потеряла зрение в двенадцатилетнем возрасте.


Мне хотелось бы подчеркнуть важность реабилитации в условиях производства. Не все люди могут и хотят получать высшее образование и работать в офисе. Необходимо заниматься трудоустройством и людей без специального образования.

Сборочная работа на производстве полезна для инвалидов по зрению, так как она развивает мелкую моторику. Огромное значение также имеет чувство востребованности. Заработные платы у нас небольшие. Но при этом предприятие проводит весь комплекс мер по социально-культурной и спортивной реабилитации инвалидов. У нас и самодеятельность активно работает, и спортивный зал не пустует.

Мне бы хотелось обратиться к недавно ослепшим людям: не нужно думать, что работа на производстве является скучной и непрестижной!

Слепые люди могут работать адвокатами, программистами, учителями в школах, специалистами справочных служб, но даже предприятиям ВОС стало невыгодно брать на работу инвалидов по зрению, государство отменило им все налоговые льготы. Как незрячему человеку найти работу?

Месяц назад на бурном московском перекрестке без звукового сигнала светофора я помогла слепой девушке перейти дорогу. Мы разговорились, и она рассказала, что уже неделю ходит на работу, эта работа первая за ее 25 лет, и она благодарна судьбе, что теперь не должна висеть на шее у родителей. Девушка прошла обучение на массажиста, получила сертификат, и ее взяли в какой-то салон массажа. После трех лет поиска работы. Я решила узнать, как вообще обстоят дела с трудоустройством слепых людей.


Фото с сайта chr.aif.ru

Сразу нужно сказать, хотя это и очевидно: в плане трудоустройства между слепым и слабовидящим человеком (инвалиды по зрению и те, и другие) – огромная разница.

«Слабовидящему гораздо проще найти работу, чем тотально слепому», – уверен Олег Николаевич Смолин, депутат Госдумы, незрячий от рождения. Даже если у человека осталось всего 10% зрения, он может быть занят на той же работе, что и зрячий, просто на выполнение функций, связанных со зрением, у него будет уходить больше времени. «Слабовидящие могут хоть что-то подсмотреть, – рассказывает Павел Малышев, незрячий из Нижнего Новгорода. – Они могут увидеть цвета или какую-то информацию, могут ходить без трости, я, например, вообще не представляю что такое цвет и свет, мне даже сны снятся только “слуховые”. Слабовидящий может спокойно работать там, куда незрячего не возьмут вообще. А если у слабовидящего есть специальное образование, то проблем с трудоустройством вообще быть не должно».

Слабовидящие могут устроиться почти на любую работу: от учителя и психолога до массажиста и переводчика. Поэтому будем говорить о «тотальниках» – полностью слепых людях, которым, забегая вперед, приходится очень нелегко.

Этап поиска работы – уже целая работа. В газете вакансии не посмотришь. Есть два пути – компьютер (вся информация на экране озвучивается с помощью специальных программ) и службы занятости. Начнем со вторых. Я составила список всех районных центров занятости по Москве и начала обзвон с одним-единственным вопросом: «У вас есть вакансии для незрячих людей?» Мне отвечали: «нет». Я спрашивала, есть ли вакансии для незрячих с высшим образованием, мне отвечали: «нет». Для незрячих с высшим образованием и совершенным владением компьютерными технологиями: «нет». Для незрячих с высшим образованием, компьютерами технологиями и большим опытом работы: «нет».

Ни в одной московской службе занятости мне не ответили: «приходите, поищем» или «нужно уточнить у работодателя», не спросили, кем уже работал человек или какое у него образования, хотя я была настойчива. Зато были все вариации «нет»: «нуууу нет», «наверное, нет», «нет, конечно» и т.д.

Тогда я переключилась на Московскую область и позвонила в Балашихинскую службу занятости. Там прямо сказали, что поиском работы для незрячих они не занимаются и никогда не занимались, слепой человек может найти работу только через Всероссийское общество слепых, слепой может быть занят только на определенных видах работы, которые ему не противопоказаны. На всех остальных – «да это просто невозможно», – сказала мне оператор.

Я попыталась объяснить, что современные технологии давно ушли вперед, сегодня слепой человек может в совершенстве владеть компьютером и вообще любым электронным устройством. «Вы сами себе это представляете?!» – воскликнула оператор и попрощалась.

По одному из телефонов мне посоветовали обратиться в государственную службу по содействию трудоустройству инвалидов и дали телефон и адрес. К телефону за неделю так никто и не подошел, а по адресу я не поехала, как не поехал бы ни один слепой.

«Главный инструмент поиска работы – это компьютер и телефон, – рассказал мне Николай Степков, – 25-летний незрячий из Московской области. – Ты ищешь вакансию в интернете, а потом или звонишь по указанному телефону, или пишешь на электронную почту. Если нет почты, а по телефону никто не подошел, конечно, я никуда не поеду. Нет, я умею передвигаться по городу и довольно быстро, но все же понимают, что каждый раз это не то что бы стресс, но неудобство».

Николай еще три года назад поставил крест на службах занятости («Они вообще работать не умеют, не знаю реального человека, которому это помогло бы») и прошел компьютерные курсы для незрячих. Теперь работает программистом.

Вакансии искал обычные, а не «для слепых». Писал по электронному адресу, звонил по телефону, объяснял, что хоть он и незрячий, но работать может хорошо. «Отказы были, обычно сразу отказывали все, – рассказывает Степков. – Но в итоге я нашел работодателя, который согласился посмотреть, как я работаю, и на следующий же день меня нанял. Естественно, я пришел на эту работу вместе со своим “софтом”, в основном, связанным с озвучкой. Сижу в наушниках, работаю, никому не мешаю». А девушка из балашихинской службы занятости по-прежнему не представляет себе, как это возможно.

«Понимаете, все эти государственные службы труда, они не только не компетентны, они эту некомпетентность транслируют населению, у них искаженное представление о государстве, они просто дискредитируют государство» – говорит Константин Александрович Лапшин, заведующий сектором исследования социально-трудовых отношений и определения возможностей трудойстройства незрячих людей при аппарате управления ВОС.

«Слепые люди уже несколько десятилетий не только розетки собирают на специализированных заводах, а работают на открытом рынке труда: адвокатами, программистами, учителями в школах, специалистами справочных служб. У нас в России есть слепые депутаты Госдумы, я лично знаю трех незрячих учителей истории, по России их десятки».

Лапшин, будучи кандидатом экономических наук с полной занятостью в ВОС, самостоятельно ищет в интернете вакансии для слепых и слабовидящих людей и ежедневно размещает их на специальной страничке ВОС. «Конечно, у нас есть предприятия ВОС, это специализированные предприятия, где могут работать незрячие люди, – рассказывает Лапшин. – Но за последние 20 лет количество таких предприятий уменьшилось в 10 раз и зарплаты там… Ну, в Москве это 12000 рублей. Это огромная тема, но если в двух словах, даже этим предприятиям стало невыгодно брать на работу инвалидов по зрению, потому что государство отменило им все налоговые льготы». Поэтому Лапшин каждый день ищет в интернете объявления, связывается с работодателями и интересуется, готовы ли они взять на указанную вакансию инвалида по зрению».

«Нам никакие работодатели не звонят и ничего не предлагают, поймите, мы никому не нужны, ищем сами, – объясняет Лапшин, – В основном ищем вакансии, связанные с “айти”, с преподавательством, массажем. Часто фирмы готовы взять на работу слепых музыкантов, певцов, переводчиков». Поэтому, уверен Лапшин, чтобы незрячему найти интересную работу – нужно иметь образование. Самый простой и безотказный путь – это бесплатные компьютерные курсы при ВОС, на них может записаться любой инвалид по зрению, будучи членом ВОС.

Но, к сожалению, даже при отличном владении компьютером найти эти вакансии в интернете практически невозможно. Просто введите в любом поиске «вакансии для незрячих» или попробуйте найти такую вакансию на любом сайте по трудоустройству. Уверена, что все, что вам удалось найти – это список вакансий от ВОС. Поэтому Лапшин любит говорить: «Трудоустройство незрячих – дело рук самих незрячих».

По данным ВОС ситуация с трудоустройством незрячих сильно ухудшилась на последний год-два. «Круг квалификаций для трудоустройства незрячих убывает постоянно, отчасти из-за внедрения современных технологий, отчасти из-за отмены льгот для предприятий, – рассказывает депутат Смолин, – К тому же с незрячими просто никто не хочет возиться, зачем, если можно взять на работу зрячего. В СССР у тотально незрячих всегда была особая государственная поддержка, например, они вообще не платили налоги. А что будет дальше – я не знаю».

Тем временем молодое поколение незрячих активно осваивает компьютер и получает высшее образование в самых разных сферах. В процессе подготовки этой статьи я переписывалась с десятками слепых молодых людей, которые зачастую, набирают текст быстрее, чем я, пишут без ошибок и все до единого работают или учатся.

«Я фрилансер, беру проекты по программированию, – рассказывает Вадим Лукьянчук из Рузы, – О том, что я незрячий, говорю сразу, потому что какие-то проекты, связанные с обработкой видео или играми, мне не под силу. Работа есть всегда». Основная деятельность Вадима – это его собственный проект по адаптации программ для нужд незрячих музыкантов. Павел Малышев из Нижнего Новгорода обучает других незрячих компьютерной грамотности. Дмитрий Васин из Оренбурга, ослепший в детстве, работает массажистом, а по выходным поет в ресторане под собственный аккомпанемент на гитаре. Вячеслав Царегородцев из Орлова – юрист в техподдержке, подрабатывает массажистом. Ольга Маслова из Владивостока – скрипачка. Елена Великанова из Санкт-Петербурга – репетитор английского языка и курьер. Десятки тотально слепых людей ищут работу и находят ее.

«Конечно, нам гораздо сложнее, – говорит Елена Великанова, потерявшая зрение в раннем детстве. Точно могу сказать, что государство нам не помогает. Сильно помогает ВОС и какие-то просто обычные люди – своим участием. У нас сообщество свое есть в интернете, там очень много поддержки, не дадут руки опустить. Но сидеть и ждать, пока за тебя найдут работу, не заниматься своим образованием, не развиваться профессионально нельзя, ни зрячему, ни слепому. Могу точно сказать, что целенаправленный человек, какое бы у него ни было зрение – найдет работу».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте также: