Какие способности нужны для успешного овладения профессией педагога

Опубликовано: 04.07.2024

Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности. Отечественные исследователи на основе положений С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова о способностях как психологических условиях успешности выполнения определенной деятельности выделили целый набор педагогических способностей. Различные классификации педагогических способностей представляли Н. Д. Левитов, Ф. Н. Гоноболин, а в наиболее обобщенном виде они представлены В. А. Крутецким. Он выделил девять групп педагогических способностей.

1. Академические способности, т. е. способности к соответствующей преподаваемому предмету области наук. Они выражаются в том, что учитель знает свой предмет значительно глубже и шире объема школьной программы, постоянно следит за развитием своей науки и новыми открытиями в ней, свободно владеет учебным материалом и проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы скромную исследовательскую работу.

2. Дидактические способности, т. е. способности передавать материал учащимся, делая его доступным для детей, преподносить им проблему доступно и понятно, вызывать у них интерес к предмету, стимулировать их к активному самостоятельному мышлению, ориентировать на самостоятельное получение знаний. Учитель, обладающий дидактическими способностями, умеет в случае необходимости соответствующим образом адаптировать учебный материал, сделать трудное легким, сложное – простым, неясное – понятным.

3. Перцептивные способности. Понятие «перцепция» в переводе с латинского означает восприятие, слово же «перцептивный» характеризует все, что относится к познавательному процессу восприятия. В данном случае имеется в виду перцепция социальная, т. е. восприятие и понимание человека человеком. К перцептивным педагогическим способностям относятся способность к познанию внутреннего мира ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и переживаемых им временных психических состояний. Учитель с выраженными перцептивными способностями по небольшим внешним проявлениям, а иногда и вообще без них улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.

4. Речевые способности, т. е. способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью вербальной речи (словесных формулировок, интонаций, пауз, громкости), мимики и пантомимики. Речь отличающегося этими способностями учителя на уроке всегда обращена к ученикам. В каждой ситуации урока – при опросе, объяснении нового материала, выражении одобрения или порицания – его речь характеризуется внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит, единством обращения и отношения (по И. В. Страхову [34] ), т. е. совпадением смыслового содержания произносимых слов и их интонационного оформления.

5. Организаторские способности (относятся к организации работы и учеников, и самого учителя). Педагог с высокими организаторскими способностями может сплотить ученический коллектив, мотивировать его на решение важных задач, а также правильно организовать собственную работу, разумно планировать и контролировать ее. Одним из проявлений этих способностей является выработка у опытных учителей своеобразного чувства времени – умения правильно распределить работу во времени, уложиться в намеченные сроки и даже без часов оценить количество прошедшего времени на уроке.

6. Авторитарные способности, т. е. способности к эмоционально-волевому влиянию на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета. Эти способности зависят прежде всего от волевых качеств учителя (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и др.), а также от чувства ответственности за обучение и воспитание школьников, убежденности учителя в своей правоте и умения передать эту убежденность воспитанникам так, чтобы они приняли ее сознательно, а не под давлением авторитета учителя «сверху».




7. Коммуникативные способности, т. е. способность к общению с детьми, умение находить правильный подход к учащимся, установление с ними оптимальных деловых и личных взаимоотношений, наличие педагогического такта.

8. Прогностические способности, или педагогическая интуиция. Это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий и основанном на этом представлении, как следует себя вести при общении с каждым учащимся, какие формы и методы воздействия на него следует использовать для достижения наибольшего прогресса в его интеллектуальном и личностном развитии. Учитель с высокоразвитыми прогностическими способностями в состоянии предвидеть, что получится из ученика в будущем, прогнозировать развитие тех или иных его психических свойств и качеств.

9. Способность к распределению своего внимания одновременно между несколькими видами деятельности. Наличие этой способности особенно необходимо во время урока, где учителю приходится одновременно следить за содержанием и формой изложения материала (своими или отвечающего ученика), держать в поле внимания весь класс, реагировать на признаки утомления, невнимательности, непонимания, на нарушения дисциплины и наконец следить за собственным двигательным поведением (позой, мимикой, пантомимикой, походкой, перемещениями по классу).

В трактовке Н. В. Кузьминой подчеркивается, что способности субъекта педагогической деятельности в значительной мере определяют ее успешность. Она рассматривает педагогические способности как специфическую форму чувствительности педагога к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности и к учащемуся как субъекту общения, познания, труда. [35] Исследователи школы Н. В. Кузьминой сделали важный вывод о том, что педагогические способности предполагают высокий уровень развития общих способностей (наблюдательности, мышления, воображения) и что другие специальные способности (например, лингвистические, математические, артистические, музыкальные, художественные, литературные) включаются в сферу педагогической деятельности лишь при наличии педагогической направленности и педагогических способностей в условиях их дальнейшего развития. Выделены три типа сочетания педагогических и других специальных способностей, которые: а) помогают; б) нейтральны; в) мешают педагогической деятельности.

Р.С. Немов среди прочих педагогических способностей отдельно выделил перечень способностей воспитательных, главными из которых являются следующие:

1) способность правильно оценивать внутреннее состояние человека, сочувствовать, сопереживать ему (эмпатия);

2) способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках;

3) способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей;

4) способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка;

5) способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию;

6) способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания;

7) способность вызывать к себе уважение воспитываемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.

В среде педагогов немало хороших учителей, сравнительно слабых как воспитатели. Встречаются и такие, кто способен неплохо воспитывать детей, но гораздо хуже справляется с ролью учителя. Это обстоятельство свидетельствует о том, что сфера приложения педагогических способностей у таких людей может быть различной: либо преимущественно учительской, либо главным образом воспитательской.

«Быть гением и обладать исключительными интеллектуальными способностями не одно и то же».

Страсть к совершенству. Самое главное, что нужно знать о гениях — гениальность не равняется интеллекту. «В определенный момент жизни становится очевидно, что умных людей полным-полно. Особенным человека делает воображение. Способность мыслить иначе»

Любовь к простоте. Красота продуктов Apple, конечно, состоит в их простоте.

Умение заставить других сделать немыслимое. Фокус Джобса был в том, чтобы не поддаваться на сомнения и колебания других людей. Наоборот, когда сотрудники или коллеги заявляли, что задача неразрешима, Джобс просто пялился на них, а потом говорил: «Не бойтесь. Вы это можете».

Способность усомниться в других гениях. Лишь оспорив одну из теорий Ньютона, Эйнштейн набрел на теорию относительности.

Уважение к разнообразию. Бенджамин Франклин, по словам Айзексона, обладал качеством, какое люди обычно не ассоциируют с фигурой гения. Его гений проявлялся в терпимости. Он понимал, что общество более разнообразное, более терпимое к каждому человеку будет и более сильным.

Задатки

Задатки – это врожденные, устойчивые психо- и анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

В качестве задатков выделяются анатомические особенности строения анализаторов (зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильный, вестибулярный) и связанные с ними области коры головного мозга. Задатки являются основой способностей, которые обнаруживаются и развиваются при благоприятных условиях только в процессе деятельности.

Характерно, что на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности: например на основе хорошо развитого слухового анализатора могут сформироваться разные музыкальные способности: абсолютный слух, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Человек с абсолютным слухом может стать гениальным певцом, гениальным дирижером, гениальным композитором.

Способности

Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

Существуют различные подходы к определению способностей, но наиболее глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым, основателем школы дифференциальной психологии и научным руководителем лаборатории «Психофизиология индивидуальных различий». Согласно его концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.

Способности человека — это лишь возможность для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий:

от того, нужны ли будут эти знания и навыки человеку;

будут ли заинтересованы окружающие его люди (семья, школа, друзья) в том, чтобы он овладел этими знаниями и умениями;

от того, как его будут обучать;

от того, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти знания и умения понадобятся и закрепятся и т.д.

Способности — это возможность, а достигнутый уровень мастерства в том или ином деле — это действительность. Можно ли измерить и развить способности?

А.В. Петровский утверждает, что «способности обнаруживаются только в деятельности, и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этих способностей».

«Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать. Только в процессе обучения рисунку и живописи может выясниться , есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире».

В настоящее время наука не располагает средствами, при помощи которых можно было бы путем однократного испытания сделать вывод о способностях человека.

Способность существует только в развитии и не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания.

Самый верный путь определения способностей человека — это выявление динамики успехов в процессе обучения и деятельности.

Уровни развития способностей

Развитие способностей проходит нелинейно, выделяют три уровня их развития:

Одаренность

Это особый уровень развития способностей. Одаренность — системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный человек — это человек, который выделяется яркими, очевидными , иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Талант

Талант — выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.

Талант — незаурядные способности, которые появляются с приобретением опыта и позволяют добиться успеха в выбранном виде деятельности.

Упрощенно: талант — это то, что получается делать лучше всего. Однозначного ответа на вопрос о генетической предрасположенности к тем или иным талантам нет, но большинство ученых все же склоняются к мнению, что задатки закладываются еще до рождения, формируя одаренность человека. В семье Баха, например, было много способных музыкантов.

Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, наличие феноменальной памяти. Так, в медицинской практике описан случай с человеком, который ничего не мог забыть, он дословно мог передать содержание статьи, прочитанной несколько дней назад, и при этом не мог выразить ни одной собственной мысли.

Талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. При относительной слабости какой-либо способности она может быть компенсирована другой.

Гениальность

Гениальность — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в определенной области или сфере деятельности. Редкое проявление и неординарность гениального человека породили множество попыток объяснения этого феномена. Так, одни относят гениев к медиумам, с чьей помощью некое высшее существо сообщает человечеству результаты своих неповторимых размышлений.

Другие считают, что проявление гениальности связано с определенными нарушениями психики. Например, лихорадочное состояние гениев во время творчества сходно с маниакальным возбуждением, а характерные признаки паранойи (эгоцентризм, повышенное чувство собственного достоинства, излишняя настойчивость в своих действиях, отсутствие угрызений совести, приверженность одной идее) — типичные характеристики гения.

Некоторые психологи полагают, что человеческий мозг несет в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей и что гениальность — это не отклонение от нормы, а напротив, высшая полнота проявления природных возможностей.

Но другие говорят о том, что грань между гениальностью и нарушением психики очень тонка и порой может быть размыта.

Талант и гениальность: сходства и различия понятий

Это разные степени развития потенциала человека. Оба эти качества закладываются еще на генетическом уровне, но талант — в виде задатков или способностей, а гениальность — как единственная стратегия развития.

Как показывает история, если для развития таланта требуются определенные условия, то гениями становятся где угодно. То есть, талантливым человек будет благодаря кому-то или чему-то. Гением же он станет вопреки всему. Но вот с какого возраста это произойдет, предугадать невозможно. Иногда уже в зрелом возрасте, после 50 лет, человек проявляет гениальность.

Система способностей


Российская и советская психология — это психология деятельности. Все наши навыки развиваются в деятельности. А что нужно для того чтобы человек выбрал какую-то профессию?

Во-первых, общие способности — благоприятные возможности развития таких особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. К их числу относятся: общий уровень интеллектуального развития, внимательность, память, волевые качества, грамотная речь, работоспособность и др.

Во-вторых, специальные, или профессиональные, способности — возможности к развитию отдельных психических качеств для конкретного вида деятельности: музыкальные, математические, лингвистические, спортивные и т.д. Они предполагают для своего развития упорную и длительную тренировку.

В-третьих, интерес — индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Интерес проявляется в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.

В-четвертых, склонность — стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Склонность — это влечение, интерес к какому-либо занятию.

Общие и специальные способности

Общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности — это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления.

В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у них разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.

Специальные способности — это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности.

Никто не спорит, что самым главным навыком, которым должен обладать учитель ( в современных, сложнейших, постоянно изменяющихся условиях ) – это умение учить детей. Учить так, чтобы и мотивировать, и вдохновлять, и знания оставлять в голове.

Мы живем в ситуации неопределенности , не знаем подчас, что «день грядущий нам готовит», а потому нижеперечисленные навыки у учителя (при прочих одинаковых вводных) могут дать высокие результаты обученности и успеваемости его учеников. Итак, что же это за навыки?

Всемирный экономический форум в Давосе

Каждый год в Давосе проходит Всемирный экономический форум , где и были оглашены самые востребованные навыки, которые будут необходимы любому человеку в самом ближайшем будущем.

1. Целостный подход к решению проблем

Любой специалист, а уж профессионал точно, должен уметь решить проблему , осознав причину. Бороться с последствиями не продуктивно. Всем понятен пример работы врача: грамотный специалист пытается найти основную причину заболевания, не занимается тем, что только выписывает горы таблеток для заглушения боли.

То же самое относится и к учителю : если педагог умеет грамотно проводить диагностику, анализировать результаты, задавать грамотные вопросы, а далее предпринимать определенные действия для решения проблем. Это и индивидуализация обучения, это и реальная работа с низкомотивированными учащимися (и с подключением администрации), и работа с одаренными детьми.

2. Критическое мышление

Критическое мышление – основной навык, который необходим не только учителям, но и детям. Потому что если человек умеет ставить под сомнение любую полученную информацию, то это приведет к отличным результатам.

Учитель, который умеет критично посмотреть на свою работу, умеет рефлексировать , обязательно найдет то, над чем нужно поработать. А значит, улучшатся образовательные результаты ребят, повысится интерес учеников к предмету, дети научатся правильно работать с информацией.

3. Креативность

В работе с современными детьми быть креативным для современного учителя, значит, быть интересным. Креативность –это умение нестандартно мыслить. Дети ждут от нас, учителей, типичной реакции не невыполненное домашнее задание, на неряшливость в работе, они привыкли и ждут от нас нотаций и воспитательных бесед.

А если поведение учителя будет отличаться от ожидаемого ( естественно, не в негативном плане ), то результативность также пойдет вверх. Работа учителя во многом требует творческого подхода, поэтому этот навык давно уже вышел за рамки предметов художественно-эстетического цикла.

4. Менеджмент

Учитель в сегодняшней школе – это еще и менеджер. Он умеет управлять потоком мыслей , умеет построить учебный процесс, умеет сплотить детский коллектив во время выполнения проектного задания, умеет построить такой коллектив, который в дальнейшем сможет самостоятельно решить любую поставленную задачу.

5. Взаимодействие с людьми

Этим навыком, ух, как пришлось овладеть в весенний период обучения с применением дистанционных технологий классным руководителям, которые были связующей нитью между школой и родителями. Часто именно учитель является мостиком между детьми и их родителями в период недопонимания и подростковых кризисов.

Поэтому обязательно нужно овладеть навыками эффективного взаимодействия. Детей тоже нужно научить взаимодействию в команде, в работе в группе. Этот навык обязательно пригодится им в будущем на работе.

6. Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – это способность понимать чужие эмоции, скрытые мотивы, а также умение держать свои эмоции под контролем. Специалисты сходятся во мнении, что эмоциональный интеллект значит больше, чем IQ. Почему? Учитель, у которого развит эмоциональный интеллект, сможет объединять людей, при этом не вызывая негативных чувств, он сможет увидеть положительные стороны каждого ребенка, сможет научить детей оказывать помощь друг другу.

Детский коллектив , в котором есть такие ребята — это благотворная среда, где легко расти и получать смежные навыки, укреплять уверенность в себе. Также эмоциональный интеллект поможет грамотному решению конфликтных ситуаций без взаимных обвинений.

7. Умение принимать решение

Это умение принимать единственное решение из множества других, умение оценить положительные стороны каждого решения, ранжировать ценность каждого решения.

Если учитель обладает этим навыком, то он сможет и детей научить этому, научит их корректировать свое поведение, потому что если ребенок не умеет принимать решения, боится это делать, то это может привести к ухудшению ситуации, так как он не сможет оценить последствия своих действий для себя и окружающих.

8 Клиентоориентированность

Для нас клиентоориентированность – это, в первую очередь , ориентация на ребенка, его умения и знания в данный момент времени, в этом плане мы говорим о дифференциации обучения, о его индивидуализации. Получается, что тот учитель, который умеет построить урок таким образом, чтобы и сильные учащиеся могли почерпнуть что-то новое для себя, и слабоуспевающие ребята могли чему-то научиться, получает высокие результаты своей педагогической деятельности, повышаются учебные результаты каждого ребенка в отдельности.

Во вторую очередь , клиентоориентированность в школе – это умение слышать родителей, например, будь то выбор курсов внеурочной деятельности или модуль по ОРКСЭ. В любом случае, искренность и уважение – это те качества, которые особенно ценятся.

9. Ведение переговоров

Навык, тесно связанный с навыком взаимодействия с людьми. Каждому хочется быть услышанным , старшеклассники и ребята, которые испытывают трудности в обучении, особенно ждут этого от своих учителей. Со всеми нужно уметь договариваться. Тогда любой диалог пойдет конструктивно.

10. Гибкость ума

И не только ума. Гибкость характера. Гибкий мозг умеет работать в ситуации многозадачности . А именно в такой ситуации находится современная школа. Учителю нужно и научить, и воспитать, и к ОГЭ подготовить, и к олимпиаде, и суметь подготовить презентацию, и урок в онлайн, и клип на конкурс и проч.проч. Именно умение быстро адаптироваться к новому и качественно работать в ситуации неопределенности, позволит учителю получать удовольствие от своей работы, видеть цель и уверенно к ней идти.

Все навыки, которые мы перечислили выше, очень полезны не только с сфере педагогической деятельности, но в любой области нашей жизни. Какими навыками, на ваш взгляд, должен обладать современный учитель?

Будьте счастливы при любой возможности!

В Telegram-канале Обучение ПРО мы публикуем актуальные события, мероприятия, постановления и распоряжения в сфере образования.


Адамова, У. К. Педагогические способности преподавателя и методы их развития / У. К. Адамова, Н. Р. Кутлимуротова, М. А. Каландарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 760-763. — URL: https://moluch.ru/archive/117/31209/ (дата обращения: 26.05.2021).

Педагогические способности являются важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией и представляют собой качество личности, выражающееся в склонностях к работе с учащимися, любви к ним, получении удовольствия от общения с ними.

Пригодность (предрасположенность) определяется анатомо-физиологическими, психофизиологическими и психологическими особенностями человека, позволяющими ему осуществлять деятельность типа «Человек — Человек». Пригодность человека к педагогической деятельности базируется на нормальном интеллектуальном развитии, эмпатичности, сценичности эмоций, нормальном уровне развития коммуникативно-познавательной активности.

Личностная готовность к педагогической деятельности, предполагает направленность человека на профессию типа «Человек — Человек», которую Л. М. Митина называет педагогической направленностью. Принимая точку зрения ученого, педагогическую направленность будем понимать, как систему ценностных ориентаций, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, стремящегося утвердить её в педагогической деятельности и общении. Педагогическая направленность включает в себя: направленность на учащегося; направленность на себя; направленность на предметную сторону профессии преподавателя.

Включаемость педагога во взаимодействие с другими людьми предполагает легкость, адекватность установления контакта с собеседником, умение следить за реакцией собеседника, реагировать на нее, получать удовольствие от общения (Зимняя, 2005).

Вопрос о педагогических способностях находятся в стадии разработки. Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина выделяют две группы педагогических способностей, схематически представленные ниже

И. А. Зимняя, Л. А. Григорович и другие авторы в состав педагогических способностей включают: дидактические, академические, перцептивные, речевые, коммуникативные, организаторские, авторитарные, прогностические и способность к распределению внимания. Вопрос о педагогических способностях находится в стадии интенсивной разработки. И. П. Подласый выделил следующие главные группы педагогических способностей:

  1. Организаторские — проявляются в умении сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги и т. д.
  2. Дидактические — конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование; доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность.
  3. Персептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики. (3, 28 с.)
  4. Коммуникативные способности проявляются в умении преподавателя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.
  5. Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на учеников.
  6. Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.
  7. Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.

Профессиональная деятельность педагога требует незаурядных общих и специальных способностей. Успех профессионально-педагогической деятельности зависит от специальных педагогических способностей.

В педагогических способностях выделяются следующие группы:

− чувствительность к объекту (к обучаемому);

− коммуникативность — расположение к людям, доброжелательность, общительность;

− перцептивные способности — профессиональная зрелость, эмпатия, педагогическая интуиция;

− динамизм личности — способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

− эмоциональная устойчивость — способность владеть собой;

− креативность — способность к творчеству.

Специальные способности педагога касаются деятельности по приобретению знаний, умений и навыков, и способности к воспитанию личности.

К способностям по обучению, учению и научению можно отнести:

− способность видеть и чувствовать понимание обучаемого, устанавливать степень и характер такого понимания;

− способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

− способность доступного изложения материала, обеспечения его понимания всеми обучаемыми;

− способность строить процесс обучения с учетом индивидуальности обучаемых;

− способность использовать педагогические технологии в учебном процессе;

− способность организовать опережающее развитие обучаемых;

− способность совершенствовать своё педагогическое мастерство;

− способность передавать свой опыт другим;

− способность к самообразованию и самосовершенствованию.

Педагогические способности, направленные на воспитательный процесс, заключается в следующем:

− способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать (способность к эмпатии);

− способность быть примером для подражания;

− способность в воспитательном процессе учитывать индивидуальные особенности;

− способность находить нужный стиль общения, добиваться расположения и взаимопонимания;

− способность вызывать к себе уважение, иметь авторитет среди воспитуемых.

Среди педагогических способностей особо выделяется способность к педагогическому общению.

Умение преподавателя организовывать длительное и эффективное взаимодействие с воспитанниками связывают с коммуникативными способностями.

Коммуникативные способности — это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия.

В психологической литературе выделяется несколько групп коммуникативных способностей.

  1. Познание человека человеком. Эта группа способностей включает оценку человека как личности, отдельных черт личности, мотивов и намерений, оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение «читать» позы, жесты, мимику, пантомимику.
  2. Познание человеком самого себя. Предполагает оценку своих знаний, оценку своих способностей, оценку своего характера и других черт личности; оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей.
  3. Умение правильно оценить ситуацию общения — это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные её признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.

Рождаясь биологическим существом, человек приобретает свой социальный облик в процессе деятельности, причем, чем она интенсивнее, тем выше развитие, чем разностороннее, тем шире границы кругозора, компетентности, образованности личности. В процессе любых видов деятельности человек как бы воспроизводит в себе накопленные предшествующими поколениями социальный опыт и совершенствует его.

Категория «деятельность» получила широкое распространение в науке. Ею пользуются экономисты, философы, педагоги, психологи и физиологи. Деятельность — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект, и удовлетворяет таким образом свои потребности. Деятельность представляет собой человеческую активность, проявляемую во внутренней (психической) и внешней (физической) формах, обусловленных сознательной целью, которая имеет социальное значение.

Профессиональная деятельность предполагает углубленное погружение в конкретный вид деятельности, т. е. в профессию, путем изучения связанных с нею теоретических положений и практического освоения предшествующего опыта. Педагогическая профессия — такой род деятельности, в которой источником существования человека является искусство управления формированием личности другого человека средствами своей специальности. Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие педагога на студента (ученика, воспитанника), направленное на его личностное, интеллектуальное и профессиональное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. Педагогическую деятельность рассматривают как системно организованную, интегрированную в целостность, взаимодействующую совокупность людей, идей и средств, порождающих педагогический процесс и заранее заданный его результат.

Возникновение педагогической профессиональной деятельности связано с разделением функций между людьми. Определяя ее роль, следует отметить, что это первая и исходная деятельность, поскольку она направлена на образование, воспитание и развитие детей. Это один из самых сложных видов человеческой деятельности, так как эффективность ее зависит от знания педагогом физиологии и психологии человека и связана она с умением проникать во внутренний мир другого человека и осуществлять на этой основе организационно-педагогические воздействия. Несмотря на сложность, неоднозначность восприятия со стороны окружающего педагога социума, его труд можно отнести к числу приоритетных, так как педагогическая деятельность стоит у истоков всех других сфер человеческой деятельности, носит нормативный и регулятивный характер и во многом определяет будущее развитие общества.

Учебно-педагогическая деятельность. Эта деятельность направлена на организацию процесса обучения в высшей школе в соответствии с требованиями общества. Для учебного процесса в высшей школе характерны органичное сочетание учебного и научно-исследовательского аспектов, повышение роли активности и самостоятельной работы студента, творческого потенциала личности.

В педагогической деятельности высшей школы сочетаются деятельность теоретическая и практическая. Теоретическая деятельность связана с раскрытием новых закономерностей. Практическая деятельность направлена на преобразование конкретных ситуаций, на решение системы педагогических задач. Преподаватель определяет цель и задачи обучения конкретному предмету во взаимосвязи с другими учебными предметами, продумывает содержание обучения, современные формы и методы, способствующие активизации учебно-познавательной деятельности студента.

Особенностью учебно-педагогической деятельности преподавателя его активное участие в научно-исследовательской работе. При характеристике педагогической деятельности преподавателя высшей школы учение, как правило, опираются на исследования Н. В. Кузьминой и З. Ф. Есаревой, которые в этой структуре выделяют следующие компоненты

Конструктивный компонент проявляется в научно-исследовательской, учебной, воспитательной работе в форме проектировочных или собственно конструктивных умений. Проектировочные умения — это интеллектуальные умения для моделирования научного поиска или учебно-воспитательного процесса. Проектировочные умения преподавателя вуза исследованы Такая деятельность проявляется в умении четко спланировать, построить научный поиск и учебно-воспитательный процесс. Это взаимосвязанная деятельность преподавателя, студента и других ученых. Организаторская деятельность заключается в умении организовать себя, свое время; индивидуальную, групповую, коллективную работу студентов; подобрать кадры для осуществления коллективного исследования, распределить обязанности. Основная функция организаторской деятельности — интеграция усилий всех участников деятельности.

Гностическая деятельность выражается в умении глубоко и всесторонне познавать окружающий мир и себя. Преподаватель анализирует процесс и результаты своих исследований, научную деятельность студентов и аспирантов. Коммуникативная деятельность. Эта деятельность предполагает умение установить правильные взаимоотношения с коллегами и студентами. В основе коммуникативной деятельности находится способность преподавателя к самоуправлению.

Исследователи рассматривают педагогическую задачу как систему особого рода, представляющую собой основную единицу педагогического процесса. В. А. Сластенин под педагогической задачей понимает осмысленную педагогическую ситуацию, имеющую цель познания и преобразования действительности. В целенаправленной деятельности преподавателя различаются три большие группы педагогических задач: стратегические, тактические и оперативные.

Стратегические задачи вытекают из общей цели образования. Задаваясь извне, они отражают объективные потребности общественного развития. Эти задачи определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности. В реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются в задачи тактические. Тактические задачи, сохраняя свою направленность на итоговый результат образования, связаны с тем или иным этапом решения стратегических задач. Оперативные задачи — это задачи текущие, ближайшие, которые решает педагог в своей практической деятельности.

Анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза свидетельствует о том, что эта профессия — самая сложная и самая творческая. Таким образом, педагогическое мастерство преподавателя определяется высоким уровнем решения педагогических задач, синтезом личных качеств преподавателя, его знаний, умений, навыков в разнообразных областях научной и педагогической деятельности.

Образованию, как и всем сферам работы с человеком, нужны таланты. Они были нужны во все времена, но как никогда остро эта потребность обнаружилась в последние годы, в период интенсивного обновления отечественного образования.

Высокий уровень социальной ответственности, уникальность объекта воздействия, каким является развивающаяся личность, неординарность ситуаций и многообразие влияющих на них факторов определяют серьезные требования к эрудиции, общей культуре, творческим возможностям, профессиональной этике работников педагогической сферы, а следовательно, и к системе их подготовки.

В образовательных учреждениях всегда были творческие, ищущие, беспокойные люди, подлинные энтузиасты, подвижники воспитания, но они, к сожалению, не всегда получали необходимую поддержку, не всегда делали погоду в коллективах. Страна долгие годы строила «единую», а по существу, единообразную школу, втиснутую в рамки официальных программ и директив, где творчески настроенному работнику становилось тесно в жест-

ких методических путах, и он покидал школу. Теперь условия для творчества куда благоприятнее, но низкая оплата труда и отсутствие жилья, к сожалению, очень мешают привлечению творческих специалистов. Профессия педагога, став массовой (а это одновременно и хорошо, и очень опасно: возникают издержки массовой культуры), в силу многих объективных и субъективных причин сильно потеряла в престижности.

Высокая степень ответственности и интенсивности труда учителя и воспитателя, с одной стороны, невысокие оплаты и социальный статус — с другой, естественно, затруднили комплектование образовательной сферы талантливыми кадрами.

Теперь, в условиях обновления общества, когда свежий ветер перемен ворвался в коридоры и классы, когда образование, как и все общество, перестраивается на основах гуманизма, демократизации, гласности, когда образовательные учреждения получили значительную степень свободы, право на эксперимент, оказалось, что им не хватает не только денег, помещений, оборудования, внимания со стороны общества и государства, но и талантливых людей. Это, пожалуй, самый нетерпимый дефицит, одна из самых назревших наших общественных бед, пагубные последствия которой нами еще не осознаны.

Опасно отдавать ребенка безликому воспитателю, который не пробудит, а значит, загубит его способности. Наше будущее не будет надежно обеспечено, если общество не сумеет энергично превратить образовательное учреждение из заформализованной структуры в творческую лабораторию. К счастью, такое преобразование уже активно происходит, но это еще более усиливает потребность в талантливых педагогах.

Ясно, что переломить кадровую ситуацию сразу практически невозможно. А ждать нельзя. Где же выход?

Надеяться на то, что нам удастся быстро привлечь в педагогическую сферу массу где-то и кем-то взращенных талантливых людей, обеспечить их профессиональную подготовку, явно нереально. Нужно развивать способности тех специалистов, которые работают сейчас.

В свое время А. С. Макаренко выступал против разговоров о педагогической талантливости. Он ратовал за педагогическое мастерство, которым может и должен овладеть каждый педагог, если он не лентяй1.

Давно подвергаются критике способы отбора молодежи для педагогической и социальной работы. Вряд ли оправданы укоренив-

1 См.: Макаренко А. С. Пед. соч. - М., 1984. - Т. 4. - С. 171, 236.

шиеся установки, на основе которых строятся учебные планы и система подготовки в училище, колледже, педвузе, университете.

При отборе в учебные заведения психолого-педагогического профиля стоит сделать основным критерием не оценку по предметам на вступительных экзаменах, а гуманистическую направленность и одаренность и поэтому ориентироваться при приеме, скажем, на «мотивационный балл», выводимый на основе характеристик прошлой деятельности, результатов тестирования и творческих проб.

Не отказываясь от ориентировки на подготовку в педвузе учителя-предметника узкого профиля (преимущественно для старших классов), стоит готовить, например, практического психолога, одновременно владеющего иностранным языком, или социального педагога, способного работать с детьми и со взрослыми, возрождать общинные традиции, реабилитировать трудновоспитуемых, а также преподавать историю или географию.

Есть основания, пусть сначала в порядке эксперимента, поставить в центр подготовки будущего педагога общекультурное развитие и стимулирование развития творческих способностей. Это требует изменения учебного плана и форм работы, развертывания творческих мастерских ученых, психологов, педагогов-новаторов. По способам организации такая подготовка может напоминать подготовку творческих деятелей в консерваториях.

Педагогическое творчество предполагает наличие комплекса общих творческих качеств, характеризующих любую творческую личность независимо от рода ее деятельности: эрудированности, чувства нового, способности к анализу и самоанализу, гибкости и широты мышления, активности, волевых качеств характера, развитого воображения, умения прогнозировать и др.

Для творческой деятельности весьма существенны и выделяемые многими исследователями (Ф.

В личности педагога-воспитателя общие и специфические черты неразрывно слиты. Всю совокупность черт, характеризующих творческую личность, можно условно свести к четырем интегральным характеристикам: направленности, эрудиции, способностям и умениям, чертам характера.

Рассмотрим кратко эти характеристики.

Наверное, исходным, отправным и во многом определяющим пунктом творчества выступает направленность, нацеленность пе

дагога на развитие другого человека, желание помочь его становлению, стремление к поиску лучших решений в этой области.

Направленность личности педагога, как нам представляется, определяется прежде всего гуманистическими нравственными идеалами. Преданность гуманистическим идеалам, вера в человека, понимание его роли в развитии мира и его самоценности — основа таких определяющих качеств, как умение чутко улавливать требования времени, понять, а насколько возможно, и предвидеть социальный заказ, искать и находить эффективные пути и средства решения задач, встающих перед школой и образованием в целом, что прежде всего выражается в стремлении к всестороннему и гармоничному развитию каждого воспитанника, в отношении к личности растущего человека как к высшей общественной ценности.

Творческой личности педагога присущи особая педагогическая увлеченность, ясное понимание «сверхзадачи» педагогического труда — воспитания человека, нацеленности на оптимальные результаты его свободного и счастливого развития, глубокое уважение личности каждого ребенка или подростка, вера в его возможности. Педагогическая увлеченность, а порой даже одержимость — одна из важнейших предпосылок педагогического творчества.

Все это прекрасно, скажет читатель, но как воспитать эту жажду творчества, как вызвать увлеченность? Единый рецепт тут вряд ли можно предложить, но живой пример педагогов-новаторов, увлеченность и профессионализм педагогов-наставников, показ вариативности решения проблем, размышления и реальные пробы, поощрения успехов, пусть самых малых, — эти и другие приемы в деятельности руководителей, педагогов, психологов, коллег-наставников могут создать тот микроклимат, в котором пробиваются и набирают силу ростки увлеченности, крепнет ориентация на поиск.

Хорошо известно значение глубокой и разносторонней эрудированности педагога, его общей культуры, начитанности, широты интересов.

Образный мир искусства, живые впечатления от наблюдений и встреч с людьми, фантастические возможности современной теле- и видеотехники — все, что пропускает через себя педагог, становится источником развития его воображения, конструктивной мысли, эмоциональной сферы, превращается в строительный материал для будущих уроков, встреч, собеседований, проектов. Вот почему развитие творческих качеств личности педагога невозможно только в узких предметно-методических рамках, оно требует широкого общекультурного багажа, непрерывно пополняемого и углубляющегося. Читать и думать о прочитанном, смотреть кинофильмы и спектакли, посещать картинные галереи, увидеть собственными глазами памятные исторические места, встречаться с самыми различными людьми — без этого педагогу очень трудно «найти себя» в творческой деятельности.

Очень часто обсуждение вопроса об одаренности и талантливости педагога сводится к проблеме развития педагогических способностей. Это важная составляющая личности педагога.

Педагогическим способностям уделено немало внимания в психологической и педагогической литературе. Вообще под способностями понимают такие индивидуально-психологические свойства личности, благодаря которым обеспечивается успешное выполнение какой-либо деятельности и достижение высоких результатов при меньших затратах труда, а также успешное овладение определенной деятельностью.

Педагогическая деятельность предъявляет соответствующие ее особенностям требования к личности педагога и к его профессиональным качествам. Мера соответствия личностных и профессиональных качеств человека требованиям педагогической деятельности определяет его педагогические способности.

Имеется ряд подходов к выделению и классификации педагогических способностей. Например, в работах Н. В. Кузьминой выделены перцептивно-рефлексивные способности, которые являются основой педагогической интуиции, и группа проективных способностей, куда входят гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организационные педагогические способности.

Ниже приведем перечень основных педагогических способностей с их краткой содержательной характеристикой, соответствующий предложенному В.

Дидактические способности проявляются: 1) в возможности доступно, ясно, понятно преподнести учебный материал, в умении соответствующим образом трансформировать, самому перерабатывать учебный материал; 2) в наличии установки на учет психологических особенностей обучающихся, уровня их подготовки и возможностей в самостоятельном выполнении задания; 3) в умении организовать урок, подготовить учащихся к восприятию учебного материала, мобилизовать внимание и создать благоприятный эмоциональный настрой; 4) в умении перестраиваться по ходу урока в зависимости от складывающихся обстоятельств и, главное, особенностей усвоения учащимися текущего учебного материала.

1 См.: Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. — М.. 1972. — С. 238-246.

Академические способности связаны с наличием способности к ориентации в содержании той научной области знания, к которой относится преподаваемый учебный предмет, с компетентностью в этой области, с широтой кругозора и наличием интереса к исследовательской работе.

Перирптшвные способности — это способность педагога проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность воспитателя, которая позволяет ему понимать личность учащихся и малейшие изменения их состояния по незначительным внешним проявлениям в поведении и реагировании.

Речевые способности проявляются в умении учителя четко и ясно выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь учителя должна быть обращена к учащимся, способствовать активизированию их мысли и внимания, быть живой, образной, интонационно яркой и выразительной и т.д.

Организаторские способности — это способность педагога организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, а также умение правильно организовать свою работу: планировать ее, корректировать, контролировать, а также выработать у себя «чувство времени».

Авторитарные способности — это возможность педагога оказать непосредственное эмоционально-волевое влияние на учащихся, завоевать авторитет, суметь передать воспитанникам свою убежденность в чем-либо.

Коммуникативные способности — это способности педагога в организации общения с детьми, умение найти правильный подход и установить целесообразные взаимоотношения, соблюдать педагогический такт.

Педагогическое воображение выражается в способности предвидеть последствия своих действий, в проектировании и прогнозировании развития личности учащихся, в педагогическом оптимизме воспитателя, в его вере в человека.

Исследованием вопросов педагогических способностей занимались также Ф. Н. Гоноболин, Н. Д. Левитов, И. В. Страхов. Их подход в основном учтен В. А. Крутецким в приведенной выше классификации. Можно еще отметить, что И. В. Страхов уделял особое внимание педагогическому такту и считал педагогический такт особой педагогической способностью.

Успешное выполнение педагогической деятельности, как и любого вида человеческой деятельности, может быть обеспечено не отдельной способностью, а их своеобразным сочетанием, ансамблем.

Творческий процесс, как и любая деятельность, требует определенных умений и навыков. Собственно, способности и формируются, и проявляются в процессе деятельности, для продуктивного выполнения которой необходимы соответствующие умения. Поэтому процесс развития способностей всегда связан с приобретением умений и навыков. Педагогическую деятельность чаше всего рассматривают как решение бесчисленного ряда педагогических задач (Г.А. Балл, Н.В.Кузьмина, В. А. Сластенин, Л.Ф.Спирин и др.). Следовательно, педагогические умения можно рассмотреть как умения решать разнообразные педагогические задачи.

Решая эти задачи, педагог ищет и прогнозирует будущее, прикидывает варианты, раскрывает проекцию изучаемого или предстоящей деятельности на личность воспитанника. В одних случаях поиск может быть сведен к перебору уже известных вариантов и их приспособлению к условиям ситуации. Тогда творческий элемент в поиске не столь значителен. В других случаях известные подходы не дают оптимальных решений (проблемная педагогическая ситуация). Тогда возникает потребность в подлинно творческом поиске. В обоих случаях педагог использует и развивает общепедагогические умения, выделенные Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой и рядом других исследователей. Напомним кратко их содержание.

Конструктивные и близкие к ним прогностические и проектировочные умения объединяют умения отбирать учебно-воспитательный материал и проектировать его в соответствии с конкретными целями воспитания, проектировать личность школьника, отбирать педагогические средства, обеспечивающие достижение запланированных результатов.

Коммуникативные умения служат установлению правильных взаимоотношений с воспитанниками, обеспечивают комфортность и эффективность педагогического общения, открывают возможности для взаимопонимания и сотрудничества учителя и ученика.

Гностические умения помогают использовать литературу, изучать опыт передовиков и анализировать свой собственный опыт.

Выделяют также прикладные умения, связанные с реализацией художественных, спортивных и иных способностей педагога-воспитателя, а также с требованиями профессиональной работы (педагогическая графика, пение, владение техническими средствами, хореография и др.).

Важны для педагогического анализа и коррекции также рефлексивные умения — способность видеть себя со стороны, анализировать и оценивать свою работу, выявлять и исправлять ошибки, осознавать и закреплять успехи.

Наиболее полное описание педагогических умений приведено в работе А. К. Марковой. Она выделяет десять групп педагогических умений: 1) умения, связанные с формулированием и постановкой педагогических задач, их конкретизацией и предвидением результатов их решения; 2) умение работать с содержанием материала и его интерпретировать, осуществлять межпредметные связи, учитывать возможности и возможные затруднения учащихся; 3) владение психолого-педагогическими знаниями и их практическое применение; 4) знание приемов постановки и решения коммуникативных задач; 5) владение приемами достижения продуктивности общения (средствами общения, приемами риторики и т.д.); 6) реализация и развитие педагогических способностей, создание и упрочнение позитивной Я-кон-цепции; 7) осознание перспективы своего профессионального роста; 8) умение охарактеризовать полученные учащимся знания, определять обучаемость, стимулировать стремление к самообразованию и самообучению; 9) умение оценивать воспитанность школьников; 10) умение интегрально оценивать свой труд, свой профессионализм'.

Для решения творческих задач педагогу необходимо овладеть также комплексом специфических для творческой деятельности мыслительных умений. Это умение видеть проблем;/ и соотносить с ней фактический материал (проблемное видение); умение вскрыть взаимосвязь проблем, т. е. видеть данную проблему как составную часть более общей; умение выразить проблему в конкретных познавательных задачах, выдвинуть гипотезу и осуществить мысленное упреждение (антиципацию) действий; умение пользоваться аналогией и переносом, комбинировать новые сочетания известных элементов, искать альтернативу напрашивающемуся решению и др.

Все, кто так или иначе приобщен к творчеству, знают, насколько нелегок этот труд. Он требует полной самоотдачи, настойчивости, он сопряжен с риском, далеко не сразу приводит к успеху, нередко связан с тупиками, неудачами, кризисами. Вот почему для осуществления продуктивной, творческой деятельности педагогу необходимы такие нравственно-волевые качества, такие черты характера, как принципиальность, требовательность к себе и другим, критичность и самокритичность, честность, трудолюбие, терпимость, аккуратность, настойчивость, последовательность и др. Только систематическое обогащение знаниями, развитие в поисковой деятельности творческих умений и навыков формируют способности, вырабатывают опыт, порождают качества личности, необходимые исследователю.

См.: Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993. — С. 18—71.

Вопросы и задания

1. Почему А.С.Макаренко выступал против разговоров о педагоги- ческом таланте, а предпочитал вести речь о мастерстве? Согласны ли вы с ним?

2. Что входит в понятие «педагогическая сверхзадача»? 3.

Назовите и раскройте содержание основных педагогических способностей. Найдите связь между ними. 4.

Обязательно ли педагог-исследователь должен быть творческой индивидуальностью? Не мешает ли она объективности, поиску истины?

Читайте также: