Какие стереотипы существуют у вас родителей относительно профессии учителя

Опубликовано: 06.05.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как больно порой за учителей, как стыдно читать порой новости, как неприятно, что авторитет учителя падает в глазах детей! Во все времена учитель был учителю рознь. Столько мифов и стереотипов про нас, учителей, что порой и не знаешь, куда бежать. А точнее, конечно, в школу, чтобы работать и добиваться высоких результатов. Давайте развенчаем некоторые мифы про школу сегодня.

Нет своей жизни вне школы

  • А вот и неправда! После рабочего дня учитель отправляется домой к своей семье, в детский сад за своими детьми, в гости к друзьям, в магазин за продуктами, в спортзал, в кино, кафе, гулять в парк. Школа - это, конечно, второй дом, но это работа как ни крути.

Ума нет - иди в пед

  • Ничего обиднее для учителя нет, чем услышать «это». Окончить, к примеру, факультет иностранных языков - дело масштабное, требующее мозгов не меньше, чем окончить факультет технического вуза. Не все могут быть учителями, и это нужно понимать. Не зря говорят, что профессия учителя - профессия от Бога. Помните, что ваших родителей, вас самих, ваших детей учат те самые люди, чья профессия - учитель.

Нет права на ошибку

  • Право на ошибку есть у каждого человека. Да, несомненно, профессия учителя накладывает определённые отпечатки, и все мы знаем, как ошибки учителя могут отразиться на жизни каждого ребёнка. Но невозможно пройти профессиональный путь, не набив себе шишек. Ошибки случаются, именно они помогают вырасти и набраться опыта. Ошибки ошибкам рознь, но это уже другая история.

Ужасный стиль в одежде

Часто можно услышать «Идёт учительница 100%». Если разобраться, то у учителей выбор в одежде большой, но все должно быть в классическом стиле. Это костюмы, платья, юбки, рубашки, блузы, брюки. Да, нет джинсов, шортиков и футболок, свитшотов и кроссовок. В подавляющем большинстве современные учителя с лёгкостью сочетают модные тенденции и классический стиль, поэтому выглядят современно и стильно. Не все, но ведь и в том же паспортном столе можно обнаружить полное безвкусие. Дело не в профессии.

Три пишут, два в уме

Ох уж эти отметки. Двоечников давно не оставляют на второй год, а если и оставляют, то это очень вопиющий случай или показательная мера. Приходится ставить три, и не знать, как быть с теми, у кого тоже три, но ученик занимался. Чаша весов неравная, дилемма трудная, проблема вечная. Как учитель, считаю это «слабым звеном» в системе образования на сегодняшний день.

Учитель всегда прав

  • На самом деле, что сейчас только не творится в масс-медиа, чтобы «подорвать» авторитет учителя. Это грустно. В любом учреждении может случиться конфликт. Школа - то же учреждение. Только конфликт решается между родителями, учеником, учителем и завучем или директором. Все просто. А если не просто, есть высшие инстанции.

Отдых в каникулы и карантин

  • «А что делать в школе, если нет уроков?» - думают многие. Действительно, что же там делать? Готовится к тем самым урокам, заполнять журналы, сдавать отчеты, писать программы, ремонтировать кабинет, повышать свою квалификацию, посещать педсоветы и многое другое, поверьте учителю на слово.

Профессия учителя - женская профессия

Как было бы скучно в школе без мужчин и детям, и педагогическому коллективу. Из мужчин выходят прекрасные учителя, лекторы, практики. В нашей школе достаточно учителей мужчин, один из которых даже стал учителем города в городе и вошёл в пятерку лучших на областном конкурсе. «Трудовики» всегда помогут отремонтировать стулья, «информатики» избавят от вирусов на компьютере, а «физруки» часто рассказывают смешные анекдоты. Школа вовсе не предназначена только для женщин.

Стереотипы были есть и будут всегда. Каждый из нас учился в школе, и то, какое мнение о ней сложилось, калёным железом не выжечь. Но мне очень хочется верить, что каждый из вас помнит не только негативные эмоции, да и без них никуда, ведь школа - это маленькая жизнь, но и массу приятных и добрых воспоминаний.

преподаватель
Сегодня общественный статус и общественное мнение об учителях, как это показывают опросы, не высокий, и перед учителями стоит задача - изменить отношение к себе к лучшему. За вас, учителя, этого никто больше не сделает. Итак, путь осилит идущий .

Стереотип первый: учитель - профессия бездоходная и непрестижная

Главным элементом типового образа учителя в современном сознании общества является неприбыльность, а следовательно и непрестижность этой профессии. Этот стереотип, к сожалению, самый болезненный из всех, и сломать его очень трудно. Это обусловлено реальностью, ведь всем известно, что заработная плата, которую сегодня получают российские учителя, - одна из самых низких в мире. Например, в Турции зарплата учителей составляет $ 10 000 в год, а в Англии и Америке - $ 38 000 в год. Ближайший к нам по окладу учителей - тот самый Гондурас - $ 2500 в год.

Согласно социологическим опросам, большинству учителей денег хватает на еду и товары первой необходимости. И только каждый третий заявил, что зарплата позволяет приобрести товары длительного пользования. А учитывая, что в современном мире престиж профессии напрямую зависит от размера заработка, учительское образование считается чем-то второсортным.

Интересно, что престиж профессии низок не только в общественном восприятии, но и в восприятии самих учителей - об этом свидетельствуют все те же опросы. На вопрос «почему вы выбрали эту профессию?» Большинство отвечает, что у них не было выбора. Как правило, отношение к профессии в столь низко мотивированных педагогов не меняется к лучшему. А это может привести к общему снижению кадрового потенциала учителей.

Поэтому этот стереотип необходимо менять, ведь в действительности школа - это первая ступенька на пути жизненного успеха, которая дает базу для получения высшего образования. И профессия учителя - одна из самых востребованных в мире. Сегодня есть много успешных примеров, когда учитель неплохо зарабатывает и имеет высокий социальный статус. Хорошие зарплаты, например, у учителей частных школ. Если же вы преподаете в государственном учреждении, используйте индивидуальные занятия с учениками - эта практика распространена во всем мире, и в ней нет ничего плохого. Знайте себе цену и требуйте от окружающих соответствующего отношения.

Стереотип второй: учительница? Но она в три часа уже дома

Это тоже очень распространенное мнение, на самом деле не соответствует действительности. Ведь кроме времени, потраченного на урок, у учителей есть много других обязанностей. По результатам опросов, еженедельная занятость учителя среднестатистического учителя — до 30 часов в неделю. Но ведь еще существует проверка тетрадей, которая занимает до 10 часов в неделю, подготовка к урокам (до 12 часов), собрание родителей, заседание педагогических советов (до 8 часов). Кроме этого - разнообразная бумажная работа, как заполнение журналов, оформление отчетов, тоже занимает пропасть времени (по разным оценкам, до 8 часов в неделю). Поэтому не трудно подсчитать, что учителя работают не меньше, а то и больше представителей других профессий. В связи с этим в некоторых учителей даже сложилось мнение, что школа - это, во-первых, «контора», и основное занятие учителя в конторе, конечно, - писать и заполнять различные бланки. На самом деле задача учителя в школе совсем другая, и такая бумажная работа превращает некоторых учителей на служащих, которые не ищут творческих подходов к обучению, а примитивно «отчитывают материал».

Поэтому следует искать пути избавления учителей от ненужной писанины. Возможно, какую-то часть работы следует отменить вовсе, а какую-то передать отдельному человеку, который будет заниматься исключительно канцелярской работой.

Стереотип третий: учитель - это консерватор

Такое распространенное мнение сложилось благодаря тому, что большинство учителей - это люди среднего возраста. Статистические подсчеты показали, что большинство учителей, а именно 31% - это люди от 31 до 40 лет. Молодые люди до 26 лет составляют 5,7% опрошенных, в 27-30 лет - 7,1%. Считается, что в среднем возрасте человек мало интересуется новостями, склонен к использованию наработанного опыта, не прислушивается к другим. Но этот стереотип тоже надо ломать, ведь он отвечает действительности только наполовину.

По опросам, более половины учителей еженедельно 1-8 часов занимаются повышением своей квалификации, изучением профессиональной литературы, новых методик. Не находят времени на это только не более 5% учителей. Все учителя минимум раз в пять лет проходят курсы повышения квалификации - это обязательно.

Что же касается владения компьютером и интернетом, то это умеют делать больше половины учителей и большинство директоров. Почти каждый третий учитель и каждый второй директор умеет пользоваться интернетом. Но эта цифра не приближается к 100% из-за того, что возможности доступа к компьютерам ограничены - они зависят от размеров школы и района расположения школы. Только каждый четвертый учитель в деревне имеет доступ к глобальной сети, тогда как в центрах такая возможность есть у половины опрошенных. Таким образом, учителя желают «общаться» с компьютером, но обычно такой возможности у них просто нет.

Здесь следует отметить, что Интернет - необходимая реальность настоящего, бездонный колодец разнообразной информации, и без него движение вперед будет неполноценным. Поэтому, если вы еще не освоили искусство поиска полезной информации в глобальной сети, самое время заняться повышением своей квалификации в этом направлении.

Стереотип четвертый: учителей засыпают подарками

Многие считают, что традиция подарков и взяток глубоко укоренилась в высших учебных заведениях и школах нашей страны. Но нужно отличать подарки от взяток, ведь в том, что школьники все вместе подарили своему учителю на Новый год, 8 Марта или День учителя подарок, нет ничего противоправного. Это знак уважения и внимания, который в отношениях «учитель-ученик» вполне допустимый. Опросы учителей показали, что им приятно получать небольшие подарки от детей, но это никак не влияет на их отношение к ученикам.

Стереотип пятый: со временем учитель-женщина совсем теряет женственность

Профессия учителя считается женской в отличие от многих других. И это логично, ведь женщина традиционно воспринимается как более мягкая, добрая, внимательная, чем мужчина. Феминизация учительских кадров не усиливается, но количество женщин в школе и без того превышает количество мужчин: 80% процентов учителей - женщины. Среди директоров их чуть меньше - 76%.

Многие считают, что женщина в школе перестает быть женщиной в прямом смысле этого слова, т.е. быть привлекательной, нравиться противоположному полу. Но школа и женская красота кажутся совершенно противоположными вещами. Наоборот, женская привлекательность может вам пригодится как в отношениях с коллегами, так и в отношениях с учениками, ведь «законы женской привлекательности» действуют и здесь. Расположить к себе будет полезно и в отношениях с родителями учеников, она поможет установить взаимопонимание. Женщина, которая больше похожа на «рабочий станок», имеет гораздо меньше шансов получить от своих коллег ответ «да» и заставить людей идти ей навстречу в решении возникающих вопросов. Не вызывает она и чувство уважения к себе. Поэтому, если женщина и в обстоятельствах школьного цейтнота остается женщиной, от этого она только выиграет.

Поэтому, хорошие наши, будьте Женщинами с большой буквы и в первую очередь ломайте негативные стереотипы, создавайте себе новый образ успешных женщин и делайте вашу профессию не только престижной, но и красивой. Пусть мужчины завидуют …

Снова в школу, поздравляем! Ха-ха-ха! Ну ладно, не расстраивайся! Мы пошутили. Но, согласись, в школе есть и приятное. Например, посплетничать за спиной училки по химии о ее романе с физруком. Или что-нибудь в этом духе.

Вообще, учителя всегда кажутся нам какими-то допотопными динозаврами, которые ничего не понимают, ни во что не врубаются и вообще. даже говорить с ними о чем-то серьезном не стоит. Но, как ни странно, иногда мы заблуждаемся на их счет. И очень серьезно. Вот тебе 9 самых распространенных заблуждений об учителях.

У них нет своей жизни вне школы

А вот и нет! В конце рабочего дня они отправляются домой к своим семьям или на встречу с друзьями. И у них, да-да, так же как и у тебя, есть свои увлечения, которые совершенно не связаны со школой. Нам известен один учитель, который по выходным играл в панк-группе.

Они неудачники

Существует такой стереотип про учителей, что они совершенно не крутые и вообще неудачники. Иногда это соответствует реальности, а иногда вовсе нет. Мы имеем в виду, что они люди. И среди них есть суперклассные экземпляры. И вообще, чтобы кого-нибудь научить хоть чему-нибудь, нужно быть ого-го!

Их предназначение сделать твою жизнь невыносимой

Конечно, есть такие учителя, которые специально делают жизнь учеников ужасной. Иногда они докапываются именно до тебя. И если тебе попался такой учитель, попробуй поговорить с ним один на один. Посмотрим, что из этого выйдет.

У них нет права на ошибку

Учителя могут совершать ошибки и заблуждаться! И они будут рады, если ты их поправишь. Только сделай это деликатно. Не надо кричать: «Вы не правы!» своему преподавателю на уроке. Если ты заметила, что учитель допустил ошибку, то спокойно подними руку и скажи, что ты считаешь, что тут ошибка. Любой адекватный и квалифицированный учитель будет тебе благодарен.

Все училки ужасно одеваются

Нет, это не так. В массовой культуре распространены два расхожих стереотипа: суперсексуальная училка и училка с пучком и в костюме 70-х годов прошлого века. В реальности полно учителей с отличным вкусом и модным гардеробом. Просто они не всегда надевают все лучшее сразу, тем более в школу. Ведь там они только для того, чтобы учить.

Они живут в школе

Если ты, конечно, не учишься в Хогвартсе, твои учителя каждый день спешат домой. Нет, они не спят под партами.

Они все любят яблоки

Не знаем, откуда это пошло, но это полная глупость.

Они не имеют права быть эмоциональными

Учителя ведь тоже люди. И, поверь нам, когда ты плохо с ними обращаешься, это ранит их, так же как и всех остальных. Это только тебе кажется, что они абсолютно неуязвимы, если стоят каждый день перед всем классом. Не веди себя как стерва.

Они не умеют ничего сами, поэтому учат других

Вот это полная ерунда. И очень обидная ерунда. Многие становятся учителями, потому что они, правда любят учить и хотят донести свои знания до других. Да, может они не смогли стать великими биологами и математиками. Никогда ведь не знаешь, как сложится твоя судьба, и добьешься ли ты успеха. Но это не значит, что твои учителя обязательно неудачники, которые не смогли заняться чем-нибудь получше. Возможно, это их призвание – учить тебя.

Интерактивная версия журнала Elle Girl

Журнал Elle Girl

Твой любимый журнал в удобном формате

Журнал для девочек ElleGirl.ru – твой проводник в мир моды, красоты и драйва. Если тебя интересует актуальный гардероб, модный макияж, новости кино, шоу-бизнеса, жизнь звезд, личные отношения и их перспективы – твой виртуальный журнал для девочек всегда под рукой. Один клик и ты узнаешь, как будут развиваться отношения героев сериала, как выглядят в реальной жизни любимые актеры, где их можно увидеть в ближайшее время, какие молодежные мероприятия ждут тебя, как к ним подготовиться и многое другое. Чтобы быть в курсе модных событий достаточно читать самый модный журнал для девочек - ElleGirl.ru.

© 2021 ELLEGirl, Hearst Shkulev Publishing / OOO «Хёрст Шкулёв Паблишинг». Все права защищены.

Профессиональный стереотип — это обобщенное убеждение человека относительно членов какой-либо профессиональной группы. Так, многие считают бухгалтеров скучными, неэмоциональными и, возможно, даже ограниченными людьми, политиков — говорливыми, хитроумными и, часто, нечестными, бизнесменов — активными, деловыми, беспринципными и жадными. Басов М.Я. писал: «Когда мы говорим о педагоге, враче, инженере, художнике, актере и т.п., нам представляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждый имеет свое лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаем их в жизни при первой встрече с ними. Каждая профессия имеет свой штамп». Хотя при этом внутри каждой профессии есть самые совершенно разные люди, они объединяются, сливаются в образ типичного профессионала.

Действительно, чем проще, однороднее деятельность, выполняемая человеком, чем меньше поле проявления его активности, тем больше сфера образования стереотипов. Иллюстрируя этот факт, Адам Смит писал: «Человек, жизнь которого проходит в выполнении немногих простых операций, не имеет случая и необходимости изощрять свои умственные способности или упражнять свою сообразительность. становится таким тупым и невежественным, каким только может стать человеческое существо».

Есть и другая тенденция образования внутри профессиональных стереотипов. В каждой профессии имеются свои стереотипы солдата, ученика, преступника, больного. Исследования психологов показали, в результате длительного нахождения в профессии восприятие учителя изменяется: в его сознании формируется стереотипный образ идеального ученика. Как правило, это такой ученик, который поддерживает учителя в его роли успешного педагога и делает его работу приятной: исполнительный, готовый к сотрудничеству, стремящийся к знаниям, дисциплинированный.

Важно, что ожидания, формирующиеся у учителей по отношению к ребенку, и в самом деле начинают определять его реальные достижения. Под влиянием таких ожиданий формируется самовосприятие ребенка. Например, в исследованиях было также показано, что дети, носящие имя, которое нравится учителю, обладают более позитивным внутренним отношением к себе по сравнению с детьми, носящими имена, не принимаемые педагогом. Имя может влиять и на ожидания учителя, связанные с успехами в учебе данного ребенка.

Анализируя процесс построения учителем представления об ученике, следует зафиксировать и роль педагогического опыта в формировании специфично-педагогических социальных стереотипов: «отличник», «твердый троечник», «двоечник», «активист» и т.д. Наиболее распространенным педагогическим стереотипом можно считать стереотип о взаимосвязи учебной успешности ученика с его личностными качествами: хорошо успевает — обладает позитивными личностными характеристиками; не успевает — отрицательными. По разным данным от 70 до 85% учителей воспринимают детей как носителей определенных оценок.

То же самое относится и к другим профессиональным группам и к оценке представителей одной группы другой. Когда мы оцениваем людей, принадлежащих к определенным группам: врачей, юристов, режиссеров-постановщиков, профессоров психологии, мы склонны преувеличивать сходство внутри групп и различия между группами. Само деление на группы может вызывать эффект внутригрупповой гомогенности — чувство, что они «все на одно лицо» и отличаются от «нас» и «нашей группы».

Восприятие человеком «реальности» своей социальной группы приводит, по мнению О.А. Гулевич, к возникновению следующих стереотипов:

- усиление идентификации с этой группой, особенно у тех людей, которые еще не определились в своем отношении к ней. Это означает, что восприятие «реальности группы» увеличивает оценку человеком той роли, которую она играет в его жизни;

- позитивная оценка своей группы;

-приписывание характеристик одного члена своей группы другим ее членам, игнорирование их уникальных особенностей;

-оценка всех членов своей группы как ответственных за поступки, в том числе ошибки, одного из них;

-объяснение поведения членов своей группы посредством их личностных особенностей, а не влияния обстоятельств.

Поскольку нам обычно нравятся люди, которых мы считаем на нас похожими, и не нравятся те, кого мы воспринимаем как непохожих, то естественным результатом будет внутригрупповой фаворитизм.

Фаворитизм внутри групповой — стремление благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. При этом мы считаем нашу группу гораздо лучше всех остальных.

Подобные изменения личности хорошо демонстрировал в свое время известный мим Марсель Марсо. Человек на сцене примеривает маску, радуется. Снимает и прилагает ее к лицу вновь и вновь. И вдруг. Мим пытается оторвать маску от лица, а она не снимается, она срослась с лицом. Смысл этой сцены очевиден: выполняя какую-то деятельность, человек берет на себя определенные обязательства, которые ограничивают проявление его индивидуальности. Мы начинаем смотреть на окружающий мир через «очки-профессию», «очки-возраст», «очки-хобби», «очки-местожительство» и проч. Длительное занятие одной и той же деятельностью, нахождение в одной и той же ситуации делает эту маску-очки практически неотторжимой, не снимаемой ни в каких ситуациях.

Плохое или хорошее настроение может усиливать стереотипы, относительно «других». При плохом самочувствии мы воспринимаем людей и события в более негативном свете. Но даже позитивные эмоции могут вмешиваться в процесс мышления, приводя к тому, что мы воспринимаем людей из других групп более похожими друг на друга, чем это есть на самом деле. Похоже, что счастливые люди, ощущая себя удовлетворенными, прилагают меньше усилий в борьбе с различиями. Более того, как полагают Гелен Боденхаузен с коллегами, ощущение, что все на самом деле хорошо, может наполнять чувством некоторого превосходства.

Таким образом, профессиональный стереотип — это обобщенное убеждение человека относительно членов какой-либо профессиональной группы, а сущность его раскрывается в убеждениях человека относительно членов какой-либо профессиональной группы.

Учителей всё чаще рассматривают под микроскопом – любое их неоднозначное действие или высказывание может быть мгновенно вынесено на обсуждение и порицание общественности. Между тем, существующие клише о профессии прилично устарели, и педагог давно перестал быть человеком «идеальным». Корреспондент «Диалога» пообщался с петербургскими учителями в их профессиональный праздник и выяснил, каково это – работать в современной школе, и какие стереотипы приходится ломать день ото дня.

«Для детей учитель существует только в рамках четырёх стен класса»

Алина Митюхина, 24 года

Стаж: 3 года, ведёт английский язык
Школа: ГБОУ СОШ № 230
Классы: с 1 по 6

222

фото из личного архива А. Митюхиной

Ты молодой преподаватель. Не устаёшь, что львиная доля твоего окружения постоянно обращается к тебе по имени и отчеству? Как на это реагируешь?

Поначалу было непривычно, и я чувствовала себя старше, чем есть на самом деле – но проходит время, привыкаешь. И я знаю, что малыши и их родители иногда забывают преподавателей, поэтому прошу записывать мои имя и отчество в тетрадку. И, господи, как дети пишут отчество! «Владимирнава», «Владирна», «Владимирна» – это смешно. Правда, потом иногда они так и начинают называть. Есть ребёнок, который до сих пор говорит мне: «Алина Владимирнава, можете, пожалуйста, помочь».

Как ты относишься к фразам вроде «Вам оценку на двоих поставить?», «А голову ты дома не забыл?», «Звонок для учителя»?

Есть множество стереотипов и мифов про учителей. С какими довелось столкнуться?

Первым почему-то вспомнился стереотип о красной ручке. О том, что преподаватель всегда должен писать красными чернилами, выделять всё, ставить двойки и вообще не жалеть ученика. На мой взгляд, это неправильно. Во-первых, я перестала писать красной ручкой и выбираю красивый розовый или зелёный цвета. А во-вторых, я не буду ставить двойку, если знаю, что ученик может лучше. На мой взгляд, стоит давать детям шанс и показывать, что они могут больше.

Есть ещё стереотип о маленьких зарплатах, но тут у каждого своя история. Я бы не сказала, что у меня она такая уж маленькая… А ещё дети реально считают, что у учителей нет личной жизни. Для них мы существуем только в рамках четырёх стен класса. Когда я говорю детям, что путешествую или уехала в Москву, они искренне удивляются. Если ребята спрашивают, есть ли у меня молодой человек, и я отвечаю «Да», они говорят: «Что. » Однажды я приехала в школу на такси, и ученики спросили: «Что? Вы ездите на такси?» Они думают, что у нас есть только работа. Но и с детьми тоже нужно обсуждать их личную историю. Поэтому на своих уроках я стараюсь выходить из учебника, узнавать, как у них дела, чтобы их это задело, и они больше раскрывались.

Бывало ли такое, что ученики заставали тебя вне школы за занятием, которое выбивается из привычного-правильного образа учителя?

Как-то я была в «Макдональдсе» и ела чизбургер. И там меня увидела ученица, класс шестой. Мы поздоровались, немного поговорили. Да, она посмотрела на то, что я ем, как это делаю. Я видела, что она наблюдает, и у неё есть интерес. Потом в школе на перемене она рассказала об этом одноклассникам. И мы перешли к тому, что на уроке первые семь минут на английском обсуждали, какую еду они любят: едят ли бургеры, как часто ходят в «Макдональдс», что им там нравится. Но всё-таки было забавно и непривычно встретить ребёнка в такой обстановке.

Что больше всего раздражает в работе?

Наверное, нельзя такое говорить, но общение с некоторыми родителями. Мне нравятся те, что видят своего ребёнка таким, какой он есть и признают его слабые стороны. А есть такие, которые думают, что их – самый лучший. Это амбициозные и эмоциональные родители, которые ждут особенного отношения и обычно говорят: «Почему вы не научили?!» Они не думают, что невозможно вдолбить знания каждому ученику одинаково. Кто-то запоминает сразу, а кому-то из детей нужно время и многократное повторение. Хоть я и понимаю позицию этих родителей, мне тяжело.

Каково это – быть учителем?

Это определённый вызов. Мне кажется, что для каждого учителя. Но это вызов, в котором есть добро, сила детей и твоя внутренняя уверенность, что ты даёшь другим людям знания. У меня есть фраза, которую я всегда говорю себе, когда начинаю сомневаться, на своём ли я месте. Это цитата из книги Сухомлинского: «Сердце отдаю детям». Я захожу в класс, и я сердце должна отдать этим детям, и научить их тому, что знаю сама. Я должна сделать так, чтобы они полюбили этот предмет и вышли через 45 минут с урока с нужными им знаниями.

«Миссия учителя – подобие ада и рая из «Божественной комедии» Данте»

Лариса Розмыслова, 45 лет

Стаж: 26 лет, преподает русский язык и литературу
Школа: ГБОУ СОШ № 175
Классы: 8,10 и 11

Не устаёте от того, что львиная доля вашего окружения постоянно обращается к вам по имени и отчеству?

Когда я училась в педагогическом классе, мы ездили на практику вожатыми. Чтобы заранее приучить нас к тому, что в будущем мы будем работать в школе, дети называли нас по имени и отчеству. Им было лет по 8, а нам около 15 – разница была достаточная. Поэтому нас не воспринимали как 15-летних девочек, а, наоборот, относились как к полноценным вожатым. Это никогда не резало слух. У нас всё-таки определенный менталитет, классическая петербургская культура. Если раньше обращались на «Вы» к родителям, то, конечно, обращались на «Вы» и к учителям.

Как вы относитесь к фразам вроде «Вам оценку на двоих поставить?», «А голову ты дома не забыл?», «Звонок для учителя»?

Я их не употребляю, почему-то не привязываюсь к фразам. По крайней мере, не замечала этого. Тем более, что они остались в прошлом веке, сейчас этого уже нет.

С какими стереотипами об учителях вы сталкивались, и разделяете ли их?

Идеальный почерк учителя русского языка и литературы – миф. У меня была коллега, которую не только дети не могли понять – никто вообще не мог разобрать, что она в журнале написала. С этим было бесполезно бороться, и таких учителей я знаю много.

У меня же всегда была проблема с внешним видом. Я, конечно, мини-юбки не носила и не наряжалась вызывающе, но каждый раз, когда попадала на работу в какую-то школу, там считали, что я одеваюсь экстравагантно. И я не могла понять – ведь мне казалось, что у меня вполне нормальный внешний вид, который не выходит за рамки дресс-кода. Но когда-то я была хиппи, и с фенечками не расстаюсь до сих пор. Может быть, это вызывает некое удивление или скепсис. Но я, честно говоря, не вижу ничего предосудительного в том, что у меня на руках есть вязанные из ниточек или бисера браслеты.

Бывало ли такое, что ученики заставали вас вне школы за занятием, которое выбивается из привычного-правильного образа учителя?

Может быть, они могли видеть меня в кафе, но в этом я не вижу ничего такого. В советских школах создавался образ учителя, когда он был чем-то вроде небожителя, который даже поесть или в туалет не ходит. Сейчас такого нет – все понимают, что все мы люди.

А ещё я, наверное, одинаковая. И в школе не упаковываю себя в синий чулок, и за её пределами я такой же нормальный человек. Понятное дело, что выкладывать какие-то снимки в стиле «ню» или фотографии с сигаретами и алкоголем я не буду.

Что больше всего раздражает в вашей работе?

Бумаги. Из-за этого я перестала быть классным руководителем. Поняла, что воспитательная деятельность сводится к нулю, это вообще никому не нужно. Есть бумажки, и главное – их правильно заполнить, а я не люблю бумажки. Если качество классного руководителя прежде всего проверяется отчётами, документами и инструктажами, то я не могу быть им, это не моё.

Раздражает современная система образования. Когда я уходила из одной школы, её директор сказал мне: «Дети – это не дети, это продукт, а школа –квадратные метры». А учителя – это быдло, и на них нужен цербер. А он сам менеджер огромного производства. Так мне объяснили, что не нужны никакие порывы обучать детей.

Каково это – быть учителем?

«Стоит дать повод, и тебе перемоют все кости»

Виталий Лухмаев, 25 лет

Стаж: 3 года, ведёт обществознание и историю
Школа: ГБОУ СОШ № 35
Классы: с 5 по 11

Не устаёшь от того, что львиная доля твоего окружения постоянно обращается к тебе по имени и отчеству?

Я занимаю позицию учителя, которому не нужны регалии и почести. Не стоит говорить мне «Виталий Игоревич» каждый раз, когда меня видите. Не нужно вставать, когда приветствуете меня на уроке. Я не пытаюсь и не хочу быть выше кого-то. Да, обращение по имени-отчеству вносит свой барьер, благодаря которому ученик понимает, что нужно уважительно обращаться к учителю. Но мои действия и стиль общения должны показывать детям, что я не учитель-ментор, а учитель-друг.

Как ты относишься к фразам вроде «Вам оценку на двоих поставить?», «А голову ты дома не забыл?», «Звонок для учителя»?

Сплошная ирония. Есть фразы, которые всегда меня дико бесили. Например, «Ха-ха три раза» и «А ларчик просто открывался». И вот теперь я говорю их своим ученикам. Всё самое лучшее уже придумано, и без этих фраз никуда. К ним относятся как к мемам, да и я использую их в несерьёзном контексте. А ещё порой лучше сказать «Ха-ха три раза», чем «Ты не смешной», потому что это более мягкая и лёгкая форма, которая никого не обидит.

С какими стереотипами об учителях тебе довелось столкнуться лично?

Сейчас пошло стереотипное восприятие учителя как человека, который оказывает услугу, в данном случае – образовательную. Мне не нравится такое отношение, ведь мы не консультанты или бармены. Учитель работает не в сфере услуг, а с детьми. Мы влияем на жизнь, социализируем, по большому счёту – создаём человека.

Ещё в последнее время часто можно услышать истории про учителей, которые засветились в купальнике. С одной стороны, конечно, фото в купальнике – это нормально. С другой, учитель, который воспитывает личность, не должен выставлять подобное напоказ, потому что это влияет на детей. Ладно, девочки могут просто посмотреть. А мальчики? Я наблюдаю за поведением парней в школе и их отношением к молодым учительницам – и если в Петербурге ещё есть какое-то уважение, то на окраине или в области обычный восьмиклассник вполне может позволить себе флирт.

У каждой профессии есть этические нормы, которым нужно следовать, и у учителей они ещё строже, потому что нам приходится работать с детьми и их родителями. Да, дома я могу материться и употреблять алкоголь, но в общении с учениками – в социальных сетях, например – я буду вести себя подобающе. За пределами школы я всё так же учитель, который должен поддерживать этот статус. Стоит дать повод, и тебе перемоют все кости.

Бывало ли такое, что ученики заставали тебя вне школы за занятием, которое выбивается из стереотипного образа учителя?

Такое было, и кто-то может потом мне об этом сказать. И что теперь? Я был не в школе, было внеурочное время. Я не извиняюсь и не испытываю никакого дискомфорта, потому что это моя личная жизнь.

Когда я только начал работать, кто-то нашёл мою фотографию трёхлетней давности, где я сидел в окружении бутылок пива. Мне сказали, что её нужно удалить, и я удалил. Да, потом я получал напоминания от учеников, что у них-то всё сохранено, но это никак не влияло на образовательный процесс. Для детей, конечно,был повод посмеяться и поприкалываться, но и здесь мне всё равно. В школе ты можешь услышать и оскорбления от обиженных учеников, и шутки особо смышлёных, но обращать на это внимание и обижаться не стоит.

Что больше всего раздражает в твоей работе?

Бюрократия и бумажная волокита. Дети замечательные, а всё остальное, что касается организации учебного процесса – полная фигня.

Каково это – быть учителем?

Я нормально чувствую себя в профессии, всё замечательно. Она прикольная, и мне нравится. Да, есть свои сложности и вызовы, но на них всегда можно ответить.

«На учителей накладывается слишком много рамок»

Мария Свиридок, 24 года

Стаж: в школе – 1 месяц, ведёт английский язык
Школа: ГБОУ СОШ № 119
Классы: 2 и 10

333
333-2

Не устаёшь от того, что львиная доля твоего окружения постоянно обращается к тебе по имени и отчеству? Как на это реагируешь?

Я всегда чувствовала в себе эту силу и была к этому готова. Просто я работала в лагерях, где к вожатому обращаются по имени-отчеству. И в 19 лет, когда я только вышла со школы, у меня был диссонанс. Сейчас такого уже нет, я нормально на это реагирую.

Как ты относишься к фразам вроде «Вам оценку на двоих поставить?», «А голову ты дома не забыл?», «Звонок для учителя»?

Честно? Я стала использовать их с третьего дня! Например, что «сегодня двойку ставлю карандашом, завтра она будет ручкой» или «твоя пятёрка сейчас в двойку превратится». Да, я говорю эти вещи и не чувствую дискомфорта, потому что они реально подходят. Мне кажется, что скоро я ещё что-нибудь новенькое начну говорить. Чаще всего, конечно, употребляю эти фразы, когда работаю с мелкими. Со старшеклассниками уже нет, с ними я общаюсь как со взрослыми людьми без назидания.

Существует множество стереотипов об учителях. С какими из них тебе довелось столкнуться?

Начиная с самого простого – внешний вид учителя. Я была нестандартным ребёнком, очень любила эксперименты с внешностью. Когда я работала в лагере, у меня были красные афрокосы, странный комбинезон. Я люблю ходить так. Дурацкий образ закрытого официального стиля кажется мне излишним. Я приходила и в платье с крыльями, нарисованными во всю спину, и с серёжкой в носу. В моей школе мне никто ни разу ничего не сказал, и меня это радует.

Как-то раз десятиклассники узнали, какую музыку я слушаю. И сказали что-то вроде: «Вы не можете слушать такую музыку. Вы же рушите все стереотипы об учителях». Это было, конечно, по стёбу, без возмущения. Но они были удивлены тем, что я с ними на одной волне, и мне тоже нравится то, что сейчас популярно.

Считается, что учитель – ханжа, суперправильный человек. Да, я в ответе за психику детей и никогда не буду допускать того, что может свести их с правильного пути. Но в то же время я не буду скрывать от них, что у меня есть молодой человек, что езжу в отпуск, хожу на концерты. Должна быть золотая середина, а не так, что учителя всегда и во всем виноваты, и приходится увольнять их за фото в купальнике со спортивных соревнований. Слишком много рамок накладывается на учителей. Но мы не должны скрываться от детей, нам нужно быть открытыми, рассказать о том, что происходило в нашей жизни, ведь это очень сближает.

Бывало ли такое, что ученики заставали тебя вне школы за занятием, которое выбивается из стереотипного образа учителя?

Пока такого не было. Но они узнали, что у меня есть татуировки, и мы это обсуждали. В моём классе учатся девочки с проколотыми бровями, парни с татуировками на фалангах. Получилось так, что нас это сблизило больше, чем отдалило друг от друга. Они увидели во мне человека, который делает так же, как они. Хотя могло быть и по-другому.

Что больше всего раздражает в твоей работе?

Раздражают бумажки. Хочется провести крутой урок, подготовить распечатки, задания, отсмотреть видосы, чтобы выбрать самый интересный и показать детям. Вместо этого ты думаешь о том, что у тебя завтра семинар, послезавтра – открытый урок в другой школе, потому что нужно категорию получать, через месяц – повышение квалификации, потом о навыках работы с компьютером надо получить сертификат, затем подготовить проект в качестве внеурочной деятельности, который никому не нужен. Какая-то постоянная необходимость доказывать, что ты не верблюд, а классный педагог. И не за счёт того, как дети на тебя реагируют, а за счёт того, какое планирование ты написал, сколько целей поставил.

Каково это – быть учителем?

Классно. Это большая ответственность – но в то же самое время это хороший инструмент для саморазвития. Я понимаю, что любовь к предмету и детям делают из меня крутого специалиста, знающего своё дело, практикующего язык, развивающегося больше и больше каждый день. Это очень затягивает.

«Мы перфекционисты, стараемся делать всё по максимуму»

Альфия Хусаенова, 47 лет

Стаж: 26 лет,ведёт русский язык и литературу
Школа: ГБОУ СОШ № 367
Классы: 6-7, 10-11

Не устаёте от того, что львиная доля вашего окружения постоянно обращается к вам по имени и отчеству? Как вы на это реагируете?

Даже не задумывалась об этом. Наверное, это было и остаётся привычным. И коллеги уважительно обращаются по имени-отчеству, и дети. Ну а близкие, друзья, подруги, конечно, называют по имени.

Как вы относитесь к фразам вроде «Вам оценку на двоих поставить?», «А голову ты дома не забыл?», «Звонок для учителя»?

Такие выражения существуют – и, возможно, какие-то из них я даже употребляю. Но это всё ситуативно, и у каждого они свои. Когда нужно следить за классом, объяснять материал, добиваться понимания каждого, эти фразы входят в ткань урока, и ты уже не обращаешь на них внимания.

Есть много различных стереотипов об учителях. С какими из них вам довелось столкнуться лично?

Работает в жизни стереотип о том, что учителя привыкли и всегда пытаются учить, поучать и требуют выполнения. Мне муж иногда говорит: «Ты дома, а не в школе». Мы перфекционисты, стараемся делать всё по максимуму, где-то отодвигаем свои интересы в сторону.

В то же время, многие считают, что все учителя работают мало, ведут по 5-6 уроков и рано возвращаются домой, а ещё отдыхают на каждых школьных каникулах. Но на самом деле, отпуск у нас только летом, 56 дней. В остальное время есть масса других забот: и заполнение документации, и методическая работа, и так далее. С этим я сталкиваюсь постоянно, и мне всегда приходится своим друзьям, родственникам, соседям это объяснять.

Бывало ли такое, что ученики заставали вас вне школы за занятием, которое выбивается из стереотипного образа учителя?

Поскольку я живу рядом, многих своих учеников и их родителей я встречаю часто. Даже проучила практически всех детей своих соседей и бывших одноклассников. И хоть круг знакомых получается большой, но случайно встретиться мы можем разве что в магазине. У моих коллег бывало такое, что они могли уехать за город на много километров – и натыкались там на своих же учеников. Но я не припомню, чтобы что-то подобное случилось со мной.

Что больше всего раздражает в работе?

Огромный оборот документов. Масса мероприятий, отчётов, бумаг, которые, может, и не нужны совсем. Это мешает как воспитательному, так и учебному процессу. Порой раздражает стиль современного руководства. Проработав столько лет в школе, я понимаю, что раньше тип руководителя был более человечным: входили в положение, старались понять, было меньше пресса на учителей.

Каково это – быть учителем?

Учителем быть тяжело, но очень здорово, потому что я точно вижу и чувствую это доброе отношение. У детей что-то может не получаться, я могу ворчать, даже крикнуть, но я знаю, что они сюда приходят с удовольствием. И самое приятное, когда к тебе возвращаются радостные дети. Они благодарят за твой труд, а своими хорошими результатами по ОГЭ и ЕГЭ отдают то, что ты вкладывал в них долгие годы. Тут ты испытываешь настоящий кайф.

Читайте также: