6. | Артистический тип |
высокая эмоциональная чувствительность, творческое воображение, образное мышление, богатая фантазия. Пластичен, гибок, проницателен. В отношениях с людьми опирается на свои ощущения, интуицию (понимание без логического обоснования). Развито восприятие, ручные умения и словесные способности. Предпочитает занятия, связанные с изобразительной и музыкальной, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью (дизайнер, художник, музыкант, актер)
Дополнительный интерес . Интересы человека чаще всего невозможно описать с помощью только одного доминирующего интереса. Кроме основного при анализе профессий необходимо учесть и дополнительный интерес. Поэтому в классификационной карточке для каждой профессии отмечены как доминирующий, так и дополнительный интересы. Например, для профессии менеджера доминирующим интересом является предпринимательский, а дополнительным интересом – социальный.
Условия работы . Профессиональная деятельность всегда проходит в определенных условиях. В классификационной карточке отмечаются два вида условий:
- работа в помещении или вне помещения;
- мобильная (подвижная) или сидячая.
При выборе профессии любой человек может выбрать те условия, которые его больше устраивают.
§ 7. Профессиограмма. Психограмма профессий
Ориентация в мире специальностей и профессий, поможет нам в выборе будущей деятельности. Наша жизнь состоит не из случайных, разрозненных событий. Будущее зависит от прошлого и настоящего. Выбирая профессию че6ловек всегда прежде всего думает о том – нравится та или иная профессия, работа; интересна ли она; достаточно ли наших способностей заниматься; позволит ли наше здоровье заняться, тем, что нас привлекает; и конечно же найдём ли мы работу по данной профессии, специальности.
Сделать хороший выбор профессии – это значит, выбрать такую работу, которая нужна обществу, востребована на рынке труда. Способна вам принести радость и удовлетворение.
Для того чтобы выбрать профессию правильно, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений о данной профессии.
Требования к профессии, история данной профессии излагаются в профессиограмме. Профессиограмма – характеристика, описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личным качествам человека: умственным, психологическим, физическим и др. Цель профессиограммы – создать целостное представление об особенностях данного вида труда. Данный документ является одним из важнейших источников информации о профессии, где даётся описание особенности профессии или специальности. Профессиограмма является информационным документом, необходимым для ознакомления с избираемой профессией.
В целом профессиограмма должна отвечать следующим требованиям:
- четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде);
- подчеркивать направленность каждого труда на благо конкретного человека: все, в том числе технические профессии должны, хотя и в опосредованной форме, облегчать жизнь конкретного человека;
- выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая при этом стержневые, приоритетные составляющие и отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных;
- показывать возможные линии развития человека средствами профессии;
- показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист завтрашнего дня, ближайшего будущего);
- иметь направленность на решение практических задач (профессиональное обучение, профотбор, рационализацию новых видов труда и др.);
- описывать необходимые некомпенсируемые психологические профессиональные качества, а также психологические свойства человека, которые хотя и отсутствуют у него, но могут быть развиты.
Трудограмма - это описание труда в профессии, более подробное содержание профессиограммы. Трудограмма включает в себя:
1. Предназначение, «миссию» профессии, ее роль в обществе (производство материальных товаров или идей, оказание услуг в разных социальных сферах; сбор, хранение и передача информации и др.), направленность на человека.
2. Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения).
3. Предмет труда в профессии – стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда (материальные предметы, идеальные предметы – культура, информация, индивидуальное или общественное сознание людей, предметы натуральные в контексте природы и искусственные, созданные человеком.).
4. Профессиональные знания как совокупность сведений о сторонах труда в профессии.
5. Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, технологии, техники, применяемые в данной профессии для успешного достижения результата;
6. Средства труда - стороны окружающей действительности, которые человек использует для воздействия на предмет труда при реализации своих целей, для получения нужного продукта труда. К средствам труда относятся реальные инструменты, приборы, компьютеры, оргтехника, а также знаковые средства и системы правил логического мышления, моральной и эстетической оценки и др. Предмет и средства труда могут меняться местами даже в рамках одной профессии.
7. Условия труда; режим труда и отдыха; характеристика социального окружения; санитарно-гигиенические факторы труда; интенсивность, темп труда и продолжительность нагрузки; рабочее место, рабочий пост.
8. Организация и кооперация труда: формы индивидуальной, совместной, групповой деятельности, преобладающие в данной профессии; виды профессионального общения и позиции в нем, обмен средствами и продуктами труда между его участниками; нормы выполнения и сроки; субординация и иерархия подчинения, социальный статус и должности в рамках профессии.
9. Продукт труда (или его результат) - те качественные и количественные изменения, которые человек привносит в предмет труда; критерии оценки результата труда, степень заданности результата труда, его более или менее жесткая регламентация (от исполнительного труда к творчеству).
10. Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в данной профессии, категории и их оплата.
11. Права представителя данной профессии: безопасность, наличие благоприятного микроклимата в профессиональной среде; размеры оплаты труда и отпуска, охрана труда.
12. Обязанности представителя данной профессии: соблюдение профессиональной и служебной тайны в работе с людьми. Должностные функциональные обязанности (что и как должен делать человек данной профессии в условиях конкретной должности в том или ином учреждении).
13. Позитивное влияние данной профессии на человека; возможность личностной самореализации, направления и возможная динамика внутреннего роста; возможность развития индивидуальности и личности средствами этой профессии, принадлежность к определенной профессиональной общности, социальному кругу.
14. Негативные стороны профессии; зоны и типы трудностей и ошибок, наличие экстремальных и стрессовых ситуаций, дефицит информации или информационная перегрузка; возможность аварийных ситуаций, профессиональной деформации личности и другие психологические вредности; отсутствие профессионального роста; виды нареканий («штрафов») за низкую эффективность, за нарушение этических норм.
![https://st.depositphotos.com/1793489/2321/v/950/depositphotos_23217284-stock-illustration-different-professions.jpg]()
Отрасль знаний, которая изучает мир профессий , называется – профессиографией . Задачей профессиографии является изучение особенностей профессий и создание профессиограмм. Профессиография позволяет составить ясное, целостное представление о мире профессий, выработать умение быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой новой специальности и определить свою пригодность к ней.
Ядром профессиограммы является психограмма профессии. Психограмма – описание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека (мышление, внимание, восприятие).
Психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде. Сюда относятся характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста:
1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации чело-века, психологические позиции.
2. Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.
3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.
4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.
5. Психологические знания о труде, о профессии.
6. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).
7. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту.
8. Профессиональное мышление, в том числе творчество, возможность обогатить опыт профессии.
9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста.
10. Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией).
11. Линии профессионального роста и распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.
В заключении к профессиограмме целесообразно указать возможные пути профессионального обучения и переобучения, тренируемости отдельных психологических качеств и реабилитации, пути повышения квалификации и переквалификации, переориентации в рамках данной профессии и переподготовки на другую профессию или специальность.
![https://st.depositphotos.com/1793489/3580/v/950/depositphotos_35804023-stock-illustration-cartoon-characters-of-different-professions.jpg]()
Новые слова и понятия
Профессиограмма, профессиография, трудограмма, психограмма.
Проверяем свои знания
- Где излагаются требования к профессии, история данной профессии?
- Что включает в себя трудограмма?
- Наук, занимающаяся изучением особенностей профессий?
- Где описаны требования, предъявляемые профессией к психологическим качествам человека?
Задание : Самостоятельная работа по психограмме.
С помощью Интернета сопоставить требования, которые предъявляет профессия (своя или указанная учителем) к качествам человека с собственными качествами. Таким образом, рассмотрите профессиональную пригодность и развитие отдельных качеств для обеспечения профессиональных успехов.
Задание : Самостоятельная работа по профессиограмме.
Обдумывая свой трудовой путь, полезно составить профессиограмму своей предполагаемой профессии. Такая работа позволит глубже узнать содержание будущей профессии, оценить свою профпригодность к ней. Составление профессиограммы поможет определить и те профессионально важные качества, которые вы должны формировать или развивать у себя (они должны лечь в основу профессионального плана). Составляя профессиограмму, можно использовать статьи из энциклопедии «Мир профессий», разнообразные справочные издания, средства интернета. Часть сведений практического характера можно почерпнуть из бесед со специалистами базового предприятия или с профконсультантом.
Профессиограмма - это документ, содержащий описание, во-первых, содержания работы по определенной профессии (функции, обязанности, задачи, операции), во-вторых, требований к носителю определенной профессии (профессиональные, деловые, личные качества). Документальной формой профессиограммы могут быть словесное описание, знаковый алгоритм, видеофильм, компьютерная программа.
Появление первых профессиограмм и их использование для отбора кадров, очевидно, следует отнести к началу ХХ-го века. Именно тогда специалисты автомобильных заводов Форда после анализа содержания работ и определения соответствующих требований к рабочим пришли к выводу, что некоторые профессии вполне под силу инвалидам.
В теории и практике управления персоналом профессиограмма расценивается как документ, который наряду с тарифно-квалификационными справочниками способствует лучшему подбору рабочих особо важных профессий. [1] Различия между взглядами авторов учебных пособий или монографий заключается в том, как лучше описать работу и какие требования к работнику следует включать в профессиограмму. Например, коллектив известного учебника по управлению персоналом рекомендует выделять в профессиограмме шесть разделов:
1) профессия (общие сведения о профессии; изменения, которые произошли с развитием НТП; перспективы развития профессии);
2) процесс труда (характеристика процесса труда, сфера деятельности и вид труда, продукция, орудия труда, основные производственные операции и профессиональные обязанности, рабочее место, рабочая поза);
3) санитарно-гигиенические условия труда (работа в помещении или на воздухе; шум, вибрация, освещение, температура, режим труда и отдыха; монотонность и темп труда; возможности производственных травм, профзаболеваний: медицинские показания; льготы и компенсации);
4) психофизиологические требования профессии к работнику (требования к особенностям восприятия, мышления, внимания, памяти; требования к эмоционально-волевым качествам человека; требования к деловым качествам);
5) профессиональные знания и навыки (перечень необходимых знаний, умений и навыков);
6) требования к подготовке и повышению квалификации кадров (формы, методы и сроки профессионального обучения, перспектива профессионального роста). [2]
Автор учебного пособия по управлению карьерой - С.И.Сотникова считает, что профессиограмма должна иметь следующую структуру:
1) общие положения (профессия, распространенность профессии, отрасль экономики, специальности);
2) подготовка кадров (типы учебных заведений, формы подготовки, продолжительность обучения, условия поступления, уровень полученной квалификации, перспективы профессионально-квалификационного и должностного роста);
3) типовые производственные показатели работы (сфера деятельности и виды труда, типы основных орудий труда, важнейшие производственные операции, виды профессиональных трудностей, ошибок, преобладающие типы деятельности, формы организации труда и характер социальных связей);
4) санитарно-гигиенические условия труда (микроклиматические условия, режим труда и отдыха, травматизм, профзаболевания, мероприятия по охране труда);
5) медицинские противопоказания;
6) квалификационный профиль (общеобразовательная подготовка, профессиональная подготовка, общий уровень интеллекта, владение словом, владение числом, пространственная ориентация, восприятие формы, моторная координация, склонность к научно-технической деятельности, специфические способности). [3]
Как следует из изложенного выше, профессиограмма отличается от должностной инструкции прежде всего двумя обстоятельствами:
1) в профессиограмме нет упоминаний о правах и ответственности работника, то есть о тех разделах, которые делают должностную инструкцию декларативной;
2) в профессиограмме описываются условия труда на рабочем месте и в несопоставимо большем объеме излагаются требования к работнику.
В настоящее время профессиограмма разрабатывается специалистами на основе наблюдения за работником в процессе труда, включая проведение психофизиологических измерений, хронометража, фотографии рабочего времени, построения социометрических матриц взаимодействия работников, анализа информационных потоков. Прежде всего, разработчики профессиограммы руководствуются мнением опытных работников изучаемой профессии и их руководителей.
Высокая трудоемкость и необходимость использования технических средств позволяют отнести профессиограмму к числу дорогих методов описания работы и требований к исполнителю.
Профессиограммы разрабатываются, как правило, на крупных промышленных предприятиях для массовых профессий (например, рабочий-сборщик главного конвейера автомобильного завода). Значительные трудовые и материальные затраты оправдываются повышением эффективности отбора персонала и сокращением текучести.
В последнее время разработкой профессиограмм активно занялись крупные агентства по трудоустройству и подбору персонала. Результаты своих исследований агентства размещают в сети Интернет. На рис. 1 для примера показана профессиограмма, подготовленная одним из московских агентств по подбору персонала.
ПРОФЕССИОГРАММА ТОРГОВОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
Содержание и основные операции (действия)
Поиск клиентов, заключение договоров на поставку продукции. Отслеживание в дальнейшем своевременности поставок и оплаты за отгруженную продукцию, проведение инкассации с клиентами. Контакты с лицами, отвечающими за поставки продукции в торговые точки. Оформление сопроводительной документации, еженедельная отчетность о проделанной работе.
Условия и характер труда
Работа строится по территориальному признаку, индивидуальная работа в рамках выделенного района г. Москвы, свободный график работы, рабочий день не регламентирован. Работа связана с постоянным общением, налаживанием деловых контактов, рекламированием продукции.
Критерии эффективности:
2. Отсутствие жалоб клиентов
3. Минимизация клиентов-должников
4. Максимальный охват всех торговых точек, имеющихся в районе
Знания
Знание правил оформления договорной документации, приемов привлечения клиентов, культура ведения переговоров на различных уровнях, культура труда, служебной этики и психологии поведения. Досконально знать продаваемый товар, рынок сбыта данной продукции, а также информацию о товарах и услугах фирмы.
Умения и навыки
Умение находить клиентов, входить в контакт с любыми типами клиентов как непосредственно, так и по телефону, умение анализировать и систематизировать полученную информацию, планировать свою работу. Грамотно использовать жестикуляцию и голос, создавая доверительную атмосферу, поддерживать престиж фирмы. Умение заинтересовать продукцией.
Интересы и склонности
Широкий кругозор, эрудиция, азартность, общительность, достаточный уровень активности поведения, склонность к убеждению и лидерству.
Профессионально важные качества
Коммуникабельность, стрессоустойчивость, бесконфликтность, активность, вежливость, настойчивость в достижении цели, наблюдательность, прекрасная память, выносливость (физическая и моральная), лидерские качества. Аккуратность в одежде. Приятный голос и хорошая дикция. Способность воспринимать и перерабатывать большие объемы информации.
Рекомендуемые методики тестирования при отборе
Тест Айзенка, тест на уровень притязаний, Томаса, КОС и др.
Медицинские противопоказания
Полиартрит, ревматизм, нарушение слуха, зрения, речи, невротические нарушения, атеросклероз, сильные внешние дефекты.
Рис. 1. Профессиограмма торгового представителя
Размещенные в сети банки данных позволяют сэкономить время отбора персонала. Нужно найти в Интернете подходящий образец профессиограммы и адаптировать его к условиям своей организации.
Велико значение профессиограмм и в обеспечении соответствия качественного уровня персонала российских организаций международным требованиям и стандартам, включая ИСО, МЭК, ЕОК, стандарты серии ЕН 45000. Ориентация организации на качество предусматривает устранение любых причин возникновения брака на всех стадиях движения продукции путем формализации основных процессов. В этих условиях профессиональный опыт, знания и личные качества сотрудников приобретают особое значение и являются основной заботой службы управления персоналом. Большой опыт формализации требований к работникам с целью выведения системы управления качества на уровень требований международного стандарта ИСО 9001 накоплен в ОАО «Самарский металлургический завод». [4] На этом заводе профессиограммы именуются профессиональными стандартами.
Автор: Дмитрий Соловьев
[1] См., например: Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В.Шеметова. - М.: ИНФРА-М, НГАЭиУ: Новосибирск: 1998, с. 249.
[2] Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1997, с 285.
[3] Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001, с. 367-468.
[4] См.: Григорьев В., Дюзимова Е., Топалян А. Внутрифирменный профессиональный стандарт как критерий оценки персонала на Самарском металлургическом заводе // Управление персоналом. - 2001. - № 2.
![]()
По мере развития социальных и производственных отношений в обществе возникают все большее число профессий. Предприятия народного хозяйства нуждаются в специалистах из самых разных сфер. По мере их углубления, меняются и функциональные обязанности профессионалов. Тем не менее на протяжении многих десятилетий сохраняются основные критерии, предъявляемые и к профессиям, и к отдельным индивидуумам, реализующимся в той или иной деятельности.
Что обозначает данный термин
Профессиограмма — это перечень обобщенных представлений, отражающих специфику какой-либо профессии, а также критерии, предъявляемые к специалисту.
Описательно-техническая характеристика видов узкоспециальной деятельности, выполненная в рамках какой-либо схемы, помогает решать разнообразные административные и кадровые задачи. По сути, профессиограмма являет собою список унифицированных требований, которым должен соответствовать специалист и на которые он же обязан ориентироваться.
Типы профессиограмм выделяются в зависимости от профессиональных задач, для решения которых они требуются. В настоящее время существует несколько видов профессиограмм.
Они выделяются в зависимости от того, какие сведения о профессии содержит профессиограмма.
Виды профессиограмм:
![]()
Содержание и структура профессиограммы
Самой распространенной является комплексная профессиограмма, которая включает в себя целый спектр технических, гигиенических, социальных и экономических критериев. Она же определяет способы и цели оценки результатов в рамках какой-либо профессиональной деятельности.
Психологически ориентированная профессиограмма описывает суть выполнения трудовой функции. Она отражает характерные реакции отдельных индивидуумов на какие-либо ситуации, возникающие в профессии.
В рамках данного термина рассматриваются разнообразные психические состояния сотрудников:
- анализируются эмоциональные процессы;
- подвергаются детальному рассмотрению волевые и эмоциональные проявления;
- определяются особенности психомоторики при решении интеллектуальных задач.
Кроме того, психологически ориентированная психограмма включает в себя описание разнообразных вариантов трудового поведения. С ее помощью можно проанализировать динамику производственной активности и наиболее часто встречающихся ошибок.
Аналитическая профессиограмма ориентирована не на частные свойства компонентов той или иной профессии. Ее задачей является выявление унифицированных показателей.
Практическое назначение профессиограмм
Практическое назначение профессиограмм — служить трафаретом, согласно которому можно максимально объективно отобрать сотрудника для выполнения той или иной производственной задачи.
Типичным примером является ситуация со специалистом, имеющим высшее столичное образование, но отличающимся чрезмерно вспыльчивыми реакциями. Такого человека нельзя использовать в работе с клиентами, несмотря на его красный диплом.
Другим распространенным примером является отказ в работе водителю, который проявил себя как знаток всех видов двигателей без вредных привычек, но с крайне медленной реакцией на экстремальные ситуации на дороге.
При этом критерии, рассматриваемые внутри той или иной профессиограммы, со временем могут меняться. Например, еще совсем недавно в профессиограмме бухгалтера указывалось, что на данную должность не рекомендуется брать лиц с аллергическими реакциями. Это объяснялось тем, что специфика работы бухгалтера предписывала ему много времени проводить среди конторских книг и архивных документов.
Бумажная пыль и специфический запах, сопровождающий скопление бумажных документов, вызывает у аллергиков выраженные раздраженные реакции. Но в настоящее время это требование не актуально, поскольку большинство компаний и предприятий переходят от бумажного документооборота к цифровому.
Унифицированность требований упрощает работу специалиста по кадрам. В то же время применение профессиограмм — это гарантия рациональных и грамотных решений.
Методы составления профессиограммы
При изучении профессиональной деятельности в разных областях трудности вызывают выделение максимально подробной и в то же время максимально компактной системы требований, предъявляемых к изучению профессии. Специалистам из этой области приходится разбираться в том, какие критерии действительно актуальны для выполнения профессиональных задач, а какие второстепенны.
Кроме того, при изучении профессиональной деятельности специалиста приходится вычленять разнообразные стили трудовой деятельности, а также проводить сравнительные анализы специальностей с ориентиром на специфику производственных процессов в каждом отдельном случае. При этом сопоставление профессий должно также ориентироваться на традиции региона и традиции конкретных организаций.
Для оптимизации изучения профессиональной деятельности используются следующие методы составления профессиограммы:
организационные;
- сбора эмпирических данных и их обработки;
- интерпретационные;
- опроса;
- анализа документов;
- анализа деятельности;
- наблюдения и самонаблюдения;
- эксперимента;
- психологического тестирования.
Цель организационных методов — структурирование исследовательской деятельности. Их главная задача — планирование, согласно которому исследование принимает структурированный вид.
Метод сбора эмпирических данных включает в себя аналитическое наблюдение за работниками и изучение документации по профессии.
Метод обработки эмпирических данных ставит целью выработать экспертную оценку собранных сведений. Его цель — сравнительный анализ различных процедур и трудовых процессов.
В рамках интерпретационного метода можно осмыслить собранные результаты. Это надо для того, чтобы появилась возможность сформулировать закономерности профессиональной деятельности. Подвидом интерпретационного метода является структурно-системный анализ. Именно он дает возможность построить гипотетическую модель оптимальной трудовой деятельности.
В рамках метода анализа документов предполагается не просто изучение инструкций и актов, выпускаемых на производстве, но проведение их сравнительного анализа. В результате чего можно сделать вывод о том, какие инструкции или приказы неактуальны для производства, а благодаря которым, наоборот, производительность труда увеличивается.
Довольно эффективным является метод опроса. Он дает возможность проводить разнообразные формы интервью — от групповых до индивидуальных. Опросы также включают периодическое проведение анкет, к которым сотрудники относятся лояльно и с удовольствием проигрывают гипотетические ролевые ситуации. Однако конечным итогом метода опроса должна стать экспертная оценка полученных сведений.
Метод наблюдения не есть метод дисциплинарного контроля над выполнением обязательств персонала. Но выполняя регистрацию разных этапов трудовой деятельности (в том числе — с использованием технических средств), можно вычленить определенные закономерности поведения работников. Возможно, руководству этот метод поможет оптимизировать подбор персонала и улучшить организацию трудового процесса в целом.
В рамках метода самонаблюдения предполагается самоотчет профессионала.
Метод анализа деятельности
Наконец, самым действенным является метод анализа деятельности. Именно он позволяет увидеть и проанализировать ошибки, допускаемые как персоналом, так и администрацией. Метод анализа деятельности — это верный путь к вычленению причин чрезвычайных происшествий и техногенных катастроф.
Целью изучения профессиональной деятельности в каких-либо экстремальных ситуациях является минимизация их последствий в дальнейшем. На базе установленных поведенческих моментов руководство сможет выработать рекомендации по совокупности действий в нештатных ситуациях.
Кроме того, в рамках метода анализа деятельности инспектируется рабочее место и способы использования инструментария с точки зрения эргономики. Этот метод дает возможность организовать рабочие места персонала так, чтобы работникам были созданы условия для максимальной профессиональной отдачи.
На базе всего вышеперечисленного составляются профессиограммы различных профессий.
![МБОУ СОШ№3 г. Сургут КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ Урок технологии 8-й класс Учитель: Енина М. Г. Г. Сургут 2020]()
В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых.
Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий.
![ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки (приобретения соответствующих знаний и практических навыков). Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии. Должность – служебная обязанность в учреждении или на предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью.]()
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
- Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки (приобретения соответствующих знаний и практических навыков).
- Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.
- Должность – служебная обязанность в учреждении или на предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью.
Классификация профессий – объединение различных или сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.
- Классификация в библиотеке.
- На уроках биологии вы изучаете классификацию мира природы,
- На уроках химии — классификацию химических элементов.
- В широком смысле слова классификация — это осмысленный порядок вещей .
![КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ, РАЗРАБОТАННАЯ Е.А.КЛИМОВЫМ Каждый вид труда имеет следующие компоненты:]()
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ, РАЗРАБОТАННАЯ Е.А.КЛИМОВЫМ
Каждый вид труда имеет следующие компоненты:
![ТИПЫ ПРОФЕССИЙ Тип профессии определяется предметом труда, с которым взаимодействует человек. Выделяют пять основных типов профессий : ЧЕЛОВЕК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕК ТЕХНИКА ЗНАК]()
ТИПЫ ПРОФЕССИЙ
Тип профессии определяется предметом труда, с которым взаимодействует человек.
Выделяют пять основных типов профессий :
![ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА К этому типу относятся профессии, связанные с объектами живой и неживой природы (фермер, лесник, биолог, садовник, зоотехник, агроном, геолог, пчеловод)]()
ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА
К этому типу относятся профессии, связанные с объектами живой и неживой природы (фермер, лесник, биолог, садовник, зоотехник, агроном, геолог, пчеловод)
![ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА Включает в себя обслуживание техники, ремонт, установку, наладку, управление, производство и обработку металлических и неметаллических изделий, механическую сборку, монтаж и т. д. (слесарь, токарь, шофер, инженер, водитель, электрик, радиотехник).]()
ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА
Включает в себя обслуживание техники, ремонт, установку, наладку, управление, производство и обработку металлических и неметаллических изделий, механическую сборку, монтаж и т. д. (слесарь, токарь, шофер, инженер, водитель, электрик, радиотехник).
![ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, трудовое и медицинское обслуживание людей (продавец, библиотекарь, журналист, врач, учитель, воспитатель, официант, администратор)]()
ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК
Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, трудовое и медицинское обслуживание людей (продавец, библиотекарь, журналист, врач, учитель, воспитатель, официант, администратор)
![ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА Объединяет людей, объектом труда которых является устная и письменная речь, цифры, химические и физические знаки, символы, ноты, схемы, карты, графики и т.п. (программист, машинистка, чертежник, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, печатник).]()
ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА
Объединяет людей, объектом труда которых является устная и письменная речь, цифры, химические и физические знаки, символы, ноты, схемы, карты, графики и т.п. (программист, машинистка, чертежник, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, печатник).
![ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ Включает занятия, связанные с различными видами искусства – прикладного, изобразительного, музыкального, литературного, театрального (артист, писатель, гравер, архитектор, фотограф, музыкант, модельер, дизайнер).]()
ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
Включает занятия, связанные с различными видами искусства – прикладного, изобразительного, музыкального, литературного, театрального (артист, писатель, гравер, архитектор, фотограф, музыкант, модельер, дизайнер).
![КЛАССЫ ПРОФЕССИЙ ГНОСТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ТРУДА ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ ИЗЫСКАТЕЛЬСКАЯ]()
КЛАССЫ ПРОФЕССИЙ
![ВТОРОЙ УРОВЕНЬ КЛАССИФИКАЦИИ По цели труда классы профессии Изыскательские (И) - профессии, связанные с поиском наилучшего варианта решения сложной практической задачи. Цель труда: изобрести, спроектировать, создать новое, сконструировать Гностические (Г) – профессии, связанные с познавательным трудом. Цель труда: распознать, различить, выявить, найти, оценить, проверить, определить Преобразующие (П) – профессии, связанные с воздействием на предмет труда с целью изменения или сохранения его свойств. Цель труда: обработать, переместить, организовать, собрать, преобразовать]()
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ КЛАССИФИКАЦИИ
По цели труда
классы профессии
Изыскательские (И) - профессии, связанные с поиском наилучшего варианта решения сложной практической задачи. Цель труда: изобрести, спроектировать, создать новое, сконструировать
Гностические (Г) – профессии, связанные с познавательным трудом. Цель труда: распознать, различить, выявить, найти, оценить, проверить, определить
Преобразующие (П) – профессии, связанные с воздействием на предмет труда с целью изменения или сохранения его свойств. Цель труда: обработать, переместить, организовать, собрать, преобразовать
![ПРИМЕРЫ ПРОФЕССИЙ]()
ПРИМЕРЫ ПРОФЕССИЙ
![ОТДЕЛЫ ПРОФЕССИЙ РУЧНЫЕ МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ СРЕДСТВА ТРУДА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ]()
ОТДЕЛЫ ПРОФЕССИЙ
СРЕДСТВА ТРУДА
![ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ КЛАССИФИКАЦИИ По орудиям труда отделы профессий Профессии ручного труда (Р) Профессии с функциональными орудиями труда (Ф) Профессии машинно-ручного труда (механизированного) (М) Профессии автоматизированного труда (А)]()
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ КЛАССИФИКАЦИИ
По орудиям труда
отделы профессий
Профессии ручного
Профессии с
функциональными
орудиями труда (Ф)
машинно-ручного труда
(механизированного) (М)
автоматизированного
![ПРИМЕРЫ ПРОФЕССИЙ]()
ПРИМЕРЫ ПРОФЕССИЙ
![ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ ОТКРЫТЫЙ ВОЗДУХ БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА НЕОБЫЧНЫЕ МОРАЛЬНАЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ]()
ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ
УСЛОВИЯ ТРУДА
МОРАЛЬНАЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
![ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ КЛАССИФИКАЦИИ Повышенная моральная ответственность (М) Бытовой микроклимат (Б) Открытый воздух (О) По условиям труда (группы профессий) Необычные условия (Н)]()
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ КЛАССИФИКАЦИИ
ответственность (М)
микроклимат (Б)
По условиям труда (группы профессий)
![ПРИМЕРЫ ПРОФЕССИЙ]()
ПРИМЕРЫ ПРОФЕССИЙ
![ПРОФЕССИОГРАММА И ПСИХОГРАММА Какие психологические свойства личности необходимы для овладения профессиями: лётчик-испытатель, агроном, маляр, учитель, слесарь-сборщик радиоаппаратуры, водитель, продавец? Свойства психики: яркость речи, наблюдательность, наглядно-действенное мышление, хорошая двигательная память, распределяемость внимания, выдержка, умение быстро принимать решения, прочность зрительного запоминания, техническая сообразительность, отзывчивость, организаторские способности, эмоциональность, быстрая реакция, воссоздающее восприятие, устойчивость внимания]()
ПРОФЕССИОГРАММА И ПСИХОГРАММА
- Какие психологические свойства личности необходимы для овладения профессиями: лётчик-испытатель, агроном, маляр, учитель, слесарь-сборщик радиоаппаратуры, водитель, продавец?
- Свойства психики:
яркость речи, наблюдательность, наглядно-действенное мышление, хорошая двигательная память, распределяемость внимания, выдержка, умение быстро принимать решения, прочность зрительного запоминания, техническая сообразительность, отзывчивость, организаторские способности, эмоциональность, быстрая реакция, воссоздающее восприятие, устойчивость внимания
![ПРОФЕССИОГРАММА - характеристика профессии, в которой описаны её особенности, содержание и характер труда. Психограмма Включает описание требований, предъявлемых профессией к психологическим качествам человека ( мышление, внимание)]()
ПРОФЕССИОГРАММА
- характеристика профессии,
в которой описаны её особенности, содержание и характер труда.
Включает описание требований, предъявлемых профессией к психологическим качествам человека ( мышление, внимание)
![СХЕМА ПРОФЕССИОГРАММЫ Общая характеристика профессии Производственная характеристика профессии Содержание и характер труда Связь с другими специальностями Необходимые общие и специальные знания и умения Требования, предъявляемые профессией к работнику ( состояние здоровья, физиологические и психологические особенности), медицинские противопоказания Психологическая характеристика труда Условия труда Сведения о возможности получения профессии]()
СХЕМА ПРОФЕССИОГРАММЫ
- Общая характеристика профессии
- Производственная характеристика профессии
- Содержание и характер труда
- Связь с другими специальностями
- Необходимые общие и специальные знания и умения
- Требования, предъявляемые профессией к работнику ( состояние здоровья, физиологические и психологические особенности), медицинские противопоказания
- Психологическая характеристика труда
- Условия труда
- Сведения о возможности получения профессии
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
![« ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ ЗНАЕТ, К КАКОЙ ПРИСТАНИ ОН ДЕРЖИТ ПУТЬ, ДЛЯ НЕГО НИ ОДИН ВЕТЕР НЕ БУДЕТ ПОПУТНЫМ» Сенека Уже сегодня начинайте делать свою профессиональную карьеру! Успехов вам!]()
« ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ ЗНАЕТ, К КАКОЙ ПРИСТАНИ ОН ДЕРЖИТ ПУТЬ, ДЛЯ НЕГО НИ ОДИН ВЕТЕР НЕ БУДЕТ ПОПУТНЫМ»
Уже сегодня
начинайте делать свою профессиональную карьеру!
Успехов вам!
![]()
-80%
Читайте также: