Какие сведения о профессии содержит профессиограмма

Опубликовано: 02.10.2024

Профессиограмма - это документ, содержащий описание, во-первых, содержания работы по определенной профессии (функ­ции, обязанности, задачи, операции), во-вторых, требований к носителю определенной профессии (профессиональные, деловые, личные качества). Документальной формой профессиограммы могут быть словесное описание, знаковый алгоритм, видеофильм, компьютерная программа.

Появление первых профессиограмм и их использование для отбора кадров, очевидно, следует отнести к началу ХХ-го века. Именно тогда специалисты автомобильных заводов Форда после анализа содержания работ и определения соответствующих требований к рабочим пришли к выводу, что некоторые профессии вполне под силу инвалидам.

В теории и практике управления персоналом профессиограмма расценивается как документ, который наряду с тарифно-квалификационными справочниками способствует лучшему подбору рабочих особо важных профессий. [1] Различия между взглядами авторов учебных пособий или монографий заключается в том, как лучше описать работу и какие требования к работнику следует включать в профессиограмму. Например, коллектив известного учебника по управлению персоналом рекомендует выделять в профессиограмме шесть разделов:

1) профессия (общие сведения о профессии; изменения, которые произошли с развитием НТП; перспективы развития профессии);

2) процесс труда (характеристика процесса труда, сфера деятельности и вид труда, продукция, орудия труда, основные производственные операции и профессиональные обязанности, рабочее место, рабочая поза);

3) санитарно-гигиенические условия труда (работа в помещении или на воздухе; шум, вибрация, освещение, температура, режим труда и отдыха; монотонность и темп труда; возможности производственных травм, профзаболеваний: медицинские показания; льготы и компенсации);

4) психофизиологические требования профессии к работнику (требования к особенностям восприятия, мышления, внимания, памяти; требования к эмоционально-волевым качествам человека; требования к деловым качествам);

5) профессиональные знания и навыки (перечень необходимых знаний, умений и навыков);

6) требования к подготовке и повышению квалификации кадров (формы, методы и сроки профессионального обучения, перспектива профессионального роста). [2]

Автор учебного пособия по управлению карьерой - С.И.Сотникова считает, что профессиограмма должна иметь следующую структуру:

1) общие положения (профессия, распространенность профессии, отрасль экономики, специальности);

2) подготовка кадров (типы учебных заведений, формы подготовки, продолжительность обучения, условия поступления, уровень полученной квалификации, перспективы профессионально-квалификационного и должностного роста);

3) типовые производственные показатели работы (сфера деятельности и виды труда, типы основных орудий труда, важнейшие производственные операции, виды профессиональных трудностей, ошибок, преобладающие типы деятельности, формы организации труда и характер социальных связей);

4) санитарно-гигиенические условия труда (микроклиматические условия, режим труда и отдыха, травматизм, профзаболевания, мероприятия по охране труда);

5) медицинские противопоказания;

6) квалификационный профиль (общеобразовательная подготовка, профессиональная подготовка, общий уровень интеллекта, владение словом, владение числом, пространственная ориентация, восприятие формы, моторная координация, склонность к научно-технической деятельности, специфические способности). [3]

Как следует из изложенного выше, профессиограмма отличается от должностной инструкции прежде всего двумя обстоятельствами:

1) в профессиограмме нет упоминаний о правах и ответственности работника, то есть о тех разделах, которые делают должностную инструкцию декларативной;

2) в профессиограмме описываются условия труда на рабочем месте и в несопоставимо большем объеме излагаются требования к работнику.

В настоящее время профессиограмма разрабатывается специалистами на основе наблюдения за работником в процессе труда, включая проведение психофизиологических измерений, хронометража, фотографии рабочего времени, построения социометрических матриц взаимодействия работников, анализа информационных потоков. Прежде всего, разработчики профессиограммы руководствуются мнением опытных работников изучаемой профессии и их руководителей.

Высокая трудоемкость и необходимость использования технических средств позволяют отнести профессиограмму к числу дорогих методов описания работы и требований к исполнителю.

Профессиограммы разрабатываются, как правило, на крупных промышленных предприятиях для массовых профессий (например, рабочий-сборщик главного конвейера автомобильного завода). Значительные трудовые и материальные затраты оправдываются повышением эффективности отбора персонала и сокращением текучести.

В последнее время разработкой профессиограмм активно занялись крупные агентства по трудоустройству и подбору персонала. Результаты своих исследований агентства размещают в сети Интернет. На рис. 1 для примера показана профессиограмма, подготовленная одним из московских агентств по подбору персонала.

ПРОФЕССИОГРАММА ТОРГОВОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ

Содержание и основные операции (действия)

Поиск клиентов, заключение договоров на поставку продукции. Отслеживание в дальнейшем своевременности поставок и оплаты за отгруженную продукцию, проведение инкассации с клиентами. Контакты с лицами, отвечающими за поставки продукции в торговые точки. Оформление сопроводительной документации, еженедельная отчетность о проделанной работе.

Условия и характер труда

Работа строится по территориальному признаку, индивидуальная работа в рамках выделенного района г. Москвы, свободный график работы, рабочий день не регламентирован. Работа связана с постоянным общением, налаживанием деловых контактов, рекламированием продукции.

Критерии эффективности:

2. Отсутствие жалоб клиентов

3. Минимизация клиентов-должников

4. Максимальный охват всех торговых точек, имеющихся в районе

Знания

Знание правил оформления договорной документации, приемов привлечения клиентов, культура ведения переговоров на различных уровнях, культура труда, служебной этики и психологии поведения. Досконально знать продаваемый товар, рынок сбыта данной продукции, а также информацию о товарах и услугах фирмы.

Умения и навыки

Умение находить клиентов, входить в контакт с любыми типами клиентов как непосредственно, так и по телефону, умение анализировать и систематизировать полученную информацию, планировать свою работу. Грамотно использовать жестикуляцию и голос, создавая доверительную атмосферу, поддерживать престиж фирмы. Умение заинтересовать продукцией.

Интересы и склонности

Широкий кругозор, эрудиция, азартность, общительность, достаточный уровень активности поведения, склонность к убеждению и лидерству.

Профессионально важные качества

Коммуникабельность, стрессоустойчивость, бесконфликтность, активность, вежливость, настойчивость в достижении цели, наблюдательность, прекрасная память, выносливость (физическая и моральная), лидерские качества. Аккуратность в одежде. Приятный голос и хорошая дикция. Способность воспринимать и перерабатывать большие объемы информации.

Рекомендуемые методики тестирования при отборе

Тест Айзенка, тест на уровень притязаний, Томаса, КОС и др.

Медицинские противопоказания

Полиартрит, ревматизм, нарушение слуха, зрения, речи, невротические нарушения, атеросклероз, сильные внешние дефекты.

Рис. 1. Профессиограмма торгового представителя

Размещенные в сети банки данных позволяют сэкономить время отбора персонала. Нужно найти в Интернете подходящий образец профессиограммы и адаптировать его к условиям своей организации.

Велико значение профессиограмм и в обеспечении соответствия качественного уровня персонала российских организаций международным требованиям и стандартам, включая ИСО, МЭК, ЕОК, стандарты серии ЕН 45000. Ориентация организации на качество предусматривает устранение любых причин возникновения брака на всех стадиях движения продукции путем формализации основных процессов. В этих усло­виях профессиональный опыт, знания и личные качества сотрудников приоб­ретают особое значение и являются основной заботой службы управления персоналом. Большой опыт формализации требований к работникам с целью выведения системы управления качества на уровень требований международного стандарта ИСО 9001 накоплен в ОАО «Самарский металлургический завод». [4] На этом заводе профессиограммы именуются профессиональными стандартами.

Автор: Дмитрий Соловьев

[1] См., например: Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В.Шеметова. - М.: ИНФРА-М, НГАЭиУ: Новосибирск: 1998, с. 249.

[2] Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1997, с 285.

[3] Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001, с. 367-468.

[4] См.: Григорьев В., Дюзимова Е., Топалян А. Внутрифирменный профессиональный стандарт как критерий оценки персонала на Самарском металлургическом заводе // Управление персоналом. - 2001. - № 2.

Знакомство с разделами профессиограммы начинается с раздела «Сведения о профессии» . Здесь приводится дополнительная информация о специальности.
В разделе «Доминирующие виды деятельности» перечислены основные профессиональные задачи, которые решает специалист данной профессии; действия, которые он выполняет.
В разделе «Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности» указаны качества личности, без которых невозможно достичь успеха в выбранной профессии:
- способности;
- особенности личности;
- интересы;
- склонности.
В разделе «Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности» описаны качества личности, которые могут помешать успеху в выбранной области деятельности.
В разделе «Область применения профессиональных знаний» указаны виды учреждений, организаций, предприятий, где может работать специалист, овладевший данной профессией.
В классификационной карточке профессии , в краткой форме изложены наиболее важные с психологической точки зрения признаки профессии:
- наименование профессии;
- доминирующий способ мышления;
- область базовых знаний;
- профессиональная область;
- межличностное взаимодействие;
- доминирующий интерес;
- дополнительный интерес;
- условия работы.

При выборе или смене вида деятельности эффективнее ориентироваться на профессиограммы, построенные на основе психологического изучения профессий, чем на конкретные характеристики предмета и орудий труда. Именно поэтому каждая профессиограмма включает важнейшие психологические качества специалиста, краткая характеристика которых приводится ниже.

Доминирующий способ мышления . Практически любая деятельность состоит из различных проблемных ситуаций, и человеку все время приходится решать различные профессиональные задачи:
- одним людям лучше даются решения в ситуациях, где требуется выбрать одно из нескольких готовых решений;
- другим – в ситуациях, где нужно предложить что-то новое;
- третьим предпочтительно не размышлять, а действовать.
В одной и той же проблемной ситуации один человек будет перебирать различные способы выхода из ситуации, другой – искать причины и анализировать возможные последствия. Следовательно, привычные для человека способы мышления, наиболее характерные стратегии выхода из таких сложных ситуаций проявляются и в обычных житейских, и в профессиональных обстоятельствах. Если профессия постоянно требует от работника применять не свойственный ему способ мышления, он будет испытывать эмоциональный дискомфорт и не сможет добиться успеха в данной деятельности.
Доминирующий, т.е. преобладающий, способ мышления является устойчивой характеристикой личности. Узнать, какой способ мышления у человека преобладает, можно, проанализировав, решение каких задач дается ему легче всего, какие житейские ситуации для него наиболее привлекательны, какие хобби имеются.

  1. Приложение (применение имеющихся знаний, когда процедура решения достаточно четко определена и заранее выучена);
  2. Адаптация (приспособление имеющихся общих знаний к условиям, контексту изменяющейся ситуации);
  3. Производство (непосредственное исполнение действий, в основном это относится к ручному труду).

Здесь предлагается следующая классификация способов мышления :
- приложение – способ разрешения проблемной ситуации четко определен, имеется ясная внутренняя модель того, как должно быть.
Разновидности: приложение – процедура , приложение – диагностика , приложение – регуляция ;
- адаптация – имеется несколько способов решения проблемной ситуации, и необходимо выбрать оптимальный в зависимости от обстоятельств. Разновидности: адаптация – анализ , адаптация – координация , адаптация – формализация ;
- производство – представление о выполнении задачи хранится в двигательной памяти человека, производится непосредственное действие.
Разновидности: производство – сила , производство – ловкость .
Эта классификация сохраняет названия, принятые в современных зарубежных исследованиях.

По преобладающему способу мышления всех людей можно разделить на несколько типов, причем каждый из типов характерен для людей разных профессий. Поэтому, определив свой тип, можно проверить, соответствует ли он избранной профессии. Выделено восемь типов людей.

Такие люди лучше всего чувствуют себя, когда нужно точно и пунктуально выполнить известные им заранее процедуры решения поставленной задачи. Профессии, которые им подходят, требуют быстрого и точного исполнения известных процедур решения

Такие люди хорошо интерпретируют различные ситуации, умело приспосабливаются к обстоятельствам и другим людям, они могут легко придать новую форму различным мыслям и идеям. Профессии, которые им подходят, требуют следующего:
- умения слушать и переводить на понятный другим язык различные сложные проблемы;
- коммуникативности;
- умения считаться с ситуацией и другими людьми.

Такие люди предпочитают решение конкретных технических задач с применением физической силы. К профессиям, требующим этого способа мышления, относятся в основном профессии ручного труда

Такие люди предпочитают решать конкретные технические задачи, используя навыки к ручному труду. К профессиям этого типа относятся в основном профессии, требующие ловкости и сноровки

В классификационной карточке отмечается, какой способ мышления наиболее характерен для представителей данной профессии.

Область базовых знаний . Для каждой профессии требуется определенная совокупность знаний и умений. Необходимый уровень знаний может быть:
- высоким (теоретическое знание);
- средним (практическое использование знаний);
- низким (знание получено опытным путем, навыки).
В классификационной карточке отмечены две области базовых знаний :
- область базовых знаний №1 и их требуемый уровень (знания по общеобразовательным предметам);
- область базовых знаний №2 и их уровень (знание по специальным предметам).
Каждый человек может сравнить имеющиеся у него знания с теми, которые требуются для данной профессии.

Профессиональная область . Любая профессиональная деятельность относится к какой-либо более широкой профессиональной области. В классификационной карточке указывается область, к которой относится данная профессия. При выборе профессии надо подумать, есть ли желание работать именно в этой профессиональной области.

Межличностное взаимодействие . В профессиональной деятельности люди вступают во взаимодействие друг с другом, причем в разных профессиях тип взаимодействия разный. При этом люди различаются по тому, предпочитают ли они частое или редкое взаимодействие, решать задачи вместе или в одиночку.
На этом основании можно выделить следующие типы.

1. Приложение – процедура
2. Приложение – диагностика Такие люди лучше всего замечают ошибки, отклонения от нормального течения процесса, способны найти причины этих ошибок. Профессии, которые им подходят, связаны с выявлением причин ошибок, аварий, неправильного функционирования техники с целью профилактики, контроля исправности и устранения неисправностей
3. Приложение – регуляция Такие люди любят рассматривать различные аспекты целостной системы с точки зрения того, чтобы обеспечить ее правильное и точное функционирование. Они способны хорошо регулировать отношения между частями целого, достигать равновесия, избегать напряжения. Профессии, которые подходят людям этого типа, связаны с согласованием действий и могут иметь отношение как к техническим, так и к организационным системам
4. Адаптация – анализ Такие люди склонны анализировать ситуации, выделять существенное, предлагать новые решения. Профессии, в которых применяется этот способ мышления, требуют произвести анализ разнообразных данных, их сравнение, сопоставление, интерпретацию с целью дальнейшего обобщения и планирования
5. Адаптация – координация Такие люди могут согласовывать цели и решения различных многочисленных задач одновременно, стремятся к развитию и инновациям. Профессии, которые подходят людям с этим способом мышления, требуют оценки и решения нескольких задач одновременно, согласования противоречивых целей
6. Адаптация – формализация
7. Производство – сила
8. Производство – ловкость

Человек не стремится действовать совместно с другими, предпочитает независимость. Такие люди хорошо переносят одиночество во время деятельности, сами организуют решение своих профессиональных задач и не считают, что работа должна происходить в группе

Человек стремится работать с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при частых взаимоотношениях с другими. Такие люди предпочитают профессиональные ситуации продажи, переговоров, приема; ценят возможность обсуждать, договариваться, давать справки другим

Человек стремится находиться рядом с другими людьми при решении профессиональных задач. Здесь предпочтение отдается таким профессиональным ситуациям, где люди обмениваются разнообразной информацией, но работу выполняют независимо друг от друга. Такой человек сохраняет некоторую самостоятельность в работе, при том что работает не в одиночку.

Человек стремится действовать вместе с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при постоянных взаимоотношениях с другими. Здесь предпочтение отдается выполнению общей работы «командой», маленькой спаянной группой. Такой человек соглашается на некоторую зависимость от других в работе и не любит работать в одиночку

Знание своего предпочитаемого типа взаимодействия помогает подобрать работу, где человек чувствует себя наиболее комфортно. Следует, однако, иметь в виду и то, что для некоторых людей тип взаимодействия не имеет значения, они готовы к любым профессиональным ситуациям.
Определить свой тип взаимодействия можно, проанализировав свое поведение в общении с другими людьми.
В классификационной карточке для каждой профессии указывается характерный тип взаимодействия.

Доминирующий интерес . Интересы людей разнообразны, и по степени выраженности интересов всех людей подразделяют на разные типы личности.
Каждый тип личности служит для описания группы людей, обладающих определенными личностными и профессиональными особенностями. Люди разных типов предпочитают одни и отвергают другие виды деловитости (работу, отдых, хобби). Каждый тип личности в наилучшей степени может выразить себя в определенной профессиональной среде. Необходимо только, чтобы тип личности соответствовал выбранной профессии.
В зависимости от доминирующего (т.е. ведущего, основного) интереса выделяют следующие типы.

1. Редкое
2. Частое по типу «напротив»
3. Частое по типу «рядом»
4. Частое по типу «вместе»

любит заниматься конкретными вещами и их использованием. Он ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости. Занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием (бор дантиста, сверлильный и токарный станки, ювелирные инструменты, скальпель хирурга, управление машинами и различными механизмами). Хорошо развито практическое мышление. Охотно выбирает профессии водителя, ветеринара, фермера, лесничего, радиомонтажника, милиционера, картографа

сообразителен и наблюдателен, независим и оригинален, обладает нестандартным мышлением и творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению. Предпочитает научные профессии: эколога, футуролога, философа, химика, биолога

активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми словесными способностями. Умеет устанавливать и поддерживать отношения с людьми. Главным содержанием труда является взаимодействие с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание. Профессии данного типа: учитель, воспитатель, психолог, священнослужитель, социальный работник

усидчивый, исполнительный, дисциплинированный, аккуратный. Отдает предпочтение ясным, четко сформулированным предписаниям. Любит решать типичные задачи. Предпочитает профессии, имеющие отношение к канцелярским и расчетным работам (бухгалтер, экономист, секретарь-референт, нотариус, кассир)

находчивый, подвижный, практичный, энергичный, инициативный, азартный. Любит риск. Стремится к лидерству, любит быть на виду. Не любит занятий, требующих усидчивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми – многочисленны. Выбирает профессии коммерсанта, предпринимателя, политика, страхового агента, менеджера

высокая эмоциональная чувствительность, творческое воображение, образное мышление, богатая фантазия. Пластичен, гибок, проницателен. В отношениях с людьми опирается на свои ощущения, интуицию (понимание без логического обоснования). Развито восприятие, ручные умения и словесные способности. Предпочитает занятия, связанные с изобразительной и музыкальной, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью (дизайнер, художник, музыкант, актер)

Дополнительный интерес . Интересы человека чаще всего невозможно описать с помощью только одного доминирующего интереса. Кроме основного при анализе профессий необходимо учесть и дополнительный интерес. Поэтому в классификационной карточке для каждой профессии отмечены как доминирующий, так и дополнительный интересы. Например, для профессии менеджера доминирующим интересом является предпринимательский, а дополнительным интересом – социальный.

Условия работы . Профессиональная деятельность всегда проходит в определенных условиях. В классификационной карточке отмечаются два вида условий:
- работа в помещении или вне помещения;
- мобильная (подвижная) или сидячая.
При выборе профессии любой человек может выбрать те условия, которые его больше устраивают.

ПРОФЕССИОГРАММА - это документ, в котором представлена всесторонняя, описанная по определенной схеме совокупность различных объективных характеристик деятельности в совокупности с профессионально значимыми для нее психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими качествами работника.

ОБЩАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОГРАММЫ

1. Общие сведения о профессии (штатной должности, специальности).

1.1 Наименование и назначение профессии:

- наименование и код профессии (специальности).

- назначение, распространенность, связь с другими профессиями;

- некоторые аспекты истории и перспективы развития.

1.2 Характеристика рабочего места, средств и орудий туда:

- уровень технической оснащенности и автоматизации профессиональной деятельности;

- основные орудия и средства труда;

- конструктивные количественные параметры рабочего места;

- параметры рабочей зоны;

- конструкция органов управления;

- основные каналы получения информации.

1.3 Необходимая общая и специальная подготовка:

- подготовка специалиста и основные пути комплектования должности прфессиональными кадрами;

- требования к общеобразовательной и специальной подготовке, уровень необходимой квалификации;

- организация переподготовки и переквалификации в рамках одной отрасли производства.

1.4 Основное содержание функциональных обязанностей специалиста

( что должен знать и уметь специалист, за что он отвечает).

1.5 Показатели эффективности работы специалиста по критериям:

2. УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Санитарно-гигиенические условия:

- соотношение продолжительности работы на воздухе и в закрытом помещении;

- показатели содержания кислорода, углекислого газа, температуры, влажности, шума и вибрации, возможных радиационных, тепловых и других воздействий, ускорения, перегрузки, освещенности и т.д., а также их динамика в течении суток;

- наиболее специфические внешние воздействия;

- физиолого-гигиеническая характеристика одежды и защитных приспособлений;

- возможность и особенности привыкания человека к санитарно-гигиеническим условиям данной специальности.

2.2 Организация и режим труда:

- величина общей и специальной физической нагрузки;

рабочая поза и помещение в пространстве, характер сменности, продолжительность работы в течение суток;

- характеристика нервно-психической нагрузки, длительность сосредоточенного наблюдения, количество поступающих сигналов в единицу времени,

- наличие монотонности в работе, число приемов в основных трудовых операциях,

-характеристика темпа работы (свободный или вынужденный),

- периодичность времени и организация отдыха,

- травмоопасность, характер травматизма, основные профессиональные заболевания,

- наличие длительного напряжения, перегрузок, перепадов в характеристиках микросферы, химические и физические неблагоприятные воздействия,

- влияние неблагоприятных факторов на психику и работоспособность,

- меры по улучшение техники безопасности, охраны здоровья.

3.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Характеристика объединения работников, в составе которых специалист выполняет свои обязанности:

- влияние сплоченности на качество выполнения поставленных задач,

- степень взаимообусловленности успеха индивидуальной и коллективной деятельности,

- типичный стиль руководства (директивный, демократический или попустительский),

- интенсивность профессионального общения.

3.2 Роль и место специалиста в системе внутриколлективных связей:

- основные связи специалиста в ходе служебной деятельности по "вертикали и горизонтали",

- степень значимости успешности выполнения работником своих задач

для бригады в целом и мера его ответственности за работу других ее членов,

- возможность проявления индивидуальных особенностей, способностей, творчества,

- требования к общительности, стилю поведения и т.д.

3.3 Мотивационные аспекты деятельности:

- степень обусловленности качества работы специалиста его мировоззренческой позицией, обоснованностью его мотивов, наличием

склонностей, интересов, увлечений (каких именно),

- наиболее привлекательные и негативные стороны профессии.

4. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКА

4.1 Описание и анализ основных задач и операций, выполняемых специалистами

- наименование, последовательность и содержание основных задач и операций,

- выделение и описание напряженных моментов деятельности, предъявляющих повышенные требования к социально-психологическим и психофизиологическим качествам работника, характер активизации при этом различных психических функций.

4.2 Особенности приема информации:

- характеристика поступающей информации (состав информационных каналов, преобладающие виды сигналов, распределение информации по форме предъявления и по времени, объем основных сообщений),

- общая структура коммуникаций специалиста,

- типичные помехи при приеме информации, системы анализаторов, находящиеся под преимущественной нагрузкой,

- характеристика динамики, степень напряжения информационных потоков на различных этапах деятельности.

4.3 Особенности переработки информации и принятия решения:

- преимущественные способы переработки и принятия решения, степень их согласованности и ответственности,

- участие и роль в этом различных видов памяти (долговременной, оперативной, логической, зрительной, слуховой), типов мышления (наглядно-действенного, наглядно-обзорного, логического) и его качеств (быстроты, гибкости, самостоятельности),

- влияние личностных качеств на эффективность переработки информации и принятия решения.

5. ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ

5.1 Характер и степень изменения психофизиологических функций и их работоспособности:

- особенности влияния различных операций процесса деятельности и факторов внешней сферы влияющих на психическое состояние человека,

- общая динамика работоспособности,

- изменение функциональных возможностей различных психических процессов в ходе выполнения специалистом своих обязанностей.

5.2 Основные эмоциональные состояния (ЭС) специалиста:

- наиболее характерные эмоциональные состояния для данной специальности,

- ситуации, вызывающие эмоциональное напряжение,

- степень обусловленности ЭС самим процессом деятельности, а также факторами среды и социально-психологическими факторами.

5.3 Основные пути преодоления неблагоприятных состояний:

- в какой мере изменение состояний влияет на эффективность выполнения работы,

- возможность управления динамикой психических состояний (приемы и средства),

- индивидуальные различия, выраженность тех или иных состояний,

- какие социально-психологические и психофизиологические качества в наибольшей мере обеспечивают преодоление неблагоприятных состояний.

6. ПСИХОГРАММА

6.1 Личностные особенности:

- требования к уровню профессиональной направленности и обоснованности мотивов работы, требования к склонностям и интересам, опыту социального поведения,

- требования к волевым качествам и чертам характера,

- требования к организаторским способностям и другим качествам.

6.2 Сенсорно-перцептивные свойства:

- требования к функциям анализаторов (дифференциальный порог, лабильность),

Система требований к человеку с каждой профессии называется профессиограммой Профессиограмма - это специальная карта, содержащая развернутый перечень условий и характеристик трудовой деятельности по конкретной профессии, ее отдельных требований и профессионально важных качеств, которыми должен обладать ра вни.

Перечень требований профессии к психике человека и необходимых способностей составляет психограмму профессии

Во профессиональными способностями понимают достаточно устойчивые свойства личности, которые изменяются в процессе деятельности и обеспечивающие ее успешность и совершенствования

  • общие сведения о профессии и ее динамику в связи с развитием науки и техники, социальное и экономическое значение;
  • производственную характеристику профессии, описание трудового процесса (приводятся названия орудий труда, с помощью которых выполняется работа, указывается уровень физического и психологического напряжения (значительное, ум мерное, незначительное), рабочая поза и т.
  • санитарно-гигиенические условия труда с выделением профессиональных вредностей и перечнем физиологических условиях и медицинских противопоказаний;
  • перечень объема знаний и умений, необходимых для успешной профессиональной деятельности, с выделением тех, которые определяют профессиональное мастерство;
  • характеристику видов и продолжительности профессионального обучения, возможности повышения квалификации;
  • психограмму, т.е. характеристику психологических требований профессии к человеку с выделением основных и желаемых психических особенностей, а также психофизиологических противопоказаний

Среди психологических и психофизиологических требований основными являются:

  • типологические особенности (сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов);
  • сенсорные качества (острота зрительной, слуховой, тактильной чувствительности);
  • скорость распознавания сигналов;
  • восприятия предметов в статике и динамике;
  • внимание (концентрация, распределение, переключение, устойчивость);
  • память (особенности, объем);
  • мышления (анализ, синтез, абстракция);
  • эмоционально-волевая сфера (эмоциональная устойчивость, способность к эффективной деятельности в экстремальных условиях и т.д.);
  • личностные качества (организованность, способность к сотрудничеству, коммуникативные качества, ответственность, инновационность и т. др.)

Каждая профессия ставит различные требования к физическим, психофизиологическим и психологических свойств человека Такие требования называют характеристиками профессии Комплекс психофизиологических и психологических характеристик составляет психограмму профессии, графическое изображение которой называется психологическим профилем профессии В психограмму требования профессии к различным свойствам работника оцениваются в баллах в диапазоне от 1 до 5 (от незначительной до высокой)ї).

Классификации и методы изучения профессий

Каждая профессия отличается не просто отдельными характеристиками, а определенным комплексом характеристик, который формирует психологическую структуру профессии Вместе с тем психологический профиль профессии включает в в себе и такие характеристики, которые являются общими для целой группы профессий Поэтому задачей профессиографии является группировка профессий на основе общности тех или иных психологических характеристикахик.

К К Платонов предлагает разделение профессий на психомоторные, технические, математические, гуманитарные, педагогические, лечебные, организаторские, научные и в сфере искусств Такое разделение профессий позволяет сопос лять их требования с соответствующими способностями человекадібностями людини.

Общепризнанной и распространенной в практике профориентации является классификация профессий, предложенная Е А Климовым В основу этой классификации положены четыре признака:

  • особенности предмета (объекта труда);
  • цель работы;
  • орудия труда;
  • условия труда
  • Исходя из особенностей предмета (объекта) труда, все профессии подразделяются на пять типов:
  • биономични («человек-природа»);
  • технономични («человек-техника»);
  • социономических («человек-человек»);
  • сигномични («человек-знаковая система»);
  • артономични («человек-художественный образ»)
  • В целях труда каждый тип профессий делится на три класса:
  • гностические (распознавание, оценка, проверка);
  • преобразовательные (обработка, упорядочение, организация, влияние);
  • поисковые (нахождение, открытие, создание нового)

Так, гностические профессии требуют от работника выразительной познавательной активности, устойчивого внимания, наблюдательности, интереса к свойствам определенных объектов Преобразовательные профессии требуют схильнос сти к практическому воздействия на окружающую среду, интереса к процессам и результатам Поисковые профессии связаны с интересом к инновациям, творческим мышлением и воображениемою.

зависимости от орудий труда все профессии подразделяются на четыре группы:

  • ручного труда (простые и механизированные ручные орудия труда);
  • механизированного труда (операторы механизмов);
  • автоматизированной труда (операторы автоматизированных систем с пультовым управлением);
  • труд, в котором основное значение имеют умственные умения и навыки (учитель, врач, ученый-теоретик)

По условиям труда выделяются четыре подгруппы профессий:

- с повышенными требованиями к моральным качествам (судья, врач, милиционер);

- с необычными условиями работы (летчик, испытатель, водолаз);

- с бытовым микроклиматом (бухгалтер, библиотекарь);

- работой на открытом воздухе (строители, земледельцы)

Сочетание этих характеристик создает определенный характерный для конкретной профессии комплекс требований к способностям работника

Еще одна классификация профессий связана с понятием профессиональной пригодности (пригодности человека к конкретной трудовой деятельности) Под профессиональной пригодностью понимают наличие у человека психофиз зиологичних и психологических свойств, которые соответствуют конкретной профессии и обеспечивают достаточную эффективность работы по этой профессииї.

По этому признаку профессии делятся на две группы:

  • профессии, не ставят особых, повышенных требований к физиологических и психологических свойств человека;
  • профессии, которые ставят жесткие требования к психофизиологических функций человека

В Украине подготовлен и согласован с Кабинетом Министров Временный перечень профессий и специальностей, требующих профессионального отбора

Для анализа профессиональной деятельности и составления психологического профиля профессий применяются методы наблюдения за трудовым процессом; анкетирование; интервью; трудовой метод (включение), анализ к критических ситуаций

Метод наблюдения с помощью фотографий, киносъемки применяется при изучении тех профессий, в которых существенная роль принадлежит двигательным актам

Метод анкетирования на основе опросников, интервью с исполнителями и руководителями используется на начальных этапах изучения профессии Его недостатком является незнание опрашиваемыми психологических характер ристик других профй.

Трудовой метод изучения профессий заключается в том, что исследователь сам включается в трудовой процесс, выполняет функции работника, профессию которого изучает Применение этого метода ограничивается профессиями которые не требуют длительного обученияя.

Анализ критических случаев, аварий, травмирования работников, которые имели место в данной профессии, проводится на основе статистических материалов, а также путем опроса различных по квалификации заработной ники.

Что такое профессиограмма, как её составлять, практические примеры.

Профессиограмма — перечень базовых требований к работнику.

Составляется для максимального соответствия качеств кандидата к требованиям профессии в данной компании.

Цель создания — подбор лучших профессионалов для важных специальностей.

Профессиограмма - Что Это?
Профессиограмма - Что Это?

Самая трудная профессия — быть человеком.

Хосе Марти

Описание

Профессиограмма — инструкция, описывающая технологические характеристики профессии, отображающая функциональные обязанности работника. Описывает психологический портрет индивидуального кандидата на данную специальность.

  1. Название специальности. Раздел содержит основную информацию о профессии, её специфические особенности, перспективы развития.
  2. Описание трудового процесса. Раскрывает специфику работы, должностные обязанности, рабочее место.
  3. Знания и навыки. Инструкция указывает перечень задач, которые работник должен уметь выполнять. Анализ профессиональных и личностных качеств для данной специальности.
  4. Квалификация. Минимальный уровень образования, который делает доступной работу по данной профессии. Указываются возможности профессионального роста.
  5. Санитарно-гигиенические условия. Указываются условия труда (необходимый уровень освещённости, максимально допустимый уровень шума и пр.). Рассматриваются предпосылки профессиональных рисков (монотонность труда, повышенный уровень травматизации). Описывается ответственность за получение травм на производстве, выплаты в форс-мажорных ситуациях.
  6. Физиологические и психологические требования к кандидату на должность. В инструкции указываются требования к физическому и психическому здоровью. Раскрываются требования к личностным качествам: интеллекту, внимательности, конфликтности.

Внимание!
Документ уникален для каждой организации.

  • информационные — используются психологами для профориентации клиента, информации об интересующей специальности;
  • ориентировочно-диагностические — дают оценку реальных результатов деятельности, проводят анализ причин аварийных ситуаций, низкой производительности труда;
  • конструктивные — помогают внедрению новых технологий, разработке улучшений условий труда;
  • методические — подбирают методики изучения динамики изменений специализации, способствуют оптимизации рабочего процесса;
  • диагностические — подготовка и переподготовка рабочих кадров.

Как составлять?

Разработке документа предшествуют два подготовительных этапа:

Первый этап включает в себя проведение экспертной оценки требуемой профессии.

  • изучение квалификационных справочников;
  • наблюдение за работой профессионалов, проведение хронометража работ;
  • опрос квалифицированных специалистов;
  • проведение экспериментов, тестов с использованием современной аппаратуры;
  • исследования травмоопасности и вредности производства.
  1. Суть специальности, общая характеристика, название по официальной номенклатуре. Указывается диапазон квалификаций: разряды, классы.
  2. Описание трудового процесса, профессиональные требования к работнику, перечисление основных обязанностей. Описываются средства для выполнения работы, конечная цель деятельности.
  3. Профессиональные качества, знания и навыки, необходимый уровень образования и подготовки специалиста. Указывается необходимое физическое состояние работника и болезни, являющиеся противопоказаниями к данному виду деятельности.
  4. Описание условий труда, плюсы и минусы специальности. Профессиональные вредности и возможность травматизма на производстве. В разделе указывается оплата труда, льготы, количество дней оплачиваемого отпуска.
  5. Предъявляемые требования к личностным качествам работника согласно специализации: ответственность, быстрота реакции, коммуникабельность, стрессоустойчивость.
  6. Сведения о возможности получения профессии, методики подготовки, переподготовки, повышения квалификации.

Важно!
Профессиограмма разрабатывается для конкретной компании. Требования, предъявляемые к работнику должны быть ориентированы на перспективы развития фирмы в целом.

Профессиограмма психолога

Задача специалиста-психолога — создание оптимальных условий жизнедеятельности человека.

  1. Тип и класс специальности. Работа заключается в общении с людьми, испытывающими трудности в адаптации и самореализации. Профессия включает психологическую диагностику, тестирование, аналитическую работу с результатами исследований. Консультирование, просвещение, проведение профориентации.
  2. Направление деятельности. Многоплановое, имеет несколько специализаций: педагога психолога, работающего с проблемными детьми; психолога-консультанта, помогающего людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; психолога-диагноста, создающего на основе методологических тестов психологический портрет индивида; психолога-менеджера, изучающего взаимоотношения в компании с целью улучшения качества работы.
  3. Условия труда. Работа специалиста чаще происходит в помещении. Место работы: образовательные и медицинские учреждения, консультативные центры, кадровые агентства. Инструменты труда психолога — его внутренние качества: способность понять проблему человека и решить её. Технические средства — компьютер, методологические пособия.
  4. Профессиональные требования. Для психолога важно обладать знаниями педагогики, психодиагностики, быть готовым к профессиональной работой с группой лиц по своей специализации. Профессионал должен уметь: устанавливать доверительный контакт с людьми, владеть методами психологической оценки, проводить сбор и анализ информации, разрабатывать действенные программы решения проблем.
  5. Требования к личностным качествам работника. Специалист должен иметь логический и аналитический склад ума, обладать высоким интеллектом, умением ясно выражать свои мысли. Важны коммуникабельность и стрессоустойчивость.
  6. Ограничения для работы по медицинским показаниям. Работать психологом запрещено при наличии заболеваний: патологий центральной и периферической нервной системы, снижения когнитивных функций, болезнях органов речи, зрения и слуха.
  7. Возможность получения специальности. Психолог — специалист с высшим образованием, окончивший высшее учебное заведение данного профиля. Современным методикам исследования и анализа обучают на курсах повышения квалификации, специализированных семинарах, тренингах.

Примеры

Агроном


1. Реалистический (практический) тип
2. Исследовательский (интеллектуальный) тип
3. Социальный тип
4. Конвенциональный (стандартный) тип
5. Предпринимательский тип
6. Артистический тип
Содержание труда Выполнение агротехнических приёмов по выращиванию сельскохозяйственных культур с использованием удобрений и инсектицидов. Осуществление мелиорации земель.
Знания и умения Знания по семеноводству, выбору адаптированных сортов культур. Грамотное употребление химических средств. Использование современного оборудования для сбора урожая
Профессиональные качества Любовь к природе и биологии, наблюдательность, дальновидность. Способность управления персоналом
Медицинские противопоказания Аллергия на химические препараты, кожные болезни, ревматизм.
Пути получения профессии Сельскохозяйственные институты и техникумы.

Экономист


Содержание труда Работа с документацией, экономический анализ деятельности компании, начисление и отчисление платежей
Знания и умения Знание структуры хозяйственных средств, навыки составления отчётов, финансовых проводок и экономического анализа, умение работать с материальными ценностями
Профессиональные качества Абстрактно-аналитический склад ума, внимательность, ответственность, усидчивость
Медицинские противопоказания Заболевания позвоночника и суставов, нарушения работы зрения и слуха
Квалификационные требования Высшие финансовые образовательные учреждения, техникумы

Водитель троллейбуса

Содержание деятельности Управление троллейбусом по графику, профилактический осмотр и устранение незначительных неполадок
Знания и навыки Знание правил дорожного движения, умение водить транспорт и проводить ремонт
Условия труда Работа по сменам, включая вечерние и утренние часы, выходные и праздники. Льготы при выходе на пенсию
Личностные требования Быстрота реакции, внимательность, ответственность
Медицинские противопоказания Заболевания сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, проблемы с органами слуха и зрения
Где можно приобрести специальность ПТУ, курсы обучения водителей

Профессиограмма — инструмент для подбора кадров

Качественно составленный документ очень важен. Он даёт ясное представление о должностных обязанностях, условиях труда, требованиям к образованию и личностным качествам работника.

Инструкция облегчает работу сотрудника отдела кадров, психолога по профориентации.
Человеку, пришедшему устраиваться на работу, профессиограмма позволяет ознакомиться с нюансами специальности на данном предприятии.

Даёт полную информацию о должностных обязанностях, условиях и оплате труда, существующих льготах и возможностях карьерного роста.

А вам приходилось иметь дело с профессиограммой? Помогла ли она вам при трудоустройстве? Просьба оставить свой комментарий.

Читайте также: