Какие знания востребованы педагогической профессией

Опубликовано: 02.10.2024

Учитель – это востребованная педагогическая профессия, сутью которой является обучение детей и взрослых предметным знаниям, а также навыкам самостоятельного поиска и усвоения информации.

История профессии

Современное слово «педагог» берет свои корни в греческом языке. Именно так называли раба, который занимался с детьми и передавал им свои знания и навыки.

Еще раньше, у древних людей было распространено обучение старшими членами племени младших. Специфические знания и навыки передавались от одного человека к другому. Одни занимались охотой, другие готовили пищу, третьи занимались земледелием. Такая модель была популярна вплоть до 20 века. В основном, она сохранялась в кругах крестьян и ремесленников. Сын кузнеца с малых лет учился у него и сам становился кузнецом. Крестьянин обучал своих детей – будущих крестьян.

Еще во времена Древней Греции и Римской империи начали выделяться отдельные учебные заведения – школы и семинарии. Нам хорошо известны имена философов тех времен, по сути, они являлись носителями многих научных и общегражданских знаний и передавали их своим ученикам.

В Средние века процесс передачи знаний сконцентрировался в церквях, которые тогда имели огромную власть над обществом, полноценно конкурируя с властью светской. В роли учителей выступали монахи.

В Эпоху Возрождения начали появляться отдельные закрытые школы для представителей элиты. В них можно было получить полноценное многопрофильное образование, включая математику, историю, философию, географию, воинское дело и светский этикет. Простые же люди, в основном, оставались большой неграмотной массой населения вплоть до 18 века.

В задачи учителя входила не только передача знаний, но и воспитание. Добродетелью считались дела, а не пустые слова. Этот подход в полной мере реализовался в советской системе образования. С помощью разных социальных институтов, таких как пионерия, проводилось воспитание детей, ориентированных на положительные действия в обществе. Тех, кто нарушал дисциплину, подвергали строгим мерам наказания. В будущем для них закрывались карьерные и партийные возможности.

С развитием современных технологий, развитие образования и профессии учитель вышло на новый уровень. Появилась возможность проводить полноценные лекции и занятия через сеть Интернет. Многие курсы записаны в виде серии видео, которые можно смотреть в удобное время в удобной обстановке. Выполнение практических заданий по многим предметам и их проверка, так же возможны в дистанционном формате. Процесс перехода к дистанционным видеокурсам подстегнула эпидемия коронавируса. Высшие и средние учебные заведения начали массово переходить на дистанционные формы обучения.

профессия учитель

Суть профессии

Хороший учитель – это человек, не просто досконально знающий свой предмет и умеющий его преподавать, но и отчасти психолог, методист, наставник и воспитатель. Профессия подразумевает проведение уроков и передачу знаний, проверку домашних заданий и ведение журнала успеваемости учеников, управление дисциплиной и порядком в классе. Кроме этого, современный педагог нагружен и бумажной работой. Руководство школ требует с учителей написание методических планов и отчетов об учебной деятельности.

Отдельно имеет смысл подчеркнуть воспитательную деятельность учителей. Так, для учеников младших классов, педагог становится по сути еще одним значимым взрослым, похожим на родителей. Поэтому он должен внимательно относится к эмоциям учеников, уметь завоевывать их доверие, создавать у них позитивную мотивацию к усвоению знаний.

Специализации

Внутри профессии учителя есть несколько основных специализаций. В процессе обучения, вам предстоит выбрать одну из них.

Учитель начальных классов. Для тех, кто хочет учить самых маленьких школьников в возрасте от 6 до 10 лет. Вам предстоит освоить не только преподавание самих предметов, но и детскую психологию. Также придется в совершенстве овладеть навыком удерживать на себе внимание детей в течение всего урока.

Учитель средней и старшей школы, «предметник». Это педагоги, которые специализируются на преподавании одного предмета. Как правило, они проходят подготовку на профильных факультетах в педагогических ВУЗах. Выпускник физического факультета будет преподавать физику, биологического – биологию, филологического – русский язык и литературу. Иногда педагог может иметь подготовку сразу по двум предметам, например, преподавать математику и экономику.

Педагог-психолог, тьютор, социальный педагог. Это специалист, занимающийся психологическим развитием школьников, проблемами успеваемости и дефицитом внимания. Часто, именно школьный психолог первым замечает настоящие проблемы ученика, будь то проблемы в школе со сверстниками, либо же проблемы в семье.

Педагог девиантного поведения. Это специалист, работающий с трудными детьми. Помогает корректировать агрессивное поведение школьника в адрес сверстников и решает проблемы с адаптацией в школе и коллективе. Одна из задач подобного педагога – это предотвращение вреда, наносимого себе, либо окружающим.

Педагог-дефектолог. Это одна из самых сложных специализаций в профессии учителя. Дефектолог работает с детьми с ментальными и физическими особенностями развития. В качестве примера этой специализации можно выделить логопедов, помогающих преодолеть любые проблемы с речью и произношением звуков. Такие специалисты должны не только быть чуткими и внимательными педагогами, но и иметь глубокие знания медицины и детской психологии.

Плюсы и минусы профессии

В профессии учителя есть свои плюсы и минусы, как и в любом другом деле. Сформулируем их конкретно.

плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Общение с людьми,
  • Возможность обучить своих подопечных хорошим и правильным вещам, привить любовь к своему предмету,
  • Возможность постоянно учиться у детей, быть молодым душой,
  • Благодарность выпускников и их родителей,
  • Длинный отпуск.

Минусы

  • Необходимость справляться с трудными и конфликтными детьми,
  • Необходимость договариваться и взаимодействовать со сложными родителями,
  • Весьма небольшая оплата труда относительно значимости профессии,
  • Личная ответственность за жизнь и здоровье детей,
  • Большой объем бумажной работы по составлению планов и отчетов,
  • Необходимость справляться с давлением руководства, родителей и самих учеников.

Многие справедливо называют педагогическое дело не профессией, а призванием. Только искренняя любовь к этому делу помогает справляться с существующими минусами и сложными сторонами этой работы.

Качества, необходимые для хорошего учителя

Хорошие учителя похожи тем, что имеют ряд качеств, необходимых в этой профессии. Нужно не только уметь хорошо объяснять свой предмет, но и удерживать на себе внимание учеников, которые норовят отвлечься на свои телефоны. К числу необходимых качеств можно отнести:

  • Любознательность и постоянное самообразование,
  • Любовь к своему предмету и свободно в нем ориентироваться,
  • Любить детей и подростков,
  • Уметь слышать и с уважением относится к ученикам,
  • Уметь находить контакт как с группой детей, так и с каждым ребенком по отдельности,
  • Быть лидером и авторитетной фигурой, уметь вести учеников за собой,
  • Иметь представление о психологических особенностях детей разных возрастов,
  • Уметь справляться со стрессом от работы, быть терпеливым,
  • Быть справедливым и максимально объективным,
  • Иметь достаточную гибкость и творческий подход к своему делу,
  • Быть организованным и дисциплинированным,
  • Быть дружелюбным и уметь мотивировать,
  • Иметь опрятный внешний вид и рабочее место.

Где учиться на педагога?

Профессию можно получить как в колледже, так и высшем учебном заведении. Среднего профессионального образования достаточно, чтобы работать учителем младших классов (специальность 44.02.02). В каждом среднем и крупном городе есть колледжи, где можно обучиться по этой специальности. Например, в Москве таких организаций сразу пять:

В ВУЗах готовят преподавателей всех направлений. Основные специальности:

  • 44.03.01 Педагогическое образование
  • 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
  • 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
  • 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
  • 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
  • 44.05.01 Педагогика девиантного поведения

Основные московские ВУЗы, готовящие педагогов:

Если вы планируете быть преподавателем в ВУЗе и дополнительно заниматься наукой, стоит поступать в профильное учебное заведение. У выпускников большинства институтов и университетов в дипломе есть слово «преподаватель» (например, биолог, преподаватель биологии), что позволяет вам преподавать данный предмет.

Курсы

При наличии у вас высшего образования любого профиля, вам не нужно получать второе высшее образование, чтобы пойти работать учителем. Достаточно пройти курсы переподготовки, которые займут от 1,5 до 3,5 месяцев, в зависимости от выбранной специализации. Примеры подобных курсов:

  • Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки (Москва), программа длительностью 280–520 часов (что займёт от 1,5 до 3,5 месяцев обучения);
  • Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, программа длительностью от 252 часов до 516 в зависимости от профиля
  • Российский университет дружбы народов (Москва), программа длительностью 600 часов для учителя начальных классов и от 260 до 1400 часов для предметников;
  • Томский государственный университет предлагает программы переподготовки для будущих учителей дошкольных учреждений, тренеров и тьюторов.

Работа для учителя

В зависимости от квалификации и личного выбора, учителя могут работать в следующих местах:

  • Детские сады,
  • Муниципальные и частные школы,
  • Учреждения дополнительного образования,
  • Репетиторство,
  • Компании, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров.

Востребованность

Учителя востребованы всегда и везде, как в крупных городах, так и в сельской местности. В любом городе можно без труда найти работу по своей специальности. Дополнительно, государство реализует программы для привлечения учителей в сельские школы, как, например, «Земский учитель», предполагающую компенсацию в размере 1 миллиона рублей для тех педагогов, которые выполнят её условия. Крупный бизнес также спонсирует эту сферу. Например, у Сбербанка есть программа «Учитель для России».

Сколько зарабатывают учителя

Заработная плата учителя состоит из нескольких частей: оклад, доплаты за категорию и учебную нагрузку, стаж, проверку тетрадей и классное руководство. Самые высокие доходы – у педагогов Москвы. Они значительно больше, чем у их коллег в регионах. Вилка зарплат составляет от 20000 до 150000 рублей. Зарплаты выше 100000 рублей, как правило, выплачиваются только в элитных частных школах.

При этом, разница в доходах сильно зависит от региона. Средний уровень зарплат в Москве – 97000 рублей, в Санкт-Петербурге – 58000 рублей, в Омске – 29000 рублей, в Северной Осетии – 23000 рублей.

Зарплаты в России и за рубежом

Для удобства сравнения все зарплаты переведены в доллары США.

Страна Мин. зарплата (за год) Ср.зарплата (за год) Воспитатель в дет.саду Преподаватель англ. языка Директор школы
Москва 3949$ 6304$ 3395$ 6300$ 5700$
Регионы РФ 3157$ 5522$ 3235$ 5510$ 5275$
США 36655$ 74450$ 56865$ 45820$ 108140$
Великобритания 34339$ 74675$ 33410$ 43178$ 67220$
Австралия 27938$ 56943$ 50684$ 56235$ 98235$
Канада 38146$ 73389$ 34392$ 30554$ 75265$
Германия 17205$ 37236$ 33156$ 28924$ 79668$
Франция 21807$ 41935$ 34215$ 23489$ 83922$
Южная Корея 21322$ 44448$ 21324$ 22965$ 50294$

Карьера

Карьерные возможности в этой профессии довольно ограничены. Так, например, школьный учитель может стать вначале заместителем директора, завучем по учебной работе, затем – директором школы. Директора школ могут перейти на работу в региональное министерство образования, а после – в федеральное. В университетах и институтах можно возглавить кафедру, стать деканом и ректором.

Открыта дорога и предпринимательство. Можно открыть собственный учебный центр, языковую школу, кружки по робототехнике и другие заведения.

Востребована ли профессия учителя географии или испанского языка? А что с литературой или физикой? В школьном образовании сейчас ситуация сложная: одновременно и нехватка кадров, и довольно низкая зарплата. Правда, как всегда, где-то посередине. Дело в том, что востребованность, оплата и количество вакансий в первую очередь зависят от специальности учителя. Мы собрали список профессий учителей и ранжировали их по количеству вакансий и размеру зарплаты.

5 самых востребованных специальностей учителей

Не секрет, что на некоторые предметы учителей ищут чаще. Если у вас педагогическое образование по этим специальностям, вы точно не останетесь без работы. К сожалению, у этого есть и негативный эффект. Из-за того, что и вакансий, и работников очень много, заработная плата (особенно в регионах) оставляет желать лучшего.

Английский язык

Абсолютный лидер среди вакансий. Востребованность учителей английского объясняется двумя причинами:

  • в каждую школу нужно много учителей этой специальности,
  • практически во всех школьных и дошкольных развивающих центрах преподают английский язык.

Одновременно открыто примерно 3–4 тыс. таких вакансий. И не забывайте о репетиторстве: к индивидуальным преподавателям английского языка охотно записываются даже взрослые.

Начальные классы и дополнительное образование

Педагог начальных классов — популярный вариант. Предметная специализация учителя достаточно сложна, ведь предстоит учить малышей и русскому языку, и математике, и тому же природоведению. Не случайно на педагога начальных классов обучают отдельно. Кроме того, с такой специальностью вам ничто не мешает устроиться и в развивающие центры, и на курсы дополнительного образования.


Математика, алгебра и геометрия

Рейтинг учителя математики в списке вакансий довольно высок: алгебра и геометрия занимают почётное третье место. Количество вакансий не намного меньше — также держится в районе 3000. В этом случае репетиторство снова будет отличным помощником в работе. Благодаря обязательным экзаменам и ЕГЭ, школьники вынуждены дополнительно заниматься математикой.

Русский язык и литература

Гуманитарная специальность шагает практически вровень с точными науками. Каждой школе не требуется большое количество преподавателей родного языка, но их (в отличие от многих других предметов) не могут заменять их коллеги с другим профилем. Поэтому учителя русского и литературы востребованы в каждом городе.

Информатика

Ещё одна специальность, обусловленная большим количеством курсов дополнительного образования. Вакансий уже намного меньше — около тысячи по всей России. Но популярность информатики растёт с каждым годом, ведь IT — одно из самых востребованных образований в России. Поэтому можно рассчитывать на то, что после выпуска из университета вы сможете выбрать работу по душе из огромного количества вакансий в любом городе.

5 самых высокооплачиваемых педагогических специальностей

Как следовало ожидать, самые востребованные и самые высокооплачиваемые специальности практически совпадают. Разумеется, надо обратить внимание и на регион. В столице зарплаты даже невостребованных преподавателей будут куда выше, чем в регионах. Да и учитель редкого предмета (например, психологии или астрономии) может рассчитывать на большую заработную плату из-за отсутствия конкурентов. Вот самые высокооплачиваемые специальности учителей, в порядке уменьшения зарплаты:

  1. математика, алгебра и геометрия;
  2. английский язык (кстати, в Москве и области зарплата учителей английского стоит на первом месте, в отличие от регионов);
  3. физика;
  4. начальные классы;
  5. русский язык и литература.

При этом надо понимать, что работа педагогов востребованна по-разному в разных регионах России, и заработная плата будет отличаться в зависимости от того, где вы живёте. Да и разница между первым и пятым местом не такая большая — всего в 5–8 тыс. Кроме того, не забывайте и про разнообразные надбавки: молодым учителям, классному руководителю, при повышении квалификации и т. д. и т. п.
Не секрет, что сейчас система образования претерпевает существенные изменения. Неизвестно, будет ли профессия учителя востребована в будущем — в качестве преподавателей часто приглашают специалистов без педагогического образования, да и опыт дистанционного обучения во время пандемии стёр часть границ. Пока вакансий хватает для учителей практически любого предмета. Даже если вы не нашли работу в школах, то всегда сможете пойти работать репетитором или педагогом в центры дополнительного образования. Кстати, знания педагогики пригодятся и в других сферах — например, менеджменте и управлении. Ну а пока в сфере образования — явная нехватка квалифицированных кадров, так что вы точно не останетесь без работы.

Приближается 1 сентября, и самое время поговорить о профессии учителя. В этой статье мы обсудим цели и ценности профессии, плюсы и минусы, где работать и где учиться. И каким должен быть современный учитель, если "дети уже не те"?

Описание профессии учителя

Можно сказать, что профессия учителя зародилась вместе с человечеством. С момента разделения труда, когда появились первые виды профессиональной деятельности, появилась и потребность передавать знания и навыки от одного поколения к другому. Охотник учил нового охотника, а повар - нового повара. С возникновением первых цивилизаций - в Египте, Междуречье, Индии, Китае - появилась потребность в грамотных людях, ведь товары и армию надо пересчитывать, а законы записывать и трактовать. В общем, без учителей и школ, которые воспитывают квалифицированные кадры, невозможно существование государства, поэтому профессия учителя одна из самых востребованных и такой останется.


К профессии учителя (и педагога в целом) во все времена относятся уважительно и с благодарностью. Учитель - это один из главных образцов, на которые ориентируется ребенок в период взросления. Поэтому, кроме вполне понятной задачи - научить, передать знания по предмету, в задачи учителя входит и передача ценностей, то есть, формирование разносторонне развитой и гармоничной личности. А это, знаете ли, уже серьезно и ответственно.

Плюсы и минусы профессии

Уже во время учебы в школе человек может оценить плюсы и минусы профессии.

- Бывают "трудные" и конфликтные дети
- Бывают "трудные" родители
- Не всегда достойная оплата труда
- Большая ответственность за жизнь и здоровье детей
- Много работы по составлению планов и отчетов
- Давление руководства, родителей и самих учащихся

Минусов получилось больше, но педагогика по праву считается не профессией, а призванием. Поэтому для человека, осознанно выбирающего преподавание, плюсы обязательно перевесят минусы.

Какими качествами должен обладать учитель

Современный учитель вынужден конкурировать за внимание детей с многочисленными источниками информации. Телевидение, социальные сети, смартфоны и планшеты с играми - всё это мешает учащемуся осваивать школьные предметы. Что может противопоставить миру развлечений школьный учитель?

Какими качествами важно обладать педагогу:

✎ Любить предмет и не останавливаться в собственном обучении (любознательность)
✎ Слышать и уважать мнение ученика (эмоциональный интеллект)
✎ Уметь справляться со стрессом (терпеливость и стрессоустойчивость)
✎ Быть гибким и творчески походить к учебному процессу
✎ Быть уверенным, организованным и дружелюбным
✎ Уметь мотивировать
✎ Опрятность во всем, в том числе внешнем виде

Где учиться на учителя

Важно, что преподавать в школах сегодня разрешено только тем, у кого есть педагогическое образование - направление подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки" - или образование в области, связанной с преподаваемым предметом, то есть, в дипломе указано слово "преподаватель". Поэтому, если вы дизайнер и хотите преподавать в школе ИЗО, то вам потребуется пройти дополнительное обучение и получить сертификат при одном из вузов.

Образовательная траектория к профессии учителя может проходить через колледж или через вуз. А возможно, через колледж и потом вуз.

1. Колледж
Чтобы стать преподавателем в начальных классах (специальность 44.02.02), достаточно среднего профессионального образования. В каждом среднем и крупном городе России есть педагогические колледжи, где можно получить образование преподавателя начальных классов.
Например, в Москве это:
• Педагогический колледж №10
• ГАОУ ВО МГПУ Педагогический колледж №9 "Арбат"
• Педагогический колледж №1 им. К.Д. Ушинского
• Педагогический колледж "Медведково"
• Педагогический колледж им. С.Я. Маршака



2. Педагогический вуз
В вузах готовят преподавателей как начальных, так и старших классов. В вузе можно выбрать одну из специальностей:
44.03.01 Педагогическое образование
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
44.05.01 Педагогика девиантного поведения

Московские вузы, которые специализируются на подготовке педагогов:
• МГОУ - Московский государственный областной университет
• МГППУ - Московский городской психолого-педагогический университет
• МГПУ - Московский городской педагогический университет
• МПСУ - Московский психолого-социальный университет
• МПГУ - Московский педагогический государственный университет
• МГГЭУ - Московский государственный гуманитарно-экономический университет
• МГГУ Шолохова - Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

3. Профильный вуз
Профессию учителя можно совместить с исследовательской работой. Если вы хотите иметь возможность преподавать не только в школе, но и в вузе, плюс заниматься наукой, то лучше поступить в профильный вуз. Преподавателем биологии или истории, иностранного языка или математики может стать исследователь в этой предметной области. Например, у выпускников НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МИСИС в дипломе указано, что они имеют право преподавать свой предмет.

Более подробную информацию о вузах и предметах, которые нужно сдавать, чтобы стать учителем-предметником, вы узнаете в разделе "Профессии":
✔ Профессия педагог (в гуманитарных науках)
✔ Профессия педагог (в физико-математических науках)



Где работать учителю

✔ Муниципальные и частные школы
✔ Индивидуальная работа (репетиторство)
✔ Компании, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров
✔ Детские сады
✔ Учреждения дополнительного образования

Сколько получают учителя

Зарплата учителя складывается из нескольких частей: оклад, доплата за учебную нагрузку, категорию, стаж, классное руководство и проверку тетрадей. Зарплаты учителей государственных школ в Москве сильно отличаются от зарплат в регионах. На повышающий коэффициент имеют право преподаватели языков и молодые специалисты.

Диапазон зарплат:
✔ от 30 000 до 150 000 рублей (в частных школах)

Карьерные возможности

Может показаться, что карьерные возможности школьного педагога не такие широкие, как у сотрудника корпорации Google или Газпром. Но вертикальная карьера доступна и учителям. Если начинать с позиции учителя, то затем можно стать заместителем директора по определенному направлению, завучем по учебной работе, а затем дорасти до директора школы. Директора школ могут стать руководителями муниципального, регионального органа управления образованием, работником Минобрнауки, Министром образования региона и даже Министром образования РФ.

Если выйти за рамки школы, то учитель может заняться предпринимательством: открыть частную школу или образовательный центр, где будут оказывать услуги дополнительного образования, - учить языкам, робототехнике, 3D-моделированию и т.д.



Перспективы профессии

Востребованность и значимость профессии учителя никогда не снизится. Работа учителя относится к распространенным и востребованным. И она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение, потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим воспитанникам. Тем не менее, стоит помнить, что высокооплачиваемый и востребованный - это не одно и то же.

Как приблизиться к профессии учителя

Хотите начать свой путь к профессии учителя? У вас много возможностей развиваться уже сейчас:
✎ Прочтите знаковые для учителя книги: Я. Корчак "Как любить ребенка", А.С. Макаренко "Педагогическая поэма", Б. Кауфман "Вверх по лестнице, ведущей вниз". И продолжайте расширять свою педагогическую библиотеку.
✎ Углубленно изучайте тот предмет, который вы хотите преподавать.
✎ Подпишитесь на аккаунты педагогов в социальных сетях. Например, в Instagram: @sinie_zanaveski, @michaelbonner_, @thehungryteacher8th, @vikulova_ao
✎ Посетите дни открытых дверей педагогических вузов: МГПУ, МГППУ, МПГУ и др.
✎ Предложите помощь преподавателям младших классов во время уроков, проявляйте активность на дне самоуправления, попробуйте репетиторство для детей знакомых.

Профессия педагога и учителя уникальна тем, что ее можно попробовать, пока учишься в школе. Но прежде, чем идти в педагогику, постарайтесь взвесить все "за" и "против" других специальностей, потому что переход из любой специальности в педагогику проще, чем из педагогической специальности - в другую. Иначе говоря, учителем при желании вы можете стать в любой момент, а, например, инженером-конструктором после преподавания физики в школе стать гораздо труднее.

Если вы хотите менять жизнь школьников к лучшему и продолжить дело таких известных людей, как Альберт Эйнштейн, Ноам Хомский, Герберт Уэлс, Вильгельм Гумбольт и Мария Монтессори, то выбирайте профессию учителя.

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР "Гуманитарные технологии"


Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Никто не спорит, что самым главным навыком, которым должен обладать учитель ( в современных, сложнейших, постоянно изменяющихся условиях ) – это умение учить детей. Учить так, чтобы и мотивировать, и вдохновлять, и знания оставлять в голове.

Мы живем в ситуации неопределенности , не знаем подчас, что «день грядущий нам готовит», а потому нижеперечисленные навыки у учителя (при прочих одинаковых вводных) могут дать высокие результаты обученности и успеваемости его учеников. Итак, что же это за навыки?

Всемирный экономический форум в Давосе

Каждый год в Давосе проходит Всемирный экономический форум , где и были оглашены самые востребованные навыки, которые будут необходимы любому человеку в самом ближайшем будущем.

1. Целостный подход к решению проблем

Любой специалист, а уж профессионал точно, должен уметь решить проблему , осознав причину. Бороться с последствиями не продуктивно. Всем понятен пример работы врача: грамотный специалист пытается найти основную причину заболевания, не занимается тем, что только выписывает горы таблеток для заглушения боли.

То же самое относится и к учителю : если педагог умеет грамотно проводить диагностику, анализировать результаты, задавать грамотные вопросы, а далее предпринимать определенные действия для решения проблем. Это и индивидуализация обучения, это и реальная работа с низкомотивированными учащимися (и с подключением администрации), и работа с одаренными детьми.

2. Критическое мышление

Критическое мышление – основной навык, который необходим не только учителям, но и детям. Потому что если человек умеет ставить под сомнение любую полученную информацию, то это приведет к отличным результатам.

Учитель, который умеет критично посмотреть на свою работу, умеет рефлексировать , обязательно найдет то, над чем нужно поработать. А значит, улучшатся образовательные результаты ребят, повысится интерес учеников к предмету, дети научатся правильно работать с информацией.

3. Креативность

В работе с современными детьми быть креативным для современного учителя, значит, быть интересным. Креативность –это умение нестандартно мыслить. Дети ждут от нас, учителей, типичной реакции не невыполненное домашнее задание, на неряшливость в работе, они привыкли и ждут от нас нотаций и воспитательных бесед.

А если поведение учителя будет отличаться от ожидаемого ( естественно, не в негативном плане ), то результативность также пойдет вверх. Работа учителя во многом требует творческого подхода, поэтому этот навык давно уже вышел за рамки предметов художественно-эстетического цикла.

4. Менеджмент

Учитель в сегодняшней школе – это еще и менеджер. Он умеет управлять потоком мыслей , умеет построить учебный процесс, умеет сплотить детский коллектив во время выполнения проектного задания, умеет построить такой коллектив, который в дальнейшем сможет самостоятельно решить любую поставленную задачу.

5. Взаимодействие с людьми

Этим навыком, ух, как пришлось овладеть в весенний период обучения с применением дистанционных технологий классным руководителям, которые были связующей нитью между школой и родителями. Часто именно учитель является мостиком между детьми и их родителями в период недопонимания и подростковых кризисов.

Поэтому обязательно нужно овладеть навыками эффективного взаимодействия. Детей тоже нужно научить взаимодействию в команде, в работе в группе. Этот навык обязательно пригодится им в будущем на работе.

6. Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – это способность понимать чужие эмоции, скрытые мотивы, а также умение держать свои эмоции под контролем. Специалисты сходятся во мнении, что эмоциональный интеллект значит больше, чем IQ. Почему? Учитель, у которого развит эмоциональный интеллект, сможет объединять людей, при этом не вызывая негативных чувств, он сможет увидеть положительные стороны каждого ребенка, сможет научить детей оказывать помощь друг другу.

Детский коллектив , в котором есть такие ребята — это благотворная среда, где легко расти и получать смежные навыки, укреплять уверенность в себе. Также эмоциональный интеллект поможет грамотному решению конфликтных ситуаций без взаимных обвинений.

7. Умение принимать решение

Это умение принимать единственное решение из множества других, умение оценить положительные стороны каждого решения, ранжировать ценность каждого решения.

Если учитель обладает этим навыком, то он сможет и детей научить этому, научит их корректировать свое поведение, потому что если ребенок не умеет принимать решения, боится это делать, то это может привести к ухудшению ситуации, так как он не сможет оценить последствия своих действий для себя и окружающих.

8 Клиентоориентированность

Для нас клиентоориентированность – это, в первую очередь , ориентация на ребенка, его умения и знания в данный момент времени, в этом плане мы говорим о дифференциации обучения, о его индивидуализации. Получается, что тот учитель, который умеет построить урок таким образом, чтобы и сильные учащиеся могли почерпнуть что-то новое для себя, и слабоуспевающие ребята могли чему-то научиться, получает высокие результаты своей педагогической деятельности, повышаются учебные результаты каждого ребенка в отдельности.

Во вторую очередь , клиентоориентированность в школе – это умение слышать родителей, например, будь то выбор курсов внеурочной деятельности или модуль по ОРКСЭ. В любом случае, искренность и уважение – это те качества, которые особенно ценятся.

9. Ведение переговоров

Навык, тесно связанный с навыком взаимодействия с людьми. Каждому хочется быть услышанным , старшеклассники и ребята, которые испытывают трудности в обучении, особенно ждут этого от своих учителей. Со всеми нужно уметь договариваться. Тогда любой диалог пойдет конструктивно.

10. Гибкость ума

И не только ума. Гибкость характера. Гибкий мозг умеет работать в ситуации многозадачности . А именно в такой ситуации находится современная школа. Учителю нужно и научить, и воспитать, и к ОГЭ подготовить, и к олимпиаде, и суметь подготовить презентацию, и урок в онлайн, и клип на конкурс и проч.проч. Именно умение быстро адаптироваться к новому и качественно работать в ситуации неопределенности, позволит учителю получать удовольствие от своей работы, видеть цель и уверенно к ней идти.

Все навыки, которые мы перечислили выше, очень полезны не только с сфере педагогической деятельности, но в любой области нашей жизни. Какими навыками, на ваш взгляд, должен обладать современный учитель?

Будьте счастливы при любой возможности!

В Telegram-канале Обучение ПРО мы публикуем актуальные события, мероприятия, постановления и распоряжения в сфере образования.

Профессия учитель – описание, история, плюсы и минусы, особенности, необходимые навыки

Эта профессия является уникальной. Потребность в педагогах существовала со времен появления человечества. Актуальна она и в настоящий момент. Люди рождаются с навыками и знаниями, которые спрятаны очень глубоко. Профессия учитель предназначена для того, чтобы развить скрытые способности человека и научить его основным навыкам, необходимым в жизни.

Описание профессии учитель

Основная цель специалиста – передавать знания другим людям и делиться какими-либо навыками. Учитель – не просто профессия, это призвание. Педагоги должны иметь высокие моральные качества, интеллект и широкий кругозор. Им необходимо постоянно повышать свою квалификацию, чтобы дать ученикам самые актуальные знания, которые потребуются от них на рынке труда.

Специальность остается актуальной и по сей день, хотя престижность ее немного утрачена. Педагоги влияют на то, какие люди будут управлять страной в будущем. Они несут социальную и моральную ответственность за подрастающие поколения. Профессия учитель востребована в крупных и средних городах, населенных пунктах, деревенских поселениях. Ее не могут заменить обучающие дистанционные курсы или тренинги, потому что учитель в отличие от компьютерной программы, может найти индивидуальный подход к каждому.

История появления профессии учитель

Впервые слово «педагог» стали использовать в Древней Греции. Этим термином именовали раба, который воспитывал и занимался людьми, передавал им свои практические и теоретические знания. Когда не было разделения труда, учителями считались старейшины общины или определенной группы людей. От них новички набирались опыта и удовлетворяли интерес любознательности.

Возникновение и становление профессии учитель произошло после появления орудий труда. С этого момента все люди поделились на группы, в зависимости от сферы занятости: одни обрабатывали землю, другие готовили, третьи охотились. Человек накапливал все больше жизненного опыта, и возникла необходимость передать навыки потомкам, так появились первые педагоги. Их ключевой целью было повышение морального и нравственного уровня последующих поколений.

история профессии учитель

Зачем нужна профессия учитель?

В сферу деятельности входит множество задач. Учитель – это древняя профессия, поэтому его обязанности и права были утверждены давно. Рассмотрим подробнее, зачем нужен педагог и что входит в сферу его деятельности (ответственности):

  • обучение детей по установленной программе с учетом общепринятых стандартов;
  • оценка эффективности обучения по определенному предмету;
  • внесение корректив и предложений в образовательный процесс;
  • обеспечение сохранности жизни и здоровья обучающихся;
  • привитие ученикам эстетических и моральных норм поведения;
  • проведение родительских собраний.

Плюсы и минусы профессии учитель

Как и у любой другой специальности, у педагогической деятельности имеется ряд преимуществ и недостатков. Она считается одной из самых сложных и подходит не всем. Плюсы профессии учителя:

  1. Постоянное общение. Это будет преимуществом в деятельности для коммуникативных людей.
  2. Длительный отпуск. Во время летних месяцев учитель может расслабиться и отдохнуть.
  3. Социальные гарантии.
  4. Общественное уважение.
  5. Стабильность.
  6. Возможность самосовершенствования и постоянное расширения знаний.

Следует обозначить и минусы профессии учитель:

  1. Постоянные стрессы. Среди школьников встречаются «трудные дети», к которым нужно найти подход.
  2. Необходимость поиска индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
  3. Высокий уровень ответственности. Если с ребенком что-то произойдет в школе, то виноват в этом будет учитель.
  4. Недостаточная оплата труда.
  5. Необходимость подготовки к урокам и проверка тетрадей (во внеурочное время).

Особенности профессии учитель

Сложилось так, что учитель не может выработать четкого рабочего графика. Тем, кто решил посвятить себя этому непростому делу, приходится вкладывать все силы и душу в учеников. В противном случае долго продержаться на этом рабочем месте не получится. Характеристика профессии учитель должна включать в себя любовь к детям. Важно, чтобы педагог умел найти контакт с обучаемыми и войти к ним в доверие.

Особенности профессии учитель связаны со спецификой работы. Например, для учеников младших классов преподаватель становится вторым родителем. Классные руководители уделяют больше времени и внимания взаимоотношениям в коллективе, решают конфликтные ситуации. Преподаватель физкультуры должен прививать детям стремление к активному образу жизни и толерантному отношению к окружающим.

особенности профессии учителя

Востребованность профессии учитель

Рассматриваемая специальность является одной из самых актуальных. Престижность профессии учителя доказывается тем, что школы и другие учебные заведения с удовольствие предоставляют рабочее место молодым сотрудникам. Особенно это относится к бюджетным организациям. Однако молодые кадры не задерживаются в обычных школах из-за низкого уровня оплаты труда.

Карьерная лестница у педагогов короткая. Преподаватель с хорошими организаторскими способностями может дослужиться до завуча, максимум до директора. В последнем случае учителю придется заниматься не только образовательной, но и административной работой. При выборе профессии стоит ориентироваться не только на ее престиж и востребованность. Важно, чтобы человеку нравилось заниматься преподавательской деятельностью и она подходила ему по особенностям характера.

Профессия учитель - зарплата

Оплата труда педагога зависит от того, в какой организации он числится. Работать учителем можно в начальных классах, средней и старшей школе, в высших учебных заведениях. При этом ставка будет меняться в зависимости от условий. В бюджетных структурах заработок на порядок ниже, чем в частных. Для того чтобы увеличить оклад, учитель может брать в нагрузку дополнительные часы или заниматься с учениками индивидуально. Средняя зарплата по регионам страны:

  • Москва – $250-400;
  • Санкт-Петербург – $230-370;
  • Екатеринбург – $140-280;
  • Нижний Новгород – $150-230.

Навыки учителя

При подаче резюме начинающие специалисты могут увидеть в вакансиях ряд требований, характерных для их профессии. Специальность учителя включает в себя следующие знания и навыки:

  • отличное знание общих и профильных предметов;
  • умение пользоваться компьютером и оргтехникой;
  • элементарные знания детской психологии;
  • навыки охраны здоровья учеников;
  • опыт участия в детских организационных мероприятиях;
  • умение работать с документами (ведение журналов и отчетности).

Личные качества учителя

Профессия подходит не всем. Учитель – сложная деятельность, поэтому соискателям необходимо знать о ключевых чертах характера, которые пригодятся для работы в школе:

  1. Терпение. Не всегда дети могут освоить тему с первого раза, поэтому учителю иногда приходится объяснять одну и ту же информацию несколько раз. Делать этого необходимо с максимальным уровнем спокойствия.
  2. Лояльность. Мудрый преподаватель не должен скупиться на похвалу, если ученик заслужил этого своим трудом. Он не должен высмеивать недостатки других детей или акцентировать на этом внимание класса.
  3. Большой объем памяти. Учителям нужно запоминать не только фамилию и имя ребенка, но и данные, касающиеся его здоровья или родителей. В силу профессии учителям приходится запоминать большой объем информации, чтобы донести ее до учеников, не заглядывая в учебник.
  4. Беспристрастность и справедливость. Эти качества необходимы педагогу, чтобы грамотно реагировать на нестандартное поведение детей.

Что самое трудное в профессии учителя?

Работа педагога всегда сопряжена с нервными напряжениями. Это связано с тем, что учителям нередко приходится работать с трудными детьми или выслушивать недовольство родителей. Кроме того, из-за выполнения прямых обязанностей, заполнения документации и проверок тетрадей, у представителей профессии практически не остается времени на личную жизнь. Стрессы и постоянное напряжение приводит к проблемам со здоровьем.

Самое сложное в профессии учителя – низкая отдача от учеников. Лишь единицы из современных детей искренне желают получить хорошие знания. Для того чтобы конкретный ребенок понял необходимость и пользу обучения, учителям приходится тратить годы. К другим трудностям профессии можно отнести частое повторение одного и того же материала и не оплачиваемые общественные работы: походы с классом в театр, подомовой обход учеников и так далее.

Кому подходит профессия учителя?

Работа в школе подходит тем, кто умеет сдерживать себя и проявлять лояльность по отношению к ученикам. Если педагог будет добр к детям и не поскупится на похвалу за успешно выполненное задание, то они отблагодарят его своим стремлением к знаниям и хорошим поведением. Учитель начальных классов школы должен обладать внимательностью, потому что от него зависит безопасность детей. Рассматриваемый вид работы также подходит тем, кто свободно и легко излагает свои мысли, не боится учиться новому и обладает четкой и грамотной речью.

кому подходит профессия учителя

Как получить профессию учитель?

Юноши девушки, выбирающие для себя данную специальность, подают документы в профильные учебные учреждения: педагогические институты и колледжи. Высшее образование позволяет работать учителем в старших классах и ВУЗах. В 2010 году был введен закон о том, что преподавать в бюджетных организациях могут лица без профильного образования, поэтому получить благородную профессию – учитель стало проще.

Однако согласно закону, у педагога должно быть высшее или среднее образование в смежных профессиях. Например, экономист, прошедший курсы профессиональной переподготовки, может работать учителем математики в школе, но преподавать гуманитарные науки у него не получится. То же самое касается и людей с филологическим образованием. При необходимости они могут пройти курсы и стать учителями русского, литературы.

Смежные с учителем профессии

Не у всех есть желание длительное время работать в школе. Это обусловлено высокой моральной и психологической нагрузкой, отсутствием карьерного роста. Учитель старших классов, который хорошо знает психологию подростков, может работать в организациях правопорядка (в приемниках или колониях для детей). Другие профессии, где может проявить себя педагог:

  • воспитатель в детском саду;
  • преподаватель в техникуме, колледже или ВУЗе;
  • сотрудник социальных учреждений: детских интернатов, спортивных школ и так далее;
  • специалист учебно-методического центра;
  • репетитор.

Почему учителя бросают профессию?

Случаи, когда специалисты оставляют работу , в школе нередки. Особенно это касается случаев, когда человек случайно попал в профессию. Работа учителя имеет множество минусов, из-за которых педагоги уходят из образовательных учреждений. Рассмотрим основные причины, почему специалисты бросают профессию:

  • низкая зарплата;
  • невозможность адаптации к современному уровню жизни;
  • отсутствие саморазвития;
  • разочарованность в социальном статусе;
  • снижение работоспособности из-за эмоциональных кризисов;
  • изменения в личной жизни.

Интересные факты о профессии учителя

Педагог для ребенка – это не только наставник, это пример для подражания и ориентир. Реалии внешнего мира меняются, но суть профессии учитель остается прежней. Интересные факты о педагогической деятельности:

Читайте также: