Каким должно быть содержание профессии чтобы интересно было работать

Опубликовано: 05.07.2024

Серегина Анна Сергеевна

Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Особенно если учесть что еще одну треть своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым и интересным делом – счастье, которое вполне достижимо. Для этого необходимо знать свои возможности, профессиональные интересы и склонности, а так же учитывать требования профессии и ситуацию на рынке труда.

В подростковом возрасте идет интенсивное развитие общих и специальных способностей. В этом возрасте активно формируются и развиваются межличностные коммуникативные способности, включающие умение вступать в контакт с людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. Это возраст повышенной интеллектуальной активности. Именно в старшем школьном возрасте, когда осуществляется формирование профессиональных планов и происходит личностное самоопределение, необходимо знать и правильно оценивать свои способности и возможности, соотносить их с успешностью будущей деятельности и выбираемой профессии.

(Слайд №2)

Яркость, гибкость, оригинальность и острота мышления, настойчивость, дисциплинированность, уверенность и самообладание формируются и развиваются только в молодом возрасте. Наличие этих качеств и обеспечивает способность к труду.

(Слайд № 3)

Анкета. 8 и 9 класс

8 класс

Вы уже выбрали профессию?

Что вы знаете о своей будущей профессии?

– где можно получить эту профессию – 85%

- предмет, содержание, условия труда - 80%

Что мешает выбрать профессию?

- плохо знаю мир профессий – 30%

- плохо знаю свои возможности – 30%

- еще не думал о выборе профессии – 15%

9 класс

Вы уже выбрали профессию?

Что вы знаете о своей будущей профессии?

спрос на эту профессию на рынке труда - 80%

где можно получить эту профессию – 85%

профессионально важные качества – 50%

Что мешает выбрать профессию?

– не могу выбрать из нескольких вариантов -85%

- еще не думал о выборе профессии – 5%

Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели.

( Слайд №4)

Цели учащегося должны быть:

- конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить коттедж, стать крутым бизнесменом, хочу получить хорошее образование, пробежать марафонскую дистанцию за три часа и т.д.)

- реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями – физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными (если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в области литературы – цель нереалистичная, если никогда не бегал, то лучше не выходить на марафонскую дистанцию)

- ограниченными во времени (цель это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку)

(Слайд № 5)

Французский писатель и философ Ларошфуко писал: «Умный человек определяет место для каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное».

(Слайд №6)

Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами – личностными особенностями, профессионально важными качествами, а не внешними – деньги, связи, случай.

При планировании профессиональной карьеры учащегося необходимо выделить следующие моменты:

- главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть)

- цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, место учебы, работы)

- пути и средства достижения целей (знания и умения)

- внутренние условия (способности, сила воли, здоровье)

(Слайд №7)

Если цель учащегося – выбор профессии соответствует его возможностям и потребностям, следует задать ему следующие вопросы:

- на какой уровень образования он может рассчитывать (высшее, среднее специальное), учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения, склонности

- каким должно быть содержание профессии, чтобы учащемуся было интересно работать

- какое материальное вознаграждение он хочет получить за свой труд

- какой образ жизни он хочет вести (напряженный или свободных график работы)

(Слайд №8)

Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.

- учащиеся должны обладать набором профессионально важных качеств – интеллектуальных, физических, личностных.

- эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда

- будущая работа должна быть в радость, а не в тягость

Представим эти условия в виде трех окружностей «МОГУ», «НАДО», «ХОЧУ» и посмотрим, что означает несовпадение или частичное совпадение этих окружностей.

1 вариант (Слайд №9)

Требования рынка труда, возможности и желания самого человека даже не пересекаются. Результат описан в известной басне И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука». Можно только пожалеть человека, который хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников, только они об этом не знают.

2 вариант (Слайд №10)

Требования рынка, возможности и желания человека пересекаются, хотя не совпадают. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что можно найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

3 вариант (Слайд №11)

Счастливое совпадение требований на рынке труда, возможностей и желаний человека. К сожалению, самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

(Слайд №12)

«То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая», - писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физики Лев Ландау.

Интересы различаются по содержанию (интерес к литературе, музыку, технике, моделированию одежды и т.д.) по глубине, по длительности.

Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента человека: у меланхоликов и флегматиков обычно интересы более устойчивы и глубоки, зато у холериков и сангвиников интересы шире.

(Слайд №13)

Известны случаи, когда интересы ребенка шли вразрез с планами родителей. «У тебя на уме только стрельба, возня с собаками и ловля крыс, ты будешь позором для всей семьи», - стыдил мистер Дарвин своего сына Чарлза.

Большинство великих людей – ученые, писатели, композиторы, художники – уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изо. Но интерес возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание и образование. У каждого человека есть своя «программа», которые психологи называют жизненным сценарием. Сценарий складывается еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей.

Определить интересы учащихся помогают психологические методики по профориентации.

В своей работе с учащимися я использую методики Г.В. Резапкиной.

(Слайд № 14)

1. Методика «Профиль»

8 класс

9 класс

Физика и математика

Химия и биология

Радоитехника и электроника

Механика и конструирование

География и геология

Литература и искусство

История и политика

Педагогика и медицина

Предпринимательство и домоводство

Спорт и военное дело

Нет ярко выраженного интереса

(Слайд №15)

2. Опросник профессиональных предпочтений.

8 класс

9 класс

Практический. Они больше ориентированы на практическую работу, общение с людьми, формулировку и изложение мыслей. Автослесарь, механик, электрик, агроном, садовод, кондитер, повар и др., которые предполагают решение конкретных задач и использование ручных навыков.

Интеллектуальный. Обладают аналитическими способностями, умеют хорошо излагать и формулировать свои мысли, склонны к решению логических, абстрактных задач. Биолог, физик, философ, экономист, программист и др. Общение не является ведущим видом деятельности.

Социальный. Обладают хорошими вербальными способностями, с удовольствием общаются с людьми. Математические способности развиты слабее. Ориентированы на труд, главным содержание которого является взаимодействие с другими людьми, направленное на обучение, лечение, обслуживание и др. задачи, требующие постоянного контакта и общения с людьми.

Стандартный. Предпочитают четко определенную деятельность. Чаще всего выбирают профессии, связанные с обработкой информации, представленной виде условных знаков, цифр, формул, текстов, ведение документации, бухгалтер, нотариус, топограф, корректор, патентовед и др. Коммуникативные и организаторские склонности развиты слабо, но зато прекрасно развиты исполнительные качества.

Предпринимательский. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей. Профессии предприниматель, менеджер, продюсер и др., связанные с руководством, управлением и влиянием на разных людей в разных ситуациях.

Артистический. Обладают хорошей реакцией и обостренным восприятием. Общительны. Избегают жесткой регламентации, предпочитают свободный график работы. Профессии могут быть связаны с литературой, театром, кино, музыкой, ИЗО.

(Слайд №16)

Выбор определенной профессии не ставит крест на других интересах учащихся. Многие известные люди отмечали рост случая в выборе своего жизненного пути. Выдающийся окулист В.П. Филатов мог стать известным художником, а профессию врача выбрал потому что, она показалась ему более нужной людям. Музыканты и ценители музыки знают А.П.Бородина как выдающегося музыканта, а ученые как великого химика. Юная англичанка по имени Маргарет решила стать химиком, закончила Оксфордский Университет и даже устроилась на завод по изготовлению пластмасс. Но вскоре поняла, что ошиблась в выборе профессии и круто изменила свою жизнь. Не став великим химиком, Маргарет Тэтчер стала великим политиком.

ВложениеРазмер
prezent_proforientatsiya.pptx 121.57 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Диагностика и консультирование. Стратегии выбора профессии. Слагаемые успеха. Педагог – психолог ГОУ ЦО №1469 II – III ступени обучения Серегина А.С.

ЯРКОСТЬ ГИБКОСТЬ ОРИГИНАЛЬНОСТЬ И ОСТРОТА МЫШЛЕНИЯ НАСТОЙЧИВОСТЬ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ УВЕРЕННОСТЬ САМООБЛАДАНИЕ

8 – е классы 9 – е классы Вы уже выбрали профессию? Да – 40% Да – 55% Нет – 60% Нет – 45% Что вы знаете о своей будущей профессии? – где можно получить эту профессию – 85% - предмет, содержание, условия труда - 80% спрос на эту профессию на рынке труда - 80% где можно получить эту профессию – 85% профессионально важные качества – 50% Что мешает выбрать профессию? - плохо знаю мир профессий – 30% - плохо знаю свои возможности – 30% - еще не думал о выборе профессии – 15% – не могу выбрать из нескольких вариантов -85% - еще не думал о выборе профессии – 5%

конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить коттедж, пробежать марафонскую дистанцию за три часа и т.д.) реалистичными , то есть соотнесенными с собственными возможностями – физическими, интеллектуальными, возрастными (если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в области литературы – цель нереалистичная, если никогда не бегал, то лучше не выходить на марафонскую дистанцию) ограниченными во времени (цель это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку)

Умный человек определяет место для каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное.

При планировании профессиональной карьеры учащегося необходимо выделить следующие моменты: - главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть) - цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, место учебы, работы) - пути и средства достижения целей (знания и умения) - внутренние условия (способности, сила воли, здоровье)

Если цель учащегося – выбор профессии соответствует его возможностям и потребностям, следует задать ему следующие вопросы: - на какой уровень образования он может рассчитывать (высшее, среднее специальное), учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения, склонности - каким должно быть содержание профессии, чтобы учащемуся было интересно работать - какое материальное вознаграждение он хочет получить за свой труд - какой образ жизни он хочет вести (напряженный или свободных график работы)

Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия. - учащиеся должны обладать набором профессионально важных качеств – интеллектуальных, физических, личностных. - эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда - будущая работа должна быть в радость, а не в тягость

I вариант НАДО МОГУ ХОЧУ

II вариант НАДО МОГУ ХОЧУ

III ВАРИАНТ НАДО МОГУ ХОЧУ

«То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая», - писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.

« У тебя на уме только стрельба, возня с собаками и ловля крыс, ты будешь позором для всей семьи», - стыдил мистер Дарвин своего сына Чарлза .

Методика «Профиль» Направления профессиональной деятельности 8 классы 9 классы Физика и математика 11% 15% Химия и биология 9% 10% Радиотехника и электроника 16% 18% Механика и конструирование 6% 8% География и геология 11% 10% Литература и искусство 16% 18% История и политика 9% 12% Педагогика и медицина 4% 6% Предпринимательство и домоводство 16% 20% Спорт и военное дело 18% 22% Проф. интересы не сформированы 16% 3%

Опросник профессиональных предпочтений. Профессиональные типы 8 классы 9 классы Практический 32% 35% Интеллектуальный 15% 20% Социальный 18% 15% Стандартный 23% 25% Предпринимательский 37% 35% Артистический 32% 20%

Во-первых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств — интеллектуальных, физических, личностных.

Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.

В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.

Представим эти условия в виде трех окружностей — «МОГУ», «НАДО», «ХОЧУ» и посмотрим, что означает несовпадение или частичное совпадение этих окружностей.

I вариант (рис. 1). Требования рынка труда, возможности и желания самого человека даже не пересекаются. Результат описан в известной басне И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Можно только пожалеть человека, который хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.


Рис. 1-3. Надо, могу, хочу: требования рынка, возможности, желания.

II вариант (рис. 2). Требования рынка, возможности и желания человека пересекаются, хотя не совпадают. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что можно найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

III вариант (рис. 3). Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека. К сожалению, самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

«То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая», — писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.

ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ

. Отец часто рассказывал сыну мифы о героях Древней Греции, читал вслух Гомера. Однажды он подарил сыну иллюстрированную «Всемирную историю для детей». Там была изображена охваченная огнем Троя. «Где нахо­дится этот город?» — спросил мальчик. «Никому еще не удавалось найти его», — ответил отец. «Когда я вырасту, я найду его!» — воскликнул сын.
С 14 лет он — ученик в лавке, затем — юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного торгово­го дома, владелец банка. За 2,5 года он овладел английским, французским, гол­ландским, испанским, португальским языками. Потом русским — за 6 не­дель! Затем шведским, польским, новогреческим. Он совершает путешест­вие вокруг света. Пишет книги. Становится миллионером. Внезапно в 46 лет все бросает и погружается в археологию. Дилетант занялся наукой.
Остальное похоже на чудо. Все его сбережения отданы идее. Он трудился без сна и отдыха, преодолевая неимоверные препятствия: малярию, несго­ворчивость рабочих, недоверие ученых всего мира, считавших его, мягко говоря, чудаком. Он буквально следовал детским впечатлениям: начал ко­пать там, где указал Гомер. Переворошил 250 тысяч кубометров земли. И сказка стала действительностью. Руки Германа Шлимана держали сокровища царей, четыре тысячи лет пролежавшие в земле.
(Дусавицкий А.К. Формула интереса)

С обыденной точки зрения поведение Шлимана — чудачество. Ведь у него было все, что, казалось бы, нужно для счастья — «положение в обществе и богатство». Но, вероятно, ему этого было недостаточно. В данном случае положение и богатство были только средством достижения цели, а не целью.

Представим, что не было этих сорока лет упорного труда, не было этого бесценного профессионального и жизненного опыта, которые позволили Шлиману разбогатеть, а был мальчик, который хотел разыскать Трою. О своих детских фантазиях взрослые обычно вспоминают с улыбкой или смущением. По мере взросления мечты рассеиваются как утренний туман, если только они не подкреплены таким устойчивым интересом, как у Шлимана. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели.

Интересы различаются по содержанию (интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды и т. д.), по глубине, по длительности. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента человека: у меланхоликов и флегматиков обычно интересы более устойчивые и глубокие, зато у холериков и сангвиников интересы шире.

Известны случаи, когда интересы ребенка шли вразрез с планами родителей.

«У тебя на уме только стрельба, возня с собаками и ловля крыс, ты будешь позором для всей семьи», — стыдил мистер Дарвин своего сына Чарлза.

Большинство великих людей — ученых, писателей, композиторов, художников — уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание и образование. У каждого человека есть своя «программа», которую психологи называют жизненным сценарием. Сценарий складывается еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей.

Определить свои интересы вам поможет следующая методика.

Методика «Профиль»

Мне нравится.

1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.
2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.
3. Выяснять устройство электроприборов.
4. Читать научно-популярные технические журналы.
5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
8. Наблюдать за работой медсестры, врача.
9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
13. Ремонтировать бытовые электроприборы.
14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.
15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
17. Участвовать в общественной жизни школы, города.
18. Объяснять одноклассникам учебный материал.
19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
20. Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.
21. Проводить опыты по физике.
22. Ухаживать за животными, растениями.
23. Читать статьи об электронике и радиотехнике.
24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.
25. Коллекционировать камни, минералы.
26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
27. Читать биографии известных политиков, книги по истории.
28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам.
29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
30. Участвовать в военных играх, походах.
31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
32. Замечать и объяснять природные явления.
33. Собирать и ремонтировать компьютеры.
34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
35. Участвовать в географических, геологических экспедициях.
36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.
37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом
38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.
39. Искать и находить способы зарабатывания денег.
40. Заниматься физической культурой и спортом.
41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.
42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
43. Разбираться в принципах работы электроприборов.
44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.
45. «Читать» географические и геологические карты.
46. Участвовать в спектаклях, концертах.
47. Изучать политику и экономику других стран.
48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.
49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.
50. Участвовать в спортивных соревнованиях.

Обработка результатов: Подсчитайте количество плюсов в каждой из десяти колонок. Десять колонок — это десять возможных направлений профессиональной деятельности:

Чем выше балл в колонке, тем выше ваш интерес к соответствующему предмету или виду деятельности. Максимальный балл — пять — говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Чем меньше баллов, тем слабее интерес. Если сумма баллов ни в одном столбце не превышает два балла, значит, ваши профессиональные интересы еще не сформированы.

Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности. Если интересы можно обозначить словом «хочу», то склонности — это первый шаг к «могу». Попробуйте определить свои склонности с помощью следующей методики.

Опросник профессиональных склонностей

Склонность — это влечение, интерес к какому-либо занятию. Можно говорить о склонности к работе, если привлекает не только результат, но и сам процесс. Опросник поможет вам определить свои склонности к различным видам деятельности.

Инструкция: Выберите один из трех вариантов — «А», «Б» или «В» — и отметьте его в бланке.

а) общаться с самыми разными людьми;
б) что-нибудь делать своими руками — мебель, машины, одежду и т.д.;
в) снимать фильмы, рисовать, писать книги, выступать на сцене и т.д.;

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:

а) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
б) сюжет, действия героев;
в) информация, которая может пригодиться в жизни.

3. Меня больше обрадует Нобелевская премия:

а) в области науки;
б) за общественную деятельность;
в) в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать:

а) управляющим банка;
б) главным инженером на производстве;
в) начальником экспедиции.

5. Будущее людей определяет:

а) достижение науки;
б) развитие производства;
в) взаимопонимание между людьми.

6. На месте директора школы я прежде всего займусь:

а) ее благоустройством (столовая, спортзал, компьютеры);
б) созданием дружного, сплоченного коллектива;
в) разработкой новых технологий обучения.

7. На технической выставке меня больше привлечет:

а) внешний вид экспонатов (цвет, форма);
б) внутреннее устройство экспонатов;
в) их практическое применение.

8. В людях я ценю прежде всего:

а) мужество, смелость, выносливость;
б) дружелюбие, чуткость, отзывчивость;
в) ответственность, честность, аккуратность.

9. В свободное от работы время я буду:

а) писать стихи или рисовать;
б) ставить различные опыты;
в) тренироваться.

10. В заграничных поездках меня больше привлекает:

а) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
б) деловое общение;
в) возможность знакомства с историей и культурой другой страны.

11. Мне интереснее беседовать:

а) о машине нового типа;
б) о новой научной теории;
в) о человеческих взаимоотношениях.

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:

а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.

13. В школе больше внимания следует уделять:

а) улучшению взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержанию здоровья учащихся, занятиям спортом;
в) укреплению дисциплины.

14. Я с большим интересом смотрю:

а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.

15. Я предпочитаю работать:

а) с машинами, механизмами;
б) с объектами природы;
в) с детьми или сверстниками.

16. Школа в первую очередь должна:

а) давать знания и умения;
б) учить общению с другими людьми;
в) обучать навыкам работы.

17. Каждый человек должен:

а) вести здоровый образ жизни;
б) иметь возможность заниматься творчеством;
в) иметь удобные бытовые условия.

18. Для благополучия общества в первую очередь необходима:

а) защита интересов и прав граждан;
б) забота о материальном благополучии людей;
в) наука и технический прогресс.

19. Мне больше всего нравятся уроки:

а) физкультуры;
б) математики;
в) труда.

20. Мне интереснее было бы:

а) планировать производство продукции;
б) изготавливать изделия;
в) заниматься сбытом продукции.

21. Я предпочитаю читать статьи:

а) о выдающихся ученых и их открытиях;
б) о творчестве художников и музыкантов;
в) об интересных изобретениях.

22. Свободное время я охотнее провожу:

а) делая что-нибудь по хозяйству;
б) с книгой;
в) на выставках и концертах.

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение:

а) о художественной выставке;
б) о ситуации на фондовых биржах;
в) о научном открытии.

24. Я хочу работать:

а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.

Обработка: Подсчитайте число обведенных букв в каждой из шести колонок бланка и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10 - 12 баллов — ярко выраженная профессиональная склонность.
7 - 9 баллов — выраженная профессиональная склонность.
4 - 6 баллов — слабо выраженная профессиональная склонность.
0 - 3 баллов — профессиональная склонность не выражена.

Шесть колонок — это шесть видов деятельности:

1 — склонность к работе с людьми (обучение, воспитание, обслуживание, управление). Люди, успешные в профессиях этой группы, общительны, способны находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения, особенности.

2 — склонность к исследовательской деятельности, научной работе. Таких людей отличают рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитический склад ума. Обычно они предпочитают размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.

3 — склонность к работе на производстве. Круг этих профессий очень широк: монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; строительство; управление транспортом. Эти профессии требуют от человека хорошей координации движений, внимания, практических навыков.

4 — склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий отличает оригинальность и независимость.

5 — склонность к экстремальным видам деятельности (спорт, путешествия, экспедиции, охранная и оперативно-розыскная деятельность, служба в армии). Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью.

6 — склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием; делопроизводством, анализом и преобразованием текстов; схематическим изображением объектов. Эти профессии требуют от человека педантичности, собранности и аккуратности.

Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности — формулой «хочу делать». Можно интересоваться кинематографом, с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и коллекционировать их автографы, но при этом самому совершенно не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки. Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями.

Как управлять своими интересами и склонностями

Вспомним страницы романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера».

. Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно мгновение улетела у него из души. Тридцать ярдов деревянного забора в девять футов вышины! Жизнь показалась ему бессмыслицей, существование — тяжелою ношей. И вдруг в эту черную минуту отчаяния на Тома снизошло вдохновение! Именно вдохновение — блестящая, гениальная мысль.
Он взял кисть и спокойно принялся за работу. Вот вдали показался тот самый мальчишка, насмешек которого он боялся больше всего.
— Что, брат, заставляют работать?
Том круто повернулся к нему:
— А, это ты, Бен! А я и не заметил.
— Слушай-ка, я иду купаться. Небось и тебе хочется, а? Но тебе, конечно, нельзя, придется работать.
Том посмотрел на него и сказал:
— Что ты называешь работой?
— А разве это не работа?
— Может, работа, а может, и нет. Я знаю только одно: Тому Сойеру она по душе. Разве мальчишкам каждый день достается белить заборы. Из тысячи. даже, пожалуй, из двух тысяч мальчиков найдется только один, кто сумел бы выполнить это как следует.
. Если бы известка не кончилась, он разорил бы всех ребят этого города. Сам того не ведая, он открыл закон, управляющий поступками лю­дей, а именно: для того, чтобы человек страстно захотел обладать ка­кой-либо вещью, эта вещь должна достаться ему как можно труднее.

Тому удалось сделать привлекательной, по крайней мере в восприятии товарищей, скучную, неинтересную работу. Он убедил ребят, что белить заборы — большая честь и редкое удовольствие. А главное, что они испытали эти чувства на самом деле!

  1. добровольность — цели, поставленные перед собой самим человеком, достигаются легче, чем цели, навязанные другими;
  2. постепенность — следует дозировать усилия, увеличивая их постепенно;
  3. положительные эмоции — «усилие на грани приятного»: заниматься до тех пор, пока дело в радость, а не в тягость.

Следующее необходимое условие правильного выбора профессии — учет своих профессиональных возможностей, то есть способностей.

Более подробно об этом вопросе можно почитать в книге Г.В.Резапкиной : «Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.»

Если вы хотите добиться от жизни
чего-то значительного,
недостаточно просто действовать —
надо еще и мечтать;
недостаточно просто планировать —
надо еще и верить.

Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным?

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

Представим три слагаемых правильного выбора в виде трех окружностей.

Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются, это означает, он хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека — самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

На уроках вы знакомились с особенностями самовосприятия и нервной системы, характера и мышления, мотивации и потребностей, требований профессии и рынка труда. Осмысление этой информации поможет вам поставить перед собой реалистичную цель и наметить пути ее достижения.

…Повесив на дерево мишень, Мастер стрельбы из лука спросил своих учеников, что они видят. Один сказал: «Я вижу цветущий сад, среди которого стоит дерево с мишенью». Другой сказал: «Я вижу дерево, на котором висит мишень». Третий сказал: «Я ничего не вижу, кроме мишени». · Как вы думаете, кто из них был лучшим стрелком из лука? Почему?

Выбор профессии, как и любое дело, начинается с постановки цели, или целеполагания: капризное и расплывчатое «хочу» должно обрести скульптурные формы. Цели должны быть:

· конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде);

· реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями: физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и др.;

· позитивными (идти не от чего-то — «не хочу прозябать в нищете и безвестности», а к чему-то — «хочу денег и славы»);

· ограниченными во времени (цель — это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку).

Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами: личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними: деньги, связи, случай. При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты:

1. главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);

2. цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, с возможным местом учебы или работы);

3. пути и средства достижения целей (для кого-то — знания и умения, для кого-то — связи и деньги);

4. внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);

5. внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);

6. запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).

Французский писатель и философ Ларошфуко писал: «Умный человек определяет место для каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное».




Если ваша цель — выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы:

· на какой уровень образования я могу рассчитывать (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще), учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности?

· каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать?

· какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд — реальный минимум заработной платы?

· какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время, или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу?

· хочу я работать рядом с домом или мне это безразлично?

Задание №1. «Машина времени».

Представьте, что вы перенеслись на несколько лет вперед. Каким вы представляете себе свое профессиональное будущее? Где и кем вы работаете? Опишите свой рабочий день. Какие отношения сложились с коллегами? Все ли вас устраивает? Какие препятствия вам пришлось преодолеть (получение специальности, поиск работы) и каким образом? Кто и как помогал вам в осуществлении ваших планов? Какие личные качества и навыки помогли вам реализовать свои профессиональные планы?

Если вам удалось хотя бы мысленно ответить на эти вопросы, подумайте:

1. Осуществим ли этот образ будущего?

2. Стоит ли тратить время и энергию на его осуществление?

3. Действительно ли я хочу его осуществить?

Запишите, каким вы хотите видеть ваше профессиональное будущее — конкретно, реалистично, позитивно и к определенному сроку (от шести месяцев до пяти лет).

Урок. Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры».

— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне все равно… — сказала Алиса.
— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.

Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»

Сформулировав, куда вы хотите попасть, надо определить, с чего начать, то есть проанализировать свои возможности достижения поставленной цели.

В первой четверти вы изучали особенности своей самооценки, нервной системы, мышления, внимания, памяти. Результаты одних тестов вас радовали, других — огорчали. Узнавать себя — не только интересная, но и трудная работа. Благодаря этой работе вам удалось поближе познакомиться с самим собой, узнать свои сильные и слабые стороны.

Во второй четверти вы знакомились с миром профессий — различными подходами и классификациями, содержанием различных профессий, требованиями профессии к человеку, уточняли свои профессиональные интересы. При ближайшем рассмотрении одни профессии оказались не такими привлекательными, как раньше, а другие, наоборот, вызвали интерес.

В третьей четверти вы встретились с такими новыми для вас понятиями, как «способности», «профессиональная пригодность», «призвание», проверили свои способности к различным видам деятельности, узнали о возможных стратегиях поведения в конфликтных ситуациях. Эта информация сузила поле вашего выбора.

В четвертой четверти мы говорили о роли мотивов и потребностей в жизни человека, учились на чужих ошибках, анализировали рынок труда и образовательных услуг, приобретали навыки самопрезентации и учились планировать профессиональную карьеру.

Выполняя тесты, вы узнавали особенности своей нервной системы, мышления и поведения в некоторых ситуациях, свои интересы и профессиональные склонности. Читая о жизни незаурядных людей, вы невольно сравнивали себя с ними. Знакомясь с основами психологических знаний и мыслями мудрых людей, вы задумывались о сложности человеческой личности и человеческих отношений.

И все это — для того, чтобы правильно выбрать профессию.

В бизнесе используется метод, который называется «аудит исходного состояния», или SWOT-анализ — по начальным буквам английских слов Strengths (Сила), Weaknesses (Слабость), Opportunities (Возможности), Threats (Угрозы). Попробуем применить этот метод, чтобы обобщить и проанализировать полученную информацию для планирования профессиональной карьеры.

Задание №1. «За» и «против».

Заполните таблицу, учитывая, что достоинства и недостатки — это внутренние факторы, которые зависят от вас, а возможности и препятствия — внешние, которые от вас не зависят.

  1. ____________________________
  2. ____________________________
  3. ____________________________
  4. ____________________________
  1. ____________________________
  2. ____________________________
  3. ____________________________
  4. ____________________________
  1. ____________________________
  2. ____________________________
  3. ____________________________
  4. ____________________________
  1. ____________________________
  2. ____________________________
  3. ____________________________
  4. ____________________________

Достоинства — это личностные качества, склонности, способности, знания и умения, которые помогут вам в достижении поставленных целей.

Недостатки — это вредные привычки, отсутствие опыта, знаний и навыков, которые могут затруднить достижение поставленных целей.

Одни и те же качества могут рассматриваться и как сильные, и как слабые — например, молодость и зрелость, авантюризм и осторожность.

Возможности — это благоприятные внешние условия.

Препятствия — неблагоприятные внешние условия.

К внешним условиям можно отнести ситуацию на рынке труда, состояние экономики, наличие или отсутствие друзей и единомышленников и пр.

Взвесьте все «за» и «против», чтобы принять окончательное решение о своей профессиональной карьере.

  1. Большинство людей всю жизнь о чем-нибудь мечтает. Эти мечты мимолетны, как ветер. У них не хватает энергии и сил самим формировать свою судьбу. Таких людей примерно 70%.
  2. Гораздо меньше тех, кто превращает свои мечты в страстные желания. Они постоянно хотят чего-то одного, но ничего не предпринимают, чтобы осуществить свои желания. Они составляют примерно 10% от общего числа.
  3. Еще меньше тех, кто превращает свои желания в надежды. Такие люди время от времени размышляют над тем, что они могли бы предпринять, чтобы осуществить их. Я считаю, таких людей примерно 8%.
  4. Люди, которые смогли поверить в осуществление своих желаний, составляют 6%.
  5. Совсем мало тех, кто дал своим желаниям, надеждам превратиться в навязчивую идею, а потом в веру. Их примерно 4%.
  6. И, наконец, речь пойдет о тех, кто весь поглощен своей идеей, кто выработал конкретный план ее осуществления и отдал всего себя, чтобы претворить его в жизнь. В эту группу входит только 2% населения. Заметим, что это не значит, что именно эти 2% счастливы и довольны своей жизнью. Просто они выбрали этот путь и прошли его до конца.

Задание №2. (домашнее).

Подготовьте десятиминутное выступление на тему «Моя будущая профессия». В докладе должна быть отражена информация, полученная в ходе самодиагностики, изучения профессий, требований рынка труда и возможностей получения профессионального образования. Постарайтесь сделать свой рассказ эмоциональным и образным.

Правильный выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя от неуверенности в завтрашнем дне. Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели.

Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами – личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними – деньги, связи, случай. При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты:

главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);

цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы);

пути и средства достижения целей (знания и умения);

внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);

внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);

запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).

Если ваша цель – выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы:

  • на какой уровень образования (высшее, среднее специальное) я могу рассчитывать, учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения;
  • каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать;
  • какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время – или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу;
  • хочу я работать рядом с домом, или мне это безразлично;
  • какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд – реальный минимум заработной платы.

Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия:

Во-первых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.

Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.

В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.

«ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО» - это слагаемые успеха.

Интересы и склонности

Интересы бывают различными по содержанию, по глубине, по длительности. Например, интерес к литературе, музыке, технике, оружию, и т.д. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента человека: у меланхоликов и флегматиков обычно интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников интересы шире.

Большинство великих людей — ученых, писателей, композиторов, художников — уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание и образование. Определить свои интересы вам поможет следующая методика: тест «Профиль».

Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности. Если интересы можно обозначить словом “хочу”, то склонности — это первый шаг к “могу”. Определить свои склонности вам поможет следующая методика: опросник профессиональных склонностей.

Интерес формируется в реальном деле — пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать себя в разных видах деятельности — спорте, литературе, искусстве, науке – в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в кружках и секциях, олимпиадах, конференциях и т.п.

Способности и профессиональная пригодность

Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга. Эти особенности еще называют “задатками”, то есть заранее данными от природы качествами. К задаткам относят силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, скорость и точность реакции, врожденные особенности зрения и слуха.

Хорошая память и внимание, могут быть даны человеку от природы, но их можно и развить специальными упражнениями. На основании одних и тех же задатков возникают различные способности.

Способности бывают общие и специальные.

К общим относят способности, которые есть у всех людей (но развиты у каждого в разной степени), и которые важны для самых разных видов деятельности.

Например, физические способности необходимы представителям многих профессий. Сотрудник правоохранительных органов должен быть сильным, выносливым и ловким. Высокий уровень физического развития необходим и тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, пожарными, водолазными и аварийно-спасательными работами.

Высокий уровень умственного или интеллектуального развития является условием успешной работы преподавателя, врача, юриста, психолога, инженера, экономиста, программиста и т.п. Уровень умственного развития, определяется как природными задатками и наследственностью человека, так и его жизненным опытом, образованием, воспитанием и чертами характера. Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определенных видах профессиональной деятельности. Узнать тип мышления можно с помощью методики «Тип мышления».

Коммуникативные способности для большинства профессий не менее важны, чем другие. Многие профессии связаны с обслуживанием, обучением, воспитанием других людей если не прямо, то косвенно. Успешность юриста, врача, учителя, менеджера во многом зависит от их эмоциональной устойчивости и умения общаться.

Если у человека есть способности, например, литературные или музыкальные, это не значит, что он может расслабиться и ждать, когда к нему придет слава. Человек, не наделенный от природы выдающимися способностями, может догнать и обогнать баловня природы благодаря упорным занятиям. Человек с прекрасными физическими данными, богатырским здоровьем и молниеносной реакцией может проиграть слабому сопернику, если будет пропускать тренировки и нарушать спортивный режим. Многие щедро одаренные от природы спортсмены, артисты, писатели бесславно закончили свой земной путь, потому что остановились в профессиональном развитии, переоценив свои способности.

Каждому человеку свойственны определенные способности. По тому, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым конкретной профессией к человеку, обычно и судят о его профессиональной пригодности.

Требования профессии называют еще профессионально важными качествами.

Оперативный работник, сотрудник МЧС должны быть эмоционально устойчивыми и хладнокровными, обладать мгновенной реакцией, силой и выносливостью. Недостаток этих качеств может стоить им здоровья или жизни.

Как быть, если у человека нет всех способностей, необходимых для избранной профессии? В этом случае возможны два пути: или изменить выбор, или компенсировать недостающие или слабовыраженные способности полезными привычками и эффективными приемами организации труда. Медлительность можно компенсировать тщательностью выполнения работы, слабость пространственного и образного мышления – использованием макетов и наглядных пособий.

Но есть универсальные качества, например, порядочность и ответственность, которые ничем нельзя компенсировать. Непорядочный или безответственный человек на своем рабочем месте способен создать много проблем, и чем выше его должность, тем он опаснее для окружающих.

Высший уровень профессиональной пригодности называют призванием. Это не только абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных особенностей человека, но и ярко выраженный интерес к этому виду деятельности, граничащий с любовью.

Творцов, мастеров своего дела во все времена были единицы, и ценились они на весь золота. Если кому-то кажется, что этот уровень для него недоступен, не стоит опускать руки: во-первых, вы только в самом начале профессионального пути, во-вторых, вы еще не знаете, на что вы способны, а в-третьих, выдающихся успехов эти люди добились тоже не сразу.

Обычный человек использует только 10% своих физических и умственных способностей. Разница между той долей способностей, которую он использует, и той, которая действительно имеется в его распоряжении, – это разница между тем, что он есть, и тем, кем он может быть.

Итак, «Могу» – значит, обладаю ресурсами, необходимыми для того, чтобы стать профессионалом. Это, прежде всего способности и профессионально важные качества.

Оборудование: Компьютер, видеоролики «Сигнал из будущего. Росмолодежь-2013» и ролик Резапкиной Г.В. «Стратегии выбора профессии», анкеты на каждого ребенка (приложение).

I .Организационный момент.

II . Вводная часть.

«Сигнал из будущего. Росмолодежь-2013» - ролик о том, что будущее начинается сегодня, подготовлен по заказу Федерального агентства по делам молодежи для Всероссийской конференции, посвященной вопросам профессиональной ориентации и самоопределения молодежи.

Понравился ролик? Каждому из нас ясно, что будущее начинается сегодня. Вы способны сделать нашу с вами жизнь или очень хорошей или отвратительной. В скором времени про вас будут говорить: «Замечательный доктор Головкина, запишитесь к ней». Или: «В этом ресторане работает великолепный повар Зайцева». «У этого бюрократа, только за деньги можно справку получить».

III . Основная часть.

Сообщение темы и цели занятия.

- Ребята, какова стратегия выбора профессии? С чего начинать? (Ответы детей.)

Начинать нужно с себя. Нужно знать свои физические и психологические особенности, подумать, что же тебе действительно интересно и чем бы ты хотел заниматься.

Ролик Резапкиной Г.В. «Стратегии выбора профессии»

Правильный выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели. Цели должны быть:

конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде, хочу получить хорошее образование, пробежать марафонскую дистанцию за три часа и т.д.);

реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями – физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т.д. (если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в области литературы – цель нереалистичная, если никогда не бегал, то лучше не выходить на марафонскую дистанцию);

ограниченными во времени («цель – это мечта, которая должна осуществится точно к назначенному сроку»).

Французский писатель и философ Ларошфуко писал: «Умный человек определяет место для каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное».

Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами – личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними – деньги, связи, случай. При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты:

главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);

цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы);

пути и средства достижения целей (знания и умения, связи и деньги);

внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);

внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);

запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).

Подумайте об этом дома, постарайтесь заполнить опросник максимально честно, не обманывайте себя.

IV . Физкультминутка.

- Упражнения для расслабления мышц шеи, рук.

Работа по теме.

Если ваша цель – выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, ответьте на следующие вопросы:

на какой уровень образования (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще) я могу рассчитывать, учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения;

каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать;

какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд – реальный минимум заработной платы;

какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время – или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу;

хочу я работать рядом с домом, или мне это безразлично.

Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.

Во-первых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.

Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.

В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.

Представим эти условия в виде трех окружностей – «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО», и посмотрим, что означает несовпадение или частичное совпадение этих окружностей.

1 вариант. Требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются. Результат описан в известной басне И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука». Можно только пожалеть человека, который хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

2 вариант. Требования рынка, профессиональной успешности. По мере освоения профессии могут расти возможности и желания человека, они пересекаются, хотя не совпадают. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что можно найти компромисс между тремя условиями интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

3 вариант. Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека. К сожалению, самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

V . Итог:

«То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем несравнимая», — писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.

«ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО» - это слагаемые успеха.

На следующих занятиях мы с вами рассмотрим каждое из них.

Мои цели_(март 2014)__________________________________

главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть)

цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы)

пути и средства достижения целей (знания и умения, связи и деньги)

внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);

внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье)

запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют)

март 2014______________________________________________________

Если ваша цель – выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, ответьте на следующие вопросы:

На какой уровень образования (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще) я могу рассчитывать, учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения

каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать

какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд – реальный минимум заработной платы

какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время – или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу

хочу я работать рядом с домом, или мне это безразлично

Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.

Во-первых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.

Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.

Читайте также: