Какое лицо может быть назначено на должность присяжного заседателя

Опубликовано: 03.10.2024

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее - присяжные заседатели) проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах (далее - суды).

Статья 2. Участие граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей

1. Граждане Российской Федерации (далее - граждане) имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседетелей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.

2. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям

1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Статья 4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели

1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

2. Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте Российской Федерации.

3. Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели.

4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели для окружных (флотских) военных судов составляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по территориальному признаку на основании представления председателя соответствующего окружного (флотского) военного суда в порядке, установленном статьями 5-8 настоящего Федерального закона.

Статья 5. Порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Председатель суда не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, вносит руководителю высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представление о необходимом для работы суда числе кандидатов в присяжные заседатели.

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона устанавливает порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели и сообщает исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований число граждан, которое необходимо включить в списки кандидатов в присяжные заседатели от соответствующих муниципальных образований. При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели число указанных граждан может быть превышено не более чем на 10 процентов.

3. Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", путем случайной выборки установленного числа граждан. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

4.О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан соответствующего муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками и рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в них неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели.

5. Уточненные списки кандидатов в присяжные заседатели, подписанные главами муниципальных образований (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

6. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков кандидатов в присяжные заседатели составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, который подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью.

7. Одновременно с составлением общего списка кандидатов в присяжные заседатели высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации составляет запасной список кандидатов в присяжные заседатели. В него включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.

8. Запасной список кандидатов в присяжные заседатели подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью.

9. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

10. Граждане имеют право обращаться в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с письменными заявлениями о необоснованном включении в списки кандидатов в присяжные заседатели, об исключении их из указанных списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

11. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок рассматривает поступившие письменные заявления и принимает решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

12. Изменения и дополнения, внесенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования.

13. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или в более короткие сроки по представлению председателя суда) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.

14. Финансовое обеспечение переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Обязанности должностных лиц и руководителей организаций по представлению информации для составления списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

2. За непредставление информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за представление заведомо неверной информации лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут ответственность, установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 7. Исключение граждан из общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели

Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях:

1) выявления обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона;
2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;
б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;
в) лицом, достигшим возраста 65 лет;

г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

Статья 8. Направление в суд общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Составленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели направляются в соответствующий суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, включенных в ранее представленные общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели.

2. Изменения, внесенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с частью 13 статьи 5 настоящего Федерального закона, направляются в соответствующий суд в недельный срок.

3. При выявлении в поступивших в суд общем и запасном списках кандидатов в присяжные заседатели лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, или лиц, подавших письменное заявление об исключении из списков кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также в случае необходимости дополнения этих списков председатель суда вносит в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представление о необходимости изменения и дополнения общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели.

Статья 9. Кандидаты в присяжные заседатели Верховного Суда Российской Федерации

Кандидаты в присяжные заседатели для участия в рассмотрении уголовных дел Верховным Судом Российской Федерации отбираются путем случайной выборки аппаратом Верховного Суда Российской Федерации из общих и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели, составленных для судов в субъектах Российской Федерации.

Статья 10. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя

1. Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела.

2. Кандидаты в присяжные заседатели, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей и не освобожденные от исполнения обязанностей кандидатов в присяжные заседатели по основаниям, предусмотренным статьями 3 и 7 настоящего Федерального закона, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.

Статья 11. Материальное обеспечение присяжных заседателей

1. За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

2. Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

3. За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.

4. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Статья 12. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя

1. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и настоящим Федеральным законом.

2. Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Заключительные и переходные положения

1. Списки кандидатов в присяжные заседатели для судов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, должны быть составлены в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свои полномочия до составления списков присяжных заседателей в соответствии с настоящим Федеральным законом, а в случае их участия в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовных дел, которые не могут быть закончены до истечения этого срока, - до окончания рассмотрения этих дел.

3. Признать утратившими силу:

1) раздел V Закона РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, N 28, ст. 976);
2) пункт 5 раздела I Закона Российской Федерации от 16 июля 1993 года N 5451-I "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1313);
3) статью 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033).

Суд с участием присяжных заседателей – это вид уголовного судопроизводства, в котором присяжные принимают решением о виновности или невиновности подсудимого и в случае признания человека виновным судья назначает ему наказание, а в случае невиновности – освобождает от наказания.

Производство в суде с участием присяжных заседателей проходит по правилам, закрепленным в статьях 324 – 353 Уголовного кодекса РФ.

Таким образом, рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей применяется по уголовным делам о наиболее тяжелых преступлениях. Разбирательство проходит с участием коллегии присяжных заседателей, отобранных по методике случайной выборки только для данного дела и решающих вопросы факта, и одного профессионального судьи, решающего вопросы права.

суд присяжных

На фото выступление адвоката в Екатеринбурге Вячеслава Астафьева - подробности тут

Преступления, рассматриваемые судом присяжных

К числу уголовных дел, рассматриваемых судом присяжных, относятся:

1. Убийство (ч.1 ст.105 УК РФ – наказание от 6 до 15 лет лишения свободы).
2. Убийство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.105 УК РФ – наказание от 8 лет лишения свободы до пожизненного лишения свободы, либо смертная казнь):

  • двух или более лиц;
  • лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;
  • малолетнего или иного лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно сопряженное с похищением человека;
  • женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;
  • совершенное с особой жестокостью;
  • совершенное общеопасным способом;
  • по мотиву кровной мести;
  • совершенное группой ли, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • из корыстных побуждений или по найму, а равно сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом;
  • из хулиганских побуждений;
  • с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, а равно сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера;
  • по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
  • - в целях использования органов или тканей потерпевшего.

3. Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ – наказание до 15 лет лишения свободы.)
4. Преступления связанные с незаконным оборотом наркотиков

  • - незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств в особо крупном размере (ч.5 ст.228.1 УК РФ – наказание от 15 до 20 лет лишения свободы);
  • - контрабанда наркотических средств организованной группой, в особо крупном размере, с применением насилия (ч.4 ст.229.1 УК РФ – наказание от 15 до 20 лет лишения свободы).

5. Половые преступления

  • изнасилование, совершенное лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего (ч.5 ст.131 УК РФ – наказание от 15 лет лишения свободы до пожизненного лишения свободы);
  • насильственные действия сексуального характера, совершенное лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего (ч.5 ст.132 УК РФ – наказание от 15 лет лишения свободы до пожизненного лишения свободы);
  • половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершенные лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего (ч.6 ст.134 УК РФ – наказание от 15 лет лишения свободы до пожизненного лишения свободы).

6. Иные преступления:

Организация массовых беспорядков ст.212, государственная измена – ст.275, шпионаж - ст.276, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля - ст. 277, насильственный захват власти – ст.278, вооруженный мятеж – ст.279, диверсия – ст.281, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование - ст. 295, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа - ст. 317, геноцид - ст. 357 УК РФ.

Уголовные дела с участием присяжных заседателей по ст.105, ч.4 ст.111 УК РФ могут быть наиболее востребованными среди подсудимых. Эти категории преступлений и из года в год рассматриваются в судах. Случаи лишения жизни зачастую возникают в обычных жизненных ситуациях, в условиях пьяной драки или отражения нападения хулиганов. В этих делах часто возникают споры о том совершены ли действия по лишению жизни умышленно либо имеет место необходимая оборона или смерть причинена по неосторожности. Присяжные – обычные люди, которые могут поставить себя на место подсудимого и объективно рассмотреть спор.

В каких судах применяется суд присяжных?

Уголовные дела с участием присяжных заседателей применяются в:

  • Районных судах
  • Гарнизонных судах
  • Судах субъекта федерации (Областных, Краевых, Верховных судах республик, судах городов Федерального значения)

В зависимости от категории преступления и суда, в котором рассматривается дело, коллегия присяжных заседателей может иметь разный количественный состав. В городских, районных и гарнизонных судах коллегия присяжных состоит из 6 человек. В вышестоящих судах коллегия присяжных заседателей состоит из 8 человек.

присяжные заседатели

Присяжные заседатели и их полномочия

Присяжные заседатели - это обычные граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели. Присяжными заседателями не могут быть следующие лица:

  • не достигшие возраста 25 лет;
  • имеющие непогашенную или неснятую судимость;
  • недееспособные или ограниченные дееспособности;
  • состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом.
  • подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
  • не владеющие русским языком;
  • имеющие физические или психические недостатки, не позволяющими участвовать в рассмотрении уголовного дела.

За время участия в суде присяжному заседателю из бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в зависимости от количества дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия. Также присяжному возмещаются командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно. За присяжным заседателем на время участия в рассмотрении дела по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа. На период осуществления правосудия на присяжного заседателя распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей.

В суде с участием присяжных заседателей люди, избранные присяжными, имеют право:

  • участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела
  • участвовать в осмотре вещественных доказательств и документов
  • участвовать в производстве судебных действий
  • задавать вопросы допрашиваемым лицам
  • получать разъяснения по неясным для них вопросам

Присяжные заседатели не вправе:

  • уходить из зала судебного заседания во время рассмотрения уголовного дела
  • общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу уголовного дела
  • высказывать свое мнение по делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта
  • собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания
  • нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросами.

По завершению рассмотрения уголовного дела с участием суда присяжных заседателей перед присяжными суд ставит несколько вопросов:

  • доказано ли, что деяние имело место;
  • доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;
  • виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.
  • в случае признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения.

После совещания присяжные выносят вердикт, который в судебном заседании оглашает старшина присяжных заседателей. На основании вердикта суд назначает наказание либо освобождает подсудимого от ответственности.

Разница между обычным судом и судом присяжных

В обычном суде рассмотрение дело рассматривается судьей единолично либо коллегией из трех судей. При рассмотрении дела судья ведет процесс, выясняет имеющие для дела обстоятельства, устанавливает виновность либо невиновность подсудимого и назначает ему наказание. В суде с участием присяжных заседателей решение о виновности или невиновности подсудимого решают присяжные. Суд решает все остальные вопросы, в том числе вопросы назначения наказания и освобождения подсудимого от ответственности.

Преимущества суда присяжных

Главным преимуществом при рассмотрении уголовных дел с участием присяжных заседателей является максимальная независимость судебного разбирательства. Суд присяжных признан во всех цивилизованных странах самой независимой формой правосудия. Независимость суда присяжных достигается коллегиальностью рассмотрения дела, где итоговое решение не зависит от одного судьи и вопросы виновности или невиновности решаются коллегией присяжных заседателей, состоящих из обычных людей не имеющих отношение к правосудию и не имеющих устойчивого обвинительного уклона в своих суждениях.

Уровень участия государственных обвинителей при рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей оценивается специалистами как невысокий. Также отмечается явно выраженный обвинительный уклон российского правосудия. Такое положение дел обусловлено историческими особенностями формирования современной системы уголовного судопроизводства и существующей системой правосудия, где уголовное дело, перед тем как поступить в суд, проходит многократные проверки на уровне следственного органа и прокуратуры. Многолетняя статистика оправдательных приговоров в России показывает, что обычно доля оправдательных приговоров составляет менее 0,5% от рассмотренных дел в судах. Таким образом, можно предположить, что вероятность быть признанным судом виновным составляет 99,5%.

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей существенно повышает шансы на справедливое разбирательство.

Адвокат в суде присяжных

Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам, который оказывает квалифицированную юридическую помощь по уголовным делам. Адвокат в суде присяжных заседателей наделен законом всеми необходимыми полномочиями для помощи своему подзащитному. Также у квалифицированного адвоката в суде присяжных имеется преимущество в сравнении с государственными обвинителями, которое заключается в умении красноречиво, убедительно и на простом языке доносить свою позицию до присяжных. В России институт суда присяжных развит слабо, что приводит к редкому участию государственных обвинителей в подобного рода процессах. Отсутствие должного опыта и наличие обвинительного уклона правосудия ведет к отсутствию у обвинителей навыков к конкуренции в открытом и независимом судебном заседании. Их выступления зачастую выглядят косноязычными, неподготовленными, неуверенными и неубедительными. Напротив, адвокат в суде присяжных заседателей получает значительные преимущества, в виду того, что ему приходится постоянно работать в условиях обвинительного уклона. В обычных судебных процессах ходатайства адвокатов часто необоснованно отклоняются, судебные заседания зачастую назначаются без учета занятости адвоката в других процессах, время на выработку позиции защиты даётся мало. Адвокат вынужден постоянно действовать в жестких условиях ограничения и нарушения его прав и при этом быть эффективным. Адвокат в суде присяжных заседателей свободен от ограничений и на фоне неподготовленных государственных обвинителей может добиться справедливого приговора.

суд присяжных заседателей

Примечание: фотографии с совещания Совета по правам человека при Президенте России, проведшего в 2016 году в Свердловском областном суде и посвящённого развитию примирительных процедур и суда присяжных. На совещании адвокат Вячеслав Астафьев Выступил с докладом. Фоторепортаж с мероприятия тут

Указанная информация не отражает всей практики рассмотрения дел подсудных суду присяжных и не гарантирует положительного исхода дела.

Каждая ситуация уникальна, требует индивидуального подхода и личного взаимодействия доверителя с адвокатом.


Это атрибут демократического общества, на которое возлагается часть ответственности за вынесение приговоров обвиняемым. Присяжные, выбранные из не имеющих профессиональных знаний в области права граждан, в ходе судебных заседаний решают фактический вопрос — виновен или не виновен подсудимый.

Например, в ноябре 2018 года суд присяжных в Красноярске вынес приговор мужчине, который во время переговоров пытался зарезать партнера по бизнесу. Преступление он совершил на людях, но в суде все отрицал — однако убедить присяжных в собственной невиновности мужчине не удалось. Его приговорили к шести годам колонии строгого режима.

Впрочем, легко найти присяжных у судов получается не всегда. Так было с делом расстрелявшего родственников жителя Хакасии. Подсудимые попросили, чтобы решение по их делу приняли присяжные заседатели, но суд столкнулся с неожиданной проблемой. Из 400 приглашенных для участия в заседании кандидатов согласие выразили лишь четыре человека. Суд же обязан обеспечить явку 40 человек, из которых потом выберут 12 основных и двух запасных присяжных заседателей. В крайнем случае, отбор кандидатов могут начать при явке 20 человек.

«Абсолютное большинство из них заявило о нежелании принимать участие в рассмотрении уголовного дела. Причины, которые, по их мнению, не позволят им прийти в суд — различные. Такая ситуация чревата тем, что в назначенное время мы не сможем приступить к судебному рассмотрению уголовного дела, что приведет к увеличению как сроков его рассмотрения, так и понесенных бюджетом расходов», — пояснял тогда председатель суда Виктор Носов.

К счастью, вскоре после этого суду удалось сформировать коллегию присяжных заседателей. В итоге решением суда «буденовского стрелка» из Хакасии пожизненно лишили свободы.

То есть в суд присяжных могут вызвать любого?

Нет, не любого. Присяжным заседателем не могут стать :

  • люди младше 25 лет;
  • имеющие непогашенную или неснятую судимость;
  • признанные судом недееспособными;
  • состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере;
  • подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений (не могут быть присяжными в конкретном деле);
  • не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
  • имеющие физические или психические недостатки, которые препятствуют полноценному участию в рассмотрении уголовного дела.

Из списка кандидатов в присяжные заседатели вас могут исключить и по другим причинам — например, если у вас проблемы со здоровьем, вам исполнилось 65 лет, вы священник, замещаете должность чиновника в органах местного самоуправления, являетесь адвокатом, нотариусом, приставом, судьей, следователем, дознавателем, прокурором, частным детективом или перестали заниматься этим менее пяти лет назад и т. д.

Списки присяжных формируют каждые четыре года и ежегодно проверяются и дополняются, так что получить «повестку» — дело обычное, если вы соответствуете не самым строгим критериям.

Меня вызвали, но я не хочу быть присяжным — что мне грозит?

У вас есть две недели, чтобы ознакомиться с приглашением и письменно заявить о своем отказе. Кроме перечисленных выше причин, поводом для отказа могут стать ваши религиозные убеждения, дети до трех лет и другие уважительные причины.

Кстати, причина «не отпустят с работы» будет поводом лишь в том случае, если отлучение на время от службы «нанесет существенный вред общественным или государственным интересам». А вот если работодатель пригрозил вам увольнением за ваше желание быть присяжным, то его могут оштрафовать — правда, всего на какие-то 500-1000 рублей.

Если быть присяжным вы не хотите, но причин для отказа нет, гражданский долг придется выполнять. За неявку в суд без уважительной причины присяжного заседателя могут оштрафовать на сумму до 2500 рублей. Однако это крайние меры, которые актуальны только в том случае, если вы согласились быть присяжным, получили извещение о дате заседания, но не пришли.

Ладно, соглашусь. Нужно как-то готовиться?

Специально готовиться не нужно, но имеет смысл почитать главные документы на эту тему:

    ; Верховного Суда о применении норм уголовно-процессуального кодекса в делах с участием присяжных; Уголовного кодекса.

Как проходят суды присяжных?

После назначения судебного заседания с участием присяжных заседателей секретарь или помощник судьи случайным образом отберет кандидатов из списка — в зависимости от дела и статуса суда в их число попадут от шести до четырнадцати человек.

Важное замечание: если в течение года вы уже были в числе присяжных, во второй раз вас не выберут.

Как только предварительный список сформируют, вы получите извещение о прибытии в суд, не позднее чем за неделю до начала заседания. Перед началом заседания еще можно заявить самоотвод — устно или письменно заявить о нежелании быть в числе присяжных по каким-то причинам и, если суд удовлетворит ходатайство, тут же удалиться из зала суда. Распустить присяжных могут и по ходатайству сторон — например, если судья согласится, что из-за однородности состава с точки зрения возрастных, профессиональных, социальных и других факторов, они не смогут вынести справедливый вердикт.

После избрания старшины (путем голосования) все присяжные примут присягу и станут полноправными участниками процесса — будут исследовать обстоятельства дела, задавать вопросы сторонам, осматривать вещественные доказательства и так далее. Итогом станет приговор — справедливый вердикт для обвиняемого.

А мне заплатят?

За счет федерального бюджета присяжным выплачивают компенсацию — 50 % от оклада судьи того суда, где рассматривается дело. Назвать конкретные цифры сложно, но не обольщайтесь — сколотить состояние в роли присяжного у вас вряд ли получится. Да и работодатель, который отпускает вас выполнить гражданский долг, вправе не оплачивать вам дни «прогулов».

Почти любого гражданина России могут вызвать в суд в качестве присяжного заседателя.

В статье я расскажу, кто такие присяжные, можно ли отказаться от этой роли и как заработать, выполняя свой гражданский долг.

Больше присяжных

Президент РФ в послании к Федеральному собранию в 2015 году предложил реформировать институт присяжных заседателей. Реформа вступила в силу с 1 июня 2018 года. Теперь в судах стало больше дел, в которых требуется мнение простых граждан.

Если раньше присяжные заседатели были только в судах уровня субъекта РФ, то теперь они появились и в районных судах.

Количество преступлений, которые могут рассматривать присяжные, увеличилось с нескольких видов до двух десятков. Поэтому суды стали чаще привлекать простых граждан к участию в заседаниях.

Кто такие присяжные

Присяжным заседателем может стать дееспособный гражданин РФ старше 25 лет. Сначала его должны включить в список кандидатов в присяжные, а потом в специальном порядке призвать в суд для рассмотрения уголовного дела.

На время процесса присяжный заседатель становится судьей от народа. Для этого не нужно юридическое образование: обычный гражданин решает вопрос виновности подсудимого и во время процесса имеет статус судьи. Каждый присяжный принимает присягу — клянется рассматривать дело честно и беспристрастно.

По закону человека могут призвать в суд в качестве присяжного один раз в год в общей сложности на 10 рабочих дней. Это могут быть разрозненные дни: одно заседание в апреле, следующее в июне и так далее. Бывает, что рассмотрение уголовного дела затягивается, тогда присяжных вызывают в суд на все время рассмотрения дела, даже если это больше десяти дней. Например, дело об убийстве Бориса Немцова с момента отбора заседателей до вынесения вердикта длилось 10 месяцев — за это время присяжные заседали 82 раза.

Присяжные заседают в районных судах и в судах уровня субъекта РФ — это областные, краевые или верховные суды республик. Суды уровня субъекта обычно выступают апелляционной инстанцией по отношению к районному суду, то есть пересматривают их решения. Однако сложные и наиболее опасные дела — например, в которых содержится государственная тайна, — суды уровня субъекта РФ рассматривают как первая инстанция.

В районных судах уголовные дела рассматривает коллегия из шести присяжных, в судах уровня субъекта — из восьми. Присяжные рассматривают самые разные уголовные дела: от убийства и причинения тяжкого вреда здоровью до пиратства и экологической катастрофы — экоцида.

Как стать присяжным

Намеренно стать присяжным не получится. Все решает случай. Списки кандидатов в присяжные заседатели формируются через специальную программу «Выборы». Она же используется для выборов в органы власти. Поскольку в ней содержатся персональные данные всех избирателей страны, закон позволяет использовать ее для формирования списков кандидатов в присяжные. Программа выбирает случайных людей в нужном городе.

Прежде чем человек явится в суд в качестве присяжного заседателя, ему должны прийти два письма: письмо-уведомление и письмо с приглашением стать присяжным заседателем. Отвечать на эти письма не нужно.

Уведомление. Еще до вызова в суд гражданину приходит уведомление о том, что его включили в список кандидатов в присяжные заседатели. Это не значит, что его точно вызовут, — государство просто сообщает, что при необходимости будет рассматривать его в качестве присяжного.

В списке кандидат находится 4 года. Через 4 года он может оказаться в еще одном списке.

Если человек получит уведомление и решит стать присяжным, ему больше ничего не нужно предпринимать. Суд при необходимости сам свяжется с кандидатом — пришлет письменное приглашение по почте.

Приглашение — это письмо кандидату о том, что суд ждет его тогда-то по такому-то адресу в качестве присяжного. Но вызывают не на заседание, а на проверку: суд и стороны будут решать, может ли кандидат быть беспристрастным и объективным и вершить правосудие. Так создается предварительный список присяжных.

Приглашение составляется в свободной форме, с официальными реквизитами суда. По распоряжению судьи его помощник и секретарь судебного заседания в случайном порядке отбирают из списка кандидатов несколько человек, которым направляют приглашения. Закон не устанавливает, скольким людям нужно разослать письма, чтобы собрать коллегию присяжных заседателей, — это решает сам суд. Опираются, например, на то, в какое время года нужно собрать коллегию и есть ли в ближайшее время какие-то праздники.

Например, 1 сентября сложнее собрать присяжных — многие из них ведут в школу детей. Если суд не соберет нужное количество лиц с первого раза, он будет направлять приглашения снова и снова, пока не соберет коллегию.

В приглашении стать присяжным заседателем указано имя кандидата, место и время, когда нужно явиться в суд, а также перечень документов, которые необходимо взять с собой. Подтверждать явку не нужно.

Кандидату нужно явиться в назначенный суд в указанную дату и время. При входе граждан будет встречать судебный пристав. Он попросит предъявить паспорт и приглашение и отведет к залу заседания.

Каждого кандидата судья инструктирует, произносит вступительное слово: зачем его вызвали, для какого дела, какие задачи перед ним стоят и сколько примерно продлится разбирательство.

Дальше формируется коллегия присяжных заседателей. Выбирают двух запасных присяжных: если кто-то из коллегии не сможет прийти в суд, запасной присяжный заменит его.

Присяжным не выдают специальных удостоверений. Если нужно подтвердить свой статус, судья выдаст справку.

Проверка присяжных и их отвод. Когда коллегия присяжных формируется, стороны защиты и обвинения вправе задавать вопросы. Так они выясняют, нет ли обстоятельств, из-за которых кандидат не может быть присяжным, и могут заявить ему отвод — отстранить от участия в процессе.

Чтобы отвод осуществился, он должен быть мотивированным и судья должен его принять. Например, подсудимый совершил покушение на жизнь общественного деятеля, а кандидат в присяжные — член политической партии или профсоюза. Стороны и суд могут усомниться в беспристрастности кандидата, так как он сам — общественный деятель. Или подсудимый обвиняется в совершении экологической катастрофы, а кандидат в присяжные — член общества защиты природы. В этом случае тоже есть сомнения в объективности кандидата.

Отвод также может быть немотивированным: подсудимый, его адвокат и прокурор могут вычеркнуть из списка присяжных по одной фамилии без объяснения причин. Например, стороне защиты присяжный может показаться строгим и принципиальным — это усложнит процесс доказывания невиновности. Это необъективно, но такое право предусмотрено законом.

Обязательно ли быть присяжным

По закону участие в судебном заседании в качестве присяжного — гражданский долг. Но гражданский долг — это не юридическая категория, а моральная. Невыполнение гражданского долга не влечет никакой ответственности.

По закону присяжными не могут быть:

  1. Лица младше 25 лет.
  2. Люди с непогашенной или неснятой судимостью.
  3. Недееспособные или состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере.
  4. Подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления.
  5. Люди, которые не владеют русским языком и поэтому не могут полноценно участвовать в рассмотрении дела.

Но даже если кандидат под эти пункты не подпадает, он все равно может отказаться быть присяжным.

Кроме того, можно заявить самоотвод, когда суд будет формировать коллегию присяжных. Председательствующий судья может исключить из присяжных:

  1. Лиц старше 60 лет.
  2. Тех, у кого есть ребенок младше трех лет.
  3. Работающих в месте, где день пропуска нанесет вред государственным или общественным интересам.
  4. Лиц, чьи религиозные убеждения несовместимы с участием в судебном процессе.

Даже если препятствующих обстоятельств нет, человек вправе просто проигнорировать все приглашения в суд и не явиться туда. Суд просто будет направлять приглашения другим гражданам до тех пор, пока не соберется нужное количество присяжных. Государство не может обязать человека стать присяжным или привлечь к ответственности за отказ. Человек сам принимает решение.

Как проходит заседание с участием присяжных

Заседание с участием присяжных похоже на стандартное: есть один судья, сторона защиты и обвинения, но еще есть 6 или 8 присяжных — в зависимости от суда.

До начала рассмотрения дела по существу присяжные заседатели в отдельной комнате открытым голосованием выбирают себе старшину. Он руководит ходом совещания присяжных, через него другие присяжные задают вопросы судье, он же оглашает окончательный вердикт присяжных.

Далее присяжных собирают в зале заседания. До вынесения вердикта они будут собираться только там. Присяжные сидят и слушают доводы сторон, а также изучают доказательства, которые им показывают стороны: начиная от дневника подсудимого, заканчивая гильзой патрона.

Главная особенность такого заседания в том, что стороны защиты и обвинения стараются своими доводами убедить не судью, а присяжных. Судья только руководит процессом и следит за соблюдением всех формальностей. Стороны стараются воздействовать на эмоции заседателей, сводят к минимуму юридическую терминологию и пытаются своим выступлением расположить коллегию присяжных к своей позиции. От решения присяжных будет зависеть, осудят подсудимого или нет.

Пример воздействия на эмоции присяжных — выступление адвоката Федора Никифоровича Плевако по делу об убийстве: один мужчина убил свою жену. Плевако много, очень много раз повторил присяжным одну и ту же фразу: «Господа присяжные заседатели!» Через некоторое время зал был в недоумении и гудел вместе с судьей, прокурором и заседателями. После этого Плевако сказал: «Господа, вы не выдержали и 15 минут моего эксперимента. А каково было этому несчастному мужику слушать 15 лет несправедливые попреки и раздраженное зудение своей сварливой бабы по каждому ничтожному пустяку?» Подсудимого оправдали.

Эмоциональные решения суда присяжных

Верховный суд часто отправляет на повторное рассмотрение дела, где присяжные вынесли решение на эмоциях. Вот три примера.

Проректор одного из вузов был обвинен в убийстве ректора. Адвокаты давили на присяжных и рассказывали им, что вся правоохранительная система желает наказать невиновное лицо любым способом. Подсудимого оправдали. Однако Верховный суд решил, что такое давление на присяжных недопустимо, и направил дело на новое рассмотрение.

В другой раз присяжные рассматривали дело целой банды. В процессе прокурору не давали предъявлять некоторые доказательства, а многие присяжные скрыли от суда информацию о своей судимости. Присяжные вынесли оправдательный вердикт. Верховный суд счел его сомнительным и направил дело на новое рассмотрение.

Третья история такая: двух мужчин судили по подозрению в убийстве. В процессе сторона защиты доводила до присяжных лишнюю информацию, говорила о незаконности всех доказательств следствия, а один из присяжных был ранее судим. Присяжные вынесли оправдательный вердикт. Верховный суд решил, что присяжные заседатели были необъективны, и направил дело на новое рассмотрение.

Права присяжных

Во время заседания присяжные вправе:

  1. Исследовать все обстоятельства уголовного дела, осматривать вещественные доказательства и документы, задавать через судью вопросы допрашиваемым лицам.
  2. Просить судью разъяснить нормы закона, которые относятся к делу, и другие неясные для них вопросы и понятия.
  3. Вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке вердикта.

При этом присяжные не могут отлучаться из зала судебного заседания во время слушания и высказывать свое мнение до вынесения вердикта. Если один из них захочет выйти в уборную, судья объявит перерыв и приостановит процесс, потому что даже без одного присяжного дело рассматривать нельзя.

Как присяжные голосуют

В конце процесса судья письменно формулирует вопросы присяжным, из которых будет ясно, получит подсудимый наказание или нет:

  1. Доказано ли, что деяние имело место?
  2. Доказано ли, что это деяние совершил подсудимый?
  3. Виновен ли подсудимый в совершении этого деяния?

Присяжные принимают решение по вопросам в совещательной комнате, где они находятся без иных лиц. Выйти из совещательной комнаты можно только после голосования. Заходить к присяжным тоже никто не может. Но есть исключение. С наступлением ночного времени или после окончания рабочего дня и с разрешения судьи присяжные могут прервать совещание, чтобы отдохнуть. Закон прямо не указывает, во сколько начинаются и заканчиваются эти часы, их определяет судья по своему усмотрению.

Перед входом в совещательную комнату заседателям говорят, что они будут там делать. Задавать вопросы председательствующему судье больше нельзя — присяжные должны исходить из информации, которую получили во время процесса.

Обсуждать дело присяжные могут не более трех часов. Если после этого они не пришли к единому выводу, они переходят к голосованию. Если голоса по какому-то вопросу разделятся поровну, принимается наиболее благоприятное для подсудимого решение. Присяжные голосуют открыто и устно, а письменный подсчет голосов ведет старшина присяжных заседателей.

Совещание и голосование присяжных — тайное, то есть все суждения, которые присяжные высказали в совещательной комнате, должны остаться в ней.

Как присяжные выносят вердикт

Если присяжные заседатели решат, что подсудимый невиновен, судья не вправе назначать ему наказание. То же самое будет, если присяжные ответят «нет» на два других вопроса.

Если присяжные признают подсудимого виновным, размер и вид наказания будет определять судья. Именно от судьи зависит, отправится подсудимый в колонию или наказание ограничится обязательными работами.

В своем вердикте присяжные заседатели могут признать лицо виновным, но заслуживающим снисхождения. Это значит, что судья не сможет назначить пожизненное лишение свободы и не сможет определить размер наказания больше ¾ максимального срока. Например, по делу об убийстве максимальный срок лишения свободы 15 лет — то есть судья может посадить виновного максимум на 12 лет.

За пределами процесса

Уголовный процесс состоит не из одного заседания и может длиться год и больше. Обычно между заседаниями есть перерывы в несколько недель или даже месяцев. В это время присяжные заседатели могут работать и заниматься своими делами.

Однако присяжным запрещено делиться информацией об обстоятельствах дела с кем-либо в обычной жизни, собирать какие-либо сведения вне заседания, высказывать свое мнение по процессу за его рамками и нарушать тайну совещательной комнаты. Если угрозы жизни и здоровью нет, за присяжным никто не следит. Но если выяснится, что тайна совещательной комнаты была нарушена, приговор могут отменить. В остальном присяжные заседатели свободны в своих действиях.

Присяжные — обычные люди, со своими страхами и слабостями. Нет гарантии, что их не смогут подкупить за пределами процесса. Например, в 2005 году коллегия присяжных оправдала подозреваемых в организации преступного сообщества Игоря Поддубного и Евгения Бабкова. По протесту прокуратуры Верховный суд отменил приговор. Прокуратуре показалось подозрительным, что, когда подсудимые были оправданы, их адвокат Виктор Паршуткин пригласил присяжных в ресторан. В итоге Паршуткина признали виновным по ст. 294 ч. 1 уголовного кодекса «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производства предварительного расследования».

Неприкосновенность присяжного

Во время процесса присяжный заседатель неприкосновенен от любого противоправного воздействия, трудовых обязанностей и какого бы то ни было давления.

По этой же причине в России нет судебной практики по делам об убийстве или причинении вреда присяжным.

Защита трудовых прав. Пока присяжный исполняет свой гражданский долг и участвует в судебных заседаниях, работодатель не вправе его уволить или перевести на другое место работы. Все потраченное в суде время засчитают в трудовой стаж.

Зарплата сохраняется и выплачивается из средств федерального бюджета. Причем размер заработной платы может быть сколь угодно высоким. Закон не устанавливает ограничения — государство заплатит. Для этого нужно будет предоставить в суд справку 2-НДФЛ .

Все эти гарантии могут быть, только если присяжный в обычной жизни работает по трудовому договору. Если человек самозанятый или работает по гражданско-правовому договору, гарантии на него не распространяются.

Если начался конфликт с работодателем по поводу выполнения обязанностей присяжного заседателя, достаточно указать на статью 170 трудового кодекса. В ней закреплена неприкосновенность работника и обязанность работодателя освободить его от работы на время заседаний. Также можно напомнить работодателю, что заработная плата работника-присяжного выплачивается из бюджета государства — денежная нагрузка на работодателя уменьшится.

За воспрепятствование явке присяжного в суд предусмотрен штраф от 500 до 1000 рублей, который компетентные органы могут наложить на работодателя.

максимальный штраф для работодателя, который препятствует явке присяжного в суд

В некоторых субъектах РФ присяжным дарят справочные материалы. Например, в Брянской области прокуратура выдает каждому присяжному информационные буклеты, в которых перечислены все трудовые гарантии.

Вознаграждение присяжного

Присяжные заседатели получают компенсации и вознаграждение за свою деятельность.

Вознаграждение. Для официально работающих присяжных заседателей вознаграждением считается зарплата, которую сохраняет государство. А если присяжный не работает или работает неофициально, то за каждый день рассмотрения дела в составе коллегии присяжных он все равно получит деньги.

По закону неработающие присяжные заседатели получают 50% от должностного оклада судьи суда, где рассматривается дело, пропорционально количеству дней судебного разбирательства. То есть размер выплаты зависит от двух критериев:

  1. Размер оклада судьи того суда, где рассматривается дело.
  2. Количество дней, которое потребуется для разрешения дела.

В России суд присяжных есть в районных судах и судах субъекта РФ — это краевые, областные, республиканские и равные им суды, — а также в равных им военных судах. Следовательно, существует три вида оклада. На 2019 год оклад районного судьи равен 21 504 рубля, а судьи суда субъекта — от 23 109 до 24 713 рублей.

Для расчета вознаграждения не работающего официально присяжного нужно разделить оклад судьи на 2 (50%) и 22 (количество рабочих дней в месяце). То есть за каждый день работы присяжным заседателем можно получать 488—561 Р . Длительность процесса всегда разная: минимум 10 дней, а может быть несколько месяцев. Для неработающего человека процесс можно считать в какой-то степени подработкой.

Транспортные расходы. Все транспортные расходы присяжных, которые связаны с рассмотрением дела, компенсируются. Для этого нужно обязательно сохранить документальное подтверждение оплаты проезда — билет или чек.

Библиографическая ссылка на статью:
Шигуров А.В., Коньков Р.А. К вопросу об ответственности за неявку в суд кандидатов в присяжные заседатели // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/80660 (дата обращения: 21.05.2021).

Одной из актуальных проблем судопроизводства с участием присяжных заседателей является обеспечение явки кандидатов в присяжные заседатели в суд. Опубликованные рядом председателей судов субъектов России данные свидетельствуют о том, что подавляющее большинство кандидатов не являются по вызовам, что приводит к срывам судебных заседаний и необходимости вызывать в десятки раз большее число кандидатов, чем действительно нужно, с тем чтобы обеспечить явку необходимого для формирования коллегии присяжных числа кандидатов.

Так, председатель Московского областного суда в 2002 г. С.В. Марасанова приводит данные о том, что является в среднем каждый 16-ый кандидат в присяжные заседатели [1]. В.Н. Тарасов (председатель Саратовского областного суда) в 2016 г. писал о том, что граждане, ссылаясь на трудовую занятость, болезни и плохое состояние здоровья, нежелание судить кого-либо, наличие опасений за свою жизнь не являются для участия в процедуре формирования коллегии присяжных заседателей по повесткам судов. Неявка кандидатов в среднем составляет 97-95 % от всех вызванных кандидатов в присяжные заседатели [2].

Таким образом, можно говорить о сложившемся отношении граждан страны, у которых в современных условиях нет мотивации участвовать в судопроизводстве с участием присяжных заседателей. Отметим, что из вышеуказанных данных нельзя сделать вывод об отрицательном отношении, в целом, к институту суда присяжных. Речь идет лишь о том, что граждане не желают тратить свое время на участие в длительном судопроизводстве без соответствующей компенсации потраченного времени.

Действующее законодательство предусматривает право кандидата отказаться от участия работе суда присяжных. Прямой отказ граждан урегулирован Законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в России», который в ч. 10 ст. 5, ст. 7 говорит о возможности обращения граждан в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ с заявлениями по поводу необоснованного внесения обратившихся в списки кандидатов и исключения их из этих списков [3].

Кроме того, в российском законодательстве не установлена какая-либо ответственность за неявку кандидата по вызову суда. К ответственности за неявку в судебное заседание без уважительных причин может быть привлечен лишь уже выбранный в состав жюри присяжный заседатель, на которого в этом случае накладывается денежное взыскание в размере до 2,5 тыс. руб.

Рассматривая же вопрос об ответственности за неявку в суд кандидата в присяжные заседатели, можно сказать следующее. В Конституции России участие граждан в отправлении правосудия в качестве присяжных с одной стороны рассматривается как одна из форм участия в управлении делами государства (ст. 32), с другой – как форма судопроизводства, которая должна быть гарантирована обвиняемым, которым грозит наказание в виде смертной казни, и в иных случаях, которые предусмотрены федеральным законом [4]. Таким образом, из Конституции России следует обязанность государства определить в федеральном законе подсудность уголовных дел суду присяжных и по указанным делам обеспечить обвиняемым возможность быть судимыми судом присяжных. Следовательно, нет оснований говорить о том, что в Конституции России участие граждан в суде присяжных закрепляется только как право гражданина. Законодатель вправе принять необходимые организационные меры к функционированию рассматриваемого института, в том числе, те, которые обеспечат явку в суд необходимого для работы суда присяжных количества кандидатов в присяжные заседатели.

К сожалению, специализированный закон о присяжных заседателях не содержит достаточно эффективный механизм обеспечения явки кандидатов.

В ч. 1 ст. 2 Закона говорится о том, что участие в данной форме судопроизводства является правом гражданина, в ч. 2 рассматриваемой статьи также указывается, что участие граждан в качестве присяжного заседателя является их гражданским долгом. При этом, что такое гражданский долг и как обеспечить его реализацию в ситуации, когда гражданин не хочет его «отдавать», закон не раскрывает.

Обращаясь к международному опыту, а конкретно, к опыту стран англо-саксонской правовой системы, следует сказать следующее. В странах данной правовой семьи, предусмотрена ответственность за неявку в суд кандидатов в присяжные заседатели, если такая неявка была признана судом неуважительной. В данном случае ответственность к недобросовестному кандидату в присяжные заседатели предусмотрена уголовная, и охватывается составом преступления «Неуважение к суду», санкция которой содержит несколько видов наказания, в том числе штраф и лишение свободы [5, с. 131].

На наш взгляд, вышесказанное свидетельствует о необходимости законодательной регламентации механизма, который бы мотивировал российских граждан на участие в работе суда присяжных.

Данный механизм может включать в себя следующие элементы.

1) Повышение оплаты присяжного заседателя. Сегодняшние компенсационные выплаты в размере половины оклада судьи за день работы и не менее средней зарплаты присяжного по месту работы, явно не соответствуют высокому статусу судьи [6, c. 170; 7, c. 160], который получает присяжный на период работы в коллегии, и точно не стимулируют гражданина участвовать в работе жюри присяжных.

2) Введение полномочия судьи по наложению денежного взыскания на каждого кандидата, не явившегося в зал судебного заседания, без извещения о причинах неявки или без уважительных причин. О возможности наложения такого взыскания кандидата должны предупреждать в тексте повестки.

3) Введение административной или уголовной ответственности за такую форму неуважения к суду. Такая форма ответственности может быть установлена за повторную неявку без уважительных причин после того, как лицо ранее один раз не явилось в судебное заседание.

Читайте также: