Какой акт издавал магистрат вступая в должность

Опубликовано: 23.04.2024

Эдикт (edictum) (от dico — «говорю») — устное объявление магистрата по тому или иному вопросу.

С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое по установившейся практике делали (уже в письменной форме) республиканские магистры при вступлении в должность.

Формально эдикт был обязателен только для того магистра, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти (отсюда принадлежащее Цицерону название эдикта lex annua, закон на год). Однако фактически те пункты эдикта, которые оказывались удачным выражением интересов господствующего класса, повторялись и в эдикте вновь избранного магистрата и приобретали устойчивое значение (часть эдикта данного магистрата, переходившая в эдикты его преемников, называется edictum tralaticium).

Виды магистратских эдиктов:

— эдикты эдилов регулировали в основном вопросы торговли, прав и обязанностей участников гражданских сделок, исковых требований, вытекавших из рыночного оборота;

— провинциальные эдикты заключали в себе: утверждение местных узаконений и правовых обычаев, нововведения собственно начальников провинций — главным образом в административной, и финансовой сфере, заимствования из преторских эдиктов, пригодные для того или другого города или провинции по усмотрению начальника;

— преторские эдикты.

При назначении на должность претор издавал указ, в котором декларировал те правоположения и принципы, которых он будет держаться в течение года (срок преторских полномочий).

Претор не посягал на авторитет цивильного права, а помогал их осуществлению, подкрепляя общественные отношения, урегулированные цивильным правом, также и своими исками.

Виды эдиктов:

1) новые (в них указывались новшества правоприменения и юридической практики) и перенесенные (претор заявлял, что будет придерживаться практики своего предшественника) эдикты;

2) постоянные, где указывались правоположения, обязательные для юридической практики на протяжении всего срока полномочий, и непредвиденные, касавшиеся казусных обстоятельств, либо правоприменения в отношении отдельных личностей. Законом Корнелия 67 г. до н. э. преторам было строго предписано держаться деклараций постоянного эдикта.

Ни претор, ни другие магистраты, издававшие эдикты, не были компетентны отменять или изменять законы, издавать новые законы и т. п. Однако в качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать норме цивилизованного права практическое значение или, наоборот, лишить силы то или иное положение цивильного права. Например, претор мог при известных условиях защитить несобственника как собственника, но он не мог несобственника превратить в собственника.

Во II в. н. э. император Адриан возложил на юриста Юлиана кодификацию отдельных постановлений, содержавшихся в преторских эдиктах. Окончательная редакция «постоянного эдикта» Юлиана (edictum perpetuum) была одобрена императором и объявлена постановлением сената неизменной, однако император оставил за собой право делать дополнения к эдикту.

С этого времени правотворческая деятельность претора (и других магистратов) прекратилась.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4. Конституция РФ как источник аграрного права

4. Конституция РФ как источник аграрного права Конституция РФпринята 1 2 декабря 1993 г., обладает высшей юридической силой – составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского

2. Конституция РФ как источник аграрного права

2. Конституция РФ как источник аграрного права Конституция РФ обладает огромной юридическая функцией – она составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского общества

2. Роль римского права в истории права и правовых учениях

2. Роль римского права в истории права и правовых учениях Особое значение римского права объясняется влиянием на развитие человечества. Римское право оказалось основным источником современных кодификаций права. Римское право вводилось как субсидиарное, но по своему

9. Правовой обычай как источник римского права

9. Правовой обычай как источник римского права Обычное право — древнейшая форма образования римского права. Обычное право — совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и

10. Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт

10. Закон как источник римского права. Виды законов. Сенатусконсульт Законы (leges) — главное воплощение римского писаного права.Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так

12. Деятельность юристов как источник римского права

12. Деятельность юристов как источник римского права Формирование юриспруденции как самостоятельного и важного источника права началось примерно в III в. до н. э.В период республики деятельность юристов сводилась к:— консультации граждан, обратившихся за юридической

УК РФ – единственный источник уголовного права России

УК РФ – единственный источник уголовного права России На нормативное содержание уголовного права России оказывали и продолжают оказывать влияние нормы международного права. В соответствии с ратифицированными нашим государством конвенциями в новый Уголовный кодекс

§ 5. Неправо как источник права

§ 5. Неправо как источник права Мы уже видели (§ 1), что по способу своего возникновения источники права представляют нам два резко различных типа. Нормально всякое правообразование совершается с правоубеждением и в то же время с изменением действующего права:

1. Понятие Римского права. Отличие частного права от публичного. Основные системы Римского права

1. Понятие Римского права. Отличие частного права от публичного. Основные системы Римского права Термином «римское право» обозначается право античного рабовладельческого Рима, а также его наследницы – Византийской империи (вплоть до Юстиниана).В римской традиции

2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции

2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции После падения Западной Римской империи римское право перестали применять даже в Риме, однако оно продолжало использоваться в Восточной Римской империи (Византии). Варварские

2.3. Жилищное законодательство субъектов РФ как источник жилищного права

2.3. Жилищное законодательство субъектов РФ как источник жилищного права Как указывалось выше, жилищное законодательство относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции по предметам совместного ведения Российской

60. Законодательные акты королей как источник права

60. Законодательные акты королей как источник права По мере усиления королевской власти во Франции все более важное место среди других источников права стали занимать законодательные акты королей: установления, ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др. Начиная с

§ 60. Преторские права на чужую вещь

§ 60. Преторские права на чужую вещь 1. Из прав пользования чужой вещью претором прежде всего были взяты под свою охрану единственные цивильные права этого рода — сервитуты. Цивильный иск для защиты их — actio confessoria — был дополнен целым рядом преторских средств, которые

14.3 Законы как источник права. Виды законов

14.3 Законы как источник права. Виды законов Закон представляет собой нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.Закон

Эдикт (edictum) (от dico - «говорю») - устное объявление магистрата по тому или иному вопросу.

С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое по установившейся практике делали (уже в письменной форме) республиканские магистры при вступлении в должность.

Формально эдикт был обязателен только для того магистра, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти (отсюда принадлежащее Цицерону название эдикта lex annua, закон на год). Однако фактически те пункты эдикта, которые оказывались удачным выражением интересов господствующего класса, повторялись и в эдикте вновь избранного магистрата и приобретали устойчивое значение (часть эдикта данного магистрата, переходившая в эдикты его преемников, называется edictum tralaticium).

Виды магистратских эдиктов:

- эдикты эдилов регулировали в основном вопросы торговли, прав и обязанностей участников гражданских сделок, исковых требований, вытекавших из рыночного оборота;

- провинциальные эдикты заключали в себе', утверждение местных узаконений и правовых обычаев, нововведения собственно начальников провинций - главным образом в административной, и финансовой сфере, заимствования из преторских эдиктов, пригодные для того или другого города или провинции по усмотрению начальника;

- преторские эдикты.

При назначении на должность претор издавал указ, в котором декларировал те правоположения и принципы, которых он будет держаться в течение • года (срок преторских полномочий).

Претор не посягал на авторитет цивильного права, а помогал их осуществлению, подкрепляя общественные отношения, урегулированные цивильным правом, также и своими исками.

Виды эдиктов:

1) новые (в них указывались новшества правоприменения и юридической практики) и перенесенные (претор заявлял, что будет придерживаться практики своего предшественника) эдикты;

2) постоянные, где указывались правоположения, обязательные для юридической практики на протяжении всего срока полномочий, и непредвиденные, касавшиеся казусных обстоятельств, либо правоприменения в отношении отдельных личностей. Законом Корнелия 67 г. до н. э. преторам было строго предписано держаться деклараций постоянного эдикта.

Ни претор, ни другие магистраты, издававшие эдикты, не были компетентны отменять или изменять законы, издавать новые законы и т. п. Однако в качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать норме цивилизованного права практическое значение или, наоборот, лишить силы то или иное положение цивильного права. Например, претор мог при известных условиях защитить несобственника как собственника, но он не мог несобственника превратить в собственника.

Во II в. н. э. император Адриан возложил на юриста Юлиана кодификацию отдельных постановлений, содержавшихся в преторских эдиктах. Окончательная редакция «постоянного эдикта» Юлиана (edictum perpetuum) была одобрена императором и объявлена постановлением сената неизменной, однако император оставил за собой право делать дополнения к эдикту.

С этого времени правотворческая деятельность претора(и других магистратов) прекратилась.

Преторское право (jus honorarium или jus praetorium) - совокупность правил и формул, созданных претором. Источники лреторского права: эдикты преторов.

Преторское право представляло из себя наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права.

Преторское право действовало не только в отношении римских граждан. С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость в правовом оформлении данных отношений. Эта проблема была решена созданием должности претора перегринов.

Магистраты, обладавшие высшей властью, - преторы, правители провинций, а в пределах своей компетенции курульные эдилы - издавали эдикты, программные заявления, общеобязательные на год службы издавшего эдикт магистрата. Затем преемники стали переписывать из эдиктов предшественников все, имевшее жизненное значение, - постоянные эдикты (edictum perpetuum). В 125-130 гг. император Адриан поручил юристу Сальвию Юлиану установить окончательную редакцию постоянного эдикта с целью закрепления отдельных постановлений преторского права.

Влияние преторского права определялось тем, что претор не только издавал эдикты, но и предварительно решал вопросы о судебной защите по конкретным делам.

Преторский эдикт, не отменяя формально норм цивильного права, указывал пути для признания новых отношений и этим становился формой пра-вообразования. В качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать закону практическое значение или, наоборот, лишить силы положения права. Давая иск или возражение против иска вопреки цивильному праву или в дополнение цивильного права, преторский эдикт создавал новые формы права.

Зачастую законодатель в лице главы собраний либо в лице императора старался отразить нормы цивильного права в новых законах, в новых конституциях то, что было наработано.

Эдикт (edictum)(от dico – «говорю») – устное объявление магистрата по тому или иному вопросу.

С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое по установившейся практике делали (уже в письменной форме) республиканские магистры при вступлении в должность.

Формально эдикт был обязателен только для того магистра, которым он был издан, и, следовательно, только на тот год, в течение которого магистрат находился у власти (отсюда принадлежащее Цицерону название эдикта lex annua, закон на год).Однако фактически те пункты эдикта, которые оказывались удачным выражением интересов господствующего класса, повторялись и в эдикте вновь избранного магистрата и приобретали устойчивое значение (часть эдикта данного магистрата, переходившая в эдикты его преемников, называется edictum tralaticium).

Виды магистратских эдиктов:

– эдикты эдиловрегулировали в основном вопросы торговли, прав и обязанностей участников гражданских сделок, исковых требований, вытекавших из рыночного оборота;

– провинциальные эдиктызаключали в себе: утверждение местных узаконений и правовых обычаев, нововведения собственно начальников провинций – главным образом в административной, и финансовой сфере, заимствования из преторских эдиктов, пригодные для того или другого города или провинции по усмотрению начальника;

– преторские эдикты.

При назначении на должность претор издавал указ, в котором декларировал те правоположения и принципы, которых он будет держаться в течение года (срок преторских полномочий).

Претор не посягал на авторитет цивильного права, а помогал их осуществлению, подкрепляя общественные отношения, урегулированные цивильным правом, также и своими исками.

Виды эдиктов:

1) новые(в них указывались новшества правоприменения и юридической практики) и перенесенные(претор заявлял, что будет придерживаться практики своего предшественника) эдикты;

2) постоянные,где указывались правоположения, обязательные для юридической практики на протяжении всего срока полномочий, инепредвиденные,касавшиеся казусных обстоятельств, либо правоприменения в отношении отдельных личностей. Законом Корнелия 67 г. до н. э.преторам было строго предписано держаться деклараций постоянного эдикта.

Ни претор, ни другие магистраты, издававшие эдикты, не были компетентны отменять или изменять законы, издавать новые законы и т. п. Однако в качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать норме цивилизованного права практическое значение или, наоборот, лишить силы то или иное положение цивильного права. Например, претор мог при известных условиях защитить несобственника как собственника, но он не мог несобственника превратить в собственника.

Во II в. н. э. император Адрианвозложил на юриста Юлиана кодификацию отдельных постановлений, содержавшихся в преторских эдиктах. Окончательная редакция «постоянного эдикта» Юлиана(edictum perpetuum) была одобрена императором и объявлена постановлением сената неизменной, однако император оставил за собой право делать дополнения к эдикту.

С этого времени правотворческая деятельность претора (и других магистратов) прекратилась.

Императорские указы и их виды.

Окончательное укрепление императорской власти привело к тому, что единоличное распоряжение императора стало признаваться законом: “что угодно императору, то имеет силу закона”, а сам император “законами не связан” (legibus solutus est, D.1,3,31). Императорские распоряжения, носившие общее наименование “конституций”, были четырёх видов:

а) эдикты – (лат. edictum, от edico — объявляю, приказываю), общие распоряжения, обращённые к населению (термин, уцелевший от республиканских времён, когда он имел совсем другое значение). Первоначально эдикты объявлялись устно, но со временем стали также записываться на выбеленных досках (album, отсюда — альбом) и выставляться на форуме для всеобщего сведения;

б) рескрипт (в Древнем Риме «ответ императора») – это имевший силу закона ответ императора на представленный ему для разрешения вопрос, т.е. «ответное письмо». Постепенно значение рескриптов в системе права снижалось, и в IV веке их применение было весьма ограниченным. Письменные ответы императоров, разрешали вопросы, юридические коллизии и создавали новые правила, они сродни ответам юристам для позднего права. Имели силу закона.

в) мандаты – инструкции, по административным и судебным вопросам дававшиеся императорами чиновникам.

г) декрет (лат. decretum - указ, постановление) наименование нормативного акта общего или частного характера. В Древнем Риме декретами назывались акты сената, а затем императора.

декреты императора – решения по поступавшим на рассмотрение императора спорным делам. В период абсолютной монархии императорские законы стали именоваться leges; встречаются и новые термины: leges generales, sanctio pragmatica и др.

В период домината мандаты постепенно выходят из употребления; декреты и рескрипты имеют силу только по конкретным делам, в связи с которыми они даны, и, таким образом, основной формой закона является императорский эдикт.

Многочисленность и разбросанность императорских конституций вызвали потребность их объединения. Последовавшее в конце III в. разделение империи на две половины придало задаче такого собрания и политическое значение. Оно назначено было служить символом единства права, при политическом разделении государственного аппарата. Инициатива по кодификации конституций, однако не была взята на себя правительством. Кодификация (лат. codificatio, от codex - собрание законов + facio – делаю) была произведена частными лицами.[1]

Конституции было необходимо собрать воедино и упорядочить. Началась кодификация (систематизация) конституций, из них составлялись кодексы: Codex Gregorianus; Codex Hermogenianus; Codex Theodosianus

8.

9.

Юридическая доктрина как источник римского права.

Юридическая доктрина как источник права —это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. Обязательные доктринальные правоположения принято называть «правом юристов». Юридическая доктрина была основным источником континентально-европейского (романо-германского) права со времен римского права до XIX в., когда место основного источника занял закон (государственное нормотворчество). Но и после этого юридическая доктрина остается одним из источников в системах романо-германской правовой семьи. Значительную роль юридическая доктрина как источник права играет в мусульманском праве.Определенное правовое значение она имеет и в системахобщего права.

Деятельность юристов (ответы знатоков)

Первыми юристами в риме были жрецы — понтификов.

Римская юриспруденция ведет свое начало от практической деятельности юристов республиканского периода.

Деятельность древнеримских юристов заключалась в юридической помощи трёх видов:

cavere - составление формул различных частноправовых актов, совершаемых отдельными лицами (завещаний, актов продажи и т.п.);

agere – консультации и советы относительно предъявления иска и порядка ведения возбужденного дела (но не вести дела в суде в качестве защитника).

respondere (консультационная работа) – ответы на юридические вопросы (толкование права).

Respondere (ответы по юр. вопросам) римских юристов — дававшихся гражданам,

Литературные произведения римских юристов

Толкование юристами действующих законов и сочинения юристов, посвященные законодательству, назывались комментариями. Юристы составляли также сборники казусов, высказывая при этом свое суждение о некоторых юридических событиях. Римские юристы составляли учебники по римскому праву и выступали в качестве преподавателей права.

© ООО «Юстицинформ», 2019

Учебное пособие по «Римскому праву» подготовлено в соответствии с программой высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция», с углубленным изучением теоретических положений по наиболее важным темам учебной дисциплины «римское право».

Римское право, вопросы его развития и рецепции – предмет особого интереса многих поколений историков и юристов. Римское право продолжило свою юридическую жизнь и после гибели породившего его государства. Свидетельством тому служит рецепция римского права, восприятие (заимствования) другими государствами феодального и буржуазного типа.

Римское право было положено и в основе германского, французского гражданского кодекса, а в последующем и российского гражданского законодательства.

Менее всего это влияние сказалось в России. Определенное соединение самобытных русских юридических построений с римскими частноправовыми конструкциями наблюдалось в Своде законов Российской Империи Сперанского. В гораздо большей степени такое влияние дает о себе знать в проектах гражданских уложений 1903 и 1905 годов. В период развития Советского государства обращения к римскому частному праву практически не наблюдалось, В.И. Ленин в 20-х гг. XX в. указывал, что: «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное». Обосновывая необходимость вмешательства Советского государства в сферу гражданско-правовых отношений, он выдвинул требование: «Применять не свод римского права к гражданским правоотношениям, а наше революционное правосознание»[1].

Становление правового государства и проведение правовой реформы невозможно без освоения общечеловеческих ценностей, существенной частью которых является римское право. В связи с этим значимость римского права в настоящее время определяется его полезностью для юридического образования. Каждый юрист должен иметь представление об уровне знаний римских юристов и о том инструментарии, который они использовали.

Деятельность юриста в обществе требует широкого и глубокого понимания общей культуры. Ввиду этого, значение римского права в современных условиях отнюдь не уменьшилось от того, что утратило непосредственное действие и применимость. Как и прежде, оно представляет собой ценность для профессионального образования современного юриста, а также для повышения общей образованности и расширения кругозора.

Юрист учится критически мыслить. Многие понятия и термины, укоренившиеся в юридической теории и практике, могут быть наилучшим образом усвоены лишь при изучении их у самого источника их образования (например, таких как реституция, цессия, наследственная трансмиссия, виндикация и др.)

Используемые в темах термины на латинском языке и их перевод приводились на основании следующих изданий:

1) Дигесты Юстиниана. Т. 1, 2, 3: пер. с лат. / отв. ред. Л.Л. Кофанов. М.: Статус, 2011.

2) Омельченко О.А. Римское право: учебник, 5-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Эксмо, 2011.

3) Римское право. Учебник. / под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. М., 2011.

«Понятие, предмет, система римского права»

Учебные вопросы

1. Понятие, предмет и система римского права.

2. Источники римского частного права.

Глоссарий к теме

1. ager publicus – общинные (публичные) земли;

2. civitas – государство-город;

3. definitiones – определения;

4. honores – почетная должность;

5. hostes – чужестранцы, враги; 6. ins gentium – право народов. 7. institutiones – институции;

8. interpretatio iuris – толкование права;

9. ius civile (jus Quiritium) – древнее право римских граждан, гражданское право;

10. ius praetorium или honorarium – преторское право;

11. ius privatum – частное право; 12. ius publicum – публичное право;

13. ius respondendi – комментарии;

14. jus Quiritium, позднее – ius civile – древнее право римских граждан, гражданское право;

15. mores maiorum (ius non scriptum) – древний обычай;

16. pater familias – отец семейства, домовладыка;

17. pax Romana – римский мир; 18. plebiscita (leges) – законы;

19. populus – народное собрание; 20. praescriptio – надпись;

21. regulae – ряд юридических правил;

22. responsa – ответы;

23. responsa prudentium – ответы юристов;

24. rogatio legis – проект закона; 25. sanctio – санкция.

В настоящее время в юридической науке нет единого общепризнанного понимания того, что есть «римское право». В разные эпохи его юристы давали разные определения, в том числе, как в широком его понимании, так и в узком его смысле. В процессе своего развития римское право развивалось последовательно с учетом преобразований, которые вносила жизнь самого Римского государства.

Так римское право прошло несколько этапов:

1. Древнейший (VI в. – середина III в. до н. э.)

2. Классический (середина III в. до н. э. – конец III в. н. э.) 3. Постклассический (IV–VI вв. н. э.)

Какие же характерные черты имело римское право на каждом этапе своего развития?

Древнейший этап:

– неразвитость и простота основных правовых институтов, которые в свою очередь были тесно переплетены с религией;

– сравнительно медленно происходили изменения в области права, так как было слишком велико влияние религии;

– казуальность норм (невысокая степень обобщения);

– отсутствие общих правил поведения, пригодных для большинства сходных ситуаций, право возникало из конкретных судебных решений, запрещая или предписывая то или иное определенное действие, не охватывая всего круга однородных отношений, и сфера действия права была сравнительно узкой.

Указанные черты римского права отразились и на его источниках, среди которых преимущественное значение имели обычаи.

Классический этап:

– закрепление абсолютного права частной собственности, в том числе на рабов;

– в этот период развивается система преторского права, которая полнее отвечала требованиям товарного производства. Именно в преторском праве высокого уровня достигают отдельные институты и понятия гражданского права;

– на данном этапе имеют основой не религиозные традиции и обычаи, а рационализаторское мировоззрение и учение о естественном праве. Греческая философия помогла римским юристам придать праву логическую последовательность, освободиться от религиозной обрядности, символики и приобрести вполне светский характер;

– свойственен высокий уровень техники выражения общих норм поведения, точность формулировок, обоснованность решений. Многие правовые нормы и сентенции юристов приобрели характер афоризмов. Например: «знать законы – не значит держаться за их слова, но понимать их силу и значение» (д. 1, 3, 17); «неправильно давать ответы, консультации или решать дело, имея в виду не весь закон, а только какую-нибудь его часть» (д. 1, 3, 24) и др.[2] Подобные афоризмы были широко представлены в особых сборниках, которые использовались в учебных целях.

На источники римского права религия и древние обычаи уже оказывают ограниченное влияние.

Огромное влияние на римское право оказало учение о естественном праве. Естественное право понималось юристами как то, что соответствует естественному разуму и является началом нравственности и справедливости.

Пухан Иво, Поленак-Акимовская Мирьяна. Римское право (базовый учебник) / под ред. д. ю. н., профессора В.А. Томсинова. М. 2010. С.3.

Цит. Дигесты Юстиниана. Т. 1. / отв. ред. Л.Л. Кофанов. М., 2011. С. 34, 45, 67, 78.

– сосредоточение в руках господствующей верхушки рабовладельческого класса торгового и ростовщического капитала и крупной земельной собственности.

Новые социально-экономические условия делали существующие постановления цивильного права недостаточными, появилась реальная необходимость их пополнения и даже обновления. Эта работа легла на судебных магистратов, главным образом на преторов. Путем издания преторами эдиктов (извещений, предписаний) был разработан ряд правовых институтов.

Таким образом, параллельно цивильному праву создавалась система преторского права. Дуализм цивильного и преторского права был довольно длительным явлением, но затем постепенно произошло их слияние.

Наряду с цивильным и преторским правом существовала еще одна система права. Цивильное право, как мы знаем, применялось только к римским гражданам. Однако с развитием производства и обмена, расширением торгового оборота возникла необходимость признания основных частных прав – права собственности, права заключения договоров и т. д. и за не римскими гражданами. На этой почве сложилась система права, которая получила название право народов (ins gentium).

К понятию права народов относилось древнее право, регулировавшее договоры римлян с иностранными общинами по установлению взаимного права на вступление в брак и права торговли.

Затем к нему относилось обычное право, применявшееся в практике торговых отношений. С распространением римского господства на провинции, право народов заимствовало торговые институты различных частей империи.

В противоположность цивильному праву, строго формальному и малоподвижному, право народов быстрее приспосабливается к развивающимся потребностям. Право народов, выросшее на базе торговых отношений, в которых участвовали и римляне, и представители других народностей, является правом универсальным, так как оно применялось ко всем участникам торгового оборота независимо от их гражданства.

Необходимо отметить, что постепенно шел процесс слияния цивильного права и права народов. Этому процессу способствовал, прежде всего, интерес господствующего класса в развитии торгового оборота и укреплении торговых отношений с другими странами.

Рассматривая исторические системы римского частного права, следует коснуться и естественного права. Римский юрист Цицерон первым определил естественное право как требование морали и утверждал, что оно покоится на неизменном нравственном сознании и законе, который природа вложила в сердца всем людям. Другой римский юрист, Ульпиан, признавал, что естественное право распространяется даже на животных, тогда как право народов ограничивает свое действие только людьми.

Таким образом, рассматривая римское частное право, было бы неверным говорить о нем как о единой системе.

2. Источники римского частного права

В юридической литературе различных народов по римскому праву выражение «источник права» употребляется в различных смыслах: как источник содержания правовых норм; как форма образования (возникновения) норм права; как источник познания права.

Представляется, что правильнее будет говорить об источнике права как о форме образования права (или о форме выражения права). К источникам римского частного права относятся:

1. Обычное право.

3. Эдикты Магистратов.

4. Ответы Юристов.

Обычное право

Обычное право является древнейшей формой образования римского права.

Институции [4] Юстиниана разделяли все право по признаку письменной и устной формы источников. В последнюю категорию источников входил древнейший источник права – обычай. Обычаи содержали в себе неписаные нормы поведения, которые вырабатывались жизненной практикой.

Обычаи признавались источником права в том случае, если отсутствовали конкретные требования, выраженные в других формах. Об этом свидетельствуют высказывания римских юристов, например: «В тех делах, в которых мы не пользуемся писаными законами, нужно соблюдать то, что указано нравами и обычаями» [5] .

С усилением законодательной деятельности государства обычай в значительной степени утратил свое значение, но не переставал быть источником права.

Наряду с прежним обычаем появился новый – судебный и судебная практика. В период I в. до н. э. – III в. н. э. значение обычая как живого источника права было отмечено Юлианом. Он признавал за обычаем такую же силу, равно и основание, как и закона. Юлиан указывал даже на признаки, которые образуют обычай: давнее применение; молчаливое согласие общества.

По мере укрепления и расширения государства обычай уступает место закону и другим формам правообразования. При этом «авторитет обычая и долговременного применения представляется не малым, однако его не следует доводить до такого значения, чтобы он преодолевал разум или закон» [6] .

Римская правовая культура считала законы (leges) главным воплощением писаного права. Правовое предписание признавалось в качестве закона при условии, что оно исходило от имеющего соответствующие полномочия органа, и надлежащим образом было обнародовано. Так, в Древнем Риме законом являлось решение народного собрания. К концу I в. н. э. народные собрания перестали проводить законы, несмотря на то, что их законодательная власть не была упразднена. Последнее упоминание о народных собраниях содержится в аграрном законе конца I в. н. э.

С I в. н. э. и до середины III в. н. э. основной формой законодательства являлись сенатусконсульты – постановления сената.

Во II в. н. э. римские юристы обосновали положение, согласно которому римский народ передал свою законодательную власть императорам. К этому времени законодательство императоров превратилось в важнейший источник права. Конституции императоров не ограничивались пределами города или отдельной провинции, а действовали на всей территории Римского государства, Конституции издавались в четырех основных формах:

1. Эдикты – общие распоряжения, основанные на власти императора. Эти распоряжения были обязательны для всех должностных лиц и граждан. Вначале эдикты были обязательными только при жизни императора. Но уже начиная со II в. н. э. они начинают соблюдаться и его преемниками.

2. Декреты – решения по судебным делам. На основе этих решений сложилась самостоятельная императорская юриспруденция.

3. Рескрипты – ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, которые запрашивали консультации по правовым вопросам.

4. Мандаты – инструкции, адресованные правителям провинций по административным и судебным вопросам.

Из этих четырех форм в период домината мандаты выходят из употребления, декреты и рескрипты имеют силу только по конкретным делам, в связи с которыми они даны. Таким образом, основной формой закона являлся императорский эдикт.

Закон должен был содержать определенные элементы:

– введение, которое указывало обстоятельства издания;

– нормативное предписание или текст, включающие в себя содержание правила поведения и условия его действия;

– последствия нарушения закона (санкция).

Римское право различало типы законов. Главным классифицирующим элементом являлся заключительный элемент – санкция. В зависимости от характера санкции сформировалось несколько видов законов, и в частности, законы несовершенные, которые не содержали в себе санкции.

Процедура обнародования или опубликования закона самым непосредственным образом влияла на вступление его в силу. Закон считался вступившим в силу либо с момента его формального обнародования, либо с истечением времени, достаточного для ознакомления с его содержанием на всей территории, для которой он предназначен.

Большую роль в становлении римского права сыграло издание в середине V в. до н. э. Законов XII таблиц, которые являются источником всего публичного и частного права.

В 450–451 гг. до н. э. появились первые X Таблиц, а в 450–499 гг. до н. э. были опубликованы еще II Таблицы законов. Эти законы были написаны на досках и утверждены народным собранием. Это был главнейший свод права. Несколько позднее законы были запечатлены в виде своеобразного памятника – двух медных многогранных колонн, которые были выставлены на римском форуме. Подлинный и полный текст Законов XII таблиц неизвестен. Делаются попытки их реконструкции на основании цитат из других римских юридических источников.

Римский юрист Цицерон писал о Законах XII таблиц: «Для всякого, кто ищет основ и источников права, одна небольшая книжица законов XII таблиц весом своего авторитета и объемом пользы воистину превосходит все библиотеки философов».

По свидетельству Цицерона, в его время (I в. до н. э.) мальчики заучивали Законы XII таблиц наизусть, как «необходимую песню».

Законы XII таблиц положили основание развитию римского общегражданского права.

Эдикты магистратов

Магистратами в Риме назывались выборные должностные лица. Все должности были срочными, то есть ограниченные определенным сроком (обычный срок полномочий – 1 год), коллегиальными и безвозмездными. Принцип коллегиальности не означал, что магистраты принимали решения по большинству голосов, а заключался в праве каждого коллеги распоряжаться самостоятельно. Любой магистрат мог вмешаться в действие своего коллеги и отменить то или иное распоряжение последнего.

В традициях римского государственного политического строя не существовало чисто административных функций должностных лиц государства.

Полномочия по изданию правоформирующих эдиктов имели только некоторые из римских должностных лиц – магистратов.

Эти полномочия вытекали из:

а) права лично отправлять правосудие в определенной сфере;

б) собственно специального уполномочия высшего магистрата, согласно которому ему предоставлялась власть как судебная, так и административно-принудительная в целях общего блага, в том числе и «поддерживать, дополнять и улучшать цивильное право».

Первым видом полномочий (отправлять правосудие в определенной сфере) обладали так называемые курульные эдикты, в обязанность которых входило поддержание общественного порядка.

Вторым видом полномочий обладали консулы, начальники провинций и преторы.

Первоначально распоряжения магистратов (эдикты) давались устно, откуда и происходило их название

Читайте также: