Какой ценз оседлости установлен для кандидата на должность президента рф

Опубликовано: 25.06.2024

Избирательные цензы – установленные законом условия, которым должен соответствовать гражданин, чтобы обладать избирательным правом. Избирательные цензы есть как для активного, так и для пассивного избирательного права. В ряде случаев они совпадают, а в некоторых не совпадают. Есть специфические требования и для избирателей и для кандидатов.

Избирательные цензы можно разделить на две группы. Одна из них – естественные избирательные цензы, а другая – произвольные избирательные цензы, т.е. не совсем естественные, ограничивающие свободу граждан.

К избирательным цензам первой группы следует отнести возрастной ценз. Это требование, согласно которому избиратель должен достичь определенного возраста, после которого он приобретает право голоса. Возрастной ценз для пассивного избирательного права означает то же самое, только он касается кандидата в депутаты или на избираемую должность. Возрастной ценз – естественное требование, потому что невозможно представить, чтобы ребенок, или хотя бы подросток, могли бы со знанием дела выбирать депутатов в представительные органы власти – в парламент. Каким бы умным и способным не был несовершеннолетний гражданин, нужно иметь минимальный жизненный опыт и реальное представление, кого и куда ты будешь выбирать.

1971 года). Во Франции этот возраст был введен в 1974 году, в Италии и Швеции – 1975 и т.д. В некоторых странах до сих пор существует возрастной ценз выше 18 лет – в Японии, Швейцарии он равняется 20 годам.

Отдельно нужно сказать о возрастном цензе для пассивного избирательного права. Он, как правило, выше, чем для активного избирательного права, потому что предполагается, что человек, избираемый в парламент или муниципалитет, на должность судьи или мэра и т.д., должен обладать жизненным опытом. Это может быть 25, 30, 32 года и так далее. В некоторых случаях (например, в Италии) человек может быть сенатором, только достигнув

40 лет. Причем в выборах членов итальянского Сената участвуют тоже люди более зрелого возраста – достигшие 25 лет.

Образовательный ценз в некоторых странах проверяется при регистрации избирателей. Например, в некоторых штатах США существовало правило, что избиратель при регистрации мог получить в руки конституцию США и должен был прочесть несколько строк и объяснить, как он их понимает. То есть нужно было продемонстрировать определенный уровень политического образования и образования вообще.

Образовательному цензу близок ценз грамотности – требование умения читать и писать на языке той страны, где проживает избиратель. Это что–то вроде пониженного варианта образовательного ценза. Образовательный ценз применяется более активно при пассивном избирательном праве. В некоторых случаях от кандидата требуется удостоверение, что у него есть хотя бы среднее образование, а для избрания на некоторые должности – диплом о высшем образовании (например, на должность президента).

В ряде стран, где очень высок процент неграмотных, их допускают голосовать без всяких условий, более того, облегчают им возможность выбора. В конституции Эквадора записано, что голосование обязательно для умеющих писать и читать и факультативно (желательно) – для неграмотных. В Перу после принятия новой конституции в 1980 году к избирательным урнам были допущены неграмотные (около миллиона человек). В Индии, где очень много неграмотных, голосование для них упрощается тем, что каждая партия, каждый кандидат должен иметь символ (некий иероглиф), и бюллетени, помимо надписей, имеют графический знак, на который ориентируются избиратели. Каждая партия имеет свой символ (ладонь, колос, силуэт коровы, голубя и т.д.), и неграмотный избиратель, видя лица кандидатов, слушая их выступления, одновременно видит и символ этого движения или избирательного блока, а потом ставит «птичку» у этого символа.

Ценз оседлости (ценз проживания) представляет собой устанавливаемое законом требование, согласно которому право голосовать предоставляется гражданам, которые проживают в данной местности определенный период времени. Этот период может быть самым различным, в большинстве штатов США – 1–2 месяца, в ФРГ – 3 месяца, во Франции – полгода, в Канаде –

12 месяцев. Наличие такого ценза достаточно объяснимо, потому что человек должен прожить какой–то минимум в данном городе, в данном районе для того, чтобы узнать какую–то специфику этого города, чтобы чувствовать себя членом этой городской или сельской общины. Особенно это касается выборов в местные органы.

Кстати, иногда даже из–за небольшого срока (1–2 месяца) значительные категории граждан не участвуют в выборах. Например, в США есть значительный контингент сезонных рабочих, которые переезжают с места на место в связи с уборкой урожая, и они не участвуют в выборах. В США в выборах не участвует много людей, живущих в передвижных домах (трейлерах). Эти люди (по некоторым данным их около 6 миллионов) практически не участвуют в политической жизни.

Ценз пола. В большинстве современных государств не существует политических ограничений для женщин, т.е. женщины не ограничиваются в праве избирать и быть избранными. Однако такое положение было не всегда. До Первой мировой войны женщины имели избирательное право лишь в немногих государствах. Это были в основном скандинавские страны (Норвегия, Финляндия, Исландия, Дания), а также Австралия и Новая Зеландия. После Первой мировой войны во многих странах женщины добились избирательного права. Первыми были голландские женщины – они получили это право в 1917 году, женщины Великобритании – в 1918 году, в Германии – в 1919 году, США –

1920 год, Швеции – 1921 год. Дальнейшее расширение прав женщин произошло опять после мирового катаклизма – после Второй мировой войны. Французские женщины получили избирательное право в 1944 году, итальянские – в 1945, японские – в 1946. Дольше всех боролись в Европе женщины за получение избирательного права в Швейцарии. Они получили право голосовать лишь в 1971 году. Впервые вопрос о праве голоса для женщин в Швейцарии был поднят еще в 1919 году. Но его решение затянулось на полвека, хотя по этому поводу было несколько десятков общенациональных референдумов и опросов. Но, поскольку в этих референдумах участвовали только лица, обладающие избирательным правом – мужчины, они упорно противились предоставлению избирательного права женщинам.

В ряде стран Ближнего Востока не только женщины, но и мужчины не имеют права голоса, поскольку там пока вообще нет никаких выборов. Например, в Саудовской Аравии или Объединенных Арабских Эмиратах. В Кувейте женщины не имеют избирательного права, хотя мужчины участвуют в выборах. Кувейт при этом может сослаться на исламскую традицию.

В некоторых странах были и есть особые нормы, ущемляющие женщин. Например, на Гаити женщины могут избирать только в местные органы, в Гватемале до недавнего времени существовало своеобразное правило – в выборах участвуют только грамотные женщины, а мужчины – любые. В Коста-Рике и Сальвадоре существовало правило: в выборах принимают участие замужние женщины, достигшие 25 лет, а незамужние – только с

Имущественный ценз долгое время существовал практически во всех странах, где существовали парламенты. Он означал, что в выборах участвовали только определенные группы лиц, то, что сейчас называется средний класс. Только достаточно имущие люди могли избирать и быть избранными. Имущественный ценз определялся достаточно просто – суммой выплачиваемого налога. Если вы выплачиваете определенную сумму, значит, вы достойный человек и можете участвовать в политических делах.

В литературе справедливо отмечалось, что люди, не имеющие имущества, не добившиеся определенного положения в государстве, не должны допускаться к управлению государством. Пролетарии, не имеющие ничего, кроме «собственных цепей», как правило, были безграмотными и аполитичными, и работали слишком много, чтобы воспринимать адекватно окружающий мир. Но с развитием цивилизации и техники, с сокращением продолжительности рабочего дня, с ростом профсоюзного движения, имущественные ограничения стали выглядеть неприлично. После Первой мировой войны они практически исчезли. Имущественный ценз сейчас в открытом виде практически не существует. В некоторых странах он применяется лишь по отношению к кандидатам в депутаты, т.е. в сфере пассивного избирательного права. Например, для регистрации кандидата в президенты в Аргентине требуется предъявить доказательства об определенной сумме годового дохода как свидетельство того, что человек стремится стать президентом не для обогащения, а для служения народу. Это представляется справедливым. Такое требование о выплате определенной суммы налога до сих пор действует в избирательном праве Австралии, Колумбии, Мексики, Новой Зеландии, Коста-Рики.

В ряде стран избирательных прав лишены военнослужащие – ценз для военнослужащих. Есть доводы за и против такого ценза. С одной стороны, в современном мире многие армии построены на профессиональной основе, они невелики и участие или неучастие военнослужащих в выборах в этих странах существенно не влияет на их результаты. В современном мире военнослужащие чаще лишаются пассивного избирательного права. Это нам представляется вполне справедливым, поскольку военная служба не должна быть связана с политикой. Если человек хочет участвовать в политическом процессе, то он должен «снять шинель», отказаться от военной карьеры и заняться карьерой политической.

Иногда встречаются, хотя и редко, религиозные цензы. Например, в Исламской Республике Иран для того, чтобы быть избранным в иранский парламент, нужно быть мусульманином и необходимо активно проповедовать ислам. Там свыше 90% членов парламента – служители культа, священники, исповедующие ислам.

Существует такой термин, как «моральные цензы». Моральные цензы предусматривают недопущение к выборам лиц, которые совершают какие–то аморальные поступки. Статья 48 конституции Италии предусматривает возможность лишения права на голосование в случаях совершения недостойных поступков, указанных в законе: прямая отсылка на закон.

Мы уже упоминали выше об исключении из списков избирателей наркоманов, банкротов, лиц лишенных избирательных прав и т.д. – все это как бы специальные цензы для некоторых категорий граждан, чье участие в выборах государство считает нежелательным.

Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание по приговору суда. Кроме того, в некоторых странах лишение избирательного права может быть видом наказания, и там, согласно приговора суда, человек не имеет права избирать и быть избранным. В некоторых случаях такие права могут быть приостановлены. Например, согласно ст.38 Политической Конституции Мексики, права и привилегии граждан, в том числе и избирательные права, могут приостанавливаться в случае бродяжничества или систематического пьянства в виде наказания по приговору суда.

Вообще, в мире известно свыше 50 цензов. Большинство из них носят нормальный характер, некоторые цензы связаны с национальными особенностями той или иной страны.

Должность Президента РФ учреждена в 1991 году по результатам референдума. Первый глава государства в новом статусе был избран 12.06.1991. Перемены в управлении страной потребовали реорганизации законодательной базы.

В настоящее время должность Президента РФ регулируется:

    (ст. 11, 78, 80-93, 107-109, 111-117, 125, 128, 134);
  • ФЗ № 19 от 10.01.2003 «О выборах Президента РФ»;
  • Указом Президента РФ от 21.01.2020 «О государственных должностях РФ».

В Конституции установлены требования к кандидату в Президенты, срок его полномочий, права, обязанности и ответственность. ФЗ-19 регулирует порядок избрания гражданина на пост главы государства. В Указе от 21.01.2020 Президент РФ возглавляет список государственных должностей России.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Основные требования к кандидатам в Президенты РФ

В соответствии со ст. 81 Конституции РФ кандидат, претендующий на пост главы государства, должен отвечать следующим требованиям:

  • гражданство РФ;
  • старше 35 лет;
  • на момент избрания не менее 25 лет проживший в РФ;
  • не имеющий и не имевший ранее гражданства, вида на жительство или иного права постоянного проживания на территории иностранного государства.

Избранному Президенту РФ запрещено открывать или иметь счета в зарубежных банках, равно как и хранить деньги или другие ценности на вкладах за пределами страны.

Конституция ограничивает пребывание на посту Президента РФ одним и тем же гражданином более двух сроков, каждый из которых равен шести годам.

Подробные требования к Президенту

При подаче документов на регистрацию кандидата в Президенты РФ претендент в соответствии со ст. 34 ФЗ-19 предоставляет сведения:

  • ФИО, дата и место рождения, должность и место работы, гражданство, адрес и срок проживания в РФ;
  • данные паспорта;
  • ИНН;
  • диплом или документ об образовании (при наличии);
  • сведения об имеющихся судимостях, в том числи погашенных и снятых;
  • документы, подтверждающие смену ФИО, если такая смена происходила;
  • сведения об источниках и размерах доходов претендента и его супруга(и) за предыдущие шесть лет, об имуществе в собственности супругов, о имеющихся ценных бумагах и вкладах в банках;
  • сведения о наличии имущества за пределами РФ у кандидата, его супруга(и) и несовершеннолетних детей, а также документально подтвержденная информация об источниках доходов, на которые приобретено такое имущество;
  • сведения о расходах претендента, его супруга(и), несовершеннолетних детей об источниках доходов, на которые за последние три года были приобретены материальные ценности (акции, облигации, недвижимость и пр.) по каждой сделке, превышающей совокупный доход кандидата и его супруга(и).

В соответствии со ст. 44 ФЗ-19 в регистрации кандидатом в Президенты РФ будет отказано гражданам:

  • признанным судом недееспособными или ограниченным в дееспособности;
  • не представившим всех документов, указанных в ст. 34 ФЗ-19;
  • тяжело больным;
  • имеющим стойкое расстройство здоровья, а также имеющим тяжело больных близких родственников.

В соответствии со ст. 3 ФЗ-19 не могут претендовать на пост главы РФ граждане:

  • находящиеся в заключении;
  • осужденные за особо тяжкие и тяжкие преступления, если на момент выборов судимость не погашена или не снята или с момента снятия/погашения прошло менее 10 лет по тяжким и менее 15 — по особо тяжким преступлениям;
  • осужденные за террористическую или экстремистскую деятельность;
  • отбывающим административное наказание за использование нацистской или экстремистской символики или ее пропаганду (ст. 20.3 КоАП), за распространение и производство материалов экстремистского характера (ст. 20.29 КоАП);
  • нарушившие правила предвыборной агитации, факт нарушений которых установлен судом;
  • осужденные и лишенные судом права быть государственными должностными лицами РФ.

Какое нужно образование и нужно ли оно вообще?

Требований к уровню образования кандидата в Президенты Конституция РФ не устанавливает.


Чуть меньше трех месяцев осталось до одного из самых главных мероприятий страны: 18 марта 2018 года россиянам предстоит выбрать президента Российской Федерации, который будет определять внешнюю и внутреннюю политику государства в течение последующих шести лет. Разумеется, жители страны выставляют свои, особые требования к кандидатам в президенты РФ. Выбор может осложняться тем, что к концу декабря 2017 года в список претендентов на главный руководящий пост страны уже внесено 23 человека. Информацию о таком количестве подтвердила глава Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова.

18 декабря официально стартовала предвыборная кампания, был утвержден логотип выборов главы государства, а политологи успели прокомментировать шансы на успех тех или иных претендентов. Но даже без учета этого следует признать, что далеко не все попавшие в списки дойдут до финального этапа, поскольку еще до этого Центризбирком может отказаться официально регистрировать претендента на президентское кресло. Причина проста: есть определенные требования, которые предъявляют к кандидатам в президенты РФ, а некоторые участники списка им не соответствуют.

Основные требования, которым должен соответствовать кандидат в президенты РФ

Некоторым кажется, что выдвинуться на пост главы государства крайне сложно. На самом деле ничего особенно сложного в этом нет. Нужно лишь учитывать и соответствовать требованиям, которые прописаны в главном документе страны – Конституции Российской Федерации. Итак, основные требования, которые выдвигает к кандидатам в президенты РФ:

  • Возрастная категория. Сразу следует отметить, что в соответствии с современным законодательством среди требований есть определенный возрастной ценз в отношении к кандидату в президенты Российской Федерации. Несмотря на то, что в нашей стране признается полностью дееспособным и начинает нести полную ответственность за свои поступки человек, достигший 18-летнего возраста. Но согласитесь, как бы грамотна и образована порой ни была наша молодежь, ставить у руля правления страной юнца или юницу, которые совсем недавно сидели на школьной скамье – рискованно. В связи с этим, официальным требованием к кандидату на пост президента России является достижение им 35-летнего возраста. Предполагается, что к этому возрасту человек уже обычно (но не обязательно) заканчивает обучение в высшем учебном заведении и получает реальный опыт работы. С таким багажом знаний претендовать на главную руководящую должность страны можно более обоснованно.
  • Количество лет, прожитых в стране. Вторым весьма важным требованием является так называемая оседлость кандидата в президенты РФ. То есть человек, претендующий на пост лидера и гаранта Конституции Российской Федерации, должен прожить в стране не менее 10 лет. При этом отмечается, что проживание должно быть непрерывным. Но вот переезжать из города в город не возбраняется. Связано такое требование с тем, что ценз оседлости позволяет свести к минимуму риск того, что на выборы пройдет человек, который имеет весьма слабое представление о том, как устроена жизнь в стране. Тем же, кто живет в России менее 10 лет, не следует отчаиваться – они все равно могут принять участие в выборах, правда, не как кандидат в президенты РФ, а только в качестве избирателя, но это звание тоже почетно.

Порядок избрания Президента РФ

Какие претенденты подходят, а какие нет под требования к кандидатам

Как уже было сказано выше, не все претенденты, состоящие к настоящему моменту в списке баллотирующихся, смогут пойти дальше, поскольку не соответствуют требованиям, перечисленным выше по отношению к кандидатам в президенты РФ. Так, из списка, который содержит 23 человека, гарантированно уйдут три человека – Алексей Навальный, Сергей Полонский и Вячеслав Мальцев.

Кандидат, баллотирующийся в президенты 2018 года Дата заявления
Григорий Явлинский Февраль 2016
Алина Витухновская Июль 2016
Владимир Жириновский Октябрь 2016
Сергей Полонский Ноябрь 2016
Алексей Навальный Декабрь 2016
Максим Сурайкин Февраль 2017
Вячеслав Мальцев Февраль 2017
Степан Сулакшин Июнь 2017
Андрей Бажутин Июнь 2017
Владимир Михайлов Июль 2017
Антон Баков Август 17
Эльвира Агурбаш Сентябрь 2017
Андрей Богданов Сентябрь 2017
Ксения Собчак Сентябрь 2017
Екатерина Гордон Октябрь 2017
Ирина Волынец Октябрь 2017
Борис Титов Ноябрь 2017
Владимир Путин Декабрь 2017

Кроме того, помимо перечисленных в таблице кандидатов о своем намерении баллотироваться 5 декабря официально заявила общественный деятель, основатель и глава «Академии частной жизни» Лариса Ренар, лидер КПРФ Геннадий Зюганов и член КПРФ Павел Грудинин, глава партии «Женский диалог» Елена Семерикова и лидер движения «Возрождения» Александр Чухлебов.

Какие еще требования могут предъявляться к кандидатам в президенты РФ

Помимо перечисленных выше требований к кандидатам, людям, решившим баллотироваться на главный руководящий пост страны и стать президентом РФ, следует учесть, что существует еще несколько важных пунктов, которые также можно назвать требованиями, только уже не по Конституции.

Так, например, Центризбирком заявил, что кандидатам, баллотирующимся в президенты РФ, после того, как 18 декабря был дан официальный старт предвыборной кампании, требуется в срок не более 20 дней провести собрания своих сторонников, а после подать в Центральную избирательную комиссию протоколы встреч совместно с другими документами. Причем у кандидатов, которые выдвигаются от партии, для этого есть 25 дней. Лишь после выполнения этого требования, разумеется, если все остальные условия будут выполнены, кандидаты в президенты Российской Федерации смогут получить разрешение на открытие избирательного счета, а после начать сбор подписей.

Кандидаты в президенты РФ

Еще одним условием, которое требуется выполнить, чтобы стать официально зарегистрированным кандидатам в президенты РФ, является сбор минимум 300 тысяч подписей – для того чтобы самовыдвиженцу попасть в бюллетень. Для кандидатов от партий требования по количеству подписей мягче – всего 100 тысяч. Как отметила глава Центризбиркома Элла Памфилова, требования, предъявляемые кандидатам на пост президента России сегодня достаточно легкие.

Также Центральная избирательная комиссия обязывает, чтобы кандидаты в президенты выполнили еще ряд требований. В частности, предоставили для регистрации в качестве официального претендента первый финансовый отчет, уведомление об отсутствии вкладов за границей и подписные листы с подписями избирателей, если в этом есть необходимость. Кроме того, согласно требованиям, претендент в президенты РФ, чтобы стать официально зарегистрированным кандидатом, должен будет предоставить заявление непосредственно о согласии баллотироваться, сведения о размере и источниках дохода как самого кандидата, так и его супруга за шесть лет, данные об имуществе.

Мнения политологов о кандидатах в президенты РФ

Политолог Автандил Цуладзе, комментируя представленные выше требования, которым должны соответствовать кандидаты, отметил, что все они вполне логичны и обоснованы. В других странах зачастую к кандидатам в президенты предъявляются аналогичные требования – они доказали свою правомерность в течение длительного времени. Кроме того, Цуладзе поделился своими предположениями о том, как будет выглядеть избирательный бюллетень с учетом того, что некоторые кандидаты не удовлетворяют требованиям к выдвижению в Верховные главнокомандующие Вооруженными силами Российской Федерации. По словам политолога, экс-ведущая «Дома-2» и журналистка Ксения Собчак под большим вопросом. Скорее всего, в бюллетени будут «ветераны» президентской гонки. Лидер партии «Яблоко» наверняка попадет – его поддержат сторонники Запада. Но все это мало имеет значения, поскольку там будет одна важная для всех фамилия – Путин.

Путин кандидат в президенты 2018

Политтехнолог Константин Калачев также отметил, что те, кто действительно намерен стать кандидатом в президенты РФ, вполне способны выполнить и соблюсти все эти требования, поскольку они являются весьма лояльными. А по поводу вида бюллетени предположил, что от КПРФ, вероятнее всего, попадет кандидат Павел Грудинин, от ЛДПР Владимир Жириновский, Владимир Путин как самовыдвиженец, Ксения Собчак от «Гражданской инициативы», Григорий Явлинский от «Яблока» и Борис Титов от «Партии роста». Тех претендентов, которые не соответствуют требованиям к кандидатам в президенты РФ, политологи даже не рассматривают. «Конечно, их не будет, иначе речь пойдет уже о нарушении Конституции, гарантом которой и является лидер России. Как они могут претендовать на этот пост, если еще во время выдвижения нарушают требования?», — отмечает политтехнолог.

В свою очередь, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций политолог Дмитрий Орлов отметил, что дело даже не в требованиях. Многие из тех, кто сейчас называет себя кандидатом в президенты Российской Федерации, не пройдут даже этап сбора подписей. Орлов отметил, что сейчас будет проходить достаточно активная фаза выдвижения, сбора подписей и проведения съездов. Наибольшую вероятность быть зарегистрированным без проблем можно отметить у действующего президента России Владимира Путина. Кроме того, по итогам первого этапа на успех могут рассчитывать Владимир Жириновский, Геннадий Зюганов и, вполне вероятно, Павел Грудинин.

О, ценз, как много в этом слове!
На каждых выборах в нашей стране неизменно присутствует фактор ценза оседлости. По причине существования этой формы ограничения избирательного права порой остаются за бортом выборной кампании многие кандидаты в президенты и в депутаты.

Отметим, что ценз оседлости не является изобретением юго-осетинских законодателей, такая норма записана в правовых актах России, Германии, Бельгии, Голландии, Австрии, Швеции. Кроме того, различаются возрастной ценз, ценз гражданства, ценз оседлости, образовательный ценз, языковой ценз и другие; ранее также существовали имущественные и сословные цензы, половой ценз.

Ценз оседлости (Residential qualifications for voters) – требование избирательного закона, согласно которому получение гражданином активного или пассивного избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в данной местности или стране к моменту проведения выборов. Это значит, что для того, чтобы быть избранным в органы власти, необходимо прожить в определенной местности определенное законом время. Данное требование выдвигается для того, чтобы кандидат был знаком с жизнью страны, ее проблемами не только по Интернету, рассказам родственников и друзей, новостям по ТВ, а через свою ежедневную сопричастность.

Например, для избрания Президентом Российской Федерации требуется постоянно проживать в РФ не менее 10 лет. В некоторых республиках в составе России от кандидатов на высшие должности (президент, глава республики) требуется знание государственного языка. Для кандидатов в депутаты российского Парламента ценз оседлости определяется в пять лет.

Отношение к этой норме в нашей Республике двоякое. Одни считают эту меру фильтром против прихода к власти случайных людей, другие полагают, что это является ущемлением прав каждого осетина быть избранным на своей исторической родине. Как бы то ни было, в основном законе страны – Конституции эта норма прописана однозначно: «Президентом РЮО может быть избран гражданин РЮО не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом, владеющий государственным языком и постоянно проживающий на территории РЮО последние 10 лет, предшествующие дню регистрации».

Подобная норма существует и в отношении депутатов: «Депутатом Парламента РЮО может быть избран гражданин Республики Южная Осетия, достигший на день голосования 21 года и постоянно проживающий последние 5 лет на территории РЮО».

Понятие «ценз» в выборном законодательстве в отношении избрания главы государства появилось не сразу, и первоначально ценз имел другие временные сроки и иное толкование. Так, в первом Законе о выборах Президента РЮО от 13 сентября 1996 года, участие в выборах Президента не ограничивалось временем проживания на территории РЮО. Статья 1 закона гласила: «Президентом Республики Южная Осетия может быть избран только гражданин РЮО. Кандидат на пост Президента Республики ко дню выборов должен быть не моложе 35 лет». Хотя у депутатов ценз уже был – 10 лет проживания в РЮО.

В 1999 году Президент Л.Чибиров инициировал изменение Конституции страны. Это было вызвано объективной необходимостью, так как прежний Основной закон конструировал парламентскую форму правления, а в РЮО с 1996 года главой государства был уже президент. Но изменения учитывали и субъективный фактор.

Дело в том, что одним из реальных противников действующего Президента Л.Чибирова в выборном процессе был Г.Хугаев. Этот политик не только занимал ответственные посты в структурах власти в РЮО, но и был одним из реальных претендентов на пост президента на первых президентских выборах ноября 1996 года. И хотя ко времени выборов 2001 года он проживал постоянно за пределами Республики, своих амбиций взять реванш никогда не скрывал.

Как всякий политик, думающий о перспективах, Л.Чибиров попытался на законодательном уровне ограничить возможность участия Г.Хугаева в президентских выборах 2001 года и заодно избавить себя от появления других перспективных кандидатов из-за пределов страны. Дело в том, что к тому времени в числе выходцев из Южной Осетии появились люди, которые имели не только желание стать во главе Республики, но и значительные финансовые возможности для реализации этого желания.

Как бы то ни было, ценз в отношении кандидатов в президенты был внесен в Конституцию 2001 года. Теперь первая статья получила новую редакцию. «Президентом Республики Южная Осетия может быть избран гражданин Республики Южная Осетия не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом, владеющий государственным языком и проживающий на территории Республики Южная Осетия не менее 10 лет», – гласил закон.

Новая Конституция принималась на референдуме, что должно было, по мнению организаторов, придать ей высшую форму легитимности. Тем не менее, сомнения, и в том числе по поводу ценза, у людей все же сохранялись и сомнения эти выражались в открытой форме. Поэтому Л.Чибиров вынужден был выступить с отдельным Обращением к народу. «Давайте просто спросим самих себя: нужен ли Республике человек, который согласен жить и работать в Южной Осетии только в качестве президента? Ведь есть и моральная сторона вопроса: сторонники призвания «варягов» на пост президента, крича на каждом углу о неправомерности десятилетнего ценза, по сути, оскорбляют десятки тысяч своих сограждан, которые все эти годы, рискуя жизнями, защищали свободу Родины, тяжелым трудом поднимали ее из руин – а теперь, оказывается, не в состоянии найти, выдвинуть из своей среды достойных кандидатов в президенты. Кроме того, напомню, что десятилетний ценз закреплен в законе о выборах депутатов РЮО, то есть получается, что депутатом быть нельзя, если не проживаешь здесь 10 лет перед выбо рами, а президентом – можно?!», – говорилось в обращении действующего Президента.

8 апреля 2001 года новая Конституция Республики Южная Осетия была принята и в избирательном законодательстве по выборам Президента РЮО утверждаются требования к претендентам по периоду проживания в стране.

Первой «жертвой» этой нормы, как и предполагалось, стал Г.Хугаев, выдвинувший свою кандидатуру. Ему было отказано в регистрации, при этом последнее слово сказал Верховный суд.

Эдуард Кокойты, которого поначалу считали резервным кандидатом от оппозиции, эту проблему решил легко. Хотя первоначально считалось, что и у него нет ценза, так как кандидат долгие годы проживал за пределами страны. Но, как оказалось, Э.Кокойты еще в феврале 1997 года Указом Президента РЮО был назначен торговым представителем-министром РЮО в Российской Федерации. Президент Л.Чибиров его назначил, а вот освободить от занимаемой должности к выборам забыл. Хотя уже за год до этого у него были серьезные претензии к нему.

Как бы то ни было, Э.Кокойты формально все еще оставался в должности командированного представителя, и его «прогулы» оказались вполне законными и не могли стать препятствием для участия в президентских выборах 2001 года.

Надо отметить нечеткое толкование ценза оседлости, имевшееся на тот момент в избирательном законодательстве: «проживание… не менее 10 лет». Это могло быть истолковано и таким образом, что если человек даже ребенком прожил в Южной Осетии 10 лет, то он имел возможность выдвигать свою кандидатуру на пост президента.

Эту норму решили подкорректировать в преддверии выборов 2011 года, когда обозначилась возможность участия в президентских выборах Дзамболата Тедеева, главного тренера России по вольной борьбе. За три месяца до фактического начала президентской кампании Парламент страны принял, а Президент подписал Конституционный закон о внесении изменений и дополнений в п.1 ст. 48 Основного Закона РЮО. Теперь, согласно ему, «Президентом РЮО может быть избран гражданин РЮО не моложе 35 лет, владеющий государственным язы ком и постоянно проживающий на территории РЮО на протяжении последних 10 лет». Более того, уже во время предвыборной кампании Парламент, по просьбе ЦИК, уточняет толкование ценза оседлости, теперь десятилетнее проживание кандидата определялось десятью годами, предшествующими дню регист рации. В такой форме эта норма существует и по сегодняшний день. Правомочность существования ценза оседлости подвергалась сомнению с первого дня его применения и не прекращается по сегодняшний день. Но это норма избирательного законодательства, что надо воспринимать как данность.

Под избирательной системой в Российской Федерации большинство исследователей понимают порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, органов государственной власти субъектов РФ, а также органов муниципальных образований и местного самоуправления, проводимых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Так, по мнению известного исследователя С.А. Авакьяна, избирательная система – это существующий в данном государстве порядок выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц. Избирательная система охватывает совокупность как юридических правил (избирательное право), так и фактических сложившихся обычаев, на основе и с учетом которых проводятся выборы. Этим понятием, отмечает автор, обозначают также те или иные применяемые в различных странах модели организации и проведения выборов – например, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы и др. [1]. В своих исследованиях известный конституционалист А.А. Мишин отмечал большое значение избирательной системы для функционирования политической системы. По его мнению, понятие избирательной системы представляет собой «совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяются результаты голосования. Введение той либо иной избирательной системы в определенной мере является результатом соотношения политических сил в обществе» [2]. М.В. Баглай считает, что «понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования [3].

Принципы избирательного права представляют собой основополагающие начала, являющиеся фундаментом правового регулирования избирательных отношений. Принципы избирательного права обеспечивает механизм правового регулирования, служат критерием законности и правомерности действий граждан, их избирательных объединений, (системы) избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, судов общей юрисдикции.

Развитие современного избирательного права в условиях углубления и расширения демократических начал в организации и проведении выборов делает весьма актуальной задачу формирования универсального стандарта (критериев) системы (перечня) политико-правовых и организационно-технологических принципов ротации и передачи публичной власти по итогам избирательных кампаний [4]. Поэтому рассмотрение системы принципов является одной из базовых характеристик избирательного права Российской Федерации.

Отметим, что реформирование российского избирательного права началось в 1993 году, с момента принятия новой Конституции Российской Федерации. Именно, Основной закон создал базу и условия, во-первых, для динамичного развертывания избирательного законодательства, нормы которого обеспечивают избирательные права граждан России, их избирательных объединений, во-вторых, для становления российского избирательного права в качестве самостоятельной подотрасли конституционного права России, очертил направление развития нынешнего динамично развивающегося избирательного права.

В этой связи принципы, на которых основывается конституционная регламентация, не только определяют параметры всего законодательного регулирования, но и призваны служить критерием оценки действующего законодательства [5, С. 77; 6, С. 64]. К сожалению, отсутствие в Основном законе главы об избирательной системе не способствовало обозначению предельно четких ориентиров избирательной реформы, приоритетным направлением которой являлось воссоздание на новых принципах избирательного права Российской Федерации [7, С. 21; 8, С. 4]. Поэтому конституционное закрепление принципов избирательного права было минимизировано в ныне действующей Конституции России.

Определяющее значение для избирательного права Российской Федерации приобрел Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [8], принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Вместе с тем, в юридической литературе не выработана единая классификация принципов избирательного права.

Тем не менее, в Российской Федерации наметилась тенденция расширительного понимания принципов избирательного права, включения в их систему не только концептуальных условий участия граждан в выборах, но и фундаментальных начал избирательного процесса, отражающих демократическую природу выборов как политического института народовластия и обеспечивающих свободное и открытое участие граждан в формировании представительных основ публичной власти.

На основании изложенного предлагается следующая классификация принципов российского избирательного права, которая основана на их целевом предназначении в организационно-правовом механизме регулирования избирательных отношений, а также непосредственной взаимосвязи, зависимости и дополнения одних принципов другими. По этому критерию принципы избирательного права следует систематизировать по трем основным группам. Это, во-первых, принципы организации и проведения выборов; во-вторых, принципы участия граждан России в выборах; в-третьих, принципы, дополняющие (сопутствующие) две предыдущие группы.

Первую группу принципов образуют исходные (базовые) начала правового обеспечения избирательных отношений, связанные с обязательностью, периодичностью, своевременностью назначения, свободой, альтернативностью, (конкурентностью) состязательностью выборов, допустимостью различных избирательных систем, независимостью органов (избирательных комиссий), обеспечивающих проведение выборов, подлинностью (несфальсифициро­ванностью) выборов, федеративной основой российского избирательного права, разграничением полномочий между субъектами избирательного процесса, запретом одновременного проведения выборов и референдума Российской Федерации.

Ко второй группе принципов участия граждан России в выборах следует отнести: всеобщее, равное, прямое избирательное право, а также добровольность реализации субъективных избирательных прав на основе личного и тайного голосования.

К третьей группе принципов избирательного права относятся: гласность, открытость, территориальная основа выборов, ответственность за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации.

Взаимосвязь каждого принципа системы избирательного права друг с другом осуществляется также как и взаимосвязь множества различных по форме и объему сообщающихся сосудов.

Выборы Президента РФ проводятся на основе Конституции РФ и Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ
«О выборах Президента Российской Федерации».

Кроме того, общие принципы организации и проведения выборов в России содержатся в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Президент РФ избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Согласно п. «д» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ, выборы Президента РФ назначает Совет Федерации Федерального Собрания. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран предыдущий Президент РФ.

Конституция РФ устанавливает ряд требований (цензов), которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ:

1) ценз гражданства. Кандидат в Президенты РФ должен быть обязательно гражданином Российской Федерации. Однако способ приобретения гражданства (по рождению, в результате признания, приема, восстановления и т. д.) по Конституции РФ не имеет юридического значения;

2) ценз оседлости (то есть требование постоянного проживания на территории страны в течение определенного срока) составляет не менее 10 лет;

3) возрастной ценз (ограничение нижнего возрастного предела) для кандидата на должность Президента РФ составляет не менее 35 лет. Верхнего возрастного предела настоящая Конституция не предусматривает.

Президент РФ избирается сроком на шесть лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Данные ограничения, предусмотренные ст. 83 Конституции РФ, являются своеобразными правовыми барьерами, исключающими превращение института президентства в пожизненную должность.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» детально регулирует порядок избрания Президента РФ.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации.

При этом необходимо подчеркнуть, что подготовку и проведение выборов Президента РФ, а также контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляют избирательные комиссии. Для выдвижения кандидата непосредственно избирателями необходимо образование инициативной группы избирателей в количестве не менее 100 человек.

Избирательное объединение (избирательный блок) или инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на должность Президента РФ, обязаны собрать в его поддержку не менее одного миллиона подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более семи процентов от требуемого общего числа подписей.

Центральная избирательная комиссия проверяет правильность сбора подписей и выносит решение о регистрации кандидату на должность Президента РФ.

Закон устанавливает правила проведения агитационной кампании, порядок создания избирательных фондов кандидатов.

Подсчет голосов избирателей производится участковыми избирательными комиссиями, о чем составляется протокол. На основании этих протоколов территориальная избирательная комиссия, суммируя содержащиеся в них данные, устанавливает итоги голосования на соответствующей территории и составляет протокол, который передается в избирательную комиссию субъекта Федерации, а она, в свою очередь, подведя итоги голосования на территории субъекта Российской Федерации, передает протокол в Центральную избирательную комиссию. Центральная избирательная комиссия не позднее чем через 15 дней со дня выборов определяет результаты выборов Президента РФ.

И еще один момент, на котором хотелось бы заострить внимание, избранным считается кандидат на должность Президента РФ, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на должность Президента РФ и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

По итогам повторного голосования избранным считается кандидат на должность Президента РФ, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Избранный Президент РФ вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о результатах выборов. При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу, текст которой содержится в ст. 82 Конституции РФ. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации. С момента принесения присяги Президент РФ приступает к исполнению своих полномочий.

На основании всего вышесказанного мы можем констатировать, что избирательные цензы при выборах президента РФ полностью отвечают требованиям демократического государства, т.к. именно таким образом волеизъявление граждан находит свое выражение. Избирательные цензы хотя и являются ограничениями, но они необходимы для реализации гражданами своих избирательных прав.

Список литературы:

1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – В 2 т. – Т. 2. – М.: Юрист, 2005. – С. 163; Большая российская юридическая энциклопедия. ИПС ВК «КОДЕКС». 1(1) 1998 г.

2. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М.: Юрид. Дом «Юстицинформ», 2001. – С. 158.

3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: НОРМА, 2005. – С. 158.

4. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Отв. ред. – А.В. Иванченко. – М., 1999. С. 16.

5. Ковачев Д. А. Конституционный принцип: его понятие, реальность и фиктивность // Журнал российского права. – М., 1997. N9. С.77.

6. Златопольский Д.Л. О сущности Конституции // Журнал российского права. – М., 1997. N10. С. 64.

7. Яшин А. А. Конституционно-правовые основы участия молодежи в голосовании (выборах и референдумах). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., 1997. С.21.

8. Постников А.Е. Система избирательного законодательства в Российской Федерации. Диссертация в форме научного доклада на соискание ученой степени доктора юридических наук. – М., 1997. С. 4.

9. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N14. Ст. 1653.

Сердюк Р.

Таврическая академия ФГАОУ ВО
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Юридический факультет, 2 курс.

Читайте также: