Какой специалист по роду своей профессии определяет готовит ли система образования людей способных

Опубликовано: 02.07.2024

Простым трудом можно назвать такой труд человека, который не требует особых знаний, навыков и умений. При его выполнении человек совершает механические действия. По-другому простой труд называется малоквалифицированным.

Сложный, или высококвалифицированный труд – это такой труд, для совершения которого необходимо обладать особыми знаниями и практическими навыками.

Оценкой человеческого труда является заработная плата – денежная компенсация потраченного времени и усилий.

Что должен знать и уметь человек, чтобы получить достойную работу? Каковы признаки качественного труда?

Каждый ли может стать профессионалом своего дела?

Для получения достойной работы человек должен обладать профессиональными теоретическими и практическими знаниями. Ему нужно пройти обучение, чтобы приобрести необходимые для освоения профессии навыки, которые покажут уровень квалификации работника. В любой сфере деятельности работники должны постоянно совершенствовать свои умения, то есть повышать квалификацию.

Основным признаком качественного труда является достойный результат – хорошо выполненная работа. Далеко не каждый человек сможет стать профессионалом своего дела. Ему нужно любить то, что он делает, накапливать опыт и совершенствоваться в выбранной профессии.

Страница 74

Имена каких знаменитых мастеров тебе известны? Расскажи об этих людях.

Мне известны имена таких мастеров:

Михаил Калашников – известный российский мастер. Его главным изобретением стал автомат Калашникова – АК-47.

Билл Гейтс является создателем популярных компьютерных программ. Его знания и умения позволили улучшить и упростить жизнь людей.

Гордон Рамзи – всемирно известный повар. Он имеет высокий уровень квалификации и готовит уникальные блюда по особым технологиям.

Страница 75

Подбери примеры ручного труда, требующего высокой квалификации, а также специальностей, в которых умственный и физической труд переплетаются друг с другом.

Примеры ручного труда, требующие высокой квалификации:

  • ювелир;
  • автомеханик;
  • химик;
  • резчик по дереву;
  • швея;
  • массажист.

Примеры специальностей, в которых умственный и физический труд переплетаются:

  • архитектор;
  • строитель;
  • сантехник;
  • электрик;
  • слесарь.

Страница 79

По каким признакам можно судить о том, что на каждой картине перед нами мастер своего дела? Внимательно посмотри на лица и руки героев, изображенных живописцами. Какие качества мастеров смогли запечатлеть художники? Чем сюжеты картин В. А. Тропинина отличаются от сюжетов А.А. Пластова? Что в них общего?

Охарактеризуйте мастерство художников, воплотивших в своих произведениях любовь и уважение к красоте труда.

На картинах я наблюдаю людей, которые занимаются трудом. На их лицах нельзя заметить отрицательных эмоций, а это значит, что они любят свое дело. Людей, которые выполняют работу на совесть и получают удовольствие в процессе, можно назвать мастерами своего дела.

Художники смогли запечатлеть разные качества мастеров. На первых двух картинах можно наблюдать девушек, которые занимаются рукоделием. Их труд требует аккуратности, кропотливости и усидчивости. Всеми этими качествами обладают изображенные мастерицы. На работах Пластова изображены группы людей. Их труд требует физической силы и выносливости. Люди на третьей и четвертой картинах, на мой взгляд, трудолюбивы и обладают крепкой силой воли.

Сюжеты Тропинина и сюжеты Пластова отличаются тем, что на первых работах изображен индивидуальный труд, то есть труд одного человека, а на последующих двух – коллективный труд. Общее в картинках заключается в том, что на каждой из них изображены трудящиеся люди и мастера своего дела.

Я могу высоко оценить мастерство художников. Каждый из них постарался детально изобразить трудящихся людей. С помощью кистей и красок им удалось передать атмосферу и эмоции представленных сюжетов.

Страница 81

Задание 1. Объясни смысл слов «квалификация», «специалист высокой квалификации».

Квалификация – это совокупность особых знаний, навыков и умений, полученных человеком в ходе теоретического обучения и практики.

Специалист высокой квалификации – это человек, способный выполнять сложный труд. Он обладает достаточным количеством знаний, большим опытом и постоянно развивается и повышает уровень своей квалификации.

Задание 2. Из чего складывается мастерство работника?

Мастерство работника складывается из его теоретических знаний и практических умений. В некоторых случаях важную роль играют креативность и творческий подход. Для того чтобы добиться успеха в каком-либо деле, нужно по-настоящему полюбить его.

Задание 3. Почему на некоторых изделиях можно увидеть имя мастера?

Некоторые изделия имеют гравировку или подпись создателя. Это означает, что работа была выполнена конкретным автором, то есть он имеет на нее авторские права.

Задание 4. Чем определяется размер зарплаты? Должна ли зарплата находиться в зависимости от образования работника? Свой ответ поясни.

Заработная плата – эта деньги, выплаченные человеку за проделанную работу. Размер зарплаты определяется:

  1. Количеством и качеством труда. От того, сколько изделий изготовил человек и насколько они качественно выполнены, зависит его доход.
  2. Условиями труда. Человек, который работает в более тяжелых условиях, например, в холодных частях мира, должен получать больше, чем тот, кто работает в более комфортных климатических условиях.
  3. Степенью риска. Многие профессии подразумевают то, что работник будет постоянно подвергаться риску на рабочем месте. Например, полицейские, пожарные и спасатели ежедневно рискуют своей жизнью ради здоровья других и поддержания общественного порядка. Поэтому их заработная плата учитывает данное условие.
  4. Сложностью труда и уровнем квалификации. От того, насколько сложно выполнять задания на работе, зависит заработная плата. Допустим, дворнику требуется подмести в парке. Это задание не требует наличия особых навыков, то есть высокого уровня квалификации. В это же время программист получает сложное техническое задание, которое требует от него специальных знаний и соответствующего образования, а значит и более высокого уровня квалификации. От уровня квалификации зависит, сколько человек получит за свою работу. В данном случае труд дворника будет оцениваться дешевле, чем работа программиста.
  5. Социальной значимостью труда. Со стороны государства могут быть поощрения и доплаты за тот труд, который приносит пользу обществу.
  6. Уникальностью труда. Оригинальность и креативность людей ценится во всех сферах жизни. С помощью иного мышления и развитой фантазии можно увеличить свой доход. Примером в данном случае служат актеры, художники и музыканты.

Задание 5. Чем можно объяснить то, что одни люди более успешны в поиске работы, чем другие?

Одни люди более успешны, чем другие в поиске работы из-за нескольких причин. Во-первых, их уровень квалификации выше. Они обладают теоретическими знаниями, практическими навыками и опытом работы, поэтому значительнее ценятся на рынке труда. Во-вторых, многое зависит от желания. Тот, кто стремится найти работу, сможет это делать только в том случае, если проявит интерес и сильное желание занять какую-либо должность.

В классе и дома

Задание 1. Приведи пример какой-либо трудовой деятельности. Оцени, какой это труд — высоко- или малоквалифицированный.

В качестве примера двух видов труда можно привести труд уборщика и педагога. В таком случае малоквалифицированным будет работа уборщика. Ему не требуется обучаться в высшем учебном заведении, получать специального образования и осваивать сложные навыки. В то время работа учителя является высококвалифицированной. Ему нужно для начала успешно окончить педагогический институт, набраться опыта и постоянно совершенствовать свои знания и умения.

Задание 2. В 1990-х гг. в России повсеместно стали открываться бухгалтерские курсы. На них принимались люди, не имеющие специального образования, и специалисты со средним специальным и высшим образованием, не имеющие отношения к бухгалтерскому делу. Как ты думаешь, что толкало людей переучиваться, менять профессию?

Людей может толкать переучиваться и менять работу востребованность профессии. В современном мире широкое развитие получили технологии. Вместе с ними открылось множество новых профессий. Так как наше общество постоянно развивается, то одни специальности становятся менее популярными, а другие, наоборот, набирают обороты. В связи с эти люди вынуждены покидать свои рабочие места и обучаться чему-то новому, осваивая новую профессию.

Страница 82

Задание 3. В Московском доме фотографии одна из нефтяных компаний организовала выставку «Нефть и люди».

Основной частью экспозиции стали портреты трудовых династий компании. Согласно подписям под фотографиями общий трудовой стаж некоторых из них исчисляется веками. Чем объясняются затраты предприятия на организацию выставки? Какую пользу компании она может принести?

Затраты предприятия на организацию выставки могут быть оправданы тем, что после ее проведения воодушевленные посетители захотят придти на работу в эту компанию. Благодаря этому появится больше кандидатов на рабочие места, из которых можно будет выбрать наиболее перспективные варианты. Эти люди станут работать на пользу компании и приносить ей больший доход.

С помощью организованной выставки люди смогут осознать важность и сложность профессии нефтяников. Большая часть людей знает, какую роль играет нефть в энергетике и экономике страны, но не всем известно, как сложно дается ее добыча.

Задание 4. Собери материал по теме «Трудовые традиции семьи». Запиши рассказы своих родных и знакомых о том, как передаются профессии от старших к младшим.

В этом вопросе ты можешь написать историю профессии, которая передается в твоей семье от одного члена семьи к другому. Примером станет история о семье педагогов.

В нашей семье из поколения в поколение передается профессия педагогов. Оба моих родителя занимают должности учителей в нашей школе. Папа учит химии старшеклассников, а мама обучает учеников начальной школы чтению, письму и математике. Первыми, кто решился передавать знания детям, были родители моей мамы. Они оба в сельской школе учили маленьких детишек грамоте и арифметике.

Моя мама всегда интересовалась работой своих родителей и мечтала по их примеру работать в школе. После того, как она окончила обучение в школе, она отправилась поступать в педагогический институт, в котором когда-то учились ее родители. Там она познакомилась с моим папой. Его родители не работают учителями в школе, но связаны с профессией педагога. Бабушка воспитывает детей в детском саду, а дедушка читает лекции для студентов высших учебных заведений.

Мои родители работают учителями уже больше 10 лет. Им нравится общаться с детьми, постоянно узнавать что-то новое и передавать знания подрастающему поколению. Я не задумывался(лась) о том, чтобы стать учителем, но, возможно, в моей жизни что-то поменяется, и я продолжу дело своей семьи.

Задание 5. Узнай у родителей, какое образование они получили. Приходилось ли им переучиваться, менять профессию?

Мои родители получили высшее образование. Мой папа работает программистом, а мама лечит людей. Папа изначально учился на юриста, но затем выяснилось, что многие поступают на эту профессию, поэтому на рынке труда возникает большая конкуренция. Тогда папа принял решение, что ему стоит лучше разобраться с тем, что сейчас наиболее востребовано, поэтому он выбрал профессию программиста.

Задание 6. Каким видом труда ты хочешь заниматься в будущем? Что для этого потребуется?

Я бы хотел(а) выбрать ту профессию, которая принесет пользу обществу. Например, работать полицейским, доктором или пожарным. Для этого мне потребуется отучиться в школе, а затем поступить в специализированное учебное заведение.

Там я смогу получить теоретические знания и освоить практические навыки. Кроме того мне потребуется постоянно совершенствоваться и улучшать свои личные качества. Для такой работы мне нужно обладать смелостью, мужеством, сильным характером, выносливостью и коммуникабельностью.

Задание 7. Узнай, кто из выпускников школы прошлых лет работает в интересующей тебя области. Расспроси, что повлияло на выбор их жизненного пути, чем привлекает их избранная профессия, с какими трудностями они встречаются.

Выясни подробности об их специальности (какой объем знаний требуется; в каких учебных заведениях можно получить подготовку; каковы перспективы роста людей данной профессии; какие особенности характера надо иметь людям, избирающим данную специальность).

Я узнал(а), что из выпускников школы прошлых лет в интересующей меня области работает несколько человек. Кто-то из них занимает должность полицейского, кто-то спасает жизни людей, попавших в чрезвычайные ситуации, а кто-то лечит животных.

На выбор их жизненного пути могло повлиять несколько факторов. Эта могла быть какая-то история из жизни, которая вдохновила их на выбор такой профессии. Например, у человека домашнее животное могло заболеть. Он понимал, что не может помочь ему в данной ситуации, потому что не обладает нужными знаниями. После этого человек мог решить, что хочет стать ветеринаром и помогать всем больным животным. Другой причиной мог стать тот факт, что родители или другие родственники человека работают в данной сфере. Например, в семье врачей велика вероятность, что ребенок будет работать доктором.

Избранная профессия может привлечь хорошим коллективом, высокой заработной платой, удобным графиком работы или тем, что приносит пользу обществу.

Любому работнику приходится сталкиваться с профессиональными трудностями. Они могут быть выражены в загруженности графика работы, в невозможности наладить отношения с коллегами, в сложности освоения материала, в сильной физической или умственной нагрузкой.

Для получения профессии спасателя потребуется обладать большим объемом знаний. Обучится навыкам полицейского, пожарного или доктора можно в высших учебных заведениях, например, в медицинском институте.

Данные профессии всегда будут перспективны, потому что с людьми часто случаются несчастные случаи. Людям, выбирающим данную специальность, нужно быть смелыми, мужественными, выносливыми, коммуникабельными и образованными.

Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос, что же она изучает. В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета.

Во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем времени, существует три подхода (концепции).

Представители первой из них считают, что педагогика — междисциплинарная область человеческого знания. Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т.е. как область отражения педагогических явлений. В педагогике в этом случае оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, политика, социализация, развитие и др.).

Другие ученые отводят педагогике роль прикладной науки, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания.

Так, на первый взгляд, объектом научной педагогики является ученик, воспитанник и вообще любой человек, которого обучают и воспитывают. Однако в этом случае и педагогика, и психология изучают психическую реальность (психику человека), причем педагогика — лишь прикладная часть психологии, ее «практическое приложение». Этот подход объясняет попытки подменить педагогику психопедагогикой.

Сторонники второй концепции, как и первой, фактически отрицают право педагогики на свой предмет и, следовательно, собственное теоретическое знание, подменяя его совокупностью положений, взятых из других наук. Это обстоятельство негативно сказывается на педагогической практике. Ни одна из смежных с педагогикой наук не изучает педагогическую действительность целостно и специально. При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для функционирования и преобразования педагогической практики. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.

Продуктивной для науки и практики, по мнению В.В.Краевского, является только третья концепция, согласно которой педагогика — это относительно самостоятельная наука, имеющая свой объект и предмет изучения.

Объект науки – это та область действительности, которую изучает данная наука. А.С.Макаренко — ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде «бездетной» педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет науки – это та часть объекта, которая изучается только данной наукой. Образование изучает не только педагогика. Его изучают философия, социология, психология, экономика и другие науки. Так, например, экономист, изучая уровень реальных возможностей «трудовых ресурсов», продуцируемых системой образования, пытается определить затраты на их подготовку. Социолог хочет знать, готовит ли система образования людей, способных адаптироваться к социальной среде, содействовать научно-техническому прогрессу и социальным преобразованиям. Философ, в свою очередь, применяя более широкий подход, задается вопросом о целях и общем предназначении образования — каковы они сегодня и какими должны быть в современном мире. Психолог изучает психологические аспекты образования как педагогического процесса. Политолог стремится определить эффективность государственной образовательной политики на том или ином этапе развития общества и т.д.




Вклад многочисленных наук в изучение образования как социального феномена, бесспорно, ценный и необходимый, но эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связанные с повседневными процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему институциональной структурой. И это вполне правомерно, поскольку изучение данных аспектов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специальная наука — педагогика.

Предмет педагогики — это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Функции педагогики как науки – теоретическая и технологическая – обусловлены ее предметом и осуществляются в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

описательном, или объяснительном, — изучение передового и новаторского педагогического опыта;

диагностическом — выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

прогностическом — экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный, или регулятивный» (В.В.Краевский), план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

1.Как происходила передача накопленного опыта детям в дородовой общине?
а) проходила в специально организованном образовательном процессе;
б) производилась от случая к случаю;
в) была «вплетена» в трудовую деятельность;+
г) дети самостоятельно по мере необходимости осваивали имеющийся опыт.

2. Какую основу показывает этимология слова «воспитатель»?
а) питание;+
б) вождь;
в) восхождение;
г) воспрепятствие.

3. «Отец» русских учителей:
а) Л.Н. Толстой;
б) К.Д. Ушинский+
в) А.С. Макаренко;
г) В.А. Сухомлинский.

4. Впервые начал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания:
а) Конфуций;
б) Н.А. Добролюбов;
в) И.Г. Песталоцци;
г) Я.А. Коменский.+

5. Какая группа включает в себя педагогическую профессию по классификации Е.А. Климова?
а) человек-знаковая система;
б) человек-художественный образ;
в) человек-человек;+
г) человек-техника.

6.Отметьте правильный ответ.
Кем была разработана теория и методика воспитания в коллектива?

а) В.А. Сухомлинский;
б) А.С. Макаренко;+
в) П.П. Блонский;
г) Л.Н. Толстой.

7.Кем учитель сравнивался с садовником, который любовно выращивал растения в саду, архитектором…, скульптором…, полководцем…?
а) А. Дистервег;
б) Я. Корчак;
в) Н.И. Пирогов;
г) Я.А. Коменский.+

8.Какой педагог себя посвятил сиротам и потратил собственные сбережения на создание детских приютов?
а) И.Г. Песталоцци;+
б) Я.А. Коменский;
в) А.С. Макаренко;
г) Н.Г. Чернышевский.

9.Кем был проведен опыт соединения обучения с производительным трудом учащихся?
Ответ: А.С. Макаренко.

10.Вставьте пропущенное слово:
С развитием личности учащегося связана…функция.
Ответ: гуманистическая.

11.Ответьте на вопрос:
Кем в 1950-1960-е годы был внесен вклад в теорию и практику гуманистического воспитания в начальной школе ?
Ответ: В.А. Сухомлинским.

12.Какие из наук входят в систему педагогических?
а) Дидактика, психология, история, философия, школоведение
б) Общая педагогика, возрастная педагогика, социальная педагогика, методики изучения отдельных предметов+
в) Педагогика дошкольных учреждений, педагогика школы, социология, культурология
г) Общая педагогика, этика, эстетика, возрастная физиология
д) История педагогики, педагогика высшей школы, теория воспитания, школьная гигиена

13.Данные факторы, оказывают влияние на развитие личности:
а) Наследственность, среда, воспитание+
б) Наследственность, обучение
в) Цвет кожи
г) Среда, обучение
д) Наследственность, воспитание

14. Реальной действительностью, где происходит развитие личности, является:
а) Среда+
б) Искусство
в) Деятельность
г) Наследственность
д) Школа

15. Движущими силами развития личности являются:
а) Деятельность (активная)
б) Противоречия (внешние и внутренние)+
в) Самосознание, саморазвитие
г) Учение, труд, общение
д) Потребности, склонности, интересы

16.Ответьте на вопрос.
Что составляет основу познавательной направленности личности?
Ответ: потребности и интересы.

17.Ответьте на вопрос:
Чем определены психолого-педагогические знания?
Ответ: учебными программами.

18.Ответьте на вопрос:
До каких пор, по мнению К.Д. Ушинского живет учитель?
Ответ: пока учится сам

19.Ответьте на вопрос:
Что будет являться условием эффективности самовоспитания учителя?
Ответ: идеал.

20.Ответьте на вопрос:
Чем является организация непосредственного общения в момент изначального взаимодействия?
Ответ: коммуникативной атакой.

21.Что будет показателем нравственной культуры учителя ?
а) педагогический такт;+
б) педагогическая справедливость;
в) педагогический долг;
г) педагогическая ответственность.

22. Ответьте на вопрос:
Чем будет являться сводная характеристика требований, предъявляемых к работающему?
Ответ: профессиограммой

23. Ответьте на вопрос:
Чем будет являться совокупность профессионально обусловленных требований к учителю к педагогической деятельности?
Ответ: профессиональной готовностью.

24. Установите соответствие между понятием и их трактовкой, то что получилось, запишите в ответ:
А. Воспитание
Б. обучение
1) часть педагогики, излагающая теоретические основы обучения.
2) процесс целенаправленного формирования личности.
Ответ: А-2; Б-1.

25. Сделайте соотношение фамилии педагогов с высказанными ими идеями, а поучившуюся комбинацию запиши в ответ:
А. К.Д. Ушинский
Б. А.С. Макаренко
1) провел опыт соединения обучения с производительным трудом.
2) в дидактике проводил идею воспитывающего обучения.
Ответ: А-2; Б-1.

26.Сделайте соотношение и полученную комбинацию запишите в ответ:
А. К.Д. Ушинский
Б. А. Дистервег
1) учитель немецких учителей.
2) отец русских учителей.
Ответ: А-2; Б-1.

27.Сделайте соотношение и полученную комбинацию запишите в ответ:
А. Педагогическая специализация
Б. Педагогическая квалификация
1) уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста.
2) определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности.
Ответ: А-2; Б-1.

28.Сделайте соотношение и полученную комбинацию запишите в ответ:
А. Организаторская деятельность
Б. Коммуникативная деятельность
1) установление отношений с другими участниками учебно-воспитательного процесса.
2) выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности.
Ответ: А-2; Б-1.

29.Сделайте соотношение и полученную комбинацию запишите в ответ:
1) Педагогический такт
2) Педагогическая справедливость
А. своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности.
Б.чувство меры в общении, способность осуществить его контроль.
Ответ: А-2; Б-1.

30.Сделайте соотношение и полученную комбинацию запишите в ответ:
А. Профессиональная готовность к педагогической деятельности
Б. Педагогическое призвание
1) склонность, вырастающая из осознания способности к педагогическому делу.
2) совокупность профессионально обусловленных требований к учителю.
Ответ: А-2; Б-1.

31.Сделайте соотношение выдвинутых положений с именами ученых и полученную комбинацию запишите в ответ:.
1) Л.С.Выготский
2) Л.Б. Ительсон
3) Я.А. Коменский.
4) В.А. Сластенин.
а. Дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций
б. Выдвинул важнейшие требования к личности учителя
в. Предложил классно-урочную систему
Ответ: 1б; 2 г; 3 В.

32. Сделайте соотношение названий трудов с именами авторов
и полученную комбинацию запишите в ответ:
а. «Сердце отдаю детям».
б. «Педагогическая поэма»
в. «Великая дидактика»
1) Я. Корчак.
2) В.А. Сухомлинский.
3) А.С. Макаренко
4) Я.А. Коменский.
Ответ: а 2 ; б 3 ; в 4

33. Сделайте соотношение педагогических поступков и имена великих
педагогов, полученную комбинацию запишите в ответ:.
а) Затратил все свои сбережения на создание детских приютов
б) Презрев предложение фашистов остаться в живых, самоотверженно пошел в печь крематория варшавского гетто вместе со своими воспитанниками
в) Создал школу для крестьянских детей
1) Я. Корчак.
2) И.Г. Песталоцци.
3) В.И. Ленин.
4) Л.Н. Толстой.
Ответ: в 2 ; б 1; в 4 .

34. Функциями педагогической науки является:
а) Теоретическая, технологическая
б) Контрольная, оценочная
в) Практическая, нормативная
г) Дидактическая; воспитательная+
д) Развивающая, социализирующая

35. Предметом педагогики является:
а) Образование как реальный педагогический процесс
б) Воспитание и образование личности, рассматриваемые как социальное явление, педагогическая система, процесс, деятельность+
в) Педагогическая деятельность, направленная на передачу культуры и опыта
г) Реальная общественная воспитательная практика формирования подрастающих поколений
д) Сущность детской личности, её формирование

36.В чьих работах зафиксированы первые педагогические мысли?
а) Коперник, Ньютон
б) Галилей, Дж. Бруно
в) Сократ, Платон, Аристотель+
г) Леонардо да Винчи
д) Ф. Бекон

37.Что такое воспитание?
а) Процесс целенаправленного воздействия воспитателя на сознание и поведение воспитанника
б) Управление процессом развития и социализации личности+
в) Процесс влияния на подрастающее поколение с целью передачи им культуры и опыта
г) Деятельность человека, направленная на саморазвитие
д) Совокупность взглядов и убеждений, уровень практической подготовки к жизни и труду

39.Что было определено развитием педагогики, как науки?
а) Прогресс науки и техники
б) Забота родителей о счастье детей
в) Биологический закон сохранения рода
г) Объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду+
д) Повышение роли воспитания в общественной жизни

40. Вставьте пропущенное слово:
Основоположником современного гуманистического направления в западной педагогике и психологии является ….
Ответ: Карл Роджерс.

41. Вставьте пропущенное слово:
Название педагогической деятельности, которая направлена на организацию воспитательной среды….
Ответ: воспитательная работа.

42. Вставьте пропущенное слово:
Название вида педагогической деятельности, направленной на управление познавательной деятельностью школьников….
Ответ: преподавание.

43. Ответьте на вопрос:
Название деятельности, которая направлена на установление отношений педагога с воспитанниками и их родителями, другими педагогами школы:
Ответ: коммуникативная.

44. По мнению Выготского Л.С. впереди развития идут следующие процессы:
а) Воспитание и игра
б) Обучение и самообразование
в) Воспитание и обучение+
г) Деятельность и общение
д) Активность и сознательность

45. Дополнительным фактором личностного развития будет:
а) Общение / взаимодействие
б) Деятельность / активность+
в) Учеба / труд
г) Игра / досуг
д) Саморазвитие / самовоспитание

46.Стадиями социализации принято считать:
а) Начальную, основную, завершающую
б) Детство, отрочество, юность
в) Дотрудовую, трудовую, послетрудовую+
г) Дошкольную, школьную, юношескую
д) Молодость, зрелость, старость

47.Основными группы факторов социализации являются:
а) Семья, ближайшее окружение
б) Общество, государство, этнос
в) Макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы социальной среды+
г) Наследственность, среда, воспитание, деятельность
д) Тип поселения, культуры

48.Что входит в социализацию человека?
а) Персонализация, адаптация
б) Адаптация, интеграция, самореализация, индивидуализация
в) Адаптация, интеграция, самореализация+
г) Адаптация, персонализация, интеграция
д) Интеграция, дифференциация, индивидуализация

49.Что значит формирование личности?
а) Количественные изменения, происходящие в организме человека
б) Качественные изменения, происходящие в организме человека
в) Целенаправленное становление человека как социальной личности+
г) Вхождение человека в социальную среду
д) Влияние на взгляды и мысли воспитанника

50.Дайте определение личности:
а) Живое существо обладающее даром мышления и речи
б) Своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость
в) Человек, как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию+
г) Человек, как неповторимый представитель рода, с его психофизиологическими свойствами
д) Специфика характера, темперамента, интеллекта, потребностей, способностей

51.Что такое «развитие»?
а) Накопление количественных изменений в организме человека
б) Уничтожение старого и возникновение нового
в) Становление человека как социального существа, которое происходит в процессе жизни и деятельности
г) Процесс количественных и качественных изменений в важнейших сферах личности, осуществляющийся под влиянием внешних и внутренних факторов+
д) Целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств

52. Чем является учение о принципах построения, формах и методах научного познания?
а) Методология+
б) Идеология
в) Аксиология
г) Философия
д) Акмеология

53. Чем является метод научно-педагогического исследования?
а) Выполнение умственных или письменных действий с целью углубления знаний
б) Словесное пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений материала
в) Способ изучения педагогических явлений+
г) Восприятие исследуемого объекта в точно учитываемых условиях
д) Диалог между исследователем и респондентом с целью сбора каких-либо сведений

54. К чему можно прибегнуть, чтобы изучить межличностные отношения в коллективе?
а)К Тестированию
б) К Наблюдению
в) К Социометрии+
г) К Сочинению
д) К Беседе с родителями

55. Что устанавливается в результате педагогических исследований?
а) Правила
б) Закономерности+
в) Нормы
г) Принципы
д) Методы

56.Движущие силы педагогического процесса:
а) Противоречия развивающейся личности+
б) Отношения между субъектами
в) Закономерности, отражающие внутренние и внешние связи
г) Взаимодействия между субъектами
д) Принципы, которыми следует руководствоваться

57.Что присуще педагогическому процессу?
а) Противоречия функционирования процесса
б) Противоречия осуществления реального процесса
в) Противоречия планирования процесса
г) Противоречия взаимодействующих субъектов
д) Внешние и внутренние противоречия+

58.Кто создал теорию целостного педагогического процесса в Казахстане?
а) Ю.К. Бабанским
б) М. Скаткиным
в) Г. Щукиной
г) Д.Н. Хмель+
д) К. Жарыкбаевым

59.Стержень целостного педагогического процесса, по Н.Д. Хмелю :
а) Содержание ЦПП
б) Формы организации ЦПП
в) Компоненты ЦПП
г) Закономерности ЦПП
д) Цель ЦПП+

60.Содержание целостного педагогического процесса:
а) Общечеловеческая культура+
б) Знания, умения, навыки
в) Положительные качества личности
г) Совокупность мыслительных операций
д) Учебный материал, подлежащий усвоению на уроке и вне его

61. Этапы педагогического процесса:
а) Основной, подготовительный, пропедевтический
б) Прогностический, основной, корректирующий
в) Подготовительный, основной, заключительный+
г) Целеполагания, диагностика, управления
д) Мотивационный, стимулирующий, корректирующий

Проходим тест на профориентацию

Когда подросток заканчивает школу, перед ним неизбежно встает вопрос о том, какую профессию выбрать и, соответственно, на какой факультет поступать в вуз. От разнообразия выбора легко запутаться, ведь количество специальностей на данный момент – несколько тысяч, и каждая обладает своими особенностями.

Сложность заключается еще и в том, что выбирать нужно не только то, что нравится, но и то, к чему у школьника есть предрасположенности, чтобы он смог достичь успехов в карьере и не пожалел о своем выборе.

Определить, какая профессия большего всего Вам подходит, можно с помощью теста на профориентацию.

Тест на профориентацию Е. Климова

Лучшим вариантом для выявления той сферы деятельности, в которой Вы сумеете добиться высоких результатов, является тест на профориентацию Е. Климова, выдающегося российского психолога. В одной из своих книг он раскрыл тему профессионального самоопределения, в которой и опубликовал данный опросник. В его основу положена идея о том, что всех людей можно разделить на 5 типов, каждый из которых определяет будущую профессию:

  1. Человек-природа. Они стремятся к улучшению окружающей среды, с легкостью контактируют с животным и растительным миром. Из них получаются хорошие агрономы, химики, садовники, лесники, ветеринары, биологи, зоологи, океанологи, ботаники, нефтяники, геологи, флористы, картографы.
  2. Человек-человек. Это люди, с радостью идущие на взаимодействие, предрасположены к коммуникациям, взаимопомощи, пониманию окружающих. В таком случае идеальными будут профессии, которые связаны непосредственно с общением, обучение, воспитанием. Такие профессии, как адвокат, полицейский, врач, менеджер, парикмахер, экскурсовод, следователь.
  3. Человек-художественный образ. Люди этого типа с головой увлечены творчеством, обладают склонностями к художественной, писательской, музыкальной и архитектурной деятельности. Такая личность создает произведения искусства и может работать фотографом, режиссером, актером,писателем, копирайтером, скульптором, музыкантом.
  4. Человек-знаковая система. Эти люди обладают математическим складом ума и хорошо проявляют себя в профессиях, требующих точности: бухгалтер, экономист, логист, программист, ревизор, математик, таможенник, штурман.
  5. Человек-техника. Люди с данным типом имеют способности к техническим видам профессий, где нужно изготавливать детали техники, механизмов, восстанавливать и ремонтировать оборудование, изобретать, проводить технические испытания и проверочные работы.

Евгений Климов – создатель теста на профориентацию

Евгений Александрович Климов - известный специалист, психолог и автор опросника на профориентацию.

Климов Евгений Александрович – психолог

Родился 11 июня 1930 г. в селе Вятские Поляны Кировской области. Успешно окончил отделение русского языка, логики и психологии историко-филологического факультета Казанского университета и добился выдающихся результатов в психологии.

Специализацией Климова является психологии труда. По настоящее время им опубликовано более 300 работ и около 30 пособий и учебников. Благодаря его деятельности было подготовлено множество высококвалифицированных специалистов в области психологии и педагогики.

Кому нужно проходить тест на профориентацию?

Данный опросник рекомендуется, прежде всего, школьникам старших классов, которым необходимо определяться с выбором вуза и будущей профессии. Тест поможет определить специальность, которая лучше всего подходит тому или иному человеку, и сделает выбор профессии более простым.

Кроме того, тест Климова на профориентацию можно пройти:

Как проходить тест на профориентацию

Опросник состоит из 40 вопросов, в каждом из которых Вам нужно выбрать одно их двух утверждений. Вы легко и быстро можете пройти его прямо на нашем сайте совершенно бесплатно.

Во время прохождения теста внимательно читайте каждое из утверждений, а потом отмечайте то, которое больше Вам подходит. Будьте честны сами с собой, чтобы результаты были более достоверными и помогли бы понять, какая профессия будет для Вас идеальной.

По окончанию теста Вы сможете узнать, какой тип профессий Вам больше подойдет для достижения карьерных высот и успеха. Тест оценит Ваши ответы и Вам будет представлен список всех 5 типов, начиная с того, который меньше всего Вам подходит, и заканчивая тем типом профессий, где Вы имеете ярко выраженные способности и сможете добиться высоких результатов.

Каждый тип будет содержать в себе подробное описание на основе Ваших склонностей и способностей и расскажет, какие профессии подходят Вам больше всего, а в каких сферах деятельности Вам лучше не работать.

Пройдите тест прямо сейчас!

Пройти тест на профориентацию Вы можете на нашем сайте. От Вас не потребуется ни оплаты, ни регистрации. Проходить тест на профориентацию онлайн намного удобнее, чем вручную заполнять кучи бумажных бланков, а потом по ключам заниматься расшифровкой результатов. После прохождения этого теста Вы больше не будете задаваться вопросом о своем профессиональном выборе и сможете полностью реализовать себя в подходящей сфере.

Тестирование – неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса. Количественное или качественное измерение (тестирование) позволяет узнать, насколько хорошо ученик освоил материал, соответствует ли программа обучения условиям времени, заслужено ли сотрудник занимает свою должность.

Тестолог (специалист в области педагогических измерений)


Кто такой тестолог?

Тестолог (специалист в области педагогических измерений) – высококвалифицированный специалист, который разрабатывает, составляет и проводит тестовые испытания.

Система измерений укоренилась во многих отраслях еще много лет назад. Несмотря на привычную для современного поколения форму тестирования, оценку совокупности определенных характеристик объекта проводили много лет назад, хотя она имела несколько иной формат и название.

В образовании, например, оценивать достижения обучающихся начали в первой половине 20 столетия. Сначала измерения использовали для определения уровня знаний обучаемых, затем – для оценки качества работы педагогов. Тестирование времен Советского Союза проводилось в формате «вопрос-ответ», при котором учащиеся должны были в устной форме полностью раскрыть тему. В то время для проверки качества знаний применялся устный или письменный экзамен, а на промежуточных этапах – контрольные работы по отдельным темам.

При большом разнообразии методов и способов тестирования специалист в области педагогических измерений должен овладеть многими навыками. В том числе он должен:

  • знать теорию и практику тестологии;
  • в совершенстве владеть компьютерными программами, которые используются в разработке тестовых заданий;
  • уметь определять наиболее приемлемый способ проведения тестового испытания в зависимости от условий и т.д.

К основным обязанностям тестолога относятся:

  • разработка, анализ эффективности, внедрение и применение тестовых материалов;
  • организация внедрения и применения современных методов и способов разработки и проведения тестов, включая новые технологии, информационные продукты мониторинга, а также осуществление контроля над поддержанием их эффективности;
  • предоставление консалтинговых услуг по разработке тестовых продуктов;
  • проведение экспертизы образовательных программ;
  • организация проведения тестовых испытаний, контроль над соблюдением установленного порядка и т.д.


Какими личностными качествами должен обладать тестолог?

Чтобы профессионально оценивать знания других и работать над составлением тестовых заданий, специалист должен сам в совершенстве владеть большим объемом информации по разным дисциплинам. Конечно, в большинстве своем тесты составляются при помощи компьютерных программ, и у тестолога всегда есть возможность воспользоваться «подсказками» машины.

Но иногда возникает необходимость выявить уровень специальных возможностей тестируемого. И в этом случае рассчитывать только на компьютерную программу, которая не умеет «думать» как человек, не стоит. Например, для составления теста на внимательность у водителя или ребенка необходимо учитывать возрастные особенности взрослого и ребенка, род деятельности, цели проведения проверки. А для этого необходимо обладать знаниями в области психологии.

Кроме знаний специалисту по составлению тестов в работе пригодится:

  • логическое мышление;
  • дисциплинированность;
  • внимательность;
  • усидчивость;
  • пунктуальность.

Тестолог должен обладать высоким чувством ответственности и понимать, что от результатов его работы зависит не только итоговая оценка знаний, но и успешная работа экзаменуемых во всех сферах. Нужно помнить, что тестологи иногда проверяют не только качество знаний у людей, но и разрабатывают программы для проведения испытаний сложной техники, а это уже – вопрос безопасности людей.

Преимущества профессии тестолог

С учетом возрастающей тенденции внедрения компьютерных технологий в педагогику, можно без колебаний выделить основное преимущество профессии тестолог – отсутствие недостатка рабочих мест.

Кроме того, поскольку тестология тесно связана с еще одним перспективным направлением – социологией, где также можно найти достойное применение своим знаниям, составитель тестов всегда сможет сменить сферу деятельности в случае утраты интереса к своей специализации. При этом он может найти применение своим знаниям в педагогике или в частной компании, где требуется создание системы контроля с применением компьютерных технологий.

Статистика показывает, что вопрос трудоустройства молодых специалистов практически не волнует. Их доля занятости на рынке труда уже сейчас составляет 83,3%, а с учетом того, что тестолог – профессия будущего, шансы на увеличение спроса возрастут, как и средний уровень заработной платы, который сейчас составляет 33 000 рублей.


Недостатки профессии тестолог

Недостатки в развитии психодиагностики и систем педагогических измерений прошлых лет в значительной степени «подорвали репутацию» тестологии, и это – основная проблема в работе тестолога. Сложнее всего восстановить авторитет экспертной деятельности, подорванной некогда дилетантами и коммерсантами. Последние, если и работали по методикам, то существенно искажали результаты тестирования в угоду увеличения собственной прибыли. Поэтому в начале трудовой деятельности тестологу предстоит зарабатывать авторитет и доверие заказчика, доказывать, что он действительно является экспертом в области интеллектуальных и психологических измерений.

С этим связаны большие затраты времени на работу при относительно невысоком уровне доходов, а также значительные умственные нагрузки, которые нередко приводят к стрессам.

Где можно получить профессию тестолог?

Профессия входит в программу дополнительного образования. То есть, чтобы стать тестологом, кандидат должен иметь высшее педагогическое образование. В рамках программы переподготовки он будет изучать:

  • измерения в образовании;
  • основы математического измерения;
  • математико-статистические методы в педагогических измерениях;
  • психологическое тестирование;
  • педагогические измерения в системе управления качеством образования;
  • теоретические основы педагогических измерений;
  • педагогику и психологию.

Обучение специалистов в области педагогических измерений проводится в таких российских университетах, как:

Стоит отметить, что программы подготовки достаточно разнообразны, поэтому будущий тестолог сможет выбрать наиболее интересное направление.

Читайте также: