Какой труд используется в профессии врача автоматизированный механизированный или ручной

Опубликовано: 05.07.2024


Наиболее известной системой классификации профессий является система Е.А. Климова. В ней все многообразие профессий последовательно делят на типы, классы, отделы и группы [14]. Коротко остановимся на этом подходе к систематике профессий.

Главный предмет труда – люди и группы людей. Примеры профессий: официант, продавец, врач, психолог, тренер, следователь.

Главный предмет труда – технические системы, вещественные предметы, материалы, энергия. Примеры профессий: – токарь, каменщик, слесарь, водитель, архитектор, инженер.

Главный предмет труда –– живые организмы и биологические процессы. Примеры профессий: ботаник, зоолог, зоотехник, пчеловод, ихтиолог, агроном.

Главный предмет труда – условные знаки, цифры, шифры, коды, формулы, языки. Примеры профессий: программист, корректор, филолог, математик.

5. «Человек – художественный образ» (Х)

Главный предмет труда –– художественные образы. Примеры профессий: поэт, скульптор, дирижер, художник, дизайнер.

Согласно подходу Е.А. Климова, в соответствии с преобладающими трудовыми операциями, все профессии делятся на три класса:

1. Гностические (распознающие) специальности(Гн),

2. Преобразующие специальности (Пр),

3. Изыскательские (творческие) специальности (И).

Покажем, как классы профессий соотносятся с типами профессий (Табл. 2.7).

Классы

Изыскательские (творческие)

Слесарь, водитель, монтажник.

Преподаватель, медсестра, врач, продавец.

Приемщик с/х продукции

Программист, бухгалтер, шифровальщик

Человек – Художественный образ.

Контролер-приемщик малярных работ

Ювелир, маляр, оформитель.

Композитор, писатель, скульптор.

1. Ручной труд (Р) – ручные (простые и слабо механизированные) орудия труда.

Примеры профессий: ювелир, слесарь-сборщик, автомеханик, хирург, пианист.

2. Механизированный труд (М) – механическое оборудование с ручным управлением.

Примеры профессий: шофер, токарь, швея.

3.Автоматизированный труд (А) – автоматизированное оборудование для обеспечения длительных или непрерывных технологических процессов.

Примеры профессий: сталевар, пивовар, оператор котельной, оператор атомной станции.

4. Функциональные орудия труда (Ф). Главное средство труда - функциональные средства организма.

Примеры профессий: преподаватель, певец, актер, ученый-теоретик, танцор.

Группы профессий (по условиям труда)

1. Микроклимат бытового типа (работа в помещениях) (Б).

Примеры профессий: бухгалтер, учитель, менеджер.

2. Работа на открытом воздухе (О)

Примеры профессий: – чабан, полевод, почтальон, егерь, военнослужащий.

3. Небольшие замкнутые пространства, кабины (К).

Примеры профессий: водитель, крановщик, кассир обменного пункта.

4. Необычные условия труда (Н)

Примеры профессий: водолаз, шахтер, горноспасатель, сталевар, космонавт, каскадер.

Соответственно данной классификации можно создавать формулы той или иной профессии. Например, формула профессии бухгалтера будет - З: Пр : Р : Б.

Психолог – Ч : Пр : Ф : Б

Токарь – Т : Пр : М : Б

Сталевар – Т : Пр : А : Н

Художник – Х : Тв : Р : Б

Следователь - Ч : Гн : Ф : Б

Шахтер – Т : Пр : М : Н

Стресс - молчаливый убийца

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс - молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

По предмету труда (то, с чем работает человек), средствам труда (какими инструментами или машинами он пользуется), условиям труда, целям труда все профессии можно отнести к тому или иному типу. Учитывая такую типологию в соответствии каждой профессии можно поставить некоторый код, или профиль – то есть, по какому критерию к какому типу она относится. Затем можно для себя составить «идеальную формулу профессии», предпочитаемые средства труда и предмет труда. Таким образом, несложно будет для себя определить, какая профессия Вам подойдет, а какая нет.

Всякую профессию по каждому из оснований строки можно отнести либо к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации - и соответствующие им типы профессий.

Предмет труда

Условия труда

На открытом воздухе

C повышенной моральной ответственностью

Средства труда

Цели труда

1. В зависимости от предмета труда все профессии принято делить на пять типов.

На самом деле это грубое деление. Такое деление подходит для профессий, в которых четко прослеживается принадлежность одному из пяти предметов труда. Психологи определяют для каждой профессии, какой предмет труда ей ближе, с чем в основном имеет дело человек в процессе труда, а характеризующих профессию предметов труда может быть три. Такая оценка позволит различать профессии внутри группы, определяя вторичный для данной профессии предмет труда.

"Ч Е Л О В Е К - П Р И Р О Д А"

Профессии: зоотехник, кинолог, мастер-животновод, семеновод, агроном, лаборант химико-бактериологического анализа и другие.

Из профессий этого типа выделяют профессии, для которых предметом труда будут являться:

Такие профессии связаны с пищевой промышленностью, медициной, сельским хозяйством, и научными исследованиями в сфере биологии и географии. Некоторый интерес к природе, как ни покажется странным, должны иметь менеджер по гостиничному бизнесу и туризму, психолог…

Такое деление вовсе не означает, что весь труд человека направлен лишь на упомянутые предметы труда. Например, растениеводы используют различную технику, работают в коллективе, проводят экономическую оценку своего труда. Но всё равно главным предметом забот и внимания растениеводов являются растения и среда их существования.

С другой стороны, если Вы выбираете профессию типа «человек-природа», очень важно выяснить Ваше отношение к природе: как к месту отдыха или как к Вашему рабочему месту, где Вы будете отдавать свои силы производству.

При выборе профессии следует учитывать ещё один момент. Особенность биологических объектов труда заключается в их сложности, изменчивости (по своим внутренним законам), нестандартности. Животные, растения, микроорганизмы растут, развиваются, живут, болеют и даже гибнут. Работник должен не просто много знать о живых организмах, но также и предвидеть возможные в них изменения, которые иногда бывают необратимыми. Человек должен обладать такими качествами как самостоятельность в принятии решений, дальновидность, инициатива, заботливость.

"Ч Е Л О B Е К - Т Е Х Н И К А"

В этой категории ведущим предметом труда являются технические объекты (механизмы, машины), виды энергии, материалы.

Профессии: столяр, проходчик, техник-металлург, архитектор, инженер-механик, радиомеханик, электромонтажник, строитель, специалист по телекоммуникациям, сборщик компьютеров и другие.

Естественно, здесь труд работников направлен не только на технику, но всё равно основной предмет профессионального внимания – технические объекты и их свойства.

К профессиям этого типа относятся:

· профессии, связанные с добычей и обработкой грунтов и горных пород;

· профессии, связанные с обработкой и использованием неметаллических промышленных материалов, полуфабрикатов, изделий;

· профессии по производству и обработке металлов, механической сборкой, монтажом машин и приборов;

· профессии, связанные с ремонтом, обслуживанием, наладкой технологических машин, транспортных средств, установок;

· профессии, связанные с монтажом, ремонтом зданий, конструкций, сооружений;

· профессии, связанные со сборкой, монтажом, ремонтом, наладкой, обслуживанием приборов, аппаратов, электрооборудования;

· профессии, в которых используются транспортные и подъемные средства и управление ими;

· профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

В процессе обработки, перемещения, преобразования или оценки технических средств работник должен быть точен, от него требуется определенность действий. Так как технические объекты всегда разрабатываются самим человеком, то в техническом мире много возможностей для новаторства, технического творчества, выдумки. Кром творческого подхода в деле техники от человека требуется также высокий уровень исполнительской дисциплины.

"Ч Е Л О В Е К - Ч Е Л О В Е К"

Ведущим предметом труда в этой категории профессий являются люди.

Профессии: учитель, психолог, врач, экскурсовод, парикмахер, руководитель художественного коллектива, менеджер и другие.

К профессиям этого типа относятся:

· профессии по обучению и воспитанию, по организации и управлению детскими коллективами;

· профессии по управлению производством, руководству людьми и коллективами;

· профессии по бытовому и торговому обслуживанию;

· профессии по информационному обслуживанию;

· профессии по информационно-художественному обслуживанию людей и руководству художественными коллективами;

· профессии по медицинскому обслуживанию.

Чтобы успешно работать по профессиям этой категории нужно быть коммуникабельным, уметь контактировать с людьми и поддерживать контакты, уметь понимать людей, разбираться в их особенностях, а также получить знания в соответствующей сфере производства, науки и искусства.

Качества, которые имеют важное значение в работе:

· хорошее устойчивое настроение в ходе работы с людьми;

· потребность в постоянном общении;

· способность понимать настроение людей, их намерения, помыслы;

· умение разбираться во взаимоотношениях людей;

· умение общаться с разными людьми и находить с ними общий язык.

"Ч Е Л О В Е К - З Н А К О В Ы Е С И С Т Е М Ы"

В этой категории профессий главным предметом труда являются цифры, коды, условные знаки, естественные или искусственные языки.

Профессии: инженер, чертежник, переводчик, секретарь-машинистка, топограф, программист и другие.

В группу профессии типа «человек - знаковые системы» входят:

· профессии, связанные с делопроизводством, оформлением документов, перекодированием, анализом текстов и их преобразованием;

· профессии, связанные с числами и количественными отношениями;

· профессии по обработке информации, представленной в виде схематических изображений объектов или в виде системы условных знаков.

Для успешной работы по одной из профессии типа «человек – знаковая система» нужно иметь особый способности для погружения в мир сухих обозначений, уметь отвлекаться от окружающего мира и сосредотачиваться на тех сведениях, которые заключены в знаках. При обработке информации, представленной условными знаками, необходимо будет решать задачи проверки, контроля, обработки, учета, сведений, а также работать над созданием новых знаков и знаковых систем.

"Ч Е Л О В Е К - Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й О Б Р А З"

В этой категории профессий основным предметом труда является художественный образ и различные способы его создания.

Профессии: художник, дизайнер, артист, музыкант, литературный работник, резчик по камню.

Группа профессий типа «человек – художественный образ» объединяет в себе:

· профессии, связанные с изобразительной или музыкальной деятельностью;

· профессии литературно-художественной направленности;

· профессии актерско-сценической деятельности.

Отличительной особенностью профессий типа «человек – художественный образ» является то, что большая часть трудовых затрат скрыта от стороннего наблюдателя. Кроме того, зачастую прилагаются специальные усилия, чтобы создать эффект непринужденности и легкости конечного результата труда.

2. В зависимости от условий труда все профессии делят на четыре группы:

· Труд в условиях обычного микроклимата (бытового) – инженер, секретарь-референт, бухгалтер, программист;

· Труд на открытом воздухе, где возможны резкие перепады температуры и влажности – агроном, полевод, пожарник, строитель;

· Труд в необычных условиях: под водой, в воздухе, под землей, на высоте, в горячих цехах и цехах с вредным производством – водолаз, шахтер, аппаратчик, летчик;

· Труд с повышенной моральной ответственностью за жизнь и здоровье людей, за материальные и общественные ценности – врач, учитель, аудитор, инженер по технике безопасности.

3. По средствам труда профессии принято делить на четыре категории:

· профессии, где используется ручной труд – хирург, ювелир, столяр, музыкант, монтажник радиоаппаратуры;

· профессии, где используются машины с ручным управлением – машинист, водитель, оператор связи, токарь;

· профессии, где используются автоматы, полуавтоматы, робототехнические комплексы, автоматические линии – аппаратчик, печатник, диспетчер энергосистем, сталевар;

· профессии, где используются функциональные средства труда – дирижер, актер, преподаватель, спортсмен, режиссер.

4. В зависимости от цели труда выделяют три группы профессий:

· гностические: различить, проверить, оценить, распознать – контролер, санитарный врач, товаровед, следователь, литературный критик, эксперт;

· преобразующие: преобразовать, переместить, организовать, обработать – преподаватель, живописец, водитель, портной, слесарь, паркетчик;

· изыскательские: придумать, сконструировать, изобрести, найти новый вариант – художник-оформитель, разметчик, закройщик, селекционер.

Пример формулы профессии: Юрист

Предмет труда: ЧЕЛОВЕК – юрист обслуживает людей, помогает в решении их проблем, анализирует их, общается с людьми; ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ – юрист читает и анализирует документы, сборники законов, справочники, статистические данные.

Условия труда: С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ – за жизнь и честь человека; БЫТОВЫЕ – в случае, когда это юрист-следователь, когда полицейский, тогда на открытом воздухе.

Средства труда: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ – язык, мимика, жесты, собственные мозги; иногда АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ – использование компьютера.

Цели труда: ГНОСТИЧЕСКАЯ - определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента, определить, распознать причину, классифицировать, сортировать; ИЗЫСКАТЕЛЬСКАЯ - улики, найти способ подачи информации, найти способ лучшей защиты подсудимого.

Идеальную формулу профессии для Вас могут составить с помощью тестов психологи. Вам задается ряд вопросов и в результате анализа выявляются предпочитаемые Вами средства труда выбранной профессиональной деятельности. Психологи формулы профессий составляют на основе профессиограмм (описаний профессий, решаемых в процессе трудовой деятельности задач, требований профессии к качествам человека). Можно воспользоваться существующими компьютерными системами для составления Вашей идеальной формулы. Такие услуги Вам могут оказать в профориентационных центрах и центрах психологической поддержки, а также в центрах компьютерного психологического тестирования. Но лучше всегда самому уметь анализировать профессию – тогда Ваш выбор действительно будет осознанным. Вы будете понимать, чем Вас привлекает какая-либо профессия (например, профессия физика-теоретика – изыскательскими целями, профессия каскадера – необычными условиями).

Профессия врача имеет древнее происхождение. Уже в первобытном обществе существовали лекари, которые занимались врачеванием больных, применяя целебные травы, искусно диагностируя состояние больного по одному только пульсу. Зачастую им удавалось спасти жизни пациентов. Из глубины веков известны имена великих врачей, таких, как Гиппократ, Авиценна.

Современный врач – это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается диагностикой, лечением больных и профилактикой болезней.

Развитие медицины происходило от универсального целительства к подготовке специалистов все более узкого профиля. В настоящее время в профессии врача выделяют множество направлений и соответствующих им специальностей: врачей-терапевтов, педиатров, стоматологов, косметологов, протезистов, фтизиатров, аллергологов—иммунологов, хирургов, военных врачей, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертов, специалистов по врачебно-трудовой экспертизе (ВТЭК), врачей-специалистов в учреждениях госсанэпидслужбы, спортивных врачей (по контролю за спортсменами и тренерами – врачей сборной команды), ветеринарных врачей, врачей-паталогоанатомов, врачей отделений скорой медицинской помощи (горно-спасательных частей) и многих других.

В нашей стране врач – это массовая профессия, одна из самых востребованных на рынке труда. Практически нет ни одного человека, который бы никогда не обращался к врачам. Спрос на врачей устойчивый.

Преимущества профессии: разнообразие вариантов специализации, из которых можно выбрать область, наиболее близкую по интересам; самостоятельность в принятии решений, социальная значимость профессии.

Ограничения профессии: высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов (которые зависят от принятых врачом решений); необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать все новые средства труда (препараты, медицинское оборудование), новые приемы и методы работы.

Содержание деятельности

  • Врач выявляет причины различных заболеваний, оказывает плановую и экстренную медицинскую помощь.
  • Врач проводит диагностику и лечение больных в больнице (стационарно) либо в поликлинике (амбулаторно).
  • Врач проводит санитарно-просветительскую работу среди населения, мероприятия для профилактики болезней, а также занимается реабилитацией больных в период восстановления.
  • Врач пропагандирует среди пациентов здоровый образ жизни и занимает активную позицию в борьбе с наркотиками, алкоголизмом и курением.
  • Врач (особенно в научно-исследовательских институтах, в экспериментальных клиниках) занимается разработкой и внедрением новых методов диагностики и лечения заболеваний.

Профессиональные компетенции

Квалифицированный врач должен знать:

  • анатомию человека, нормальную и патологическую,
  • разные заболевания и их проявления, симптомы и синдромы,
  • анатомические и физиологические отличительные особенности здорового и больного человека, с учетом его возраста и пола,
  • правила оформления медицинской документации.

Квалифицированный врач должен уметь:

  • исследовать человеческий организм, проводить осмотр больных и консультировать пациентов,
  • пользоваться специальной медицинской аппаратурой,
  • расшифровывать результаты анализов,
  • ставить диагнозы и назначать подходящее больному лечение,
  • делать выводы о трудоспособности человека, прогнозировать ход выздоровления.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для успешной деятельности в качестве врача необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • наблюдательность,
  • эмпатичность (чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека),
  • организованность,
  • склонность к работе с объектами природы (людьми),
  • склонность к работе в сфере общения,
  • склонность к сервисной работе,
  • склонность к работе с информацией,
  • развитые логические способности,
  • развитая способность к концентрации внимания,
  • высокая эмоциональная устойчивость.

Условия труда

  • Во время работы врач находится в помещении и вне помещения. В зависимости от специальности, он может работать в одном и том же здании (чаще всего в поликлинике), вести прием пациентов в кабинете, совершать обход больных по палатам, либо работать на выездах, мобильно.
  • В случае военного, судового, спортивного врача возможны длительные командировки.
  • Для врача характерна ручная работа с живыми объектами, в сочетании с использованием современных медицинских приборов и специального оборудования.
  • Врач анализирует информацию и принимает решения в особых условиях: повышенной моральной ответственности за здоровье и жизнь пациента.

Области применения профессии

Врачи работают в сфере здравоохранения. Они востребованы в следующих организациях:

  • научно-исследовательские институты,
  • медицинские учреждения (больницы, санатории, родильные дома, медсанчасти, женские консультации, травматологические пункты, частные медицинские клиники, т.п.),
  • образовательные учреждения (детские сады, школы, колледжи, училища, вузы),
  • социальные организации (детские дома, приюты, дома инвалидов, детские центры творчества и досуга),
  • производственные предприятия,
  • правоохранительные органы,
  • МЧС и службы спасения,
  • военные организации.

Пути получения профессии

В профессию врача одни люди приходят через обучение в медицинском вузе сразу после окончания общеобразовательной школы; другие подступаются к высшему образованию, начиная свою практическую деятельность в сфере медицины с выполнения малоквалифицированного труда (нянечки, санитарки, медицинские сестры).

В Томской области подготовку дипломированных врачей обеспечивает:

ГБОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет».

Перспективы карьерного роста

В профессии врача у каждого специалиста складывается свой, индивидуальный путь развития, в зависимости от выбранного направления работы и освоения уникальных методов и умений.

Специализация и освоение смежных областей

Начиная с позиций стажера, врача-лаборанта, врача-методиста, со временем врач нарабатывает знания в выбранной области и обретает бесценный опыт работы, наращивая свой профессиональный статус. Выполняя с каждый разом все более сложные задачи, он совершенствуется как уникальный специалист.

Научная карьера
Занимаясь медицинской практикой, можно параллельно участвовать в проведении научных разработок и исследований, отправляться на стажировки, выступать на профильных конференциях и защитить научную работу. Врач может получить ученую степень кандидата или даже доктора медицинских наук.

Управленческое карьерное развитие
Отдельные врачи со временем начинают руководить другими, становятся инспекторами, возглавляют отдельные подразделения в медицинском учреждении. При выборе данного карьерного пути полезно развивать у себя управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.

Организация собственного дела

Профессионал с многолетним стажем практической работы, обладающий уникальным опытом, разработками в области медицины, имеющий определенный круг знакомых клиентов, может создать собственное дело (например, открыть частную клинику). В таком случае рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как: предприниматель, менеджер проекта.

Санитарный врач, ветеринар

Сфера профессиональной деятельности

  • Здравоохранение
  • Социальная защита
  • Образование
  • Промышленнность
  • Федеральная служба исполнения наказаний
  • Министерство чрезвычайных ситуаций
  • Наука

Классификация профессии

  • Может быть отнесена к типам профессии:
  1. «Человек – Человек» (связана с общением и взаимодействием с людьми). Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, эмоциональной устойчивостью и умением понимать других людей.
  2. «Человек – Природа» (связана с изучением, наблюдением за объектами живой природы, с профилактикой и лечением заболеваний человека). Поэтому врачу важно иметь высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, порой физической выносливости, а также выраженную склонность к работе с живыми организмами.
  • Класс профессии: преобразующий (предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями и управлением другими людьми). Данная профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению..
  • Тип профессии по условиям труда: работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным».

Описание профессии

Современный врач – это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается диагностикой, лечением больных и профилактикой болезней.
В настоящее время в профессии врача выделяют множество направлений и соответствующих им специальностей (врачей-терапевтов, педиатров, стоматологов, косметологов, протезистов, фтизиатров и т.д.).

Доминирующие виды деятельности:

  • выявление причин различных заболеваний;
  • оказание своевременной плановой и экстренной медицинской помощи;
  • диагностика и лечение больных в стационаре (больницах) и амбулаторно (например, в поликлиниках);
  • осуществление реабилитационных и профилактических мероприятий;
  • внедрение новых препаратов и лекарственных средств;
  • осуществление санитарно-просветительной работы среди населения;
  • осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;
  • оказание помощи при формировании здорового образа жизни;
  • разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения различных заболеваний.


Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам врача относятся:

  • эмпатичность (чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека);
  • организованность;
  • отсутствие брезгливости;
  • хорошая память;
  • ответственность;
  • терпение;
  • склонность к работе с объектами природы (людьми);
  • склонность к работе в сфере общения;
  • склонность к работе с информацией;
  • развитые логические способности;
  • развитая способность к концентрации внимания;
  • высокая эмоциональная устойчивость.

Врач должен обладать следующими личностными качествами:

  • внимательность;
    наблюдательность;
  • обучаемость;
  • способность быстро принимать решения и реагировать на экстренные и нестандартные ситуации;
  • физическая и эмоциональная выносливость.

Медицинские противопоказания

  • Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем.
  • Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы..и др.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем значительной степени.
  • Заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
  • Нарколепсия и катаплексия, эпилепсия.
  • Психические заболевания с тяжелыми, частыми болезненными проявлениями.
  • Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
  • Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
  • Злокачественные новообразования любой локализации.
  • Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением.
  • Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV.
  • Хронические болезни сердца с недостаточностью кровообращения ФК III. Ишемическая болезнь сердца и т.п.
  • Варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени.
  • Ревматизм: активная фаза, с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени.
  • Болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2-3 степени.
  • Активные формы туберкулеза любой локализации.
  • Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто рецидивирующим течением.
  • Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
  • Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени.
  • Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
  • Диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3-4 степени, системные васкулиты.
  • Хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания.
  • Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени.
  • Хронические заболевания кожи: экзема; псориаз, эритродермия, ихтиоз, хронический прогрессирующий атопический дерматит.
  • Заболевания и бактерионосительство инфекционных и паразитарных заболеваний.: брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия; гельминтозы; инфекции кожи и подкожной клетчатки, озена
  • Беременность и период лактации.
  • Глаукома декомпенсированная.
  • Аллергические заболевания органов дыхания и переднего отрезка глаза.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н

Требования к профессиональной подготовке

Врач должен знать:

  • анатомию человека ( в норме и патологическую),
  • разные заболевания и их проявления, симптомы и синдромы,
  • анатомические и физиологические отличительные особенности здорового и больного человека, с учетом его возраста и пола,
  • правила оформления медицинской документации.

Врач должен уметь:

  • исследовать человеческий организм, проводить осмотр больных и консультировать пациентов,
  • пользоваться специальной медицинской аппаратурой,
  • расшифровывать результаты анализов,
  • ставить диагнозы и назначать подходящее больному лечение,
  • делать выводы о трудоспособности человека, прогнозировать ход выздоровления.

Область применения

  • научно-исследовательские институты;
  • медицинские учреждения (больницы, санатории, родильные дома, медсанчасти, женские консультации, травматологические пункты, частные медицинские клиники, т.п.),
  • образовательные организации (детские сады, школы, колледжи, техникумы, вузы);
  • социальные организации (детские дома, приюты, дома инвалидов, детские центры творчества и досуга);
  • производственные предприятия;
  • исправительные колонии;
  • МЧС и службы спасения;
  • военные организации.

Условия труда

Во время работы врач находится в помещении и вне помещения. В зависимости от специальности, он может работать в одном и том же здании (чаще всего в поликлинике), вести прием пациентов в кабинете, совершать обход больных по палатам, либо работать на выездах, мобильно.

В случае военного, судового, спортивного врача возможны длительные командировки. Для врача характерна ручная работа с живыми объектами, в сочетании с использованием современных медицинских приборов и специального оборудования.

Профессиональные риски

Напряженный график работы. Часто приходится работать не только в будние, но так же еще и в выходные, праздничные дни, ночные смены. Риск заражения опасным заболеванием, так как доктор не имеет право отказывать в лечении даже носителям самых страшных и неизлечимых болезней. Не всегда удается спасти человека, что является достаточно сильным психологическим ударом.

Люди такой сложной профессии, как врач, очень подвержены изменениям настроения и мотивации к труду при конфликтах с коллегами и затруднениями в коммуникации с руководством. Также в работе врача есть немало трудностей, связанных с ведением отчетности, что требует затрат времени и может быть источником конфликтов с руководством.

Требуемое профессиональное образования

Образовательные учреждения

Название учреждения
1. Кемеровский государственный медицинский университет

Карьерный рост

В профессии врача у каждого специалиста складывается свой индивидуальный путь развития, в зависимости от выбранного направления работы и освоения уникальных методов и умений.

Специализация и освоение смежных областей

Занимаясь медицинской практикой, можно параллельно участвовать в проведении научных разработок и исследований, стажировках, выступать на профильных конференциях и защитить научную работу. Врач может получить ученую степень кандидата или доктора медицинских наук.

Управленческое карьерное развитие

Отдельные врачи со временем начинают руководить другими, становятся инспекторами, возглавляют отдельные подразделения в медицинском учреждении.

§ 6. Классификация профессий. Формула профессии

Разделение труда в современном обществе по отраслям общественного производства, внутри отраслей и внутри организаций по технологическим, квалификационным и функциональным признакам приводит к тому, что в мире постоянно появляются или исчезают различные профессии и специальности. Существование профессии от её возникновения до полного исчезновения называют циклом жизни профессии .

Этот цикл состоит из следующих этапов: рождение, расцвет, бытовая повседневность, умирание, исчезновение. В прошлом столетии такой цикл длился около 60 лет. Сейчас длительность цикла существования профессии постоянно сокращается в связи с бурным внедрением информационных, генных и других технологий. На данный момент насчитывается более 40 тыс. профессий и специальностей, около 500 из которых ежегодно устаревает и возникает вновь.

Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий. Классификация профессий по алфавиту поможет сориентироваться в них, если знать названия всех сорока тысяч профессий. Сколько профессий знаете вы?

В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по различным признакам: месту работы, степени самостоятельности, скорости продвижения по службе и т. д. Можно распределить профессии по отраслям промышленности. Вот, например, швейная промышленность. Каких только профессий там нет — и модельеры, и наладчики оборудования, и слесари, и художники, и швеи-мотористки разных специальностей, и экономисты, и бухгалтеры. Но разве можно примерить к своим интересам и склонностям отрасль промышленности? Примерить можно только профессию. Вот почему важно знать классификацию профессий, построенную на основании существенных признаков

Чтобы ориентироваться в мире профессий, их систематизировали и классифицировали. Классификация профессий строится по своим законам. Для руководителей предприятий, государственных чиновников удобна классификация по принадлежности к какой-либо экономической отрасли: промышленность, торговля, здравоохранение, транспорт, образование, культура и др.

Интересно, что еще в XVIII веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности:

  • нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);
  • полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);
  • щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство);
  • тщетные науки (алхимия, астрология);
  • нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);
  • вредительские науки (колдовство).

Для человека, выбирающего профессию, удобно пользоваться классификацией академика Е.А. Климова, по которой тип профессии определяется предметом, целью, условиями и орудиями труда. Пять основных типов профессий :

  • «человек – техника» (Ч – Т) – сюда относятся профессии, которые связаны с техническими устройствами: их установкой, монтажом, сборкой и наладкой. От работника требуется высокий уровень развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, сообразительности, ловкости и хороших двигательных навыков. Сюда можно отнести следующие профессии: токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог, радиомонтажник, шофёр, инженер и др.; Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.
  • «человек – человек» (Ч – Ч) – люди этого типа профессий, как понятно из названия, работают с людьми. Работник должен уметь устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояния людей, уметь оказывать влияние на других, проявлять спокойствие и выдержку. К профессиям такого типа относятся: учитель, врач, медсестра, парикмахер, фельдшер, преподаватель, психолог, продавец, официант, менеджер, журналист, юрист и так далее. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие — осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная — будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.
  • «человек – природа» (Ч – П) – это профессии, которые связаны с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными. Работники этих профессий должны обладать хорошей наблюдательностью, быть терпеливым к недостатку комфорта. К таким профессиям относятся микробиолог, фермер, агроном, геолог, овощевод, эколог, ихтиолог, орнитолог, зоотехник и так далее. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело – играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое – регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.
  • «человек – знаковая система» (Ч – З) – как понятно из названия – это профессии, которые связаны с текстами, цифрами, числами, химическими и математическими формулами и таблицами, нотами, чертежами, графиками, схемами, картами и так далее. Если вы хотите выбрать профессию этого типа, вы должны обладать способностью к отвлечённому мышлению, быть усидчивым. К профессиям этого типа относят такие профессии как: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, геодезист, нотариус, налоговый инспектор, чертёжник, программист, конструктор, секретарь, оператор ЭВМ и др. Предметом труда для этих профессий является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой — представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека.
  • «человек – художественный образ» (Ч – Х) – Это профессии, которые связаны с созданием и моделированием художественных изделий; это музыкальное, изобразительное, декоративно-прикладное, литературное, театральное искусство. Работник этих профессий должен иметь развитый художественный вкус, иметь высокую эстетическую чувствительность, богатое и яркое воображение. Нетрудно перечислить профессии этого типа. Это художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор артист, фотограф, музыкант, вышивальщица, писатель и так далее. Создание произведений искусства — особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Поэтому нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем несравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.

https://st2.depositphotos.com/1011935/5866/v/950/depositphotos_58662925-stock-illustration-people-occupation-characters-set-in.jpg

Внутри каждого типа профессий выделяют классы в соответствии с целями труда :

Гностические (Г) – узнать, распознать, проверить, оценить, классифицировать, проконтролировать (учёный, лаборант, контролёр). Гностические, или познавательные, цели труда могут быть разнообразными: сортировать, сравнивать, проверять, оценивать. Гностические профессии можно встретить среди любого из пяти типов профессий: «Природа» — биолог-лаборант, специалист по экстерьеру; «Техника» — контролер радиоаппаратуры, испытатель; «Человек» — судебно-медицинский эксперт, социолог; «Знак» — корректор, аудитор; «Художественный образ» — искусствовед, театровед. Эти профессии предъявляют определенные требования к работнику: необходимы познавательная активность, наблюдательность, устойчивость внимания, памяти, мышления, ответственность.

Преобразующие (П) – изготовить, декорировать, наладить, отремонтировать (фрезеровщик, швея, наладчик, парикмахер). Преобразующая деятельность человека может быть направлена на предметы, энергию, информацию, процессы. В одних случаях результаты можно увидеть сразу — строитель, кузнец, художник, в других — результаты ждут месяцы и годы (селекционер, воспитатель). Преобладание практической или умственной деятельности специалиста зависит от предмета и содержания его труда: «Природа» — животновод, растениевод, зоотехник; «Техника» — слесарь, станочник; «Человек» — учитель, тренер; «Знак» — верстальщик, бухгалтер; «Художественный образ» — художник-оформитель, модельер.

Изыскательские (И) – изобрести, придумать, найти решение (технолог, инженер-конструктор, архитектор, дизайнер, экономист). Цель труда профессий этого класса — поиск чего-то нового, неизвестного. «Природа» — инспектор рыбнадзора, егерь, биолог-исследователь; «Техника» — инженер-конструктор; «Человек» — агент по снабжению, организатор производства; «знак» — программист, математик; «Художественный образ» — композитор, дизайнер. Многие профессии сочетают в себе признаки разных классов.

Средства труда могут быть вещественными и функциональными.

Вещественные орудия труда — это молоток и топор плотника, скальпель хирурга, скрипка музыканта, указка учителя, компьютер программиста. Вещественные средства труда бывают ручными (Р) — скальпель, отвертка, резец, кисть; механическими (М) — швейная машина, автомобиль, подъемный кран; автоматическими (А) — автоматические и полуавтоматические линии, робототехнические комплексы.

Функциональные орудия (Ф) незримы. Это глазомер плотника, тактильные ощущения хирурга, вдохновение музыканта, знания учителя и программиста.


По орудиям труда и средствам различают отделы профессий:

  • ручного труда – вышивальщица вручную, парикмахер;
  • механизированного труда – шофёр, швея, токарь;
  • автоматизированного труда – звукорежиссёр, оператор станков с ЧПУ;
  • функциональных средств организма человека – певец, актёр, артист балета и цирка, спортсмен.

Каждая из профессий предполагает работу в определенных условиях: в кабинете и под водой, под землей и в космосе, в горячих цехах, на открытом воздухе в любое время года.

Водолаз обследует акватории, подводную часть сооружений и судов, находит и устраняет повреждения в корпусах кораблей и гидротехнических сооружениях, прокладывает под водой кабельные линии, трубопроводы, поднимает затонувшие судов, проводит резку и сварку металлоконструкций под водой; проводит исследования.

Подземные штурманы — маркшейдеры, — пользуясь специальными приборами, производят измерения и вычисления, составляют подземные карты, работая и под землей, и на местности, и за письменным столом. Они работают с ювелирной точностью, потому что отклонение даже в пять сантиметров при встречной проходке тоннелей недопустимо.

Пилоты гражданской авиации не только перевозят грузы и пассажиров. Они уточняют карты местности, тушат лесные пожары. Крены, углы набора высоты, скорости, направления, состояние бортовых систем — все это в поле зрения пилота.

Врач, воспитатель, учитель несут ответственность за жизнь, здоровье, полноценное воспитание людей. Их труд, как и труд пилота, связан с повышенной моральной и материальной ответственностью.


Группы профессий различают и в зависимости от условий труда :

  • труд в обычных бытовых условиях – лаборант, бухгалтер, продавец, ученый, парикмахер, кондитер, инженер;
  • труд на открытом воздухе – агроном, геолог, лесник, почтальон, инспектор ГИБДД, монтажник;
  • труд в необычных условиях (на высоте, под водой и др.) – моряк, шахтёр, крановщик, водолаз, спасатель, пожарный, полицейский, лётчик, космонавт, подводник, пожарный;
  • труд с повышенной моральной ответственностью (за жизнь, здоровье, воспитание, за большие материальные ценности) – авиадиспетчер, врач, учитель, судья, охранник воспитатель,.

https://cf.ppt-online.org/files1/slide/l/l2I7yjhXqP6V3KQCTpS8HnNJaW0AGwdLgOouzkxZc/slide-5.jpg

«Пирамида Климова» – профессия учитель

Пользуясь этой классификацией любую профессию можно обозначить формулой из четырех букв, обозначающих соответствующий признак. Почти каждая профессия имеет несколько признаков. Поэтому главное — выделить основные признаки и второстепенные.

Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, хороший секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель кроме профессиональных знаний и умения общаться должен и обладать артистизмом, и уметь пользоваться компьютером.

Мода и спрос на профессии постоянно меняются: одни теряют востребованность, другие её приобретают. В настоящее время в связи с ростом интернет-технологий много профессий в данной сфере получили большую популярность. Самые востребованные профессии в России в настоящий период: специалисты в области информационных технологий (программисты, системные администраторы, веб-дизайнеры); инженеры (проектировщики, технологи, архитекторы); квалифицированные рабочие кадры (операторы станков с ЧПУ и другого высокотехнологичного оборудования); работники сферы сервиса – индустрии красоты и моды (дизайнеры, косметологи); медицинские работники (стоматологи, хирурги, терапевты); квалифицированные юристы и экономисты.

К перспективным профессиям относятся: биотехнолог, биоинженер, технолог автоматизированных технологических систем; наномедик (работа на роботизированном и другом высокотехнологичном медицинском оборудовании); эксперт в сфере альтернативной энергетики и др.

При всём многообразии профессий следует помнить, что престиж профессии зависит от конкретного работника. В каждой профессии можно стать успешным!

В каждой профессии выделяют квалификацию (разряд, категорию, класс) (от лат. qualis – какой, какого качества; facere – делать) – степень владения работником профессиональным мастерством в рамках определенной профессии, специальности. Предполагает наличие у специалиста определенных профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им конкретной работы. Квалификация – это уровень профессионального мастерства, выраженный в официально зафиксированных разрядах, классах, званиях, категориях. Чем выше квалификация, тем выше профессиональный разряд и оплата труда. Квалификационный разряд присуждается отраслевой аттестационной комиссией на основе законодательства.

Для того, чтобы определить какой же тип профессий близок именно для вас, существуют специальные психологические методики.

Но какую бы профессию вы не выбрали, вы должны получать удовольствие от того, что делаете.

В заключении стихотворение Р.Сефа «Странное дело». В каких смыслах употребляются здесь слова «художник» и «сапожник»? Кого из героев стихотворения можно назвать мастером, профессионалом? Кто вызывает уважение?

Странное дело, а может быть нет.

Жил-был на свете когда-то сапожник.

Был он сапожником 45 лет,

Но про него говорили: Художник!

Странное дело, а может быть нет.

Жил-был на свете когда-то художник.

Был он художником 70 лет,

Но про него говорили: Сапожник!

Странное дело, а может быть нет?

Основные понятия и термины

цикл жизни профессии, квалификация, основные типы профессий, классы профессий, отделы профессий, условия труда.

Проверяем свои знания

1. Какие профессии наиболее востребованы в вашем регионе в настоящее время?

2. У какого типа профессий в нашей стране самая высокая средняя заработная плата?

3. Назовите основные типы профессий по классификации Е. А. Климова.

4. Кто по профессии ваши родственники? Чем примечателен их труд? Какую пользу он приносит обществу? Каковы доходы?

5. Какую профессию родители вам советуют выбрать?

6. Хотите ли вы иметь такую же профессию, как у ваших родителей? Почему?

1. Выполните тест:

  1. Основание «пирамиды Климова» составляют:

а) условия труда; б) предмет труда; в) средства труда; г) цели труда.

  1. Предметом труда водителя является:

а) техника; б) человек; в) природа; г) художественный образ.

  1. Учитель работает:

a) в бытовых условия; б) на открытом воздухе; в) в необычных условиях; г) в условиях повышенной ответственности.

  1. В мире насчитывается:

а) около 10 тысяч профессий; б) более 100 тысяч профессий; в) около 40 тысяч профессий; г) 23 198 профессий.

  1. Ручные орудия труда необходимы в работе:

а) хирурга; б) космонавта; в) актера; г) машиниста.

2. Приведите примеры профессий, которые вас заинтересовали как будущий вид профессиональной деятельности. Подготовьте сообщение на 5 мин об одной (или двух) заинтересовавшей вас профессии. Рассказ можно сопроводить мультимедийной презентацией.

Задание 2

Подготовить совместно с родителями рассказ (сообщение) о том, какую профессию они имеют, кем работают (работают ли по профессии, если нет, почему?), в чём заключается данная деятельность, чем привлекательна, интересна эта работа?

Читайте также: