Кем назначаются на должности председатели и судьи местных и других судов в рк

Опубликовано: 15.05.2024

1. Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

3. Судами Республики являются Верховный Суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом.

4. Судебная система Республики устанавливается Конституцией Республики и конституционным законом. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

1. Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.

2. Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.

3. Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории Республики.

1. Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону.

2. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны.

3. При применении закона судья должен руководствоваться следующими принципами:

1) лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда;

2) никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение;

3) никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом;

4) в суде каждый имеет право быть выслушанным;

5) законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон;

6) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

7) никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди;

8) любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;

9) не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом. Никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания;

10) применение уголовного закона по аналогии не допускается.

4. Принципы правосудия, установленные Конституцией, являются общими и едиными для всех судов и судей Республики.

Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным.

1. Суды состоят из постоянных судей, независимость которых защищается Конституцией и законом. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены исключительно по основаниям, установленным законом.

2. Судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента Республики Казахстан, основанного на заключении Высшего Судебного Совета Республики, либо в случае, установленном подпунктом 3) статьи 55 Конституции, - без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений.

3. Требования, предъявляемые к судьям судов Республики, определяются конституционным законом.

4. Должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Финансирование судов, обеспечение судей жильем производится за счет средств республиканского бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия.

Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, в предусмотренных законом случаях рассматривает отнесенные к его подсудности судебные дела и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

1. Председатель и судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета.

2. Председатели и судьи местных и других судов назначаются на должности Президентом Республики по рекомендации Высшего Судебного Совета.

3. В судах в соответствии с конституционным законом могут создаваться судебные коллегии. Порядок наделения полномочиями председателей судебных коллегий определяется конституционным законом.

4. Высший Судебный Совет состоит из Председателя и других лиц, назначаемых Президентом Республики.

5. Статус и организация работы Высшего Судебного Совета определяются законом.

1. Прокуратура от имени государства осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование.

2. Прокуратура Республики составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору Республики. Она осуществляет свои полномочия независимо от других государственных органов, должностных лиц и подотчетна лишь Президенту Республики.

3. Генеральный Прокурор Республики в течение срока своих полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. Срок полномочий Генерального Прокурора пять лет.

4. Компетенция, организация и порядок деятельности прокуратуры Республики определяются законом.

Властные СУДЕЙСКИЕ полномочия ДЕЛЕГИРУЕТ _ТОЛЬКО_ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОД , ЕДИНСТВЕННЫЙ ИСТОЧНИК ВЛАСТИ.

И ТОЛЬКО ПОТОМ ПУСТЬ ИХ НАЗНАЧАЮТ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ЗАПИСЬ В ТРУТНЕВУЮ КНИЖКУ!

Иж ты: - НЕЗАВИСИМЫЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ТРИ ВЕТВИ ВЛАСТИ!

хОЧЕШЬ вЛАСТЬ - К ИСТОЧНИКУ. НЕЧЯ НАЗНАЧЕНСКУЮ ПОХЛЕБКУ ПИТЬ!

Президент РФ назначает кандидатов на должности судей только при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей.

Когда суды будут нести ответственность за не заканные решения!?

Я так не думаю и знаю случии по более

Президенту РФ В.В. Путину

Председателю ВС РФ В.М. Лебедеву

Генеральному Прокурору РФ Ю.Я. Чайке

Главе РИ Ю.Б. Евкурову

Председателю ВС РИ И.А. Фаргиеву

Уважаемый Владимир Владимирович!

Несколько лет назад по федеральным каналам показывали банду оборотней в погонах, которые, прикрываясь своим служебным положением сотрудников правоохранительных органов, в течение многих лет совершали тяжкие преступления. Но они в конечном итоге были арестованы и осуждены.

В этом своем повествовании я хочу рассказать об оборотнях в судебной системе Ингушетии, которые, на мой взгляд, намного страшнее, чем оборотни в погонах. Об этой истории мне стало известно от весьма информированных людей, а именно членов Квалификационной коллегии судей РИ, того органа, который решает вопросы назначении и увольнения судей.

В связи с поступившими из Управления ФСБ РФ по Республике Ингушетия материалами о подложности дипломов о высшем образовании у судьи Магасского районного суда Хамида Маулиевича Тамбиева и судьи Назрановского районного суда Алика Багаудиновича Ярыжева Советом судей Республики Ингушетия (на тот момент его возглавлял судья Назрановского райсуда Т.А. Евлоев) была проведена проверка, в ходе которой установлено следующее.

Судьи Х.М. Тамбиев и А.Б. Ярыжев приняли участие в конкурсе на замещение должностей председателя и заместителя председателя Магасского районного суда. 20 января 2010 года Квалификационная коллегия судей Республики Ингушетия отказала им в рекомендации на замещение указанных должностей. В ходе заседания Коллегии, после изучения учетно-характеризующих материалов на названных кандидатов, некоторыми членами Коллегии были высказаны замечания по поводу несовпадения дат и периодов их учебы в ВУЗах, что вызвало подозрение в подлинности их документов о высшем образовании.

Затем в республиканской газете «Ингушетия» от 27 февраля 2010 года появилось объявление, извещающее, что утерянные дипломы об окончании Чечено-Ингушского государственного университета серии РВ № 753609 на имя Хамида Маулиевича Тамбиева и серии РВ № 732572 на имя Алика Багаудиновича Ярыжева, выданные в 1993 году, считаются недействительными.

Из сообщения ректора Чеченского государственного университета от 28 августа 2010 года следует, что бланки дипломов с указанными сериями и номерами не могли быть выданы Чечено-Ингушским государственным университетом А.Б. Ярыжеву и Х.М. Тамбиеву, так как эти бланки были направлены в 1987 году предприятием «ГОЗНАК» в высшие учебные заведения Украины.

Согласно полученному из управления ФСБ РФ по РИ письму генерального директора ФГУП Минфина РФ «ГОЗНАК», адресованному заместителю руководителя Службы – начальнику Управления «К» СЭБ ФСБ РФ, бланк диплома серии РВ № 753609, якобы утерянный Х.М. Тамбиевым, был изготовлен и направлен 26 мая 1987 года в Сумской педагогический институт, а бланк диплома серии РВ № 732572, тоже якобы утерянный А.Б. Ярыжевым, был изготовлен и направлен 14 мая 1987 года в Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта.

Ректор Украинской государственной академии железнодорожного транспорта (до 31 декабря 1993 года Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта) письмом от 16 декабря 2010 года сообщил, что бланк диплома серии РВ № 732572, который вроде бы утерял А.Б. Ярыжев, выдан 24 июня 1988 года гр. Анатолию Борисовичу Васечко по специальности «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство».

Ректор Сумского государственного (державного) педагогического университета Украины письмом от 24 декабря 2010 года сообщил, что бланк диплома серии РВ № 753609, о котором Х.М. Тамбиев пишет в объявлении, что его утерял, выдан Варваре Ивановне Овчаренко по специальности «украинский язык и литература».

Копии указанных дипломов об окончании к Чечено-Ингушского государственного университета в 1993 году Тамбиевым и Ярыжевымза серий РВ №№ 732572 и 753609, так и об окончании ими по ускоренной форме обучения Северо-Кавказского государственного технического университета в 2000 году были получены Советом судей РИ из Северо-Кавказского государственного технического университета.

Из приложения к диплому серии БВС № 0149629 на имя Х.М. Тамбиева об окончании им в 2000 году Северо-Кавказского государственного технического университета по специальности «юриспруденция» следует, что этот диплом им получен по ускоренной форме обучения как второе образование в результате предъявления диплома серии РВ № 753609 об окончании в 1993 году Чечено-Ингушского Государственного Университета по специальности «экономическое и социальное планирование» в качестве базового диплома о высшем образовании.

Из приложения к диплому серии АВС № 0452840 на имя А.Б. Ярыжева об окончании им в 2000 году Северо-Кавказского государственного технического университета по специальности «юриспруденция» следует, что этот диплом им получен по ускоренной форме обучения как второе образование в результате предъявления диплома серии РВ № 732572 об окончании в 1993 году Чечено-Ингушского Государственного Университета по специальности «экономическое и социальное планирование» в качестве базового диплома о высшем образовании.

Таким образом, проведенной Советом судей проверкой установлено, что Х.М. Тамбиев и А.Б. Ярыжев, вырабатывая необходимый по закону для участия в конкурсе на замещение должности судьи юридический стаж, а также при назначении на должности судей, использовали заведомо поддельные дипломы на свои имена об окончании высшего учебного заведения.

Очевидно, что дипломы о втором высшем образовании, полученные на базе поддельных дипломов о первом высшем образовании, не имеют юридической силы и не могут рассматриваться как документы, свидетельствующие о получении их владельцами не только высшего юридического образования, необходимого для назначения на должности судей, но и какого-либо образования в целом. Кроме того, стаж работы, необходимый для назначения на должность судьи, полученный с использованием поддельных дипломов, не может рассматриваться как необходимый юридический стаж, предусмотренный п. 4 п. 2 ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» как одно из условий, дающих право претендовать на должность судьи.

В соответствии с п. 7.1. ст. 6 Закона, в случае выявления факта назначения (избрания) на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения (избрания) требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 Закона, соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи.

А подпункт 1 п. 1 ст. 4. Закона гласит, что судьей может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование.

При таких обстоятельствах, Совет судей считает, что образование, которое имели Х.М. Тамбиев и А.Б. Ярыжев при их назначении на должности судей, нельзя рассматривать в качестве высшего юридического образования.

По этим основаниям, по мнению Совета судей РИ полномочия Х.М. Тамбиева, как судьи Магасского районного суда, и полномочия А.М. Ярыжева, как судьи Назрановского районного суда, подлежат досрочному прекращению.

Более того, их полномочия подлежат досрочному прекращению также за действия, образующие дисциплинарный проступок, что выражено в использовании и в последующем укрывательстве факта использования поддельных дипломов о высшем образовании, что является грубым нарушением Кодекса судейской этики.

В соответствии со ст. 3 Кодекса судейской этики, судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия.

Согласно пункту 1 статьи 12-1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм Закона, а также положений Кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание, в том числе в виде досрочного прекращения полномочий судьи.

Вся вышеуказанная информация получена из официального представления в ККС РИ, внесенного Советом судей РИ и в котором был поставлен вопрос о прекращении полномочий Тамбиева и Ярыжева. Однако, до настоящего времени этот вопрос не рассмотрен. Фактически рассмотрение данного вопроса в ККС РИ блокируется Председателем Верховного Суда РИ И.А. Фаргиевым.

Таким образом, в двух районных судах Ингушетии уже более 10 лет судейские полномочия осуществляют лица, которые преступным путем получили статус судьи, иначе как оборотнями в судебной системе их назвать нельзя.

В завершении хотел бы задать единственный вопрос Вам всем, «государевым людям, почему покрываются преступники, присвоившие себе право судить других граждан.

О других безобразиях, творящихся в судебной системе Ингушетии, мы расскажем в новых публикациях.

Существующая система отбора судей в настоящем основана на Конституции и регламентирована специальным Конституционным законом РК «О судебной системе и статусе судей». Данными нормативными положениями закреплен отбор судей всех уровней Высшим Судебным Советом и Председателем Верховного суда, что в настоящем требует изменений, соответственно, изменения законодательство, регулирующее данный процесс отбора.

Конституция п.3 ст.75, установила, что в РК существуют суды: верховный суд, местные и другие суды.

Отбор судей согласно Конституции, ст.82

  1. Председатель и судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета.
  2. Председатели и судьи местных и других судов назначаются на должности Президентом Республики по рекомендации Высшего Судебного Совета.

В настоящем назначение судьи местных и других судом Основным законом Республики установлено Президентом РК по рекомендации Высшего Судебного Совета.

1. Существующее положение Конституции необходимо изменить: Президент РК утверждает решение местного маслихата о назначении судьи местных и приравненных судов.

Тем самым, граждане определенной административной территории самостоятельно принимают участие в формировании судебной системы по отправлению правосудия от имени государства, как одну из ветвей государственной власти, через своих представителей – депутатов местных маслихатов, избирающих местных судей по результатам проведенного конкурса.

Данная система отбора судьей приведет к:

2.Изменения Конституции по вопросу назначения судей местных и других судов, когда Президент утверждает решение местного маслихата, повлечет необходимость изменения положений специального Закон РК «О судебной системе и статусе судей» в виду установления определенных действий государственных органов в компетенцию которых нужно отнести решение данного вопроса.

Также данной нормой установлено, что специализированные суды образуются, реорганизуются, переименовываются и ликвидируются Президентом РК, по представлению Председателя Верховного суда и рекомендации Высшего Судебного Совета.

ст.29 требования, предъявляемые к кандидатам в судьи:

гражданин РК, не менее 30лет, высшее юридическое образование, сдавший квалификационный экзамен (за исключениями), прошедший медицинское освидетельствование, успешно прошедший стажировку в суде и полиграфическое исследование (по требованию закона).

Ограничения: если кандидат уже действующий судья, недееспособное или ограниченно дееспособное, в течение трех лет привлечено к дисциплинарной (дискредитация), административной (коррупция), уголовной ответственности, ранее судимое, освобожденное от уголовной ответственности, уволенное по отрицательным мотивам.

Судья областного суда: аналогичные требования к кандидатам плюс стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет и в качестве судьи не менее пяти лет.

Судья Верховного суда: аналогично к кандидату плюс стаж работы по юридической специальности не менее 20 лет и в качестве судьи не менее 10 лет, из которых судья областного суда не менее 5 лет.

В отношении кандидатов областного уровня требуется рекомендация пленарного заседания, а в отношении судей Верховного суда еще и заключения Совета по взаимодействию с судами.

ст.30 отбор кандидатов на должность судьи, председателя, председателя судебной коллегии суда:

на конкурсной основе из числа лиц, подавших заявление, отбор осуществляет Высший Судебный Совет по представлениям Председателя Верховного суда на основании рекомендаций пленарного заседания, назначение Президентом РК.

ст.31 порядок наделения судьи полномочиями:

судьи Верховного суда избираются Сенатом РК по представлению Президента РК на основании рекомендаций ВСС;

судьи местных и других судов назначаются на должность Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего судебного совета;

Председатели судебных коллегий Верховного Суда назначаются Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета на основании представления Председателя Верховного Суда и решения пленарного заседания Верховного Суда сроком на пять лет.

Необходимо изменить и дополнить Конституционный закон нормами предусматривающих участие местных маслихатов в отношении:

Полагаем, что данные изменения задействуют активность самих граждан, в первую очередь заинтересованных в законности отправления правосудия и принимаемых судьями решений по их же обращениям, а также обяжет выбираемых ими местных депутатов проявлять большего внимания к правовым проблемам местного населения, вынужденного искать справедливость судебных актов обращаясь в центральные органы суда, исполнительной и законодательной власти в столицу государства.

Отбор судей Верховного суда подлежит также изменению, где назначение судей должно быть с участием общественности имеющей право выражать мнение относительно кандидатур.

Автор призывает всех адвокатов и практикующих юристов проявить больше гражданской позиции по внесению изменений в судебную систему для исключения причин, способствующих проявлению незаконного правосудия и максимального устранения вынесения незаконных судебных актов.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ и РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Внести изменения в Конституцию РК о назначении судей:

«Президент РК утверждает решение местных маслихатов о выборе местных судей»;

  • Внести изменения в Конституционный закон РК «О судебной системе и статусе судей»:

«Местные судьи избираются местными маслихатами на конкурсной основе из числа кандидатур рекомендованных Высшим Судебным Советом»;

  • Внести изменения в Закон РК о местном самоуправлении:

«Местные маслихаты по результатам конкурса проведенного с участием общественности избирают местных судей из числа кандидатур представленных Высшим Судебным Советом».

1. Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

3. Судами Республики являются Верховный Суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом.

4. Судебная система Республики устанавливается Конституцией Республики и конституционным законом. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

1. Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.

2. Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.

3. Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории Республики.

1. Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону.

2. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны.

3. При применении закона судья должен руководствоваться следующими принципами:

1) лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда;

2) никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение;

3) никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом;

4) в суде каждый имеет право быть выслушанным;

5) законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон;

6) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

7) никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди;

8) любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;

9) не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом. Никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания;

10) применение уголовного закона по аналогии не допускается.

4. Принципы правосудия, установленные Конституцией, являются общими и едиными для всех судов и судей Республики.

Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным.

1. Суды состоят из постоянных судей, независимость которых защищается Конституцией и законом. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены исключительно по основаниям, установленным законом.

2. Судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента Республики Казахстан, основанного на заключении Высшего Судебного Совета Республики, либо в случае, установленном подпунктом 3) статьи 55 Конституции, - без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений.

3. Требования, предъявляемые к судьям судов Республики, определяются конституционным законом.

4. Должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Финансирование судов, обеспечение судей жильем производится за счет средств республиканского бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия.

Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, в предусмотренных законом случаях рассматривает отнесенные к его подсудности судебные дела и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

1. Председатель и судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета.

2. Председатели и судьи местных и других судов назначаются на должности Президентом Республики по рекомендации Высшего Судебного Совета.

3. В судах в соответствии с конституционным законом могут создаваться судебные коллегии. Порядок наделения полномочиями председателей судебных коллегий определяется конституционным законом.

4. Высший Судебный Совет состоит из Председателя и других лиц, назначаемых Президентом Республики.

5. Статус и организация работы Высшего Судебного Совета определяются законом.

1. Прокуратура от имени государства осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование.

2. Прокуратура Республики составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору Республики. Она осуществляет свои полномочия независимо от других государственных органов, должностных лиц и подотчетна лишь Президенту Республики.

3. Генеральный Прокурор Республики в течение срока своих полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. Срок полномочий Генерального Прокурора пять лет.

4. Компетенция, организация и порядок деятельности прокуратуры Республики определяются законом.

Существующая система отбора судей в настоящем основана на Конституции и регламентирована специальным Конституционным законом РК «О судебной системе и статусе судей». Данными нормативными положениями закреплен отбор судей всех уровней Высшим Судебным Советом и Председателем Верховного суда, что в настоящем требует изменений, соответственно, изменения законодательство, регулирующее данный процесс отбора.

Конституция п.3 ст.75, установила, что в РК существуют суды: верховный суд, местные и другие суды.

Отбор судей согласно Конституции, ст.82

  1. Председатель и судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета.
  2. Председатели и судьи местных и других судов назначаются на должности Президентом Республики по рекомендации Высшего Судебного Совета.

В настоящем назначение судьи местных и других судом Основным законом Республики установлено Президентом РК по рекомендации Высшего Судебного Совета.

1. Существующее положение Конституции необходимо изменить: Президент РК утверждает решение местного маслихата о назначении судьи местных и приравненных судов.

Тем самым, граждане определенной административной территории самостоятельно принимают участие в формировании судебной системы по отправлению правосудия от имени государства, как одну из ветвей государственной власти, через своих представителей – депутатов местных маслихатов, избирающих местных судей по результатам проведенного конкурса.

Данная система отбора судьей приведет к:

2.Изменения Конституции по вопросу назначения судей местных и других судов, когда Президент утверждает решение местного маслихата, повлечет необходимость изменения положений специального Закон РК «О судебной системе и статусе судей» в виду установления определенных действий государственных органов в компетенцию которых нужно отнести решение данного вопроса.

Также данной нормой установлено, что специализированные суды образуются, реорганизуются, переименовываются и ликвидируются Президентом РК, по представлению Председателя Верховного суда и рекомендации Высшего Судебного Совета.

ст.29 требования, предъявляемые к кандидатам в судьи:

гражданин РК, не менее 30лет, высшее юридическое образование, сдавший квалификационный экзамен (за исключениями), прошедший медицинское освидетельствование, успешно прошедший стажировку в суде и полиграфическое исследование (по требованию закона).

Ограничения: если кандидат уже действующий судья, недееспособное или ограниченно дееспособное, в течение трех лет привлечено к дисциплинарной (дискредитация), административной (коррупция), уголовной ответственности, ранее судимое, освобожденное от уголовной ответственности, уволенное по отрицательным мотивам.

Судья областного суда: аналогичные требования к кандидатам плюс стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет и в качестве судьи не менее пяти лет.

Судья Верховного суда: аналогично к кандидату плюс стаж работы по юридической специальности не менее 20 лет и в качестве судьи не менее 10 лет, из которых судья областного суда не менее 5 лет.

В отношении кандидатов областного уровня требуется рекомендация пленарного заседания, а в отношении судей Верховного суда еще и заключения Совета по взаимодействию с судами.

ст.30 отбор кандидатов на должность судьи, председателя, председателя судебной коллегии суда:

на конкурсной основе из числа лиц, подавших заявление, отбор осуществляет Высший Судебный Совет по представлениям Председателя Верховного суда на основании рекомендаций пленарного заседания, назначение Президентом РК.

ст.31 порядок наделения судьи полномочиями:

судьи Верховного суда избираются Сенатом РК по представлению Президента РК на основании рекомендаций ВСС;

судьи местных и других судов назначаются на должность Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего судебного совета;

Председатели судебных коллегий Верховного Суда назначаются Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета на основании представления Председателя Верховного Суда и решения пленарного заседания Верховного Суда сроком на пять лет.

Необходимо изменить и дополнить Конституционный закон нормами предусматривающих участие местных маслихатов в отношении:

Полагаем, что данные изменения задействуют активность самих граждан, в первую очередь заинтересованных в законности отправления правосудия и принимаемых судьями решений по их же обращениям, а также обяжет выбираемых ими местных депутатов проявлять большего внимания к правовым проблемам местного населения, вынужденного искать справедливость судебных актов обращаясь в центральные органы суда, исполнительной и законодательной власти в столицу государства.

Отбор судей Верховного суда подлежит также изменению, где назначение судей должно быть с участием общественности имеющей право выражать мнение относительно кандидатур.

Автор призывает всех адвокатов и практикующих юристов проявить больше гражданской позиции по внесению изменений в судебную систему для исключения причин, способствующих проявлению незаконного правосудия и максимального устранения вынесения незаконных судебных актов.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ и РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Внести изменения в Конституцию РК о назначении судей:

«Президент РК утверждает решение местных маслихатов о выборе местных судей»;

  • Внести изменения в Конституционный закон РК «О судебной системе и статусе судей»:

«Местные судьи избираются местными маслихатами на конкурсной основе из числа кандидатур рекомендованных Высшим Судебным Советом»;

  • Внести изменения в Закон РК о местном самоуправлении:

«Местные маслихаты по результатам конкурса проведенного с участием общественности избирают местных судей из числа кандидатур представленных Высшим Судебным Советом».

Читайте также: