Когда появилась профессия проводника в поезде

Опубликовано: 02.07.2024

Кто из нас не сталкивался с этими женщинами в серой униформе, вежливыми, улыбчивыми и проворными, как стюардессы! Они так же мало похожи на своих предшественниц, как новые вагоны РЖД – на старые. Но труд их по-прежнему связан с самой серьёзной ответственностью – ответственностью за жизни людей.

Проводник поезда – это работник в системе железных дорог России, который обслуживает пассажиров в процессе следования вагонов по маршруту. Проводники обеспечивают комфортность поездки, и поэтому именно им выпадает на долю быть лицом РЖД.

История профессии

С развитием железнодорожного сообщения развивался и сервис для пассажиров. Сначала на один поезд, в котором могло быть до 10 вагонов, полагался один проводник, в обязанности которого входило объявлять названия станций, помогать пассажирам поднести багаж и найти свое место.

Со временем количество маршрутов и поездов на них возросло в десятки раз. Чтобы люди разных сословий и достатка не пересекались, вагоны разделили на классы. Богатые люди ездили в комфортабельных купе, такие вагоны могло обслуживать от 3 до 5 проводников, выполняя, кроме прямых обязанностей, еще и дополнительные поручения пассажиров. Для остальных были вагоны попроще, а количество обслуживающего персонала не превышало двух человек.

В СССР и в РФ поездки по железной дороге рассчитаны в основном на срок более суток, поэтому функции проводника существенно отличаются от функций аналогичного работника европейского железнодорожного транспорта, предназначенного для поездок на короткие расстояния.

Описание и характеристика профессии

Большинство пассажиров считает, что проводник вагона выполняет обычные функции по обслуживанию и ничего сложного в этой работе нет. На самом деле это очень непростая и ответственная профессия. Проводник не только выдает постель и готовит чай, он также отвечает за техническое и санитарное состояние вагона, будит пассажиров перед их станцией назначения, производит посадку и высадку, разрешает конфликты.

Со всеми этими людьми необходимо найти общий язык, своевременно и качественно выполнять их требования, при этом на длинном маршруте находить еще возможность хоть немного отдохнуть и выглядеть бодрым и свежим.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Чтобы стать проводником, достаточно поступить в техникум, училище или колледж на специальность "сервис на транспорте". Иногда достаточно окончить краткосрочные (1,5-3 месяца) курсы проводников пассажирских вагонов. Если вы учитесь на работника железнодорожного сервиса, то часть знаний получаете в аудиториях, а практическая часть осваивается непосредственно на производстве.

Профессия "Проводник пассажирского вагона" входит в образовательные программы многих техникумов и колледжей транспортного направления. Этой специальности учат в таких ссузах:

  1. Ростовский-на-Дону железнодорожный техникум дает возможность получить образование по специальности "проводник на железнодорожном транспорте". Здесь готовят специалистов по сопровождению пассажирских вагонов, спецвагонов и грузов, а также билетных кассиров.
  2. Нижегородский техникум транспортного обслуживания и сервиса предлагает обучиться специальности "сервис на транспорте". Здесь можно отучиться за 2 года и 10 месяцев, кроме того есть 1 и 3-месячные курсы для студентов других вузов.
  3. Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций готовит кадры для Приволжской железной дороги.
  4. Краевое государственное бюджетное ПОУ №16 (г. Хабаровск). Здесь обучение профессии проводника доступно для выпускников 9 классов, срок обучения – 2 года и 10 месяцев. Учеников отправляют на практику в пассажирское вагонное депо, где большинство из них впоследствии и трудоустраивается.

Что касается курсов, то их также можно легко найти в интернете. Например, учебный центр "Кварта" в Санкт-Петербурге набирает учеников на обучение и повышение квалификации по этому направлению.

Профессиональные обязанности

Работать проводником поезда непросто. У сотрудника масса обязанностей, которые условно можно разделить на две части.

Первая – подготовка к поездке:

  • прохождение инструктажа, получение указаний от руководства;
  • сухая и влажная уборка вагона;
  • получение необходимого инвентаря (моющие средства, постельное белье) и продуктов (кофе, чай, сахар);
  • получение товаров для торговли по каталогу РЖД.

Вторая – это непосредственно работа на маршруте:

  • посадка и высадка пассажиров на конечных и промежуточных станциях;
  • проверка проездных документов;
  • размещение в вагоне пассажиров в соответствии с приобретенными билетами;
  • выдача пассажирам постельного белья и напитков по требованию;
  • своевременная чистка и контроль работы титана;
  • контроль над функционированием всех систем (кондиционирование, отопление, освещение);
  • поддержание санитарно-гигиенического состояния вагона (сбор и вынос мусора, уборка санузлов, очистка поручней и т.д.);
  • своевременное оповещение пассажиров о приближении к их станции назначения;
  • оказание первой медицинской помощи (в случае необходимости);
  • разрешение конфликтных ситуаций, поддержание порядка;
  • оформление таможенных деклараций и дорожных ведомостей на международных маршрутах;
  • контроль работы хвостовых сигнальных светильников (на последнем вагоне).

Все действия проводника регламентированы многочисленными инструкциями, которые необходимо выполнять. Обычно в бригаду включают опытного проводника и молодого сотрудника, который только недавно закончил учебу.

В процессе работы проводник подчиняется начальнику поезда, также взаимодействует с правоохранительными органами для пресечения нарушений общественного порядка.

Кому подходит

Эта профессия широко распространена как среди женщин, так и среди мужчин. Для того чтобы обслуживать пассажиров в поезде, нужно иметь возраст не меньше 18 лет, крепкое здоровье и сертификат об окончании курсов или диплом ссуза.

Хорошему проводнику должны быть присущи такие личные качества:

  • дисциплинированность и организованность;
  • рассудительность и крепкие нервы;
  • трудолюбие и готовность к сложностям;
  • пунктуальность и исполнительность;
  • вежливость и приветливость, несмотря на усталость;
  • умение работать с разными категориями людей;
  • способность правильно заполнять дорожные документы;
  • способность быстро находить выход из нестандартных ситуаций.

Положительные стороны профессии:

  • постоянное наличие вакансий в ОАО "РЖД";
  • возможность выполнять эту работу людям различного возраста (от молодежи до пожилых);
  • льготы на проезд в ЖД транспорте;
  • стабильная оплата труда и социальный пакет.

Вагоны сейчас становятся более комфортабельными, что значительно облегчает работу проводника.

  • большое количество командировок и постоянные разъезды, из-за чего нередко не удается полноценно отдохнуть;
  • работа по сменам, в том числе в праздничные и выходные дни;
  • высокий уровень ответственности, как материальной, так и за жизнь и здоровье пассажиров;
  • возможность получить травму на железной дороге;
  • работа в устаревших вагонах с недостаточным комфортом;
  • вынужденное общение с неприятными и конфликтными людьми.

Заработная плата

Заработная плата в первую очередь зависит от количества отработанных часов, при этом перерабатывать нельзя, чтобы не нарушать трудовое законодательство. Следовательно, максимум рабочих дней в месяц – пятнадцать. Это позволяет получить около 18-20 тысяч рублей плюс надбавки за направление, сезонность и выслугу, а также премия. На фирменных поездах и составах дальнего следования тарифная часовая ставка выше, поэтому опытные сотрудники могут заработать до 50 тысяч рублей ежемесячно.

Как построить карьеру

Получение более высокого разряда дает право проводникам работать на более престижных и высокооплачиваемых маршрутах:

  • 2 разряд присваивается выпускникам техникумов и специальных курсов, с ним сотрудника допустят только к работе на местных и пригородных поездах;
  • 3 разряд дает допуск к работе на пассажирских составах дальнего следования (более суток в пути), здесь платят больше и выдают форму;
  • 4 разряд доступен отличившимся и повысившим квалификацию работникам со стажем не меньше двух лет. Имея этот разряд, можно работать на фирменных поездах с хорошими условиями труда, высокой зарплатой и возможностью общаться с интересными людьми.

Чтобы получить более высокую должность в системе РЖД (начальник поезда, начальник станции или другую) необходимо учиться в профильных вузах на специальности "организация перевозок и обслуживание на ЖД транспорте" или "системы обеспечения движения поездов".

Перспективы профессии

Каждый человек сам выбирает, кем работать. Профессия проводника востребована в системе РЖД, к тому же она не требует длительного обучения, приступить к работе можно уже через несколько месяцев после окончания школы. В силу специфики пассажирских железнодорожных перевозок в России необходимость в проводниках ещё очень долго не исчезнет.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия проводник поезда подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Проводник поезда (пассажирских вагонов) — профессия для тех, кто любит путешествия и новизну ярких впечатлений. Постоянная смена пейзажей за окном, калейдоскоп новых лиц, общение с самыми разными людьми — такова внешняя сторона работы проводника, которую

Проводник поезда (пассажирских вагонов) — администратор вагона, он обеспечивает комфортное путешествие пассажирам. Профессия подходит общительным, коммуникабельным и физически крепким людям. Зарплата в России колеблется в диапазоне от 15000 до 45000 рублей. Высшее образование не обязательно, достаточно получить средне-техническое образование или окончить курсы. У проводника есть возможность карьерного роста. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Постоянная смена пейзажей за окном, калейдоскоп новых лиц, общение с самыми разными людьми — такова внешняя сторона работы проводника, которую называют романтикой большой дороги.

А внутренний смысл работы проводника — обеспечить максимальный комфорт пассажирам вагона. Образно говоря, проводник — это «маленький хозяин большого вагона», населенного людьми, постоянно меняющимися по пути следования поезда. Кроме того, проводник работает с техническим оборудованием вагона: водоснабжением, отоплением, электроснабжением, вентиляцией, а также поддерживает санитарную чистоту в вагоне.

Профессия проводника чрезвычайно востребована и проблем с трудоустройством молодых специалистов не возникает. Учебные заведения по договорам с вагонными участками сразу направляют выпускников в маршруты в паре с опытным проводником.

Все рейсы условно делятся на местные (время в пути до одних суток) и дальнего следования (время в пути более суток).

Особенности профессии

Работа проводника осуществляется не только в пути, а начинается за несколько часов до отправления поезда:

  • участие в планерке и инструктаже;
  • получение постельного белья, моющих средств, чая, сахара, кофе;
  • уборка вагона.

В пути следования проводник:

  • размещает пассажиров согласно билетам;
  • контролирует и обеспечивает исправную работу освещения, отопления, вентиляции, электрооборудования;
  • обеспечивает пассажиров постельным бельём, чаем;
  • оповещает пассажиров о прибытии поезда на станции и времени стоянки;
  • оказывает в случае необходимости первую медицинскую помощь;
  • выполняет влажную и сухую уборку вагона по специальному графику;
  • в международных поездах оформляет дорожную ведомость и таможенную декларацию;
  • при работе в последнем вагоне контролирует состояние хвостовых сигнальных фонарей.

Все многочисленные обязанности на всевозможные случаи подробно описаны в Должностной инструкции проводника пассажирских вагонов.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Постоянная востребованность профессии
  • Достаточно высокая оплата труда на фирменных поездах и определенных направлениях в период массовых перевозок
  • Профессия не имеет возрастного ценза, проводниками работают и люди после пенсионного возраста, если позволяет здоровье
  • Бесплатный проезд в железнодорожном транспорте и другие льготы.

Минусы

  • Разъездной характер работы
  • Высокий уровень травматизма на железной дороге
  • Переизбыток общения с разными типами людей
  • Высокая ответственность за людей+материальная ответственность
  • Сменная работа, приходится работать в выходные и праздники по графику
  • Нехватка времени на отдых
  • Плохие условия работы на старых поездах устаревшего парка подвижного состава

Место работы

ОАО «РЖД», международные железные дороги, метрополитен, предприятия транспорта.

Важные качества

  • ответственность, пунктуальность и организованность
  • умение работать в команде, коммуникабельность
  • быстрая и точная реакция
  • умение работать самостоятельно при минимальном контроле
  • способность принимать взвешенные и ответственные решения
  • аккуратность в работе в документацией
  • умение анализировать и систематизировать информацию
  • умение находить нестандартные решения в цейтноте
  • крепкое физическое здоровье

Обучение на проводника поезда (пассажирских вагонов)

Проводником пассажирского вагона может стать любой совершеннолетний человек, окончивший специальные курсы проводников. Кроме того, к проводникам предъявляются высокие требования к состоянию их здоровья: необходимо пройти специальную медкомиссию.

Курсы

Курсы проводников пассажирских вагонов проводятся каждый год на протяжении 16 лет. Набор на курсы открывается в начале каждого года, в январе месяце, и продолжается вплоть до мая. Сам процесс обучения начинается по мере формирования групп и прохождения соискателями медицинской комиссии в железнодорожной поликлинике. После того как в группе набирается 50 человек, прошедших медицинский осмотр, она (группа) начинает свое обучение на курсах проводников пассажирских вагонов. Длительность курсов составляет примерно по времени 1,5 — 2 месяца. Занятия проводятся каждый день. С 9-11 до 16-18 часов в зависимости от составленного расписания. Курсы проводников поезда являются бесплатными и проводятся на средства железной дороги.

Колледжи

Омский техникум железнодорожного транспорта

Омск, ул. Гризодубовой, 20 +7 (3812) 44-26-20


Новосибирский техникум железнодорожного транспорта

Новосибирск, ул. Лениногорская, 80 +7 (383) 338-38-51

Красноярский техникум железнодорожного транспорта

Красноярск, ул. Новой Зари, 2 +7 (391) 248-08-25

Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта

Краснодарский край, Тихорецкий р-н, Тихорецк, ул. Красноармейская, 57 +7 (86196) 2-86-40

Самарский техникум железнодорожного транспорта

Самара, Комсомольская пл., 24 +7 (846) 303-24-83

Тайгинский техникум железнодорожного транспорта

Кемеровская область, г. Тайга, ул. молодежная, 13 +7(38448) 2-19-02

Томский техникум железнодорожного транспорта

Переездный пер., 1,

Волгоградский техникум железнодорожного транспорта

400120, Россия, г. Волгоград, ул. Комитетская, д.11.

Пермский техникум железнодорожного транспорта

Пермский край, Пермь, Максима Горького, 1

Уфимский техникум железнодорожного транспорта

Уфа, ул. Ухтомского, 33

Саратовский техникум железнодорожного транспорта

г. Саратов, Интернациональный пр, д. 1а

Вологодский техникум железнодорожного транспорта

Вологда, Техникумовский пер., 4

Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта

Санкт-Петербург, ул. Бородинская, 6 все

Пензенский техникум железнодорожного транспорта

ул. Володарского, 98/5

Ростовский техникум железнодорожного транспорта

Ростов-на-Дону, ул. Максима Горького, 113

Ижевский техникум железнодорожного транспорта

ул. Локомотивная, 29

Хабаровский техникум железнодорожного транспорта

Хабаровск, ул. Карла Маркса, 53

Читинский техникум железнодорожного транспорта

Чита, ул. Бутина, 3 +7 (3022) 35-12-39

Оренбургский техникум железнодорожного транспорта

г. Оренбург, ул. Братьев Коростелевых, 28/1.

техникум железнодорожного транспорта

Республика Татарстан, г. Казань, ул. Алтынова, д. 4

техникум железнодорожного транспорта

Новгород, Московскаяул. Чкалова,

Лискинский техникум железнодорожного транспорта

Воронежская обл., г. Лиски, дом МПС № 103

Алатырский техникум железнодорожного транспорта

Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Первомайская, д. 48

Ярославский техникум железнодорожного транспорта

Ярославль, Московский просп., 151

Орловский техникум железнодорожного транспорта

ул. Студенческая, 2

Ульяновский техникум железнодорожного транспорта

Ульяновск, ул. Куйбышева, 4 +7 (8422) 32-26-67

Ртищевский техникум железнодорожного транспорта

Саратовская обл., г. Ртищево,

ул. 22 партсъезда, дом 3

тел/факс: 8 (84540) 4 52 35

Лиховской техникум железнодорожного транспорта

Ростовская область, г. Каменск-Шахтинск, Лиховской микрорайон, пер. Строителей, д. 27а

техникум железнодорожного транспорта

Республика Коми, Ухта г., ул. Мира, 11 +7 (8216) 75-16-53

Владикавказский техникум железнодорожного транспорта

Владикавказ, Черменский пр-д, 6

Курский техникум железнодорожного транспорта

Курская область, г. Курск, ул. Профсоюзная, д. 11

kursktgt.narod.ru/index1.html техникум железнодорожного транспорта

Алексеевская, Кучин пер., 14

Великолукский техникум железнодорожного транспорта

Псковская обл., Великие Луки, ул. Первомайская, 16/2

Калужский техникум железнодорожного транспорта

г. Калуга, ул. Вилонова, 57-10-52

Краснодарский техникум железнодорожного транспорта

Краснодарский край, Тихорецкий р-н, Тихорецк, ул. Красноармейская, 57

Батайский техникум железнодорожного транспорта

Ростовская область, г.Батайск, пер. Учебный д.1.

Курганский техникум железнодорожного транспорта

г. Курган, ул. К. Мяготина, 147. техникум железнодорожного транспорта

Воронеж, ул. Студенческая, 18

Тамбовский техникум железнодорожного транспорта

Беловский техникум железнодорожного транспорта

652600, Кемеровская обл., г Белово, ул.Московская, 14

Краснодарский заочный техникум железнодорожного транспорта

ул. Братьев Дроздовых, 30

Уссурийский техникум железнодорожного транспорта

Уссурийск г., Тургенева ул., д. 3

Челябинский техникум железнодорожного транспорта

Челябинск, ул. Орджоникидзе, 35

Елецкий техникум железнодорожного транспорта

399740, Липецкая область, г. Елец, ул. Вермишева, 12

Уральский техникум железнодорожного транспорта

620134, г. Екатеринбург, ул. Билимбаевская, 26

[[Тындинский техникум железнодорожного транспорта

Амурская область, г.Тында, ул.Кирова,8

Кировский техникум железнодорожного транспорта

Луганская обл., г. Кировск, ул. Правды, 10

Узловский техникум железнодорожного транспорта

Тульская область,г.Узловая, ул.К.Маркса, 8

Свободненский техникум железнодорожного транспорта

979454, г. Свободный, ул. 40 лет Октября, 75.

Новокузнецкий техникум железнодорожного транспорта

Кемеровская обл., Новокузнецк г., ул. Зыряновская, 99

Иркутский техникум железнодорожного транспорта

Иркутская область, Иркутск г., Ярославского улица, 228

техникум железнодорожного транспорта

241020, Брянская область, г. Брянск, ул. Дзержинского, д. 47

Новоалтайский техникум железнодорожного транспорта

Алтайский край, Новоалтайск г., ул. Красногвардейская, 13

Уральский техникум железнодорожного транспорта

Свердловский техникум железнодорожного транспорта

620027, г. Екатеринбург, ул. Братьев Быковых, 36.

(343) 370-37-06
kgt.usurt.ru

Забайкальский техникум железнодорожного транспорта

Чита, ул. Бутина, 3 +7 (3022) 35-12-39


Абаканский техникум железнодорожного транспорта


Киевский техникум железнодорожного транспорта

г. Киев, пер. Островского, 16

Оплата труда

Зарплата на 25.05.2021

Заработная плата проводника зависит от количества накатанных часов за месяц. Кроме оклада начисляются премиальные надбавки, районные коэффициенты и другие бонусы. Зарплата проводников также зависит от сезона, типа поезда: в осенне-зимний период зарплата составляет от 15 тысяч рублей, летом — до 25 тысяч рублей в связи с увеличением пассажиропотока. В фирменных поездах зарплата выше, чем в обычных.

Каждые 5 лет непрерывной работы выдают премию за преданность компании в размере 3-4 окладов. При выходе на пенсию со стажем работы 20 лет и более за проводником сохраняется право на одноразовый проезд по всей сети железных дорог и дачный билет на пригородные поезда в 150 км от места жительства.

Кроме того, проводникам ежегодно выделяются бесплатные или частично оплаченные путевки в санатории и летние лагеря для детей. Проводники бесплатно обслуживаются в клиниках для работников железнодорожного транспорта. В случае серьезных заболеваний предприятие несет расходы по лечению.

Ступеньки карьеры и перспективы

Карьерный рост возможен по следующим ступеням: начальная позиция — проводник местных поездов, следующая ступень — проводник поездов дальнего следования; высшая позиция — проводник фирменных составов. В фирменных поездах более комфортные условия работы и выше оплата труда, красивая форма и интересный контингент пассажиров (знаменитости из разных сфер). Чтобы стать проводником фирменного поезда необходимо отработать на обычных поездах не меньше 1 года, зарекомендовать себя как хорошего работника, затем пройти курсы повышения квалификации.

Отработав 2-3 года проводником на поездах дальнего следования, получив средне-техническое или высшее образование в профильных учебных заведениях по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте» и окончив курсы ЛНП, проводник может стать начальником поезда. Дальнейшие ступеньки карьеры: начальник смены, начальник поезда.

Работа проводником пассажирского вагона для многих кажется романтичной и интересной. Новые города, новые люди, нестандартные ситуации, перестук колес - все это притягивает.

Для многих данная профессия открывается в молодости, а именно в студенческие годы. Когда ты еще бодр и здоров, а твои амбиции подталкивают познавать новое.

Некоторые думают, что попасть на работу проводником сложно. Но это не так! Курсы, экзамены, медкомиссия и вперед, бороздить просторы нашей необъятной страны.

Этот пост-беседа с проводником, который покинул эту должность и он расскажет почему.

Что подтолкнуло Вас попробовать себя в этой должности?

Что, что. Как и всех студентов наверное, интерес. Я всегда любил ездить на поездах. А тут еще и побыть хозяином в вагоне. Интересно же.

Откуда узнали о наборе проводников?

К нам в институт приходили железнодорожники и рассказывали, что на летний период набирают студентов на курсы. Ответили на все вопросы, рассказали как и что ждет в этой профессии.

Туда берут только из железнодорожных учебных заведений?

Нет. Из любого. Главное иметь хорошую память и быстро освоится в новой сфере за время обучения.

Сколько и где обучали?

Обучение длилось около четырех месяцев на базе пассажирского вагонного участка. По вечерам. То есть днем ты учишься у себя, а вечером едешь к ним.

Какие темы изучали?

Все, что пригодится в работе - конструкция вагона (ходовая часть, автосцепки, электрика, щит управления служебном купе, водоснабжение, вентиляция и кондиционирование, отопление и т.д.), пожарная безопасность и охрана труда, сигнализация на железных дорогах.

Что после прохождения курсов?

После окончания лекций проводится экзамен. Точнее несколько. В процессе обучения ряды слушателей заметно поубавилось. Потому, что многие, понимая чем придется заниматься, решили что это не для них. Кому то было сложно понимать различные железнодорожные тонкости.

Какие экзамены?

Один из экзаменов это по железнодорожной части принимает комиссия под председательством начальника резерва проводников. Второй по пожарной безопасности принимает инспектор пожарного надзора.

Сложно сдавать?

Кому как. Лично мне нет. Женщинам сдавать посложнее. Им сложнее даются технические аспекты профессии.

После экзаменов сразу работать?

Нет. Сначала медкомиссия. Ее кстати тоже не все проходят. Поэтому после экзаменов тоже отсевается часть претендентов. Ну а после медкомиссии несколько пробных поездок с наставником и все. Новый проводник готов.

Какие ощущения от работы?

Первые самостоятельные поездки конечно сложновато. Но рядом другие проводники и начальник поезда, поэтому есть у кого спросить. Ну а в целом работа затянула. Разные города, разные люди, постоянная смена обстановки. Летом много рейсов на море. Там успевали купаться и погулять. Вместо того, чтобы как следует отдохнуть перед обратной дорогой.

Одно лето работали?

Неееет! Пока был студентом работал каждый год. Все лето в поездах. Заработок был не большой, но моральное удовлетворение превалировало. И как потом оказалось, нас обманывали с заработной платой. Договора выдавали только после окончания сезона. То есть если бы с тобой что то случилось в дороге, аутсорсер-работодатель пожал бы плечами и сказал - "а у меня такой работник не работает". И все! Дело шито-крыто.

Почему не пошли работать по специальности?

Так железная дорога затянула. Это не передать словами, это надо чувствовать и испытывать.

Почему в итоге уволились из проводников?

Нуууу. Прошли года. Эйфория и интерес разбились о хамское и скотское отношение руководства ФПК и руководства вагонного депо.

Зарплаты мизерные. Заставляют продавать всякую хрень. Не продал, выкупай сам. Сделали из проводника торгаша, который позволяет набивать карманы руководству Федеральной пассажирской компании.

Безопасность движения и охрана труда на последнем месте!

Сейчас во всех резервах нехватка проводников. Везде объявления о наборе новых работников. Но попадают туда в основном те, кто не знает этой кухни или те, кому больше некуда пойти работать. Ну еще студенты летом. На них то и зарабатывают "эффективные" менеджеры.

девушка в вагоне проводник поезда

Проводник поезда – это сотрудник железной дороги, обслуживающий пассажирский вагон.

Он следит за чистотой, работает с пассажирами и с техническим оборудованием: вентиляцией, отоплением, электро- и водоснабжением.

На сегодняшний день устроится проводником достаточно просто. Можно работать как на местных рейсах (в пути менее суток), так и на рейсах дальнего следования (в пути более 24 часов).

Профессия сложная как физически, так и психологически, поэтому многие увольняются, не выдерживая нагрузки.

Содержание:

История профессии

Профессия проводник поезда возникла одновременно с пассажирским железнодорожным сообщением. Людям этой специальности предписывалось рассаживать пассажиров, проверять билеты.

В СССР работа проводником поезда пользовалась популярностью. Одних она привлекала возможностью попутешествовать, увидеть разные уголки страны, других – шансом заработать.

Сейчас, как и раньше, она притягивает многих налетом романтизма и возможностью ежедневно получать новые впечатления.

Особенности профессии

Профессия проводник поезда относится к востребованным. Устроиться на должность может как студент, так и человек пенсионного возраста, главное, чтобы это позволяло состояние здоровья.

Проводники, как и другие железнодорожники, имеют право на бесплатный проезд в ж/д транспорте, отдых в санатории и другие льготы.

Эта работа достаточно сложная, ведь смена может длиться несколько дней, спать приходится немного и урывками, жить в крошечном помещении с напарником, условия работы не самые лучшие, а ответственность большая. Кроме того, в пути приходится сталкиваться с самыми разными людьми.

Еще один минус работы проводником поезда – долгое отсутствие дома, нередко приходится пропускать праздники в кругу семьи.

Обязанности

Задолго до того, как пассажиры начнут заходить в поезд, проводники начинают свою работу. Они участвуют в планерках, получают продукты, постельное белье и прочее, убирают вагон.

В пути проводник следит за размещением пассажиров, обеспечивает их бельем, чаем, кондитерскими изделиями, информирует о прибытии на станции, по графику производит уборку вагона, контролирует работу вентиляции, электрооборудования, освещения, отопления, если потребуется, оказывает первую медицинскую помощь, помогает пенсионерам и людям с ограниченными возможностями. Также в обязанности проводника входит следить за поведением пассажиров, соблюдением правил.

В случае нарушения общественного порядка производится высадка на ближайшей станции или вызов полицейских, которые находятся в поезде.

Важные качества

Проводник поезда – это физически крепкий и здоровый человек, умеющий работать как в команде, так и самостоятельно, способный быстро принимать взвешенные решения в стрессовой ситуации, анализировать и систематизировать информацию.

Также для проводника важны:

  • пунктуальность;
  • коммуникабельность;
  • ответственность;
  • тактичность;
  • организованность;
  • быстрая реакция;
  • внимательность;
  • четкая речь;
  • трудолюбие.

Очень важно уметь сохранять спокойствие в случае конфликтов и находить общий язык с разными людьми.

Навыки и знания

Проводнику требуется знать основы строения вагона и экипировку, разбираться в системе отопления и электрооборудовании, средствах пожаротушения. Кроме того, ему необходимо уметь работать с документами, заполнять таможенные декларации. Нелишними будут знания в области психологии и конфликтологии. На международных рейсах требуется владеть иностранным языком.

Перспективы и карьера

Самая первая ступенька карьерной лестницы – помощник или младший проводник, затем, после курсов повышения квалификации, можно стать проводником сначала местного поезда, а после – поезда дальнего следования.

Стаж и хорошая репутация позволяют найти работу на фирменном составе, отличающимся контингентом пассажиров, условиями работы, формой и оплатой.

Имея соответствующее образование и опыт, проводник может стать начальником поезда.

Обучение

Стать проводником можно после прохождения курсов. Обучение длится от полутора до трех месяцев в зависимости от сезона работы. Более углубленно профессию изучают в железнодорожных училищах, техникумах, университетах.

проводник ржд за работой фото

Перемещение по железной дороге — один из самых доступных способов перемещения. Для полноценной работы всего состава нужны не только машинисты и рабочие. В каждом пассажирском вагоне есть проводник — это тот, кто обеспечивает сервис во время поездки. Это специально обученный персонал, который работает согласно жестким требованиям

Проводник — кто это?

как стать проводником ржд

В официальных документах, включая справочник рабочих профессий, эта должность так и называется — «Проводник пассажирского вагона».

Проводник — это работник состава, который следит за безопасностью и комфортом пассажиров во время поездки. Аналогичные задачи выполняют стюарды и стюардессы в пассажирских самолетах и на морских судах.

Но у работы на железной дороге есть специфика, так как во время пути поезд много раз останавливается и посадка-высадка пассажиров выполняется регулярно. Также нужно учитывать, что железная дорога — это объект повышенной опасности, поэтому проводник должен следить за безопасностью пассажиров.

Обязанности проводника в поезде:

  1. проверка билетов и размещение пассажиров;
  2. регулярная влажная и сухая уборка в помещениях вагона;
  3. проверка коммуникаций вагона;
  4. объявление станций по просьбе пассажиров, выдача постельного белья, горячего чая и кофе, обеспечение питания инвалидов и пассажиров с детьми;
  5. оформление дорожных ведомостей и выдача таможенных деклараций при работе на международных маршрутах;
  6. обучение стажеров;
  7. наблюдение за безопасной посадкой и высадкой пассажиров.

Проводник вагона может работать самостоятельно или с напарником. Согласно трудовому законодательству в каждом вагоне должно быть два работника.

Каждый проводник подчиняется напрямую начальнику поезда, который обычно располагается в головном вагоне.

Требования к навыкам и умениям проводника

обязанности проводника в поезде

Стать проводником РЖД могут как женщины, так и мужчины. Хоть работа проводника не так уж сложна на первый взгляд, она состоит из множества обязанностей и требований.

Более половины времени в году проводник проводит в дороге. В это время он занимается однотипной работой, поэтому после первых дней работы исчезает весь налет романтики профессии.

Важная обязанность проводника в поезде — обеспечение своего приятного внешнего вида. Особенно если речь идет о работе в купе и вагонах бизнес-класса. Проводник должен всегда выглядеть опрятно и презентабельно, быть пунктуальным и ненавязчивым. Проводник должен уметь решать конфликтные ситуации.

Знания, которые в обязательном порядке должны быть у проводника:

  • Системы сигнализации на железной дороге.
  • Устройство тормозной системы, пожарной сигнализации, автосцепки вагонов и других систем.
  • Инструкции по пожарной безопасности, охране труда и должностной инструкции проводника.
  • Умение оказать доврачебную помощь при необходимости.
  • Знание географии расположения населенных пунктов по маршруту.

Если проводник работает на международных маршрутах, к этим знаниям добавляется иностранный язык (преимущественно английский), география стран по пути следования состава, тарифы международного сообщения.

Разряды профессии проводника пассажирских вагонов

Как и любая иная рабочая специальность, профессия проводника подразделяется на квалификационные разряды, начиная со 2-го и заканчивая 4-ым.

Различия между ними только в уровне допуска для работы.

  • Проводник 2 разряда может работать в пригородных поездах.
  • Проводник 3 разряда может работать в поездах дальнего следования.
  • Проводник 4 разряда работает в фирменных поездах и международных поездах.
  • Проводник 5 разряда выполняет все, что может делать проводник 4 разряда, при этом знает иностранный язык.

На начальном этапе проводник может работать только в поездах пригородного сообщения. При наиболее высокой квалификации – в фирменных вагонах и на международных составах.

Карьерные перспективы при работе проводником

У проводника небольшая карьерная лестница. На высшей ступени работник может выполнять все свои функции в более дорогом и фирменном вагоне, но требования к внешнему виду и исполнению обязанностей будут гораздо строже.

Претенденты на последний разряд обязаны год отработать на поездах дальнего следования, затем предоставить себя как кандидата на рассмотрение в квалификационную комиссию.

В сфере железнодорожных коммуникаций есть вершина — это должность начальника поезда. Но для работы понадобится высшее образование по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте».

Как стать проводником РЖД

Для получения профессии достаточно школьного аттестата.

Так как в России есть крупнейший оператор пассажирских перевозок ОАО «РЖД» и его дочерние компании, то обучение обычно проводится на базе этой организации. Сроки обучения на таких курсах занимают 1,5 месяца с последующей выдачей удостоверения и сертификата.

Часто в качестве проводников работают студенты в качестве подработки.

Зарплата проводника РЖД

зарплата проводника ржд

Одно из главных преимуществ работы проводником — востребованность. Но эта работа не предлагает высокой зарплаты.

По информации сервисов по поиску сотрудников, специалист может рассчитывать на следующую зарплату:

  • Минимальная — от 23 тысяч рублей.
  • Максимальная — от 60 тысяч рублей.

Проводник, работающий на международных маршрутах, может рассчитывать на зарплату от 70 тысяч рублей.

Читайте также: