Кока что за профессия

Опубликовано: 30.06.2024

Работа на корабле - повар

Работа поваром на корабле: когда мечты становятся реальностью

Хороший кок на судне – это важный человек. Работа поваром на корабле заключается не только в приготовлении завтраков, обедов и ужинов. Кок ни больше, ни меньше отвечает за пищеварительную систему всего большого корабля. Поэтому эту профессию никак нельзя назвать очень простой: она сложная и требует выносливости и знаний. Если вы готовы бросить вызов морю и камбузу, мы поможем вам найти достойную работу.

Ответы на все вопросы, которые интересуют будущих коков:

повар на корабле

  • В чём заключается особенность работы кока?
  • О каких нюансах нужно знать?
  • Кто может работать на море коком?
  • Каким требованиям нужно соответствовать?
  • Какие зарплаты у поваров?
  • Как найти работу мечты?

Что особенного в работе кока? Так ли это легко, как может показаться на первый взгляд?

Задача кока – накормить моряков вкусными и полезными завтраками, обедами и ужинами. Независимо от того, какая погода за иллюминатором – жаркое солнце или свирепствует шторм. Каждый член экипажа должен получать полноценное питание, чтобы иметь силы выполнять свою работу. Ну а если моряк будет себя плохо чувствовать или заболеет, задача кока – приготовить лечебное питание по определённой диете, которое поможет быстрее восстановить силы.

Вы точно не знали следующих нюансов

Режим питания всегда подчиняется режиму работы судна. Как правило, он достаточно сложный и может меняться в зависимости от погрузочных работ, стоянки на море, шторма и других нюансов. Не забываем про ассортимент блюд: он не должен уступать хорошему ресторану на суше.

Готовка блюд – это не единственная задача повара на корабле. Кроме этого на нём лежит первичная обработка продуктов, подготовка заготовок, теста, выпечка хлеба, обслуживание кухонной техники, ну и, конечно же, питание членов экипажа корабля и пассажиров.

Кому подходит работа поваром на корабле?

Как говорят, работа поваром на корабле отзывы, профессия кока связана с колоссальными нагрузками, если сравнивать с работой на суше, поэтому сюда больше подходят мужчины, чем женщины. Хотя не будем скрывать, что есть женщины, которые отлично выполнят эту непростую работу отлично.

Почему выбирают работу в море коком? Любовь к кулинарии и романтика в море – это, конечно, важные причины, почему наши соотечественники хотят получить место повара на корабле. Но мы помним про высокие заработные платы.

Сколько платят повару на суше?

Давайте пробежимся по вакансиям и узнаем, сколько готовы предложить повару за работу в ресторанах. В зависимости от типа и масштаба ресторана, отеля кафе и города, заработная плата варьируется от 4-х до 10-ти тысяч. Как для нашей страны, это не плохо, но и не хорошо. Особенно если промониторить зарплаты коков на корабле.

Зарплата в море – подсчитаем будущий куш

В месяц работа коком на корабле зарплата составляет от 1000 до 15000 долларов в месяц. Рейс обычно длится минимум три месяца, поэтому общую сумму почитать не сложно и даже приятно. Понятно, что мало где в Украине вам, даже очень хорошему специалисту могут предложить такие деньги. Поэтому пора перестать мониторить вакансии и найти достойную работу с достойным окладом.

А вы сможете стать коком на судне? Ниже мы приводим требования к будущим сотрудникам, которым они должны соответствовать. Предупреждаем, что их много, но об это важно знать заранее.

Какие требования к будущему сотруднику?

«Я подхожу по всем пунктам! Как мне найти высокооплачиваемую работу в море поваром?»

Вот тут и начинается всё интересное. Потому что при кажущейся простоте найти достойное место не просто. Куда обратиться: к знакомым, родственника, в интернет? Какой вариант окажется правильным и можно уже готовить документы и паковать чемоданы?

Этот вопрос решается очень просто – заручитесь поддержкой проверенного крюингового агентства . Это самый быстрый и проверенный способ получить работу мечты.

«Смогу ли я работать поваром в море?» Повар на корабле работа: от мечты к реализации

На этот вопрос сможете ответить только уже после первых дней рейсов. Если у вас есть цель и желание развиваться, если вы понимаете, что заслуживаете большего и при этом ещё хорошо и вкусно готовите – ваша вакансия обязательно вас найдёт. Не зарывайте свой талант, не используйте свой диплом повара как подставку для чашки, не отказывайте от мечты – мы поможем вам круто изменить вашу жизнь в лучшую сторону!

Судовой повар: характеристика, обязанности, плюсы и минусы

Сложная профессия судового повара востребована прежде всего в городах-портах. Тому, кто выбрал эту работу, следует учесть, что иметь дело он будет не только с приготовлением еды. Судовой повар составляет меню, назначает диеты, подбирает правильный рацион для больных членов экипажа, а также готовит блюда с учетом погоды и других факторов, сказывающихся на состоянии моряков.

Эта должность из категории рабочих специальностей. Чтобы стать коком, нужно профессионально-техническое образование, подтверждение своей квалификации, желателен опыт работы в этой сфере не меньше 1 года. Непосредственные начальники на корабле – капитан и его заместитель.


Особенности

Работать поваром на корабле гораздо тяжелее, чем на суше. Тут недостаточно просто иметь тягу к кулинарии – нужно еще и море любить. Предпочтительнее, когда коком становится юноша, хотя многие женщины тоже справляются с такой профессией. Судовой повар не просто готовит пищу на обычной кухне или в столовой. Его камбуз – это пищевой блок, в котором размещены различные механизмы и оборудование. Для приведения их в действие нужны специальные знания.

В обязанности кока входит не только готовка – он должен следить за печами, холодильниками, другой техникой. Выносливость поможет пережить долгий период нахождения в море.

А его знания в области анатомии, диетологи, организации правильного питания и составлении меню помогут облегчить пребывание и работу на судах его коллегам и товарищам по службе.


Преимущества и недостатки

От этого специалиста зависят работоспособность и состояние экипажа судна. Человек, выбравший такую профессию, должен осознавать всю возложенную на него ответственность, а также учитывать то, что работать ему подолгу придется в замкнутом пространстве. Быть психологически устойчивым, в любой ситуации сохранять спокойствие, уметь настроить других, не только помочь своими действиями, но и поддержать морально – те качества, которыми должен обладать судовой повар. А еще нужно понимать, что в этом деле есть большой риск для собственной жизни, особенно если речь идет о военном корабле. Да, работа приносит хороший доход, так как оплачивается труд кока высоко, плюс всегда будешь сытым, но профессия не настолько романтична, как ее описывают в литературе и показывают в фильмах.

Прежде всего это очень ответственный и сложный труд. Попробуем разобрать плюсы и минусы по отдельности. Начнем с позитивных моментов.

  • Кок – профессия творческого плана, это полет для вашей фантазии. Вы сможете творить кулинарные шедевры из самого обычного набора продуктов и получать восторженные отзывы от членов команды.
  • Специальность очень востребована как на море, так и на суше. Если у вас будет большой опыт работы судовым поваром и вы покажете, на что способны, вас с удовольствием возьмут в престижные рестораны на работу.
  • Накопленный опыт и знания помогут в быту и в личной жизни. Согласитесь, не каждому дано баловать свое окружение изысками.
  • Постоянная благодарность от коллег, клиентов, своих близких и еще большее желание творить для них.
  • Одно из главных преимуществ – хороший заработок и никогда самому не быть голодным.

Недостатков немного, но они тоже есть.

  • Ранний подъем и поздний отбой.
  • Вся смена у повара проходит стоя. При этом нужно сконцентрироваться не только на одном блюде, а как минимум на трех: первом, втором и десерте.
  • Профессия травмоопасна, даже профессионал высокого уровня не может быть застрахован от ожогов, порезов, других травм.

Тем не менее работа интересная, позволяющая раскрыть талант и приносящая хороший заработок.


Обязанности

Повседневных обязанностей у судового повара довольно много:

  • произвести обработку продукции;
  • составить меню на каждый день (с учетом диетического питания для тех, кто в этом нуждается);
  • приготовить завтрак, обеденные блюда и десерты, компоты и кисели;
  • приготовить тесто и выпекать булочки, блины, беляши, хлеб (при невозможности его получить);
  • сделать лапшу, пельмени;
  • составить заявки на получение продуктов;
  • следить за чистотой в камбузе и своевременно обслуживать кухонную технику, неоднократно мыть посуду.

С такой повышенной нагрузкой далеко не все «сухопутные» кулинары справятся. Плюс надо учесть, что иногда придется вести переговоры с иностранными поставщиками, а значит, навыки владения международным языком также потребуются хорошему коку. В обязанности судового повара входит приготовление блюд средней сложности, но, кроме этого, ему приходится нарезать салаты (из свежих и отварных овощей, мяса), делать бутерброды, различные закуски и тому подобное.

Свежая выпечка всегда ассоциируется с домашним уютом, поэтому для членов экипажа это большое счастье, когда кок берется за приготовление ароматных булочек, десертов. Да, у повара на судне есть свои обязанности, но многое зависит и от личного подхода к организации дела. Руководство и члены экипажа всегда оценят предприимчивость, сноровку и фантазию кулинарного специалиста на борту. Обязательным условием является соблюдение санитарных условий при приготовлении и раздаче пищи, и для этого кок может выдвинуть свои требования капитану.

Руководство корабля обязано все сделать для создания соответствующих условий работы повара на борту, ведь оно также в ответе за соблюдение правил охраны здоровья экипажа.


Знания и навыки

В должностной инструкции повара-кока в общем положении указывается на то, что специалист должен пройти специальное обучение, иметь соответствующее свидетельство. На эту работу можно устроиться с 18 лет при наличии медицинского подтверждения. Специальная медкомиссия определяет пригодность кандидата и дает разрешение на начало работ после того, как прошедший обучение сдал зачет по санитарному минимуму. Самое главное, что должен знать кок, – особенности и организацию питания для экипажа в зависимости от условий и сроков плавания. Ему нужно знать рецепты основных блюд, технологию разделения пищи на порции, особенности оформления. Определение качества продуктов и правил хранения – немаловажный момент в профессии кулинарного сотрудника на борту.

Знания по изготовлению и хранению полуфабрикатов – тоже то, что требуется от судового повара. Необходимы и навыки работы с тестом, а также по выпечке хлебобулочных изделий. Знания по основам рационального питания помогут правильно составить меню и грамотно распределить имеющиеся запасы. Придется вести учет расходования продуктов, поэтому нужно уметь составлять товарные отчеты. Ну и конечно же, перед тем, как приступить к работе, следует изучить свое рабочее место, понять, как утроен камбуз, какие механизмы в нем есть, проверить инвентарь и как работает оборудование, изучить подсобные помещения.

Нередко задают вопрос: «Можно ли работать судовым поваром без образования?». Если наблюдается дефицит кадров, то, скорее всего, могут взять человека без специальных знаний, но вас попросят показать свои навыки. Вам устроят своеобразный экзамен и все-таки попросят приготовить любимое блюдо. Работодателю важно будет увидеть, на что вы способны, он оценит вашу скорость приготовления, умения в целом и вкус.

Но преимущество, конечно, отдают тем, кто прошел курс обучения: в техникуме или кулинарном училище, на худой конец помогут специальные курсы или посещение мастер-классов по приготовлению определенных категорий блюд.

На военном или пиратском корабле кок, скорее всего, будет под стать команде.

Содержание

  • «Легенда об Уленшпигеле» — на корабле повстанцев Ламме Гудзак был коком. И неплохим. Когда он говорил «…господин капитан, да ведь я, с твоего позволения, изрежу на полоски кожаную сумку, зажарю и подам тебе, и ты это съешь, думая, что это жестковатые кишки!» — он ничуть не преувеличивал.
  • Герман Мелвилл, «Моби Дик» — старый негр по прозвищу Овчина, кок «Пекода».
  • Жюль Верн, «Пятнадцатилетний капитан» — португалец Негоро, корабельный кок «Пилигрима» (в прошлом — второй помощник капитана на судне работорговцев). Специально в повара не метил, хотел наняться матросом. А вакансия была только одна, но Негоро стряпать умел («Плох тот моряк, который не умеет готовить»), и ему было всё равно, кем быть на корабле — лишь бы поскорее свалить из Новой Зеландии.
  • «Остров сокровищ» — Джон свет наш Сильвер, разумеется.
    • «Чёрные паруса» раскрывают: коком он представился ещё при первом своём столкновении с Флинтом (узких специалистов, таких как врачи, плотники и кулинары, пираты предпочитали не резать, а вербовать, что и произошло), а вот стал им си-и-и-ильно погодя. При первой его попытке состряпать еду проблевались даже бывалые флибустьеры.
    • В качестве персонажа-призрака присутствует в «Питере Пэне», где его даже называют не по имени, а «Корабельным Поваром» (Sea Cook).
    • «Майкл, брат Джерри» — пожилой китаец А Мой. Сразу понял, что Квэк, чёрный слугабаталёра Дэга Доутри, ставшего хозяином Майкла, болен проказой, но никому не сказал, козёл этакий!
    • «Морской волк» — кок Магридж, наиболее презираемый человек на судне, отвратительно готовящийнеряха, который пытается отыгрываться на протагонисте. В конце концов по приказу Волка Ларсена его в наказание стали окунать в холодную воду на верёвке. Кончилось это тем, что акула откусила ему ступню. «Акула не входила в расчет. То была… ну, скажем, воля провидения!» (Ларсен).

    В одной из жутких передряг Наш бриг вертело, как ветряк, И кок, пропойца и остряк, Изрёк, что это нас погубит. Мне кок сказал: «Да будет так!» А я ответил: «Так не будет!»

    • Эрик Фрэнк Рассел, «Абракадабра»/«Аламагуса» — кок, камбуз и корабельный пёс играют не последнюю роль в сюжете. Точнее даже наипервейшую — тот, кто под спойлером.
    • «Пираты Карибского моря: На странных берегах» — именно кока Чёрная Борода назначил крайним за мятеж, поднятый Джеком, и наказал в своём стиле: высадил в шлюпку, а потом нагнал и облил напалмом из гальюнной фигуры.
    • «В осаде» со Стивеном Сигалом. На линкоре Миссури, захваченном террористами, именно кок (бывший спецназовец) в конечном счёте спасает всех.
    • «Берегите женщин» — главгерой-журналист устраивается «под прикрытием» коком в чисто женский коллектив… При том, что готовить не умеет абсолютно. Знаменитая сцена мойки макарон. «Он профессионал, ему виднее…»
      • Дополнительную пикантность ситуации придает то, что весь остальной экипаж чисто женский. Т.е. прилично готовить умеют все - от матроса до капитана - кроме судового кока.
      • «Городок» — ох, зря кок на «Потёмкине» решил приготовить спагетти с мясом. То бишь знаменитое мясо с червями по мнению матросов.
      • «Чоко и Боко» — Боко с помощью волшебства отправляет и себя, и Чоко в XVII век, на пиратский корабль. Чоко с удивлением и ужасом слышит, как пираты его принуждают оставаться в камбузе («Где-либо вне камбуза тебя ждёт смерть!») и готовить еду на весь экипаж. Коварный приятель навязал ему роль кока. Вскоре выясняется, что таинственный злодей, капитан корабля, никогда не показывается своей же команде, и все сообщения поступают только через старпома. Разумеется, в роли капитана выступает сам Боко (старпом с ним в сговоре), и разумеется, у Боко есть веская причина, чтобы пираты не знали его в лицо…
      • «Железные леди» — таким стал бывший школьный хулиган Лин Дунфэн после того, как ему и его друзьям главный герой устроил показательную порку. Осознав, что им теперь прохода не будет, они записались на флот Бэянок, где злопамятный ГГ (адмирал флота Бэянок) и пристроил его с дружками служить на камбуз, при этом не прогадав — там Дунфэн-сотоварищи неожиданно для самих себя открыли в себе недюжинный поварской талант. Кстати, сам Дунфэн быстро дослужился до звания шеф-кока флота (сытно и вкусно кормить огромную кочевую армию, ударный кулак которой представляют три тысячи девушек-суперсолдат-киборгов, тоже нужно уметь, тем более что каждая — это армия одного солдата), что представляет предмет особой гордости Дунфэновского отца-адмирала.
        • Согласно Слову Божьему, Дунфэн реально очень толковый повар, и когда его похитила наследница галактической сети ресторанов (которая, наоборот, повар-катастрофа) наслышанная про его кулинарный талант, то чуть ли не весь флот был готов бросится в погоню за похитителями.
        • Haifuri — имеются. Обычно готовят всякие вкусняшки экипажу, но в экстренных ситуациях могут и шестами морские мины отталкивать.
        • One Piece — Санджи.
        • Pillars of Eternity II: Deadfire — корабль может плавать по волнам и без кока, но присутствие такового позволяет и экономить пищу и напитки и поднимает через них боевой дух экипажа.
        • The Adventures of Tintin: The Secret of the Unicorn — если верить капитану Хэддоку, то его предок сэр Фрэнсис Хэддок (он же шевалье Франсуа де Адок в других таймлайнах… а может, просто у других коронованных нанимателей) как-то раз в одиночку сражался на клинках с целым пиратским экипажем, и среди прочих супротив отважного рыцаря морей вышел грозный пиратский кок, с кухонным тесаком вместо абордажного и с донышком от бочки вместо щита. Нет, кроме шуток, это серьёзный противник, несмотря на бафосную экипировку!
        • Илья Винник, «Песенка о Весёлом Роджере»:

        Наверно, кто-то думает, что тонко пошутил, Когда «Весёлым Роджером» назвал наш чёрный флаг, Но мы-то помним хорошо, каким наш Роджер был — Он был зануда из зануд, неряха из нерях. Четыре года Роджер был у нас на судне коком И чёрный фартук не снимал ни ночью он, ни днём, Но обленился он вконец и нас кормил так плохо, Что даже рыбу подавал к столу почти живьём.

        Он умел готовить марсельский буйябес — Малый не промах, молнии и громы! Уважал науку и технический прогресс — Эй, за канаты! Веселей, ребята! Но когда он героически шагал на абордаж, Кухонный нож заменял ему палаш. Матросы двух кораблей (слева вражий, справа наш) Ему кричали: «Полный вперёд!»

        Кок – повар на судне.
        Морской энциклопедический словарь.
        В парусном флоте камбузом называлась судовая кухонная печь, сложенная из кирпича, или чугунная плита для приготовления пищи.
        Морской энциклопедический словарь.

        Профессия повара сама по себе не из легких, а кок на судне – вообще виртуоз – универсал. Попробуйте сами что – нибудь приготовить, когда судно идет полным ходом, да его еще и валяет бортовая и килевая качка. На мало – и среднетоннажном флоте в штате всего один кок, он же пекарь и кулинар – кондитер. На камбузе уже нет чугунных плит, их заменили электрические, есть автоматические титаны и морозильные камеры, на больших судах – электромясорубки, тестомешалки, жарочные шкафы и прочие навороты. Сухари и солонина давно вычеркнуты из рациона моряков. У современного рыбацкого кока довольно богатый выбор продуктов плюс свежая рыба и дары моря. Как говорил наш боцман: « Море любит сильных, а сильные любят поесть.» В рейс идут отнюдь не хрупкие романтики, а здоровые мужики, их надо кормить пять раз в сутки: завтрак, обед, чай ( он же полдник), ужин, да еще ночной ужин для « собачьей вахты» с 00.00 до 04.00 часов.

        Сейнера и траулеры уходят в море на 105 – 135 суток, большие морозильные траулеры на 6 месяцев, плавбазы и плавконсервзаводы вообще на год – полтора. Перед рейсом на берегу и в путине все получают снабжение с транспортов – рефрижераторов, но это стандартный набор продуктов: мороженое мясо, мука, консервы, крупы, макароны, овощи ( зачастую сухие), масло сливочное и растительное, далее по списку. Так что коку приходится быть магом и чародеем, чтобы обеспечить экипаж полноценным горячим питанием и свежевыпеченным хлебом. В советские времена в любом иностранном порту лучшим презентом для портовых агентов и служб считалась буханка судового хлеба и бутылка русской водки.

        Работа моряка, тем более рыбака, тяжелый и монотонный труд. Моральный и физический настрой экипажа, его успех в путине, а значит и выполнение рейсового задания, заработок и премия – напрямую связаны с человеком в белом халате и колпаке, хозяином бачков и чумичек( поварешек), скромным тружеником пищеблока.

        Двенадцать лет на Дальнем Востоке я ходил в море с разными экипажами промысловых и транспортных судов. Вот и хочу рассказать о наиболее запомнившихся флотских коках.

        Появился Евгений на сейнере с направлением из отдела кадров рыбколхоза. Мужик как мужик, только взгляд немного странный, но на это внимания никто особо и не обратил. Долго не раскачивался: переоделся, облачился в халат и колпак, и двинулся на камбуз наводить порядок. Тщательно перемыл алюминиевые ложки, эмалированные миски и кружки, начистил бачки и сковородки. Вымыл руки и принялся готовить классический обед – борщ, макароны по – флотски и компот из сухофруктов. Запахи потянулись умопомрачительные… Нашего прежнего « кондея» списали на берег неделю назад, загулял после получки. Так что ребята питались как придется и изрядно оголодали. К обеду все двинулись в кают – компанию, уселись за столами, получили по большой миске борща и дружно застучали ложками. Тут – то Женя высунулся из – за камбузной двери и выдал историческую фразу: « Приятного аппетита, парни, вот только если кому в борще мой глаз попадется, не выбрасывайте». В наступившей тишине наш в общем – то культурный боцман сказанул такое, чего я до сих пор стесняюсь повторить. Выяснилось, что один глаз у кока стеклянный, в глазнице держится плохо и периодически выпадает в самый неподходящий момент. Если глаз падал в макароны или кашу, повар его быстро находил, а вот в борщ или компот – возникали проблемы. Боцман и приклеил Евгену кличку « Пусто – Один», есть такая кость в домино. Готовил Евгений вкусно, и все быстро привыкли к его стряпне. Но, получив миску первого блюда, каждый на всякий случай болтал в ней ложкой.

        Была у Пусто – Один одна слабость – любил он «водки выпить». Работали мы на прибрежном лову, минтай сдавали через день – два на береговые рыбзаводы, где из него делали рыбную муку, или зверофермы, на прокорм норкам и черно – бурым лисам. Обычно Евген покупал с аванса или получки 2 -3 бутылки водки и одну припрятывал в провизионке на всякий случай. Засовывал в мешок с макаронами, или в сахар, муку – что – нибудь сыпучее. Частенько он забывал о своих нычках и ребята переодически устраивали набеги на его стратегический запас. Закончилась путина, засобирался наш Евгений в отпуск. Заказал в ателье форменный флотский китель с шикарными комсоставскими погонами из золоченой тесьмы, фуражку с « крабом» и купил чемоданчик – дипломат. На дружеские подколки отмахивался, мол в моей родной воронежской деревне никто в этом не разбирается, буду первый парень на селе. Проводили мы Женю, тут – то и появился на нашем горизонте новый шеф – кок.

        Велюрка.
        Велюрка прибыл на борт в новенькой велюровой шляпе, велюровом же костюме с галстуком, шикарных чехословацких штиблетах « Цебо»» и с довольно внушительным по размерам чемоданом. Готовил он так себе, но прославился в другом амплуа. Был наш Велюрка прирожденный рассказчик. Причем « заливал» мастерски здорово и правдоподобно, ему хотелось верить. Все его жизненные истории начинались стандартно: « Иду я как – то с похмелья…». Мужики тут же начинали умирать со смеха в предвкушении очередной байки. У Велюрки в Москве жили какие – то родственники, он частенько к ним летал в отпуска или отгулы, и большинство его рассказов имело столичный колорит конца семидесятых годов. « Иду это я как – то с похмелья по Старому Арбату… В авоське у меня три портвейна «Агдам» по ноль – семь. Навстречу мне какой – то гражданин, — друг, говорит, похмели, а то совсем плохо. Я глаза подымаю, а это – он, Бард! Мы к нему домой, на кухне быстренько разлили по стаканам, тяпнули, смотрю – его отпустило. Достал он гитару и давай мне свои новые песни петь. Тут прибегает его жена, Киноактриса, вставила нам по первое число, его спать отправила, а меня на улицу выгнала. Я расстроенный соображаю где бы еще выпить. Тут нарисовывается какая – то дамочка и ко мне, — не могли бы вы восемьсот рублей одолжить, очень надо. Я смотрю, а это она –Эстрадная Звезда! Как истинный рыбак – дальневосточник галантно заявляю, я мол давний поклонник Вашего таланта, возьмите деньги просто так. Мы к ней домой, угостила коньячком и подарила ночь любви!». И далее в том же духе… Мне кажется, Велюрка и сам искренне верил в свои истории, причем он ни разу не повторился.
        С 1985 го по 1990 год я трудился на рыбозаводе « Каменский» Приморрыбпрома и там познакомился с Артуром и Полковником.

        Артур.
        Сейнер «Белокорец» готовился в летнюю сайровую путину. За день до отхода пришел новый кок. Парень только устроился на рыбозавод, моря до этого не видел. Диплом у Артура был с отличием, медицинская книжка в порядке, да еще он заверил нас что раньше работал в ресторане. Мы спешно оформили судовые документы и в ночь ушли на Шикотан. Утром на завтрак Артурчик решил сварить манную кашу. С крупой шефповар не подрассчитал и каша получилась жидковатой. Не долго думая, кашевар пережарил на сковороде репчатый лук, добавил томат – пасты, вскрыл две банки говяжьей тушенки и вывалил все это в бачок с манкой. Я успел вовремя – новичку надели на голову миску горячего варева и всерьез собирались бить. Артур умылся, снял запачканный халат и явился в кают – компанию на « разбор полетов». Где всенародно и покаялся – диплом купил « за три барана», в ресторане работал год – чистил овощи на кухне, на Дальний Восток приехал за длинным рублем; ему пора жениться, а денег на свадьбу нету. Мы посовещались и решили: ладно, бог с ним, будем натаскивать его по ходу пьесы. Через пару – тройку недель Артур научился более – менее сносно готовить. Как сказал наш боцман: «Горячее сырое не бывает!». Еще через месяц получали продукты на плавбазе и урвали целый короб свежих куриных яиц. Шеф – кок надумал всех удивить и затеял пирожки. Навел в бачке тесто, отварил яйца вкрутую, очистил их от скорлупы. Закатал каждое в тесто и запек это хозяйство в духовке. На этот раз дошло до рукоприкладства, синяк под глазом у Артура держался довольно долго. Боцман очень смеялся и заявил что повар заслуживает благодарности за заботу о коллективе – скорлупу — то он очистил!

        Да еще в этом рейсе вторым штурманом, отвечающим за продукты, был кореец Вова Пак. А у Вовочки любимым блюдом естественно был рис. И в провизионку он его затарил в неимоверных количествах вместо гречки, перловки, гороха и пшена. От такой кормежки мужики натурально озверели и пообещали прибить повара, а заодно и Вовку, по приходу домой. Кептен пригрозил на обратном пути высадить второго штурмана и кока с мешком риса на скалу Камень Опасности посередине пролива Лаперуза. Боцман тут же предложил обменять Артура и два ящика китайской тушенки на одну знакомую повариху с берегового рыбокомбината номер 24. Ситуацию разрядил второй механик, обещавший взять шефство над поваром. Мы все – таки доработали путину и вернулись в Каменку. Артурчик в два дня умудрился уволиться, получить расчет и купить билет на самолет.
        В экипаже появился новый кок – Полковник, он же Саша, он же Шура.

        Полковник Конной Авиации.

        Жирный крест на военной карьере Александра поставил летчик – перебежчик Виктор Беленко, угнавший в Японию 6 сентября 1976 года боевой истребитель МИГ – 25П, бортовой № 31, по классификации НАТО — Foxbat (Летучая лисица ), с дальневосточного аэродрома Чугуевка ( Соколовка ). В ту пору Саша был молодым перспективным старшим лейтенантом и дежурил на посту ПВО именно в этот злосчастный день. То ли подгулял он накануне, то ли был не в духе – раздал подчиненным ценные указания и завалился спать.Только – только Шурик закемарил, прибежал взъерошенный солдатик: « Товарищ старлей! Самолет за бугор улетел!». « Как улетел – так и прилетит», — ответил бравый старлей, повернулся на другой бок и опять уснул. Свирепая московская комиссия Министерства Обороны, тогда еще СССР, вскоре впаяла ему неполное служебное соответствие и загремел Александр из родной Советской Армии под фанфары.

        Грустил он недолго, закончил краткосрочные курсы судовых поваров и попал к нам на рыбозавод. После первой же получки подвыпивший Шурик поведал свою душещипательную историю ребятам. Они, естественно, сразу подняли его на смех и прозвали Полковником Конной Авиации. Готовил Полковник не особо разнообразно, но от души. В меню у него было всего несколько дежурных блюд. Макароны по – флотски у него получались виртуозно. Борщи и каши вообще были вне всякой конкуренции.

        Как – то в сайровой путине наш Александр проштрафился. Сахар и дрожжи у него всегда были под рукой, Шурик не удержался и замутил брагу в молочной фляге. Ингредиентов он не пожалел, бражка созрела убойная. Припрятал ее в кормовом отсеке, рядом с провизионкой. Спускался за продуктами и по ходу дела опрокидывал кружечку – другую пенного напитка. На свою беду поделился Шурик секретом с закадычными корешами. К живительному источнику началось паломничество. Старший помошник капитана заинтересовался движениями экипажа и его повышенной веселостью. Сейнер – судно маленькое, схрон быстро вычислили и вылили содержимое фляги за борт. Полковнику грозили крупные неприятности и даже списание на берег. По Уставу Службы на судах флота рыбной промышленности браговарение — серъезный проступок.

        Но в этом же рейсе Александр прославился на долгие года. Мы ушли далеко в океан, работали с плавконсервзаводами и производственными рефрижераторами. Береговое снабжение, соответственно, не получали. В провизионке у нас осталось всего ничего продуктов: томат – паста, макароны – перья, уксус, перец, мука, растительное масло, чай да сахар. Днем, пока все спали, а сайру ловят ночью на электросвет, Шурик бросил за борт несколько рыбин и быстренько наловил большим сачком слетевшихся чаек. Свернул им головы, обрубил лапы, аккуратно “ чулком “ снял шкуры с перьями и подкожным жиром. Тушки замариновал и ближе к вечеру нажарил “ цыплят – табака “. Кушанье было принято на “ ура “ и кто – то даже в шутку предложил повысить Полковника в звании до Генерала. Подобревший капитан,
        с согласия старпома, отменил все карательные санкции в отношении кока. Мы доработали путину, и к Ноябрьским праздникам вернулись на рыбозавод.

        Кок — оказывается эта профессия не из легких, как считают другие моряки (ведь он не управляет судном и не отвечает за его сердце — главный двигатель) на нем также лежит большая ответственность за здоровье и жизнь людей.

        «Поваром на судне хотят многие, но далеко не все представляют, с какими физическими и моральными усилиями сопряжена эта профессия», — подчеркнул представитель один из представителей этой профессии.

        Почему именно кок и каково работается им на судне, особенно со своими соотечественниками, рассказал судовой повар Андрей:

        «Как и многие, кто хочет перемен в своей жизни, я решил стать судовым поваром. На суше повар в среднем получает в час, мягко говоря копейки, но отрабатывает от 12 до 16-17 часов за сутки. На кухне никому нелегко. К каждому блюду нужно подходить с творчеством и большой ответственностью. К сожалению, финансов хватает только на то, чтобы оплатить квартиру, сходить пару раз в магазин и сводить девушку в кафе.

        На суше я отработал поваром около семи лет, постепенно откладывая деньги на учебу и оформление необходимых для моряк документов, а денег нужно довольно много. Учился на судового повара заочно. В ресторане современная профессиональная аппаратура, всё сделано для того, чтобы повару было комфортно. В море совсем другие условия: строже нормы, правила, свой график, конструкция и эксплуатация камбуза и техника тоже специфическая — только самое необходимое. Поэтому приходится полагаться только на свой поварской опыт.

        Многие удивятся, но на судах, где экипаж составляет 12-15 человек, — нет врача. И если случится пищевое отравление, то лечить больного придется повару. То есть повар — он еще и врач. Поэтому теорию можно положить на полку и переходить к практике. Всему основному учишься в ходе работы. Лично я руководствовался принципом: «Не попробуешь — не узнаешь, а потом, возможно, будешь жалеть».

        Так как меня сильно укачивает в машине, а то и в лифте, мне было удивительно, что я быстро привык к качке. Но перемена климата и атмосферного давления на мне сказывалась! Бывало плохо, мучили головные боли, но потихоньку привык. Когда судно режет волну — это еще нормально, а если идет вбок — сильно качает. Кстати, капитан предупреждал: закрепите посуду, технику. Но всё равно при сложном маневре что-то всегда разбивалось.

        Что касается моей работы, то мне ежедневно приходилось кормить 13-14 человек, не считая лоцманов, судовых техников, электриков, прикрепленных к портам, пограничную комиссию, а также и кадетов. А это: завтрак, обед, полдник, ужин, еще надо было что-то оставить покушать «ночникам», ночному механику и штурману. Ну, и холодильник постоянно у них битком.

        Помимо этого весь колпит был на мне. Уборка камбуза, посуда, заказ продуктов. И рассчитать надо так, чтобы хватило как минимум на месяц. Радовало только то, что мог заказать, что хотел. Еда должна быть разнообразной и вкусной, причем надо учитывать пожелания всех членов команды. Это конечно, невозможно, хотя в отдельных случаях и это приходилось делать.

        Изыски, какие-то крем-супы моряки не любят, перед глазами нашего моряка должен быть кусок мяса. Мясо в супе — это закон. Они и привередливы, и не привередливы — это парадокс. Иногда на завтрак просят что-то конкретное (давно не ели!). Например, манную кашу. А так это может быть яичница с сосисками, омлет, молочная запеканка, сырники и так далее. Но что бы там ни было, если нет бутербродов с колбасой, то сразу вопрос: «Так мы сегодня будем есть или нет?». При отсутствии утренних бутербродов день точно будет прожит зря!)) А если нет майонеза, — то все, ховайся — они спускают шлюпки и возвращаются домой!

        На обед должен быть салат, первое, второе и компот. Казалось бы, в море люди должны есть всё, а вот нет! Как-то раз заказал пельмени. Жареные не любят, а один моряк сказал, что предпочитает только домашние, а не покупные, и привередливо выковыривал из них мясо. Начал лепить вручную. Моряки очень любят жареную картошку с мясом, а еще — макароны по-флотски, которые, как это ни парадоксально, в море считаются запрещенными, потому что являются скоропортящимся продуктом. Я их готовил, но говорил, что это болоньезе — проходило на ура. Капитану очень нравилось.

        Меня изводила «заезженная пластинка»: а что будешь готовить? И так каждый заглянет по пять раз в день! Понятно, им интересно, но каждый раз слышать это тяжело. А если честно, то просто бесит. Вообще, при всей тяжести работы меня иной раз радовало, что я тружусь на камбузе один. Люди на судне разные, в буквальном смысле слова — сборная солянка, и к каждому не подстроишься.

        Читайте также: