Колесники это кто профессия

Опубликовано: 02.10.2024

На днях мой пятилетний сынишка подошел ко мне. Улыбаясь, он спросил: «А кто такой трубочист? Тот, кто играет на трубе?». Услышав от него такие слова, я понял, что ничего не рассказывал ему об истории городов и сел, а также людях, населявших их когда-то.

Вот и получилось, что он ничего не знает о старинных профессиях. Пришлось исправлять пробел в воспитании.

Я рассказал ему, что обратная сторона прогресса — исчезновение профессий. С появлением новых изобретений необходимость в определенных работах отпадает.

Растет темп жизни, все вокруг упрощается и оптимизируется, из-за чего некоторые занятия просто уходят в прошлое, как ненужный балласт.

А потом привел примеры профессий прошлого, которые оказались на задворках истории и вряд ли когда-нибудь вновь вернутся.

Извозчик/ямщик

5 популярных профессий из прошлого, которые сегодня исчезли

Извозчик в Москве неподалеку от Курско-Нижегородского вокзала. Фото было сделало в 1910 году.

5 популярных профессий из прошлого, которые сегодня исчезли

Извозчик на автомобильной парковке.

Появление автомобилей и трамваев привело к постепенному замещению частных извозчиков на более современный общественный транспорт. Извозчики оставили большой след в истории. Их запечатлели на картинах, они воспеты в стихах.

5 популярных профессий из прошлого, которые сегодня исчезли

Ямщики были более привилегированной группой извозчиков на государственной службе. В спектр их задач входила не только доставка чиновников, багажа или корреспонденции между городами.

Главную роль в исчезновении ямщиков сыграла железная дорога — стало возможной перевозка любых грузов и людей по одним маршрутам гораздо быстрее, чем с использованием живой тягловой силы.

Трубочист

Неопрятный, полностью покрытый сажей — вот каким в историю вошел стереотипный трубочист. В странах Прибалтики, Финляндии, Дании и Англии эта профессия все еще пользуется огромным почетом.

5 популярных профессий из прошлого, которые сегодня исчезли

Гамбургский трубочист 1979 год. Трубочистов считали неряхами не из-за покрытого сажей лица, они часто мылись, но не имели возможности постоянно стирать одежду.

5 популярных профессий из прошлого, которые сегодня исчезли

Ребенок-трубочист. Формально в Англии запретили использовать детей для этой профессии еще в 1840 году, однако фактически они продолжали работать еще как минимум несколько десятков лет.

Трубочисты оформились официально, как профессия, только в 1778 году, когда датский король Кристиан VII издал указ о создании ремесленного цеха трубочистов.

Но фактически, еще задолго до этого, работа пользовалась популярностью — постоянно растущие города отапливались сугубо дровами. А трубы от сажи требовалось чистить постоянно, чтобы избежать пожаров.

5 популярных профессий из прошлого, которые сегодня исчезли

1934 год Трубочист готовится к обслуживанию трубы.

Появление фабрик, укрупнение жилых домов сыграло злую шутку с трубочистами — появились Г-образные вытяжки, в которых приходилось сильно изгибаться. Уменьшение размера труб вынудило использовать детский труд.

Закат трубочистов начался с развитием централизованного парового отопления. В городах начали исчезать строения с трубами, поэтому уже больше не требовалось огромное количество людей для их обслуживания.

Но трубочистов все еще можно встретить. Как правило, они занимаются ремонтом дымоходов в коттеджах и частных домах.

Колесник

На плечах колесников лежала архиважная задача — изготовление и обслуживание всех повозок. Эти мастера всегда были востребованы, начиная с античных времен. Также они играли важную роль в организации обороны замков и военных походов примерно с XV века.

5 популярных профессий из прошлого, которые сегодня исчезли

Примерно так в начале в XX века и изготавливались колеса для повозок.

5 популярных профессий из прошлого, которые сегодня исчезли

Еще один пример колесной мастерской.

Интересно: колесники работали не только над транспортом, иногда они делали мельницы, гончарные круги и подъемники. В общем, были умельцами на все руки.

5 популярных профессий из прошлого, которые сегодня исчезли

Жирную точку над этой профессией поставило развитие автомобильной промышленности. Грузовики оказались куда эффективнее повозок. Однако телеги все еще изготавливаются, но небольшими местными предприятиями, а не отдельными мастерами.

Водовоз/водонос

Если в деревнях относительный доступ к воде имели все жители, то в городах все было гораздо сложнее. Бедные горожане были вынуждены тратить много времени для того, чтобы добраться до источника питьевой воды.

5 популярных профессий из прошлого, которые сегодня исчезли

Примерно на таких повозках водовозы доставляли воду горожанам, способным за нее заплатить.

5 популярных профессий из прошлого, которые сегодня исчезли

А вот как работали водоносы.

Разница между водовозами и водоносами заключалась только в способе доставки. Первые делали это на специальной повозке с лошадиной упряжкой, тогда как вторые пользовались телегой или санями.

Интересно: по классике жанра, в отдаленных районах водовозы продавали воду в несколько раз дороже.

5 популярных профессий из прошлого, которые сегодня исчезли

Грузинский водонос XIX века. Тифлис.

Профессия исчерпала себя после появления централизованного водопровода. Который постепенно вытеснил всех водовозов, дав горожанам постоянный доступ к воде.

Фонарщик

На плечах фонарщиков лежало все ночное освещение. Даже античные города Греции освещались ночью факелами. Поселения Европы использовали различные лампы и крупные фонари.

5 популярных профессий из прошлого, которые сегодня исчезли

Пражский фонарщик занимается обслуживанием одного из газовых фонарей.

5 популярных профессий из прошлого, которые сегодня исчезли

Париж конца XIX века. Фонарщик занимается ремонтом.

Интересно: в XVIII веке на одного человека могло приходиться до полусотни фонарей, которые требовалось регулярно обслуживать.

5 популярных профессий из прошлого, которые сегодня исчезли

Полное облачение фонарщика образца XIX века. Также в комплект снаряжения всегда входила полуметровая лестница.

С появлением электрических фонарей фонарщики оставались — теперь они должны были вручную их отключать и включать. Профессия исчезла только в 30-е годы прошлого века, из-за внедрения системы автоматического переключения режимов.

Я привел далеко не весь список профессий, которые исчезли под давлением новых технологий и прогресса. Вы наверняка можете вспомнить золотарей и денщиков, а также еще с десяток других занятий.

А может быть, ваш родственник имел необычную профессию в дореволюционные времена?

Кто такие «колесники»?

«Колесниками» называют гонщиков, которые отсиживаются на колесе у других, не выходят на первую позицию в группе, чтобы помочь себе и другим. Еще этот термин часто используются по отношению к гонщикам, которые ездят в пассивном стиле, либо вообще не атакуют, либо делают это очень редко.

«Колесников» не уважают гонщики других команд, а еще больше болельщики, которые смотрят трансляцию по телевизору или в интернете. Захотел гоночку посмотреть, включил, чтобы расслабиться и получить удовольствие, а там какие-то «колесники» все портят. Любой бы человек в такой ситуации негодовал.

Казалось бы все просто – «колесники» заслуживают всеобщего порицания, но не все-таки очевидно. Об этом дальше.


Среда обитания «колесников»

Где обитают «колесники»? Они повсюду. Могут ехать в отрыве, могут отсиживаться за спинами своих партнеров по команде в пелотоне, как Роглич.

«Колесником» можно стать в любой момент. К примеру, ехала в отрыве группа из трех гонщиков, все работали слаженно сменами и вдруг за 20 километров до финиша один из трех гонщиков отказывается выходить на смены, мотивируя это самыми разными причинами – закончились силы, в пелотоне есть сокомандники, которые имеют хорошие шансы выиграть гонку и т.д.


В общем, «колесником» совершенно внезапно может стать любой гонщик в пелотоне.


Яркие примеры «колесничества»

«Милан – Сан-Ремо» 2020.

Помните, как Жулиан Алафилипп и Ваут ван Арт уехали от всех на Поджо во время «Милан – Сан-Ремо»? Что произошло дальше? Когда начался заключительный равнинный кусок, за полтора километра до финиша, Алафилипп отказался выходить на смены и ван Арту пришлось ехать на первой позиции до самого конца.

Алафилипп – яркий и атакующий гонщик, но в этом эпизоде он действовал как настоящий «колесник» . Это был тактически ход. Алафилипп как бы давал ван Арту понять – работать я не буду, готов все проиграть, если нас догонит основная группа. Хочешь победить? Будь любезен довези меня до финиша и попробуй выиграть спринт с первой позиции.


Чем все закончилось? Ван Арт сбросил скорость, но не стал ждать пелотон. Он постарался доехать до финиша в комфортном темпе и в итоге выиграл у Алафилиппа близкий спринт. Хэппи-энд.


«Тур де Франс» 2020. Второй этап.

Помните, как Жулиан Алафилипп, Марк Хирши и Адам Йейтс уехали от пелотона на последнем холме? Что было дальше? Тоже самое, что и на «Милан – Сан-Ремо», только «колесником» был уже не Алафилипп.

После спуска у Алафилиппа, Йейтса и Хирши было комфортное преимущество над пелотоном, но на равнине Хирши перестал выходить на смены. Швейцарец решил воспользоваться тем, что он был самым неизвестным гонщиком в группе лидеров и стал дожидаться спринта на последней позиции.


Хирши прекрасно понимал, что Алафилипп и Йейтс очень хотят выиграть этап и завладеть желтой майкой, поэтому ему выгоднее отсидеться за спинами и поберечь энергию.

Йейтс пытался сбежать от Алафилиппа, но не получилось. Близкий спринт между Алафилиппом и Хирши закончился в пользу француза. Опять хэппи-энд.

Хирши – самый агрессивный гонщик «Большой петли» этого года, но в развязке второго этапа он действовал как «колесник». Такова была его тактика. Вполне логичная и обоснованная, кстати.


«Париж – Ницца» 2018. Пятый этап.

В велоспорте, как и в жизни, не все всегда заканчивается хорошо. Держите пример.

Немец Нилс Политт из Team Katusha Alpecin и француз Жером Кузан из Direct Energie ехали в отрыве практически весь пятый этап «Париж – Ниццы» в 2018-м году.

Задолго до финиша Кузан перестал выходить на смены, оставляя Политту нелегкий выбор – либо все бросить и не получить на финише ничего, либо тащить на своем горбу Кузана и постараться как-нибудь выиграть этап.

Все закончилось плохо для немца. Пелотон его дуэт не накатил, но более свежий Кузан спокойно выскочил у него с колеса и легко выиграл этап.


Циничная и жестокая развязка. Зло победило добро. Все как в жизни.


Как отличить «колесника» от честного и благородного гонщика

Разумеется, нельзя называть «колесниками» всех гонщиков, которые не выходят на смены или не атакуют.

Настоящий «колесник» – тот, кто отказывается выходить вперед и помогать, когда это действительно нужно самому гонщику. Вышеприведенные примеры – это настоящее «колесничество». Да, там имеет место тактический расчет и психологическое давление на попутчиков, но это часть игры.

Никто не будет «колесничать» просто из вредности. Это всегда имеет какой-то смысл. Ну или почти всегда. Иногда действительно бывает так, что у гонщика закончились силы и единственное, что он может – удерживаться на колесе.


Роглич – «колесник»?

Сразу скажем, что нет – Роглич совсем не «колесник».

Почему? Да потому, что уже много лет никто не из претендентов на общий зачет не атакует на гранд-турах, если у него и так все хорошо. Роглич лидировал большую половину «Тур де Франс». Команда Team Jumbo – Visma и сам Роглич были уверены в своей силе и превосходстве над конкурентами в решающей «разделке».

Да, в итоге Роглич проиграл, но он не мог этого знать заранее.

Сейчас никто не атакует, если все хорошо складывается и это не нужно. Зачем вообще?

Люди, которую критикуют Роглича, либо имеют короткую память, либо начали следить за ним совсем недавно.

Вспомните третью неделю «Тур де Франс» 2018-го года. Тогда Роглич был самым агрессивным гонщиком и атаковал на каждом горном зачете. Почему? Он шел за пределами первой тройки и ему нужно было прорываться на пьедестал.


«Чтобы покрыть убытки, я продал трехкомнатную квартиру у моря в Адлере и двухэтажный дом в Анапе», — вздыхает серийный предприниматель Андрей Колесник. К 47 годам он успел вырастить на юге России сеть вендинговых автоматов и массажных кресел, компанию-продавца массажного оборудования в санаториях и сервис каршеринга URentCar. Именно провал последнего привел его к распродаже личной недвижимости. URentCar купил и взял в лизинг 400 автомобилей, но выйти в прибыль так и не смог.

Тогда Колесник решил, что заработает на сдаче в аренду не автомобилей, а велосипедов. Они обходились бизнесу гораздо дешевле автомобилей, а денег приносили не намного меньше. Затем он добавил в парк электросамокаты — благодаря им сервис быстро вырос. В 2019 году Urent выручил на самокатах 88 млн рублей, а в 2020-м — около 800 млн рублей (по собственным данным). Весной 2021 года сервис привлек на расширение парка и выход в другие города России 1,2 млрд рублей — от фонда Sistema SmartTech, «Сбера», «Ситимобил» и частных инвесторов.

Forbes рассказывает, за счет чего Колеснику удалось так триумфально стартовать и чем обернется жесткая конкуренция на растущем рынке.

Продавец с колес

Андрей Колесник беседует с журналистом Forbes под жарким московским солнцем. На предложение зайти в помещение он не соглашается: «Мы, на юге, к жаре привыкшие». На юге, а именно в Анапе, предприниматель живет уже больше десяти лет. Родился и вырос он в Киеве. Там же поступил на экономиста в Киевский институт легкой промышленности, но не окончил его — вместо этого поехал с друзьями на заработки в дальневосточную Находку. Планировал привозить в Киев красную и черную икру, поэтому поступил на моряка в местный техникум. Пока учился, подрабатывал продавцом автомобилей в «Тойота Центр».

С карьерой моряка не срослось: после техникума Колесник перебрался в Новороссийск, год ходил в море штурманом, но потом забросил профессию. «Я хотел нормально зарабатывать, а морское дело много денег не приносило», — объясняет Колесник. Вскоре он устроился вэн-селлером (от англ. van selling — «продажа с грузовика». — Forbes) в АО «Тандер» (сейчас это головная компания розничной сети «Магнит»). «Я ездил на грузовике и оптом продавал сигареты буквально с колес», — вспоминает Колесник. За два года он дорос до заместителя директора по вэн-селлингу. Затем это направление в «Тандере» свернули, и Колесник перешел на должность директора по развитию в ставропольскую табачную компанию «Эверест», где проработал около восьми лет.

В конце 2000-х Колесник созрел для собственного бизнеса: создал в южных городах России сеть вендинговых автоматов и массажных кресел. Ради этого в 2008 году Колесник продал свою Toyota RAV 4, занял у знакомых несколько миллионов рублей и приобрел у китайских дистрибьюторов автоматы и кресла. Он стал устанавливать их на автомойках, в санаториях и саунах. Дело пошло в гору: за несколько лет парк вендинговых устройств разросся до 1000 единиц, и, по словам Колесника, в 2015–2016 годах бизнес ежемесячно выручал по 3,5 млн рублей.

Андрей Колесник
Андрей Колесник

Помимо вендинга, в 2010-х предприниматель занялся продажей массажного оборудования брендов US Medica и Yamaguchi на «островках» в санаториях. Это направление было «очень маржинальным», говорит Колесник: только оно приносило ему до 15 млн рублей чистой прибыли в год.

Битва шерингов

К 2015 году компания Колесника обзавелась десятью подержанными легковыми автомобилями — на них сотрудники развозили массажное оборудование и товары для вендинга. Из-за девальвации курса рубля и улучшения инфраструктуры в 2015 году на 20% вырос турпоток в курортных городах. «Люди поехали на юг, — вспоминает Колесник. — Очень актуальна там стала проблема проката [автомобиля]».

Предприниматель начал было сдавать туристам в классическую аренду свои служебные автомобили, но обратил внимание на растущий рынок каршеринга. Как раз в 2015 году в Москве появились сервисы «Делимобиль», YouDrive и Car5, а в 2016-м на рынок вышла BelkaCar. На юге «ничего подобного не было», вспоминает Колесник, поэтому он решил занять этот рынок.

В конце 2016 года Колесник вместе с приятелем Иваном Туринге и двумя партнерами-разработчиками, Владиславом Зражевским и Александром Слободчиковым, зарегистрировал под создание софта и «железа» для каршеринга компанию «Картек». На разработку ушел год. За это время партнеры приобрели около сотни новых и подержанных автомобилей Ravon, Volkswagen Polo и др. На запуск потратили 10–12 млн рублей из прибыли вендингового бизнеса. В конце 2017 года сервис URentCar стартовал в Сочи и Адлере. Вскоре с помощью кредитов и лизинга парк расширили до 400 машин (в основном марки Datsun), и сервис вышел в Краснодар.

По данным СПАРК, выручка ООО «Юренткар.ру» в 2018 году составила 144,3 млн рублей, убыток — 9,3 млн рублей. С первых месяцев работы расходы URentCar превышали доходы, признается Колесник: «1,5 млн рублей в месяц мы тратили только на лизинг, при этом максимальная выручка с одной машины составляла всего 50 000 рублей в месяц». По его словам, быстро стало понятно, что каршеринг может стать прибыльным только на очень большом масштабе. К тому же в 2017–2018 годах в Сочи, Красную Поляну и «Розу Хутор» вышли BelkaCar и YouDrive. «YouDrive зашли сразу с Nissan X-Trail, а BelkaCar — с Kia Rio, — вспоминает Колесник. — Нам с нашими Ravon и Datsun конкурировать с ними было бесполезно: чем дольше мы работали, тем больше убытков копили».

В начале 2019 года партнеры решили закрыть проект с обязательствами выплат лизингодателям и кредиторам. Чтобы расплатиться, Колесник продал квартиру и дом и отдал часть своих накоплений. Оставшиеся автомобили он продавал в розницу на вторичном рынке. По его словам, с учетом этих продаж совокупные потери составили 50 млн рублей.

В 2019–2020 годах закрылись и многие другие сервисы каршеринга — первый игрок этого рынка в России Anytime, а также проекты «МатрёшCar», CarSmile, Colesa.com и другие. Колесник связывает это с консолидацией рынка, ведущими операторами на котором стали «Яндекс.Драйв», «Делимобиль», BelkaCar и YouDrive.

Бум велосипедов

В середине 2018 года, пока каршеринг терпел убытки, Колесник обратил внимание на бум китайских сервисов велопроката Ofo и Mobike. Тогда же он съездил в Милан, Берлин и Вену — везде он то и дело встречал непристегнутые велосипеды, которые можно было взять и оставить в любой точке города. В Москве в то время уже вовсю работал сервис «Велобайк»: взять велосипед можно было, введя на его экране код из СМС-сообщения.

Колесник представил, «как классно будет, если так же много велосипедов будет в Сочи», и решил попытать удачу с велошерингом. По сравнению с автомобилями велосипеды стоили дешевле и быстрее окупались, к тому же это экологичный вид транспорта. На разработку ушло полгода и 5–6 млн рублей из накоплений Колесника и Туринге. Еще столько же потратили на закупку 300 подержанных велосипедов у закрывшегося в ноябре 2017 года китайского шерингового сервиса BlueGoGo.

Локацией для старта Колесник выбрал «Розу Хутор» — «географически закрытую зону, где риск кражи или порчи велосипеда был минимальным, а такси стоило дорого». В сентябре 2018 года там появились первые устройства сервиса с обновленным названием URentBike. Пользователи могли арендовать их, скачав приложение и отсканировав с его помощью QR-код, наклеенный на велосипед. В первый же месяц бизнес-модель «показала свою состоятельность», говорит Колесник, но конкретных цифр не раскрывает.

Одновременно со стартом URentBike в «Розе Хутор» московские сервисы «Делимобиль» и YouDrive запустили в столице направление кикшеринга (от англ. kick scooter — «самокат» и sharing — «совместное потребление». — Forbes), или аренды электросамокатов. «Делисамокат» открывал неавтоматизированные станции с промоутерами, которые выдавали самокаты вручную, а YouDrive Lite работал на основе Bluetooth, через который телефон соединялся с самокатом и приводил его в действие. На Западе тоже гремели подобные сервисы: в США первым и самым крупным проектом был Bird: с конца 2017 года компания выполнила более 95 млн поездок и сейчас присутствует в 200 городах мира.

В октябре 2018 года Колесник приобрел несколько электросамокатов Ninebot и ради эксперимента поставил их в «Розу Хутор». «Все заработало, — вспоминает он. — Хотелось купить большую партию таких самокатов, но денег у меня на это не было».

Кочующие самокаты

За развитием URentBike в то время следили основатели сервиса «Сравни такси» Андрей Азаров и Михаил Гейшерик. «В 2017 году мы познакомились с Андреем [Колесником], а в 2018 году уже плотно поддерживали отношения», — вспоминает Азаров. Когда партнеры узнали о желании Колесника расширить свой сервис, они согласились проинвестировать покупку самокатов. В декабре 2018 года Азаров и Гейшерик вложили в идею Колесника 12 млн рублей. В зарегистрированном в начале 2018-го ООО «Юрентбайк.ру» они получили 11,25% и 3,75% соответственно. Остальные доли были распределены между женой Колесника Ольгой Стефанюк, разработчиками Андреем Калининым и Артемом Пименовым и давним партнером Колесника Иваном Туринге.

Андрей Колесник, Михаил Гейшерик и Андрей Азаров
Андрей Колесник, Михаил Гейшерик и Андрей Азаров

На деньги новых инвесторов URentBike приобрел около 2000 самокатов у сервиса «Делисамокат». Сервис каршеринга «Делимобиль», который развивал «Делисамокат», в то время задумал обновить парк самокатов (впоследствии «Делимобиль» свернул направление кикшеринга). Самокаты разместили на адлерской набережной и в Сочи. Название изменили на более емкое — Urent. В 2018 году сдача в аренду велосипедов и самокатов, по данным СПАРК, принесла сервису 2,8 млн рублей выручки и 1,1 млн рублей прибыли.

Летом 2019-го партнерам удалось нарастить парк еще на 600 устройств. В начале года Азаров и Гейшерик, по собственным словам, дали заем в 35 млн рублей на покупку самокатов сервису кикшеринга YouDrive lite. К лету YouDrive решил закрыть свой кикшеринг, а заем отдал самокатами бренда City-Ride, говорит Азаров (в 2020 году сервис YouDrive lite перезапустился под брендом lite).

На новых устройствах стали тестировать работу со сменными батареями. Самокаты со встроенными батареями нужно было отвозить на подзарядку ночью и распределять по локациям утром, а в случае с City-Ride персонал мог менять батарею прямо на месте. «Это намного удобнее логистически, особенно если работаешь в большом городе», — объясняет Колесник. Сервис стал даже специально оборудовать сменными батареями старые самокаты. Боксы для них печатали на 3D-принтере — по словам Колесника, это «дешево и быстро». В среднем менять батарею на самокатах требовалось дважды в день, один сотрудник мог обслужить до 100 устройств в день.

Обновление парка привело и к росту выручки, говорит Колесник: «Если наши старые самокаты проезжали без подзарядки 15–17 км, то City-Ride — 25 км. А чем длиннее поездки без подзарядки, тем больше твои доходы». Если в январе и феврале месячная выручка сервиса, по собственным данным, не превышала 2 млн рублей, то в мае достигла 8,8 млн, а к концу лета перевалила за 10 млн и продолжила расти. За весь 2019 год кикшеринг принес Urent 88 млн рублей выручки и около 11 млн рублей прибыли.

Поначалу партнеры думали, что порядка 5% парка в месяц будут воровать, но по факту воровали меньше 1% самокатов. «Более серьезной проблемой стал вандализм: когда клиенты намеренно ломают самокаты или выкидывают их в море», — говорит Азаров. По его словам, ремонтировать в том числе из-за вандализма приходится до 5% парка в неделю. Не поддается ремонту 1% самокатов в месяц.

Кубанцы в Москве

До середины 2020 года Urent планировал быть «чисто южным игроком», говорит Колесник: «Лучше быть первым парнем на Кубани, чем последним в Москве». В столице к тому времени появился свой лидер на рынке кикшеринга — сервис Whoosh, запущенный бывшими топ-менеджерами S7 весной 2019-го. За 2019 год его выручка, согласно СПАРК, составила 68,7 млн рублей, прибыль — 25 млн.

В конце 2019-го Urent закупил 400 самокатов со сменными батареями, а в начале 2020-го — еще 600. Локдауна весной 2020 года основатели не ожидали: в марте сервис запустился в Анапе, на очереди были Новороссийск и Геленджик, где они видели либо высокий спрос на кикшеринг со стороны туристов, либо острую необходимость объезжать пробки. Но план по захвату юга пришлось отложить, вздыхает Колесник: «В конце марта все остановилось. Выручка упала в ноль — никто не ездил [на самокатах]». В таком режиме Urent провел весь апрель и май: доходы были близки к нулевым, расходы — около 4 млн рублей в месяц.

Летом 2020-го предприниматель заказал порядка 10 000 самокатов Ninebot KickScooter ES4. Первым делом сервис запустили в столице. Чтобы расти быстрее, параллельно с освоением Москвы команда Urent разработала франчайзинговые условия и стала привлекать партнеров в других городах. С франчайзи, по условиям договора, не брали паушальный взнос, только роялти в размере 10–15% от выручки. В 2020-м сервис вышел через франшизу в Санкт-Петербург, Казань, Ростов-на-Дону и Воронеж.

Весной Urent купил сервис велошеринга Lucky Bike, запущенный предпринимателем Ильей Тимаховским в 2018 году в Краснодаре. По условиям сделки, Тимаховский получил долю в Urent и стал директором по развитию компании. В юрлице Urent доля Тимаховского не отражена, но, по словам Колесника, появится в структуре компании в скором времени. Размер своей доли Тимаховский не раскрывает. По словам Колесника, она не превышает 5%. Причину покупки сервиса велошеринга предприниматель объясняет желанием привлечь квалифицированного сотрудника в штат: «Можно сказать, что сделку мы провернули ради того, чтобы взять [в Urent] Тимаховского». Тимаховский взялся за запуск Urent по франшизе в новых городах.

В августе 2020-го Urent начал тестировать партнерство с «Ситимобил»: агрегатор такси показывал в своем приложении самокаты Urent, их уровень заряда и тарифы и позволял забронировать один из них. Сотрудничество Urent и «Ситимобил» было идеей Азарова, который знаком с гендиректором Mail.Ru Group (MRG) Борисом Добродеевым и был его советником при сделке Mail.Ru Group с «Ситимобил» в 2018 году. В Mail.Ru Group подтвердили, что Азаров ранее консультировал MRG по вопросам развития «Ситимобил», но уточнили, что сейчас он никаких постов в компании не занимает и о партнерстве договаривался напрямую с менеджерами агрегатора такси. По словам Колесника, деньги за аренду самокатов через «Ситимобил» попадают сначала к агрегатору такси, а уже потом — к Urent. На вопрос о наличии и размере комиссии «Ситимобила» в сервисах не ответили.

Экспансия и партнерство кратно увеличили показатели Urent. В 2020 году, по данным СПАРК, выручка сервиса составила 349,3 млн рублей, прибыль — 2,2 млн рублей. Колесник, Азаров и Гейшерик уверяют, что фактическая выручка составила 800 млн рублей, а прибыль — 123 млн рублей. В подтверждение своих слов они прислали скриншот из управленческой отчетности (есть в распоряжении редакции). «800 млн рублей — это выручка платформы Urent, отраженная по МСФО с учетом партнеров, поездок через партнерские каналы (например, «Ситимобил») и неконсолидированных бизнесов», — заявили в Urent. Аренда велосипедов принесла Urent всего 40 млн рублей, в основном сервис зарабатывает на самокатах.

Мы уже писали о том, что, возможно, ждёт мир в ближайшие 10-15 лет, когда реальностью станут самоуправляемые автомобили, разовьётся 3-d печать и снизится себестоимость производства солнечной энергии. И что всё это приведёт к тому, что 70-80% нынешних рабочих мест исчезнет в следующие 20 лет.

Конечно, это только прогнозы, но они подкрепляются вполне реальными историческими примерами. Вот всего лишь несколько профессий, которые были очень популярны в прошлом столетии и бесследно исчезли благодаря торжеству промышленной революции.

1. Кучер


«Лошадь была, есть и будет, а автомобиль — это лишь модная причуда», — так в 1903 году президент Мичиганского Сберегательного банка пытался отговорить юриста Хораса Ракэма от инвестиций в предприятие Генри Форда.

Тогда с ним соглашалось подавляющее большинство населения, и уж точно сами кучера отказывались верить, что их профессия может практически в одночасье исчезнуть из-за распространения автомобилей, а в дальнейшем — общественного транспорта.

Вместе с кучерами исчезли и ямщики — эта профессия процветала в России ещё с XVII века. Ямщики находились на государственной службе, жили в специальных «ямских» слободах и получали из казны денежное и пороховое жалование. Они доставляли почту, казенные грузы, перевозили чиновников и вообще играли важную роль в экономике страны до распространения железнодорожного транспорта.

2. Колесник


Не у дел оказались и колесники — мастера, делавшие колеса, телеги и кареты, а также занимавшиеся ремонтом ушедших в прошлое транспортных средств. Теперь об этой профессии напоминают только фамилии и названия деревень.

3. Телефонист

Изобретение автоматических телефонных станций сначала поставило под угрозу, а затем и вовсе уничтожило профессию телефониста.


Представительницами этой профессии были в основном девушки. Телефонистки сидели за специальной доской, переключая и соединяя телефонные линии друг с другом. Работа была достаточно нервной — на соединение в ручном режиме по нормативам отводилось всего восемь секунд, звонок мог срываться. Телефонные операторы работали вручную вплоть до 1980-х годов — эта система продолжала использоваться для международных звонков.

4. Заготовщик льда

Холодильник, появившийся в 40-е годы ХХ века, стал причиной исчезновения ещё одной интересной профессии — заготовщик льда.


Это сейчас жизнь без холодильника невозможно себе представить, а меньше века назад продукты хранили в специальных шкафах со льдом — ледниках (как люди выживали летом, даже представить страшно). Заготовщики вырезали ледяные глыбы из замерзших озер и рек и развозили их по домам.

5. Человек-будильник


Профессия человека-будильника (по-английски он назывался knocker-up, что правильнее было бы перевести как «человек, который будит стуком») существовала в Англии и Ирландии во времена промышленной революции. Работа «стукачей-побудщиков» заключалась в том, чтобы будить рабочих перед сменой. Для того чтобы дотянуться до окон вторых этажей, они использовали длинные и лёгкие бамбуковые палки. «Будильники» получали несколько пенсов в неделю и эта подработка отлично подходила женщинам и пожилым людям, которые не могли работать на заводе. Профессия ушла в историю только в 20-х годах прошлого века.

6. Чтец на фабрике

Ещё одно интересное порождение промышленной революции — чтец или лектор, как его иногда называли. Речь идёт не об образовании и не научных докладах в лекториях. Чтецы развлекали рабочих прямо во время производственного процесса, поскольку труд на заводах был весьма унылым и монотонным. Нередко чтецов нанимали сами рабочие, самостоятельно собирая деньги на оплату их труда. Обычно рабочим читали газеты или развлекательные тексты, но на рубеже XIX и XX веков чтецов стали активно использовать агитаторы — вместо газет в руках лекторов появились левые политические манифесты. Конечно, это не нравилось владельцам фабрик, и в 1920-е годы чтецов в большинстве стран заменило радио.


А вот на Острове Свободы чтецы существуют до сих пор. В прошлом году жители Кубы официально отпраздновали 150-летие профессии «чтец на табачной фабрике», возникшей, как здесь считают, 21 декабря 1865 года. В связи с круглой датой кубинское правительство даже обратилось в ЮНЕСКО с предложением внести эту профессию в Список всемирного нематериального культурного наследия.

В настоящее время на Кубе профессиональными чтецами на табачных фабриках трудятся более 300 человек — все они являются государственными служащими. Чтению текстов они посвящают всего 90 минут в день, а остальную часть рабочего дня отводят для подготовки материалов на следующую читку и обсуждение прочитанного с рабочими.

7. Вычислитель

До изобретения компьютера существовала профессия вычислителя. Вычислители производили длинные и утомительные вычисления вручную и работали в команде. Каждый член команды выполнял свою часть работы, таким образом, работа в команде шла параллельно.


Работа вычислителей над «Манхэттенским проектом» (кодовое название программы США по разработке ядерного оружия) была очень важной во время Второй мировой войны. Её выполняли шесть женщин-вычислителей. После окончания войны вычислители работали в НАСА над проектами, связанными с полетами. В дальнейшем необходимость в этой профессии отпала из-за развития компьютеров.


8. Машинистка

Ещё одна популярная женская профессия, ушедшая в прошлое появлением компьютеров — машинистка, то есть наборщица текстов на печатной машинке. Конечно, появилась специальность «наборщик на компьютере», но популярность этих профессий несопоставима — функция копирования изменила мир создателей текстов.


И раз разговор зашёл о носителях информации, почему бы не вспомнить ещё одну канувшую в лету профессию — писца, которая исчезла с появлением книгопечатания. Писец профессионально переписывал книги и документы от руки. Исторически писцы вели дела крупных землевладельцев, царей, вели хронику при храмах и городах, а также переписывали различные значимые тексты, включая хроники и священные писания.


9. Фонарщик


До изобретения электрических фонарей большие города освещались при помощи свечных или газовых фонарей, которые зажигали фонарщики. Чтобы забраться на фонарь, они использовали длинные лестницы, а поджигали его спичками или масляными лампами. В их функции входили: зажигание и тушение фонарей, наполнение резервуаров с горючей жидкостью и ремонт фонарей.

Профессия частично исчезла с появлением газовых фонарей, которые автоматически зажигались в определенное время, без вмешательства людей. Появление электричества окончательно поставило на ней крест, зато появились совершенно новы профессии — инженеры сетей и электрики.

10. Человек-радар


Трудно представить, но до изобретения радаров их функции выполняли вручную люди-радары, используя акустические зеркала и подслушивающие устройства, чтобы обнаружить звук двигателей приближающихся самолетов. В первой половине прошлого века профессия считалась очень востребованной. Но у них был один существенный недостаток: они улавливали частоты летательных аппаратов, летящих на небольшой скорости, а также не могли отличить военную машину от гражданской.

11. Бурлаки



Появление пароходов поспособствовало исчезновению профессии бурлаков. Бурлаками называли наемных рабочих в России XVI-начала XX веков, которые, идя по берегу, тянули при помощи бечевы речные суда против течения. Работа была сезонная: лодки тянули весной и осенью. Труд бурлаков был очень тяжел и монотонен. Скорость передвижения зависела от силы ветра.

В Российской империи «столицей бурлаков» с начала XIX века называли город Рыбинск. В летнюю навигацию через него проходила четвертая часть всего российского бурлачества.

12. Сплавщик


Нелегко приходилось и сплавщикам леса, ведь они выполняли функции нынешних грузовиков, собирающих бревна и доставляющих их на переработку. Раньше процесс транспортировки леса выглядел так: зимой срубленные деревья складывали на замёрзшей поверхности реки, весной лёд таял и брёвна начинали плыть вниз по течению. Крепкие и сильные мужчины шли по берегу с длинными палками, направляя брёвна и убирая с их пути различные препятствия. Профессия исчезла в начале XX века, с распространением железной дороги и появлением переносных лесопилок.

13. Водонос и водовоз

До появления централизованного водоснабжения воду доставляли в дома водоносы. Они набирали воду в источнике, разливали в емкости и развозили или разносили по домам.

Изобретение водопровода не сразу уничтожило эту профессию. В Санкт-Петербурге в середине ещё XIX века работало 37 водокачек; от них воду в ведрах по городу разносили водоносы. Потому что без воды, как известно, «и не туды и не сюды». Только в ХХ веке эта профессия окончательно исчезла в Европе.


Стоит ли бояться грядущей тотальной безработицы? Нам почему-то кажется, что нет.

Судите сами. Восьмичасовой рабочий день ввели в 19 веке, в период промышленной революции в Англии — до этого заводские рабочие вкалывали по 14-16 часов в день. Прошло больше 100 лет, технологии развивались и работники всех отраслей промышленности обрели способность производить гораздо больший объём работ в короткий промежуток времени. Логично было бы ожидать, что это приведёт к укорачиванию трудодня. А изобретение компьютера вообще должно было уже оставить без работы половину планеты.

Но этого до сих пор не произошло — работы, а точнее «занятости», становится всё больше, а времени — всё меньше. А значит здесь действуют какие-то иные механизмы — «всеобщая занятость» выгодна всем. Но это уже совсем другой разговор.


В наше время существует определенная угроза, связанная с развитием цифровых технологий и пугающая представителей разных профессий, — замена их трудовой деятельности человекоподобными роботами. Люди представляют себе, как роботы сидят за их рабочими столами, выполняют их работу — и необходимость в них мгновенно исчезает. И такие опасения подкрепляются вполне реальными примерами из истории. Так, в прошлом столетии многие профессии стали жертвами промышленной революции.

История, как известно, развивается по спирали, и давно прошедшие события происходят вновь и вновь на новых слоях реальности. Абстрактный страх того, что вас однажды заменит нейронная сеть, на самом деле имеет под собой основания.

Кучер

Страх сегодняшних офисных работников имеет много общего с опасениями кучеров 20-ых годов ХХ века, когда их профессия мгновенно исчезла, благодаря широкому распространению автомобилей, а в дальнейшем — общественного транспорта.

В XVII веке в России появились ямщики — кучерство на государственной службе для доставки почты, казенных грузов и перевозки чиновников. Они жили в специальных «ямских» слободах и получали из казны денежное и пороховое жалование. Позднее ямщиков перевели в сословие государственных крестьян. До распространения железнодорожного транспорта они имели важное значение для экономики страны.


Благодаря появлению автомобилей, дети и внуки кучеров получили возможность найти хорошую работу в сферах, которые предложила им быстроразвивающаяся автомобильная индустрия: автомобилестроение, ремонт автомобилей, коммивояжерство, доставка на дом, массовый туризм, строительство дорог, бензиновый бизнес и так далее.

Колесник

Профессии, связанные с кучерством, тоже пострадали от распространения автомобилей. Не у дел оказались колесники, ремесленники, изготавливающие колеса, телеги и кареты. Эта профессия была очень востребована до промышленной революции, но с появлением массового производства стала постепенно исчезать.


Человек-будильник

Примерно в это же время изобретение будильника поспособствовало исчезновению профессии человека-будильника. Она существовала во времена промышленной революции в Англии и Ирландии: представители этой профессии будили рабочих перед сменой. Для подачи сигнала они использовали дубинки, палки, трости, которыми стучали в двери клиентов, проживающих на первом этаже, или длинные и легкие палки, сделанные из бамбука, чтобы достать до окон на верхних этажах. За свою работу человек-будильник получал несколько пенсов в неделю. Такая работа подходила пожилым людям и женщинам, которые не могли работать на заводах.


Телефонист

Изобретение автоматических телефонных станций сначала поставило под угрозу, а затем и вовсе уничтожило профессию телефониста.


Представительницами этой профессии были в основном девушки. Телефонистки сидели за специальной шнуровой доской, переключая и соединяя телефонные линии друг с другом. Работа была достаточно нервной — на соединение в ручном режиме по нормативам отводилось всего восемь секунд, клиент мог нервничать и срываться. Телефонные операторы работали вручную вплоть до 1980-х годов — эта система продолжала использоваться для международных звонков.

Заготовщик льда

Такой бытовой прибор, как холодильник, появившийся в 40-е годы ХХ века, стал причиной исчезновения весьма любопытной профессии — заготовщик льда.


До этого хранение продуктов осуществлялось в специальных ледниках, шкафах со льдом. Заготовщики льда вырезали лед из замерзших озер и рек, а затем несколько раз в неделю развозили блоки льда по домам.

Радио, в свою очередь, заменило чтецов на фабриках. Поскольку труд рабочих был монотонным, чтецы развлекали их чтением вслух различных политических манифестов, газет и текстов, посвященных рабочим профсоюзам. Нередко чтецов нанимали сами коллективы рабочих, для чего самостоятельно собирали деньги на оплату их труда.


Вычислитель

До изобретения компьютера существовала профессия вычислителя. Вычислители производили длинные и утомительные вычисления вручную и работали в команде. Каждый член команды выполнял свою часть работы, таким образом, работа в команде шла параллельно.

Известно, что истоки этой профессии ведут свое начало из астрономии. Термин «вычислитель» (англ. computer) — «человек, который вычисляет» — впервые зафиксирован в письменных источниках на английском языке в 1613 году.


Ученый Алекси Клод Клеро в 1758 году разделил счетную работу для вычисления даты возвращения кометы Галлея между двумя коллегами: Жозефом Жеромом Лефрансуа де Лаландом и Николь-Рейн Лепот. Эта должность позволяла Лефрансуа де Лаланду продвигаться по карьерной лестнице, в то время как для Николь-Рейн Лепот такой возможности не было. Женщины в то время считались дешевой рабочей силой. Но все изменилось в конце 1880-х годов. Известный астроном Эдуард Пикеринг основал при Гарвардской обсерватории подразделение «Гарвардские вычислители». Оно состояло из способных девушек, которые занимались астрономическими вычислениями. Некоторые из них впоследствии смогли стать известными астрономами: Энни Кэннон, Вильямина Флеминг, Генриетта Ливитт, Антония Мори и Анна Уинлок.

Работа вычислителей над «Манхэттенским проектом» стала ключевой во время Второй мировой войны. Шесть женщин-вычислителей получили известность как первые программисты ЭНИАКа: Кэй Макналти, Бетти Снайдер, Мэрлин Уэскофф, Рут Лихтерман, Бетти Джин Дженнингс и Фрэн Билас.

После окончания войны вычислители работали в НАСА над проектами, связанными с полетами. В дальнейшем необходимость в этой профессии отпала из-за развития компьютеров.


С конца XX века вычислителями стали называть людей, способных к быстрому устному счету, выполняемому с помощью математических алгоритмов исключительно на основе визуальных представлений без произнесения слов о выполняемых действиях и полученных результатах.

Писец

Прародителем таких профессий, как журналист, юрист и бухгалтер, стала профессия писца, исчезнувшая с появлением книгопечатания. Писец профессионально переписывал книги и документы от руки. Исторически писцы вели дела крупных землевладельцев, царей, вели хронику при храмах и городах, а также переписывали различные тексты (включая священные писания).


Фонарщик

До изобретения электрических фонарей большие города освещались при помощи свечных или газовых фонарей, которые поджигали фонарщики. Чтобы забраться на фонарь, они использовали длинные лестницы, а поджигали его спичками или масляными лампами. В их функции входили: зажигание и тушение фонарей, наполнение резервуаров с горючей жидкостью и ремонт фонарей.

Например, в Нью-Йорке в начале XX века фонарщики зажигали 200-300 фонарей в час.

Профессия частично исчезла с появлением газовых фонарей, которые автоматически зажигались в определенное время, без вмешательства людей. А сегодня функции фонарщиков выполняют инженеры сетей и электрики.


Человек-радар

Трудно представить, но до изобретения радаров их функции выполняли вручную люди-радары, используя акустические зеркала и подслушивающие устройства, чтобы обнаружить звук двигателей приближающихся самолетов. В первой половине прошлого века профессия считалась очень востребованной.


На такие должности принимались люди с очень острым слухом. На них надевали огромные уши-локаторы, которые служили «звуковыми зеркалами». Они ловили звуки приближающихся самолетов и передавали информацию в человеческие уши. Но у них был один существенный недостаток: они улавливали частоты летательных аппаратов, летящих на небольшой скорости, а также не могли отличить военную машину от гражданской.

Бурлак

Появление пароходов поспособствовало исчезновению профессии бурлаков. Бурлаками называли наемных рабочих в России XVI-начала XX веков, которые, идя по берегу, тянули при помощи бечевы речные суда против течения. Работа была сезонная: лодки тянули весной и осенью. Труд бурлаков был очень тяжел и монотонен. Скорость передвижения зависела от силы ветра.

В Российской империи «столицей бурлаков» с начала XIX века называли город Рыбинск. В летнюю навигацию через него проходила четвертая часть всего российского бурлачества.

Бурлакам посвящена известная картина «Бурлаки на Волге» Ильи Репина.


Водонос

До появления централизованного водоснабжения воду доставляли в дома водоносы. Они набирали воду в источнике, разливали в емкости и развозили.

Изобретение водопровода как таковое не уничтожило профессию. Лондонские водоносы, к примеру, продолжали набирать воду из реки до XIV века, несмотря на наличие водопровода. В Санкт-Петербурге в середине XIX века работало 37 водокачек; от них воду в ведрах по городу распространяли водоносы.


Хорошие специалисты в узких сегментах знаний всегда были в большом почете, однако они ненароком ставят себя в зависимость от успеха всей индустрии, которой они посвятили жизнь. Те же профессионалы, что получают знания в различных областях, имеют больше шансов адаптироваться к быстроменяющимся реалиям мира. Поговорка «успешный человек успешен во всем» подходит больше всего: если вы нашли способ, как в своей области стать лучшим из лучших, вы, скорее всего, найдете и методы, позволяющие стать хорошим работником в той сфере, на которую роботы и искусственный интеллект будут покушаться в последнюю очередь.

Читайте также: