Коногон кто это профессия

Опубликовано: 02.10.2024

Пожалуй, самая популярная застольная песня Донбасса – про молодого коногона. Да и не только Донбассе она стала популярной. Этому способствовал фильм «Большая жизнь». Песню о коногоне во время Великой Отечественной войны переделали на песню о танкистах. Помните: «Болванка вдарила по танку … четыре трупа возле танка дополнят утренний пейзаж…». Но это только одна сторона песни: популярность у разных возрастных групп. А есть еще и «техническая сторона».


Сколько сразу специфических терминов. Кто такие коногон, тормозной? Коногон – это одна из их шахтерских профессий. В задачу коногонов входила доставка (откатка) угля от мест добычи (забоев) к месту подъема угля на поверхность. Для этого в штреках (продольных, швершлагах) прокладывали рельсовый путь и ставили вагонетки, которые и должна была везти одна лошадиная сила. А в чем заключалась работа тормозного? В своей книге А.Г. Стаханов рассказывал: « Тормозной работает с коногоном на пару. Его прямая обязанность: при быстром ходе партии вагонеток… с уклона тормозить их… Для торможения употребляются обыкновенные деревянные палки, желательно дубовые, или кусок железной трубы… Тормозить нужно … для того, чтобы быстро идущая партия не била по ногам лошадь, и… когда партия подходит к стволу, чтобы она не столкнулась со стоящими впереди вагонетками». Стаханов оставил описание и коногонов: «Коногоны на шахте считались самыми боевыми людьми. А это были попросту задиры. Коногоны ходили с длинными кнутами, с большими чубами и носили фуражки набекрень. Как засвистит, бывало, коногон в коренном штреке, так некоторым молодым шахтерам даже страшновато становилось. Среди коногонов были хулиганистые парни. Напьется пьяный, шумит, к девушкам пристает».


Нахождение лошадей в шахтах – дело хлопотное. Существовали подземные конюшни, здесь же лошадей кормили и лечили. Некоторые утверждают, что и крысы в шахтах массово появились в процессе доставки питания лошадям. В годы первых советских пятилеток стихийно возник народный праздник – День лошади. Раз в год, в мае, ослепших в шахте без дневного света животных вывозили нагора, чтобы они пощипали молодой травки. Шахтеры с семьями приходили и смотрели на своих подземных помощников, здесь же устраивались импровизированны е гуляния. Но если в 1932г. конной тягой в шахтах Донбасса перевозилось 73,4% угля, то в 1940г. – уже 26,2%. Почти что по Ильфу и Петрову, железный конь пришел на смену шахтерской лошадке.

Как альтернатива «лошадиной откатке» еще применялась транспортировка угля с помощью канатов, так называемая «бесконечная откатка». Но широкого распространения

она не получила.



Ручная откатка, 1920-е гг.

С развитием электричества начали использовать электровозы, которые постепенно вытесняли конский труд из шахт. Первый рудничный локомотив создал немецкий инженер Сименс. В 1879 году на Германской промышленной выставке демонстрировался электровоз Сименса с тяговым усилием 3 тн. На выставке он катал посетителей по всей территории. Скорость составляла 6,5 км/час, а питался локомотив от третьего рельса постоянным током напряжением 160 вольт.


Один из первых электровозов, Германия.

В 1882 г. фирмой « Siemens & Halske » для одной из шахт Германии был построен первый рудничный электровоз. Свой вклад в создание электровозов внес и американский изобретатель Дафт. В 1883 году он построил свой первый электровоз «Ампер». Эта машина весила две тонны и могла тянуть десять тонн с максимальной скоростью 9 миль в час (16,7 км/час), а ее мощность составляла 25 л.с. – значительный прогресс по сравнению с электровозом Сименса. После «Ампера» Дафт построил более мощные локомотивы «Вольта» и «Пачинотти».

Возможность перемещения грузов с помощью электромоторов привлекла к электровозам внимание многих горнопромышленны х предприятий и фирм. В России первый рудничный электровоз появился в 1907 году. Привезли его из-за границы для уральской шахты «Княжеская». Чуть позже было закуплено ещё некоторое количество электровозов для работы на угольных копях.

В Донбассе впервые локомотивную откатку провели в 1921-23гг. Вначале на Брянском руднике вблизи Алчевска попробовали в работе три бензиновых локомотива, а на шахте Лидиевка – один электровоз. Затем в 1924 году произвели закупку партии электровозов во Франции. Они работали на шахтах Рутченковского рудоуправления и неплохо себя показали.


Французский электровоз на шахте Рутченковки, 1924г.

Производство шахтных электровозов советской промышленностью было начато в 1924-1925 гг. Краматорский завод изготовил несколько контактных электровозов, которые работали в шахте «Артем» Александро-Груше вского рудоуправления (г.Шахты, Ростовской обл.). Эксплуатация этих 19,8-сильных машин показала перспективность применения электровозов. На шахте резко сократилось количество несчастных случаев на транспорте (профессия коногона оказалась малоперспективно й), себестоимость откатки уменьшилась в два раза, а производительнос ть выросла на 70%. Однако изготовление советской промышленностью подземных локомотивов носило единичный характер и закупки электровозов за границей продолжались.


Перелом в механизации шахтного транспорта произошел в годы Второй советской пятилетки. Правительство наметило переход от частичной механизации угледобычи к комплексной механизации всех процессов. В это время разрыв между механизацией откатки и механизацией выемки и доставки заметно уменьшился. В 1940г. электровозная откатка в общем грузопотоке подземного транспорта составляла 64,5% против 5,5% в 1932г. Одновременно снизилась доля канатной откатки с 11,7% до 9,1%. Конная откатка применялась только на второстепенных откаточных выработках с небольшими грузопотоками. Еще немного статистики: на 1 января 1941 года на шахтах Донецкого бассейна оставалось 5 536 лошадей. Профессию коногона заменила новая профессия – водитель электровоза.

1934 год стал решающим – советские электровозы составляли 74% всех эксплуатируемых подземных локомотивов Донбасса и закупка импортных электровозов была прекращена. Тогда электровозы выпускал московский завод «Динамо» в кооперации с Подольским машиностроительн ым заводом. Но качество аккумуляторных электровозов желало лучшего. Тогда организовали общественную критику, придумав такую форму, как Всесоюзный общественно-техн ический суд над шахтной электровозной откаткой, в ходе которого были вскрыты конструктивные недостатки электровозов, аккумуляторных батарей и зарядных устройств.


Специальное издание , помогавшее культработник ам Донбасса методическими советами, опубликовало «Песню стахановца», сочиненную забойщиком Мельниковым и руководителем музыкального кружка Зебергом , где прославлялся шахтный электровоз :

По штрекам труд гремит, несется,

Звеня идет электровоз.

Он же весь наш – от

фонарей и до колес.

В 1938г. был изготовлен опытный образец контактного электровоза II -ТР, успешно прошедший испытания на шахте №1 им.Челюскинцев г. Сталино и с января 1939г. запущенный в серийное производство. В 1940г. началось серийное производство аккумуляторных электровозов серии II -АР.

Война поломала привычный ход жизни и качественно отбросила назад многих производителей. К началу восстановительны х работ на шахтах Донбасса имелось 118 работающих электровозов, а это было меньше 10% их довоенного количества. Подземная откатка стала узким местом, из-за нее задерживались восстановительны е и эксплуатационные работы. Производство электровозов перенесли на Торецкий машиностроительн ый завод (г.Дружковка), московский завод «Динамо» производил только электрическую часть. К началу 1950-х годов численность парка электровозов превысила довоенную. Увеличилась и номенклатура выпускаемых электровозов.

Опять немного статистики. В 1966г. на шахтах Донбасса для транспортных целей использовалось свыше 1850 наклонных выработок, общая протяженность выработок – 1400 км, из них более 400 км двухпутевых. Средняя численность рабочих подземного транспорта на 1000 тн суточной добычи составляла 101 человек. Электровозы 8АРП и 10КР не уступали лучшим иностранным образцам, а тяжелые электровозы 14 КР-1 по многим техническим характеристикам их превосходили.

ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

Насколько похожей была история рудников при зарождении горнодобывающей отрасли, настолько по-разному сложилась их история в наше время.

Одни из самых печально знаменитых шахт расположены в Донецке. Их проблема – шахтные газы. И если о гибели одного коногона народ сложил песню, то о самой массовой гибели шахтеров песен нет. Из смены в 405 человек после взрыва 18 июня 1908 года погибло и умерло впоследствии от отравления продуктами горения 270 шахтеров. Произошла трагедия на шахте №4 Рыковских копей Макарьевского рудника вблизи Юзовки. Сегодня это район проспекта Павших коммунаров. Рядом была шахта №3. Ей повезло больше. Взрывы здесь происходили, но жертв было значительно меньше. По неполным данным в 1939 году здесь произошел пожар, из-за сложности его тушить не стали, а выработки залили водой. Такие вот невеселые истории из горняцкой жизни.


Макарьевский рудник, Рыковские копи, шахта №3


Современный вид шахты №3


Современный вид шахты №3

На месте шахты № 3 Рыковских копей был Донецкий ремонтно-механич еский завод, на базе которого Акционерное общество «Амплитуда» сегодня продолжает процесс усовершенствован ия шахтного колесного транспорта для добывающих предприятий не только Украины, но и зарубежья. В 1993 году, в эти непростые для всего постсоветского пространства времена, руководители фирмы «Амплитуда» организовали предприятие по ремонту шахтного транспорта. В то время наиболее распространенным в шахтах был электровоз АМ8Д. Его создали в конце 1980-х на Дружковском машзаводе. Хотя он не соответствовал требованиям безопасности шахтного электротранспорт а, но оставался при этом единственной тягловой силой. Были в нем минусы: он требовал постоянного внимания к электрическим деталям, но были и плюсы: надежная ходовая часть, в сложных подземных условиях АМ8Д легко ремонтировался.

Постоянно занимаясь ремонтом АМ8Д, специалисты фирмы «Амплитуда» «прощупали» все его слабые и сильные места и точно знали, как улучшить механизм с точки зрения безопасности – самой важной точки зрения под землей. Благодаря всем инновациям фирма «Амплитуда» создала принципиально новую модель электровоза – АРП8Т с транзисторной бесконтактной системой управления. От предшественника, АМ8Д, остались только рама и ходовая часть с базой 1200 мм, позволяющей вписаться во все существующие выработки угольных шахт. Изобретение было задекларировано патентом Украины и впервые продемонстрирова но на выставке «Уголь-Майнинг»- 2006.

Сегодня ЧАО ПКФ «Амплитуда» гордится высоким ассортиментом выпускаемой продукции. Предприятие не останавливается на достигнутом, на выставке «Уголь-Майнинг»- 2012 были представлены шахтные электровозы с обновленной комплектацией. Сейчас предприятие составляет конкуренцию заводам на всем постсоветском пространстве.

И еще: на предприятии хотят восстановить здание шахты №3, каким оно было 100 лет назад.

Пожалуй, самая популярная застольная песня Донбасса – про молодого коногона. Да и не только Донбассе она стала популярной. Этому способствовал фильм «Большая жизнь». Песню о коногоне во время Великой Отечественной войны переделали на песню о танкистах: «Болванка вдарила по танку … четыре трупа возле танка дополнят утренний пейзаж…». Но это только одна сторона песни: популярность у разных возрастных групп. А есть еще и «техническая сторона».

Сколько сразу специфических терминов. Кто такие коногон, тормозной? Коногон – это одна из их шахтерских профессий. В задачу коногонов входила доставка (откатка) угля от мест добычи (забоев) к месту подъема угля на поверхность. Для этого в штреках (продольных, швершлагах) прокладывали рельсовый путь и ставили вагонетки, которые и должна была везти одна лошадиная сила. А в чем заключалась работа тормозного? В своей книге А.Г. Стаханов рассказывал: « Тормозной работает с коногоном на пару. Его прямая обязанность: при быстром ходе партии вагонеток… с уклона тормозить их… Для торможения употребляются обыкновенные деревянные палки, желательно дубовые, или кусок железной трубы… Тормозить нужно … для того, чтобы быстро идущая партия не била по ногам лошадь, и… когда партия подходит к стволу, чтобы она не столкнулась со стоящими впереди вагонетками». Стаханов оставил описание и коногонов: «Коногоны на шахте считались самыми боевыми людьми. А это были попросту задиры. Коногоны ходили с длинными кнутами, с большими чубами и носили фуражки набекрень. Как засвистит, бывало, коногон в коренном штреке, так некоторым молодым шахтерам даже страшновато становилось. Среди коногонов были хулиганистые парни. Напьется пьяный, шумит, к девушкам пристает».

1 Коногон за работой
1. Коногон за работой

Нахождение лошадей в шахтах – дело хлопотное. Существовали подземные конюшни, здесь же лошадей кормили и лечили. Некоторые утверждают, что и крысы в шахтах массово появились в процессе доставки питания лошадям. В годы первых советских пятилеток стихийно возник народный праздник – День лошади. Раз в год, в мае, ослепших без дневного света животных вывозили на гора, чтобы они пощипали молодой травки. Шахтеры с семьями приходили и смотрели на своих подземных помощников, здесь же устраивались импровизированные гуляния. Но если в 1932 г. конной тягой в шахтах Донбасса перевозилось 73,4% угля, то в 1940 г. – уже 26,2%. Почти что по Ильфу и Петрову: железный конь пришел на смену шахтерской лошадке.

2 коногон за работой. Ветковский рудник НРО
2. Коногон за работой. Ветковский рудник НРО

Как альтернатива «лошадиной откатке» начала применяться транспортировка угля с помощью канатов, так называемая «бесконечная откатка». Но широкого распространения она не получила.

3. Бесконтактная откатка, шахта Макеевского горного района
3. Бесконтактная откатка, шахта Макеевского горного района

С развитием электричества начали использовать электровозы, которые постепенно вытесняли конский труд из шахт. Первый рудничный локомотив создал немецкий инженер Сименс. В 1879 году на Германской промышленной выставке демонстрировался электровоз Сименса с тяговым усилием 3 тн. На выставке он катал посетителей по всей территории. Скорость составляла 6,5 км/час, а питался локомотив от третьего рельса постоянным током напряжением 160 вольт.

В 1882 г. фирмой «Siemens & Halske» для одной из шахт Германии был построен первый рудничный электровоз. Свой вклад в создание электровозов внес и американский изобретатель Дафт. В 1883 году он построил свой первый электровоз «Ампер». Эта машина весила две тонны и могла тянуть десять тонн с максимальной скоростью 9 миль в час (16,7 км/час), а ее мощность составляла 25 л.с. – значительный прогресс по сравнению с электровозом Сименса. После «Ампера» Дафт построил более мощные локомотивы «Вольта» и «Пачинотти».

4. Ручная откатка, конец 1920-х гг.
4. Ручная откатка, конец 1920-х гг.

Возможность перемещения грузов с помощью электромоторов привлекла к электровозам внимание многих горнопромышленных предприятий и фирм. В России первый рудничный электровоз появился в 1907 году. Привезли его из-за границы для уральской шахты «Княжеская». Чуть позже было закуплено ещё некоторое количество электровозов для работы на угольных копях.

В Донбассе впервые локомотивную откатку провели в 1921–23гг. Вначале на Брянском руднике вблизи Алчевска попробовали в работе три бензиновых локомотива, а на шахте Лидиевка – один электровоз. Затем в 1924 году произвели закупку партии электровозов во Франции. Они работали на шахтах Рутченковского рудоуправления и неплохо себя показали.

Производство шахтных электровозов советской промышленностью было начато в 1924–1925 гг. Краматорский завод изготовил несколько контактных электровозов, которые работали в шахте «Артем» Александро-Грушевского рудоуправления (г.Шахты, Ростовской обл.). Эксплуатация этих 19,8-сильных машин показала перспективность применения электровозов. На шахте резко сократилось количество несчастных случаев на транспорте (профессия коногона оказалась малоперспективной), себестоимость откатки уменьшилась в два раза, а производительность выросла на 70%. Однако изготовление советской промышленностью подземных локомотивов носило единичный характер и закупки электровозов за границей продолжались.

5. Французский электровоз. Рутченковская шахта, 1924 г.
5. Французский электровоз. Рутченковская шахта, 1924 г.

Перелом в механизации шахтного транспорта произошел в годы Второй советской пятилетки. Правительство наметило переход от частичной механизации угледобычи к комплексной механизации всех процессов. В это время разрыв между механизацией откатки и механизацией выемки и доставки заметно уменьшился. В 1940 г. электровозная откатка в общем грузопотоке подземного транспорта составляла 64,5% против 5,5% в 1932 г. Одновременно снизилась доля канатной откатки с 11,7% до 9,1%. Конная откатка применялась только на второстепенных откаточных выработках с небольшими грузопотоками. Еще немного статистики: на 1 января 1941 года на шахтах Донецкого бассейна оставалось 5 536 лошадей. Профессию коногона заменила новая профессия – водитель электровоза.

1934 год стал переломным – советские электровозы составляли 74% всех эксплуатируемых подземных локомотивов Донбасса и закупка импортных электровозов была прекращена. Тогда электровозы выпускал московский завод «Динамо» в кооперации с Подольским машиностроительным заводом. Но качество аккумуляторных электровозов желало лучшего. Тогда организовали общественную критику, придумав такую форму, как Всесоюзный общественно-технический суд над шахтной электровозной откаткой, в ходе которого были вскрыты конструктивные недостатки электровозов, аккумуляторных батарей и зарядных устройств.

6. Первый советский электровоз
6. Первый советский электровоз

Специальное издание, методически помогавшее культработникам Донбасса, опубликовало в 1933 г. «Песню стахановца», сочиненную забойщиком Мельниковым и руководителем музыкального кружка Зебергом, где прославлялся шахтный электровоз:

По штрекам труд гремит, несется,

Звеня идет электровоз.

Он же весь наш – от

фонарей и до колес.

В 1938 г. был изготовлен опытный образец контактного электровоза II-ТР, успешно прошедший испытания на шахте №1 им.Челюскинцев г. Сталино и с января 1939 г. запущенный в серийное производство. В 1940 г. началось серийное производство аккумуляторных электровозов серии II-АР.

7. Рыковские копи. Шахта №3
7. Рыковские копи. Шахта №3

Война поломала привычный ход жизни и качественно отбросила назад многих производителей. К началу восстановительных работ на шахтах Донбасса имелось 118 работающих электровозов, а это было меньше 10% их довоенного количества. Подземная откатка стала узким местом, из-за нее задерживались восстановительные и эксплуатационные работы. Производство электровозов перенесли на Торецкий машиностроительный завод (г.Дружковка), московский завод «Динамо» производил только электрическую часть. К началу 1950-х годов численность парка электровозов превысила довоенную. Увеличилась и номенклатура выпускаемых электровозов.

Опять немного статистики. В 1966 г. на шахтах Донбасса для транспортных целей использовалось свыше 1850 наклонных выработок, общая протяженность выработок – 1400 км, из них более 400 км двухпутевых. Средняя численность рабочих подземного транспорта на 1000 тн суточной добычи составляла 101 человек. Электровозы 8АРП и 10КР не уступали лучшим иностранным образцам, а тяжелые электровозы 14 КР-1 по многим техническим характеристикам их превосходили.

История с продолжением

Насколько похожей была история рудников при зарождении горнодобывающей отрасли, настолько по-разному продолжилась она в наше время.

Одни из самых печально знаменитых шахт расположены в Донецке. Их проблема – шахтные газы. И если о гибели одного коногона народ сложил песню, то о самой массовой гибели шахтеров песен нет. Из смены в 405 человек после взрыва 18 июня 1908 года погибло и умерло впоследствии от отравления продуктами горения 270 шахтеров. Произошла трагедия на шахте №4 Рыковских копей Макарьевского рудника вблизи Юзовки. Сегодня это район пересечения проспекта Павших коммунаров и ул. Ходаковского. Рядом была шахта №3. Ей повезло больше. Взрывы здесь происходили, но жертв было значительно меньше. По неполным данным в 1939 году здесь произошел пожар, из-за сложности его тушить не стали, а выработки залили водой. Такие вот невеселые истории из горняцкой жизни.

На месте шахты № 3 Рыковских копей в 1960–90гг. был ремонтно-механический завод, на базе которого Акционерное общество «Амплитуда» сегодня продолжает процесс усовершенствования шахтного колесного транспорта для добывающих предприятий не только Украины, но и зарубежья. В 1993 году, в эти непростые для всего постсоветского пространства времена, руководители фирмы организовали предприятие по ремонту шахтного транспорта. Тогда наиболее распространенным в шахтах был электровоз АМ8Д. Его создали в конце 1980-х на Дружковском машзаводе. Хотя электровоз не соответствовал требованиям безопасности шахтного электротранспорта, но оставался при этом основной тягловой силой. Были в нем минусы: он требовал постоянного внимания к электрическим деталям, но были и плюсы: надежная ходовая часть, в сложных подземных условиях АМ8Д легко ремонтировался.

8. Предприятие «Амплитуда». Здание шахты №3 Рыковских копей
8. Предприятие «Амплитуда». Здание шахты №3 Рыковских копей

9. Предприятие «Амплитуда». Здание шахты №3
9. Предприятие «Амплитуда». Здание шахты №3

Постоянно занимаясь ремонтом АМ8Д, специалисты «прощупали» все его слабые и сильные места и точно знали, как улучшить механизм с точки зрения безопасности – самой важной составляющее при работе в шахте. Благодаря инновациям фирма «Амплитуда» создала принципиально новую модель электровоза – АРП8Т. Изобретение было впервые продемонстрировано на выставке «Уголь-Майнинг»-2006.

10. Электровоз 10КА
10. Электровоз 10КА

Сегодня фирма «Амплитуда» гордится высоким ассортиментом выпускаемой продукции. Предприятие не останавливается на достигнутом, на выставке «Уголь-Майнинг»-2012 были представлены шахтные электровозы со вновь обновленной комплектацией. Предприятие находится в постоянном развитии и делает все возможное, чтобы «Песня о коногоне» воспринималась как далекое прошлое.

До того, как в шахтах стали применяться электровозы и конвейеры, откатка угля осуществлялась вручную саночниками и откатчиками. Позже для перемещения вагонеток стала широко применяться конная тяга. Лошадьми, трудившимися бок о бок с шахтёрами, управляли коногоны. Интересно, что англичане использовали в шахтах пони, а американцы задействовали мулов и иногда — коз и собак.

В России уже в первом десятилетии XIX века появилась первая чугунная дорога для транспортировки руды лошадьми. Собственно, этот вариант и просуществовал до середины XX века. В Англии последний шахтный пони был отправлен на пенсию в 1999 году.

Итак, сказание о коногоне Пашке.


«Ладно, так тому быть, выскажу тебе одну сердечную тайну. Я ее храню множество лет, да видно пора открыть. Тем
более, что человека, о котором пойдет речь, уже на свете нет.

Дело было у нас на Паркоммуне давно, как говорится, еще при царе Горохе. Заявился к нам на рудник мальчишка: «Хочу быть коногоном».— «Как зовут?» — «Пашкой». Ладно, взяли его тормозным к одному отчаянному коногону. Сколько уж он поработал тормозным, не скажу, да и не об этом речь. Вскорости прошел Пашка все подземные науки и сам стал коногонить. Известное дело, какой отчаянный народ — коногоны: с утра дотемна под землей в проклятущей работе, а поднялся на-гора — гуляй душа! Пить да драться. А Пашка пить не пил, выедет, бывало, из шахты, тетрадку тайком сунет в карман — и в степь. Что уж он там делал в степи, никто не знал. А только стали появляться среди углекопов невесть откуда песни, а одна была такая душевная и жалостливая, что поголовно все запели ее: «Вот мчится лошадь по продольной, по узкой темной и сырой, а молодого коногона несут с разбитой головой». Такой у песни зачин был, а дальше вроде у него спрашивают, у раненого коногона: «Ах, бедный, бедный ты мальчишка, зачем лошадок быстро гнал: или десятника боялся, или в контору задолжал. » Горемычная песня, все высказала про нашу шахтерскую жизнь, всю правду из глубины души на-гора выдала: «Двенадцать раз сигнал пробило, и клетка в гору понеслась. Подняли тело коногона, и мать слезою залилась».

Так никто и не узнал, что песню сложил наш Пашка. Про себя написал, сам себе конец предсказал: «Я был отважным коногоном, родная маменька моя. Меня убило в темной шахте, а ты осталася одна». Определил Пашка свою судьбу, может, сам не знал, что так с ним случится. А может, знал.

И вышло аккурат по песне: Пашка угодил под колеса вагонетки. А в ней — сорок пудов весу. Завернули тело в рогожу, выдали в клети на-гора, и, как говорится, отпели душу грешную, зарыли в землю. Погиб мальчишка юных лет. Безродным был. Мать у него померла, и горевать некому

. Да только не погиб наш Пашка. Один я на всем руднике знал эту тайну. Он сам пришел ко мне и рассказал, как живым остался. А было так: смерть подступила к нему в шахте и смеется, костлявым пальцем манит к себе и шепчет: «Иди ко мне, голубок. я тебя дожидалась. Ложись». А он ей в ответ: «Ты, косая, сначала постели мне постель, а тогда и укладывай». «Еще чего. Сам помер, сам и стелись».

«Нет, ведьма, не быть по-твоему». Тогда смерть и говорит: «Что же, уважу тебя, углекоп, постелю постельку вечную»,— сняла с себя черную мантию и раскинула на штреке: «Ложись!» «Нет,— говорит ей Пашка,— не та постель! Хочу лечь на уголек и угольком укрыться». Делать нечего: стала смерть стелить Пашке угольную постель. А он снял с плеча коногонский кнут, да как врежет ей по костям. А потом еще раз! И еще! Подхватилась карга, завыла, запричитала, да в старых выработках скрылась — только эхо пошло по штрекам. А Пашка обмотал кнут вокруг шеи и пошагал к стволу. Когда и как он выехал на- гора, никто не видел. Только явился Пашка в свой балаган — тут как тут! Дружки- углекопы глянули и рты разинули. Кто в бога верил, закрестился: «Пашка, ты?» — «Я».— «Откуда ты взялся, мы тебя вчера своими руками похоронили?» — «А вот я живой!» — отвечает Пашка и смеется. Углекопы решили: не иначе, сам сатана явился к ним в образе Пашки, и давай молитвы нашептывать: «Да воскреснет бог и разразятся враги его. » А Пашка хохочет.

Однако никто и не поверил, что это Пашка. Одни к дверям стали пятиться, другие перешептываются: в полицию заявить надо.

Известное дело, когда веры человеку нет — рождаются в душе безысходность и тоска; не верят люди, хоть ложись да помирай, и никому ничего не докажешь. Не верят.

Пришел Пашка ко мне — куда ж деваться? Я в ту пору у одной старушки угол снимал. Сел Пашка ко мне на кровать и закручинился. Стали мы с ним прикидывать и так и этак, ничего не придумаем. Тогда Пашка поднялся и говорит: «Ну, вот что, друг мой Ваня. Если люди не верят, что я живой, то нет у меня другого выхода, как сменить свое имя раз и навсегда. Придумаю себе другое и буду жить, как будто меня на свете нет. Мне, видишь ли, никак нельзя помирать: трудно углекопам живется, и я обязан им помогать. Заживу другой жизнью, а ты обо мне будешь по песням узнавать. »

Сказал так и подался на все четыре стороны. Никто его с той поры не видел, скрылся, будто исчез навеки. Однако же песни его пели. Ведь песня, как хлеб, нужна человеку. Так и жил Пашка — где, не знаю, а я свято хранил его тайну. А тут прошел между старыми шахтерами слух — нет больше Пашки, помер.

Только я так думаю: обманул свою смерть Пашка и на этот раз. Почему так думаю? Песни его поют. Значит — живой.»

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

С середины XIX в. в шахтах для откатки угля стали использовать лошадей. Шахтеров, работавших под землей на лошадях, называли вожаками ( коногонами ). Лошади были для коногонов настоящими напарниками. Они понимали все команды: «прими вправо», «прими влево» — выполнялось безошибочно. «Крути» — разворачивалась на 360 градусов, «пошла шагом» — шла с грузом степенно, размеренно. Каждая лошадь знала своего хозяина по голосу и с трудом привыкала к новому коногону. Поэтому люди в шахте старались работать с одними и теми же лошадьми.
Коногоны по-разному относились к лошадям, некоторые избивали их, другие придумывали более изощренную пытку — заставляли тащить вагонетки с заблокированными колесами. Лошадь могла отомстить обидчику. Были случаи, что коногоны погибали, получив удар копытом либо будучи раздавлены о крепь.

Шахта «Северная» в Кемерово была одной из немногих шахт в Советском Союзе, где использовалась конная тяга. Лошади работали на откаточных штреках при доставке лесоматериалов для крепления выработок, на горизонте 360 метров между шахтами «Северная» и «Центральная», где наблюдалось большое выделение газа метана. Ну и, конечно, на лошадях вывозили уголь.
Лошади в шахте проходили расстояния в три-пять километров и более. Жили постоянно в шахтных конюшнях, иногда их вывозили на поверхность клетью с глубины 360 и 260 метров, но только ночью, чтобы они не ослепли от яркого света.

Одна лошадь могла тянуть 8 вагонеток весом 1,5 тонны каждая. Как полноправный и умный работник лошадь умела определять количество вагонеток при формировании своего маленького состава по звуку сцепления при соединении вагонеток и ни за что не соглашалась оставаться дольше положенной смены на работе. Она рвала постромки и бежала в свою конюшню по колее, по рельсам, и без освещения безошибочно находила дорогу.
До появления жесткой сцепки лошади определяли количество вагонеток по стуку колёс и так же отказывались везти состав, если прицепляли лишнее. Но часто лошадь обманывали, заматывая колёса тряпками и цепляя по десять или одиннадцать вагонеток.

“Лошади в шахту опускались лишь один раз. Прямо здесь для них была выстроена конюшня. Несмотря на то, что со временем большинство лошадей под землей слепли, все другие чувства у них развивались необыкновенно.
Большинство лошадей быстро осваивали арифметику. При сцепке каждая вагонетка издавала громкий щелчок. Нормой для лошади были три вагонетки. Попытки заставить их тянуть четыре вагонетки, не приводили ни к чему. Савраски по щелчкам определяли, что им прицепили лишний груз. И даже не пытались стронуть воз с места. Просто стояли и ждали, когда лишнее отцепят.” В. Овчинников. "Назад в будущее"

Особенное значение шахтные лошади приобрели в годы Великой Отечественной войны. Конный двор на шахте считался важнейшим подразделением подземного транспорта. Ему планировали средства на содержание живой тягловой силы. Для него приобретали медикаменты, по установленному режиму лошадям должны были выдавать фураж. Если лошадь погибала, шахтера, допустившего это, могли привлечь к судебной ответственности. Существуют свидетельства [1] того, что коногоны оплачивали простой травмированных лошадей, отправленных на бюллетень.

Интересные факты

  • Многие сегодня ошибочно полагают, что пони — это лошадка, которую специально вывели для обучения детей верховой езде. Однако, история пони, как породы лошадей, напрямую связана с развитием угледобывающей промышленности. Во многие горные выработки, где люди работали в полусогнутом состоянии, обычная лошадь не могла пролезть чисто физически, поэтому появление на свет маленькой лошади, сила которой была сопоставима с силой двух тяжеловозов, стало настоящим событием в мире горнодобывающей промышленности. И пони работали днем и ночью в шахтах. Там у них были стойла, там их кормили и поили, а когда сроки службы лошади в шахте заканчивались (если лошадь, конечно, выживала), то их поднимали на поверхность.
  • В 30-х годах на шахтах Горловки была проведена кампания за паспортизацию лошадей. В паспорте указывалось, как зовут лошадь, к кому она прикреплена и какой срок работает в шахте. Коногон должен расписываться, в каком состоянии им принята лошадь и в каком он ее сдал. [2]
  • В 1943 году вода выдавила перемычку и затопила кузбасскую шахту «Суртаиху» . В двух шахтовых тупиках, отрезанные прорвавшейся глиной, остались лошади. Целый месяц, пока не очистили заилованные выработки, коногоны по шурфу спускались к ним, приносили сено, овес, воду, выгуливали их по тупику, чтобы лошади не застоялись и не одичали.
  • После того, как шахтеры одной их шахт массово обратились в веру, лошадей пришлось переучивать. Они привыкли реагировать на матерную брань и отказывались исполнять нормальные, без мата, команды.
  • Американцы использовали для работы в шахте мулов. При своем низком росте и спокойном темпераменте мул в низких выработках проходил легче, чем лошадь, к тому же он выносливее. В 1964 году правительство США приняло закон, запрещавший использование любых вьючных животных в шахтах. На этом более чем вековая карьера шахтных мулов закончилась.
  • Возгорание повозки с сеном для мулов стало причиной пожара в американской шахте Cherry в 1909 году. Тогда в дыму задохнулось около 270 горняков.
  • Последнюю лошадь по кличке Рубин из кемеровской шахты «Северная» вывели 3 декабря1972 года .

Шахтерские лошади в поэзии

«Нам завяжут глаза, Что бы мы не поранились светом.
И поднимут в клети в странный мир, где не та тишина.
А потом мы умрём, опьянённые радостным ветром…
…Нам закроют глаза… »

«Песня о коногоне» — типичный представитель устного народного творчества. Рабочий люд в песенной форме рассказывал об условиях труда, используя профессиональную, а нашем случае шахтерскую терминологию. Ну, например, строчки: «Вот лошадь мчится по продольной, по темной, узкой и сырой, а коногона молодого предупреждает тормозной: «Ой, тише, тише, ради бога, там впереди большой уклон, здесь неисправная дорога, с толчка забурится вагон».










Сколько сразу специфических терминов. Кто такие коногон, тормозной? Коногон – это одна из их шахтерских профессий. В задачу коногонов входила доставка (откатка) угля от мест добычи (забоев) к месту подъема угля на поверхность. Для этого в штреках (продольных, швершлагах) прокладывали рельсовый путь и ставили вагонетки, которые и должна была везти одна лошадиная сила. А в чем заключалась работа тормозного? В своей книге А.Г. Стаханов рассказывал: « Тормозной работает с коногоном на пару. Его прямая обязанность: при быстром ходе партии вагонеток… с уклона тормозить их… Для торможения употребляются обыкновенные деревянные палки, желательно дубовые, или кусок железной трубы… Тормозить нужно … для того, чтобы быстро идущая партия не била по ногам лошадь, и… когда партия подходит к стволу, чтобы она не столкнулась со стоящими впереди вагонетками». Стаханов оставил описание и коногонов: «Коногоны на шахте считались самыми боевыми людьми. А это были попросту задиры. Коногоны ходили с длинными кнутами, с большими чубами и носили фуражки набекрень. Как засвистит, бывало, коногон в коренном штреке, так некоторым молодым шахтерам даже страшновато становилось. Среди коногонов были хулиганистые парни. Напьется пьяный, шумит, к девушкам пристает».

Нахождение лошадей в шахтах – дело хлопотное. Существовали подземные конюшни, здесь же лошадей кормили и лечили. Некоторые утверждают, что и крысы в шахтах массово появились в процессе доставки питания лошадям. В годы первых советских пятилеток стихийно возник народный праздник – День лошади. Раз в год, в мае, ослепших без дневного света животных вывозили на гора, чтобы они пощипали молодой травки. Шахтеры с семьями приходили и смотрели на своих подземных помощников, здесь же устраивались импровизированные гуляния. Но если в 1932 г. конной тягой в шахтах Донбасса перевозилось 73,4% угля, то в 1940 г. – уже 26,2%. Почти что по Ильфу и Петрову: железный конь пришел на смену шахтерской лошадке.

Как альтернатива «лошадиной откатке» начала применяться транспортировка угля с помощью канатов, так называемая «бесконечная откатка». Но широкого распространения она не получила.

С развитием электричества начали использовать электровозы, которые постепенно вытесняли конский труд из шахт. Первый рудничный локомотив создал немецкий инженер Сименс. В 1879 году на Германской промышленной выставке демонстрировался электровоз Сименса с тяговым усилием 3 тн. На выставке он катал посетителей по всей территории. Скорость составляла 6,5 км/час, а питался локомотив от третьего рельса постоянным током напряжением 160 вольт.

В 1882 г. фирмой «Siemens & Halske» для одной из шахт Германии был построен первый рудничный электровоз. Свой вклад в создание электровозов внес и американский изобретатель Дафт. В 1883 году он построил свой первый электровоз «Ампер». Эта машина весила две тонны и могла тянуть десять тонн с максимальной скоростью 9 миль в час (16,7 км/час), а ее мощность составляла 25 л.с. – значительный прогресс по сравнению с электровозом Сименса. После «Ампера» Дафт построил более мощные локомотивы «Вольта» и «Пачинотти».

Возможность перемещения грузов с помощью электромоторов привлекла к электровозам внимание многих горнопромышленных предприятий и фирм. В России первый рудничный электровоз появился в 1907 году. Привезли его из-за границы для уральской шахты «Княжеская». Чуть позже было закуплено ещё некоторое количество электровозов для работы на угольных копях.

В Донбассе впервые локомотивную откатку провели в 1921–23гг. Вначале на Брянском руднике вблизи Алчевска попробовали в работе три бензиновых локомотива, а на шахте Лидиевка – один электровоз. Затем в 1924 году произвели закупку партии электровозов во Франции. Они работали на шахтах Рутченковского рудоуправления и неплохо себя показали.

ПЕСНЯ О КОНОГОНЕ

Вот лошадь мчится по продольной,
По темной, узкой и сырой,
А коногона молодого
Предупреждает тормозной:

«Ах, тише, тише, ради бога!
Здесь ведь и так большой уклон.
На повороте путь разрушен,
С толчка забурится вагон».

И вдруг вагончик забурился,
Беднягу к парам он прижал,
И к коногону молодому
Друзей на помощь кто-то звал.

Через минуту над вагоном
Уже стоял народ толпой,
А коногона к шахтной клети
Несли с разбитой головой.

«Ах, глупый, глупый ты мальчишка.
Зачем так быстро лошадь гнал?
Или начальства ты боялся,
Или конторе угождал?»

«Нет, я начальства не боялся,
Конторе я не угождал, -
Мне приказал начальник шахты,
Чтоб порожняк быстрей давал.

Прощай навеки, коренная,
Мне не увидеться с тобой,
Прощай, Маруся, ламповая,
И ты, товарищ стволовой.

Я был отважным коногоном,
Родная маменька моя,
Меня убило в темной шахте,
А ты осталася одна».

Русские народные песни. / Сост. и вводн. тексты В. В. Варгановой. – М.: Правда, 1988 (перепечатано из сб.: Песни русских рабочих (XVIII - начало XX века). М.-Л., 1962, тексты подготовил А. И. Нутрихин).

Забуриться - сойти с рельс. Коногон (загонщик) - погонщик лошадей в шахте при конной откатке вагонеток. Пары - деревянные столбы, служащие креплениями в шахтах. Клеть - кабина для подъема и спуска шахтеров в шахту. Ламповая - а) помещение, где заправляли маслом лампы шахтеров; б) работница, заправлявшая лампы шахтеров маслом.

Обычно песня начинается куплетом "Гудки тревожно загудели. " (часто по этой строчке и называется).

Старая дореволюционная шахтерская песня - из тех времен, когда на шахтах использовали лошадей (кое-где так было до середины 20 века). Ее вариант прозвучал в фильме Леонида Лукова "Большая жизнь" о шахтерах Донбасса 1930-х гг. (Киностудия им. А. Довженко, 1939 г., в ролях: Борис Андреев, Марк Бернес, Петр Алейников, Вера Шершнева и др.). Там песню пел отрицательный герой-вредитель Макар Лаготин (актер Л. Масоха), сидя в пивной и играя на гармони (3 куплета):

Гудки тревожно загудели,
Народ бежит густой толпой,
А молодого коногона
Несут с разбитой головой.

- Прощай, Маруся плитовая,
И ты, братишка стволовой,
Тебя я больше не увижу,
Лежу с разбитой головой.

- Ах, то был ярый коногонщик,
Я ухажерочка твоя,
Тебя убило здесь на шахте,
А я осталася одна.

- Прощай, Маруся плитовая.

Фильм был лидером кинопроката 1940 года, и, очевидно, именно из него мелодия шагнула в фольклор Великой Отечественной войны. Самая известная фронтовая переработка - "По полю танки грохотали". На фронт ушла и другая песня, специально написанная для "Большой жизни" - "Спят курганы темные" (муз. Н. Богословского, сл. Б. Ласкина). В 1946 году Луков снял продолжение фильма, с теми же героями (считается 2-й серией), посвященное послевоенному возрождению Донбасса. Макар Лаготин стал положительным героем - по сюжету фильма в годы войны он, внедрившись в полицию, работал на советское подполье и был награжден медалью. В новой серии Лаготин опять пел эту песню (полтора куплета, причем Маруся стала "ламповая"). Вообще, вторая серия фильма лучше первой - и естественней, и человечней. Первая в этом отношении ужасна. Создателям фильма подобной вольности не простили. 4 сентября 1946 года постановлением ЦК ВКП(б) «О кинофильме "Большая жизнь"» фильм запрещен, так как "введенные в фильм песни (композитор Н. Богословский, авторы текстов песен А. Фатьянов и В. Агатов) проникнуты кабацкой меланхолией". Еще ранее вышли постановления «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» (14 августа) и «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». С этих документов началась массовая чистка репертуара советского искусства, продолжавшаяся до 1953 года. Фильм вновь вышел в 1963 году.

Плитовая - рабочая на поворотной плите в шахте, она вручную разворачивала вагонетки перед подъёмником. Эту работу выполняли женщины. А в годы Великой Отечественной войны женщинам пришлось выполнять любые шахтерские работы - мужчины ушли на фронт. Лишь в начале 1960-х женщин запретили брать на работу в шахтах, но ранее принятые оставались до тех пор, пока не выработали подземный стаж. Официально же СССР был участником конвенции о запрете женского труда под землей, потому факт существования в стране "шахтарок" (или "шахтарочек") сильно не афишировался. В 2007 году в Донецке поставили мемориальную плиту в честь шахтарок.

См. еще одну близкую песню на тот же мотив про обвал на шахте (завалило 120 человек) - "Вот что-то сердце заболело". Есть также похожая песенка про машиниста - "Вот мчится поезд по уклону". Дальнейшие переделки создавались и после войны: студенческие "Машина", "Муромское", - и создаются по сей день: питерская "Сквоттерская" (На сквоте панки окопались. 2003), На поле ПАНКИ грохотали" (начало 2000-х) и т. д.

Фронтовые переделки "Коногона":

Существует также совсем другая, веселая песня про коногона и его подругу Анюту - "Шахтерская лирическая". Там никто не гибнет и всё кончается счастливо.

1. Гудки тревожно загудели

Гудки тревожно загудели,
Народ валит густой толпой.
А молодого коногона
Несут с разбитой головой.

Зачем ты, парень, торопился?
Зачем коня так быстро гнал?
Или десятника боялся,
Или в контору задолжал?

- Десятника я не боялся,
В контору я не задолжал.
Меня товарищи просили,
Чтоб я коня быстрее гнал.

Ох, шахта, шахта, ты - могила,
Зачем сгубила ты меня?
Прощайте, все мои родные,
Вас не увижу больше я.

В углу заплачет мать-старушка,
Слезу рукой смахнет отец.
И дорогая не узнает,
Каков мальчишки был конец.

Прощай, Маруся ламповая,
Ты мой товарищ стволовой,
Тебя я больше не увижу,
Лежу с разбитой головой.

Гудки тревожно загудели,
Народ валит густой толпой.
А молодого коногона
Несут с разбитой головой.

Ярославская областная газета «Золотое кольцо», 19.03.2003, рубрика «Песни нашего двора».

2. Гудки протяжно загудели

Гудки протяжно загудели,
Народ валит густой толпой.
А молодого коногона
Несут с разбитой головой.

"Куда ж ты парень торопился?
Зачем коней так быстро гнал?
Али десятника боялся?
Али конторе задолжал?"

"Десятника я не боялся,
Конторе я не задолжал.
А мне забойщики сказали,
Чтоб порожняк быстрей давал.

Прощай Маруся ламповая,
Прощай братишка стволовой
Тебя я больше не увижу,
Лежу с пробитой головой."

Ах шахта, шахта ты могила,
Зачем ты парня извела,
Детишек по миру пустила
А счастья в жизни не дала.

Гудки тревожно загудели,
Народ валит густой толпой.
А молодого коногона
Уже не спустит клеть в забой.

Некоторые пояснения: Ламповая - девушка, ответственная за зарядку шахтерских ламп (раньше карбидом, теперь электричеством). Почему-то на эту работу берут только девушек, по крайне мере никогда не видел мужчину лампового. Стволовой – человек, работающий под землей около ствола шахты и отвечающий за загрузку клети лавой (породой) или людьми перед подъемом ее на поверхность (нагора). Кстати, шахтеры - это люди, добывающие уголь. А те, кто добывает руду, называются горняками. И если первые ходят под землю, то вторые - в гору. Вот такие тонкости. Про нашего брата спелеолога тоже наверно лучше говорить "ходит в гору", а?

Архив сайта happy.kiev.ua, 30.11.1999, автор сообщения: Evgenie Snetkov

3. Гудки тревожно загудели

Гудки тревожно загудели,
Шахтеры с лампами идут,
А молодого коногона
С разбитой головой несут.

Ах, Ваня, Ваня, бедный Ваня,
Зачем же ты лошалку гнал?
Или ты штегеря (от нем. штейгер - мастер) боялся
Или в контору задолжал.

Прощай проходка коренная,
Прощайте Запад и Восток,
Прощай Маруся-ламповая,
Прощай буланый мой конек.

Комментарии посетителей сайта sovmusic.ru,
автор: Дмитрий 16.12.03, с прим.: цит. по Борису Горбатову

4. Гудки тревожно прогудели

Гудки тревожно прогудели,
Народ валит густой толпой,
А молодого коногона
Несут с разбитой головой.

Куда ты, Ваня, торопился,
Куда кобылу свою гнал,
Али приказчика боялся,
Али в контору задолжал.

Я не приказчика боялся,
В контору я не задолжал,
А мне товарищи сказали,
Чтоб порожняк скорее гнал.

Прощай «маруся» ламповая,
Прощай братишка стволовой,
Тебя я больше не увижу,
Лежу с разбитой головой.

Гудки тревожно прогудели,
Народ валит густой толпой,
А молодого коногона
Несут с разбитой головой.

С сайта «Шахтёрская народная песня»

Гудки тревожно прогудели,
Народ валит густой толпой.
А молодого коногона
Несут с разбитой головой.

Зачем, Данила, торопился,
Зачем коня так быстро гнал?
Или десятника боялся,
Или в контору задолжал?

- Десятника я не боялся,
В контору я не задолжал.
Меня товарищи просили,
Чтоб я коня быстрее гнал.

Ох, шахта, шахта, ты - могила,
Зачем сгубила ты меня?
Прощайте все мои родные,
Вас не увижу больше я.

В углу заплачет мать-старушка,
Слезу рукой смахнет отец.
И дорогая не узнает,
Каков мальчишки был конец.

Прощай, Маруся ламповая,
Ты мой товарищ стволовой,
Тебя я больше не увижу -
Лежу с разбитой головой.

Гудки тревожно загудели,
Народ идет густой толпой.
А молодого коногона
Несут с разбитой головой.

Татьянин день: Песенник. - Серия "Хорошее настроение". - Новосибирск: "Мангазея", 2004

Гудки тревожно загудели,
Народ валит густой толпой.
А молодого коногона
Несут с разбитой головой.

— Зачем ты, парень, торопился,
Зачем коня так быстро гнал?
Или десятника боялся,
Или в контору задолжал?

— Десятника я не боялся,
В контору я не задолжал.
А мне забойщики кричали,
Чтоб порожняк быстрее гнал.

О шахта, шахта, ты — могила,
Зачем ты мужа забрала?
Моих детей осиротила,
Меня вдовою назвала?

Ох, шахта, шахта, ты — могила.
Зачем сгубила ты меня?
Прощайте, все мои родные, —
Вас не увижу больше я.

В углу заплачет мать-старушка.
Слезу рукой смахнет отец.
И дорогая не узнает,
Каков шахтера был конец.

И будет карточка пылиться
На полке пожелтевших книг
В танкистской форме при погонах
И ей он больше не жених.

Прощай, Маруся ламповая,
И ты братишка стволовой.
Тебя я больше не увижу —
Лежу с разбитой головой.

Гудки тревожно загудели,
Народ валит густой толпой.
А молодого коногона
Несут с разбитой головой.

Вот лошадь мчится по продольной,
По темной, узкой и сырой,
А коногона молодого
Предупреждает тормозной:

«Ах, тише, тише, ради Бога!
Здесь ведь и так большой уклон.
На повороте путь разрушен,
С толчка забурится вагон».

И вдруг вагончик забурился,
Беднягу к парам он прижал,
И к коногону молодому
Друзей на помощь кто-то звал.

Через минуту над вагоном
Уже стоял народ толпой,
А коногона к шахтной клети
Несли с разбитой головой.

«Ах, глупый, глупый ты мальчишка.
Зачем так быстро лошадь гнал?
Или начальства ты боялся,
Или конторе угождал?»

«Нет, я начальства не боялся,
Конторе я не угождал, —
Мне приказал начальник шахты,
Чтоб порожняк быстрей давал.

Прощай навеки, коренная,
Мне не увидеться с тобой,
Прощай, Маруся, ламповая,
И ты, братишка стволовой.

Я был отважным коногоном,
Родная маменька моя,
Меня убило в темной шахте,
А ты осталася одна».

С сайта Национальной организации инженеров-взрывников noiv.ru, с комм.: Сегодня Вашему вниманию мы представляем песню, которую исполняли и исполняют все поколения студентов-горняков. Если кто-то из Вас вспомнит еще куплеты — будем признательны. Ждем Ваших мнений, а также текстов и предложений по телефонам НОИВ и на e-mail. Руководитель информационных программ НОИВ доцент, к.т.н. Дмитрий Гализин, 2003-07-16

Это, собственно, не вариант, а собрание куплетов из разных вариантов. Последние 8 куплетов полностью повторяют версию, приведенную в начале страницы (с одним отличием - "братишка стволовой" вместо "товарищ стволовой"). Еще несколько куплетов - из ярославской газеты "Золотое кольцо" от 19.3.2003.

Гудки тревожно загудели,
Народ бежит густой толпой,
А молодого коногона
Несут с разбитой головой.

. Прощай, Маруся плитовая!
Прощай, шахтерский городок!
Прощай, маманя дорогая,
И ты лазоревый цветок.

Алмазов Б. А. «Не только музыка к словам…». Мемуары под гитару. – М.: ЗАО Центрполиграф: ООО «МиМ-Дельта», 2003, стр. 510-511

Гудки тревожно загудели,
Народ валит большой толпой,
А молодого коногона
Несут с разбитой головой.

Двенадцать раз сигнал пробило,
И клетка в гору поднялась,
Подняли тело коногона,
И мать слезою залилась.

Из радиопостановки о шахтёрах, вероятно, конца 50-х годов

Двенадцать раз сигнал пробило,
И клетка кверху понеслась,
Подняли тело коногона,
И мать слезою залилась

Читайте также: