Коробейник что это за профессия

Опубликовано: 04.07.2024

Современная интерпретация промысла коробейников

  • Кардинг: что и как?Кардинг: что и как?
  • Как работали коробейникиКак работали коробейники
  • Кто такие коптыКто такие копты
  • Распространенные виды куропаток и их описаниеРаспространенные виды куропаток и их описание
  • Кто такой трубкозубКто такой трубкозуб
  • Почему белорусов называют бульбашамиПочему белорусов называют бульбашами
  • Как в старину на Руси называли охранника у воротКак в старину на Руси называли охранника у ворот
  • Кто такие бюргерыКто такие бюргеры
  • Кто такие инкубыКто такие инкубы
  • Что такое чекушкаЧто такое чекушка
  • Кто такой бушбокКто такой бушбок
  • Кто такие марабуКто такие марабу
  • Что такое драккарЧто такое драккар
  • Как зашифровать цифрыКак зашифровать цифры
  • Кто такой коучерКто такой коучер
  • Кто такой маркшейдерКто такой маркшейдер
  • Что такое баркарола?Что такое баркарола?
  • Кто такой рейк?Кто такой рейк?
  • Пантелеева Нина Васильевна: биография, карьера, личная жизньПантелеева Нина Васильевна: биография, карьера, личная жизнь
  • Что означает старорусское обращение «касатик мой»Что означает старорусское обращение «касатик мой»
  • Кто такие нашистыКто такие нашисты
  • Кто такие БандерлогиКто такие Бандерлоги
  • Кто такие шурави и бача?Кто такие шурави и бача?

В первой части статьи, речь шла о таких профессиях как Мортус, Плевальщик, Дектекур, Смолокур, Углежог, Жигарь, Плакальщица, Голубчик, Лихач, Ванька . Во второй части я продолжу освещать данную тему, профессии о которых пойдет речь не менее экстравагантные и специфические.

Офеня или Коробейник – мелкий розничный торговец. Продавал свой товар с деревянного лотка или короба, который при помощи ремня размещался у него на шее. Обычно это были книги, какие-то бытовые мелочи, выпечка и т.п. От Коробейников была еще одна практическая польза. Кочуя из города в город вместе со своим товаром, приносил свежие новости ну и конечно же сплетни, как без этого. Для хорошего товарооборота, Офени должны были иметь звонкие и громкие голоса, обладать умением и шармом зазывать покупателей. Для общения между собой, они использовали что-то типа сленга, феню, которую не понимали те, кто не состоял в их гильдии.

Косарь – крайне необходимая профессия у Славян, так как в большинстве своем они занимались скотоводством. Люди этой специальности часто изображаются на художественных полотнах, упоминаются в литературе. Как правило заготовкой сена занимались все члены Родовой общины, включая женщин, которые сгребали и укладывали сено в стога и копны. Но для успешной и плодотворной работы был необходим опытный и мастеровитый Косарь или Косец. Косить начинали рано утром, когда на траве еще лежит роса, которая облегчала ход косы, выступала в роли своеобразной смазки. Для покоса травы, была необходима не только мускульная сила рук и ног, хотя и она играла определенную роль, но также умение правильно держать косу, делать определенные и выверенные взмахи, положение ног. Иногда пожилой косарь, обладающий умениями и навыками, мог дать фору молодому и сильному парню в заготовке сена. Во время работы, пелись песни, которые задавали ритм косцам и помогали переносить жару и неудобства этой работы.

Читальщик или по-другому Оратор – специально нанятый человек, который отвлекал людей, занятых какой-то монотонной и нудной работой, рутиной. Он развлекал их беседой, читал книги, освещал городские новости и сплетни. Эту не менее уважаемую специальность в современном мире заменили радиоприемник и телевизор.

Пинспоттер или Установщик кеглей . На пике увлечения игрой в кегли, боулинги не были оборудованы специальными машинами, которые расставляли их на дорожках после бросков, а посетители заведений роптали по поводу того, что им приходится самим делать это, переставали посещать эти заведения, что приводило к убыткам. Хозяева кегельбанов нашли оригинальный выход из ситуации, они стали нанимать специальных людей, Пинспоттеров. Работа была не пыльная и соответственно малооплачиваемая. На нее охотно брали молодых и расторопных ребят.

Похититель трупов или Воскреситель – профессия не менее ужасная, чем Мортус. В девятнадцатом веке, на фоне прорывов в медицине и увлечением молодых людей ей как наукой, руководству учебных заведений, приходилось тайно нанимать специальных людей, которые выкапывали трупы из могил на кладбищах, и привозили их в лабораторные залы, что бы профессора показывали их своим студентам, проводили вскрытия, отрабатывали практические приемы. Трупы нужны были неразложившиеся, так что представители этой профессии следили и вели учет времени, когда были произведены захоронения. Благодаря пробелам в законодательстве, похититель трупов избегали ответственности за свои деяния, и было придумано специальное приспособление, которое называлось Мортсейф.

Суть устройства сводилось к тому, что гроб с покойным, помещался в железную клеть, часто утяжеленную камнями или стальной плитой, из которой нельзя было вынуть покойного и поднять гроб из могилы на верх. Семьям, у которых не было средств на покупку Мортсейфов, приходилось по очереди дежурить на могилах усопших и отгонять Воскресителей до того момента, пока тело не разложилось и не переставало быть объектом их интереса. Находились и такие субъекты, которые пошли дальше, и поставляли в лабораторию не умерших людей, а убиенных ими вполне здоровых жителей города.

Мальчик для бития – это был молодой человек одного возраста со своим работодателем, принцем или другой благородной особой с знатной родословной. Смысл работы этого мальчика заключался в следующем. Дело в том, что наказывать знатных особ, мог только старший по возрасту и равный им по положению. Например, принца – мог наказать только его отец – король, маленького графа или графиню – их отец или мать. Но так как они все были заняты государственными и другими делами, большую часть времени сорванцы проводили со своими нянями и воспитателями, которые не имели права наказывать их. Вот тогда-то и пришла идея держать возле богатых наследников Мальчиков для бития. Молодой наследник престола балуется и хулиганит, а наказание получает постоянно находящийся при нем Мальчик для бития. Хорошо если у особ царских кровей была совесть, и они понимали, что за их проступки будут страдать другие, а если нет? Нередко между ними завязывались приятельские отношения, выросшие и превратившиеся в королей вчерашние принцы, щедро вознаграждали своих Мальчиков для бития.

Слуга при туалете – человек который поддерживал чистоту королевского горшка, посредствам его уборки (опорожнения) и мытья. Кроме содержания в блеске и лоске отхожего королевского места, этот специалист вытирал с помощью специального приспособления с закрепленной на нем мокрой губкой, монаршею задницу. Некоторые считали, что он имел большое влияние на своего работодателя, так как и работа носила специфический характер, и он проводил с ним много времени выполняя свои должностные обязанности.

Слава Богам и Предкам Наша!

Всем солнца и добра! Понравилась статья? Ставь любо и подписывайся на наш канал.

разносчики в дореволюционной России коробейники офени разносчики товаров в дореволюционной россии отвратительные мужики история disgusting men

Сейчас разносчика, торгующего газировкой, сладостями или сувенирами, можно встретить, пожалуй, только в детском парке. Этот тип торговца почти исчез из городской жизни. Между тем в царской России торговля вразнос — пирожками, квасом, мясом, молоком и яйцами, фруктами, игрушками, тканями, сувенирами, напитками — была официальной и составляла заметную часть повседневной жизни любого крупного города, особенно Москвы и Петербурга.

разносчики в дореволюционной России коробейники офени разносчики товаров в дореволюционной россии отвратительные мужики история disgusting men

Недавно мы рассказывали о «сволочах», «супостатах» и прочих ругательствах, которые были популярны в старину (и часто имели совершенно иное значение, чем сейчас). Кроме прочего, мы вспомнили о слове «лох», которое пришло из жаргона офеней — бродячих разносчиков товаров, которые оказались настолько интересными, что им стоило посвятить отдельную статью.

Разносчики были торговцами, которые не ждали покупателя в лавке с товаром, а сами шли к нему. В любую погоду с раннего утра им приходилось таскаться по улицам, неся на себе весь свой товар, и громкими криками объявлять о том, что они продают. По словам современника, в середине XIX века они буквально «наполняли» городские улицы. Зачем же нужны были разносчики? Неужели не было магазинов?

Люди в серых халатах

разносчики в дореволюционной России коробейники офени разносчики товаров в дореволюционной россии отвратительные мужики история disgusting men

Куда идет за продуктами, одеждой и прочими предметами быта русский горожанин XVIII — XIX веков? В Торговые ряды, обычно располагавшиеся в центре города; на продуктовый рынок; а если ему лень — ждет разносчика, у которого можно купить почти все то же самое, что и в Рядах, но по завышенной цене.

С понедельника по пятницу каждой недели разносчики стояли во всех бойких местах города, ходили по улицам, заходили во дворы и даже в дома и квартиры… Хороший разносчик имеет залихватский вид: шапка заломлена набок, выступает важно. Он громко выкрикивает о своих товарах, всегда нараспев или в рифму, стараясь посмешить публику. Каждому товару соответствовал свой мотив, или, как тогда говорили, «голос».

разносчики в дореволюционной России коробейники офени разносчики товаров в дореволюционной россии отвратительные мужики история disgusting men

Как писал живший во второй половине XIX века москвич Н. Телешов, «кто и как узаконил эти мотивы — неведомо, но они соблюдались в точности в течение долгих лет, так что по одному выкрику, даже не вслушиваясь в слова, можно было безошибочно знать, с каким товаром идет разносчик». А еще можно было понять, хорошо ли у него сегодня идет торговля и откуда он родом.

Вот так квас — в самый раз!
Баварский со льдом — даром денег не берем!
Пробки рвет! Дым идет!
В нос шибает! В рот икает!

Вот сбитень! Вот горячий!
Всяк кушает его — и воин, и подьячий,
Лакей и скороход и весь честной народ!

По ягоду, по клюкву, володимирская клюква, приходила клюква издалека, просить меди пятака, а вы, детушки, поплакивайте, у матушки грошиков попрашивайте, ах, по ягоду по клюкву, к-р-р-рупная, володимирская клюква!

разносчики в дореволюционной России коробейники офени разносчики товаров в дореволюционной россии отвратительные мужики история disgusting men

Работа разносчика физически очень тяжела — лоток с товаром нужно носить на себе весь день. Носили короба и лотки на широком ремне через плечо, на спине, и даже на голове (чтобы лоток постепенно не раздавил торговцу череп, подкладывали ватное кольцо). Так что пожилые и слабые в разносчики не шли. В большинстве своем они были рослыми крестьянами, молодыми или среднего возраста. Чтобы работать разносчиком официально, необходимо было получать разрешение и металлическую бляху с номером.

Начиная с середины XIX века разносчики различались и по своей одежде: «серые халаты» продавали что подешевле, а «синие халаты» несли более дорогой, штучный товар. Также вразнос, но уже без официальной «бляхи», торговали дети и старики — чаще всего гнилыми фруктами или тряпьем.

разносчики в дореволюционной России коробейники офени разносчики товаров в дореволюционной россии отвратительные мужики история disgusting men

Апельсины, лимоны, пастила и печенье, квас, лимонад и пиво, моченые яблоки и груши, рыба свежая и соленая, пироги и сайки, мороженое, куры и цыплята, мед в сотах, живые раки, табак и сигары, платки и ленты, пуговицы, нитки и иголки, сувенирные фигурки и игрушки, деревянные ложки и тарелки, сапоги, рубашки, лубочные картинки, книги — у разносчиков в самом деле можно было купить почти все.

Разносчики работали в городе по разным «графикам»: или весь сезон, с сентября по начало лета, или «сменами» по несколько месяцев, живя то в городе, то в родной деревне. В городах разносчики проживали, снимая вскладчину дома в пригороде. А группировались они по местам проживания и даже национальностям.

Приходила клюква издалека

разносчики в дореволюционной России коробейники офени разносчики товаров в дореволюционной россии отвратительные мужики история disgusting men

Городскими разносчиками обычно работали крестьяне окрестных губерний, при этом сосчитать их не было возможности — регистрировались у городского правительства далеко не все, шла постоянная сезонная миграция из города в деревню и обратно. Историк Людмила Мясникова пишет, что в 1870-м году в Петербурге был зарегистрирован 6221 разносчик, «но данные не вполне точны». В любом случае, их были тысячи.

В Петербурге торговлей вразнос занимались в основном крестьяне-ярославцы. Сметливые, оборотистые, они ехали в столицу на заработки из-за малоземелья в своей губернии, и торговали готовой едой, овощами (их растили на своих огородах недалеко от Петербурга, чтобы продавать только свежее) и цветами (их тоже выращивали — в оранжереях).

разносчики в дореволюционной России коробейники офени разносчики товаров в дореволюционной россии отвратительные мужики история disgusting men

В Москве преобладали разносчики из владимирских земель. Однако в любом большом городе работали и отдельные «корпорации» крестьян из тех земель, где были особые промыслы — нижегородцы торговали резными ложками, подмосковные крестьяне — деревянными игрушками, владимирцы — клюквой.

Ходили по русским городам и торговцы-иноземцы. Очень много было разносчиков-татар, прибывавших из Симбирской, Казанской, Пензенской губерний. Те, что победнее, скупали старое тряпье; татары побогаче ходили с целым ларьком платков, отрезов, лент, кож и женских сапожек. Такой торговец ходил обычно в черной или зеленой бархатной шапочке, за что горожане называли его «князь». Ходили с жестяной посудой и проволочными корзинами словенцы, которых упорно называли «венгерцами»; с соломенными метелочками и коробками для косметики — «остзейские немки». Развозили в телегах картофель и овощи немцы-колонисты, которые отличались тем, что не торговались — у них весь барыш был просчитан заранее.

Ближе к концу XIX века появились и китайцы, удивлявшие самим своим видом: в шелковых кофтах, расшитых цветами, или угольно-черных, в тапочках на мягкой подошве. В больших тюках, из которых торчала железная аршинная линейка, они несли китайский шелк, чесучу и атлас, торговали и всякими диковинами: бумажными фонарями, статуэтками божков, резными костяными шарами, внутри которых перекатывались такие же шары, раскладными игрушками из бумаги.

Типы разносчиков

разносчики в дореволюционной России коробейники офени разносчики товаров в дореволюционной россии отвратительные мужики история disgusting men

Какие разносчики чаще всего встречались на улицах Москвы и Петербурга? Прежде всего, это были торговцы съестным и напитками. Ранним утром на улицах появлялись мясники — элита разносчиков. Мясник торгует с тележки, отрубая кусок мяса прямо при покупателе и завешивая его на весах. И весы, и гири были с государственным клеймом, поэтому мясники не обвешивали и не торговались. Подъедет к заднему крыльцу барского дома, вызовет кухарку, отвесит, сколько нужно, мяса и едет дальше.

В местах скопления народа всегда найдется желающий выпить чаю или квасу, съесть киселя, пирожок, баранку или иное лакомство — все это предлагали разносчики. Продавцы клюквы выкладывали ягоду в деревянные чашечки и мазали сверху медом, кисельники отрезали целые ломти густого горохового киселя и поливали растительным маслом; блинники ходили с цилиндрическими лотками, в которых стопкой лежали блины. Подавая блин, разносчик присыпал его сахаром. Ходили и продавцы мороженого — у них на головах стояли кадки со льдом, в который были вкопаны жестяные банки с крышками. В каждой банке было мороженое своего сорта — сливочное, «шоколадное» (тоже сливочное, но подкрашенное жженым сахаром), крем-брюле. В этой же кадке были деревянные блюдца и костяные ложечки. Полукруглой ложкой мороженщик сооружал шарики и выкладывал на блюдечко. Есть полагалось сразу же — использованную посуду мороженщик вытирал полотенцем и клал обратно в кадку.

разносчики в дореволюционной России коробейники офени разносчики товаров в дореволюционной россии отвратительные мужики история disgusting men
Памятник коробейнику в Ростове-на-Дону разносчики в дореволюционной России коробейники офени разносчики товаров в дореволюционной россии отвратительные мужики история disgusting men
И в Екатеринбурге

Продавали вразнос и квас «с ледком», заправлявшийся сахарной патокой. Квас делали также лимонный и малиновый, «ядовитых» цветов, а вместе с квасом разносчик часто носил и поднос с вареными грушами.

С большим медным сосудом, похожим на самовар, ходил продавец сбитня — напитка на основе меда и пряностей, подкреплявшего в холод. До распространения чая в начале XIX века именно сбитень был самым популярным горячим питьем в России. Сосуд для сбитня носили в ватном чехле на спине, а кран помещался под левой рукой у сбитенщика. Через плечо он носил гирлянду калачей или баранок, а вокруг его пояса наматывал полотенце, в котором в специальных выемках, как в патронташе, стояли стаканчики для сбитня. Стаканы были с толстенным дном — чтобы покупатель не обжегся при питье.

разносчики в дореволюционной России коробейники офени разносчики товаров в дореволюционной россии отвратительные мужики история disgusting men

Коробейник на гербе Савино в Ивановской области

Были и среди разносчиков свои специалисты узкого профиля: водовозы, которые день-деньской ездили на телеге с огромной деревянной цистерной, угольщики, все черные от пыли своего товара, точильщики, которые несли на плече станок с большим точильным колесом, приводившимся в движение ножным приводом, и выкликали: «Ножи, ножницы точить!». Точильщик был настолько привычен большинству горожан, что, когда на улицах появились первые велосипедисты, мальчишки в ужасе кричали: «Гляди, точильщик с ума сошел!»

Особой категорией разносчиков были старьевщики: «Нету ли старья, тряпья, старого меху, бутылок, штофов продать?», — кричали они, бродя по дальним улицам и бедным окраинам. В центре, где живут богачи, старьевщику поживиться нечем. Его клиенты — мальчишка, принесший старые сапоги, старуха с выцветшей шляпой или истлевшим полушубком. Свой «товар» старьевщик сбывал скупщикам старья, а те продавали старую одежду портным на заплатки, мебель — плотникам на доски, словом, у бедняков все шло в дело.

разносчики в дореволюционной России коробейники офени разносчики товаров в дореволюционной россии отвратительные мужики история disgusting men

Торговля вразнос как часть городской жизни прекратила свое существование вместе с Российской империей. Конечно, в Советском Союзе тоже торговали вразнос — папиросами, газетами, старьем и прочим — но снова официальным этот «бизнес» так и не стал.

Сейчас разносчика, торгующего газировкой, сладостями или сувенирами, можно встретить, пожалуй, только в детском парке. Этот тип торговца почти исчез из городской жизни. Между тем в царской России торговля вразнос — пирожками, квасом, мясом, молоком и яйцами, фруктами, игрушками, тканями, сувенирами, напитками — была официальной и составляла заметную часть повседневной жизни любого крупного города, особенно Москвы и Петербурга.


Недавно мы рассказывали о «сволочах», «супостатах» и прочих ругательствах, которые были популярны в старину (и часто имели совершенно иное значение, чем сейчас). Кроме прочего, мы вспомнили о слове «лох», которое пришло из жаргона офеней — бродячих разносчиков товаров, которые оказались настолько интересными, что им стоило посвятить отдельную статью.

Разносчики были торговцами, которые не ждали покупателя в лавке с товаром, а сами шли к нему. В любую погоду с раннего утра им приходилось таскаться по улицам, неся на себе весь свой товар, и громкими криками объявлять о том, что они продают. По словам современника, в середине XIX века они буквально «наполняли» городские улицы. Зачем же нужны были разносчики? Неужели не было магазинов?

Люди в серых халатах


Куда идет за продуктами, одеждой и прочими предметами быта русский горожанин XVIII — XIX веков? В Торговые ряды, обычно располагавшиеся в центре города; на продуктовый рынок; а если ему лень — ждет разносчика, у которого можно купить почти все то же самое, что и в Рядах, но по завышенной цене.

С понедельника по пятницу каждой недели разносчики стояли во всех бойких местах города, ходили по улицам, заходили во дворы и даже в дома и квартиры… Хороший разносчик имеет залихватский вид: шапка заломлена набок, выступает важно. Он громко выкрикивает о своих товарах, всегда нараспев или в рифму, стараясь посмешить публику. Каждому товару соответствовал свой мотив, или, как тогда говорили, «голос».


Как писал живший во второй половине XIX века москвич Н. Телешов, «кто и как узаконил эти мотивы — неведомо, но они соблюдались в точности в течение долгих лет, так что по одному выкрику, даже не вслушиваясь в слова, можно было безошибочно знать, с каким товаром идет разносчик». А еще можно было понять, хорошо ли у него сегодня идет торговля и откуда он родом.


Работа разносчика физически очень тяжела — лоток с товаром нужно носить на себе весь день. Носили короба и лотки на широком ремне через плечо, на спине, и даже на голове (чтобы лоток постепенно не раздавил торговцу череп, подкладывали ватное кольцо). Так что пожилые и слабые в разносчики не шли. В большинстве своем они были рослыми крестьянами, молодыми или среднего возраста. Чтобы работать разносчиком официально, необходимо было получать разрешение и металлическую бляху с номером.

Начиная с середины XIX века разносчики различались и по своей одежде: «серые халаты» продавали что подешевле, а «синие халаты» несли более дорогой, штучный товар. Также вразнос, но уже без официальной «бляхи», торговали дети и старики — чаще всего гнилыми фруктами или тряпьем.


Апельсины, лимоны, пастила и печенье, квас, лимонад и пиво, моченые яблоки и груши, рыба свежая и соленая, пироги и сайки, мороженое, куры и цыплята, мед в сотах, живые раки, табак и сигары, платки и ленты, пуговицы, нитки и иголки, сувенирные фигурки и игрушки, деревянные ложки и тарелки, сапоги, рубашки, лубочные картинки, книги — у разносчиков в самом деле можно было купить почти все.

Разносчики работали в городе по разным «графикам»: или весь сезон, с сентября по начало лета, или «сменами» по несколько месяцев, живя то в городе, то в родной деревне. В городах разносчики проживали, снимая вскладчину дома в пригороде. А группировались они по местам проживания и даже национальностям.

Приходила клюква издалека


Городскими разносчиками обычно работали крестьяне окрестных губерний, при этом сосчитать их не было возможности — регистрировались у городского правительства далеко не все, шла постоянная сезонная миграция из города в деревню и обратно. Историк Людмила Мясникова пишет, что в 1870-м году в Петербурге был зарегистрирован 6221 разносчик, «но данные не вполне точны». В любом случае, их были тысячи.

В Петербурге торговлей вразнос занимались в основном крестьяне-ярославцы. Сметливые, оборотистые, они ехали в столицу на заработки из-за малоземелья в своей губернии, и торговали готовой едой, овощами (их растили на своих огородах недалеко от Петербурга, чтобы продавать только свежее) и цветами (их тоже выращивали — в оранжереях).


В Москве преобладали разносчики из владимирских земель. Однако в любом большом городе работали и отдельные «корпорации» крестьян из тех земель, где были особые промыслы — нижегородцы торговали резными ложками, подмосковные крестьяне — деревянными игрушками, владимирцы — клюквой.

Ходили по русским городам и торговцы-иноземцы. Очень много было разносчиков-татар, прибывавших из Симбирской, Казанской, Пензенской губерний. Те, что победнее, скупали старое тряпье; татары побогаче ходили с целым ларьком платков, отрезов, лент, кож и женских сапожек. Такой торговец ходил обычно в черной или зеленой бархатной шапочке, за что горожане называли его «князь». Ходили с жестяной посудой и проволочными корзинами словенцы, которых упорно называли «венгерцами»; с соломенными метелочками и коробками для косметики — «остзейские немки». Развозили в телегах картофель и овощи немцы-колонисты, которые отличались тем, что не торговались — у них весь барыш был просчитан заранее.

Ближе к концу XIX века появились и китайцы, удивлявшие самим своим видом: в шелковых кофтах, расшитых цветами, или угольно-черных, в тапочках на мягкой подошве. В больших тюках, из которых торчала железная аршинная линейка, они несли китайский шелк, чесучу и атлас, торговали и всякими диковинами: бумажными фонарями, статуэтками божков, резными костяными шарами, внутри которых перекатывались такие же шары, раскладными игрушками из бумаги.

Типы разносчиков


Какие разносчики чаще всего встречались на улицах Москвы и Петербурга? Прежде всего, это были торговцы съестным и напитками. Ранним утром на улицах появлялись мясники — элита разносчиков. Мясник торгует с тележки, отрубая кусок мяса прямо при покупателе и завешивая его на весах. И весы, и гири были с государственным клеймом, поэтому мясники не обвешивали и не торговались. Подъедет к заднему крыльцу барского дома, вызовет кухарку, отвесит, сколько нужно, мяса и едет дальше.

В местах скопления народа всегда найдется желающий выпить чаю или квасу, съесть киселя, пирожок, баранку или иное лакомство — все это предлагали разносчики. Продавцы клюквы выкладывали ягоду в деревянные чашечки и мазали сверху медом, кисельники отрезали целые ломти густого горохового киселя и поливали растительным маслом; блинники ходили с цилиндрическими лотками, в которых стопкой лежали блины. Подавая блин, разносчик присыпал его сахаром. Ходили и продавцы мороженого — у них на головах стояли кадки со льдом, в который были вкопаны жестяные банки с крышками. В каждой банке было мороженое своего сорта — сливочное, «шоколадное» (тоже сливочное, но подкрашенное жженым сахаром), крем-брюле. В этой же кадке были деревянные блюдца и костяные ложечки. Полукруглой ложкой мороженщик сооружал шарики и выкладывал на блюдечко. Есть полагалось сразу же — использованную посуду мороженщик вытирал полотенцем и клал обратно в кадку.


Памятник коробейнику в Ростове-на-Дону


И в Екатеринбурге

Продавали вразнос и квас «с ледком», заправлявшийся сахарной патокой. Квас делали также лимонный и малиновый, «ядовитых» цветов, а вместе с квасом разносчик часто носил и поднос с вареными грушами.

С большим медным сосудом, похожим на самовар, ходил продавец сбитня — напитка на основе меда и пряностей, подкреплявшего в холод. До распространения чая в начале XIX века именно сбитень был самым популярным горячим питьем в России. Сосуд для сбитня носили в ватном чехле на спине, а кран помещался под левой рукой у сбитенщика. Через плечо он носил гирлянду калачей или баранок, а вокруг его пояса наматывал полотенце, в котором в специальных выемках, как в патронташе, стояли стаканчики для сбитня. Стаканы были с толстенным дном — чтобы покупатель не обжегся при питье.


Коробейник на гербе Савино в Ивановской области

Были и среди разносчиков свои специалисты узкого профиля: водовозы, которые день-деньской ездили на телеге с огромной деревянной цистерной, угольщики, все черные от пыли своего товара, точильщики, которые несли на плече станок с большим точильным колесом, приводившимся в движение ножным приводом, и выкликали: «Ножи, ножницы точить!». Точильщик был настолько привычен большинству горожан, что, когда на улицах появились первые велосипедисты, мальчишки в ужасе кричали: «Гляди, точильщик с ума сошел!»

Особой категорией разносчиков были старьевщики: «Нету ли старья, тряпья, старого меху, бутылок, штофов продать?», — кричали они, бродя по дальним улицам и бедным окраинам. В центре, где живут богачи, старьевщику поживиться нечем. Его клиенты — мальчишка, принесший старые сапоги, старуха с выцветшей шляпой или истлевшим полушубком. Свой «товар» старьевщик сбывал скупщикам старья, а те продавали старую одежду портным на заплатки, мебель — плотникам на доски, словом, у бедняков все шло в дело.


Торговля вразнос как часть городской жизни прекратила свое существование вместе с Российской империей. Конечно, в Советском Союзе тоже торговали вразнос — папиросами, газетами, старьем и прочим — но снова официальным этот «бизнес» так и не стал.

У всякого общества в разные периоды его развития разная потребность в профессиональном труде. На Руси народ никогда без дела не сидел – то баклуши бил, то лясы точил, профессий было много, каждый кормил семью в зависимости от происхождения и способностей. Это сейчас существует множество технических средств, облегчающих труд, а раньше всё делалось умелыми мозолистыми руками и во всякое дело вкладывалась частичка души.

Много профессий и ремёсел кануло в прошлое, а другие сейчас обрели своё второе рождение. Ведь в наше время массового потребления «пластиковых», искусственно выращенных и машинами созданных продуктов всё возрастает тяга к «живому», натуральному, природному – родному.

Предлагаем познакомиться с некоторыми из тех профессий и тем самым больше узнать о своём прошлом, запечатлённом в недрах Родовой памяти.

Первыми и самыми необходимыми были профессии, связанные со строительством жилищ, добычей пищи и созданием одежды, обуви и предметов обихода: землепашцы, косари, лапотники, кузнецы, бондари, валяльщики, кружевницы, ловцы жемчуга и многие другие.

Вы на себя плетёте петли
И навостряете мечи.
Ищу вотще: меж вами нет ли
Рассвета алчущих в ночи?

На мне убогая сермяга,
Худая обувь на ногах,
Но сколько радости и блага
Сквозит в поруганных чертах.

В мой хлеб мешаете вы пепел,
Отраву горькую в вино,
Но я, как небо, мудро-светел
И неразгадан, как оно.

Вы обошли моря и сушу,
К созвездьям взвили корабли,
И лишь меня - мирскую душу,
Как жалкий сор, пренебрегли.

Работник родины свободной
На ниве жизни и труда,
Могу ль я вас, как тёрн негодный,
Не вырвать с корнем навсегда?

Пахарь, которого также называют ходоком за сохой, древним тружеником полей или землепашцем — человек, занимающийся вспашкой земли для нужд земледелия.

В славянской мифологии пахарь был настоящим культурным героем, который, в соответствии с широко распространённым фольклорным сюжетом, сумел изгнать с земли первобытных великанов, воплощающих дикие, необузданные силы матушки-природы.

Репин И.Е. "Пахарь Л.Н. Толстой на пашне"

Покос травы издавна воспринимался на Руси как общее дело. Однако основной «ударной силой» являлись всё же косари – обычно очень сильные и выносливые мужчины. Если таковых было недостаточно, на покос выходили и женщины, и старики. К слову сказать, некоторые пожилые люди могли дать фору молодым парням. Косить начинали по первой росе, которая увлажняла траву и облегчала ход косы. Определённое положение рук, взмах косы, её направление – в этой работе много тонкостей. От того, насколько хорошо трудится косец, напрямую зависело, какой продукт получат скотина в хлеву и человек на столе. Обычно во время кошения пели – дружно, весело, тем самым создавая нужный ритм работы, ведь если один из косцов замешкается – и до беды недалеко. Сенокос – один из самых популярных сюжетов в руском искусстве. Косить легко, скажете вы. Конечно, но только если речь идёт не о кошении травы.

Традиционно для засолки огурцов и выдержки вина используют деревянные бочки. В старину их изготовлением занимался бондарь. Получившая широкое распространение на Руси, эта профессия сошла на нет в XX веке. Раньше количество профессионалов-бондарей достигало тысячи человек в каждой губернии, сейчас же их — единицы. Набивать бочки было делом крайне сложным.

Бондарь посредством топора и других столярных инструментов прилаживает клёпки бочки одна к другой, выстругивает их, делает фальцы (зауторы) зауторником, в них вгоняет днище и всё связывает деревянными или железными обручами.

Дёгтекур и смолокур

Дегтекуры гнали из бересты дёготь. Профессия эта была массовая, т.к. дёготь использовали в производстве чёрной юфти (особенная выделка кожи, имеющая приятный смолистый запах), из которой потом делали обувь и сбруи. Дёгтем также промазывали нижние венцы деревянных срубов, тем самым защищая их от влаги; смазывали замки, оси колёс и т.д.; позже - пропитывали шпалы. А смолокуры занимались добычей смолы из деревьев хвойных пород с помощью перегонки.

Мастера по плетению лаптей - лапотники, а под иным названием «лычаки», были также распространены y белорусов, карелов, мордвы, татар, финнов, эстонцев, чувашей. Сходный вид обуви применяли и японцы, и североамериканские индейцы, и даже австралийские аборигены. Подробнее о лаптях на Руси.

Профессия сапожника породила множество явлений современной культуры, например, поговорку «Сапожник без сапог» (описывающую ситуацию, когда профессионал в какой-то области напрасно не пользуется собственным умением в личных целях). Сапожниками также называют мастеров по ремонту обуви. Какая ещё была обувь на Руси.

Бурлаками называли наёмных рабочих, которые, идя по берегу, тянули судно против течения. «Эх, дубинушка, ухнем», — затягивал бригадир артели — шишка, и бурлаки приступали к своей тяжёлой и монотонной работе. Для облегчения труда идти нужно было синхронно, равномерно покачиваясь. И благо если ветер был попутный. Нанимали рабочих, как правило, на сезон — весной и осенью. В СССР бурлацкую тягу запретили в 1929 году. В некоторых странах, например в Бангладеш, можно до сих пор видеть, как бедняки тянут на себе баржи.

При упоминании бурлаков перед глазами сразу встают образы со знаменитой картины Репина, однако первым руским художником, изобразившим этот тяжёлый труд, был Василий Верещагин (картина ниже). Проживая в 1866 году в дядином имении в селе Любец, он наблюдал бурлаков на берегу реки Шексны. Делая этюды работяг, он планировал создать большое полотно, чтобы привлечь внимание к нечеловеческим условиям работы бурлаков. Однако вскоре Верещагин отправился на службу в Туркестан и масштабную картину так и не закончил.

Немало было на Руси и искусных ремесленников. Древнеруские ремёсла делились на женские (шитьё, вышивание, ткачество, плетение, роспись и др.) и мужские (ювелирное дело, скорняжное, кузнечное, гончарное и др.). Те вещи, которые служили для красоты, в основном, выполнялись женскими руками. Мужчины ремесленники занимались более грубыми и сложными делами.

Ремесленник, изготавливающий плетёные изделия из лозы: домашнюю утварь и ёмкости различного назначения, такие как короба, корзины, вазы и др., мебель (столы, стулья, сундуки, колыбели) и др. Под лозой подразумевается любой природный материал растительного происхождения, способный при определённой обработке с лёгкостью гнуться, а в обычных условиях держать форму.

Кузнечное ремесло — одно из древнейших. Кузнец раньше, чем прочие мастера, должен был бросить заниматься другими делами (например, одновременно пахать, тачать, заниматься натуральным хозяйством и так далее) и полностью сосредоточиться на своём занятии, требующем достаточно сложных технологических процессов. Прочим крестьянам (или кочевникам) это было не всегда понятно и казалось загадочным. Вдобавок, из-за опасности возгорания кузнецы обычно поселялись на отшибе, что порождало дополнительную загадочность. Кузница в современном хозяйстве.

Сперва гончарное производство было ремеслом, служившим для приготовления сосудов для пищи или для сохранения жидких и сыпучих тел; но со временем развивалось и обогащалось новыми предметами выделки, а именно огнеупорным кирпичом, каменной посудой, черепицей, изразцами, дренажными трубами, архитектурными украшениями и подобными изделиями.

Деревянные ложки в России в XIX в. изготавливались в количестве не менее 150 миллионов штук (на сумму свыше миллиона рублей) в год. Материалом для ложек служат: осина, берёза, отчасти ольха и рябина и изредка лишь клён и пальма (самшит), а в западных губерниях и на Кавказе — груша.

Мастер, изготавливающий игрушки из различных природных материалов. На Руси они вырезались из дерева, лепились из глины или плелись из соломы.

Красильщик – ремесленник, занимающийся окраской пряжи, тканей, кожи и т. п.

Труд красильщика был тяжёл. Орудуя мешалкой и полагаясь не на спектральный анализ, а на свой глаз и чутьё, красильщик и не подозревал, что к таинству его ремесла имеют отношение химия и физика.

Ручной процесс крашения был длительным. Например, ализарином красили пряжу или ткань в течение нескольких недель, буквально выхаживая яркий и прочный пунцовый цвет.

Валенки — традиционная обувь народов Евразии, которая используется для ходьбы по сухому снегу. Для замедления снашивания валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой или носят с галошами. Традиционно валенки бывают коричневого, чёрного, серого, и белого цвета, но в последние годы выпускаются валенки самых разных цветов. Подробнее.

До 19-20 вв. ткачество являлось одним из самых распространённых домашних занятий в традиционных культурах народов России и соседних территорий. Использовалось, главным образом, в изготовлении льняного и конопляного (т. н. посконного) холста для нательной одежды, сукна для верхней одежды, а также поясов и отделочной тесьмы. С процессом тканья, особенно с ответственными стадиями начала и срезания готового изделия (например, полосы холста), связаны многие поверья и приметы. Удивительная специальность – ткачество.

Вышивальщица

Вышивание известно с глубокой древности. Страсть к украшению себя и своей одежды с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды свойственна человеческой природе, даже в первобытном, полудиком её состоянии; так, например, краснокожие индейцы украшают одеяла различными вышивками; лапландцы на своей одежде из оленьей кожи вышивают самые разнообразные узоры. Руская народная вышивка.

Кружевная мастерица

На Руси кружево создавалось на коклюшках тремя различными по технологии способами, а именно: численным, парным и сцепным. Для изготовления кружева необходимо оборудование: коклюшки, на которые наматывается нитка, валик («подушка», «бубен») и подставка, для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется также крючок. Чаще всего кружево плетётся по заранее отрисованному рисунку — сколку. Современные модельеры используют традиции руского кружевоплетения в своих коллекциях.

На протяжении двух с лишним столетий, вплоть до 1930-х годов, повседневную жизнь крупных городов невозможно было представить без «криков» мелких торговцев. Городские окраины, густонаселённые кварталы каждое утро просыпались, разбуженные возгласами пирожников, старьёвщиков, зеленщиков, продавцов рыбы, молочников и прочего подобного люда.

Труд разносчиков был весьма нелёгким. Их рабочий день начинался ранним утром и заканчивался поздним вечером, а то и ночью. Им приходилось целыми днями в любое время года стоять на улице, да ещё с товаром. Поэтому представители данной профессии, как правило, были людьми нестарыми.

Коробейниками, ходебщиками или офенями называли торговавших по всей Руси крестьян. Свой товар (обычно различные полезные мелочи) они носили в больших лубочных коробах, отсюда и название – коробейники. Свое общество, свой кодекс, свое понятие о чести и даже свой сленг, который знали только люди этой профессии, отличали коробейников от многих других руских тружеников. Словообразование в языке офеней происходило различными способами: руские слова коверкались до неузнаваемости, заменялись в предложении заимствованиями из других языков, а зачастую и просто выдумывались. Отношение народа к офеням было различное. С одной стороны, офени зачастую были единственными источниками новостей, рассказчиками баек и сплетен, с другой – руский народ как-то всегда с недоверием относился к людям, предлагающим что-то купить.

Молочник, каждый день доставлял свежее молоко по домам.

Водовоз

Если в руской деревне почти в каждом дворе был выкопан свой колодец, то в городе с водой было сложно. В центральных районах вода в реках и прудах чаще всего была непригодна для питья, поэтому чистую воду приходилось горожанам привозить. Доставкой занимался водовоз. Чтобы им стать, нужно было иметь запряжённую лошадьми телегу или двухколёсную повозку и большую бочку. В Петербурге цвет бочки говорил о качестве находящейся в ней воды: воду из каналов перевозили в зелёных бочках, а питьевую — в белых. Часто водовоза сопровождала собака: она оповещала жителей о прибытии повозки громким лаем. В крупных городах эта профессия сохранялась до начала XX века, пока не появился централизованный водопровод.

В 1873 году труд водовоза запечатлел на своей картине художник Сергей Грибков. В то время эта профессия считалась престижной и, что немаловажно, очень доходной: об этом можно судить и по добротной одежде работника. Водовозы часто пользовались тем, что выбора у горожан не было, и брали с них втридорога.

К исчезнувшим профессиям относятся фонарщики. Фонари появились сначала в Москве в 1698 году возле царского дворца. А в 1718 г. Пётр I издал указ об освещении города Санкт-Петербурга.

Была создана команда фонарщиков, в которой каждый обслуживал 15 фонарей, зажигал и гасил, чистил, заменял прогоревший фитиль. Первые фонари были масляными, а с середины XVIII века в обиход стали входить керосиновые.

В XIX веке преобладающей формой уличного освещения становятся газовые фонари. Фонари должны были гореть каждую ночь от сумерек до 3-х часов за полночь во все тёмные ночи, кроме лунных.

На позицию фонарщика обычно брали отставных военных, которые могли работать ночью и днём.

Лишь после 30-х годов XX века появился автоматический режим зажигания фонарей, и эта некогда престижная профессия канула в Лету. В некоторых городах и сейчас можно встретить фонарщика, хотя это скорее попытка сохранить традиции, нежели необходимость.

Шорами называли наглазники, закрывающие лошади обзор по бокам. Отсюда же произошло слово «зашоренный» — так называют людей, неспособных принимать другие точки зрения. Элемент сбруи дал название целой профессии. Однако мастер занимался изготовлением всей конской амуниции: сёдел, уздечек, стремян. Каждая упряжь должна была быть уникальной. Сейчас только редкие специалисты украшают породистых лошадей для скачек.

Ямщик, извозчик, ломовик

Эта профессия пользовалась большой популярностью вплоть до начала XX века и была окутана изрядным слоем романтики. В переводе на современный лад: ямщики – что-то вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками. Дальнобойщики, одним словом.

А вот извозчики – водители городского такси. Они также классифицировались. К примеру, «ваньки», предоставлявшие услуги «эконом-класса», были выходцами из деревень, арендовавшие лошадей и коляски. Они брали за поездку от 30 до 70 копеек.

«Ломовики», перевозящие грузы на лошадях-тяжеловозах, были по типу грузовых такси. Состоятельные же люди пользовались услугами «лихачей», имевших красивых лошадей и удобные коляски, а клиентов они доставляли к месту уже за три рубля.

Ещё были среди городских извозчиков, одетых в фирменную одежду, так называемые «голубчики» и «резвые». Они имели номерной знак, их можно было заказать через специальную биржу, а поездка стоила в пределах рубля.

Нельзя сказать, что все вышеперечисленные профессии исчезли из нашей жизни, упоминания о многих из них сохранены в безсмертных произведениях классиков руской литературы. Базовые потребности людей – иметь пищу, одежду, крышу над головой – со временем не стали менее актуальными, а скорее модернизировались. Так и те профессии, будучи «прародителями» сегодняшних, видоизменились, модернизировались, автоматизировались… А некоторые возродились.

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Читайте также: