Кто делает карандаши профессии

Опубликовано: 30.04.2024

Мы учимся во втором классе. В свободное время мы любим рисовать цветными карандашами. Они яркие, красивые. Кроме них есть ещё и простой карандаш. Он сопровождает людей в школе, на работе и дома. Мы задумались об истории его возникновения и его особенностях. О чем же может рассказать нам простой карандаш?

Тема исследовательской работы «Наш приятель – карандаш».

Актуальность : Карандаш - очень простой и приятный в использовании инструмент. Но при всей своей простоте карандаш совершенно незаменимая в жизни вещь. Даже в современном мире, охваченном компьютеризацией, карандаш всегда под рукой у каждого человека любой профессии.

Проблема: Почему в век компьютеров простой карандаш остаётся необходимым предметом нашей жизни?

Объект исследования: простой карандаш и материал для его изготовления – графит.

Гипотезы (наши предположения):

  • карандаш – уникальный школьный инструмент,
  • история карандаша уходит далеко в прошлое,
  • карандаш можно легко сделать самим,
  • состав грифеля влияет на качество рисунков.

Мы определили цель своей работы:

  • раскрыть свойства и возможности простого карандаша.
  • узнать сколько лет простому карандашу и что было, когда карандаша не было;
  • познакомиться с устройством карандаша;
  • познакомиться с производством карандашей;
  • изучить виды, свойства карандаша и материала - графита;
  • провести анкетирование и опрос с целью определения знаний о карандаше у детей и взрослых;
  • рассмотреть разнообразное использование карандашей.

План работы над проектом:

1. Сбор информации: беседа со взрослыми (учителями, воспитателями, интервью с продавцом канцелярских товаров в магазине); работа с литературой в библиотеке, поиск информации в сети Интернет.

2. Исследовательская деятельность: опыты с материалом - графитом, наблюдение, рассматривание и сравнение разных карандашей, выводы.

3. Практическая работа: анкетирование учащихся и учителей, беседа с продавцом канцтоваров, изготовление карандаша в домашних условиях.

4. Оформление исследования: создание буклета; презентации.

5. Подведение итогов, выводы.

Методы и приёмы исследования : беседа, поиск информации в сети Интернет, чтение, рассматривание иллюстраций, наблюдение, опыты, эксперименты, практическая работа по изготовлению карандаша, анализ и обобщение результатов деятельности.

Результаты: изготовление карандаша, презентации, буклета для учащихся подготовительных и первых классов «Наш приятель – карандаш».

Практическая значимость исследования для окружающих : результаты исследовательского проекта будут интересны и полезны учащимся младшего школьного возраста, для которых карандаш является неотъемлимым атрибутом рисования; данные материалы можно использовать педагогам на уроках рисования и технологии, с целью приобщения детей к бережному отношению к предметам, которые им служат, а также для приобщения к художественному творчеству.

История карандаша началась несколько тысяч лет тому назад. Первым карандашом в руках человека можно считать уголёк из костра. Позже люди писали деревянными, костяными или бронзовыми заострёнными палочками на сырых глиняных дощечках. Древние египтяне писали кисточками из тростника, римляне царапали палочками на восковых книжечках.В качестве карандаша применялась и тонкая проволока из серебра, которая была припаяна к деревянной ручке или хранилась в футляре.

XVI век. Пастухи из английской местности Камберленд найденной в земле тёмной массой метили овец. Потом начали изготовлять из него заострённые на конце тонкие стержни, которые использовали для рисования. Они получались мягкими, сильно пачкали руки и подходили исключительно для рисования, но абсолютно не годились для письма. Считается, что именно тогда и появились графитные карандаши.

XVII век. Художники того времени придумали корпус для стержня карандаша – зажимали графитовые палочки между кусками дерева или ветками. Оказалось, что так рисовать намного удобней!

XVIII век. Современный карандаш был изобретен в 1794 году французским изобретателем Никола Жаком Конте. Конте разработал рецепт смеси графита с глиной и создал производство высококачественных графитовых стержней. Грифель стал плотным.

XIX век. В самом конце XIX века граф Лотар фон Фаберкастл заметил, что карандаши с круглым сечением легко скатываются с наклонных поверхностей, он изобрел шестигранный карандаш.

Такой карандаш сопровождает нас и в третьем тысячелетии. Изменяется только материал «рубашки», форма и внешний вид.

Из чего сделан карандаш?

Простой карандаш состоит из грифельного стержня и деревянного корпуса – «рубашки». Грифель карандаша имеет следующие составные части:

  • графит (углеродный минерал, для производства карандашей он подвергается очистке);
  • ил (используется как связующее вещество, является закрепителем);
  • сажа – для придания черного цвета и мягкости стержня;
  • вода и крахмал – для формирования однородной массы.

«Рубашка» карандаша – деревянная. Самый дешевый материл – ольха. Самые хорошие карандаши производят из кедра.

Для изготовления только одного карандаша совершают свыше 80 производственных операций.

Стержень (грифель) – основная рабочая часть карандаша. При производстве грифеля сухой порошок графита смешивают с глиной и водой. Чем больше глины, тем тверже карандаш, больше графита – мягче грифель. Графитную смесь пропускают через формовочный пресс, получая тонкие липкие веревочки. Их распрямляют, разрезают по размеру, сушат и направляют в печь для обжига. Готовые стержни отправляются на карандашную фабрику. Процесс изготовления карандашей начинается с производства карандашной дощечки. При изготовлении карандашей на карандашных дощечках делают канавки для стержней.. В канавку дощечек укладывают стержни, закрывают их другими дощечками, с нанесенным на них слоем клея. Полученные блоки зажимают и выдерживают определенное время в тепловой камере. Заключительная часть процесса производства карандашей – фрезеровка карандашей заданной формы (круглые, граненые) специальным режущим инструментом. Итак, карандаш готов. На корпус карандаша должно быть нанесено не менее семи слоев краски, иначе образуются «заусенцы». Чем карандаш дороже, тем большим количеством слоев краски он покрыт.

Сегодня производится более 300 видов карандашей для различных видов деятельности. Существуют карандаши для нанесения надписей на стекле, ткани, целлофане, пластмассе и кинопленке.

Виды простых карандашей.

Карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая обычно указана на карандаше и подбирается по бумаге. Чем плотнее и тверже бумага, тем тверже должен быть графитный стержень карандаша. Слишком твердый стержень портит поверхность бумаги. В России выпускаются графитные чертёжные карандаши нескольких степеней твёрдости, которая обозначается буквами, а также цифрами перед буквами.

М - обозначается мягкий карандаш.

Т - для обозначения твёрдого карандаша.

ТМ - твёрдо мягкий карандаш .

Опыты и наблюдения.

Вопрос, который нас заинтересовал – почему за всю историю существования карандаша, люди не придумали более уникального и удобного инструмента для рисования? Чем бы мы рисовали, если бы не было карандаша?

Мы решили провести ряд опытов и экспериментов с карандашом:

1.Запись, сделанная карандашом на бумаге, легко стирается самым обыкновенным ластиком (в отличие от следов от ручки и фломастера). Тот же результат был получен и при письме на других поверхностях (столе, парте, стуле, обложке, коже руки).

2. При перевернутом состоянии карандаш тоже пишет, в отличие от ручки.

3. На морозе (при низкой температуре окружающей среды) с карандашом не происходят никакие изменения, в отличие от ручки или фломастера, чернила которых замерзают.

4. В огне (при высокой температуре окружающей среды) «рубашка» карандаша лишь слегка обуглилась и даже не была слишком горячей. Карандаш писал без проблем. А ручка и фломастер совсем расплавились.

5. В воде (при высокой влажности окружающей среды) карандаш тоже пишет, а ручка и фломастер нет.

6. Сравнили разных предшественников карандаша.

Проделав несколько опытов с карандашом, ручкой, мелом, тушью с пером, воском, красками, углём и фломастером мы смогли наглядно увидеть преимущества карандаша: он оказался самым удобным, прочным и надёжным пишущим инструментом. Это, вероятно, и объясняет столь продолжительное существование в истории человечества такого простого, на первый взгляд, предмета.

7. Выделили свойства и узнали об его уникальных особенностях:

Свойства простого карандаша.

  • сравнительно дешёвый;
  • в воде не тонет;
  • не течёт и не требует заправки чернилами;
  • легко удаляется;
  • обломок карандаша тоже пишет;
  • экологически чистый;
  • имеет приятный запах (особенно кедровый карандаш);
  • пишет перевёрнутый вверх, под водой и в космосе.

Замечательные способности карандаша.

  • чертит линию длиной 56 км;
  • пишет около 45000 слов;
  • может быть заточен 17 раз;
  • многие известные писатели и учёные работали только простым карандашом;
  • я и мои одноклассники работаем с карандашом в школе и дома в тундре;
  • карандаш в талантливых руках творит произведения искусства.

Рисование простым карандашом.

Простым карандашом можно рисовать в любое время и в любом месте. Рисование карандашом не требует специально оборудованного рабочего места, как, к примеру, рисование красками. Рисование простым карандашом – занятие чрезвычайно увлекательное и не такое простое, как кажется на первый взгляд. Качество карандашного рисунка зависит не только от твердости карандаша, но и от заостренности его грифеля. Следует также учитывать силу нажима на карандаш и качество бумаги для рисования. Возможности обыкновенного простого карандаша очень велики! Линия может быть мягкой и жесткой, еле заметной и сочной. Рисунок – нежным, с плавным переходом тонов, или энергичным с размашистыми, смелыми штрихами. Ни один другой материал для рисования не обладает такой способностью передавать оттенки черно–белого, тени и контуры, как простой карандаш.

Конечно, с появлением новых материалов и технологий будут видоизменяться и пишущие инструменты. Но деревянные карандаши, перешедшие вместе с нами в третье тысячелетие, еще долго будут служить детям и взрослым, людям разнообразных профессий.

  1. Изучив литературу, мы узнали историю карандаша, состав и технологию его производства.

История карандаша очень интересна. Прошло много веков, прежде чем появился настоящий карандаш. В 1775 году его изобрёл французский учёный Николя Жак Конте. Карандаш постоянно совершенствовался. Круглый карандаш скатывается со стола, поэтому придумали делать его шестигранным. Затем, для удобства, в верхнюю часть карандаша поместили стирательную резинку. Появились цветные карандаши, в которых вместо графита в грифелях используется мел со специальным клеем (каолин) и красящим веществом. Люди продолжали искать материал для замены древесины. Так появились карандаши в пластмассовой оправе. Был изобретён механический карандаш в металлическом корпусе. Сейчас выпускаются ещё и восковые карандаши.

  1. Узнали о замечательных свойствах и возможностях этого простого предмета.
  2. Провели опрос учителей, анкетирование учащихся, интервью с продавцом канцелярских товаров. Предложили свои советы по выбору карандашей одноклассникам.
  3. Создали буклет «Наш приятель - карандаш», где прорекламировали возможности творческого использования карандаша.
  4. Изготовили непростой простой карандаш своими руками.
  5. Нарисовали рисунки различными приспособлениями (уголь, мел, перо с тушью, краски, графит, простой карандаш) и сделали вывод, что простой карандаш это самое универсальное для рисования изобретение человечества.
  6. Ответили на главный вопрос - почему в век компьютеров простой карандаш остаётся необходимым предметом нашей жизни?

Простой карандаш – самый распространенный канцелярский товар, уже много лет известен всему миру. В эпоху всемирной компьютеризации он не теряет своей популярности благодаря своим уникальным свойствам. Он нужен всем и всегда, им можно писать, штриховать, обводить, рисовать, а главное – его можно стирать!

Чтобы оценить преимущества карандаша, необходимо вспомнить, что писать многие века приходилось гусиными и, позже, металлическими перьями, чернилами или тушью. Человек пишущий был прикован к столу. Появление карандаша позволило вести записи в пути или в процессе работы. Общеизвестный факт: ручка более популярный инструмент для письма, чем карандаш. Но, тем не менее, карандаш более надёжный. Карандаш выручит вас тогда, когда ручка может «закапризничать» и отказаться работать. Карандаши берут с собой аквалангисты, чтобы делать зарисовки под водой. На карандаш не оказывает губительного влияния даже невесомость и мороз! Так что в космосе и на полярных станциях без карандашей никак не обойтись.

Из карандашей создается множество красивых, иногда причудливых, но всегда удивительных вещей: поделки, бижутерия, мебель, предметы декора, скульптуры, открываются целые выставки.

Карандаш – школьный приятель наш, помощник и символ творческих идей.

Ну, волшебные дела!
Пишет палочка сама!
На листе и на газете
Пишут взрослые и дети,
Пишут в школе, пишут в доме,
И в тетрадке, и в альбоме.
Пишет Слава, пишет Коля,
Старшая сестренка Оля…
Пояснил мне папа наш:
Это просто карандаш!

В далеком 1912 году по указу царского правительства в Томске была создана фабрика, где пилили кедровую дощечку для карандашей, производимых на территории всей страны.

На сегодняшний день «Сибирская карандашная фабрика» – единственный на территории бывшего Советского Союза производитель карандашей и карандашной дощечки из сибирского кедра, древесина которого применяется для производства карандашей высшей ценовой категории.

Как же производят карандаши, знакомые нам с самого детства?

Производство карандашей начинается с лесной биржи, где складируется заготовленный кедр. Сейчас здесь находится больше трех тысяч кубов дерева. Областные власти очень помогли фабрике в обеспечении материалом и в этом году здесь планируют произвести около 85 миллионов карандашей.

- Древесина, которую мы закупаем, поступает к нам не в результате варварской рубки, – говорит Анатолий Лунин, директор фабрики. – В подавляющем большинстве это санитарная рубка перестоявшегося кедра, который уже не дает орех. Кедр растет до 500 лет, но шишки на нем появляются где-то до 250-летнего возраста, после чего он начинает умирать, его поражают различные насекомые. Если срубить его в этот период, быстрее вырастет новый кедр.

До момента распила бревна проходят обязательную подготовку: каждое бревно нужно вымыть, чтобы приставшие куски земли или глины с камнями случайно не повредили пилы. Для этого дерево с лесной биржи помещают и выдерживают в специальном бассейне с теплой водой. Летом его здесь держат недолго, до двадцати минут, но в зимний период бревно находится в бассейне до тех пор, пока не оттает – на это может уходить до трех часов. А через 369 часов или 16,5 суток и 26 различных технологических операций из бревна получатся готовые карандаши.

На лесопилке из бревна делают вот такой брус:

Производство деревянного карандаша чрезвычайно требовательно к качеству материала, в дело идет только чистая прямая древесина. И если для столярных изделий наличие таких дефектов, как, например, сучки, не катастрофично, то карандаш из такого дерева уже не сделать. Поэтому сказать заранее, сколько карандашей получится из одного бруса, очень сложно.

Чтобы уменьшить количество отходов, на предприятии ищут разные способы увеличения глубины переработки древесины. Один из таких способов – расширение ассортимента выпускаемой продукции. Так, из дощечки, которая не годится для производства карандаша, планируют наладить выпуск деревянных пазлов-раскрасок для детей и средств от моли. Что-то идет на производство коротких карандашей, как для магазинов «IKEA», а часть, на производство вот таких деревянных шампуров:

Полученный из бревна брус распиливают на короткие отрезки, каждый из которых затем распускают на десять дощечек. Чтобы все дощечки были одинаковыми, их нужно откалибровать. Для этого их прогоняют через специальный станок. На выходе из него дощечки имеют одинаковый размер и строго перпендикулярные грани.

Затем откалиброванные дощечки помещают в автоклав. По своему внешнему виду он напоминает бочку, к которой подведено множество труб разного диаметра. При помощи этих труб в камере можно создавать вакуум, нагнетать давление и подавать внутрь всевозможные растворы.

В результате этих процессов из дощечки удаляются содержащиеся в ней смолы, и древесина импрегнируется (пропитывается) парафином. На сегодняшний день это не самый простой, но один из самых эффективных способов улучшить важные свойства материала и защитить дерево от вредного воздействия окружающей среды.

- Основной принцип и технология производства с тех пор как в Томске начали делать карандаши, не меняется, – говорит Анатолий Лунин. – Все процессы на нашей фабрике хорошо отлажены. Модернизация оборудования выражается в замене некоторых узлов, или переходе на более экономичные моторы, использование новых фрез. Приходят какие-то новые материалы, мы что-то меняем в приемке и оценке, но сама технология остается неизменной.

Готовая дощечка поступает в цех белого карандаша, где для начала в ней на станке нарезают канавки, куда затем будут уложены стержни (слово «белый» в данном случае означает то, что карандаш на данном этапе еще не окрашен). Дощечки подаются с одной стороны станка, по дороге их поверхность шлифуется для склейки, особой фрезой в ней выпиливаются углубления. На ближнем краю станка дощечки автоматически укладываются в стопку. Толщина отшлифованной дощечки с нарезанными канавками составляет 5 мм, что равно половине толщины будущего карандаша.

На следующем этапе дощечки склеивают попарно между собой, чтобы получился один карандашный блок.

Станок плавно подает первую дощечку и укладывает стержни в ее канавки. Вслед за этим из другого устройства «выезжает» вторая дощечка, уже смазанная водорастворимым клеем, и аккуратно ложится на первую. Получившиеся карандашные блоки зажимают в пневматическом прессе и стягивают струбцинами.

Если дощечку на фабрике изготавливают самостоятельно, то стержень, в основном, закупают в Китае. Там его начали производить по «сухой» технологии, которая не требует обжига в печи при высокой температуре.

Вследствие этого, себестоимость стержня оказалась настолько низкой, что львиная доля производителей карандаша перешла именно на такой стержень.

Чтобы грифель карандаша не ломался внутри корпуса, на фабрике применяют технологию дополнительного проклеивания стержня специальной клеевой системой. После этой операции склеенные блоки выдерживают в специальной сушильной камере несколько часов.

В камере довольно жарко. Горячий воздух нагнетается вентилятором, поддерживая температуру порядка 35-40 градусов. Древесине нужно хорошо просохнуть, чтобы в дальнейшем карандаш за один проход стал гладким и получил нужную геометрию. Карандаш с «простым» грифелем сохнет здесь не менее двух часов, а цветной – не менее четырех. Из-за того, что цветной содержит больше жировых веществ, ему требуется больше времени, чтобы просохнуть.

По прошествии этого времени блоки разбирают, укладывают в тележки с указанием всех дальнейших параметров и отправляют на следующий станок, который разделит их на отдельные карандаши.

Своей формой станок похож на тот, который делает канавки в дощечках, но у него есть и свои особенности. Заготовки помещают в загрузочный бункер.

Они проходят по транспортным узлам, торцуются, отпиливаются и на выходе получается привычный деревянный карандаш, только еще не окрашенный.

Двойная фреза, которая разделяет блоки, задает и форму будущего карандаша, причем делается это все за один проход. Именно от типа профиля режущей фрезы зависит то, каким будет карандаш – шестигранным или круглым.

Совсем недавно на фабрике освоили производство трехгранного карандаша. Оказалось, что спрос на такую форму растет. Покупателей привлекает эргономичность и естественность расположения пальцев на гранях, что, безусловно, облегчает обучение письму детей.

Рядом со станком стоит рабочий стол сортировщицы. Ее задача – перебрать сделанные карандаши, отобрать «годные» и отделить дефектные. К дефектам относятся сколы стержня на торце, шероховатости, ожоги древесины и тому подобное. Над столом висит памятка с нормами по браку. В каждый стоящий на столе лоток помещается 1440 карандашей.

Отсортированные карандаши на специальном лифте поднимаются на следующий этаж, где их будут красить.

Краску закупают в сухом виде и разводят до нужной густоты в лаборатории красок. Сама покраска происходит достаточно быстро.

Устройство непрерывно выталкивает окрашенные карандаши на конвейер. Длина и скорость движения транспортерной ленты рассчитаны таким образом, чтобы карандаш высыхал, пока движется на ней.

Доезжая до противоположного конца конвейера, карандаши попадают в один из трех приемников, откуда они отправляются обратно на следующее покрытие.

В среднем каждый карандаш покрывается тремя слоями краски и двумя слоями лака – здесь все зависит от желания заказчика. Покрасить карандаш можно тоже практически в любой цвет. Фабрика выпускает наборы из шести, двенадцати, восемнадцати и двадцати четырех цветов. Некоторые карандаши покрывают только лаком.

После покраски, карандаши отправляют в цех финишной отделки. В этом месте они приобретают тот окончательный вид, в котором дойдут до потребителя. На карандаши наносят штамп, надевают ластик и затачивают.

Способов нанесения штампов довольно много, но на «Сибирской карандашной фабрике» это делают с помощью фольги разных цветов. Такой метод называется термостатированием. Рабочая часть станка нагревается, и штамп через фольгу переносится на карандаш – так он не будет облезать и марать руки. Сам штамп может быть любым, его специально заказывают у гравировщика. В зависимости от сложности, на его изготовление уходит около пяти дней.

На часть карандашей, если это необходимо, надевают ластик.

Последняя операция – это заточка. Затачиваются карандаши на шлифовальной шкурке, надетой на барабан и движущейся с большой скоростью. Это происходит очень быстро, буквально за считанные секунды.

Кроме заточки станок можно настроить на выполнение вальцовки – обработки обратной торцевой части карандаша под небольшим наклоном. Теперь карандаши готовы к упаковке, их отправляют в следующее помещение. Там карандаши собирают в набор, складывают в коробку и направляют потребителю.

Упаковку под нужное количество карандашей печатают в Новосибирске. Она поступает в плоском виде, поэтому сначала ей придают объем. Потом через комплектовочные станки необходимое количество карандашей раскладывают в заданной цветовой гамме. Специальный станок позволяет собирать набор из двенадцати цветов. В конце карандаши раскладывают по коробочкам.

На вопрос, не планирует ли фабрика, по примеру китайских предприятий, перейти на производство карандаша из более дешевых пород дерева или пластмассы Анатолий Лунин признается:

- Я подумывал попробовать сделать экономичный карандаш из низкосортной осины, но это другая технология, и пускай уж китайцы этим занимаются. Меня больше интересует тема увеличения полезного выхода за счет повышения качества переработки древесины. А с точки зрения экологии, производить что-либо лучше из возобновляемого сырья. Пластмассовый карандаш никогда не сгниет, а деревянный за несколько лет полностью разложится.

Остается только пожелать, чтобы в век глобальной компьютеризации нашлось место простому деревянному карандашу.

А теперь посмотрим на анимированный процесс не на этой фабрике, но про все те же карандаши:

На уроках рисования, в художественной школе, без простого карандаша будет невозможно обойтись. Все наброски осуществляются с помощью этой канцелярской принадлежности, следы от которой всегда можно стереть ластиком. Это изделие достаточно простое, но производится оно очень сложно, в несколько этапов.

Во время изготовления карандаша используется более сотни материалов и проводится несколько десятков различных действий при помощи специализированного оборудования, а также в ручном режиме. Кто бы мог подумать, что этот небольшой предмет, предназначенный для рисования, производится около 11 дней.

Чтобы понять, насколько сложен и в то же время последователен процесс производства необходимо посмотреть на него со стороны. Для этого можно посетить самое известное в России предприятие, специализирующееся на производстве карандашей – завод имени Красина. Эта фабрика начала свою работу 90 лет назад. Кстати, в этом году она отметила свой юбилей. Своему существованию в той или иной степени предприятие обязано поддержке, оказываемой со стороны правительства.

Главное задачей представителей власти того времени была борьба с безграмотностью. Поэтому было важно начать производить канцелярские изделия в достаточном количестве и сделать их доступными для всего населения без исключения. С развалом СССР производством карандашей занималась исключительно на этом предприятии. На этом заводе изготавливается все необходимое сырьё, без которого невозможно сделать готовую продукцию. Итак, каковы основные этапы производства карандашей?

Основные этапы производства

На фабрику доставляют специальные дощечки из липы, которые в начале производства даже не пригодятся. Предварительно следует изготовить пишущие стержни, без которых невозможно себе представить не один карандаш. Делается это в специальном цехе. В качестве сырья для изготовления стержней применяют графит и глину. Первым шагом на пути приготовления смеси является процесс измельчения глины, после чего она перемещается к перемалывающему оборудованию.

Далее на специальной установке смесь очищается от различных примесей, камешков, частиц грязи и прочих посторонних элементов, а потом подвергается еще нескольким видам обработки с целью получения качественного продукта. Для изготовления грифелей используют только натуральные компоненты, поэтому переживать за безопасность точно не придётся.

Следующий этап – прессование. В этом производстве отсутствуют отходы, потому что их применяют вторично. На данном участке изготавливают уже готовые стержни, но их еще не помещают в карандаши, они предварительно должны быть подвергнуты ещё ряду различных манипуляций.

Процесс производства стержней можно сравнить с процедурой экструдирования кормов для животных. Подготовленная смесь выдавливается из отверстия специального шланга. Далее она помещается в специально подготовленную для этих целей ёмкость, и просушивается более 15 часов. И это ещё не всё. Процесс сортировки качественных стержней осуществляется в ручном режиме. Это длительный и непростой процесс, требующий особой внимательности и усидчивости.

После отсортировки стержней они прокалываются в специальном устройстве. Отжиг происходит при температуре порядке 1200 градусов по Цельсию. От этого будет зависеть качество стержня и твёрдость карандаша. После окончания процедуры отжига стержни наполняют жиром. Это делается для того чтобы стержень начал легко скользить, хорошо отображаться на бумаге и стираться ластиком без прикладывания особых усилий. Стоит отметить, что все выпускаемые карандаши могут отличаться друг от друга по степени твёрдости и мягкости. Для этого применяются различные компоненты: кондитерский жир, саломас, воск и т.д. После окончания всех необходимых процедур стержни отправляют на сборку, где с помощью специальных станков и дощечек в карандаше делают канавку, через которую вставляется стержень.

При помощи режущей части станка в дощечке вытачивают канавки. Дощечки в автоматическом режиме, отправляются в обойму, а на другом станке стержни размещают в дощечки, потом склеиваются, а затем их оставляют сохнуть под прессом. При этом стержень не приклеивается к дощечкам. Стержень находится внутри древесины и никуда не девается благодаря натягу деревянной оболочки.

Когда заготовка высохнет, её пилят при помощи фрезы на несколько карандашей. После окончания всех основных процессов на выходе получаются готовые канцелярские изделия, которые, тем не менее, ещё не готовы для продажи, так как они не окрашены.

На специальном оборудовании карандаши грунтуют. Для покраски этих канцелярских принадлежностей используют специальные эмали, которые также производят на заводе.

Особая покраска и оригинальная форма карандашей

В продаже можно увидеть карандаши, которые весьма оригинально покрашены, как будто с разводами. Для этого прибегают к особой технологии. Канцелярские принадлежности после покраски оставляют сушиться. Для того чтобы всё получилось максимально ровно проводится процедура механической обработки краёв. Изделие маркируют. Оборудование при этом работает с огромной скоростью. Готовые изделия непрерывно попадают в поддон.

На предприятии изготавливают эти изделия необычной расцветки, а также оригинальной формы, например, овальные, казалось бы, это и вовсе невозможно, но не тут-то было. Подобные изделия широко применяются при проведении ремонтных и строительных работ. Перед тем как упаковать карандаши их вручную перебирают, проверяют на целость, оценивают качественные характеристики и т.д. Занимаются этим сотрудники завода, некоторые из которых специализируются на этом всю жизнь.

После выпуска карандашей их обязательно тестируют на качество в специальной лаборатории, осваиваются новые технологии производства с целью сокращения временных и денежных затрат. На фабрике производят карандаши для профессионалов и любителей под различные нужды.

Каждый человек хоть раз в жизни писал что-то карандашом, но задумывался ли кто-то, из чего он состоит и как туда попадает грифель? В этой статье ты можешь узнать об этом, а также из какого дерева делают грифели разной твердости, в чем разница изготовления цветных и простых карандашей, историю создания карандаша.

Карандаш – слово восточного происхождения, что с перевода означает сланец или черный камень. Грифель первых карандашей был создан из черного глинистого сланца, а затем их стали делать из измельченной жженой кости и клея, от такого состава след на бумаге был насыщенным и ярким.

История

В XVI веке для создания карандаша стали использовать графит, и он стал настолько популярным, что английское правительство запретило добывать графит, если его добывают дольше, чем полтора месяца в год, также запретило его вывоз из страны. Месторождение графита было единственным в Европе, в Кемберленде.

Но страны Европы в тайне вывозили графит из Англии, поэтому были им заполнены. Из-за всего этого цены на графит стали невероятно высокими, по этой причине владеть этим драгоценным сырьем могли лишь очень богатые люди. В скором времени французы придумали новый вид писчего средства. Внутрь карандашей они ставили белую глину, окрашенную сажей, поэтому рисовали такие карандаши очень мягко, а называли их парижскими карандашами. Сначала парижские карандаши годились лишь для рисования, так как это была просто графитовая палочка, но когда появилась внешняя оболочка, их стало можно использовать еще и для письма.

Но массовое производство карандашей началось в немецком городе Нюрнберге, их стержень делался из серы, графита и клея. Такие карандаши были значительно дешевле, но и качество было не столь хорошим. Из-за того, что стержень делался из нескольких веществ, он был неоднородным и временами прерывался по длине.

В XVIII веке Николя Жак Конте придумал еще один способ изготовления, он смешивал графит, глину, сажу и крахмал с водой, затем придавал изделию форму и обжигал его, добавляя разные количества разных веществ, можно было менять твердость и насыщенность цвета. Если добавляли больше графита, то карандаши были более мягкими и темными, а если больше глины, то более твердыми и светлыми. Если ты спросишь, из чего делают грифель карандашей в наше время, то однозначный ответ дать никто не сможет, так как существует больше двадцати различных способов изготовления.

Появлению карандашей в России способствовал Ломоносов, открыв производство в Архангельской области и установив норму для каждого мастера — 144 изделия в день, такая единица называется гросс и используется даже сейчас.

Впервые механический карандаш был создан американцем А.Кросс в конце XIX веке. Но зарегистрировал такое изделие Гиндельман, и произошло это в России.

Знаешь почему карандашам придали шестигранную форму? Потому что круглые карандаши были очень неудобные и все время скатывались со стола, поэтому их стали делать шестигранными. С приходом пластика, оболочку карандашей начали делать из него, но многие даже сейчас выбирают деревянные карандаши.

Из какой древесины изготавливают?

Обычно карандаши делаются из дерева, и от того, насколько качественное это дерево зависит комфорт от использования изделия. Раньше в основном использовали вирджинский или красный кедр, из рода можжевеловых, но эта древесина стоит достаточно дорого, поэтому производители предпочли калифорнийский кедр. В нынешнее время используют также ольху, сибирский кедр и липу. России выгодно использовать липу и ольху, так как их в нашей стране много. Ольха не очень прочная, но зато без сучков и равномерной структурой. А из липы делают изделия разной цены, как дорогие, так и дешевые, потому что она полностью соответствует стандартам: обладает наиболее подходящей плотностью, отлично удерживает внутри грифель. Кедр тоже используют, но в России изготавливают карандаши из тех деревьев, которые уже не дают орехи, а не из молодых.

Как производят современный грифель?

Нынешние графитовые сердцевины сделаны из трех компонентов: сажи, ила и графита. Графит присутствует даже в составе цветных карандашей, потому что именно из-за него карандаши оставляют след. Методика изготовления грифеля строго гласит, что важна температура и влажность, нельзя чтобы графитовая масса пересохла, в противном случае грифель начнет ломаться. Масса похожа на тесто, она прессуется и выходит через дырки, как макароны, после чего ее обжигают. Но это не все, после того как графитовая масса прошла температурную обработку, она еще проходит жировку — процесс заполнения пор, для которой применяется жир и воск. Грифели для цветных карандашей делают точно так же, но при этом еще добавляют цветной пигмент.

Обработка дерева

Для начала древесину отбирают, нужны волокна без сучков. То, что отобрали, превращается в бруски, которые потом идут на торцевание по длине будущего карандаша. После чего их распиливают на тонкие дощечки и пропитывают парафином. Такой процесс повышает устойчивость и механическое повреждение. От того, какой будет оболочка, зависит не только внешний вид, но еще и удобство. Дерево должно соответствовать нижеприведенным критериям:

  1. быть прочным, но также мягким и легким;
  2. быть устойчивым к влиянию окружающей среды, в частности влаги;
  3. быть гладким, ровным и на срезах — красивым;
  4. стружка при затачивании не должна ломаться.

Как грифель оказывается внутри карандаша?

Наверняка у тебя хоть раз возникал вопрос, а как грифель попадает в карандаш, если карандаш цельный? Выше мы говорили, что в процессе создания древесину нарезают дощечками. На каждой из дощечек вырезают несколько желобков по размерам грифеля, после чего по дощечкам раскладывают стержни, наносят клей на деревянную часть и сверху кладут идентичную дощечку с вырезами. Важно то, насколько качественно проклеили грифель, если все сделали правильно, то пишущая сердцевина не сломается даже от падения на пол. На сам грифель клей не наносят, только на деревянные дощечки. В конечном итоге, две дощечки с вставленными в них грифелями прессуются, и из-за мягкости дерева склейка незаметна, поэтому карандаш выглядит целым. Дальше ему с помощью опила придают нужную форму, а затем проводят заточку.

Отличительные черты оборудования

Для того, чтобы обработать каждый компонент, требуется разное оборудование. К примеру, для обработки глины нужна мельница и дробилка, чтобы перемешать массу, нужны винтовые прессы или фильера с дырочками. Сушка карандашей проводится в специальных шкафах, в которых изделия вращаются в течение 16 часов. После того, как карандаши высушили, важно посмотреть на процент влаги, который не должен превышать 0,5. Цветные карандаши такой процесс не проходят, потому что они состоят из наполнителей и красителей. После всех обработок станок нарезает карандаши подходящей длины.

Окраска

Цвет оболочки карандаша может быть абсолютно любым, но для окраски тоже существуют особые требования. Сначала нужна обработка, карандаши ставятся на конвейер, и они проходят грунтовочную установку. Для того, чтобы покрытие было равномерным, перед нанесением каждого слоя они переворачиваются.

Если производитель хороший, то окраску он будет проводить исключительно пищевой краской, потому что многие люди любят погрызть карандаши. Для верхнего покрытия используют глянцевый нитроцеллюлозный лак. В зависимости от того, какой результат хочет получить производитель, определяется количество лака и краски. Если слоев пигмента больше, то слоев лака должно быть меньше.

Осталось закончить с торцами, их на оборудовании окунают в специальный состав, а затем извлекают для высыхания.

Как сделать правильный выбор карандаша?

Ты узнал, как изготавливаются грифели, и как регулируют насыщенность и твердость. Теперь запомни маркировку:

  1. М — мягкий;
  2. ТМ — твердо-мягкий;
  3. Т — твердый.

Когда ты будешь выбирать карандаш, нужно обращать внимание на то, для чего он тебе, и на плотность бумаги. Чем плотнее бумага, тем большую твердость карандаша можешь выбирать. Самая практичная оболочка — деревянная, но для кого-то лучше пластиковая. Но если ты собираешься купить пластиковый карандаш, думая, что он более прочный, то не стоит. Сейчас на прилавках магазинов стали появляться карандаши с бумажными корпусами. Конечно, их внешний вид отличный, но скорее всего такой карандаш развалится от одного падения.

Мы надеемся, что наша статья была тебе полезна, и ты много узнал о таком простом и одновременно сложном предмете, как карандаш.

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Каждый из нас с ранних лет, занимаясь творчеством, или же на школьных уроках сталкивался с таким предметом как карандаш. Чаще всего люди относятся к нему как к чему-то обычному, как к простой и полезной вещи. Но мало кто задумывался, насколько сложен технологический процесс его производства.

Между прочем, при производстве карандаш проходит через 83 технологические операции, при его изготовлении используется 107 видов сырья и материалов, а цикл производства составляет 11 дней. Если на все это еще посмотреть со стороны целой линейки продукции, то рисуется сложное налаженное производство с тщательным планированием и контролем.

Для того чтобы увидеть своими глазами процесс производства карандашей, мы отправляемся на Московскую фабрику имени Красина. Это старейшее карандашное производство в России. Фабрика основана в 1926 году при поддержке правительства.

Основной задачей правительства была ликвидация безграмотности в стране, а для этого необходимо было сделать канцелярские принадлежности доступными. После развала Советского Союза фабрика Красина осталась единственным производителем карандашей на территории СНГ с полным циклом производства. Это значит, что на фабрике производится все – от грифеля до конечной продукции – карандашей. Давайте поближе познакомимся с процессом производства карандашей.
Для производства карандашей на фабрику поступают специально обработанные и уложенные дощечки из липы. Но перед тем как они будут задействованы, необходимо сделать пишущие стержни.

Перейдем в цех изготовления карандашных стержней. Пишущие стержни изготавливаются из смеси глины с графитом. Подготовка необходимой смеси начинается с таких вот технологических установок, где производится измельчение глины. Измельченная глина по конвейеру отправляется на следующий участок производства.

На следующем участке установлены специальные мельницы, где глина более мелко размалывается и смешивается с водой.

Установки для приготовления смеси глины с графитом. Здесь смесь для будущих стержней избавляется от примесей и готовится к дальнейшей переработке.

Стоит отметить, что при производстве грифелей используются только природные вещества, что позволяет считать производство экологически чистым. Установка для прессования смеси. Из получаемых полуфабрикатов получают стержни. Отходов у производства фактически нет, так как они их используют вторично.

На этом участке производства получают уже сами стержни, но, чтобы они попали в карандаш, над ними будет проведен еще ряд технологических операций.

Сама технология получения стержней – напоминает экструдирование. Тщательно подготовленную и перемешанную массу выдавливают через специальный штамп с отверстиями.

После этого заготовки для пишущих стержней укладывают в специальную тару.

И сушат в шкафу в течении 16 часов.

После этого стержни тщательно сортируют вручную.

Так выглядит рабочее место по сортировке стержней. Это очень сложная и кропотливая работа. За настольной лампой спят кошки.

После сортировки стержни прокаливаются в специальном шкафу. Температура отжига составляет от 800 до 1200 градусов Цельсия и напрямую влияет на конечные свойства стержня. От температуры зависит твердость карандаша, которая имеет 17 градаций – от 7Н до 8В.

После отжига стержни под особым давлением и температурой заполняются жиром. Это необходимо для придания им необходимых пишущих свойств: интенсивности черты, легкости скольжения, качества заточки, легкость стирания ластиком. В зависимости от требуемого значения твердости стержня могут применяться: саломас, кондитерский жир или даже пчелиный и карнаубский воск.
Выходная продукция участка производства стержней.

После этого стержни попадают на сборку. Вот на таких станках подготавливаются дощечки для карандашей. В них выпиливаются канавки под установку пишущих стержней.

Режущая часть станка вытачивает канавки в дощечках.

Дощечки автоматически поступают в такую вот обойму.

После этого на другом станке стержни укладываются в заранее подготовленные дощечки.

После укладки половинки дощечек склеиваются клеем ПВА, и их оставляют сохнуть под прессом. Суть этой операции в том, что сам стержень не приклеивается к дощечкам. Его диаметр больше, чем диаметр канавки, и для того чтобы конструкция замкнулась – необходим пресс. Стержень же будет держаться в древесине не за счет клея, а за счет натяга деревянной оболочки (специально созданного таким образом преднапряжения в конструкции карандаша).

После высыхания заготовку распиливают специальными фрезами на отдельные карандаши.

Карандаши постепенно распиливаются за несколько циклов обработки.

На выходе получаются уже готовые, но не окрашенные карандаши.

Уже на этом этапе закладывается форма карандаша за счет типа профиля режущей фрезы.

Далее на специальных линиях проходит огрунтовка поверхности карандаша. При покраске карандашей применяются эмали, изготовленные на самом заводе. Эти эмали производятся из безопасных для человека компонентов.

Линия по покраске карандашей.

Я думаю, что в магазинах мы много раз видели подарочные карандаши, окрашенные красочными разводами. Оказывается, чтобы их так окрасить, применяется целая специально разработанная технология. Вот небольшой фрагмент процесса их покраски.

При посещении покрасочного цеха мне довелось увидеть партию карандашей для поставки правительству РФ нового образца. Кончик карандаша символизирует наш государственный флаг. Карандаши сохнут в специальных технологических рамках. Регулярность рядов выглядит очень необычно и притягивает.

После покраски карандаши укладывают в партии для отправки на следующие участки фабрики.

Смотреть на тысячи карандашей, покрашенных по фирменной технологии завода, доставляет огромное удовольствие. Это очень необычное зрелище.

Далее на специальном станке проводится заключительная механическая операция — обработка торцов.

Технологическая линия отделки поверхности.

Далее на специальном станке на карандаш наносится маркировка с помощью специального штампа, который прикладывается к каждому карандашу через ленту фольги.

Шкафчик для хранения штампов. Здесь хранятся штампы для всего ассортимента выпускаемой продукции.

При необходимости перед фасовкой карандаши затачивают на специальном станке. На фотографии отображена промежуточная стадия заточки.
Меня поразила скорость работы станка. Карандаши падали в поддон непрерывным потоком. Сразу вспомнились все личные неудачные попытки точить карандаши. От этих воспоминаний этот станок начал внушать еще больше уважения.

Фабрика выпускает и вот такие интересные карандаши овальной формы, применяемые при строительстве и ремонте.

Массивы складированных карандашей выглядят очень необычно и притягивающее. Такого больше нигде не увидишь.

На участке упаковки карандаши сортируются и фасуются вручную. Здесь царит особая атмосфера. Люди работают тихо и молча. Многие работники имеют непрерывный стаж работы на фабрике более 40 лет.

На фабрике есть своя оснащенная лаборатория, в которой испытывается продукция в течении всего производственного цикла и отрабатываются новые технологии производства. На снимке – прибор Амслера для определения сопротивления на излом пишущих стержней.

Перед уходом я зашел в комнату с демонстрационными стендами продукции фабрики. Эмблема фабрики вызывает какую-то ностальгию. Ведь эти карандаши знакомы каждому из нас с детства.
Фабрика выпускает несколько линий продукции. Профессиональная серия карандашей для художников, декораторов и дизайнеров.

Образцы карандашей поставляемых правительству РФ. Для оформление карандашей выбран рисунок под цвет стандартных малахитовых настольных приборов работников правительства РФ. Но кроме этого они имеют и другие отличия от обычных карандашей: во-первых их форма выполнена с максимальным учетом эргономики руки взрослого человека, а кроме того в них применяется особый стержень типа «люмограф» для пометок на полях и в ежедневнике, он не размазывается рукой, но хорошо стирается ластиком без повреждения бумаги.

Карандаши для инженерного черчения:

Оригинальная сувенирная продукция фабрики.

Посещение фабрики было очень увлекательным и познавательным. Мне было очень интересно увидеть, сколько оригинальных технологий и труда вкладывается в изготовление казалось бы такого простого предмета как карандаш.

Я хочу выразить огромную благодарность главному технологу производства Марине за помощь и разъяснение технологических процессов на производстве. В конце посещения фабрики, ее руководство подарило редакции свои фирменные карандаши, в том числе и поставляемые правительству Российской Федерации.

Читайте также: