Кто делает матрешки профессия

Опубликовано: 17.05.2024

Первых матрешек начали создавать в 1890-х годах. В то время в России стал популярен так называемый «русский стиль». Посуду, предметы быта и интерьера стилизовали под древнерусские изделия. А в Москве и Петербурге даже открывались мастерские, которые реконструировали старинные украшения, одежду и игрушки.

Такое предприятие создал и купец Савва Мамонтов. В своем московском особняке в Леонтьевском переулке он открыл магазин «Детское воспитание». Его работники изготавливали и продавали деревянных кукол в народных костюмах разных губерний. Здесь и трудился создатель первой матрешки — Сергей Малютин.

Существует несколько версий того, как возникла идея легендарной игрушки. По одной из них, на создание матрешки художника вдохновила жена Саввы Мамонтова Елизавета. В конце XIX века она побывала в Японии и привезла оттуда несколько куколок, которые вкладывались друг в друга. Они изображали японских богов ситифукудзин (семь богов счастья). Игрушки с пустым пространством внутри, куда помещали других кукол, издревле существовали и в других восточных странах — Индии и Китае.

Согласно другой теории, Малютин нашел похожую на матрешку игрушку в Кустарном музее, где хранились изделия мастеров-ремесленников из разных губерний Российской империи.

В итоге по эскизу Малютина токарь Василий Звёздочкин выточил из дерева куклу, внутри которой располагалось еще семь фигурок. Самая большая из них изображала девушку с черным петухом в руках. Среди других кукол были девочка с караваем, брат с сестрой и младенец в пеленках. Расписали фигурки художники «Детского воспитания», имена которых неизвестны. Готовую игрушку решили назвать матрешкой: в конце XIX века в России было популярно имя Матрена, которое в переводе с латинского значит «мать семейства».

В 1900 году матрешку показали на Всемирной выставке в Париже, где игрушку наградили бронзовой медалью. После этого матрешки стали популярны в России. Их делали не только в магазине «Детское воспитание», но и в ремесленных мастерских в Сергиевом Посаде. Со временем там начали вытачивать и другие предметы, части которых вкладывались друг в друга, например деревянные пасхальные яйца. Их тоже украшали росписями, стилизованными под древнерусское искусство.

В Сергиевом Посаде же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Для кукол тщательно выбирали материал. Чаще всего мастера делали фигурки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин. Каждую заготовку несколько раз обрабатывали, покрывали лаком и полировали. Затем их расписывали или украшали рельефом.

В начале XX века матрешки еще несколько раз побывали на зарубежных выставках. Их привозили на кустарный базар в Лондоне, показывали на ярмарках в Германии, Греции и Турции. Игрушка стала так популярна, что в 1911 году в Лейпциге даже начали продавать копии матрешек в русском стиле, которые делали в Японии. От оригинальных их отличали черты лица и отсутствие лакового покрытия.

В России к тому времени стали делать не только традиционных матрешек, которые изображали девушек. Специальные игрушки выпускали на заказ к свадьбам, юбилеям и другим торжествам. В 1909 году, к столетию со дня рождения Николая Гоголя, создали серию матрешек по произведениям писателя — повести «Тарас Бульба» и пьесе «Ревизор». А в 1912 году, к юбилею Отечественной войны 1812 года, выпустили куклы с Наполеоном и Кутузовым. В каждую из игрушек вкладывали русских и французских генералов и солдат их армий.

Производство матрешек освоили и мастера из других регионов России. Игрушки делали в городе Семенове, деревне Мериново, селе Полхов-Майдан Нижегородской губернии. Эти куклы отличались техникой росписи. Нижегородские мастера пользовались анилиновыми красками, а вместо лака использовали крахмальный грунт. В Вятке (сейчас — Киров) матрешек не только расписывали, но и украшали аппликацией из соломы, которые изображали волосы или наряды кукол.

Матрешек не перестали делать и в советское время. В 1918 году в Москве создали музей игрушек, при котором открыли мастерскую по изготовлению этих кукол. Вскоре музей переехал в Сергиев Посад (в советское время — Загорск), где располагается и сейчас. В 1959 году в Загорском научно-экспериментальном институте игрушки создали 42-местную матрешку. Каждая фигурка символизировала один год советской власти.

В СССР производство матрешек наладили почти по всей стране. В каждом регионе игрушки отличались техникой росписи, сюжетами. Например, в Уфе популярны были матрешки в национальных костюмах и куклы, которые изображали героев национального эпоса.

Сейчас матрешек продолжают изготавливать во многих регионах России. А музеи этой игрушки открыты в Москве, Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде и других городах.

Первых матрешек начали создавать в 1890-х годах. В то время в России стал популярен так называемый «русский стиль». Посуду, предметы быта и интерьера стилизовали под древнерусские изделия. А в Москве и Петербурге даже открывались мастерские, которые реконструировали старинные украшения, одежду и игрушки.

Такое предприятие создал и купец Савва Мамонтов. В своем московском особняке в Леонтьевском переулке он открыл магазин «Детское воспитание». Его работники изготавливали и продавали деревянных кукол в народных костюмах разных губерний. Здесь и трудился создатель первой матрешки — Сергей Малютин.

Существует несколько версий того, как возникла идея легендарной игрушки. По одной из них, на создание матрешки художника вдохновила жена Саввы Мамонтова Елизавета. В конце XIX века она побывала в Японии и привезла оттуда несколько куколок, которые вкладывались друг в друга. Они изображали японских богов ситифукудзин (семь богов счастья). Игрушки с пустым пространством внутри, куда помещали других кукол, издревле существовали и в других восточных странах — Индии и Китае.

Согласно другой теории, Малютин нашел похожую на матрешку игрушку в Кустарном музее, где хранились изделия мастеров-ремесленников из разных губерний Российской империи.

В итоге по эскизу Малютина токарь Василий Звёздочкин выточил из дерева куклу, внутри которой располагалось еще семь фигурок. Самая большая из них изображала девушку с черным петухом в руках. Среди других кукол были девочка с караваем, брат с сестрой и младенец в пеленках. Расписали фигурки художники «Детского воспитания», имена которых неизвестны. Готовую игрушку решили назвать матрешкой: в конце XIX века в России было популярно имя Матрена, которое в переводе с латинского значит «мать семейства».

В 1900 году матрешку показали на Всемирной выставке в Париже, где игрушку наградили бронзовой медалью. После этого матрешки стали популярны в России. Их делали не только в магазине «Детское воспитание», но и в ремесленных мастерских в Сергиевом Посаде. Со временем там начали вытачивать и другие предметы, части которых вкладывались друг в друга, например деревянные пасхальные яйца. Их тоже украшали росписями, стилизованными под древнерусское искусство.

В Сергиевом Посаде же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Для кукол тщательно выбирали материал. Чаще всего мастера делали фигурки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин. Каждую заготовку несколько раз обрабатывали, покрывали лаком и полировали. Затем их расписывали или украшали рельефом.

В начале XX века матрешки еще несколько раз побывали на зарубежных выставках. Их привозили на кустарный базар в Лондоне, показывали на ярмарках в Германии, Греции и Турции. Игрушка стала так популярна, что в 1911 году в Лейпциге даже начали продавать копии матрешек в русском стиле, которые делали в Японии. От оригинальных их отличали черты лица и отсутствие лакового покрытия.

В России к тому времени стали делать не только традиционных матрешек, которые изображали девушек. Специальные игрушки выпускали на заказ к свадьбам, юбилеям и другим торжествам. В 1909 году, к столетию со дня рождения Николая Гоголя, создали серию матрешек по произведениям писателя — повести «Тарас Бульба» и пьесе «Ревизор». А в 1912 году, к юбилею Отечественной войны 1812 года, выпустили куклы с Наполеоном и Кутузовым. В каждую из игрушек вкладывали русских и французских генералов и солдат их армий.

Производство матрешек освоили и мастера из других регионов России. Игрушки делали в городе Семенове, деревне Мериново, селе Полхов-Майдан Нижегородской губернии. Эти куклы отличались техникой росписи. Нижегородские мастера пользовались анилиновыми красками, а вместо лака использовали крахмальный грунт. В Вятке (сейчас — Киров) матрешек не только расписывали, но и украшали аппликацией из соломы, которые изображали волосы или наряды кукол.

Матрешек не перестали делать и в советское время. В 1918 году в Москве создали музей игрушек, при котором открыли мастерскую по изготовлению этих кукол. Вскоре музей переехал в Сергиев Посад (в советское время — Загорск), где располагается и сейчас. В 1959 году в Загорском научно-экспериментальном институте игрушки создали 42-местную матрешку. Каждая фигурка символизировала один год советской власти.

В СССР производство матрешек наладили почти по всей стране. В каждом регионе игрушки отличались техникой росписи, сюжетами. Например, в Уфе популярны были матрешки в национальных костюмах и куклы, которые изображали героев национального эпоса.

Сейчас матрешек продолжают изготавливать во многих регионах России. А музеи этой игрушки открыты в Москве, Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде и других городах.

Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей.

Матрёшка и её история

на рис. Сергиево-посадская матрёшка.

Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Самое правдоподобное предположение — русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни (Этот образец представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок буддистского святого Фукурума).

Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального изучения.

Наша первая матрешка игрушка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.


Вот она, первая русская матрешка.

«Девочка с петухом» (С. В. Малютин, В. П. Звездочкин, конец 19-го века)

Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой, никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: имя Матрена было очень распространено среди простого люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.

Изначальные сюжеты деревянных матрешек были исключительно женскими: румяных и полных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками и т. п. С изобретением токарного станка появился новый способ обработки дерева — точение. Именно так мастера Хохломы изготавливают свою точеную посуду — миски, кубки, подставки, солонки. Начинали работу с изготовления самой маленькой матрешки. Мастер брал небольшую чурочку, закреплял ее на станке и, держа резец особым образом, вытачивал малышку-матрешку. Затем вытачивалась нижняя часть второй матрешки, ее верх, и так далее, до самой старшей куклы.

В 1900 году Мария Мамонтова, жена брата С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России. Также в Семёнове, на художественной фабрике «Семёновская роспись», в 1922 году появилась на свет традиционная русская семёновская матрёшка, которую сегодня знает весь мир.

Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз сувениров матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”. Матрешка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку.


Авторская работа мастера Андреева 1980г Сергиево-посад.

Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад, Полхов Майдан, Вятка, город Семенов – древние центры народных промыслов, которым матрешка помогла стать знаменитыми. Любопытно, что самая большая матрешка – семеновская – высотой 1 метр, диаметром 0,5м. насчитывает 72 фигурки. А самая маленькая матрешка 1.1 миллиметр, сделана из слоновой кости.

В 1970 году на выставке «Экспо-70» в Токио была представлена самая большая когда-либо изготовленная матрёшка: 72-х местная.

В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве — в Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде, в Калязине и в Вознесенском, в Сергиеве Посаде

Среди этого матрёшечного разнообразия вы, как ни старались бы, все равно не нашли бы знаменитых традиционных матрешек — сергиев-посадскую (загорскую, семеновскую (хохломскую) и полхов-майданскую, которые появились позже и стали младшими сестрами первых матрешек. Как же различить матрешек?

Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.

Семеновская (городок Семенов, что в Нижегородской области) игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть, расколоться, и жаль будет труда, потраченного на него. Выточенное изделие — бельё — по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая матрешка.


Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.

Сейчас почти каждая область и республика делают своих матрешек. Известны белорусские матрешки, которых изготавливают в городах Жлобине и Бресте, марийские матрешки из Йошкар-Олы, матрешки из Вятки, чей наряд, кроме росписи, украшает соломка, есть музыкальные матрешки и много-много других.

Сделаем куклам бусы Задачи. Учить детей различать и называть основные цвета. Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету. Побуждать детей отвечать.

Деревянную куклу, внутри которой скрываются еще несколько кукол размером поменьше, знают во всем мире, а уменьшительно-ласкательная форма имени Матрёна стала нарицательной и превратилась в символ России. Тысячи матрешек ежедневно разъезжаются по всему свету в качестве главного русского сувенира. Но мало кто знает, где и как они делаются.

Ободрать как липку

Все жители нижегородского села Полховский Майдан занимаются изготовлением матрешек. И это масштабное производства.

Достаточно проехать всего несколько десятков метров по главной улице Полховского Майдана, чтобы понять: здесь все подчинено одному-единственному промыслу. Почти у каждого дома лежат липовые стволы, с которых уже ободрана кора. Либо – находящиеся в процессе очистки.

Липа – самое подходящее дерево для изготовления матрешек. Она имеет плотную структуру, но при этом хорошо обрабатывается. Изделия из нее получаются красивого, почти белого цвета. Если, конечно, правильно убрать кору. Глядя на этот процесс, начинаешь хорошо понимать выражение “ободрать как липку”. Без коры стволы деревьев становятся гладкими, ровными и мокрыми – от ароматного древесного сока.

Другой работы в Полховском Майдане нет. Да ее, кажется, и не особо ищут. С юных лет мужчины берутся за топоры. И учатся на глаз определять, какая древесина подойдет для верхней части матрешки, а какая – для нижней. “Повлажнее – на голову! А которая сухая совсем – на жопку надеваешь. Она влажная, садится!” – говорит Евгений, молодой мастер.

Говорят, что в лесах вокруг Полховского Майдана почти не осталось липы. Издержки местного производства. Теперь ее везут из соседних регионов – Мордовии и Рязанской области.

“Вот эту липу нам привозят зимой, в ноябре. Как только начинаются морозы, можно срезать липу, которая весной обдерется! Если бы эту липу привезли в августе, в сентябре – до морозов, мы бы ее сейчас не ободрали ни за что!” – объясняет мастер-матрешечник Михаил Масягин.


Драть липу для местных так же привычно как, например, сажать картошку. Весной ее здесь обдирают почти в каждом дворе. Если пройтись по улице и прислушаться, отовсюду будет доноситься характерный стук: “Бить надо, чтоб не задеть древесину! Рассчитать так, чтобы кора отбилась, а дерево чтоб не задел! Чтобы она трещину не дала! Вот, такой звук! Значит она поспела к дратью!”.

Михаил делает матрешки с 14 лет. К своим 54-м он превратился в рачительного хозяина и успешного предпринимателя.

У него, как и у многих в Полховском Майдане, непривычный говор. Местные произносят слова нараспев, часто проглатывая окончания. И насыщая предложения забавными и непонятными для приезжих словечками. “Эта в дело пойдет года через два! Вот лутошечки – они через год пойдут! Лутошки – это мы так называем тонкие стволы. – рассказывает Михаил. – Если раньше начать делать, то люди берут тогда на задушку, на матрешку что посуше, а крышки делают из сырых. “Задушка” – это нижняя часть матрешки по-нашему!”.

Снятую с дерева кору здесь чаще всего просто сжигают. По всему Полховскому Майдану дымят костры. Но некоторое количество луба отправляют в соседнюю деревню. Там ему находится очень любопытное и исконно русское применение. О нем – чуть позже.

Стружка, болванки и киевский Майдан

Михаил тем временем, словно заправский Папа Карло, подбирает сухое полено для изготовления будущей деревянной куклы. “Чтобы мелкие матрешки делать, нам надо его расколоть! Вот эти стульчики берем и идем в мастерскую!” – объясняет он.

С поленом вот-вот произойдут чудеса, только его только нужно сначала немного обтесать. Сделать “стул”, как здесь говорят. Потом на этот стул следует немного поплевать, чтобы в станке держался крепче: “Кто в воду мочит, а кто – слюнями!”, – говорит Михаил и забивает полено в станок. Во всех его движениях есть как будто что-то суеверное. Наверное, потому что изготовление матрешки связано с риском.

“Некоторые ломают пальцы! Некоторым в голову бьет! Чуть что не так – ведь обороты – или стул вылетает, или что-то еще! Все острое и опасное! Смотреть надо! С алкоголем, конечно, тут делать нечего!” – предупреждает Масягин.

Наблюдать за Михаилом – одно удовольствие. Резцы и долота словно танцуют в его руках. Из-под них летит красивая стружка. А деревянная болванка на глазах приобретает знакомые очертания.

На изготовление матрешки у него ушло примерно три минуты. Это результат сорокалетнего ежедневного труда. Михаил даже и не пытался подсчитать, сколько тысяч, десятков или сотен тысяч фигурок он выточил на своем токарном станке. Его гараж буквально забит матрешками. Здесь у Михаила и склад, и упаковочный цех.


Раньше у Масягина был полный цикл матрешечного производства: они с сыном вытачивали, а жена с тещей красили. Сегодня ему стало выгоднее продавать некрашеные фигурки. Теперь его матрешек расписывают далекие неизвестные мастера.

В Полховском Майдане делают только классическую матрешку – никаких тебе расписных путиных, медведевых или обам. Интерес к русской румяной девице всегда был выше. Особенно когда Россия стала открытой страной. “При Горбачеве мы как господа жили! За матрешками прям с Москвы приезжали, хватали! – вспоминает Масягин. – Сейчас похуже немножко! Или в мире все стало хуже… У нас мирная продукция! Нам нужно, чтобы мир был везде и чтобы люди счастливые были! Богатые! И туристов чтоб побольше!”.

Со времен расцвета матрешечного бизнеса в стране много что поменялось. Россия “встала с колен”, и войн и конфликтов стало больше, а туристов меньше.

Художница Анна Каверина объясняет падение спроса самыми простыми причинами: “Границы-то закрыли. Вот хотя бы Киев! Мы сами ездили в Киев, и оттуда приезжали. Я и в Киеве торговала, в Виннице торговала, в Дарнице торговала! Бывало, поедешь, продашь – хоть что-то приобретешь! А сейчас - ничаво!”.

Еще совсем недавно, до конфликта с Украиной, дела у них шли как нельзя лучше. Прямо сюда, в нижегородскую глубинку, приезжали перекупщики из Киева и загружали матрешками целые машины. Теперь Анна Васильевна садится в свой уголок художника больше для собственного удовольствия.

“Мама красила, папа точил”

Анна Каверина занимается росписью с юных лет, уже без малого полвека. Раньше счет матрешкам шел на сотни, а сейчас на ее рисовальном столике их всего пара десятков. “Когда крашу матрешку, гляжу – эта на этого похожа, а эта – на этого! Вроде одна рука, а лица получаются все разные!” – рассказывает художница.

Своих соседей и односельчан Анна Каверина знает наперечет. Она здесь родилась и выросла. И уже несколько сроков подряд является депутатом районного собрания. Сейчас ее больше заботят дела общественные.

Полховский Майдан на фоне многих российских деревень выглядит ухоженным и даже зажиточным. Здесь много крепких кирпичных домов, центральная улица покрыта асфальтом, во многих дворах стоят приличные иномарки. Спасибо матрешкам.

Сама Анна Васильевна матрешками уже почти не занимается, семейное дело продолжают ее сыновья Александр и Евгений. “Это – первая! Называется «зуголик»” – показывает Евгений самую маленькую матрешку, выточенную из тонких липовых палочек.

Токарные станки в Полховском Майдане стоят чуть ли не в каждом доме. Матрешками так или иначе занимаются все, даже если есть постоянная работа или домашнее хозяйство. “Раньше две коровы были, два теленка держала, поросята были! Все равно: ущипками, урывками, а прибегу с работы, да хоть часть, но сяду и сделаю!” – рассказывает Анна Каверина.

Покрасить матрешку – дело гораздо более долгое и трудоемкое, чем ее выточить, хотя технология росписи значительно упростилась. Например, “наводку”, черный контур рисунка, делали тушью с помощью перьев. А теперь – обычной гелевой ручкой. Раньше красили анилиновыми красками, разведенными самогонкой, а теперь для этого есть гуашь. В остальном же все как прежде: узоры, цветы и ягоды. Молодежь из деревни уезжает мало.

В доме Лухмановых пахнет краской и свежим лаком. Дети в матрешек не играют, а укладывают их для последующей продажи. Ира Лухманова расписывает матрешек на заказ. “Сначала я замазала фон у этого полотенца, а потом красной – другой кистью, другой краской – я ее разживила!” – объясняет художница.

Ирина – самоучка. “Школу закончила, замуж вышла и красить стала! – объясняет она. – У меня и мама красила, папа точил! Тут все так! Другой работы нету!”.

Время от времени в Полховский Майдан приезжают гости из далеких краев – посмотреть, как делается русская матрешка. Смотрят, удивляются и развозят местную продукцию по всему миру.

“Вот японцы приезжали! Я им дарила в подарок такие вот баночки, матрешечку! вспоминает Лухманова. – У них матрешка называется “кокэшка”! Интересно!”.

“Не пьют, не едят, на белый свет глядят!”, или трудности сбыта

Каждый здесь ищет свои каналы сбыта товара. Кажется, что сделать это при такой конкуренции почти нереально. Но стоит посмотреть на липовые залежи у любого из домов, и представить, сколько из этого получится матрешек, сразу становится понятно: дела у Полховского Майдана все-таки идут. А если кто-то не может продать сам, отдает товар соседу. “У нас свои, кто ездит на вернисаж, здесь скупают матрешку, и едут там продавать! Удобно! Ведь не каждый поедет-то!” – объясняет Ирина Лухманова.

Поехать отсюда, например, в Москву – на грузовике-попутке, с огромными тяжелыми сумками, полными матрешек, – дело непростое. 79-летняя Римма Игнатова ездит. Раньше, как и все здесь, она занималась росписью. Но потом руки не перестали чувствовать кисть.

В стародавние времена деды ее прадедов – казаки, сосланные сюда царем за разные провинности (отсюда, кстати, и название – Майдан, то есть место схода) – стали вытачивать своим детям деревянные игрушки. А впоследствии занялись производством и продажей матрешек. И показали пример всем вокруг.

“Сперва был наш только один Майдан, а сейчас – весь Вознесенский район! И Мордовия! Кусок хлеба отбили у нас! Они даром хуже делают! – возмущается Римма Васильевна. – А сейчас приезжают на машинах и скупают!”.

У Риммы Игнатовой 38 детей, внуков и правнуков. Но все разъехались по большим городам. А сама она уезжать не хочет. Потому что здесь все родное. К тому же она часто ездит в Москву торговать. Иначе на пенсию не прожить.

“Работала дояркой, у меня руки все в шишках – пенсия семь с половиной тысяч! И прибавили сейчас 200 рублей, да? Вот Путин, Путин! А чё Путин? У него, говорят, 12 самолетов, сколько-то там миллиардов! А у нас?! Ну ты хоть тысчонку прибавил бы! Это еще хорошо, что я две сумки продала в этот раз, а там – еще пять сумок! Это я еще пять раз поеду! Если хорошая погода, сумку можно и за день продать! А если нет – то нет”, – жалуется Римма Васильевна.

Вернисаж в Измайлово – крупнейшая ярмарка отечественных народных промыслов. Любимое место охотников за сувенирами. Здесь каждую неделю по средам и торгует Римма Игнатова.

“Вот они, вот! Не пьют, не едят, на белый свет глядят! Сколько стоит? Стоит 400, а я вам отдам за 350! Видишь, какие красавицы!” – зазывает она покупателей.

Сама яркая, в платке, похожая на свой же товар, она бойко сбывает полх-майданских матрешек. Тем, кто гуляет по Измайловскому вернисажу и проходит мимо бабушки в красном нарядном платке, невдомек, откуда она привезла свой цветастый товар, как он был сделан, кто рубил в дремучих лесах ароматную липу, драл с нее лубок.

Лыка не вяжут

Постойте! Мы обещали рассказать, куда изготовители матрешек сбывают кору, содранную с липовых деревьев. Это, между прочим, еще один старинный русский промысел, которым живет деревня Букалей неподалеку от Полховского Майдана.

Марина со свекровью перекладывают липовую кору из “Газели” в небольшой пруд. Они делают лыко – гибкий и прочный материал, до недавнего времени один из самых популярных и универсальных на Руси.

Лыко замачивают два раза в год – осенью и весной. Соответственно, дважды и вынимают. Говорят, на это стоит посмотреть. Вернее, понюхать. Запах от моченого луба стоит такой, что с непривычки людей выворачивает наизнанку.

Сейчас из лыка делают в основном банные мочалки и кисти для садовых и хозяйственных нужд. А раньше с его помощью строили дома, делали мебель, посуду, одежду и обувь.

“Вот из этой лапти плятут! рассказывает Марина. – Лапти плетут мужчины! Но которые занимались, все уже умерли”.

Букалей – маленькая, постепенно угасающая деревня. В отличие от соседнего Полховского Майдана, дела тут идут не очень. Вездесущий пластик быстро вытеснил с рынка традиционное лыко вместе с дедовским способом его производства.

“Вот, смотри – мочалы. Их мочат, а потом выдирають!”. В старой заброшенной бане 80-летняя Татьяна Федоровна днями напролет измельчает мочало, чтобы сделать из него кисти.


Раньше мочало в Букалее заготавливали в промышленных масштабах. И здесь работала целая артель. “Отец мой работал, и мы дальше в болотах за шесть километров отсюда мочили, вспоминает Татьяна Климакова. На себе таскали, сынок! После войны-то! Уж мы были небольшими, а отец навяжет вязанку – вот как жили! Тады жили плохо!”.

Замачивать лубок в реках и озерах запрещено – от него гибнет рыба. Приходилось таскать его на болота и обратно. Потом специальные водоемы вырыли прямо за деревней. Но замачивать липовую кору стало некому.

“Наши ровесники все умерли! Молодые мааало делают! Не хотят, не любят!” – рассказывает Климакова. Мы спрашиваем ее, что значит выражение “лыка не вяжет”. “Значит, мужик пьяный! с усмешкой отвечает она. – Он не моожет! Он уж прямо окочуренный!”.

Будто специально к разговору в нашу сторону спешит долговязая шатающаяся фигура. Это местный житель Сергей пришел проверить, все ли здесь в порядке.

“Вон, лыка не вяжет!” – говорит Татьяна. “Яяя?! – возмущается Сергей. – Я всегда вяжу! Что хочешь сделаю!”.

Но умения своего Сергей так и не показал – то ли оттого, что лыка не вязал, то ли потому что не лыком шит. Но его деревня, раньше столь ненасытная до липовой коры, нынче у соседей ее почти не забирает. Потому что она стала не нужна.

Поэтому и горят в Полховском Майдане дымные костры. В которых сгорает то, что в этих местах раньше так ценилось.

Это не хорошо и не плохо. Просто матрешка, в силу своей румяной и цветастой красоты, оказалась более живучей, чем ароматное лыко. На радость тем, кто ее точит, красит и продает.

kb11_2015-85

Матрешка – открывающаяся полая деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Вложенных кукол обычно три или больше. По традиции они расписываются в образах румяных и полных красных дев, наряженных в сарафаны, передники и платки, которые держат в руках петухов, кошек, корзинки и прочую живность или утварь. Сегодня темы для росписи могут быть разными: от сказочных персонажей до политических деятелей.

Точная история происхождения матрешки неизвестна. Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с «сюрпризом». Обнаружили, что она открывается на две части и прячет внутри другую фигурку, поменьше, которая тоже состояла из двух половинок.

kb11_2015-83

Японцы издавна были мастерами в области токарного искусства, которое находило различное применение во многих сферах жизни. По традиции на Новый год они посещают храмы, посвященные божествам удачи, и приобретают там их маленькие статуэтки. Фукурума – это святой мудрец, один из семи богов удачи, бог учености и мудрости Фукурокудзю. Некоторые предполагают, что прообразом матрешки послужила фигурка этого божества именно из-за того, что содержала внутри себя шесть остальных божеств удачи. Возможно, именно это натолкнуло русских мастеров на создание своего варианта открывающейся игрушки, воплощенной в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе матрешкой.

Но многие исследователи не уверены, был ли вышеупомянутый японский прототип или нет. К примеру, Н.Д. Бартрам, директор Музея игрушки в Сергиевом Пасаде, где хранится первая матрешка, сомневается в ее иностранной версии происхождения. Но это далеко не единственная тайна, которая окутывает историю создания русской матрешки.

kb11_2015-84

Предполагалось, что именно вышеупомянутая фигурка и натолкнула токаря В.П. Звёздочкина и художника С.В. Малютина, которые работали в мастерской-магазине «Детское воспитание», принадлежавшей Мамонтовым, на создание матрешки. Но В.П. Звёздочкин, который выточил первую матрешку, утверждал, что ему не доводилось видеть японских точеных игрушек. Кстати, еще до появления матрешки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъемными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской фигуркой и русской матрешкой требует более пристального изучения.

Всеми исследователями автором росписи первой матрешки называется профессиональный художник С.В. Малютин. Но авторство росписи доказать невозможно: в наследии художника не встречается ни одного эскиза популярной игрушки, нет так- же и свидетельств того, что он когда- либо делал этот эскиз.

Почему эта точеная кукла стала называться именно матрешкой, тоже никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели. Если учесть, что имя Матрена было очень распространено среди простого люда, то можно предположить, что игрушку стали ласково называть Матреной, Матрешей, Матренушкой. Возможно, именно так и закрепилось название – матрешка.

Ход времени скрыл от современников такие детали, как история происхождения и авторство известной куклы, ведь тогда никто и не предполагал, что она станет настолько популярной. В мастерской Мамонтова она была отобрана для Всемирной выставки, которая проходила в Париже в 1900 году. За границей матрешку ждала бронзовая медаль, после чего и появились многочисленные заказы. Чуть позже выяснилось, что деревянная кукла пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX века начался массовый вывоз матрешек за границу, где за этими игрушками закрепилось название «русских». Так расписная красавица стала национальным сувениром, который и по сей день пользуется огромным спросом у туристов, а также является ярчайшим символом страны, в которой была создана.

Виды матрешек

kb11_2015-86

Сергиевская или загорская (в 1930г. Сергиев Посад переименовали в Загорск). Сергиевская кукла это всегда круглолицая девушка в платочке, завязанном узлом, узорчатой кофте, нарядном сарафане и переднике в цветочек. Ее роспись очень яркая, опирающаяся на 3-4 основных цвета – желтый, красный, синий и зеленый. Линии одежды и лица у нее обычно имеют черный контур. Она расписывается гуашью и покрывается лаком. Самые известные когда-то мастерские по изготовлению матрешек в этой местности – Богоявленских, Ивановых и артель Рабоче-крестьянской Красной Армии.

kb11_2015-87

Семеновская матрешка (Семеновский район Нижегородской области). Она очень яркая, ее основные цвета – желтый и красный. Ее одежда – это одежда сельчанки, в отличие от загорской горожанки, с преобладанием цветочных мотивов. А платочки у этих матрешек чаще всего раскрашены в горошек. Первая семеновская артель, изготавливающая этих куколок, появилась в 1929 году. Хотя город Семеново знаменит больше своей хохломской росписью, изготовление матрешек стало для семеновских мастеровых дополнительным ремеслом. В наше время в Семеново есть фабрика, на которой делают отличных деревянных кукол по доступной цене.

kb11_2015-88

Полхов-Майданская матрешка (из Полховского Майдана Нижегородской области). Главный элемент полховмайданской куклы – многолепестковый цветок шиповника, возле него бывает несколько полураскрытых бутонов. Роспись игрушки начинается с нанесения контура рисунка тушью. Затем изделие грунтуется крахмалом, потом расписывается. После росписи матрешку два или три раза покрывают прозрачным лаком. Самая известная артель здесь – «Красная заря». Она использовала собственные наработки в оформлении деревянных кукол, что сильно отличало их от конкурентов. Полхов-Майданские матрешки отличаются также многообразием форм: широкие, вытянутые, примитивные, «фигуристые» и др.

kb11_2015-89

Вятская матрешка. Самая северная кукла, которая стала хорошо известна в 60-е гг. Вятка всегда славилась своими изделиями из лыка и бересты, в которых создавался тисненый орнамент. В этой местности не просто расписывали матрешку анилиновыми красками, а украшали ее ржаной соломкой. Этот прием оказался новым для оформления матрешек. Для этого соломку сначала отваривали в растворе соды, после чего она приобретала красивый песочный цвет. Затем ее нарезали и приклеивали к кукле, формируя узоры.

kb11_2015-88

Тверская матрешка. В этом регионе деревянную куклу часто изображают в виде какого-либо исторического или сказочного персонажа: царевна Несмеяна, Снегурочка, Василиса Прекрасная. Их головные уборы и наряды бывают различны, что очень привлекает детей.

kb11_2015-89

Авторские матрешки появляются на свет в разных местах России – Москве, Кирове, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Твери. Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника, их автора. Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, матрешки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок. Одна кукла может рассказать целую сказку.

Русская розовощекая расписная толстушка-кукла известна на весь мир. Пора и детям послушать интересную историю про матрешку. Для детей о куколке написано немало стихов, загадок, песен. С ними знакомство с игрушкой пройдет увлекательно и весело.

История куклы

Матрешка – не простая кукла. У нее есть один секрет. Если ее открыть, покажется вторая куколка, размером поменьше. Она может быть очень похожа на первую, а может сильно отличаться. Иногда это не девочка, а мальчик. Следующая фигурка тоже открывается… В одной матрешке может прятаться до 8 разных кукол (или даже больше).

Красивые матрешки

Существует поверье, что если положить в матрешку записку с желанием, то оно обязательно сбудется. Чем больше фигурок, и искуснее роспись, тем быстрее это произойдет.

Что символизирует?

В игрушке матрешке скрыт глубокий смыл. Состоящая из нескольких кукол, она символизирует материнство, семью, родственные связи. От одной матрешки появляются другие. Так же как и в реальной жизни – у мамы появляются детки, а когда они подрастают, появляются новые члены семьи.

Почему так называется?

Название для куколки выбрали неспроста. Во времена, когда игрушку только-только придумали, в русской провинции многим девочкам давали имя Матрена.

Матрешка – это уменьшительно-ласкательная форма имени Матрена.

Это имя очень любили на Руси. Матрена происходит от латинского слова «mater», и означает «мать». С ним ассоциируются настоящие крестьянские женщины, пышущие здоровьем, с многочисленными детьми и пышной фигурой.

Появление на свет

В России испокон веков делали деревянные игрушки и окрашивали их яркие цвета. Но игрушка матрешка появилась сравнительно недавно – меньше 150 лет назад. Ее придумали примерно в 1890 году.

Существует легенда о ее происхождении. Однажды русский монах, живший на японском острове Хонсю, сделал фигурку-игрушку Фукурокудзю (Фукурума) – бога мудрых поступков. В Японии он считается главным богом счастья. Добрый усатый старец раскрывался, а внутри находились еще 6 фигурок божеств.

Эту идею заприметили русские мастера. Они сделали игрушку матрешку, которая вскоре стала символом России. Вместо богов фигурка олицетворяла народ: крестьянские и боярские семьи, барышень в русских сарафанах, жениха и невесту с венчальными свечами. Иногда внутри попадался пастушок или старик с огромной бородой. Последняя фигурка часто была сделана в виде младенца.

Первая матрешка

Первую известную русскую матрешку выточил Василий Звездочкин – потомственный мастер-игрушечник. Расписал ее советский художник Сергей Милютин. Они работали в мастерской «Детское воспитание» под руководством Анатолия Мамонтова.

Первая матрешка Звездочкина

Семья Мамонтовых прославилась тем, что собрала мастеров и художников, которые помогли возродить старинные русские промыслы. Они сообща работали над воссозданием крестьянских игрушек, художественной росписи и русского стиля в целом.

У первой игрушки-матрешки было 8 мест. Самая большая фигурка – крестьянская женщина с черным петухом под мышкой. В ней прятались кукла в жилете, девочка с серпом, куколка с горшочком каши, мальчик в красной рубахе…Последняя фигурка – краснощекий младенец в пеленках.

Матрешка быстро завоевала народную любовь, а в 1905 году она получила международное признание. Сперва расписных кукол попросили сделать для магазина игрушек в Париже. Вскоре они разлетелись по всему миру.

Всплеск популярности на матрешек побудил заниматься ее изготовлением многих мастеров. В каждой губернии игрушку делали по-своему. Так появились разные ее виды:

  1. Матрешка из Сергиева Посада. Здесь первыми освоили промысел после закрытия мастерской «Детское воспитание». При росписи мастера использовали темный контур. Иногда детали рисунка выжигали. Куклы расписывали гуашью, а затем покрывали лаком.
  2. Семеновскую матрешку можно узнать по фартуку с пышным букетом цветов. Рисунок немного смещен вправо, а сама фигурка более стройная.
  3. Вятская матрешка изображает светлоглазую девушку с застенчивой улыбкой. Для украшения игрушки используется особая солома.
  4. Матрешка из Полховского Майдана всегда украшена цветком шиповника – символом материнства и любви.
  5. Тематические матрешки сделаны по мотивам сказок, былин, повествований («Царевна-лебедь», «Конёк-горбунок», «Тарас Бульба»). Помимо этого тематические куклы изготавливались к памятным датам. Например, к 100-летней годовщине войны 1812 года. Они представляли собой фигурки Наполеона и Кутузова.
  6. Современные матрешки. Сегодня на игрушках изображают все, что угодно: портреты президентов, памятники культуры, животных, героев фильмов и мультиков. Современные работы отличаются оригинальностью. Рисунки на них чаще напечатанные, и больше напоминают фотографии или красочные картины.

Игры для детей с матрешками

Изготовление

Кому-то игрушка может показаться простой. На самом деле изготовить ее нашим предкам стоило большого труда:

  1. Фигурки вытачивали из мягкого дерева – ольхи, липы, березы, осины.
  2. Древесину заготавливали весной, когда в деревьях много сока.
  3. Бревна частично очищали от коры, после чего сушили 2 года.
  4. Дальше начиналась кропотливая токарная работа.
  5. Первой делали самую маленькую фигурку, затем – разъемные большие.
  6. Когда токарные работы были закончены, деревянные куколки зачищали до гладкости и покрывали клейстером.
  7. После этого их вручную расписывали.

Вместительная тонкостенная матрешка – предмет гордости мастеров.

Чтобы куклой было удобно играть, важно сделать ее легкой, с тоненькими, но крепкими стенками. Чем тоньше они будут, тем больше внутри вместится фигурок. И тем интереснее она станет.

Интересный факт. Самая вместительная матрешка состоит из 72 куколок. Ее высота составляет 1 м, а объем – 0,5 м. Уникальный экземпляр изготовили на базе Семеновской фабрики в 1970 году.

Игры с матрешкой

Среди современных игрушек матрешка отличается тем, что способна сама активизировать игру. Расписная кукла почти всегда вызывает у ребенка эмоциональный отклик. Становится интересно посмотреть, какая куколка следующая, сколько фигурок внутри спрятано, и каких? Попутно происходит процесс развития.

Матрешка:

  • Учит сравнивать фигуры по высоте, размеру, рисунку, объему.
  • Развивает мелкую моторику рук.
  • Тренирует мышление, внимание, память и логику.

Детям нравится рассматривать узоры, замечать сходства и различия разных матрешек, создавать похожие куклы собственноручно. Через изучение особенностей игрушки постепенно приходит понимание традиций русского народа.

Матрешки для детей

Примеры игр для детей разного возраста

Матрешка интересна детям разных возрастов. С ней можно играть начиная с 1,5-2 лет. В этом возрасте на первый план выходит сенсорное развитие. Детям нравится трогать разные предметы, сортировать их, разбирать и собирать.

  • «Разбери и собери матрешку». Родитель показывает, как разбирается игрушка. Малыш должен повторить. Когда кукла полностью разобрана, взрослый и ребенок сообща ее собирают.
  • «Расставь от маленькой до большой». Родитель выстраивает куклы в хаотичном порядке, и просит малыша выстроить их в ряд по росту.

Детям младшего дошкольного возраста интересно проявлять смекалку и играть в ролевые игры.

  • «Угадай по описанию». Перед детьми располагают 4-5 кукол. Ведущий описывает одну из них. Кто первый угадает куклу, тот и победил.
  • «Чего не хватает?». Матрешка разбирается, и куколки выстраиваются в ряд. Дети по очереди описывают кукол, а потом отворачиваются. Ведущий прячет одну куклу. Нужно описать, какой фигурки не хватает.
  • «Матрешки-хозяюшки». Ведущий кратко рассказывает историю матрешки, делая акцент на том, что она олицетворяет мать и настоящую хозяйку. После этого детям дают по куколке. Нужно описать, какая она хозяюшка, что делает по дому.

Матрешки-хозяюшки»

Детям 5-6 лет можно предложить следующие игры:

  • «Наряди барышню». Детям выдаются листки бумаги в форме матрешки с нарисованной головой. Нужно придумать и нарисовать наряд (выполнить аппликацию).
  • «Где спрятано?». Ведущий кладет самую маленькую куколку в одну из 8-10 матрешек. Затем он говорит, где ее спрятал: «5 кукла слева» или «2 кукла справа». Кто первый находит куколку, становится ведущим.

В возрасте 7-8 лет актуальны математические игры:

  • «Найди пару». Ведущий подготавливает карточки в виде матрешек. Вместо росписи на фартуке пишутся примеры (на сложение, вычитание, умножение). Отдельно изготавливаются карточки с ответами. Нужно правильно подобрать пары карточек.
  • «Семеновская матрешка». Дети слушают рассказ и смотрят презентацию на тему. После этого они рисуют куклу на бумаге и выполняют характерную роспись красками.

Песни, стихи и загадки по теме

Вызвать интерес у детей к матрешке помогут занимательные стихи, загадки и песни.

Стихи

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть.

Щечки яркие, платочек,

По подолу цветики.

Весело кружатся в танце

Загадка

«В разнаряженной Девице
Перепрятались сестрицы».

Песни

  • Народная песня «Русские матрешки» (Автор: А.Осьмушкин, муз В. Темнов):
  • Детская песня:

Видеопрезентация

Кратко рассказать о матрешке детям поможет следующий материал:

  • Видеопрезентация для детей дошкольного возраста:
  • Мультфильм про матрешку:
  • История от Галилео детям 7-8 лет:

Мир матрешек увлекательный и интересный. Расписные куклы являются частью русского народного творчества. Изучая историю игрушки, дети расширяют кругозор, знакомятся с традициями предков. Она воспитывает любовь к Родине. Это один из самых популярных символов России, любимый не только детьми, но и взрослыми!

Читайте также: