Кто делает светильники профессия

Опубликовано: 02.10.2024

О профессии светодизайнера: кто эти люди?

«Светильники» на Малой Ордынке 39 «Светильники» на Малой Ордынке 39

о Профессии светодизайнер

Многие ошибочно считают светодизайнерами всех, кто умеет рассчитывать уровень освещенности и подбирать в комнату красивый светильник. Однако, находясь в помещении, мы видим прежде всего не светильники, а сам свет. Свет окружает нас, отражаясь, преломляясь и рассеиваясь в пространстве. Область работы светодизайнера — работа с освещением, формирование световой среды и определенной атмосферы.

Профессия светодизайнер. Работа и идея.

работы светодизайнеров

Чтобы качественно выполнять свою работу, светодизайнер должен обладать глубокими знаниями в различных областях и уметь работать в команде с другими специалистами. Он не производит, не продаёт и не устанавливает оборудование. Основные задачи светодизайнера связаны с интеграцией освещения в архитектуру и интерьер.

Работа светодизайнера — сочетание науки и искусства, на которые часто накладываются бизнес-задачи клиента. Проект требует обсуждения целесообразности применения того или иного способа освещения и глубокое понимание материала.

В первую очередь профессионализм опирается на знания, умения и опыт. Проектирование освещения требует и знания характеристик солнечного света, и навыки колористики, и понимание архитектурных стилей. Светодизайнер разбирается в воздействии света и цвета на человека с психологической и физиологической стороны, обязательно учитывает нормы, стандарты, госты и снипы тех стран, в которых работает над проектом.

Важно знать климатические особенности страны, чтобы правильно подобрать оборудование. Одна из наиболее важных задач светодизайнера — быть в курсе тенденций рынка осветительного оборудования. Речь не об использовании только новых светильников в проекте. Мы говорим о разнообразии и специфике светотехнических производителей и дизайнерах светильников. О новых технологиях и тенденциях в сфере светодизайна.

Светодизайнер может решать задачи интерьерного, архитектурного и ландшафтного освещения. Свет невидим, пока не встретится с препятствием: предметом или поверхностью. Управление светом в проекте — сложная задача, решение которой становится продолжением дизайна, улучшает видимость, дополняет форму, объём и цвет. В создании схем освещения светодизайнеру необходимы опыт и знания и, безусловно, талант. Любые действия он направляет на решение задач проекта.

Эффективность и экономика.


Освещение должно быть функциональным, удобным и энергоэффективным, сохраняя при этом эстетическую привлекательность. У каждого проекта, будь то архитектурное, ландшафтное или интерьерное освещение, помимо визуальной составляющей есть экономическая сторона. Снижение затрат достигается за счёт использования энергоэффективного оборудования, дневного света и отражающих поверхностей.

Часто светодизайнер работает в штате компании, которая занимается проектированием и поставкой оборудования, либо контактирует с поставщиками осветительных приборов.

Визуализация, представление и сдача работы.

оформление интерьера светодизайнером

Итог работы светодизайнера — продуманный проект освещения. Всё начинается с разработки концепции. Следующие этапы — светотехническое проектирование и визуализация. Обычно светотехнические системы тесно связаны с электротехническими и системами автоматизации. В зависимости от задачи может быть представлена смета на необходимое в проекте оборудование. Результат обычно оформляется в презентацию и/или альбом (на бумаге или цифровом носителе) и представляется клиенту.

Светодизайнер сегодня — это больше, чем просто оформитель пространства. Это художник, который решает сложные задачи освещения. Не секрет, что людей привлекает хорошо освещённые объекты, будь то парк, общественное заведение или частная собственность. Правильное освещение улучшает настроение и пробуждает желание вернуться сюда ещё раз.

Подписывайтесь на обновления нашего блога, и вы познакомитесь с известными мастерами светодизайна и их работами.

Художник по свету: особенности профессии

В театре и на крупных шоу представление было бы неполным без правильного освещения. Художник по свету – это отдельная профессия, которой сегодня доступны самые современные приборы и методики работы со светом. Все это – для того, чтобы поразить зрителя в самое сердце, поддержать мысль спектакля и завершить образ.

Художник по свету работает с режиссером-постановщиком и управляет, фактически, еще одним актером или, если хотите, не менее важным, чем декорации, костюмы и постановка, выразительным средством, помогающим раскрыть режиссерский замысел.

Художнику по свету приходится придумывать сложные сценарии освещения с использованием одного из имеющихся вариантов или их сочетаний. В его распоряжении боковой свет, верхний свет, свет для подсвечивания задней части сцены, или горизонта, выносной (на балконах и специальных рампах, расположенных за сценой) и специальный свет (состоящий из всевозможных светильников, свечей, фанарей, расположенных среди декораций).


Раньше светом управляли вручную, поворачивая и влючая-выключая нужные прожекторы. Сегодня управление осуществляется с помощью компьютерных программ, и осветителям уже не приходится никуда лазить и ничего поворачивать самостоятельно.

Художники по свету учатся в театральных училищах, колледжах и вузах на соответствующих факультетах. Помимо театров, такие специалисты требуются на концертах, в цирке, в кино, на других шоу-площадках.

В процессе деятельности художнику-технологу по свету придется разрабатывать световое обеспечение спектакля, придумывать световые эффекты, рассчитывать технологические параметры конструкций, следить за появлением новинок в области светового оборудования, техники и технологий освещения сцены. Он также контролирует выполнение плана освещения спектакля. Монтировка световых конструкций и участие в репетициях – тоже в его обязанностях. Кроме непосредственной работы над светом спектакля, художник-осветитель может заниматься преподаванием своей дисциплины.

При всех плюсах профессии, где творчество соседствует с точным расчетом, где каждый раз появляются сложные задачи, выпускаются все новые и новые технологии, у нее есть и определенные минусы, с которыми не каждый уживется. Так, профессия эта преимущественно вечерне-ночная, поэтому жаворонкам будет сложно к ней приспособиться. Любители четко прописанного рабочего времени "с 9 до 18" также не смогут рассчитывать на окончание работы "по звонку". Рабочий день у художника по свету – скорее, ненормированный. И если вы решили попробовать себя в этой профессии, ответьте себе честно на вопрос, подойдет ли вам подобный образ жизни, или вам больше по душе должность с четко прописанными часами работы и вечерами, проводимыми дома с семьей.

Завтра, 11 июля, профессиональный праздник художников по свету! Принимайте наши поздравления. А среди вас есть представители этой профессии? Расскажите в комментариях!

Кстати.

Жаркий свет софитов и рамп, все время внутри помещения… от этого кожа теряет влагу. Нужно позаботиться о качественном увлажнении. Внутрь – чистую свежую воду, 8 стаканов растянуть равномерно на день. Снаружи – крем, восполняющий влагу и способствующий регенерации.




Men Expert Hydra Sensetive Увлажняющий крем с березой, L'Oreal Paris

Moisture Surge Hydrating Supercharged Concentrate Увлажняющий гель-концентрат усиленного действия, Clinique

Dior Hydra LIFE Увлажняющая сыворотка-сорбе, Dior

Значение художника-технолога по свету в создании красочного и выразительного спектакля трудно переоценить, так как его работа создает необходимый эмоциональный настрой и влияет на восприятие зрителями спектакля.

Художник-технолог по сценическому свету призван подчеркнуть общую идею спектакля через свето-цветовое решение, поэтому он работает в тесном сотрудничестве с режиссером-постановщиком и разрабатывает стилистику светового оформления спектакля. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

В театре декорации и освещение играют особую роль. Сценический свет придаёт спектаклю особую выразительность, создаёт необходимый эмоциональный настрой и даже, как утверждал Дэвид Линч «Свет может ощутимо изменить восприятие спектакля, а иногда и характеры героев». Световые эффекты могут до неузнаваемости изменить и декорации: «Темные тучи превращаются в небесные цветы, если их поцелует свет», - говорил Рабиндранат Тагор.

Современное свето-сценическое оборудование предоставляет неограниченные возможности для этого. А в некоторых постановках свет является главной составляющей в декорациях. Художник-технолог по сценическому свету является полноправным участником творческой постановочной группы в театре.

Современная светотехническая аппаратура в театре разнообразна и сложна. Сценическое освещение обеспечивается осветительными приборами, установленными в самых разных местах:

  • верхний свет — прожекторы, подвешенные рядами над сценой (1 план, 2 план);
  • боковой свет — осветительные приборы, установленные на боковых галереях и портальных кулисах;
  • выносной свет — прожекторы на специальных балконах, рампа (у переднего края сцены);
  • горизонтальный свет — оборудование для освещения горизонта;
  • специальный свет — светильники в виде фонарей, свечей, факелов, встроенные в декорации.

Кроме того, используется дополнительное световое оборудование для спецэффектов: световой занавес, контражур, стробоскоп для мерцающего эффекта и т. п.

В старинных театрах сценическим светом управляла команда осветителей вручную, располагаясь в разных концах театра. В современном театре управление световым оборудованием осуществляется централизованно при помощи компьютерных программ из одного специального помещения. Чтобы управлять всем этим непростым оборудованием, необходимо получить соответствующее образование.

В ходе подготовки нового спектакля составляется световая партитура, в которой отражены:

  • перечень и количество осветительных приборов, используемых в спектакле;
  • номера световых программ;
  • режим освещения и затемнения;
  • сигналы для световых перемен (реплики, движения или фразы);
  • цвета светофильтров, сила света, направление лучей осветительных приборов и другие параметры.

Световые партитуры уточняются во время свето-монтировочных репетиций, в процессе которых отрабатываются позиции и режимы освещения, а также действия работников осветительного цеха. Световая партитура должна выполняться строго и без изменений.

Особенности профессии

Профессиональная деятельность художника-технолога по сценическому свету может быть реализована в трех аспектах:

Художественно-творческая деятельность – в ходе которой специалист:

  • занимается разработкой и оформлением светового обеспечения спектакля по проекту художника-постановщика;
  • разрабатывает световые эффекты;
  • создаёт необходимую документацию световой партитуры спектакля (в случае необходимости привлекая специалистов);
  • возглавляет процесс светового оформления сцены;
  • участвует в проведении световых репетиций, в ходе которых художественное освещение фиксируется на партитурах;
  • осуществляет постоянный контроль за точным выполнением освещения спектаклей в действующем репертуаре;
  • в ходе работы использует самые последние достижения науки в сфере театральной техники и технологии, а также новые материалы.

Организационно-управленческая – в процессе которой художник-технолог может руководить отделами театра, которые занимаются световым оформлением представлений или производят свето-техническое оборудование для театра. Кроме того, он контролирует правильность выполнения сотрудниками световой партитуры представления и правила техники безопасности и охраны труда при работе с подобным оборудованием (правил пожарной безопасности и санитарии). Проведение монтировочных световых репетиций и в ходе их необходимая корректировка светового оборудования также входит в обязанности художника-технолога по свету.

Педагогическая деятельность заключается в преподавании дисциплин по световому оформлению спектакля в учебных заведениях театрального искусства (технология светового оформления спектакля, проектирование постановочного освещения театрально-зрелищных предприятий, макетирование, основы светотехники и светотехническое оборудование для театра, театрально-техническая графика, технический расчет конструкций).

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Творческая интересная профессия, в которой можно развиваться технически в соответствии с новшествами в этой сфере.
  2. Профессия востребована не только в театре, но и на концертах, в кино и цирке.

Минусы

  1. Ненормированный рабочий день
  2. Ночной образ жизни
  3. Возможные разногласия с режиссером-постановщиком, который может придерживаться точки зрения К.С.Станиславского и недооценивать роль светового оформления спектакля: «Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет».

Место работы

Художники по сценическому свету могут работать в театрах, на киностудиях и телевидении, концертных залах, площадках, стадионах, в цирке.

Важные качества

  • богатое художественное воображение;
  • умение рисовать и работать руками;
  • хорошее цветовосприятие;
  • эмоциональность;
  • внимание к деталям;
  • постоянное стремление к профессиональному росту.

Обучение на художника-технолога по сценическому свету


Оплата труда

Оплата труда специалистов данного профиля в российских театрах невелика: от 20 тысяч рублей. Но опытных специалистов часто приглашают на подработку в антрепризе, концертных организациях, ночных клубах, где можно достойно заработать — за 2 ночи работы от 25 тысяч рублей.

Ступеньки карьеры и перспективы

Выпускники учебных заведений могут начать свою карьеру в театре с простого осветителя, машиниста сцены, художника-оформителя. Для начинающего художника-технолога по свету - это необходимый этап, на котором приобретается бесценный практический опыт. Постепенно от рядового специалиста художник-технолог может расти от разряда к разряду и стать руководителем подразделения театра, отвечающего за световое оформление спектаклей. Также можно работать в концертных организациях, ночных клубах, цирке, заниматься освещением городских мероприятий, церковных праздников.

Интересные факты

История возникновения сценического света

Сценический свет был создан в XVII веке, когда театральные постановки начали показывать в помещениях. В то время для освещения использовались свечи. То есть, театральное освещение развивалось вместе с появлением новых источников света. В XIX веке в качестве освещения сцены стали использовать масляные лампы, позднее - газовые горелки. С появлением электричества театральное освещение также модернизировалось и стало более подвижным, ярким и выразительным. В разработанных К.С.Станиславским световых партитурах того времени стало возможным передавать состояние природы и погоды: утро, день, сумерки, ночь, солнечная или пасмурная погода.

Но художественное световое оформление спектакля развивалось не только параллельно развитию световой техники. Многие режиссеры с помощью света визуально выражали звучание музыки (Аппиа), либо подчеркивали объем фигуры человека или архитектурные формы, либо выражали трагизм души героя (Крэг).

Великий Мейерхольд использовал световые проекции для изображения лозунгов, рекламы, названий эпизодов. То есть, свет становился выразителем пропагандистских, критических или сатирических позиций режиссера. Чешский сценограф Й.Свобода, используя современные технологии (лазеры и компьютеры), превратил свет в главное действующее лицо театра. Световое оформление создавало атмосферу, воздух, стены, коридоры, занавес. Эти принципы сценического освещения стали использоваться во всем мире. Й.Свободе принадлежит идея использования в театре видео.

Другие режиссеры, такие как Л.Мондзика и Р.Уилсон, считают силу воздействия света сильнее и выразительнее мастерства актеров. Л.Мондзик создавал свои камерные спектакли как противоборство тьмы и света. Р.Уилсон утверждал, что «свет имеет собственную роль, как актер». Такого рода режиссеры способствовали тому, что возникла профессия художника по сценическому свету. В России эту традицию продолжают и совершенствуют Д.Исмагилов в Москве и Г.Фильштинский в Санкт-Петербурге.

Современное световое оборудование

Управляемые (цифровые, интеллектуальные) световые приборы подразделяются на 2 вида: рисующие и заливающие.

Они представляют собой сканеры и головы с подвижными корпусами. У сканера управлением проекцией светового луча занимается подвижное зеркало, а у головы — движущийся во все стороны корпус. Оба прибора могут изменять цвет и рисунок луча. Управление световым оборудованием выполняется по цифровому протоколу DMX.

Аналоговое световое оборудование представляет собой световые пушки, излучающие следящий луч и приборы заливающего света.

В сегодняшнем театре имеется множество осветительных приборов, создающих великолепные эффекты:

Среди современных профессий есть особая группа – специальности, так или иначе имеющие отношение к производству, передаче, распределению и потреблению электрической энергии.

Список профессий, связанных с электричеством

Существует достаточно устойчивый перечень профессий, которые связаны между собой единым критерием: они все имеют отношение к электричеству. Остановимся подробнее на основных специальностях.

  • Электрик
    Электрик. Это рабочий, который занимается поддержанием электрических цепей и оборудования в надлежащем состоянии, настраивает приборы и механизмы. Он может трудиться на предприятии, в энергокомпании, в сфере транспорта (железная дорога, метро, трамвайное депо), связи или жилищно-коммунального хозяйства.
  • Электромонтер. Его обязанности заключаются в монтаже, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте сетей и аппаратуры. Установка и проверка нового оборудования требует высокой квалификации и опыта.
  • Электрослесарь. Выполняет испытательные и ремонтные работы со всевозможными механизмами и машинами, системами освещения и сигнализации. Он устанавливает заземление, протягивает кабели и телефонные сети. Востребован во всех сферах промышленного производства и обеспечения быта (на заводах, в шахтах, в мастерских, сфере обслуживания).
  • Инженер-электротехник. Для освоения этой профессии придется получить высшее образование. Такие специалисты могут конструировать и обслуживать различные приборы и цепи (например, электрооборудование автомобилей или летательных аппаратов, электроприводы и установки), а также способствовать повышению их производительности. От мастера требуется доскональное знание техники, с которой ему нужно работать.
  • Инженер-энергетик. Это высококвалифицированный специалист, который умеет проектировать электро- и теплосети, создавать схемы, подбирать подходящее оборудование и закупать его, контролировать процесс монтажа и ремонта, заниматься модернизацией.

Все эти профессии входят в число видов деятельности повышенной опасности.

Где учиться

Получить среднее образование, необходимое для работы по обслуживанию и ремонту электросетей и аппаратуры, можно в колледжах и техникумах. Для зачисления в ссузы после 9 или 11 класса нужен только аттестат. Обучение, как правило, завязано на конкретное направление деятельности (обслуживание воздушных ЛЭП, кабельных линий, связи, распределительных сетей и т. д.). Учеба может длиться от 2 лет 10 месяцев до 3 лет 10 месяцев в зависимости от формы (очной или заочной) и базового образования абитуриента.

Инженеров готовят в высших учебных заведениях. Для поступления в вузы на профессии, связанные с электричеством, потребуется представить результаты ЕГЭ по математике, физике и русскому языку. Учеба займет не менее 4 лет.

Зарплата и перспективы профессии

В среднем по стране электрик и электромеханик получают до 40 тысяч рублей, монтер и слесарь – около 30 тысяч рублей. В таких же пределах заработок и у инженера, но работа у него почище, энергетик может рассчитывать на 50 тысяч рублей. Мастера, которые трудятся вахтовым методом в северных регионах, имеют более высокую зарплату (60–80 тысяч рублей).

По данным статистики рынка труда, профессии, связанные с электричеством, входят в топ-50 наиболее востребованных в экономике страны, и падения спроса на них пока не предвидится.

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия профессии, связанные с электричеством подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Отзывы, комментарии и обсуждения

Перед тем, как начать повествование, считаем важным предупредить. Профессия профессии, связанные с электричеством подходит далеко не всем. Если вы или ваш ребенок еще учитесь в школе, то настоятельно рекомендуем пройти профессиональную программу по профориентации . Потратив небольшую сумму денег сейчас, вы сможете сэкономить годы жизни в последствии.

Кузнецова Ольга Владимировна

Ковалева Ольга Владимировна

Психолог, ведущий эксперт центра «Профориентатор».

Многие жалуются, что на работе им мало платят, не дают новых интересных задач и не повышают по карьерной лестнице.

Корни всего этого зарыты еще в нашем подростковом возрасте, когда мы выбирали свою профессию или вуз. Кто-то шел туда, где ближе всего к дому, кто-то по стопам или совету родителей, кто-то за компанию и т.д.

Но к этому вопросу ни в коем случае нельзя подходить спустя рукава. Я настоятельно рекомендую пройти тест на профориентацию от Прфгид . По статистике у 87,6% прошедших заработная плата больше 150 тыс. рублей, 67,4% работают на руководящих должностях, а 38,3% являются владельцами своего бизнеса.

осветитель за работой фото

В мире немало творческих и технических профессий. Однако ещё больше таких, где творчество и техническая подкованность пересекаются. Особенно их много в сфере театрального искусства, на телевидении, в кинопроизводстве: звукорежиссеры, операторы, монтажеры – всё это творческие работники с серьезными познаниями в технике.

Сюда же стоит отнести ещё одну востребованную профессию – осветителей, или специалистов по правильной расстановке освещения.

Суть работы осветителей

Итак, из названия специальности понятно, что осветитель или по-простому световик – это сценический рабочий, который отвечает за работу освещения на съемочной площадке. Основная задача – выставление нужного света в соответствии с творческим замыслом режиссера.

Такие специалисты незаменимы при организации концертов, праздников, на телевидении, в театральных постановках. Опытные осветители могут организовывать собственное световое шоу.

Часто также осветитель разрабатывает схему освещения совместно с остальными работниками сцены, но, как правило, задачу ему ставят режиссер и главный оператор. Нередко осветителю приходится в одиночку монтировать всё оборудование, а затем разбирать его. Впрочем, на больших мероприятиях осветитель, как правило, работает с помощниками.

Обязанности осветителя на площадке:

Погрузочно-разгрузочные работы и упаковка светового оборудования;

Монтаж софитов, кабелей, стоек и прочего оборудования, а затем его демонтаж;

Обслуживание приборов освещения (протирка линз, проверка исправности кабелей, смазка штативов, замена ламп освещения и т.д.);

Починка сломанного оборудования;

Изготовление аппаратов для световых эффектов;

Выставление приборов по световой партитуре и управление ими во время постановки, спектакля, музыкального концерта;

Расстановка освещения и управление командой осветителей;

Программирование сложных схем освещения и их переключение с компьютерного пульта.

Как видим, обязанностей у специалиста хватает. При этом их количество по мере набора опыта только возрастает.

Нередко осветителю приходится работать на открытом воздухе, если речь идет о выездных концертах, фестивалях или съемках на натуре.

Подобная работа предполагает постоянный контакт с людьми творческих профессий (музыкантами, режиссерами, актерами), участие в репетициях и ненормированный рабочий день. Одним словом, у осветителя масса обязанностей и довольно напряженный график. Зарабатывают они чаще всего, исходя из количества отработанных часов (числа спектаклей, концертов, съемочных дней).

Практически всегда осветителям приходится выполнять работу электриков, подсобных рабочих и грузчиков. Особенно, если речь идет о небольшом театре или частной студии.

Часть специалистов предпочитают вообще не трудоустраиваться официально, а зарабатывать на фрилансе. Услуги осветителей востребованы при организации, например, детских праздников, городских концертов, а нередко и крупных фестивалей.

Начинающий осветитель вряд ли может рассчитывать на собственные контракты – скорее всего ему доверят лишь вспомогательные работы. Однако опытный специалист вполне может дорасти до художника по свету, наработать клиентскую базу и таким образом зарабатывать себе на жизнь. Опять-таки заработок осветителя на фрилансе напрямую зависит от количества заказов, предполагает постоянные разъезды в любое время дня.

Опытный световик может устраивать собственные световые шоу, выступать на международных фестивалях. Это вершина карьеры специалиста, которая гарантирует ему стабильную прибыль и заработок. Однако до таких вершин ещё предстоит дорасти.

Требования к навыкам световиков

Чтобы успешно работать осветителем, требуется немало технических познаний, а также творческая жилка.

Во-первых, нужно отлично разбираться в электротехнике и принципах работы осветительных приборов. Во-вторых, уметь всё это вовремя починить, быстро настроить, вовремя перенести на нужное место и включить. В-третьих, следует понимать, как то или иное освещение влияет на художественный замысел постановки, концерта или фильма. А здесь, как ни крути, нужен эстетический вкус и понимание замысла режиссера.

Нередко в технической бригаде во время постановки работает целая бригада осветителей, так что очень важны их скоординированные действия и четкое выполнение команд.

Читайте также: