Кто коллекционирует бабочек профессия

Опубликовано: 03.07.2024

Наверное, мало кто из читателей может похвастаться, что у него есть знакомый коллекционер бабочек. А ведь во многих странах это очень распространенное хобби. Да и в нашей стране оно когда-то пользовалось большой популярностью – многим приятно иметь возможность видеть в своей гостиной или кабинете роскошные композиции, составленные из ярких насекомых.

Кто и зачем собирает такие коллекции

Для начала разберемся, как называется коллекционер бабочек. Здесь все довольно просто, хотя произнести этот термин сложновато – лепидоптерофилист. Так что, если вы хотите вплотную заняться таким хобби, придется потренироваться, чтобы без запинок выговаривать свой новый статус.

коллекционер бабочек как называется

Понятно и то, зачем коллекционер бабочек занимается этим делом. Все-таки не многие представители фауны на планете могут похвастаться таким многообразием и красотой, как эти насекомые. Правда, красота их недолговечна – живут некоторые бабочки всего несколько дней, а то и часов. Встречаются породы, у которых даже рта нет, так как за всю жизнь им ни разу не приходится питаться. А вот под стеклом эти порхающие цветки смогут сохраниться на протяжении многих лет и даже десятилетий. К тому же это прекрасный способ больше узнать о живой природе. Поэтому такое хобби можно порекомендовать и взрослому, и ребенку. Конечно, прежде чем заняться им, нужно многое узнать.

Как безболезненно усыпить насекомое

Начинается коллекция бабочек чаще всего с представителей наиболее распространенных семейств. Сюда можно отнести белянок, нимфалид, бархатниц, голубянок, парусников и прочих. Что ж, даже собрав всего по несколько бабочек из каждого семейства, уже можно составить впечатляющую коллекцию, которая сделает честь любому начинающему лепидоптерофилисту.

лепидоптерофилист это коллекционер бабочек

Но коллекционер любит живую природу и постарается не мучить пойманное или выведенное насекомое, обеспечив ему максимально легкую, быструю и безболезненную смерть. Как же это сделать?

Для этого понадобится эфир. Его можно приобрести во многих ветеринарных клиниках, а также зоомагазинах. Но, увы, не всегда есть возможность купить эфир, особенно в небольших городках или поселках, где как раз легче всего добывать интересные экспонаты. Что ж, коллекционер бабочек также может воспользоваться аммиаком или нашатырным спиртом, продающимся в большинстве обычных аптек, да и стоит раствор совсем не дорого. А применять его максимально просто – с задачей легко справится любой новичок-подросток.

Достаточно окунуть небольшой кусок немного сжатой ваты в эфир или нашатырный спирт и положить в банку, где находится бабочка, после чего закрыть ее крышкой. Спустя некоторое время (оно зависит от количества жидкости, впитанного ватой, и объема емкости) насекомое безболезненно умирает.

Аккуратно расправляем экспонат

Как только бабочка умерла, ее нужно подготовить для внесения под стекло, прежде чем она засохнет, а крылышки застынут в неподходящем положении. Опытный лепидоптерофилист это знает, и у него всегда есть наготове соответствующее оборудование.

действовать нужно очень аккуратно

Вообще могут использоваться различные приспособления. Некоторые предпочитают приобрести специальные, продающиеся в профильных магазинах и стоящие довольно дорого. Другие же решают изготовить оборудование своими руками как минимум на первое время, пока не станет понятно, будет ли это хобби обычной быстро надоевшей блажью или же останется на всю жизнь.

Самый простой вариант – взять доску из мягкой древесины и проделать в ней узкую и не слишком глубокую щель по размерам тела трофея. Сделать это сможет любой начинающий коллекционер бабочек.

Усыпленное насекомое аккуратно уложите на доску, чтобы тельце как раз входило в эту щель. Теперь очень осторожно распрямите крылышки, прижмите их к дереву. Сверху на каждое крыло уложите кусок тонкого полиэтилена (подойдет прозрачный одноразовый пакет) или кальку и зафиксируйте булавками. При этом старайтесь слишком не заглублять тельце в щель, чтобы оно находилось на одном уровне с крылышками. Тогда смотреться ваш трофей будет наиболее изысканно и станет великолепным украшением коллекции.

стена из бабочек

Заключение

Прочитав статью, вы узнали не только о том, как называется коллекционер бабочек, но и то, как выглядят основные приемы, которыми пользуются лепидоптерофилисты для увеличения количества своих трофеев. Надеемся, что это позволит вам обзавестись новым хобби, интерес к которому не пропадет на протяжении многих десятилетий.


Виктор Синяев собирает насекомых более 27 лет. Он путешествовал по России и странам бывшего СССР, побывал в Камбодже, Вьетнаме, Лаосе, Бирме, Китае, Малайзии, Турции, Иране, Индии, Шри-Ланке, на островах Филиппин и Индонезии, собирал бабочек в Конго, Габоне, Венесуэле, Боливии, Перу, Эквадоре, Мексике и на Кубе. В его честь названо более сорока новых видов, а тысячи экземпляров из его научных сборов украшают многие музеи и частные коллекции.

Кто спонсирует сбор бабочек

Первое время основным местом моих исследований за границей была Юго-Восточная Азия. Я вкладывал свои средства в поездки, привозил бабочек, а мой координатор размещал их по разным музеям. Собранных им с разных музеев денег, а чаще это были карманные деньги сотрудников, хватало на новые экспедиционные расходы. Трудно представить, чтобы директор какого-нибудь европейского музея оплатил поездку за бабочками русскому собирателю. Как минимум он был бы уволен. Дело в том, что у нас сотрудники музеев ежегодно отчитываются перед научным советом, а описание нескольких, а иногда и десятков новых видов в год — вполне весомый результат научной деятельности.

Сегодня Юго-Восточная Азия не так актуальна, как Южная Америка или Африка. В Азии осталось 3–5% новых видов, а в Южной Америке — 15–20%. Поэтому следующее мое путешествие — в Эквадор, на средства небольшого научного сообщества.

О своих находках, технике «сбора» и киргизской бабочке

Всего бабочек насчитывается более 170 тысяч видов. У самой крупной, совки агриппины, размах крыльев может превышать 30 сантиметров, а самые маленькие моли размером не крупнее 3–5 миллиметров. Конечно, невозможно собрать их всех, поэтому моя работа — находить новые виды или редкие экземпляры, которые известны науке, но с которыми довольно долго никто не встречался.

На сегодняшний день около сорока новым бабочкам другими коллекционерами дано мое имя. Несколько насекомых названы в честь моей дочери Ульяны, сына Нила, жены Светланы, моих мамы и тещи.

Я больше интересуюсь ночными бабочками, так как они гораздо менее изучены. В экспедиции в выбранном месте я натягиваю экран из сетки и включаю лампу дневного света от генератора. Уже через несколько минут на сетке появляются бабочки, которых я кладу в баночку — «морилку». Потом я раскладываю их на так называемых матрасиках по семействам: медведицы идут в один музей, пяденицы — в другой и так далее. Вторые экземпляры я сохраняю для своей личной коллекции.

У меня есть мечта. Я знаю, где в Киргизии живет новая бабочка, которая летает зимой. Пятнадцать лет назад я был там на охоте и наблюдал, как она порхает над прогретым склоном, когда вокруг 25-градусный мороз. С тех пор я мечтаю вернуться в Киргизию, но пока не получается.


Я знаю, где в Киргизии живет новая бабочка, которая летает зимой

Как хобби стало профессией

Я начал заниматься бабочками в 1985 году, когда мне было уже тридцать лет. Перед этим я окончил факультет прикладной космонавтики Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии и работал в центральном НИИ «Комета». Как-то раз нас от работы послали в командировку на Черное море. Там меня, как сибиряка, поразило разнообразие и красота цветов, колючих трав и кустарников. Я собирал икебаны из крымских растений: татарника, синеголовника и других. Потом я стал насаживать бабочек и других сбитых машинами насекомых на их колючки. В какой-то момент к нам приехали знакомые из Москвы, среди которых был фотограф Андрей Каменев. Он-то и показал и рассказал мне, что бабочек можно сохранять, коллекционировать.

Зимой в московской квартире я изготовил первую скромную коробочку с бабочками, сделал первый сачок и стал с нетерпением ждать весны. В апреле опять напросился в командировку и в свободное время уже целенаправленно собирал бабочек. Потом познакомился с другими собирателями, узнал про Московское общество испытателей природы, стал учиться на книжках и открытках.

О первой заграничной поездке

Моя первая экспедиция была во Вьетнам, где до нас энтомологов почти не было. В 1991 году иностранцев из Европы туда не пускали, но, несмотря на социалистический режим, который, казалось бы, должен быть дружественно настроен к выходцам из СССР, мы столкнулись с массой проблем. В то время во Вьетнаме путешественники должны были иметь при себе вооруженную охрану. Наши охранники на второй день отдали нам свои американские винтовки и разошлись по домам. Один раз из-за этой винтовки жители какой-то лесной деревушки приняли меня за американского солдата и поспешно ретировались.

Так как я не был профессионалом, там я собирал все: мух, ручейников, стрекоз и, конечно, ночных бабочек всех семейств. Этот разнообразный материал, отправленный в немецкий музей, произвел фурор. Такого количества новых видов, собранных за один раз, там еще не видели.


Бабочки — не тигры! Нужно охранять не самих насекомых, а места их обитания

О Красной книге и глупых запретах

Я уважаю людей, охраняющих природу, но иногда они перегибают палку и доводят все до абсурда. Недавно я слышал, что хотят ввести уголовное наказание за убийство амурского тигра, и тут же поступило предложение ввести уголовные сроки за нанесение вреда всему, что внесено в Красную книгу. Но в случае с бабочками это неправильно. Бабочки — не тигры! Нужно охранять не самих насекомых, а места их обитания. Насекомые должны выступать индикатором состояния окружающей среды. Если они внесены в Красную книгу, то это хороший повод запретить хозяйственную деятельность на территории их обитания.

Во многих научных трудах для наглядности приводят пищевую пирамиду, или так называемые трофические связи животного мира, где насекомым отведена роль «переработчиков» зеленой массы (листьев и травы) в белок, которыми затем кормятся хищные насекомые, рептилии, птицы, рыбы, звери да и сами люди. Выходит, что рыбачить и охотиться можно, а собирать насекомых для коллекций нельзя. Если заглянуть в Красные книги периода советской власти, то непременно наткнешься на то, что главные браконьеры — это коллекционеры.

У нас есть серые невзрачные бабочки — совки, которые внесены в Красную книгу Москвы. В музейной коллекции МГУ находится только два их экземпляра из Московской области, не потому что они редкие, а потому что никому особо не интересны. Включив эту «редкость» в Красную книгу Москвы и Московской области, ее составители были награждены медалями и премиями мэра… А теперь, предположим, вы едете по МКАД через национальный парк «Лосиный Остров», и о лобовое стекло разбиваются эти самые совки — юридически вы становитесь преступником. В таком случае природоохранные структуры должны стоять на выезде, проверять лобовое стекло и радиатор каждой машины, считать, сколько бабочек вы сбили, и за это привлекать нарушителей к уголовной ответственности. Это же абсурд.

Об индийской тюрьме

Одна детективная история произошла со мной и товарищем в 2001 году в Гималаях, в северо-восточном индийском штате Сикким. Там, где сохранилась нетронутая цивилизацией природа, устроили национальный парк.

Для меня это была уже вторая поездка в эти уникальные места, проблема особого статуса территории, как и везде, решалась дачей денег на воротах. Мы решили исследовать тропический лес в буферной по отношению к национальному парку зоне.

Через три ночи ночного сбора к нам пришел проводник и попросил вернуться в ближайшую деревню, где нас уже ждала полицейская машина.


Фото: ссылка

. И сон один припомнился мне вдруг:
Я бабочкой летала над цветами;
Я помню ясно: был зеленый луг,
И чашечки цветов горели, словно пламя.
Смотрю теперь на мир открытыми глазами,
Но может быть, сама я стала сном
Для бабочки, летящей над цветком?**

12.Х.[1927]. "Бабочка". Черубина де Габриак

** Образ из кит<айской> поэзии. (Прим. автора)

О том, что уважаемый Александр Андреевич Проханов - лепидоптерофилист, т.е. коллекционер-любитель бабочек, я узнала из 7-серийного фильма о жизни и творчестве писателя "Солдат империи" (2012г. Режиссёры Андрей Кияница и Игорь Холодков). Оказывается, он во время своих многочисленных поездок по стране и миру, как журналист и писатель, начал собирать в коллекцию этих сказочных насекомых. В восторженном рассказе о любимом занятии писатель назвал их маленькими языческими богами.

В передаче "Пока все дома" (Выпуск от 05.06.2016г.) я услышала, что в юности будущий писатель начинал охотиться на уток, подстрелил зайца и случайно убил журавля. Это было таким стрессом для молодого охотника, что отвадило его от охоты, одностволка была навсегда спрятана в чулан.

Александр Андреевич поведал: "Охота на бабочек - это продолжение страсти. Она не менее греховна, чем убийство теплокровных. Это тоже убийство. Бабочки - это маленькие боги, которые населяют луга, долины, дерева, рощи. Они там царят. Когда сачком ты вычерпываешь бабочку, ты убиваешь бога. Маленькая страна, где он господствует, сиротеет, пустеет. Я, когда смотрю на эти тысячи бабчонок, думаю, господи, какой я грешник. Ведь и меня когда-нибудь посадят на иголку, и я буду там корчиться".

А недавно в передаче "Судьба человека" с Борисом Корчевниковым об Александре Проханове, эфир от 31.10.2017г.(https://russia.tv/video/show/brand_id/62239/episode_id/1561201/video_id/1694435/) меня просто поразил монолог писателя с его "яркими метафорами, оригинальными, цветистыми эпитетами":

"Бабочки - это тоже ангелы. Охота на бабочек не менее опасна, чем охота на медведей. Я чудом уцелел, моя охота на бабочек проходила в саваннах, джунглях, сельвах рек, а там заросли, топи, коварные люди, там засады, мне стоило большого труда выбраться оттуда. "

На вопрос ведущего, сколько же бабочек в коллекции , ответил: "Грешник, их тысяч семь, наверное. Бабочки восхитительны. Всё, что существует в мире, всё проецируется на эти удивительные крылья, они как цветные слайды, на которые записаны мои скитания, мои зрелища, политические события, мои переживания, поражения и даже грехи. Бабочки - свидетели моей огромной прожитой и непутёвой жизни".

Интересна очередная писательская ассоциация бабочек теперь уже с ангелами.

Но как-то привычнее всё же связь образов бабочек с душами умерших.

И как здорово об этом пишет в своей статье "Бабочка - образ бессмертной души" Марина Шумакова: "Яркокрылые, легкие, беззаботные — бабочки с древних времен завораживали человека. А разнообразные, почти мистические качества этого удивительного создания природы нашли отражение во множестве верований и мифов.
Практически во всех мировых культурах можно найти образы бабочки-души. Легкость, невесомость, способность парить, беззащитность, хрупкость — эти свойства бабочки напрямую связывались со свойствами человеческой души, освобожденной от телесной оболочки" (http://znay-obo-vcem.livejournal.com/834402.html).

Дважды произнесённое Александром Андреевичем слово грешник, меня насторожило. Пытаясь разобраться, я поняла, писатель имеет в виду, что любая тварь Божья требует к себе уважительного отношения и имеет право на жизнь. Он же, как коллекционер, своими руками лишил около семи тысяч особей бабочек их и так коротких жизней, и любуется ими, приколОв (высушенными) энтомологическими булавками к пенопласту коллекционных коробок.

Не имея адвокатского образования, пытаюсь найти защитников коллекционерам "Божьих тварей" на стороне. И нахожу! У священнослужителя!

Удивилась и в то же время обрадовалась статье в журнале National Geographic (№147, декабрь 2015) "В поисках красоты: зачем священнослужитель коллекционирует бабочек" (http://www.nat-geo.ru/insects/832596-v-poiskakh-krasoty-zachem-svyashchennosluzhitel-kollektsioniruet-babochek/).

Отец Сергий из подмосковного Звенигорода много лет коллекционирует бабочек. Своё увлечение считает неслучайным: в этих насекомых он видит напоминание всем нам о Царстве Небесном.

Так и хочется всю статью перенести в свою зарисовку, пересказав своими словами, но остановлюсь на отдельных цитатах из рассуждений батюшки:

"Вредит ли природе человек c сачком? Энтомологами в природе отлавливается ничтожное количество особей, если сопоставлять с размерами популяции. В природе их десятками тысяч поедают животные — птицы, звери, и особенно летучие мыши. Но целые популяции вымирают по другой причине — в результате хищнической хозяйственной деятельности человека. Критическим образом на биоразнообразие влияет планомерное уничтожение среды обитания. "

А вот его ответ на вопрос заголовка моего очерка:

"Что заставляет людей коллекционировать бабочек? Человечество стремительно теряет красоту. Красота жизни сменяется безобразием, а безобразный — это не просто некрасивый. Безобразие — отсутствие образа красоты. Первозданная Богом красота мира сохраняется ныне в неповрежденном виде в цветах и бабочках.

У бабочек есть одно удивительное свойство, на которое никто сейчас не обращает внимание. Они сохраняют красоту и после смерти, а это значит, что в них продолжает оставаться жизнь. Смерть есть утрата жизни, а там, где жизнь не умирает, она всегда сохраняет красоту. Поэтому бабочки были и будут окнами в Первозданный Мир, открытыми для нас.

Второе свойство бабочек: на своих крыльях они несут все оттенки неба — от сияющего белого и нежно-бирюзового до черно-грозового. Поэтому бабочки всегда были и будут фотографическими отпечатками неба. Созерцание красоты бабочки подобно созерцанию Неба, столь необходимого для каждого человека".

Как здорово перекликается второе свойство бабочек, выведенное отцом Сергием, и вторая часть реплики писателя, называющего себя грешником.

Думаю, что эту часть моей работы, как преамбулу, следует завершить тремя строфами из стихотворения "Бабочка" Александра Андреевича:

. Когда по мне печально и высоко
Ударит колокол и сердце дрогнет робко,
Тогда я распахну в квартире окна
И отворю стеклянные коробки.

И бабочки умчатся на свободу.
Их унесет на волю свежий ветер.
Вернутся в джунгли, в степи, к синим водам,
Рассядутся на листья и соцветья.

И пусть Господь, нахмурив строго брови,
Назначит кару мне жестокую, любую.
Я жизнь прожил с единственной любовью,
Любил я бабочку небесно-голубую.

В биографии писателя Проханова А.А., о чём читаем в интернете, годы 1962-1964 примечательны тем, что он в это время работал лесником в Карелии, водил туристов в Хибины и принимал участие в геологической партии в Туве. Мне же интересно, в первую очередь, то что в эти же годы, видимо, в свободное время много читая художественной литературы, Александр Андреевич открыл для себя знаменитых писателей А.П. Платонова и В.В. Набокова, удивительным образом, так совпало, родившихся в один год, 1899, в год столетия А.С.Пушкина.

С пиететом поглядываю на полки домашней библиотеки, на которых стоят книги с произведениями писателей и поэтов Платонова, Набокова и Проханова. Интересно, где, не в Самиздате ли?, находил Александр Андреевич в те годы интересующее его чтение, коль скоро произведения Платонова и Набокова были не доступными для массового читателя.

По информации с сайта "Антология самиздата" (http://antology.igrunov.ru/): "Платонов после яркого дебюта – выхода в Москве в 1927 г. книги рассказов «Епифанские шлюзы» – завоевывает известность в литературных кругах. Однако уже через два года, после появления в печати сатирических рассказов «Государственный житель» и «Усомнившийся Макар". всё творчество Платонова было объявлено вражеским.

Однако, самые крупные произведения: «Ювенильное море», «Котлован», «Чевенгур». широко распространены в Самиздате. Лишь в 1986 г. в «Знамени» опубликовано «Ювенильное море», в 1987 г. – в «Новом мире» -- «Котлован», и в 1989 г. в «Дружбе народов» — «Чевенгур».

Творчество писателя-эмигранта Набокова стало доступным читателю также в 1986 году. В Cамиздат же первоначально "попала благодаря своей скандальной известности на Западе “Лолита”, однако с конца 60-х наибольшее распространение получили “Приглашение на казнь”, “Подвиг”, “Дар” и другие “сиринские” романы".

Бабочки в жизни и творчестве писателей Платонова, Набокова и Проханова

Платонов Андрей Платонович (Климентов)

В одном из интервью А.А. Проханов сказал: "Я очень любил прозу Андрея Платонова. Платонов взвалил на себя непосильную для традиционной русской прозы задачу. Он работал и с социальной машиной общества, и с машинным миром техническим. Он работал с электричеством…"

Конечно же, это интересно, а писал ли Платонов о природе, бабочках? Определённо - да! Об этом -- в статье "Природа и человек в рассказах А. Платонова" С.А. Кузнецовой: " А. Платонов, говоря о природе и общении с ней человека, противопоставляет свое видение преобладающим в литературе установкам на ее поэтизирующее возвышение. Мир природы в его произведениях — будничный, прозаический, приближенный к однообразной повседневности. Очень важен в произведениях писателя мир растений. Эти «. самые благородные существа на свете» сродни человеку. Любимые персонажи А. Платонова подобны растениям. "

…Человек – цветущее растение,

Человек – певучая звезда,

И весь мир есть пение весеннее,

Говорливая вечерняя вода.

По степи уходит тихий странник,

Ветер шумный в облаках шуршит,

Человек родился здесь нечаянно

От звезды тоскующей, от поющей ржи.

Богомолец сердца, странник дальний,

Все миры – лишь ног твоих следы,

Тишина земли есть песня тайная,

Тишина небес есть свет звезды.

Рассказ "Цветок на земле" о мальчике Афоне, его дедушке и цветах, которые растут на мёртвом песке. Вот опять сравнение человека с растением: "Афоня задумался среди трав и цветов. Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь; он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, желтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет".

Сказка-быль "Неизвестный цветок" как продолжение темы жизни растений в самых коварных условиях произрастания. Но вот уже появляется и слово БАБОЧКА: "Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика".

А в легенде "Разноцветная бабочка" это красивое насекомое выходит на первый план повествования. Тимоша "ловил бабочек и возвращался к матери. Дома он показывал бабочку и горевал, что она больше не летает, а только ходит тихо, понемногу". Любопытный мальчик, разглядев очередную пленницу, отпускал её, и она умирала. У него не возникало желания собирать бабочек в коллекцию, хотя признаки энтомолога уже были налицо.

Видимо, и Андрей Платонович, так любивший мир растений, дополнительным украшением их считал бабочек, как в той загадке: "На цветок пахучий сел цветок летучий".

Набоков Владимир Владимирович

В одном из интервью А.А. Проханов говорит: "Вслед за Буниным России был явлен Набоков. Он и продолжатель Бунина, но и его антагонист. Он прорвался сквозь бунинские эпитеты, сквозь сумасшедшую бунинскую изобразительность, сквозь мучительный, порой изнурительный эстетизм Бунина и сумел выйти на эстетику метафоры, метаметафоры, эстетику иррационального пересотворения миров".

А ведь В.В. Набоков, как писатель, тоже был родом из детства. И у него, как и у Тимоши из легенды Платонова, оно проходило на лоне природы, в сказочных местах под Петербургом. С наступлением весны начиналось для юного Владимира томительное ожидание встречи с Вырой (помните у Пушкина станционного смотрителя Самсона Вырина? Так он житель тех мест, но на столетие ранее), летней усадьбой Набоковых.

Возможно, первая бабочка, которую он поймал в шесть лет, была похожа на одну из картинок в альбоме с бабочками, подаренном племяннику дядей Рукой (Рукавишниковым), секретарём посольства в Риме.

Страсть к бабочкам переросла в профессию. Писатель Набоков стал энтомологом-самоучкой. Внёс весомый вклад в лепидоптерологию.

По сведениям из Википедии:

C 1920 по 1976 год Набоков опубликовал 25 статей и заметок по энтомологии.

С 1961 по 1975 годы Набоков 36 раз выезжал в экспедиции в Швейцарию, Италию, Францию и Португалию, задерживаясь на каждой станции порой на месяц-два.

"Он создал некую свою теорию красоты: у бабочек их яркий узор не мимикрия, не средство защиты от хищнических нападений, не камуфляж, а красота как таковая".

В честь писателя и именами героев его произведений названы 34 бабочки. А коллекцию бабочек в 4324 экземпляра после смерти писателя его жена Вера подарила университету Лозанны.

Более 570 раз бабочки упоминаются в произведениях Набокова. По мнению биолога Николая Формозова (Википедия), бабочки являлись неотъемлемой частью их образной системы. К примеру:

-- Путь махаона, описанный в книге «Другие берега», повторяет маршрут его двоюродного прадеда — декабриста М. А. Назимова к месту его сибирской ссылки.

-- Ангел в рассказе «Удар крыла» по описанию писателя подобен ночной бабочке.

-- В рассказе «Рождество» внутренний монолог Слепцова прерван на слове «смерть» неожиданным появлением из кокона бабочки Attacus atlas (Павлиноглазка атлас).

И как не назвать роман Набокова, энтомолога, "Бледный огонь", где, бабочка Ванесса пытается спасти жизнь Шейду.

О ней речь и в стихотворении:


двойной клик - редактировать изображение

Бабочка

Бархатно-черная, с теплым отливом сливы созревшей,

вот распахнулась она; сквозь этот бархат живой

сладостно светится ряд васильково-лазоревых зерен

вдоль круговой бахромы, желтой, как зыбкая рожь.

Села на ствол, и дышат зубчатые нежные крылья,

то припадая к коре, то обращаясь к лучам.

О, как ликуют они, как мерцают божественно! Скажешь:

голубоокая ночь в раме двух палевых зорь.

Здравствуй, о, здравствуй, греза березовой северной рощи!

Трепет, и смех, и любовь юности вечной моей.

Да, я узнаю тебя в Серафиме при дивном свиданье,

крылья узнаю твои, этот священный узор.

Проханов Александр Андреевич

"Как прозаик (Проханов) был под сильным влиянием А. Платонова и В. Набокова, но не стать их эпигоном помогло глубокое знание фольклора – магия древнерусских песен оказалась сильнее" - так пишет в "Большой энциклопедии русского народа" В.Г. Бондаренко (http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=5000).

Лучшего отзыва о прозе А.А. Проханова, чем от Захара Прилепина, размещённого на сайте (http://zaharprilepin.ru/ru/columnistika/zavtra/vospominanie-o-chude.html), в интернете, думаю, не найти. Но памятуя о теме моего очерка, вернёмся к бабочкам.

Здесь итог подводит М. Евдокимова: "В каждом произведении А. Проханова герои, так или иначе, имеют какое-то отношение к бабочкам, у многих в кабинете находится их коллекция, которая есть и у самого А. Проханова. В. Бондаренко так о ней отзывается: «Я обомлел, потому что все стены от потолка были покрыты стеклянными сверкающими коробками, в которых что-то, как волшебная электрическая сварка, мерцало и блистало. Это были бабочки. Их были тысячи».

А. Проханов называет бабочку своим «тотемным зверем». Каждая бабочка из его коллекции является крохотным листом путевого дневника (Ковригин («Время полдень») тоже мечтает о своём индивидуальном дневнике путешествий). На них записана вся его жизнь. Мотив бабочки как символа вечности, проходит через все творчество А. Проханова" (http://www.hrono.ru/text/2008/evdo0308.html).

А Александр Андреевич будто бы предыдущему оратору отвечает сначала прозой в интервью журналу "Медведь" "Мои бабочки и моя империя" (http://www.medved-magazine.ru/articles/Igor_Svinarenko_Alexander_Prohanov.2538.html) : "Каждая бабочка — это кусок моей жизни. В коллекции зафиксированы все мои дела и боевые операции, любови мои, имена политиков. Медитируя, я погружаюсь в безумие, я смотрю на бабочек и галлюциногенно погружаюсь в свое прошлое. До сих пор бабочки вдохновляют меня на мои писания".

А затем и стихом:

Ты, моя бессмертная душа,
К Богу на свиданье полетела.
И мое безжизненное тело
Вслед тебе смотрело не дыша.
"Бабочка"

..Тяжелый крейсер нес стальное тело.
Горел Ливан и пламенел Израиль.
Вдруг бабочка цветная пролетела,
Посланница неведомого рая.

"Красная эскадра"

Александру Андреевичу Проханову посвящается


двойной клик - редактировать изображение

* "На кончике иглы может уместиться количество ангелов, равное квадратному корню из двух".

В XX веке многие люди в свободное время занимались коллекционированием редких вещей. Кому-то нравились почтовые марки, а кто-то предпочитал путешествовать и ловить красивых бабочек. Но сегодня этим делом уже мало кто занимается и спад интереса к коллекционированию насекомых официально подтвержден учеными. По их подсчетам, интерес к этому хобби упал на целых 60% и это весьма тревожная новость. Дело в том, что коллекционеры бабочек вносили очень большой вклад в науку, помогая ученым находить новые виды и вовремя замечать риск их исчезновения. В рамках данной статьи предлагаю выяснить, насколько сильно обычные люди помогали научному сообществу и из-за чего интерес к этому занятию внезапно упал. На самом деле, людям до сих пор интересна жизнь бабочек, просто хобби обрело новый вид из-за распространения смартфонов и прочей техники.


Люди обычно коллекционировали бабочек из-за их красоты. Но также они вносили большой вклад в науку

Коллекционирование бабочек

Коллекционеры бабочек, по сути, занимались энтомологией — изучением насекомых. Начиная с XIX века они путешествовали по всему миру в поиске бабочек с необычной расцветкой крыльев. Пойманных насекомых они замачивали в химических растворах, а потом аккуратно расправляли им крылья и крепили к специальным дощечкам при помощи иголок. Самая большая коллекция бабочек принадлежит бизнесмену Томасу Витту и насчитывает более 10 миллионов экземпляров. В германском Мюнхене есть Энтомологический музей имени Томаса Витта, в котором можно посмотреть часть коллекции. Большинство образцов распределено по разным фондам музея, потому что так безопаснее.


Фотографии из музея имени Томаса Витта нет. Но вот фотография коллекции бабочек и жуков

Недавно группа ученых во главе с Энтони Когнато (Anthony Cognato) выяснили, что в период с 1800 до 2018 года энтомологи-любители пополнили музейные коллекции больше, чем профессионалы. За указанное время они поймали около 500 000 экземпляров, в то время как профессионалы предоставили всего 350 000 бабочек. Интерес к коллекционированию бабочек резко подскочил после 1940-х годов. Ученые считают, что это связано с тем, что в мире появилось больше людей с высшим образованием. А вот после 1990-х годов коллекционирование бабочек, будто бы, вышло из моды.

Увлечение людей насекомыми

На самом деле, люди продолжают интересоваться этими созданиями, но больше их не ловят. Вместо этого они просто наблюдают за ними, фотографируют и рассказывают о находках в социальных сетях. Скорее всего, это связано с распространением камер и смартфонов, при помощи которых можно зафиксировать встречу с красивой бабочкой, не навредив ей. К тому же, для коллекционирования бабочек нужно обладать особыми знаниями: их нужно сушить, обрабатывать специальными средствами, аккуратно раскрывать крылья и хранить в коллекции. Научиться этим навыкам сегодня почти не у кого. Конечно, можно почитать соответствующую литературу, но фотографировать бабочек легче.


Фотографам удается сделать удивительные снимки бабочек

Также люди могут считать, что коллекционирование бабочек может привести к их вымиранию. Но те, кто занимается этим легально и ловит только по одному экземпляру, наоборот, помогает сохранить их популяцию. Исследователи со всего мира нуждаются в новых образцах, чтобы продолжать свои научные работы. В ходе них им удается вовремя заметить сокращение популяции и предпринять меры по защите насекомых. Конечно, следить за численностью бабочек можно и по фотографиям, но из пойманных образцов можно извлечь химические данные. А они могут рассказать об эволюции насекомых и их реакции на изменения окружающей среды.


Коллекционеры периодически собирали желтушек Меади, благодаря чему удалось узнать, что они отреагировали на изменение климата сменой цвета крыльев

Было бы неплохо, если коллекционирование бабочек снова вернулось в моду. Но ученые понятия не имеют, как это сделать. На данный момент они думают просто наладить контакт с любителями фотографировать насекомых и просить помощи в поиске интересующих их видов. Если этого не сделать, в будущем многие работы, связанные с изучением бабочек, могут завершиться без получения результатов.

Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш Telegram-канал. Там вы найдете анонсы свежих новостей нашего сайта!

Самыми интересными частями бабочек, разумеется, являются их крылья. Они бывают разных цветов, у них часто встречается вантаблэк. Так называется самый черный цвет в мире, который поглощает 99,9% падающего на него света. Ученые обнаружили, что крылья бабочек имеют очень сложную структуру и солнечные лучи в них попросту теряются. О том, зачем бабочкам нужна такая особенность, я писал в этом материале. Приятного чтения!

Коллекционирование бабочек - лепидоптерофилия - сегодня является одним из самых популярных хобби в мире. В Америке и Скандинавии это увлечение достигает уже просто фантастических пределов.

Увлечение бабочками имеет несколько направлений. Некоторые собирают коллекции с чешуекрылых на стенах, кто - то делает произведения искусства из крыльев, а некоторые любители пытаются разводить бабочек самостоятельно, окружая себя яркими цветами и любуясь порханием легких крылышек в оранжереях или даже в собственных квартирах.

Истоки увлечения.

Коллекционирование засушенных экзотических особей известно с древних времен, и сейчас некоторые люди согласны посвящать все свое свободное поиску интересных экземпляров чешуекрылых. Довольно долго такой тип коллекционирования был привилегией очень богатых людей - только они могли оплачивать поездки в далекие страны, чтобы превращать свои дома на маленькие музеи. Подобные коллекционеры есть и сейчас.

Летом увлеченных людей можно увидеть у водоемов и цветущих лугов - они без устали гоняются за бабочками с сачком. А зимой эти люди посещают специализированные сайты, где увлеченные бабочками лица обмениваются информацией о пойманных видах и интересных экземплярах.

Погоня за красотой.

Помимо эстетической составляющей, коллекционирование бабочек требует осуществления путешествий экзотическими местами в поисках особых видов. Правда, если вас подобные происшествия не захватывают, но экзотическую уникальную бабочку очень хочется иметь в своей коллекции, то ее можно купить в определенных зоомагазинах или у заводчиков.

Дом бабочек.

Когда то еще жена Наполеона III, Евгения, начала в Европе новую моду на так называемые «дома бабочек». Вся тогдашняя богема увлекалась оранжереями и зимними садами с бабочками, которые порхали по растениям. С тех пор эта мода никуда не исчезла, владельцы оранжерей и зимних садов с тропическими растениями балуют себя, разводя бабочек. К сожалению, это хобби - довольно дорогое удовольствие, ибо далеко не каждый может позволить себе приобрести специальные системы климатического контроля для обеспечения правильной жизнедеятельности экзотических видов бабочек. Ведь редким бразильским или южноафриканским насекомым для нормальной жизни необходимы такая же влажность и специфические растения, как и в природном окружении. На многих сайтах уверяют, что вырастить бабочку дома - просто и дешево, достаточно кормить насекомых водой, смешанной с медом. Это неправда. Цикл жизни таких насекомых кончится уже через неделю. Для их жизнедеятельности необходимые растения, которыми они питаются в естественных условиях. Впрочем, есть и хорошие новости. Например, вырастить дома рой «медведок» каждому под силу - достаточно угостить бабочек капустой.

Так же можно вырастить других представителей отечественных видов - проблем с их питанием у вас не возникнет. Выращивание бабочек, обитающих в наших широтах, имеет еще одно преимущество. Ведь виды чешуекрылых, распространенных у нас, экзотические на других континентах и, соответственно, ценятся там. А значит, коллекционеры из разных стран могут просто обмениваться особями, которые их интересуют. Конечно сейчас идет речь исключительно о высушенных бабочках.

Порхание крыльев.

Существует еще один вариант коллекционирования - коллажи и картины из крыльев бабочек. Всевозможные панно из крыльев знакомы всем нам - Дэмиан Херст приезжал в нашу страну демонстрировать свои работы с использованием крыльев этих насекомых. Здесь уже стоит говорить не о коллекционировании, а скорее об искусстве, поскольку создавать картины или панно из мотыльков - занятие чрезвычайно хлопотное и требует невероятных усилий - как физических, так и моральных. С таким хрупким и супер - легким материалом сложно работать, тем более подбирать цвета, ведь просто смешать краски не получится. Но портреты, пейзажи и панно, созданные из крыльев мотыльков, невероятно впечатляют. В нашей стране художников, умеющих работать с насекомыми, можно пересчитать по пальцам, ибо такое самовыражение требует умения и незаурядной самоотдачи. И тот, кто хоть раз попытался сделать картину с помощью крыльев бабочек, навсегда влюбится в этот вид искусства.

Читайте также: