Кто марио по профессии

Опубликовано: 04.07.2024

Марио — главный герой серии игр, юркий добродушный и жизнерадостный водопроводчик. Дебютировав в 1981 году, стал неким символом Nintendo и даже удостоился фигуры в голливудском восковом музее.

История создания персонажа

После провала шутера Radar Scope (1980 год) Nintendo пребывала в поиске новых сюжетов, чтобы восполнить образовавшиеся убытки. Хироси Ямаути, президент компании-разработчика, обратился к Сигэру Миямото. Японский геймдизайнер трудился в Nintendo и уже продемонстрировал талант в создании неповторимых миров с секретными уровнями и интересными сюжетными линиями.

Миямото решил сделать редизайн Radar Scope с персонажем Jump Man (Прыгун) — прототипом Марио. В 1981 году вышла аркада Donkey Kong. Изначально художник предполагал некую концепцию любовного треугольника, взяв за основу моряка Попае. Однако франшиза Popeye отказала Nintendo в передаче прав, поэтому было решено искать оригинальные пути.

В первых наработках протагониста Donkey Kong называли Оссаном, или Jumpman (Прыгуном). Он характеризовался как мужчина средних лет с набором способностей, главной из которых остается умение прыгать и проникать в подземелья.

Дебютировав в качестве героя платформеров, веселый водопроводчик попробовал себя разных жанрах: головоломки, файтинги, гонки и RPG. Наибольшей популярностью пользовалась Super Mario Bros 1985 года, попавшая в Книгу рекордов Гиннеса в качестве самой продаваемой в истории. После успеха серии Прыгун завоевал зрительскую любовь и стал символом Nintendo.

Интересно, что оригинальная игра была выпущена для платформы Famicom. В странах бывшего СССР — России, Украине и Казахстане — пользователи познакомились с усатым водопроводчиком на аппаратном клоне — «Денди».

Успех франшизы привел к появлению киноадаптации сюжета — картине «Супербратья Марио» 1993 года. К слову, этот фильм не основан на событиях игры. Единственное, что заимствовали создатели киноленты, это имена двух персонажей (Марио и его брата Луиджи), а также название видеоигры 1985-го.

Этот проект также удостоился помещения в Книгу рекордов Гиннеса, приобрел статус культового, был дважды номинирован на премию «Сатурн». Однако в прокате работа Рокки Мортона и Аннабель Янкель провалилась, получив критические отзывы. А актер Боб Хоскинс, исполнитель главной роли, сообщил, что этот фильм стал худшим в его карьере.

Марио и его брат

Марио и его брат / кадр и мультфильма "Приключения Super Mario Bros. 3"

Тем временем игровая франшиза только набирала обороты. Биография персонажа, символа Nintendo, сегодня насчитывает более 200 проектов, предназначенных как для детей, так и для взрослых пользователей.

Картинка героя содержит узнаваемые черты: усы, кепку и комбинезон. Стоит учитывать, что на момент создания технические ограничения коренным образом повлияли на внешность. Так, из-за минимального количества пикселей и цветов Сигэру Миямото не имел возможности анимировать некоторые движения, в том числе мимику.

Поэтому было решено нарисовать усы, которые ярко продемонстрировали национальную принадлежность протагониста: он американец с итальянскими корнями. На голову юркому спасителю надели кепку, ведь прорисовка прически также технически была невозможна.

Если в первых играх герой изображался на экранах с помощью двухмерной компьютерной графики, то с течением времени компания-разработчик перешла к трехмерной модели, усовершенствовала внешность, сохранив при этом характерные особенности.

Образ и биография Марио

Персонаж франшизы изображен как веселый, добрый и упрямый мужчина средних лет. Продюсеры Nintendo специально не наделили протагониста биографией с той целью, чтобы он оставался «гибким» и подходил для разных жанров игр. Поэтому символ компании отличается непроработанной историей (в том числе в сравнении с младшим братом Луиджи). Он стремится распространять в мире добро и даже в битвах подбадривает соперника комплиментами.

Как и другие протагонисты франшизы, персонаж мало и редко говорит. Фразы звучат как на чистом английском, так и на ломаном с признаками итальянского акцента.

Несмотря на положительную роль в сюжете, Марио иногда проявляет безрассудность и неосмотрительность. Причина тому — южный темперамент и неумение признавать собственное поражение. Ярким подтверждением этой черты характера становится сцена, где тот поздравляет Луиджи с победой в теннисе и якобы нечаянно наступает брату на ногу.

Также в некоторых играх, где герой изображен малышом, он начинает плакать и закатывает истерику, если победа в турнире ускользает. Впрочем, еще в детстве будущий спаситель принцессы в комбинезоне проявляет лучшие качества — смелость и дружелюбие.

К слову, Марио не во всех проектах выступает с профессией специалиста по водопроводным трубам. За всю биографию персонаж успел побывать плотником, строителем, художником, спортсменом, официантом и даже циркачом. Соответственно, у знаменитого Прыгуна огромное количество костюмов.

В классической игре основная задача прохождения — спасти плененную принцессу от ужасного Боузера, Короля Купы. Действие происходит в Грибном королевстве, населенном вымышленными существами.

На своем пути Марио встречает противников — грибов Кумба и черепах Купа. Чтобы ликвидировать угрозы, прыгает на них сверху. Последних может пугать и использовать в качестве метательного снаряда в отношении других злодеев. Впрочем, столкнувшись с преградой, такая черепаха, спрятавшаяся в панцирь, нередко изменяет траекторию движения и поражает водопроводчика.

Герою нельзя прыгать на дикобразов Спайни — это приводит к уменьшению жизней. Такое правило касается и хищных растений, внезапно появляющихся из труб. С развитием игры противников становится больше, они начинают представлять повышенную угрозу.

На помощь добродушному Прыгуну приходят бонусы, спрятанные в блоках либо секретных хранилищах. Благодаря им протагонист получает новую жизнь. Если же находит оранжевый гриб, то увеличивается в размерах, становится сильнее и принимает форму Супер Марио. В таком виде получает шанс найти цветок и стреляет по опасным созданиям. А поймав звезду, в течение небольшого промежутка времени обретает бессмертие.

Приключения персонажа заканчиваются возле озера с лавой, где тот встречается с драконом — Боузером. Меняется музыка с ритмичной и зажигательной на волнующе-мрачную. Антагонист франшизы выдыхает огонь, ставит ловушки и заставляет героя сильно попотеть на пути к спасению принцессы.

Здравствуйте:) Надеюсь, все помнят отважного усатого водопроводчика в красной кепке. Да я говорю именно о Марио! Все его знают, но даже не догадываются кто он и откуда взялся. Я бы хотел Вам немного поведать о нем…

В начале восмидесятых годов компания Nintendo была на грани банкротства. Всему виной игровые автоматы с игрой Radar Scope, которые были непопулярны на территории Северной Америки. А все потому что годом раньше вышли автоматы с игрой Galaxian, которая к тому времени уже успела захватить мозги и сердца многих геймеров.

Единственным выходом компании было заменить игру в автоматах на новую. Эту миссию Nintendo возложила на начинающего гейм-дизайнера Сигэру Миямото. В 1981 году Radar Scope был заменен на Donkey Kong. Новая игра не только спасла Nintendo от краха, но и стала началом двух игровых серий- Donkey Kong и, естественно, Марио.

Donkey KongDonkey Kong

Как было написано выше, Марио впервые появлися в игре Donkey Kong, но его звали совсем просто, Прыгун (Jumpman). Тогда Марио еще не был водопроводчиком, он был простым плотником…

Через два года выходит игра на аркадные автоматы, где Прыгун обзаведется новым именем, Марио, новым братом, Луиджи, и новой профессией, водопроводчик. Игра называлась Mario Bros. и представляла собой одноэкранный платформер. Задачей игрока было уничтожение всякой живности, ползущей из труб. Для этого нужно было ударить платформу под ними головой. Игра была очень популярна в игровых залах, поэтому выход продолжения к игре стало делом времени.

Mario Bros.Mario Bros.

В 1985 году выходит платформер, где Марио отправляется спасать прицессу, Super Mario Bros. Об игре рассказывать нечего, ведь она знакома каждому. Игра стала настолько популярной, что попала в «Книгу Рекордов Гинеса» как самая продаваемая игра в мире. Именно в 1985 году Марио стал символом Nintendo.

Super Mario Bros.Super Mario Bros.

Двумя годами позже Nintendo выпускает продолжение игры, Super Mario Bros. 2. Игра получилась совсем не похожей на прошлые части. Изменился геймплей, враги… Появился индикатор здоровья, соответственно персонаж стал более живучим.Теперь не нужно было никого спасать- Принцесса Пич стала одним из четырех главных героев! Врагов нужно было убивать по другому, кидаясь в них корнеплодами, которые росли по всему игровому миру. Но почему вдруг такое резкое отличие от прошлой части?

Все просто… Сначала эта игра вообще не имела никакого отношения с Марио. По заказу одной японской ТВ-компании, компанией Nintendo была выпущена игра Yume Kojo: Doki Doki Panic для Famicom Disk System, которая за пределами Японии почти неизвестна. Позже в игре были перерисованы спрайты, переделаны звуки, улучшена анимация. И в Европе, и в Америке эта игра стала известной как Super Mario Bros. 2.

Yome Kojo: Doki Doki Panic слева, Super Mario Bros 2. справа.Yome Kojo: Doki Doki Panic слева, Super Mario Bros 2. справа.

Но у Японцев так же вышла своя версия игры Super Mario Bros. 2. Игру отказались выпускать за пределами Японии, мотивируя это запредельной сложностью игры и большой похожестью на оригинал. Позже ремейк игры с улучшенной графикой и звуком вошел в сборник игр Super Mario All Stars под названием Super Mario Bros.: The Lost Levels.

Super Mario Bros. 2 JPNSuper Mario Bros. 2 JPN

В 1988 году вышла третья часть игры, Super Mario Bros. 3. По геймплею игра походила на первую часть, нежели на вторую. Графика и музыка изменились к лучшему. Появилась глобальная карта, которая объединяла уровни, появились специальные костюмы (один, например, позволял летать, второй кидаться топорами) и некое подобие инвентаря, в котором хранились полученные бонусы. Хоть изменения были не очень большими, но сильно изменяли геймплей.

Super Mario Bros. 3Super Mario Bros. 3

В начале девяностых для консоли SNES выходит Super Mario Bros. 4 (Японское название). Геймплей изменился не сильно, единственным нововведением был помощник главного героя- динозавр Йоши, на котором Марио мог передвигаться и использовать его боевые навыки. Через год игра выходит в США, а еще через год и в Европе, под названием Super Mario World.

Super Mario Bros. 4 (Super Mario World)Super Mario Bros. 4 (Super Mario World)

В 1992 году Марио пробует себя в роли гонщика в игре Super Mario Kart для консоли Super NES (похоже Нинтендо совсем сдвинуло крышу на слове Super). В игре доступно восемь играбельных персонажей, причем скорость и управление карта у каждого свое. Игроку нужно было приехать к финишу первым, впрочем, как во всех гонках. В этом ему помогали разбросанные по трассе усилители (рокеты, ускорение, защита..). Игра стала родоночальником поджанра, гонок на картах.

Super Mario KartSuper Mario Kart

Через три года выходят еще две игры серии. Dr.Mario, головоломка, где Марио предстоит бороться с микробами, и классический платформер Super Mario World 2: Yoshi's Island, который я бы хотел рассмотреть подробнее.

Если судить по сюжету, Super Mario World 2: Yoshi's Island хронологически первая часть игры, первые подвиги Марио. На динозаврика Йоши с неба падает малыш Марио. Аист нес его к родителям, но по дороге на него нападет злобный Камек. Кроме того, Камек похищает брата Марио- Луиджи. Динозаврики со всего острова помогают Марио спасти брата и вернутся к родителям…

Главным героем игры становится динозавр Йоши. Марио на этот раз выступает в роли балласта, если Йоши получит

вражеский удар, то Марио начинает парить в воздухе и «гибнет», если игрок не успеет подхватить его.

Super Mario World 2: YoshiSuper Mario World 2: Yoshi

Далее, в 1996 году, выходит первый Марио не от Nintendo. Кроме того, он меняет жанр на RPG! А геймплей новой части подозрительно стал напоминать игру серии Final Fantasy.

Ничего удивительного. Игру делали Square (теперь известные как Square Enix) для SNES. Игра, впрочем, осталась самой последней, вышедшей для SNES.

Super Mario RPG: The Legend Of The Seven StarsSuper Mario RPG: The Legend Of The Seven Stars

В этом же году выходит новая домашняя консоль от Nintendo, Nintendo 64, и вместе с ней новая игра про Марио, тоже с цифрой «64» в конце. Super Mario 64 перешел в три измерения. Игра стала самой продаваемой игрой для своей консоли, получила множество наград, неоднократно возглавляла списки «Лучших игр всех времен».

Super Mario 64Super Mario 64

В 1998 году выходит первая пати-игра с участием Марио, от создателей Бомбермена (Hudsonsoft). Игроку предлагалось сыграть в несколько миниигр, например, убежать от призраков, «нарисовать» отбойным молотком Гумбу… Игра переросла в целую подсерию. На данный момент вышло 10 игр серии Mario Party и последняя из них появилась на Wii в 2007 году.

Спустя три года Nintendo выпускают консоль нового поколения- Nintendo GameCube. В самом первом «Марио» для консоли главным героем становится отнюдь не сам Марио, а его брат, Луиджи. Luigi's Mansion (именно так называлась игра), становится некой экшн игрой. Цель игры- ловить призраков в особняке, который Луиджи выйграл в конкурсе. Он зовет брата похвастаться особняком. Но после приезда Марио пропадает…

В 2007 году Nintendo выпускает трехмерный платформер Super Mario Galaxy. Игра получилась не похожей на прошлые части. Марио на этот раз нужно путешествовать не по миру, а по целой вселенной! Марио использует разные предметы, для решения головоломок и преодоления препедствий, такие как костюм призрака, позовляющий некоторое время проходить сквозь предмета.

Через три года выходит сиквел игры, Super Mario Galaxy 2. В игре вновь появляется лучший друг Марио, дракончик Йоши, который помогает игроку преодолевать множество препятствий.

Super Mario Galaxy 2Super Mario Galaxy 2

В 2009 году выходит ремейк первых частей Super Mario Bros. под названием New Super Mario Bros.Wii, естественно для Wii. В игре улучшилась графика, звук. Геймплей стал классическим, не считая новых костюмов, врагов, и динамичного окружения (на льду персонаж скользит, по земле ходит нормально..). Так же в игре появляется кооператив на четырех человек.

New Super Mario Bros. WiiNew Super Mario Bros. Wii

Марио на экране.

В 1989 году появляется серия короткометражных мультфильмов о марио, под названием The Super Mario Bros. Super Show!

В самом начале мы видим двух братьев-сантехников, которые рассказывают нам нелепые шуточки и говорят в стиле «Спокой ночи, Малыши!»: «Ребята, давайте посмотрим новый мультфильм о приключениях Марио!». Впринципе, это была реклама для детей, чтобы те покупали игры с любимыми персонажами.

Шоу просуществовало два года. Всего было выпущено 65 эпизодов, в тринадцати из них братья показывали мультфилм про Зельду (Zelda).

В 1990 году был выпущен еще одна серия мультфильмов про Марио, которая называлась The Adventures of Super Mario Bros. 3. Мультфильм повествовал нам о борьбе между Марио и злого Короля Купы. Именно в этом сериале впервые показали Марио с вантузом в руках (!).

В телеэфир вышло всего 26 эпизодов.

Через год выходит еще один мультсериал про Марио, название которого стало одноименном с вышедшей ранее на год игры, Super Mario World. Мультфильм повествует о том, что Марио, Луиджи и принцесса Тоадстул переехали жить на остров Йоши, но за ними начал охотится Король Баузер Купа…

На телевидении показали ровно в два раза серий, чем в прошлом мультфильме- 13.

В 1993 году на большие экраны выходит полнометражная картина, Super Mario Bros.

Два брата-водопроводчика из Бруклина случайно обнаруживают проход в параллельное измерение людей-ящериц, Диннорхаттан. В том мире правит злой и ужасный диктатор Купа, который жаждет проникнуть на землю и поработить человечество. Ключ к победе является амулет, который носит на шее принцесса Диззи, законная наследница Динорхатанна. Братья должны спасти принцессу и, заодно, человечество…

Фильм признали одним из самых худших проектов, по экранизации игр. Вообще, в фильме было много несоответствий с оригиналом: принцессу Тоадстулл (Пич) заменили на прицессу Диззи, которая на принцессу толком то и не похожа; Грибное королевство заменили на город человекоподобных ящериц, да и Луиджи был 20-ти летним парнем без усов (!).

— Сигэру Миямото заявлял, что ни у Марио, ни у Луиджи нет фамилии, хотя в полнометражном фильме у них она была. Полное имя Марио было Марио Марио, а Луиджи был Луиджи Марио.

— За все время с появления Марио, было создано более 200 игр с его участием, как и с ним в главной роли, так и в побочных.

— Оригинальной мелодией Super Mario Bros. является восьмибитная версия «Eine kleine Nachtmusik» Моцарта.

— В Америке принцессу Пич звали принцесса Тоадстул.

— Super Mario Bros. самая продаваемая игра ДВУХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ. Общее число проданных копий 40.241 миллионов. В 2009 году рекорд был побит игрой Wii Sports.

С каждым годом, Марио становился все лучше и лучше. Изменялся жанр игры, Марио постепенно переходил в трехмерное измерение. Марио попробовал множество профессий, от оффицианта (Yoshi) до гонщика (Super Mario Kart), от строителя (Wrecking Crew) до спортсмена (Многочисленные спортивные игры с участием Марио). Но он навсегда остался в наших сердцах как веселый водопроводчик :)

Самый влиятельный водопроводчик в мире. Марио исполнилось 35 лет

13 сентября один из самых известных персонажей видеоигр празднует тридцатипятилетие. На играх про Марио выросло уже не одно поколение, и в честь юбилея мы решили рассказать, как вселенная усатого водопроводчика развивалась. Ведь персонажи уже давно вышли за пределы видеоигр.

Впервые Марио появился в аркадной версии Donkey Kong, где должен был спасти девушку от огромной гориллы, забравшись на самый верх постройки. Обезьяна же со всей злостью скидывала на героя бочки, не уставая бить себя в грудь.

Автомат с Donkey Kong хоть и был популярным, но у протагониста даже не было имени, его просто называли «Прыгуном». Марио стал самим собой в 1985 году, с выходом первой части легендарной Super Mario Bros. для NES.

Игра заложила золотые стандарты для жанра платформеров и с годами превратилась в гигантскую медиа-франшизу, выйдя далеко за пределы видеоигр. Сам персонаж стал талисманом компании Nintendo и одним из самых узнаваемых героев видеоигр.

За свою историю Марио прославился не только прыжками по черепашкам «Гумбам», но и преуспел в теннисе, гонках на картах, файтингах и даже несколько раз поучаствовал в Олимпийских играх вместе с ежиком Соником.

Super Mario Bros. успела побыть и киберспортивной дисциплиной в рамках Nintendo World Championship в 1990 году, вместе с Tetris и Rad Racer.

Про приключения водопроводчика выходила и настоящая JRPG. В 1996 году создатели Final Fantasy, компания Square Enix, выпустила Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars.

Японские ролевые игры отличаются пошаговой системой боя и большим количество сражений для прокачки героев, и Марио не исключение. Legend of the Seven Star приняли очень тепло, а критики даже называли ее одной одной из лучших игр вообще.

В 1992 году у Марио появился закадычный друг детства Варио — жадный и злобный бизнесмен. Впервые он дебютировал в Super Mario Land 2: 6 Golden Coins в качестве финального босса. В дальнейшем персонаж получил собственную серию игр, превратившись в антигероя.

В Америке братьев-водопроводчиков любили не меньше, чем в Японии, и в 1989 на телевидении вышло «Супершоу супербратьев Марио». Программа была поделена на несколько частей — сценки с живыми актерами «Жизнь Сантехников», где роль Марио исполнил профессиональный рестлер Лу Альбано, и показ двух мультсериалов на основе игр «Super Mario Bros.» и «The Legend of Zelda».

В актерских эпизодах к братьям приходили разные известные персонажи, вроде Инспектора Гаджета, и вместе они попадали в комичные ситуации. Не менее забавным было и вступление, в котором Марио и Луиджи читали рэп.

После успеха ТВ-шоу Nintendo задумалась о съемках полнометражного фильма. В 1993 году на экраны вышел фильм «Супербратья Марио», с полностью оригинальной историей, не связанной с играми.

По сюжету двое братьев-водопроводчиков из Бруклина находят под землей королевство Динохаттан, населенное человекоподобными ящерами, подчиняющимися диктатору Купа. Купа мечтает захватить мир на поверхности, и волей случая Марио и Луиджи становятся единственным шансом человечества и настоящих правителей Динохаттана на спасение.

Знаменитого персонажа сыграл Боб Хоскинс, известный по роли детектива из «Кто подставил Кролика Роджера». «Супербратья Марио» был самым первым полнометражным фильмом по видеоигре: несмотря на кассовый провал и разгромные отзывы критиков, лента получила культовый статус среди фанатов. Боб Хоскинс, в свою очередь, называл этот проект худшим, в котором ему приходилось работать.

Также в фильме прозвучали фамилии главных героев — Марио Марио и Луиджи Марио. Еще с восьмидесятых разработчики говорили, что у их персонажей нет фамилии, пока в 2015 году создатель Марио, Сигэру Миямото, на тридцатилетнем юбилее франшизы официально не подтвердил, что водопроводчика действительно зовут Марио Марио.

Творчество фанатов, несмотря на жесткую политику Nintendo в отношении авторских прав, может похвастаться не только рисунками и модами, но даже целой рок-оперой.

В 2005 году американец Джонатан Манн написал музыкальную постановку The Mario Opera, где лично исполнил главную роль. Актерская труппа выступила с ней в нескольких американских клубах и театрах.

К слову о трепетном отношении большой N к авторским правам, все любительские разработки жестко пресекаются компанией. Порой это доходит до абсурда — вплоть до владения компанией порнографических материалов по франшизе.

Некоторое время назад поклонник Марио выпустил аналог королевской битвы, где сотня игроков одновременно проходила уровни оригинальной Super Mario Bros. Nintendo быстро потребовала свернуть проект, не дав автору продолжить его даже после замены всех моделей, объясняя это тем, что он использует принадлежащий им дизайн уровней. Даже звук монеток официально запатентован японцами, без возможности свободного использования сторонними людьми.

На 35-летний юбилей Nintendo анонсировала свою королевскую битву по Марио, буквально взяв в реализацию фанатскую идею. Причем они не стали как-то привлекать к работе человека, придумавшего эту концепцию.

Игры серии выходят не только на домашних консолях, но и на смартфонах. Так, в магазинах Android и iOS доступны Mario Kart Tour и Super Mario Run.

Японцы очень трепетно относятся к своему детищу, за годы существования бренд Mario разросся до огромных высот. Помимо вышеописанного, водопроводчика и его друзей можно встретить в комиксах, приобрести фигурки и тематические конструкторы.

В будущем фанатов ждет еще много интересных проектов по вселенной. А какое-то время назад в сети ходили новости об открытии парка развлечений Super Nintendo World.

Сейчас франшиза Mario чувствует себя прекрасно, и заядлые поклонники всегда готовы вернуться к приключениям любимого героя. А присоединиться к ним могут игроки абсолютно любых возрастов, даже если никогда не играли в видеоигры.

Всякий, чьё детство пришлось на вторую половину 90-х и начало 00-х, знаком с итальянским сантехником Марио. Сегодня у этого персонажа праздник: 10 марта отмечается неофициальный международный день Марио. Кто и когда решил отмечать эту дату, никто уж и не помнит. Но все знают, почему знаковым стало именно это число. Сокращённое написание 10 марта похоже на имя героя — MAR10. В честь этого неофициального праздника мы решили вспомнить малоизвестные и сумасшедшие факты о Марио.

<p>Фото © ТАСС / Bernd Settnik / dpa</p>

Фото © ТАСС / Bernd Settnik / dpa

Тёмное прошлое

Сегодня Марио известен всем в качестве протагониста одноимённых видеоигр. Однако первый проект, в котором появился персонаж, был посвящён не ему. Он назывался Donkey Kong. Это вертикальный одноэкранный платформер, вышедший на аркадных автоматах в 1981 году. В нём главный герой Прыгун (Jumpman) не совсем положительный персонаж. Он жестоко обращался с гориллой Донки Конгом, из-за чего она украла возлюбленную человека. В будущем выйдет Donkey Kong Mr., ещё одна и последняя игра, в которой Марио выступает злодеем. Как позже признался Сигэру Миямото, главный геймдизайнер Nintendo, Прыгун и стал прообразом водопроводчика Марио. Прыгуна и Марио отличает только одно — род деятельности: предтеча был плотником. Кстати, в игре Super Mario Odyssey есть эпизод, в котором к Марио обращаются по имени Прыгун.

Мастер на все руки

Раз уж заговорили о призвании героя. Сантехник — это только одна профессия. В проекте 1985 года Wrecking Crew Марио отыгрывает строителя. Оттарабанив на стройке пару лет, в 1987 году усатый перебрался на ринг в качестве рефери из игры Punch-Out. Уж не знаем, какими связями итальянец обзавёлся в бойцовском клубе, но в 1990 году протагонист выступил уже в роли врача-фармацевта в игре Dr. Mario. В ней он сортировал подозрительные таблетки. Долго в аптеке Марио не продержался — в 1991 году усатый примерил на себя костюм официанта в игре Yoshi. Спустя несколько месяцев макарони уже перепрофилировался в художника. Оценить навыки выдающегося итальянского живописца можно в игре Mario Paint. Позже Марио стал завсегдатаем гоночной серии игр Mario Kart.

Казалось бы, причём тут итальянцы.

Фото © ТАСС / Bernd Settnik / dpa

Фото © ТАСС / Bernd Settnik / dpa

Имя и национальность героя тоже определились неслучайно. В начале 80-х Nintendo вовсе не восседала на золотых горах, как сегодня. Первый офис американского подразделения компании располагался на обычном складе, который японцы арендовали у заносчивого бизнесмена с итальянскими корнями Марио Сегале. Как-то раз владелец помещения наведался в офис и жестоко отчитал тогдашнего президента Nintendo of America Минору Аракаву перед сотрудниками. После этого инцидента было принято решение в отместку переименовать Прыгуна в Марио. Не исключаем, что именно поэтому Марио и получился до одури стереотипным итальянцем, который обожает пиццу, спагетти и говорит со смешными интонациями.

Усы, кепка и комбинезон — вот его документы

Вернёмся к усам. Первая игра именно про Марио вышла на Nintendo Entertainment System (NES) в 1983 году. Эта платформа была не очень производительной, поэтому накладывала на разработчиков много ограничений. Одно из главных касалось визуальной части. В картинке с разрешением 256 на 240 пикселей было невозможно отрисовать и приятную локацию, и крупного детализированного персонажа. В разработке Super Mario японцы решили пожертвовать вторым. Двухмерная модель протагониста вышла относительно скупой на детали, но получила три узнаваемых атрибута: красную кепку, усы и комбинезон. У происхождения каждого элемента есть своя причина. Кепку использовали, чтобы не тратить пиксели на отрисовку хотя бы примитивной, но всё же шевелюры. Густые усы позволили сделать так, чтобы нос не сливался с лицом. Контрастирующий комбинезон акцентировал внимание на анимации рук.

Фото © Shutterstock

Без Шекспира не было бы и Марио

Впервые Марио заговорил в 1995 году в игре Mario’s Game Gallery. Голос усачу подарил француз Чарльз Мартине. Причём эту роль он урвал в последний момент. В 1990 году Мартине отправился вместе с приятелем на выставку, зная, что там будет проходить кастинг на роль сантехника из Бруклина. Он до последнего хотел сыграть стереотипного и брутального эмигранта с хриплым голосом, но прямо перед записью решил изобразить персонажа тонким голосом. Именно это и спасло Чарльза — разработчики посчитали голос актёра наиболее привлекательным для детей. Позже в одном из интервью Мартине признался, что, подбирая интонации для своего подопечного, он вдохновляется Петруччо из "Укрощения строптивой" Уильяма Шекспира.

Рок, опера и Марио

Свяжи Марио

Фото © Shutterstock

Super Mario Bros. должна была стать последней игрой Nintendo на картриджах. Но по иронии судьбы сыскала неимоверную популярность, которая продлила жизнь старого формата носителей ещё на два десятилетия. За эти годы Super Mario Bros. продалась тиражом свыше 40 миллионов копий и стала систем-селлером. Многие люди покупали NES только ради Super Mario Bros. Разумеется, Nintendo, как и любая другая уважающая себя японская игровая компания, использовала любую возможность вытянуть лишнюю копейку из домохозяйства с приставкой. Одна из схем, по которой действовала Nintendo, заключалась в продаже внешней периферии для NES. Порой эта бизнес-модель приводила к абсурду. И речь сейчас не только и не столько о пресловутой Power Glove. В конце 80-х Nintendo чуть не выпустила программируемую вязальную машину для 8-битной консоли. Японцы на полном серьёзе надеялись заинтересовать свою аудиторию вышивкой. Компания разработала консьюмерскую версию Knitting Machine и даже начала готовить промоматериалы. Но релиза странного устройства, к счастью или к сожалению, по неизвестным причинам так и не случилось.

Игра Super Mario Bros

Все началось еще в начале 1980-х, когда Nintendo пытались проникнуть в сегмент аркадных игр. Первые попытки не были особо успешными, игра Radar Scope практически не продавалась. В поисках чего-то совершенно нового, президент Nintendo Хироси Ямаучи обратился к художнику Сигеру Миямото и попросил спроектировать ни на что не похожую игру. Миямото не был программистом, и потому в первую очередь придумал сюжет и персонажей, что сыграло, пожалуй, решающую роль в формировании Супер Марио.

Первым результатом в 1981 году стала игра Donkey Kong, любовный треугольник между мужчиной, его подругой и, как ни странно, гориллой. Несмотря на то, что это был далеко не первый платформер, здесь открылись новые возможности прыгающего героя. Он мог двигаться влево и вправо, подниматься по лестницам и перепрыгивать через препятствия. Эти функции выделяли Super Mario среди прочих видеоигр. Она была настолько необычной, что во время презентации в американской штаб-квартире Nintendo около Сиэтла ее чуть не забраковали.

Появление персонажа Марио

Во время усердной работы над совершенствованием игры разработчики забыли обо всем на свете и не оплатили аренду помещения. К ним пришел за деньгами хозяин здания Марио. Программисты посмеялись и пошутили, назвав его Jumpman Mario. Вскоре, посовещавшись, они решили дать это имя главному герою платформера.


Два года спустя, в 1983 Миямото разработал аркадную игру с участием Марио. Игра, проходящая в канализациях Нью-Йорка, является первой, на которой изображен брат Марио, Луиджи. Это также первая игра, в которой Марио не умирает после падения. Это одна из тех его суперсил, которая осталась во всех последующих играх.

Правила игры Супер Марио

Выпущенная как продолжение игры 1983 года, версия Super Mario Bros. появилась в Японии и Северной Америке в 1985 году, а в Европе и Австралии два года спустя. Игрок контролирует Марио, а в многопользовательском режиме с двумя персонажами второй контролирует брата Марио Луиджи. Основной задачей во время путешествия по Грибному королевству является спасение принцессы от антагониста Боузера.

Эта версия самая узнаваемая, по сей день, слыша первые аккорды мелодии, в умах всплывает образ водопроводчика, преодолевающего препятствия на пути к своему счастью. Игра Братья Марио получила 24 уровня, каждый из которых намного больше, чем все то, что представляли в Donkey Kong и Mario вместе взятые. Появились бонусы, за счет которых Марио может вырасти и стрелять огненными шарами. Наконец стала возможна прокрутка слева направо, которая определила будущее платформеров на десятилетия.

Игрок движется слева направо по экрану в попытках добраться до флага, означающего переход на следующий уровень. Вокруг Марио разбросаны монеты, а специальные кирпичи с вопросительным знаком могут увеличить количество монет, если итальянец ударится о них. Другие секретные кирпичи могут содержать больше монет или интересные бонусы. Если игрок получает красный и желтый Super Mushroom, Марио вырастет и может яростнее атаковать противников. Геймерам предоставляется определенное количество жизней, но их можно получать и дополнительно, подбирая зеленые и оранжевые грибы, собрав 100 монет или нанося удары по нескольким врагам подряд с помощью Koopa shell. Одна жизнь теряется, когда водопроводчик травмируется, падает в яму или истекает время. Игра Марио заканчивается, когда все жизни истекают.

Музыка как неотъемлемая часть игры

Звукорежиссер Nintendo Кодзи Кондо написал шестисоставную партитуру для игры Братья Марио, а также разработал все звуковые эффекты. В то время, когда он сочинял музыку, в видеоиграх не было полноценных мелодий и они не были смысловой составляющей прохождения. Работа Кондо стала переворотом в мире игр, сделав музыку неотъемлемой их частью.

Интересный сюжет, музыка, возможности игрока и просмотры поля игры привели к множеству сиквелов и выходу Super Mario Bros на различных платформах для консолей и компьютеров. Среди них Famicom, NES, Sharp X1, NEC PC-8801, Аркада, Android, Wii, Nintendo 3DS. Многие помнят, как в детстве они не могли дождаться, когда можно будет сыграть с другом в Марио на Денди. Но играть в онлайн режиме сегодня, спустя более 30 лет, вот что можно назвать истинным удовольствием.

Читайте также: