Кто носит вещи на вокзале профессия

Опубликовано: 03.10.2024

Хороший способ подзаработать – стать носильщиком. Однако все места на вокзале уже заняты. Трудоустроиться на вокзал вообще не так-то просто. Поэтому некоторым гражданам приходится занимать место еще на подступах к вокзалу, а иногда и просто в метро. У вас тяжелая сумка и вам сложно выкатить ее из вагона метро, поднять к эскалатору? Тогда к вашим услугам неофициальные носильщики.

Я еду в метро. Вагон мягко подкатывает к станции «Площадь Восстания» – это моя остановка. Сейчас надо выйти и успеть добежать на Московский вокзал к поезду, который отправляется через 10 минут. Я пытаюсь выкатить из вагона метро огромный чемодан, но он накрепко застревает в щели между поездом и платформой. А ведь у меня еще 2 сумки! В это время какой-то молодой человек услужливо хватает мои баулы. Со словами «помогу недорого», он лихо закидывает одну сумку на спину, а вторую на тележку, которая почему-то у него пуста. Я не очень-то понимаю, что значит «недорогая помощь», но все-таки соглашаюсь, рассудив, что если мой поезд уйдет без меня, то я потеряю намного больше, чем если заплачу услужливому пареньку.

Помощь парня по доставке моих вещей и вправду как нельзя кстати. Я вижу, как он проворно прыгает с моим багажом через две-три ступеньки, но при этом обращается с ним нежно, как со своими пожитками.

– Это мы спешим на московский поезд? На 0.35? – спрашивает он.

– Он на пятой платформе сегодня стоит, – говорит паренек.

«Хорошо, – думаю я, – все-то он знает, с таким не пропадешь!» Мы проносимся по перрону. Я подхожу к вагону, но мой носильщик мягко хлопает меня по плечу:

– Здесь нумерация с головы поезда, твой вагон в самом начале.

Ничего себе, а я и забыл, что я ему свой номер вагона сказал!

В общем, к моему вагону мы подлетаем как раз к отправлению. Я вручаю парню две сотенных бумажки.

– Ну что вы, это много, – говорит он – и возвращает мне сдачу – семьдесят рублей.

Я удивляюсь: как у него все хорошо поставлено, даже сдача есть!

Я интересуюсь, как его зовут – Антон. Говорю, что позже хочу с ним созвониться: он дает мне свой телефон.

После приезда из Москвы я действительно созвонился с Антоном. От него я узнал, как можно заработать в большом городе (таком, как Петербург), просто имея руки, ноги и голову на плечах.

– Как тебе в голову пришла идея подрабатывать носильщиком в метро?

– Я часто бывал на станциях метро, расположенных в непосредственной близости от железнодорожных вокзалов. Нельзя было не заметить, сколько людей еще в метро сталкивается с проблемой тяжелого и громоздкого багажа. Им бывает трудно просто выбраться из вагона, особенно в часы пик. А потом еще нужно затащить чемоданы на эскалатор, выйти из дверей на улицу… Вот я и решил с друзьями помогать таким пассажирам.

– Но ведь это физически нелегкий труд. Ты не боялся, что не потянешь?

– Да нет, я привык, потому что долго работал на оптовой базе грузчиком. Потом носить фрукты мне надоело, однако появилось желание помогать людям.

– Наверное, далеко не все люди соглашаются доверить свой груз в руки чужого человека?

– Да, ведь у меня нет нагрудного жетона, свидетельствующего о том, что я носильщик. Так что многие люди принимают меня за мошенника. Как-то одна старушка стала даже бить меня сумкой прямо по лицу, решив, что я грабитель. Разбила мне очки.

– То есть получается, что твой бизнес очень нестабильный – может повезти, а можно и под раздачу попасть?

– Ну, конечно, всякое может быть. Но ведь людям действительно нужна помощь на подступах к вокзалу: и в метро, и в переходах, и непосредственно у поезда. Официальные носильщики просто физически не могут охватить весь контингент нуждающихся в помощи. Многим людям нужно просто поднять вещи на ступеньки или еще что-то. И носильщики на такую мелкую работу не соглашаются.

– Наверное, за день ты сильно устаешь?

– Не очень. Ведь у меня в руках – тележка. Она портативная, складная, но с ней любые грузы нипочем.

– Не боишься ли ты конкуренции? В Москве такие носильщики толпами носятся по подземке и ищут работу.

– В Москве в метро вам помогут сумку поднести только алкоголики. В Питере трудится более интеллигентная команда. Мы работаем и в метро, и на самом вокзале. Люди охотно соглашаются на помощь, когда видят улыбку на лице, готовность прийти на помощь. Бывают и смешные случаи. Недавно вез человеку на тележке аккордеон. Так он потом мне признался, что денег у него нет, но зато он пообещал на моей свадьбе бесплатно сыграть торжественный марш. Я согласился: меня устраивает такой бартер.

– Сколько ты зарабатываешь в день?

– Обычно до тысячи рублей. Но в дни наплыва туристов бывает и больше.

Все о железнодорожных профессиях

Знать все о железнодорожных профессиях полезно и для общего развития, но еще важнее это тем, кто желает заняться такой деятельностью. Пора ознакомиться с обзором железнодорожников на РЖД, со спецификой поездов на ЖД и с описанием других профессий, связанных с железной дорогой. Эти профессии делятся на вокзальные, станционные и путевые, и в каждом случае есть свои особенности.


Обзор вокзальных специальностей

Железнодорожные специалисты трудятся в большом количестве на пассажирских вокзалах. Важнейшую роль среди них играет диспетчер вокзала. Его никто из пассажиров не видит — но именно благодаря труду диспетчеров по ритму движения поездов можно сверять часы. Расписание мало составить — нужно еще и постоянно следить за тем, как оно составляется, причем с посекундной точностью. Да, диспетчеры контролируют, в какой момент можно будет увидеть прибывающий поезд с перрона, когда он должен будет полностью замереть на рельсах, и в какой момент — быть готовым к началу движения.

Железнодорожники на вокзале могут иметь и ряд других специализаций. Так, есть еще главный энергодиспетчер дорожный, который следит за снабжением всех магистральных участков на вокзале, за электроснабжением других подсобных объектов. Также стоит учесть, что справочная служба вокзала имеет и своих руководителей, которые координируют информационную работу. Дополнительно стоит упомянуть:

  • руководителя отделения обработки багажа;
  • главный начальник вокзала;
  • руководитель группы учета и отчетности по продаже билетов;
  • кассиров;
  • охранников.

Особняком стоит экспедитор доставки багажа. Нельзя его путать с носильщиком — этот специалист координирует перемещение тех вещей, которые кладут в багажные вагоны. Доставка таких предметов часто практикуется без пассажиров. И потому и нужен специальный сотрудник, чтобы перевезти все имущество в целости и сохранности на большое расстояние.

Следить за багажом приходится постоянно, потому что количество желающих завладеть им велико, да и случайностей бывает немало.


Станционные профессии

Но деятельность РЖД не ограничивается работой пассажирских вокзалов. Как на них, так и на грузовых станциях обязательно присутствует составитель поездов. Этот специалист формирует и расформирует составы. Его важнейшая функция — не только поддержание ритмичного движения, но и обеспечение безопасности. Ведь создав слишком длинный пассажирский поезд или состыковав вагоны с неподходящими грузами, можно создать серьезные риски.

Составители поездов не только руководят маневровыми работами, но иногда и непосредственно выполняют. Среди них есть четкая градация по разрядам. Так, имея 3 или 4 разряд, нельзя работать на магистральных железнодорожных путях; допуск дают только составителям 5, а иногда и 6 разряда. Главные обязанности:

  • подача распоряжений на перемещение маневровых локомотивов;
  • сцепка-расцепка подвижного состава;
  • крепление останавливаемого транспорта;
  • работы с тормозными рукавами;
  • переключение стрелок, которые не управляются централизованно;
  • координация маневровой работы с участниками маневровых бригад.


Составители поездов подчиняются:

  • дежурным по станции;
  • диспетчерам маневрам;
  • дежурным по парку или по горке.

Дежурный по станции — единственный сотрудник железной дороги, имеющий право корректировать графики движения поездов, порядок маневровой работы. Даже начальники дорог почти всегда утверждают эти решения; впрочем, они и не касаются их. Именно от дежурного зависит, когда отправится поезд, сколько он будет стоять, и будет ли принят на конкретной станции. И именно этому сотруднику подчинены еще и всевозможные ремонтные, строительные, восстановительные поезда, системы связи и обмена данными; машинист и начальник поезда на время движения по определенному участку также у него в подчинении.

Маневровый диспетчер — еще одно очень важное лицо в сфере перевозок. Как раз он распределяет, какая маневровая бригада отправится на тот или иной отрезок путей. Составители поездов подчинены маневровому диспетчеру или находятся с ним в постоянном тесном контакте.

Но отсюда же происходит и большая ответственность. Как раз диспетчеру маневра будут предъявлять в первую очередь претензии, если вагоны не уберут вовремя с определенного участка или поставят туда, где их быть не должно, или не подадут вовремя для формирования поезда.


Описание путевых специальностей

На железной дороге работают также мастера и обходчики. Именно они следят за исправностью оборачиваемого подвижного состава, контролируют его техническое состояние и следят за тем, чтобы сами рельсы и шпалы работали безупречно. Если поезд прибывает точно по расписанию, то в этом есть заслуга не только машинистов, диспетчеров, но и такого путевого персонала. За электроснабжение отвечает электромонтер. Данный специалист следит, чтобы исправно функционировали:

  • главные линии высокого напряжения;
  • механизированные стрелки;
  • системы автостопа;
  • семафоры.

Именно электромонтеры и другие аналогичные сотрудники находятся на наиболее рискованной работе с очень высокой ответственностью. Другие связанные с электричеством специалисты — это электромеханики сигнализации, централизации и блокировки. Их деятельность не настолько опасна, но все же очень ответственна. Есть на ЖД и так называемые вагонники. Это обиходное наименование тех железнодорожников, которые «стучат по колесам». Не только, впрочем, стучат — они в целом оценивают состояние вагонов, а заметив какую-либо неполадку или отклонение от нормы, передают задание ремонтной службе.

Непосредственно связан с движением, конечно же, машинист. Ответственность и скрупулезность в его работе такова, что ожидать вытеснения живых людей роботами и прочей автоматикой придется еще долго. Именно должность машиниста наиболее престижна по сравнению с другими специализациями на железной дороге.


Стоит отметить, что машинист — только мужская профессия; изменение законодательства по этой части может произойти только в 2021 году, а учитывая требования к стажу и подготовке, реальная ситуация поменяется не раньше 2025-го.

Машинистом может стать только тот, кто прежде не менее года обучался профессии и минимум 3 года отработал в должности помощника машиниста. Заместители «водителей поезда» являются их верными помощниками. Стоит также отметить должность начальника поезда. Мнение многих пассажиров, будто он работает исключительно ради урегулирования конфликтов в пассажирском поезде, неверно. Именно начальник управляет всем процессом движения, отдает распоряжения всем железнодорожникам, находящимся в поезде; от него же зависит и приготовление каждого отдельного купе к рейсу, поддержание его в образцовом порядке.

Должность начальника поезда сложна и ответственна; но она почти никогда не пустует. Но чаще всего с поездками по железной дороге ассоциируется должность проводника. Именно она овеяна романтикой. Надо, правда, понимать, что проводник — лицо ответственное, и не только материально. Как раз по его или ее работе многие судят о железнодорожных сообщениях в целом, потому что ни машинистов, ни других сотрудников почти никогда не видят.

Есть еще одна типично путевая профессия — сигналист. Они следят за тем, чтобы движение поездов происходило максимально правильно и четко. При необходимости — сигнализируют машинистам о том, что нужно делать, где затормозить, а где ускорить (отсюда и название). Сигналисты же расставляют все необходимые таблички и другие условные предупреждающие знаки. И еще они следят за тем, чтобы пути находились в хорошем состоянии, при любой неполадке и отклонении от нормы сразу поднимают тревогу.


Инженер по эксплуатации:

  • лично осматривает пути, переводы и откосы по графику, отыскивает неисправности в них;
  • при необходимости использует ручные путеизмерительные средства;
  • маркирует шпалы и рельсы, которые следует заменить;
  • составляет отчеты по всем обнаруженным недостаткам;
  • готовит финансовые планы и составляет календарные графики использования путей и применяемого оборудования.

Контролеры-ревизоры не ограничиваются поиском безбилетных ездоков. Они же отслеживают, как используется подвижной состав. Для добросовестного пассажира контролер-ревизор даже полезен. Именно он контролирует исполнение персоналом дороги норм обслуживания пассажиров.

На такой должности ждут коммуникабельных, дисциплинированных и строго принципиальных людей, умеющих тактично выходить из сложной ситуации.

Доставлять тяжёлые баулы пассажирам помогали носильщики.

Было время, когда труд носильщиков, встречающих поезда и пароходы, считался весьма почтенным. Объединённым в артели, связанным круговой порукой, им можно было без опаски доверить багаж – не сопрут, не разобьют, не обсчитают (такса твёрдая).

О том, как изменилась профессия, спустя сотню лет, читайте в материале «АиФ-Прикамье.

Пермский речной вокзал в 50-ые годы.

Богатыри, не вы

Носильщиков замечали сразу. Вы только представьте, лет этак 110 назад на Перми II: высокие, косая сажень в плечах, форменная фуражка, фартук, бляха, номер которой совпадал с номером тележки. Нагрузят, если надо – увяжут, и вперёд, лавируя да покрикивая «Паб-бер-регись!» Или – на себе - пару чемоданов в руках, узлы и мягкие саквояжи - через плечо.

Носильщикам приплачивали извозчики, чтоб те, минуя конкурентов, доставляли пассажиров и их багаж прямиком к ним. Аналогично – владельцы гостиниц. Ну что носильщику стоит по пути порекомендовать, мол, сударь, лучшие апартаменты и кухня - в «Королёвских номерах».

Случалось, правда, вклиниться в перронную (причальную) толкотню норовящим подшабашить чужакам-одиночкам, а то и воришкам. Но таковых вышибали без церемоний.

Местный колёсных дел мастер, которого, судя по заметке в «La Gazzetta dello Sport», звали Nikkolо Petrov, вместе со своими подмастерьями за несколько часов смастерил из берёзы новый обод вставил в него «родные» ось и спицы.

Исключение – носильщики специализированных сервис-фирм, сотрудничающих с железнодорожными, авиа- и судовыми перевозчиками. Любо-дорого посмотреть: в спецовках с фирменным логотипом, умеющие объясниться на нескольких языках. У них и погрузчики, и мини-электрокары, и инвалидные коляски. Они, подобно своим предшественникам (и опять-таки не безвозмездно), подвезут багаж к «самому добросовестному» таксисту, порекомендуют «наилучший в Перми» отель…

Нажал кнопку и…

По сравнению с другими профессиями, не требующими особых навыков, работа современных «фирменных» носильщиков довольно высоко оплачивается. Плюс различные бонусы (к примеру, за сверхурочные) и чаевые.

В медицине грядут фантастические перемены! «Двухсотлетний человек».

Случается, конечно, что чемоданы при погрузке-выгрузке ломаются. Виновников наказывают материально, а пассажиру – с извинениями - предлагают либо денежную компенсацию, либо новый, лучше прежнего, чемодан.

Почему при такой чёткой логистике багаж всё же иногда теряется?

Обычно истории о потере багажа связаны с пересадками. Если времени между рейсами мало, есть шанс, что чемоданы отправятся следующим рейсом.

Ещё одна группа риска — это пассажиры, которые регистрируют багаж перед самым вылетом. Мораль: чем раньше зарегистрироваться, тем лучше. Ведь у логистов и грузчиков будет больше времени, чтобы обработать багаж. Если пассажир регистрируется в последний момент, его багаж всё равно нужно будет провести через рентгеновский сканер и довезти до самолёта, а на это может не хватить времени.

Если пассажир зарегистрирует багаж, а затем вдруг передумает ехать, лететь или плыть, перевозчику необходимо срочно найти и вернуть его багаж. Сложно? Отнюдь. На воздушные и морские суда багаж загружают в контейнеры мест примерно на 40-50. Чемоданы сканируют, и на каждом контейнере указаны их данные. Р-раз – и готово.

И, наконец, о случаях, когда пассажир напрочь забыл о сданных в багаж вещах. Потерянное относят в бюро находок, где оно ждёт хозяина до полугода. Затем кое-что утилизируется, кое-что распродаётся. Из зарубежных авиакомпаний так поступают Lufthansa и Air France, на море – Silja Line и Viking.

Железнодорожное сообщение обеспечивает связь между городами и странами. Многие пассажиры давно оценили удобство такого вида транспорта. Однако далеко не всем известно, что бесперебойную работу поездов, которые занимаются доставкой людей и грузов, обеспечивает довольно внушительное количество сотрудников. История развития профессии железнодорожника началась несколько десятилетий назад и не теряет свою актуальность до сих пор. Давайте узнаем ее основные особенности.

физика в профессии железнодорожника

Описание

Профессии железнодорожников так или иначе связаны с обслуживанием железнодорожного транспорта, который используют для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям, а также станций и вокзалов.

Нужно сказать, что данная сфера деятельности включает в себя немало разных специальностей. Среди них обходчик, машинист, диспетчер, дежурный станции и т. д.

Важно знать, что для получения должности на железной дороге требуется наличие отменного здоровья и хорошей физической формы. Вот почему при приеме на работу требуется предоставить справку, подтверждающую полное медицинское обследование. В дальнейшем подобные процедуры должны стать регулярными.

профессия железнодорожник для детей

Особенности

Рабочие профессии железнодорожников требуют особой выносливости, так как предполагают довольно тяжелые условия труда. Нередко приходится выполнять обязанности на протяжении суток, независимо от времени дня и погодных условий. Даже в дождь или снег работы могут продолжаться. Не менее сложной можно назвать работу под палящим летним солнцем.

Работа железнодорожника требует наличия ответственности. Ведь от действия сотрудников зависит безопасность пассажиров во время передвижения.

Внимательность - важное качество в профессии железнодорожник, которое позволяет не нарушать графики движения, не допускать неисправностей железнодорожного транспорта или путей, по которым происходит его перемещение.

Некоторые железнодорожные профессии предполагают постоянное общение с потенциальными клиентами. Например, кассиры в билетных кассах. Поэтому для таких кандидатов среди требований к личным качествам работодатели называют общительность, вежливость и стрессоустойчивость. Ведь не исключено возникновение конфликтных ситуаций, которые нужно уметь улаживать.

математика в профессии железнодорожника

Основные обязанности

Конкретный перечень зависит от выбора специальности. Однако есть некоторые общие обязанности, которые объединяют профессии железнодорожников. Надо также сказать, что уровень оплаты будет отличаться. Зависит он не только от квалификации, но и спектра выполняемых обязанностей.

Профессии железнодорожников предполагают выполнение невероятного широкого спектра работ, начиная физически тяжелым трудом, который требует соответствующей подготовки, и заканчивая выполнением умственной работы, требующей наличия высокой квалификации и соответствующих знаний.

Необходимое образование

Большинство существующих профессий железнодорожников не требуют наличия высшего образования. Достаточно окончить обычную школу, колледж или специализированные курсы. Однако если потенциальный сотрудник претендует не на рабочую должность, связанную, например, с ремонтом дорог, а планирует стать управляющим станции, потребуется обучение в специализированном вузе.

Стоит сразу отметить, что длительность обучения сильно зависит от выбранной специальности. Например, будущему проводнику достаточно окончить специализированные курсы, длительность которых составляет всего три месяца.

Если вас привлекает профессия железнодорожника, которая требует обучения в вузе, будьте готовы к тому, что процесс растянется на пять-шесть лет. Однако это позволит обойти других кандидатов на собеседовании.

железнодорожные профессии

Математика и физика в профессии железнодорожника

Данные науки позволяют развивать железнодорожное сообщение, используя современные технологии. В частности, создаются электрические железные дороги, которые получают энергию от электростанций. Чтобы выстроить данную систему, используется физика в профессии железнодорожника МПМ.

Данная наука позволяет совершенствовать технологии и повышать комфорт пассажирских перевозок.

Математика в профессии железнодорожника также играет не последнюю роль. Особенно актуально ее использование при расчете времени прибытия поездов, а также проведении строительно-ремонтных работ, когда буквально каждый миллиметр может иметь значение.

Где работают?

Наиболее привлекательные вакансии для потенциальных соискателей, как правило, предлагает ОАО «Российские железные дороги». Это наиболее известная компания в данной сфере. Однако существуют и другие работодатели, которые набирают сотрудников с различными квалификациями.

РЖД предпочитает принимать в ряды собственных сотрудников бывших выпускников специализированных учебных заведений. Например, железнодорожных колледжей и университетов. Однако найдутся вакансии и для тех, кто оканчивает краткосрочные курсы. Если же вы готовы выполнять физически тяжелый труд, достаточно лишь обладать крепким здоровьем. Если вы планируете занять вакансию, связанную с общепитом, будьте готовы предоставить будущему работодателю санитарную книжку.

качество профессии железнодорожник

Перечень

Важно понимать, что железная дорога представляет собой колоссальную систему. Для обеспечения ее бесперебойного функционирования нужна целая команда специалистов, каждый из которых будет выполнять определенные обязанности.

Давайте перечислим основные профессии железнодорожников. Для детей они также могут представлять интерес. Ведь каждый из них рано или поздно будет выбирать будущую специальность.

  • Дежурный по станции.
  • Диспетчер.
  • Обслуживающий персонал.
  • Путевые обходчики.
  • Осмотрщики-ремонтники.
  • Электромонтер.
  • Машинист.
  • Начальник поезда.
  • Проводник.
  • Сигналист.

физика в профессии железнодорожника

Дежурный по станции

Обязанность данного специалиста состоит в составлении поминутного расписания, а также в контроле за движением пассажирских и грузовых составов. Довольно ответственная профессия, представитель которой фактически выполняет руководство всей станцией, принимая и отправляя поезда. Именно ему подчиняются остальные сотрудники, которые находятся на территории станции. Зарплата на данной позиции составляет от восемнадцати до сорока пяти тысяч рублей.

Диспетчер

Данный специалист координирует движение поездов, поддерживает связь с машинистами. Нужно обладать повышенной внимательностью, а также быть готовым к двенадцатичасовым сменам. Зарплата на данной позиции сильно зависит от региона и, как правило, варьируется от пятнадцати до двадцати пяти тысяч рублей.

Обслуживающий персонал

Данная категория работников включает в себя внушительное количество сотрудников, объединенных общей целью – обеспечить комфортное нахождение в здании вокзала. Это продавцы, повара, вахтеры, упаковщики и т. д. Как правило, требования к представителям данных вакансий невысоки, как и заработная плата за выполнение обязанностей.

Путевые обходчики

Представителей данной профессии, а также дорожных мастеров называют общим словом «путейцы». Основная обязанность состоит в проверке исправности дорожного полотна на отведенном участке, а также устранение неполадок. Работа данных специалистов осуществляется в несколько смен. Работодатель предоставляет экипировку, а также инвентарь. Стоит отметить, что данные специалисты большую часть рабочего времени приходится проводить на открытом воздухе, что сильно влияет на уровень комфорта. К сожалению, зарплата на данной вакансии состоит из оклада, который может не превышать двенадцати тысяч рублей.

Осмотрщики-ремонтники

Представители данной вакансии контролируют состояние пассажирских или грузовых поездов, а также отдельных вагонов. Кроме этого, они выявляют неисправности, раздают задания ремонтным бригадам или самостоятельно ликвидируют незначительные неисправности. В среднем доход на данной позиции составляет от пятнадцати до тридцати пяти тысяч рублей.

Электромонтер

Данный сотрудник следит за исправностью светофоров и прочего оборудования. Предполагает некоторую опасность, так как работать предстоит с электричеством. Как правило, требуется наличие среднего специального образования. В среднем доход составляет от восемнадцати до сорока пяти тысяч рублей.

Машинист

Отвечает за движение железнодорожного транспорта. Машинист управляет поездок, а также следит за соответствием плану передвижения. Чтобы занимать данную вакансию, нужно пройти соответствующее обучение. Средний уровень зарплат составляет от восемнадцати до сорока пяти тысяч рублей.

описание профессии железнодорожника

Начальник поезда

Следит за техническим состоянием и работой поезда. Если начальник работает на пассажирском поезде, помимо прочего, он должен руководить проводниками, а также контролировать безопасность и комфорт пассажиров. Уровень зарплаты, как правило, начинается от двадцати тысяч рублей.

Проводник

Зоной ответственности данного сотрудника становится пассажирский вагон. Проводник контролирует посадку и высадку пассажиров, отслеживает наличие необходимых бытовых принадлежностей, а также их предоставление пассажирам. Нередко представителями данной профессии становятся женщины. Уровень зарплаты колеблется от двадцати до сорока тысяч рублей.

Систематизировать и пополнять словарный запас по данной лексической теме, закреплять умение правильно использовать в устной речи грамматические конструкции.

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya.docx 90.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №158

«Детский сад комбинированного вида»

занятия по развитию речи в старшей группе

«Все профессии нужны —

все профессии важны!»

воспитатель МБДОУ №158

«Детский сад комбинированного вида»

  • Систематизировать и пополнять словарный запас по данной лексической теме, закреплять умение правильно использовать в устной речи грамматические конструкции.
  • Развивать логическое мышление, слуховое внимание, память;
  • Развивать умение выделять на слух искаженные логико-грамматические конструкции;
  • Развивать умение образовывать двухсложные слова;
  • Развивать умение отвечать на ответ педагога в процессе диалога распространенным предложением;
  • Развивать умение составлять описательный рассказ по графической схеме.
  • Воспитывать чувство понимания значимости профессий в жизни людей (рассуждения о последствиях прекращения деятельности людей разных профессий).

Картинки с изображением профессий, мяч, графическая схема к рассказу.

  1. Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами поговорим о профессиях. В нашей стране все люди занимаются делом и непременно получают за это деньги. Как назвать одним словом род деятельности людей, за который они получают деньги? (профессия). Есть много различных профессий.

  1. Основная часть
  1. Введение в тему занятия

Воспитатель: Я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать, кем работают эти люди, и назвать их профессии:

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Все завтраки, обеды? (повар)

Мы учим детишек

читать и писать,

Наведёт стеклянный глаз,

Щёлкнет раз – и помнит вас. (фотограф)

Он в дни болезней всех полезней.

И излечит, исцелит,

И ангину, и бронхит.

Средь облаков на высоте

Мы дружно строим дом,

Чтоб в тепле и красоте

Счастливо жили в нем.

Мастер сделает прическу

Феном, щеткой и расческой.

Пышно локоны завьет.

Челку щеткою взобьет,

Все в его руках горит –

Он изменит внешний вид!

  1. Игра «Кто чем управляет»

Воспитатель: А давайте мы узнаем, кто чем управляет? Вы поможете мне?

Автобусом управляет – водитель,

Поездом управляет – машинист,

Вертолетом управляет вертолетчик,

Самолетом управляет летчик,

Кораблем управляет капитан,

Мотоциклом управляем мотоциклист,

Велосипедом управляет велосипедист,

Ракетой управляет космонавт.

Воспитатель: А теперь немного изменим игру: вы будете называть профессию, зная, чем занимается человек.

работает на экскаваторе -

регулирует уличное движение -

сваривает металлические конструкции -

носит вещи на вокзале -

играет на барабане -

играет на баяне -

играет на гитаре -

играет на пианино -

играет на аккордеоне -

проводит экскурсии в музее -

выращивает зверей (на звероводческой ферме) -

ухаживает за телятами -

ухаживает за птицей -

вытачивает на станке детали -

работает на бульдозере -

играет на трубе -

играет на скрипке -

водит трамвай, троллейбус -

учит детей в школе -

воспитывает детей в детском саду -

укрощает зверей в цирке -

смотрит за порядком в музее -

работает в буфете -

ухаживает за лесом -

ухаживает за садом -

убирает дворы, улицы -

выдает книги в библиотеке -

работает на кране -

Воспитатель: А как вы думаете, какая профессия самая важная?


Игра «Что было бы, если бы. »
Воспитатель. А сейчас давайте поиграем. Я буду спрашивать: «Что было бы если бы. », а вы станете отвечать. Представьте себе, что было бы, если бы не было врачей? Если бы не было поваров? Если бы не было учителей, строителей, парикмахеров?


Дети отвечают на каждый вопрос.

Воспитатель: Значит, можно сделать вывод: «Все профессии нужны – все профессии важны».

  1. Игра “Исправь ошибку”
  • Строитель управляет самолетом. – Строитель стоит дом.
  • Пожарный лечит людей. – Пожарный тушит пожары.
  • Швея красит дом. – Швея шьет одежду.
  • Парикмахер стирает белье. – Парикмахер стрижет людей.
  • Почтальон разносит почту.
  • Дворник варит обед. – Дворник подметает двор.
  • Летчик управляет машиной. – Летчик управляет самолетом.
  1. Физкультурная минутка “Кровельщик”
    (координация речи и движения, развитие общих двигательных навыков)

То не град, то не гром - (Дети встают в круг, изображают удары молотком, тянутся на носочках, подняв руки вверх)

Кровельщик на крыше.
Бьет он громко молотком - (Изображают удары молотком)
Вся округа слышит. (Закрывают уши руками)
Он железом кроет дом , (Изображают удары молотком)
Чтобы сухо было в нем. (Наклоняются, достают носки руками)

  1. Игра с мячом “Что будет, если . ”

Воспитатель: Я буду бросать мяч каждому и задавать вопрос, а вы должны мяч поймать и постараться ответить правильно. Готовы?

- повара перестанут готовить пищу?

- врачи перестанут лечить людей?

- учителя перестанут учить детей?

- строители перестанут строить дома?

- все водители откажутся сесть за руль?

- дорожная служба перестанет следить за состоянием дорог?

А я еще одну интересную игру знаю.

  1. Игра « Наоборот»

Воспитатель: Как называется профессия , если человек …

  1. Дидактическая игра “Кто лучше расскажет о своей профессии”

Воспитатель: Ребята, на доске висит схема. Она поможет нам составить рассказ о профессии. У в руках находятся картинки с изображением людей разных профессий. Тот, кто выходит к доске вытягивает картинку. Вам нужно рассказать о том, что делает человек этой профессии, объяснить, что нужно знать и уметь, чтобы быть хорошим профессионалом.

Что это за профессия…

Что делает человек данной профессии…

Что необходимо для работы …

Это парикмахер . Он работает в парикмахерской. Парикмахер подстригает людей и делает им красивые модные прически. Для работы ему нужны: ножницы, расчески, фен, бигуди, духи.

Это врач. Он работает в больнице. Врач осматривает больных, лечит их. Для работы ему нужны халат, градусник, лекарства.

Это учитель. Он работает в школе. Учитель учит детей. Для работы ему нужны доска, мел, учебники, рабочие тетради.

Это строитель. Он работает на стройке. Строитель строит здания. Для работы ему нужны кирпичи, бетон, цемент, лопаты, краска.

Воспитатель: Какие вы молодцы, все правильно и интересно рассказали.

Воспитатель: Мы сегодня говорили о многих профессиях, вы знаете, чем эти люди занимаются. А сейчас закройте глаза и представьте, кем бы вы хотели стать, какая профессия вам больше нравится? Представили?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете такую пословицу: «Труд человека кормит, а лень портит»? Кто может объяснить смысл этой пословицы?


Воспитатель: Правильно, каждый человек должен трудиться, чтобы жить. И каждый должен выполнять работу хорошо. Ведь любая работа приносит людям пользу. И мы уже знаем, что все профессии нужны, все профессии важны.

Воспитатель: Назовите одним словом:

ПОВАР, ВРАЧ, УЧИТЕЛЬ, СТРОИТЕЛЬ, ПРОДАВЕЦ - это………………. (профессии людей).

Воспитатель: Вам понравилось наше занятие?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программное содержание:Образовательное направление:- развивать физические качества детей: ловкость, быстроту, выносливость;- учить выразительно, согласованно и ритмично выполнять упражнения под .


Проект "Все профессии нужны, все профессии важны" (о профессиях родителей)

Задача данного проекта состоит в том, чтобы расширить круг знаний детей о профессиях, формировать отчётливые представления о труде как социальном явлении, обеспечивающем потребности человека. Познаком.


Проект на тему «Все профессии нужны, все профессии важны» (знакомимся с профессиями)

- Цель проекта:Формирование первичных навыков социализации у детей через знакомство с трудом взрослых. Расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудия.


Проект «Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия врача» (средняя группа)

Планирование проектной деятельности с воспитанниками.


Презентация «Все профессии нужны, все профессии важны (женские профессии)»

Презентация посвящена многообразию профессий женщин-тружениц.


«Все профессии нужны все профессии важны. Профессия-повар»

Цель: Познакомить детей с профессией повара, его профессиональными действиями, предметами - помощниками. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Познакомить детей с .


Презентация «Все профессии нужны, все профессии важны» Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. П

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одноврем.

Читайте также: