Кто объявляет номера в цирке профессия

Опубликовано: 04.07.2024


В старом цирке роль ведущего представления выполнял обычно владелец труппы. Он набирал артистов, составлял программу и следил за ее выполнением на арене. С советских времен должность называется инспектор манежа. Помимо объявления номеров, он также руководит униформистами, которые выносят на арену реквизит, готовят ее к следующему выступлению. В некоторых цирках в обязанности шпреху вменяется организация репетиций, наблюдение за выполнением правил техники безопасности во время представления. Он всегда начеку, реакции оттренированы, и он может помочь артисту, если у того, что-то не заладилось. В советские времена был случай, когда гимнастка сорвалась с трапеции и ее поймал именно инспектор манежа - знаменитый Александр Буше. Получил переломы ключиц, но артистка осталась жива.

А если поймать не удается, то хотя бы смягчить падение, толкнуть, чтобы артист приземлился не на голову. И если военные летчики рисовали себе звездочки на фюзеляже по числу сбитых самолетов противника, то шпрехшталмейстер может рисовать себе звезды наоборот - за спасенные жизни. У каждого из шпрехов таких жизней собирается по нескольку за годы работы.

"Мой фрак изрядно прохудился -
Давно служу я в шапито.
Я здесь живу, я здесь родился,
Я знаю, где, почем и что.
Неплохо в цирке акробатам:
Не жизнь - сплошной аттракцион!
Идут ребята по канату,
А вдруг порвется где-то он. "

Инспектор манежа должен быть бесстрашным и хладнокровным, ведь рядом с ним ходят тигры, львы и медведи - они не должны чувствовать его страха. Тем более что часто животные находятся не в клетке. А напасть на человека могут и морские котики, несмотря на то, что они котики. Вес-то у них многотонный. Шпрехи стараются подружиться со зверями, угощают их за кулисами, чтобы те привыкли к ним.

Ведущий циркового представления умеет не теряться в неожиданной ситуации и способен предотвратить панику среди зрителей. Он держит ритм и темп представления, чтобы оно было динамичным и не "проседало".

"Сейчас начнется представленье,
И, как начищенный пятак,
Я засверкаю на арене,
Я засверкаю на арене,
И вы захлопаете в такт".

Шпрехшталмейстер участвует в клоунских репризах в качестве резонера - то есть подыгрывает артистам, увещевает или обличает их в каких-то каверзах. Часто инспекторы манежа подавали реплики в номерах Никулина и Шуйдина, Леонида Енгибарова - знаменитых клоунов второй половины ХХ века.

Шпрехшталмейстер Завен Мартиросян, который начинал в цирке как воздушный гимнаст, до 80 лет потом работал инспектором манежа и был "лицом" московского цирка на Цветном бульваре. Он знал несколько языков, обладал прекрасным чувством юмора и придумывал репризы вместе с Никулиным.

"Пришли какие-то люди и хотят вас снимать". - "С работы?" - "В кино снимать". - "В кино? Съемки? Здесь?" - "Здесь". - "Никого не пускать". - Я их убрал, они уже ушли". - "Спасибо". - "Ага, попались, голубчики! Будем сниматься!"

В современном цирке, когда представление часто строится не из отдельных номеров, а единым спектаклем, этим действом тоже продолжает управлять шепрехшталмейстер. Вакансии в Интернете вряд ли можно встретить - на эту должность устраиваются цирковые артисты, которые выходят на пенсию.

Рубрика об интересных профессиях выходит по понедельникам, средам и пятницам. А большую программу "Найди себя" слушайте по воскресеньям в 12 часов.

Популярное

СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: "В конце концов, пусть они предъявят какие-то доказательства. Если это происходило, должны быть следы. Между прочим, на территории США после сентябрьских терактов с башнями-близнецами действует специальное законодательство, которое серьёзно расширило компетенции спецслужб".

НАТАЛЬЯ КАСПЕРСКАЯ: "Какие технологии приводят к тому, что дети начинают убивать себя? School shooting – он действительно пришёл из США. Это – определённый способ самоубийства, такая декларация, что "вот я сам себя убью и вас с собой захвачу".

РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: "Поскольку государство на Украине полностью деградировало, и экономический базис этого государства деградировал, там идет процесс анархизации – когда распад государственных структур доходит до такого этапа, когда государство прекращает существовать не только фактически, но и юридически, когда его даже при желании заметить на этой территории невозможно".

Накануне Всемирного дня цирка "Омск Здесь" побывал в этом сказочном заведении и узнал много необычных терминов, которые используют в работе артисты.

В третью субботу апреля во всём мире отмечают День цирка. В этом году праздник выпадает на 21 апреля. "Омск Здесь" не остался в стороне и решил рассказать читателям о цирковых терминах и некоторых поверьях артистов.

Какие слова из цирковой жизни мы можем вспомнить? Пожалуй, кроме "манежа" и "арены", возможно, вспомнится "алле", да и только. А ведь специальных терминов существует несколько сотен.

Само слово "цирк" происходит от латинского circus и имеет два значения: в буквальном смысле - здание с манежем, где проводят цирковые представления, в другом значении - особое искусство.


Мы спросили нескольких человек, как называется ведущий циркового представления. Вариантов получили массу: ведущий, глашатай, тамада, шоумен, весельчак. И ни одного правильного ответа. Правильный ответ: шпрехшталмейстер.

Шпрехшталмейстер - работник цирка, ведущий представления. Но это лишь одна из его видимых ролей, причём не самая главная. Он участвует и в клоунских репризах между номерами программы, руководит униформистами (рабочими, готовящими реквизит для выступлений), следит за соблюдением правил техники безопасности, организовывает репетиции.

В омском цирке шпрехшталмейстером работает Иван Сургучёв. Он посвятил свою жизнь этому искусству и уже раскрывал для наших читателей некоторые тайны и приметы закулисья цирковой жизни. Например, в цирке нельзя щёлкать семечки - аншлага не будет.


Шпрехшталмейстер Иван Сургучёв

Акробат и дрессировщик попугаев Олег Хо́тим говорит, что не верит в приметы, хотя некоторые соблюдает, приходится считаться с ними, если работаешь в цирке.

- Говорят, что нельзя сидеть спиной к манежу, это как неуважение к тому, что тебя кормит. Начинающие артисты могут и вовсе о ней не знать, сядут передохнуть, им обязательно сделают замечание старшие артисты, а то и шлёпнут по спине, так что спиной к манежу я не сажусь, - смеётся артист.

Олег - цирковой ребёнок или, как говорят артисты, "опилочный". На манеже выступает с шести лет, выполняя с отцом акробатические номера. Но со временем решил работать и в другом направлении - дрессировать попугаев. На его попечении несколько разноцветных ара, две редкие птицы-носороги и несколько птичек, которые не участвуют в представлении.

Опилочный ребёнок - ребёнок, родившийся в семье цирковых артистов и выросший в буквальном смысле за кулисами цирка. Как правило, такие дети находят работу в цирке, часто работают в тандеме с родителями, образуя династию артистов.



- Артисты старшего поколения не делятся опытом, держат в тайне методы работы, скрывают, может быть, это тоже своеобразное поверье. Когда меня спрашивают о чём-то, связанном с работой, я всегда отвечаю, ничего не скрываю. В приметы не верю и никаких ритуалов не соблюдаю, - делится Олег. - Помню, есть поверье, что в шапито нельзя ходить с зонтиком, это якобы намёк владельцу, что купол дырявый. Но это так, цирковая байка.

Артист как раз старшего поколения знаменитый дрессировщик Грант Ибрагимов, много лет выступающий с медведями, рассказал о некоторых цирковых терминах, которые он использует в работе. И тут же продемонстрировал их в общении с трёхмесячным медвежонком Гришей. Его на воспитание к Гранту Евгеньевичу привезли недавно из Костромского зоопарка. Гриша, как и все дети, любопытен, подвижен и питается молочной смесью из бутылочки.



- Со своими медведями, которых я считаю людьми, общаюсь без специальных команд, только по-человечески, - говорит дрессировщик, который, кстати, руководил омским цирком в 90-е годы. - Я их очень люблю, это мои дети. Но они должны чётко знать, что можно, а что нельзя. И, если я их порой балую, то на манеже с ними строг. Из специальных слов и терминов использую в работе с ними слово "оф". А вообще, медведи, как дети - несколько раз скажешь, что надо поднять лапу, он поймёт, и будет это делать. Главное объяснить и повторить несколько раз.

Оф - сокращённое от немецкого слова auf (ауф) - поднять, встать. В наше время исходное слово перефразировали и сократили для удобства произношения.

- Когда я пришёл в цирк, был молодым, сильным, меня взяли в акробатику, - вспоминает артист. - А председатель говорит: "Мы в вас видим унтермана". Я не понял, кого во мне видят? Спросить постеснялся, но потом понял.


Дрессировщик Грант Ибрагимов

Унтерман - в переводе с немецкого "нижний человек". В колонне акробатов выполняет роль основы, на которую опираются верхние ряды акробатов.

Есть в акробатике ещё немало слов, малоизвестных зрителю. Например,

Лонжа - тонкая леска, страховочная нить, удерживающая акробата или гимнаста при падении.

Коуш - металлическое приспособление на страховочном тросе, приспособлено для того, чтобы трос мог сделать петлю.

На манеже (все знают это слово - круглая сцена для выступлений в цирке) есть особое приспособление - пи́ста.

Пи́ста (ударение на первый слог) - край манежного настила шириной до 0,5 м, приподнятый около барьера. Позволяет бегущим по кругу лошадям отталкиваться и не нарушать наклон и темп, бить ногами по стенкам барьера. В старых цирках с опилочными манежами, перед началом номера с лошадьми униформисты граблями разравнивают и подгребают пи́сту. В современных стационарных цирках на смену опилочной пи́сте пришла каучуковая.


Униформисты - рабочие сцены. Без них невозможно провести репетицию или представление. В обязанности униформиста входят подготовка манежа к началу программы, а во время пауз - к очередному номеру, например, расстилание и скатывание ковра, установка и подвеска аппаратуры, реквизита и др. Они могут выступать в роли ассистентов исполнителям (поддержать обруч или трос, через которые производят прыжки, подать или переставить реквизит). Иногда участвуют в клоунских антре и других номерах, выполняя некоторые подсобные, обычно комичные задания.

Униформист выполняет и декоративную функцию: одетые в одинаковую парадную одежду, группируясь в различные мизансцены для встречи и проводов исполнителей, униформисты - неотъемлемый и исключительно важный компонент цирковой программы. От его работы зависят темп, ритм, общая чёткость всего представления. По традиции, униформисты облачены в ливреи, но сегодня в некоторых труппах на смену ливреям пришли рубашки или даже футболки.

Все цирковые термины мы вам не объясним: их очень много. Лучше посетите цирк, чтобы своими глазами увидеть это особое искусство. Хотя в наше время существуют противники цирка: зоозащитники, которые требуют запретить использование животных в цирке. Но дрессировщики, с которыми мы пообщались, искренне любят своих животных и не дадут их в обиду.

- Мои медведи - это партнёры, хотя, я зову их детьми. У них и имена человеческие: Алёша, Добрыня, Гриша и два Гека, - говорит Грант Ибрагимов. - Кстати, старшему Геку уже 36 лет, живут ли в естественной среде медведи так долго? Сильно сомневаюсь. Там или застрелят, или животное погибнет от немощи. Здесь у них регулярное сбалансированное питание, физическая нагрузка, осмотр врачей, витамины. Общаюсь я с ними, как с людьми: "Мальчишки, привет! Пойдёмте поработаем!". Дрессура в чистом виде - это клетка, а мы партнёры - танцуем, играем, жонглируем. Говорят, что у нас они в неволе, а люди не в неволе? Мы также живём в своих домах и квартирах, своеобразных клетках. И также работаем, как мои медведи.


Грант Ибрагимов с медвежонком Гришей

Согласен с Ибрагимовым и дрессировщик попугаев Олег Хо́тим.

- Бить животное? Вы думаете, после удара оно будет работать? Оно зажмётся в угол и не выполнит ни одного элемента. Почему люди не беспокоятся о бродячих животных, которые гибнут от болезней и "природных условий"? У меня есть несколько птиц, которых искалечили люди, владельцы, которые купили их за достаточно большие деньги. Причём искалечили в моральном смысле. Одного попугая моя помощница выкупила из неблагополучной семьи за 140 тысяч рублей. Птица до сих пор пугается вытянутой руки, не совсем адекватна, выступать она не может. Но на репетициях я также с ней занимаюсь, люблю не меньше других подопечных, и уделяю ей внимание, чтобы она поняла - её здесь не обидят. Или две наших птицы-носорога - гомраи. Этих птиц мы купили несколько лет назад у контрабандистов, сегодня их ввезти в страну невозможно. Кому бы их продали? Прожили бы они у простых людей столько лет, сколько у нас?


Кстати, при правильном уходе попугаи ара могут прожить десятки лет, как люди. А пол попугая можно определить только по анализу крови. Но Олег настолько изучил их повадки и проанализировал поведение, что уверен - Мальвина, Боня, Лора и Лиза - самочки. А Вождь - точно самец, и его поведение соответствует кличке.

"Омск Здесь" поздравляет всех причастных к цирковому искусству с Днём цирка и желает ярких номеров и аншлагов.


Об артистах

Бывают очень хорошие клоуны. А бывают… непьющие (смеется). Но все они непременно норовят затащить меня в свои репризы. Да мне и самому это нравится.

Первые трудовые дни, выходя в манеж, старался работать на первый, четвертый сектор и ложу. Ведь здесь самые дорогие билеты (улыбается). На самом деле просто не понимал, как это — работать на весь зал. Крутиться, что ли? Спасибо одному заслуженному артисту — показал и научил.

Очень часто с публикой играют в «обманки», щекочут нервы. Лучшие актеры получаются из воздушных гимнастов и канатоходцев. Приходится подыгрывать и мне, намекая залу на «смертельный номер».

Среди артистов-гостей всегда ищу рыбаков. Подхожу перед генеральным прогоном, когда все участники представления вместе, и спрашиваю: «Кто рыбак?»


О семье

В детстве после посещения минского цирка устраивал для родителей домашние мини-представления. Брал у мамы дезодорант — это был мой микрофон, объявлял номер. Переодевался в клоуна, обязательно напяливал на нос шарик от пинг-понга, предварительно его раскрасив. Ну а в качестве артистки-акробатки выступала моя младшая сестра (смеется).

Родные и близкие стараются не пропускать ни одной премьеры в нашем цирке. Считаю, что привил им дополнительную любовь к цирковому искусству. Дочь, правда, реже стала приходить на спектакли из-за учебы в вузе. Хотя еще пару лет назад у нее было большое желание научиться жонглировать и ездить верхом. С первым получилось, а со вторым… Я был против. При всей моей любви к лошадям считаю этот жанр очень травмоопасным. Снимаю шляпу перед наездниками.

Мнение, что цирк — зрелище для детей, устаревшее. Кто же их туда приводит? Взрослые. А ведь им тоже должно быть интересно.


О работе

Я как-то позвонил в отдел кадров цирка и поинтересовался насчет вакансии ведущего. Мне сказали: увы, нет такой… А спустя время к нам в эфир (я работал и работаю на радио) пришел худрук цирка Витаутас Григалюнас. Подхожу, здороваюсь и спрашиваю, есть ли у них вакансии. Оказалось, есть.

В профессии шпрехшталмейстера все хорошо, кроме одного — выговорить ее не у всех получается (смеется). Это чисто цирковое название. В трудовой книжке все проще — артист-конферансье.

Меня по старинке часто путают с инспектором манежа. Ведь раньше он командовал униформой, отвечал за всё представление и номера успевал объявлять. У нас же вопросами репетиций, подвески оборудования и прочего заведует настоящий инспектор манежа Белгосцирка Василий Уманец.

Первое свое представление помню замечательно. Волнение дикое, но был горд собой, что не накосячил — всех объявил вовремя и правильно произнес фамилии, имена, регалии и звания.

На гастроли меня не берут. В каждом цирке в других странах есть свой ведущий. Хотелось бы? Возможно. Только на недельку-другую. Между перерывами в программах Белгосцирка (улыбается).

В цирке важно все — трюк, свет, звук. Сейчас зрителя надо удивлять. Ведь как порой шикарно смотрится номер, когда в него добавляют струи воды и лазеры! Это я о «Фонтанах» в нашем цирке вспомнил.


О секретах

Вот чего не люблю, так это с папкой-планшеткой работать. Не понимаю цирковых ведущих, читающих с листика на обычных представлениях. Тренируйте память!

Помню, приезжали к нам артисты из КНДР с групповым номером. Меня попросили представлять всех поименно после завершения их выступления. Я выучил все их фамилии — Чим Чен Кхе, Ким Чан Хке и так далее. Сложно… Но это моя работа, и я хочу делать ее профессионально.

В нынешней программе «Цирки мира» тоже участвуют северокорейцы. Подхожу к ним и говорю: «Анйохасьё». Это означает «здравствуйте». А переводчик-кореец мне в ответ: «У вас очень хорошее произношение». Мне было приятно.


О казусах

Во время программы «Парад династий» забыл объявить артистку: заговорился с кем-то за кулисами. Она не обиделась.

Как-то вышел в манеж, чтобы сконцентрировать внимание зрителей на трюке обезьяны. А она под барабанную дробь начала дуть прямо на пол. Зал был в восторге. Или как говорят клоуны, в зале была «стоняра».

Когда увидите ведущего под куполом? Когда установят очень крепкие тросы (смеется). Один раз поднялся метра на три, и уже было страшно.

О ролях

Есть классический цирковой дивертисмент. Тогда я просто как ведущий объявляю номера. А в сюжетных спектаклях играю персонажей. Поэтому всегда интересно, кем буду в следующий раз. Признаюсь, очень понравилось играть отрицательного героя Непогоду в новогодних шоу. Видимо, устал я от положительных персонажей сказочника и Деда Мороза.

Главная картинка статьи Профессии тех, кто работает в цирке

Цирк — это не только названия места, где происходит представление, но и само представление. Каждый, кто работает в цирке, старается сделать все, чтобы представление шло по заранее оговоренному сценарию.

На самом деле, для полноценной работы цирка требуется множество сотрудников, каждый из которых должен максимально точно выполнять свои функции. Из этой статьи вы узнаете, люди каких профессий работают в цирке.

Клоун

Профессия клоун

Источник фото: Christian Diokno/pexels

Наверное, это первое что приходит в голову, когда говорят о цирке.

Клоуны — это артисты, которые для развлечения публики используют различные приемы:

  • кривляние;
  • переодевание;
  • пародию;
  • импровизацию и многие другие.

Так как цирк создан для развлечения, то цель клоуна — рассмешить. Для этого он активно взаимодействует с аудиторией, вызывает в «круг», если это классический цирк, или на сцену, если представление проходит в здании для подобных мероприятий.

Также клоуны могут «неожиданно» врываться на сцену во время исполнения других номеров.

Несмотря на всю несерьезность образа, клоун — это тот, кто работает в цирке по профессии.

Код профессии и полное название:

  • Код — 20103. Наименование — Артист (буффонадный клоун).

Буффонада — это и есть основа актерской игры клоуна. Это направление искусства, которое подразумевает утрированность, комичность и неестественность проявлений актера.

Это выражается в гриме и костюмах клоунов. Например, с помощью грима они максимально выделяют глаза, рисуют удивленные брови и раскрашивают губы в яркие цвета.

Одежду они подбирают максимально нелепую, например, очень большую обувь или костюмы не по размеру.

В речи используют игру интонациями для создания комичности образа.

Так как клоун — это артист, то они получают актерское образование. Начать обучение можно после 9 и 11 класса. Чаще в этой профессии встречаются мужчины. Женщин, которые примеряют на себя эту роль, называют клоунессами.

Иллюзионист

Иллюзионист (фокусник, маг, волшебник или престидижитатор) — это тоже артист, который с помощью ловкости рук, специальных устройств, предметов и механизмов способен создать видимость существования необъяснимых явлений.

Иллюзионист — это тот, кто работает в цирке с вниманием аудитории. Он активно использует когнитивные искажения, магическое мышление и другие способы воздействия на публику, которые позволяют вводить человека в заблуждение.

Это искусство очень древнее. Изначально шаманы и жрецы использовали иллюзии для воздействия на людей с целью подчинения, внушения и управления. Позже это стало использоваться для развлечения.

В Средние века стали появляться профессиональные артисты, которые зарабатывали с помощью карточных фокусов, чревовещания и других приемов.

Самым популярным иллюзионистом конца XIX века стал Гари Гудини, который внес значительный вклад в развитие этого искусства.

С развитием технологий фокусы стали сложнее. С начала XXI века цирк стал приглашать иллюзионистов, которые используют обман зрения, электромагниты, лазеры, зеркала и компьютеры для создания масштабных шоу.

Так как иллюзионисты — это актеры, для получения образования они заканчивают колледж, техникум или вуз.

Униформисты

Униформист работает в цирке по профессии с кодом 19296. Это рабочая специальность, без которой представление в цирке не могло бы состояться.

Обязанности униформиста:

  • Подготовка манежа к программе.
  • Ассистирование актерам.
  • Уборка реквизита и подготовка манежа к новому номеру.
  • Настройка аппаратуры.

В некоторых случаях униформист может участвовать в клоунских представлениях.

Эти работники — важная часть внутреннего образа цирка, они выполняют декоративную функцию, встречают публику и помогают остальным актерам. Некоторые униформисты становятся артистами цирка.

Берейтор

Берейтор — это тот, кто работает в цирке с лошадьми. В его обязанности входит обучение лошадей, и обучение артистов верховой езде.

Тренировка лошади зависит от ее роли в цирковом представлении, например, она может выполнять:

  • Напрыгивание.
  • Манежную езду.
  • Гарцевание.

Этот специалист должен учить лошадь не бояться скопления людей, громких звуков и правильно реагировать на команды наездника.

В XIX веке в Санкт-Петербурге даже была специальная школа для обучения на берейтора.

В цирке лошадь должна точно выполнять команды и безошибочно взаимодействовать с артистами и персоналом, так как это крупное животное, которое может травмировать человека при неверном исполнении своей роли.

Специальность этого работника в большинстве случаев — «тренер-наездник лошадей» с кодом специальности 4.36.01.03.

Получить профессию можно после 9 класса, минимальный срок обучения — 2 года и 5 месяцев.

Дрессировщики

В отличие от берейторов, которые работают исключительно с лошадьми, дрессировщики могут взаимодействовать с любыми животными. В их обязанности не входит постановка номера в цирке, подбор костюмов и декораций — они ответственны только за выполнение животными определенных действий. Часто дрессировщиков приглашают для обучения животных разных цирков.

Этот специалист учитывает множество факторов, которые влияют на выбор метода дрессировки.

Выделяют 4 основных метода дрессировки:

  • Болевой метод. Животное наказывают, если оно не подчиняется. Этот негуманный метод подвергается критике многими защитными организациями. Долгое время это был единственный способ, который использовали для обучения животных.
  • Поощрительный метод. В этом случае животное получает лакомство или ласку от хозяина в случае верного выполнения требований.
  • Контрастный метод. При неправильном выполнении требования животное наказывают. Если задание выполнено верно — поощряют.
  • Подражательный метод. Более молодое животное повторяет действия опытного.

Из-за невозможности узнать какие люди работают в цирке с определенным животным, создается множество общественных инициатив с просьбами о закрытии цирков. Так как защитники животных имеют большое влияние, то цирки регулярно подвергаются критике за использование болевого метода в процессе дрессировки. В некоторых случаях это приводит к гибели зверей.

Так как животное постоянно находится в стрессовом состоянии, то увеличивается вероятность его нападения на зрителей и дрессировщика. Иногда это случается, что свидетельствует о том, что болевой метод действительно применяется.

В противовес цирку с животными существует популярный «Цирк Дю Солей», который не использует их для представления. Все номера — это смесь циркового мастерства, визуальных эффектов, хореографии и нарядов.

Люди каких профессий работают в цирке

Кроме перечисленных профессий, в цирке есть место и для других работников:

  • Ассистенты.
  • Гимнасты.
  • Эквилибристы.
  • Тренеры.
  • Бухгалтеры.
  • Танцоры.
  • Жонглеры и другие.

Также есть служба безопасности и множество административных должностей. Эти люди выполняют ту же работу, которую выполняли бы в любом другом месте по своей специальности.

Зарплата работников зависит от цирка, роли, количества выступлений и опыта.

Нередко приглашенные артисты выступают на контрактной основе, получая плату за выступление. Если у цирка есть своя постоянная труппа, то они могут работать за фиксированную плату.

Цирковой словарь: что такое коуш и кто такой шпрехшталмейстер


Мы спросили нескольких человек, как называется ведущий циркового представления. Вариантов получили массу: ведущий, глашатай, тамада, шоумен, весельчак. И ни одного правильного ответа. Правильный ответ: шпрехшталмейстер.


Шпрехшталмейстер Иван Сургучёв

Акробат и дрессировщик попугаев Олег Хо́тим говорит, что не верит в приметы, хотя некоторые соблюдает, приходится считаться с ними, если работаешь в цирке.



Артист как раз старшего поколения знаменитый дрессировщик Грант Ибрагимов, много лет выступающий с медведями, рассказал о некоторых цирковых терминах, которые он использует в работе. И тут же продемонстрировал их в общении с трёхмесячным медвежонком Гришей. Его на воспитание к Гранту Евгеньевичу привезли недавно из Костромского зоопарка. Гриша, как и все дети, любопытен, подвижен и питается молочной смесью из бутылочки.




Дрессировщик Грант Ибрагимов

Есть в акробатике ещё немало слов, малоизвестных зрителю. Например,


Все цирковые термины мы вам не объясним: их очень много. Лучше посетите цирк, чтобы своими глазами увидеть это особое искусство. Хотя в наше время существуют противники цирка: зоозащитники, которые требуют запретить использование животных в цирке. Но дрессировщики, с которыми мы пообщались, искренне любят своих животных и не дадут их в обиду.


Грант Ибрагимов с медвежонком Гришей

Согласен с Ибрагимовым и дрессировщик попугаев Олег Хо́тим.


Фото: Илья Петров и Екатерина Харламова

Интегрированное занятие «Артисты цирка — это тоже профессия»

Елизавета Макухина
Интегрированное занятие «Артисты цирка — это тоже профессия»

В подготовительной группе

1. Расширить у детей знания и представления о труде людей, работающих в цирке: конферансье, акробат, дрессировщик, канатоходец, фокусник, клоун; отразить работу людей этой профессий.

2. Показать детям, что цирк – это не только веселое представление, музыка, песни, выступления, это каждодневный труд людей.

3. Пробудить у детей интерес к профессиональной деятельности человека, показать значимость труда.

4.Активация словаря: артист, выступление, цирк, профессия.

Ход занятия:

Ведущий: Все дети и взрослые любят цирк! Звучит веселая, зажигательная музыка, сияют разноцветные огни. Все блестит, сверкает позолотой и блестками. Цирк (от латинского слова – круг) – здание для цирковых представлений. Он имеет круглую арену, обнесенную жестким барьером и сферический купол, необходимый для исполнения номеров воздушной акробатики и места для зрителей.

Проездом в нашем городе

Цирк Шапито!

Бесплатно для всех!

ПЕСНЯ «ЦИРК ШАПИТО»

Ведущий: В центре любого циркового представления – артист цирка. Артист – это необыкновенная профессия. И, чтобы стать артистом, нужно много учиться, тренироваться, репетировать. Сегодня мы поговорим о профессиях, о которых можно узнать, придя в цирк. Итак, артисты цирка – кто они? Это акробат, жонглер, дрессировщик, клоун, борец, фокусник, канатоходец.

Ребенок: Мы – артисты, мы – артисты цирковые.

Начинаем представление сейчас.

Мы пока не чемпионы мировые.

Не ищите их напрасно среди нас.

В нашем цирке выступать приятно,

Заходите! Пропускаем всех бесплатно!

Ведущий: Цирковое представление состоит из номеров. А чтобы знать, какой сейчас будет номер программы, в цирке работает конферансье, он объявляет номера. В цирке можно увидеть много животных, но не простых, а дрессированных. Сейчас все увидите.

Конферансье: Впервые на арене – танцующая лошадка!

Ведущий: Очень опасны выступления канатоходцев. Канатоходец – это цирковой артист, выполняющий номера на высоко натянутой проволоке.

Конферансье: Уважаемая публика! Внимание! Номер под куполом цирка! Слабонервных прошу удалиться!

Канатоходец: Я у всех на виду смело, без запинки,

По канату иду, словно по тропинке.

И у вас так, друзья, может получиться.

Только нужно, как я, много поучиться.

НОМЕР НА КАНАТЕ (канат лежит на полу)

Ведущий: В цирке занимается с различными животными дрессировщик. Он их учит танцевать, прыгать через обруч, возить повозку, играть в футбол.

Он зверюшек дрессирует,

Кошка у нее танцует.

Слон играет в баскетбол,

А собачки все – в футбол.

Ап, кричит он! И послушны

Тигры, кони, львы и кошки.

Одни дрессировщики работают с крупными хищниками – львами, тиграми, другие – с птицами, моржами, морскими котиками. Многие дрессировщики работают с собаками. Собаки понятливы, не боятся ни яркого света, ни громких аплодисментов.

Собачка цирковая – веселая, живая.

В голубой кафтан одета, пышную везет карету.

А каретой правит кот, кошку он на бал везет.

Конферансье: А теперь наши любимцы – дрессированные собачки и их дрессировщица Анюта!

Ведущий: В цирке работают акробаты. Акробаты – это цирковые гимнасты, которые физически сильные, бесстрашные, ловкие в исполнении гимнастических упражнений.

Конферансье: Уважаемая публика! Перед вами выступают акробаты!

Акробаты: Девчонки, рты разинув, глядят на нас всегда.

Мы гнемся, как резина, мы гнемся, как всегда.

Без страха и без лени с приятелем вдвоем

Умеем на арене кататься колесом.

Лишь выйдут акробаты, все сразу «ох» и «ах»!

Мы делаем шпагаты и ходим на руках.

Ведущий: А теперь поговорим о фокуснике. Это артист, показывающий фокусы. Его трюки так загадочны! То он вытягивает из кармана целую сотню шелковых платков, то выпускает из рукава стаю голубей.

Конферансье: Впервые на арене – маг и волшебник!

Фокусник: Приветствую вас, о алмазы моего сердца.

Я факир и чародей, двести лет чалме моей.

В мире все под силу магу, все на свете по плечу.

Я могу глотать бумагу, что угодно проглочу.

ПОКАЗ ФОКУСОВ С ЦВЕТНОЙ ВОДОЙ, СО ЗМЕЕЙ

Ведущий: Лишь выйдет он – и слышен смех!

Он рассмешить умеет всех.

Едва увидишь ты колпак –

Серьезным быть нельзя никак. Кто же это? (Ответы детей)

Так что делает на арене клоун? (Ответы детей)

А как выглядит клоун, какой у него костюм? (Ответы детей)

Конферансье: Внимание, внимание! На арене – клоуны Тинти и Винти!

СЦЕНКА И ТАНЕЦ КЛОУНОВ

Ведущий: Вот и закончилось наше представление. Давайте вспомним, каких артистов мы видели? (Ответы детей; затем все артисты выходят на манеж)

Ведущий: Цирковые все артисты – акробаты, прыгуны, быть бесстрашными должны!

Артисты: Трусам нечего пытаться в нашем цирке появляться!

ПЕСНЯ «НОВЫЙ ЦИРК»

Конспект сюжетно-ролевой игры с элементами театрализации «Цирк приехал» цель: развитие коммуникативных умений детей. Программное содержание: Формировать представление о профессиях людей, работающих.

Сюжетно-ролевая игра «Цирк» Управление образования МР «Верхневилюйский улус» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка –.

Как стать настоящей цирковой звездой и куда обращаться, если вам снятся огни манежа?

Родители цирковых артистов давно привыкли к тому, что их дети каждый день рискуют жизнью, и порой даже сами подталкивают своих малышей совершать головокружительные и опасные трюки.

Репортаж Антона Чечулинского.

Она честно признается, что не помнит, как впервые проехала по арене верхом на лошади. Тогда Виолетте Александровой-Серж был всего год. Возможно, также когда-то начинал ее отец Святослав. В пять лет наследница знаменитой цирковой династии еще с трудом залезала в седло, а родители уже видели в ней бесстрашную артистку.

Наверное, это семейное. Виолетта хорошо помнит трюки родителей. Они срывали овации в самых разных уголках света. Несколько лет назад мама Марина сменила седло на кнут. Теперь напряженно следит за дочерью из центра арены. Может и лукавит, когда говорит, что слишком за нее уже не беспокоится.

Дети выросли, и контролировать каждое их движение уже не имеет смысла. Родители поняли это, когда квартет Тесленко взял Гран-при на фестивале в Монте-Карло.

Пока три брата и сестра зажигают публику, отец и мать за кулисами вспоминают жонглерские навыки. Размышляют, как это им удалось вот так взять и основать цирковую династию.

Теперь они могут одновременно жонглировать восемнадцатью булавами, причем говорят, что и этот рекорд не вечен. Уже подрастает третье поколение династии.

Ведущая: Куда обращаться, если каждую ночь вам снятся огни манежа, и какие гонорары получают те, кто бесстрашно входит в клетку со львами? Об этом нам расскажет директор Государственного училища циркового эстрадного искусства имени Румянцева Валентина Савина.

Ведущая: Скажите, какие цирковые профессии на сегодня самые востребованные?

Гость: Вы имеете ввиду, наверное, цирковые жанры?

Ведущая: Какие вступительные экзамены нужно сдавать?

Гость: Кроме тех общеобразовательных предметов, которые определяет в данном случае Министерство образования через Министерство культуры, у нас есть три творческих тура по специальности.

Ведущая: Ну, вот поподробнее, как проходит?

Ведущая: А с какого возраста можно поступать в цирковое училище?

Ведущая: А вот бывшие спортсмены, они ведь могут стать цирковыми артистами в будущем?

Гость: Да, конечно. У нас очень часто среди абитуриентов есть ребята из гимнастики, акробаты, бывшие спортсмены. Очень много девочек из художественной гимнастики.

Ведущая: После окончания училища, куда, как правило, идут выпускники?

Ведущая: Если в цирк не берут?

Ведущая: Если человек научится сам какой-то номер делать очень интересный и профессионально, может ли он придти в цирк и предложить свои услуги?

Гость: В цирк приходят люди, допустим, занимающиеся йогой, которые лежат на гвоздях, ходят по разбитому стеклу. Поэтому, если или какой-нибудь иллюзионный аттракцион интересный, и он приходит, показывает в цирке или прокатчику программ, и это нравится, то почему нет, всe возможно.

Ведущая: Ну, вот если именно с цирком не сложилось, куда еще могут выпускники училища податься?

Читайте также: