Кто работает на радио профессии

Опубликовано: 13.05.2024


Ведущий прямого эфира на радио… Кажется, самая простая работа в мире, не мешки ворочать. Знай себе болтай всё, что в голову взбредёт. Но это только на первый взгляд. Ведь и говорить нужно что-то осмысленное, и обладать эрудицией, и импровизировать, и принимать экспресс-решения, уметь не только вовремя, но и удачно пошутить, а также жить в круглосуточном поиске тем, которые должны «взбрести в голову». Ведущая «Радио России Омск» на ГТРК «Иртыш» Елена Щетинина рассказала порталу Rjob.ru во сколько начинается её рабочий день, чем отличается радио-диджей от радиоведущего, приходится ли ей «нести ахинею» в эфире и работают ли ведущие, если у них насморк.

С чего начинается рабочий день радиоведущего и как он проходит?
Самых главных этапа у меня два:
6.30 – машина ждёт у подъезда (и это мне ещё повезло, кого-то и в 5.00).
7.20 – прямой эфир – то, о чём нельзя забыть и что нельзя пропустить.
А дальше уже варьируется. И обед может быть не в час дня, и уйти можно не в шесть, а позже. А уж выезды на интервью, запись гостей, другие мероприятия вообще редко вписываются в схему.
Так что рабочий день условно нормированный, но при необходимости его рамки расширяются. В этом нет ничего страшного, мы ведь не вагоны разгружаем. Мне кажется, что радио-журналист должен всё время находиться «в работе». Подмечать какие-то моменты, чтобы потом упомянуть о них в программе; приглашать собеседника в качестве гостя на эфир; продумывать темы – это же можно делать не только в течение 8-часового рабочего дня. Такова специфика профессии - и если это не устраивает, то можно идти туда, где работа существует отдельно от личной жизни, где взял портфель, ушёл домой – и до утра абсолютно автономен от работы. Но лично для меня такой вариант скучен.

Приходится ли заниматься еще чем-то, кроме ведения эфиров?
Ведение эфира – лишь малая толика работы, верхушка айсберга. Большую часть времени я занимаюсь тем, что готовлюсь к нему. Тут нужно учесть специфику радиостанции. Если на музыкальных радиостанциях 70 процентов эфира, если не больше, занимают музыкальные композиции, и только в перерывах – подводки к ним, то на разговорных, как у нас, основу составляют именно тексты ведущих. А музыка – всего лишь оформление. И здесь не получится пролялякать ни о чём полминуты, а потом включить песню.
Поэтому мы придумываем тему, ищем для неё наполнение – в том числе и музыкальное! – договариваемся с гостями, пишем для них вопросы, создаем тексты для себя… Нужно быть в курсе основных новостей хотя бы в мире, а ещё лучше - в своем городе, что гораздо сложнее, – чтобы вовремя отреагировать на них… Так что основная работа проходит вне студии.

Сколько длится эфир, бывают ли перерывы?
Это зависит от программ. У меня, например, бывает и час, и семнадцать минут.
А в перерывах готовимся к новому эфиру, едим, спим (если был ранний эфир, в 7 утра, то можно немного подремать).

Вы по образованию культуролог. Чувствуете ли вы, что вам не хватает профессиональных знаний из области журналистики?
Спецобразование желательно, но не обязательно. Тут же важен не сам диплом, а то, что ты умеешь делать. Да, конечно, на факультете журналистики дают базу, вырабатывают навыки – но если человек ими не умеет пользоваться, то толку от диплома никакого.
Иногда люди забывают о роли самообразования. Иногда за всё благодарят или во всём обвиняют своё образование. Мол, спасибо ему, только из-за диплома я тут работаю! Или – ай-яй-яй, меня ничему толком в вузе не научили, и я теперь в жизни совершенно не устроен. Мой коллега по эфиру закончил автомобильно-дорожную академию, профильную кафедру – но это совершенно не мешает ему.
Прежде всего – самообразование, любопытство, интерес и вечное желание учиться.

Какие навыки пришлось срочно осваивать и чему учиться уже в ходе работы?
Ни у кого нет сразу идеальной дикции – да, честно говоря, и потом она далеко не у всех; мало кто умеет управлять голосом. А знать, когда какую кнопочку на пульте ткнуть – это вообще обязательно!
Важно выполнить только одно требование - изучить технику, потому что тут никто за тебя ничего не сделает. И ещё программу, в которой пишется текст эфира. Всё остальное – уже по желанию. И, как правило, это желание приходит – стыдно, когда неправильно ставишь ударения, шепелявишь или гундишь.

С чего начинается карьера на радио и какие перспективы ожидают сотрудника?
У меня она началась с корреспондента-автора текстов. Я не выходила в эфир, только писала тексты для ведущих. Но это было почти десять лет назад.
Потом у меня был большой перерыв – и я снова вернулась на радио, уже в качестве ведущего.
Рано или поздно можно стать даже директором. Можно сменить место работы на более статусное – переехать в столицу, например.

Кто и откуда приходит работать на радио?
В основном, выпускники-журналисты. Сначала они здесь проходят практику, а потом уже приходят работать.
Есть и исключения. Кто-то был преподавателем до этого, кто-то вел киноклубы, кто-то был «печатным» журналистом… Вариантов очень много, и вывести какую-то закономерность невозможно. Обычно это люди, которые умеют работать с публикой, имеют навыки написания текстов, у которых хорошо подвешен язык, умеют общаться… И тут вырисовывается портрет продавца-консультанта…

Как устроиться на радио? По знакомству или по объявлению?
В первый раз я пришла по бумажке, приклеенной на доске объявлений в университете.
В этот раз, год назад, меня позвал сюда мой однокурсник – теперь уже начальник службы радиовещания. Это, кстати, к слову о профильном образовании и карьере на радио.

На радио жанр репортажа отходит в прошлое, т.к. репортаж, особенно с места событий требует визуального ряда, а иначе степень его достоверности у зрителя падает.

В отличие от репортёра интервьюер воздерживается от высказывания оценок и мнений. Интервьюер – самостоятельная журн. специализация, хотя нет журналиста, который не занимался интервьюированием. В информационном интервью репортёр и собеседник выступают как сотрудники, которым надо проинформировать аудиторию о каком-то факте. Интервьюер должен чётко знать тему, мягко подчинять собеседника своему стратегическому плану беседы.

Редактор. Литературное редактирование как таковое - малая часть функций редактора. В радиожурналистике, в его ведении слово и звук, в тележурналистике к слову и звуку (на радио) еще и изображение. Редактор программы, кроме того, является еще и одним из тех людей (и едва ли не самым главным), кто определяет стратегию программы, ее конечные цели. Вместе с журналистом разрабатывает темы, выстраивает последовательность ключевых вопросов, обозначает границы затрагиваемых проблем.Редактор как организатор творческого процесса заботится о драматургии телевизионного зрелища, каким является любая передача. Редактирование на телевидении начинается с составления планов рубрики (а иногда и ее концепции), с подбора авторов – исполнителей замысла редактора, а заканчивается корректировкой сценария прямой передачи или отснятого и смонтированного видеоматериала в соответствии с творческими задачами рубрики.

Модератор –журналист, ведущий "круглые столы", за которыми собираются сторонники противоположных мнений. Модератор должен следить за справедливым распределением времени высказываний, не давать участникам уходить от предмета дискуссии, не допускать общения за рамками приличия (при этом сохраняя эмоциональность спора), не становиться на сторону кого-то из участников (что не исключает права модератора выражать свою позицию).

Диктор – это человек, который доносит и освещает до своей аудитории такие актуальные вопросы, как новости, события в сфере политики, культуры, спорта. Это человек, который читает чужой текст, т.е. сам он не журналист, а только озвучивает. Его задача быть максимально беспристрастным, не показывать личное отношение, иронию и т.д. Но при этом дикторы профессионально работают над речью, если журналисту простят зажевывание слов от эмоциональности, то диктор должен говорить идеально. Дикторы были распространены на ТВ и радио в СССР, вспомните такие размеренные голоса с идеальными интонациями из советских фильмов, потом в 90-е наступила новая тенденция - когда ведущими становились простые журналисты, сейчас снова кое-где возвращаются к дикторам. На ТВ отличное произношение, правильная дикция, спокойная уверенность в себе, ухоженный внешний вид - это внешняя сторона профессии. Профессия диктор получила толчок к развитию в первой половине 20-го века в качестве радиодиктора. В те, не избалованные техническими устройствами годы, радио для людей заменяло окно в мир. Неудивительна поэтому любовь, которую слушатели испытывали к ведущим радионовостей. Например, известный диктор СССР Левитан, пользовался всенародным обожанием, и был завален благодарственными письмами.

На радио дикторы распространены больше, т.к. для радиоведущего голос - главное рабочее оружие. Но с начала 90-х они тоже вытесняются ди-джеями и т.д., потому что сейчас общая тенденция для ТВ и радио - быть ближе к народу, проще и эмоциональнее, беспристрастность была нужна в СССР, когда нужно было какие-то партийные идиотские новости доносить совершенно беспристрастно. Ныне дикторы уходят на задний план рекламы, трейлеров, промо и.т.п.

Обязательные профессиональные свойства – хорошая память, находчивость, сообразительность.

Ведущий новостей зачитывает в эфир с телесуфлера заранее подготовленный и выверенный текст. Имеет право импровизировать. Ведущему требуются актерские навыки перед камерой: зритель должен чувствовать, что человек на экране понимает то, что говорит в эфир. Ведущий не может претендовать на роль автора программы.

Специфика электронной журналистики такова, что основной объем работы делается вне эфира, с помощью большого количества творческих и технических сотрудников", - замечают авторы книги. Это связано со сложностью технологического и технического процесса. Редакторы, режиссеры, операторы, монтажеры, осветители, администраторы, звукорежиссеры, осветители, администраторы активно трудятся для того, чтобы журналист мог выйти в эфир. Любой выпуск программы - это плод коллективного труда.

Радиоведущий — человек, который работает в эфире радиостанции. Должен уметь: вести теле- радиопрограммы различной тематики, концертно-развлекательные программы, беседовать, брать интервью у гостей передач, четко, грамотно, понятно информировать об актуальных событиях в сфере культуры, политики, экономики и т.п., самостоятельно разрабатывать программы. Должен знать: филологию, риторику и другие гуманитарные науки, часто - иностранные языки. Обычно работа в специальном помещении, сидячая. Очень часто возможна работа в некомфортных условиях, в вечернее и ночное время. При этом телеведущим необходимо постоянно следить за внешним видом, здоровьем и соответствовать довольно жестким требованиям к внешности. Медицинские ограничения: Явные отклонения в здоровье, особенно те, которые отражаются на внешнем виде и физической выносливости. Частые ангины. Низкий интеллект. Дефекты речи. Для телеведущего - явные дефекты внешности.

Звукорежиссёр — творческая профессия, связанная с созданием звуковых художественных образов, формированием драматургии звука, концепции звука, созданием новых звуков и их обработкой. Человек, занимающийся этой профессией, как правило владеет и техническими аспектами профессии. Хорошо знает физику звука, разбирается в музыкальной и психоакустике, имеет музыкальное образование. Звукорежиссёр производит запись, воспроизведение, обработку, сведение звуковых компонентов с помощью технических средств звуковых студий.

Музыкальный редактор на радио. Его обязанности: работа на радиостанциях, музыкальных каналах, в музыкальных программах: прослушивание новых музыкальных поступлений; составление плей-листов (play-list) и общего списка песен радиостанции, музыкальной передачи, канала; выбор песен для эфира; коррекция списка песен (снятие старых композиций, добавление новых); определение категории песен (частота их появления в эфире); выстраивание музыкального эфира соответственно музыкально-информационному формату и аудитории радиостанции, музыкальной передачи, канала.

Программный директор на радио разрабатывает сетку вещания на основе выбранного формата, подбирает подходящее время эфира для каждого из ди-джеев, рассчитывает бюджет, планирует вместе с рекламным отделом рекламные и промоушн-кампании, отслеживает аудитории.

Музыкальный продюсер - занимается продвижением определённого проекта, обеспечивает деловые контакты.

Здесь нужны яркие личности, способные генерировать идеи и воплощать их. Такие люди должны быть готовы добровольно посвятить свои таланты достижению общих целей. Это работа в команде – она требует взаимного уважения и умения взаимодействовать друг с другом.

Нельзя утверждать, что каждый, кто работает на радио, с детства был вдохновенным радиолюбителем. Но вот любые варианты социофобии – абсолютное противопоказание для постоянной работы на радио. Зато успеху косвенно будут способствовать ваши занятия сценической речью, вокалом, пение в хоре и получение музыкального образования…

Какие есть должности

Штат радиостанции предусматривает самые разные должности:

  • выпускающий редактор;
  • радиоведущий;
  • корреспондент;
  • журналист;
  • звукорежиссер;
  • техник.

Но это не значит, что штатных сотрудников на радио много. Напротив, обычно их мало. Среди них существуют взаимозаменяемость и ротация. Другими словами, одному штатному сотруднику «дышат в спину» два добровольца, способных занять его рабочее место. Здесь жесткая профессиональная конкуренция.

Чтобы попасть в штат, нужно иметь не только квалификацию и опыт, но и специальное образование. Выпускнику школы, желающему связать свою профессию с радио, стоит учесть, что в России не так много вузов, которые готовят компетентных специалистов в этой сфере:

  • МГУ;
  • СПбГУ;
  • МГУ Культуры и Искусств;
  • СПбГУ Культуры и Искусств;
  • государственные театральные институты;
  • вузы, где преподают звукорежиссуру.

Но можно получить специальность, вообще не связанную с радио, и всё равно попасть на радио! Профильное базовое образование работника радиостанции не требуется, когда достаточно хорошо владеешь другой специальностью и обладаешь коммуникативными навыками. Если вы знаете все тонкости и глубины вашего дела и можете ярко и интересно рассказывать о нем слушателям, то радио – вполне возможная область применения ваших знаний и таланта.

Так какую же из радиопрофессий выбрать – и как это отразится на карьере? К примеру, ставить перед собой цель «стать радиоведущим» мне кажется задачей маломасштабной. Важно смотреть вперед – и готовить себя, скажем, к карьере выпускающего или главного редактора радиопрограмм. Однако многие талантливые редакторы и продюсеры начинали свой путь на радио со скромных авторских проектов и звукорежиссерского пульта.

Как попасть в эфир

Учеба на профильном факультете не даст студенту гарантии со временем стать сотрудником одной из радиостанций. Во время учебы в вузе важно найти хорошее место для профессиональной практики и получения опыта, который обычно передается от талантливого наставника-коллеги. Кроме того, многое зависит от личного стремления и стечения жизненных обстоятельств. Счастлив тот, кто оказался в нужном месте в нужное время!

Путь на радиостанцию, как правило, лежит через различные авторские проекты и добровольческую, безгонорарную активность. Многие мои друзья, да и я сам, начинали свою работу на радио именно с волонтерской работы в эфире. Полагаю, что такой подход дает возможность постепенно распознать свое призвание к профессии, а также приобрести опыт и навыки, которым не обучают в вузах. Не стоит бояться пробовать себя в роли собеседника в студийных записях и прямых эфирах радиостанции! Если вам это доверили – значит, видят в вас задатки ведущего радиопрограммы. Не беда, что вы пока «за штатом» и не получаете постоянного гонорара, будучи автором-добровольцем. Добавьте к своему стремлению – сильное терпение! Время работает на вас!

Работодателям слишком долго и затратно творчески экспериментировать с молодыми выпускниками вузов, но начинающим специалистам всё равно следует предлагать себя в качестве журналиста и потенциального радиоведущего, ведь одновременно СМИ всегда заинтересованы в появлении в своих рядах талантливых, инициативных и перспективных сотрудников.

Штатный работник должен обладать универсальными знаниями в области журналистики, компьютерных и звуковых программ, обработки текстов, выдающимися коммуникативными навыками, а порой еще и голосом!

Голос и звук

Радио – прежде всего работа со словом и звуком. И всё равно профессионалов, мастерски владеющих голосом и имеющих достаточный навык работы у студийного микрофона, даже в мегаполисах можно перечесть по пальцам. Они хорошо известны редакторам. Поэтому в эфире важно не только внимательно слушать собеседника, но и слышать собственный голос, постоянно работать над его оттенками и тембральным звучанием. Тот, кто знает силу звучания слов, фраз и значимость пауз, несомненно, преуспеет.

Но то – личная, карьерная выгода. А если говорить об общем деле, то задача состоит в том, чтобы люди как можно дольше принимали сигнал именно вашей радиостанции и постепенно переходили в группу ее постоянных слушателей. Для этого исследуется аудитория (вот и для маркетологов появилась работа) – и, соответственно, подбираются голоса ведущих и авторов.

Очевидно, что мужчины охотнее и дольше слушают в радиоэфире привлекательный женский голос, а женщины – характерный мужской. В нашем обществе, как известно, женщин больше. Соответственно, значительная часть аудитории – это, как правило, женщины, которые слушают радио в фоновом режиме. Так что мужские поставленные голоса – предпочтительней женских.

Аппаратура для записи голоса на радио

Итак, если говорить об общих способностях, то для желающего связать свою жизнь с радио необходимо обладать красивым от природы голосом. Голоса радиоведущих должны быть узнаваемы, с «изюминкой», приятного тембра. Национальные акценты и мелодики не приветствуются, поскольку требуют длительного исправления, на которое у руководства радиостанции не бывает времени и средств. Главному редактору проще пригласить в авторский состав радио выпускника Академии театрального искусства, чем переучивать молодого специалиста одной из многочисленных периферийных коммерческих школ или краткосрочных курсов радиоведущих.

Для записи небольших рекламных роликов подходят голоса ведущих эфира и штатных работников, а для литературных передач и трансляции аудиокниг предпочтительнее актеры театра и кино.

Рамки формата

Сможете ли вы на радио проявить себя лично, творчески реализоваться?

Профессиональный выбор невелик: радиостанций разговорного жанра мало, музыкальных – чуть больше. У музыкального радио – свои тонкости, у разговорной радиостанции – собственные реалии: музыка занимает здесь в среднем около десяти процентов эфира. Да еще этот формат…

Часто редакторы говорят: «Это формат!» «А это – неформат!» Как они ориентируются? Честный ответ на поставленный вопрос будет кратким. Формат определяется государственной лицензией на вещание, где ясно указано, сколько (в процентном соотношении) и каких передач должно быть в эфире конкретной радиостанции.

Впрочем, многое здесь решает главный редактор и руководство. Идея любой свежепридуманной передачи отражается в сценарной заявке, которая подается в редакцию радиопрограмм. Заявка составляется автором и разбирается на редакторском совете, а затем – либо принимается, либо отклоняется. Обычно причина отказа звучит категорично – «неформат». (Это применимо и по отношению к музыкальным произведениям, высылаемым композиторами и музыкантами в адрес радиостанции.)

«Неформат» – это не приговор, не подлежащий обжалованию. Соискателю стоит поинтересоваться у редактора: что именно входит в формат радиостанции, что могло бы заинтересовать целевую аудиторию?

Умение войти в концептуальный, временной и культурный контекст формата – самый сложный навык, который приходит только с опытом. Однако в этом может помочь предварительное продолжительное прослушивание эфира той радиостанции, для которой соискатель готовит заявку авторской передачи. Образно говоря, передача – это «продукт». Если вы предлагаете то, что отсутствует на «прилавке», вы попали в цель! По крайней мере, работодатель обратит на вас внимание!

Радио и Интернет

Любой сотрудник радиостанции должен научиться внимательно анализировать свои и чужие передачи – как успешные, так и неудачные. Традиции старого радиотеатра никто не отменял – но где их изучить? В Интернете можно послушать многие вошедшие в историю радиовещания передачи: «Радионяня», «Севаоборот», «Полевая почта Юности», «Детский радиотеатр», «Час джаза» (с легендарным Уиллисом Коновером). Настоящими мастер-классами для ведущих стали старые радиопостановки, где звучат голоса выдающихся российских мастеров слова: Игоря Дмитриева, Олега Борисова, Андрея Ивановича Краско, Олега Табакова, Михаила Козакова…

Уйдет ли и новое радио в Интернет?

Я не стал бы сильно преувеличивать значение подкастинга, который определенными заинтересованными кругами преподносится как серьезная альтернатива традиционному радиовещанию. К плюсам подкастинга обычно относят оперативность, сведение к минимуму объема звукооператорской работы и бесцензурность. Однако именно это и является слабыми сторонами подкастинга. Оперативность зачастую подменяется желанием автора быстро понравиться аудитории, преподнося ей непроверенные факты, что дезориентирует слушателя, разрушая его доверие к СМИ. Бесцензурность трансформируется во вседозволенность и профессиональное невежество. Автор ожидает, что его подкаст вызовет быстрый, ошеломительный успех, однако это представление обманчиво: активно скачиваются подкасты известных авторов, а на шедевры новичков, у которых нет редактора, способного вывести их на высокопрофессиональный уровень, часто не обращают внимания. Как следствие, плоды трудов не оправдывают ожиданий. Так что подкастинг – это вспомогательный, но не первостепенный инструмент традиционной радиостанции. А вот быстрое распространение Интернет-радио, вещание его в каждом автомобиле даст мощный импульс для появления нишевых радиостанций, направленных на отдельные сегменты целевой аудитории.

Автор статьи: Алексей Пирогов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия работник радио подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Телевидение и радиовещание – работа не из простых, но как только вы сделаете первый шаг на этом пути, перед вами откроется долгая и разнообразная карьера.

Чтобы помочь вам продвинуться вперед, мы составили список основных видов работ в области телевидения и радиовещания, а также информацию о том, как вы можете на них устроиться, как трудно это сделать и на какую зарплату вы можете рассчитывать. У нас также есть подобные статьи о кинопроизводстве и работе с фотографией для тех, кто хочет больше узнать об этих областях.

Телерадиожурналист

радиоведущий

Карьерный путь телерадиожурналиста: большинство специалистов в этой области начинают обучение в специальных учебных заведениях телерадиожурналистики, после чего приступают к начальной работе и первым стажировкам. Это очень хороший пример карьерного роста снизу вверх, если вы хотите стать полноценным репортером или журналистом.

Плюсы: вы будете прямо в гуще событий, и повседневная рутина вам не грозит.

Минусы: телерадиожурналистам можно надолго застрять на нижних ступенях карьерной лестницы, так что будьте готовы выполнять тяжелую работу, чтобы вас заметили. Ниже также упомянута зарплата – она, прямо говоря, не из потрясающих.

Зарплата телерадиожурналиста: зависит от того, работаете ли вы внештатно или на постоянной должности в телерадиокомпании, но, как правило, оклады начинаются примерно с 30 000 на должностях нижнего звена и могут достигать более 150 000 рублей в зависимости от роли и опыта. Средняя зарплата составляет около 50 000 рублей.

Инженер видеотрансляции

Трансляция за кадром

Телевизионного или радиовещания попросту не было бы без инженеров радиовещания – высококвалифицированных специалистов, ответственных за то, чтобы тяжелая работа всех остальных в команде была видна всему миру. Инженеры радиовещания отвечают практически за каждую часть оборудования и технического производства между студией и передатчиком сигнала. Иногда такие специалисты работают вместе с другими инженерами-электромеханиками (например, специализирующимися на аудио) или участвуют в малых производственных процессах, чтобы все в студии работало гладко.

Карьерный путь инженера радиовещания: почти всегда требуется высокий уровень знаний и опыта в электромеханике. Это один из тех видов работ, в которой почти нет людей, которые обучались бы своему делу прямо на месте, хотя такой опыт ценится на вес золота.

Плюсы: поскольку это узкоспециализированная сфера, зарплата обычно соответствующая. Это также работа мечты для тех, кто любит копаться в проводке и схемах для решения технических проблем.

Минусы: давление может быть огромным – если одна неожиданная неисправность останавливает всю трансляцию, ответственность лежит полностью на вас.

Зарплата видеоинженера: от 40 тыс. до 90 тыс. рублей. На сайтах по поиску работы всегда много вакансий.

Режиссер новостных программ

режиссер новостных программ

Карьерный путь режиссера новостных программ: как и многие другие виды работ в области телерадиожурналистики, режиссер новостных программ обычно начинает свой путь с младших должностей. Образование в области телерадиожурналистики может продвинуть вас по карьерной лестнице, но в этом нет особой необходимости, если вам удастся получить стажировку и вы готовы трудиться на младших должностях в течение нескольких лет.

Плюсы: управлять марионетками за их нити из-за кулис – весомая награда, но большая зарплата, безусловно, тоже не повредит.

Минусы: естественно, работа намного сложнее, чем кажется.

Зарплата режиссера новостных передач: от 40 до 100 тыс. рублей.

Оператор телесуфлера

Оператор телесуфлера

Оператор телесуфлера отвечает за оборудование, которое показывает сценарий выпуска тем, кто находится перед камерами. Это один из самых узнаваемых в сфере вещания и новостей видов работы. Сам процесс гораздо более тонкий, чем вы могли бы подумать – он включает в себя тщательную координацию с членами команды, исключительное внимание к предварительной подготовке и способность быстро принимать решения на ходу.

Карьерный путь оператора телесуфлера: это довольно специализированная и уникальная работа, на которую не всегда легко переключиться с другой должности в области вещания, поэтому рекомендуется специализированное обучение в этой области.

Плюсы: у добросовестных операторов телесуфлера всегда будет работа.

Минусы: работа не очень хорошо оплачивается, учитывая требуемый опыт.

Зарплата оператора телесуфлера: в среднем 40 000 рублей в месяц.

Диктор

диктор

Карьерный путь диктора: конкуренция в этой сфере очень большая, поэтому может быть трудно найти регулярную оплачиваемую работу. Как и в сфере развлечений, связи и хороший агент могут сильно вам помочь (также нужно научиться актерскому мастерству для оттачивания своих рыночных навыков).

Плюсы: хотя работа требует большого таланта, условия труда довольно неплохие, а почасовая оплата просто огромная.

Минусы: как было сказано выше – попасть на постоянную работу не менее сложно, чем на другие актерские роли.

Зарплата диктора: практически не существует постоянных оплачиваемых должностей, но фриланс может приносить от от 50 000 до 100 000 рублей в месяц, если повезет с проектом.

Линейный продюссер

съемочная группа

Естественно, много съемок для новостных репортажей и документальных фильмов происходит за пределами студии. В то время как у людей в помещении есть полная команда, чтобы все шло гладко, студии часто не выделяют достаточный бюджет для большого количества специалистов для съемок по всей стране. Вот тут-то и приходит на помощь полевой продюсер, который управляет небольшой командой на месте и координирует процесс съемки материала. Полевой продюсер – это основной узел связи между студией и полевой командой.

Плюсы: вы наверняка будете попадать в очень экзотические места.

Зарплата полевого продюсера: необычайно хорошая. Начинается от 50 000 и достигает 200 000 рублей, но это в значительной степени зависит от вашего местоположения (и более высокие ставки, как правило, больше применимы к работе над фильмами).

Редактор-researcher

редактор

То, что такие редакторы делают в телевизионном производстве, часто заметно отличается от функций других сотрудников. Конечно, редактор-researcher играет важную исследовательскую роль в съемках документальных фильмов и новостных передач, но проверка на достоверность фактов также является неотъемлемой частью и драматических работ. Редактор-researcher – это отнюдь не просто анализатор чисел и проверщик фактов, а важная часть производства выпусков новостей или документальных фильмов, и ему обычно поручено выяснять, с какими третьими сторонами сотрудничать в процессе съемок, организовывать интервью, выяснять законность и бюджетные ограничения производства, а также выполнять целый ряд других обязанностей по подготовке съемок.

Карьерный путь редактора-researcher: редактор-researcher может работать в определенной области, например, в спорте или истории, и поэтому иметь степень магистра или доктора наук. Тем не менее, это встречается редко – обычно редакторы имеют первоначальный опыт вещания и только потом переходят к специализации в узкой области.

Плюсы: учитывая влияние, которое редактор-researcher может оказать на готовый продукт, удовлетворение от хорошо выполненной работы выходит за рамки простой работы.

Минусы: работу часто недооценивают, а она требует долгих часов. Чрезвычайно долгих часов.

Зарплата редактора-researcher: от 40 000 до 65 000 рублей, но работа очень непостоянна.

Посыльный

посыльный

Карьерный путь посыльного: каждое шоу нуждается в таких людях, и очень немногие студии требуют предварительной квалификации.

Плюсы: хотите карьеру на телевидении? Можете начать отсюда! Но лучше стать стримером или блогером и много зарабатывать как Карина Стримерша 🙂

Минусы: тяжелая, плохо оплачиваемая и нестабильная работа.

Зарплата посыльного: критически маленькая.

«Почему они такие бодрые и веселые в семь утра?» Если ты хоть раз задавался этим вопросом, по дороге в школу слушая радио, сегодня ты узнаешь ответ! О том, что из себя представляет профессия ведущего на радио, о шансах студента на хорошую зарплату и о подвешенном языке говорим с Анастасией Самсоновой, ведущей «Радио Мария».

– Профессия ведущего на радио сейчас актуальна, если все переместились в интернет?

– Конечно! Обязанности ведущего зависят от радиостанции. Например, моя должность называется «Ведущий линейного эфира». Помимо того, что я как журналист готовлю несколько программ, я делаю еще много всего. Я сижу за микшерным пультом и разбираюсь во всех его кнопочках, огонечках, вывожу в эфир людей. Слежу за техникой, за микрофонами, настраиваю качественный звук.

В перерывах между прямым эфиром мы планируем сам эфир, составляем сетку (передач. – прим.автора) и плейлисты. Также мы запускаем видеотрансляции, подключаем музыку, сохраняем передачи в архив для Роскомнадзора, если им вдруг захочется послушать.

Но когда я работала в других редакциях, за пультом работал звукорежиссер, а радиоведущий занимался только наполнением программы. Это текст, «синхроны», «лайфы» («интерактивные» вставки в программу, когда в эфире звучит запись комментария человека, который не присутствует в студии – прим. автора), немного монтажа.

– Тогда главный вопрос: нужно ли современному подростку учиться на радиожурналиста, чтобы потом работать по специальности?

– Я сама закончила факультет журналистики СПбГУ, кафедру телерадиожурналистики. Почти все одногруппники работают на радио или связаны с ним. Но это не обязательное условие.

Здорово, если человек закончил журфак и представляет себе, что такое журналистика, для чего она нужна и если он прошел огромное количество стажировок в течение учебы. Однако и без опыта можно найти подработку на радио, даже если ты биолог, геолог или математик.

Главное – хорошо подвешенный язык и дельные мысли, умение структурировать свою речь.

– Наверняка вы давно для себя выделили положительные и отрицательные стороны в работе радиоведущего. Поделитесь?

– Во-первых, это совершенно точно не скучная работа. Иногда я даже немного завидую тем, кто сидит в офисе. Им надоедает однообразие, им на отдыхе хочется каких-то ярких впечатлений. Работа радийщика настолько насыщена событиями, что, когда ты приходишь домой после тяжелого трудового дня, хочется лечь и лежать. Эта работа затягивает, забирает много сил и энергии.

Во-вторых, это творческая профессия. Как бы ни говорили, что журналист работает по лекалам, журналист – творческая личность. У нас у каждого свой подход к текстам, мы через них раскрываем людей, раскрываем себя в эфире. Да, творчество – несомненный плюс.

Минусы вытекают из плюсов: невозможно быть радийщиком с 9:00 до 18:00. Ты постоянно думаешь над новыми темами, материалами: надо сказать главреду, что нам не хватает такого-то материала, нам нужно запустить такую-то передачу. Но с другой стороны, если человек искренне это любит и включен в процесс, у него много сил, то ему не надоест и это будет даже плюсом.

К тому же, любая работа в сфере медиа нестабильна: сегодня она есть, завтра ты на фрилансе, послезавтра уходишь в сферу, вообще с медиа не связанную. Да, у нас жесткая борьба за место под солнцем. Это мотивирует, заставляет развиваться. Но если хочется немножко расслабиться, в сфере радиожурналистики это невозможно.

– Какие качества должен иметь классный ведущий на радио?

– Во-первых, приятный голос – без этого никуда. Если на ТВ могут выкрутиться люди с не самым приятным тембром, но красивые внешне, у нас это невозможно. Голос – наш основной инструмент. Не может быть маляром человек, у которого артрит рук, нельзя сыграть красивую музыку на расстроенном фортепиано. Плюс, нужно быть человеком грамотным – это, думаю, в пояснении не нуждается.

Очень важно быть «живым» человеком, энергичным. Без энергичной подачи, без постоянного заряда активности невозможно реализоваться, даже если найти узкоспециализированное СМИ и занять там свою нишу. Человеку флегматичному будет довольно-таки трудно, работа радиоведущего требует постоянной отдачи.

К тому же, мозг должен быть очень прокачанным: нужно искать, отсеивать информацию, понимать, что понравится нашей аудитории. Даже во сне ты остаешься журналистом.

– Дайте совет нашим читателям: как студенту без опыта работы пробиться на хорошее радио да еще и с зарплатой?

– Например, прийти в редакцию, долго-долго там ходить, понравиться всем и поразить своим мастерством – тогда есть шанс стать хотя бы внештатником с минимальной оплатой. Либо неоплачиваемая стажировка.

– Допустим, наш студент устроился на радио. Что его ждет в плане карьеры?

– Радиожурналист начинает с корреспондента и делает коротенькие сюжетики. Потом получает свою рубрику, потом свою передачу, а позже и несколько передач. Дальше он становится редактором и работает уже с другими журналистами. Плюс, есть не только вертикальный, но и горизонтальный рост. Можно менять тематику радиостанции – переходить с молодежных на политические, с политических на музыкальные. Карьера в этой сфере зависит только от амбиций и возможностей конкретного человека.

Читайте также: