Кто работает на швейной фабрике профессии для детей

Опубликовано: 01.07.2024

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:Систематизировать знания детей о классификации одежды: зимняя, летняя, демисезонная. Закрепить знания детей о названии тканей и способах их изготовления. Познакомить детей с трудом работников швейной промышленности: закройщики, портные; одежду шьют в ателье, на швейных фабриках.

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ: Картинки с изображением разных видов одежды, тканей, знакомых детям – шерсть, ситец, вельвет, джинсовая ткань, байка, шелк. Презентация на тему «Как шьют одежду»

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель выставляет перед детьми предметные картинки с изображением разных видов одежды.

-Ребята, посмотрите на эти картинки и скажите, как можно назвать одним словом то, что вы видите? (Одежда). На какие три группы можно разделить все виды одежды? Кто сможет это сделать?.

Итак, одежда может быть летней, зимней и демисезонной. Из чего шьют одежду? (Из ткани). У вас на столах лежат различные лоскутки ткани. Скажите, у кого есть ткань, из которой можно сшить зимнюю или демисезонную одежду? Как она называется? (Джинсовая, плащевка, вельвет, шерсть, драп). У кого есть летняя ткань? Как называется она? (Шелк, ситец, трикотаж). А где же мы берем с вами одежду? (Покупаем в магазинах). А как попала одежда в магазин, кто ее сшил? (Люди). Кто знает, как называют тех людей, которые шьют нам одежду? (Швеи, портнихи).

- Вот принесли портнихе ткань и просят ее сшить платье. Что она сначала делает? (Предположения детей).

Воспитатель показывает детям новую игру «Кукла Наташа».

-Посмотрите, в этой игре для куклы приготовлена различная одежда. Можем мы сразу надеть на куклу? (Нет). А что мы должны с вами сделать? (Вырезать все платья и костюмы).

Вот и портниха сначала должна вырезать все детали одежды, или, говоря правильно, раскроить ткань. Если портниха шьет дома, она сама и выкраивает, и шьет.

- Вы мне сказали, что одежду можно купить в магазине. А если в магазине я не могу найти то, что мне нужно? Где я могу сшить одежду? (В ателье). Правильно, в ателье заказ у вас принимает человек, который кроит одежду – закройщик. Повторите название этой профессии.

Закройщик посоветует вам, какая модель платья вам больше подойдет. Но что нам обязательно нужно сделать прежде, чем мы начнем кроить? Ведь все люди разные - одни высокие, другие маленького роста; одни – полные, другие – худые. Что должен сделать закройщик, чтобы одежда была не велика и не мала? Закройщик сначала обмеряет или снимает мерки. Он берет вот такой сантиметр и начинает обмерять заказчика. Попробуйте это сделать сами. Катя будет у нас закройщиком, а Сережа – заказчиком, ему надо сделать брюки. Как вы думаете, какие мерки надо снять, чтобы сшить Сереже брюки? Нам нужно измерять длину рукава? А окружность шеи? Что же нам нужно знать? Правильно, нужно измерить длину брюк (Показывает как правильно это сделать, а чтобы брюки не сползали, необходимо измерить окружность талии и окружность бедер. Закройщик снимает много мерок и все записывает, чтобы потом с их помощью делает выкройку. По этой выкройке портные и шьют одежду. Посмотрите, я принесла вам выкройки, сделанные на бумаге. Выкроенные на бумаге детали одежды раскладывают на ткани и вырезают. Эти детали портные сшивают, обрабатывают швы, чтобы было аккуратно. Работу можно сделать хорошо и плохо. Если закройщик сделает плохую выкройку, одежда будет плохо сидеть; если портной сделает свою работу, одежда будет плохо смотреться, поэтому все работники должны делать свою работу хорошо и тогда мы с вами будем носить только красивую одежду.

- Как вы думаете, есть ли какие-нибудь машины, которые помогают шить одежду?. Да, портнихи шьют на прекрасных швейных машинках. Сначала одежду шили руками только с помощью иглы и нитки. Но человек придумал швейную машинку (Показ игрушечной детской машинки или иллюстраций ручной швейной машинки и электрической, рассказ об их работе). На какой удобнее шить, как вы думаете? На больших швейных фабриках есть машины, которые помогают кроить, пришивать пуговицы, обрабатывать швы, чтобы вещи были красивыми.

Давайте посмотрим с вами презентацию о том, как работают взрослые на швейной фабрике.

- Сегодня мы с вами узнали о том, как шьют одежду и вы убедились, что шить ее не так-то просто. Чтобы сшить одежду, сначала нужно сделать ткань. Из чего делают ткань? … Чтобы состричь шерсть с овец, чтобы собрать хлопок и лен в поле, чтобы потом из всего этого сделать ткань, а потом сшить одежду, нужно затратить много труда. Когда вы станете взрослыми, может быть кто-то из вас станет известным модельером, который придумает различные фасоны одежды, закройщиком или портным, и к вам будут приходить шить одежду.

Конспект занятия «Ознакомление с комнатными растениями» (вторая младшая группа)
Конспект занятия «Ознакомление с комнатными растениями» (вторая младшая группа) «Ознакомление с комнатными растениями» вторая младшая группаАвтор-разработчик: воспитатель Гулюватая Наталья Александровна Направление:.

Конспект занятия «Ознакомление с прялкой и веретеном» Проведения НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе " Березка" МДОУ ВМР " Детский сад №15 " Лужок" Воспитатель Мокрова Елена Николаевна.

Конспект занятия «Ознакомление с русским народным орнаментальным искусством» Интегрированное занятие (познание + изодеятельность) средняя группа Тема: «Ознакомление с русским народным орнаментальным искусством» Цель:.

Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению детей с творческими профессиями Цель: Закрепление знаний детей о профессиях писателя, художника-иллюстратора и библиотекаря. Задачи: Образовательные: 1. Закреплять и уточнить.

Конспект НОД «Знакомим дошкольников с профессиями родного посёлка» Конспект НОД "Знакомим дошкольников с профессиями родного посёлка" Тема:Знакомство с трудом библиотекаря. Подготовительная группа Цель:Знакомить.

Конспект ООД Познавательное развитие. Беседа о труде работников швейной промышленности. Ознакомление со свойствами тканей. Программные задачи: Уточнить знание о труде тех, кто шьёт одежду, помочь уяснить значимость этой профессии. Активизировать знания о разных.

Конспект занятия в младшей группе «Ознакомление с попугаем» Конспект занятия в младшей группе по теме: "Ознакомление с попугаем"Цель:Обучающие: Продолжать знакомить детей с окружающим миром. Обогащать.

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями жителей города Мурманска в процессе проектной деятельности В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в быту и в игре стремятся им подражать. Но представления о профессиях у.

Конспект занятия по ознакомление с окружающим миром «Птицы. Сова» НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром. «Птицы. Сова». Цель: знакомить детей с разнообразием мира птиц, с особенностями.

Творческий отчет «Ознакомление дошкольников с профессиями» для детей 4–5 лет
Творческий отчет «Ознакомление дошкольников с профессиями» для детей 4–5 лет Актуальность Дошкольное детство – важный этап вхождения ребенка в человеческое общество. В этом возрасте у ребенка происходит адаптация.

Серёдкина Елена Викторовна , Воспитатель
г. Сланцы, Ленинградская обл.

Тип проекта: познавательно-речевой

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители

Интеграция областей:речевое,социально-коммуникативное,художественно-эстетическое,познавательное развитие, физическое

Умение одевать людей – древнее ремесло. Во все времена были уважаемыми профессии швеи и портнихи.

Профессия швеи сейчас очень востребована, для них найдется работа на фабриках ,в ателье и при индивидуальном пошиве. Работники этой специальности могут шить не только одежду, но также кожаные изделия, украшения, автомобильные чехлы и многие другие вещи. Платья, пальто, брюки, сумки, шубы и дубленки – это все труд швей.

Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Цель: расширение знаний детей о профессии швея, портниха через все виды детской деятельности

1.Формировать у детей элементарные представления о профессии швея

2.Развивать познавательный интерес, творческие способности, речь, мышление, мелкую моторику.

3.Формировать навыки исследовательской деятельности.

4.Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

- Сформированная база знаний у детей о профессии швея.

-Развитие умения рассуждать, наблюдать.

-Развитие речи у детей, активного словаря.

-Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный (организациоонный) этап:

•Определение темы проекта;

•Формулировка цели и определение задач;

•Обсуждение целей и задач с педагогами, детьми, родителями.

•Подбор материалов по теме проекта

Подбор наглядных материалов: фото и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о профессии швея, игрушек;

Кастинг на роль героев сказки: заяц, мышки, кошка, собака, ёж, белки, лиса;

Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительное чтение рассказов, стихов, загадок, по теме проекта ,заучивание слов сказки»Заяц портной»;

Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-самоделок по теме проекта;

Материалы для изготовления творческих работ по теме проекта(картинки, трафареты, краски, пластилин и т. п.

Составление плана основного этапа проекта

Планируемая деятельность по образовательным областям:

- Беседы, рассказы воспитателя: «Профессия швеи, портнихи», «Профессии наших родителей», «Кем ты хочешь быть?»;

- НОД «Знакомство с профессией швея»;

- Просмотр видеофильма «В мире профессий»,»Профессия швея»;

- Экскурсия в кастелянную детского сада, в мастерские индустриального техникума;

- Рассматривание иллюстраций , предметов и инструментов, предметных картинок по теме «Одежда»,журналов мод, различных тканей, гербариев «Растения»;

-Дидактические игры:»Профессии»,»Кому что нужно для работы»,»Кем быть»,лото»Все профессии важны», »Что лишнее», »Что сначала, что потом».

- Дидактические игры: »Подскажи словечко»,»Чего не хватает»,»Назови профессию»,»Что делают этим предметом»,»Профессии от А до Я»,»Угадай по описанию»,»Узнай и назови одежду»,»Собери чемодан»

- Разучивание стихов, загадок, скороговорок, пословиц, песен

- Чтение художественной литературы:Маяковский «Кем быть?», М.Ю.Картушинасказка «Заяц портной», М. Познанская «Пойдем на работу», Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы», Д. Родари «Чем пахнут ремесла»,«Какого цвета ремесла»,Ф.Макдональд»Одежда и украшение»,»Перчатки»

-Сюжетно-ролевые игры: «Ателье»,»Показ мод»

- Настольные игры: лото «Все профессии важны», «Профессии», «Кому нужны инструменты», «Кем быть».

»Сказочное платье для Золушки»,

«Перчатки »,»Пелеринка для кошки»

«Примерим одежду на манекене»

«Швея за работой»

- Пальчиковая игра»Эти пальчики гуляют»;

-Физкультминутка:»Мастера пустили в дело»;

-Гимнастика для глаз;

-Релаксация – игра «Удивительное»

Ритмические упражнения «Лиса-хитрая плутовка»,»Заяц»,»Собака»,»Белка»,Еж»,»Кошка»;вокальноеисполнение,беседа о театре

Работа с родителями

Поместить в уголок для родителей тему и задачи проекта.

Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе(изготовление костюмов и атрибутов к показу сказки «Заяц портной»);

Подготовка детей к показу сказки (разучивание стихов, песен)

3.Заключительный этап(результаты проектной деятельности)

Продукт проектной деятельности:

-Изготовление «Журнала мод»

-Показ сказки «Заяц портной»

По завершению проекта у детей расширились знания по теме» Швея»,благодаря разнообразным видам деятельности были решены задачи по обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, развитию диалогической речи. У детей появился интерес к процессу обучения. Дети увидели результаты своей работы.

О.В.Дыбина »Ознакомление с предметным и социальным окружением(для детей 5-6 лет). Издательство. Мозаика-Синтез 2015;

Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса »Проектная деятельность дошкольников 5-7 лет». Издательство. Мозаика-Синтез 2015;

О.С.Ушакова» Развитие речи детей 5-6 лет».М.Просвещение 2009;

Волчкова В. Н., Степанова Н. В.» Конспекты занятий в старшей группе детского сада».2006

Т.С. Комарова « Изобразительная деятельность в детском саду (для детей 5-6 лет)».

И.А.Лыкова»Изобразительная деятельность в д/саду»г.Москва 2007

по познавательно-речевому развитию детей старшей группы.

Тема: «Знакомство с профессией швея»

1.Закрепить знания о процессе изготовления одежды.

2. Продолжать обучать детей отвечать на вопросы распространенно, полным предложением.

3. Расширить и активизировать словарь детей по теме «Профессия швея».

4.Формировать навыки элементарной исследовательской деятельности, сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности.

5.Создавать условия для положительного эмоционального отклика у детей.

Предварительная работа: чтение художественной литературы ,рассматривание иллюстраций, просмотр презентации, экскурсия в кастелянную-«Как ткани ткут и нити прядут». Н.А.Константиновский, Н.А.Смирнова издательство «Малыш» М.;1981г.

д/с, разучивание пальчиковой гимнастики»Наперсток».

Материалы и оборудование: атрибуты сюжетно-ролевой игры «Ателье»:детская швейная машинка, нитки, метр, ножницы, напёрсток, ткани разных видов: карточки из серии «Что с начало-что потом» по теме; « Этапы изготовления одежды». «Этапы получения ткани».

Ребята ,мне кажется, что в наша группа сегодня какая то необычная. Вы внимательные и заметили что появились новые предметы и принадлежности. Кому они нужны для работы?(ответы детей)

Восп. - Сегодня мы с вами будем говорить о профессии швея(портниха). Скажите, где работает швея?

Д. – Швея работает в ателье, доме мод, на швейной фабрике.

Восп. – Правильно. Наша группа превратилась в ателье. Расскажите, что делают швеи?

Д. – Они шьют одежду.

Восп. – Швее для работы нужны некоторые предметы и инструменты.(предметы стоят на столе). Посмотрите и выберите.(дети выбирают)

1реб.-Я выбрал швейную машинку, она нужна для того чтобы шить одежду.

2реб.-Я выбрал нитки , они нужны для того чтобы соединять детали одежды между собой.

3реб.-Я выбрал ножницы , они нужны для того чтобы кроить ткань и отрезать нитки.

4реб.-Я выбрал портновский метр, он нужен для того чтобы снимать метр.

5реб.-Я выбрал напёрсток, он нужен для того чтобы не уколоть иголкой палец.

6реб.-Я выбрал мел, он нужен для того чтобы рисовать на ткани детали одежды.

В ателье есть примерочная, где вы сможете посмотреть журналы мод, примерить готовые изделия.

Дети расходятся по центрам.

д/и» Как сшить платье» (дети выставлять картинки по порядку и составляют рассказ по ним)

Восп.- Ребята в нашем ателье есть разные виды тканей. Если мы закажем

платье из ситца. Оно будет какое?(ситцевое)

Из шерсти сошьём юбку ,она будет какая ?(шерстяная).

Платье из атласа ,какое?(атласное)

А как появились ткани?

д/и»Что сначала, что потом» (дети выкладывают схемы: Лён-нитки-ткань-платье.Овца-шерсть- пряжа-кофта.)

Рассматривание журналов мод, названия одежды, обсуждение.

Д/и «Собери чемодан»

Звучит песня «Буратино» Появляется Буратино с сумкой, здоровается с детьми.

Буратино: хвастается: у меня самая красивая рубашка ,ни у кого такой нет. Мне её папа Карло вырезал из бумаги и склеил. Вам нравится?(высказывания, мнения детей)

Восп.- А в сумочке у тебя что?

Буратино-Это мне Мальвина положила ,но мне это не надо.

Восп.- А почему? Может ты нам покажешь, что там лежит?(Буратино показывает, а дети называют-трусы, майка, шорты, рубашка)А одним словом, что это?(одежда)

Восп.- Почему ты, Буратино ,не надел эту одежду?

Буратино- Она мне не нравится, моя лучше.

Восп.- Мы сейчас посмотрим и докажем, чья одежда лучше.(элементарная деятельность). Дети мнут бумагу и ткань, пытаются порвать, опускают в воду, выжимают.

Делаем вывод:- Бумага рвётся, а ткань нет. Бумага в воде размокла, а ткань намокла.

Восп.- Давайте теперь посушим ткань.(дети развешивают одежду на веревку, закрепляют прищепками (моторика рук) и подуем - дыхательное упражнение-дети дуют на мокрую ткань)

Буратино-Я убедился, что одежда из ткани лучше.

Восп.- Конечно, одежда из ткани очень практична. А сейчас поиграем: пальчиковая гимнастика»Наперсток»

«Вышивает, шьёт иголка.

Пальцу больно, пальцу колко.

А напёрсток в тот же миг.

К девочке на пальчик прыг!

Говорит иголке: шей!

А колоться ты не смей!»

Восп.- А сейчас мы попробуем с вами отгадать загадки. А отгадки у меня в коробочке.

1. На серебряной шляпе сто ям?(напёрсток)

2. Маленький, кругленький , а за хвост не поднять .Что это?(клубок)

3. Маленького роста я, тонкая и острая, носом путь себе ищу, за собою хвост тащу.(иголка)

4-Два конца, два кольца, а посередине гвоздик.(Ножницы)

Отгадки-предметы выкладываются на стол, проводится игра «Чего не стало»(дети закрывают глаза, а воспитатель меняет предметы местами или убирают. Когда открывают дети глаза смотрят и называют, чего не стало)

Восп.- Молодцы ребята! У вас очень хорошая память, а самое главное вы правильно объяснили мне, чего не стало.

Давайте вспомним о чём мы сегодня говорили?(ответы детей)

Восп.- Профессия швея очень важная. Благодаря этой профессии у нас у всех есть красивая и удобная одежда. Я думаю и Буратино тоже будет носить одежду только из ткани.

Сюжетно - ролевая игра «Ателье».

Окончание игры: Раздается звуковой сигнал:»Уважаемые посетители и работники ателье через несколько минут ателье закрывается.

Театрализованное представление в стихах по мотивам стихотворения С.Михалкова и сказки М.Ю. Карпушиной «Заяц портной»

Цель: развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.

- совершенствование артистических и певческих навыков детей;

- работа над речью, интонациями;

- коллективные действия, взаимодействия;

- пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, сочувствовать и сопереживать происходящему.

Рассказчик: На полянке, под сосной,

Жил- был заинька косой,

Но не просто белый заяц,

А известный всем портной (Выходит Заяц, исполняет песню)

Заяц: Да! Я Заяц не простой,

Самый лучший я портной!

Что, друзья, мне сшить для вас?

Я приму любой заказ?

Рассказчик: О том, что есть в лесу портной,

Узнал лохматый пес,

И он примчался к мастерской

И свой заказ принес!(Выходит собака Дружок, исполняет "песню Дружка")

Дружок: Днем и ночью дом большой я стерегу,

Службу верно и усердно я несу! Гав!

Заяц: Ну зачем же так кричать?

Что желаешь заказать?

Дружок: Ты мне, Заинька, скорей,

Шапку новую пошей.

Ночью холодно. Боюсь,

Очень скоро простужусь!

Заяц: Завтра встретимся мы снова,

Будет шапочка готова!

Дружок: Буду очень, очень рад!

Позову к тебе зверят,

Кого встречу на дороге,

Чтоб заказов было много!(Дружок убегает, на полянку под музыку выходят мышки, исполняют песню.)

Рассказчик: Мышки- модницы спешат,

Платья пестрые шуршат.

Мышки: Здравствуй, заинька- косой,

Мы слыхали - ты портной.

Сшей перчатки нам скорей,

Ждем мы к ужину гостей.(выходит кошка)

Кошка: Не меня ли в гости ждете?

Гость такой как я в почете!

Мыши: Кошка, кошка, ой беда!

Разбегайтесь, кто куда!( под музыку кошка догоняет мышей, которые убегают)

Кошка: Заяц, мой тебе привет!

Узнаешь меня иль нет?

Заяц: Не угодно ли присесть?

Кошка: Небольшое дело есть!

Для моей пушистой спинки

Сшей мне, зайка, пелеринку!

Заяц: За обновой будьте в среду,

Буду ждать я вас к обеду.

Кошка: Что ж, надеюсь я на Вас,

Заяц: В добрый час!( Заяц берет у кошки материал. Кошка уходит, заяц начинает и шить под музыку)

Заяц: Пелеринку дошиваю,

Мех покрепче прикрепляю.

Самую осталось малость.

Ой, иголочка сломалась!

Не сходить ли мне к ежу,

Может даст коль попрошу!( подходит к домику ежа)

Заяц: Здравствуй, ежик!

Ежик: Здравствуй, зайка!

Посмотри сюда на милость-

Мои валенки прохудились!

Зайка, зайка, эй, скорей

Мои валенки подшей!(Под "Песню ежа" заяц шьет валенки)

Заяц: Вот, готово!

Ежик: Ну и ну! (смотрит на валенки) Как тебя отблагодарю?

Заяц: Ежик, я сегодня сразу много получил заказов,

А иголок не осталось и последняя сломалась!

Ежик: Я за эти валенки дам иголок маленьких

(дает коробочку с иголками)

Заяц: Побегу скорей домой! (убегает в домик)

Рассказчик: Хорошо в лесу зимой

Рыжим белкам под сосной

Они танцуют и поют

Очень весело живут(Исполняется "Песня белочек")

Заяц: Эй вы, белки- озорницы,

Хватит прыгать вам без толку

По осинам и по елкам

Белки: Здравствуй, зайка,

Шубки белкам залатай-ка.

В шубках снежною порой

Будет нам тепло зимой!

Заяц: Ваши теплые обновы

Завтра будут все готовы!

Рассказчик: Спрятались белки, а Заинька побежал к себе домой.

Рассказчик: Ночь в лесу… Не спит только хитрая лиса.( Выходит Лиса)

Лиса: О шляпках и нарядах

Но кто же будет шить их?

Конечно заяц, да, да, да!

К нему скорее побегу,

Его я быстро украду!( Бежит под музыку, останавливается у дома Зайца. Стучится. Заяц открывает дверь.)

Цель: Познакомить детей с особенностями профессии швеи и портного .

Познакомить детей с трудом швеи, предметами-помощниками в труде.

Познакомить детей с процессом пошива одежды.

Давать представление об инструментах и о разных видах тканей, используемых в данной профессии. Закрепить название профессий.

Развивать наблюдательность, речь

Развивать интерес к профессии.

Способствовать развитию двигательных навыков.

Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова: выкройка, портной, напёрсток, сантиметровая лента, нитки, ткань ситцевая, шерстяная, шелковая.

Демонстрационный материал: иллюстрации «Профессия» , коллекция «Виды тканей» , ноутбук, видеоролик «Профессия-швея» , предметы для игры «Что нужно для работы в ателье» .

Предварительная работа: Создание коллекции «Виды тканей» , дидактическая игра «Подбери ткань» , создание альбома «Швейная фурнитура», рассматривание журналов мод.

Сюрпризный момент: нахождение конверта.

Показ видеоролика о профессии – швея.

Игра «Собери выкройку» .

Д/и « Какой, какая, какое ».

Д/и « Подбери ткань ».

Д/упражнение « Подбери пуговицы ».

Игра «Что нужно для работы швеи и портного» .(убери лишнее)

Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Сегодня утром в потовом ящике интерната был конверт с надписью «Ребятам отделения» . Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Да вот положила конверт, а куда не помню. Помогите мне его найти!

Воспитатель: Это письмо-ответ на моё письмо в ателье, где я просила работников рассказать о работе. Хотите узнать, что там? Давайте посмотрим! Оказывается, нам прислали загадки, и нужно их отгадать. Предлагаю присесть.

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет и стрижет. (Ножницы)

Всех на свете обшивает,

Что сошьет — не надевает. (Игла)

На пальце одном,

Ведерко — вверх дном. (Наперсток)

На поляне шерстяной пляшет тонконожка,

Из-под туфельки стальной

выползает стежка. (Швейная машинка)

Я фигуру обмеряю, весь в полосках, цифры знаю.
А длинною - ровно в метр. Называюсь…( сантиметр ).

Ямочками весь покрыт. И бронею знаменит.
Палец средний охраняю. Шить иголке помогаю ( наперсток ).

Кто на глаз кроить не смел –

вам поможет этот мел (портновский мел).

Есть в клубочке, есть в катушке,
Даже есть в игольном ушке (нитки)

Пройдусь слегка горячим я

И гладкой станет простыня.

И навести на брюках стрелки. (Утюг)

Воспитатель: Молодцы ребята, всё правильно вы отгадали.

- Человек, какой профессии использует эти инструменты?

- Что делает швея? (Шьет) Что она шьет?

-А у нас есть эти инструменты? Покажите где что лежит?

( на столе предметы и инструменты) Дети находят нужные предметы среди них, воспитатель объясняет, как ими пользоваться.

А теперь обратите, пожалуйста, внимание на экран, сейчас мы посмотрим фильм о работе швеи или портного. (Дети смотрят видеоролик) .

Вопросы: Про какие профессии фильм? Кто работает в ателье, в швейных мастерских, на швейных фабриках? Что делает швея? Что делает портной?

Воспитатель: Швея, портной должны уметь шить на швейной машинке, разбираться в устройстве швейной машинки, потому что в случае поломки машинку необходимо будет отремонтировать. Швея и портной должны правильно подобрать ткань, уметь аккуратно работать с ней, необходимо быть усидчивым, долго сидеть и шить, чтобы довести дело до конца. Видите, какая это ответственная и трудная работа.

А теперь, ребята, физкультминутка!

Мы весёлые портные ( руки на пояс)

Измеряем мы длину (наклон вперед, пальцы рук касаются пола)

Высоту (руки вверх, встали на носочки)

И ширину (руки в стороны)

Шьём, утюжим, вышиваем (показываем действия руками)

Никогда не унываем (пружинка)

Будут все красивые, (покружились)

Умные, счастливые (наклон, руки в стороны) .

А теперь вы хотите попробовать себя роли портного, хотели сами создать какую-либо одежду?

Ответы детей : (да)

Чтобы сшить одежду, сначала необходимо выбрать фасон – внешний вид и форму вещи. Где мы можем это посмотреть?

Ответы детей : (в журналах мод)

Воспитатель : Да, мы уже раньше рассматривали такие журналы. Они есть (на столе разложены несколько журналов). Дети называют виды одежды.

После выбора фасона надо сделать выкройку на бумаге. Я предлагаю вам тоже выбрать фасон и собрать выкройку из разрезанных частей одежды.

Проводится д/и «Собери выкройку»

Воспитатель : Молодцы, справились. Теперь что нужно подобрать для нашей выкройки?

Ответы детей : (ткань)

Воспитатель : Проходите к нашей стойке с образцами тканей (дети подходят, рассматривают, пробуют на ощупь) . Мы с вами уже рассматривали на занятиях разные образцы тканей. Кто помнит, какие бывают ткани? (Дети называют) . Воспитатель обращается к каждому ребенку, он берет образец в руки и рассказывает об этой ткани (какая на ощупь, если знает, то как называется, что можно из неё сшить) .

Воспитатель : А теперь я покажу вам как по выкройке раскроить из ткани детали одежды (показ как по выкройке обвести мелом и вырезать детали).

После раскроя детали сшиваются ручной иглой, а потом на швейной машинке.( показ использования иглы и нитки). Но как сшивать и шить изделие мы будем учиться на следующем занятии. А пока мы раскроили ситцевое платье из ситца.

Я вам предлагаю поиграть в игру.

Проводится д/и с мячом «Какой, какая, какое?»

(Дети становятся полукругом, воспитатель бросает мяч ребёнку и называет одежду из какой-то ткани. Дети должны сказать, как она будет называться. Например, платье из ситца – ситцевое, пиджак из бархата – бархатный и т. д.).

Д/и « Подбери ткань » (дети к готовым формам одежды поставляют карточки с разными тканями)

Воспитатель : Посмотрите на свою одежду, на ней пришиты и пуговицы, и различные ленточки, бантики, иногда прикалывают брошки, различные блёстки и другие украшения. Так вот эти дополнения к одежде называются швейная фурнитура. Как вы думаете, что ещё относится к швейной фурнитуре? Дети рассматривают образцы в альбоме и называют их)

Ответы детей: крюки, молнии, резинки , ленточки т.д.

Воспитатель : Мы с вами научились делать выкройки, подбирать ткань. А сейчас я предлагаю вам научиться подбирать пуговицы.

Для этого нужно размять наши пальчики.

Взяли в руки лоскуточек (сжимаем и разжимаем кулачки)

Сшили бабушке платочек (раскрыть ладони вперед)

Строчечка за строчечкой (соединяем поочередно пальцы обеих рук)

Шьем мы платье дочечке (раскрыть ладони вперед)

Петелька за петелькой (перекрещиваем колечки из пальцев обеих рук)

Будут брюки Петеньке (раскрыть ладони вперед

Д\и «Подбери пуговицы» (дети подбирают по цвету пуговицы к тканям разного цвета, по размеру петли).

Ребята, а как вы думаете нужная ли профессия швеи и портного? Почему вы так считаете? Молодцы!

Вам понравилась экскурсия, ребята? А теперь мы вспомним, что же нужно для работы в швейной мастерской?

Игра «Что нужно для работы швеи и портного» .

Посмотрите, здесь на столе разные инструменты, как вы думаете, есть ли среди них лишние? На столе разложены разные инструменты: ножницы, нитки, наперсток, ткань, линейка, сантиметровая лента, шприц, мел, карандаш, книга, игрушка машинка, половник). Выберите только те, которые необходимы портному и швее, и объясните, что ими делают, уберите лишние.

Современный мир мы уже никогда не сможем представить без разнообразия фасонов и видов одежды. Появляются новые материалы, декор, новые виды обработки и сборки изделий.

Мода все время находится в движении и не стоит на месте. Ее влияние чувствуется повсюду – в обиходе, в архитектуре и конечно, в одежде. Человеку свойственно стремление к обновлению, к переменам. Самый простой способ изменить ощущение мира – поменять гардероб.

Проходя мимо пестрых витрин торговых центров и рассматривая представленные на манекенах и вешалках вещи, мало кому известно, сколько людей вложили свою душу и силы для создания конкретного изделия.


Вам кажется, что перед вами простой джемпер, лазурно-голубого цвета, и конечно, нет в нем ничего особенного. Однако, над созданием именно этого цвета работали именитые дизайнеры, модельеры доводили лекала до совершенства, а технологи подбирали сочетания материалов и фактур. Любая одежда, в первую очередь, создана усилиями команды специалистов швейного производства.

Познакомимся с представителями швейных профессий поближе.

Профессия швея предполагает работу на предприятиях по выпуску швейных изделий. На производствах работа швеи уже давно не ограничивается только шитьем на машинке. Операторами швейных автоматов и полуавтоматов также являются швеи. Данный специалист имеет свой разряд и специализацию. Подразделяют швей женского и мужского ассортиментов одежды, швей по пошиву спортивной одежды, одежды из кожи и меха, трикотажа и т.д.

Вышивальщиц так же относят к швеям. Они занимаются расчетом рисунка на ткани, подбором ниток, бисера, стекляруса и других сопутствующих материалов. В основном, вышивальщицы являются операторами специальных автоматизированных машин, но ручной труд ценится гораздо больше.

Отделяют так же и швей – универсалов. На простом швейном потоке их встретить редкость, специалисты этого уровня работают в швейных лабораториях и экспериментальных цехах, непосредственно под прямым руководством модельеров и дизайнеров.

Портной

Специалист наиболее высокой квалификации. Портной выполняет все виды работ по изготовлению одежды и обуви, от эскиза до готового изделия. Специалисты этой швейной профессии отдельно специализируются на женском и мужском ассортименте, а так же на индивидуальном пошиве. Кроме создания одежды, портной может гармонично и технически правильно отремонтировать или скорректировать вещь.

Закройщик

Изделия перед пошивом необходимо грамотно раскроить, это задача закройщика. Раскрой производят по лекалам вручную ножницами и ножами, на прессах при помощи
специальных резаков (наиболее распространено в производстве обуви), а так же на автоматизированных раскройных комплекса.

Технолог

Технолог швейного производства возглавляет закрепленный за ним цех, контролирует процесс работы и отвечает за финальное качество выпускаемой продукции на его участке. Так же в обязанности технолога входит отслеживание соблюдения сотрудниками режима рабочего дня и контроль над состоянием оборудования. Этот специалист в совершенстве владеет навыками раскроя, сборки и финальной обработки выпускаемой продукции. Так же технолог ведет описание технологических процессов труда, составляет карты обработки, ведет документацию по цеху и занимается запуском новых моделей и видов обработки в производство, пробует и тестирует новые материалы.

Дизайнер

Дизайнер одежды, приоритетно творческая профессия среди швейных направлений. Дизайнер воплощает полет фантазии и генерирует интересные идеи.
Профессия крайне популярна, привлекательна и востребована. Но модным показам и вспышкам фотокамер предшествует монотонный труд.

Обязательными навыками дизайнера является работа в узкопрофильных графических программах и развитый художественный вкус.

В обязанности дизайнера входит:

  • Разработка концепции коллекции и отдельных изделий.
  • Мониторинг рынка. Определение конкурентоспособности.
  • Создание эскизов и конструкции новых изделий.
  • Подготовка сопутствующей документации.
  • Изготовление лекал.
  • Подбор материалов и фурнитуры (поиск и внедрение новых вариантов).
  • Проработка и финальное утверждение образцов.
  • Проведение примерок.
  • Подготовка и проведение презентаций, фотосъемок, выставок и показов коллекций. В ходе своей работы, дизайнер консультируется с технологами швейного производства и модельерами.

Модельер

Модельер – конструктор занимается разработкой чертежей и изменением модельных линий изделия согласно эскизам дизайнера или заказчика. Модельер подбирает методы пошива, раскроя, дизайна изделий или разрабатывает новые, упрощая процесс и модернизируя этапы изготовления.

В обязанности модельера входит:

  • Разработка выкроек изделий.
  • Моделирование форм одежды.
  • Поиск конструктивных решений для новых изделий.
  • Проработка и изготовление опытных образцов.
  • Подготовка документации по моделям и для запуска в производство.

Специалисты швейного дела являются крайне востребованными на современном рынке труда. Швейное производство, не зависимо от его размеров и масштабов выпуска продукции, это слаженный коллектив, где важна каждая трудовая единица, от швеи до модельера.

Оборудование: атрибуты сюжетно-ролевой игры "Ателье" (швейная машинка, нитки, метр, мел, ножницы, напёрсток, ткани разных видов, картинки с изображением предметов и инструментов, которые нужны для работы швеи, схема рассказа о профессии швеи, картинки-схемы "Откуда появилась ткань", игрушка Буратино, магнитофонная запись песни Буратино из кинофильма, рюкзак с одеждой, ванночки с водой, ткань, бумага, салфетки, набор магнитных картинок с изображением предметов одежды.

  • Экскурсия в ателье по пошиву одежды.
  • Разучивание пальчиковой гимнастики "Напёрсток".
  • Проведение сюжетно-ролевой игры "Ателье".

Ход занятия

Дети стоят около воспитателя.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о профессии швеи или портнихи. Скажите, где работает швея?

Дети: Швея работает в ателье, доме мод или на швейной фабрике.

Воспитатель: Правильно. Мы с вами ходили на экскурсию в ателье и видели, как там работают швеи. Расскажите, что делают швеи?

Дети: Они шьют одежду.

Воспитатель: Швее для работы нужны некоторые предметы и инструменты. Подойдите к коврографу и выберите те предметы и инструменты, которые нужны для работы швее (дети выбирают нужные предметы и инструменты).

1 ребёнок: Я выбрал швейную машинку, она нужна швее, для того чтобы шить одежду.

2 ребёнок: Я выбрал нитки, они нужны швее, для того чтобы соединять детали одежды между собой.

3 ребёнок: Я выбрал ножницы, они нужны швее, для того чтобы кроить ткань, отрезать нитки.

4 ребёнок: Я выбрал портновский метр. Он нужен швее, для того чтобы снимать мерки.

5 ребёнок: Я выбрал напёрсток. Он нужен швее, для того чтобы не уколоть иголкой палец.

6 ребёнок: Я выбрал мел. Он нужен швее, для того чтобы рисовать на ткани детали одежды.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы все пройдём на места (дети садятся на места). Занятие у нас сегодня будет проходить в ателье. У меня в коробочке лежат предметы, которые нужны швее. Давайте рассмотрим их и перечислим (дети перечисляют предметы). А, теперь, используя схему, мы составим рассказ о швее (где работает швея, что она делает, что ей нужно для работы).

Ребёнок: Составляет рассказ. Это швея. Она работает в ателье, доме мод или на швейной фабрике. Швея шьёт одежду. Для работы ей нужны швейная машинка, нитки, портновский метр, мел, ножницы, напёрсток.

Воспитатель: В нашем ателье есть разные виды тканей. Если мы закажем платье из ситца, оно будет какое? (Ситцевое). Из шерсти сошьём юбку, она будет какая? (Шерстяная). Платье из атласа, какое? (Атласное). А откуда у нас берётся ткань?

Воспитатель: Проводит дидактическую игру "Что сначала, что потом" по схемам:

Воспитатель: Дети! А сегодня к нам в гости придёт необычный гость, который носит одежду из бумаги.

Звучит песня Буратино из кинофильма, появляется кукла Буратино с рюкзачком и здоровается с детьми.

Буратино: Хвастается: "У меня самая красивая курточка, ни у кого такой нет. Мне её папа Карло вырезал из бумаги и склеил. Вам нравится?".

Воспитатель: А в рюкзачке у тебя что?

Буратино: Это мне Мальвина положила, мне это не надо.

Воспитатель: А, давайте посмотрим, что там лежит. Достаёт, а дети называют (трусы, майку, шорты, рубашку). А одним словом, что это? (Одежда).

Воспитатель: Почему ты, Буратино, не надел эту одежду?

Буратино: Она мне не нравится, моя лучше.

Воспитатель: Мы сейчас посмотрим и докажем, чья одежда лучше.

Все дети подходят к столу, где стоят ванночки с водой, кусочки ткани, бумаги, салфетки. Дети мнут бумагу и ткань, пытаются порвать, опускают в воду, выжимают.

Дети: Делают выводы:

Воспитатель: Давайте посушим ткань. (Дети выполняют упражнения на дыхание. Дуют на мокрую ткань.)

Буратино: Я убедился, что одежда из ткани лучше. Я побыстрее побегу переодеваться. До свидания, ребята!

Воспитатель: Конечно, ребята, одежда из ткани очень практична. А давайте мы с вами в нашем ателье по пошиву одежды сделаем заказы. В ателье есть разные виды тканей. Я буду швеёй, а вы будете заказывать у меня одежду. Расскажите швее, что вы хотите заказать, из какой ткани, с какими деталями, и для чего вам нужна эта одежда. Дети делают заказ по очереди.

Воспитатель: Пока делаются ваши заказы, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.

Воспитатель предлагает детям пройти на ковёр, встать в круг, сделать пальчиковую гимнастику.

Вышивает, шьёт иголка,

Пальцу больно, пальцу колко,

А напёрсток в тот же миг
К девочке на пальчик прыг!
Говорит иголке: "Шей!
А колоться ты не смей!"
М. Кульская
Левая ладошка раскрыта,
в правой - воображаемая игла.
Игла "шьёт" и задевает кончик
указательного пальца левой руки.
Делают такое движение, будто
надевают напёрсток.
Вновь "шьют".
Грозят указательным пальчиком правой руки.

Дети садятся на места.

Воспитатель: А сейчас мы попробуем отгадать загадки.

1 ребёнок: На серебряной шляпе сто ям? (Напёрсток).

Дети: Отвечают и объясняют. Он похож на шляпу, на нём есть много маленьких углублений.

2 ребёнок: Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. Что это? (Клубок).

Дети: Отвечают и объясняют. Клубок не поднять за конец нитки, потому что он распускается.

Маленького роста я,

Тонкая и острая
Носом путь себе ищу
За собою хвост тащу.
(Иголка)

Дети: Отвечают и объясняют. Это иголка. Она тащит за собой нитку, как хвост.

4 ребёнок: Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы).

Дети: Отвечают и объясняют. Это ножницы.

Все предметы выкладываются воспитателем на стол, проводится игра "Чего не стало?". Дети закрывают глаза, а когда открывают, воспитатель спрашивает, чего не стало.

1 ребёнок: Не стало нитки в иголке.

2 ребёнок: Не стало ножниц.

3 ребёнок: Не стало напёрстка.

Воспитатель: Молодцы! У вас хорошая память, а самое главное, вы правильно объяснили мне, чего не стало.

Воспитатель: А теперь давайте послушаем стихотворение.

Не растут, к несчастью, брюки
И у платьев рукава.
Но растут всё время руки,
Ноги, шея, голова.
Мальчики и девочки
Становятся большими,
Надо, чтоб одежду
Им по мерке сшили.
Мастера пустили в дело
Иглы, ножницы, утюг.
За шитьё взялись умело
Много быстрых, ловких рук.
Получайте свой заказ!
Всё по мерке, в самый раз.
А. Кардашова

Воспитатель: Ваши заказы уже готовы, получайте свой заказ. Это чья юбка? Это чьи брюки? Это чьё платье? Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель: Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили на занятии. Подводится итог занятия.

Воспитатель: Профессия швеи очень важная. Благодаря этой профессии у нас у всех есть красивая и удобная одежда. За хорошую работу я вам дарю наклейки.

Читайте также: