Кто работает в галерее профессии

Опубликовано: 03.10.2024

галерист за работой

Первые музеи и выставки произведений искусства возникли в глубокой древности. Так, в Древней Греции произведения искусства было принято размещать в различных храмах. Постепенно коллекции произведений стали приобретать частный характер, а подобные пространства становились закрытыми для большей части населения.

В XVI-XVII веках французские правители создавали частные галереи с различными произведениями искусства, а допуск к ним имели лишь избранные лица дворянского сословия. Таким образом, галерея того времени имела не только культурное, но и социальное значение.

И только в XVIII веке стали зарождаться культурные пространства открытого типа, которые так хорошо знакомы современным людям. При этом уже в Древней Греции существовали люди, главная задача которых состояла в том, чтобы хранить произведения искусства, выставленные в храмах. С течением времени задача галериста обросла различными деталями и значительно усложнилась. Но этот никак не повлияло на ее общественную и культурную значимость.

Особенности профессии галерист

Галерист – это работник в области искусствоведения, который работает с разнообразными произведениями скульптуры и живописи различных жанров и направлений. В целом, эта профессия является родственной искусствоведам и музейным смотрителям, хоть и имеет ряд отличий.

Достаточно часто галериста называют галерейным менеджером. И именно это второе название заключает в себе главное отличие это специальности от других. Современный галерист не просто присматривает за произведениями скульптуры и живописи. Он берет на себя обязанности по раскрутке выставок, рекламе и промоушену и даже берет на себя организацию аукционов с произведениями искусства.

В России профессия галериста, увы, не так востребована как на Западе. Большая часть музеев и галерей в стране – это государственные фонды, а практика проведения аукционов пока не слишком прижилась. Таким образом, у галериста не так уж много вариантов трудоустройства.

Ещё одна сложность в том, что профессия галериста не имеет карьерной лестницы как таковой. Это скорее некое занятие для людей, серьезно увлеченных искусством, в том числе и современным. Иными словами, возможность занять руководящую должность в музее у галериста весьма призрачная, более вероятный вариант – получить необходимые знания в области иностранных языков и строить свою карьеру в иностранной компании необходимого профиля.

Обязанности профессии галерист

В должностной перечень специалиста следует отнести следующее:

работа с художественными произведениями: оценка, характеристика;

организация и проведение выставок и других профильных мероприятий;

работа над рекламной кампанией учреждения и другими методиками продвижения и популяризации учреждения и культуры;

создание клиентской базы для торгов арт-объектов;

отслеживание всех этапов процесса продажи произведения искусства;

отслеживание тенденций в мире искусства, поиск новых художников.

Требования к профессии галерист

Для того, чтобы работать галеристом, необходимо соответствовать следующим требованиям:

высшее образование в области искусства;

знание текущих тенденций в мире искусства;

понимание принципов проведения аукционов;

понимание основ менеджмента и принципов организации художественных мероприятий.

Место работа галериста

Галерист работает в следующих организациях:

Число рабочих мест для представителей достаточно небольшое, поэтому текучки кадров как таковой нет и открытые вакансии – достаточно большая редкость.

Где выучиться на галериста?

На сегодняшний день достаточно большое число университетов предлагает получение образования в области искусства. Можно выделить следующие направления:

менеджмент в искусстве.

Стоит отметить, что данный тип образования включает в себя большое количество гуманитарных дисциплин:

Галерист очень часто становится коллекционером, ведь эта страсть и одновременно вид бизнеса захватывают человека полностью: так, что сам он превращается в редкий экземпляр рода человеческого. Откуда это свойство – тяга собирать искусство?

Галерист очень часто становится коллекционером, ведь эта страсть и одновременно вид бизнеса захватывают человека полностью

Галерист очень часто становится коллекционером, ведь эта страсть и одновременно вид бизнеса захватывают человека полностью

Галерист очень часто становится коллекционером, ведь эта страсть и одновременно вид бизнеса захватывают человека полностью

Галерист очень часто становится коллекционером, ведь эта страсть и одновременно вид бизнеса захватывают человека полностью: так, что сам он превращается в редкий экземпляр рода человеческого.

Галерист очень часто становится коллекционером, ведь эта страсть и одновременно вид бизнеса захватывают человека полностью: так, что сам он превращается в редкий экземпляр рода человеческого.

Галерист очень часто становится коллекционером, ведь эта страсть и одновременно вид бизнеса захватывают человека полностью: так, что сам он превращается в редкий экземпляр рода человеческого.

История

Предтечи современных галеристов появились тогда же, когда возник первый музей, то есть еще в 290 году до нашей эры. Назывался он Мусейон, отсюда и слово. В период Античности прообразы галерей располагались в храмах богов, где размещались статуи и картины лучших мастеров Греции. Но галерист в современном понимании – владелец частной коллекции, который демонстрирует ее за деньги, покупает и продает экспонаты. Первым таким коллекционером в истории стал римский император Адриан, размещавший на территории своих владений добытые в войнах трофеи и копии произведений искусства, которых ему заполучить не удалось. Более современный облик галереи обрели спустя много веков во Франции. Монархи XVI-XVII столетий ввели моду на сады скульптур и картины на стенах длинных и широких коридоров. Разумеется, в те эпохи шедеврами могли любоваться лишь избранные дворяне. Сами же короли как раз и выступали в роли галеристов, зная историю каждого экспоната.

Таким образом, профессия уходит корнями именно в западноевропейскую культуру. В допетровской России предметами изобразительного искусства интерьеры не украшали, это просто не было принято. И только при Петре I на территории нашей страны впервые появились картинные галереи – в Большом Петергофском дворце и Монплезире. Правда, по характеру своему они напоминали, скорее, частные голландские коллекции, нежели дворцовые галереи европейских монархов. Тем не менее родоначальником выставочного дела в России стал именно Петр.

В XIX веке огромный вклад в дело знатоков искусства внес основатель знаменитой московской галереи Павел Михайлович Третьяков, который работал не с мастерами живописи, а покупал работы у бедных, безвестных художников. Интересно, что многих из них мы теперь считаем хрестоматийными. Этот важный аспект в работе галериста – делать ставку на будущее имя, предугадывать популярность – сейчас, к сожалению, уже почти забыт.

При социализме коллекционирование в масштабах, привычных, скажем, для XIX века, стало невозможным. Но тайные сторонники собирательства все равно трепетали – пусть и не от акварелей старых мастеров, зато от значков, спичечных коробков, магнитофонных бобин и редких почтовых марок. В разгар перестройки многие художники получали славу на волне гласности и повального снятия запретов, поскольку в течение долгого времени искусство СССР делилось на официальное и подпольное, и вот последнее как раз и стало в то время открываться миру. К середине девяностых новое российское искусство вызвало во всем мире интерес не меньший, чем классическое и традиционное. В саму же Россию, наконец, вернулось понятие частного капитала, и люди вновь стали понимать, что на предметы искусства можно не только любоваться в музеях, но и покупать или выгодно продавать, воспринимая их как объекты для бизнеса. Оказалось, что результаты творческого труда художников интересно собирать в коллекции, которые выгодно демонстрировать, проводить акции с их участием, возить их в другие страны – и вообще вести игру по правилам настоящего дела, а не хобби.

Описание

Галерист – скорее род занятий, чем собственно профессия. По сути, это искусствовед, который решил заняться бизнесом, не расставаясь с любимым делом. В отличие от обычного предпринимателя, ему необходим огромный багаж знаний по истории искусства, технике живописи различных эпох и культуре в целом. Большую часть времени галерист занят описанием и презентацией экспонатов с целью не только показать их, но и зачастую выгодно продать. Он организует выставки, рекламирует их, подбирает экспонаты, ведет переговоры с потенциальными покупателями и продавцами произведений искусства. Галерист – настоящий человек-оркестр, которому не обойтись без знаний в области менеджмента и экономики в сфере культуры. Поскольку для нашей страны эта «профессия» в ее современном виде еще относительно нова, учиться начинающим дельцам от мира прекрасного придется непосредственно на практике. Но чтобы просто приблизиться к ней, он должен разбираться и в теории искусства, и в его современных тенденциях, а еще – уже как предприниматель – уметь держать нос по ветру и отслеживать основные события в культуре: акции, выставки, ярмарки, фестивали и аукционы.

Чтобы объяснить, как работает галерист, приведем цитату из интервью одного из самых известных российских коллекционеров Игоря Маркина. Он рассказывает о своем деле так: «Я постоянно тренирую взгляд. Хожу и смотрю, подобно тому как некоторые люди читают книгу или смотрят кино. Есть несколько принципов. Произведение должно быть мощное, визуально сильное, чистое. Простейший пример – квадрат Малевича. Бьет в одну точку, восхищает, запоминается. Второе: художник, взятый в коллекцию, должен быть уже состоявшимся, признанным в профессиональной среде. Вот тут как раз нужно общение, книги. До масс это доходит гораздо позже. Я не верю в художника, который просто мне понравился, но не признан профессионалами. Есть некий технократизм, принцип, позволяющий создавать хорошую коллекцию, а не вкусовщину. К своей коллекции я отношусь как менеджер – это ценное качество, оно мне не раз помогало. Кстати о рынке: из переполненного рынка бизнеса, крайне конкурентного, 5 лет назад я попал на практически чистое поле арт-рынка. Я был не один, конечно, но я не чувствовал конкурентов никаких, делал, что хотел. Что хотел – покупал, искал. Сейчас ситуация сильно изменилась. Коллекционеры конкурируют за хорошие вещи. Если я сейчас продам свою коллекцию, опять собрать такую же будет невозможно».

Где и на каких специальностях учиться

Где развить художественный вкус до такой степени, чтобы зарабатывать на этом? В России вряд ли найдется учебное заведение, где готовили бы именно галеристов. Но мы помним, что галерист, коллекционер – прежде всего, специалист в области изобразительного искусства, поэтому подойдет одно из следующих направлений:

  • история искусств;
  • искусствоведение;
  • культурология;
  • менеджмент в искусстве.

Это могут быть и другие специальности, связанные с искусством, эстетикой и культурой. В качестве дополнительного образования не помешают курсы менеджмента, маркетинга, ораторского мастерства.

Что же касается учебного заведения, то вряд ли стоит выбирать среднее специальное: колледжи культуры в России есть, но истинным знатоком искусства вас там вряд ли сделают, поэтому лучше сразу поступать в вуз. Самый известный из них, хотя и далеко не единственный, – Российская академия живописи, ваяния и зодчества под руководством Ильи Глазунова. Другие варианты:

  • Московский государственный университет;
  • Московский государственный институт культуры;
  • Санкт-Петербургская академия художеств;
  • Санкт-Петербургский государственный университет культуры;
  • Екатеринбургская академия современного искусства;
  • Тюменский государственный университет и пр.

В любом вузе, где готовят теоретиков искусства, студенты изучают эстетику, теорию культуры, историю, литературу, философию, социологию, риторику, прикладную культурологию, религиоведение, символизм в культуре, психологию, методики системного исследования, историю стилей. Научиться понимать, любить и ценить прекрасное можно на факультетах культурологии, истории искусства, музееведения и прочих. Но чтобы стать собственно галеристом, понадобится еще и деловая хватка.

Искусствовед

Чем приходится заниматься на работе

Естественно, галерист сам себе хозяин, поэтому никаких должностных обязанностей, как и самой должности, у него нет, но можно говорить о том, чем он как предприниматель занимается:

  • Ищет клиентов для демонстрации произведений искусства. Потенциальными продавцами и покупателями могут быть как известные музеи, так и частные коллекционеры.
  • Планирует и организует выставки с последующим аукционом или без него: рассчитывает предполагаемые затраты и возможную прибыль, оценивает рентабельность мероприятия.
  • Выставляет цены на экспонаты и распределяет сами произведения по зонам в рамках выставок. Составляет продающие описания.
  • Подбирает залы или иные помещения, которые можно использовать в качестве выставочных.
  • Планирует и руководит рекламной кампанией, чтобы о мероприятии узнало как можно больше потенциальных покупателей, готовых приобрести произведение искусства.
  • Продумывает освещение, защищает экспонаты от повреждений.
  • Организует работу персонала.
  • Проводит фуршеты, которые всегда устраиваются на крупных аукционах и престижных выставках.
  • Ведет сами мероприятия, презентует публике произведения искусства, старается заинтересовать потенциальных покупателей.
  • Подсчитывает прибыль и анализирует успешность выставки, продумывает возможные улучшения на будущее.

Попутно галерист должен постоянно заниматься саморазвитием. Сфера искусства настолько обширна и богата, что освоить ее всю досконально за человеческую жизнь попросту невозможно.

Кому подходит профессия

Современный галерист – как правило, зрелый человек примерно 30–45 лет, хорошо образованный, говорящий на нескольких иностранных языках и прекрасно разбирающийся одновременно и в искусстве, и в бизнесе. Он понимает и далекий от прагматизма мир художника, и стремления приземленного дельца. Сочетание подобных качеств – редкость, что, в общем, естественно. Поэтому работа галериста – дело для избранных: конкуренция здесь невелика, но крайне жестка, и чтобы выдержать ее, нужно упорно трудиться, иметь прекрасное образование и безупречный художественный вкус. Галерист не профессия, а путь, образ жизни, ее смысл и стиль.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия галерист подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Галерея не художественный салон, в котором сразу выставляют картину на продажу, минуя приятное промедление ни к чему не обязывающего выставочного просмотра.

Но сам галерист – человек энергичный.

Галерист очень часто становится коллекционером, ведь эта страсть и одновременно вид бизнеса захватывают человека полностью: так, что сам он превращается в редкий экземпляр рода человеческого. Откуда это свойство – тяга собирать искусство?

В нашей стране коллекционирование ценных предметов известно уже едва ли не десять веков. Но в древнерусскую эпоху речь шла о стремлении человека владеть чем-то прекрасным, а не о персональном увлечении: это страсть, русскому духу изначально малопонятная. Ощутимой практической пользы она не приносит; люди завидуют коллекционеру; церковь вообще воспринимает его занятие как стяжательство – то есть как грех.



Европейский же человек и изыск – явления часто нераздельные. Поэтому свои психологические истоки профессия галериста берет, скорее, на Западе.
В допетровской России предметами изобразительного искусства интерьеры не украшали. Принято не было. В XVII в. распространились лишь иностранные гравюры – «фряжские листы», которые помещали в покоях кремлевских дворцов и боярских палат. Гравюры редко висели в рамах – чаще всего их просто наклеивали на стену. Культуры оформления гравюр не наблюдалось – как не было и особенного, одухотворенного отношения к ним. Они воспринимались как дорогая игрушка, лишенная каких-либо дополнительных впечатляющих моментов.

Немного позже, в XVIII веке, во дворцах и палатах стали появляться портреты, написанные иностранными мастерами, работавшими при дворе, а также «парсуны» – иконообразные портреты. Картинами украшались боярские дома, убранные на европейский лад – А. С. Матвеева, В. В. Голицына, Б. М. Хитрово; были они и в московской Немецкой слободе, в частности, в домах графа Лефорта и Виниуса.

Изобразительное искусство, в том числе живопись, начинают увлеченно собирать лишь при Петре I, создавшем картинную галерею в Большом Петергофском дворце и Монплезире. Правда, по характеру своему эти галереи напоминали, скорее, частные голландские коллекции, нежели дворцовые галереи европейских монархов. Но не суть: основы частного коллекционирования заложил именно этот правитель.

Так, с русским стремлением подражать Западу, и мы пришли к умению тратить состояния на искусство.

Даже… на будущее искусство.

Приятно располагать произведением художника с именем. Однако основатель знаменитой московской галереи Павел Михайлович Третьяков целенаправленно искал странные работы и выставлял – а потом все ахали: вот это да! Третьяков покупал работы у бедных, безвестных художников или давал им деньги на еду и краски, а потом выкупал готовые картины. Результат: мы считаем хрестоматийными авторами тех, кого он прославил. Этот важный момент в работе галериста – делать ставку на будущее имя, предугадывать популярность – сейчас, к сожалению, почти забыт.
При социализме коллекционирование в масштабах, привычных, скажем, для XIX века, было нереальным. Но тайные сторонники собирательства все равно трепетали пусть не от акварелей старых мастеров – зато от значков, спичечных коробков, магнитофонных бобин и редких марок.

В разгар перестройки многие художники получали славу на волне гласности и повального снятия запретов, поскольку в течение долгого времени искусство СССР делилось на официальное и так называемое подпольное – подпольное должно было вновь открыться миру. К середине девяностых ошаление от снятия запретов поутихло, оставляя место искусству, актуальному долее, чем на ближайшие 5–10 лет. Новое российское искусство вызвало во всем мире интерес не меньший, чем классическое и традиционное. И нам вновь стало понятно, что, когда предметы искусства остаются по-прежнему в музеях – это лишь один путь. Другой, весьма занятный, вариант: их можно купить, чтобы затем, скажем, выгодно продать. Оказалось, что результаты творческого труда художников интересно собирать в коллекции, которые выгодно демонстрировать, проводить акции с их участием, возить их в другие страны – и вообще вести игру по правилам настоящего дела, а не хобби.

Где развить свой художественный вкус до такой степени, чтобы зарабатывать на этом? Есть целое направление по изучению истории искусств. Оно интересно тем, что выросло из традиции гуманитарного образования ради общей культуры. Высшее образование появилось в России более трехсот лет назад. Уже первый российский вуз, Славяно-греко-латинскую академию, мы бы сочли отчетливо гуманитарным. Позднее Петр I высказывал мысль, что в вузах должны быть 4 факультета: юридический, медицинский, филологический и философский – гуманитарная составляющая продолжала преобладать. Действительно, в процессе обучения немало внимания уделялось общей культуре. А также – развитию способности воспринимать и оценивать предметы искусства.

Именно на факультет, где предстоит изучать историю искусств, и стоит поступать тому, кто видит себя галеристом.

Самыми популярными вузами, готовыми предоставить образование в данной сфере, сегодня являются Российская академия живописи, ваяния и зодчества (РАЖВИЗ) под чутким руководством Ильи Глазунова, МГУ со своей легендарной кафедрой искусствоведения, Высшая школа культурологии, Институт истории культур (бывший УНИК), МГУКИ, в котором довольно сильные факультеты менеджмента в искусстве, и прочие.

В любом институте, готовящем теоретиков искусства, непременно обучают европейским и древним мертвым языкам; студенты изучают эстетику, теорию культуры, античную и современную историю, литературу, театр, философию, социологию, риторику, прикладную культурологию, религиоведение, символизм в культуре, психологию, методики системного исследования, историю стилей.
Научиться понимать, любить и ценить искусство вполне можно на факультетах культурологии, истории искусства, музееведения и прочих. Но стать собственно галеристом – еще и благодаря практической смекалке и невероятной тяге к современному искусству: то есть в мере не меньшей, чем это принято выражать по отношению к классике с ее проверенным традиционализмом.

Современному галеристу не обойтись и без знаний в области менеджмента и экономики в сфере культуры – как организовать и провести выставку, осуществить грамотную рекламную кампанию, как выгодно продать или приобрести то или иное произведение искусства. В силу того, что для нашей страны эта профессия в ее новом формате пока не вполне прижилась, приобретать необходимые практические навыки часто приходится всё-таки не в вузе, а на деле. Так что будущему хозяину выставочного зала крайне важно разбираться не только в теории искусства, но и в тенденциях современного мирового и российского творчества, уметь оценить основные события в области перформансов, акций, выставок, ярмарок современного искусства, фестивалей видео- и фотоарта, антикварных салонов и аукционов.

Прежде Игорь Маркин увлекался собиранием редких фотоаппаратов. Сегодня это коллекционер искусства, пожалуй, номер один в России. Он так и говорит: «В России коллекционеры – это Щукин, Третьяков и я».
Маркин – настоящий галерист. Собирал и собирает свою коллекцию по всему миру – на Венецианской Биеннале, салоне «Арт-Москва», ярмарках искусств в Европе, всевозможных аукционах и пр. Огромная жизненная сила, чувство вкуса и способность улавливать тенденции – вот то, что определяет современного галериста и коллекционера, ярчайшим представителем типа которого и является Игорь Маркин.

Как работает галерист? Маркин говорит: «Я постоянно тренирую взгляд. Хожу и смотрю, подобно тому как некоторые люди читают книгу или смотрят кино. На “Арт-Базеле” я не купил ни одной картины, но езжу туда каждый год, хотя меня просто достал этот город, хожу в Помпиду, в другие музеи. Есть несколько принципов. Произведение должно быть мощное, визуально сильное, чистое. Простейший пример – квадрат Малевича. Бьет в одну точку, восхищает, запоминается. Второе: художник, взятый в коллекцию, должен быть уже состоявшимся, признанным в профессиональной среде. Вот тут как раз нужно общение, книги. До масс это доходит гораздо позже. Я не верю в художника, который просто мне понравился, но не признан профессионалами. Есть некий технократизм, принцип, позволяющий создавать хорошую коллекцию, а не вкусовщину. Ну и еще один принцип, фильтр, не позволяющий мне пойти по миру, – это то, что я собираю русских, советских. Иногда я просто знаю, что это хорошая вещь, и поэтому ее покупаю. Например, Турецкий. Ясно, что это очень крупный художник. Сначала покупаю, а потом уже убеждаюсь, что вещь хорошая – и такое не раз бывало. К своей коллекции я отношусь как менеджер – это ценное качество, оно мне не раз помогало. Кстати, о рынке: из переполненного рынка бизнеса, крайне конкурентного, 5 лет назад я попал на практически чистое поле арт-рынка. Я был не один, конечно, но я не чувствовал конкурентов никаких, делал, что хотел. Что хотел – покупал, искал. Сейчас ситуация сильно изменилась. Коллекционеры конкурируют за хорошие вещи. Если я сейчас продам свою коллекцию, опять собрать такую же будет невозможно».

Среди других известных и состоявшихся галеристов наших дней можно и нужно выделить Марата Гельмана, Айдан Салахову, Виктора Пинчука, Ольгу Свиблову. Есть еще несколько имен, но все их объединяет одно: неудержимая страсть к искусству плюс прошлое искусствоведа, критика или художника.

Это, как правило, зрелый человек примерно 30–45 лет, говорящий на разных иностранных языках, прекрасно разбирающийся одновременно как в искусстве, так и в ведении дел и заключении договоров.

Он понимает и неприкаянный мир художника, и чисто социальные вопросы. Здесь хватка и парение в сферах духовных равноценны.

Сочетание подобных качеств редко – что, в общем, естественно; потому конкуренция мала, но жестка, и заслужить почетное звание галериста можно лишь упорным трудом, прекрасным эстетическим образованием и выработанным практикой в музеях и галереях вкусом. Развиваться индустрия галерей будет, вероятно, еще долго – во всем мире, в России тем более.

Галерист – это, скорее, не профессия даже, а некий путь, образ жизни, смысл и стиль ее.

Галеристы — ключевые фигуры в арт-индустрии. С одной стороны, они отлично разбираются в искусстве, а с другой — умеют на этом зарабатывать. Если вы мечтаете о своем выставочном пространстве, но не знаете, с чего начать, то это руководство к действию для вас.

Начните с образования

В этой профессии нет четких правил того, что должно быть написано в вашем дипломе, однако следует выбирать ту специальность, которая поможет вам хорошо разбираться в искусстве. Например, Ларри Гагосян окончил бакалавриат по специальности «Английская литература», Дэвид Цвирнер учился музыке, а Виктория Миро и Мануэла Вирт работали педагогами. Впрочем, чаще всего будущие галеристы выбирают факультеты истории искусств — одним из лучших таких факультетов считается лондонский Институт искусства Курто. Но это не единственный вариант: в Принстоне есть курс по средневековому искусству, а аспирантура Центра кураторских исследований колледжа Бард дает глубокие знания о современных художниках и организации выставок. Перечисленные учебные заведения, безусловно, являются высшим эшелоном образования в арт-индустрии, но помимо них практически в каждой стране есть менее известные институты, которые дадут вам все необходимые знания.

Такаси Мураками и Вирджил Абло, America Too, галерея Gagosian

Тренируйте насмотренность

Чтобы стать по-настоящему выдающимся галеристом, академических знаний недостаточно. Очень важно иметь природные способности и насмотренность. Лучший способ «натренировать» это качество — погрузиться в искусство с головой и регулярно посещать выставки — ведь это ваша будущая работа. Внимательно изучайте каждый арт-объект, анализируйте его, всматривайтесь, постарайтесь понять, почему он интересен. Чтобы представлять того или иного художника в своем пространстве, надо четко понимать, что стоит за его работами и что это за личность. В 1997 году, накануне открытия своей первой галереи, Сэди Коулз рассказывала в интервью, что на идею стать галеристом ее вдохновили работы художницы Сары Лукас. А токийский галерист Така Исии считает, что союз с его некоторыми подопечными похож на брачные узы: «Это долгие отношения, мне важно знать не только их работы, но и что это за люди». Формирование таких связей — основа карьеры любого галериста. Исходя из того, какие художники вам нравятся, вы поймете, с какими площадками хотите работать.

Andrü Sissòn, Rhythm & Blues

Признайтесь себе, для чего вы хотите стать галеристом

Успешному галеристу следует обладать несколькими качествами: во-первых, он должен понимать, что это работа, которая занимает практически все время — и в каждый проект придется вкладываться эмоционально. Помимо постоянного контакта с художниками нужно будет регулярно общаться с коллекционерами, решать бизнес-вопросы и искать компромиссы. Во-вторых, важна развитая интуиция и вера в художника, с которым вы сотрудничаете. В-третьих, нужно быть готовым к общению с журналистами, а также к «продвижению» своих клиентов на другие музейные площадки. Также нужно определиться, какова ваша цель: продавать, продвигать своих подопечных или открывать новые имена.

Wonga Mancoba, галерея Mikael Andersen, Дания

Найдите правильное пространство

Допустим, у вас уже есть художники, которых вы собираетесь представлять. Теперь нужно найти подходящую площадку. Многие художники базируются в Берлине — там относительно недорогая аренда и галереи предоставляют выгодные условия. Однако самые большие продажи — в Лондоне и Нью-Йорке, потому что большинство коллекционеров «базируются» именно в этих городах. В Бейруте сосредоточены работы самых многообещающих молодых художников Среднего Востока, а в Лос-Анджелесе огромное количество свободных помещений. После того как вы найдете пространство, нужно определиться с его архитектурным стилем: крайне важно, чтобы оно отражало работы ваших подопечных. Например, современное искусство ассоциируется с минимализмом и «простором», хотя здесь есть исключения: лондонская галерея Thaddaeus Ropac располагается в старинном особняке XVIII века, а лос-анджелесская Hauser & Wirth — в здании бывшей мельницы. Не думайте, что открытие собственной галереи непременно требует огромных затрат, избавляйтесь от стереотипов: 25-летняя Мэри Говард переоборудовала гостиную и одну из спален своей бруклинской квартиры и теперь представляет там работы молодых художников.

«В сентябре этого года Бахрушинский музей запустил социальный проект «Я тебе не бабушка!», главной задачей которого является привлечение внимания общественности к важности профессий музейных сотрудников и их работе, — рассказала первый заместитель генерального директора ГЦТМ им. А. А. Бахрушина Кристина Трубинова. — Музейная отрасль развивается, отвечая всем современным вызовам. Сегодня перед музеями стоят задачи международного формата, музейный сегмент развивается с учетом потребностей посетителя. Музеи стремятся стать интересными, модными, интерактивными, образовательными, не теряя исторической достоверности и музейных традиций, активно вовлекают в свою деятельность как можно более широкую аудиторию всеми доступными на сегодня способами. Вследствие этого профессия музейного сотрудника заметно молодеет, и востребованность в квалифицированных кадрах растет. После запуска проекта «Я тебе не бабушка!» совместно с компанией HeadHunter мы провели HR-исследование, анализ которого как раз и подтверждает эту тенденцию на омоложение профессии музейного сотрудника и растущий запрос на профессионализм кадрового персонала. Например, мы видим, что в 2018 году вакансий от музеев и галерей было создано в шесть раз больше, чем в 2014 году».

Исследование: музейные профессии

«Результаты нашего исследования показали, насколько стереотипы восприятия профессий музейных сотрудников далеки от реальной картины, — отметила руководитель Службы исследований компании HeadHunter Мария Игнатова. — Масштабная цифровизация музеев, открытие мультимедийных учреждений культуры, безусловно, привлекают в эту сферу все больше молодежи: доля соискателей в возрасте от 24 лет всего за пять лет выросла с 2% до 36%, а наибольшую долю в музейных профессиях составляют люди в возрасте от 25 до 34 лет (45%). Все это доказывает, насколько своевременна и полезна, в том числе для рынка труда в сфере культуры и образования, инициатива музея имени А. А. Бахрушина «Я тебе не бабушка!».

Демографический портрет музейного работника: пол, возраст, опыт работы

Большинство соискателей из числа музейных работников — женщины (82%). Однако если посмотреть на динамику создания резюме, то мы увидим, что доля мужчин незначительно, но выросла за последние пять лет: если в 2014 году соотношение созданных резюме мужчинами и женщинами было 12% против 88%, то в 2018 году уже 23% против 77%.

Распределение резюме музейных сотрудников по полу:

  • женщины — 82%;
  • мужчины — 18%.

Каждый четвертый соискатель с резюме музейного сотрудника старше 45 лет. Наибольшую долю среди таких соискателей составляют люди в возрасте от 25 до 34 лет (45%). При этом в динамике наибольший рост показывает группа от 18 до 24 лет: если в 2014 году такими соискателями было создано лишь 2% резюме музейных сотрудников, то в 2018-м — уже 36%.

Исследование: музейные профессии
Исследование: музейные профессии
Исследование: музейные профессии

Образование музейных работников

Подавляющее большинство соискателей имеет высшее образование. Наиболее популярными вузами, которые окончили музейные сотрудники, являются СПбГУ, МГУ, РГГУ.

Исследование: музейные профессии
Исследование: музейные профессии

24% соискателей также получили дополнительное профессиональное образование. Как правило, это курсы иностранных языков.

Типы дополнительного образованияПримеры организаций
Курсы иностранных языковEnglish First, Goethe Institut, Французский культурный центр
Основы интернет-маркетингаGeekbrains
Дизайн, декорированиеМеждународная школа дизайна
Курсы экскурсоводовГосударственный Русский музей
Курсы гидов-переводчиковРГГУ

Что касается соискателей, получивших искусствоведческое образование, то более четверти из них размещают резюме в сфере «Искусство, развлечения, массмедиа». Наиболее популярными названиями резюме таких соискателей являются «Искусствовед», «Администратор» и «Начинающий специалист».

Исследование: музейные профессии
Исследование: музейные профессии

Ожидаемые зарплаты музейных работников

Средняя ожидаемая зарплата музейных сотрудников в России — 30 тысяч рублей. В Москве эта цифра несколько выше — 35 тысяч рублей, в регионах — 25 тысяч рублей. Чем больше у кандидата опыта, тем выше он оценивает свою зарплату.

Исследование: музейные профессии
Исследование: музейные профессии

Владение иностранными языками

Среднее число иностранных языков, которыми владеет музейный работник — 1,5. Наиболее популярным иностранным языком является английский. Интересная особенность или специфическая деталь — в 1,7% резюме тех, кто владеет хотя бы одним иностранным языком, указан латинский.

Исследование: музейные профессии

Регионы

Большинство музейных сотрудников не готовы никуда переезжать из родных регионов. 22% рассматривают возможный переезд, 2% указали, что желают переехать из своего региона.

Исследование: музейные профессии

Распределение резюме музейных сотрудников по готовности к переезду:

  • не готовы — 76%;
  • переезд возможен — 22%;
  • переезд желателен — 2%.

Наиболее популярными направлениями для переезда являются Москва и Санкт-Петербург.

Исследование: музейные профессии

Профессиональные навыки

Основные навыки музейных сотрудников — грамотная речь и умение обращаться с ПК. Из профессиональных навыков, попавших в топ-20, — организация выставок.

Исследование: музейные профессии

Вакансии

В 2018 году вакансий от музеев и галерей было создано в шесть раз больше, чем в 2014 году.

Исследование: музейные профессии

Наиболее популярной вакансией является вакансия экскурсовода.

Исследование: музейные профессии

Средняя предлагаемая зарплата для музейных сотрудников (смотрителей, кураторов, экскурсоводов и так далее) — 25 500 руб.

Примеры вакансий, где предъявляется требование или пожелание к тому, чтобы у кандидатов было искусствоведческое образование:

Основные требования к музейным работникам:

  • знание предметной области (по профилю музея) и интерес к ней;
  • гостеприимство и хозяйственность;
  • грамотная устная и письменная речь;
  • знание английского языка на уровне разговорного;
  • умение работать в команде;
  • дисциплинированность, ответственность, пунктуальность, вежливость;
  • желательно высшее образование (искусствоведение, музейное дело);
  • умение работать с разными категориями посетителей.

Топ-5 профилей музеев, размещавших больше всего вакансий в 2014–2019 гг.

ПрофильПример
Исторические, многопрофильныеВДНХ
Изобразительное искусствоГМИИ им. Пушкина
Современное искусств«Эрарта», «Гараж»
УзкопрофильныеМузей русского импрессионизма
КраеведениеОмский историко-краеведческий музей

Более половины работодателей (музеев и галерей) находится в Москве (53%).

Читайте также: