Кто работает в концертном зале профессии

Опубликовано: 29.06.2024

Театральные профессии – какие они? Первое, что приходит на ум, – актеры, режиссер, гардеробщик. Но есть и невидимые зрителю работники, которые выполняют организационные и технические задачи.

Помощники зрителей

Человеку, который переступил порог театра, как правило, требуется помощь. Ему нужно купить и предъявить билет, где-то оставить верхнюю одежду. Тем, кто пришел на спектакль впервые или ходит очень редко, необходимы разъяснения. Например, где находится партер, балкон и бельэтаж, как пройти в буфет или уборную, сколько длится антракт.

Для помощи зрителю предусмотрены такие профессии театра, как кассир, гардеробщик и капельдинер. В столице их представители зарабатывают порядка 15–25 тысяч рублей в месяц. Зарплата их коллег в провинциальных городах составляет от 10 до 15 тысяч рублей.

Кассир

Посещение театра начинают с покупки билета на спектакль, а не с вешалки, вопреки классической фразе, приписываемой Константину Станиславскому. Приобрести его можно у кассира, который работает в помещении театра, а также в городских павильонах и киосках.

Многие сегодня предпочитают покупать электронные билеты на сайтах официальных распространителей. Однако, несмотря на это, профессию кассира исчезающей не назовешь. Специальное образование получать для нее необязательно. Гораздо важнее знать репертуар и расположение мест в зале. Этого человека просят порекомендовать, что посмотреть ребенку, или спрашивают, какое место выбрать, чтобы было лучше видно сцену.

Гардеробщик

Для профессии гардеробщика, как и для кассира, специальное образование не требуется. Но это вовсе не значит, что работа слишком простая. Этот человек должен быть аккуратным, так как с одеждой посетителей нужно обращаться бережно. Принимать и развешивать ее надо уметь быстро, чтобы не создавать очереди. Кроме того, гардеробщик несет материальную ответственность за ее сохранность.

Желающим устроиться в театр на эту должность следует учитывать, что работать придется 6 дней в неделю. Причем суббота и воскресенье будут рабочими.

Капельдинер

В обязанности капельдинера входит:

  • проверка билетов;
  • запуск посетителей в зал;
  • комплектация программок и предложение их зрителям;
  • помощь в поиске места в зале.

Во время спектакля он должен следить за порядком и пресекать попытки его нарушения (фото- и видеосъемку, разговоры по телефону, шум). В антракте капельдинер отвечает на вопросы зрителей о репертуаре, постановке и артистах.

В регионах на эту должность трудоустраиваются в основном пенсионеры. В театрах столицы и Санкт-Петербурга на такое вакантное место претендуют и молодые люди.

Руководители-организаторы

В Москве и Санкт-Петербурге театральное начальство зарабатывает примерно 30–40 тысяч рублей. В регионах зарплата худрука и заведующих составляет порядка 20–25 тысяч рублей.

Художественный руководитель

Человек, занимающий эту должность, несет ответственность за «творческий результат». Он готовит репертуар и принимает решение о постановке спектаклей. В его обязанности также входят:

  • разработка годового бюджета (вместе с директором);
  • кадровые вопросы (наем, контроль работы, оценка деятельности);
  • ведение переговоров с партнерами и спонсорами.

В некоторых театрах обязанности худрука выполняет главный режиссер. Однако такое совмещение, часто продиктованное желанием сэкономить на зарплате, негативно сказывается на качестве работы в целом. Оно может быть оправданно лишь в маленьких региональных коллективах.

Заведующий труппой

Это своего рода связной между руководящим звеном и творческим коллективом театра. Он составляет график репетиций и обсуждает его с худруком. Заведующий труппой вносит предложения по изменению в ее составе и вводу новых исполнителей. Именно к нему обращаются артисты, когда у них возникают разного рода проблемы.

Профессия подходит для тех, кому нравится работать с людьми, и тем, у кого есть навыки психолога. Для трудоустройства требуется высшее профессиональное образование, а также опыт работы хотя бы ассистентом режиссера.

Заведующий литературной частью

Раньше его работа сводилась к поиску пьес для спектаклей. Сегодня круг обязанностей заведующего литчастью дополнили пиаром:

  • написание анонсов;
  • сотрудничество с журналистами и критиками;
  • решение вопросов рекламы.

На такую должность могут взять без опыта и даже без театрального образования (хотя оно будет преимуществом). Вполне достаточно диплома филолога.

Заведующие художественно-постановочной частью и мастерской

Эти профессии – высшие ступени в рабочей театральной карьере. Обязанности их представителей сводятся в основном к бюрократической и организационной работе:

  • подбирать кадры для мастерской и повышать их квалификационный уровень;
  • внедрять новые технологии;
  • решать текущие технические вопросы (например, касающиеся ремонта декораций, состояния реквизита, костюмов и так далее).

Заведующий костюмерной

Представитель этой профессии отвечает за то, чтобы каждый артист был обеспечен костюмами и имел запасной гардероб. Кроме того, он должен уметь делать все то же, что и рядовой костюмер:

  • правильно хранить одежду и ремонтировать ее;
  • выполнять подгонку по размерам;
  • помогать актеру быстро одеться.

Когда идет спектакль, заведующий костюмерной находится за кулисами. Если нужно срочно починить поврежденный костюм, он решает эту проблему.

Режиссеры

Режиссер-постановщик руководит работой всей труппы. Вместе с худруком он выбирает актуальный материал, который можно использовать для подготовки спектакля. Представитель этой профессии должен участвовать в организации репетиций и работать с актерами над ролями. Кроме того, в его обязанности входит контроль процесса создания декораций и оформления постановки.

Ассистент режиссера-постановщика выполняет его поручения и участвует в составлении репетиционного графика. Также он должен обеспечивать артистов рабочими материалами (текстами пьесы, ролей и так далее).

Звукорежиссер – профессия, которая предполагает наличие специального образования и отличного слуха. Он занимается звуковым оформлением постановки в соответствии с предложенной режиссером концепцией. Кроме того, он должен следить за работой оборудования.

В столице и Санкт-Петербурге театральный режиссер зарабатывает порядка 70–90 тысяч рублей. В регионах зарплата представителя этой профессии меньше – примерно 40–50 тысяч. Помимо оклада, он может рассчитывать на дополнительный доход в виде премий и грантов.

Актер

Основная обязанность актера – исполнять роли, создавая художественные образы. Стать им без соответствующего образования практически невозможно. Без диплома могут взять разве что в какую-нибудь аматорскую труппу или в маленький театр в провинции. Но даже для этого нужны яркий типаж и незаурядный талант. Причем образование все равно получать придется – заочно.

Самыми популярными учебными заведениями, в которых готовят актеров, считаются:

  • Школа-студия МХАТ;
  • Театральный институт им. Б. Щукина;
  • Российский институт театрального искусства (ГИТИС);
  • Высшее театральное училище им. М. Щепкина.

На уровень заработной платы актера влияют его занятость и стаж. Новичок в регионах получает примерно 15 тысяч рублей. В столице он может зарабатывать 25 тысяч рублей. Опытным профессионалам платят в 2-3 раза больше. Помимо этого, актеры могут подрабатывать на съемках в рекламе и на корпоративных мероприятиях.

Суфлер

Всего в России не больше 30 суфлеров. В столице эта театральная профессия сохранилась только в 3 театрах:

  • Малом;
  • Большом;
  • Московском Художественном театре им. А. Чехова.

Суфлер внимательно следит за ходом каждой репетиции и спектакля. Если вдруг актер забыл свою реплику, он шепотом подсказывает ему. Его рабочее место невидимо для зрителя, поэтому не все знают даже о существовании такой профессии. Находится суфлер за кулисами или в специальной будке, которая располагается посреди сцены. Это едва заметное возвышение в форме ракушки. Иногда он может прятаться в декорациях.

Чаще всего суфлером становится бывший актер, который по различным причинам не может выходить на сцену. На первый взгляд эта профессия кажется легкой. Однако это обманчивое впечатление. На протяжении спектакля ее представитель находится в постоянном напряжении. Он должен быстро ориентироваться, где актер делает длинную паузу, а где – молчит, потому что забыл текст.

Технические работники

Технические профессии, связанные с театром, представляют собой отдельный рабочий кластер. К ним относят осветителя и художника по свету, механика сцены, реквизитора, изготовителей декораций.

Заработная плата таких специалистов не очень высокая. В регионах они получают примерно 20 тысяч рублей. В столице и Санкт-Петербурге театральные техники могут зарабатывать 25–30 тысяч рублей. Иногда им начисляют премии.

Осветитель и художник по свету

Осветитель – это человек, занимающийся созданием световых эффектов, которыми сопровождается спектакль. Он также обязан следить за бесперебойной работой аппаратуры. У такого специалиста может не быть технического образования, но он должен хорошо понимать основы света и цвета и оперативно реагировать на форс-мажорные ситуации.

В маленьком театре осветитель может одновременно исполнять обязанности художника по свету. В его задачи входит создание так называемой «световой партитуры». Он должен знать, что, где и какими оттенками светит, когда мигает, а когда и вовсе гаснет.

Механик сцены

Он управляет механизмами декораций и сцены. Все, что опускается, поднимается, падает, летает, крутится и всячески перемещается, – это его работа. В его обязанности также входит монтаж, разборка и ремонт движущихся элементов до и после репетиций и спектакля. На гастролях механик занимается погрузкой и разгрузкой, поэтому на такую должность берут физически крепкого человека.

Специальное образование для трудоустройства не требуется. Опыт работы в театре будет преимуществом.

Реквизитор

Заменить коньяк чаем, а вино – соком. Это не совет для тех, кто борется с алкогольной зависимостью, а театральная хитрость. Ведь на сцене все должно выглядеть максимально правдоподобно, а актеры при этом – быть трезвыми. Отвечает за это реквизитор.

Работа представителя этой профессии не видна. И все же по важности она не уступает искусству актера. В арсенале реквизитора – сотни разных предметов. Он должен четко помнить, какие из них используются в каждом спектакле.

Художники и дизайнеры

К этой категории профессий относятся гримеры и постижеры, бутафоры, художники-модельеры театрального костюма. На уровень зарплаты таких специалистов влияют опыт работы и занимаемая должность. Например, заведующий получает от 35 до 50 тысяч рублей в столице и Санкт-Петербурге. В регионах его зарплата составляет примерно 25–30 тысяч рублей. Рядовой сотрудник в Москве может зарабатывать 25-–30 тысяч рублей, а в провинции – 15–20 тысяч.

Постижер и гример

Кто такой гример, знают, наверное, практически все. А вот слово «постижер» слышали немногие. Так называется специалист, который изготавливает искусственные усы, бороды и парики. Представители этих профессий должны обладать тонким художественным чутьем и вкусом, навыками парикмахера и визажиста. Кроме того, аллергические реакции на пыль, косметику, клей и шерсть закрывают путь в постижеры.

Зачастую гример сам придумывает, как «раскрасить» актера. Чтобы сделать это наилучшим образом, ему надо понимать режиссерский замысел, знать, как выставлено освещение и как персонаж будет передвигаться по сцене. Ему постоянно нужно быть начеку за кулисами, чтобы подкорректировать грим или дать актеру новый парик вместо случайно оброненного со сцены.

Опытный театральный гример может дополнительно зарабатывать, преподавая визаж, а также на профессиональных фотосессиях в модельном бизнесе.

Бутафор

Трудоустроиться в театр бутафором может выпускник художественного высшего учебного заведения. Основные требования: любить ручной труд, отлично разбираться в красках и клеевых составах.

В обязанности художника-бутафора входит изготовление эскизов, согласование их с постановщиком, руководство цехом. Рядовой бутафор работает по готовому эскизу. Он занимается завариванием клейстера и клея, нарезанием бумаги, замешиванием глины, оклеиванием и окрашиванием – словом, изготовлением декораций и реквизита.

Художник-модельер театрального костюма

Представитель этой театральной профессии отвечает за создание костюмов, эскизы которых ему предоставляет худрук или режиссер-постановщик. От уровня сложности работы и количества сотрудников мастерской зависит, будет ли он руководить швеями или заниматься кроем и шитьем самостоятельно.

Человека без соответствующего образования и хотя бы небольшого опыта в швейном деле в эту профессию не возьмут. Художник-модельер должен обладать теоретическими знаниями истории костюма, символизма цветов и орнаментов, специфики театральных спектаклей.

Кто еще работает в театре

Перечисленные профессии – далеко не полный список. В крупных театрах числятся еще театральный критик и директор PR-службы. Наличие узконаправленных цехов (реквизиторского, трикотажного, мягких декораций, столярного и так далее) предусматривает увеличение штата дополнительными заведующими и рядовыми работниками. На контрактной основе зачастую нанимают музыкантов, балетмейстеров, композиторов, драматургов, художников, репетиторов по технике речи. Такие профессии, как уборщик, буфетчик, охранник, юрист и бухгалтер, не относятся к сугубо театральными, но без них не обойтись.

Как видите, профессий достаточно много. Если вы твердо решили связать свою работу с театром, проблем с выбором не возникнет. Главное – определиться с направлением, которое будет вам по душе, и развиваться в нем.

Автор: Юлия Заблоцкая

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия профессии в театре подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Театр – искусство, которое можно называть коллективным. Это только непосвященным кажется, что театр ограничивается сценой и актёрами, находящимися на ней. На самом же деле закулисье скрывает массу людей, которые имеют различные театральные профессии. Какие? Читайте дальше!

Капельдинер

С чего начинается любой храм Мельпомены? Вспоминая изречение Константина Станиславского, можно ответить: «Театр начинается с вешалки!», но на самом деле начинается всё с капельдинера. В обиходе людей этой профессии принято называть билетёрами, однако в числе их обязанностей не только проверка билетов.

театр начинается с вешалки

Капельдинеры подготавливают зал к спектаклю, встречают зрителей, рассаживают их по местам и даже могут проконсультировать по поводу репертуара театра. Так что афоризм о том, что театр начинается с вешалки, не совсем верен. Кстати, в царские времена были введены основные правила, которые в некоторых театрах сохраняются и сегодня: например, внизу, в партере и бельэтаже, роль капельдинеров исполняют мужчины, а выше первого яруса работают девушки.

Актёры и актрисы

Занавес поднимается, на сцене появляются актёры. Они – настоящие мастера перевоплощения. Именно актёры принимают образы других личностей, полностью вживаясь в их характер и качества. Зародилось актёрское мастерство в Древней Греции. Изначально эта профессия была очень уважаемой. Позднее, в эпоху Средневековья, труд актёра презирали – ведь театр был признан проявлением дьявола, а люди, имевшие театральные профессии – его прислужниками. Восстановиться в глазах общества лицедеи смогли только в эпоху Возрождения. Но настоящая революция произошла в XX веке – тогда Станиславский победил шаблонность характеров, присущую актёрам.

театральные профессии

Стоит отметить, что театральная деятельность подходит не всем: актёрами могут стать только люди креативные, способные запомнить и воспроизвести большое количество информации. Необходимо ежедневно перевоплощаться в своего персонажа, донося его суть до публики. Совершенным должно быть всё – и голос, и интонации, и жесты. Эта профессия – одна из самых психологически сложных.

Кукловод

Эта профессия отличается тем, что человек не выходит на сцену, он управляет куклами, озвучивает их. Очень важно, чтобы артист театра кукол обладал техникой кукловождения, сценической речью, актёрской техникой, пением.

Суфлёр

Заядлые театралы знают ответ на вопрос о том, кто такой суфлёр. Тем, кто ещё не знаком со значением этого слова, будет интересно узнать, что французское souffleur на русский язык можно перевести как «подсказчик». То есть деятельность этого театрального работника заключается в том, что он следит за ходом репетиций и спектакля. А в случае необходимости шёпотом даёт подсказки актёрам.

кто такой суфлер

Рабочее место суфлёра скрыто от глаз зрителя, поэтому зачастую многие даже не задумываются о том, кто такой суфлёр и где он находится. А сидит этот человек или за кулисой, или в суфлёрской будке, расположенной посреди сцены. Эта будка едва возвышается, имеет форму ракушки.

Гримёр

Мастер театральных превращений – гримёр. Он может превратить красавицу в чудовище и наоборот! Для этого он использует грим, материалы-наклейки (усы, парики, брови), гумоз – специальную вязкую массу, способную деформировать лицо. В своей работе гримёр не ограничивается одним лишь накладыванием грима. Он изготавливает парики и бороды.

Костюмер

Завершают сценический образ актёров люди, которым подошла работа костюмером. Они помогают подчеркнуть характер персонажа, его черты. Что такое театральный костюм? Это одежда, обувь, украшения и головные уборы. Информацию о том, как должны выглядеть костюмы персонажей разных эпох, берут из разных источников: музеев, книг, фотографий, открыток.

работа костюмером

Художник

Работа над костюмом начинается с эскизов. Их выполняет художник. Он же оформляет вообще весь спектакль. Профессия театрального художника очень многогранна. Он является и дизайнером сцены, и декоратором, и художником. Немаловажно при этом и взаимодействие с режиссёром: только совместная работа позволяет реализовать творческий замысел постановки, ее задумку. Кстати, в каждом театре есть декоративно-бутафорский цех. Здесь изготавливают предметы, которые используются в спектаклях. Для создания декораций применяют самые разные материалы: папье-маше, дерево, гипс, холст.

Светооператор

За работу светового оборудования в постановках отвечает светооператор. Световые эффекты на сцене используются самые разные. Две основные категории – стационарные и динамические.

К динамическим можно отнести:

  • молнию;
  • взрыв;
  • пожар;
  • дождь;
  • снег;
  • ход поезда.

театральная деятельность

Стационарные эффекты – это:

  • звёзды;
  • луна;
  • туман;
  • радуга.

Для всех световых эффектов светооператоры используют специальное оборудование. А туман получается, когда через сухой лёд в испарителях пропускается горячий пар.

Антрепренёр

Менеджер, импресарио, продюсер – все эти театральные профессии можно назвать словом антрепренёр. Этот человек является арендатором или содержателем частного театра. Кстати, самый первый контракт, заключенный антрепренёром с актрисой, был составлен в 1545 году! В России профессиональные антрепренёры появились только в XVIII веке. Первым представителем был немец Иоганн. Он был выписан в 1671 году царём Алексеем Михайловичем. 1679 год ознаменовался приездом в Москву нового антрепренёра – Сплавского. А в 1700-м по приглашению Петра I в Россию приехал Иоганн Куншт.

Заведующий труппой

Организационной деятельностью в театре занимается заведующий труппой. Этот человек принимает участие в распределении ролей, вносит предложения по составу труппы. Кроме того, он занимается составлением планов репетиций. Именно от этого человека зависит равномерная загрузка труппы. Заведующий подбирает новых актёров, приглашает исполнителей для разового участия в постановках.

Режиссёр театра

Профессия театрального режиссёра в том виде, в котором мы привыкли её видеть, сложилась ещё во второй половине XIX века. Но понятие режиссуры появилось куда раньше – в 1742 году. Режиссёр-постановщик театра определяет общую идею, которая и будет раскрыта в ходе спектакля. Этот творческий работник объединяет усилия всех остальных – декораторов и актёров, композиторов и гримёров. Именно он должен сплотить всех работников театра, заставить их проникнуться смыслом, вложить в постановку душу. Для этого режиссеру необходимо быть хорошим психологом, при этом умея управлять собой.

режиссер театра

Режиссёр театра – профессия непростая. Для того чтобы стать им, необходимо обладать напористостью, серьёзностью, грамотностью, умом и оригинальностью. Этот человек трактует пьесы – разумеется, согласно своему видению, так, что они звучат по-новому, заинтересовывают зрителей. Существуют и другие театральные профессии. Помощника постановщика называют просто режиссёром. Он занимается повседневными репетициями. Менее ответственные задания выполняет режиссёр-ассистент.

Волшебный мир театра наполнен удивительными эмоциями. Чарующая атмосфера создает ощущение волшебства. Но кто стоит за яркими переживаниями и волнующей аурой?

Театральные специальности – какие они бывают? Первая мысль, которая приходит в голову, конечно же, актеры. Позже вспоминаются гардеробщики, швеи, режиссеры. На самом деле над реализацией идей одного спектакля, даже без учета автора пьесы, трудится множество людей. Но приходя в театр зритель видит исключительно игру актеров. Именно им достаются все лавры: цветы, аплодисменты, зрительская любовь. Но что там, за кулисами? Кого именно они скрывают? Кто эти невидимки, которые обеспечивают слаженную работу всех механизмов сцены – от звука и освещения до перемещения декораций и смены нарядов?

Помощник зрителей

Вы знаете, где находится бельэтаж? А портер? Сможете быстро сориентироваться, как пройти к гардеробу или буфету? Конечно, если вы завсегдатай и регулярно бываете в театре, то ответы на эти вопросы будут утвердительными. Но большинство людей приходят на представление редко или вовсе впервые. Именно для такой категории существует профессия помощник зрителей. Его задача – сориентировать гостей, помочь купить билеты, найти свои места. К нему можно обратиться, чтобы задать вопросы про антракт или буфет.

Позиция помощник зрителей – слишком емкое понятие. Традиционно, должность включает 3 категории:

  1. Гардеробщик
  2. Кассир
  3. Капельдинер

Главная задача специалистов – сделать пребывание в театре комфортным и приятным.

Капельдинер

За необычным словом капельдинер скрывается администратор. В его обязанности входит:

  1. Проверка и прием билетов.
  2. Сопровождение к месту (опционально).
  3. Контроль за порядком и тишиной.
  4. Решение конфликтных ситуаций.
  5. Ответы по репертуару, актерскому составу.
  6. Подготовка программок.

Чтобы занять должность, необходимо обладать хорошей, грамотной речью, любить театр. В столице среди капельдинеров можно встретить студентов театральных вузов и других молодых людей. А в провинции на позицию чаще претендуют пенсионеры.

Кассир

Вопреки расхожему мнению о том, что спектакль начинается с вешалки, на самом деле театр начинается с билетов. Конечно, их можно купить посредством интернета. Но до сих пор очень часто за билетом обращаются к кассиру. Они трудятся непосредственно на территории театра, а также в киосках, специализированных павильонах.

Несмотря на цифровую эпоху, должность кассира остается актуальной и по сей день. Для работы не требуются специальные знания. Чаще всего достаточно базового владения ПК, знания репертуара и дислокации кресел в зале.

Гардеробщик

Чтобы работать гардеробщиком нет нужды получать специальное образование. Однако для этой должности важен склад характера и личные качества. Сотрудник обязательно должен быть аккуратным и внимательным, так как постоянно взаимодействует с одеждой посетителей и ошибка чревата последствиями. Поэтому, гардеробщик должен уметь быстро принимать одежду, точно фиксировать номерные знаки.

Помните! Гардеробщик несет материальную ответственность за вещи, которые у него оставили.

Многие посетители приходят в театр в довольно дорогих нарядах: шубы из натурального меха у женщин, кожаные куртки у мужчин. Поэтому, претендуя на эту должность, необходимо взвешивать свои силы и быть готовым соблюдать театральный этикет в течение 6 дней в неделю.

Руководящий состав (организаторы)

К управленческим позициям в театре причисляют два направления:

  1. Художественный руководитель.
  2. Заведующий сектором.

К перечню их задача относятся организационные вопросы:

  1. Контроль за выполнением должностных обязанностей коллективом театра.
  2. Подготовка и согласование репертуара на квартал, год.
  3. Планирование гастролей и выездных мероприятий.
  4. Организация маркетинговой стратегии – где и когда проводить рекламные акции.
  5. Контроль за творческими процессами и подготовкой спектаклей.

Ведущий художественный руководитель

В крошечных театрах, что находятся в регионах, должность худрука может совмещать ведущий (главный) режиссер. Но такой тандем возможен только при минимальной загрузке специалистов. В крупных же театрах, где нагрузка намного больше, художественный руководитель – полноценная должность. Из-за большой ответственности совмещение не эффективно.

В его обязанности входит управление и контроль за результатом творческой деятельности:

  1. Подготовка репертуара.
  2. Согласование спектаклей.
  3. Переговоры со спонсорами и партнерами.
  4. Решение кадровых вопросов.

Кроме того, вместе с директором худрук принимает решения касательно финансирования и формирует годовой бюджет театра.

Заведующий труппой

Эта специальность – связующий сегмент между творческим коллективом и руководителем. В его зоне ответственности график репетиций, решение спорных, конфликтных ситуаций в штате, рекомендации по замене, вводу и выводу артистов из различных спектаклей. Такая профессия хорошо подходит коммуникабельным и общительным людям с хорошим уровнем эмпатии и навыками психолога.

Трудоустройство заведующим труппой происходит на конкурсной основе. Чтобы занять вакансию необходимо профильное образование и опыт работы ассистентом или на аналогичной позиции.

Заведующий литчастью

До цифровой эры специалист этой категории занимался поиском и подбором пьес, спектаклей. Сейчас круг обязанностей расширился. Заведующий также отвечает за пиар отдел, взаимодействие с журналистами, рекламодателями, критиками. Заведующему литчастью не обязательно иметь театральное образование. Вполне подойдет диплом лингвиста, учителя русского языка, филолога.

Заведующие мастерской

Высший эшелон театральной карьеры среди рабочих специальностей – управляющие мастерской и постановочным блоком. Их основная сфера деятельности сводится к бюрократии:

  1. Решение технических вопросов по обустройству театра.
  2. Внедрение и применение новых технологий.
  3. Материально-техническое обеспечение.
  4. Подбор кадров для работы в мастерских.
  5. Ремонт костюмов, декораций и реквизита.

Заведующий костюмерной

Его зона ответственности – одежда. Специалист отвечает за то, чтобы у всех артистов было нужное количество комплектов одежды, в том числе запасной гардероб в соответствии с программой выступлений. Заведующий костюмерной обязан знать работу рядового костюмера:

  1. Ремонт и подгонка размера.
  2. Помощь в переодевании.
  3. Срочная починка аксессуаров.

Во время спектакля специалист находится за кулисами для оказания экспресс помощи с гардеробом.

Режиссеры

Режиссер-постановщик обязан иметь профильное образование и опыт работы в сегменте. Вместе с художественным руководителем режиссер подбирает актуальные пьесы для спектаклей, отвечают за подготовку репертуара. Кроме того, он обязан участвовать в репетициях, отрабатывать с актерским составом сложные для понимания участки пьесы. Режиссер выбирает артистов на роли, а также контролирует подготовку нарядов, реквизита, декораций.

В театре есть 2 режиссера:

  1. Специалист, который руководит подготовкой спектакля и вместе с ассистентом и худруком полностью отвечает за постановку: от выбора актеров до выдачи раздаточного материала со словами пьесы.
  2. Звукорежиссер – еще один специалист, работающий в театре. Перечень его обязанностей меньше. Он отвечает за звуковое сопровождение театральных постановок. Звукорежиссер следит за тем, чтобы музыка соответствовала концепции, может писать ее самостоятельно или предлагать из известных вариантов. Для замещения вакансии требуется отличный слух и соответствующее образование.

Особенностью работы режиссера является возможность получать внушительные гранты, премии и награды в случае, если спектакль пользуется успехом.

Актер

Пожалуй, самая желанная и главная профессия театра – актер. Для работы необходимо профильное образование. Во многих городах есть театральные факультеты и специализированные вузы.

Зарплата у актера театра редко бывает большой. Но нужно понимать, что артисты служат не только в театрах, но и работают в коммерческих проектах. Съемка в кино или в рекламе, выступление на корпоративах может приносить доход в несколько раз больше.

Можно ли стать актером без образования? Да, но это крайне сложно. Даже самородок с ярким и самобытным талантом нуждается в грамотной подготовке: постановка речи, движения, пластика, способность перевоплощаться и раскованно себя чувствовать перед камерой, на сцене. Без диплома устроиться на работу можно только в провинции, но и там придется поступить на заочный факультет.

Суфлер

В крошечной будочке в центре сцены или глубоко за кулисами прячется человек, который знает реплики каждого актера во всех пьесах. Профессия суфлер удивительно редкая. В России их всего 30 человек. При этом, они работают лишь в 3 театрах:

  1. Московский художественный театр им. А. Чехова.
  2. Малый.
  3. Большой.

Зрители не видят специалиста, суть его работы заключается в том, чтобы шепотом подсказывать актерам их речь, если вдруг кто-то забыл фразу или реплику.

На должность суфлера чаще всего берут бывших актеров, а также людей, которые закончили актерский факультет, но по состоянию здоровья или из-за возраста не могут продолжать работать исполнителем ролей.

Может показаться, что работа легкая и простая. Но это не так. Суфлер обязан знать каждую фразу, понимать, когда пауза нужна по сюжету, а когда актер забыл слова.

Технические работники

Отдельным рабочим кластером выступают специалисты технических профессий:

  1. Осветители.
  2. Механики сцены.
  3. Изготовители декораций.
  4. Художники по свету.
  5. Реквизиторы.

Доход у них невысокий, кто трудится вдали от столицы и крупных городов, получают еще меньше. В некоторых театрах сотрудники могут рассчитывать на бонусы и премиальные выплаты.

Осветители, художники по свету

Они выполняют творческую работу. Главная задача художника – создать цветовую партитуру. Специалист обязан знать, когда и какой свет должен светить, какие оттенки лучше выбрать, когда освещение мигающее, когда яркое, а когда гаснет совсем.

Зона ответственности осветителя – световые эффекты. Он не разрабатывает эскиз и панораму света. Его задача – следить за тем, чтобы софиты, лампы и другая аппаратура запускалась своевременно и работала стабильно. Для этой позиции важно понимать принципы цветообразования, особенности работы света, а также уметь оперативно принимать решения и действовать в форс-мажорных ситуациях.

Механик сцены

Все механические элементы на сцене, которые должны как-либо двигаться: летать, подать или, наоборот, подниматься, зависят от работы механика. Кроме организации движущихся элементов, в зоне его ответственности также ремонтные работы и сборка, разборка всех движимых частей сцены. Специалист этой профессии должен быть физически крепким и неплохо разбираться в технических аспектах.

Реквизитор

Виртуозная подмена вина соком, а джина – минералкой? Легко! Реквизитор, подобно фокуснику, создает видимость, когда нужно. К примеру, если по сюжету актеры пью спиртное, то он заменяет его похожими напитками без спирта так, чтобы это было не заметно публике. Его задача подобрать оружие и другие аксессуары, чтобы заменить реальные предметы незаметно для зрителя. Кажется, что работа совсем простая, но нет. Реквизитор в театре очень важен, без его труда ни одна пьеса не будет поставлена правильно.

Дизайнеры и художники

Чтобы подготовить актеров к выходу на сцену используется работа многих людей:

  1. Бутафоры, которые подбирают реквизит.
  2. Гримеры, наносящие макияж в соответствии с образом.
  3. Модельеры, их задача – подобрать наряд в соответствии.

А также множество других специалистов: парикмахеры, постижеры. Все они относятся к общей категории – дизайнеры и художники. Для работы нужно иметь или талант или профильное образование. Чаще всего – и то, и другое

Постижер и гример

В чем заключается работа гримера, известно большинству. Этот специалист подбирает грим к образу в соответствии сюжету, наносит косметику. Вроде, простая работа? Не совсем так. Гример должен не просто наносить грим на лицо, но и учитывать массу факторов:

  1. Типаж актера.
  2. Освещение сцены.
  3. Одежду.
  4. Особенности исполнения роли (есть ли трюки, касания, удары).

Бутафор

Работа бутафора – удивительный тандем творчества и ручного труда. Новичок в профессии работает по готовым эскизам, занимается подготовкой клея, бумаги, замешивает клейстер или глину, окрашивает и соединяет различные элементы для декораций. А вот опытный специалист может заниматься разработкой реквизита и декораций самостоятельно. Создает собственные эскизы, а потом согласовывает их с режиссером и ответственным за постановку спектакля.

Чтобы занимать должность бутафора необходимо профильное образование. Чаще всего мастера заканчивают художественные высшие учебные заведения

Модельер-художник (изготовление театрального костюма)

Для полноценной работы в этом направления нужно образование и опыт. Модельеру необходимо знать историю костюма, символическое значение различных орнаментов и цветовой гаммы, уметь сочетать ткани и фасоны с учетом специфики театра. В рамках сотрудничества, специалист выполняет работу на основании эскизов от режиссера или художника. Если театр большой, то под его руководством трудится штат швей и закройщиков. Если же театральное заведение небольшое, то отшивать костюмы он может самостоятельно.

Другие специальности в театре

Чтобы создать праздничную атмосферу театра задействовано множество специалистов разного профиля. Это и музыканты для популярных инструментов: барабанщики и гитаристы, саксофонисты и мастера по фортепиано. Также в театре много обслуживающего персонала:

  1. Буфетчики.
  2. Уборщики.
  3. Охрана.
  4. Финансовый и юридический отдел.
  5. Пиар-отдел.

В крупных театрах есть собственные узконаправленные цеха по изготовлению реквизита, мягких декораций, различного трикотажа, а также столярных изделий. Иногда приглашают и других специалистов: балетмейстеров, драматургов, композиторов.

Если вы решили связать свою жизнь с театральным миром, то не обязательно становиться актером. Профессий довольно много и есть из чего выбрать. Для начала важно найти то, что близко и интересно, а потом развиваться в выбранном направлении.

Ведущий редактор централизованной библиотечной системы, библиотеки, музея, клубного учреждения, научно-методического центра народного творчества, дома народного творчества, центра народной культуры (культуры и досуга) и других аналогичных организаций

Главный научный сотрудник

Ведущий научный сотрудник

Старший научный сотрудник

Младший научный сотрудник

Специалист по маркетингу библиотечно-информационных услуг

Хранитель фондов

Переводчик библиотеки

  1. 4.Должности работников, занятых в культурно-досуговых организациях, центрах (домах народного творчества), дворцах и домах культуры, парках культуры и отдыха, центрах досуга, кинотеатрах и других аналогичных организациях культурно-досугового типа

4.1. ДОМА (ЦЕНТРЫ) НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА, ДРУГИЕ АНАЛОГИЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ОРГАНИЗАЦИЯМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ТИПА

Начальник концертного зала

4.2. КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КЛУБНОГО ТИПА (ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ (МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКОЙ) КЛУБНОЙ СИСТЕМЫ), ПАРКОВ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА, ГОРОДСКИХ САДОВ, ДРУГИЕ АНАЛОГИЧНЫЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Художник-оформитель

Дежурный зала игральных автоматов, аттракционов и тира

4.3. ОРГАНИЗАЦИИ КИНЕМАТОГРАФИИ

Заведующий отделением (пунктом) по прокату кино- и видеофильмов

Заведующий фильмобазой (фильмохранилищем)

Заведующий студией звукозаписи

Заведующий студией видеозаписи

Заведующий фотолабораторией

Заведующий отделом эксплуатации фильмофонда

заведующий отделом репертуарного планирования

Начальник цеха по обслуживанию и ремонту кинотелевизионного оборудования

Начальник участка цифровой обработки фильмовых материалов

Хранитель фильмофонда

Администратор (старший администратор) съемочной группы

Видеотекарь

Киномеханик

Оператор видеозаписи

Оператор магнитной записи

Оператор пульта управления киноустановки

Реставратор фильмокопий

Специалист по качеству фильмовых материалов

Специалист по цветоустановке и цифровой реставрации

Специалист по цифровой обработке фильмовых материалов

Специалист по цифровой обработке кино-, фото- материалов

Специалист по международной деятельности

Специалист по контролю за эксплуатацией фильмокопий

Специалист по обеспечению сохранности фильмокопий

Специалист по спецпроектам, популяризации коллекции Госфильмофонда России и пропаганде российского кинематографа в странах СНГ

Специалист по спецпроектам, популяризации коллекции Госфильмофонда России и пропаганде российского кинематографа в зарубежных странах

Фильмопроверщик

Фильмотекарь

Фотограф, занятый выполнением репродуцированных работ и реставрацией особо важных документов с угасающими текстами

Диктор-корреспондент телевидения

Оператор телевидения

Б. ПРОФЕССИИ РАБОЧИХ, ОТНОСИМЫХ К ОСНОВНОМУ ПЕРСОНАЛУ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ

Автоматчик по изготовлению деталей клавишных инструментов

Аппаратчик приготовления химических растворов

Арматурщик язычковых инструментов

Аэрографист щипковых инструментов

Бронзировщик рам клавишных инструментов

Брошюровщик

Видеоинженер

Вышивальщица

Гарнировщик музыкальных инструментов

Гофрировщик меховых камер

Гример-пастижер

Декоратор витрин

Драпировщик

Заготовитель блоков по ботанике

Заготовитель блоков по гистологии, цитологии, эмбриологии

Заготовитель геологических образцов

Заливщик голосовых планок

Зверовод зоологических баз

Зоолаборант серпентария

Изготовитель субтитров

Изготовитель голосовых планок

Изготовитель игровых кукол

Изготовитель деталей для духовых инструментов

Изготовитель лекал

Изготовитель молоточков для клавишных инструментов

Изготовитель музыкальных инструментов по индивидуальным заказам

Интонировщик

Исполнитель художественно-оформительских работ

Клавиатурщик

Комплектовщик деталей музыкальных инструментов

Комплектовщик костей

Комплектовщик материалов, кроя и изделий

Комплектовщик сухих зоопрепаратов

Комплектовщик филькопий

Контролер по видеоконтролю

Контролер по звуку

Контролер музыкальных инструментов

Контролер материалов, кроя и изделий

Контролер наглядных пособий

Контуровшик

Красильщик в пастижерском производстве

Лакировщик глобусов

Макетчик модельно-проектного проектирования

Макетчик театрально-постановочных макетов

Макетчик художественных макетов

Маляр по отделке декораций

Машинист сцены

Механик по обслуживанию съемочной аппаратуры

Механик по ремонту и обслуживанию кинотехнологического оборудования

Механик по обслуживанию телевизионного оборудования

Механик по обслуживанию ветроустановок

Механик по обслуживанию звуковой техники

Механик по обслуживанию кинотелевизионного оборудования

Модельщик наглядных пособий

Модистка головных уборов

Мозаичник монументально-декоративной живописи

Монтажник негатива

Монтажник позитива

Монтажник экспозиции и художественно-оформительских работ

Монтировщик сцены

Монтировщик влажных препаратов

Монтировщик костных препаратов

Монтировщик микросрезов

Монтировщик муляжей и моделей

Монтировщик остеологических коллекций

Монтировщик скелетов мелких животных

Монтировщик сухих биологических объектов

Монтировщик технологических коллекций

Настройщик язычковых инструментов

Настройщик духовых инструментов

Настройщик пианино и роялей

Настройщик щипковых инструментов

Настройщик-регулировщик смычковых инструментов

Облицовщик музыкальных инструментов

Обувщик по пошиву обуви

Обувщик по ремонту обуви

Обработчик перламутра

Обрезчик анатомического материала

Оклейщик глобусов

Окрасчик микросрезов

Оператор стенда по обыгрыванию клавишных инструментов

Оператор проектирования раскладки лекал

Оператор цифрового кинопоказа

Оператор швейного оборудования

Отборщик анатомического материала

Отделочник материалов и готовых изделий

Оформитель диапозитивных фильмов

Оформитель коллекций

Переплетчик

Переплетчик особо ценных книг, рукописей и документов

Печатник субтитрования

Плиссировщик-гофрировщик

Подготовщик основы для мультипликационных рисунков

Полировщик музыкальных инструментов

Препаратор биологических объектов

Препаратор по анатомии

Препаратор по микрозоологии

Препаратор скелетов мелких животных

Препаратор срезов по анатомии

Приемщик биологических материалов

Приемщик материалов, полуфабрикатов и готовых изделий

Программист

Проявщик кинопленки

Рабочий зеленого хозяйства

Рабочий парка

Рабочий отдела полеводства

Рабочий по уходу за животными

Разрисовщик моделей

Раскладчик лекал

Раскрасчик законтурованных рисунков

Раскрасчик диапозитивов и фотоотпечатков

Расшлифовщик фильеров

Регулировщик пианино и роялей

Регулировщик язычковых инструментов

Редактор электронных баз данных

Резчик на микротоме

Реставратор смычковых и щипковых инструментов

Реставратор язычковых инструментов

Реставратор клавишных инструментов

Реставратор архивных и библиотечных материалов

Реставратор декоративно-художественных покрасок

Реставратор декоративных штукатурок и лепных изделий

Реставратор духовых инструментов

Реставратор кровельных покрытий

Реставратор металлических конструкций

Реставратор памятников деревянного зодчества

Реставратор памятников каменного зодчества

Реставратор произведений из дерева

Реставратор тканей, гобеленов и ковров

Реставратор ударных инструментов

Реставратор художественных изделий и декоративных предметов

Ретушер субтитров

Сборщик язычковых инструментов

Сборщик ударных инструментов

Сборщик духовых инструментов

Сборщик натуральных объектов

Сборщик-монтажник щипковых инструментов

Сборщик-монтажник клавишных инструментов

Сборщик-монтажник смычковых инструментов

Сварщик швейных изделий на установках ТВЧ (токов высокой частоты)

Станочник специальных деревообрабатывающих станков

Станочник специальных металлообрабатывающих станков

Столяр по изготовлению декораций

Столяр по изготовлению и ремонту деталей и узлов музыкальных инструментов

Струнонавивальщик

Сушильщик растений

Съемщик мультипликационных проб

Съемщик диапозитивных фильмов

Таксидермист

Термоотделочник швейных изделий

Укладчик диапозитивных фильмов

Установщик декораций

Установщик ладовых пластин

Установщик художественных произведений

Формовщик головных уборов

Формовщик форм для наглядных пособий

Фотооператор

Фурнитурщик

* Группировка должностей и профессий по категориям является рекомендательной. Допускается включение любых должностей согласно настоящему перечню в штатное расписание любых организаций отрасли культуры независимо от категории.

** Термины «руководитель», «директор», «начальник», «заведующий» применительно к предмету издания настоящего приказа являются взаимозаменяемыми. Также применительно к должностям руководителей могут вводиться должности заместителей и помощников.

*** В отношении должностей специалистов и служащих допускается также наименование «ведущий», «главный», «старший».

Все о профессиях в театре

Магия сцены существует, а вот кто ее создает, знает не каждый. Даже в театре бывает рутина, правда, для многих она становится чем-то постоянным и будничным, от этого нет сил отказаться. Если хочется связать свою жизнь с театром, профессий, которые могут в этом помочь, очень много.

Особенности

Десятки человек создают спектакль, который потом получает зрительские овации. И причастными к ним справедливо могут считать себя не только режиссер и актерская труппа – есть масса профессий, в которых нуждается каждый театр. Существуют, например, костюмеры и реквизиторы, профессионализм которых ценится так высоко, что не всяким актером так будут дорожить в театре.

Некоторым специальностям обучают в соответствующих вузах – и других вариантов нет. Но, например, гримером или гардеробщиком можно стать и без образования.


Список и описание профессий

Театр может быть художественным, оперным, драматическим и т. д. Бывают, например, театры, труппу которых составляют люди, параллельно снимающиеся в кино. Есть такие театральные профессии, которые стоят в первом ряду популярности.

Актер

Это лицо театра. В актерскую труппу попадают, как правило, люди, окончившие театральный вуз или училище. Считается, что актер поступает на службу в театр, они так и говорят: «Служу в театре музкомедии» или «Служу в этом театре 20 лет». Оказаться на месте актера без соответствующего образования почти невозможно, разве что это будет любительский театр. Или, например, человек случайно попадает в кино, обладая природным талантом, добивается успеха и хочет попробовать себя и на театральных подмостках. Но, как правило, он все равно идет учиться, потому что никакая природа и талант не заменят исключительно профессиональных навыков, азов актерства. Исключения так редки, что они только подтверждают правило.

Зарплата актера не самая высокая. Если это провинциальный театр и назвать актера звездой, задействованной в большом количестве спектаклей, да строго на главных ролях, нельзя, получать он будет от 15 тысяч рублей. Увы, но реалии таковы. В московских театрах зарплаты выше, равно как и конкуренция.

Лучшие вузы для получения актерской профессии – Школа-студия МХАТ, Высшее театральное училище им. Щепкина, Театральный институт имени Щукина, ГИТИС.


Аниматор

Если употреблять это слово в правильном значении, аниматор – это уличный актер. Работает он в парках развлечений, на массовых мероприятиях, один или в составе уличной актерской труппы. В идеале человек, связанный с этой профессией, также обязательно должен иметь актерское образование. Сегодня под аниматорами чаще понимают людей, которые ведут детские и взрослые праздники, работают в рамках тематических уличных мероприятий. Естественно, актерское образование имеет далеко не каждый.


Суфлер

Иначе говоря – подсказчик. Именно этот человек сидит в суфлерской будке и часто спасает судьбу спектакля. Его задача заключается в своевременной подсказке актеру, если тот забыл текст. И, конечно, ничего этого не должен заметить зритель. Сама будка находится посреди сцены, немного возвышается над помостом. Ее легко узнать по форме – она напоминает ракушку.

Но суфлеры сегодня есть далеко не в каждом театре. Профессия теряет свою актуальность, потому не является незаменимой в театре. Или же человек этой специальности может совмещать ее с другой, чтобы работать на полную ставку.


Гардеробщик

Стоит ли напоминать, откуда начинается театр? Так вот, хозяином той самой вешалки является гардеробщик. Без специального образования в этом случае, конечно, обойтись можно, зато требования не самые простые. Во-первых, в большинстве случаев выходным днем будет только понедельник. Во-вторых, нужно быть быстрым, ловким, обладать неплохой памятью. Ну и, конечно, как в театре без вежливости, обходительности – зрителя нужно расположить еще у входа. Как говорится, профессия требует соответствия месту.


Бутафор

На эту специальность в театр может устроиться выпускник художественного вуза. Это не просто художник, душа которого поет и требует творчества, – понадобятся и сугубо технические навыки: например, знать характеристики разных клеевых составов, разбираться в красках с точки зрения химических свойств и т. д.

В основном же бутафор занимается изготовлением эскизов, которые он должен согласовывать с постановщиком. Он же руководит цехом, где изготавливают декорации и реквизит. Этим занимается художник-бутафор. А вот рядовой бутафор выполняет технические задания: заваривает клей, замешивает глину, нарезает бумагу, окрашивает и т. д.


Реквизитор

Не только режиссер должен сказать «Верю» на игру актера. Сидящий в зале зритель должен поверить всему, что происходит на сцене. И если, допустим, герой пьет молоко, используемая жидкость должна быть как минимум похожа на него.

Упомнить все, что включено в реквизит, может только ответственный за это человек. Он отвечает за те нюансы, без которых распадется общая картинка сцены.


Клакер

Возможно, не все даже слышали это слово. В самом названии профессии кроется и ее значение, в переводе с французского «claque» означает «хлопок ладонью». Они, клакеры, должны заводить людей на овации, хлопать в нужном месте и в нужном масштабе. По сути, они заводят публику, зачастую определяя успех спектакля. Клакер должен обратить зрительское внимание на тот момент в спектакле, который знаковый, сложный, особенный, но не всегда зритель об этом догадывается.

Естественно, конкуренты нередко отправляли своих клакеров, чтобы те развалили спектакль соперника. На чужой постановке нанятые клакеры вели себя так, чтобы об успехе и говорить не пришлось. Их задача – освистать спектакль, помешать конкуренту.


Балерина

Так называют артистку балетного театра, исполнительницу классических танцев, получившую образование согласно балетным канонам, использующую в работе так называемую пальцевую технику. Прима-балерина – это артистка, которая выступает на первых ролях, ведущая солистка балетной труппы. Именно ей достаются главные партии в постановках. Артист балета (мужчина), который добился тех же высот, называется премьером.

Нельзя поступить на балерину или артиста балета после школы – слишком поздно. В профессию приходят в раннем детстве (как правило, еще в дошкольном), в первые годы занятий танцами выясняется, пригоден ли ребенок для классического балета. Звучит жестко, но здесь есть отбор, причем зачастую дело не только в таланте и работоспособности, сколько в анатомическом соответствии – должны быть определенная фигура, гибкость, выворотность стопы и т. д. В 10–11 лет дети поступают в балетное училище, где наряду с общеобразовательными дисциплинами осваивают балетные.


Светооператор

Этот человек отвечает за световой пульт, который на сцене можно считать своеобразным курсором. Если постановка небольшая, светооператор может выполнять задачи художника по свету, а также заведующего электроцехом. Тогда он будет разрабатывать световую партитуру, размещать приборы, отвечать за их направку. Сегодня эта профессия требует особых навыков, так как иногда приходится создавать светом целые картины. Свет может играть ведущую роль в спектакле, расставлять смысловые акценты и т. д.


Музыкальный оформитель

Это профессионал, который выстроит музыкальную линию спектакля – подберет музыку так, чтобы она была уместной, убедительной, помогла раскрыть образ и эмоционально вовлечь зрителя. И все должно соответствовать начальной задумке постановщика.


Дирижер

Этот человек руководит разучиванием и исполнением ансамблевой музыки. Он отвечает за художественную интерпретацию произведения, он же гарантирует ансамблевую стройность, отвечает за технику игры каждого исполнителя. Помимо того, что это должен быть музыкально одаренный человек, он должен тренировать слух, обладать драматургическим чутьем. Ну и, конечно, для своего коллектива он должен быть беспрекословным лидером.


Сценограф

Это художник, который отвечает за оформление постановки, создает ее изобразительно-пластический образ. Он одновременно выполняет роли живописца, графика, конструктора, архитектора и технолога. Он не один занят в оформлении сцены, но он руководит процессом. Зачастую спектакль запоминается именно невероятным оформлением сцены, шикарным решением этой части спектакля, которая говорит не меньше, чем реплики героев.

Сценограф будет успешным, если сможет построить команду таких же профессионалов, поскольку его задумки надо еще и воплотить в жизнь.


Гример

Задача этого специалиста – изменить внешность актера так, чтобы она максимально соответствовала роли. И дело не просто в умении наносить макияж. Грим отличается от обычной косметики, он помогает человеку быть ярким, выразительным, чтобы это видел зритель даже в последнем ряду. Иногда гример должен «рисовать» лицо, меняя актера до неузнаваемости.


Художник

Прежде чем появится костюм, его нужно придумать и нарисовать. Этим занимается художник по костюмам. Есть еще художники сцены, художники по свету, но не в каждом театре эти задачи возложены на разных специалистов. В любом случае это должен быть человек с высшим художественным образованием.


Какие еще есть художественные специальности?

Выучиться можно и на актера кукольного театра (для этого нередко достаточно училища). Специалист должен знать технику кукловождения, обладать сценречью, актерской техникой, быть музыкальным и т. д. Говоря о театре, можно услышать и такое слово, как «антрепренер». Сегодня оно употребляется несколько реже и в большей степени как связанное с театром дореволюционной эпохи. Сегодня бы сказали проще – продюсер. В крайнем случае – импрессарио. Этот человек мог владеть театром и заниматься его продвижением. Один из самых легендарных представителей этой профессии – человек, подаривший миру «Русские сезоны», Сергей Дягилев.

Заведующий труппой – это современный театральный менеджер, отвечающий за все организационные вопросы, связанные с актерским составом. Он принимает участие в ролераспределении и в составлении репетиционных планов. Отвечает он и за то, чтобы загрузка труппы была равномерной. Он же занимается подбором новых актеров или приглашает артистов со стороны для разового участия в спектакле.

Конечно, как не упомянуть практически главного человека в театре – режиссера. Он определит общую идею, раскрывающуюся в ходе спектакля, ведь одно и то же художественное произведение можно не просто поставить по-разному, но и насытить диаметрально противоположными трактовками. Режиссер получает свое образование в художественном вузе, на режиссерском факультете. Человек, живущий искусством, – наверное, это про него.

Обычно в театре есть несколько цехов: в одном трудятся технические работники, отвечающие за свет, звук, механику сцены, в другом занимаются изготовлением декораций и реквизита, в третьем – костюмами.

Также в современных театрах есть менеджеры, отвечающие за коммерческий успех театра, рекламу, промоушн и т. д. В некоторых театрах в штате есть и критики, имеется литературный отдел.

Читайте также: