Кто работает в управлении образования должности

Опубликовано: 02.07.2024

Трудовое законодательство распространяется на всех работников любых предприятий и учреждений. При этом в отношении отдельных категорий сотрудников действуют особые нормы. К ним в первую очередь относятся лица, замещающие должности муниципальной службы. Их деятельность кроме ТК регламентирует ФЗ № 25 и прочие отраслевые нормативные акты. Рассмотрим далее особенности, которыми обладают должности муниципальной службы.

должности муниципальной службы

Общая характеристика

Должности государственной и муниципальной службы предусматриваются в федеральных, региональных и местных органах власти, аппаратах избирательных комиссий. Указанные структуры формируются на основании положений уставов МО, законодательств субъектов РФ. Должности муниципальной службы устанавливаются для исполнения определенного круга обязанностей. Они связаны обеспечением реализации органами власти и избирательными комиссиями их полномочий. Основанием для введения постов выступает реестр должностей муниципальной службы. Их наименования используются при формировании штатных расписаний.

Специфика

Квалификационные требования к должностям муниципальной службы, стажу работы, профессиональным знаниям, навыкам, которые необходимы для выполнения обязанностей, определяются нормативными актами местного самоуправления. В зависимости от уровня профподготовки сотрудникам присваивают классные чины. Их наименования утверждаются региональными законами. Группы должностей муниципальной службы определены в ст. 8 ФЗ №25.

Классификация

В перечень должностей муниципальной службы включены:

  1. Руководители. Они формируют высший начальствующий состав. В него включены непосредственно руководители МО, органов самоуправления и прочих властных структур, а также их заместители.
  2. Советники (помощники). Эти должности муниципальных служащих учреждаются на конкретные сроки. Они совпадают с периодом исполнения обязанностей лиц, обеспечением работы которых занимаются помощники.
  3. Специалисты. Эти должности муниципальных служащих учреждаются для документационного, информационного, организационного, хозяйственного, финансово-экономического, профессионального и иного обеспечения деятельности органов самоуправления и избирательных комиссий. Специалисты назначаются без ограничения срока. Реестр должностей муниципальной службы включает в себя разделение их на старших, младших и ведущих.

требования к должности муниципальной службы

Описание категорий

Руководящие должности муниципальной службы разделяются на следующие категории:

  1. Ведущие. К ним относят заместителей председателей комитетов, начальников управлений и отделов МО. Ведущими должностями являются также начальники подразделений, секторов.
  2. Главные. К ним относят первых заместителей глав, руководителей администраций, управляющих делами МО, начальников органов самоуправления, председателей контрольно-счетных структур, а также начальников отделов и их заместителей.
  3. Высшие руководящие должности МО.

Специалисты, как выше было указано, могут быть:

  1. Ведущими. Это консультанты.
  2. Старшими. Ими являются главные и ведущие специалисты.
  3. Младшими. Ими являются специалисты 1-й, 2-й категорий, а также не имеющие категории.

Если гражданин занимает должность специалиста и одновременно выполняет функции главного бухгалтера или его заместителя, разрешено двойное наименование поста.

Квалификационные требования к должностям муниципальной службы

Сотрудники, зачисляемые в штат, должны обладать соответствующими:

  1. Уровнем профобразования, специализацией.
  2. Опытом и стажем работы.
  3. Уровнем знаний законодательства РФ, в том числе конституционных положений, норм региональных и иных правовых актов.

замещение вакантной должности муниципальной службы

Образование

Замещение вакантной должности муниципальной службы допускается лицом, имеющим:

  1. Для высших и главных постов – в/о по соответствующей специализации. Допускается иметь высшее профессиональное образование по направлению "государственное и муниципальное управление". Аналогичное или равноценное образование рекомендуется и для старших и ведущих сотрудников.
  2. Для младших служащих – профессиональное с/о по специализации муниципальных должностей либо равноценное ему.

Перевод сотрудников

По положениям ст. 72.1 ТК он может быть постоянным либо временным. В первом случае необходимо согласие сотрудника, оформленное письменно. После его получения составляется соглашение к основному договору. В соответствии с ним издается приказ о переводе. Служащий может быть повышен или понижен. Последнее осуществляется по итогам аттестации. В этом случае также требуется согласие работника. Если сотрудник его не дает, наниматель вправе уволить его в течение 1 месяца с даты получения результатов аттестации. По истечении указанного срока расторжение договора с сотрудником, равно как и понижение его в должности не допускается. Временный перевод может производиться без согласия работника. Однако в этом случае за сотрудником сохраняется его прежняя должность и место осуществления деятельности. В трудовую книжку запись не вносится, но издается соответствующий приказ. В качестве оснований для его утверждения выступают документы, подтверждающие необходимость временного перевода.

Нюанс

Если временный перевод сотрудника стал постоянным, издается соответствующий приказ. На его основании вносится запись в трудовую. При этом дату указывают ту, с которой был осуществлен временный перевод. Достаточно часто на практике возникает вопрос: допустимо ли на определенный период перевести работника, который не является муниципальным служащим, на такую должность? В данном случае следует обратиться к нормам законодательства. В ст. 72.2 ТК и ФЗ № 25 не предусматривается никаких ограничений для замещения должностей муниципальной службы на время отсутствия основного сотрудника. Однако при этом должны выполняться определенные условия. В частности, необходимо учитывать требования к должности муниципальной службы, предусмотренные в законах субъектов РФ.

должности государственной и муниципальной службы

Подразделения

В муниципальных органах образуются необособленные структуры. Процесс их формирования регламентируется правовыми актами МО. Органами самоуправления, в которых работают муниципальные служащие, являются районные и городские администрации. Структура последних достаточно сложна и имеет ряд особенностей. Вместе с главой администрации и его заместителями в нее включены:

  1. Сектора и отделы.
  2. Отраслевые органы. Эти структурные подразделения наделяются статусом юрлица, имеют самостоятельный баланс, круглую печать и банковский счет. К отраслевым органам относят разнообразные департаменты, комитеты и управления.
  3. Территориальные структуры. Ими являются администрации городских районов. Эти структуры также выступают в качестве юрлиц. Они функционируют в соответствии с уставами и положениями, утверждаемыми городской администрацией.

Территориальные и отраслевые органы также имеют свои подразделения. К примеру, в Управлении образования могут присутствовать отделы по правовому и кадровому обеспечению, по защите прав несовершеннолетних и так далее. Руководит отраслевым органом начальник департамента (управления). Он назначается на должность и освобождается от нее по решению главы администрации. Начальник отраслевого органа представляет интересы департамента (управления) без доверенности, принимает на работу сотрудников и увольняет их, утверждает инструкции, положения о подразделениях, штатное расписание. В уставе предусматриваются и иные обязанности для этого служащего. Управление работой районных администраций осуществляется на принципах единоначалия. В качестве руководителей выступают их главы. Вместе с этим они являются заместителями высшего должностного лица администрации города. Соответственно, последний назначает руководителей на их посты.

перечень должностей муниципальной службы

Перевод сотрудника в другое подразделение

Принимая во внимание структуру администрации города, можно сформулировать следующий вывод. При переводе муниципального служащего из одного подразделения в другое на ту же должность в пределах единого отраслевого органа его согласие не запрашивается. В данном случае имеет место перемещение работника, о чем оформляется соответствующий приказ. Если перевод производится из одной отраслевой структуры в другую, то осуществляется расторжение договора с прежним нанимателем и заключение его с новым. Это обусловливается тем, что разные органы выступают как отдельные юрлица. Соответственно, на такие случаи распространяются положения ст. 72.1 в части 2 ТК. Перевод такого рода производится по письменному согласию или просьбе сотрудника.

Особые случаи

В ТК предусмотрены обстоятельства, при наличии которых наниматель обязан осуществить перевод муниципального служащего на другую должность. В качестве первого основания выступает состояние здоровья работника. По ст. 73 ТК служащего, нуждающегося в переводе на иную должность в связи с медицинским заключением, по его письменному согласию наниматель должен переместить на другую работу, не противопоказанную ему. Здесь необходимо учесть один нюанс. Если сотруднику необходим временный перевод (на срок 2-4 месяца), он отказывается от перевода на другую работу на постоянное время либо у нанимателя отсутствует соответствующая должность, работодатель обязан на весь срок, определенный медицинским заключением, отстранить его от деятельности с сохранением за ним должности.

Еще одним основанием является изменение технологических либо организационных трудовых условий. О них сотрудники уведомляются не меньше чем за 2 месяца до их начала. Если при структурной реорганизации либо по иным причинам условия, определенные сторонами, не могут оставаться прежними, разрешено их изменение по инициативе нанимателя. Корректировка трудовых функций служащих при этом не допускается. Сотрудники могут выразить несогласие с новыми условиями. В этом случае наниматель должен предложить им перевод.

Следующее основание касается восстановления в должности лица, ранее ее занимавшего. Оно осуществляется по решению госинспекции по труду или суда. Соответственно, сотруднику, который замещал должность этого субъекта, должен быть предложен перевод.

Еще одним основанием выступает заключение договора с нарушением ограничений, предусмотренных в ТК или ином федеральном законе. Если оно допущено по вине сотрудника, наниматель не должен предлагать ему другую должность.

замещающие должности муниципальной службы

Административное наказание

В законодательстве предусматривается ответственность для работников, нарушающих требования норм. Некоторые виды наказаний исключают возможность продолжения сотрудниками их прежней деятельности. Стоит отметить, что в ч. 1 19-й статьи ФЗ № 25 предусматривается специальное основание для прекращения трудовых отношений с работником. Им выступает дисквалификация служащего. В указанном законе не предусмотрен перевод сотрудника на другую работу при назначении ему этого наказания. Нормативно этот вопрос не урегулирован. В этой связи, по мнению экспертов, если сотрудник был дисквалифицирован, то наниматель обязан предложить ему другую должность, но не связанную с муниципальной службой. Если же других вариантов задействовать гражданина в учреждении нет или он не согласен с таким переводом, руководитель вправе расторгнуть договор.

Оформление документов

Для приказа о переводе предусмотрена унифицированная форма Т-5 (5а). Прочие документы – уведомление и соглашение – оформляются в произвольном виде. При этом должны учитываться требования инструкции по делопроизводству, разработанной в конкретном регионе и утвержденной уполномоченными органами власти субъекта.

должности муниципальной службы устанавливаются

Дополнительно

В законе № 25-ФЗ допускается принятие граждан на муниципальную службу для замещения соответствующих должностей по результатам конкурса. Условия их проведения определяются региональными и федеральными нормативными актами. Требования к кандидатам устанавливаются в соответствии со спецификой деятельности, категорий и групп должностей. При этом во многих нормативных актах местного уровня предусматриваются ограничения. В частности, устанавливается, что при переводе служащих на другую работу, которая связана с проведением организационно-штатных мероприятий по упразднению или ликвидации органов самоуправления, сокращению численности сотрудников, изменению штатного расписания или структуры либо в связи с состоянием здоровья, конкурс не проводится.

Руководитель образовательной организации — это физическое лицо, являющееся единоличным исполнительным органом и осуществляющее руководство всей деятельностью такой организации путем реализации поставленных задач в целях ее развития, на которое учредителем возложены функции по контролю и управлению такой организацией.

Возникает вопрос, как же правильно должна называться должность руководителя образовательной организации? На этот вопрос поможет ответить Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» (далее — Номенклатура должностей). Данным документом устанавливается единый подход к наименованию должности руководителя образовательной организации, а именно предусматриваются следующие наименования:

  • ректор (в основном, для образовательных организаций высшего образования),
  • директор,
  • заведующий,
  • начальник (только для образовательных организаций, реализующих программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка),
  • президент (только для образовательных организаций высшего образования).

Теперь, в зависимости от типа учебного заведения с учетом требований Номенклатуры должностей, всегда можно успешно решить вопрос о правильном наименовании должности руководителя образовательной организации.

Но в то же время, не стоит спешить с назначением кандидата на должность руководителя образовательной организации, а сначала заглянуть в ст. 51 ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании), которая устанавливает, что кандидатом на должность руководителя образовательной организации может быть лицо:

  • имеющее высшее образование;
  • соответствующее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах по соответствующей должности;
  • прошедшее обязательную аттестацию (для государственной или муниципальной образовательной организации). Порядок и сроки проведения такой аттестации устанавливаются учредителями таких организаций.

Раскрывая вышеуказанные пункты, необходимо обратиться к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее — Квалификационный справочник), где указано, что кандидат на должность руководителя образовательной организации должен соответствовать одному из требований к квалификации:

  • иметь высшее профессиональное образование по таким направлениям подготовки как «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом», а также стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет;
  • иметь высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики, а также стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Между тем Квалификационный справочник содержит оговорку о том, что если лица не соответствуют каким-либо установленным квалификации требованиям, но в достаточной мере обладают практическим опытом и компетентностью, а также выполняют возложенные на них должностные обязанности качественно и в полной мере, то по рекомендации аттестационной комиссии такие лица могут быть назначены на соответствующие должности наравне с лицами, имеющими специальную подготовку и необходимый стаж работы (п. 9 раздела I «Общие положения»).

Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 61 Закона об образовании, а также ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации, к занятию должности руководителя образовательной организации не могут быть допущены следующие лица:

1) лишенные права заниматься педагогической деятельностью (должно быть подтверждено вступившим в законную силу приговором суда);

2) имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

3) признанные недееспособными в установленном порядке;

4) имеющие заболевания, которые предусмотрены перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»;

К числу таких заболеваний, например, относятся: туберкулез, гепатит В и С, ВИЧ, психические расстройства, дифтерия, малярия, холера, чума, коронавирусная инфекция (2019-nCoV) и другие.

5) имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления:

Госслужба в России всегда была больше, чем просто работа. Это призвание и образ жизни. Ведь работа в правительстве или на государственной службе в целом сильно отличается по условиям и механизмам от работы в частном бизнесе. Вакансии в министерствах федерального уровня привлекают очень много людей, и в этой статье мы постараемся сделать полный обзор ситуации по работе в министерствах на начало 2021 года. Мы рассмотрим условия работы, зарплаты, способы и условия для трудоустройства на госслужбу, применяемые механизмы оценки, тесты и требования по собеседованиям.

Сейчас, когда мы пишем эти строки, за окном сияет солнцем лето 2020 года. Вся страна сидит на карантине. Кризиса подобного размаха в новейшей истории России еще не бывало. Казалось, еще вчера мы планировали поездки на отдых, покупку новых машин, домов и сетовали, что инвестиции в облигации и акции приносят всего 15-20%. Сейчас же, мы радуемся, что в магазинах еще есть туалетная бумага и гречка, что частные работодатели еще дышат и платят, хоть и урезанные, но постоянные зарплаты, и что падение рынков и рубля составило всего 30%.

Эксперты ожидают снижения ВВП России по итогу 2020 года на 3-3,5%. А по рынку труда ожидается, что только в Москве будет потеряно 500 тысяч рабочих мест. По всей стране эта цифра может составить до 4 млн. рабочих мест. Больше всего сокращений ожидается в туризме, непродуктовой торговле, рекламе и маркетинге, нефтедобывающей отрасли. Так или иначе кризис ударит по всем секторам вследствие падения платежной способности населения и сокращения заказов. Одна из немногих сфер, где сокращения не ожидаются – госслужба и работа в министерствах.

Работа в министерствах

Условия работы в министерствах

Работа на госслужбе в период кризисов всегда является наиболее устойчивой сферой, где люди могут не бояться оказаться на улице. С другой стороны, в период стабильной растущей экономики условия работы в министерствах и на госслужбе в целом заметно уступают условиям, которые можно найти в частном бизнесе.

Уровень зарплаты в федеральных министерствах

Сотрудники остальных министерств имеют оклад примерно на 30-40% меньше. Начальные зарплаты могут начинаться от 40-45 тысяч. Конкретные суммы зарплат сильно зависят от уровня министерства, вашего стажа работы на госслужбе (если его нет – начальная зарплата самая низкая), классного чина, должности, доступ к гостайне и особых условий труда. Совмещение госслужбы в министерствах с работой в бизнес-структурах запрещено. Госслужащим разрешено лишь вести преподавательскую деятельность и публиковать книги. Зарплаты в подведомственных организациях, которые выступают подрядчиками для министерств, может сильно варьироваться. Средняя зарплата по большинству таких организаций на начало 2020 года составляла 60 тысяч рублей, но некоторые специалисты даже в начале своей карьеры получали по 90-100 тысяч. Эта цифра также не учитывает премии, которые начисляют ежемесячно. Плюсом подведомственных организаций является то, что, по сравнению с министерствами, в них намного проще устроиться.

Уровень зарплаты в федеральных министерствах

Говоря в целом об зарплатах, при тех требованиях, которые выдвигаются для поступления на вакансии в топовые министерства, молодые люди могут зарабатывать гораздо больше в частных коммерческих компаниях. В «большую четверку» министерств со стороны могут устроиться только выпускники лучших ВУЗов Москвы и Санкт-Петербурга. А выпускники этих ВУЗов желанны в большинстве крупных компаний, которые готовы платить с самого начала зарплаты в 150 тысяч рублей и больше. В целом, чтобы хорошо зарабатывать в федеральных министерствах, требуется проработать в них не менее 4-5 лет, а чаще всего и того больше.

Резкий скачок в зарплате у госслужащих федеральных министерств возможен при переходе в аппарат правительства или администрацию президента. Стартовые зарплаты в этих структурах составляли 140-150 тысяч рублей на начало 2020 года.

Льгот у госслужащих этих министерств практически не осталось. Из них можно лишь отметить 1 дополнительный день отпуска за каждый год работы в министерстве. Иногда иногородний сотрудник может рассчитывать на оплату аренды квартиры в Москве.

Из полезных бонусов, которые доступны госслужащим в министерствах и ЦБ РФ, это скидки и беспроцентные кредиты на приобретение жилья. Это может быть очень существенная помощь для молодых специалистов.

Баланс жизни и работы в федеральных министерствах

По отзывам сотрудников основных федеральных министерств, переработки — это постоянное явление. Средний рабочий день длится 10 часов, включая час обеда. Впрочем, оставаться допоздна не обязательно. Но желательно не оставлять горящих неоконченных дел.

Как говорят многие работники министерств, работа в министерстве – это работа на конкретного руководителя. Рабочие проекты организованы так, что задачи распределяет руководитель, а остальные сотрудники работают над их выполнением и отчитываются. В этом плане важно выдерживать сроки и сохранять лояльность руководству и команде. В этом плане, ценится готовность прийти на помощь коллегам и брать на себя непопулярные задачи (например, отчетность, которую никто не любит).

Все это ведет к тому, что уровень загрузки у ответственных добросовестных сотрудников высокий. Выходные обычно священны и неприкосновенны. Но в рабочие дни даже допоздна можно ожидать звонка от руководителя с просьбой что-то проверить или срочно подготовить.

Баланс жизни и работы в федеральных министерствах

С другой стороны, переработки формально не являются обязательными. Вы вправе уходить домой сразу после окончания рабочего дня и не откликаться на просьбы рабочего характера в нерабочее время. Но такой подход может привести к застою в карьере. Быстро продвигаются те, кто готов работать больше, чем положено.

Карьера в министерствах

Как мы указали выше, в федеральных министерствах рабочие команды работают на своего руководителя. И если руководитель идет на другую должность, как вверх в своем же ведомстве, так и горизонтально, он ведет с собой большую часть команды. Поэтому, зачастую, получается, что рядовые сотрудники – это подневольные птицы, которые сильно зависят от развития своего начальника.

Бывает так, что начальник сам не желает расти: устал, некомпетентен или иные причины. Такое положение может надолго затормозить развитие его подчиненных. В таком случае иногда быстрее и эффективнее будет развиваться горизонтально, или даже с понижением в должности, но в более динамичном департаменте или ведомстве. Также зачастую очень динамичным оказывается карьерный рост при уходе в региональные министерства.

Многие сотрудников министерств стремятся продолжать карьеру в аппарате правительства или администрации президента. Это вполне достижимо, но требует значительной работы в течение нескольких лет.

Как устроиться на работу в министерство

Как устроиться на работу в министерство

Устроиться на госслужбу в министерства возможно несколькими путями. Для студента или абитуриента это устроиться на практику в интересующее министерство. Почти все министерства сотрудничают с ВУЗами, как формально, так и неформально. Наиболее яркие примеры такого сотрудничества на официальном уровне – это МГИМО и МИД, и Минэкономразвития и ВАВТ (Всероссийская академия внешней торговли). Примеры неофициального сотрудничества включают набор выпускников для Минпромторга в МГТУ имени Баумана, для Минфина в Финансовом университете при правительстве РФ, или для Минюста в МГЮА. Попасть на практику в топовые министерства достаточно сложно – многие студенты рвутся туда, но, если вы являетесь студентом одного из вышеперечисленных ВУЗов, или иных профильных ВУЗов, то эти двери для вас открыты.

Для специалиста с опытом пути на работу в министерства включают следующие:

Устройство в подведомственной организации и работа для последующего перехода в министерство

Все федеральные министерства имеют подведомственные организации, которые выполняют для них определенные услуги. Сотрудники таких структур стоят первыми в кадровом резерве министерств. Устроиться в подведомственные организации обычно намного проще. А условия труда в них иногда не уступают по уровню оплаты и организации работы условиям в самих министерствах. Если вы не студент, и вы рассматриваете пути устройства в министерства или правительство, начните с поиска вакансий в подведомственных организациях. Даже если это звучит не так круто: работа в МГУП, а

Пройти конкурс на стажировку в Минпромторга или в правительство Москвы

Данные конкурсы были запущены в 2018 году и пользуются большим интересом. Они предоставляют реальный шанс устроиться в Министерство промышленности и торговли или правительство Москвы молодым людям, которые не имеют никакого опыта госслужбы и связей среди министерских служащих. Про правительство Москвы у нас есть отдельная статья, читайте ее по ссылке Правительство Москвы: структура, условия работы и трудоустройства

Стать победителем конкурса «Лидеры России»

После старта конкурса «Лидеры России» в 2017 году среди его победителей к 2020 году уже более 60 человек получили высокие должности в министерствах, федеральном и региональных правительствах, а всего новые назначения получили около 280 человек. Причем, если для рядового сотрудника министерств требуются десятилетия для роста к наиболее высоким доступным постам, таким как директор департамента или замминистра, то некоторые победители скакнули на такие должности сразу как первое место работы в госаппарате после победы в «Лидерах России».

Лидеры России тесты отзывы участников как написать эссе

Завести личные контакты среди госслужащих

Наиболее быстрым и эффективным путем решения вопросов как в бизнесе, так и на госслужбе, является личное общение. Крупные федеральные чиновники всегда на виду, у них масса знакомых. И вы можете стать таким знакомым, участвуя в выставках и деловых мероприятиях, консультационных кампаниях, совместных с министерствами проектах и так далее. Подписывайтесь на каналы министерств в соц сетях и активно комментируйте их новости.

Казалось бы, данный путь является самым прямым и естественным – ведь так устраиваются на работу везде. И на официальных сайтах всех федеральных министерств вы найдете открытые вакансии. Но мы ставим его на последнее место. Причина в том, что вакансию в министерство практически всегда получает не кандидат со стороны, а человек, состоящий в кадровом резерве, замещающий декретную ставку, или получивший рекомендацию от уже действующих сотрудников данного министерства. Отбор по этому пути довольно длительный и сложный и предполагает тесты на интеллект и профильные знания.

Требования к кандидатам на госслужбу в министерства

Требования к кандидатам на госслужбу в министерства

Для большинства вакансий в «большую четверку» министерств требуются специалисты с образованием по специальности «юриспруденция», «экономика», «менеджмент». Но, даже если у вас образование из другой сферы, для вас открыты двери многих других направлений работы в министерствах.

  • в обязательном порядке владение грамотным письменным и устным русским языком;
  • умение ясно и понятно излагать свои мысли и замечания по проектам и документам;
  • умение ориентироваться в существующей нормативной правовой базе;
  • стремление формировать оптимизационные предложения в рамках зоны ответственности;
  • навыки правильной обработки входящей и исходящей корреспонденции.

При отборе кандидатов больше ценится стремление работать и коммуникативные навыки, чем технический опыт.

Этапы отбора на госслужбу в министерства

Как и в бизнесе, этапы отбора на работу в федеральные министерства состоит из нескольких основных этапов:

  • Анкетирование
  • Тесты на интеллектуальные способности
  • Собеседование

Рассмотрим тесты, применяемые в федеральных министерствах более подробно.

Тесты в министерства

Стандартом технологий тестирования в большинство федеральных министерств РФ долгое время являлись тесты от разработчика CEB SHL. Это компания-разработчик тестов с корнями из США, поэтому в последние годы большинство министерств все чаще использует тесты российских разработчиков, в первую очередь тесты ЭКОПСИ. Однако стоит отметить, что тесты SHL по-прежнему применяются широко.

Тесты в министерства

В нашей статье мы приведем примеры именно тестов SHL, применяемых в Минфине и в ЦБ РФ. Отметим, что тесты ЭКОПСИ и других разработчиком практически идентичны тестам от SHL и используют те же принципы. Это тесты довольно высокой сложности, такой же уровень тестов применяется в «Большой четверке» аудиторских компаний, консалтинге и банках. Больше о тестах SHL читайте в нашей статье Психометрические SHL тесты

А о тестах ЭКОПСИ, и, в частности, тестах для управленцев PIF, читайте в нашей отдельной статье Тесты ЭКОПСИ: особенности, примеры, рекомендации по решению

Числовые тесты в министерства

Числовые тесты в министерства

Вербальные тесты в министерства

Вербальные тесты в министерства

Абстрактно-логические тесты в министерства

Абстрактно-логические тесты в министерства

Правильные ответы и подробное объяснение решения этих тестов вы найдете в конце статьи. Мы призываем вас сначала попробовать решить их самостоятельно, чтобы протестировать свои способности.

Собеседование при приеме на госслужбу в министерства

Перед самим собеседованием мы рекомендуем прочитать наши статьи о грамотных техниках собеседования:

Госслужба в министерствах

Если вы хотите работать в федеральном министерстве, то придется постараться. Но нет ничего не достижимого. Подготовьтесь к тестам, собеседованию, постарайтесь познакомиться со служащими этого министерства и заявить о себе. Мы уверены, что залог успеха в качественной подготовке. Потратьте время на подготовку и оно вам окупится сторицей. Удачи!

Для многих до сих пор является загадкой, что включает в себя специальность «государственное и муниципальное управление». Каким навыкам обучают в университетах в рамках данного профиля, и самое главное – куда потом пойти работать.

государственное и муниципальное управление кем потом работать

Государственное и муниципальное управление: что за профессия?

Россия – это государство, обладающее своим аппаратом управления, который делится на три уровня: федеральный, региональный и муниципальный. Каждая ступень призвана решать спектр своих вопросов в рамках компетенций: от принятия законодательства, до уборки прилежащих домовых территорий в каждом отдельном городе или поселке.

Для того чтобы властные структуры работали эффективно и не нарушали закон и права отдельного гражданина, нужны высококвалифицированные кадры, обучение которых проходит именно по профилю «государственное и муниципальное управление». Выпускники данной специальности могут грамотно организовать работу властных структур, распределить бюджет, обработать обращения граждан, выровнять экономическую стабильность и многое другое.

Как появилась данная специальность?

Передовые страны уже давно готовят специалистов в этой области, в нашей стране система государственного и муниципального управления начала получать грамотных кадров только в 2000-х годах.

В то время, когда страна только поднималась с колен, не имея за спиной стабильной нормативно-правовой базы, появилась необходимость в профессионалах, которые благодаря своим знаниям и компетенциям разработают и реализуют проекты, направленные на улучшение жизни граждан и государства в целом.

Начиная с 1995 года, Министерством образования РФ было выпущено несколько стандартов для обучения на данной специальности в университетах и средних профессиональных учреждениях. Тогда люди не знали, что в себя включает государственное и муниципальное управление, кем работать, что нужно делать, поэтому шли учиться лишь единицы, на данный момент эта программа одна из самых популярных среди гуманитарных направлений.

Многие артисты, политики, общественные деятели отправляют своих детей именно на это направление из-за многогранности полученных знаний.

 система государственного и муниципального управления

Куда можно пойти устраиваться после обучения?

Престиж данной работы в последнее время очень поднялся, но выбирая специальность "государственное и муниципальное управление", кем потом работать, понимают далеко не все. Какие властные структуры открыты для выпускников данного профиля?

  • Администрации разных уровней, причем это может быть и администрация президента.
  • Различные исполнительные органы: комитеты, отделы, управления, занимающиеся вопросами экономики, ЖКХ, образования, здравоохранения, транспорта, социальной защиты, экологии.
  • Законодательные структуры, будь то Государственная Дума, областное или краевое Законодательное Собрание или Совет народных депутатов непосредственно в муниципалитете. Здесь можно выступать непосредственно на профессиональной основе, а также в обеспечивающем аппарате всего органа или отдельно взятого депутата.
  • Дипломатические ведомства, отделы по внешнеэкономическим связям.
  • Надзорные органы (налоговая служба, правоохранительная, служба приставов).
  • Различные гражданские институты, занимающиеся вопросами социальной защиты, страхования, пенсионным обеспечением.
  • Многофункциональные центры, оказывающие государственные услуги населению.

Кроме того, можно остаться в качестве преподавателя в университете (предварительно отучившись в магистратуре и аспирантуре), пойти в научно-исследовательские центры.

Также коммерческие организации, где необходим управленческий персонал, очень часто предпочитают соискателей именно с дипломом государственного и муниципального управления.

 специальность государственное и муниципальное управление

Плюсы работы во властных структурах

  1. Если вы выбираете профессию государственное и муниципальное управление, работа вам будет обеспечена. Рынок вакантных должностей постоянно обновляется, причем спрос на специалистов наблюдается, как в федеральные органы, так и в муниципальные.
  2. Работодатель – это государство. Соответственно, все нормы трудового законодательства будут соблюдены, а заработная плата всегда будет приходить вовремя.
  3. Карьерный рост может начаться в обычной муниципальной администрации, а закончиться в Государственной Думе – все зависит от амбиций служащего, его умений и стараний.
  4. Знания, полученные в рамках обучения и в процессе работы, позволят быстро и эффективно решать свои собственные бытовые проблемы, так как вы будете точно знать, на что нужно обращать внимание в договорах, куда нужно обратиться по той или иной проблеме, какие права у вас имеются.
  5. У многих служащих в работе присутствуют командировки, поэтому вы будете иметь возможность побывать в разных уголках России и не только.
  6. Быть управленцем – это престижно. Служащих относят к современной интеллигенции.

Программа обучения

Для того чтобы стать грамотным специалистом, необходим обширный кругозор, который в университетах стараются максимально развить. Студент в обязательном порядке должен освоить основные дисциплины для общего развития, такие как: философия, история, математика, безопасность жизнедеятельности, иностранный язык, концепция современного естествознания, физическая культура, экология, политология.

Кроме того, существует целый ряд дисциплин по специальности: делопроизводство, правоведение (как общее, так и более узкое: гражданское, уголовное, административное, земельное и так далее), экономика (мировая, макро-, микро-), теория государственного и муниципального управления, управление проектами, управление территориями, территориальное устройство, менеджмент, маркетинг, комплекс дисциплин по информатике и многие другие.

Также существуют дисциплины, призванные развить личные качества студентов и их новаторскую жилку: психология, социология, этика, деловые коммуникации, консалтинг, культурология, логика, риторика, инновационный менеджмент, управление общественными связями и подобные курсы.

Таким образом, знания и опыт, широкий кругозор и тягу к исследованиям, развитие творческих и нормотворческих способностей, а также огромный спектр компетенций, которые применимы в различных сферах, дает обучение на специальности государственное и муниципальное управление. Кем потом работать, студент решит без проблем, так как кроме государственной службы такая база требуется и в других организациях, как коммерческого, так и некоммерческого плана.

Логотип

Должностная инструкция ведущего специалиста Комитета по образованию

Комитет по образованию администрации

Русско – Полянского муниципального района

Должностная инструкция

ведущего специалиста Комитета по образованию

Председатель РК профсоюза

Председатель Комитета по образованию

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с законодательством на основе:

– Закона «Об образовании» РФ;

– Федерального Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25 – ФЗ от 02 марта 2007 года;

– Федерального Закона ««Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 – ФЗ;

– Закона Омской области «Об определении типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в Омской области»;

– Устава Русско-Полянского муниципального района Омской области;

– Решения Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области от 19.12.2008 г. № 433 «Об утверждении квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области».

1.2. Ведущий специалист Комитета по образованию назначается и освобождается от должности Председателем Комитета по образованию Русско – Полянского муниципального района и входит в состав Комитета по образованию администрации Русско – Полянского муниципального района.

1.3. Ведущий специалист Комитета по образованию назначается из числа лиц, опытных и авторитетных, обладающих широкой педагогической эрудицией, организаторскими навыками, знающих принципы организации и деятельности общеобразовательных учреждений, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы не менее двух лет стажа муниципальной службы или не менее двух лет стажа работы по специальности на педагогической или руководящих должностях в учреждениях, соответствующих профилю работы учреждения образования. (Стаж муниципальной службы, дающий право на замещение должностей муниципальной службы, определяется в соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Омской области от 6 июня 2005 года № 638-ОЗ «О стаже муниципальной службы Омской области»).

На период отпуска и временной нетрудоспособности ведущего специалиста Комитета по образованию его обязанности могут быть возложены на другого ведущего специалиста Комитета по образованию. Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и Положением о Комитете по образованию на основании приказа Председателя Комитета по образованию.

1.4. Ведущий специалист Комитета по образованию не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1.5. Ведущий специалист Комитета по образованию подчиняется непосредственно Председателю Комитета по образованию.

1.6. Ведущий специалист Комитета по образованию вправе в пределах своей компетенции дать обязательное для исполнения указание руководителям учреждений системы образования.

1.7. В своей деятельности ведущий специалист Комитета по образованию руководствуется Конституцией и Законами Российской Федерации, Указами Президента РФ, Решениями Правительства Российской Федерации, Администрации Омской области, Администрации Русско – Полянского района и органов Управления образованием всех уровней; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Положением и локальными правовыми актами Комитета (в том числе настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).

Должен знать: Конституцию Российской Федерации, Трудовой Кодекс Российской Федерации, Федеральное и областное законодательства о муниципальной службе; ФЗ от 6 октября2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ от 2 марта 2007 года № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Омской области, Закон Омской области «Об определении типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в Омской области от 13.11.2008 года, Закон Омской области «О реестре должностей муниципальной службы в Омской области» от 25 октября 2007 года, Закон Омской области «Об оплате труда муниципального служащего в Омской области и о предоставлении муниципальному служащему в Омской области ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет», другие законы Омской области и иные нормативные правовые акты Омской области, Устав Русско-Полянского муниципального района Омской области, другие нормативные правовые акты, соответствующие направлениям деятельности применительно к исполнению должностных обязанностей; основы государственного и муниципального управления; нормативные правовые акты, регламентирующие служебную деятельность.

Должен: обладать широкой эрудицией, в том числе педагогической, организаторскими навыками, специальными профессиональными знаниями, необходимыми для исполнения должностных обязанностей; знать принципы организации и деятельности образовательных учреждений, иметь навыки владения современными средствами и технологией работы с информацией, работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; навыки работы с документами, коммуникативные навыки, навыки организации личного труда, навыки применения специальных знаний в предметной области деятельности, нормотворческой деятельности, систематизации и подготовки аналитического, информационного материала, делового письма, системного подхода в решении задач, консультирования, другие навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей.

2. Функции

Основными направлениями деятельности ведущего специалиста Комитета по образованию являются:

2.1. Координация деятельности учреждений дошкольного и дополнительного образования.

2.3. Координация воспитательной деятельности образовательных учреждений.

2.4. Контроль за выполнением приказов, инструкций Министерства образования, Комитета по образованию, Распоряжений и Постановлений Администрации Русско – Полянского района.

2.5. Взаимодействие с региональными и районными органами управления, с руководителями учреждений системы образования, их заместителями.

3. Должностные обязанности

Ведущий специалист Комитета по образованию (далее – ведущий специалист) выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Курирует деятельность учреждений дошкольного и дополнительного образования и отвечает за их работу.

3.2. Курирует воспитательную работу в учреждениях системы образования.

3.3. Проводит мониторинг, изучает, анализирует состояние образовательного процесса в учреждениях дошкольного и дополнительного образования, состояние воспитательного процесса в образовательных учреждениях муниципального района; выявляет положительные и отрицательные тенденции в их развитии, предлагает пути совершенствования.

3.4. Оказывает практико-ориентированную помощь руководителям образовательных учреждений района, их заместителям в организации воспитательного процесса, руководителям учреждений дошкольного и дополнительного образования по выбору, составлению образовательных программ.

3.5. Координирует деятельность образовательных учреждений по вопросам составления воспитательных программ, образовательных программ в учреждениях дошкольного и дополнительного образования. Согласовывает воспитательные программы образовательных учреждений и образовательные учреждений дошкольного и дополнительного образования.

3.6. Отвечает за организацию летней оздоровительной работы с детьми в лагерях дневного пребывания школьников.

3.7. Курирует деятельность образовательных учреждений по вопросам профилактической работы с детьми, стоящими на учете в КДН; с неблагополучными семьями, ведет их учет, соответствующую документацию.

3.8. Курирует соблюдение в образовательных учреждениях правил и норм охраны здоровья, медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников, санитарно-гигиенических правил содержания помещений.

3.9. Организует работу по определению транспортных маршрутов в связи с выездами обучающихся за пределы Русско – Полянского муниципального района.

3.9. Вносит предложения по кандидатурам к поощрениям и награждениям, принимает участие в работе комиссии по обсуждению кандидатур работников системы образования к поощрениям и награждениям.

3.10. Проводит семинары с руководителями учреждений дошкольного и дополнительного образования района по вопросам образовательной деятельности, их заместителями по вопросам, связанным с организацией воспитательной деятельности.

3.11.Разрабатывает проекты нормативных правовых документов Комитета по образованию в соответствии с законодательством РФ, оказывает консультативную помощь руководителям учреждений системы образования при разработке нормативно – правовой базы в соответствии с законодательством РФ, в разработке комплексно – целевых программ развития образования.

3.12. Участвует в планировании работы Комитета по образованию.

3.13. Отвечает за своевременное и достоверное предоставление информации в вышестоящие органы в связи с внедрением и проведением системы мониторингов.

3.14. Принимает участие в подготовке документов Комитета, материалов для докладов, проектов решений, методических рекомендаций, информационных справок Комитета по образованию в вышестоящие органы.

3.16. Надлежащим образом исполняет обязанности муниципального служащего, установленные в соответствии с федеральным, областным законодательством, муниципальными правовыми актами.

3.17. Соблюдает установленные федеральными законами запреты и ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы.

3.18. Бережет и рационально использует муниципальное имущество, предоставленное для исполнения должностных обязанностей.

3.19. Уведомляет представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

3.20. Осуществляет иные полномочия, установленные федеральным, областным, муниципальным законодательством.

4. Права

Ведущий специалист имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Давать рекомендации руководителям, работникам учреждений системы образования по вопросам учебно-воспитательной деятельности.

4.2. Созывать совещания лиц, ответственных за воспитательную деятельность образовательных учреждений, за деятельность дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

4.3. Вносить предложения о поощрениях и наказаниях работников учреждений системы образования.

4.4. Представлять на рассмотрение председателя Комитета по образованию предложения

по вопросам своей деятельности.

5. Ответственность за:

− Выполнение Законодательства по вопросам дошкольного и дополнительного образования;

− своевременное и достоверное предоставление информации в вышестоящие органы по курируемым вопросам Комитета по образованию администрации Русско – Полянского муниципального района;

− обеспечение доступности дошкольного образования на территории Русско – Полянского муниципального района;

− нарушение запретов, связанных с муниципальной службой;

− несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных

− неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей;

− за утрату или порчу муниципального имущества, которое было предоставлено ему для исполнения должностных обязанностей.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному Председателем Комитета по образованию.

6.2. Ведущий специалист взаимодействует:

– с Председателем Комитета по образованию, другими специалистами Комитета;

– с руководителями учреждений системы образования, их заместителями;

– с Педагогическим советом ОУ;

– с органами местного самоуправления.

6.3. Самостоятельно планирует свою работу на каждый календарный год, месяц, неделю, участвует в планировании работы Комитета по образованию.

6.4. Представляет в установленные сроки в установленной форме отчетность вышестоящим организациям и другим полномочным государственным и муниципальным органам.

6.5. Получает от работодателя, государственных и муниципальных органов информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.6. Систематически обменивается информацией с Председателем Комитета, другими специалистами Комитета, специалистами Министерства образования Омской области, специалистами администрации Русско – Полянского муниципального района, руководителями учреждений системы образования, их заместителями, педагогическими и иными работниками системы образования.

Читайте также: