Кто работал в румянцевском музее в должности помощника библиотекаря тютчев полонский или майков

Опубликовано: 03.10.2024


В качестве эпиграфа к нашей книге (а писателям — и руководства к действию) можно было бы взять слова «величайшего русского поэта послепушкинской эпохи» Аполлона Николаевича Майкова: «На нас писателях лежит великий долг — увековечить то, что мы чувствовали со всеми. Нам следует уяснить и осязательно нарисовать тот идеал России, который ощутителен всякому».

Насколько благородна эта мысль, насколько велик этот писательский долг, можно судить по тому, что без него авторы превращаются в попугаев и мосек, их творчество — в невнятное бормотание и заливистый лай, а на могилах наших предков вандалы устраивают оргии.

Кому-то стихи Майкова известны с детства: «Весна! выставляется первая рама — / И в комнату шум ворвался…», «Завязалась, закипела / Все идет живей, живей, / Обуяла тарантелла / Всех отвагою своей…» и др.

Кто-то (их мало) знает такие строки: «И кости королей изъяты из ограды, / В полях разбросаны при кликах торжества. / И с плахи царская катится голова, / И чернь безумная, кичася наглым правом, / Свирепо пьянствует на помосте кровавом. »

И, увы, совсем мало тех, кто читал гениальные стихи поэта, ставящие его в один ряд с Державиным, Лермонтовым, Тютчевым, А.К. Толстым: «В чем счастье. В жизненном пути…», «Во мне сражаются, меня гнетут жестоко…», «Дорог мне, перед иконой…», «Из бездны Вечности, из глубины Творенья…», «Милых, что умерли…», «Чему нас учат небеса» и т.д.


Когда гоним тоской неутолимой,
Войдешь во храм и станешь там в тиши,
Потерянный в толпе необозримой,
Как часть одной страдающей души;
Невольно в ней твое потонет горе,
И чувствуешь, что дух твой вдруг влился
Таинственно в свое родное море,
И заодно с ним рвется в небеса.


Биографы поэта отмечают, что «древний род Майковых был богат одаренными людьми», верно служившими России. Отец будущего поэта, Николай Аполлонович — академик живописи, мать — Евгения Петровна, урожденная Гусятникова, поэтесса и переводчица. Три младших брата Аполлона — известные деятели русской культуры: Валериан — литературный критик и публицист, Владимир — беллетрист и переводчик, Леонид — историк литературы, академик.

Родился Майков 23 мая (4 июня) 1821 г. в Москве. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, недалеко от Троице-Сергиевой лавры. Мальчик охотно водился с крестьянскими детьми, на всю жизнь увлекся рыбалкой. Когда подростку было 13 лет, семья переселилась в Петербург.

В богатом гостеприимном доме Майковых часто бывали И. Тургенев, Ф. Достоевский, П. Плетнев, И. Панаев, Д. Григорович, В. Бенедиктов и др. литераторы. Аполлон получил прекрасное домашнее образование (среди его учителей были писатели И. Гончаров и В. Солоницын); увлекался литературой и живописью, заняться которой профессионально ему помешала сильная близорукость; писал стихи и прозаические вещи, помещая их в домашний рукописный журнал «Подснежник» и в альманах «Лунные ночи».

Первыми публикациями Майкова стали стихотворения «Орел» в «Библиотеке для чтения» (1835) и «Сон» и «Картина вечера» в «Одесском альманахе на 1840» (1839).

В 1837 г. Майков поступил на юридический факультет Петербургского университета, где он продолжил писать стихи. После окончания высшей школы Аполлон начал работать в министерстве финансов, издал свои антологические (созданные в традиции античной лирики) «Стихотворения» (1842).

Сборник имел большой успех и получил высокую оценку Белинского, отметившего «дарование неподдельное и замечательное» (критик удивленно заметил, что автор «смотрит на жизнь глазами грека»), Плетнева («Эта книга меня усладила») и Николая I.

Император выделил Майкову пособие для путешествия за границу. Побывав в Италии, Франции, Саксонии, Австрийской империи, Чехии, поэт много занимался там поэзией и живописью, слушал в Парижской Сорбонне и в College de France лекции по изобразительному искусству и литературе, увлекся идеями славянофилов.

Вернувшись в 1844 г. в Петербург, Аполлон начал работать помощником библиотекаря при Румянцевском музее. Впечатления от заграничной поездки отразились в стихотворном сборнике Майкова «Очерки Рима» (1847).

В эти годы поэт сблизился с Белинским, Тургеневым, Некрасовым, Достоевским, Плещеевым, посещал «пятницы» Петрашевского, создал поэмы, содержащие гражданские мотивы: «Две судьбы», «Машенька», «Барышня».

Огульная критика петрашевцами любых действий правительства угнетала Майкова, и он порвал с ними из-за того, что в их движении было «много вздору, много эгоизма и мало любви». О своем переходе на консервативные позиции поэт заявил в стихотворениях «Арлекин», «Коляска», сборнике стихов «1854 год», поэме «Клермонтский собор», циклах «Неополитанский альбом» и «Новогреческие песни».

В 1852 г., после перевода Румянцевского музея в Москву, Майков перешел в Комитет иностранной цензуры. Начав с цензора и дослужившись до председателя Комитета (сменив на этом посту своего друга Ф. Тютчева), Майков проработал в этом ведомстве 45 лет. Он также состоял членом ученого комитета Министерства народного просвещения. (В 1853 г. Петербургская АН избрала поэта членом-корреспондентом по отделению русского языка и словесности, а Киевский университет почетным членом). Убежденный монархист и славянофил, Майков никогда не скрывал своих верноподданнических чувств.

В том же, 1852 г. Аполлон Николаевич женился на русской немке лютеранского вероисповедания Анне Ивановне Штеммер. Из четверых детей до совершеннолетия дожили трое сыновей. Самый известный из них, Аполлон, стал одним из ведущих публицистов черносотенного движения в начале ХХ в.

В годы проигранной Крымской кампании Майков увидел трагедию Николая I, понимавшего «русское — как господствующее в империи», но вынужденного царствовать в обществе «французском или мистическом католически, или вольтерьянском». «Громадная воля его была бессильна перед обществом. Один упрек: зачем все-таки он не увлек за собою общество? Недоставало ему помазания гения».

Крестьянскую реформу 1861 г. поэт встретил восторженными стихами «Поля», «Нива». В 1860-е гг. он обратился к занятиям историей, создал ряд произведений на исторические темы («Москва — третий Рим», «Завоевание Сибири», «Кто он?» (о Петре I), «Ломоносов», «В Городце в 1263 году» (об А. Невском) и др.).

В замечательном стихотворении «У гроба Грозного», автор, видя сползание страны в социальную пропасть, высказался о примате сильной государственной власти и о том, что его (Грозного) «день еще прийдет».

За поэму «Два мира» Майков был удостоен Пушкинской премии (1882). Увлеченный эпохой Древней Руси и славянским фольклором, поэт за четыре года создал лучший поэтический перевод «Слова о полку Игореве» на современный русский язык. Полон поэтической прелести майковский «Странник», «Княжна», «Брингильда» и др. его вещи.

В поздних глубоко религиозных сочинениях Майков ушел в сферу вечных вопросов бытия, говорил о высокой духовности «христианского царства», о трагедии современного ему высшего общества, порвавшего духовное единство с народом, о том, что религиозное смирение составляет главную особенность русского человека.

Важнейшим делом искусства поэт считал выявление прекрасного. «Все прочее — вздор, труха, формуляр. »

В 1883 г. вышло трехтомное «Полное собрание сочинений А.Н. Майкова». В 1888 г. русское общество отпраздновало 50-летний юбилей его творческой деятельности. Поэт был произведен в тайные советники.

Поэт много занимался переводами народного поэтического творчества белорусов, греков, сербов, испанцев и др. народов. Переводил произведения Аполлодора Гностика, Гейне, Мицкевича, Гёте, Лонгфелло.

Многие стихи Майкова положены на музыку (Чайковский, Римский-Корсаков и др.).

8 (20 марта) 1897 г. Майков умер. Похоронен в Петербурге на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря.

P.S. Майков прожил счастливую жизнь, не бедствовал, не страдал (от бытовых и социальных проблем), был почитаем обществом и властями, всегда был в фаворе у критики, от которой ему доставалось разве что за консерватизм и патриотизм.

«Судьба сделала жизненный путь Майкова ровным и светлым. Ни борьбы, ни страстей, ни врагов, ни гонений. Путешествия, книги, стихи, семейные радости, мерцание не бурной, но долговечной славы» (Д. Мережковский).

Удивительно, что при этом житейском благополучии поэт смог написать лучшее из когда либо созданных на русском языке «утешительное» стихотворение, дарованное ему не иначе как свыше:


Не говори, что нет спасенья,
Что ты в печалях изнемог:
Чем ночь темней, тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог.

Уважаемый, Виорэль!
С огромным удовольствием прочитала про А.Майкова.
«Майков прожил счастливую жизнь, не бедствовал, не страдал (от бытовых и социальных проблем), был почитаем обществом и властями, всегда был в фаворе у критики, от которой ему доставалось разве что за консерватизм и патриотизм.»

И хочется сказать прекрасная судьба! Поэты сложных и трагических судеб во многом писали нервом и надсадным сердцем, но А.Майков прекрасный пример того, что талант может видеть все глубины человеческого мира, без собственных трагедий и потрясений. Жить нормальной жизнью и считать религиозное смирение главной особенностью русского человека, это, то главное, что делает людей - хорошими людьми. Людям во все времена не хватало и не хватает смирения, смирения, как главного источника света и добра.
***
Мысль поэтическая – нет! –
В душе мелькнув, не угасает!
Ждёт вдохновенья много лет
И, вспыхнув вдруг, как бы в ответ
Призыву свыше – воскресает .

Дать надо времени протечь,
Нужна, быть может, в сердце рана –
И не одна, – чтобы облечь
Мысль эту в образ и извлечь
Из первобытного тумана.

Признаюсь, Вам, что однажды это стихотворение меня обнадёжило и как-то оправдало. Мысли мои, которые перестали угасать и стали слагаться, с ними мне стало интересно жить, таланта правда не хватает, но я не унываю, я целей никаких не ставлю, я просто радость извлекаю.

С уважением, признательностью и светлым чувством к Вам, Надежда.

Действительно, это стихотворение может обнадежить. Оно (как и многие стихи Майкова) вселяет в душу и надежду и уверенность в завтрашнем дне. Очень приятно, что Вам, Надежда, нравятся мои очерки, ведь в них я давал биографию писателя, что называется, пунктиром.
Всего теплого и светлого Вам!
С уважением,
Виорэль.

Уважаемый, Виорэль!
Не берусь ничего утверждать,
я о себе хочу сказать:
- Мне нравится Ваш добрый,
уважительный и полный знаний,
замечательный пунктир.

С уважением и светлым чувством к Вам, Надежда.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+


В качестве эпиграфа к нашей книге (а писателям — и руководства к действию) можно было бы взять слова «величайшего русского поэта послепушкинской эпохи» Аполлона Николаевича Майкова: «На нас писателях лежит великий долг — увековечить то, что мы чувствовали со всеми. Нам следует уяснить и осязательно нарисовать тот идеал России, который ощутителен всякому».

Насколько благородна эта мысль, насколько велик этот писательский долг, можно судить по тому, что без него авторы превращаются в попугаев и мосек, их творчество — в невнятное бормотание и заливистый лай, а на могилах наших предков вандалы устраивают оргии.

Кому-то стихи Майкова известны с детства: «Весна! выставляется первая рама — / И в комнату шум ворвался…», «Завязалась, закипела / Все идет живей, живей, / Обуяла тарантелла / Всех отвагою своей…» и др.

Кто-то (их мало) знает такие строки: «И кости королей изъяты из ограды, / В полях разбросаны при кликах торжества. / И с плахи царская катится голова, / И чернь безумная, кичася наглым правом, / Свирепо пьянствует на помосте кровавом. »

И, увы, совсем мало тех, кто читал гениальные стихи поэта, ставящие его в один ряд с Державиным, Лермонтовым, Тютчевым, А.К. Толстым: «В чем счастье. В жизненном пути…», «Во мне сражаются, меня гнетут жестоко…», «Дорог мне, перед иконой…», «Из бездны Вечности, из глубины Творенья…», «Милых, что умерли…», «Чему нас учат небеса» и т.д.


Когда гоним тоской неутолимой,
Войдешь во храм и станешь там в тиши,
Потерянный в толпе необозримой,
Как часть одной страдающей души;
Невольно в ней твое потонет горе,
И чувствуешь, что дух твой вдруг влился
Таинственно в свое родное море,
И заодно с ним рвется в небеса.


Биографы поэта отмечают, что «древний род Майковых был богат одаренными людьми», верно служившими России. Отец будущего поэта, Николай Аполлонович — академик живописи, мать — Евгения Петровна, урожденная Гусятникова, поэтесса и переводчица. Три младших брата Аполлона — известные деятели русской культуры: Валериан — литературный критик и публицист, Владимир — беллетрист и переводчик, Леонид — историк литературы, академик.

Родился Майков 23 мая (4 июня) 1821 г. в Москве. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, недалеко от Троице-Сергиевой лавры. Мальчик охотно водился с крестьянскими детьми, на всю жизнь увлекся рыбалкой. Когда подростку было 13 лет, семья переселилась в Петербург.

В богатом гостеприимном доме Майковых часто бывали И. Тургенев, Ф. Достоевский, П. Плетнев, И. Панаев, Д. Григорович, В. Бенедиктов и др. литераторы. Аполлон получил прекрасное домашнее образование (среди его учителей были писатели И. Гончаров и В. Солоницын); увлекался литературой и живописью, заняться которой профессионально ему помешала сильная близорукость; писал стихи и прозаические вещи, помещая их в домашний рукописный журнал «Подснежник» и в альманах «Лунные ночи».

Первыми публикациями Майкова стали стихотворения «Орел» в «Библиотеке для чтения» (1835) и «Сон» и «Картина вечера» в «Одесском альманахе на 1840» (1839).

В 1837 г. Майков поступил на юридический факультет Петербургского университета, где он продолжил писать стихи. После окончания высшей школы Аполлон начал работать в министерстве финансов, издал свои антологические (созданные в традиции античной лирики) «Стихотворения» (1842).

Сборник имел большой успех и получил высокую оценку Белинского, отметившего «дарование неподдельное и замечательное» (критик удивленно заметил, что автор «смотрит на жизнь глазами грека»), Плетнева («Эта книга меня усладила») и Николая I.

Император выделил Майкову пособие для путешествия за границу. Побывав в Италии, Франции, Саксонии, Австрийской империи, Чехии, поэт много занимался там поэзией и живописью, слушал в Парижской Сорбонне и в College de France лекции по изобразительному искусству и литературе, увлекся идеями славянофилов.

Вернувшись в 1844 г. в Петербург, Аполлон начал работать помощником библиотекаря при Румянцевском музее. Впечатления от заграничной поездки отразились в стихотворном сборнике Майкова «Очерки Рима» (1847).

В эти годы поэт сблизился с Белинским, Тургеневым, Некрасовым, Достоевским, Плещеевым, посещал «пятницы» Петрашевского, создал поэмы, содержащие гражданские мотивы: «Две судьбы», «Машенька», «Барышня».

Огульная критика петрашевцами любых действий правительства угнетала Майкова, и он порвал с ними из-за того, что в их движении было «много вздору, много эгоизма и мало любви». О своем переходе на консервативные позиции поэт заявил в стихотворениях «Арлекин», «Коляска», сборнике стихов «1854 год», поэме «Клермонтский собор», циклах «Неополитанский альбом» и «Новогреческие песни».

В 1852 г., после перевода Румянцевского музея в Москву, Майков перешел в Комитет иностранной цензуры. Начав с цензора и дослужившись до председателя Комитета (сменив на этом посту своего друга Ф. Тютчева), Майков проработал в этом ведомстве 45 лет. Он также состоял членом ученого комитета Министерства народного просвещения. (В 1853 г. Петербургская АН избрала поэта членом-корреспондентом по отделению русского языка и словесности, а Киевский университет почетным членом). Убежденный монархист и славянофил, Майков никогда не скрывал своих верноподданнических чувств.

В том же, 1852 г. Аполлон Николаевич женился на русской немке лютеранского вероисповедания Анне Ивановне Штеммер. Из четверых детей до совершеннолетия дожили трое сыновей. Самый известный из них, Аполлон, стал одним из ведущих публицистов черносотенного движения в начале ХХ в.

В годы проигранной Крымской кампании Майков увидел трагедию Николая I, понимавшего «русское — как господствующее в империи», но вынужденного царствовать в обществе «французском или мистическом католически, или вольтерьянском». «Громадная воля его была бессильна перед обществом. Один упрек: зачем все-таки он не увлек за собою общество? Недоставало ему помазания гения».

Крестьянскую реформу 1861 г. поэт встретил восторженными стихами «Поля», «Нива». В 1860-е гг. он обратился к занятиям историей, создал ряд произведений на исторические темы («Москва — третий Рим», «Завоевание Сибири», «Кто он?» (о Петре I), «Ломоносов», «В Городце в 1263 году» (об А. Невском) и др.).

В замечательном стихотворении «У гроба Грозного», автор, видя сползание страны в социальную пропасть, высказался о примате сильной государственной власти и о том, что его (Грозного) «день еще прийдет».

За поэму «Два мира» Майков был удостоен Пушкинской премии (1882). Увлеченный эпохой Древней Руси и славянским фольклором, поэт за четыре года создал лучший поэтический перевод «Слова о полку Игореве» на современный русский язык. Полон поэтической прелести майковский «Странник», «Княжна», «Брингильда» и др. его вещи.

В поздних глубоко религиозных сочинениях Майков ушел в сферу вечных вопросов бытия, говорил о высокой духовности «христианского царства», о трагедии современного ему высшего общества, порвавшего духовное единство с народом, о том, что религиозное смирение составляет главную особенность русского человека.

Важнейшим делом искусства поэт считал выявление прекрасного. «Все прочее — вздор, труха, формуляр. »

В 1883 г. вышло трехтомное «Полное собрание сочинений А.Н. Майкова». В 1888 г. русское общество отпраздновало 50-летний юбилей его творческой деятельности. Поэт был произведен в тайные советники.

Поэт много занимался переводами народного поэтического творчества белорусов, греков, сербов, испанцев и др. народов. Переводил произведения Аполлодора Гностика, Гейне, Мицкевича, Гёте, Лонгфелло.

Многие стихи Майкова положены на музыку (Чайковский, Римский-Корсаков и др.).

8 (20 марта) 1897 г. Майков умер. Похоронен в Петербурге на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря.

P.S. Майков прожил счастливую жизнь, не бедствовал, не страдал (от бытовых и социальных проблем), был почитаем обществом и властями, всегда был в фаворе у критики, от которой ему доставалось разве что за консерватизм и патриотизм.

«Судьба сделала жизненный путь Майкова ровным и светлым. Ни борьбы, ни страстей, ни врагов, ни гонений. Путешествия, книги, стихи, семейные радости, мерцание не бурной, но долговечной славы» (Д. Мережковский).

Удивительно, что при этом житейском благополучии поэт смог написать лучшее из когда либо созданных на русском языке «утешительное» стихотворение, дарованное ему не иначе как свыше:


Не говори, что нет спасенья,
Что ты в печалях изнемог:
Чем ночь темней, тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог.

Майков Аполлон Николаевич – известный русский поэт. Он жил в 19 веке (1821-1897). Творческое наследие этого поэта вызывает интерес и в наше время, что говорит о его несомненном таланте.

Происхождение А. Н. Майкова

Следует сказать, что Аполлон Майков был не единственным даровитым представителем своей фамилии. Древний род поэта был богат талантливыми людьми. В 15 веке жил известный русский богослов Нил Сорский, а во времена Екатерины творил поэт Василий Майков.

Отцом нашего героя был академик живописи. Остальные члены его семьи также принадлежали к творческой интеллигенции. Мать – переводчица и поэтесса, брат Валериан – публицист и литературный критик, а Леонид, другой брат Аполлона, - издатель и историк литературы.

Детство и годы юности, первая книга стихов

Детство Аполлон Николаевич провел в имении, принадлежавшем его отцу. Оно находилось около Троице-Сергиевой лавры. Семья Майковых в 1834 году переехала в Петербург. Аполлон в детстве увлекался одновременно и литературой, и живописью. Однако близорукость помешала ему пойти по стопам своего отца. В первых прозаических опытах Майкова видно влияние Гоголя. Затем увлекся поэзией Аполлон Майков. Биография его этого периода отмечена также обучением в Петербургском университете, на юридическом факультете. По окончании университета Аполлон Николаевич опубликовал первую книгу своих стихов. Это важное событие произошло в 1842 году.

Поездка за границу, новые стихи

аполлон майков

В этом же году Аполлон Майков отправился за границу. Здесь он пробыл около двух лет. Майков слушал в Париже лекции известных ученых. Находясь в Риме, он принимал участие в кутежах русских художников, писал стихи, делал эскизы, отправлялся в конные прогулки по римской долине. Итогом полученных впечатлений стал стихотворный цикл Майкова "Очерки Рима" (опубликован в 1847 году). Именно во время жизни в Италии в творчестве поэта обозначился первый слом. Аполлон Майков порвал с антологической поэзией и начал стремиться к так называемой поэзии мысли и чувства. Майкова перестала интересовать старина. Он решил обратиться к современности. В результате появились портреты жителей Рима (Lorenzo, "Капуцин", "Нищий").

Возвращение на родину

Возвратившись на родину, поэт стал работать в Румянцевском музее в должности помощника библиотекаря. Во второй половине 1840 годов в круг его общения входили Некрасов, Григорович, Тургенев, Белинский. Аполлон Майков испытывал в то время влияние натуральной школы. Поэт много публиковался в "Отечественных записках". В "Петербургском сборнике" Некрасова в 1846 году появилась его поэма "Машенька". Немного раньше была создана еще одна поэма, "Две судьбы", где рассказывается история "лишнего" человека.

Связь с петрашевцами и редакцией "Москвитянина"

Аполлон Николаевич в те годы был идеологически близок западничеству. Он вовлекся в движение петрашевцев через своего брата Валериана. Однако вскоре его начала угнетать их постоянная критика правительства. Майков увидел утопизм в движении петрашевцев, "много эгоизма", "много вздору" и "мало любви".

Переживавший кризис Аполлон Николаевич попал в редакцию "Москвитянина". Здесь он неожиданно нашел не только участие, но и поддержку своих взглядов. Майков отрицал принципы цивилизации Западной Европы. Эта мысль прошла через весь его сборник "1854 год", который точно отразил мировоззрение Майкова в то время. Еще одной сквозной темой книги стала историческая миссия Российского государства, которое преградило путь на Запад полчищам Батыя и тем самым предотвратило гибель цивилизации Европы ("Клермонтский собор" и др.). Тогда же Майков стал убежденным монархистом. Он уверовал в величие Николая I.

Творчество 1850 годов

майков аполлон поэт

Как бывает у каждого настоящего поэта, творчество Майкова 1850 годов намного шире идейных установок. Он создал произведения на социальную тему (идиллия "Дурочка", цикл "Житейские думы"), стихи иделогизированного и политического характера. Одновременно Майков писал стихи, которые продолжили антологические и эстетические принципы его поэзии раннего периода. Речь идет о таких циклах, как "Камеи" и "Фантазии". В конце 1850 гг. появились циклы "Дома", "На воле", "Под дождем", "Весна", "Сенокос". В этих произведениях все еще чувствуется былой гармонический взгляд Майкова на природу. Однако теперь он проявляет себя в зарисовках деревенских пейзажей России.

"Осень"

аполлон майков биография

В 1856 году создал одно из самых известных стихотворений Аполлон Майков. "Осень" – так назвал он его. Поэт с юных лет увлекался охотой, но зачастую ловил себя на мысли, что намного больше удовольствия ему доставляет обычная прогулка в лесу без борзых собак и ружья. Он действительно любил загребать листья ногой, слышать треск сучьев… Однако лес осенью лишается таинственности и загадочности, поскольку "свянул последний цветок", "сорван последний орех". И этот мир рождает в поэте неведомые доселе чувства.

Морская экспедиция

Итальянская тема вновь появилась в творчестве Аполлона Николаевича в 1859 г. Это было связано с тем, что он вместе с другими исследователями совершил морскую экспедицию, посетив острова греческого архипелага. Корабль, на котором осуществлялось плавание, не попал в Грецию. Ему пришлось задержаться в Неаполе. Поэтому вместо одного цикла, как задумывал Майков Аполлон Николаевич, получилось два. "Неаполитанский альбом" был создан по итальянским впечатлениям. Это своего рода повесть в стихах, тема которой – жизнь народа в Неаполе. В результате изучения культуры и истории Греции появились "Новогреческие песни" ("Ласточка примчалась", "Колыбельная песня" и др.).

Одним из самых известных его стихов является "Колыбельная…". Аполлон Майков создал это произведение в 1860 году. Более 20 композиторов в свое время написали музыку к нему. Среди них А. Чесноков, А. Аренский, В. Ребиков, П. Чайковский.

Последние годы жизни

майков аполлон николаевич

В последние 25 лет жизни Майкова интересовали вечные вопросы бытия. Он размышлял о развитии цивилизаций. Важное место в раздумьях Майкова в это время занимали и судьбы нашей страны, ее прошлое и настоящее, ее роль в истории. В 1880 годы Аполлон Николаевич также создал ряд стихотворений, отличающихся глубокой религиозностью и идеей того, что религиозное смирение – отличительная особенность русского человека ("Близится вечная ночь….", "Оставь, оставь. " и др.).

В заключение

колыбельная аполлон майков

Мережковский в своей книге "Вечные спутники" писал о том, что Майков Аполлон - поэт, жизненный путь которого был светлым и ровным. Ни гонений, ни врагов, ни страстей, ни борьбы не было в нем. Были стихи, книги, путешествия, семейные радости, слава. Действительно, его биография была малопоэтична: он не умер на эшафоте или на дуэли, не был преследуем, его не мучили страсти. У Аполлона Майкова все внешнее ушло внутрь. Его настоящей биографией, истинной судьбой стал его путь от римлян и греков к российской действительности, истории народов, поэзии Библии и вечным вопросам бытия.

Русская поэзия XIX века богата именами знаменитых авторов, чьи произведения стали классикой и не потеряли своей актуальности, будучи пронесенными через века. Одним из таких выдающихся поэтов является Аполлон Майков, оставивший нам замечательное творческое наследие, интерес к которому не угасает и поныне.

Любопытно узнать, какие факты биографии оказали влияние на творчество литератора, способствовали формированию А. Майкова как стихотворца, направленности его произведений и поэтического стиля.

аполлон майков

Известные представители рода Майковых

Майков Аполлон Николаевич родился в 1821 году в Москве в семье старинного дворянского рода, история которого тесно связана с русским искусством и просвещением. В числе известных родственников поэта (все они носили фамилию Майков) много чрезвычайно одаренных представителей творческой интеллигенции, внесших вклад в развитие русской культуры:

  • Нил Сорский (в миру Николай Федорович) – знаменитый русский церковный деятель XV века, православный святой;
  • Василий Иванович – поэт, творивший в екатерининские времена;
  • Аполлон Александрович – директор Императорских театров, дед поэта;
  • Николай Аполлонович – талантливый исторический живописец – отец А. Майкова;
  • Евгения Петровна – переводчица и писательница – мать поэта.

Блистали талантами и родные братья Аполлона Майкова:

  • Валериан Николаевич – публицист и литературный критик;
  • Владимир Николаевич – писатель, издатель журналов для детей и юношества «Подснежник» и «Семейные вечера»;
  • Леонид Николаевич – член академии наук, известный трудами по истории русской словесности.

майков аполлон николаевич

Семейное воспитание Аполлона Майкова

Детские годы поэта прошли в центре Москвы в родительском доме, где царила особая атмосфера, часто бывали в гостях художники, писатели и музыканты. Дети росли в обстановке любви к творчеству, чрезвычайного почитания занятий искусством и наукой как главнейшего смысла существования. Все это способствовало тому, что Аполлон Майков много читал, неплохо рисовал и рано стал писать лирические стихи.

Родители поэта и их друзья служили для детей образцом для подражания, их пример помогал формированию духовных интересов, уважения к нравственным ценностям и высоких жизненных принципов. В доме выпускали рукописные издания для опубликования произведений членов семьи и гостей – альманах «Лунные ночи» и журнал «Подснежник», в которых и вышли первые стихи юного Аполлона.

Летние месяцы будущий поэт проводил в подмосковном помещичьем имении бабушки в деревне Чепчиха. Здесь происходило знакомство А. Майкова с природой родной земли с ее тишиной и раздольем, с жизнью русского села и народным бытом.

В жизненную пору детства и юношества, когда впечатления особенно сильны и глубоки, основы личности поэта были заложены воспитанием в духе творческой интеллигенции, а также жизнью на лоне вольной матушки-природы и бытом русской деревни с его правдой и простотой.

аполлон майков стихи

Получение образования

Когда А. Майкову исполнилось 13 лет, его семья переехала из Москвы в Петербург, что связало дальнейшую судьбу поэта с Северной столицей. Здесь Аполлону и его братьям стал давать уроки русской словесности и латинского языка И. А. Гончаров.

А. Майков учился в университете Санкт-Петербурга на факультете юриспруденции, но при этом не оставлял занятий литературой и живописью. С особым интересом слушал лекции, связанные с его увлечением философией и изучением латинского языка – его любимыми предметами были энциклопедия законоведения и римское право. Он также слушал курсы всеобщей и русской истории и русской словесности.

Окончив университет, Аполлон Майков поступил на государственную службу в Департамент казначейства.

Первый сборник стихов А. Майкова

Имя начинающего талантливого поэта Майкова стало известно после того, как его произведения были напечатаны в ряде журналов, таких как «Отечественные записки» и «Библиотека для чтения». Вскоре вышел первый сборник «Стихотворения Аполлона Майкова» (1842), имевший успех у читателей и тепло встреченный знатоками отечественной словесности. Молодого автора горячо похвалил В. Г. Белинский.

Это событие способствовало тому, что окончательный выбор А. Майкова, еще колебавшегося между живописью и литературным творчеством, был сделан в пользу поэзии. Другой причиной, по которой ему пришлось оставить занятие художеством, стало ухудшение зрения.

аполлон майков весна

Путешествие за границу

Первый сборник стихов А. Майкова был представлен Министром народного просвещения государю Императору. За книгу поэт был удостоен от Николая I пособия – средств на длительное путешествие в Европу, где он пробыл почти два года. Вначале Майков отправился в Италию, где занимался творчеством, посетил многие города, побывал в музеях и на выставках. Затем во Франции, в Париже, слушал лекции по мировой литературе и искусству. С целью изучения европейской культуры посетил также Дрезден и Прагу.

Поездка послужила прекрасным своевременным дополнением к университетскому образованию Аполлона Майкова, давшим богатейший материал для дальнейшего творчества и ставшим неисчерпаемым источником вдохновения для написания многих замечательных произведений на протяжении всей жизни поэта.

Государственная служба

Казенная служба отчасти поспособствовала писательской деятельности А. Майкова, сблизив его с Одоевским и Тютчевым. Будучи по работе начальниками поэта, они стали его друзьями, критиками и ценителями его произведений. Особенно сильное влияние на формирование окончательных взглядов и воззрений на русскую государственность, которым поэт остался верен до конца жизни, оказал Ф. И. Тютчев.

Умер поэт в 1897 г. и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище .

аполлон майков биография

Аполлон Майков, биография: основные вехи

Самыми значимыми событиями в жизни и творчестве А. Майкова были:

  • 1834 г. – переезд семьи Майковых в Петербург;
  • 1837–1841 гг. – обучение в университете;
  • 1842-1844 гг. – заграничное путешествие;
  • 1852 г. – начал работать в комитете иностранной цензуры;
  • 1853 г. – стал членом-корреспондентом Петербургской академии наук;
  • 1853–1866 гг. – рождение четверых детей в семье Аполлона Майкова и его жены Анны;
  • 1857 г. – получил чин действительного статского советника;
  • 1882 г. – удостоен Пушкинской премии;
  • 1888 г. – получил чин тайного советника;
  • 1897 г. – утвержден в должности председателя комитета иностранной цензуры.

Биография Аполлона Николаевича Майкова отличается тем, что в ней не было борьбы и страстей, преследований и гонений. Его жизнь – это светлый и ровный путь, на котором были у поэта работа, творчество и слава, путешествия и радости семейной жизни, присутствовали живость движений и эмоции, рождавшие прекрасные стихотворения.

стихотворения аполлона майкова

Творчество Аполлона Майкова

В творчестве А. Майкова можно выделить ряд периодов, каждый из которых характеризуется своими особенностями.

В поэмах «Две судьбы» (1845), «Машенька» и «Барышня» (1846) прослеживаются гражданские мотивы, возникшие под влиянием идей петрашевцев. Затем происходит переход на консервативные позиции, о котором свидетельствуют поэма «Клермонтский собор» (1853), а также циклы стихов, посвященные впечатлениям от поездок по Италии и Греции – «Очерки Рима» (1847), «Неаполитанский альбом» и «Новогреческие песни» (1858). Культурно-исторической тематике соответствуют циклы стихов «В антологическом роде», «Века и народы», «Отзывы истории».

В творчестве поэта заметен его постоянный интерес к мировой истории с ее драматическими эпизодами: поэмы «Савонарола» (1851) и «Приговор» (1860), а также драмы «Три смерти» (1851), «Смерть Люция» (1863) и «Два мира» (1881), в которых христианство противопоставляется язычеству.

Помимо стихотворчества А. Майков вполне успешно занимался переводами, его поэтическая обработка «Слова о полку Игореве» – великого творения древнерусской эпохи, считается одной из лучших. Он переводил произведения таких авторов как Гете и Гейне, народную поэзию разных стран – Греции, Испании, Сербии. Стихи А. Майкова вдохновили на создание романсов таких великих композиторов как Чайковский и Римский-Корсаков.

Аполлон Майков: стихи о русской природе

В пейзажной лирике талант поэта проявился наиболее ярко. Тонкость красок, естественная красота и гармония, увиденные в самых обычных и всем знакомых явлениях, таких как приход весны, летний дождь, увядание осени – все это Аполлон Майков. «Ласточки» – замечательное трогательное произведение, в котором мысли о скоротечности жизни поэт выразил через описание действий птиц, успевших за несколько летних месяцев построить гнездо, взрастить потомство и улететь в теплые края.

Созерцательность, задушевность, наблюдательность и напевность – этим отличается в пейзажной тематике Аполлон Майков. «Весна», «Под дождем», «Сенокос», «Осень», «Летний дождь» считаются лучшими произведениями поэта о природе родной земли.

биография аполлона николаевича майкова

Отечественная литература гордится богатым вкладом, внесенным творчеством поэта А. Н. Майкова. Его стихотворения навсегда останутся одним из интересных явлений в русской поэзии.

3
Все у Майкова складывалось удачно, но сомнения не давали покоя.
Пусть говорят: поэзия мечта,
Горячки сердца бред ничтожный,
Что мир ее есть мир пустой и ложный,
И бледный вымысел – красота;
… Во всем таинственный язык;
И ты невольно сим явленьям
Даруешь жизни красоты,
И этим милым заблужденьям
И веришь и не веришь ты.
Стихотворение "Дума" – более оптимистичное.
Жизнь без тревог – прекрасный, светлый день;
Тревожная – весны младые грозы.
Там – солнца луч, и в зной оливы сень,
А здесь – и гром, и молния, и слезы…
О! Дайте мне весь блеск весенних гроз
И горечь слез, и сладость слез!
В 1842 году, получив из монаршей казны пособие в тысячу рублей, Аполлон с отцом отправился в путешествие по Европе. В Париже, Дрездене, Праге слушал лекции по искусству и литературе, а в Италии занимался поэзией и живописью. О Риме он восторженно писал:
Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом!
Под этаким небом невольно художником станешь
Природа и люди здесь будто другие, как будто картины
Из ярких стихов антологии древней Эллады…
Майковы и за границей остались верными своей традиции; их дом в Риме был открыт для живших здесь русских художников и литераторов. Об одном из вечеров вспоминал художник В.Е.Раев: "С удовольствием вспоминаю о тех приятных вечерах. Юный поэт Майков услаждал в эти вечера всех присутствующих чтением прекраснейших своих стихотворений… Ко мне часто заходил юный и вечно восторженный поэт Майков, он всем прекрасным, как дитя, увлекался. Насмотревшись, как пишет картины его отец, он тоже брал палитру и набрасывал на холсте экспромтом свои фантазии. Так, однажды пришедши ко мне, он взял мою палитру с красками и набросал на холсте преэффективный эскиз в роде Рубенса, Гетера Римская, едущая на колеснице".
Стараясь выразить свои впечатления от Италии, Аполлон Николаевич брался то за кисть, то за прозу, то за стихи. В письме домой он писал: "Странное дело, не могу писать прозой, кажется, рифма по натуре и по трудности свой должна быть препятствием выражения мысли; для меня напротив – я в стихах не упущу той мысли, которую хотел выразить, а в прозе беспрестанно ее упускаю".
Постепенное осмысление антологических стихов привело автора к охлаждению к ним. В одном из писем домой он высказал сомнения: "Пишу мало, выдумываю много, но все эти вымыслы исчезают в голове моей, как сны, и об них остается только воспоминание, как после сна или после прочитанной книги. Отчего же это? Оттого-с, что теперь не довольствуешься одними картинами греко-фламандской школы, а хочется заглянуть в человека поглубже, на сей конец рассудить обо многом и узнать более".
Матушка отвечала сыну, понимая его искания: "Пиши ради бога, что-нибудь такое, где говорят чувства, антологического довольно, на этом поприще ты уже отличился; теперь требуют чувств, мыслей, облеченных в твои прекрасные стихи".
Март 1844 года. Итальянская весна не вызвала в Майкове особого прилива чувств; ему вспоминалась русская.
Уж месяц март. Весна пришла так густо,
Так тепел воздух; ищешь тени жадно,
Бежишь на шум воды, и так отрадно
У свежих струй, лиющихся из уст
Угодливых тритонов в гроте мрачном
Но мне не верится: когда ж она
Пришла сюда, игривая весна,
Как Деева пышная в наряде брачном?
Я не видал ни пара талых льдов,
Ни дивного всеобщего журчанья
Из-под снегов лиющихся ручьев;
Ни тонкого, шумливого жужжанья
Летучих темных, облачным столбом,
На краткий миг рожденных насекомых.
Не всходит озимь бархатным ковром;
Мне нечего в местах моих знакомых
Любимую березку над прудом,
Пустынную иль посреди дубравы,
Пройти поздравить с зеленью иной.
Итогом путешествия в Италию стал сборник стихов под названием "Очерки Рима", изданный в 1847 году. В этом же году Майков блестяще защитил диссертацию о древнеславянском праве.

4
Вернувшись в Петербург, Аполлон Николаевич вступил в должность помощника библиотекаря при Румянцевской библиотеке, и прослужил в ней до перевода её в Москву в 1852 году. Потом служил в течение сорока с лишним лет цензором в Комитете иностранной литературы. Эта должность давала ему уверенную материальную основу, о чем и сообщил родным: "Как подумаешь, все-то мы бьемся из-за проклятых денег! Что и со мной было бы, если бы не мой милый К.Ц.И! (Комитет цензуры иностранной)".
Председателем Комитета был в то время поэт Ф.И.Тютчев, затем туда пришел поэт Я.П.Полонский. Трем известным поэтам было о чем поговорить и поспорить. В последствии Майков стал Председателем.
Сотрудничая в журнале "Отечественные записки" и "Современник", Майков сблизился с Белинским, Тургеневым, Некрасовым, Достоевским, Плещеевым, а через брата Валериана и с М.В.Петрашевским, организатором и руководителем первого в России социалистического кружка. Далекий от политики новый его участник понял, что там занимаются утопическими теориями, "не соответствующими идеалу человеческого совершенства" и там "много вздору, много эгоизма и мало любви".
Антиправительственная направленность петрашевцев стала поводом для их ареста. Из-за отсутствия достаточного компрометирующего материала, Майкова не привлекли к суду, но на время за ним был установлен негласный полицейский надзор.
После отправки петрашевцев на каторгу, Майков изменил свое отношение к революционному движению в России, найдя созвучие своим мыслям у славянофилов, придерживающихся "патриархально-монархическому" правлению в России.
Славянофильство начало зарождаться как общественное и интеллектуальное движение еще после победы над Наполеоном. В 40 - 50 годы XIX века движение выступило против внедрения в Россию западной идеологии, призывая людей обратиться к своим историческим основам, традициям и идеалам. Славянофилы представляли дворянскую интеллигенцию, но среди них были выходцы из купечества, разночинцев и низшего ранга православного духовенства. Ведущая роль в выработке системы взглядов играли: A. С. Хомяков, И. В. Киреевский, братья Аксаковы, Ю. Ф. Самарин. П. В. Киреевский, А. И. Кошелев, а также В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев, Н. М. Языков и др.
Аполлон Николаевич писал о новой группе: "… познакомился я со славянофилами. Здесь показалось мне больше правды, чем в западническом наклоне; не приняв кое-что из идей старых славянофилов, я не мог вполне принять их учения. Принял основы, почувствовав в них историческую правду, но отверг выводы как фантастические и отвергающие историю, а с ней и целую российскую империю. На почве славянофилов, но с твердой идеей государства, и с полным признанием послепетровской истории были тогда Погодин и Катков: это цельно, это органически разумно, и это меня сблизило с ними".
Духовно близкими Майкову стали: Н.Страхов, Ф.Достоевский и А.Григорьев. После его смерти в 1864 году, Майков писал своей жене: "Теперь уж в литературе петербургской у меня нет друзей, т.е. душевно меня понимавших. Аполлон Григорьев все собирался разбирать мои стихи – да так и не успел; теперь уж никто не в состоянии написать мой литературный портрет".
Не разделяя идей революционных демократов, Майков перешел на позиции "искусство для искусства". Такая позиция вызвала резкую критику со стороны Салтыкова-Щедрина и вызвала серию пародий, написанных Добролюбовым. Однако это не изменило выбранного Майковым курса в литературе.
Основным в искусстве, считал Майков – в первую очередь раскрытие прекрасного, а низменное должно оставаться в стороне, т.к. любовь и красота, неподвластные времени. "Мы принадлежим к детству, - считал поэт, - которое не от мира сего. Царство толпы меняется, подчиненное моде и времени, а наше – вечно". По этому поводу Белинский сказал, что Майков "смотрит на жизнь глазами грека".
В 1853 году. Майкова избрали членом Академии наук по Отделению русского языка и словесности.

5
Осенью 1853 года началась Крымская война. В порыве патриотических чувств Майков писал А.Ф. Писемскому: "И каково бы ни было образование каждого, из каких бы источников ни подчеркнул он свои знания и мнения, все в один голос, в один миг должны были разрешить этот вопрос и единодушно, перед судом совести ответить: "Я русский"… Ничто не подавило в нашем сознании, что можно быть учёным и образованным человеком и чувствовать, что мы в тоже время русские, и что в нас повыше всего одно святое чувство любви к отечеству!"
В тоже время война вызвала в душе у Майков и множество сомнений. В дневнике он записал: "В одну из самых тяжелых для меня эпох, в Крымскую войну 1853 – 1855 годов, я бросился из Петербурга в Москву, чтобы почувствовать под собой почву… Я попал в молодую редакцию "Москвитянина"… У них я нашел не только оправдание и сочувствие, но и увидел в них совсем моих единомышленников". Высоким чувствами и любви к России проникнуто его стихотворение "Клермонтский собор".
… Орда рвала нас по клочкам,
Нас жгла, - но лучше смерть, чем срам;
Страдальцев кровью возрастала
И крепла Русь; как мститель встала
И, верная себе, идет
В обетованный свой поход.
За что же западные братья,
Забыв свой подвиг прежних лет,
Ей шлют безумные проклятья,
Как скрежет демонов во след?
За что ж с тоскою и заботой
На нас они, косясь, глядят?
За что ж на нас идут их флоты
И нам погибелью грозят
Оптимизм звучит в его заключительных строках:
… Что нас отныне бог избрал
Творить его святую волю;
Что мы под знаменем креста
Не лицемерим, не торгуем,
И фарисейским поцелуем
Не лобызаем мы Христа…
И, может быть, враги предвидят,
Что за Россией ледяной
Еще невиданное выйдет
Гигантов племя к ним грозой,
Гигантов – с ненасытной жаждой
Бессмертья, славы и добра,
Гигантов, как их мир однажды
Зрел в грозном образе Петра.
Итог дискуссии в литературных кругах об этом стихотворении автор сообщил поэту С.П.Шевыреву: "Чем бы ни кончилась настоящая война, но она будет долго памятна по тому одушевлению, которым сплотила весь русский народ, - вот вам истинно демократическая минута в нашей жизни, которая, по необъяснимой странности, не чувствуется нашими демократами. Вообще не люблю никаких партий, и всегда жил себе особняком".
Н.Г.Чернышевский писал Н.А.Некрасову: "Майков одинаково несвободен, о чем не пишет, - у него все по заказу: и антологические стихотворения, и "Две судьбы", и "Клермонтский собор".
Ф.М.Достоевский, разделяя убеждения Майкова, в письме от 18 января 1856 года поддержал его: "Как хорошо окончание, последние строки в вашем "Клермонтском соборе"! Да! разделяю с вами идею, что Европу и назначение ее окончит Россия". Критик Н.А.Добролюбов тоже отметил, что "… маленькая поэмка Майкова под названием "Клермонтский собор"- прекрасная вещь и имеющая тоже современный интерес".
В самом начале 1855 года вышла небольшая книжка стихов Майкова под названием "1854 год". Она не вызвала восторга среди критиков и читателей, да и сам автор о ней отозвался сдержанно. " Вся книжка "1854-й год" верна чувству, меня одушевлявшему, но недостаток в ней – невладение страстью, желание навязать ее всем, гнев на тех, кои ее не разделяли… мечты о России, рисование того, что должно бы быть, при закрытых глазах на то, что есть".
В ней из "севастопольского" цикла выделяется реализмом, разве лишь, стихотворение, посвященное "Генерал- лейтенанту Хрулеву":
… Их много разбрелось – безруких и безногих,
И люди русские в палате и в избе,
Рассказы слушают воителей убогих,
Во всех рассказах есть повесть о тебе…
В том тайна русских сил, доступная немногим, -
На подвиг доблести, и в мире, и в войне,
Не нужно русских звать команды словом строгим,
Но встанут все на клич: "Голубчики, ко мне!"
Стихотворение "Коляска" – дань верноподданническим чувствам Майкова главнокомандующему Николаю I, правда, при жизни монарха оно не было опубликовано, а ходило в списках
Когда по улице, в откинутой коляске
Перед беспечною толпою едет он,
В походный плащ одет, в солдатской медной каске,
Спокойно-грустен, строг и в думы погружен. –
В нем виден каждый миг державный повелитель,
И вождь и судия, России промыслитель
И первый труженик народа своего…
Среди литераторов Петербурга "Коляска" вызвала шквал критики в адрес автора. Поэт Н.Ф.Щербина обратился эпиграммой к автору с вопросом: "Скажи, подлец ли ты иль "скорбен головою"?"
После смерти Николая I в феврале 1855 года, в беседе с Я.Полонским Майков сказал: "Я был просто дурак, когда видел что-то великое в Николае. Это была моя глупость, но не подлость".
Хвалебные стихи Аполлон Николаевич писал по случаю восхождения на трон Александра II, затем Александра III, и на "чудесное" спасение будущего императора Николая II, которого во время визита в Японию ударил саблей японский полицейский. Стоит заметить, что М.В.Ломоносов тоже писал подобные оды Екатерине II.
Война закончилась подписанием в марте 1856 года в Париже унизительного для России мирного трактата, по которому она не могла иметь на Черном морфе флота и крепостей. Майков осудил подписание трактата.
Окончена война. Подписал подлый мир.
Отцы отечества! Устраивайте пир,
Бокалы с торжеством высоко поднимайте!
И лживый манифест с потоком слез читайте!
Чего еще вам ждать – написано красно!
Не первый раз бумажным крючкотворством
Пришлось вам прикрывать отечества пятно,
Подъячие в звездах, с умом и сердцем черствым.

6
В 1858 году Майков на корвете "Баян" Майков вновь посетил Грецию и Италию, но прежнего восхищения природой Италии уже не было. Он писал домой: "Чувство природы, возбуждаемое в нас ее созерцанием, везде одно: и в болотистых окрестностях петербургских, и где угодно. У нас в русской природе это чувство живее и непосредственнее оттого, что там вокруг лес, луга, и нивы, и все жужжит, шумит, шелестит, интересничает с вами, а здесь – камень, декорации, апельсины, лимоны и оливы… Но этого живого трепета жизни не чувствуете, как в еловом или березовом лесу, или в лугах с кузнечиками и бабочками. Я не воображал, что может быть такая мука на свете – не жить в России. Ума не приложу, как это делают другие".
Путешествие закончилось циклом стихов: "Неаполитанский альбом". В примечании к нему автор заметил: "Все стихотворения этого альбома относятся к Неаполю 1858 года. С тех пор там много изменилось, но я уверен, что общий фон картины и теперь то же: море и воздух Неаполя не изменится с переменою правительства и не перестанут производить веселое расположение духа в человеке, туземце или заезжем; Сан-Дженнаро еще долго будет делать свое чудо, а Везувий… вот, один только Везувий вдруг всему может положить конец".
Неаполитанский альбом не все приняли тепло. Философ Вл.Соловьев в статье "А.Н.Майков"отметил, что это "альбомное остроумие весьма относительного достоинства", а Буренин написал целую пародию на автора. Д.С.Мережковский нашел в этом цикле "искусное подражание Гейне".
В другом цикле, путешествующего периода, "Новогреческие песни", есть "Колыбельная песня", которую и в наше время кое-где в России еще поют бабушки внукам.
Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Улетай орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Веете, после трех ночей,
Мчится к матери своей.
Ветер спрашивает мать:
"Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?"
"Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелочку качал!"
Русская природа занимает большое место в творчестве Майкова, еще бы, у человека, увлеченного ужением рыбы, она всегда со своими прелестями стоит на первом месте. Ее описания полны лиризма, созерцательности, ясности форм и обдуманности до мелочей рисунка.
В цикле "На воле" Майков лаконично, в семи строках, дал полное представление о весне.
Голубенький, чисты
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок…
Последние слезы
О горьком былом
И первые грезы о счастье ином.
Закономерность круговорота в природе мастерски описана в следующем коротком стихотворении. Кажется, что осенью все замирает, все умирает. Однако поэт так не считает:
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
"Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!"
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
В 1856 году в "Отечественных записках" появилось уникальное в пейзажной лирике Майкова стихотворение "Рыбная ловля", посвященное друзьям-рыбакам. В литературном обзоре, страстный охотник и знаток природы, Н. А.Некрасов отметил: "Рыбная ловля" г. Майкова – лучшее доказательство того, что талант его растет и совершенствуется. Её, бесспорно, должно назвать лучшим произведением г. Майкова".
Себя я помнить стал в деревне под Москвою.
Бывало, ввечеру поудить карасей
Отец пойдет на пруд, а двое нас, детей,
Сидим на берегу под елкою густою…
Теперь то время мне
Является всегда каким-то утром длинным,
Особым уголком в безвестной стороне,
Где вечная заря над головой струится,
Где в поле по росе мой след еще хранится…
… Ну, кто бы устоять тут мог от искушенья?
Закину, думаю, я разик и назад!
… Злодеи рыбаки уж тут давно: вон с челном
Запрятался в тростник, тот шарит в глубине…
Есть что-то страстное в вниманьи их безмолвном,
Есть напряжение в сей людной тишине…
Но вот один рыбак вскочил, и, трепеща,
Все смотрят на него в каком-то страхе чутком:
Он, в обе руки взяв, на удилище гнутком
Выводит на воду упорного леща…
По интонациям, настроению, краскам и профессионализму стихотворение сопоставимо с "Записками об уженье рыбы" С.Т.Аксакова.
Не менее колоритное по описанию природы и стихотворение "Болото".
Я целый час болотом занялся.
Там белоус торчит, как щетка жесткий;
Там точно пруд зеленый разлился;
Лягушка, взгромоздясь, как на подмостки,
На старый пень, торчащий из воды,
На солнце нежится и дремлет… Белым
Пушком одеты тощие цветы;
Над ними мошки вьются роем целым;
Лишь незабудок сочных бирюза
Кругом глядят умильно мне в глаза…

7
Палитра любовной лирики Майкова не очень богатая. Среди нее выделяется "Романс", написанный в 1844 году.
Мой взор всегда искал твоих очей;
Мой слух ловил привет твоих речей;
Один другим как счастливы мы были…
О как тогда… Продолжение »

Читайте также: