Кто расписывает посуду профессия

Опубликовано: 05.07.2024

Подготовительная логопедическая группа. Логопед Хрущева Л.В.

Образовательная область «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей

Цель: Систематизировать и пополнять знания детей о посуде, о профессиях людей, изготавливающих посуду .

-Использовать знания отдельных детей как источник получения информации.

-Формировать монологическую речь

- Рассказать о процессе изготовления некоторых видов посуды , о рабочих профессиях, через монолог детей;

- Формировать интерес к профессиям людей, работающих в нашем городе

- Продолжать упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными;

- Продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных;

- Обогащать глагольный словарь детей;

- Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением;

- Формировать умение делать умозаключения. Развивать мыслительную деятельность.

- Учить дифференцировать звуки «С»-«С*» в словах

- Развивать фонематический слух и восприятие.

-Развивать фонематический анализ и синтез.

- Развивать дыхание и голос.

- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

- Воспитывать самоконтроль за речью

- Воспитывать положительное отношение к разным профессиям.

Словарная работа:

Посуда: пластмассовая, металлическая, деревянная, хрустальная, глиняная, керамическая, фарфоровая, фаянсовая, стеклянная, бумажная, чугунная, эмалированная. Картины: гончар, эмалировщик, стеклодув, художник

Предварительная работа:

· Рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства.

· Игра: «Один - много»

· Игра: «Что из чего сделано?».

· Игра « Что для чего?»

· Игра «Чего не хватает?»

. «Посчитай от 1 до 10»

- Обсуждение монологов детей , исполняющих роль людей различных профессий.

посуда из разного материала (глины, стекла, эмали) ;

- иллюстрации с наборами посуды ;

- иллюстрации к профессиям (гончар, стеклодув, эмалировщик, художник) ;

Логопед: -Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло!

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро! » - солнцу и птицам.

«Доброе утро! »- улыбчивым лицам.

Логопед : Ребята, мы каждый день совершаем путешествие в волшебную страну звуков и букв, а сегодня мы с вами совершим необычное путешествие- экскурсию в царство посуды , познакомимся с людьми, которые изготавливают посуду.

Логопед : Что такое посуда ?

Дети : Посуда – это хозяйственные предметы, представленные для еды, питья, приготовления пищи и хранения продуктов.

Помогать готова всюду

Нам различная посуда .

На ее еду кладут,

Из нее едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты,

Сыр и масло, хлеб и фрукты,

В ней готовят сотни блюд –

Варят, жарят и пекут.

Логопед: -Раз, два, три.

Вокруг себя обернись и в царстве посуды окажись!

2.1 Логопед: - Мы, ребята, на заводе, где изготавливают посуду. А кто делает посуду и какую, мы сейчас узнаем.

Ребенок 1: Моя профессия гончар . Гончар работает с глиной и изготавливает посуду из глины. Цвет глины может быть белым, красным и черным. Изделия из красной и черной глины – это глиняная и керамическая посуда: горшки, вазы, кружки, миски, тарелки. Посуда из белой глины называется фарфор. Мы делаем фарфоровые чайные и столовые сервизы.

(Ребенок выставляет на доску картинку «профессия гончар», картинки-посуды из керамики и фарфора).

Ребенок 2: (выходит второй ребенок). Моя профессия эмалировщик . Мы, эмалировщики, покрываем металлическую посуду эмалью, она становится красивой, экологичной. Сегодня, чаще всего, для приготовления пищи пользуются эмалированной посудой. Это кастрюли, миски, ведра, дуршлаки. (выставляются картинки посуды и профессии-эмалировщик).

Ребенок 3: Чтобы посуда была красивой - ее расписывают мастера. Я художник по росписи посуды. Расписываю керамическую, фарфоровую и фаянсовую посуду, эмалированную, деревянную. (выставляются картинки с названной посудой).

Ребенок 4. А я стеклодув . Люди, которые делают из стекла посуду, называются стеклодувами.

Логопед: А вы знаете, откуда берется стекло?

-Его делают из песка, но не обычного, а из очень чистого. Если песок сильно нагреть, до высокой температуры – он расплавится и станет жидким. Жидкому стеклу можно придать любую форму. Из жидкого стекла можно штамповать любые предметы.

А еще из жидкого стекла можно выдувать разные формы. (Показ на примере мыльных пузырей). Стеклодувы опускают длинную трубку в жидкое стекло и начинают дуть, придавая стеклу нужную форму. Жидкое стекло можно резать специальными ножницами, вырезать разные украшения.

2.2 Дыхательное упражнение с мыльными пузырями

-Ребята, в нашем г. Коркино, есть стеклозавод, где работают стеклодувы, мастера-по изготовлению посуды из стекла. Они делают стаканы, банки, бутылки. (Показ слайдов). А раньше мастера-стеклодувы делали елочные игрушки.

2.4 Логопед: -Ребята, давайте поблагодарим наших ребят-мастеров. Они нам очень интересно рассказали о своей профессии и о посуде, которую делают.

Вокруг себя обернись в стране звуков и букв окажись.

-Ребята, скажите, с какими профессиями вы познакомились? (ответы детей)

-Как называется посуда, сделанная из: глины? керамики? металла? стекла? дерева? фарфора? (ответы детей).

III . Физминутка («Превращение» детей в посуду).

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Дети надувают животики: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик чайника

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки

Приседают, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца.

Только стукни - разобьются.

Кружатся, делая руками круг.

Вот серебряные ложки.

Голова на тонкой ножке.

Тянут руки вверх, смыкают над головой.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

Ложатся на ковер, вытягиваются.

Логопед: - Нам посуда приготовила загадки:

4.1 Четыре ноги, два уха.

Один нос да брюхо (самовар).

А вся в дырках (сито)

Меж собой болтают звонко

Вилки, ложки и …(солонка)

Вечером девочка Мила

В садике клумбу разбила.

Брат ее мальчик Иван

Тоже разбил … (стакан).

(По мере отгадывания выставляются картинки-отгадки)

-Вы молодцы, отгадали все загадки. А почему «посуда» решила вам загадать именно эти загадки?

-Дайте характеристику звуку «С», «С*». Где вы слышите звук «С или Сь» в этих словах?

-А вот еще 2 загадки от посуды:

Гончар сидит за верстаком

И мнет руками мягкий ком

Вертящийся на диске.

И ком становится горшком,

-Определить место звука «С» в слове. Какой звук?

Я горячее храню

И холодное храню-

Я и печь, и холодильник

Вам в походе заменю. (термос)

-Определить место звука «С» в слове. Какой звук?

(выставленные на доске предметы-отгадки) Логопед:- Как называются все эти предметы?

4.2 Логопед : - Есть ли в слове «ПОСУДА» звук «С»? Где слышите звук «С»? Какой звук?

-Назовите в слове «ПОСУДА» гласные звуки. Значит сколько слогов? (правило)

-Назовите согласные звуки.

- Сколько всего звуков в слове?

-Еще раз разделите слово на слоги. Назовите слоги-слияния.

-Сделайте звуко-слоговую схему слова «ПО-СУ-ДА»

-Подарите каждому звуку букву.

Ребята, с какими новыми профессиями вы сегодня познакомились? Важны ли эти профессии в нашей жизни? Как и чем важны эти профессии?

Колледж университета Синергия

Эмалированная посуда появилась в нашей жизни относительно недавно – лет сто назад. Однако она прочно засела в быту каждой семьи – у каждого на кухне можно найти эмалированные кастрюли и миски.

Специальность изготовителя эмалированной посуды получила свое распространение тоже относительно недавно. Это случилось в связи с возникновением промышленных технологий, которые дали возможность создания эмалированной посуды.

Суть этой технологии такова: сначала создается шаблонное изделие из углеродистой стали, на него наносится специальный краситель – эмаль, которая «припечатывается» к стали путем воздействия очень высоких температур (800-850 градусов по Цельсию). Именно этим и занимается эмалировщик.

Такая посуда имеет ряд преимуществ:

  • Она химически инертна;
  • Из нее можно не только есть пищу, но и хранить ее;
  • Она легко моется.

К недостаткам можно отнести хрупкость и колкость. При ударах эмаль откалывается, и посуда теряет свои свойства.

Квалификация

Специальность СПО «Изготовитель эмалированной посуды» не так проста, как может показаться на первый взгляд. Тут имеет место быть и воздействие очень высоких температур, и действие токсических веществ, и механические травмы. Поэтому данная профессия требует от работника внимательности, сосредоточенности, соблюдения норм безопасности и т. д.

Профессия изготовителя эмалированной посуды предполагает ряд специфических знаний и умений. Например:

дин из цехов завода по производству эмалированной посуды

  • умение не только следить за исправностью оборудования, но и отремонтировать его в случае не слишком серьезной поломки;
  • умение настраивать и налаживать оборудование;
  • наносить эмаль на различные стальные предметы;
  • осуществлять подготовительные мероприятия перед грунтовкой и нанесением эмали;
  • наносить грунты и эмали на продукцию из чугуна;
  • при помощи ручных сит уметь нанести порошковую эмаль на раскаленную продукцию;
  • проводить контроль качества изготовленной посуды;
  • заниматься художественным оформлением эмалированных предметов;
  • производить подготовку перед нанесением рисунков;
  • разрабатывать дизайнерские проекты по росписи посуды;
  • создавать трафареты для нанесения элементарных рисунков;
  • производить контроль качества нанесенных на эмаль рисунков.

Таким образом, специальность 240107.11 «Изготовитель эмалированной посуды» требует не только неукоснительного соблюдения техники безопасности и технологии производства, но и креативного подхода к своей работе. У представителя данной профессии должна быть хорошо развита фантазия. Он должен обладать дизайнерским талантом или хотя бы стремиться к развитию подобных качеств.

Сложность выполняемых рисунков зависит от уровня квалификации специалиста. Если он имеет 2 разряд, то никто не доверит ему ничего большего, чем рисунок под трафарет. Если же он имеет 5 разряд (наивысший), то ему доверяют не только создание композиций и трафаретов, но и рисунки без трафаретов. Обладатель такого высокого звания должен в совершенстве владеть методом шелкографии и фотографии.

Образование

Данная специальность получила повсеместное распространение относительно недавно, но уже успела укорениться на рынке труда в нашей стране. Изготовитель различной эмалированной посуды – это специальность, где крайне важно уметь работать со специальной техникой и знать весь технологический процесс. Учиться, чтобы овладеть данной профессией, нужно в колледже.

В учебном заведении I-II уровня аккредитации студенту нужно будет учить такие основные специальные предметы, которые повлияют на всю его дальнейшую работу:

Машина изготавливающая эмалированную посуду

  • азы безопасной жизнедеятельности;
  • основные принципы материаловедения;
  • технология общих слесарных трудов;
  • азы рисования и составления композиций;
  • правила проведения технических измерений и осуществления стандартизации;
  • техника безопасности;
  • ремонт и проведение технического обслуживания оборудования для работы с эмалированной продукцией;
  • техника и черчение;
  • правила по нанесению грунта и эмали на стальные заготовки;
  • основы электротехники.

Для того чтобы получить качественные знания по специальности «изготовитель эмалированной посуды», сначала стоит выбрать подходящее учебное заведение. Выбирать необходимо такой колледж, преподаватели которого смогут дать хорошие знания.

После окончания колледжа и получения диплома, молодые люди получают специальность. Закончив обучение, они смогут устроиться на работу эмалировщиком либо рисовальщиком эмалями.

После 9 класса срок обучения на очном отделении составляет 2,5 года, на заочном или вечернем – почти 4 года. После 11 класса (или имея аттестат о полном среднем образовании) на очном отделении срок обучения составляет 10 месяцев, на вечернем или заочном – почти 2 года.

Трудоустройство

В связи с распространенностью данного вида посуды профессия изготовителя эмалированной посуды имеет спрос. После того как выпускник закончил колледж, он может выбрать, кем будет работать.

Этот специалист должен уметь наносить краситель на эмаль так, чтобы он не потек и не стерся. Нанесение надписи или рисунка возможно при помощи пульверизатора, методом фотографии и шелкографии, методом декалькомании с трафаретами и без них.

Обязательные умения для обладателей начального уровня подготовки после окончания колледжа такие:

гончар кто это

На сегодняшний день умение работать с глиной входит в список прикладного искусства, начало которого уходит в далекое прошлое. Именно по этой причине, мастеров, которые овладели им, называют гончар кто это, сейчас и узнаем.

Что нужно знать о профессии?

Гончаром называют мастера, умеющий изготавливать красивую глиняную или керамическую посуду. Стоит сказать, что для обоих вариантов используется специальная глина. А обозначают они одну и ту же посуду.

Гончар кто это. Мастера из далекого прошлого!

Причем, под керамикой понимается разнообразная по своему составу и режиму обжига посуда. Современные мастера ничуть не уступают своим древним предкам, изготавливая действительно красивые и ценные вещи.

Стоит сказать, что за время, которое прошло с момента своего появления, данное ремесло практически не изменилось. Современные мастера все так же месят глину и используют гончарный круг.

Изменяется лишь способ обжига, да круг вращается при помощи автоматики, позволяющей регулировать скорость и направление вращения.

Требование к специальности

Это только непосвященному в таинства мастерства кажется, что не составляет большого труда изготовить поделку из глины. Однако практика показывает, что только у настоящих мастеров, которые освоили технику изготовления высококачественных изделий из глины, получаются поделки высшего качества.

Профессиональный гончар должен уметь:

  1. выбрать глину;
  2. правильно ее приготовить;
  3. знать техники изготовления различных поделок из глины.

И только настоящие мастера могут сотворить настоящее чудо в виде вазы, горшочка, различных поделок и сувениров. Причем все работы проводятся голыми руками, смоченными в воде.

Для того чтобы работа удалась, необходимо будет знать:

  1. какой состав, и какие особенности должна иметь правильная глина;
  2. чем различаются различные виды глиняной массы, используемые для производства керамических изделий;
  3. следует знать, все пункты технологического процесса;
  4. все приемы и способы, используемые для изготовления глиняных изделий при помощи специальных гончарных станков;
  5. какие бывают гончарные печи и как правильно нужно в них загружать изделия;
  6. следует знать основы и правила составления композиции. Это заставляет мастеров изучать исторические особенности той или иной техники и вида.

Особенности профессии

Само по себе производство гончарных изделий будет включать в себя:

  • умение приготовления глиняных строительных кирпичей различного назначения;
  • изготовление различных изделий промышленного назначения. Сюда входят не только огнеупорные кирпичи, но и реторты, кафеля и трубы;
  • изготовление разных видов глиняной или каменной посуды;
  • мастерское украшение;
  • знание и умение изготовления фаянсовых или фарфоровых изделий;
  • как проводится глазурование различных изделий из глины. Данная техника позволяет защитить изделие от пропитывания его влагой.

Следует знать, как пользоваться специальными гончарными печами для обжига готовых гончарных изделий.

Так, они бывают:

  • · стоячие. В них проходит обжиг каменная посуда, а так же фаянс и фарфор;
  • · лежачие, их еще называют закальными. В них проходят обжиг изделия, для которых не обязательна высокая прочность;
  • · горны. В них обжигают горшки.

Теперь вы знаете, что это за профессия гончар кто это и что нужно знать и уметь, чтобы считаться профессионалом.

Цель: Систематизировать и пополнять знания детей о посуде.

Задачи: - рассказать о процессе изготовления некоторых видов посуды, о рабочих профессиях;

- приобщать детей к культуре родного края;

- использовать знания отдельных детей как источник получения информации;

- способствовать развитию познавательной и речевой активности;

- закреплять навыки ведения диалога, продолжать учить задавать вопросы;Познакомить с новыми словами: фарфор, гончар, стеклодув, экспонаты;

- формировать умение соблюдать правила, которые необходимы в данном виде деятельности.

Предварительная работа: С помощью детей и родителей организовать в группе мини – выставку предметов посуды, сделанных из разных материалов. Заучивание стихов о профессиях. Обсуждение монологов детей, исполняющих роль экскурсоводов.

Оборудование: -посуда из разного материала (дерева, глины, стекла, коры, бересты);

- иллюстрации с наборами посуды;

- иллюстрации к профессиям (гончар, стеклодув);

- два пластилиновых вкладыша, глина или соленое тесто.

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим экскурсию в мир посуды. Ребята, а какие правила надо соблюдать в музее?

Дети: В музее нельзя трогать экспонаты руками, не мешать смотреть и слушать другим.

Воспитатель: Что такое посуда?

Дети: посуда – это хозяйственные предметы, представленные для еды, питья, приготовления пищи и хранения продуктов.

Воспитатель: В нашем музее посуда, сделанная из разных материалов, а вот из каких мы с вами и узнаем. (дети подходят к первой выставке) Это наш экскурсовод – Настя, она расскажет нам о первой экспозиции.

Экскурсовод: Посмотрите на эту красивую посуду. Как вы думаете, из чего она сделана? (ответы детей) Эта посуда сделана из глины.

Дети: Как делают посуду из глины?

Экскурсовод: Ее лепят. Лепить посуду можно по-разному. Можно постепенно придавать нужную форму комку глины, а можно сделать из глины длинный жгутик и уложить его так, чтобы получилась чашка или горшок, а потом разровнять стенки, сделать их гладкими. Цвет глины может быть белым, красным и черным. Посуда из белой глины называется фарфор.

Воспитатель:Опыт: сравнение керамической и фарфоровой кружек по весу - что легче, а что тяжелее. В нашей Свердловской области есть Багдановичский фарфоровый завод. Его мастера умеют делать такую тонкую посуду, она почти прозрачная и очень легкая. Мастер по изготовлению изделий из глины – гончар. На каждом заводе есть свое клеймо. (демонстрация иллюстрации профессии гончар)

Воспитатель: ну а мы с вами идем дальше. Следующая экспозиция – посуда из дерева. Экскурсовод – Ксюша.

Дети: Из чего сделана эта посуда?

Экскурсовод: Вся эта посуда сделана из дерева.

Дети: Как делают посуду из дерева?

Экскурсовод: Такую посудувырезают из разных деревьев: березы, дуба, клена, липы. Лучше всего процессу обработки поддается липа – по ней легко вырезать, так как она мягкая. Первая посуда была деревянной.

Дети: Что еще можно вырезать из дерева?

Экскурсовод: еще из дерева можно вырезать шкатулки, игрушки, украшения. А вы, знаете какой недостаток у посуды?

Дети: деревянную посуду нельзя ставить на огонь – она сгорит, со временем посуда из дерева рассыхается и начинает трескаться.

Экскурсовод: Чтобы деревянная посуда была красивой - ее расписывают мастера.В разных регионах свои стили росписи: хохлома, Городецкая роспись, урало-сибирская роспись.

Воспитатель: Мы переходим с вами к следующей экспозиции и экскурсовод здесь Света.

Экскурсовод: Посмотрите и скажите, из чего сделана эта посуда?

Дети: Эта посуда сделана из стекла.

Экскурсовод: А вы, знаете откуда берется стекло? Его делают из песка, но не обычного, а из очень чистого. Если песок сильно нагреть, до высокой температуры – он расплавится и станет жидким. Жидкому стеклу можно придать любую форму, а затем остудить – и охлажденное стекло сохранит ее. Из жидкого стекла можно штамповать любые предметы. (Опыт с вкладышами)

Экскурсовод: А еще из жидкого стекла можно выдувать разные формы. (Показ на примере мыльных пузырей)

Воспитатель: Люди, которые это делают, называются стеклодувами. Они опускают длинную трубку в жидкое стекло и начинают дуть, придавая стеклу нужную форму. Жидкое стекло можно резать специальными ножницами, вырезать разные украшения.

Чтение стихотворения «Стеклодув» М. Лейцман. (демонстрация иллюстрации профессии стеклодув)

Воспитатель: Ребята, в нашем Красноуфимском районе, в поселке Натальинск, есть стеклозавод, где работают стеклодувы. Вот эти предметы сделаны их руками.

Экскурсовод: Как вы думаете, есть ли недостатки у стеклянной посуды?

Дети: Стеклянная посуда не прочная, хрупкая – она очень легко бьется.

Воспитатель: У вас есть вопросы к Свете?

Дети: Как получается цветное стекло?

Экскурсовод: Чтобы стекло стало цветным, в него добавляют специальные краски.

Воспитатель: Вот еще одна экспозиция, о ней нам расскажет экскурсовод Костя.

Экскурсовод: Вы знаете из чего сделана эта посуда?

Дети: Сплетена из бересты или коры.

Экскурсовод: Правильно, она сплетена из бересты, из коры или из веточек. Такая посуда очень мягкая.

Дети: А есть ли недостатки у этой посуды?

Экскурсовод: Вы сейчас сами увидите (дети замечают дырочки). Но можно сплести такие чашки и тарелки, которые совсем не пропускают воду.

Воспитатель: Как много мы сегодня с вами узнали интересного. А сейчас кто из вас может сказать, для чего нужна посуда?

Дети: Из посуды мы едим, пьем, в ней храним и готовим продукты питания.

Воспитатель: Из каких материалов делают посуду?

Дети: Посуду делают из песка, глины, дерева, бересты, коры деревьев.

Воспитатель: О каких интересных профессиях вы сегодня узнали?

Дети: Сегодня мы познакомились с профессией гончара и стеклодува.

Воспитатель: Сегодня в музей принесли новые предметы. Хотите посмотреть и выбрать из них то, что подходит к нашим экспозициям. (Дети отбирают предметы, называют и ставят в нужную экспозицию) Давайте поблагодарим наших экскурсоводов за интересную экскурсию.

Я стану стеклодувом,

Чтоб выдуть из стекла

Животных и растений

Волны крутую спину,

И сладкую росинку

И горькую слезу.

Пусть чудо возникает

Для вас и для меня

Из теплого дыханья,

Из жаркого огня.

Помогать готова всюду

Нам различная посуда.

На ее еду кладут

Из нее едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты,

Сыр и масло, хлеб и фрукты,

В ней готовят сотни блюд –

Варят, жарят и пекут.

Благодарны мы посуде

И ее за это будем

За собою убирать

Чисто мыть и протирать.

«Красивый узор на посуде». Пластилинография
«Красивый узор на посуде». Пластилинография Красивый узор на посуде" Задачи. Закрепить знание детей о посуде. Формировать представление об её функции. Закрепить некоторые правила.

Конспект НОД «Знакомство со столовой посудой» Конспект НОД «Знакомство со столовой посудой» для детей дошкольного возраста с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями.

Редкие профессии: работяга с душой художника. Редкие профессии: работяга с душой художника

Что общего у эксклюзивной стеклянной вазы, сложной химической реторты с системой капилляров внутри и яркой, блестящей елочной игрушкой? Только лишь материал? Простое стекло не станет авторским украшением интерьера, частью уникального научного прибора или объектом радости детишек без таланта искусного мастера, обладателя редкой профессии, которая называется стеклодув. История этого ремесла уходит корнями во времена Древнего мира, причем секреты профессии или передаются от учителя к ученику, или же постигаются новичками самостоятельно. Где же сегодня трудятся стеклодувы и возможно ли стать одним из них?

История появления

Само стекло известно людям с незапамятных времен. Песок, будучи расплавленным, превращается в тягучую массу, которая, застывая, и дает стекло. В зависимости от качества песка и наличия примесей стекло делается мутным или прозрачным; бесцветным или же с тем или иным оттенком. Смешивая разные сорта этого материала, стеклодув получает сырье для своей работы, которая граничит с искусством. Когда же появились первые мастера и где "родина" стеклодувного ремесла?

На севере Африки, в первую очередь в Египте, сырья для этого производства всегда было в достатке, была и потребность в изящных стеклянных изделиях, а потому считается, что именно египтяне стали родоначальниками ремесла стеклодува. Ученые, изучавшие древние рисунки народа Страны пирамид, обнаружили многочисленные изображения процесса изготовления ваз: рисунки мастеров, которые плавят песок, через трубку надувают стеклянный пузырь или украшают получившееся изделие, например вазу.

Знамениты своим искусством также стеклодувы с Ближнего Востока и из Европы, где особенно прославились венецианские мастера. В Городе на воде одной из самых известных считается Мастерская на острове Мурано, стеклянные изделия которой являются местной достопримечательностью.

Стекло с острова Мурано

Процесс получения муранского стекла довольно сложен. Это стекло делается из кварцевого песка, который нагревается до перехода в жидкое состояние. Немного погрев расплавленную массу, стеклодув начинает остужать заготовку, и здесь важно не упустить момент, когда стекло уже перестало быть жидким, но сохранило необходимую пластичность. Именно сейчас ремесленник может придать ему любую форму.

Редкие профессии: работяга с душой художника. Редкие профессии: работяга с душой художника

Теперь в ход идут особые инструменты мастера, которых у опытного стеклодува целый набор

Обычно они разложены неподалеку: вот "борсель" (щипцы или клещи для придания формы раскаленному стеклу), "канна да соффио" (это стеклодувная трубка), "понтелло" (стальной стержень, к которому ремесленник присоединяет стекло, чтобы нанести последние штрихи) и "тагианти" (большие кусачки для резки стекла). Все они сделаны изстали, а электроинструменты применяются в основном для огранки изделия, то есть используются на самом последнем этапе рождения стеклянного шедевра.

Выглядит этот процесс так: мастер достает расплавленное (его температура порядка 1200-1300 градусов!) стекло из печи особой стеклодувной трубкой, которую предварительно раскаляют, опустив в расплав стекла. Комок этой яркой красной массы собирается на конце стеклодувной трубки, прилипает к ней, после чего мастер вынимает ее из печи и раскатывает на плоском куске стали, который немного остужает стекло. Ремесленник дует в другой конец трубки, чтобы создать пузырь, который потом и станет формой изделия. Первой остывает внешняя сторона стеклянного пузыря.

Для придания поверхности изделия требуемой гладкости мастер использует особую лопатку, которой он выравнивает пока еще пластичное стекло. После этого стеклянная поделка остывает далее, и из нее убирают стеклодувную трубку. Остывание, однако, обязательно контролируется и выполняется медленно, в особой печи.

Кстати, о цвете муранского стекла

Окраску будущего изделия определяют примеси в исходной расплавленной массе. Например, чтобы достичь темно-зеленого цвета, к жидкому раскаленному стеклу добавляется медь. Для получения голубого оттенка добавляется различное количество кобальта. Чтобы посуда и сувениры приобретали красивый коричнево-опаловый оттенок, добавляют сульфиды. Чем присадки больше, тем насыщеннее будет цвет.

Профессия стеклодува, помимо редкости и престижа, ассоциируется с целым рядом заболеваний. Причина недугов кроется в мелких чешуйках стекла, которые неизбежно отлетают с поверхности остывающего изделия. Попав в воздух мастерской, они вдыхаются мастером, который с годами получает астму или даже рак легких. Жестокая плата за красоту стеклянных шедевров.

Говоря о европейских мастерах-стеклодувах, нельзя обойти упоминанием немецкие фабрики по изготовлению елочных игрушек.

Эта вторая важнейшая область применения стеклодувного таланта сохранилась и до нашего времени. Конечно, часть производств сейчас автоматизирована, но время от времени мастерам заказывают эксклюзивные игрушки ручной работы или копии старинных изделий (в основном, для коллекционеров). Первая фабрика по изготовлению стеклянных новогодних игрушек появилась в Германии еще в 1848 году — и работает по сей день.

Редкие профессии: работяга с душой художника. Редкие профессии: работяга с душой художника

Наконец, еще одной отраслью, где сегодня находят свое призвание стеклодувы, является реклама.

Неоновые надписи и логотипы делаются по большей части на современном оборудовании, за работой которого следят стеклодувы-"неонщики". Дизайн изделия, его свойства и прочность рассчитывает специалист, который, конечно, далеко не всегда лично сам выдувает заготовку. Заказчики с сожалением признают, что настоящих профессионалов-стеклодувов в рекламе крайне мало, а потому их искусство здесь ценится почти как труд венецианского мастера. Для этого ремесла важно наличие художественной жилки, если не целого таланта.

Учебники по профессии стеклодува крайне редки. Секреты ремесла мастер передает строго ученику, который осваивает основы ремесла на протяжении ряда лет, а оттачивает — всю свою жизнь.

Применяется труд стеклодувов и в НИИ, особенно химического и биологического профиля. Ученые используют в своих приборах различные стеклянные колбы, реторты и капилляры, которые мастер редко когда делает большими сериями. В научных учреждениях талант стеклодува проявляется несколько в иной плоскости: здесь важен не изысканный внешний вид изделия или его необычная окраска, а строгое соблюдение стандартов, инженерный навык, твердость руки, необходимая последовательность сборки и прочность готовой продукции.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Читайте также: