Кто такой эркюль пуаро по профессии

Опубликовано: 16.05.2024

Как-то само собой так вышло, что, перечитывая сейчас романы Агаты Кристи, я заинтересовалась литературными предками Эркюля Пуаро. Сама Агата Кристи в поздних романах достаточно ясно высказалась о своих литературных предпочтениях (см., например, замечания устами Пуаро в "Часах" и начало романа "Третья девушка", в котором он — ни много ни мало — пишет на досуге историю детективной литературы).

В первом романе о Пуаро литературные аналогии прослеживаются достаточно четко: капитану Гастингсу выпала роль Ватсона, а Пуаро – Шерлока Холмса. (Кстати, в "Часах" Агата Кристи ставит образ Ватсона даже выше, чем образ Шерлока). Но я смутно помнила, что вроде бы упоминалось еще чье-то влияние — каких-то менее известных авторов, что вполне возможно (см., например, сборник Агаты Кристи "Партнеры по преступлению"/"Сообщники", в котором герои подражают детективам известных тогда авторов и где героиня говорит, что "прочитала все детективные романы за последние годы").

Википедия уверяет, что на создание образа Пуаро повлияли два персонажа:

1) французский сыщик ( на самом деле секретный агент ) Эркюль Попо (Hercules Popeau) из романа Мэри Беллок Лаундз (Belloc Lowndes) "Дом на отшибе" (The Lonely House) и

2) бывший французский сыщик Пуаре (Poiret или Jules Poiret) из рассказов Фрэнка Хауэла Эванса (Frank Howel Evans/Frank Howell Evans/Howel Evans; к нему и написанию его имени я вернусь позже).

Я всегда говорила (и продолжаю так считать), что любые данные, указанные в википедии, надо проверять, и доверять им можно с осторожностью. На практике они чаще всего могут быть лишь отправной точкой для более серьезного исследования.

Итак, "Дом на отшибе" (The Lonely House). Девушка-англичанка по имени Лили приезжает к родственнице на Ривьеру. В поезде Лили знакомится с молодым человеком, который ей нравится. У родственницы в том самом доме объявляется сын, который тоже ничего себе. Девушка общается с номером первым, с номером вторым… э… а где тут детектив, спросите вы?

Словом, в поезде был еще один попутчик, тот самый Попо — француз средних лет, невысокого роста, говорит по-английски с французским акцентом, "человек с типично французским практичным умом", "с толстым, бледным, добродушным лицом", слегка ухаживает за героиней, но в общем и целом остается в рамках друга, необходимого для действия романа. Потом героиня находит труп, затем объявляется еще один труп, но как-то на втором плане, потому что на первом все время героиня и ее поклонники. В конце концов преступников разоблачают, включая ту самую родственницу, и в финале романа Попо заявляет, что будет смотреть, как ей отрубят голову (казни во Франции были публичными до 1939 года, но в 20-м веке их уже как бы стыдились и обычно проводили в очень ранние часы, чтобы собирать как можно меньше зрителей). Это заявление тем более омерзительно, что раньше он высказывался в том духе, что родственница ему нравится.

Честно скажу, что я прочитала не весь роман и некоторые пассажи пропускала. Вообще, надо сказать, это типичная водянистая викторианская проза (викторианская не по времени создания, а по определяющему влиянию) с пространными фразами, страдающими юными героинями, коварными злодеями и мужественными героями. Что касается сюжета, то авторша сочла, что если приплетет к любовной истории несколько трупов, то у нее выйдет детектив. Не выйдет, и вообще такие скрещения жанров на практике крайне тяжело даются и удаются.

Как видно по тексту, Мэри Беллок Лаундз была автором очень среднего таланта — не бездарным, а именно что средним. И скажу откровенно: я сама не одно десятилетие пишу детективы и просто не могу представить себе, чтобы этот текст мог кого-то на что-то вдохновить. Эркюль Попо в романе — не более чем манекен, воплощающий представления англичан о французах: неглупый, говорливый и галантный. Он болтается где-то на втором плане, разбавляя встречи героини с ее поклонниками, общаясь с главой полиции Монако и так далее; по ходу дела выясняется, что он глава какого-то важного подразделения во французской секретной службе (the head of a very important branch of the French Secret Service) и сам секретный агент. Еще он играет в казино по системе, которая позволяет ему почти все время выигрывать.

Когда авторша пишет: "Эркюль Попо неутомимо изучал людей, но эта простая английская девушка была для него настоящей загадкой" (Hercules Popeau was a shrewd student of human nature, but this simple English girl was to him a real enigma), она ставит свою героиню слишком высоко. Когда он просит ее называть его "папа Попо" (Papa Popeau) и уверяет, что питает к ней только отеческий интерес, читателю становится смешно — но для автора, который по-прежнему мыслит категориями викторианского романа, тут все в порядке: раз сказал, значит, так тому и быть. Позже авторша добавляет, что 35 лет назад Попо был помолвлен с девушкой, которая умерла от туберкулеза, и хранил письма, которые она писала ему из Ментоны, но это одна из немногих живых черточек во всем образе (или пытающаяся таковой казаться).

Учитывая все обстоятельства, а также время публикации обеих книг, я не верю, что Агата Кристи вообще знала о существовании Эркюля Попо, не говоря уже о том, что он мог как-то повлиять на ее Пуаро. Я думаю, что это было очевидно и современникам, потому что Мэри Беллок Лаундз пыталась предпринимать против Агаты Кристи разнообразные действия, писала письма с жалобами и т.д., но все это ни к чему не привело. Кажется, Беллок Лаундз вообще помнят только потому, что Хичкок когда-то снял фильм "Жилец" по ее роману.

О другом возможном источнике влияния — забытом писателе Фрэнке Хауэле Эвансе — я расскажу в следующей статье.

Биография

Имя персонажа окутано таинственностью. В переводе с французского Эркюль означает Геракл. Объяснений выбора имени приведено много, но точная версия неизвестна. Так в разные годы считали, что Эркюль назван в честь:

  1. Эркюля Попо. Героя произведений Мари Беллок.
  2. Эркюле Фламбо, которого создал Честертон Гилберт.
  3. Фрэнка Эванса Хауэла Пуаре. Он был полицейским.
  4. Лука-порея. Исходя из схожести в произношении фамилии и названия растения.



Внешний вид и личные качества

Мужчина любит точность. Его часы никогда не врут, а счет в банке застрял ровно на цифре 444 фунта 4 шиллинга 4 пенса. Агата Кристи с любовью относится к своему персонажу, хотя и не выражает откровенных симпатий. Он нравится читателям и полюбился зрителям, поэтому она не может его бросить.

Эркюль Пуаро не отличается привлекательной внешностью. Яйцеголовую голову подчеркивают пышные усы. Ростом герой ниже среднего и личной жизнью не обременен. Из-за седины вынужден красить волосы в черный цвет, но телезрителям запомнился лысеющим.

Кто по национальности Эркюль Пуаро

Персонаж родом из Бельгии. Споров на тему национальности никогда не возникало. Хоть его и эмигрировали в Англию на лечение, он остался чистокровным бельгийцем. В эмиграции он обрел верных друзей и соратников. Ими стали мисс Лемон и инспектор Джепп.


История

Эркюль Пуаро был задуман Агатой Кристи в 1916 году. Мисс Марпл появилась на одиннадцать лет позже. В первом романе герой расследует загадочную смерть хозяйки усадьбы в поместье Стайлз. Причиной смерти послужило отравление. Эркюль виртуозно распутал клубок из череды непонятных событий и вывел убийцу на чистую воду. С этого момента он стал любимцем публики.

Образ

Персонаж Пуаро отличается педантичным характером. Он скрупулезно относится к вещам и обладает высоким уровнем интеллекта. Страдает психологическим расстройством личности. Не лишен привычных мирских слабостей. Герой любит выпить красного вина и полакомиться вареными овощами.

Холерик по натуре, он пропускает многие события из жизни своих клиентов через себя. Его легко вывести из равновесия, но он быстро успокаивается и включает здравый смысл. Скромностью не блещет, называя себя лучшим сыщиком. Таким образом Пуаро скрывает от других уязвимые места.

С личной жизнью у Пуаро не складывается. У героя не хватает времени на долгие ухаживания. Безответно влюбившись в Вирджинию Меснар, Эркюль Пуаро больше не позволял чувствам мешать ему жить.


Прототип

Агата Кристи прожила в городке, который был густо населен бежавшими из Бельгии людьми. Это сказалось на ее творчестве и составлении образа главного героя. Писательница вела дневники, что позволило узнать много подробностей из ее жизни. На соседней с ней улице жил жандарм Амуаре, что стало известно лишь после ее смерти. Предполагается, что бывший полицейский и был истинным прототипом героя.

Помощник Пуаро Гастингс напоминает зрителям известного доктора Ватсона. Сыщики же кардинально отличаются друг от друга. Эркюлем движут эмоции, он не может спокойно реагировать на внешние обстоятельства. Возможно Агата добавила в образ Эркюля Пуаро свои личные черты характера. Методы, которыми руководствуются сыщики, в корне отличаются друг от друга. Пуаро разбирается в психологии и ищет логические зацепки там, где их не просто увидеть. Холмс выбирает дедукцию и не допускает иного развития событий.

Книги

  • Убийство Роджера Экройда
  • Карты на стол
  • Берег удачи
  • Большая четверка
  • Глупость мертвеца
  • Путаница в Гриншоре и другие.


Фильмы

Известность историй о детективе не могла остаться незамеченной режиссерами. Вслед за выходом книг последовали экранизации творений.

Смерть лорда Эджвера 1934 год
Неудача Пуаро 2002 год
Пуаро Агаты Кристи 1989-2013 годы
Убийство в Восточном экспрессе 1974, 2017 годы
Загадка Эндхауза 1989 год

Актеры

Остин Тревор впервые сыграл детектива Эркюля Пуаро в 1931 году. Он представлял героя в трех первых кинокартинах и был без усов. Критики принялись осуждать постановки, но на защиту встала сама писательница.

Питер Устинов сыграл сыщика в шести кинокартинах. А Дэвид Суше превзошел всех. Сериал вышел спустя почти пятнадцать лет после смерти Агаты Кристи. Только Дэвиду удалось передать все черты характера, о которых упоминалось в книгах. Он составил список из деталей образа, которые помогали ему на съемочной площадке. Даже в чай актер дожил ровно две ложки сахара, как это делал Эркюль Пуаро. Репетитор помог актеру научиться коверкать родную речь. У Пуаро был бельгийский акцент, благодаря которому на героя не обращали внимания.


Интересные факты

Агата Кристи выдумала свой метод написания детективов. Ей приходилось переписывать книгу с самого начала, но результат того стоил. Личность убийцы всегда оставалась тайной для читателя вплоть до раскрытия преступления.

Цитаты

Гениальный сыщик обладал отличной памятью и жизненным умом. Эркюль Пуаро разбирался в психологии и мог понять с первого взгляда убийца ли перед ним. Его высказывания полны мудрости и здравого смысла. Не удивительно, что его цитируют до сих пор.

Уже в первом романе Пуаро был пожилым человеком и прожил после того ещё десятилетия. События романов Агаты Кристи происходят в то же время, в которое они были написаны, если другое специально не оговорено. Таким образом получилось, что Пуаро очень медленно стареет, формально прожив более ста лет.

Эркюль Пуаро стал единственным вымышленным персонажем, на которого был предоставлен некролог на первой странице «Нью-Йорк Таймс»: «6 августа 1975. Умер Эркюль Пуаро, известный бельгийский детектив».

Имя Эркюль происходит от античного героя Геркулеса (Геракла), но, если первый совершает свои подвиги благодаря невероятной физической силе, то Пуаро с помощью «маленьких серых клеточек» мозга.

Пуаро не отличается скромностью и открыто называет себя великим человеком. Расследование он старается завершить драматическим финалом, иногда даже с театральными элементами.

Пуаро владеет чистым английским языком, но иногда говорит с сильным акцентом. Он объясняет это в романе «Трагедия в трёх актах»: когда он говорит с сильным акцентом, все начинают думать, что это простой иностранец, который даже не умеет говорить на английском, и не обращают на него внимания. Это помогает Пуаро поймать убийцу, не спугнув его.

4. Образ на экране

Остин Триво — первый исполнитель роли Пуаро. Альберт Финни исполнил роль Пуаро в 1974 году в фильме «Убийство в восточном экспрессе». Питер Устинов снялся в 6 фильмах (1978—1988) о сыщике: «Смерть на Ниле», «Зло под солнцем», «Свидание со смертью», «Убийство в трёх актах», «Глупость мертвеца» и «Тринадцать за обедом» («Смерть лорда Эджвера»). Дэвид Суше считается одним из лучших Пуаро. Снимается в телесериале «Пуаро Агаты Кристи». Снялся в 65 сериях, по мотивам рассказов и романов.




5. Мнения

Ещё в 1930 году Агата Кристи назвала Пуаро «невыносимым», а в 1960 «мерзким, напыщенным, утомительным, эгоцентричным, малоподвижным».

Пуаро говорит о роли детектива:
«Эксперты собирают факты, а роль детектива — разгадать преступление методом логической дедукции, правильно восстановить цепь событий, увязав их с уликами. Но превыше всего — понять психологию преступника.»

6. Прототип

По некоторым сведениям прототипом знаменитого сыщика является сосед Агаты Кристи. Этот чудной человек был простым соседом,хорошим семьянином, но не гениальным сыщиком. От него Кристи взяла характер и манеры Пуаро.

Сам же Пуаро, в связи со своим именем, называет прототипом - Геркулеса.

Вот что пишет Агата Кристи в своей «Автобиографии» о том, как она придумывала Пуаро:

Каким быть моему детективу? Я перебрала всех сыщиков, знакомых мне из книг. Конечно, несравненный Шерлок Холмс — с ним тягаться не пристало. Потом Арсен Люпен — преступник или сыщик? В любом случае, он не в моем духе. Оставался еще молодой журналист из «Тайны желтой комнаты» — Рулетабиль — такого мне хотелось бы сочинить; кого-нибудь нового, какого еще не бывало. Что же мне делать? Может быть, студент? Слишком трудно. Ученый? Но что я знаю об ученых? Потом я вспомнила о наших бельгийских беженцах. В торском приходе была целая колония бельгийских беженцев. Вначале всех просто захлестнула волна сострадания и любви к ним. Им обставляли дома, улучшая условия жизни, делая все возможное, чтобы облегчить их существование. Позже возникла типичная реакция, когда показалось, что бельгийцы недостаточно благодарны за все, что для них делали, и без конца жалуются. Никому не приходило в голову, как неуютно этим бедным людям, оказавшимся в чужой стране, где почти никто не говорил на их языке. В подавляющем большинстве они представляли собой недоверчивых крестьян, которым меньше всего на свете хотелось оказаться приглашенными на чашку чая или чтобы нежданные гости свалились им на голову; они предпочитали, чтобы их оставили в покое, предоставили самим себе: хотели накопить денег и устроить садик соответственно своим вкусам и традициям.
«Почему бы моему детективу не стать бельгийцем?» — подумала я. Среди беженцев можно было встретить кого угодно. Как насчет бывшего полицейского офицера? В отставке. Не слишком молодого. Какую же я ошибку совершила тогда! В результате моему сыщику теперь перевалило за сто лет.
Короче говоря, я остановилась на сыщике-бельгийце. Пусть теперь дозревает сам. Может статься, он был когда-то инспектором полиции и, следовательно, кое-что смыслил в преступлениях. «Педантичный и очень аккуратный», — подумала я во время уборки своей комнаты, заваленной разными разностями. Аккуратный маленький человечек, постоянно наводящий порядок, он кладет все на место, предпочитает квадратные предметы круглым. И очень умный — у него есть маленькие серые клеточки в голове — хорошее выражение, я обязательно должна использовать его — да, маленькие серые клеточки. И у него должно быть звучное имя — как у членов семьи Шерлока Холмса. Ведь как звали брата Шерлока? Майкрофт Холмс.
Не назвать ли маленького человечка Геркулесом? Маленький человечек по имени Геркулес. Имя хорошее. Труднее придумать фамилию. Не знаю, почему я остановилась на фамилии Пуаро — вычитала, услышала где-нибудь или просто эта фамилия родилась у меня в голове — но родилась. Однако он стал не Геркулесом, а Эркюлем — Эркюль Пуаро. Вот теперь, слава тебе Господи, все устроилось.

Эркюль Пуаро (фр. Hercule Poirot) — литературный персонаж известной английской писательницы Агаты Кристи, бельгийский детектив, главный герой 33 романов, 51 рассказа и 1 пьесы, написанных между 1920 и 1975 годами, и поставленных по ним фильмов, телесериалов, театральных и радиопостановок.

Внешний вид и личные качества
Пуаро небольшого роста, с яйцеобразной головой, чёрными волосами, которые с возрастом он начинает красить (некоторые экранные воплощения изображены лысеющими или лысыми), «кошачьими глазами», строго ухоженными одеждой, обувью (лакированными кожаными туфлями) и усами, являющимися предметом его гордости. Манера Пуаро одеваться с годами оказывается устаревшей. Пуаро всегда держит свое жилище в чистоте. В его доме царит идеальный порядок, и все стоит на своих местах. Его одежда всегда чиста, на нём нет ни единой пылинки. Эта почти маниакальная страсть к порядку помогает ему и в раскрытии преступлений. Пуаро очень пунктуален, носит с собой карманные часы. Он всегда придерживается строго определённого баланса в банковском счёте — 444 фунта 4 шиллинга 4 пенса.

Пуаро не отличается скромностью и открыто называет себя великим человеком. Расследование он старается завершить драматическим финалом, иногда даже с театральными элементами. Именно поэтому он никогда не посвящает в свои выводы ни капитана Гастингса, ни инспектора Джеппа, а оставляет все подробности и решение очередной головоломки на «последний акт».

Раскрывая в процессе расследования семейные драмы и любовные тайны, даже некоторые незначительные преступления, он делает их достоянием общественности только по крайней необходимости.

За всё время проживания в Англии Пуаро ни разу не интересовался женщинами. Он сам говорил, что женщины его слабость, но он не влюблялся ни в кого. Сыщик влюбился лишь однажды в Бельгии, когда был молодым и работал в полиции, но этот роман не был удачным.

Пуаро владеет чистым английским языком, но иногда говорит с сильным акцентом, забывая отдельные английские слова. Он объясняет это в романе «Трагедия в трёх актах»: когда он говорит с сильным акцентом, все начинают думать, что это простой иностранец, который даже не умеет говорить на английском, и не обращают на него внимания. Это помогает Пуаро поймать убийцу, не спугнув его.

Биография
Пуаро, наряду с мисс Марпл, является одним из двух главных героев произведений Агаты Кристи. Пуаро — бельгийский эмигрант, бывший полицейский. Это послужило объяснением в первой книге о нём (вообще первый роман писательницы) «Таинственное происшествие в Стайлз», почему такой опытный детектив без работы находится в сельской местности — ведь Бельгия во время действия и написания романа (1916 год, опубликован в 1920) была оккупирована Германией. Агата Кристи писала в своей «Автобиографии», что в городе Торки, где она жила, было много бельгийских эмигрантов.

Есть много версий о появлении его имени Эркюль (французская форма от «Геркулес»): указывали на Эркюля Попо — образ миссис Мари Беллок Лаундс, другие говорили об Эркюле Фламбо Гилберта Честертона; фамилии Пуаро: «Месье Пуаре, отставного бельгийского полицейского, живущего в Лондоне» Фрэнка Эванса Хауэла, «Пуаро» по-французски также созвучно луку-порею.

Предшественниками Пуаро в детективном жанре были Огюст Дюпен Эдгара По и Шерлок Холмс Артура Конан Дойля. Указывают на сходство Пуаро с инспектором Ано Альфреда Мейсона.

Некоторое время Пуаро работал как частный детектив и держал свое детективное агентство, где работала мисс Лемон. Действие многих романов начинается именно там. Последние дела Пуаро, в описании которых фигурирует детективное агентство, опубликованы в сборнике «Подвиги Геракла». В последующих произведениях детективное агентство не упоминается. Однако Пуаро всё равно выступает именно как профессиональный частный детектив, а не как любитель.

Пуаро становится знаменитым на всю Англию, выполняя даже расследования государственной важности. Он раскрывает множество дел и почти никогда не ошибается. Единственное его поражение происходит в Бельгии в 1893 г. и описывается Агатой Кристи в рассказе «Коробка шоколада» и упоминается в романе «Загадка Эндхауза». Несколько раз Пуаро пытается «уйти со сцены», но преступления настигают его везде, где бы он ни появился.

Уже в первом романе Пуаро был пожилым человеком и прожил после того ещё десятилетия. Тем не менее, сама Агата Кристи ни разу ни в произведениях, ни в комментариях не высказывала никаких намеков на точный возраст или же дату рождения Пуаро. События романов Агаты Кристи происходят в то же время, в которое они были написаны, если другое специально не оговорено. Таким образом получилось, что Пуаро очень медленно стареет, формально прожив более ста лет.

На данное время права на персонаж принадлежат внуку писательницы Мэтью Притчарду.

Метод
Имя Эркюль происходит от античного героя Геркулеса (Геракла), но, если первый совершает свои подвиги благодаря невероятной физической силе, то Пуаро с помощью «маленьких серых клеточек» мозга.

Метод Пуаро заключается в том, чтобы увязать все факты, какими бы незначительными они ни казались, в единую картину. Он способен запоминать мельчайшие детали показаний свидетелей. Кроме того, он весьма наблюдателен — от его глаз не скроется ни единая улика. Именно эти детали приводят его к правильному решению задачи.

Стремление к истине и отсутствие щепетильности позволяет ему рыться в чужих вещах, читать чужие письма и подслушивать разговоры. Гастингс, как типичный английский джентльмен, всегда протестует против подобных методов. Пуаро также любитель психологических экспериментов. Такие опыты не раз позволяли ему вычислить убийцу. Пуаро говорит о роли детектива.

Дело Пуаро: кто был прототипом легендарного детектива

Странный иностранный

Детективные романы Кристи начала писать в конце 1910-х, когда ей было под 30. По нынешним меркам, возраст ещё очень молодой, но за плечами Агаты уже был серьёзный жизненный опыт. Она служила санитаркой во время Первой мировой войны, ухаживала за ранеными, вышла замуж за военнослужащего Арчибальда Кристи и после войны поселилась с ним Лондоне.

В 1919 году родилась их единственная дочь Розалинда. А ещё спустя год вышел в свет первый детективный роман Агаты Кристи «Загадочное происшествие в Стайлзе».

Сама писательница тогда работала в аптеке. Возможно, этот антураж с многочисленными склянками и ядовитыми веществами и вдохновил её на сочинение детективных историй. В рецензиях сразу отметили, что в сфере отравлений «мисс Кристи своё дело знает».

А ещё публику зацепил необычный главный герой – педантичный пожилой бельгиец с невероятно проницательным и въедливым умом.

Сама Агата Кристи писала в «Автобио­графии», что, придумывая Пуаро, перебрала в уме всех знаменитых сыщиков от Шерлока Холмса до Арсена Люпена. Но ей хотелось создать совершенно оригинального персонажа. Журналист? Студент? Учёный? И тут писательницу осенило – он должен быть иностранцем!

Тем более что рядом с Кристи располагалась целая колония бельгийских беженцев, покинувших оккупированную немцами страну во время Первой мировой войны. Англия в ту пору радушно принимала эмигрантов, создавая им лучшие условия для комфорта в чужой стране. Но позже это доброжелательное отношение сменилось на настороженное: англичанам показалось, что бельгийцы недостаточно благодарны за их великодушие. Отсюда и отношение к Пуаро, сквозящее во всех книгах, – от любопытства до откровенных насмешек окружающих.

Отразились в книге и другие реалии времён Первой мировой. Так, друг и помощник Пуаро капитан Артур Гастингс был раненным на войне офицером. А в семействе жертвы первого преступления Эмили Инглторп все так или иначе пытаются служить стране в непростое время: кто-то устраивает благотворительные обеды, кто-то служит в Красном кресте, кто-то обучает добровольцев.

При этом до недавних пор считалось, что все персонажи – плод воображения Агаты Кристи. Однако в 2014 году появилась версия, что кое у кого из героев всё-таки есть реальный прототип. И этим кем-то оказался сам Эркюль Пуаро!

Агата и жандарм

Шесть лет назад британский исследователь Майкл Клэпп, восстанавливая свою родословную, наткнулся на коллекцию любопытных документов. Его бабушка активно помогала беженцам из Бельгии и организовала благотворительный концерт. Оказалось, что в нём принимала участие 24-летняя Агата Кристи, которая играла на фортепиано.

Возможно, именно там она познакомилась с бельгийским эмигрантом Жаком-Жозефом Амуаром. Как удалось выяснить Клэппу, во время войны он вместе с сыном бежал в Англию.

Вероятно, там и произошла его встреча с Агатой Кристи в 1915 году. Сын Амуара умер от испанки в возрасте 18 лет. А сам отставной полицейский после войны вернулся в Бельгию к жене и дочери, которых там оставил. Майкл Клэпп сделал запрос и узнал, что на родине Амуар дожил до глубокой старости и умер в 1944 году в возрасте 86 лет.

Исследователи ухватились за эту версию и продолжают изучать историю жандарма-эмигранта, разыскивают его родственников и выясняют новые факты биографии. Ведь это многое объяснило бы и в истории Пуаро.

В книгах Агаты Кристи не изложена биография сыщика, но её можно восстановить по обрывочным фразам из разных романов. Так, судя по всему, Пуаро был полицейским и борцом в рядах Сопротивления. Его чуть было не поймали немцы, однако Эркюля спас некий французский генерал. Позже сыщик встретился с ним в самом начале знаменитого романа «Убийство в Восточном экспрессе» и напомнил, что он в долгу перед генералом за своё чудесное спасение. В Англию Пуаро, судя по всему, приехал в 1916 году. Но спокойная жизнь оказалась не для него, и он вновь берётся за расследование преступлений.

Какие из этих фактов имеют отношение к биографии Жака-Жозефа Амуара, а какие являются плодом воображения Агаты Кристи – сейчас и пытаются установить литературоведы. Однако все остальные детали образа точно принадлежат ей.

«Педантичный и очень аккуратный, – подумала я во время уборки своей комнаты, заваленной разными разностями. – Аккуратный маленький человечек, постоянно наводящий порядок, он кладёт всё на место, предпочитает квадратные предметы круглым, – вспоминала Агата Кристи в своей «Автобиографии». – И очень умный – у него есть маленькие серые клеточки в голове – хорошее выражение, я обязательно должна использовать его – да, маленькие серые клеточки».

А вот имя своему маленькому герою писательница придумала на контрасте. Эркюль – французский вариант имени Геркулес. Ей казалось очень забавным, что невысокий пузатый сыщик будет зваться так же, как герой из мифов, сын самого Зевса и обладатель неимоверной физической силы. Фамилия у детектива Пуаро (Poirot) тоже не лишена ироничного подтекста – на французском, который Кристи знала с детства, это созвучно слову poireau, «лук-порей».
Впрочем, все находки этого гениального образа публика оценила не сразу.

Герой её романа

Роман «Загадочное происшествие в Стайлзе» взяли в печать только в седьмом по счёту издательстве. Кристи получила скромный гонорар в 25 фунтов, однако не опустила руки. В свет один за другим вышли ещё три романа. Публика, наконец, раскусила странноватого, но обаятельного героя, а его создательница превратилась в преуспевающую писательницу.

Однажды Агата Кристи попыталась поменять карманные часы сыщика на наручные, надеясь сделать Пуаро более современным. Но поняла, что её герой просто не сможет к этому привыкнуть. Неизменными оставались и его пенсне, которое он носил на специальном шнурке, и бутоньерка на лацкане. Он любил вкусно поесть, был ценителем искусства и превращал расследование в настоящее театральное действо. Галантный и элегантный детектив с острым умом очень нравился женской аудитории. А вот отношение самой Агаты Кристи к своему герою качалось, как маятник.

Последний роман о Пуаро, «Занавес», был написан в 1975 году. Тогда же на первой странице «Нью-Йорк таймс» появился некролог: «6 августа 1975. Умер Эркюль Пуаро, известный бельгийский детектив». Он стал единственным литературным героем, удостоившимся таких почестей.

«Занавес» не имел особого успеха. Агата Кристи представила Пуаро не в лучшем виде – в инвалидном кресле, в парике, с наклеенными усами. Публика сочла это слишком жестокой расправой с любимым персонажем.

Сама Агата Кристи пережила Эркюля Пуаро всего на год. Несмотря на все противоречия в их отношениях, это была настоящая любовь.

Читайте также: