Кто такой николай григорьевич рубинштейн профессии

Опубликовано: 02.10.2024

Русский пианист-виртуоз и дирижер. Педагог. Основатель и первый директор Московской консерватории. Исполнял произведения самого широкого репертуара и самых разных авторов.

Николай Рубинштейн родился 14 июня 1835 года в городе Москва. Заниматься музыкой мальчик начал дома, вместе со старшим братом Антоном, также ставшим выдающимся пианистом. С 1844 по 1846 год обучался в Берлине у Теодора Куллака и Зигфрида Дена. Вернувшись в Россию, жил в Москве. С одиннадцати лет начал давать концерты и продолжал выступать всю жизнь. В 1855 году Николай окончил Московский университет по специальности «юрист».

В 1859 году по его инициативе открыто московское отделение Императорского Российского музыкального общества и Николай стал его председателем и дирижером симфонических концертов. Учениками Рубинштейна являлись многие выдающиеся музыканты своего времени: концертирующие пианистки Наталья Калиновская, Полина Бертенсон-Воронец, Надежда Муромцева, Александра Зограф, пианист и историк пианизма Ростислав Геника, Анна Аврамова, ставшая преподавателем Московской консерватории. Наиболее известными учениками Рубинштейна были Сергей Танеев, Александр Зилоти и Эмиль Зауэр.

В 1865 году Рубинштейн участвовал в создании Артистического кружка творческой интеллигенции города, в котором собирался весь свет московской богемы. Среди его членов являлись такие знаменитости как Иван Тургенев и Михаил Салтыков-Щедрин, известные историки Иван Егорович Забелин и Василий Осипович Ключевский.

Николай Рубинштейн в 1866 году занял пост директора Московской консерватории. Прекрасные способности управленца и организатора помогли ему превратить консерваторию в центр музыкального образования и науки. Благодаря работе Николая Григорьевича, Московская консерватория получила право преподавать по собственным учебным программам, в ней была открыта единственная в России кафедра истории древне-русского церковного пения, а в преподавательский состав консерватории вошли лучшие композиторы и музыканты того периода.

Рубинштейн виртуозно исполнял произведения самого широкого репертуара и самых разных авторов: Бах, Бетховен, Лист, Шуман, Шопен. Пианист стал первым исполнителем многих произведений композитора Петра Чайковского, а некоторые из них писались специально для него. Дирижер провел премьеру оперы Чайковского «Евгений Онегин». За границу выезжал редко, почти все свои концерты провел в Москве. Сочинял мало, в основном фортепианные пьесы и романсы.

Плодотворным для пианиста оказался 1872 год, когда музыкант отыграл широко известный концерт в Вене и организовал концерт на Всемирной музыкальной выставке в Париже.

Николай Григорьевич Рубинштейн скончался 23 марта 1881 года в Париже. Похоронен великий российский музыкант на московском Новодевичьем кладбище.

Вплоть до революции 1917 года в первое после 23 марта воскресенье (дата смерти), в ресторане «Арбат» проводились «Рубинштейновские обеды», на которые собирались многие выдающиеся музыканты, чтобы почтить память Николая Григорьевича Рубинштейна.

Имя Рубинштейна носит Детская школа искусств в Москве. С 1999 года там же открыта Мемориальная комната Рубинштейна. Ежегодно, в День именин Святого Николая, в Школе проходит концерт, посвященный Николаю Григорьевичу.

С 1912 года существует Музей имени Н. Г. Рубинштейна при МГК имени П. И. Чайковского. В 2007 и 2013 годах Московской консерваторией проводился Международный конкурс камерных ансамблей и струнных квартетов имени Николая Рубинштейна.

Отец - Григорий Романович (Герш Рувин-Бенционович) Рубинштейн (1807-1846), предприниматель, занимался арендой земли.
Мать - Калерия Христофоровна Рубинштейн, урожденная Клара Левенштейн (1807-1891), музыкант, происходила из прусской Силезии.

Старшая сестра - Любовь Григорьевна (1833-1903), преподаватель фортепиано музыкальных классов К. Ф. фон Лаглера. Была замужем за одесским адвокатом, коллежским секретарем Яковом Исаевичем Вейнбергом, родным братом литераторов Петра Вейнберга и Павла Вейнберга.

Младшая сестра - София Григорьевна Рубинштейн, камерная певица и музыкальный педагог.

Жена - Елизавета Дмитриевна Хрущева (брак с 1851 по 1854), дочь высокопоставленного чиновника и богатого помещика. Детей у них не было.

Музыкально-общественный деятель, педагог, пианист, дирижер.

Основатель Московского отделения РМО (1860) и Московской консерватории (1866).

Профессор (1866). Первый директор Московской консерватории (1866–81).

2 июня 1835, Москва – 11 марта 1881, Париж, похоронен в Москве

Брат композитора и пианиста Антона Григорьевича Рубинштейна (1829–1894) и педагога Софьи Григорьевны Рубинштейн (1841– 1919). Родился в небогатой купеческой семье. С детства дружил с С.М. Третьяковым (братом П.М. Третьякова), в будущем крупным меценатом и соратником Рубинштейна в организации Московской консерватории. Обучаться музыке начал с 4 лет под руководством матери, Калерии Христофоровны. Увлекался сочинением музыки, обнаруживая к этому бóльшую склонность, чем Антон. Впоследствии отказался от композиторской деятельности, критично отнесясь к своим возможностям в этой области.

Концертную деятельность начал в детские годы. Выступал в Москве (обычно в дуэте с братом). В сопровождении матери и брата ездил в Петербург, Варшаву, города Балтийского региона, Париж, Берлин. Дарование юных музыкантов высоко оценили Ф.Лист, Ф.Шопен, Дж.Мейербер, Ф. Мендельсон. По совету последних Антон и Николай Рубинштейны в 1844–1846 прошли курс обучения у лучших европейских педагогов того времени – Т. Куллака (фортепиано) и З.Дена (теория музыки), в кратчайший срок освоив программу западно-европейских консерваторий. Вернувшись в Москву, Рубинштейн завершил музыкальное образование у композитора и пианиста Ф. Гебеля (автора «Теоретико-практической генерал-басовой школы») и пианиста А.И. Виллуана, с которым осуществил концертное турне по городам России. В 14 лет начал давать частные уроки игры на фортепиано, быстро преуспел. По свидетельству Н.Д.Кашкина, в отдельные годы имел свыше 260 учеников и зарабатывал до 7000 рублей в год (Кашкин Н.Д. Воспоминания о Петре Ильиче Чайковском. С. 38).

Самостоятельно в течение года изучив курс гимназии, в 1851 поступил на юридический факультет Московского университета. По собственному признанию, был обязан университету «всем своим умственным развитием» (Кашкин Н.Д. Танеев и Московская консерватория // Музыкальный современник. 1916, №18). Особое влияние на Рубинштейна оказали лекции Т.Н. Грановского и С.М. Соловьёва. Тогда же вошел в «Молодую редакцию» журнала М.П. Погодина «Москвитянин». В 1855 окончил университет с чином губернского секретаря (12-й класс) и некоторое время служил в канцелярии Московского гражданского губернатора.

Однако карьера чиновника не привлекала Рубинштейна. С 1857 года стал учителем музыки Московского сиротского института императора Николая I (работал до 1859), давал также частные уроки. В 1859 возобновил концертную деятельность в симфонических и камерных собраниях РМО в Петербурге, в благотворительных концертах Московского университета, давал собственные концерты. Один из крупнейших пианистов своего времени, Рубинштейн крайне редко выезжал за рубеж. Исключение – триумфальные выступления его как пианиста и дирижера на концертах Всемирной выставки в Париже (1878). Прекрасно играл произведения композиторов-романтиков. Лист считал Рубинштейна лучшим исполнителем своей «Пляски смерти» и посвятил ему «Фантазию на темы “Афинских развалин”». Прославился исполнением фантазии «Исламей» М.А. Балакирева и других пьес русских композиторов. Выступал в ансамбле с Ф.Лаубом, Л.С. Ауэром и др. Незабываемое впечатление от игры Рубинштейна создавал «невероятно красивый и невероятно сильный удар … характер богатства и роскоши, почти опьяняющей стихии» (воспоминания Г.А. Лароша; цит. по кн.: Алексеев А.Д. Русские пианисты. С. 229).

Представлял собой редкое сочетание ярчайшего артистического и организаторского талантов. Современники усматривали в Рубинштейне качества «первоклассного государственного деятеля, проницательного, смелого и осторожного, знавшего потребности своего времени», который вместе с тем «по высоте своего нравственного идеала … стоял наряду с людьми, составлявшими лучший цвет России» (Ларош Г.А. Н.Г. Рубинштейн // Воспоминания о Московской консерватории. С. 17–19). В 24 года стал признанным лидером музыкальной Москвы. «Подобного увлечения личностью (помимо артиста, помимо начальника, помимо общественного деятеля), как увлечения Москвы Николаем Рубинштейном, я никогда не видал и, вероятно, никогда не увижу. Можно без преувеличения сказать, что его любили даже враги» (Ларош Г.А. Избранные статьи. Вып. 5. С. 95). В воспоминаниях современников Рубинштейн предстает как личность во многом противоречивая, но невероятно привлекательная: «практическая натура» и при том «честен в высшем значении этого слова, беспощадно искренний и неподкупно добропорядочный в отношении к искусству» (Чайковский), «неистовый труженик, человек широкого ума … жизнелюбец, добрейшая душа и вспыльчивый властелин; натура чистых помыслов – и осторожный дипломат; бессребреник и азартный игрок…» (Цит. по: Баренбойм Л. Николай Григорьевич Рубинштейн. С. 141).

Авторитет молодого Рубинштейна был настолько высок, что в конце 1850-х гг. Л.Н. Толстой, Ю.А. Оболенский и В.П. Боткин наметили его на пост руководителя планируемого ими московского Общества камерной музыки. Совместно с драматургом А.Н. Островским, актером Малого театра П.М. Садовским и др. Рубинштейн основал в Москве Артистический кружок, объединивший интеллектуальную и художественную элиту города (1865). В 1859 выступил инициатором создания Русского музыкального общества в Москве. На первом этапе организовал хор из 100 человек, преимущественно любителей, представлявших разные слои московского общества (аристократы, купцы, чиновники, разночинцы, художники, музыканты, студенты). В короткий срок коллектив начал успешно конкурировать с хором Большого театра (Кашкин Н.Д. Московское отделение Русского музыкального общества: очерк деятельности за пятидесятилетие. 1860–1910. С. 11). С 1860 и до конца жизни художественный руководитель и дирижер симфонических концертов РМО в Москве (ИРМО). Первый концерт по случаю открытия РМО в Москве состоялся 22 ноября 1860 и имел огромный успех (дирижировал Рубинштейн). Под управлением Рубинштейна прошли 250 концертов в Москве, ряд концертов в Петербурге и других городах России. При составлении концертных программ Рубинштейн проявлял себя прежде всего как просветитель, знакомил публику с малоизвестными в Москве или новыми произведениями западно-европейских и русских композиторов: И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, Бетховена, Мендельсона (все симфонии и большинство крупных сочинений), Р. Шумана, Листа, Ж. Бизе, Н. Гаде, Э. Грига, а также М.И. Глинки, А.С.Даргомыжского, А.Г. Рубинштейна, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.А. Балакирева и др. Первый исполнитель многих сочинений П.И.Чайковского, который считал Рубинштейна непревзойденным интерпретатором своей музыки (симфонической и фортепианной). Сыграл исключительную роль в популяризации творчества композитора, который посвятил Рубинштейну Второй концерт для фортепиано с оркестром, Первую симфонию и другие сочинения. Среди исполненных Рубинштейном сочинений Чайковского: 1–4 симфонии, Первая сюита, симфоническая поэма «Фатум», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», симфоническая фантазия «Франческа да Римини», «Итальянское каприччио», музыка к весенней сказке Островского «Снегурочка» и др.

Основная область деятельности Рубинштейна – создание в Москве консерватории нового типа, изначально задуманной в качестве высшего профессионального учебного заведения, открытого для представителей всех сословий. Наряду с А.Г. Рубинштейном (основателем Петербургской консерватории) и своими единомышленниками – князем В. Ф.Одоевским, кн. Н.П.Трубецким и др. – ставил задачу превращения консерваторий в центры музыкального образования, науки и исполнительства, формирования в их стенах «нового сословия» – «музыкантов-артистов» (см.: Асафьев Б.В. [Игорь Глебов]. Антон Григорьевич Рубинштейн в его музыкальной деятельности и отзывах современников. С. 76).

Для пробуждения интереса публики к музыкальному образованию в наиболее доступных формах первоначально создал Музыкальные классы РМО в Москве (1860). В первое время классы помещались на квартире Рубинштейна. Преподавались элементарная теория музыки, хоровое пение по методу Э. Шеве, игра на фортепиано, скрипке и др. С января 1866 в них работал Чайковский.

С открытия Московской консерватории (1 сентября 1866) и до конца своих дней – директор, но официально был утвержден в должности Великим князем Константином Николаевичем только 20 апреля 1879 (остался в чине губернского секретаря). Одновременно профессор по классу специального фортепиано (в 1867 разработал первые учебные программы для старших и младших классов, позднее – также оркестровых и оперных классов. Как директор заложил основы учебной, концертно-просветительской и исполнительской деятельности консерватории, во многом сохраняющиеся поныне. Решал все основные административные, организационные и финансовые вопросы.

В 1878 при разработке нового Устава консерваторий ИРМО добился для Московской консерватории официального права преподавать по собственным учебным программам и планам (ранее была обязана работать по учебным планам Петербургской консерватории). Сформировал педагогический состав Московской консерватории, пригласив известных музыкантов – П.И. Чайковского, А.Д.Александрову-Кочетову, А. Доора, А.И.Дюбюка, Н.С.Зверева, Ф.Лауба, Б. Космана, В. Ф.Фитценхагена, Г.А. Лароша, Дж. Гальвани и многих др. Ввел в практику выступления лучших учеников в концертах РМО в Москве, тем самым приобщая их к исполнительской деятельности. Реализовал инициативу Одоевского, открыв единственную в России кафедру истории древне-русского церковного пения во главе с протоиереем Димитрием (Д.В.)Разумовским. В 1879, по настоянию Чайковского, дирижировал премьерой оперы «Евгений Онегин», поставленной силами учеников консерватории. Открыл в консерватории библиотеку и музей (собрание музыкальных инструментов и акустических приборов).

В педагогической деятельности воплощал собой новый тип пре­подавателя, который своей «артистической педагогикой» уводил учеников «от убогого ремесленничества в высо­кое искусство» (Баренбойм Л. Николай Григорьевич Ру­бинштейн. С. 232). Фортепианный класс Рубинштейна считался в Московской консерватории лучшим. Его окончили А. Зограф-Дулова, Н. Муромцева (выступали в концертах еще в ученические годы), П. Бертен­сон-Воронец, Р.Геника, Ю. Ильинская, М. Кюндингер, Н. Калинковская, М. Унтилова, Ф.Фриденталь, Э. Шай­кевич, С. Шевалье, выдающиеся пианисты А. Зилоти, С.Танеев, Э. Зауэр. Выражая общее мнение, один из уче­ников писал, что «никогда не было педагога, равного Николаю Рубинштейну», – педагога необъятных возмож­ностей и безграничной разносторонности, одновременно че­ловечного и требовательного в профессиональных вопросах до жестокости. Многие отмечали необычайный «магне­тизм» его личности (из воспоминаний Р.В. Геники; при­водится по кн.: Алексеев А.Д. Русские пианисты… С. 234).

Помимо работы в РМО в Москве и Московской консерватории руко­водил музыкальными отделами Политехнической (1872) и Всероссийской (1881) выставок. В 1877 совершил концертное турне по горо­дам России в помощь раненным в русско-турецкую войну (собрал св. 30 000 руб.), оказывал всемерную организационную и методическую помощь провинциальным педагогам. В 1878 был уст­роителем «Русских концертов» на Всемирной выставке в Париже. Возглавлял Фонд вспомоществования вдовам и сиротам музыкантов. Помог открыть издательскую фирму П.И.Юр­генсона (1861, с 1875 печатала все ноты и учебно-методические пособия для Московской консерватории) и др. Редактор русского издания ПСС для фортепиано Ф. Мендельсона (б. г.). Осуществил первое в России издание избранных романсов (песен) Ф. Шуберта и Р.Шумана (1862). На смерть Р. Чайковский написал трио «Памяти велико­го художника». Танеев посвятил памяти учителя кантату «Иоанн Дамаскин».

Почетный член многих обществ, в основном благотворительных, в т. ч. Общества нуждающихся студентов Московского университета, Почетный член Петербург­ского филармонического общества. В 1876, в связи с награждением орденом Св. Владимира 4-й ст. («во внимание к полезной деятельности и особым трудам по устройству консерва­тории Русского Музыкального Общества в Москве») по­лучил потомственное дворянство и был внесен в Третью книгу Дворянской родословной Московской губернии. Награжден также орденом Св. Анны 2-й ст. («в воздаяние особых трудов и заслуг, оказанных на пользу общественной благотвори­тельности»), орденом Даниила Первого 3-й ст., бронзо­вой медалью на Владимирской ленте, высочайше учреж­денной в память военных событий 1853–56; Знаком Общества Красного Креста (также за благотворительную деятельность), орденом (Офицерским крестом) Почетного легиона (Франция) и др.

После смерти Рубинштейна дирекция МО ИРМО приняла ряд постановлений по увековечиванию памяти музыканта: перед зданием Московской консерватории решено было установить па­мятник Рубинштейну (в одном из фойе был установлен только бюст Рубинштейна), ежегодно проводить концерты МО ИРМО, приуро­ченные к дате смерти Рубинштейна (проводились до 1916). В 1900 был организован Рубинштейновский кружок. По воспо­минаниям А.Т. Гречанинова, с 1901 в Москве по иници­ативе Танеева проводились «Рубинштейновские обеды» в ресторане «Эрмитаж», среди участников: С.В. Рахманинов, Н.К. Метнер, Ю.Д.Энгель, И.Д.Кашкин, А.Б. Гольденвейзер. В1912 на средства друзей и почитателей в консерватории был от­крыт Музей Николая Рубинштейна (в 1995 восстановлен как Музей им. Н.Г. Рубинштейна; дир. Е.Л.Гуревич).

Лит.: МЭ4; РЕЭ; МК; ВМК; Отчеты МО РМО и Моск. конс. за 1865/1866–1915/1916 (соотв.: М., 1866–1916); Чайковский П.И. ЛПСС. Т. II,V–ХVII; Одоевский В.Ф. Последний концерт Рубинштейна // Русский инвалид. 1844. ¹44; Размадзе А. Памяти Н.Г.Рубинштейна // Рус­ский курьер. 1881. ¹91; Кашкин Н.Д. Первое двадцати­пятилетие Московской консерватории. Исторический очерк. М., 1891; Его же. Воспоминания о Н.Г.Рубинштей­не // Русское обозрение. Т. 47. 1897; Его же. Николай Григорьевич Рубинштейн и его роль в музыкально-исто­рическом развитии Москвы // Моск. ведомости. 1898. 15 нояб.; ФиндейзенН. [Н.Ф.] Николай Рубинштейн // РМГ. 1901. ¹10; Кашкин Н.Д. Московское отделение Рус­ского музыкального общества: очерк деятельности за пя­тидесятилетие. 1860–1910. М., 1910; Зограф-Дулова А.Ю. Мои воспоминания о Н.Г.Рубинштейне // Музыка. 1912. ¹70; Кашкин Н.Д. Танеев и Московская консерватория // Музыкальный современник. 1916. ¹8; Энгель Ю. Из биографии братьев Рубинштейнов // Музыкаль­ный современник (хроника журнала). 1916. 20 сент.; Яковлев Вас. П.И. Чайковский и Н.Г. Рубинштейн (1866–1881) // История русской музыки в исследовани­ях и материалах. М., 1924; Асафьев Б.В. [Игорь Глебов]. Антон Григорьевич Рубинштейн в его музыкальной дея­тельности и отзывах современников. М., 1929; Чайковс­кийП.И. Переписка с Н.Ф. фонМекк в 3 тт. 2-е изд. М.– Л., 1934–36; АлексеевА.Д. Н.Г.Рубинштейн // СМ. 1946. ¹11; Его же. Русские пианисты. Очерки и материалы по истории пианизма. Вып. 2. М.–Л., 1948; КашкинН.Д. Вос­поминания о Петре Ильиче Чайковском. М., 1954; Кора­бельниковаЛ. Строитель музыкальной Москвы // СМ. 1960. ¹6; ЛюбомудроваН. Фортепианные классы Мос­ковской консерватории в 60–70-х годах прошлого столе­тия. Из истории русской фортепианной педагогики // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 3.М., 1962; ЗилотиА.И. Воспоминания и письма. М., 1963; ЛарошГ.А. Н.Г. Рубинштейн // Воспоминания о Мос­ковской консерватории. М., 1966; ЗауэрЭ. Кто меня сде­лал музыкантом // Вопросы фортепианного исполни­тельства. Очерки. Статьи. Вып. 4. М., 1965 (то же на нем. яз.: SauerE. MeineWelt. Stuttgart, 1901); ЛарошГ.А. Избр. статьи. Вып. 5. М., 1978; БаренбоймЛ. Николай Григорь­евич Рубинштейн. М., 1982; МироноваН.А. Московская консерватория. Истоки (Воспоминания и документы. Факты и комментарии). М., 1995.

Источн.: ГЦММК им. М.И. Глинки. Ф. 78. Д. 49; РГАЛИ. Ф. 2099. Оп. 1.

Николай Григорьевич Рубинштейн / Nikolai Rubinstein

Русский пианист, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Брат А. Г. Рубинштейна. С 4 лет обучался игре на фортепиано под руководством матери. В 1844-46 с матерью и братом жил в Берлине, где брал уроки у Т. Куллака (фортепиано) и З. Дена (гармония, полифония, музыкальные формы). По возвращении в Москву занимался у А. И. Виллуана, в сопровождении которого совершил первое концертное турне (1846-47). В начале 50-х гг. поступил на юридический факультет Московского университета (окончил в 1855). В 1858 возобновил концертную деятельность (Москва, Лондон). В 1859 выступил инициатором открытия Московского отделения РМО, с 1860 до конца жизни его председатель и дирижёр симфонических концертов. Организованные им при РМО Музыкальные классы были преобразованы в 1866 в Московскую консерваторию (до 1881 её профессор и директор).

Рубинштейн — один из виднейших пианистов своего времени. Однако его исполнительское искусство было мало известно за пределами России (одно из исключений — триумфальные выступления на концертах Всемирной выставки, Париж, 1878, где он исполнил 1-й концерт для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского). Большей частью концертировал в Москве. Его репертуар носил просветительский характер, поражал широтой: концерты для фортепиано с оркестром И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Листа, А. Г. Рубинштейна; сочинения для фортепиано Бетховена и др. композиторов-классиков и в особенности романтиков — Р. Шумана, Шопена, Листа (последний считал Рубинштейна лучшим исполнителем своей «Пляски смерти» и посвятил ему «Фантазию на темы „Афинских развалин“»). Пропагандист русской музыки, Рубинштейн неоднократно исполнял посвященные ему фортепианную фантазию «Исламей» Балакирева и др. пьесы русских композиторов. Исключительна роль Рубинштейна как интерпретатора фортепианной музыки Чайковского (первый исполнитель многих его сочинений), который посвятил Рубинштейну 2-й концерт для фортепиано с оркестром, «Русское скерцо», романс «Так что же. », написал на смерть Рубинштейна фортепианное трио «Памяти великого художника».

Игра Рубинштейна отличалась размахом, техническим совершенством, гармоничным сочетанием эмоционального и рационального, стилистической законченностью, чувством меры. В ней не было той стихийности, которую отмечали в игре А. Г. Рубинштейна. Рубинштейн выступал также в камерных ансамблях с Ф. Лаубом, Л. С. Ауэром и др.

Интенсивной была деятельность Рубинштейна-дирижёра. Под его управлением прошли свыше 250 концертов РМО в Москве, ряд концертов в Петербурге и др. городах. В Москве под управлением Рубинштейна прозвучали крупные ораториальные и симфонические произведения: кантаты, месса И. С. Баха, отрывки из ораторий Г. Ф. Генделя, симфонии, оперные увертюры и Реквием В. А. Моцарта, симфонические увертюры, фортепианные и скрипичный концерты (с оркестром) Бетховена, все симфонии и большинство крупных сочинений Ф. Мендельсона, Шумана, Листа, увертюры и отрывки из опер Р. Вагнера. Рубинштейн оказал воздействие на формирование отечественной исполнительской школы. Он постоянно включал в свои программы сочинения русских композиторов — М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, Балакирева, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова. Под управлением Рубинштейна впервые были исполнены многие произведения Чайковского: 1-4-я симфонии (1-я посвящена Рубинштейну), 1-я сюита, симфоническая поэма «Фатум», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», симфоническая фантазия «Франческа да Римини», «Итальянское каприччио», музыка к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка» и др. Он был также музыкальным руководителем и дирижёром оперных спектаклей Московской консерватории, в т. ч. осуществил первую постановку оперы «Евгений Онегин» (1879). Рубинштейна-дирижёра отличали огромная воля, умение быстро разучивать с оркестром новые произведения, точность и пластичность жеста.

Как педагог Рубинштейн воспитывал не только виртуозов, но и широкообразованных музыкантов. Он был автором учебной программы, в соответствии с которой в течение многих лет велось преподавание в фортепианных классах Московской консерватории. Основу его педагогики составляло глубокое изучение музыкального текста, постижение образного строя произведения и выраженных в нём историко-стилистических закономерностей путём анализа элементов музыкального языка. Большое место отводилось личному показу. Среди учеников Рубинштейна — С. И. Танеев, А. И. Зилоти, Э. Зауэр, Н. Н. Калиновская, Ф. Фриденталь, Р. В. Геника, Н. А. Муромцева, А. Ю. Зограф (Дулова) и др. Танеев посвятил памяти учителя кантату «Иоанн Дамаскин».

Музыкально-общественную деятельность Рубинштейна, связанную с общественным подъёмом 50-60-х гг., отличала демократическая, просветительская направленность. Стремясь сделать музыку доступной для широких кругов слушателей, он организовал т. н. народные концерты. Как директор Московской консерватории Рубинштейн добивался высокого профессионализма педагогов и учащихся, превращения консерватории в подлинно высшее учебное заведение, коллективности руководства (придавал большое значение художественному совету), воспитания разносторонне образованных музыкантов (внимание к музыкально-теоретическим дисциплинам). Заботясь о создании отечественных музыкально-педагогических кадров, привлёк к преподаванию, наряду с Лаубом, Б. Косманом, Дж. Гальвани и др., Чайковского, Г. А. Лароша, Н. Д. Кашкина, А. И. Дюбюка, Н. С. Зверева, A. Д. Александрову-Кочетову, Д. В. Разумовского, Танеева. Рубинштейн руководил также музыкальными отделами Политехнической (1872) и Всероссийской (1881) выставок. Много выступал в благотворительных концертах, в 1877-78 совершил турне по городам России в пользу Красного Креста.

Рубинштейн — автор фортепианных пьес (написанных в молодости), в т. ч. мазурки, болеро, тарантеллы, полонеза и др. (изд. Юргенсоном), оркестровой увертюры, музыки к пьесе B. П. Бегичева и А. Н. Каншина «Кошка и мышка» (оркестровые и хоровые номера, 1861, Малый театр, Москва). Был редактором русского издания Полного собрания сочинений для фортепиано Мендельсона. Впервые в России осуществил издание избранных романсов (песен) Шуберта и Шумана (1862).

Обладая высоким чувством долга, отзывчивостью, бескорыстием, он пользовался в Москве огромной популярностью. Ежегодно в течение многих лет в Московской консерватории и РМО проводились концерты памяти Рубинштейна. В 1900-е гг. существовал «Рубинштейновский кружок».

Николай Рубинштейн – популярный российский композитор и дирижёр. Известен как один из создателей Московской консерватории (занимал пост первого директора).

Краткая биография

Николай Рубинштейн был рождён 14 июня 1835 года на территории Москвы в семье мелкого фабриканта. Ранее семья Николая проживала на территории небольшого села Выхватинца (Приднепровье), но за 3 года до рождения мальчика его родителями было принято решение переехать в будущую столицу России.

В период с 1844 по 1846 года Николай вместе со своим старшим братом Антоном и матерью проживали в Берлине.

В возрасте 12 лет Рубинштейн с семьей снова возвращается в Москву, где будущий музыкант и прожил практически до конца своей жизни.

Кем был Николай Григорьевич Рубинштейн по профессии? В возрасте 20 лет юноша окончил Московский университет и получил профессию юриста.

Поскольку вся жизнь молодого человека была пронизана музыкой, то параллельно с обучением на юриста он гастролировал, и в 1858 году (через 3 года после получения профессии) он принял решение полностью посвятить себя концертной деятельности.

В 1859 году Николай приложил все усилия для открытия специального отделения Императорского российского музыкального общества в Москве.

Читателю с первых строк статьи стало известно, что основал Николай Григорьевич Рубинштейн. В 1866 году мужчина занял пост директора этой же Московской консерватории. Должность он занимал до конца своей жизни.

Плодотворным для пианиста был 1872 год, в это время он отыграл широко известный концерт в Вене и организовал концерт на Всемирной музыкальной выставке в Париже.

Смерть этого выдающегося музыканта зафиксирована в 1881 году на территории столицы Франции, но похоронили мужчину в Москве, на просторах Новодевичьего кладбища.

николай рубинштейн

Отношения с братом

Рубинштейны (Антон и Николай) всегда были довольно дружны, поскольку оба не представляли своей жизни без музыки.

Когда Николаю исполнилось 9 лет, его вместе с братом Антоном перевезли в Германию, в Берлин, где мальчики изучали музыку. В то время они гастролировали практически по всем европейским городам.

Николай всегда брал пример со своего старшего брата, даже созданная им Московская консерватория была попыткой повторить успех брата. Ведь Антон открыл консерваторию в Петербурге на 14 лет раньше.

николай рубинштейн биография

Музыкальная деятельность

Свою музыкальную деятельность Николай Рубинштейн, интересные факты из жизни которого вы можете узнать из этой статьи, начал ещё в возрасте 4 лет под строгим контролем матери, а уже с 7 лет мальчика вместе с братом приглашали на всевозможные концертные выступления как на территории России, так и в странах Европы.

Во время проживания в Берлине мальчик занимался у таких выдающихся людей, как Теодор Куллак (изучал основы игры на пианино и фортепиано) и Зигфрид Ден (изучал теоретические основы музыки). В Москве перешёл он обучался у известного российского музыкального педагога Василия Виллуана.

В возрасте 23 лет молодой человек уже полностью определился со своей жизненной целью и покинул юридическую сферу ради регулярной концертной деятельности.

В 1859 году Николай получил должность дирижера симфонических оркестров в отделении Императорского российского музыкального общества.

В 1866 году он занял должность преподавателя по фортепиано в Московской консерватории.

За всю жизнь Рубинштейн провёл около 250 концертов в роли дирижёра. Концерты проводились как в Москве, так и в других городах России.

А в 1870 году Николай провёл 33 концерта, а все вырученные финансы были пожертвованы Красному Кресту.

За рубежом мужчина не любил проводить концерты, единственными странами, ради которых он делал исключения, были Австрия и Франция. Но даже выступая на концертах за границей, он всё равно отдавал предпочтение российской музыке, за что его прозвали ярым пропагандистом.

Николай предпочитал исполнять уже известные музыкальные произведения. За свою жизнь он сочинил только несколько пьес и романсов для игры на фортепьяно.

рубинштейны антон и николай

Необычайная общительность музыканта

Пианист Николай Рубинштейн всегда обладал особенным талантом: он мог сойтись с любым человеком независимо от его возраста, пола и взглядов на жизнь. Именно поэтому в молодые годы музыканта пригласили вступить в «молодую редакцию» выпускаемого Погодиным журнала «Москвитянин». А затем молодой человек стал участником артистического кружка, членами которого были самые выдающиеся творческие личности того времени.

Отмечено, что в 1859 году, когда Боткин, Толстой и Оболенский разрабатывали проект Общества камерной музыки в Москве, именно Рубинштейна видели в его главе. К сожалению или к счастью, жизнь сложилась таким образом, что Николай посвятил всего себя Московской консерватории.

Развитие Московской консерватории под руководством Рубинштейна

Когда в 1866 году Николай Рубинштейн, биография которого насыщена интересными фактами, поспособствовал открытию в Москве музыкальной консерватории и занял пост её директора, практически никто (даже его брат) не верил, что таким образом мужчина хоть немного продвинет музыкальную сферу в массы.

Но уже через несколько лет благодаря особым управленским и организаторским способностям мужчины консерватория стала лучшим музыкальным заведением не только на территории Москвы, но и практически во всей России.

Именно Николай Рубинштейн поспособствовал тому, что консерватории было выдано право преподавать по собственным учебным программам - их разрабатывали непосредстенно преподаватели учебного заведения. Кроме того, там была создана единственная на территории всей России кафедра древнерусского церковного пения.

В коллективе преподавателей консерватории находились лучшие композиторы и музыканты того времени.

николай рубинштейн краткая биография

Судебное разбирательство

Несмотря на высокие достижения мужчины в музыкальном плане далеко не все представители власти того времени с уважением относились к Рубинштейну. За малейший промах Николаю сразу же вспоминали его принадлежность к еврейской народности и низкий чин.

Особенно ярко подобное отношение проявилось в период с 1869 по 1870 года во время судебного разбирательства. Суд был связан с тем, что Рубинштейн выгнал из своего кабинета ученицу, которая нарушала все существующие правила, некую П. К. Щебальскую. На первый взгляд незначительная ситуация оказалась предметом судебного разбирательства из-за того, что эта ученица оказалась дочерью генерала, а музыкант был всего лишь губернским секретарем.

Решение суда было принято не в пользу Николая. Суд постановил, что Рубинштейн как низший по чину нанёс оскорбление дочери генерала и теперь обязан выплатить им штраф в сумме 25 рублей. Если у Николая не было бы этих денег, то он вынужден был бы провести 7 дней в тюрьме.

Согласно газетным вырезкам того времени, практически все москвичи обсуждали это дело, и только благодаря вмешательству Сената приговор отменили.

что основал николай григорьевич рубинштейн

Второе столкновение с властью

Не успел Николай Рубинштейн отойти от прошлого позора, как его заклеймили в деспотизме.

В 1879 году Советом профессоров Московской консерватории было принято решение запретить преподавателю данного заведения Шостаковскому выступать на публике для того, чтобы не позорить ни себя, ни консерваторию.

Но Шостаковский не был согласен с таким положением и объявил, что Рубинштейн деспот и завистник, поскольку не хочет, чтобы равный ему по силе пианист стал известным. Слова Шостаковского закреплялись тем, что он тоже был сыном генерала, а его семья находилась под покровительством брата Александра II.

И снова всё пошло по второму кругу. Началась травля музыканта в газетах и за глаза. Снова пришлось вмешаться Сенату.

Николай Рубинштейн и Чайковский

Среди преподавателей Московской консерватории, которые входили в число друзей Рубинштейна, присутствовал известный российский композитор Пётр Чайковский.

Когда Пётр Ильич узнал о гонении на Рубинштейна из-за предполагаемых деспотичности и зависти, он просто не мог терпеть подобную клевету, поэтому написал письмо российскому художественному критику Владимиру Васильевичу Стасову, который чуть ли не сильнее всех оскорблял Рубинштейна.

Письмо включало в себя следующие строки: «Там, где предо мною открывается свет, польза и величайшие заслуги, вы видите только темноту, вред и даже некие преступления. Но я вам хочу сказать, что все ваши обвинения, направленные на Рубинштейна, безосновательны. Я 12 лет проработал под его руководством, и мне просто невероятно обидно слышать гнусные обвинения в сторону светлого человека. Подобные обвинения могут только привести к тому, что Николай бросит своё детище. Если рассуждать со стороны его карьеры, то этим он только продвинется вверх, но мне не хочется, чтобы погибали дела, так трепетно созданные ним».

кем был николай григорьевич рубинштейн по профессии

Педагогические способности

Многие ученики Рубинштейна утверждали, что он просто невероятный педагог, в особенности это проявлялось в следующих моментах:

  1. Рубинштейн считал, что ученики должны разбираться во всех музыкальных сферах, а не делать акцент только на чём-то одном.
  2. Николай требовал от учеников выражения индивидуальности, а не беспрекословного подражания другим выдающимся личностям.
  3. Был требовательным. Если ученик не был готов к занятию, он нагружал его таким потоком информации и заданий, что в следующий раз такой оплошности никто не допускал.
  4. Делал акцент на увлечённости. Если ученику действительно что-то нравится, значит, у него всё получится.

Изречения учеников Рубинштейна

Несмотря на всю строгость пианиста все ученики были в восторге от его преподавания. Это проявляется в некоторых их изречениях:

  1. Э. Зауэр: «У него было особое чутье, которое позволяло выявить сильные стороны каждого ученика. Он утверждал: каждому – своё. Каждый отдельный талант требует индивидуального подхода, а если его обеспечить, то талант заиграет яркими красками».
  2. А. Зилоти: «На уроках Николай Рубинштейн показывал нам такое мастерство, что невольно хотелось достигнуть хотя бы небольшого количества его способностей. При этом каждому своему ученику он играл по-разному, чтобы затронуть отдельные струны души».

николай рубинштейн интересные факты

Похороны Рубинштейна

Несмотря на неоднозначное отношение к пианисту во время жизни его похороны действительно были почетными.

В знак траура на территории всей Москвы зажгли уличные фонари. На панихиду люди принесли огромное количество венков из лавра, возле гроба было сложено несметное количество цветов.

Для того чтобы Николай Рубинштейн, краткая биография которого была представлена вашему вниманию в статье, всегда оставался в памяти и сердцах людей, Чайковский написал в честь него трио a-moll «Памяти великого артиста».

Этот человек достоин уважения, и он действительно до сих пор остаётся в сердце каждого ценителя музыки.


Младший брат композитора и пианиста Антона Рубинштейна, Николай Григорьевич оставил свой яркий след в истории русской музыкальной культуры – друг Петра Ильича Чайковского и первый исполнитель многих его произведений, основатель Московской консерватории, один из крупнейших пианистов второй половины XIX века, прекрасный дирижер, заложивший основы русской дирижерской школы…

Николай Рубинштейн родился 2 (14) июня 1835 г. К этому времени небогатая еврейская семья уже четыре года обитала в Москве близ Большой Ордынки. Отец семейства, Григорий Романович Рубинштейн, был владельцем небольшой карандашной фабрики. Рубинштейны смогли перебраться в Москву из Подольской губернии лишь потому, что решились принять православие. Решение изменить вере отцов далось им очень нелегко, и не удивительно, что крещению семейства Рубинштейнов в бердичевском храме Святого Николая предшествовали долгие споры и сомнения. Но другого выбора не было: жестокий указ императора Николая I обрекал их малолетних сыновей Антона и Якова на отправку в кантонистскую школу, откуда дорога была одна – в солдаты. Не такой судьбы хотела для своих детей Калерия Христофоровна…

Родилась и выросла она в Германии, получила там прекрасное образование, в совершенстве владела немецким и французским языками, отлично играла на фортепиано. Все это позволило ей стать для сыновей первой учительницей не только языков, но и музыки. Сначала она принялась за старшего – Якова, потом за Антона. Наконец подрос Николенька – с четырехлетнего возраста он начал учиться игре на фортепиано под руководством матери. Атмосфера в доме была шумная, веселая, музыкальная. У Рубинштейнов постоянно были гости – студенты, чиновники, учителя. Звучала музыка, все пели и танцевали…

Калерия Христофоровна была очень строгой учительницей. Стоило Николеньке самовольно сократить фугу Баха, как мать прибегала из соседней комнаты и сполна воздавала лентяю за «творчество». В пример Николеньке постоянно ставили брата Антона, отличавшегося удивительным трудолюбием. Мама пыталась взывать к самолюбию мальчика: «Николенька, тебе уже семь лет! Неужели твой брат оставит тебя позади в этой гонке?» Побеждать в гонке Николенька не очень-то старался, но все же достиг определенных успехов.

Однажды в дом Рубинштейнов зашел сам Ференц Лист. Он рассказал Калерии Христофоровне об успешных выступлениях Антона в Париже и поинтересовался, не становится ли Николенька таким же вундеркиндом-пианистом. Малыш был тут же усажен за инструмент и начал играть. До педалей он не доставал, и Лист стал ему помогать. Затем великий композитор сам сел за пианино и устроил небольшой концерт для хозяев. После этого состоялся разговор, решивший судьбу братьев. Лист настоял на том, что двенадцатилетний Антон и – чуть позже – Николай должны серьезно обучаться музыке в Германии.

Вскоре Антон возвратился вместе со своим учителем Александром Ивановичем Виллуаном из очередной гастрольной поездки. Александр Иванович, коренной москвич и пианист-виртуоз, начал заниматься с Николаем. Братья Рубинштейны всю жизнь с благодарностью вспоминали своего первого учителя. Виллуан был строгим и требовательным педагогом, любая ошибка или шалость тут же каралась ударом хлыстика; но в то же время он делал все, чтобы привить своим питомцам любовь к музыке, и поощрял каждый их успех. В 1844 г. Николай сочинил пьесу «Прощание с Виллуаном»: они с Антоном и матерью отправлялись в гастрольную поездку…

Конечной целью был Берлин, но дорога туда проходила через Петербург. Там братья-вундеркинды были представлены ко двору. Император захотел, чтобы дети исполнили в четыре руки «Венгерский марш» Листа, и был очень доволен их игрой. Николенька по-прежнему не доставал ногой до педалей, и великой княгине Ольге пришлось ему помогать. Затем Николенька сыграл «Ноктюрн» собственного сочинения, и дочери императора потребовали, чтобы он переписал эту пьесу для них. После столь многообещающего начала мама с детьми отправилась в Берлин. В Берлине они прожили три года, и Николай завершил свое обучение музыке под руководством лучших преподавателей того времени. Антон остался там и дальше – изучать композицию и гармонию. А Калерия Христофоровна, получив очень тревожное письмо из Москвы, отправилась с Николенькой домой. Антон проводил их до кареты и сказал брату на прощанье: «До свидания, Николенька. Побольше упражняйся и поменьше лги».

В письме сообщалось о тяжелой болезни отца. После возвращения в Москву выяснилось, что Григорий Романович скончался, оставив дела в полном расстройстве. Чтобы расплатиться с долгами и выжить, всем членам семейства пришлось трудиться изо всех сил. Калерия Христофоровна стала преподавать языки и музыку, а Николенька начал свою концертную деятельность. Когда он отправился вместе с Виллуаном в двухлетнюю гастрольную поездку по России, ему было всего 11 лет.

Гастроли прошли с большим успехом. По возвращении Николай Григорьевич (именно так его теперь именовали) решил пойти по стопам брата Якова – поступить на медицинский факультет Московского университета. За обучение он собирался платить сам. Необходимый доход обеспечивали уроки фортепиано и участие в концертах. Выступать приходилось часто: Николай побывал в Англии, Франции, Германии, объехал с гастролями пол-России.

Ни учеба в университете, ни медицинская карьера Николая не привлекали. Трудоголиком он, в отличие от брата Антона, не был – и весело проводил время в компании «золотой молодежи», отличаясь от друзей только самозабвенной любовью к фортепиано, за которым мог просиживать сутки напролет. Выпускные экзамены он выдержал с трудом. 1 января 1855 года Рубинштейн получил диплом медика, но его профессора советовали ему ни в коем случае не браться даже за лечение царапин.

Николай Григорьевич поступил на службу в канцелярию генерал-губернатора и до самой смерти числился в чиновничьем звании. Семейная жизнь не сложилась – женился он чуть ли не на пари. Встретив на одной из вечеринок девушку из семьи Крушевых, Николай Григорьевич влюбился и сделал предложение. Отец невесты навел справки – и потребовал, чтобы Рубинштейн отказался от всяких платных выступлений: в глазах помещика-землевладельца пианист, выступающий на эстраде, не был солидным женихом для дочери. Но все это только раззадорило молодого человека: Николай отказался от приданого и женился на Крушевой, заявив, что без труда сможет содержать ее сам. Невесту свою он едва знал, и не удивительно, что из этого брака ничего хорошего не вышло. В 1857 г. Рубинштейн уволился из канцелярии, и в этом же году супруги расстались: молодая жена заявила, что видела мужа лишь по воскресеньям.

А Николай Григорьевич вновь начал после долгого перерыва концертную деятельность. Он отправился в Лондон, чтобы выступить вместе со знаменитым Венявским, польским скрипачом и композитором. Брат Антон одобрил эту поездку: пусть в Лондоне услышат другого Рубинштейна… Интересно, что много позже Бахтин скажет о Николае: «Он не был виртуозом. Это был педагог… Был музыкант. Замечательный музыкант. Но не виртуоз». Вопреки этой категорической оценке, сам Антон Рубинштейн очень высоко ценил игру брата и часто говаривал: «Вы полагаете, что я хорошо играю? Вы послушали бы моего брата Николая!» И это мнение подкреплено отзывами таких людей, как Толстой, Чайковский, и многих других деятелей культуры и искусства, не говоря о множестве благодарных слушателей, побывавших на концертах Николая Григорьевича.

Через некоторое время, когда оба брата уже вернулись в Россию, в Петербурге по инициативе Антона Рубинштейна было создано Русское музыкальное общество. Антон предложил брату создать такое же общество и в Москве. Николай Григорьевич сразу загорелся этой идеей. Он посвятил в замысел всех своих влиятельных друзей. В январе 1859 г. он получил от Антона только что принятый Устав Русского музыкального общества. Сыграв на давнем соперничестве между Москвой и Петербургом, Николай Рубинштейн увлек своей идеей не только друзей, но и московского генерал-губернатора князя Долгорукова. Московское музыкальное общество было учреждено и стало знакомить жителей древней столицы с произведениями великих европейских композиторов и отечественных авторов, поддерживать молодые таланты. Оркестр общества был составлен из музыкантов оркестра Большого театра и частной оперы.

Николай Григорьевич дирижировал оркестром на концертах общества, исполнял партию фортепиано в камерных ансамблях. Одним из самых активных посетителей его концертов был граф Лев Толстой, шумно аплодировавший после исполнения своих любимых произведений. У Николая Рубинштейна было множество учеников; приходилось заниматься и с участниками концертов, для чего музыкант использовал собственный дом.

После возвращения в 1860 г. из очередной зарубежной поездки он вплотную занялся своими музыкальными учебными классами. Вскоре было найдено и помещение (невдалеке от Румянцевского музея). Классы с оплатой 1 рубль в месяц могли посещать все желающие… Эти классы Николая Рубинштейна в 1866 г. стали называться Московской консерваторией. На посту директора консерватории Николай Григорьевич проявил себя требовательным педагогом, неумолимым администратором и коллег подобрал таких же. Отбор студентов и преподавателей был очень строгим. Николай Григорьевич пригласил в качестве профессоров лучших европейских и российских музыкантов-исполнителей. Московская консерватория переживала стремительный взлет.

Московские музыканты и любители музыки относились к Николаю Рубинштейну с обожанием: человек колоссальной энергии и обаяния, он был всеобщим кумиром. По словам известного критика Г. Лароша, «Москва отплатила Николаю Григорьевичу действительно необычайной преданностью. Ему едва исполнилось тридцать, этому маленькому человеку в официальном чине «правительственного чиновника», но он был местной знаменитостью в том смысле, что его приравнивали к самым важным старейшинам; его приглашали возглавлять всякие чествования как некоего архиепископа». В Москве его называли только «Николай Григорьевич» – фамилию можно было не упоминать.

Несмотря на фанатичную преданность музыке, Николай Григорьевич не чурался и других радостей жизни. Он любил выпить, дни и ночи проводил за карточным столом, двери его дома были все время открыты для друзей и знакомых. Но при этом в доме почти все время звучало фортепиано, и Рубинштейн никогда не опаздывал на занятия или репетиции. В него влюблялись, из-за него стрелялись, о его романах говорила вся Москва. И все же основой его жизни было не это кипение страстей, а творчество.

Одним из главных событий в жизни Николая Григорьевича стала встреча с Петром Ильичом Чайковским… Молодой выпускник Петербургской консерватории по рекомендации Антона Рубинштейна получил место преподавателя теории музыки. Николай Рубинштейн поселил Чайковского на своей квартире, где тот прожил почти шесть лет. Отношения с Чайковским не всегда были гладкими (самая значительная размолвка произошла, когда Николай Григорьевич не оценил Первый фортепианный концерт); тем не менее именно Рубинштейн стал первым – и лучшим, по словам самого Чайковского, – исполнителем его произведений.

Рубинштейн не только преподавал, но и давал сольные концерты, выступал в роли капельмейстера, причем был очень требователен и к слушателям, и к музыкантам. Он не допускал опозданий на свои концерты; пюпитры приходилось менять по нескольку раз – так он стучал по ним дирижерской палочкой! За границей Николай Григорьевич концертировал редко, и все же именно он стал первым серьезным пропагандистом русской музыки во Франции. Популярность его в России была очень велика, и связана она была не только с его концертным творчеством, но и с помощью молодым талантам, с благотворительной деятельностью.

Многолетняя жизнь на износ дала о себе знать в конце 1870-х: здоровье Николая Григорьевича заметно ухудшилось. Но даже тяжело больной, он продолжал в начале 1881 г. дирижировать и преподавать. Врачи настояли на поездке для лечения во Францию. Он не доехал до Ниццы и 23 марта 1881 г. умер в Париже на руках у И.С. Тургенева. Тело Николая Рубинштейна было доставлено братом Антоном в Москву. Похороны на кладбище Новодевичьего монастыря прошли при огромном стечении народа… А Чайковский написал трио «Памяти великого артиста», впервые исполненное в Ясной Поляне.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Антон Григорьевич Рубинштейн (1829–1894)

Антон Григорьевич Рубинштейн (1829–1894) Многогранный талант Рубинштейна — пианиста, дирижера, композитора, педагога, организатора музыкальной жизни страны — сделал его имя легендарным. Тем обиднее, что он не мог быть вполне счастлив, так как постоянно при жизни его

Николай Яковлевич Мясковский (1881–1950)

Николай Яковлевич Мясковский (1881–1950) Николай Мясковский родился в семье военного инженера 20 апреля 1881 года в крепости Новогеоргиевская близ Варшавы. Детство он провел в постоянных разъездах — Оренбург, Казань, Нижний Новгород. В 1893 году, после окончания двух классов

Антон Григорьевич Рубинштейн

Антон Григорьевич Рубинштейн Антон Рубинштейн появился на свет в 1829 году в деревне Вихватинец Бессарабской губернии. Когда мальчику исполнилось шесть лет, его семья перебралась в Москву, где Рубинштейн-отец открыл карандашную фабрику.На необыкновенные музыкальные

Антон Григорьевич Рубинштейн

Антон Григорьевич Рубинштейн (1829—1894 гг.) композитор, пианист, дирижер, педагог Клевета – столь же опасное оружие, как и огнестрельное.Не забывай делать невозможное, чтобы достигнуть возможного.Развод при несчастном браке, кажется мне, нравственнее, чем неразрывность

Рубинштейн Николай Григорьевич

Рубинштейн Николай Григорьевич Рубинштейн (Николай Григорьевич) – брат предыдущего, пианист-виртуоз (1835-1881). Семи лет уже концертировал вместе с братом. Учился в Берлине у Куллака игре на фортепиано и у Дена теории музыки, затем занимался у Виллуана. Окончив курс в

Пирогов Николай Иванович (род. 1810 г. – ум. в 1881 г.)

Пирогов Николай Иванович (род. 1810 г. – ум. в 1881 г.) Выдающийся хирург, анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии, новой медицинской дисциплины – топографической анатомии. В Виннице не так уж много достопримечательностей. Одна из них –

Читайте также: