Кто такой телеоператор профессия

Опубликовано: 03.07.2024

Главная картинка статьи Чем занимается телеоператор?

Оператор – это специалист, в обязанности которого входит съемка телевизионных программ или фильмов. Он должен уметь пользоваться различной современной техникой для создания картинки, оборудованием для освещения, оптическими приборами, а также компьютерными программами для обработки отснятых материалов.

Суть работы оператора

Оператор в киноиндустрии или на телевидении занимает одну из важнейших ролей. Режиссер отвечает за идею проекта, решает, что именно нужно снимать. Оператор же решает, как именно это осуществить. Если на режиссере лежит ответственность за творческую сторону деятельности, то оператор отвечает за техническую сторону вопроса.

Именно оператор отвечает за расстановку на съемочной площадке многочисленного технического оборудования, света, декораций, разрабатывает с программистами необходимые для съемок спецэффекты.

Профессия оператора привлекает тем, что объединяет в себе как техническую часть съемочного процесса, так и творческую. Конечный результат, который видит зритель – это, в первую очередь, работа и «авторский взгляд» оператора. Именно этот специалист, отталкиваясь от замысла режиссера, должен сначала представить себе будущие кадры, а затем воплотить их в жизнь.

На самом деле оператор – это достаточно широкая профессия. Поэтому у каждого специалиста по съемкам после окончания учебы своя специализация:

У профессий кинооператора и оператора на ТВ много общего, но в то же время различия также существенны. Так, телеоператор должен уметь проводить съемку с нескольких камер для телевизионных программ. Кинооператор, в свою очередь, должен уметь обрабатывать изображение определенным образом, выстраивать кадр, композицию и т.д.

Особенности профессии телеоператора

Профессия оператора находится на стыке искусства и техники. С одной стороны кинооператор или телеоператор должен реализовать замысел режиссера, работая совместно с художниками по костюмам и декорациям. С другой стороны, он должен правильно подобрать технику и методы обработки изображения для получения нужного результата.

Работа оператора не имеет привязки к определенному месту. Съемки могут проходить в студиях, павильонах или, зачастую, на открытом воздухе, в любую погоду.

Кроме этого, оператору часто приходится работать над менее зрелищными, но очень важными спецэффектами: устраивать на съемках дождь в солнечную погоду, снег в середине лета, помогать зрителю «видеть» в темноте и т.д.

Профессиональные инструменты телеоператора:

камеры (как ручные, так и подвижные);

оборудование для монтажа.

У профессии кино- и телеоператора, несомненно, есть будущее. Роль визуального наполнения в настоящее время постоянно растет. Видеоматериалы уже вышли за пределы одних лишь телевизионных программ или киноиндустрии. С развитием интернета и все повышающимися требованиями к качеству видеоряда потребность в специалистах в данной сфере только увеличивается.

В будущем ожидается осуществление все большего количества спутниковых трансляций, появление небольших телеканалов с профильными тематиками. Будут и дальше развиваться мультиэкранные технологии.

Это означает постоянный спрос на профессию оператора на ТВ или кинооператора. Однако же с постоянным развитием технологий, увеличиваются и требования, предъявляемые к специалистам. Оператор должен будет постоянно быть в курсе последних обновлений, уметь пользоваться самыми актуальными инструментами съемки, знать основы программирования.

Конечно же, оператор не может выполнять свою работу в одиночку. У него есть ассистенты, помогающие ему в рутинной работе записи многочисленных дублей, составлении списка сцен, которые надо отснять. Специальные операторы принимают участие в работе, когда необходимы комбинированные съемки. Помощники оператора следят за перемещениями операторской тележки на съемках.

Профессиональные требования к телеоператору

Работа телеоператора не заключается только в снятии материала. После того, как действие на съемочной площадке завершилось, наступает очередь монтажа, где роль оператора не менее важна. Именно оператор точно знает последовательность кадров и может подсказать, какой из отснятых дублей наиболее соответствует режиссерскому замыслу. В процессе подготовки материала оператору приходится тесно сотрудничать с монтажерами, звукорежиссерами, продюсерами и т.д.

Оператор должен быть внимательным и обладать острой интуицией. Во время съемок фильма он должен следить за тем, чтобы в кадр попало все необходимое. Телеоператор же должен быть постоянно начеку, чтобы не пропустить что-то необычное и интересное на съемках передачи или репортажа.

Оператору также требуется быстрая реакция. Съемки могут происходить в самых разных условиях, и нужно быть готовым к любому развитию событий, зачастую для того, чтобы уберечься самому и спасти дорогостоящую технику.

Оператор должен уметь «видеть» сюжет еще до того, как тот будет отснят – обладать развитым «визуальным мышлением». Это сэкономит время работы всей съемочной группы и поможет передать готовый сюжет в эфир быстрее конкурентов.

В силу того, что операторское оборудование достаточно много весит, специалист в этой области должен иметь хорошую физическую подготовку и быть готовым проводить на ногах долгие часы, держа при этом в руках телекамеру весом 7-8 кг.

Кроме этого, оператор, даже самый опытный, должен быть готов постоянно обучаться новым технологиям, знакомиться с самым современным оборудованием, чтобы оставаться востребованным в индустрии.

Вакансии для оператора на рынке труда и уровень зарплаты

У профессии оператора отсутствует карьерная лестница в общепринятом понимании этого слова. Оператор, не имея журналистского образования, вряд ли сможет стать режиссером или редактором. Однако отличный специалист, сработавшись с успешным режиссером, несомненно, заработает себе достойную репутацию.

Кроме этого, операторы могут подрабатывать частным образом, снимая различные мероприятия и праздники по заказу клиентов.

Средняя заработная плата операторов невысока – она начинается от 20 000 – 30 000 рублей и во многом зависит от успешности и популярности проектов, в которых занят специалист.

Где может работать теле- и кинооператор

Операторы могут найти себе работу в таких организациях как:

научные организации, снимающие обучающие программы.

Где учат на оператора

Для работы оператором требуется получить профильное высшее образование, например, во ВГИКе. Часто кинооператорами становятся после окончания факультетов телевизионной журналистики.

Кроме этого, сейчас существуют различные частные курсы, организованные известными деятелями теле- и киноиндустрии или же крупными телекомпаниями.


– Чем занимается оператор на телевидении?
– Телевидение, его производственная часть состоит из трех основных частей: визуального ряда, аудиоряда и текста. За первые два элемента отвечает именно оператор, хотя в некоторых проектах, когда есть деньги, за звук отвечает отдельный специалист — звукорежиссер.

– Оператор сам решает, какие элементы и как именно нужно снимать?
– Безусловно, это выбирает сам оператор. Если же у него за спиной вынужден стоять режиссер и рассказывать, что именно нужно снимать, значит, оператор слабый.
Впрочем, во время студийной съемки могут работать насколько операторов. Ими руководит оператор-постановщик. Этот специалист сидит за мониторами и следит, чтобы все камеры брали нужные планы, и передает операторам команды, на чем именно сфокусироваться.

– Есть ли разница между работой оператором на телевидении и оператором, который снимает кинофильмы?
– Оператор на телевидении вынужден больше работать. Если его коллега, снимающий фильмы, может себе позволить реализовывать один проект в год, то у телевизионного оператора таких проектов может быть несколько десятков.

– Оператор сам выбирает проект, над которым он хочет работать?
– Если телеоператор трудится на фрилансе, то, разумеется, у него есть свобода выбора. Если же человек работает, к примеру, на телеканале, выбора у него зачастую нет. Впрочем, рано или поздно специалист достигает такого профессионального уровня, когда уже может выбирать.

– Как телеоператор, работающий на себя, узнает о новых проектах?
– Со временем складываются творческие тандемы из режиссера и оператора. И режиссер, затевая новый проект, разумеется, обратится в первую очередь к своему любимому оператору. Да и оператор уже знает, что можно ожидать от этих съемок. Режиссер может позвонить и прямо сказать: «Есть коротенький фильм. Не очень интересная тема, но зато будут деньги». Либо: «Проект интересный, но денег немного». И человек уже сам решает, актуально ли это для него.

– Как проходит рабочий день оператора?
– Обычно рабочий день оператора начинается со сборов на съемку. Нужно перепроверить технику, убедиться, что камеры и звукозаписывающие устройства работают. Затем — сложить все нужные устройства в огромные сумки, загрузить в машину, и можно ехать на съемки.
Приехав на площадку, оператор выбирает место, где будут стоять камеры, выставляет свет, еще раз перепроверяет технику, чтобы она не подвела во время съемки.

– Сколько весит вся техника оператора?
– Порядка 20 килограммов. Впрочем, если группа снимает, к примеру, документальный фильм про индейцев в джунглях Амазонки, она старается отделаться малой кровью и берет камеру поменьше, так как помимо нее придется нести еще уйму техники.
Небольшая камера отнюдь не означает, что лента получится плохая. Я считаю, что великий оператор Георгий Рерберг, который снял с Андреем Тарковским «Зеркало» и работал над «Сталкером», в свое время произнес гениальнейшую вещь: «Дайте мне хороший текст. Я вам на консервную банку это сниму».

– Оператор участвует в монтаже?
– Монтаж проводит режиссер монтажа. Именно за этим специалистом остается последнее слово в продукте. С другой стороны, опытный оператор может представить на монтаж ровно те планы и в той последовательности, как он считает нужным. Тогда у режиссера монтажа не будет материала, из которого он может выбирать, и он склеит ленту так, как ее видит оператор.

– Почему вы решили стать оператором?
– Совершенно случайно. По первому образованию я тренер по плаванию, а параллельно с учебой в вузе я играл в рок-группе. Однажды мой знакомый режиссер сказал мне, что он планирует запустить программу о рок-музыке, и предложил мне попробовать себя в роли ведущего.
Где-то спустя три часа стало понятно, что ведущего из меня не выйдет, зато я подружился с оператором. Еще будучи школьником, я увлекался фотографией и постоянно торчал в фотосалоне отца моего друга. Так что я напросился к этому оператору в помощники, а через полгода уже стал снимать что-то и сам.

– Какое высшее образование лучше получить, чтобы стать оператором?
– Я знаю три хороших вуза. Это ГИТР, который специализируется на подготовке операторов для телевидения, ВГИК, откуда чаще выходят кинооператоры, и Московский государственный институт культуры. Причем высшее образование важно не столько в плане знаний — все нужные книги можно прочитать, не выходя из дома, а в плане полезных знакомств. Например, я ни разу никуда не отправлял свое резюме — проекты находили меня сами.

– На какие предметы стоит делать упор школьнику, который хочет стать оператором?
– Обязательно нужно учить физику! В особенности оптику, которая дает базовые понятия о светосиле, линзах и т.д. Этот раздел непременно нужно запомнить.

– Какие компетенции нужны оператору?
– Воображение, сильная спина и умение видеть. Для того чтобы развить воображение, читайте побольше книг. Натренировать тело можно в спортивном зале. Ну и самое главное, умение видеть. Чтобы его приобрести, я бы рекомендовал как можно больше времени проводить в музеях, смотреть классические картины. Живопись классических мастеров можно смотреть часами и разбираться, как составлена композиция, откуда идет свет, откуда он отражается, почему на лице такой блик, почему так высвечена эта деталь. И, конечно, смотреть побольше фильмов.

– Сколько получает оператор?
– Средняя ставка оператора на телевидении — 50–60 тысяч рублей в месяц.

– Какой карьерный путь может быть у оператора?
– Оператор может развиваться в двух направлениях. Во-первых, он может, с каждым годом снимая все лучше и лучше, убедить продюсеров телеканалов, что ему можно доверить съемки первых лиц государства или возглавить группу операторов на съемках телевизионного шоу. Второй путь — это личная реализация. Нужно постоянно поднимать планку для себя, стараться сделать картинку все лучше и лучше.

– С какими трудностями может столкнуться оператор?
– Оператору, работающему на фрилансе, нужно быть готовым постоянно вкладываться в технику. Она очень быстро обновляется. Нужно быть в курсе всех новинок в области света, камер, звукового оборудования, штативов, систем стабилизации, квадрокоптеров. И по возможности покупать их. Даже если человек обеспечил себя полным набором техники, он должен быть готов к тому, что через два-три года придется полностью ее заменить.

– Чем может заняться оператор, решивший попробовать себя в чем-то новом?
– Он может стать главным оператором — зарплата будет больше, а съемок — меньше. Или пойти преподавать в вузе, если у него есть педагогический талант.

– Бывали ли с вами забавные случаи во время съемок?
– Лет пять назад с известным фотографом мы снимали документальный фильм по заказу одного из федеральных телеканалов. По сценарию герой фильма должен был сделать селфи с известным человеком. И замахнулся аж на князя Монако. Согласно условиям, все съемки должны были уместиться в сутки. Благо, Монако — небольшая страна.
На «охоту на князя» мы отправились рано утром. Целый день гонялись за князем с приема на прием, пытаясь пробиться сквозь толпы журналистов и очень строгую охрану. Только глубокой ночью нам наконец-то удалось подойти к нему после очередного банкета и сделать селфи. На следующий день мы столкнулись с князем в крошечном продуктовом магазине, он просто покупал печенье.

девушка оператор с кинокамерой

Кинооператором считают специалиста в области съемки кинофильмов, что фиксирует на камеру реализованные идеи режиссера, пребывая в тени его славы.

Содержание:

История профессии

Первыми специалистами в сфере киноиндустрии считают братьев Люмьер с их работой «Прибытие поезда». Кинооператорами становились как узкие специалисты, так и известные режиссеры - например, Чарли Чаплин, Стэнли Кубрик, Джордж Лукас, Роберт Дауни - старший, Квентин Тарантино и т.д.

Специалистов, которые осуществляли съемку первых цветных фильмов, некоторое время называли «цветооператорами». Со временем громоздкие пленочные кинокамеры заменили цифровые камеры.

Независимо от вида носителя, кинооператор создает изобразительное решение фильма вместе с режиссером и художником.

Особенности профессии

Кинооператор - это человек, который обладает широким кругозором и развитым эстетическим вкусом.

Мнение о том, что зритель видит кинокартину глазами оператора, не нуждается в доказательствах, ведь именно он реализует идею режиссера, пересматривает ранее отснятый материал, чтобы выявить малейшие недочеты и скорректировать дальнейшую работу.

Многие считают, что профессия Кинооператор больше подходит мужчинам, ведь зачастую специалист помимо работы с тяжелой камерой прибегает к выполнению трюков, требующих ловкости и выносливости с целью сделать снимаемую сцену как можно больше реалистичной.

Кинооператор является одним из художников кинокартины, ведь на нем лежит ответственность за образ фильма, гармоничность кинокадров и сцен, общее впечатление от увиденного.

Правильно обыграв даже самые мелкие детали, настоящий профессионал воплощает в жизнь намеченные сценаристом и режиссером идеи, а в некоторых случаях лично предлагает творческий исход определенной сцены, делая ее более выразительной.

В процессе работы кинооператор задействует наиболее универсальные способы с целью создать как весьма сложные, так и простые спецэффекты: дождь, когда его нет, мелькающие за окном движущегося транспорта тени деревьев, если съемки ведутся в павильоне, лунный свет в дневное время суток.

Помимо этого, он обязательно должен выделить главных киногероев на общем фоне и подчеркнуть их эмоциональное состояние.

Обязанности

Основные обязанности кинооператора:

  • обеспечение изобразительной трактовки фильма рациональной эксплуатации профессионального оборудования;
  • организация работы операторской группы;
  • съемка актерских кинопроб;
  • установка светового и цветового режимов фильма;
  • составление списка необходимого для съемок технического оснащения;
  • выбор времени съемок натурных кадров кинокартины и коррекция размещения декораций на площадке;
  • участие в обсуждении отснятого материала.

Важные качества

Необходимые качества, которыми должен обладать кинооператор:

  • наличие эстетического вкуса, чувства стиля, композиции и цвета;
  • творческое мышление;
  • задатки лидера;
  • отличная физическая форма;
  • коммуникабельность;
  • выносливость.

Навыки и знания

Работа кинооператором предусматривает умение правильно пользоваться кинокамерой и прочим профессиональным оборудованием, задействовать различные спецэффекты с целью создания художественного образа фильма и выражения чувств героев.

Кинооператор - это специалист, что на профессиональном уровне обладает навыками монтажа, умеет подбирать материал, исходя из тематики сцены, знает многие факты из истории кинематографа, художественной фотографии, живописи.

Этот багаж знаний позволяет ему выработать индивидуальный стиль во время работы над общей композицией фильма.

Перспективы и карьера

Кинооператор с хорошим портфолио может рассчитывать на трудоустройство как в кинокомпаниях, так и частных проектах либо рекламных агентствах.

Работа кинооператором предусматривает возможное наличие командировок в разные страны, чтобы отснять материал в определенном интерьере и природных условиях.

Обучение

Профессия Кинооператор предусматривает наличие высшего профильного образования.

Если нет возможности стать студентом специализированного Вуза, то на сегодняшний день есть частные школы кино, возглавляемые известными мастера ми кинооператорского искусства. Дополнительно, можно посещать профильные курсы при кинокомпаниях.

Телеоператор – человек, который чувствует и передает изображение зрителю. Именно он выбирает и представляет самые интересные материалы для аудитории. Профессия кинооператор охватывает широкий спектр программ: новости и спортивные события, документальные фильмы, телесериалы, студийные программы и даже музыкальные клипы.

Этот профессионал несет ответственность за запись различных эпизодов с помощью видеокамеры для телевизионных программ или фильмов. Оператор может работать с цифровыми, электронными или пленочными камерами в самых разных условиях. Иногда это находится внутри студии, а иногда и на открытом воздухе, в зависимости от программы.

Данная профессия имеет широкий круг обязанностей. Телеоператор работает в команде с режиссером и корреспондентом, чтобы определить максимально точное видение картинки. Но случаются ситуации, в которых оператору приходится справляться самостоятельно, поэтому здесь необходимо тщательно отработанное мастерство. Креативность, хорошие визуальные навыки, внимание к деталям – все это позволяет стать профи в своем деле.

Специалисту необходимо самостоятельно осуществлять сборку и настройку оборудования, планирование различных ракурсов, решать проблемы, связанные с техническими или практическими вопросами. Оператор является достоянием любого телевизионного или кино-проекта, поскольку его усилия часто могут быть ключом к успеху. Оператор должен быть очень внимателен к деталям и способен действовать быстро и эффективно.

Курс операторского мастерства в Высшей Школе Кино и Телевидения «Останкино» помогает приобрести профессиональные знания, либо улучшить уже имеющиеся. На лекциях и практических занятиях учащиеся знакомятся с такими техническими аспектами, как составление кадра, движение камеры и работа с освещением.

Также, в процессе обучения присутствует стажировка. Операторам необходимо будет экспериментировать и использовать полученный опыт в условиях, максимально близким к реальным ситуациям. Обучающиеся будут развивать свои навыки на всех крупных телевизионных и кино-студий под чутким наблюдением профессионалов.

Отличительная особенность высших операторских курсов заключается в том, что на всех занятиях учащиеся проходят практику с профессиональной техникой последней модели, что позволяет обучению идти в ногу со временем.

По окончании обучения выпускники получают Диплом о профессиональной подготовке с присвоением квалификации по выбранной специальности.

работа оператором на телевидении





день открытых дверей

Профессиональные требования к телеоператору

телеоператор за работой

Работа телеоператора не заключается только в снятии материала. После того, как действие на съемочной площадке завершилось, наступает очередь монтажа, где роль оператора не менее важна. Именно оператор точно знает последовательность кадров и может подсказать, какой из отснятых дублей наиболее соответствует режиссерскому замыслу. В процессе подготовки материала оператору приходится тесно сотрудничать с монтажерами, звукорежиссерами, продюсерами и т.д.

Оператор должен быть внимательным и обладать острой интуицией. Во время съемок фильма он должен следить за тем, чтобы в кадр попало все необходимое. Телеоператор же должен быть постоянно начеку, чтобы не пропустить что-то необычное и интересное на съемках передачи или репортажа.

Оператору также требуется быстрая реакция. Съемки могут происходить в самых разных условиях, и нужно быть готовым к любому развитию событий, зачастую для того, чтобы уберечься самому и спасти дорогостоящую технику.

Оператор должен уметь «видеть» сюжет еще до того, как тот будет отснят – обладать развитым «визуальным мышлением». Это сэкономит время работы всей съемочной группы и поможет передать готовый сюжет в эфир быстрее конкурентов.

В силу того, что операторское оборудование достаточно много весит, специалист в этой области должен иметь хорошую физическую подготовку и быть готовым проводить на ногах долгие часы, держа при этом в руках телекамеру весом 7-8 кг.

Кроме этого, оператор, даже самый опытный, должен быть готов постоянно обучаться новым технологиям, знакомиться с самым современным оборудованием, чтобы оставаться востребованным в индустрии.

Будущая профессия

В процессе реализации творческой деятельности кинооператору приходится иногда создавать невозможное: эффект дождя, когда на улице ярко светит солнце, эффект лунного света, когда на улице день, снега – летом, теплого моря – зимой. Разумеется, в профессиональные компетенции будущего специалиста входит умение обращаться с осветительными приборами, кинокамерой, понимать, как работает свет, какие световые эффекты применяются при создании художественных образов, как выразить внутреннее состояние героев, выделить главное и намекнуть на второстепенное. Главная задача кинооператора – работать настолько профессионально, чтобы у зрителя не возникло ни тени сомнения в том, что все, что происходит на его глазах реально, а не искусственно создано при помощи огромного количества ухищрений и приборов, создать настолько достоверную иллюзию реальности, чтобы аудитория не пыталась разграничить правду и вымысел.

Изучаемые дисциплины

От профессионализма кинооператора во многом зависит успех всей картины, каждой отдельной сцены постановки, что накладывает на будущего выпускника огромную ответственность за изобразительную форму киноленты. В процессе обучения в вузе будущий специалист учится превосходно разбираться в технике, изучает тонкости различия видео- и киноаппаратуры, принимает участие в процессе создания спецэффектов. Образовательная программа содержит ряд следующих учебных дисциплин:

  • кинооператорское мастерство;
  • кинокомпозиция;
  • киносъемочная аппаратура;
  • киноосвещение;
  • монтаж;
  • комбинированные съёмки;
  • техника, технология видеосъемки;
  • цифровые технологии в кинематографе, телевидении;
  • фильмопроизводство;
  • основы кинематографического мастерства.

Обучение на видеооператора

В этом посте пойдет разговор про то, как и где научиться снимать видео. А если быть точнее, как стать видеооператором.

Есть легенда, что свадебные видеооператоры зарабатывают сотни тысяч рублей в год. Прибыльное дело, почему бы вам не начать делать на этом деньги, но для начала следует обучиться этому искусству.

Прежде всего, для обучения видеопроизводству вам понадобится желание и проживание в городе в котором присутствует хоть один телеканал. Вы наверное думали что Я сейчас буду вам давать ссылки на учебники и видеофильмы про обучение, нет господа все намного проще.

По моему курсу обучения на видеооператора, ВАМ будут платить деньги — минимальную зарплату.

Для начала, давайте определимся – какие телекомпании присутствуют в вашем городе. Обычно вакансии о нехватке кадров идут во время вещания этих каналов, или в специальной рубрике про объявления в местной газете. Сразу стоит уяснить, чем меньше город, тем МЕНЬШЕ будет у вас зарплата относительного среднего гонорара у других специальностей.

Самые высокие зарплаты у видеооператоров в Москве.

И так, если вакансии вы не увидели во время вещания городского ТВ, то вам следует позвонить на телеканал, и спросить их, можно ли устроиться на работу видеооператором.

Сразу скажите, что имеете огромное желание научиться и работать в первое время бесплатно, ну или за еду. Думаю на такое предложение многие работодатели откликнуться. Ведь на городских телеканал всегда присутствует кадровый голод. Почти все время это сопровождается и нехваткой денег.

После того как вас возьмут на работу, вот именно здесь начинается момент получения бесплатного обучения на видеооператора.

Господа по правде это халява. По своему личному опыту могу сказать, что азы видеосъемки вы освоите в течение двух недель, а через пару месяцев можете смело поговорить с работодателем на постоянное устройство в качестве телеоператора.

Если в вашем городе присутствует несколько телекомпаний, то вам следует ориентироваться на самый бедный телеканал, потому что больше шансов что вас возьмут туда учеником видеооператора. Спустя время вы сможете уйти на другое ТВ, с более высокой зарплатой.

В маленьких телекомпаниях видеооператоры не только снимают, но и монтируют. Так что у вас будет еще бесплатное обучение монтажу видео, на самом деле — хороший режиссер монтажа стоит больше чем хороший видеооператор. Последние специалисты ценятся только в кинематографе.

Вывод. Официальное обучение видеооператоров производится в Москве и Питере. Вам дадут диплом и знания. Правда все это будет не бесплатно.

Бесплатное обучение можно получить на местных маленьких телеканалах. От вас требуется желание и возможность первое время работать за гроши, обычно работодатели это называют стажировка.

Перспективы трудоустройства по профессии

Дипломированный специалист может успешно занимать должности:

  • видеооператора;
  • арт-менеджера;
  • кинооператора;
  • оператора-постановщика;
  • монтажера;
  • режиссера монтажа;
  • телеоператора.

Чаще всего молодые специалисты начинают свою профессиональную деятельность в качестве ассистента оператора, в задачи которого входит контроль правильности и точности фокусировки камеры, устранение нежелательных бликов, установка соответствующим образом источников света.

Средняя заработная плата молодого специалиста стартует от 30 000 руб. При трудоустройстве в среднюю кинокомпанию, на съемках популярных сериалов оплата рядового оператора колеблется в пределах 60 000 – 90 000 руб., оператора-постановщика – от 120 000 до 150 000 руб. Заработная плата выдающихся кинооператоров за пределами нашей страны может достигать 30 000 в час.

Склонение существительного телеоператор (какой падеж)

Склонение слова по падежу в единственном и множественном числах.

ПадежВопросЕд.числоМн. число
Именительный(кто, что?)телеоператортелеоператоры
Родительный(кого, чего?)телеоператорателеоператоров
Дательный(кому, чему?)телеоператорутелеоператорам
Винительный(кого, что?)телеоператортелеоператоры
Творительный(кем, чем?)телеоператоромтелеоператорами
Предложный(о ком, о чём?)телеоператоретелеоператорах

Сфера употребления

Телекоммуникации Техника Нанотехнологии Кино Автоматика

IV. Ответственность

Телеоператор несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Оператор средств массовой информации» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 июня 2014 г. №357н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Скачано: 7, размер: 82 KB, дата: 02 Июн. 2020

II. Должностные обязанности

В обязанности телеоператора входит:

1. Осуществление видеосъемки в павильоне, с выполнением при необходимости функции оператора-постановщика:

— Съемка авторских, коммерческих, новостных, концертных и других программ в прямом эфире и для записи с использованием необходимой аппаратуры и в соответствии с предъявляемыми на телевидении требованиями

— Контроль качества записи во время съемки

— Контроль исправности и работоспособности необходимой аппаратуры (камеры, микрофона, батарей, накамерного освещения)

— Съемки проб артистов и участников программ, а также специальных проб света, грима, костюмов персонажей

2. Выезд на съемки вместе с журналистом:

— Проведение съемки авторских, коммерческих, новостных, концертных и других программ на выезде с использованием необходимой аппаратуры и в соответствии с предъявляемыми на телевидении требованиями

— Контроль качества записи во время съемок

— Контроль исправности и работоспособности необходимой аппаратуры (камеры, микрофона, батарей, переносного освещения)

— Выполнение указаний журналиста в ходе совместной работы

— Съемка проб артистов и участников программ, а также специальных проб света, грима, костюмов персонажей

3. Организация производства телепрограмм и иных визуальных произведений:

— Составление заявки на необходимую операторскую технику для проведения трактовых репетиций, съемок, в том числе передач прямого эфира

— Совершенствование технологий съемочного процесса и предупреждения операторского брака

— Своевременное информирование руководителя отдела и технической службы о неисправности подотчетной съемочной и осветительной аппаратуры

— Сдача готовых программ совместно с коллегами

4. Обеспечение качественной записи звука при производстве программ:

— Составление заявки на необходимое радиотехническое оборудование для проведения трактовых репетиций, съемок, в том числе передач прямого эфира

— Совершенствование технологий звукозаписи и предупреждения брака

— Своевременное информирование руководителя отдела и технической службы о неисправности подотчетной аппаратуры

— Запись или обработка звука

— Контроль технического качества фонограммы

— Обеспечение сбалансированности различных звуков

— Контроль (микширование) уровня звука в соответствии с экспликацией звукорежиссера

5. Осуществление производственного процесса подготовки и создания постановочных программ с помощью операторской техники:

— Съемка проб артистов и участников программ, а также специальных проб света, грима, костюмов персонажей

— Использование технических средств для достижения необходимых художественных эффектов

— Использование технических средств для донесения до зрителя основной мысли режиссера и общей атмосферы сюжета

— Разработка режиссерских сценариев (экспликаций) совместно с коллегами

— Разработка проектов календарно-постановочных планов создания программ совместно с коллегами

— Использование возможностей современной аппаратуры (камеры, средств освещения)

Оператор кто это

Многие слышали о такой области профессиональной деятельности, как оператор кто это такой, какие специалисты попадают в эту категорию – рассмотрим подробнее.

Кого можно отнести к профессии оператор

  • Причем говоря, какие могут быть операторы, а также их обязанности, стоит сказать, что все они зависят от сферы деятельности.

Например , операторов можно встретить на складах или на промышленных предприятиях. Работают они на заводах и фабриках. Могут встретиться на кино- и телестудиях, сотрудниками call-центров и на предприятиях, где используются система конвейеров.

А сейчас давайте рассмотрим, чем занимается оператор, который трудится на производстве:

  • контролирует работу прокатного стана. При этом осуществляет обслуживание оборудования, определяет качество работы всех технологических процессов;
  • специалист, работающий в инкубатории – отвечает за технологические процессы, которые позволяют сохранять несушек, а также способствовать получению яиц;
  • специалист по производству изделий из металла – осуществляет работу по налаживанию, обслуживанию и настройке специального оборудования, а также проводит контроль качества всей готовой продукции.

Но чаще всего операторами называют специалистов, которые работают за компьютерами. Стоит посмотреть на описание их должностных обязанностей.

Они должны:

  • вести обработку счетов и накладных. Уметь работать с электронными письмами и клиентскими заявками;
  • вести контроль и учет информационной базы организации или своих клиентов;
  • осуществлять ведение и архивирование всех видов документов;
  • правильно составлять и оформлять отчетность;
  • уметь работать с различными видами оргтехники.

Работая в банках или различных многофункциональных центрах, операторы выполняют роль кассиров, обрабатывая заявки и выдавая или принимая деньги у клиентов.

Востребованы операторы и в почтовых отделениях, где им приходится оказывать следующие виды услуг:

  • принимают платежи;
  • осуществляют прием и выдачу денежных электронных переводов;
  • обрабатывают письма и различные почтовые отправления;
  • осуществляют выдачу корреспонденции из картотеки;
  • продают марки и конверты.

Могут быть операторы, работающие с радио или на телевидении.

Благодаря им, зависит качество звука и видеоизображения, какая будет звучать музыка или передачи в эфире.

Так, например, телеоператоры могут работать не только на студиях, но и заниматься съемками фильмов или теле-программ.

При этом они выполняют следующие виды работ:

  • грамотно подбирают цвета и фон;
  • точно определяют, как выставить угол для качественной съемки;
  • выбирают масштаб будущего изображения, композицию в кадре.

Многие сталкивались с операторами, когда им звонили или они обращались в различные call-центры для получения информации об тарифах или услугах. Такие специалисты отвечают на вопросы и консультируют по тем или иным вопросам граждан. Могут помочь принять решение относительного того или иного действия обратившегося человека.

Что требуется от оператора

Такой специалист имеет не только строгие инструкции поведения, но и свои требования, от соблюдения которых может зависеть очень многое, в том числе и человеческая жизнь. Все операторы отличаются друг от друга, не некоторые качества совпадают.

Вот основные отличия различных видов операторов:

  • относительно образования. Оно должно быть либо техническим – на различных производствах, либо гуманитарным – на call-центрах. При этом вне зависимости от места работы оператор должен хорошо знать принципы работы и те возможности, которые получает клиент или как должно работать оборудование;
  • все операторы ПК должны в совершенстве знать основной пакет офисных программ и приложений, которые используются для выполнения поставленной задачи;
  • оператор, работающий на складе, обязан в совершенстве владеть основными навыками работы с использованием специализированных программ бухгалтерского учета;
  • кинооператор должен не только иметь высшее образование, но и глубокие знания в различных сферах, которые относятся к его профессии.

Все это накладывает к личности следующие обязанности:

  • терпеливость;
  • аккуратность;
  • уравновешенность;
  • желание совершенствовать свои знания и умения;
  • быть исполнительным и точным;
  • иметь высокую организованность;
  • быть внимательным при выполнении поставленных задач;
  • быть требовательным к себе;
  • обладать усидчивостью;
  • иметь хорошую память;
  • коммуникабельность.

Причем эти и многие другие качества могут формировать плюсы и минусы профессии оператор. Стоит ли говорить, что обучение, как важный элемент получения специальности отсутствует. Зато многие процессы сейчас знакомы и понятны даже для детей, ведь компьютеры стоят практически в каждом доме.

Вывод

Итак, оператор кто это такой? Это сборное определение специалистов, работающих в разных отраслях человеческой деятельности. Мы надеемся, что данная статья стала полезной тем, кто желает работать по этой необычной специальности.

Читайте также: