Кто управляет электричкой профессия

Опубликовано: 01.07.2024

Электрички – основной общественный транспорт для миллионов людей. И жизнь этих миллионов – в руках машиниста, о котором ни один из пассажиров не задумывается, пока всё в порядке.

Машинист электропоезда – это профессиональный рабочий, который управляет локомотивом на электрической тяге или моторвагонным составом на железной дороге или в метрополитене. Но чаще всего речь идет о подвижном пассажирском составе, называемом в народе электричкой, который обслуживает пригородные маршруты.

История профессии

Изначально движение составов по железной дороге обеспечивалось силой пара, но в начале XX века дороги стали электрифицироваться. Так, в СССР на маршрут "Баку - Сураханы" в 1926 году вышел первый электропоезд. Напряжение на разных линиях могло колебаться от 1200 В до 3000 В, поэтому на станциях стыкования приходилось переключать оборудование.

Производство электропоездов было налажено в Риге, а после распада Советского Союза – в Торжке и Демихове. Сейчас активно развиваются скоростные перевозки на железной дороге, поэтому скоростные поезда закупаются за границей и производятся в Екатеринбурге. Для работы на маршрутах, где есть электрифицированные и неэлектрифицированные участки, применяют дизель-электропоезда.

Описание и характеристика профессии

Машинист электропоезда обеспечивает управление вверенным ему составом, выполняя поставленные задания (перевозка пассажиров, доставка груза и ремонтной бригады для обслуживания путей). Это тяжелая и ответственная работа, связанная с физическими и психологическими нагрузками, сменным или ненормированным характером работы, воздействием на организм электрических полей.

Можно выделить два основных вида таких работников по месту их работы:

  • машинист электропоезда РЖД, который обеспечивает движение на поверхности земли, в основном, между разными населенными пунктами; , который осуществляет перевозки в границах конкретного города, в основном в подземном режиме.

В подчинении у машиниста часто находится помощник машиниста электропоезда, который способствует обслуживанию состава, следит за работой узлов и механизмов, а при необходимости может управлять транспортным средством.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Учеба на машиниста электрички производится в профильных железнодорожных колледжах и техникумах. Специальностей для водителей всех видов ж/д транспорта предусмотрено две: "машинист локомотива" и "техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог", конкретные практические навыки для начала работы приобретаются непосредственно по месту трудоустройства.

Министерство транспорта России имеет развитую сеть средних специальных учебных заведений, в которых обучают рабочим специальностям, востребованным на железных дорогах. Среди них можно отметить:

  1. Колледж железнодорожного транспорта Уральского государственного университета путей сообщения предлагает абитуриентам несколько направлений подготовки, после которых выпускники получают квалификацию "техник" и могут работать слесарями, механиками или помощниками машиниста.
  2. Московский колледж железнодорожного транспорта МИИТ. Учебное заведение обладает прекрасной базой и сильным преподавательским составом. Практические умения учащиеся приобретают непосредственно в депо.
  3. Нижегородское отделение СПО Самарского государственного университета путей сообщения обучает выпускников 9 и 11 классов школ именно на машиниста электропоезда.

Если говорить о получении высшего образования, то в каждом регионе страны есть профильные транспортные вузы:

  1. Дальневосточный государственный университет путей сообщения (г. Владивосток). Среди ряда факультетов лучше всего подойдет институт тяги и подвижного состава, где есть специальности "эксплуатация транспортно-технических комплексов" и "подвижной состав железных дорог". Есть филиалы в Тынде, Уссурийске, Хабаровске и Свободном.
  2. Ростовский государственный университет ПС. Вуз имеет филиалы в Воронеже, Туапсе и Минеральных Водах. На специальности "подвижной состав железных дорог" есть направление электротранспорта.
  3. Сибирский государственный университет ПС (г. Красноярск) дает возможность обучения студентов по направлениям "эксплуатация железных дорог" и "строительство ж/д, мостов и транспортных тоннелей".

В этих вузах всегда есть в наличии большое количество целевых мест от ОАО "Российские железные дороги" и других предприятий.

Профессиональные обязанности

В перечень обязанностей специалиста, управляющего электричкой, входит:

  • управлять транспортным средством на утвержденном маршруте,
  • корректировать скорость движения в зависимости от погодных условий и профиля путей,
  • совершать плановые остановки и оповещать о них пассажиров,
  • контролировать открытие и закрытие пневматических дверей,
  • контролировать состояние всех систем электропоезда,
  • устранять мелкие неполадки и информировать дежурного о серьезных проблемах,
  • обеспечивать безопасность перевозки,
  • руководить действиями своего помощника.

Задачи машиниста электропоезда могут несколько отличаться в зависимости от вида транспорта, условий работы и его разряда.

Кому подходит

Эта профессия доступна только мужчинам не моложе 18 лет, которые прошли специальную подготовку в средних специальных учебных заведениях по соответствующей специальности или учебных подразделениях транспортной компании. Законодательством России определено, что этот труд слишком тяжел для женщин.

Кандидат на должность должен обязательно представить сертификат о прохождении медицинской комиссии. Особое внимание медики обращают на следующие показатели:

  • слух (нужна идеальная аудиограмма);
  • зрение;
  • показания велоэргометра;
  • результаты флюорографии и ЭКГ;
  • результаты анализов;
  • историю болезней, особенно хронических;
  • текущее состояние основных жизненных систем организма.

Работодатели обращают внимание на наличие военного билета, а при отсрочке от призыва изучают ее причины. Если отсрочка связана с проблемами со здоровьем, кандидату могут отказать. В дальнейшем медкомиссии работник будет проходить постоянно, не реже раза в год.

Положительные стороны профессии – это стабильная и достаточно высокая оплата труда, наличие льгот, возможность дальнейшего обучения за бюджетный счет. Минусов также немало: необходимо постоянно пребывать в готовности к изменениям ситуации на полотне, работать в ночное и вечернее время, посменно. Электроизлучение, тряска и шум негативно влияют на здоровье. Нередко работнику не удается полноценно отдохнуть или поесть.

Заработная плата

Эта профессия традиционно в нашей стране оплачивается высоко. Однако на размер зарплаты конкретного работника влияет ряд факторов:

  • регион проживания (в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге платят больше, на периферии меньше);
  • разряд специалиста;
  • количество лет выслуги;
  • качество выполнения заданий и вклад в работу предприятия.

Средняя зарплата машинистов электропоезда по России колеблется в диапазоне от 40 до 70 тысяч рублей, однако опытные работники могут получать свыше 100 тысяч рублей. А в объявлениях о вакансиях в Москве размер заработной платы стартует с 80-85 тысяч рублей.

Говоря об оплате труда, не следует забывать о том, что машинист имеет еще ряд преимуществ. Речь идет о длительном отпуске (до 44 дней), который можно разбивать на части, форменной одежде, раннем выходе на пенсию при наличии стажа, возможности учиться в вузе за государственный счет и получить кредит или ипотеку. Это все также составляет основу благополучия работника и делает профессию, несмотря на все ее минусы, очень привлекательной.

Основными работодателями для машинистов электропоездов выступают ОАО "РЖД", метрополитены, крупные промышленные предприятия и шахты, в которых есть внутренние железнодорожные пути.

Как построить карьеру

Железнодорожная система России – это огромный разветвленный организм с множеством направлений деятельности. Возможности карьерного роста здесь практически безграничны, если человеку не нравится просто гонять электричку от полустанка к полустанку (а такие тоже есть). При соответствующих деловых качествах, желании и получении высшего профильного образования можно занять руководящую должность среднего звена (мастер, начальник участка или депо) или в руководстве компании.

Перспективы профессии

По статистике, доля железных дорог в перевозке пассажиров в России составляет около 28%, причем рост наблюдается как на дальнемагистральных, так и на пригородных маршрутах. Это десятки миллионов пассажиров ежегодно, а говоря сухим языком цифр – свыше 124 миллиардов пассажиро-километров. На сегодняшний день это самая стабильная и развитая транспортная отрасль страны, которой ежегодно требуется десятки тысяч работников во всех регионах. Поэтому квалифицированный водитель железнодорожного состава на электрической тяге всегда сможет найти применение своим способностям.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия машинист электропоезда подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Главная картинка статьи Машинист электропоезда: чем занимается представитель этой профессии?

Электропоездом принято называть вид железнодорожного транспорта, который получает энергию с помощью внешней контактной сети. Данные машины имеют ряд особенностей: умеют быстро разгоняться и тормозить, производят меньше шума, чем другие подвижные составы. Чаще всего их используют в железной дороге, метрополитене, а также на монорельсовом транспорте. А управлять ими может машинист электропоезда.

Описание профессии

Машинист электропоезда – это рабочий, который умеет управлять данной техникой. На сегодняшний день это весьма востребованная специальность, которая предлагает высокий уровень заработной платы и стабильное место работы. При этом обычно различают два типа специалистов – машинист электрички, машинист метрополитена.

Работа машинистом электропоезда в метрополитене подразумевает постоянное нахождение под землей, что влечет за собой большие нагрузки. Поэтому такие вакансии открыты исключительно для мужчин без ограничений по здоровью. Эти специалисты имеют напряженный график работы, поэтому для них предусмотрен длительный отпуск – 40 дней, а также возможность раннего выхода на пенсию. Машинист электропоезда, который работает на РЖД, совершает более длительные маршруты и работает, так сказать, «на земле». Однако его работа такая же напряженная и ответственная.

Вне зависимости от места работы машинист электропоезда управлять транспортным средствам, соблюдая график движения, регулярно проводить осмотры поезда на предмет неисправностей. В случае обнаружения подобного – сообщать руководителю. Перед началом работы ему необходимо проверить состояние тормозной системы и сигнальных приборов.

У представителей данной профессии сменный график работы. Машинист может выходить на маршрут в разное время и при различных погодных условиях, поэтому, кроме проверки самого транспортного средства, необходимо проверять и состояние здоровье машиниста. Так, перед началом каждый смены специалисту необходимо пройти медицинский осмотр, чтобы подтвердить свою готовность приступить к работе. Если в процессе осмотра было выявлено плохое самочувствие или в крови были обнаружены наркотические и алкогольные вещества, сотрудник отстраняется от работы. И дальнейшие решения по этому поводу будет принимать руководство.

Традиционно принято, что работать машинистом могут только мужчины. На сегодняшний день подавляющее большинство представителей данной профессии являются мужчинами, но можно встретить и машиниста женщину.

Для работы в качестве машиниста необходимо пройти медицинскую комиссию, для которой необходимо принести заключения из наркологического, туберкулезного и психоневрологического диспансеров, а также сдать анализы мочи и крови. Если результаты всех анализов соответствуют норме, то машинист допускается к стажировке под руководством более опытного коллеги. После успешного прохождения стажировки специалист может приступать к самостоятельной работе.

Кроме того, на машиниста регулярно воздействуют различные неблагоприятные факторы, которые приводят к серьезным перегрузкам организма. К ним можно отнести: сильный шум, перепады света при выезде из туннеля, высокий уровень вибрации. Из-за этого воздействия у многих машинистов развивается хроническое переутомление.

Где можно выучиться профессии машинист электропоезда?

Для того, чтобы выучиться на машиниста электропоезда необходимо пройти специальные курсы. Тут необходимо отметить, что и метрополитен, и железная дорога имеют свои специализированные учебно-производственные центры, на базе которых и возможно получить необходимое образование.

Стать слушателем курсов могут лица от 18 до 35 лет, которые не имеют противопоказаний по здоровью. Для зачисления необходимо предоставить справку о состоянии здоровья, а также документ об образовании. Конечно, наличие специального технического образования приветствуется, но обязательным условием не является.

Машинисты метрополитена обучаются 6,5 месяцев. В их образовательную программу входит теория и практика. Также для студентов предусмотрена стипендия. При этом необходимо отметить, что машинисты РЖД учатся два года. И в этом случае предварительно необходимо пройти специальную подготовку в профильных образовательных учебных заведениях путей сообщения.

Личностные качества профессии машинист электропоезда

Работать машинистом могут только люди с крепким здоровьем. В данной профессии весьма серьезно относятся к состоянию здоровья, начиная с момента получения образования и заканчивая каждым выходом на рейс. Поэтому лица, которые имеют проблемы со зрением, мелкой моторикой, опорно-двигательным аппаратом, сердечно-сосудистой системой, не могут быть допущены к работе.

Машинист электропоезда должен быть выносливым, обладать быстрой реакцией и крепкими нервами. Как известно, больше всего человек погибают или травмируются именно под колесами поезда, поэтому рабочему необходимо не только осознавать весь груз ответственности, но и быть морально готовым его нести.

В связи с этим к необходимым личностным качествам машиниста электропоезда стоит отнести: ответственность, внимательность, наблюдательность, дисциплинированность, стрессоустойчивость.

Уровень заработной платы профессии машинист электропоезда

Величина оклада машиниста зависит от количества отработанных часов, выслуги лет, региона работы. Так, уровень заработной платы сотрудника РЖД варьируется в диапазоне от 50 000 до 100 000 рублей.

А машинист столичного метрополитена ежемесячно зарабатывает в среднем 60 000 рублей. При этом уровень заработной платы в других города России значительно ниже. Например, в Нижнем Новгороде машинист зарабатывает до 30 000 рублей, в Санкт-Петербурге – около 55 000 рублей, а в Екатеринбурге ежемесячный доход колеблется от 25 000 до 30 000 рублей.

Таким образом, можно сделать вывод, что средняя зарплата машиниста метро в России составляет примерно 45 000.

Изобретение электрогенераторов и начало широкого применения электроэнергии в корне изменили индустриальное производство и бытовые условия большей части населения Земного шара, выведя и то и другое на качественно новый уровень. Интенсивная прокладка электросетей, постепенное появление сложной аппаратуры создали потребность в квалифицированных специалистах по их монтажу и обслуживанию.

Профессия электрик.

Профессии, связанные с электричеством

Список задач, которые приходится решать рабочим и инженерам, при обустройстве новых сетей и поддержании в надлежащем состоянии старых весьма обширен. Действует специализация, которая позволяет подготавливать профессионалов в реалистичные сроки, т.е. за время обучения в ССУЗах и ВУЗах.

  • Электрик. Занимается обслуживанием электрооборудования и поддержанием внутренних сетей в рабочем состоянии. Настраивает и ремонтирует бытовую технику, системы связи, осветительные приборы, заменяет розетки и выключатели. Подключение розетки электриком.
  • Электрослесарь. Специализируется на ремонтных работах питающих и слаботочных систем. Обслуживает осветительные щитки, низковольтные электродвигатели, насосы, стационарные телефонные аппараты и прочее. Электрослесарь проводит ревизию электродвигателя.
  • Электромонтёр. Прокладывает внутренние и внешние сети, устанавливается и ремонтирует аппаратуру, связанную с электроснабжением различных объектов и территорий. Монтирует и налаживает трансформаторы, пробивает отверстия для прокладки кабелей. Элктромонтёр монтаж изоляторов на столбе.
  • Электромонтажник. Создаёт электропроводку снаружи и внутри здания, занимается разметкой и закреплением кабелей. Читает схемы, устанавливает опоры для уличного освещения и прокладки воздушных линий. Электромонтажник слаботочных электросистем.
  • Инженер-электрик. Проектирует электрические сети в жилых и промышленных зданиях, рассчитывает планируемое потребление электроэнергии, подбирает осветительное оборудование, модели щитков и т. д. Обеспечивает приёмку, хранение и списание электроустановок. Инженер-электрик проверяет и налаживает электросхему.
  • Инженер-энергетик. Конструирует электрические, тепловые и газовые сети. Подбирает и закупает нужное оборудование. Проверяет автоматику и релейную защиту. Отслеживает нагрузки в энергосистеме. Оптимизирует затраты энергоресурсов. Инженера-энергетики контролируют параметры сети.

Электромонтёр

Профессия электромонтёра находится на стыке умственного и физического труда. Специалист отвечает за прокладку внешних и внутренних силовых кабелей, монтаж той части оборудования, которая требуется для подачи электропитания к жилым домам, а также коммерческим и индустриальным объектам. Он проводит диагностику узлов и аппаратов и, в случае надобности, устраняет неисправности. Ещё в его обязанности входит восстановление электроснабжения, после ураганов, землетрясений и иных стихийных бедствий.

Служебные обязанности

Должностные инструкции для электромонтёров описывают следующий спектр обязанностей:

  • Надевать спецодежду и средства индивидуальной защиты, проверять надёжность креплений, корректность и исправность заземления.
  • Соблюдать правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности и производственной санитарии.
  • Сообщать в штаб ГО и ЧС о возможных чрезвычайных ситуациях на объекте.
  • Проводить замену вышедшего из строя электротехнического оборудования и прокладывать цельный кабель, вместо повреждённого.
  • Следить за состоянием наиболее важных узлов сети.
  • Производить плановые осмотры и технические испытания.
  • Осуществлять монтаж приборов и прокладку питающих линий в соответствии с утверждённой рабочей документацией.

Монтаж воздушной линии электромонтёрами.

Какими знаниями и навыками должен обладать электромонтёр

Электромонтёр – непростая специальность. Соискатель, желающий занять эту вакансию в государственной или крупной частной организации, должен иметь опыт в следующих областях:

  • обслуживание электросетей и оборудования;
  • ремонт линий электропередач, трансформаторных подстанций, электрощитов;
  • управление системами электропитания;
  • контроль над соблюдением правил эксплуатации приборов.

Кроме того, к работе допускаются только лица, способные документально подтвердить свою профессиональную квалификацию и имеющие такие документы как:

  • диплом о наличии среднего профессионального или же высшего образования;
  • удостоверение, внесённое в реестр Ростехнадзора, с группой допуска по электробезопасности .

Каким людям данная профессия подходит лучше всего

Труд электромонтёра сложно назвать простым, специалист должен обладать обширными знаниями, уметь быстро анализировать ситуацию и принимать грамотные решения. В некоторых компаниях придётся работать по экстренным вызовам, устраняя последствия аварий, в любое время дня и ночи, нередко при сильном ветре, в морозную погоду и т. д.

Выбравший для себя эту карьеру человек в идеале должен быть технически подкованным, ответственным и внимательным к деталям. К важным умениям также можно отнести коммуникабельность и расположенность к командной работе. Помимо того, непростые условия труда и ответственность за жизни других людей подразумевают наличие у работника устойчивой психики и крепкого физического здоровья. Конфликтным личностям или лицам с различными фобиями, например страхом высоты, не следует выбирать для себя профессию электромонтёра.

В каких учебных заведениях получают специальность

Нужный диплом можно получить в ряде отечественных техникумов и вузов, в которых проходит обучение по следующим направлениям:

  • Электроэнергетика и электротехника;
  • Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений;
  • Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования;
  • Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий;
  • Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования;
  • Электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи;
  • И другим.

Корочки электромонтёра можно также получить, окончив профессиональные курсы в одном из таких учебных заведений.

Перспективы карьеры электромонтёра

Поскольку электрические приборы и сети используются повсеместно во всех отраслях экономики, электромонтёры широко востребованы на рынке труда. Неплохой стаж и опыт в решении разнообразных задач помогают специалисту получить довольно высокооплачиваемое место. Ежемесячный доход составляет около 40 тыс. руб., при этом в крупнейших мегаполисах страны, Москве и Санкт-Петербурге, а также при вахтовой работе, такой сотрудник вправе рассчитывать на вознаграждение в районе 50-80 тыс. в зависимости от степени загрузки.

Карьерный рост происходит постепенно по мере накопления опыта и повышения разряда. Всего их 6. Для повышения своей конкурентоспособности многие осваивают смежные специальности: электрик, электрослесарь и электромонтажник. Кроме этого, существует возможность начать собственный бизнес, т. к. за несколько лет добросовестной и качественной работы электромонтёр обзаводится связями с перспективными клиентами, которые помогут бизнесу стабильно развиваться на начальных этапах.

Разница между электрослесарем и электромонтёром

Основной обязанностью электрослесаря является обеспечение работоспособности электрических машин и механизмов на своём предприятии. Такой сотрудник должен чётко знать не только правила безопасности, электрофизику, уметь читать чертежи, но и разбираться во внутреннем устройстве различных агрегатов и осуществлять обслуживание и ремонт, в т. ч. при механических повреждениях: деформациях металлических деталей, разрывов цепных и ремённых передач и т. д.

Электрослесарь проверяет целостность обмоток электродвигателя.

Электромонтёры обеспечивают подачу питания на объект, корректным образом организуют подключение линий с оборудованием, прокладывают кабели, пробивают отверстия в стенах под проводку, монтируют электрощиты, подключают осветительные приборы, кондиционирование и другие инженерные системы к питанию. Данные сотрудники ответственны за оперативное восстановление электроснабжения на объекте или в какой-либо его части. Во время работы они подвергаются повышенным риском поражения электрическим током, например в случае повреждения изоляции питающих кабелей.

На практике часто происходит смешение обязанностей и должностей специалистов, получивший образование электромонтёра может выполнять функции электрослесаря, электромонтажник заниматься обслуживанием силового оборудования и т. д.

Электрик

Основная задача электрика – поддержание работоспособности и нормального функционирования электрических систем бытового и промышленного назначения. Лица, получившие образование по данной специальности, требуются в жилищно-эксплуатационных службах, ремонтных мастерских, на фабриках и заводах.

Именно они занимаются решением таких задач как: замена розеток, монтаж выключателей, счётчиков энергопотребления, потолочных и настенных светильников. Кроме того, приобретённые знания и опыт в ремонте электронных приборов, дают им возможность определять и заменять повреждённые компоненты в электропечах, телевизорах, проигрывателях, аудиоколонках и другой технике. Работодатели часто добавляют обязанности по прокладке проводки, настройке и последующему обслуживанию силового оборудования.

Электрик проверяет работоспособность электросчётчика.

Служебные обязанности

Согласно типовым инструкциям, характерным для большинства предприятий, электрик должен:

  • Проводить плановые проверки аппаратуры, поддерживать вверенное оборудование в пригодном для эксплуатации состоянии.
  • Осуществлять регулировку электроприборов, переключать функциональные режимы.
  • Обеспечивать проведение своевременного ремонта сетей и оборудования.
  • Соблюдать все требования по охране труда при работе с электричеством.
  • Использовать средства индивидуальной защиты носить форму предприятия.
  • Хранить рабочий инструмент в надлежащем виде, оперативно сообщать о его утрате или поломке.
  • Регулярно, не менее 1 раза в 2 года, проходить профессиональный медицинский осмотр.
  • Заниматься монтажом и демонтажом питающих и сигнальных кабелей.
  • Проводить инструктажи по безопасному обращению с электросетями и промышленным оборудованием.
  • Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при ударах током.

Требования к квалификации электрика

Электрик относится к линейному персоналу компании и обычно трудится под руководством главного инженера или другого ответственного лица. Должность в основном подразумевает работу руками, хоть и в условиях постоянного риска для здоровья. Прохождение тока через тело может привести к появлению ожогов, повреждению нервной системы или даже к летальному исходу.

Впрочем, работает электрик в большинстве случаев по уже разработанным инструкциям и проектам, и поэтому от него не требуется таких же глубоких познаний как от инженера-электрика. Напряжение, с которым сталкивается сотрудник, не превышает 1000 В, так что для работы достаточно получить 3 группу допуска по электробезопасности. Высшее или среднее техническое образование не является обязательным условием для занятия вакансии, для начала карьеры в более раннем возрасте можно закончить ПТУ или курсы.

Электрик производит замер напряжения мультиметром.

К электрикам, выполняющим задачи электромонтёров, предъявляются более высокие требования. Они должны обладать опытом в управлении системами электропитания, хорошо знать электрофизику, понимать принципы действия тока и разбираться в устройстве силового электрооборудования.

Инженер-электрик

Квалификацию инженера получают электрики, окончившие технические университеты. Специалисты готовятся по следующим направлениям:

  • электрооборудование и электротехнологии в АПК;
  • электрооборудование автомобилей и тракторов;
  • управление энергетическими ресурсами предприятий;
  • электрооборудование летательных аппаратов;
  • производство энергетического оборудования;
  • электроснабжение и кабельные сети;
  • электроэнергетические системы и сети;
  • релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем;
  • электроснабжение.

Вакансии инженеров-электриков открываются в строительстве, транспорте, медицине, сельском хозяйстве, медицине, IT-секторе и оборонном комплексе. Работа данных специалистов может предполагать как проектирование и обслуживание электросетей внутри зданий, так и разработку электрооборудования, создание надёжных и производительных электрических плат.

Все о профессии машинист поезда

Железная дорога дала жизнь массе очень важных разновидностей человеческой деятельности. Но прежде чем связать себя с ней, необходимо узнать основные нюансы конкретных видов работы. Пожалуй, самая важная тема в таком контексте — узнать все о профессии машиниста поезда.


Особенности

Такой род деятельности, как машинист поезда, насчитывает уже довольно долгую историю. Принято считать, что в нашей стране эта профессия появилась в 1836 году. Именно тогда началось первое практическое движение по участку первой российской железной дороги от Большого Кузьмина (ныне часть города Пушкин) до Павловска. Если же отсчитывать историю от первого полноценного проезда по всей железнодорожной ветке, то датой появления профессии можно считать 11 ноября 1837 года.

Разумеется, можно было бы вспомнить даты запуска в работу железных дорог за границей. Но для описания сути профессии это не требуется. Гораздо важнее то, что сегодня машинист в корне отличается от машиниста первой половины XIX века. И все же между ними существует несомненное сходство. В кабине электропоезда, как и на старомодном паровозе, придется сосредотачиваться на управлении и не отвлекаться. Высокие технологии существенно изменили не только процесс движения локомотива, но и управление им. Однако последствия ошибки все так же фатальны. Больше того: уровень знаний и навыков, которыми должен обладать машинист, за минувшие 180 лет вырос на два порядка. Без этих специалистов невозможно представить движение как по магистральным железнодорожным путям, так и в пределах станций.

Локомотивная бригада как товарного (грузового), так и пассажирского, пожарного, ремонтно-восстановительного, военного, санитарного и какого угодно другого поезда, относится к «тяговой части». И несмотря на все изменения, которые пережил отечественный рельсовый транспорт, машинисты с момента его основания остаются элитой.

Уровень заработной платы у них выше, чем у любого другого персонала железных дорог, не занимающего руководящую должность. Но теперь надо посмотреть на положительные и отрицательные стороны такой работы.


Плюсы и минусы

Безусловно, в число плюсов попадают уже упомянутые выше престиж и сравнительно высокая оплата труда. А также стоит подчеркнуть, что машинисты будут нужны еще как минимум несколько десятилетий. Даже если внезапно начнется полная автоматизация локомотивного движения (что весьма сомнительно), приходящие в профессию сейчас имеют все шансы проработать до конца карьеры. Как видим, это довольно стабильная область человеческой деятельности. Обязательно стоит упомянуть и романтическую составляющую поездок по железной дороге. Правда, профессионалы редко могут выделить время, чтобы полюбоваться красотами. Да и «романтический перестук колес» постепенно будет становиться рутиной. Зато это компенсируется в значительной мере целым рядом льгот и привилегий, на которые могут претендовать железнодорожники. Им стараются оказывать и материальную помощь в сложных случаях.

И вот теперь стоит сказать о явных минусах профессии машиниста:

  • вред для здоровья – постоянная сидячая работа, невозможно лишний раз встать и размяться;
  • высокие изначальные требования к состоянию здоровья – из-за них многих желающих отсеивают уже при отборе на обучение;
  • обучение длится очень долго, гораздо дольше, чем у водителей автотранспорта, токарей или операторов строительных машин;
  • уровень ответственности всегда велик, что порождает постоянное напряжение;
  • предстоит все время находиться в однообразной обстановке – даже ездят чаще всего по более или менее одинаковым маршрутам;
  • специализация очень узкая – для занятия другой должности на железной дороге придется переучиваться.

Стоит отметить, что в последние годы требования по состоянию здоровья только возрастают. Ведь скорости перевозок увеличиваются, как и их напряженность. Придется:

  • управлять поездом много часов подряд, а на некоторых маршрутах — несколько дней, пусть и с перерывами;
  • быть крайне внимательным;
  • обладать безупречным зрением, слухом, вестибулярным аппаратом;
  • исключить проблемы с сердцем, дыханием, центральной нервной системой;
  • быть готовым к долгим и систематическим командировкам;
  • вырабатывать в себе навыки высочайшей дисциплины и самодисциплины.


Обязанности

Проще всего сказать, конечно, что работа машиниста сводится к тому, что он должен приводить в назначенное время вверенный ему состав «из пункта А в пункт Б». Но на практике сразу же обнаруживаются и другие нюансы. В должностной инструкции говорится, к примеру, что при машинисте всегда должно находиться свидетельство, подтверждающее его право управлять конкретным видом локомотива. Там указаны и такие задачи, как:

  • постоянное повышение своей квалификации и общей технической культуры;
  • исключение перегруза и других нарушений при движении состава;
  • соблюдение общепринятого регламента переговоров с диспетчерами и другими руководителями движения;
  • профилактика несчастных случаев, крушений и материального ущерба;
  • рациональное использование материальной части железной дороги вообще и подвижного состава в частности;
  • контроль исправности и нормальной работы устройств безопасности, двигателей, средств радиосвязи;
  • ведение документации;
  • оперативное устранение всех неполадок на локомотиве, если это невозможно — освобождение перегона и сообщение соответствующим службам;
  • исключение препятствий для других поездов;
  • исключение помех для ремонтных и восстановительных работ;
  • выполнение распоряжений диспетчеров и других ответственных лиц;
  • осмотр подвижной части состава при каждой остановке;
  • уведомление диспетчеров обо всех случаях, когда другие железнодорожники нарушили правила безопасности.


Еще обязанностями машинистов являются:

  • уведомление о любом случае экстренного торможения и иной нештатной ситуации;
  • устранение разлива нефтепродуктов, выброса иных веществ или грузов;
  • экономия материальных и иных ресурсов (не мешающая нормальной работе);
  • сдача при окончании смены всей необходимой документации;
  • исполнение норм охраны труда, пожарной, экологической, санитарной безопасности;
  • при перевозке особых грузов — соблюдение норм химической, радиационной и биологической защиты;
  • соблюдение установленных правилами технологий движения по магистральным путям, маневрового движения;
  • объективный посменный контроль состояния здоровья;
  • регулярное подтверждение уровня квалификации;
  • соблюдение установленных знаков, сигналов семафора, иных предписаний, ограничений и уведомлений.


Навыки и знания

Профессиональный машинист досконально знает устройство локомотива и особенности его работы. Перед выходом в рейс обязательно придется изучить профиль пути и другие его особенности, наиболее сложные и опасные участки. Очень важно знать места постоянных сигналов, знаков, точки расположения переездов и разрешенные места перехода железнодорожного полотна. Поскольку железнодорожный транспорт — источник повышенной опасности, нельзя обойтись без навыков оказания первой помощи.

Еще локомотивная бригада должна:

  • проводить техническое обслуживание состава;
  • устранять самостоятельно мелкие неполадки и дефекты в его работе;
  • успешно и взвешенно действовать в критической ситуации;
  • знать правила движения по железной дороге;
  • уметь воспользоваться радиосвязью;
  • знать требования к эксплуатации и хранению инвентаря;
  • уметь проверить исправность всех систем локомотива;
  • оценивать соответствие фактического состояния подвижного состава официальным предписаниям.


Обучение

Разумеется, стать машинистом поезда сегодня очень непросто. Соответствующее образование дают в специализированных колледжах и техникумах. Там учат не только собственно вождению поездов, но дают и теоретическую базу. Большое внимание уделяется таким предметам, как математика, информационные технологии, физика. К сведению: желающие стать машинистами метро могут пройти курс подготовки непосредственно в депо.

Безусловным плюсом для будущего машиниста будет наличие технического образования по смежному профилю либо высшее образование в железнодорожной сфере. Правда, такой вариант в основном подходит для тех, кто сразу собирается перейти на руководящую должность.

Важно: кандидаты должны иметь за плечами опыт военной службы. После университетов или академий путей сообщения дополнительное образование в учебных центрах ОАО «Российские железные дороги» займет 2 года.


Где работает?

Специалист по управлению поездами чаще всего интересует РЖД. Существенно меньше машинистов работают в метрополитене, на подъездных путях различных предприятий и организаций (обычно — шахт и крупных заводов, но иногда отдельных воинских частей). Зарплата машиниста в РЖД обычно выше, чем в других структурах. В 2020 году ее средний уровень составляет 70000 рублей. Играет роль регион работы.

Локомотивные бригады пассажирского сообщения получают больший доход, чем их коллеги в грузовом движении. Зарплата на электрифицированных линиях превосходит зарплату управляющих тепловозами. Чем дальше расстояния поездок, тем больше и оклад. Учитывается также:

  • выработка времени;
  • стаж;
  • уровень квалификации;
  • дневное или ночное время работы.

Исходным пунктом обычно становится должность помощника машиниста. На этой должности средний доход составляет 40-50 тыс. рублей в месяц. Самые опытные могут со временем стать инструкторами локомотивных бригад. Эти специалисты не только передают накопленный опыт, но и дают практические рекомендации, как проходить сложные участки, как решать те или иные проблемы. Важно: инструкторы выступают еще и контролерами качества работы подчиненных, так как их квалификация позволяет сразу заметить любой промах.

Специальная форма сотрудникам локомотивных бригад выдается так же обязательно, как и на заре железнодорожного транспорта. Сегодня это полушерстяной комплект. Особых требований к обуви никто не предъявляет. Зато обязательно надо иметь при себе светоотражающий жилет. Что интересно, отдельные особо увлеченные люди становятся даже машинистами паровоза. Такие локомотивы сегодня встречаются в единичных экземплярах, и используются в основном для экскурсий и развлекательных поездок. Но поскольку даже они ездят редко, к работе привлекают самых обычных машинистов, которые в повседневной жизни заняты на тепловозах и электровозах. Для них очень важно получить дополнительный допуск, поскольку паровоз официально признан отдельным видом подвижного состава.

Стоит подчеркнуть еще, что управлению каждой серии паровозов нужно учиться особо, и это куда кропотливее, чем использование автоматических средств управления.


Перспективы и карьера

Как уже указано, машинист поезда может работать не только в РЖД, но и в других организациях. Доступна ему и традиционная «вертикальная» карьера. Правда, чтобы стать диспетчером, начальником станции, руководителем дистанции пути или иным узким специалистом, обязательно понадобится дополнительное образование, причем высшее. И к его качеству на любой железной дороге предъявят очень строгие требования.

Коррекционно – образовательные: Закрепить знания детей о транспорте и профессиях связанных с транспортом, закрепить умение детей отвечать на вопрос полным ответом, согласовывая все части речи в предложении.

Коррекционно–развивающие: Совершенствовать грамматический строй речи: образование и использование в речи форм ед. ч. и мн. ч. существительных, согласование числительных с существительными;

Учить детей составлять рассказ о транспорте с помощью мнемотаблицы.

Развивать связную речь, речевой слух, зрительное внимание и восприятие, мышление, мелкую моторику пальцев рук и координацию речи с движением.

Коррекционно–воспитательные: Воспитывать самостоятельность, инициативность, доброжелательность.

Предварительная работа:

Чтение стихотворений и загадок о транспорте, просмотр презентации «Разные виды транспорта», заучивание игр с пальчиками.

Оборудование:

Магнитная доска, демонстрационные и предметные картинки по теме «Транспорт», «Профессии на транспорте», мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кому я скажу, пожалуйста.

(дети перечисляют разные виды транспорта и показывают на доске)

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Транспорт, профессии на транспорте»

- Как, одним словом можно назвать эти предметы? (транспорт).

- Что плывет? Лодка, катер, яхта, парусник, корабль.

- Что едет? Автобус, велосипед, машина, грузовик, поезд, мотоцикл.

- Что летает? Ракета, самолет, вертолет, аэроплан, дирижабль.

- Транспорт, который движется по воде, как называется? (Водный транспорт).

- Транспорт, который движется по воздуху, как называется? (Воздушный транспорт,

- Транспорт, который движется по земле, как называется? (Наземный транспорт).

- Транспорт, который движется под землей, как называется? (Подземный транспорт).


Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с этим заданием.

2. Беседа о профессиях. Загадка:

Все дороги мне знакомы,

Я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор,

Знает он, что я - … (Ответы детей).

Да, это шофёр. Шофер или, как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь? (Ответы детей)

Но самое главное – шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Это очень важно!

Но, может быть, кто-то из вас захочет управлять не только автомобилем, но и самолетом. Как называется человек, который управляет самолетом?

Человек, который управляет самолетом, называется летчиком.

Летчик, или пилот. Пилот, управляющий самолетом, какой он?

Он должен быть смелым, отважным, умелым.


По той же схеме выясняем, кто управляет разными видами транспорта: поезд, корабль, ракета, велосипед, мотоцикл.

3. Пальчиковая гимнастика. «Лодочка»

Две ладошки я прижму.

И по морю поплыву.

Две ладошечки, друзья,

Это лодочка моя.

4. Игра «Назови профессию»

Кто водит автобус, автомобиль? (внимательный шофер)

Кто летает на самолете? (смелый летчик)

Кто управляет поездом? (зоркий машинист)

Кто летает на ракете? (умелый космонавт)

Кто управляет кораблем? (добросовестный капитан)

Кто ездит на мотоцикле, велосипеде? (храбрый мотоциклист, дисциплинированный велосипедист)

Кто летает на вертолете? (ответственный летчик).

5. Физкультминутка.

Представите ребята, что мы едем на различном транспорте, сейчас мы его изобразим.

Мы по воздуху летим, (руки в стороны, корпус наклонен вперед)

Мы на палубе стоим, (корпус наклонен вперед, рука у лба, смотрим вдаль)

На машине едем быстро, быстро, (руки держат руль, крутим руль)

Поезд мчится во весь дух (руки согнуты в локте, движение поезда)

6. Работа по мнемотаблице.

Вы должны составить рассказ о понравившемся транспорте, а поможет нам мнемотаблица:

Название транспорта, его вид.

Какой он: описать его внешний вид, цвет.

Для чего он предназначен.

- Начну я: Это автобус, наземный вид транспорта, потому что ездит по земле. Автобус перевозит пассажиров. Он большой, красный. У него есть кабина, колеса, много окошек, двери. Для движения ему нужен бензин. Автобус моют, ремонтируют. Заслушать 3-4 рассказа.

Читайте также: