Мета профессия что это

Опубликовано: 05.07.2024

В 1989 году у Люды была отличная работа, мама говорила ей: твоя профессия будет востребована всегда, связь — это вечно. Люда работала телефонисткой. Это была ответственная работа, на нее брали только девушек из хороших семей, с приятным голосом и характером, а также энергичных: соединять абонентов нужно было за восемь секунд, втыкая шнур в соответствующее гнездо. Потом Люда ушла в декрет, а когда вернулась, телефонисток уже сократили. Доработать на хорошем месте до пенсии не удалось: раньше она была востребованным специалистом, а теперь пришло время узнать, насколько развиты ее метакомпетенции. Рассказываем, что это такое и почему они так нужны в нашем стремительно меняющемся мире.

Давай по новой, Миша

Деление на hard skills и soft skills, «жесткие» навыки, непосредственно связанные с той или иной профессией, и «мягкие», «необязательные», дополнительные, обычно касающиеся коммуникативной сферы, устарело. Во-первых, как показывает практика, и те, и другие одинаково важны. Во-вторых, даже обладая пресловутыми «жесткими» навыками телефонистки и прокачанным эмоциональным интеллектом, Люда не имела шансов сохранить работу — просто потому, что изменился мир. Никто в ее окружении не знал, что сокращения неизбежны и нужно что-то придумать, не обсуждал это на обеденном перерыве — все коллеги были уверены в своем стабильном будущем. Если телефонистка переезжала в другой город, она сразу и без проблем находила работу. Но буквально за несколько лет все изменилось.

Лучшее, что можно сделать в таких условиях, — смириться с неопределенностью и научиться адаптироваться к любым условиям, как бы ни менялись рынок труда, страна, власть, тренды и технологии. Поэтому наиболее важными становятся метакомпетенции.

В эпистемологии приставка «мета-» добавляет значение ‘о себе’. Метаданные — это данные о данных, метаисследование — исследование других исследований, метакомпетенции — навык приобретения новых навыков, универсальные умения, которые помогают нам реализоваться в любой деятельности, независимо от специализации. Психологи и социологи включают в это понятие способность адаптироваться к изменяющейся среде, креативность, готовность учиться и переучиваться, отбирать и использовать в своей работе новую информацию и технологии.

Диме, сыну Люды, 30 лет, у него есть высшее образование, квалификация, и он убежден, что уж его-то специальность будет востребована всегда, с ним такая история повториться не может. И в этом кроется большая опасность.

Вы уволены!

На наших глазах происходит тотальная автоматизация труда везде, где не требуется квалификация: в супермаркетах исчезают кассиры и продавцы, на заправках — операторы, по телефону звонит робот, «Яндекс» тестирует самоуправляемые автомобили и угрожает оставить водителей без работы.

Депутаты заявляют, что к 2030 году 15 млн россиян окажутся невостребованными на рынке труда, а «Сколково» придумывает новые фантастические профессии. Все это кажется скорее интересным, чем опасным, а в голове фонит успокоительная мысль: «Ну меня-то автоматизация труда и технологическая безработица не коснутся».

Однако такой подход слишком легкомыслен. Мы забываем, что, когда уволят миллионы человек, придется сократить и весь штат квалифицированных специалистов, организующих сейчас их наем и работу: HR-менеджеров, бухгалтеров, управляющих, — которые пока спят спокойно.

В «группу риска» в первую очередь попадают специалисты с квалификацией среднего уровня, причем даже в тех сферах, где не ожидается массовых увольнений. Неквалифицированный труд часто стоит так мало, что автоматизация не всегда проходит легко и быстро окупается. А вот специалисты получают высокие зарплаты, и экономический эффект от сокращения их рабочих мест намного заметнее. В Сбербанке, например, уже заменили 3000 юристов роботом и уволили 70% менеджеров среднего звена. Еще пару лет назад назад Герман Греф обещал, что к 2025 году численность сотрудников сократится вдвое, и он идет к цели.

Это плохая новость и для людей, которые никак не связаны с банковской сферой: все уволенные специалисты придут на биржу труда и будут конкурировать с вами за рабочие места.


Все еще думаете, что это маленький кусочек рынка и вам рано беспокоиться по таким пустякам? Возможно, вашу уверенность поколеблет пример компании UiPath, лидера RPA — robotic process automation. Это технология для автоматизации офисной рутины.

Если в 2015 году выручка UiPath составляла около 600 тыс. долларов, а саму компанию в 2017-м оценивали в 107 млн, то сейчас эти показатели достигли величин 150 млн и 7 млрд соответственно — хотя объем всего рынка RPA пока приблизительно равен только 850 млн. Как такое может быть? По данным Gartner, это самый быстрорастущий сегмент в сфере программного обеспечения. Кроме того, UiPath только один из игроков, который, согласно антимонопольному законодательству, не может занимать более 30% рынка. Это значит, что эксперты ожидают такой рост популярности технологии, что инвестиции окупят себя. И все больше людей будут лишаться работы.

Помните, мама говорила Люде, что связь — это навсегда? Дима слышал что-то похожее и про свою специальность. Но есть нюанс: у айтишников большие зарплаты, и сокращать их выгоднее всего. Раньше бэкенд-программисты, разрабатывающие начинку сайта, посмеивались над фронтендами, делающими пользовательские интерфейсы, ведь их труд был самым сложным и требовал гораздо более высокой квалификации. А потом Amazon предложил микросервисы, упрощающие работу, что вряд ли порадовало бэкендов, потому что спрос на их услуги, скорее всего, будет падать.

Конечно, лучшие останутся на плаву и, скорее всего, сохранят значительную часть клиентской базы, но количество вакансий с высокими зарплатами сократится, а конкуренция вырастет.

То же произошло и со сборкой сайтов: когда-то абсолютно все писалось с нуля, затем появился WordPress, позволяющий создавать интернет-площадки без знания программирования, а следом Wix и Tilda. И большинство владельцев онлайн-платформ теперь пользуется такими инструментами — для того, чтобы сделать сайт-визитку, портфолио, простой лендинг с формой оплаты, дополнительные сотрудники в штате — специалисты с высокой квалификацией — уже не нужны. Можно просто научиться пользоваться конструктором или делегировать эти задачи фрилансеру, который обойдется дешевле команды полноценного разработчика с дизайнером и копирайтером.

Программисты и сами с удовольствием трудятся над тем, чтобы убрать рутину из своей работы. Например, благодаря deep learning появляются умные «заполнители» кода, которые предлагают возможные варианты, опираясь на накопленный опыт (базу данных). Что-то вроде режима T9 для программистов, ускоряющего процесс разработки, а это значит, что при том же объеме таких специалистов потребуется меньше. Конкуренция растет и здесь.

Что делать?

Футурологи и социологи предлагают разные списки компетенций, которые пригодятся вам в будущем. Однако это не самый надежный ориентир. Например, ряд исследователей прогнозирует скорый бум космических технологий, но идеи покорения Вселенной были популярны еще в середине прошлого века, и развивается эта сфера медленнее, чем ожидалось. Другие указывают (в процентном выражении), насколько, по их подсчетам, будет автоматизирован тот или иной навык.


Любители точных цифр также могут воспользоваться ресурсом, который определяет, каков риск того, что ваша профессия будет отдана на откуп машинам. Однако и это не очень полезная информация: Даниэль Канеман в книге «Думай медленно, решай быстро» объясняет, что мы переоцениваем свои возможности в принятии решений на основе анализа вероятностей и статистики.

Если наша профессия и впрямь будет автоматизирована только на 10% — есть ли гарантии, что мы в них не попадем? И что нужно сделать, чтобы избежать такой участи? Мы беспечно забываем ответить на все эти неприятные вопросы, пока сфера деятельности, в которой трудимся, не автоматизируется на 95%.

На первый взгляд кажется, что беспроигрышный вариант — выбирать профессии, где требуются навыки, которых нет у компьютера. Например, представляется очевидным, что учителя, чья работа строится на живом общении, будут нужны всегда. Однако не все так просто, чутье часто нас подводит, когда мы пытаемся делать прогнозы. Сами модели коммуникации тоже меняются — и появляются образовательные технологии, позволяющие получать новые знания и навыки без наставников. Например, у Сбербанка уже есть «Школа 21», где можно учиться программированию без преподавателей, лекций и оценок. Другой пример — привычные массовые открытые онлайн-курсы (МООК) вроде Coursera или «Лекториума», когда одного спикера слушают миллионы, а не 25–30 человек, как в обычных школах. Значит, и здесь конкуренция возрастет, а спрос на преподавателей будет уменьшаться.

Достоверно сказать, что произойдет даже в обозримом будущем, и гарантировать, что та или иная профессия останется востребованной, не может никто. Если вы получаете новую специальность, всегда имейте в виду, что с высокой вероятностью рано или поздно вам все равно придется переучиваться.

И очевидное преимущество в этом случае будет у тех, кто обладает метакомпетенциями, которые можно условно разделить на три блока.

Умение учиться. Одна из самых популярных программ на «Курсере» — «Learning How to Learn», ее запускают снова и снова. А в Национальном университете Сингапура есть специальная лаборатория, которая изучает образовательный процесс и разрабатывает методические рекомендации для тех, кто постигает что-то новое. Этот уникальный опыт прогрессивной азиатской страны вызвал интерес в Гарварде: созданная в одном из лучших вузов планеты специальная исследовательская группа отправилась изучать подход заокеанских коллег, а по итогам поездки выпустила книгу. Чтобы во всем мире с них брали пример.

Учат учиться и психологи, рассказывая, как справляться с тревогой, прокрастинацией или синдромом самозванца.

В Великобритании, например, пришли к неутешительному выводу, что за последние пять лет удвоилось число студентов, испытывающих психологические проблемы. При этом наша любимая тревога пробралась и в обучение: исследователи выяснили, что она определенно мешает усваивать новые знания и навыки, и подобные трудности возникают по меньшей мере у 20% учащихся к середине второго курса, хотя до поступления их не было.

Развитие навыков, которые пригодятся во всех сферах, независимо от специализации. В постнеклассической научной парадигме междисциплинарный подход рассматривается как источник инноваций. Поэтому особенно востребованы на рынке труда будут те, кто может управлять проектом от идеи до вывода на рынок, организовать перенос высоких технологий из одной отрасли в другую, предлагать новые прорывные решения. Для этого вам понадобятся креативность, системное мышление, навыки саморазвития и самодисциплины, рефлексия и практика метапознания — понимание того, как мы учимся, и умение управлять своими когнитивными процессами.

Способность ориентироваться в трендах и предвосхищать события. Решение руководства Сингапура в 70-х годах сделать английский язык официальным рассматривают как один из классических примеров реализации метакомпетенций. Та самая фишка, которую нужно просечь, чтобы изменить все. Однако речь идет не только о судьбоносных решениях, меняющих историю государств и народов, — умение построить собственную образовательную или карьерную траекторию тоже важный навык.

Так что те, кто думает, что их карьере и доходу ничего не угрожает, скорее всего, ошибаются. Но есть и хорошая новость: рутины точно станет меньше, а потребность в творчестве, наоборот, будет расти.

Нам же остается только предвкушать светлое будущее, приготовиться постоянно учиться и переучиваться и исследовать новые способы делать это более эффективно, без боли и сопротивления.

Уходит в прошлое советская система фундаментального образования, которая позволяла специалисту переходить из одной области в другую, двигаться и по горизонтали, и по вертикали без существенного переучивания и, в силу личных качеств и опыта, становиться «командирами» науки или производства.

в гражданском секторе, и в армии (командир и комиссар), и в образовании (в школах - директор и завуч, в вузах - ректор и проректоры по науке и учебной работе). Один руководитель обеспечивал партийно-административное, общее руководство, другой - решал вопросы, имевшие отраслевую специфику. Такое двоевластие обеспечивало устойчивость управленческой структуры.

В послереволюционную эпоху в СССР существовало две точки зрения на подготовку руководителей. Согласно одной из них, управление считалось профессией.

Г. П. Щедровицкий так объясняет отсутствие специализации в области управления в советской высшей школе 1920-1960-х годов:

«Любое закрепление профессиональной позиции, по Марксу, ведет к соответствующим классовым, или стратовым, различиям. Следовательно, люди в стране социализма должны быть практически депрофессионализированными. Такая практика подразумевала, что не может быть специальной профессии организатора и ру

ководителям, а управлять должны все поочередно. А в принципе - общее собрание. И начиная с 1930 года. у нас существовала со- вершенно другая практика выдвижения руководителей: готовить их из инженеров. Выдающийся организатор всегда имел плеяду учеников, которые его копировали. И шел отбор. Причем реально он у нас не учитывал технологических границ, потому что людей перебрасывали из одной области в другую совершенно свободно. И поэтому профессия работала часто вне границ отрасли. Но не было профессиональной подготовки организаторов и руководителей.

И вот когда Хрущев все это увидел, он вывез в СССР Терещенко и был создан шеститомный “Курс для высшего управленческого персонала”. [153]. Мы начали создавать академии и институты управления»[154].

За двадцать перестроечных лет в нашу страну пришла практика назначения универсальных руководителей из числа выпускников бизнес-школ. В то же время студентам наших экономических вузов внушают мысль о примате счетной составляющей не

только в бизнесе, но и других областях. Доктрина экономизма, некритически перенесенная на нашу почву и неотрефлектирован- ная в хаосе 1990-х годов, наносит вред не только техносфере, но идеологии.

В августе 2009 года произошла крупнейшая в истории советской и российской гидроэнергетики авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Вышла из строя турбина, поток воды вывел из строя весь машинный зал, погибли более 75 человек, на длительный срок стала невозможна работа станции в нормальном режиме. Авария вызвала огромный резонанс в обществе, причем не только в отношении формально завершенной за год до этого реформы российской энергетики. Стали более активно обсуждаться глубинные общественные изменения, произошедшие за последние несколько десятков лет в России и в мире. В редакционной статье журнала «Эксперт» дается такое заключение в отношении причины аварии:

«Это последствия культурного сдвига: во главе сложных и опасных систем, построенных предыдущими поколениями, мы пытаемся ставить менеджеров, окончивших бизнес-школу и не знающих ничего, например, о законах сохранения энергии (в нынешних средних школах этому учат плохо), но прекрасно понимающих, что такое рост капитализации компании и хорошее настроение акционеров.

В этом же номере журнала опубликовано интервью с бывшим гендиректором «Иркутскэнерго» Виктором Боровским, в котором, давая оценку произошедшей аварии, он выражает свою позицию руководителя-специалиста:

«Случилось то, о чем профессионалы предупреждали уже давно. Единая энергосистема страны разрушена. Ее части уже не функционируют в режиме, когда главная цель - безопасность системы, теперь главное - извлечение прибыли. Безаварийность же достигается постоянной профилактикой оборудования и плотины.

Обсуждая становление управленческого образования в России, надо понимать, что западная система подготовки руководящих кадров формировалась в течение десятилетий, следуя логике развития управленческой практики. Феномен бизнес-школ был рассмотрен подробно в предыдущей главе. Здесь мы отметим, что до сих пор в США существуют как бизнес-школы, так и школы менеджмента. Эту модель сначала переняли англичане, затем она потихоньку разошлась по Западной Европе. Считается, что бизнес-школа дает второе высшее образование - для тех, у кого уже есть первое. Что же касается школы менеджмента, то это среднее профессиональное учебное заведение - училище. В школах; менеджмента изучают бизнес, финансы и бухгалтерский учет. Для менеджера-заведующего этого хватит. Об изучении более сложной «науки управления» речь не идет.

В СССР существовали учебные заведения, аналогичные биз- нес-школам, которые занимались подготовкой управленцев из числа лиц с высшим образованием, имеющих опыт организационной работы в компартии, комсомоле, профсоюзах.

осуществляла «идейно-теоретическую подготовку и переподготовку партийных и советских государственных кадров». Существовал не только строгий отбор слушателей по рекомендации центральных комитетов компартий союзных республик, крайкомов и обкомов партии, но и проводились вступительные испытания. В курсе обучения был сделан серьезный упор на гуманитарную составляющую, которая, при всей идеологической ограниченности марксистско-ленинской начинки, включала изучение истории, психологии, партийного и советского строительства (читай: теории организации), права, экономики, языков[155].

Из стен этих учебных заведений выходили не только «работники идеологического фронта», но и «крепкие хозяйственники», то есть организаторы производства. Сейчас, при обсуждении дефицита хороших руководителей, начинают с некоторой грустью вспоминать пионерскую и комсомольскую организации, которые на ранних этапах формирования личности подростка выявляли склонности к организационной, руководящей работе и осуществляли первичный отбор управленцев. Возможно, при проектировании отечественного содержания управленческого образования стоит вспомнить и беспристрастно переосмыслить опыт, существовавший в советское время, который сформировал целые поколения талантливых руководителей в разных областях.

Если в России процесс депрофессионализации руководителей идет последние десять лет, то в США беспокойство по поводу «молодых и шустрых» выражали уже давно. Эта проблема встала в полный рост уже более тридцати назад, в связи с ростом международной конкуренции и выходом на новые рынки, когда стало очевидно, что менеджер и главный специалист должны находиться не в иерархической модели, а в параллельных, довольно сложных отношениях друг с другом. Назначение выпускников бизнес-школ, даже входящих в первую десятку, могло обеспечи

вать хорошую финансовую отчетность, но не гарантировало развитие бизнеса.

Вот как комментируют эту проблему американские руководители и исследователи в дискуссии, организованной редакцией «Гарвард Бизнес Ревью» в 2001 году, когда уже стали очевидны издержки лидерства, основанного на умении манипулировать общественным мнением:

«Залезник [почетный профессор кафедры лидерства в Гарвардской бизнес-школе]: Бизнес сегодня в основном делают специалисты. Хотя очень важно, чтобы лидером в такой организации стал широко образованный человек, эрудит. Он способен “смотреть поверх дисциплин” и увязать вместе то, что специалисты узкого профиля могут и не увидеть.

Трагге-Лакра [менеджер по подготовке руководящих кадров General Electric]: Термин “эрудит” не совсем верен в этом контексте. По моему опыту, лучшие лидеры получаются из специалистов в нескольких областях. Хорошо зная маркетинг или финансы, они разбираются и в других дисциплинах, которые применяют по мере надобности.

Гилмартин [председатель совета директоров и генеральный директор фармацевтической компании Merck, инженер по образованию, получивший степень MBA]: Мне не нужно знать множество дисциплин или многих ученых. Я могу внести свой вклад в общее дело тем, чтр буду “держать руку на пульсе” исследования

и другим не дам отвлечься. Если кратко, в этом и заключается работа лидера»[156].

Переход от рассмотрения управленца как функциональной организационной единицы 1950-х годов к понятию лидера 1990- х, которого определяют личные качества, во многом отражает общий сдвиг в пользу психологизма в управлении. Корпорация в ее забытом значении - принадлежность к определенному профессиональному сообществу - всегда предполагает отказ от личных устремлений и поступление на службу корпорации целиком, без остатка. Это служение было характерно и для зацадных корпораций, и для советского общества, но ушло в прошлое в ходе де- массификации производства и распада индустриальной общественной структуры. В основу профессиональной принадлежности была положена жестко детерминированная социальная идентификация. Советский человек не был личностью, он в первую очередь ассоциировал себя с определенным классом - рабочим, крестьянским или «прослойкой» интеллигенции. В последней обнаруживались «творческая интеллигенция», «инженерно- технические работники», «научные работники». Можно спорить, шла такая самоидентификация индивиду на пользу или во вред. Да, она была идеологически обусловленной, «давила» на сознание, иногда мешала самореализации. Вот как об этом говорил 80 лет назад великий советский педагог Антон Макаренко:

«В практике коллектива на каждом шагу возникают вопросы противоположения личных и коллективных целей и вопросы гармонизирования этих целей. Если в коллективе чувствуется это противоречие между целями общими и частными, личными, значит коллектив не советский - значит он организован неправильно (курсив наш. - Л.Г.). И только там, где личные и общие цели совпадают, где нет дисгармонии, там коллектив советский»[157].

Несмотря на тяжелейшие физические условия, управлять организацией в те времена было проще. И дело вовсе не в идеологических шорах, их и на Западе было и остается предостаточно. Когда руководители организации воспринимают себя как личности, они не образуют профессионального сообщества. Возьмем недавнее российское прошлое. Подавляющая часть специалистов, сменивших неугодных новым собственникам «красных директоров», пережила депрофессионализацию. Из специалистов их выпихнули в руководители, а настоящими директорами они так и не стали. Что же касается выпускников новообразованных российских «институтов» и «академий», то они составляют непрофес- сионализированное сообщество, так как и вовсе не имеют никаких устойчивых профессиональных навыков. В этом отношении бизнес-община коренным образом отличается об общины сельской. В крестьянской семье есть четкое разделение функций. Даже глава семьи, всемогущий патриарх, действует в соответствии с традицией. Над ним есть не только моральный суд деревни, но и «надчеловеческий» порядок, мыслимый в виде проявления божественных и иных сверхъестественных сил. С разложением общины и ее трансформацией в слободу эта жесткость во многом теряется. В посадском поясе вокруг городов в Средние века появляются ремесленники и торговцы, образующие новые профессиональные сообщества - гильдии и союзы. Нигде в истории мы не встречаем стабильных обществ, которые существовали бы вне функционального разделения. Наше время не исключение.

Организация как набор личностей не просто является неуправляемой. Это коллектив, обреченный, по меткому выражению Александра Зиновьева, на «буйство коммунальное™». Отсутствие функционального начала в отношениях приводит к выбору наименее эффективных сценариев даже в социальном плане, не говоря уже о плане экономическом, который в парадигме коммунальное™ отсутствует напрочь.

В одной компании среднего размера, которая была образована несколькими друзьями в начале 1990-х, стало очевидно, что существующая учетная автоматизированная система отстает от требований бизнеса. Многие функции выполнялись вручную, техническое решение было спроектировано для нескольких пользователей. Через пять лет число пользователей уже перевалило за 50 человек и продолжало расти. Было решено заказать разработку системы, более адекватной темпу развития и задачам организации. В начале 2000-х годов собственник пригласил своего приятеля, хорошего программиста, который за год написал учетную систему, которая на тот момент была вполне современной и предполагалась для стабильной эксплуатации в течение 5-7 лет. После демонстрации готовой системы начальники подразделений и специалисты, испугавшись дискомфорта в течение первых недель ее использования, выразили свое недовольство собственнику. Так как тот привык полагаться на мнение коллектива и не хотел «ссориться», было решено оставить старую систему. Никакие логические доводы нескольких доверенных сотрудников и личная приязнь к приятелю-программисту не помогли. Компания до сих пор испытывает серьезные трудности в учете, которые приводят к потерям и безнаказанному хищению средств. «Буйство коммунальное™» победило.

Интересы и компетенции «руководителей-личностей» часто лежат вне их прямых обязанностей. Не случайно повальное увлечение «успешных» руководителей экстремальными видами спорта, экзотическими хобби, уходом в религию или псевдодуховные практики. Конечно, когда руководитель крупной структуры полгода путешествует по Тибету или в рабочее время пишет пьесы для кукольного театра, то вряд ли организация способна эффективно развиваться - она всего лишь функционирует. Это может привести к потере бизнеса.

Тенденция к психологизации управления проявляется в увеличении числа изданий, посвященных рассмотрению индивиду

альных особенностей и роли личности в менеджменте. Осенью 2009 года автор проинспектировал содержимое двух полок раздела «Менеджмент» в одном из столичных книжных магазинов. Из 78 изданий только 19 не касались психологических аспектов управления, это были в основном учебники для вузов и книги российских авторов, где представлены математические модели управленческого анализа и учета. Все остальные книги, особенно переводные, обсуждали в том или ином виде способы манипулирования руководителями и сотрудниками для достижения личных целей в организации. Что и неудивительно: ведь единственный способ управлять личностями - это обман.

Непредсказуемость, информационный перегруз, необходимость моментального реагирования с одной стороны и разочарование в своих способностях, размытые приоритеты, нехватка эмоциональных сил для принятия решений – с другой. В такой объективно сложной ситуации сейчас оказались многие целеустремленные и талантливые люди. Что мы видим «на выходе»?

Профессиональное выгорание, повышенный уровень тревожности, переутомление, стресс и еще раз стресс. Прежние инструменты воздействия на ситуацию уже не актуальны. Как научить современного человека быть готовым к решению непредсказуемых задач, к поиску новых подходов в условиях тотальной неопределенности?

Рассказывает Пион Медведева, соосновательница центра рациональности «Кочерга», преподаватель Школы системного менеджмента, куратор сквозного модуля по метанавыкам в школе новой экономики MACS .

Что означает термин «метанавыки»?

Впервые термин метанавыки (metaskills) был предложен американским процессуальным терапевтом Эми Минделл, автор называет их «умениями духа. Приставка мета- подразумевает взгляд со стороны…».

Таким образом, метанавыки буквально можно перевести как сверхнавыки. Неслучайно их называют метакогнитивными, метапознавательными, «тонкими». Это выход за границы привычных понятий: традиционного мышления и наработанного десятилетиями понимания своего места в мире. Из метапозиции мы можем четко видеть и давать себе отчет о тех процессах, которые происходят внутри нас или с нами.

Употребляется это понятие и в деловой литературе: «Это глубинные умения, универсальные навыки, которые … являются более актуальными, чем … профессиональные менеджерские качества». Эти компетенции нового времени, занимающие промежуточное положение между личностными качествами и навыками.

7 компетенций с приставкой «мета-» –– это осознанность, планирование, личная продуктивность, коммуникация, критическое мышление и оценка, обучаемость и адаптивность, проактивность.

Что отличает метанавыки от soft skills?

Soft skills «не зависят от специфики конкретной работы, тесно связаны с личностными качествами и установками, социальными навыками и менеджерскими способностями».

Единой классификации «гибких навыков» не существует, но обычно сюда относят:

  • ответственность
  • дисциплину и самодисциплину
  • скорость адаптации
  • коммуникативные способности
  • умение работать в команде
  • эмоциональный интеллект
  • управление временем
  • лидерские качества
  • критическое мышление
  • способность к решению проблем

Таким образом, мы видим, что метанавыки стоят над soft skills. Это «экзистенциальные», смыслообразующие, глубинные компетенции, направленные на преодоление уникальных психологических трудностей, с которыми сталкивается современный человек. Но метанавыки не отменяют soft и hard skills, а позволяют комплексно совершенствовать их.

Идея метанавыков появилась несколько лет назад наравне с потребностью развития soft skills. Современный специалист в большинстве случаев уже обладает сформированными предметными, дополнительными, кросс-контекстными навыками, нацелен на дополнительное профессиональное развитие и обучение длиною в жизнь. Но при этом лишен жизненной стратегии, с трудом удерживает баланс между личной жизнью и работой, затрудняется в определении собственных состояний и тем более не соотносит их с поставленными задачами.

Метакомпетенции должны стать ключевым помощником человека; индивидуальным фактором успеха и качества жизни, как в профессиональной, так и личной сферах.

В чем польза от развития метакомпетенций?

  • Эффективное управление собой и балансом в различных сферах
  • Умение применять стандартные инструменты к решению нестандартных задач
  • Быстрая адаптация в условиях неопределенности
  • Успешное решение разнородных, ранее незнакомых проблем и вызовов
  • Отношение к жизни, как к увлекательному эксперименту
  • Способность на ходу конструировать новые подходы к решению проблем

Как развить в себе метакомпетенции?

  1. Осознанность .

Состояние, которое можно охарактеризовать как присутствие, пребывание в настоящем моменте, самосознание. Одновременно самый простой и самый сложный навык. Многие действия совершаются нами автоматически, и это очень хорошая, полезная адаптация: без этого мы не могли бы создавать что-то новое, потому что постоянно были бы заняты осознанием себя в моменте.

Как прокачать. Натренировав в себе способность в любое время направлять и удерживать вниманием на своих ощущениях, мыслях, эмоциях; отслеживать их и фиксировать как факт, вы уже положите начало большому пути саморазвития.

2. Планирование как метанавык – это не столько планирование конкретных дел и задач для достижения поставленной цели, сколько планирование собственного времени в соответствии с внутренними ритмами и ресурсами. Планировать – значит замечать свою усталость, не пытаться преодолеть это состояние усилием воли. Планировать – значит уметь находить баланс между дедлайном и внутренними ритмами и потребностями; подбирать задачи под состояния.

При этом входить в «состояние потока», учитывать актуальность момента, отходить от плана и даже полностью менять его, переключаясь на спонтанный режим, – это тоже характеристики мета-планирования.

Как прокачать. Чтобы развить в себе этот навык, нужно научиться применять тот положительный опыт достижения цели, который уже имеется у вас. А также определить «слабые места» и состояния, которые необходимо будет учесть при планировании, чтобы выбрать наиболее выгодные решения.

Вам не дается иностранный язык, но много лет вы успешно занимаетесь спортом? Задайте себе вопрос: как вы достигаете спортивных целей, как планируете тренировки, чтобы становиться сильнее, выносливее, лучше. Каков алгоритм этого процесса?

3. Личная продуктивность – метакомпетенция выгодная вдвойне: чем выше продуктивность, тем больше свободного времени, с одной стороны. С другой стороны, личная продуктивность – это тот ценный навык, который позволяет нам быстро адаптироваться к изменчивой реальности.

Личная продуктивность базируется на осознанности и мета-планировании: каковы мои цели и мотивация, какие мои действия максимально результативны для достижения намеченной цели, что я чувствую, что меня тормозит или останавливает, в какое время случаются мои «биологические пики».

Как прокачать. Ведите дневник своих биологических ритмов, отмечайте периоды наивысшей активности. Попробуйте выделить себе на выполнение работы в 2 раза меньше времени, чем было запланировано, это позволит вам лучше концентрироваться и меньше уставать. Во время работы занимайтесь только работой и откажитесь, наконец, от многозадачности: делайте одно дело за один раз. И берегите свое тело, не забывайте заботиться о нем.

4. Коммуникация необходима для установления контакта, достижения взаимопонимания, налаживания личных и деловых отношений, а также для управления людьми. Именно «тонкие» коммуникативные навыки являются основой для нетворкинга.

Чем отличается метакоммуникация от привычных для нас коммуникативных процессов? Коммуникация как метанавык – это, в первую очередь, умение слышать и видеть собеседника, находиться в состоянии эмпатии, т.е. «чувствовать» другого человека. Моделировать и хорошо себе представлять его текущую роль, его предпочтения и намерения.

Внимание, искренний интерес, участие, поддержка, осознанный энергообмен, интуиция – таков процесс выстраивания отношений на мета-уровне. Налаживание взаимодействия предполагает сотрудничество и взаимную выгоду вместо компромиссов и «победы любой ценой», командную работу и «чувство локтя» вместо соперничества.

Как прокачать. Для начала больше общайтесь с разными собеседниками, но с определенной целью. Например, с целью провести удачные переговоры. Участвуйте в дискуссиях, дебатах и деловых играх с коллегами и друзьями, чтобы процесс коммуникации не вызывал у вас чувства дискомфорта.

Фокусировка, умение видеть суть и вычленять релевантные факты – вот основа критического мышления новой эпохи. В навык оценок также входит умение быстро работать с вероятностями — ключевая компетенция для мира тотальной неопределенности.

Как прокачать . На начальном этапе используйте любые способы развить наблюдение, логику, мастерство задавать вопросы. Тренируйтесь в использовании простых методик проверки информации.

6. Обучаемость и адаптивность – понимается как способность приобретать новые навыки, в том числе навыки самообучения. Адаптивность – умение находить «золотую середину», выбирать способы действия в зависимости от ситуации, без привязки к шаблонам, но при этом сохранять равновесие.

Навык самообучения на уровне метакомпетенций рассматривается как способность находиться в позитивном, восприимчивом состоянии для того, чтобы не терять интереса и стремления учиться. А также грамотно применять особенности своего восприятия и мышления для достижения лучших показателей в обучении.

При этом «можно научиться чему угодно, но не всему стоит учиться». В этой связи особое значение приобретает навык стратегического планирования обучения и самообучения. Важно понимать, что важно, а что нет, какой должна быть последовательность обучения, что будет наиболее целесообразно.

Навык «метапознания» или умение учиться позволяет получать актуальные знания именно тогда, когда они вам особенно нужны. И при этом рационально использовать энергию и время.

Как прокачать. Составьте для себя личный план обучения на ближайшее время, отберите актуальную информацию, вычлените те знания, которые требуют практического освоения. Пробуйте на себе различные теории обучения с целью «прожить» новый опыт, а затем проанализировать его.

7. Проактивность – этот термин впервые был введен Виктором Франклом в книге «Человек в поисках смысла» и обозначает «личность, которая принимает ответственность за себя и за свою жизнь, а не ищет причины происходящих с ней событий в окружающих людях и обстоятельствах».

Проактивность – это навык, основанный на осознанности, который помогает отслеживать автоматические реакции на происходящие события, анализировать их и выбирать собственную реакцию на внешние обстоятельства. Проактивный человек отличается от реактивного тем, что способен свести к минимуму влияние неблагоприятных внешних факторов на достижение целей.

Как прокачать. В качестве контрольного вопроса используйте формулировку: «На что направлено мое внимание и мои усилия?» – на сферы, где я могу что-либо предпринять. Либо на те события и обстоятельства, которые изменить невозможно. Концентрируйтесь на событиях, которые располагаются в зоне вашего влияния.

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Мастер-класс Леона Пеера Ментора, коуча, креатора, автора методик, преподавателя и организатора Со-бытий, Методолога и Культуролога Креативно-Инновационной среды

Расскажите друзьям о событии

20 октября в Барнауле

Мастер-класс Леона Пеера

" Мир Мета-профессий "

Леон Пеер, создатель концепции Мета-профессий, специально для нас расскажет на Мастер-классе:

Цели впереди или сзади?

Как и какие ЦЕЛИ мы ставим?

Почему мы НЕ достигаем наших целей?

Что значит МОТИВ и каков мотив, что движет мной?

Что есть НАМЕРЕНИЕ? И как облачиться в намерение?

ЭТИ И МНОГИЕ ДРУГИЕ важнейшие ВОПРОСЫ БУДУТ ПОДНЯТЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ Мастер-класса

PS: если Вы пока еще не задумывались над тем, что такое мета-профессии, можете пользоваться такой формулировкой: это такие виды деятельности, которыми необходимо овладеть каждому современному человеку, чтобы быть успешным в работе и счастливым в жизни.

PPS: особенно это важно женщинам, потому что нас этому никто никогда не учил.

СПИКЕР: Леон Пеер

МЕНТОР, КОУЧ, КРЕАТОР, АВТОР МЕТОДИК, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ И ОРГАНИЗАТОР СОБЫТИЙ, Методолог и Культуролог Креативно-Инновационной среды

Мое сознание и всю профессиональную деятельность определяет правда о том месте, где родился и живу по сей день. Правда об уровне соответствия задуманного к реализованному в постсоветском русскоговорящем пространстве, которое стремится к 50 процентам и ниже в оппозицию к Японии или Германии, где этот показатель стремится к 80 процентам и выше.

Есть и еще одна правда, что каждый человек в этом мире рожден в предназначении и ради своего предназначения.

И эта правда – мой основной мотив, внутренняя сила, продвигающая по пути моего собственного предназначения – служить идеям тех людей и структур в связи с этими людьми и структурами, что бросили вызов рутине текущего и встали на путь собственного предназначения в отдаче и любви.

Являюсь учеником и естественным последователем своих любимых учителей – родителей, перфекционистов по жизни и в профессии, В. С. Григорьевских и Б. Д. Карвасарского в психиатрии, психотерапии и медицинской психологии. И, конечно же, всех тех, с кем свела судьба…

Партнер Менторинговой компании «META-QUEST». Партнер Общинной Школы “KETER SCHOOL»

С сентября 2013, являюсь партнером, со-организатором и преподавателем Общинной Школы KETER SCHOOL”, продолжением Некоммерческого партнерства “W-LAB”, “TERRA LIBERA”, “GARNET SCHOOL” на новом уровне.

Участниками событий всех Школ являются, в первую очередь, наиболее активная часть человечества – предприниматели. Их дух и свобода творчества преобразователей реальности, впечатляет, заставляя чаще биться сердце и включает разум.

За период с 1998 года были проведены десятки школ в разных форматах и странах, в которых участвовали сотни человек из разных стран.

Форматы – выездные стационарные Школы, Бизнес-лагеря и Креативные Технопарки на Алтае, Санкт-Петербурге, Оренбурге, Челябинске, Москве в Крыму; Школы-экспедиции во Вьетнам, Индонезию, Латинскую Америку, Монголию, Китай, Японию, Южную Корею, Израиль, Папуа новую Гвинею. И закрытые корпоративные моделирующие/обучающие/развивающие форматы и события в разных странах.

Россия, Израиль, Казахстан, Абхазия, Украина, Монголия, Китай, Вьетнам, Япония, Юж. Корея, Латинская Америка, Германия, Австрия

Стратегирование. Персональное и Корпоративное на основе авторских и актуальных методик

- Персональная Информационная Система управления (ПИСУ)

- Описание Бизнеса в 4-х модальностях

- Школа Ораторства, Актерства и Коммуникации

Оренбургский Государственный Медицинский институт, врач психиатр-психотерапевт, кандидат медицинских наук, Сертификат по психотерапии Европейского реестра

Бонус:

1. У Вас будет возможность ЛИЧНО задать вопрос Леону Пееру

2. Полученные знания Вы сможете внедрить в тот же вечер и получить мгновенные результаты

ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММ ЛЕОНА БЫКОВА:

Если говорить о результатах одной фразой, то это: «Перевернулся мир». Или лучше «Я долго спала и вдруг открыла глаза, а тут Мир – такой многогранный, необъятный, манящий».

С этим ощущением я приехала с тренинга-похода. Я нахожусь в нем по сей день, хотя прошел уже месяц. Очень ресурсное состояние для меня, т.к. органично стимулирует меня на ежедневное «активное проживание».

Мир из плоского и банального превратился в пеструю ярмарку, где так много ремесел и талантов. И так интересно приглядываться ко всему, чтобы найти свое. Появился интерес дойти до сути разных занятий, так давно привлекавших, но все время отодвигаемых по причине «вечной занятости». А главное, появился ответ на вопрос «Зачем это делать?» И это, наверное, ключевое приобретение на тренинге. Необходимость простроить свою линию и алгоритм, как это сделать, с чего начать, и в какую форму облечь. Раньше об этом много слышала с разных сторон, а тут пришла актуальность и обрела форму.

Это мои самые яркие впечатления. И есть ощущение, что открываться для меня новыми впечатлениями этот тренинг будет еще долго. Все это я написала, не открывая своих записей, сделанных на занятиях. По воле случая моя тетрадь с тренинга уехала в другую местность. И когда она вернется, я с удовольствием погружусь в детали, которые как известно, расставляют особые акценты. К тому же, мы получили очень много ссылок на книги и фильмы, которые продолжают раскрывать темы занятий.

И еще очень важное приобретение – люди, с которыми мы прожили неделю и продолжаем жить сейчас. Это замечательное ощущение «чувства локтя». На Актру мне удалось ощутить буквально кожей «силу группы», ее «мощь» и способность в разы усиливать и менять все, что происходит вокруг: движение, эмоции, жизненные события. Это невозможно понять умом, узнать из теории, в это сложно поверить, даже при условии, что я сама в этом участвовала. И как я рада, что это испытала и теперь понимаю, к чему надо стремиться в Группах, составляющих мою жизнь (семья, друзья, работа). Очень благодарна все нашей Группе Актру, нашей «Гусеничке»!

Формат события просто уникален. Активная жизнь в группе 24 часа и проброс параллелей и связей с нашей повседневной жизнью. Это какой-то реалити-тренинг. Ситуации возникали из жизни и тут же метафоризировались, делались выводы и выявлялись закономерности. Как результат – знания, которые живут в тебе, а не ложатся на «пыльные полки» где-то в хранилищах мозга.

Природа потрясающая, могучая, где-то даже давящая. И удивительным образом помогающая понять себя и людей, которые находятся рядом. Обнажающая все кругом, снимающая маски, не оставляющая иллюзий как о себе самом, так и об окружении.

Очень инструментальный тренинг. Много приемов, остающихся в копилке. Там я их просто проживала, а здесь, сейчас использую осознанно.

Отзыв о программе Леона Пеера и Елены Толкуновой "Мужское и женское", август 2016, высокогорье Алтая

Отзыв о программе Леона Пеера и Елены Толкуновой "Мужское и женское", август 2016, высокогорье Алтая

Начало мастер-класса: 18:30

Продолжительность: 90 минут

Адрес: г. Барнаул, ул. Профинтерна, 4, отель Александр Хаус

Несмотря на наличие разнообразной информации об этих «особых» навыках и компетенциях, до сих пор нет единой структуры их взаимосвязей и последовательности формирования. Поэтому непонятно — с каких именно навыков начинать обучение, чтобы процесс был эффективен, а конечный результат успешен.

Также неочевидны связи и влияние этих навыков на наши профессиональные навыки и умения, да и на всю нашу жизнь в целом.

Все эти неясности послужили поводом для написания данной статьи. Здесь нет конкретных рекомендаций, но есть целостное видение. Это карта-схема пути развития, необходимых нам на сегодняшний день, мета-навыков.

Развитие Мета навыков в Кемерово

  • Посмотрите программу по развитию Мета-навыков и Тонких навыков Soft-Skills здесь

Развитие метанавыков в живую в Кемерово или онлайн. Звоните, пишите и приходите! Мой телефон/WhatsApp:

Что такое мета-навыки?

Буквально, это значит — навыки, «выходящие за пределы». Исходя из этого, можно выделить 2 типа таких навыков.

Первый — это навыки, выходящие за пределы какой-либо определённой деятельности, а, точнее, навыки, которые связаны практически со всеми возможными видами деятельности. К таким навыкам обычно относят надпрофессиональные, межпредметные или soft skills — «мягкие» навыки. Для удобства будем называть этот тип навыков «мягкими».

Ко второму типу относятся навыки, которые требуют выхода за пределы наших «автоматизмов»: привычного видения, восприятия, мышления и т.д. Для этого нам нужно «сделать шаг назад» и войти в мета-позицию, из которой мы можем ясно увидеть и дать себе отчёт о происходящих процессах внутри нас или с нами.

Некоторые из этих навыков называют метакогнитивными или метапознавательными. В целом этот тип навыков можно было бы обозначить как метапозиционные, но для удобства будем называть их «тонкими», т.е. едва уловимыми и требующими «ювелирного» подхода.

«Тонкие» навыки

В основе «тонких» навыков лежит навык, имеющий множество названий: осознанность, самосознание, присутствие, пребывание в «здесь и сейчас»… Конечно же есть нюансы и различия, но суть одна — это та самая внутренняя мета-позиция «наблюдателя» или «я есть», из которой включаются «тонкие» навыки.

Навык осознанности одновременно самый простой и самый сложный для освоения. Чтобы осознать себя достаточно мгновения, а чтобы научиться пребывать в постоянной осознанности может не хватить и всей жизни…

Следующий навык — это управление вниманием. Значимость данного навыка очевидна — «мы становимся тем, на что направлено наше внимание». Внимание задействовано во всех процессах нашей жизнедеятельности. Все мы используем внимание других и все мы, время от времени, оказываемся жертвами «бесхозности» своего внимания.

Актуальность данного навыка будет повышаться с ростом информационной нагрузки. От того, как мы распорядимся ресурсами своего внимания, будет также зависеть развитие всех последующих навыков.

Осознанность и управление вниманием — два ключевых мета-навыка, которые дают нам возможность понять то, что важно и нужно изменить в своей жизни и запустить процесс этих изменений.

Следующая большая группа «тонких» навыков известна как метакогнитивные навыки. К этим ментальным мета-навыкамотносятся навыки исследования и коррекции своих собственных процессов восприятия, мышления, принятия решения, обучения и др.

Эти навыки позволяют нам научиться управлять своим восприятием, чтобы видеть себя и окружающий мир более точно и адекватно. А также замечать и корректировать когнитивные искажения и ошибки, непродуктивные траектории нашего мышления, разрушительные и тормозящие мысли.

В результате, мы можем находить более подходящие для себя способы принятия решения, обработки информации, самообучения и др.

Только благодаря метакогнитиным навыкам мы можем сформировать новые для себя способы мышления — критическое, творческое, нелинейного, системное, целостное и др.

Сейчас эти ментальные навыки на пике популярности за счёт активного развития наук о мозге и мышлении человека. Но далеко не всё решается «из ума».

К счастью, у нас есть и другие «инструменты». По аналогии с метакогнитивными назовём их метасенсорными. В основе этой группы навыков лежат наши чувства и ощущения.

  • Посмотрите программу по развитию Мета-навыков и Тонких навыков Soft-Skills здесь

Пару примеров.

  1. Навык чтения — это когнитивный навык. Метакогнитивный — отслеживать ясность своего восприятия текста или степень понимания материала.
  2. Способность смотреть — сенсорный навык. Метасенсорный — способность замечать «нечто» в привычном или чувствовать происходящее вокруг.

К метасенсорным «чувственным» навыкам относится интуиция, чувства эмпатии и «первого впечатления», меры и баланса, принятия и удовлетворения, актуальности момента и действия, пространства, времени и т.д.

К сожалению, тема «чувственных» навыков «не раскрыта» в нашей культуре. Это «красноречиво» подтверждается скудностью языка описания нашего чувственного опыта.

А ведь именно чувственные переживания часто содержат решения сложных и запутанных личных и деловых проблем, с которыми наш ум не в состоянии совладать.

По аналогии с «чувственными», можно выделить также группу «ощущательных» навыков. Более научные термины не охватывают весь спектр действия этих мета-навыков, ведь здесь мы сталкиваемся с ещё менее развитым языком описания.

Возможно, поэтому мы часто путаем понятия чувства и ощущения и используем эти слова как синонимы. В английском так вообще всё «просто», одно слово — «sense». И, действительно, не всегда можно отделить одно от другого. Тем не менее, ощущения больше связаны с физическим телом.

К «ощущательным» мета-навыкам относятся способности ощущать нюансы положения и движения тела, а также степень приложения усилия. Благодаря этим навыкам мы можем улучшать осанку, подвижность, координацию и прочие двигательные характеристики нашего тела.

«Ощущательные» навыки лежат в основе сложных двигательных навыков и систем: боевые искусства, хатха-йога, тайцзи-цюань и т.д. Управление внутренним движением (дыханием, энергией) также можно отнести к данной группе навыков.

Тело даёт нам ценную информацию не только о своём физическом состоянии, но и о внутренних психических процессах, и о влиянии на нас ближайшего окружения.

Всё это имеет отражение в наших внутренних телесных напряжениях. Поэтому отслеживание напряжений, выявление их «значения» и создание условий для расслабления — наиболее важные из «ощущательных» навыков.

Навык управления эмоциями — это комплексный навык, который включает в себя «ощущательные», «чувственные» и ментальные составляющие. Чаще всего, эмоция — это наша реакция на «столкновение» наших убеждений и представлений о мире с реальными проявлениями мира.

К «чувственным» навыкам будет относиться оперативное выявление и принятие эмоции. Нахождение и устранение неадекватного убеждения, которое послужило основанием для эмоции — метакогнитивные навыки. «Ощущательные» навыки необходимы для работы с последствиями эмоций, которые «складируются» в нашем теле в виде хронических напряжений.

Что происходит, если не мы, а эмоции управляют нами? Тогда нашими «близкими друзьями» становятся частые и сильные спады настроения, стрессы, усталость и эмоциональное выгорание. Согласно восточным системам оздоровления, именно эмоции «незаметно» приводят к функциональным нарушениям работы органов и систем организма.

Когда мы следуем своим тонким ощущениям и чувствам, отслеживаем разрушительные убеждения, управляем эмоциями — тогда мы движемся к восстановлению, сохранению и улучшению своего здоровья.

И всё это выражается в комплексном навыке саморегуляции — управлении здоровьем, как умении поддерживать баланс и восстанавливать гармонию на всех уровнях нашего существа.

Здоровое состояние приводит к здравым намерениям и мотивациям. И здесь в силу вступает навык самомотивации. Именно этот навык отвечает за наши «движущие силы» и за способность находить «давление изнутри» вместо того, чтобы постоянно искать всё более изощрённые внешние импульсы и возбудители.

Навык самомотивации заключается в сознательном управлении своими ценностями, смыслами и интересом. Создавая или находя новые смыслы деятельности, мы всегда сможем найти полезное в «бесполезном» и интересное в «неинтересном». А наши истинные ценности будут задавать общее направление движения, не позволяя сбиться с пути.

“Тонкие” навыки дают возможность стать самому себе и доктором, и психологом, и тренером.

А вместе — навыки самосознания, саморегуляции и самомотивации — создают основу и “центр управления” собой, своими действиями и своей жизнью.

«Мягкие» навыки

«Мягкие» навыки «обслуживают» практически все виды и процессы нашей деятельности. Эти навыки не всегда осознаются, поскольку не связаны с конкретной профессией и обычно формируются случайным образом.

Кому-то повезло с «мягкими» навыками, а кому-то не очень. Речь идёт о навыках принятия решений и самоорганизации, самообучения и саморазвития, а также коммуникативных навыках.

Навыки самоОрганизации включают в себя все процессы нашей деятельности от целеполагания до целедостижения.

  • Принятие решений и постановка целей с помощью рациональных моделей и схем — это «мягкие» навыки. А вот «подключение» нестандартного восприятия ситуации, предоставление «права голоса» своим чувствам и ощущениям — сфера действия «тонких» навыков.
  • Расстановка приоритетов, планирование и следование плану — это «мягкие» навыки. «Тонкими» навыками будут способности чувствовать внезапные изменения, следовать актуальности момента, включаться в «состояние потока», отходить от плана или даже полностью его отбрасывать, переходя в «режим спонтанности».
  • Способность удерживать внимание на задаче и не поддаваться внешним и внутренним отвлекающим раздражителям — это «мягкие» навыки. Способности мотивировать себя, отслеживать своё состояние и корректировать его в процессе работы — «тонкие».

К «мягким» навыкам обработки информацией относятся способности выявлять актуальность и достоверность информации, «переваривать», структурировать и организовывать её в форму, удобную для дальнейшего использования. К «тонким» навыкам — критичность восприятия, видение сути и контекста, высокая скорость обработки информации и т.д.

Вообще, наличие хоть какой-то системы самоорганизации автоматические идёт в зачёт «мягких» навыков. А вот выстраивание системы самоорганизации на основе природных законов (естественного ритма, спадов и подъёмов, синергии и др.) и своих индивидуальных особенностей (темперамент, психотип, социотип и др.) потребует «тонких» навыков.

Благодаря «тонким» навыкам мы можем улучшить свою самоорганизацию и, следовательно, достичь более высоких результатов в любой деятельности.

  • Посмотрите программу по развитию Мета-навыков и Тонких навыков Soft-Skills здесь

Навыки самоОбучения обеспечивают процесс преобразования информации и жизненного опыта в знания, умения и качества.

  • Главный навык самообучения — это навык формирования навыков. Владение технологиями и приёмами усвоения знаний, формирования навыков и их тренировок — это «мягкие» навыки. А «тонкие» — поддержание позитивного, восприимчивого состояния, интереса и желания учиться, а также использование особенностей своего восприятия и мышления для более эффективного обучения.
  • Очень важен навыквыстраивания стратегии (само) обучения или образовательной траектории движения — что именно изучать, в какой последовательности, что полезно совмещать, а что нет.
  • Мета-навыки универсальны и безусловно полезны, поэтому их развитие — это вопрос последовательности освоения. А вот какие профессиональные знания приобретать — это вопрос выбора — что актуально прямо сейчас, а что может понадобиться через год…

К «мягким» навыкам самообучения относится и навык личностного развития. Необходимость и целесообразность такого развития выявляется с помощью «тонких» навыков самосознания и самоанализа. Это могут быть как отдельные личностные качества, так и целый комплекс качеств и умений, например, лидерские качества.

Самый сложный из навыков самообучения и саморазвития — это навык целостного развития — развитие не только личности, но и тела, энергии, сознания. По сути, действительное развитие может быть только целостным. Развивая отдельные «части» мы лишь приводим целостную «систему» в состояние дисбаланса.

Кстати, «тонкие» навыки как раз и «оперируют» телом, энергией и сознанием. Поэтому критерием целостного развития человека является баланс развития «тонких», «мягких» и профессиональных навыков.

Коммуникативные навыки направлены на установление контакта и взаимопонимания, выстраивание отношений и взаимодействия, а также управление другими.

  • «Мягкими» навыками установления контакта, например, будут навыки активного слушания и направление внимание на разные каналы восприятия и аспекты сообщения. А вот видение живого человека перед собой, а не манекена, чувствование того, что чувствует другой, — это уже относится к «тонким» навыкам.
  • К навыкам выстраивания отношений, например, можно отнести «мягкий» навык оказания поддержки партнёру своим вниманием и участием. «Тонкими» навыками будет поддержание интереса к партнёру, осознание и управление процессами энергообмена и т.д.
  • К «мягким» навыкам налаживания взаимодействия можно отнести навык стремления к сотрудничеству и взаимной выгоде, а не к компромиссу или личной победе любой ценой. «Тонким» навыком здесь будет «чувство локтя», слияние с партнёром в единое целое в процессе деятельности.

Именно «мягкие» и «тонкие» коммуникативные навыки, описанные выше, лежат в основе эмоционального интеллекта и нетворкинга.

И наконец, квинтэссенция «мягких» коммуникативных навыков — навыки управления. И чтобы не получилось как в «Женитьбе Фигаро» Ж.Б. Бомарше — «Ваше сиятельство, вы владеете здесь всем, только не самим собой», — управленцу просто необходимо владеть всеми перечисленными мета-навыками.

К примеру, в компании Unilever уже несколько лет проводится обязательный тренинг по сохранению ментального здоровья и стрессоустойчивости для руководителей. Благодаря этим навыкам они могут помочь и себе, и своей команде в случае необходимости.

Среди особых «тонких» навыков управления можно выделить способность воспринимать подчинённых как живой «организм» и создавать условия для его самоорганизации. Таким образом, достигая вершины управленческого искусства — «управления без управления».

Развитие Мета навыков в Кемерово

Как видим, «мягкие» навыки решают очень широкий круг над-профессиональных или, точнее, под-профессиональных задач. Без этих навыков совершенно невозможно обойтись в бизнесе, поэтому на том или ином уровне развития они должны присутствовать.

«Тонкие» навыки дополняют и существенно усиливают «мягкие». Кроме того, «тонкие» навыки раскрывают нюансы любой деятельности и, зачастую, могут полностью изменить деловую ситуацию.

Мета-навыки позволяют более эффективно формировать, развивать и применять профессиональные навыки. Также они позволяют избежать профессиональных деформаций и профессионального выгорания.

Более того, мета-навыки могут отчасти компенсировать недостатки или отсутствие профессионального навыка. Именно данный факт объясняет такие феномены, как «тот, кто хочет делает больше, чем тот, кто может» или «новичкам везёт».

Мета-навыки можно, и даже нужно, рассматривать в более широком контексте, чем профессия или бизнес. Это касается и спорта, и творчества, и всех прочих наших занятий и увлечений.

Многие мета-навыки выходят за пределы тех знаний и умений, которые требовались нам раньше, чтобы быть здоровыми, счастливыми и успешными. Мир меняется слишком быстро и потому жизненно важно не только идти «в ногу», но и, порой, действовать на опережение…

Мета-навыки — это джокеры в «колоде» наших жизненных навыков и умений. Иногда такой джокер случайно оказывается у нас на руках и внезапно… проясняется суть происходящего или разрешается сложная ситуация или реализуется наше намерение или же мы «ни с того, ни с сего» оказываемся в радостно-безмятежном состоянии…

Однако, чтобы эти способности и их эффекты стали управляемыми, нам необходимо осознать их как мета-навыки, которыми можно овладеть и намеренно развивать. Тогда наша жизнь будет гораздо более осознанной, осмысленной и интересной.

Я уверен, что на моем сайте ты найдешь много полезного, особенно если твоей ценностью является: саморазвитие, достижение успеха и счастья, обретение свободы, финансовой независимости и построение бизнеса.

Читайте также: