Могут ли в федеральном государственном органе предусматриваться должности не являющиеся должностями госслужбы

Опубликовано: 02.10.2024

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2006 г. N МФ-П42-3567 и закрепленной за Минздравсоцразвития России функцией по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России направляет рекомендации по отнесению лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, к категории "обеспечивающие специалисты", введенной Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и учрежденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы".

ПО ОТНЕСЕНИЮ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ДОЛЖНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ, К КАТЕГОРИИ

I. Основные положения и понятия

В связи со вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (далее - Указ о денежном содержании) с 1 августа 2006 года в полном объеме вступил в силу Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (далее - Указ о Реестре). В соответствии с пунктом 7 Указа о Реестре руководителям федеральных государственных органов необходимо привести наименования должностей федеральной государственной гражданской службы (далее - должность гражданской службы) в федеральных государственных органах (далее - государственный орган), а также нормативные правовые акты государственных органов в соответствие с Указом о Реестре. В связи с этим руководителями государственных органов должны быть проведены мероприятия по совершенствованию организационной структуры и введены в действие новые штатные расписания.

В соответствии с положениями о государственных органах структура и штатное расписание государственного органа утверждаются руководителем государственного органа в пределах фонда оплаты труда и численности федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие), замещающих должности гражданской службы.

Статья 9 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) устанавливает классификацию должностей гражданской службы. Должности гражданской службы подразделяются на категории "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" и "обеспечивающие специалисты", а также распределяются по пяти группам: "высшие", "главные", ведущие", "старшие" и "младшие". При этом должности категории "обеспечивающие специалисты" высшей группы должностей не имеют. В соответствии с этим в штатных расписаниях государственных органов потребуется провести разделение гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, на две категории: "специалисты" и "обеспечивающие специалисты".

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 9 Федерального закона "обеспечивающие специалисты" - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности федеральных государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Изменение штатного расписания и введение должностей категории "обеспечивающие специалисты" осуществляется на основании нормативного правового акта государственного органа (приказа, распоряжения) о проведении организационно-штатных мероприятий.

Должности категории "обеспечивающие специалисты", вводимые штатным расписанием государственного органа, могут предусматриваться как в рамках структурного подразделения государственного органа (департамента или управления, либо иного), так и в рамках подразделения, входящего в состав структурного подразделения государственного органа. Например, в первом случае должность категории "обеспечивающие специалисты" может предусматриваться для обеспечения деятельности приемной руководителя структурного подразделения государственного органа, если это предусмотрено должностным регламентом по данной должности, в другом случае должность категории "обеспечивающие специалисты" может предусматриваться в подразделении, входящем в состав структурного подразделения государственного органа.

При формировании структуры государственного органа целесообразно исходить из того, что оптимальное с точки зрения управленческой эффективности количество должностей гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты", как правило, должно составлять до 10 - 15% общей численности гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, введенные штатным расписанием государственного органа.

В части, касающейся федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1094 "О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительных органов" штатная численность департамента не может быть менее 35 единиц, управления - менее 20 единиц, отдела - менее 10 единиц, отдела в составе департамента (управления) - менее 5 единиц, а в структуру департамента и управления не могут входить менее 3 отделов.

II. Разъяснения по отнесению должностей гражданской службы

к категории "обеспечивающие специалисты"

Должности гражданской службы в структурных подразделениях государственного органа, по которым предусмотрены обязанности по приему и регистрации документов, учетно-справочная работа, связанная с документоведением и документационным обеспечением, бухгалтерией, а также обязанности по обеспечению деятельности приемной руководителя федерального государственного органа или руководителя структурного подразделения, должны преимущественно относиться к категории "обеспечивающие специалисты".

Учитывая, что отдельными структурными подразделениями государственного органа осуществляются как функции организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного обеспечения деятельности федерального государственного органа, так и иные функции (функции по выработке бюджетной политики, нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности и т.д.), в штатное расписание структурного подразделения могут включаться как должности категории "специалисты", так и должности категории "обеспечивающие специалисты".

В любом структурном подразделении наряду с должностями категории "специалисты" могут быть предусмотрены одна или несколько должностей категории "обеспечивающие специалисты". Основанием для отнесения должности к указанной категории являются, прежде всего, должностные обязанности и служебные функции, входящие в должностной регламент.

В связи с этим при отнесении некоторых должностей к категории "обеспечивающие специалисты" следует учитывать функциональное содержание служебных обязанностей по должности гражданской службы на основе должностного регламента и соответствующие требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе к гражданским служащим в зависимости от категории и группы должностей. При этом устанавливаемые в структуре государственного органа должности следует относить к той или иной категории должностей с учетом исключения факторов демотивации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, а также исходя из управленческой целесообразности, которая определяется с учетом мнений руководителей структурных подразделений и руководителя государственного органа.

Например, по главной группе должностей:

- разработка проектов организационных решений, связанных с реализацией задач подразделения, предложений по совершенствованию технологических процессов;

- обеспечение руководителя структурного подразделения или его заместителей необходимой информацией по рассматриваемым вопросам;

- обеспечение выполнения служебных заданий, соблюдения установленной технологии работ;

- участие в информационном обеспечении работы согласительных, специальных и других комиссий;

- по поручению руководителя структурного подразделения подготовка обзорных, аналитических и иных информационных материалов и справок и т.д.

По ведущей группе должностей:

- ведение делопроизводства (получение, регистрация, учет прохождения документов в подразделении и т.д.);

- организация работы службы делопроизводства;

- проведение экспертизы ценности документов;

- формирование и ведение автоматизированного информационно-справочного банка данных;

- подготовка обзорных и иных информационных материалов по вопросам, отнесенным к введению подразделения;

- подготовка отчетов, организационно-распорядительной, информационно-аналитической, технической документации;

- организационно-техническое обеспечение мероприятий, проводимых подразделением;

- ведение Web-страницы структурного подразделения;

- техническое обеспечение деятельности структурного подразделения (машинописные, копировальные работы, заполнение заявок на канцтовары, пропусков, ведение табеля и т.д.);

- систематическое информирование руководителя государственного органа, руководителей структурных подразделений и их заместителей о состоянии исполнения документов и поручений.

По старшей группе должностей:

- организация работы службы делопроизводства;

- участие в ведении делопроизводства (получение, регистрация, учет прохождения документов в подразделении и т.д.);

- техническое обеспечение деятельности структурного подразделения (машинописные, копировальные работы, заполнение заявок на канцтовары, пропусков, ведение табеля и т.д.);

- контроль за получением, регистрацией, прохождением документов в подразделении;

- ведение автоматизированного информационно-справочного банка данных;

- взаимодействие с организационными и хозяйственными подразделениями для обеспечения четкой работы и т.д.

По младшей группе должностей:

- выполнение четко регламентированных технологических процессов;

- техническое обеспечение деятельности подразделения (машинописные, копировальные работы, заполнение заявок на канцтовары) и т.д.

III. Процедуры назначения на должность гражданской

службы, освобождения от замещаемой должности и увольнения

с гражданской службы

В нормативном правовом акте (приказе, распоряжении) государственного органа должна быть указана обоснованная причина проведения организационно-штатных мероприятий:

- сокращение должностей (например, в случае если данная должность упразднена Указом о Реестре (отсутствует в нем) либо ее наименование изменилось, руководителем государственного органа принято решение об изменении структуры, штатного расписания государственного органа);

- изменение существенных условий служебного контракта (например, в случае если данная должность присутствует в Указе о Реестре и штатном расписании государственного органа, но изменились группа и/или категория должностей, условия оплаты труда и др.).

При проведении указанных мероприятий необходимо учитывать, что согласно пункту 12 Указа о Реестре переназначение лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы, на должности федеральной государственной гражданской службы производится только в случаях, если в Указе о Реестре отсутствуют наименования замещаемых ими должностей. Переназначение производится с учетом квалификационных требований к должностям гражданской службы.

О сокращении должности или об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен руководителем государственного органа в письменной форме не позднее чем за два месяца до введения соответствующих организационно-штатных мероприятий.

Переназначение гражданского служащего на должность категории "обеспечивающие специалисты" производится путем направления руководителем государственного органа официального уведомления гражданскому служащему с предложением должности, имеющейся в штатном расписании, с учетом установленных квалификационных требований и в соответствии с частью 7 статьи 71 Федерального закона и пунктом 11 Указа о денежном содержании, поскольку должность, замещаемая им ранее, сокращена либо существенные условия служебного контракта изменены.

В случае согласия гражданского служащего, ранее замещавшего должность, наименование которой упразднено в связи с введением Указа о Реестре (отсутствует в нем), на замещение должности с иным наименованием, производится его переназначение на должность гражданской службы.

В случае согласия гражданского служащего замещать предложенную ему должность гражданской службы, гражданский служащий направляет на имя руководителя государственного органа заявление о назначении его на предложенную должность, после чего в служебный контракт вносятся соответствующие изменения. Служебный контракт при этом не перезаключается.

В случае несогласия с предложенной для замещения должностью гражданской службы гражданский служащий по истечении двух месяцев с момента предупреждения о сокращении должности или об изменении существенных условий служебного контракта освобождается от замещаемой должности, увольняется с гражданской службы и служебный контракт с ним прекращается.

Принимая во внимание, что упразднение наименований ряда должностей и введение новых наименований должностей, входящих в категорию "обеспечивающие специалисты", не связано с изменением существенных условий профессиональной деятельности гражданских служащих, и, напротив, ранее выполняемые ими должностные обязанности и функции сохранены, представляется, что в этом случае основанием для увольнения и прекращения служебного контракта является сокращение должности, предусмотренное пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона.

Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы, руководитель государственного органа обязан обеспечить предоставление ему государственных гарантий, предусмотренных Федеральным законом, в том числе:

- предоставить с учетом его уровня квалификации, профессионального образования и стажа возможность замещения иной должности гражданской службы в том же или в другом государственном органе;

В целях соблюдения основных и дополнительных государственных гарантий гражданских служащих, установленных законодательством Российской Федерации, при проведении организационно-штатных мероприятий необходимо учитывать, что на основании пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" федеральные государственные служащие при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной службы в случае ликвидации федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также по сокращению штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

При увольнении с гражданской службы в соответствии со статьей 29 Федерального закона (изменение существенных условий служебного контракта по инициативе руководителя государственного органа) гражданский служащий права на пенсию за выслугу лет не имеет.

В связи с поступающими обращениями федеральных государственных органов и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 321 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет разработку методических рекомендаций по реализации Указа о Реестре в федеральном государственном органе, которые будут направлены дополнительно.

Сегодня Государственная Дума приняла во втором чтении законопроекты, внесенные Президентом во исполнение обновленных положений Конституции, предусматривающие запреты по наличию иностранного гражданства и вида на жительство за рубежом для государственных и муниципальных служащих, военнослужащих и других категорий должностей:

- проект федерального закона № 1065287-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

- проект федерального закона № 1065309-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»;

Официальный представитель Президента при рассмотрении законопроектов палатами Федерального Собрания, председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников напомнил, что такие запреты в соответствии с Конституцией уже установлены для ряда должностей, в том числе для членов Правительства, депутатов ГД, сенаторов РФ, судей, прокуроров и других. Люди, исполняющие особые государственные функции и полномочия, должны быть защищены от возможного негативного влияния извне. Конституцией предусмотрена возможность установления таких запретов и для других категорий должностей. При этом указанные ограничения не лишают человека права выбора: принимать эти условия или не связывать себя с государственной или муниципальной деятельностью.

1. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроектом предусмотрен запрет на иностранное гражданство либо вид на жительство или иное право на постоянное проживание на территории иностранного государства для ряда государственных, муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы.

С учетом поправок во втором чтении, изменения предлагаются в 25 федеральных законов. Запрет на иностранное гражданство и вид на жительство за рубежом распространяется на:

1) военную службу (в том числе в Вооруженных Силах РФ, в войсках национальной гвардии, в спасательных воинских формированиях МЧС, СВР, органах ФСБ, ФСО,органах военной прокуратуры, военных следственных органахи т.д.) – иностранное гражданство или вид на жительство допускается для военной службы по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин.

2) государственную гражданскую службу, в том числе дипломатическую службу;

3) службу в органах государственной охраны, таможенных органах, Следственном комитете, в органах внутренних дел, в федеральной противопожарной службе, в уголовно-исполнительной системе, в органах принудительного исполнения;

3) муниципальную службу;

4) государственные должности Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты РФ, должность Председателя Центрального банка РФ, высшего должностного лица (губернатора) субъекта РФ. Поправками ко второму чтению запрет распространяется и на заместителей Председателя ЦБ РФ, а также на должности Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в иностранном государстве и Постоянного представителя РФ при международной организации;

5) должности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, Уполномоченного при Президенте по правам ребенка и уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, Уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей и уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ, уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг;

6) иные государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, в том числе заместители губернаторов, депутаты региональных законодательных (представительных) органов государственной власти, председатели и члены избирательных комиссий; главы муниципальных образований, главы местных администраций; муниципальные депутаты, должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований;

7) членов региональных общественных наблюдательных комиссий за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания;

8) должности капитана морского порта и должностей службы капитана морского порта.

9) Помимо этого, к кандидатам на должность губернатора, депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ, а также уполномоченных (Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка и соответствующих уполномоченных в субъектах РФ; Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и уполномоченных в субъектах РФ; уполномоченного по правам человека в субъекте РФ, уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг) вносится требование о постоянном проживании в Российской Федерации.

Законопроект устанавливает обязанность государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц уведомить свое руководство о прекращении российского гражданства, равно как и о приобретении иностранного гражданства, либо о получении вида на жительство за рубежом.

Так, государственные служащие, в том числе военнослужащие, муниципальные служащие, другие должностные лица и работники, для которых предусматриваются соответствующие ограничения, и которые на день вступления в силу новых норм имеют иностранное гражданство либо право на постоянное проживание на территории иностранного государства, должны сообщить об этом в течение 10 дней со дня вступления в силу данного федерального закона.

Такие лица смогут продолжить службу или работу на своих должностях, при условии подачи ими документов, свидетельствующих о намерении прекратить гражданство иностранного государства. По истечении 6 месяцев лица, не представившие документы, подтверждающие прекращение иностранного гражданства или права на постоянное проживание гражданина РФ за рубежом, подлежат освобождению от замещаемых должностей и увольнению со службы, работы.

Вместе с тем гражданин РФ, имеющий иностранное гражданство, которое не прекращено по не зависящим от него причинам, в исключительных случаях может быть принят на государственную или муниципальную службу и назначен на должность, при замещении которой не требуется оформление допуска к государственной тайне. Это будет возможно в порядке, определенном Президентом. Законопроектом также предусматривается, что эти нормы не относятся к жителям Республики Крым и города Севастополя, которые были признаны российскими гражданами в результате воссоединения Крыма с Россией в 2014 году, и подали заявление об отказе от гражданства Украины, но не смогли его прекратить. Такие лица признаются гражданами России без иностранного гражданства и могут претендовать на замещение должностей государственной или муниципальной службы.

Павел Крашенинников подчеркнул, что в связи с данным законопроектом, в целях недопущения ограничений прав жителей Крыма и Севастополя при замещении государственных, муниципальных должностей и должностей государственной, муниципальной службы был внесен 6 апреля отдельный законопроект - № 1144028-7 «О внесении изменения в статью 4 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Планируется его рассмотрение в первом чтении 20 апреля.

2. Проектом федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» ТК РФ дополняется новой статьей 349.6.

Указывается, что лица, не имеющие гражданства РФ, или российские граждане, имеющие иностранное гражданство либо вид на жительство за рубежом, не допускаются к замещению в госорганах или органах местного самоуправления должностей, не являющихся должностями государственной или муниципальной службы, но для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне.

Речь, прежде всего, идет об обеспечивающим персонале (например, переводчики, программисты, бухгалтеры, инженеры, секретари) . Конкретный перечень должностей таких работников утверждается государственным органом или органом местного самоуправления.

По аналогии с первым законопроектом, устанавливается обязанность таких работников сообщать о прекращении российского гражданства или о приобретении иностранного гражданства либо права на постоянное проживание на территории иностранного государства. Также определяется порядок прекращения с ними трудового договора, если их невозможно перевести на другую работу у данного работодателя.

Изменения, предусмотренные законопроектами, предлагается вводить с 1 июля 2021 года.

1. Из перечисленных факторов, причинами для отказа гражданину в принятии на государственную службу являются:
• наличие гражданства иностранного государства
• наличие медицинского заключения о заболевании, препятствующем выполнению служебных обязанностей
• признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда

2. Из перечисленных субъектов, к должностным лицам предприятий и учреждений относятся:
• заместители руководителей
• руководители
• руководители структурных подразделений

3. Реестр государственных должностей государственной службы содержит в себе должности категорий
• “Б” и “В”

4. Служащими, работающими в государственных структурах, но не являющимися при этом государственными служащими, могут быть, например, .
• служащие государственных предприятий, учреждений и организаций

5. Государственный служащий имеет право
• заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью

6. Организованный коллектив людей, важнейшей задачей которого является осуществление непосредственного процесса производства, предпринимательской деятельности в целях удовлетворения общественных потребностей в товарах, работах и услугах, извлечение прибыли, — это:
• государственное предприятие

7. Правовые основы службы в государственных предприятиях и учреждениях закреплены в:
• различных нормативных правовых актах, в том числе в законодательстве о труде

8. Среди видов взысканий, к дисциплинарным взысканиям, применяемым к государственным служащим, относятся:
• выговор
• предупреждение о неполном служебном соответствии

9. Из перечисленных действий, государственный служащий имеет право на:
• давать показания в отношении информации, содержащей государственную или служебную тайну, в связи с возбужденным уголовным делом
• знакомиться с материалами личного дела

10. Система правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере внутренней организации государственной службы, представляет собой .
• правовой институт

11. Из перечисленных пунктов, способами занятия должностей муниципальных служащих являются:
• выборы
• зачисление по контракту
• конкурс

12. Фиксация информации о движении материальных ресурсов, результатах реализации государственно-служебных отношений, полномочий государственных органов и других фактов, влияющих на организацию и функционирование государственной службы, — это такая функция государственной службы, как .
• учет

13. Не допускается продление нахождения на государственной службе государственного служащего, достигшего возраста
• 65 лет

14. Из перечисленных положений, государственному служащему гарантируются:
• денежное содержание (должностной оклад, надбавки и пр.)
• ежегодный оплачиваемый отпуск
• медицинское обслуживание (включая членов семьи)
• обязательное государственное страхование

15. Государственная служба субъектов РФ регулируется:
• Законами субъектов РФ

16. Государственные предприятия и учреждения по своей подчиненности делятся на:
• федеральные и субъектов РФ

17. Способ замещения государственных должностей, который состоит в оценке профессиональных качеств претендентов на государственную должность, подавших заявления путем самовыдвижения, и избрании из них наиболее квалифицированных, — это:
• конкурс

18. Присвоение государственным служащим квалификационных разрядов действительных государственных советников РФ, государственных советников РФ производится:
• Президентом РФ

19. Такие принципы государственной службы, как сменяемость, подотчетность, ответственность государственных служащих, общедоступность государственной службы и т.д., основаны на:
• демократизме

20. Конституция РФ закрепила федеральную государственную службу в ведение
• Российской Федерации

21. Объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, присвоение почетных званий, награждение государственных служащих государственными наградами — это их .
• поощрение

22. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан, государственный служащий
• несет юридическую ответственность

23. Присвоение государственным служащим квалификационных разрядов советника РФ, советника государственной службы и референта государственной службы производится:
• Руководителями соответствующих государственных органов

24. В соответствии с принципом федерализма среди государственных служащих выделяют:
• федеральных служащих и служащих субъектов федерации

25. Из перечисленных источников права, государственная служба в РФ должна регулироваться:
• Конституция РФ
• акты Президента РФ и Правительства РФ
• законы субъектов РФ
• конституции и уставы субъектов РФ
• федеральные законы

26. Гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на срок
• неопределенный или не более пяти лет

27. Выборное либо, работающее по трудовому договору и выполняющее в органах местного самоуправления организационно-распорядительные функции, — это:
• должностное лицо местного самоуправления

28. Принятие решений и участие в их подготовке, получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных полномочий, посещение для этой цели различных объектов, ознакомление государственных служащих с материалами личного дела — это их .
• права

29. Из двух понятий: 1) государственные должности и 2) государственные должности государственной службы — .
• 1 является более широким, обобщающим понятием

30. Однократное продление срока нахождения на государственной службе государственного служащего допускается не более чем на:
• 1 год

31. Работники территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъектах РФ относятся к:
• федеральным служащим органов государственной власти

32. Понятие “государственный орган” является наиболее близким к понятию:
• орган государственной власти

33. Установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственной службы и ее структуры требуемому стандарту и уровню, оценка конкретных действий государственных служащих — это такая функция государственной службы, как .
• контроль

34. Предвидение изменений в результате каких-либо событий или процессов в системе государственной деятельности, в государственной службе на основе получаемых данных, профессионального опыта, практики, анализа — это такая функция государственной службы, как .
• прогнозирование

35. Испытательный срок при замещении государственной должности государственной службы может быть установлен для:
• гражданина, впервые принятого на государственную службу

36. По объему должностных полномочий государственные служащие делятся на:
• должностных лиц и иных государственных служащих

37. Из перечисленных видов службы, к службе в негосударственных организациях относятся:
• служба в администрации частных предприятий и учреждений
• служба в органах общественных объединений
• служба в органах политических партий

38. Видами конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы являются:
• конкурс документов и конкурс-испытание

39. В соответствии с принципом разделения властей по горизонтали среди государственных служащих выделяют:
• служащих законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти

40. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно, до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей, но не более чем на:
• 1 месяц

41. Из перечисленных субъектов, государственные должности занимают:
• Председатель Центрального банка России
• Чрезвычайный и полномочный посол РФ в Австрии
• заместитель Генерального прокурора Российской Федерации
• судья областного Арбитражного суда

42. Продление нахождения на государственной службе государственного служащего свыше 60-летнего возраста допускается:
• для лиц, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы

43. Государственными служащими являются:
• лица, занимающие государственные должности категорий «Б» и «В» в федеральных органах власти и органах власти субъектов РФ

44. Из перечисленных факторов, причинами для отказа гражданину в принятии на государственную службу являются:
• наличие близкого родства или свойства с государственным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому
• отказ от предоставления сведений о доходах

45. Правовой статус государственного служащего приобретают и реализуют по Закону “Об основах государственной службы Российской Федерации” только те лица, которые занимают государственные должности категорий
• “Б” и “В”

46. Среди перечисленных признаков, к признакам муниципального служащего относятся:
• занятие штатной должности в структуре муниципальной администрации
• осуществление функций и полномочий в рамках компетенции

47. Продление нахождения на государственной службе государственных служащих, достигших предельного срока пребывания на государственной службе, осуществляется:
• Решением руководителя соответствующего государственного органа

48. Особое звание (класс, чин, ранг), которое присваивается персонально государственному служащему с учетом его личных и деловых качеств и дает право занимать ряд определенных должностей, — это:
• квалификационный разряд

49. По масштабу деятельности органов государственной власти государственные служащие делятся на:
• федеральных служащих и служащих субъектов федерации

50. Государственный служащий имеет право
• вступать в профсоюз

51. Из перечисленных лиц, к субъектам исполнительной (административной) власти относятся:
• мэр
• налоговый инспектор
• сотрудник ГИБДД

52. К государственной службе по Закону “Об основах государственной службы в Российской Федерации” относится профессиональная деятельность по исполнению должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий:
• “Б” и “В”

53. Основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, — это:
• принципы государственной службы

54. Испытательный срок при замещении государственной должности государственной службы — .
• от 3 до 6 месяцев

55. Правовые статусы государственного и муниципального служащего отличаются друг от друга тем, что .
• государственный служащий не может быть депутатом представительного органа, а муниципальный служащий может

56. Гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральными законами, законами субъекта РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, обязанности по муниципальной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств местного бюджета, — это:
• муниципальный служащий

57. Решение проблемы неурегулированного статуса служащего и службы в негосударственных организациях заключается в более четком закреплении их правовых основ в:
• уставах этих организаций

58. Деление на категории “А”, “Б” и “В” относится к понятию:
• государственные должности

59. Правовые статусы государственного служащего и муниципального служащего
• похожи

60. Из перечисленных видов юридической ответственности, государственные служащие могут нести:
• административная
• дисциплинарная
• материальная
• уголовная

61. Депутатом (членом) представительного органа может быть, например, .
• муниципальный служащий

62. Аттестация государственного служащего проводится при:
• решении вопроса о присвоении ему квалификационного разряда

63. Из перечисленных документов, для поступления на государственную службу гражданин должен предъявить:
• документ, удостоверяющий личность
• документы о профессиональном образовании
• личное заявление
• медицинское заключение о состоянии здоровья
• справка из налоговых органов о представлении сведений об имущественном положении
• трудовая книжка

64. Из перечисленных субъектов, по Закону “Об основах государственной службы в Российской Федерации” государственными служащими являются:
• нет правильного ответа

65. Группа государственных должностей, устанавливаемых Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, отнесена к категории
• “А”

66. Из перечисленного, институт государственной службы как система правовых норм регулирует:
• механизм прохождения государственной службы
• система государственной службы
• статус государственных служащих

67. Из перечисленных случаев, основаниями для увольнения государственного служащего по инициативе руководителя государственного органа являются:
• достижение государственным служащим предельного возраста, установленного для замещения должности (60 лет)
• несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего законом
• прекращение гражданства РФ
• разглашение сведений, составляющих государственную или служебную тайну

68. Лицо, занимающее в государственных органах должность, предусмотренную штатным расписанием, и действующее на основании и во исполнение закона от имени, и по поручению государства и его органов, в пределах своей компетенции, и получающее за свой труд плату из средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, — это:
• государственный служащий

69. Государственные служащие, наделенные правом совершать в пределах своей компетенции юридически значимые действия властного характера, то есть действия, влекущие правовые последствия — это:
• должностные лица

70. Аттестация государственного служащего проводится один раз в:
• 2-4 года

71. Базовой основой правового регулирования государственной службы в РФ, помимо Конституции РФ, является:
• Федеральный закон

72. Понятия "предприятие" и "учреждение" законодательно определены в:
• Гражданском кодексе РФ

73. Государственные служащие предоставляют в налоговые органы сведения о полученных доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности
• при поступлении на государственную службу и ежегодно

74. Классификация: 1) высшие; 2) главные; 3) ведущие; 4) старшие; 5) младшие — относится к понятию:
• государственные должности государственной службы

75. Служба как социальная категория представляет собой деятельность
• всех служащих

76. Охрана государственной и служебной тайны, соблюдение законности, обеспечение прав и законных интересов граждан, соблюдение государственными служащими должностных инструкций — это их .
• обязанности

77. Разновидность организации, которая осуществляет с целью удовлетворения соответствующих потребностей и интересов населения социально-культурную, воспитательную, образовательную, научную, лечебную и т.п. деятельность, — это:
• государственное учреждение

78. Из перечисленных пунктов, к прохождению государственной службы относятся:
• исполнение должностных полномочий
• перемещение по службе
• применение мер поощрения и мер ответственности
• присвоение квалификационного разряда
• проведение аттестации
• продвижение по службе

79. Регулирование основ муниципальной службы относится к полномочиям
• органов государственной власти РФ и субъектов РФ

80. Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ занимают государственные должности категории(-ий):
• “А”

Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

Аттестации не подлежат гражданские служащие:

а) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

б) достигшие возраста 60 лет;

в) беременные женщины;

г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

д) замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации);

е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Аттестация гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, может проводиться в иные сроки, установленные указанными актами.

До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

Внеочередная аттестация может проводиться:

а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

б) по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя), после принятия в установленном порядке решения:

о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, в соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Организация проведения аттестации

7. Для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения:

а) о формировании аттестационной комиссии;

б) об утверждении графика проведения аттестации;

в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия формируется правовым актом государственного органа в соответствии с частями 9 - 12 статьи 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Указанным актом определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

Отзыв должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:

а) фамилия, имя, отчество;

б) замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

в) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;

г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

К отзыву об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.

Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.

Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, - также организаторские способности.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Проведение заседания аттестационной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается.

Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования;

г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по утвержденной форме. Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.

Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.

Материалы аттестации гражданских служащих представляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения.

В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий:

а) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

б) направляется для получения дополнительного профессионального образования;

в) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

График заседаний экзаменационной комиссии по приему экзамена на соответствие требованиям, предъявляемым к государственным регистраторам прав, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области.

приказ Управления Росреестра по Рязанской области от 26.02.2021 № 94-к "О проведении аттестации гражданских служащих Российской Федерации Управления Росреестра по Рязанской области"; внесены изменения приказом от 01.04.2021 № 140-к "О внесении изменений в приказ Управления Росреестра по Рязанской области от 26.02.2021 № 94-к "О проведении аттестации гражданских служащих Российской Федерации Управления Росреестра по Рязанской области" ).


2021 год

Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу в Министерство экономического развития Российской Федерации определены законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

Поступление гражданина на государственную гражданскую службу осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом. Порядок проведения конкурсов определяется Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112.

Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации, не имеющие установленных законодательством Российской Федерации ограничений для поступления на государственную гражданскую службу и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.

Информация о порядке проведения конкурса и перечне необходимых документов представлена в разделе Конкурсы.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» определены следующие квалификационные требования к должностям гражданской службы:

  • обеспечивающие специалисты (специалист 1 разряда, старший специалист 1 разряда) — профессиональное образование, нет требований к стажу работы;
  • специалисты старшей группы (главный и ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт) — высшее образование, нет требований к стажу работы;
  • специалисты ведущей группы (консультант, ведущий консультант, советник, ведущий советник, заместитель начальника отдела) — высшее образование, нет требований к стажу работы;
  • специалисты главной группы (референт, начальник отдела) — высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры, не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки
  • руководители высшей группы (заместитель директора департамента, директор департамента) – высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры, не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен специальный перечень обстоятельств, по которым гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу.

К таким обстоятельствам относятся:

  • признание гражданина решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • осуждение гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном законом порядке судимости;
  • отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
  • наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
  • близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • выход из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  • наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  • непредставление установленных настоящим Федеральным законом сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением вышеперечисленных, устанавливаются федеральными законами.

Нормативные правовые акты по вопросам поступления на государственную гражданскую службу и её прохождения:

Читайте также: