Может ли депутат законодательного собрания работать на руководящей должности

Опубликовано: 02.10.2024

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.С. Бондаря, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" изучение запроса Ленинского районного суда города Томска,

1. Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 4); условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации (статья 11). На основании данных положений Устав (Основой закон) Томской области (пункт 3 статьи 60) и Закон Томской области "О статусе депутата Государственной Думы Томской области" (пункты 1 и 3 статьи 4) устанавливают, что депутаты Думы могут работать в Думе с отрывом от основной деятельности на постоянной оплачиваемой основе или без отрыва от основной деятельности; депутат Думы, работающий на постоянной основе, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, в производстве Ленинского районного суда города Томска находится дело по заявлению граждан А.А. Лукьянова и М.В. Мордовина о признании незаконным бездействия Государственной Думы Томской области, выразившегося в непринятии в связи с их обращением решения о прекращении полномочий депутатов, совмещающих работу в Государственной Думе Томской области с другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности). При рассмотрении данного дела суд, придя к выводу, что подлежащие применению положения статей 4 и 11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 статьи 60 Устава (Основного закона) Томской области и статьи 4 Закона Томской области "О статусе депутата Государственной Думы Томской области" не соответствуют статьям 5 (часть 3), 10, 19 (часть 1) и 32 (часть 1) Конституции Российской Федерации, направил в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке конституционности названных законоположений.

По мнению заявителя, предусматривая наличие в составе законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации двух категорий депутатов, - работающих на профессиональной постоянной оплачиваемой основе, на которых распространяется запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, и осуществляющих депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, на которых указанный запрет не распространяется, эти положения допускают пониженный уровень гарантий независимости для депутатов, работающих без отрыва от основной деятельности, и не обеспечивают объективное представление ими интересов избирателей, снижают гарантии конституционного права граждан на участие в управлении делами государства через своих представителей в законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации по сравнению с федеральным парламентом, умаляют гарантии независимости законодательной власти по сравнению с исполнительной и судебной властью и тем самым нарушают конституционные принципы равенства, единства системы государственной власти, разделения властей и недопустимости снижения субъектом Российской Федерации гарантий конституционных прав граждан Российской Федерации, установленных федеральным законодательством. Заявитель полагает, что депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации должны, как и депутаты Государственной Думы, работать на профессиональной постоянной основе.

2. Согласно статье 11 (часть 2) Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (статья 77, часть 1, Конституции Российской Федерации), и общими принципами организации системы органов государственной власти (статья 72, пункт "н" части 1, Конституции Российской Федерации).

2.1. В отличие от статуса депутатов Государственной Думы, определяемого статьями 97 и 98 Конституции Российской Федерации и конкретизирующими их нормами Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", которые прямо предусматривают осуществление соответствующими лицами депутатских полномочий на постоянной профессиональной основе (статья 97, часть 3, Конституции Российской Федерации, часть первая статьи 6 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"), Конституция Российской Федерации статус депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации непосредственно не регулирует. Как следует из взаимосвязанных положений ее статей 72 (пункт "н" части 1) и 76 (части 2 и 5), данный вопрос, как относящийся к общим принципам организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подлежит разрешению в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации в соответствии с конституционными началами реализации законодательной функции в сфере совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов.

Исходя из этого Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает установление субъектом Российской Федерации условий осуществления депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности (статья 11), а также числа депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе (пункт 6 статьи 4).

На различный подход к правовому регулированию статуса депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы обращал внимание и Конституционный Суд Российской Федерации, который в Постановлении от 24 декабря 1996 года по делу о проверке конституционности Закона Московской области "О порядке отзыва депутата Московской областной Думы" указал, что Федеральный закон "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" принят не в соответствии со статьей 72 (пункт "н" части 1) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации, а в соответствии с ее статьей 71 (пункт "г"), которая относит установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности к ведению Российской Федерации.

Следовательно, названным Законом не закрепляются общие для федерального парламента и органов народного представительства в субъектах Российской Федерации принципы организации.

Установление права депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации исполнять свои обязанности как на постоянной оплачиваемой основе, так и на непостоянной основе без отрыва от основной деятельности означает, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, возможность выбора депутатами формы деятельности в составе данного законодательного органа. Эта возможность является условием выполнения депутатом обязанности по надлежащему осуществлению им депутатских полномочий в полном объеме. В то же время, определяя порядок формирования действующей на профессиональной постоянной основе части парламента, законодатель субъекта Российской Федерации призван установить надлежащее правовое основание и процедуры, гарантирующие равноправие депутатов и исключающие принятие по данным вопросам произвольных, субъективных решений (определения от 9 апреля 2002 года N 162-О по жалобе граждан А.Г. Авдейчикова, А.А. Алехина и др. на нарушение их конституционных прав пунктом 1 статьи 17 Закона Омской области "О Законодательном Собрании Омской области" и Постановлением Законодательного Собрания Омской области "О порядке приема депутатов для работы в Законодательном Собрании Омской области на профессиональной постоянной основе" и от 11 мая 2004 года N 139-О по жалобе гражданина А.А. Алехина на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 20 и пунктом 2 статьи 23 Закона Омской области "О Законодательном Собрании Омской области").

2.2. Что касается утверждения заявителя о том, что совмещение депутатом своей депутатской деятельности с иной оплачиваемой деятельностью по основному месту работы снижает уровень гарантий независимости этих депутатов и конституционных гарантий прав граждан участвовать в управлении делами государства через своих представителей, то оно является бездоказательным, не имеет конституционного или иного законодательного обоснования.

Как федеральное законодательство, так и законодательство Томской области в части, регулирующей вопросы статуса депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не допускают разноуровневого гарантирования независимости депутатов в зависимости от формы осуществления ими депутатской деятельности.

Так, Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" - вне зависимости от того, работает депутат на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности, - запрещает ему в течение срока полномочий быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 1 статьи 12), а также использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий (пункт 3 статьи 12).

Закон Томской области "О статусе депутата Государственной Думы Томской области" устанавливает, что депутат Думы не вправе получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, льготные ссуды, безвозмездные услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением своих обязанностей, а также использовать в целях, не связанных с осуществлением своей деятельности, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и информацию, полученные в связи с осуществлением депутатских полномочий (пункты "б", "г" части 2 статьи 4). Кроме того, статья 93 Устава (Основного закона) Томской области запрещает Председателю Томской Государственной Думы и его заместителям состоять в правлениях или других органах управления предприятий, учреждений, организаций, получать любые доходы, в том числе единовременные или регулярные вознаграждения от предприятий, учреждений, организаций, находящихся в собственности области либо действующих на ее территории и связанных с областным бюджетом получением из него средств для своей деятельности, самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием хозяйственного товарищества и общества, получать финансовые средства из бюджетов и внебюджетных фондов на поддержку и развитие предприятий, находящихся в их собственности (подпункты "а" - "г" пункта 1).

Требования и ограничения, связанные с осуществлением депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, учитываются при назначении соответствующим депутатам денежного содержания и других выплат, предусмотренных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Депутатам, работающим без отрыва от основной деятельности, такие выплаты не полагаются; единственным (основным) видом заработка этой категории депутатов является доход от их профессиональной деятельности, не связанной с депутатской деятельностью. Распространение на них запрета заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, привело бы к нарушению конституционных прав этих лиц.

Следовательно, возможность осуществления депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации депутатской деятельности без отрыва от основной оплачиваемой работы не нарушает принципа их независимости и объективного выражения интересов избирателей. Проверка же того, насколько соблюдаются отдельными депутатами установленные законодательством требования к условиям осуществления депутатских полномочий, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

2.3. Таким образом, оспариваемые заявителем положения статей 4 и 11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 статьи 60 Устава (Основного закона) Томской области и статьи 4 Закона Томской области "О статусе депутата Государственной Думы Томской области" о полномочиях субъектов Российской Федерации устанавливать условия осуществления депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации депутатской деятельности - на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности, не нарушают конституционные права и свободы граждан Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, пунктом 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Признать запрос Ленинского районного суда города Томска не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации" и официальных изданиях органов государственной власти Томской области.

 Как «уволить» депутата?

Законопроект, который устанавливает порядок освобождения от должности спикера Законодательного собрания Приморского края, его заместителя, председателей постоянных комитетов и их заместителей, депутатов, работающих на постоянной основе, внесла в парламент краевая прокуратура. Документ еще только будет обсуждаться на заседаниях профильных комитетов, однако уже сейчас депутаты нашли там ряд спорных моментов.

Надзорный орган провел мониторинг региональной законодательной базы и выяснил, что там имеется пробел. Местные законодатели не предусмотрели вопрос о снятии с должности своих коллег, которые в связи с противозаконной деятельностью утратили доверие граждан, правоохранительных органов или других ведомств. Так как в федеральном законе «О противодействии коррупции» такая мера, как увольнение проштрафившегося председателя парламента, существует, прокуратура решила привести приморское законодательство в соответствие с федеральным. По мнению надзорного органа, отсутствие норм и правил, которые определяют основания для освобождения от должности слуги народа, препятствует работе по противодействию коррупции в крае. Закон внесет изменения и в документ «О статусе депутата Законодательного собрания Приморского края». Он узаконит порядок проверки сведений о неисполнении депутатами парламента обязанности по принятию мер к предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Источник в Заксобрании сообщил корр. «К», что законопроект поступил в региональный парламент на прошлой неделе и будет обсуждаться, в первую очередь на заседаниях двух профильных комитетов — по региональной политике и законности, а также по регламенту, депутатской этике и организации работы ЗС ПК. «Законодательная инициатива прокуратуры Приморского края может быть следствием антикоррупционной работы, которую ведет Генеральная прокуратура. Идею о приведении краевого законодательства в соответствии с постулатами федеральной практики, возможно, и спустили сверху», — предположил собеседник «К».

При этом, считает он, законопроект «сырой», там много неясностей. В частности, документ противоречит самому статусу депутата. Ведь народный избранник — не чиновник, его выбирает население. Значит, «уволить» депутата могут только избиратели. А председатель ЗС ПК и руководители комитетов — в свою очередь выборные лица из числа депутатов. «Как их можно лишить статуса, который присвоили коллеги? И что получится, если отстраняется от должности депутат, который работает на постоянной основе, какой у него теперь статус? Он что, зарплату больше не получает или на заседания не ходит? При этом у нас есть заместители председателей комитетов, которые работают не на постоянной основе. Как с ними быть?», — задаются теперь вопросами в ЗС ПК.

До сих пор в парламенте Приморья как получали, так и лишали должностей только по решению самих депутатов. В мае 2012 г. предыдущий спикер парламента Приморья, Евгений Овечкин, добровольно подал в отставку, которую коллеги приняли. В то время Овечкин находился под домашним арестом по обвинению в хищении топлива на 50 млн руб. Осенью 2013 г. следователи приостановили расследование уголовного дела в связи с тяжелым заболеванием обвиняемого, препятствующим участию в следственных действиях. В июле прошлого года «дело Овечкина» прекращено по сроку давности.

Между тем в октябре прошлого года Конституционный суд разрешил следственным органам и судам временно отстранять от должности председателей региональных парламентов без разрешения депутатов. Такое определение КС стало ответом на обращение Мурманской областной думы, председателя которой Василия Шамбира заподозрили в хищении 42 млн руб. В феврале 2014 г. его временно отстранил от должности суд по просьбе Следственного комитета. «Временное отстранение от должности председателя законодательного органа не влечет приостановление его депутатского статуса и не мешает парламенту назначить другое лицо, которое будет временно исполнять эти обязанности», — объяснил Конституционный суд.

ГОСТ Р 57725-2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОМОЩНИКОВ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Activities of legislative (representative) bodies of the constituent entities of the Russian Federation elected officials assistants. General requirements

Дата введения 2018-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным бюджетным учреждением "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г.Санкт-Петербурге и Ленинградской области" (ФБУ "Тест-С.-Петербург")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 115 "Устойчивое развитие административно-территориальных образований"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2017 г. N 1262-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2020 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к деятельности помощников депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе правовой статус, квалификационные требования, должностные обязанности, права и ответственность, порядок планирования и организации работы.

Настоящий стандарт предназначен для применения законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.

Настоящий стандарт разработан с учетом законодательных актов Российской Федерации [1], [2], а также законов субъектов Российской Федерации о гарантиях деятельности депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, о государственной гражданской службе и о реестре государственных должностей субъекта Российской Федерации.

2 Общие положения

2.1 Помощник депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - помощник депутата, помощник) - гражданин Российской Федерации, оказывающий информационную, экспертно-аналитическую, организационную и техническую помощь депутату законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении им своих полномочий, предусмотренных действующим законодательством и регламентом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - Собрание депутатов, Собрание).

2.2 В своей деятельности помощник депутата руководствуется законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, постановлениями и решениями Собрания депутатов, распоряжениями Председателя Собрания депутатов и указаниями депутата, помощником которого он является.

2.3 Помощник депутата осуществляет свою деятельность на штатной основе - на основании срочного трудового договора, срочного служебного контракта с Собранием депутатов, либо на основании гражданско-правового договора с Собранием депутатов, либо на общественных началах.

2.4 Гражданин не может быть одновременно помощником двух и более депутатов.

2.5 Гражданин не может стать помощником депутата, а помощник депутата не может продолжать исполнять обязанности помощника депутата в случае:

- признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

- осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей помощника депутата, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

- отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение обязанностей помощника депутата связано с использованием таких сведений;

- близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с депутатом;

- выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

- наличия гражданства другого государства (других государств).

2.6 Единое для всех депутатов максимально возможное число помощников депутата Собрания депутатов, в том числе помощников, работающих на штатной основе, и максимальная (предельная) величина фонда их заработной платы и (или) средств, выделяемых на оплату работы помощников депутата по гражданско-правовым договорам, определяет Собрание депутатов.

2.7 Депутат Собрания депутатов самостоятельно осуществляет персональный подбор кандидатур на должность помощника депутата с учетом квалификационных требований к уровню их профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, знаниям и навыкам, установленных решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или распоряжением Председателя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

2.8 Руководство деятельностью помощников депутата осуществляется непосредственно депутатом Собрания, который определяет перечень обязанностей каждого помощника с учетом требований положения о помощнике (должностного регламента помощника) депутата Собрания, а также организовывает их работу. Передача помощнику полномочий депутата не допускается.

2.9 Депутат через местные средства массовой информации извещает население своего избирательного округа или территории, закрепленной за ним решением фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, о персональном составе и служебных контактах своих помощников, уполномоченных им на взаимодействие с населением и местными органами власти.

2.10 Документом, подтверждающим полномочия помощника, является удостоверение помощника установленного образца, которое оформляется по представлению депутата законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в течение семи рабочих дней структурным подразделением аппарата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Удостоверение помощника действительно до момента увольнения помощника, работающего на постоянной основе, или до окончания им работы по гражданско-правовому договору, а для общественного помощника до момента окончания его деятельности. Срок действия указанного документа не должен превышать срок полномочий депутата, помощником которого он является.

В случае увольнения или прекращения отношений помощник депутата обязан возвратить свое удостоверение в структурное подразделение аппарата Собрания депутатов, выдавшее удостоверение, а также передать депутату либо уполномоченному им лицу все документы, содержащие служебную информацию, и материальные ценности, полученные помощником депутата при осуществлении своих полномочий.

2.11 Наделение полномочиями помощника депутата оформляется распоряжением Председателя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, издаваемым:

- в отношении помощника депутата, осуществляющего свою деятельность на условиях срочного трудового договора (срочного служебного контракта: прием на работу помощника депутата по срочному трудовому договору, срочному служебному контракту), - на основании заключенного срочного трудового договора (срочного служебного контракта);

- в отношении помощника депутата, осуществляющего свою деятельность на условиях гражданско-правового договора, - на основании заключенного гражданско-правового договора;

- в отношении помощника, осуществляющего свою деятельность на общественных началах (общественного помощника), - на основании его личного заявления и представления депутата.

В представлении депутата указывается срок наделения полномочиями помощника депутата, который не может превышать срок полномочий депутата.

2.12 Постоянным рабочим местом помощника депутата является помещение, оборудованное надлежащим образом, содержание которого осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на обеспечение деятельности Собрания депутатов.

3 Срок полномочий помощника депутата

3.1 Полномочия помощника депутата начинаются со дня подписания Председателем Собрания депутатов распоряжения о назначении помощником депутата.

3.2 Срок полномочий помощника депутата не может превышать срока полномочий самого депутата. Деятельность помощника депутата автоматически прекращается со дня прекращения полномочий депутата.

3.3 Полномочия помощника депутата могут прекратиться досрочно в случаях, указанных в 2.5 настоящего стандарта, а также в случае:

- личной инициативы помощника депутата;

- инициативы Председателя Собрания депутатов, других депутатов в связи с совершением помощником депутата действий, способных нанести урон деловой репутации законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, деловой репутации, чести и достоинству других депутатов;

- смерти помощника депутата;

- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

3.4 Прекращение полномочий помощника депутата осуществляется на основании соответствующего распоряжения Председателя Собрания депутатов после его издания.

4 Помощник депутата, работающий на постоянной основе

4.1 Прием на работу помощника депутата в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и (или) законодательством о государственной гражданской службе производится на основании срочного трудового договора (срочного служебного контракта) и оформляется распоряжением Председателя Собрания депутатов.

4.2 Срочный трудовой договор (срочный служебный контракт) заключается на основании личного заявления помощника депутата и представления депутата на указанный в представлении определенный срок, не превышающий срока полномочий депутата.

4.3 Работа по срочному трудовому договору (срочному служебному контракту) является для помощника депутата основным местом работы или работой по совместительству.

4.4 Прием на работу помощника депутата может быть оформлен со дня фактического начала исполнения обязанностей, если об этом содержится указание в представлении депутата, но не ранее дня начала осуществления депутатом своих полномочий.

4.5 Кадровое подразделение аппарата Собрания депутатов должно вести личное дело на каждого принятого на работу помощника депутата.

4.6 Увольнение с работы помощника депутата до истечения срока действия срочного трудового договора (срочного служебного контракта) осуществляют:

- по представлению депутата по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

- в случае досрочного прекращения полномочий депутата независимо от срока действия заключенного срочного трудового договора (срочного служебного контракта);

- по собственному желанию помощника депутата;

- по инициативе Председателя Собрания депутатов, иных депутатов в связи с совершением помощником депутата действий, способных нанести урон деловой репутации, чести и достоинству депутата;

- в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении помощника депутата;

- в случае прекращения полномочий депутата;

- признания судом помощника депутата недееспособным или ограниченно дееспособным;

- в случае выезда помощника депутата за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

- призыва помощника депутата на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

- в случае прекращения гражданства Российской Федерации, приобретения помощником депутата гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

- по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

4.7 Помощник депутата должен работать под непосредственным руководством и выполнять поручения депутата, который организует учет и контроль за соблюдением служебного распорядка (режима работы и отдыха), передачу сведений по учету рабочего времени в кадровое подразделение аппарата Собрания депутатов для подготовки табеля и начисления оплаты труда.

4.8 Помощнику депутата, работающему по срочному трудовому договору (срочному служебному контракту), устанавливается пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов с двумя выходными днями (суббота и воскресенье). При этом продолжительность рабочего дня составляет 8 часов, перерыв для отдыха и питания в рабочее время не включается. При работе по совместительству месячная норма рабочего времени не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени, установленной для помощников депутатов.

Продолжительность рабочего дня накануне нерабочих праздничных дней сокращается на один час.

4.9 Помощнику депутата, работающему по срочному трудовому договору (срочному служебному контракту), по его письменному заявлению, согласованному с депутатом, предоставляют ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации.

Очередность предоставления оплачиваемых отпусков помощникам депутата определяется по согласованию с депутатом.

4.10 Оформление отпусков помощнику депутата осуществляется по распоряжению Председателя Собрания депутатов.

4.11 При временной нетрудоспособности помощнику выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере и на условиях, предусмотренных трудовым законодательством.

4.12 Помощники, работающие на постоянной основе, если это предусмотрено Реестром должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, могут замещать следующие должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации:

- должность главного помощника депутата, относящуюся к главной группе должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

- должность помощника депутата, относящуюся к ведущей группе должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

4.13 Правовое положение помощника, работающего на постоянной основе, определяется действующим законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации о государственной гражданской службе, Трудовым кодексом Российской Федерации, Положением о режиме работы в помещениях, занимаемых Собранием депутатов.

alt="Родные люди могут работать вместе, но выписывать друг другу премии за казенный счет им не стоит. Фото: iStock" />
Родные люди могут работать вместе, но выписывать друг другу премии за казенный счет им не стоит. Фото: iStock

Семейственность может быть хорошей и плохой. Плохо, когда большой начальник устраивает на теплые места своих сыночков и племянников. Подозрительно, когда на молодую жену высокого руководителя вдруг начинают сыпаться выгодные контракты, а муж только умиляется бизнес-талантам своей юной леди. И тому подобное.

Фото: Предоставлено Следственным комитетом РФ

Хорошо, когда семья превращается в династию, когда люди живут делом и из поколения в поколение передают секреты мастерства.

Как отличить деловые родственные связи от порочных родственных связей на госслужбе? Ответ дает специальный обзор правоприменения в сфере конфликта интересов.

Конфликт интересов - как раз ситуация, когда есть риск перепутать свой собственный карман с государственным. Подобные обзоры регулярно готовятся в течение нескольких последних лет по заданию президиума Совета при президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Сейчас вышел четвертый такой обзор.

Например, в нем разобрана ситуация: в отдаленном гарнизоне командир части принял на службу фельдшером свою жену. Это хорошая семейственность или плохая?

Ответ дали эксперты правительственных антикоррупционных служб, а также министерства труда и социальной защиты, подготовившие обзор.

Если вкратце, то можно, но с соблюдением определенных процедур. В данном случае командир их выполнил. Он уведомил своего непосредственного начальника о том, что взял на службу свою жену.

Поскольку гарнизон дальний, большого выбора у жены нет: или сиди дома и жди круглыми сутками мужа. Или иди служить под начало своему благоверному.

Однако, как указали антикоррупционные подразделения, командир в таком случае не должен единолично принимать решение поощрять или наказывать свою жену. Не важно, отличилась она или проштрафилась, такие вопросы должна решать специальная комиссия. Так что кулуарно выписать жене высокую премию командир не может. Процедура поощрения своей ненаглядной подчиненной должна быть максимально прозрачной.

"Принимая во внимание, что в силу специфики расположения воинской части и сложившейся кадровой ситуации Аттестационной комиссией рекомендовано обеспечить рассмотрение всех вопросов, связанных с установлением заработной платы, поощрением и наложением взысканий в отношении лица, замещающего должность фельдшера медицинской службы воинской части (супруги командира части) на заседаниях Аттестационной комиссии", - сказано в обзоре.

Иными словами, работать и служить вместе можно, но командовать друг другом и тем более выписывать родным людям премии надо аккуратно.

"Сам факт работы родственников в одной и той же организации или тем более в одной профессиональной сфере не свидетельствует о наличии конфликта интересов, - подчеркивает член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова. - Если родственники не имеют властных полномочий по принятию каких-либо организационных решений в отношении друг друга, то их работа внутри даже одного подразделения вполне возможна и не нарушает требования закона".

Кстати, в советские годы трудовые династии поощрядись и прославлялись. Разве не трогательно, когда сын идет по стопам отца? Но, как напоминает Мария Спиридонова, советские трудовые династии предполагали в первую очередь занятость членов семьи внутри одной отрасли или направления.

"Но даже в то время у других сотрудников возникали вопросы, в случае если отец был вправе непосредственно принимать решения, например, о премировании сына, - говорит Мария Спиридонова. - Грань, конечно, тонка, тем не менее в приведенных примерах четко исследован вопрос подчиненности. Причем подчиненность исследуется именно с правовой точки зрения, с точки зрения нормативного акта, которым такая подчиненность явно установлена".


В частности, в другом примере рассказывается о некоем ректоре университета, принявшем на работу преподавателем жену своего сына.

Понятно, что именно от свекра зависит, какая у женщины будет учебная нагрузка, насколько высокие она получит премии. Хватит ли ему мудрости, чтобы оставаться объективным при принятии таких решений?

"В целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов ректором было принято решение о рассмотрении вопроса принятия на работу супруги своего сына, установления размеров ее заработной платы, а также премирования и наложения взысканий на заседаниях ученого совета университета", - говорится в обзоре.

То есть свекр решил оформлять премии своей невестке коллегиально и счел, что этого достаточно. Однако в соответствии с уставом университета ректор является председателем ученого совета. Было бы интересно посмотреть, как кто-нибудь из членов ученого совета встанет на заседании и, смело глядя в глаза ректору, скажет, что его невестка не справляется с обязанностями и ее надо не премировать, а гнать из университета. При условии, конечно, что невестка действительно так плоха в качестве преподавателя.

Антикоррупционная комиссия, изучив ситуацию, решила, что ректор не прав. Ведь он имеет возможность оказывать непосредственное влияние на принимаемые ученым советом решения, так что рассмотрение вопросов в отношении супруги сына ректора на заседании ученого совета не является мерой по предотвращению конфликта интересов.

"По итогам заседания комиссии признано, что ректор не исполнил обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, - подчеркивается в документе. - Учитывая, что в ходе проведенной проверки не были установлены факты принятия необоснованных решений при принятии на работу супруги своего сына, установлении ей уровня заработной платы, премировании и наложении взысканий, к ректору университета применено взыскание в виде выговора".

Проще говоря, ректора спасло то, что он не успел выписать слишком крупных премий своей невестке. Иначе мог бы поплатиться и должностью.

Претензий к деловым качествам невестки не было, в вину ректору поставили только непринятие мер профилактики против плохой семейственности.

Зато никаких претензий не возникло к директору департамента государственного ведомства, заказавшему научную работу в институте, где работает его жена. Директор уведомил руководство, что на деловом горизонте появился родной человек. И не только сам отстранился от принятия решения, но и вывел своих подчиненных из состава конкурсной комиссии.

В другом деле глава городского округа выделил деньги для организации каникулярного отдыха школе, где учатся его дети. Помогать школам вообще дело хорошее. Однако в данном случае, как сказано в обзоре, "личная заинтересованность главы администрации может повлиять на объективность и беспристрастность осуществления им своих полномочий". С другой стороны, почему другие ученики должны страдать от того, что учатся вместе с сыном мэра? Чтобы ни у кого не возникало вопросов, при выделении денег должна соблюдаться специальная антикоррупционная процедура. Как сказано в документе, такие решения должны проверяться контрольно-ревизионной комиссией городского округа и Советом депутатов. Одно дело, если помогать школам - обычная практика, и другое дело, если это исключительный случай, и адресную помощь получила только школа, в которую ходят дети начальника. А уведомление о возникшей ситуации необходимо опубликовать на сайте администрации: все местные жители должны знать, что одноклассники детей мэра города поедут отдыхать за счет казны.

Кстати, недавно председатель Совета судей Виктор Момотов заявил, что необходимо законодательно закрепить и критерии конфликта интересов для судей. Если для чиновников вырабатывается вполне четкая и разумная практика, то для людей в мантиях конфликт интересов понимается достаточно широко. Допустим, если у судьи есть родственники адвоката или просто юристы, им лучше не работать по профессии вообще, иначе у судьи могут возникнуть проблемы. В Совете судей полагают, что ситуации конфликта интересов все-таки должны быть прописаны более конкретно.

"Неурегулированность в законе такой категории, как конфликт интересов, влечет за собой необоснованные отказы в назначении или переназначении достойных и отвечающих всем требованиям квалифицированных кандидатов, - сказал Виктор Момотов. - Конфликт интересов должен быть прежде всего юридическим фактом, доказанным в соответствующих процедурах, а не презумпцией и некой тенью, неуловимо преследующей кандидата".

Понятие "непотизм" появилось на Апеннинах еще в Средние века. Папы могли продвигать свои семейные интересы только путем назначения так называемых кардиналов-племянников. Подобная схема продолжает успешно работать в Италии и по сей день практически во всех областях, лишая возможности пробиться в жизни тех, кто этого порой по-настоящему достоин. Первый шаг в сторону отказа от кумовства был сделан в Италии в 2010 г. Власти одобрили закон, направленный на борьбу с непотизмом в научной сфере. Он ужесточил требования к найму сотрудников, запретив руководителю того или иного подразделения принимать на работу даже непрямых родственников - племянников, двоюродных братьев или сестер. Как показывают исследования, за прошедшие годы ситуация немного улучшилась на севере страны, а югу еще предстоит пройти длинный путь. Есть и другая проблема, которую довольно сложно обнаружить: гораздо чаще "биологического непотизма" встречается "академический непотизм", когда руководители покровительствуют не своим родственникам, а друзьям и ученикам. К примеру, в 2017 году правоохранительными органами была выявлена группа из 59 глав департаментов итальянских университетов, известных как "бароны". Они раздавали ученые степени и повышения не за заслуги, а в обмен на услуги или в угоду личному либо профессиональному интересу.

Фото: EPA-EFE/ALESSANDRO DI MEO

Семейственность, несомненно, присуща и политическим деятелям, предпочитающим окружать себя близкими, проверенными людьми и желательно, чтобы они были еще и родственниками. Специального закона для этой категории пока не существует, но на муниципальном уровне делаются первые робкие попытки, нацеленные положить конец воинствующему кумовству. Так, в 2020 году администрация города Пистоя (область Тоскана) одобрила норму, согласно которой в госучреждениях руководство и подчиненных не должны впредь связывать никакие родственные узы, которые "оказывают прямое воздействие на дальнейшее развитие карьеры".

Во Франции с сентября 2017 года действует закон о морализации общественно-политической жизни. В соответствии с целым рядом статей этого закона парламентариям, министрам, руководителям госучреждений и, что подчеркнем особо, представителям администраций на местах (городской, департаментской, региональной) запрещено нанимать родственников на работу. Причем понятие "родственники" расшифровано: это супруги, партнеры (те, кто состоит в гражданском браке), дети, родители. Для того чтобы принять на работу близких, скажем так, второго круга, а это дяди, тети, племянники разной степени, а также бывшие члены семьи, требуется специальное разрешение. Нарушителям грозят тюремное заключение до трех лет и штраф до 45 тысяч евро. Правда, такое наказание, как правило, применяют в облегченном виде. Так, женщина-мэр города Юррюнь в свое время добилась положительного решения муниципального совета, по которому земли, принадлежавшие ее мужу и родственникам с его стороны, были переведены из разряда негодных к застройке в годные. После чего земли были проданы, а прибыль составила четыре миллиона евро. Дело вскрылось, и мэр был осужден на четыре месяца тюремного заключения (условно), штраф в 10 тысяч евро, не считая возмещения убытков.

Последний год был отмечен активной борьбой федерального центра с бизнесом во власти. Эта борьба задела всех федеральных чиновников, включая депутатов Государственной Думы и членов СФ, которые непосредственно принимают законы, по которым живет страна. Коснулась чистка и губернаторов. Однако эта очистительная кампания почему-то обошла стороной депутатов законодательных собраний регионов РФ. Часть депутатов работают на так называемой неосвобожденной основе, в ряде регионов избранники – почти сплошь бизнесмены.

Один из богатейших людей России, чье личное состояние журнал Forbes оценивает в 11,2 миллиарда долларов Виктор Рашников – скромный депутат Челябинского заксобрания.

Как заявил в беседе с нами глава инициативной группы «Регионы за честную власть» Борис Сырников, «мы намерены обратиться к президенту с инициативой запретить совместительство поста депутата и бизнеса. Во-первых, это ставит в неравное положение депутатов федерального заксобрания и регионального парламента. Как известно, Госдума работает полностью на освобожденной основе, а в последний год был принят жесткий закон, запрещающий совмещать федеральным чиновникам бизнес-деятельность и работу в госорганах. Между тем ужесточение также коснулось депутатов региональных парламентов, но не всех, а кто работает на освобожденной основе. Те же, кто работает на так называемой неосвобожденной основе, могут и далее заниматься своими делами.

Возникает вопрос – откуда такая несправедливость? Разве депутат, являясь директором коммерческой структуры, не будет думать прежде о благополучии своей компании, причем, не скрывая этого? Ведь зарплату в законодательном органе он не получает, работает, так сказать, на общественных началах. Или же данный депутат-бизнесмен пошел в законодательный орган по глубинным внутренним причинам, желая принести пользу своему народу, а бизнес – не так важно, потерпит? Верится с трудом, не так ли? Желающих поддержать нашу инициативу и присоединиться к ней приглашаю обращаться в исполком движения, а также через страницу движения «Регионы – за честную власть» в Facebook».

Кто во что горазд

Получается что, по логике, для разных категорий депутатов должны быть и разные правила и ограничения, а ведь нет. Все равны перед законом. И бизнесмен-депутат и просто депутат. Тем не менее, в уставах и других документах субъектов РФ вполне предусмотрена такая возможность.

Вот выдержки из Устава Свердловской области:

«Статья 35. Условия осуществления депутатами Законодательного Собрания Свердловской области депутатской деятельности и ограничения, связанные с депутатской деятельностью.

1. Депутаты Законодательного Собрания Свердловской области осуществляют

депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности.

2. Число депутатов Законодательного Собрания Свердловской области, работающих на

профессиональной постоянной основе, устанавливается законом Свердловской области.

Депутатам Законодательного Собрания Свердловской области, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, выплачивается заработная плата в соответствии с законодательством Свердловской области.

В Челябинской области деятельность депутатов определяется законом «О статусе депутатов Законодательного Собрания Челябинской области», принятым этим же заксобранием.

В главе II этого закона говорится об условиях осуществления полномочий депутата.

Вот что в ней, в частности, сказано:

1. Депутат может осуществлять полномочия в Законодательном Собрании с отрывом от основной деятельности на профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности.

2.Число депутатов, осуществляющих полномочия на профессиональной постоянной основе, не может быть более 12 человек.

По Уставу Челябинской области заксобрание должно состоять из 60 депутатов. Судя по приведенным здесь статьям закона, лишь 12 из них могут работать на профессиональной постоянной основе и получать соответствующую зарплату – председатель, его замы, еще кто-то. Все остальные должны совмещать деятельность в заксобрании со своей основной работой. В то же время в законе сказано, что депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий. Нет ли здесь лукавства?

В заксобрании Челябинской области большинство депутатов – крупные бизнесмены

В ХМАО-Югре Законодательного собрания нет, зато есть Дума, которая в соответствии с уставом округа и соответствующим местным законом является высшим и единственным законодательном (представительным) органом власти региона. В законе о Думе в статье 18 пункте 2 сказано кратко: депутаты вправе осуществлять свои полномочия как на профессиональной постоянной, так и на непостоянной основе.

Получается, что каждый регион сам определяет, на какой основе работают депутаты их представительных органов. Разброд полный – каждый действует, кто во что горазд.

Бизнес во власти неискореним?

Московская «Политическая экспертная группа» Константина Калачева совместно с нашим сайтом «Регионы России» провела исследование на тему «Степень вовлеченности бизнесменов в политику региона» на примере Свердловской области. И оказалось, что многие бизнесмены, переписав свои активы на родственников и друзей, стали депутатами законодательного собрания региона или муниципальных образований. Или же, продолжая вести свой бизнес, проводят своих людей, зависящих от них, в эти представительные органы. Так или иначе, они активно участвуют в политических процессах области. Наиболее же крупный бизнес, присутствующий в регионе, предпочитает решать вопросы на федеральном уровне и благодаря своим связям и влиянию нередко оказывают сильнейше давление на региональную власть.

Интерес вызывает, как же система устроена в других странах? Давайте посмотрим. Во многих странах Европы законодательная власть имеет в своем составе представителей бизнеса, и это считается нормальным. Там прекрасно понимают, что фактически отстранить депутатов-бизнесменов от руководства своими компаниями невозможно. Видимо, поэтому в европейской практике далеко не всегда стремятся искоренить бизнес среди народных избранников.

Педантичные немцы к этому вопросу подошли хладнокровно — нардепы-бизнесмены в Бундестаге работают вполне легально. «Деятельность по совместительству депутатам парламента позволена, но информация о ней должна быть раскрыта и распространена на определенных условиях, – рассказывает Вольфрам Ребок, старший партнер юридической компании Arzinger. – Депутаты обязаны сообщать о своей деятельности во время членства в Бундестаге (должности, существенное участие в коммерческих структурах), в случае если их доход превышает определенную сумму в год. Эта информация должна быть представлена в официальном справочнике и на официальном сайте Бундестага, в конце резюме каждого депутата. За нарушение обязательств о разглашении может быть применен административный штраф в размере 50% годового дохода депутата».

Законодательное регулирование деятельности депутатов-бизнесменов в немецком парламенте появилось только в 2007 г., когда стало очевидным, что выходцы из коммерческих структур не собираются сжигать мосты со своим прошлым.

В России же, и в других странах СНГ, дабы закамуфлировать участие бизнеса в политике, нередко прибегают к такой уловке, как наделение депутата таким статусом, как «почетный президент» той или иной компании. Нет юридических оснований придраться к этому статусу. Но подтекст этого постсоветского феномена позволяет без лишних юридических рисков демонстрировать, кто же на самом деле в бизнесе главный. А заодно и объяснить наличие у народного избранника личного кабинета в коммерческой структуре. Этот статус – не больше чем ширма, за которой можно ежедневно руководить бизнесом, не имея на это официальных полномочий. Зарплата «почетным» руководителям, как правило, не полагается, но получать дивиденды от бизнеса депутатам не запрещено, а значит, их заинтересованность в эффективном законодательном лобби в пользу своей компании остается. В таком случае логика самого запрета на бизнес для народных избранников сомнительна.

Власть ради денег?

Для России цивилизованное присутствие бизнеса во власти на данный момент не приемлемо – слишком ослаблена идеологическая основа общества, слишком размыто понимание интересов государства, считают эксперты. В российском обществе цивилизованный лоббизм воспринимается не иначе, как коррупция. Характерна в этом смысле дискуссия, разгоревшаяся в обществе после принятия в мае закона о запрете на активы за рубежом для российских чиновников. Многими участниками дискуссии заявление премьера Дмитрия Медведева о том, что меры по переводу зарубежных активов в России не должны препятствовать приходу на госслужбу состоявшихся в бизнесе людей, было воспринято крайне негативно. Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков провел тогда социальный опрос по теме, и 74% респондентов заявили, что не согласны с Медведевым, не надо призывать во власть бизнесменов. Как выяснилось, в обществе укоренилось мнение, что Медведев благополучно работает на бизнес. «Все в России делается в интересах крупного бизнеса, – написал в блоге один из респондентов. – А в Думе правят бал едросы, члены партии воров и жуликов, которые рьяно служат крупному бизнесу. Кроме того, фактически все едросы сами, через свою родню занимаются бизнесом… Страны под названием Россия фактически нет, она вся в частных руках у воров, казнокрадов и жуликов. Так что вопрос об участии бизнеса в управлении страной практически не стоит. Вся власть в России – это бизнес».

Премьер-министр Дмитрий Медведев уверен, что бизнесмены на государственной службе – благо для страны

«Все, что делает Медведев – антинародно, поскольку мировые финансовые заправилы сделали ставку на Медведева, – считает блогер Евгений Мартынов. – Если раньше Медведев был выдвиженцем Путина, прошел от его секретаря до высших государственных должностей, то сегодня противостоит Путину. Медведев решил освободиться от влияния Путина, стать полноценным хозяином страны. Он решил, что эти заправилы сильнее. И если те решили, что Путин мешает им, то их стремления совпадают с интересами Медведева. Путин далеко не идеален, но заслуживает поддержки».

«Сейчас крупные предприниматели хотят стать депутатами-единороссами не ради иммунитета, а ради новых возможностей, – уверен политолог Владимир Васильев. – Иммунитет у них и такт есть. Качество нашей правоприменительной практики ни для кого не секрет. А вот новые возможности и знакомства – это важно. И они это там получают. Так что изменения ситуации, по крайне мере – пока, – можно не ждать».

И действительно, тема борьбы с бизнесом во власти среди самой власти в России не популярна. Так, когда в этом году началась борьба с бизнесменами во власти, один из давних представителей этой власти Игорь Шувалов заявил, что принятые меры по ограничениям для чиновников владеть зарубежными активами «не совсем разумны».

«Следующим номером программы будет, что проработал в бизнесе год, наверное, ты где-то что-то украл? Значит, ты не можешь быть депутатом Госдумы, министром», – сокрушался самый богатый член правительства.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов – самый богатый бизнесмен в правительстве России

Эти жалобы облетели десятки СМИ и сопровождались комментариями разной степени язвительности. Еще бы! О перегибах в борьбе с коррупцией заговорил чиновник, о семейных «заработках» которого ходят легенды.

«Благое вроде дело сделал президент, заставив высших госчиновников и губернаторов подавать декларации о годовых доходах. Люди, например, узнали, что самые грандиозные заработки в 2008 г. среди «кремлевских небожителей» имела семья первого вице-премьера И. Шувалова.

Инструменты контроля – возможно ли это?

Возможно ли каким либо образом контролировать деятельность депутатов и чиновников, чтобы они не использовали занимаемые ими должности ради личного обогащения, лоббирования вопросов в пользу своего бизнеса?

В отношении государственных служащих это сделать проще. Во всяком случае, действует закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», в котором достаточно четко прописаны права и обязанности чиновника. Вот выдержка из этого закона:

Статья 11. Ограничения, связанные с государственной службой .

Пункт 1. Государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено Федеральным законом или если в порядке, установленном Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

11) принимать участие в забастовках;

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Пункт 2. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом.

Чиновникам законом запрещено заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, но этот закон не соблюдается.

Побеждает жадность

Многие опрошенные нами эксперты подчеркивали: в России главное не деньги, но наличие связей. А если ещё есть деньги, то при связях деньги умножают деньги. Но наличие власти перевешивает всё: в России власть ВСЕГДА конвертируется в связи и деньги. Для нас неожиданно, но в странах Европы такие мысли посещают представителей власти очень редко. Это им просто не понятно. Они с удивлением смотрят на тебя, и их лица приобретают оттенок искреннего непонимания… Эх, нам бы такую наивность…

Политолог Ольга Чернокоз: В России все до предела просто – бизнесмен средней руки приходит во власть ради связей и ради возможностей помочь себе или кому-то, кто за это отблагодарит.

Вот что на этот счет говорит политолог Ольга Чернокоз, побывавшая во многих странах Европы:

«В западных странах, действительно, никого не удивляет, что во власти, часто даже в исполнительной, сидят богатые люди. Однако там никто не задается вопросом – не решают ли они во власти свои личные проблемы? Многим гражданам Европы сам этот вопрос покажется странным и даже смешным, «кто же им позволит?» Сама система, будучи не идеальной, давно отрегулировала этот вопрос до такой степени, что даже задавать его глупо.

Однако вовсе не стоит идеализировать западную систему. При всех плюсах, там есть и минусы, которые просто скрыты от глаз общественности умелой демагогией и демократическими ценностями. Крупные финансовые и промышленные корпорации, безусловно, решают свои вопросы во власти, иначе быть не может, однако делается это в рамках, например, тех же узаконенных лоббистских организаций, а также через финансирование на протяжении долгого времени тех или иных партий, или же через СМИ.

К слову сказать, закон о лоббизме в России так и не принят, скорее всего, именно потому, что чиновники не хотят лишать себя львиной доли коррупционного заработка и отдавать его на откуп профессионалам.

В России же пока все до предела просто – бизнесмен средней руки приходит во власть ради связей и ради возможностей помочь себе или кому-то, кто за это отблагодарит. Не исключаю, что есть и те, кто приходит во власть, чтобы сделать Россию лучше, но это скорее исключение».

Замечательный писатель-абхазец Фазиль Искандер написал примерно так: Если человек с рождения все имел, и вдруг у него всё отняли, то он будет 40 лет жить так, словно у него всё есть. Если с рождения человек ничего не имел, и вдруг ему дали всё, он будет ещё 40 лет жить так, словно у него нет ничего.

Эти последние и есть олигархи и чиновники с прилипчивыми ручонками. Это от отсутствия даже минимальных духовных ориентиров и безграмотности. Себе и потомкам портят всё своей жадностью, а заодно и народу не дают жить. Вот это и можно сказать про наших чиновников и депутатов, тех, кто внезапно обрел все в 90-е годы, не приложив к этому и минимум усилий…

Читайте также: