Можно ли занимать руководящую должность без высшего образования

Опубликовано: 02.10.2024



На вопрос читателя отвечает Елена КОРНУШЕНКО, адвокат адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ».

- Общее требование законодательства: к категории «специалисты» относятся служащие:

  • выполняющие аналитико-конструктивные функции;
  • обладающие специальными знаниями, навыками, умениями и опытом работы по определенному виду профессиональной деятельности;
  • имеющие высшее или среднее специальное образование.

По решению нанимателя должностные обязанности работника могут предусматривать выполнение обязанностей, содержащихся в квалификационных характеристиках других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности и не требующих изменения квалификации.

При приеме служащего на работу (переводе его на другую должность) нанимателем могут устанавливаться дополнительные требования к образованию, наличию степени магистра по соответствующей специальности, а также к опыту и стажу работы.


В порядке исключения

- Что, если образование не соответствует квалификационным требованиям?

- В таком случае, как правило, сотрудника направляют на переподготовку. Однако в порядке исключения на должности служащих наниматель может принимать лиц, образование и стаж работы которых не соответствуют требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности.


- Есть ли исключения из этих положений?

- Да, это случаи, установленные законодательством. Например, нормативно определено, что при назначении на должности руководителей и специалистов во внешнеэкономические и маркетинговые службы организаций, наряду с основными квалификационными требованиями, предъявляются дополнительные требования:

  • высшее образование по соответствующему направлению деятельности;
  • знание основ идеологии белорусского государства, а также законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность;
  • владение иностранными языками и персональным компьютером;
  • опыт работы по направлению деятельности структурного подразделения (для руководителей).

Максим СЕРГЕЕНКО

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

  • «Откройте, электрик!» Мошенники придумали новую схему обмана граждан
  • Таблетки с оправдательным приговором. Лекарства - враги коронавируса
  • Наши кумиры. Как сложилась судьба участников ансамбля «Песняры»
  • «Белавиа» с 26 мая приостанавливает полеты в Украину
  • БЖД назначила беспересадочные вагоны из Гродно в Москву

Свидетельство Министерства информации Республики Беларусь №1040 от 14.01.2010

Правила комментирования

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)

В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.

Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.

Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.

Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.

Так сложилось, что я не поступил после школы в высшее учебное заведение и принял решение пойти в армию. После окончания срочной службы я пошел служить по контракту, где и задержался на 6 лет.

Я думал, что буду служить до пенсии, но судьба распорядилась иначе. По состоянию здоровья я был уволен. Когда вышел за ворота КПП, я не понимал что нужно делать, ведь кроме армии в моей жизни и не было ничего.

Тут началось. бросила девушка, продал машину, начал пить. И так продолжалось на протяжении полугода. И одним утром, как точно помню, я проснулся и пока поставил ноги на пол - я вспотел и устал, появилась отдышка. В голову пришла мысль - как так то?! Как я до такого докатился? Служил в спецназе, все было хорошо, а потом все рраааааз . и вот я уже похож на алкоголика со стажем, отдышкой и синяками под глазами.

Можно ли стать директором без высшего образования? Трудоустройство, Карьера, Реальная история из жизни, Жизнь, Длиннопост

Так жить нельзя - именно эта мысль появилась в голове и очень прочно там засела.

У меня оставались какие-то копейки и на них я купил билет в один конец В СПб. По приезду в Питер, я попросил друга пожить у него, пока не сниму квартиру. Так и началась новая жизнь.

Подрабатывал в такси - это была первая работа в городе на Неве. Никаких плюсов я не обнаружил, да и зарплата оставляла желать лучшего, но этого хватило, чтобы снять квартиру и начать жить одному.

В один вечер я подвозил мужчину. Вроде ничем не примечательного, но он задал мне вопрос в конце поездки и я был очень удивлен. Он спросил - ты бывший военный? Я ответил - да. Перекинулись еще несколькими фразами - где служили, сколько и кто командир был. Он оставил свою визитку и попросил встретится в кафе, у него был ко мне разговор и предложение о работе. Через неделю я уже работал у него в фирме личным охранником-водителем. В зарплате у меня прибавилось. У этого человека я проработал достаточно долго, пока он не уехал за границу жить.

После этого я пробовал себя в продажах, где набрался опыта продавать. Это был действительно опыт холодных звонков, после которого я знал как и что можно предложить людям. Я никогда не стеснялся и не отличался этим качеством. Единственное, что напрягало - это руководство. Это были люди не особо старше меня, которые тыкали мне и орали через каждые несколько минут. Закончилось это тем, что я просто уволился.

Я думал, что уже никогда не стану на руководящую должность и не найду нормальную работу, так как образования у меня не было от слова СОВСЕМ. Только 11 классов школы.

Во всех сферах было одно и то же - все хотели, чтобы ты работал по 12 часов в сутки и платить тебе за это копейки. Но в один момент я начал изучать материалы в сфере интернет-рекламы. Мне это было очень интересно, но я боялся оставить основную работу. Да, боялся, но изучал все больше и больше материалов, стал посещать конференции, общаться с ребятами, которые достигли успеха в этой сфере. И наконец-то я решил попробовать устроиться в digital агентство.

Там был конкурс - 7 человек пришло устраиваться на эту должность. Я не питал каких-то иллюзий, поэтому просто сделал тестовое задание и ушел домой. Мои знания, которые получил обучаясь сам - очень пригодились. И тут на следующий день мне позвонили и предложили работу с хорошей зарплатой. Я стал работать обычным специалистом.

На этой должности я проработал год и тут мне стало понятно ,что вырости в данной компании не получится, так как не было высшего образования - мне так и сказали.

Я просто собрал вещи и ушел, рассчитался.

И тут мне поступило предложение от ребят, с которыми познакомился на конференции. Стал работать у них таким-же обычным спецом. Что произошло дальше?

Можно ли стать директором без высшего образования? Трудоустройство, Карьера, Реальная история из жизни, Жизнь, Длиннопост

Я работал на совесть, работал качественно и руководство это видело. Меня заметили и предложили стать руководителем отдела. Я согласился, были поставлены задачи, с которыми я справился на ура! Наладил отношения в коллективе, прибыль в компании увеличилась.

Ко мне подошел директор и сказал - я хочу, чтобы со следующей недели ты стал директором по рекламе нашей компании. Я был в шоке (мягко говоря) и сказал ,что у меня нет высшего образования и вообще я только 8 месяцев работаю. На что он мне ответил:

- Образование - это совсем не важно. У тебя есть опыт, ты отлично руководишь коллективом и мне нравится твое стремление.

Таким образом я стал директором по рекламе в крупной компании всего за 8 месяцев работы. Произошло это из-за того, что в компании просто офигенное руководство, все простые и с пониманием. Человеческое отношение здесь с каждым. Все на ты, никаких криков и попыток выжать из тебя все соки.

Я желаю каждому таких руководителей, которые стремятся создать для коллектива максимально комфортные условия, прислушиваются к их мнению и общаются на равных.

Вот так мне и не пригодилось образование)

Если вам понравилась статья - поставьте стрелку вверх) я совсем новенький пикабушник) Буду и далее вас радовать небольшими историями из жизни)

Найдены возможные дубликаты

У нас половина руководства тоже видимо закончили три класса церковно- приходской на всех, судя по тому как они пишут и излагают свои мысли. К чему я, в колхозе больше всех работала лошадь, но председателем она так и не стала. Для того, чтобы пробиться в топы образования и опыта не надо, надо жопу лизать кому надо и всем рассказывать постоянно, какой ты пиздатый.

Ещё наверно наглости и самоуверенности прихватить.

Не помешает, уж точно.

Ошибка выжившего прямо в энциклопедическом виде.

А что будет с тобой, если фирма закроется например?

К чему эти рассуждения? Завидуй молча.

У меня как раз есть вышка, дело не в этом. Парень просто поделился личным опытом. Он никого ни к чему не призывал.

если вся эта история не котолампа, то ты же понимаешь, что тебе просто повезло с работодателем? Фирма по какой-то причине закрывается, и тебе заново придется искать такого же лояльного работодателя.

Вышка - это проблема. я сам в питер приехал со средним образованием и вот некоторое время работаю начальником склада, но есть проблема. В силу того , что это бюджетное предприятие и тут бюрократия, не могут оформить как есть, я в штате как старший кладовщик, но зп и условия как у начальника. Вот и думаю, почему корочка так нужна :/

У тебя было несколько моментов везения. Вот просто везения, космической удачи, случайный пассажир, что предложил работу, ребята с конференции, директор предложивший должность. Разумеется и ты рискнул в нескольких случаях. Но пост лучше было бы назвать "Как я стал директором" потому что твой опыт по сути уникален.

Пример из жизни: Дмитрий Бачило. Широко известный в узких кругах техноблогер. У него нет высшего образования, но знаний и практики у него достаточно. Он даже делал образовательные ролики для Новосибирского универа!

Иллюстрация к комментарию

Желаю тебе, стать первым президентом без в.о )))

Главное, чтобы человек был хороший,и с головой,а наличие образования,особенно нынешних вузов,это просто бумажка.

обычно все так и происходит. если повезло - попал к адекватным людям, неплохо устроился. а если не повезло, будешь работать за копейки, и те люди которым повезло, будут говорить, что это потому что ты ленивый уебан, а они такие молодцы, добились)

Можно, в 19 лет уже был директором, а пост ниочем.

Особенно если папа миллиардер, например.

Да нет, открываешь фирму и работаешь, с папой мы не ладим, да и не милардер, на пенсии уже, в прошлом фотограф.

Смысл поста: Я охуенен!Я пиздат!

Жаль, что люди видят в открытой душе и рассказе из личной жизни только то, что человек пытается выделиться, что он такой крутой.

Поверьте, я никогда не кичился никакой работы, я никогда не пытался крикнуть - смотрите какой я из себя. Я в истории пытался донести, показать, что и без высшего образования, которое нам так навязывали родители - есть нормальная жизнь. Удачи Вам и всех благ.

Да не обращай внимания на уебанов. Не ожидай, что прямо все поймут. Мир многополярен, просто идиотов сейчас больше, время такое. Но делиться личным толпе не советую. Не оценят.

вот нахуй эта твоя портянка, ответ - да

Мдя, с такой скучной - успешный рекламщик.


В продолжение поста "Приключение на 20 минут"

Под постом было много вопросов о том как устроится работать в море. Я решил написать ответ в комментариях, но получилось как то обьемно, и я решил сделать отдельный пост (а то жалко чтобы такой коммент пропал, много букв). Тут моя история, как это было у меня.

2009 год. Мне 15 лет, пошел в средку
2011 год. 2 курс, групповая практика.
Перед практикой, за счет учебного заведения нас обучили и выдали необходимые документы и сертификаты для выхода в море, практика проходила на паруснике (устраивает училище, работа за компот, 2 месяца). После окончания практики и сдачи условного экзамена, получили сертификат для получения корочек матроса.

2012 год. 3 курс индивидуальная практика,
Вот тут и надо поднапрячься, дают 8 месяцев до выхода на учебу, ищи компанию, устраивайся, а тут кто на что горазд, кто за деньги устраивался, кто то через знакомых, у меня ни того ни другого не было (18 лет исполнилось 2 недели назад, я из другого города). Случайным образом от таких же бедолаг как я, узнал что прям у нас на районе есть кадровое агентство маленькой конторы с 10 судами, все балкера (рога и копыта), зарплата 1100$ контракт 7 месяцев (+2). Взяли меня без вопросов (может повезло, называйте как хотите). Многие мои однокурсники, пошли в компании получше, но с меньшей зарплатой в 500-600$ практикантами с верой и надеждой на дальнейшую карьеру в этой компании. Отработал 7 месяцев, заработал камни в почках, т.к. были проблемы с питьевой водой и работали в тропиках без кондиционера (судно старое 87 года, балкер 40000 dwt), но заматерел и приобрёл полезный опыт.

2013 год. 4й курс, преддипломная практика
Дают 4 месяца, на такой срок мало куда берут т.к. контракты обычно 6 месяцев. Отправил анкеты куда только можно было и пошел обивать пороги кадровых агентств, спустя где то месяц решил прибегнуть к устройству за деньги, через специальное агентство за 7000 рублей, но в день когда я должен был подписывать контракт на какой то каботажный бункеровщик, мне позвонили с компании, куда я скидывал анкету и пригласили на собеседование с документами. После сдачи тестов на английском языке (один на знание должности, второй на знание самого английского) подписал контракт на балкер dwt 70000 матросом 2го класса за 1500$, контракт 2+1, потом госы, диплом, армия.

2014 год. Пришел с Армии
С компании уже сами позвонили и предложили работу матросом, но уже на танкер 50000 dwt.

2015-2016 год.
2 контракта матросом (для набора необходимого ценза и денег на необходимые документы), поступление на заочку вышки, прохождение внутренней программы обучения для дальнейшего продвижения в компании.

2016 год. Первый контракт в офицерской должности.
Тут мне опять повезло и наша компания выкупила другую компанию, появилось много свободных мест (даже объявление по телевизору дали). Я успешно прошел собеседование, сдал тесты, получил недостающие документы, чтобы стать 4м помощником капитана.

2020 год. Итоги
Мне 26 лет, отработал:
Практикантом - 1 контракт
Матросом 2го класса - 4 контракта
4м помощником капитана - 1 контракт
3м помощником капитана - 3 контракта
Сейчас 2й помощник в первом контракте.

Выводы.
Для работы в море нужно:
1. Не боятся, что у тебя не получится или ты не достаточно хорош, чтобы работать в хорошей компании.
2. Подготовиться к сдаче профессиональных тестов на английском (в инете есть ответы)
3. Немного удачи (т.к. ты сегодня пришел у них не было мест, а завтра пришел другой устраиватся и именно сегодня какой то моряк сломал ногу на судне и срочно нужна замена, а тут человек стоит готовый с документами).
4. Несомненно многое зависит от региона пребывания, от конкуренции среди других компаний, но не стоит забывать, что можно устроиться и не в своём городе.
5. Я думаю что лучше сразу выбрать хорошую компанию (и тип судна) в самом начале своей карьеры и начинать практикантом с перспективой дальнейшего продвижения, так как если вы начнёте с жабодавов то вас вряд ли вас возьмут на флот посерьёзнее, по крайней мере сделать это будет трудно.
6. Море это не всегда большие деньги и хорошие условия, но все в ваших руках и в ваших силах. Стремитесь к лучшему, развивайтесь, покажите себя востребованным специалистом и все получится.
7. Я не знаю как это работать на берегу, но и береговые не знают какого это в море. Мы добровольно запираем себя на консервной банке, порой рискуя жизнью и жертвуем свое время/жизнь в обмен на деньги. Мы не видим как растут наши дети и стареют наши родители. Не все проблемы можно решить деньгами и бывает так, что нужна именно твоя помощь, твое присутствие, а ты за 2000 км до ближайшего берега и 10000км от дома, в такие моменты чувствуешь себя беспомощным и проклинаешь все на свете. Чаще других сталкиваемся с изменами и предательством, не каждая девушка способна принять и разделить твой выбор стать моряком. В общем как и везде есть свои плюсы и минусы.

Соискатели без высшего образования сталкиваются с несколькими проблемами:

  1. их часто отсеивают просто по умолчанию («Смотрим всех, у кого высшее образование»);
  2. они стесняются на собеседованиях и обманывают в резюме;
  3. они могут проигрывать в конкуренции с кандидатом, у которого есть высшее образование.

Еще один вариант той же проблемы — отсутствие профильного образования. Например, вчерашний дизайнер решил уйти в ИТ-сферу и начал изучать программирование самостоятельно, хотя на технической специальности никогда не учился. Работодатели вполне могут отложить резюме только на том основании, что у человека нет соответствующего диплома.

Существуют должности, для которых крайне важны конкретные и узкие профессиональные навыки, однако многие соискатели не получают даже возможности показать себя.

Что дает высшее образование на самом деле?

Служба исследований HeadHunter, опросив более 12 000 работников, выяснила следующее. Те, кто окончил вуз, подчеркивают, что в первую очередь улучшили общее интеллектуальное развитие во время обучения — это отметили 60% опрошенных. А те, кто получил среднее профессиональное образование, говорят, что в первую очередь овладели конкретными профессиональными навыками (65%).

Согласно сегодняшним представлениям о необходимых для успешной работы компетенциях, важны как конкретные умения, так и метанавыки, которые обычно как раз относят к «общему развитию». Таким образом, свои сильные стороны есть и у высшего, и у среднего специального образования. Однако важно отметить, что, кроме развилки «вуз или колледж» существует множество других вариантов для обучения.

Мы решили спросить у работодателей и сотрудников, действительно ли образование играет такую значимую роль в трудоустройстве.

Евгений Смирнов

Мне всё равно, есть ли у сотрудника «корочка» или нет. Более того, я, честно говоря, не знаю, у кого из моих сотрудников есть высшее образование, а у кого — нет. Вернее, так: знаю только о двух людях, так как оба заканчивали тот же факультет университета, где я учился.

В современном мире образование — это не гарант навыков или уровня соискателя. Программы любого российского вуза, если говорить об ИТ, безнадежно отстают от рынка. Поэтому 90% нормальных разработчиков начинают работать с первого курса, чтобы к концу обучения получить 4-6 лет опыта работы в индустрии, а не красный диплом.

О нескольких своих сотрудниках я знаю, что они прекратили обучение в вузах (в том числе, топовых в Санкт-Петербурге) именно по причине бессмысленности этого процесса с точки зрения карьерного роста.

Нормальная современная компания не оценивает кандидата по наличию или отсутствию высшего образования. Оцениваются умения и знания (hard skills), социально-эмоциональные навыки (soft skills), а также рекомендации. Я бы рекомендовал бежать из компании, в которой высшее образование является обязательным критерием, поскольку подобные компании вымрут, как мамонты.

Мария Кочакова

Когда меня нанимали на первую работу, в требованиях было гуманитарное образование — филфак или журфак, а также требовался красный диплом. У меня как раз был красный — это роль сыграло, думаю. Довольно абсурдное требование, которое сильно снижало количество возможных кандидатов. Но тем не менее красный диплом добавил баллов.

В профессии сценариста компьютерных игр и преподавателя сценаристики компьютерных игр мне очень пригодилось образование филолога — и начитанность, и русский язык, и педагогическая практика. Сценарному делу я в вузе не училась, только на практике. Но филологическое образование — литературоведение, лингвистика, русский язык — пошло на пользу.

Я сейчас как раз занимаюсь тем, чтобы технарям преподавать основы гуманитарных знаний на частных онлайн-курсах, потому что люди приходят совсем без базы. Например, им нужно поднимать сложный большой пласт мифологии, который на том же филфаке изучают на первом курсе.

При этом для того, чтобы быть сценаристом, не обязательно получать диплом сценариста. Но гуманитарное образование поможет. Я периодически нанимаю людей на аутсорс, по самым разным задачам — и на образование не смотрю, только на выполнение тестового задания и опыт, указанный в резюме.

Елена Савчук

Руководитель event-направления и клиентских коммуникаций в HeadHunter

Университет я так и не окончила: поступала в два вуза и уходила из них с первого курса, примерно через полгода. Мне казалось, что я уже взрослая, работаю, у меня есть деньги, а значит, нечего мне там делать. Из-за работы мне приходилось пропускать семинары, были проблемы с допуском к экзаменам, я волновалась и в итоге решила, что все это не для меня.

Работаю в общей сложности уже 17 лет. На каждом собеседовании мне приходилось краснеть и скрывать, что я неуч. Вернее, не скрывать, а давать ложную информацию — неоконченное высшее. Или говорила, что диплом вуза есть, но нужно его поискать, был переезд, документы потерялись. Чувствовала себя ужасно неловко в эти моменты и старалась побыстрее закрыть тему.

В результате работодатели мне не напоминали о дипломе, и вопрос сам собой сходил на нет. В целом, проблем не возникало, кроме морально-этических.

Отсутствие диплома в моем случае никак не влияет на рабочий процесс. Уже больше 10 лет я занимаюсь организацией бизнес-форумов и конференций, а этому не учат в вузах. Все познавала на практике и на опыте коллег. Сейчас сама могу кого угодно консультировать в этой сфере.

Так нужен ли диплом?

Высокая карьерная лабильность сегодня становится все более популярной тактикой профессионального развития. Многие специалисты круто меняют карьеру, переучиваясь и открывая для себя новые сферы. При этом возможностей для образования и самообразования делается больше. Альтернативой второму и третьему высшему образованию, получение которого займёт несколько лет, могут стать массовые открытые онлайн-курсы, занятия с репетиторами и, конечно, практика. Готовые проекты — это уже интересная тема для обсуждения на собеседовании.

Есть основания предполагать, что в ближайшие годы образовательная система будет развиваться и становиться сложнее, а привычные этапы и статусы утратят свою силу. Однако уже сейчас работодателям лучше обращать внимание на конкретные умения и таланты, а соискателям — запасаться рекомендациями и готовыми проектами, которые говорят об успехах куда больше, чем оценки в дипломе.

Работодатели постоянно повышают требования к уровню образования потенциальных сотрудников. Почти треть должностей, которые раньше можно было получить, располагая лишь аттестатом об окончании средней школы, теперь требуют диплома бакалавра, а для каждой четвертой должности, на которую ранее мог претендовать бакалавр, теперь нужно иметь степень магистра. В то же время 75% американцев считают высшее образование слишком дорогостоящим и недоступным.

Работодатели зачастую склонны переоценивать значимость образования из желания обезопасить себя, однако это не способствует снижению числа ошибок при отборе кандидатов. Более того, наниматели упускают из виду огромное количество потенциальных звездных сотрудников.

Компания CEO Genome yже более 20 лет помогает советам директоров и гендиректорам компаний избежать ошибок при выборе и подготовке кандидатов в высшее руководство. За это время специалисты компании создали базу данных из более чем 17 000 досье топ-менеджеров компаний и детально изучили 2600 анкет, чтобы понять, кто достигает высоких позиций и как им это удается. Исследователи по собственному опыту знали, что диплом университета Лиги плюща не гарантирует того, что кандидат окажется хорошим работником. Однако они с удивлением обнаружили, что 8% генеральных директоров в выборке и вовсе не получили высшее образование.

Карабкаться по карьерной лестнице нелегко, но еще больше затрудняет восхождение отсутствие атрибутов успешности, способных привлечь внимание потенциальных работодателей. Так как же 8% генеральных директоров удалось добраться до самого верха карьерной лестницы без диплома о высшем образовании? Они создали себе имидж беспроигрышного кандидата, блестяще реализовав три следующие стратегии.

Стать своим человеком в индустрии. Когда нет возможности создать себе репутацию с помощью научных степеней и дипломов, можно завоевать авторитет благодаря глубокому пониманию отрасли и компании, в которой вы работаете. 89% генеральных директоров без университетских дипломов начали карьеру в той же отрасли, в которой затем заняли руководящий пост, и провели в ней на 40% больше времени, чем их дипломированные коллеги. Работодатели с большей готовностью нанимают людей, имеющих опыт работы в компании или индустрии. Обширные отраслевые знания и контакты, которыми обладали гендиректора из выборки, более чем компенсировали отсутствие высшего образования. Генеральные директора без высшего образования в среднем на 25% дольше оставались на своих позициях и занимали на 13% меньше должностей, чем их дипломированные коллеги. Как правило, им требовалось на 15% больше времени, чтобы стать первым лицом компании.

70%
гендиректоров целенаправленно шли к этой должности лишь в последние годы своей карьеры, выяснили аналитики CEO Genome. Это не соответствует распространенному мнению, что амбициозные менеджеры мечтают о кресле руководителя с младых ногтей

7%
лишь столько американских гендиректоров окончили университеты Лиги плюща, а 8% вообще не получили высшего образования, по данным CEO Genome. Эти цифры опровергают мнение о том, что гендиректор обязательно должен быть выпускником элитного вуза

45%
гендиректоров совершили хотя бы одну большую ошибку в карьере. И это, по мнению CEO Genome, развенчивает миф о том, что резюме гендиректора должно быть безупречным

Боб начал карьеру в 1970 г. во время войны во Вьетнаме, где он был дешифровщиком. Вернувшись к гражданской жизни, он устроился в компанию, занимавшуюся охранными системами. Боб работал на нескольких должностях в двух организациях и подчинялся четырем разным гендиректорам. Это помогло ему завоевать такое доверие и уважение, что никто не сомневался в его квалификации. Главным достижением Боба стало приобретение, трансформация и продажа охранной фирмы, на счетах которой оставалось всего несколько тысяч долларов. Владельцы фирмы не рассматривали ее как прибыльную инвестицию. Боб продал компанию почти за $50 млн. Глубокое понимание отрасли помогло ему за девять лет преобразовать организацию: консолидировать операции, приобрести 24 предприятия, сократить безнадежные долги на 88% и вдвое увеличить прибыль.

Если вы еще не завоевали авторитет в определенной компании или отрасли, скорее всего, вам повезет в небольшой фирме. Исследователи обнаружили, что небольшие компании предъявляют не столь строгие требования к образованию и резюме кандидатов – отчасти из-за меньшего числа соискателей. Наконец, вы всегда можете попробовать основать собственную компанию. Гендиректора без высшего образования в 2 раза чаще становятся основателями компании, которой они управляют, чем их коллеги, окончившие высшее учебное заведение.

Превзойти средние показатели. Об успехах генеральных директоров без диплома красноречиво говорят сами результаты их работы. Ведь одна из четырех главных черт успешного гендиректора – надежность. Более того, это единственная черта, которая вдвое повышает ваши шансы занять эту должность.

Как рассказывать о своих талантах

Марк (имя изменено) – один из генеральных директоров из выборки. Он привык к тому, что его постоянно недооценивали, и добивался успеха, превосходя ожидания окружающих. Когда Марк в начале карьеры устроился водителем грузовика, глава компании-конкурента заметил, что он возит по три доставки в день вместо стандартной одной. «Это был неслыханный результат, поэтому он позвал меня работать к себе», – вспоминает Марк. Потом он перешел работать в торговлю, но и здесь постоянно превосходил средние показатели эффективности. Пока его коллеги обеспечивали рост продаж их подразделений с 5 до 10%, начальник Марка предложил ему добиться 30%-ного роста и пообещал выплатить сверхприбыль в качестве бонуса. Не испугавшись испытания, Марк повысил показатели своего отдела на 60% и расширил сферу влияния компании с одного города до 13 штатов. Бескомпромиссная нацеленность на результат позволила Марку меньше чем за 20 лет пройти путь от водителя грузовика до гендиректора компании стоимостью $50 млн.

Своим успехом Марк обязан умению добиваться поставленных задач и тому, что на это обратили внимание. Большинство (56%) попавших в выборку генеральных директоров без высшего образования пришли на свои должности из продаж или маркетинга. Цифры убедительнее дипломов и рекомендаций, поэтому легче привлечь внимание начальства, занимая позицию, на которой можно добиться измеримых результатов для компании.

Интересно, что в среднем генеральные директора без высшего образования провели почти вдвое больше времени в армии, чем их дипломированные коллеги из выборки. В отсутствие университетского образования военная служба может помочь приобрести полезные навыки и проявить лидерские качества.

Притягивать таланты. Попавшие в выборку генеральные директора без диплома нередко окружали себя талантливыми сотрудниками и полагались на знания и опыт членов команды. Они были скромнее и чаще выслушивали идеи окружающих вне зависимости от их статуса или должности.

Исследователи познакомились с Брайаном, когда он занял должность гендиректора кадровой компании стоимостью $350 млн. В чем секрет его успеха? Брайан делал ставку на сильных работников и искал многообещающие идеи на всех уровнях организации. Вскоре после того как он нанял новую помощницу по административным вопросам, она предложила идею, благодаря которой фирме удалось заключить крупнейший контракт в истории индустрии. Еще раньше, когда Брайан работал в другой компании, он завел привычку спрашивать клиентов о том, какие специалисты в отрасли наиболее талантливы, на их взгляд. Один из клиентов отметил человека, занимавшего более высокую позицию и зарабатывавшего намного больше, чем Брайан. Но Брайан все равно убедил этого специалиста присоединиться к своей команде. «Сегодня он возглавляет один из наших наиболее успешных филиалов», – рассказывает гендиректор.

Стремление собрать эффективную команду существенно помогает успеху ее лидера. Исследователи с удивлением обнаружили, что гендиректора, отмечавшие независимость в качестве определяющей черты своего характера, в 2 раза чаще демонстрировали низкие результаты.

На пути к вершине все мы сталкиваемся с серьезными преградами. Генеральным директорам из исследования пришлось преодолеть дополнительное препятствие – отсутствие университетского диплома. Их профессиональный путь может послужить примером для многих лидеров независимо от уровня их образования. Мы все сможем добиться большего, если будем лучше знать отрасль, в которой работаем, сосредоточимся на повышении показателей эффективности и научимся полагаться на окружающих.

Об авторах: Ким Розенкеттер Пауэлл – партнер ghSmart, фирмы по консультированию лидеров, один из лидеров проекта CEO Genome. Елена Лыткина-Ботельо – партнер ghSmart, основатель проекта CEO Genome. Вамси Тетали – консультант по вопросам лидерства в ghSmart, ранее работал в McKinsey & Company

Какими ключевыми компетенциями должен обладать сегодня управленец? Можно ли научить просчитывать риски, принимать ответственность, эффективно руководить? Можно ли научить добиваться результатов в условиях сложной и динамично меняющейся бизнес-ситуации?


На эти вопросы нет однозначного ответа. В разных компаниях нужны руководители с различными качествами, у каждого предприятия и его менеджеров свои бизнес-задачи. Нет универсального рецепта эффективности и успеха. Единственное, что сегодня можно утверждать определенно — управленцам или специалистам, которые чувствуют в себе потребность стать руководителем в будущем, необходимо учиться, и, возможно, всю жизнь.

Первой ступени высшего образования в информационный век уже недостаточно для того, чтобы получить современные компетенции для эффективного управления компанией. За 4 года обучения можно научиться самостоятельности, инициативности, но приобрести лишь базовые профессиональные знания и навыки. Многочисленные курсы и тренинги в лучшем случае решают специальные задачи — за 6−8 часов самого интенсивного обучения можно обрести знания по узкой теме. Системные углубленные знания можно получить на практикоориентированной магистратуре, которая может стать одной из ступеней образования руководителя или специалиста, нацеленного на построение управленческой карьеры.


Преимущества обучения в магистратуре Института бизнеса БГУ с углубленной подготовкой:

  1. Возможность получить образование по специальности, отличной от полученной на первой ступени. Таким образом, можно дополнительно получить смежную специальность или современные управленческие знания.
  2. Возможность углубить знания по уже полученной специальности на первой ступени. В связи с тем, что в магистратуре учатся те, кто уже работает или планирует работать в определенной сфере, то акцент в обучении осуществляется не на базовые знания и навыки, а на углубление и конкретизацию. А значит, профессионализм управленца или специалиста, его осведомленность в нюансах профессии, знание особенностей конкретной области, возрастает.
  3. У будущего магистра управления (именно такая ступень присваивается на большинстве специальностей магистратуры Института бизнеса БГУ ) формируются организационно-управленческие компетенции (лидерские качества, тактическое и стратегическое мышление, эффективное управление проектами, умение оперативно принимать решение и брать ответственность, умение сформировать слаженную команду, делегирование и др .)
  4. Магистратура дает сильные аналитические компетенции: способности находить, интерпретировать, критически оценивать информацию, способность к сравнительному анализу и синтезу и др.
  5. Во время обучения развиваются так называемые soft skillsэффективного специалиста и руководителя (коммуникабельность, высокая степень адаптивности , активность, умение внедрять новые методики, подходы, генерировать интересные, новаторские идеи, стрессоустойчивость и др.).
  6. Многолетнее интенсивное применение современных технологий обучения взрослых (бизнес-кейсы, бизнес-студии, интерактивные лекции, тренинги, супервизии, коучинг-сессии, рефлепрактикумы, деловые игры, эвристические методики и др.) качественно отличает обучение на программах магистратуры Института среди других подобных программ.
  7. Применение технологий электронного, в том числе дистанционного, обучения: большинство курсов (лекции, задания, литература) представлены на специальном учебном портале, поэтому магистранты имеют возможность заниматься комфортно, в любое удобное время.
  8. Оптимальное сочетание академических преподавателей и практиков-профессионалов. На программах магистратуры, как правило, 80% преподавателей — это профессионалы определенной сферы бизнес-управления.
  9. Активныйnetworkingдо, во время и после занятий : студенты, выпускники и преподаватели института имеют возможность плодотворного общения в среде единомышленников и создания сети необходимых деловых и социальных контактов.
  10. Очное (вечернее) и заочное обучение без отрыва от работы: в будние дни и по субботам в центре Минска — для вечерней формы; 2 сессии в год, продолжительностью 2 недели, для заочной формы.


Качество образования на специальностях магистратуры Института бизнеса БГУ подтверждается успешностью его выпускников-магистров.


Анатолий Иванович Ковалинский , первый заместитель директора, руководитель программы «Технологии управления персоналом»:

«Наши магистранты начинают демонстрировать успех уже во время учебы, когда проходят собеседования и побеждают в конкурсах на престижные управленческие должности. Выпускники работают в крупных и средних компаниях, некоторые уверенно начинают свое дело. Например, внушительное количество выпускников специальности „Технологии управления персоналом“ работают в банковской и IT -сферах. Именно эти сферы сегодня уделяют огромное внимание HR -управлению, требования, предъявляемые к руководителям кадровых подразделений, здесь очень высоки.

Многолетний успешный опыт подготовки магистров, использование интенсивных технологий образования, высокопрофессиональная команда преподавателей позволяют нашим магистрантам не только обрести профессиональные навыки, но и развивать критическое мышление, эмоциональный интеллект, проактивность, коммуникативные навыки и другие социально-личностные качества. Обучение в практикоориентированной магистратуре учит ставить перед собой новые задачи, быстро развиваться в любой области . Этим и объясняется успешные судьбы и карьерные взлеты наших магистров даже в самых конкурентных сферах бизнеса».

Специальности магистратуры Института бизнеса БГУ:

  • Инновационный менеджмент - магистр управления
  • Маркетинг - магистр экономики и управления
  • Правовое обеспечение хозяйственной деятельности - магистр права
  • Проектирование сложных интегрированных систем - магистр системного анализа и проектирования
  • Технологии управления персоналом - магистр управления
  • Управление банковским бизнесом - магистр управления и экономики
  • Управление в социальных и экономических системах — магистр экономики и управления
  • Управление логистическими системами - магистр логистики
  • Управление недвижимостью - магистр управления
  • Финансовый менеджмент - магистр управления и экономики
  • Финансы и кредит - магистр экономики
  • Бизнес-администрирование (программа МВА) - магистр бизнес-администрирования

Формы обучения — очная (дневная, вечерняя) и заочная.

Продолжительность обучения — от 1,5 до 2 лет в зависимости от специальности.

Читайте также: