Муниципальные служащие кто к ним относится список профессий

Опубликовано: 17.05.2024


Для обеспечения жизнедеятельности страны требуется обеспечить стабильную работу всех отраслей. Это народное хозяйство, органы правопорядка, социально-культурная сфера, экологические и образовательные учреждения и политические организации.

Чтобы организовать исполнение функций этих аппаратов работают специально нанятые служащие, кто к ним относится, список профессий представлен в этой статье. Они координируют социальные и финансовые процессы, занимаются вопросами правопорядка, здравоохранения и образования.

При исполнении рабочих обязанностей служащие должны соблюдать законодательные интересы тех, на чье обслуживание направлена их работа. Для этого требуется обеспечить квалификацию персонала, обеспечить средства для интеллектуального производства и регламентировать продукт услуг, а также определить рабочее время.

Служащие - это кто?

Служащий – это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях государственной, муниципальной или иной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального, регионального или муниципального бюджета.

В Российской Федерации выделяют следующие виды службы:

  • государственную гражданскую службу;
  • военную службу;
  • муниципальную службу;
  • государственную службу иных видов.

Не каждый сотрудник государственного или муниципального органа является служащим, а только лица занимающие определенные должности. Остальные будут работниками по ТК РФ.

Списки должностей федеральной государственной гражданской службы утверждаются Президентом РФ. Остальные реестры утверждаются нормативными актами субъектов РФ.

Служащие профессии - это . ?

Чтобы определиться с тем, какие профессии относятся к служащим, нужно немного рассказать о возможных должностях и их особенностях. Здесь мы будем рассматривать гражданскую службу, а служба в Вооруженных Силах РФ и других военизированных формированиях рассматривается в другой статье.

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы. К категориям относятся руководители, помощники, специалисты, обеспечивающие специалисты. Каждая категория может подразделяться на определенные группы от младшей до высшей.

Сводный список категорий и групп гражданской службы:

  • руководители;
    1. высшие должности гражданской службы;
    2. главные должности гражданской службы;
    3. ведущие должности гражданской службы;
  • помощники (советники);
    1. высшие должности гражданской службы;
    2. главные должности гражданской службы;
    3. ведущие должности гражданской службы;
  • специалисты;
    1. высшие должности гражданской службы;
    2. главные должности гражданской службы;
    3. ведущие должности гражданской службы;
    4. старшие должности гражданской службы;
  • обеспечивающие специалисты.
    1. главные должности гражданской службы;
    2. ведущие должности гражданской службы;
    3. старшие должности гражданской службы;
    4. младшие должности гражданской службы.

Помимо такого деления гражданские служащие получают классные чины. Но на них мы не будем останавливаться подробнее.

Чтобы претендовать на замещение должности гражданской службы, нужно иметь определенный уровень образования по специальности (направлению подготовки), стаж на службе или по специальности, а также обладать необходимыми навыками и умениями.

Конкретные требования могут отличаться от подразделения. Так, например, в прокуратуру г. Москвы требуются не только юристы, но и строители с программистами.

Об этом говорят проведенные конкурсы на замещение должностей гражданской службы и формирования кадрового резерва, а именно:

  • Главного специалиста отдела информационно-технологического обеспечения управления правовой статистики прокуратуры г. Москвы. - Высшее образование по специальности, направлению подготовки «автоматизированные системы обработки информации и управления»;
  • Главного специалиста отдела подготовки сводной государственной отчетности управления правовой статистики прокуратуры г. Москвы. - Высшее профессиональное образование по специальности «юриспруденция»;
  • Главный специалист отдела эксплуатации зданий и сооружений управления обеспечения деятельности органов прокуратуры г. Москвы (старшая группа) - высшее образование по специальности, направлению подготовки «строительство», «промышленное и гражданское строительство».

Так служащие - какие профессии? Это профессии, связанные с умственным трудом, документами и людьми. Те, кого в некоторых странах называют “белыми воротничками”.

Сами по себе профессии не относятся к служащим. И официально такого понятия не существует. Служащим может быть только человек, а не его профессия. От этого появляется путаница в понятиях.

Так человек получивший юридическое образование может быть служащим только, если будет занимать должность служащего. В противном случае, он будет таким же работником, как и все остальные, даже если работает в государственном органе.

Служащие профессии - список

Как сказано выше, профессии специалистов и служащих направлены на обеспечение функционирования государственного аппарата, оказание услуг населению и поддержание экономики. Занятость характеризуется творческой и интеллектуальной, нефизической нагрузкой.

Для работы требуется высокая квалификация, аналитический рационализаторский ум, эрудированность, подтвержденная дипломом ВУЗа. Часто наличие диплома оказывается недостаточным и от соискателя требуется обучение в магистратуре или аспирантуре.

Для решения общественных задач в государственной сфере необходимо безупречное знание законов, для занятости в сфере образования – знание педагогических методик, а при работе в социальной сфере – организаторские способности и личная ответственность. Другими словами, должность служащего это статусная работа с высокими требованиями к кандидатам.

Полный список всех профессий государственной службы будет достаточно большим, поэтому мы выложили только его часть.

Список профессий федеральной гражданской службы:

  • юристы,
  • государственные и муниципальные управленцы,
  • архивариусы,
  • экономисты,
  • программисты и другие ИТ-специалисты,
  • строители,
  • PR-специалисты,
  • специалисты в сфере культуры и искусства,
  • и т.д.

Бюджетники, служащие, рабочие – в чем разница?

Про государственных служащих и их особенности написано выше в этой статье. Однако, существует еще и другое определение служащим – бытовое. В этом смысле к служащим относят любых клерков, работающих в офисе независимо от организационно-правовой формы организации. Им противопоставляются рабочие.

Рабочие – это люди, занятые ручным трудом. Чаще всего имеющие начальное или среднее профессиональное образование. Например, слесари, сварщики, токари, монтажники и т.д. Полный перечень рабочих профессий утверждается и актуализируется министерствами (ЕТКС).

Бюджетники – это работники государственных органов и организаций, финансируемых за счет федерального, регионального или муниципального бюджета. От этого и пошло само название.

Самое главное, что это работники. И с ними заключаются трудовые договора, а не служебные контракты. Т.е. на этих лиц распространяются нормы Трудового Кодекса РФ.

Бюджетники не являются государственными служащими, хотя и работают в государственных структурах. Это могут быть как офисные клерки, так и рабочие.

К бюджетникам относятся:

  • Учитель
  • Воспитатель
  • Врач
  • И т.д.

Профессии, относящиеся к служащим

Существует единый классификатор профессий служащих в форме справочника ЕКСД.

Важно! Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) (ЕКСДС) распространяется не только на государственную службу, но и на коммерческие организации. Поэтому в нем перечислены все должности, даже те, которые не относятся к должностям государственной службы.

Перечень профессий рабочих, должностей служащих включает 35 выпусков. В него в различных вариациях вошли такие должности:

  • агенты;
  • воспитатели;
  • дежурные;
  • кассиры;
  • коменданты;
  • контролеры;
  • медицинский персонал;
  • воспитатели;
  • операторы;
  • охранники и смотрители;
  • секретари;
  • полицейские и детективы;
  • таксисты и экспедиторы.

Профессия государственный служащий

Так же, как отличаются профессии рабочих и должности служащих, выделяется и должность госслужащего. Такие люди работают в различных министерствах и в государственных учреждениях. Их работа заключается не в реализации услуг, а в контроле этого процесса. Они руководствуются исключительно законодательными нормами.

Трудовой день госслужащего включает несколько обязательных этапов:

  1. ведение переписки и изучение актуальных новостей;
  2. принятие важных решений;
  3. контроль действий подчиненных;
  4. участие в мероприятиях.

Еще по теме:

Муниципальные служащие профессии - список

В муниципалитетах заняты специалисты с высшим образованием по специальности «Муниципальное и государственное управление». Однако, в зависимости от размера штата, могут задействоваться и лица узкой специализации. По ФЗ 131 это бухгалтеры, менеджеры медицинской и социальной сферы, специалисты ОТ и спорта, юристы, экономисты и архитекторы. В некоторых муниципальных учреждениях для связи с общественностью привлекаются журналисты. Также часто востребованы общеотраслевые профессии служащих – документоводы и секретари.

Самая близкая к населению власть — это, как известно, местное самоуправление. Именно на этом уровне решается большинство вопросов, возникающих у жителей городов и других населенных пунктов (ЖКХ, образование и т.д.). Работу местных органов власти обеспечивают специальные чиновники — муниципальные служащие (МС).

Об особенностях их статуса вы узнаете из нашего материала. Если вы считаете, что представитель местной власти нарушил ваши права, без помощи профессионального юриста не обойтись. Также квалифицированная юридическая поддержка абсолютно необходима, если вы сами являетесь служащим и столкнулись с проблемами на рабочем месте.

Нет времени читать статью?

Где работают и чем занимаются муниципальные служащие?

Вне зависимости от того, в каком населенном пункте вы живете — городе, поселке и т.д. — на его территории обязательно есть местные органы власти (или, как их еще называют, органы местного самоуправления).

К числу таких органов относят городские и районные администрации, а также другие муниципальные структуры. Должности в подобных учреждениях занимают муниципальные служащие, исполняющие определенные обязанности в местном органе власти на возмездной основе (т.е. за денежное содержание или, проще говоря, заработную плату).

Чем же конкретно занимаются местные чиновники? Главная их задача — это обеспечение нормальной жизнедеятельности города, района и т.д. Перечень обязанностей каждого служащего зависит от того, какую именно должность он занимает.

Так, например, сотрудники комитетов (управлений) по финансам занимаются местным бюджетом, комитетов по ЖКХ — управляют сферой жилищно-коммунального хозяйства, управлений градостроительства — следят за исполнением градостроительных норм на территории муниципального образования.

Особенности правового статуса муниципальных служащих

Деятельность МС регулируется специальным нормативно-правовым актом — ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Из этого закона можно получить следующую информацию:

  • права и обязанности служащих;
  • ограничения и запреты, установленные для местных чиновников;
  • требования к служебному поведению;
  • особенности проведения конкурса на замещение должностей и т.д.

Несмотря на существование специального закона, нормы Трудового кодекса РФ также распространяют свое действие на МС. Однако, в отличие от большинства работников, которые трудятся на общих основаниях, для МС предусмотрен ряд привилегий.

Так, например, они имеют право на более продолжительный ежегодный отпуск, а также на доплаты к пенсии. Кроме того, находящиеся на муниципальной службе работники могут получить дополнительное профессиональное образование (обучение будет оплачено из средств местного бюджета).

А какие запреты установлены для местных чиновников?

Как и государственная служба, муниципальная — это не только определенные привилегии, но и немалое количество ограничений и запретов. Если вы станете служащим в местном органе власти, нужно быть готовым к тому, что вам запретят:

  • заниматься предпринимательской деятельностью (о собственном бизнесе придется забыть);
  • публично высказываться о деятельности местной власти (т.е. критиковать местных чиновников — во всяком случае, публично — вы больше не сможете);
  • принимать звания и награды от иностранных государств без разрешения работодателя;
  • разглашать конфиденциальные сведения и служебную информацию;
  • выезжать в командировки за счет средств других лиц (если об оплате командировки договорится сам орган власти, то можно);
  • быть поверенным третьих лиц в органах власти;
  • заниматься оплачиваемой деятельностью без письменного разрешения работодателя (если оплата будет происходить за счет средств иностранных государств) и т.д.

Также после поступления на муниципальную службу потребуется отчитываться обо всех своих доходах и расходах (а также о расходах и доходах мужа/жены и несовершеннолетних детей).

То есть просто так купить квартиру уже не получится: вы будете обязаны рассказать работодателю, за какие именно средства приобреталась недвижимость. И еще один момент, к которому не все бывают готовы: сведения о доходах, расходах и принадлежащем вам и членам семьи имуществе будут публиковаться в открытых источниках (на сайте органа власти, в котором вы работаете).

Хочу стать муниципальным служащим. С чего начать?

Если никакие запреты вас не пугают и вы все же хотите начать трудиться на муниципальной службе, нужно иметь в виду, что поступление на нее — не всегда простая задача. Искать вакансии можно непосредственно на сайтах органов власти, на ресурсах службы занятости и на кадровых порталах. Для того чтобы трудоустроиться, нужно соответствовать требованиям, которые предъявляются к:

  • уровню образования;
  • стажу (встречаются вакансии без предъявления требований к стажу);
  • состоянию здоровья (для поступления на службу предоставляется медицинское заключение).

Нередко поступление на муниципальную службу происходит на конкурсной основе. Это означает, что вам будет нужно не только собрать пакет документов, но и успешно пройти все конкурсные испытания.

В каждом органе разрабатывается свой порядок проведения конкурса. Но, как правило, чаще всего он состоит из двух этапов — выполнения тестовых заданий и прохождения собеседования. Если вы окажетесь лучшим среди претендентов, с вами будет заключен трудовой договор.

Подведем итоги. Муниципальными служащими являются те сотрудники, которые работают в органах местного самоуправления на соответствующих должностях.

Порядок поступления на службу и ее последующего прохождения регулируется специальным законом. Если у вас возникли вопросы относительно статуса местных чиновников, особенностей трудоустройства и т.д., рекомендуем обратиться за консультацией к юристу.

Трудовое законодательство распространяется на всех работников любых предприятий и учреждений. При этом в отношении отдельных категорий сотрудников действуют особые нормы. К ним в первую очередь относятся лица, замещающие должности муниципальной службы. Их деятельность кроме ТК регламентирует ФЗ № 25 и прочие отраслевые нормативные акты. Рассмотрим далее особенности, которыми обладают должности муниципальной службы.

должности муниципальной службы

Общая характеристика

Должности государственной и муниципальной службы предусматриваются в федеральных, региональных и местных органах власти, аппаратах избирательных комиссий. Указанные структуры формируются на основании положений уставов МО, законодательств субъектов РФ. Должности муниципальной службы устанавливаются для исполнения определенного круга обязанностей. Они связаны обеспечением реализации органами власти и избирательными комиссиями их полномочий. Основанием для введения постов выступает реестр должностей муниципальной службы. Их наименования используются при формировании штатных расписаний.

Специфика

Квалификационные требования к должностям муниципальной службы, стажу работы, профессиональным знаниям, навыкам, которые необходимы для выполнения обязанностей, определяются нормативными актами местного самоуправления. В зависимости от уровня профподготовки сотрудникам присваивают классные чины. Их наименования утверждаются региональными законами. Группы должностей муниципальной службы определены в ст. 8 ФЗ №25.

Классификация

В перечень должностей муниципальной службы включены:

  1. Руководители. Они формируют высший начальствующий состав. В него включены непосредственно руководители МО, органов самоуправления и прочих властных структур, а также их заместители.
  2. Советники (помощники). Эти должности муниципальных служащих учреждаются на конкретные сроки. Они совпадают с периодом исполнения обязанностей лиц, обеспечением работы которых занимаются помощники.
  3. Специалисты. Эти должности муниципальных служащих учреждаются для документационного, информационного, организационного, хозяйственного, финансово-экономического, профессионального и иного обеспечения деятельности органов самоуправления и избирательных комиссий. Специалисты назначаются без ограничения срока. Реестр должностей муниципальной службы включает в себя разделение их на старших, младших и ведущих.

требования к должности муниципальной службы

Описание категорий

Руководящие должности муниципальной службы разделяются на следующие категории:

  1. Ведущие. К ним относят заместителей председателей комитетов, начальников управлений и отделов МО. Ведущими должностями являются также начальники подразделений, секторов.
  2. Главные. К ним относят первых заместителей глав, руководителей администраций, управляющих делами МО, начальников органов самоуправления, председателей контрольно-счетных структур, а также начальников отделов и их заместителей.
  3. Высшие руководящие должности МО.

Специалисты, как выше было указано, могут быть:

  1. Ведущими. Это консультанты.
  2. Старшими. Ими являются главные и ведущие специалисты.
  3. Младшими. Ими являются специалисты 1-й, 2-й категорий, а также не имеющие категории.

Если гражданин занимает должность специалиста и одновременно выполняет функции главного бухгалтера или его заместителя, разрешено двойное наименование поста.

Квалификационные требования к должностям муниципальной службы

Сотрудники, зачисляемые в штат, должны обладать соответствующими:

  1. Уровнем профобразования, специализацией.
  2. Опытом и стажем работы.
  3. Уровнем знаний законодательства РФ, в том числе конституционных положений, норм региональных и иных правовых актов.

замещение вакантной должности муниципальной службы

Образование

Замещение вакантной должности муниципальной службы допускается лицом, имеющим:

  1. Для высших и главных постов – в/о по соответствующей специализации. Допускается иметь высшее профессиональное образование по направлению "государственное и муниципальное управление". Аналогичное или равноценное образование рекомендуется и для старших и ведущих сотрудников.
  2. Для младших служащих – профессиональное с/о по специализации муниципальных должностей либо равноценное ему.

Перевод сотрудников

По положениям ст. 72.1 ТК он может быть постоянным либо временным. В первом случае необходимо согласие сотрудника, оформленное письменно. После его получения составляется соглашение к основному договору. В соответствии с ним издается приказ о переводе. Служащий может быть повышен или понижен. Последнее осуществляется по итогам аттестации. В этом случае также требуется согласие работника. Если сотрудник его не дает, наниматель вправе уволить его в течение 1 месяца с даты получения результатов аттестации. По истечении указанного срока расторжение договора с сотрудником, равно как и понижение его в должности не допускается. Временный перевод может производиться без согласия работника. Однако в этом случае за сотрудником сохраняется его прежняя должность и место осуществления деятельности. В трудовую книжку запись не вносится, но издается соответствующий приказ. В качестве оснований для его утверждения выступают документы, подтверждающие необходимость временного перевода.

Нюанс

Если временный перевод сотрудника стал постоянным, издается соответствующий приказ. На его основании вносится запись в трудовую. При этом дату указывают ту, с которой был осуществлен временный перевод. Достаточно часто на практике возникает вопрос: допустимо ли на определенный период перевести работника, который не является муниципальным служащим, на такую должность? В данном случае следует обратиться к нормам законодательства. В ст. 72.2 ТК и ФЗ № 25 не предусматривается никаких ограничений для замещения должностей муниципальной службы на время отсутствия основного сотрудника. Однако при этом должны выполняться определенные условия. В частности, необходимо учитывать требования к должности муниципальной службы, предусмотренные в законах субъектов РФ.

должности государственной и муниципальной службы

Подразделения

В муниципальных органах образуются необособленные структуры. Процесс их формирования регламентируется правовыми актами МО. Органами самоуправления, в которых работают муниципальные служащие, являются районные и городские администрации. Структура последних достаточно сложна и имеет ряд особенностей. Вместе с главой администрации и его заместителями в нее включены:

  1. Сектора и отделы.
  2. Отраслевые органы. Эти структурные подразделения наделяются статусом юрлица, имеют самостоятельный баланс, круглую печать и банковский счет. К отраслевым органам относят разнообразные департаменты, комитеты и управления.
  3. Территориальные структуры. Ими являются администрации городских районов. Эти структуры также выступают в качестве юрлиц. Они функционируют в соответствии с уставами и положениями, утверждаемыми городской администрацией.

Территориальные и отраслевые органы также имеют свои подразделения. К примеру, в Управлении образования могут присутствовать отделы по правовому и кадровому обеспечению, по защите прав несовершеннолетних и так далее. Руководит отраслевым органом начальник департамента (управления). Он назначается на должность и освобождается от нее по решению главы администрации. Начальник отраслевого органа представляет интересы департамента (управления) без доверенности, принимает на работу сотрудников и увольняет их, утверждает инструкции, положения о подразделениях, штатное расписание. В уставе предусматриваются и иные обязанности для этого служащего. Управление работой районных администраций осуществляется на принципах единоначалия. В качестве руководителей выступают их главы. Вместе с этим они являются заместителями высшего должностного лица администрации города. Соответственно, последний назначает руководителей на их посты.

перечень должностей муниципальной службы

Перевод сотрудника в другое подразделение

Принимая во внимание структуру администрации города, можно сформулировать следующий вывод. При переводе муниципального служащего из одного подразделения в другое на ту же должность в пределах единого отраслевого органа его согласие не запрашивается. В данном случае имеет место перемещение работника, о чем оформляется соответствующий приказ. Если перевод производится из одной отраслевой структуры в другую, то осуществляется расторжение договора с прежним нанимателем и заключение его с новым. Это обусловливается тем, что разные органы выступают как отдельные юрлица. Соответственно, на такие случаи распространяются положения ст. 72.1 в части 2 ТК. Перевод такого рода производится по письменному согласию или просьбе сотрудника.

Особые случаи

В ТК предусмотрены обстоятельства, при наличии которых наниматель обязан осуществить перевод муниципального служащего на другую должность. В качестве первого основания выступает состояние здоровья работника. По ст. 73 ТК служащего, нуждающегося в переводе на иную должность в связи с медицинским заключением, по его письменному согласию наниматель должен переместить на другую работу, не противопоказанную ему. Здесь необходимо учесть один нюанс. Если сотруднику необходим временный перевод (на срок 2-4 месяца), он отказывается от перевода на другую работу на постоянное время либо у нанимателя отсутствует соответствующая должность, работодатель обязан на весь срок, определенный медицинским заключением, отстранить его от деятельности с сохранением за ним должности.

Еще одним основанием является изменение технологических либо организационных трудовых условий. О них сотрудники уведомляются не меньше чем за 2 месяца до их начала. Если при структурной реорганизации либо по иным причинам условия, определенные сторонами, не могут оставаться прежними, разрешено их изменение по инициативе нанимателя. Корректировка трудовых функций служащих при этом не допускается. Сотрудники могут выразить несогласие с новыми условиями. В этом случае наниматель должен предложить им перевод.

Следующее основание касается восстановления в должности лица, ранее ее занимавшего. Оно осуществляется по решению госинспекции по труду или суда. Соответственно, сотруднику, который замещал должность этого субъекта, должен быть предложен перевод.

Еще одним основанием выступает заключение договора с нарушением ограничений, предусмотренных в ТК или ином федеральном законе. Если оно допущено по вине сотрудника, наниматель не должен предлагать ему другую должность.

замещающие должности муниципальной службы

Административное наказание

В законодательстве предусматривается ответственность для работников, нарушающих требования норм. Некоторые виды наказаний исключают возможность продолжения сотрудниками их прежней деятельности. Стоит отметить, что в ч. 1 19-й статьи ФЗ № 25 предусматривается специальное основание для прекращения трудовых отношений с работником. Им выступает дисквалификация служащего. В указанном законе не предусмотрен перевод сотрудника на другую работу при назначении ему этого наказания. Нормативно этот вопрос не урегулирован. В этой связи, по мнению экспертов, если сотрудник был дисквалифицирован, то наниматель обязан предложить ему другую должность, но не связанную с муниципальной службой. Если же других вариантов задействовать гражданина в учреждении нет или он не согласен с таким переводом, руководитель вправе расторгнуть договор.

Оформление документов

Для приказа о переводе предусмотрена унифицированная форма Т-5 (5а). Прочие документы – уведомление и соглашение – оформляются в произвольном виде. При этом должны учитываться требования инструкции по делопроизводству, разработанной в конкретном регионе и утвержденной уполномоченными органами власти субъекта.

должности муниципальной службы устанавливаются

Дополнительно

В законе № 25-ФЗ допускается принятие граждан на муниципальную службу для замещения соответствующих должностей по результатам конкурса. Условия их проведения определяются региональными и федеральными нормативными актами. Требования к кандидатам устанавливаются в соответствии со спецификой деятельности, категорий и групп должностей. При этом во многих нормативных актах местного уровня предусматриваются ограничения. В частности, устанавливается, что при переводе служащих на другую работу, которая связана с проведением организационно-штатных мероприятий по упразднению или ликвидации органов самоуправления, сокращению численности сотрудников, изменению штатного расписания или структуры либо в связи с состоянием здоровья, конкурс не проводится.

муниципальная должность

Муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность, осуществляемую на постоянной основе. Она не предусматривает выборный порядок назначения. Нормативное регулирование деятельности, требований, предъявляемых к муниципальным должностям, особенностей правового статуса работников осуществляется в соответствии с ФЗ № 25, законами субъектов РФ, а также уставами МО.

Общие принципы

В ФЗ № 25 установлены основные положения организации муниципальной службы. Эта профессиональная деятельность базируется на следующих принципах:

  1. Верховенство Конституции, федерального и регионального законодательства над прочими нормативными актами, инструкциями при реализации работниками своих обязанностей и обеспечении их прав.
  2. Приоритет свобод и прав человека и гражданина, непосредственное их действие.
  3. Самостоятельность территориальных органов власти в рамках их полномочий.
  4. Компетентность и профессионализм муниципальных служащих.
  5. Ответственность сотрудников за невыполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
  6. Равный доступ граждан к службе в соответствии с их профессиональной подготовкой и способностями.
  7. Единство требований, предъявляемых к деятельности в РФ, с учетом исторических, культурных и других особенностей территории.
  8. Социальная и правовая защищенность работников.
  9. Внепартийность деятельности.

должности муниципальной службы

Специфика

Государственные и муниципальные должности существуют в тесном взаимодействии друг с другом. Эту взаимосвязь обеспечивают:

  1. Единство ключевых квалификационных требований.
  2. Общие ограничения и обязательства при осуществлении деятельности.
  3. Единство требований к профподготовке, переподготовке, а также повышению квалификации сотрудников.
  4. Соотносительность основных условий начисления зарплаты и предоставления соцгарантий, в том числе пенсионного обеспечения семей на случай потери кормильца.

Муниципальные должности местного самоуправления

В законодательстве указаны ключевые признаки данной категории. В первую очередь следует отметить, что муниципальная должность предусматривается уставом МО в соответствии с региональным законодательством. Она предполагает определение полномочий на решение вопросов территориального значения, ответственности за их реализацию. Муниципальная должность характеризуется строго установленным кругом обязанностей.

муниципальный служащий это

Важный момент

В РФ не допускается дискриминация граждан в доступе к муниципальной службе. При рассмотрении кандидатур не имеет значения пол, раса, вероисповедание, национальность, имущественное положение, происхождение, место жительства и прочие обстоятельства. На муниципальных служащих распространяются положения законодательства о труде с особенностями, определенными в ФЗ № 25.

Особенности установления

Перечень муниципальных должностей определяется нормативными актами территориальных органов власти. Он устанавливается исходя из потребностей конкретного МО. Общий реестр муниципальных должностей утверждается региональным законодательством. В нем могут быть установлены посты для непосредственного обеспечения реализации полномочий выборных лиц. Такие должности муниципальной службы замещаются путем подписания трудового договора. Он заключается на срок полномочий указанных лиц.

Назначение

Муниципальный служащий – это категория работников, исполняющих обязанности за денежное вознаграждение, которое выплачивается за счет бюджетных средств. Порядок осуществления профессиональной деятельности устанавливается в уставе МО в соответствии с региональным и федеральным законодательством. На должности муниципальной службы могут назначаться лица, достигшие 18 лет.

государственные и муниципальные должности

Квалификационные разряды

Законодательство предусматривает процедуру аттестации или экзамена, которую должен пройти муниципальный служащий. Это необходимо для присвоения ему квалификационного разряда. Он указывает на соответствие профподготовки установленным требованиям. Квалификационные разряды, правила их присвоения, сохранения при поступлении либо переводе работников на иные посты в территориальные органы власти или госструктуры, а также при увольнении определяются региональным законодательством в соответствии с ФЗ.

Права

Муниципальная должность предполагает наличие ряда возможностей для гражданина, ее замещающего. В частности сотрудники имеют право:

  1. На обеспечение надлежащих организационных и технических условий для выполнения ими своих обязанностей.
  2. Ознакомление с документами, определяющими их полномочия и ответственность.
  3. Оплату труда и прочие выплаты, предусмотренные в законодательстве.
  4. Отдых, обеспечиваемый определением нормальной длительности рабочего времени, предоставлением праздничных и выходных дней, ежегодных отпусков (основного и дополнительных).
  5. Получение материалов и информации, необходимых для реализации своих полномочий.
  6. Внесение предложений, направленных на совершенствование деятельности территориального органа власти.
  7. Доступ в местные органы самоуправления, общественные и прочие организации в установленном порядке.

перечень муниципальных должностей

Гарантии

Муниципальная должность позволяет гражданину:

  1. Получать для ознакомления кадровые документы о нем до включения их в личное дело, приобщать письменные объяснения и прочие бумаги к этим материалам.
  2. Требовать защиты данных о нем.
  3. Проходить переподготовку, повышать уровень квалификации, продвигаться по карьерной лестнице.
  4. Состоять в профсоюзе.
  5. Заявлять о необходимости проведения служебной проверки.
  6. Получать пенсионное обеспечение в порядке, предусмотренном в федеральном законодательстве.
  7. Защищать свои права и законные интересы, в том числе путем обращения в судебные инстанции.
  8. Получать медицинскую страховку, защиту жизни и здоровья, имущества.

реестр муниципальных должностей

Обязанности

Муниципальная должность предполагает определенную ответственность гражданина. В частности она устанавливается за невыполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей. К ним относят:

  1. Соблюдение конституционных положений, законодательства, устава МО и прочих нормативных актов, а также обеспечивать их исполнение.
  2. Поддерживать квалификационный уровень, необходимый для осуществления своей профессиональной деятельности.
  3. Соблюдать интересы и права организаций и граждан при реализации своих полномочий.
  4. Надлежащим образом выполнять свои обязанности.
  5. Соблюдать распорядок территориального органа власти.
  6. Не разглашать информацию, составляющую тайну, охраняемую федеральным законодательством, и сведения, ставшие известными в связи с исполнением своих обязанностей.
  7. Сообщать о приобретении другого гражданства и отказа от подданства РФ.
  8. Бережно относиться к муниципальному имуществу, в том числе предоставленному для выполнения обязанностей.

муниципальные должности местного самоуправления

Ограничения

ФЗ № 25 установлены запреты для муниципального служащего. Гражданин, занимающий пост в территориальном органе власти, не вправе:

Законодательство также не допускает использования в нерабочих целях средств материально-технического, информационного и финансового обеспечения, прочего имущества, а также сведений, ставших известными в рамках исполнения своих обязанностей.

Работающий персонал подразделяется согласно выполняемым функциям. Каковы факторы, влияющие на определение категорийности персонала, какие должности относятся к рабочим, а какие к служащим, расскажет эта статья.

Какие категории персонала бывают

Персонал: классификация по категориям

Классификация персонала по категориям

Всего существует две категории работников: рабочие и служащие. Ко второй категории относятся:

  • административный персонал;
  • управленцы;
  • инженеры;
  • кадровики.

В классификаторе подразделения персонала всего существуют две категории профессий, к таковым относятся:

  1. Рабочие. Эти работники заняты на непосредственном производстве. Они занимаются выпуском продукции, на которой и специализируется данное предприятие. Причем производственные площади они должны содержать в надлежащем состоянии.
  2. Служащие. К ним относятся работники, не занятые непосредственным изготовлением продукции, однако их деятельность косвенно либо напрямую связана с производством. Они могут выполнять задачи по решению важных вопросов технологии, а также выполнять вспомогательную работу.

В производственном процессе фигурирует несколько основных моментов, а именно:

  • выполнение производственных задач согласно уровню мастерства;
  • влияние образовательного уровня;
  • степень профподготовки;
  • повышение квалификации по выполняемым работам;
  • какая мотивация приводит к выполнению задач качественно;
  • специалистами установлено, что есть непосредственная зависимость материального состояния сотрудников и способности экономики быть конкурентоспособной от категорийности работающего персонала.

Внутренние критерии производства:

  • продукция должна соответствовать требования стандартов;
  • как организован на предприятии технологический процесс.

Внешние критерии производства:

  1. Влияние уровня демографии.
  2. Общественные моральные нормы.
  3. Юридические принципы.
  4. Критерии, характеризующие рынок рабочих вакансий.

Как распределяется персонал по категориям

Персонал: распределение по категориям

Распределение персонала по категориям

К внешним факторам, влияющим на развитие производства, в том числе на выпуск востребованной обществом продукции относятся:

  1. Показатель численности трудоспособного населения.
  2. Уровень грамотности рабочего и служащего персонала.
  3. В какой сфере занятости производятся работы.
  4. Правильное распределение производственных сил.

Не менее важны при оценке характеризующих параметров количество и качество выпускаемой товарной продукции.

Персонал подразделяется на следующие категории:

  1. Трудовые ресурсы. Сюда относят население, которое способно выполнять производственные задачи, при этом обладает определенным возрастом и образованием. Это непосредственно выполняющие трудовые функции граждане, а также потенциальные работники.
  2. Иные работники. Это сотрудники с опытом работы и уровнем профподготовки, деятельность которых осуществляется по временному трудовому соглашению.

Субъекты хозяйствования способны решать задачи, которые не соответствуют главному их назначению. Поэтому возникают трудности при определении значимости работающих на вспомогательном производстве.

Всего отличают две подгруппы, а именно:

  • занятых на выполнении важных задач производственного процесса или непосредственным обслуживанием технологического оборудования;
  • вспомогательные работники, выполняющие функцию по обслуживанию первой подгруппы работников.

При начислении заработка обязательно учитываются эти моменты.

Образование групп по категорийности персонала

Классификация персонала производится исходя из следующих критериев:

  1. Руководящий состав.
  2. Специалисты в структуре организации.
  3. Рабочий персонал.
  4. Обслуживающий персонал.

В состав руководящего состава входят следующие работники:

  • директора и начальники;
  • управляющие работники;
  • начальники участков;
  • мастера участков;
  • заместители по всем направлениям.

К специалистам относят следующих работников: бухгалтеры, экономисты, инженеры, юристы, социологи, нормировщики и иные. К служащим относят: секретарей, чертежников, агентов, учетчиков, делопроизводителей и иных.

Персонал подразделяется на: производственный и вспомогательный.

Кто относится к служащим

Кто относится к служащим

Служащие: кто к ним относится

Работающие на предприятии или в организации сотрудники, занимающиеся умственным трудом, являются служащими. Эти категории людей заняты практически во всех производственных сферах: в машиностроении, строительстве, образовательных учреждениях и иных организационных структурах. Если гражданин трудится в области обеспечения социальной защиты, то требуется соответствующее образование и непременно творческий подход к выполнению задач.

К служащим также относят государственных служащих, менеджеров и иных чиновников, а на промышленных предприятиях необходимо создание штата инженеров и специалистов.

Деятельность сотрудников, относящихся к служащим, направлена на обеспечение нормального функционирования госаппарата, а также оказание услуг для населения и поддержание государственной экономической структуры.

Безусловно, для такой работы необходима соответствующая квалификация, которая подтверждается образованием. Но далеко не всегда диплома достаточно, бывает и такое, что нужно образование: специалист, бакалавриат или магистратура.

Для того чтобы грамотно решать производственные задачи, необходимо знать законы и нормативные акты, методики по линии педагогии, а также способности организовывать мероприятия. Должность служащего является ответственной, и поэтому требования к кандидатам повышенные.

Список по профессиям

Документ, определяющий списочный состав служащих — это единый классификатор. В перечне всего 35 частей, в него входят работники следующих профессий:

  • воспитатели всех учреждений;
  • дежурные по предприятиям или организациям;
  • работники кассовых аппаратов или кассиры;
  • медицинские сотрудники;
  • полицейские;
  • работники детективных агентств;
  • секретариат;
  • логисты;
  • таксисты;
  • работники сферы контроля.

Все перечисленные профессии, а также производные от этих должностей, должны иметь соответствующее образование.

О профессиях «государственный и муниципальный служащий»

Кто такой госслужащий

В трудовом дне государственного служащего содержится несколько последовательных этапов:

  1. Изучение достоверной информации.
  2. Ведение переписки с организационными структурами.
  3. Способность принимать важные решения.
  4. Обеспечение контроля за работой подчиненных.
  5. Участие в общественных и иного характера мероприятиях.

Для трудовой деятельности в муниципальных образованиях принимаются граждане со специальным образованием, но если позволяет штатное расписание, то можно задействовать лиц с более узкой специализацией. Это могут быть бухгалтеры, юристы, специалисты по ОТ, медики, архитекторы и иные сотрудники. Довольно часто были и остаются востребованными секретари и делопроизводители.

В чем разница между служащим и специалистом

Оказывается, между служащим и специалистом имеется небольшая разница, поэтому эти категории сотрудников не нужно путать:

В самом определении «специалист» заложено довольно емкое понятие. Этот сотрудник должен уметь разбираться в своей сфере деятельности очень хорошо и знать все тонкости, так как за его плечами существует большой опыт работы или его образование позволяет обладать такими знаниями.

После прохождения обучения в вузе, как правило, присваивается категория «специалист». На должностях специалистов работают многие, а деятельность их по профессиям может быть разной. В структурах организаций существуют разные оценки этим категориям работников: от простого специалиста до ведущего.

Служащий — это сотрудник, трудовая деятельность которого связана с решением умственных задач. Главное его отличие — чтобы он работал на кого-либо, например, был торговым представителем или оказывал услуги по разработке проектно-сметной документации.

Однако в большинстве случаев разницу между специалистом и служащим обнаружить не представляется возможным. К примеру, финансист будет считаться не только специалистом, но и служащим одновременно.

У специалиста имеется социальный статус, и он также выполняет работу в профессиональной сфере. Специалист означает, что сотрудник трудиться по своей профессиональной сфере, а служащим считается работник социальной сферы.

О категории должностей госслужбы смотрите в этом видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Читайте также: