На какие профессии возложены функции социального контроля

Опубликовано: 03.10.2024

Любящие пофилософствовать и поругать общество люди часто рассуждают о свободе, которой, с их точки зрения, так не хватает человеку в современном мире. Однако, живя в обществе, мы должны считаться с его законами и нормами, даже если они нам не нравятся. Потому что анархия, безвластие, а значит, и произвол сильного гораздо хуже, чем любые законы. К тому же влияние общества проявляется не только на формальном, но и на неформальном, психологическом уровне. И это очень значимое для нас влияние называется социальным контролем.

Что такое социальный контроль

Несмотря на название, социальный контроль – это необязательно надзор общества за каждым его членом и насильственное управление поведением людей. Это прежде всего незаметное и часто практически неощутимое влияние. Социальный контроль воспринимается как внешняя, подавляющая сила, только если человек сознательно или неосознанно нарушает общепринятые нормы, не оправдывает ожидания членов его сообщества.

Воспитанный в рамках определенного социума человек проходит социализацию еще в детстве, усваивает нормы и правила поведения. Поэтому он может и не замечать действия социального контроля, ведь его убеждения, ценности и принципы не противоречат общепринятым.

Поэтому в психологии социальный контроль рассматривается прежде всего как влияние общества на формирование социально приемлемого поведения индивида. И только в случае асоциального поведения, нарушения групповых норм, уклонения от выполнения обязанностей своей социальной роли становится заметна другая сторона социального контроля – принуждающая и подавляющая.

Таким образом, социальный контроль нельзя рассматривать как внешнюю силу по отношению к полноценному, социализированному члену общества. Любой нормальный взрослый человек является таким же проводником социального контроля, как и другие люди. В отличие от социального, формально-правовой контроль осуществляют специальные органы государства, стоящие как бы над обществом.

Инструменты социального контроля

Формальный контроль опирается на возможности и статус государственных институтов, в том числе на силовые структуры, суд, СМИ. Это дает возможность широко использовать и воспитательные меры, и средства убеждения, и меры принуждения. Социальный контроль работает совсем по-другому. Хоть такие каналы, как убеждение, принуждение и воспитание, у него тоже имеются, но инструменты, механизмы и способы воздействия в социальном контроле совсем другие.

Механизм психического подражания


Этот механизм назван основным инструментом неформального контроля еще в XIX веке в труде основателя социальной психологии Г. Тарда. Психическое подражание – очень древнее явление, обеспечивающее выживание и стабильное существование любого социума: не только человека, но и высших животных.

У человека подражание проявляется в копировании (чаще неосознанном) поведения, приемов общения, средств и форм коммуникации окружающих людей. Именно этот механизм считается основным и самым действенным инструментом социализации и социального контроля в раннем детстве. Причем подражание у людей играет даже более важную роль, чем у животных, потому что человеческий ребенок рождается практически полностью лишенным врожденных, инстинктивных форм поведения. Прямохождению, речи, предметной деятельности, рациональному мышлению он учится у взрослых, преимущественно через подражание. Тогда как, например, щенка не нужно учить лаять и вилять хвостом – это заложено у него природой.

В старшем возрасте, когда человек уже может осмыслить свои поступки, подражание продолжает играть огромную роль. Те нормы поведения, которым следует наше ближайшее окружение, усваиваются прежде всего через подражание. И часто это происходит неосознанно, а стереотипы поведения закрепляются на подсознательном уровне. Поэтому усвоенные нормы соблюдаются автоматически, можно сказать, рефлекторно.

Никакое убеждение, а тем более принуждение в этом случае уже не нужно, и социальный контроль проходит интериоризацию, то есть становится внутриличностным. Более того, нарушение другими людьми социальных норм вызывает чувство дискомфорта, неправильности, желание прекратить асоциальные действия. То есть усвоив правила поведения и групповые ценности, человек сам становится проводником социального контроля.

Механизм психического подражания делает работу социального контроля незаметной, и человек просто его не ощущает и не задумывается о нем, не чувствует ни насилия, ни принуждения общества.

Экспектации

ценности и нормы общества

Вы замечали, как часто мы делаем не то, что нам хочется, а то, что от нас ждут окружающие: родные, друзья, коллеги? Нет, они не заставляют нас силой или убеждением, часто они вообще ничего не говорят. Просто мы знаем, что эти люди ждут от нас определенных поступков, и поэтому совершаем их. Для этого есть несколько причин:

  • мы не хотим огорчать друзей и близких;
  • стремимся заслужить уважение или поддержать имидж;
  • понимаем необходимость соответствовать принятой роли;
  • просто привыкли делать то, что ждут от нас более авторитетные, значимые, взрослые люди.

Эти социальные ожидания и называются экспектациями (от англ. expectation). Не высказываемые вслух, не навязанные силой, они управляют нашим поведением. Наиболее показательным примером влияния экспектаций является следование стереотипам социальных ролей. Так, зная, что ждут люди от продавца, врача, сотрудника ЖКХ, представители этих профессий сознательно или неосознанно стараются соответствовать ожиданиям. Интересно, что данный механизм играет не только позитивную роль. Например, сотрудник ГИБДД тоже знает эти экспектации.

В семье, в кругу друзей, в сообществе коллег – везде экспектации являются действенным инструментом социального контроля. Муж звонит жене, если задерживается на работе, потому что знает – супруга ждет этого звонка. Сотрудник офиса остается после окончания рабочего дня, чтобы доделать горящий проект совместно с коллегами, потому что знает – они ждут от него именно такого поступка.

Экспектации, конечно, не являются жестко заданными, и, случается, люди не следуют им, не оправдывают ожидания окружающих. Тогда социум применяет к ним социальные санкции.

Санкции

Это важный инструмент социального контроля, выполняющий функции как принуждения, так и поощрения. Термином «социальные санкции» обозначается любое действие социума, направленное на регулирование поведения человека в соответствии с групповыми нормами. Санкции бывают двух видов:

  • позитивные или поощряющие, демонстрирующие одобрение социума и поддержку действий одного из его членов;
  • негативные или осуждающие – различные формы наказания или принуждения, направленные на индивидов, нарушающих общепринятые правила и нормы.

Социальные психологи считают, что позитивные санкции работают эффективнее негативных, так как поощрение стимулирует к свершению правильных, полезных для общества поступков. А вот наказание и осуждение может вызвать обиду, раздражение, гнев и даже отторжение и демонстративное асоциальное поведение.

Большинство социальных санкций, как позитивных, так и негативных, связаны с общественным мнением – той сферой, в которой ставятся и решаются все общегрупповые проблемы, в том числе связанные с поведением отдельных членов группы. Правда, чаще всего это касается только таких поступков, которые затрагивают интересы социума в целом.

Общественное мнение

Общественное мнение

Общественное или групповое мнение – это отношение социума к каким-то значимым для него событиям, в том числе и к действиям отдельных людей. Оно считается интегральным явлением, то есть результатом взаимодействия людей, обсуждающих важный вопрос или событие. В средствах массовой информации можно встретить такую фразу: «Он является выразителем общественного мнения». С точки зрения психологии, это неверно. Выразителем мнения социума не может быть отдельно взятый человек, даже лидер, такое мнение не является и «средним арифметическим». И даже, бывает, не совпадает с точкой зрения большинства членов социума. Вот такой парадокс. Для исследования общегрупповой точки зрения по какому-то вопросу в психологии есть специальные методики, например, фокусированное групповое интервью, по-другому – метод «фокус-групп».

Общественное мнение – очень действенный инструмент социального контроля. Часто от осуждения 1-2 человек можно и отмахнуться – это их личное мнение, и оно ничуть не более значимо, чем ваше. Но осуждение сообщества в целом человеком переживается очень тяжело. Оно иногда создает настолько гнетущую психологическую атмосферу, что нарушитель норм бывает вынужден покинуть группу, оставить свою работу, а то и переехать на другое место жительства.

Но и одобрение общественного мнения воспринимается очень позитивно, оно словно дает человеку крылья, вдохновляет на важные, значимые поступки, побуждает жертвовать собственными интересами ради блага социума. Недаром же есть такая поговорка: «На миру и смерть красна».

Функции социального контроля

Социальный контроль – важная часть жизни общества, которое без него вообще бы не могло существовать. Он важнее формально-правового, так как опирается не на законы, принятые группой людей, а на потребности общества, на традиции, на нормы, почитаемые большинством членов группы. Нередко социум даже менее строг к нарушителю формального закона, чем к тому, кто не уважает групповые нормы и традиции. Среди множества функций социального контроля можно выделить основные:

  1. Регулирование поведения и отношений людей в социуме.
  2. Обеспечение процесса социализации, то есть усвоения индивидом норм группы.
  3. Функция адаптации – социальный контроль помогает новому члену сообщества приспособиться к требованиям социума.
  4. Интеграция – обеспечение эффективного взаимодействия членов группы и сплочение их вокруг общих традиций и норм.
  5. Защита общегрупповых интересов, обеспечение безопасности членов сообщества.
  6. Поддержание стабильности социума, предотвращение попыток отдельных индивидов разрушить устоявшиеся нормы и ценности.

Отношение к социальному контролю может быть далеко не однозначным, а временами и откровенно негативным. Ведь в ряде случаев он не только ущемляет права отдельных личностей, но и поддерживает явно устаревшие и непрогрессивные нормы и ценности. Но следует помнить, что это главный механизм, обеспечивающий стабильность общества. Часто социум просто не переживает слишком кардинальные изменения, а когда рушится социальный контроль, наступает анархия и хаос.

Все участники социальных отношений в структуре социального контроля могут быть отнесены к субъектам, агентам или объектам воздействия. Субъекты социального контроля представляют собой обособленные от общества институционализированные общности, обладающие собственными потребностями, на удовлетворение которых они нацелены.

Под агентом социального контроля понимается несамостоятельный субъект социального контроля, реализующий функции субъекта социального контроля по отношению к его объектам на основании делегированных основным субъектом социального контроля полномочий. Реализуя интересы основного субъекта социального контроля, агент действует в рамках делегированных им полномочий сам, выступая по отношению к нему в роли промежуточного объекта социального контроля. В свою очередь объекты социального контроля представляют собой членов общества и социальные институты, в отношении которых осуществляются меры социального контроля.

Потребности субъектов в осуществлении социального контроля обусловлены спецификой функционирования, что дает возможность классифицировать их по ряду критериев. Одним из факторов, обеспечивающих статус субъекта, является наличие собственности. Это позволяет выделить три основных вида качественно различающихся между собой субъектов социального контроля исходя из возможности и особенностей их реализации права собственности:

- социальные элиты, реализующие в рамках субъектно-объектных отношений право владения ресурсами общества и плодами социальной организации;

- административный аппарат ( сотрудники социальных институтов, выполняющие делегированные им в процессе социального управления и контроля функции), в рамках субъектно-объектных отношений реализующий право распоряжения общественными ресурсами от имени социальных институтов;

- социальные институты, реализующие право пользования общественными ресурсами от имени общества.

В зависимости от специфики деятельности все субъекты социального контроля могут быть разделены на два вида: экономические и административные. Первый представлен хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность в сфере экономических отношений. Здесь можно выделить два подвида, исходя из особенностей институциализации: предпринимательские субъекты, представляющие собой переходную форму между межличностным сообществом и социальным институтом, и корпоративные субъекты, представляющие собой продукт социальной организации.

Второй вид субъектов этой группы представлен административными органами власти, осуществляющими свою деятельность в сфере социального управления по территориальному принципу.

Административные субъекты социального контроля в государствах федеративного типа могут быть разделены на три подвида:

- федеральные субъекты, представленные административными органами власти федерального уровня социального управления и их подразделениями на местах;

- региональные субъекты, представленные административными органами власти регионального уровня социального управления;

- муниципальные субъекты, представленные административными органами власти местного уровня социального управления.

Существуют также псевдосамостоятельные субъекты социального контроля (политические, культурные, религиозные и др.), действующие в сфере идеологического влияния на общество. Такие субъекты демонстрируют обществу формальную самостоятельность, но по сути своей деятельности являются разновидностью административных агентов социального контроля. Кроме того, следует выделить глобальные субъекты социального контроля как самостоятельную разновидность субъектов социального контроля административного вида, характеризующиеся особенной присущей только им спецификой социального управления.

По форме осуществления контроль подразделяется на общий и детальный, или надзор. Общим называется такой способ контроля, когда контролирующий субъект ограничивается тем, что следит только за выполнением требования в целом. В случае надзора субъект контроля следит за каждой мелочью, регламентируя ход выполнения работы, сроки, проверяя подчиненного на каждом этапе. Если надзор практикуется в масштабе государства, то это означает формирование государства полицейского типа, которое контролирует не только поступки, но и образ мыслей, и частную жизнь своих граждан.

В зависимости от субъекта, осуществляющего контроль, последний подразделяется на формальный и неформальный. Формальным называется контроль со стороны социальных институтов общества - государства, судебных органов, прокурорского надзора, милиции или полиции, начальства, церкви. Неформальный контроль - это контроль, осуществляемый общественным мнением, особенно мнением ближайшего окружения - первичной группы.

Социальный контроль над человеком может осуществляться путем группового общественного давления на него, принуждения, а также через социализацию.

Социальный контроль через групповое давление осуществляется путем осуждения отдельных членов группы, поведение, внешний вид или мировоззрение которых не соответствуют установленным в данной группе стандартам. В зависимости от степени нарушения отдельными индивидуумами общеустановленных в данной группе норм, групповое давление осуществляется в разной степени: от простых замечаний до изгнания из группы. Групповое давление осуществляется по-разному еще и в зависимости от характеристик и статуса индивидуума, но которого осуществляется давление, а также от характеристик группы.

Социальный контроль через принуждение – социальный контроль, осуществляемый, путем установления системы законов и наказаний (например, в государственной системе); также посредством путем неформального группового контроля первичной группы.

Социальный контроль путем социализации – это когда люди контролируются, бессознательно выполняя свои привычные роли. Социализация это один из основных видов социального контроля, так как она формирует людские привычки, желания и обычаи.

3. Какие изменения и процессы в обществе явились социальными предпосылками возникновения социологии?

- накопление знаний об обществе, дифференциация гуманитарного знания

- развитие капитализма после буржуазных революций,

- классовые конфликты между трудом и капиталом в 30-40 гг. XIX века

4. В чем проявилось влияние естествознания на формирование социологии?

- естествознание дало образец научных методов сбора информации

5. В чем сущность закона 3-х стадий О. Конта?

- развитие человечества и интеллектуальное развитие отдельного человека проходят в своем развитии 3 стадии - теологическую, метафизическую и позитивную

6. Как О. Конт хотел первоначально назвать социологию?

- социальной физикой

7. Какое место О. Конт отводил социологии в системе наук?

- высшее, т.к. общество наиболее сложный объект изучения науки, а социология изучает именно его

8. Как О. Конт сформулировал социальную, прикладную цель социологии?

- прогресс и порядок

9. Каково содержание фразы в развитии социологии, которую американский исследователь Мартин Элброу, навал «универсализмом»?

- стремление понять процессы общественной жизни как всеобщие, аналогичные универсальным законам природы

10. Кто ввел в социологию понятие «социальный факт»?

11. Что из ниже перечисленного не относиться к социальным фактам?

- численность населения страны

- уровень самоубийств в обществе

12. Выберите наиболее правильное, полное определение эмпирической социологии.

- сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, их последующее обобщение, формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни

13. Как точнее охарактеризовать закономерности, изучаемые социологией?

- закономерности, складывающие как средние, результирующие из действий множества разнонаправленных процессов

14. По какому принципу выделены в структуре социологии такие части, как микросоциология, мегасоциология, макросоциология?

- по уровню изучения общества

15. Какая часть социологии выделена не по предмету изучения?

- прикладная социология

16. Почему объективное знание об обществе в социологии получить труднее, чем знание о природе в естественных науках?

- потому что законы природы известны давно, а законы общества изучаются недавно

17. Какое из ниже перечисленных определений, по Вашему мнению, наиболее полно и точно характеризует предмет социологии как науки?

- социология – это наука о массовых, типичных формах поведения людей как представителей социальных общностей, о закономерностях функционирования и развития общества как единой системы

18. Что относиться к познавательной функции социологии?

- получение научных представлений о сущности и содержании социальных явлений, исследование связей, характера и закономерностей явлений

19.Личность в социологическом понимании – это:

- социальные качества индивида, приобретаемые им в обществе

20.Обладает ли социология «монополией» на изучение личности?

- нет, т.к. личность изучают и другие науки

21. Процесс становления личности в обществе называется

- социализацией

- усвоение индивидом социальных норм, правил и образцов поведения, отражающих накоплений прошлый опыт, культуру

23.Важна ли социализация для общества?

- да, т.к. она обеспечивает его целостность

24.Социализация личности – это процесс, который

- осуществляется в течение всей жизни человека

25.Социализация личности осуществляется более интенсивно

- в детстве и юности

26.Являются ли понятия «социализация» и «воспитание» синонимами?

27.Правильно ли сказать: социализация общества?

28.Можно ли использовать слова «адаптация» и «социализация» как взаимозаменяемые?

29.Можно ли быть успешно социализированным, но плохо воспитанным?

30.Можно ли быть хорошо воспитанным, но плохо социализированным?

31.Являются ли «группы равных» средством социализации?

32. Процесс, при котором индивид утрачивает усвоенные им прежде ценности и нормы, называется

- ресоциализацией

33.Освоение индивидом социальных ролей осуществляется в процессе

- социализации

34.Социальная роль – это

- определенный способ поведения индивида в обществе, соответствующий социальным ожиданиям

35.Социальные роли бывают:

- врожденными и приобретенными

36. Гендерная роль зависит от

- культуры общества

37.Ролевой набор личности является результатом процесса

- социализации

38.Выберите понятие, наиболее широкое по объему:

- социализация

39.Может ли быть ролевой конфликт между группами людей?

40. Ролевой конфликт – это:

- конфликт внутри личности

41. Социальный статус – это:

- положение человека в обществе, определяемое его принадлежностью к тому или иному социальному слою

- возможно и то, и другое

43.Термин «социальный контроль» был введен в социологию

44. Как связаны между собой механизм социального контроля и процесс социализации?

- они отражают две стороны одного целого

45.Элементами социального контроля являются:

- социальные нормы и социальные санкции

46.Социальные нормы – это:

- требования, предъявляемые обществом к индивиду

47.Откуда возникают социальные нормы?

- из культуры, они отражают накопленный опыт

48.Социальные санкции – это:

- и то, и другое вместе

49.Социальный контроль выполняет в обществе функции:

- сохранения целостности общества и социальной селекции

50.Можно ли избежать социального контроля?

51.Отметьте, на какие профессии возложены функции социального контроля (отметьте 3 правильных варианта):

- государственного чиновника

- школьного учителя

52.Можете ли Вы осуществлять социальный контроль?

53.Социальная норма перестает действовать как норма и превращается в призыв, когда

- за ее невыполнение не применяются негативные санкции

54.Определите тип социальной санкции: получение диплома

- формальная позитивная

55.Определите тип социальной санкции – увольнение с работы:

- формальная негативная

56.Определите тип социальной санкции – комплимент

- неформальная позитивная

57. Выберите самое полное, точное определение. Девиантное поведение – это:

- поведение не соответствующие социальным ожиданиям

- относительный характер

59.Девиации относительны потому, что:

- представление о нормах и девиациях, отклонениях от норм, различны в разных культурах и на разных этапах развития одной и той же культуры

60. Видами девиаций выступают:

- позитивные, негативные, социально одобряемые и осуждаемые

60.Что означает термин «позитивная девиация»?

- отклонение, которое выше, лучше нормы

62.Биологические теории, объясняющие причины девиантного поведения, утверждают, что:

- к девиациям предрасположены люди определенного анатономического типа, например, сильные, активные «мезаморфы»

63.Кто ввел в социологию термин «аномия»?

64.Выберите самое полное, точное определение. Аномия – это:

- состояние общества, когда старые ценности устаревают, а новые не успевают сформироваться, распространиться, стать массовыми, вследствие чего возникает нормативный вакуум, безнормность

65.Кто из социологов связал аномию с социальным неравенством?

66.Какая теория объясняет аномию следующим образом: аномия появляется и принимает массовый характер в отдельные переломные периоды развития общества, когда старые нормы утрачивают свое значение для большинства людей, а новые еще не сформированы или не приобрели массового характера.

- теория аномии Э. Дюркгейма

67.Какая теория объясняет девиантное поведение следующим образом: девиации появляются из-за того, что социальное неравенство затрудняет отдельным социальным группам доступ к одобряемым обществом достижения.

- теория аномии Р. Мертона

68.В чем сущность теории стигматизации?

- переход от первичных к вторичным устойчивым девиациям возникает из-за страсти общества навешивать на людей ярлыки, когда более сильная социальная группа клеймит более слабую как преступников, девиантов, заставляя чувствовать себя изноем

69.Какое определение не относится к понятию «общество»:

- виды деятельности, складывающияся в процессе исторического развития

70.Выберите верное: гражданское общество – это

- отношения и организации людей в обществе, существующие без вмешательства государства, политики

71.Выберите самое широкое понятие:

72.Что из перечисленного не является разновидностью социальных институтов?

- институт социология РАН

73.Правильно ли, что большие социальные институты включают в себя ряд более мелких?

74.Может ли ускоряться социальное время?

- да, т.к. социальные процессы и деятельность людей с прогрессом общества становятся насыщеннее, протекают быстрее

75.Какие общности выделены не по территориальному признаку:

76.Выберите пару понятий, относящихся к теории глобального общества:

- ядро-периферия

77.Кто разработал теорию постиндустриального общества?

78.Кто разработал теорию глобального общества?

- И. Валлерштайн

79.Кто разработал теорию коммуникативного общества?

80.Какое определение будет более общим? Социальная стратификация – это:

- относительно устойчивые совокупности людей, имеющие общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества

81.Как называется группа людей, членство в которой передается по наследству?

82.Выберите наиболее точный термин для следующего определения: «…структурированная система социального неравенства, в которой индивиды и социальные группы ранжированы в соответствии с занимаемым в обществе социальным положением, статусом»

- социальный статус

83.Страта в социологии отражает:

- социально-классовую принадлежность в обществе

84.Социальная стратификация – это

- характеристика социального неравенства

85.Какой тип мобильности может характеризовать приход большевиков к власти в России?

- групповая мобильность

86.Какому типу мобильности соответствует переход из одной группы в другую без изменения социального статуса?

- горизонтальная мобильность

87.Кто из русских социологов разработал фундаментальную концепцию социальной мобильности?

- П. Сорокин

88.К маргинальным слоям населения можно отнести:

89.Можно ли назвать маргиналом инженера с высшим образованием и стажем работы 20 лет, уволенного с предприятия по сокращению штатов?

90.Экономическая социология как самостоятельная научная дисциплина возникла:

- еще находится в стадии становления

91.Выберите две проблемы, относящиеся к общему «проблемному полю» экономики и социологии:

- социальные проблемы занятости

- проблемы экономической культуры

92.Какие понятия являются общими для экономики и социологии?

- потребности

93.Как соотносятся между собой экономика и культура?

- именно культура определяет уровень развития экономики

94.Можно ли сказать, что экономическая культура – это: «проекция» всей культуры в сферу экономики и экономических отношений?

95.Выберите наиболее широкое по смыслу понятие:

- экономическая культура

96.Почему экономическая культура является регулятором экономического поведения людей?

- ее ценности и нормы включаются в мотивацию экономического поведения

97.Почему экономическая культура выполняет роль социальной памяти экономического развития?

- она передает накопленный опыт, правила и образцы экономического поведения из поколения в поколение

98.Может ли экономическая культура влиять на развитие рыночной экономики?

99.Выберите наиболее общее определение экономического поведения:

- это поведение, связанное с обеспечением материальных условий жизни человека, направленное на удовлетворение его материальных и духовных потребностей

100. Можно ли считать поведение человека, собирающего милостыню, экономическим поведением?

102. Какой социальный институт считается исторически более древним?

- семья – это социальная система, сочетающая в себе черты социального института и малой группы

104. Какое из предложенных определений является более точным? Посредством института брака общество:

- узаконивает создание семьи

105. Какая из перечисленных функций не типична для современной семьи?

- ведение натурального хозяйства

106. В современном обществе доминирует следующая форма семьи:

- моногамная семья

107. Промискуитет – одна из исторических фаз развития семьи – характеризуется:

- запретом на половое общение родственников

- разрешением полового общения между родственниками

- многоженством

- неограниченными половыми отношениями

108. Пуналуальная семья характеризуется:

- неограниченными половыми отношениями

109. Эгалитарный тип семьи характеризуется:

- равенством мужчины и женщины

110. Если каждая российская семья будет иметь по два ребенка, будет ли таким образом поддерживаться простое воспроизводство общества?

111. Кто первым ввел в социологию термин «конкретно-социологические исследования»?

112. Что не относиться к видам социологических исследований, выделенным по масштабам изучения общества?

- лонгитюдные исследования

113. В чем особенности панельных исследований?

- это повторное исследование, когда одно и тоже социальное явление изучается по одной программе через определенный временной интервал

114. Пилотажное исследование – это:

- опрос небольшой группы респондентов с целью проверки точности и полноты формулировок анкеты, проверки социологического инструментария

115. С чего начинается социологическое исследование?

- с проведения пилотажного опроса

116. Что из перечисленного не входит в программу социологического исследования?

- обоснование актуальности темы исследования

- разработка практических рекомендаций по теме

117. Выборка может быть:

- больше генеральной совокупности

118. Выберите самое точное определения репрезентативности.

- соответствие мнения опрошенной группы респондентов мнению всей генеральной совокупности, достигаемое с помощью специальных процедур отбора респондентов

119. Включенное наблюдение – это:

- наблюдение, когда исследователь адаптируется в изучаемой среде как в своей, анализируя события изнутри

120. Выбери самое полное определение. Документы в социологии – это:

- любая информация, зафиксированная в печатном или рукописном тексте или на пленке

121. Контент-анализ – это:

- точный количественный метод анализа документов

122.Что такое контрольные вопросы в социологии?

- вопросы, которые проверяют честность и откровенность респондентов в ответах

123. Что такое вопросы-фильтры?

- вопросы, разделяющие отвечающих на какие-либо подгруппы

124. Какая ошибка допущена при формулировке следующего вопроса?

Намерены ли Вы, принять участие в предстоящих выборах?

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) нет, ведь наше мнение ничего не решает

д) выборы должны быть честными

- употребление многозначных терминов

125. Какая ошибка допущена при формулировке следующего вопроса?

За кого Вы голосовали на выборах и почему?

- соединение в одном вопросе двух и более вопросов

126. Какая ошибка допущена при формулировке следующего вопроса?

Сколько раз Вы ходили в кино в прошлом году?

- ответ требует и чрезмерных усилий

127. Какая ошибка допущена при формулировке следующего вопроса?

В последнее время появилось много новых газет и журналов. Чем они Вас раздражают?

а) качеством полиграфии

- подсказка ответа, давление на респондента, тенденциозность

128. Какая ошибка допущена при формулировке следующего вопроса?

Какова смертность в Вашей деревне?

г) затрудняюсь ответить

129. Как определяется понятие: «…соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы (экономических, профессиональных и др.)

130. Как называется группа людей, членство в которой передается по наследству?

Фемида

Для благополучного существования любого общества необходимо, чтобы каждый человек понимал, что его поведение влияет на окружающих. Следовательно, он должен придерживаться определённых правил, принятых в этом обществе. Увы, далеко не все готовы следовать правилам добровольно. А значит, необходимо предпринимать меры, обеспечивающие порядок и соблюдение общепринятых правил.

Эту задачу решает особый социальный институт, в той или иной форме существующий в любом обществе – социальный контроль. Сегодня мы подробно поговорим о том, что он собой представляет, выясним, какие формы он может принимать, и рассмотрим несколько примеров, наглядно объясняющих его природу и принципы функционирования.

Что такое социальный контроль?

Социальный контроль – это совокупность мер, предпринимаемых для того, чтобы поведение всех людей соответствовало нормам и правилам, принятым в данном обществе. По сути, социальный контроль является основным инструментом поддержания устойчивости социальной структуры. Он включает в себя разные методы, посредством которых общество или социальная группа регулирует поведение своих членов и предотвращает нежелательные поступки.

Автором термина считается французский социолог и криминолог Габриель Тард. Правда, сам он называл так метод общественной реабилитации преступников с целью возвращения их к нормальной жизни. Позже смысл термина расширился, и сегодня данное понятие относится ко всем членам общества.

Социальный контроль включает в себя два ключевых элемента:

  • Социальные нормы. Это правила поведения и взаимодействия с окружающими, принятые в данном обществе. Сюда входят и формальные требования к поведению (законы и прочие нормативно-правовые акты), и неформальные (нормы морали, религиозные каноны и обычаи).
  • Социальные санкции. Это поощрения и наказания, призванные мотивировать человека соблюдать социальные нормы. К поощрительным санкциям относятся всевозможные награждения, премии, присвоение званий и публичные благодарности, а к отрицательным – лишение свободы, лишение званий и привилегий, увольнение, штрафы и прочее.

Хорошо воспитанные люди, как правило, сами тщательно следят за своим поведением, стараясь соответствовать общепринятым правилам и боясь не оправдать ожидания общества. И это тоже проявление социального контроля. Как правило, человек усваивает социальные нормы ещё в детстве, в процессе социализации, и в дальнейшем соблюдает их, особо не задумываясь над этим, поскольку его собственные принципы и ценности полностью соответствуют общественным.

Примеры социального контроля

Очевидно, что в той или иной форме социальный контроль присутствует во всех сферах жизни общества. Если быть более точным, он есть везде, где происходит какое-то взаимодействие людей с социумом или между собой. Именно общественный контроль заставляет нас соблюдать законы и правила дорожного движения, вовремя приходить на работу, соблюдать взятые на себя обязательства и выполнять данные обещания, вежливо общаться с окружающими и в целом уважительно к ним относиться.

Для того, чтобы общественный контроль был эффективен, необходимы общепринятые и общеизвестные социальные нормы. Если человек по каким-то причинам не знает, как принято вести себя в определённой ситуации, он может принять неправильное решение.

Рассмотрим несколько примеров социального контроля:

  • Отношение к учёбе в школе. Если школьник плохо учится, то ему приходится регулярно показывать родителям дневник с плохими оценками. А в некоторых случаях родителей и вовсе могут вызвать в школу. В таких случаях школьнику придётся столкнуться с наказанием. Если же он, наоборот, успешен в учебе, родители могут как-то поощрить его за успехи. Это форма социального контроля в семье.
  • Отношение к чистоте. Любой хорошо воспитанный взрослый человек знает, что выбрасывать мусор нужно в урну, а не на тротуар или в кусты. Но это знание возникает не само по себе. Чаще всего оно является следствием вполне конкретной ситуации, в которой этот человек бросил мусор под ноги и столкнулся с осуждением со стороны окружающих. Это также проявление социального контроля.
  • Некрасивые высказывания и поступки. Иногда мы произносим какие-то неудачные фразы или совершаем некрасивые поступки. И даже если это никому не навредило, мы всё равно стараемся впредь избегать подобных ошибок, чтобы не разочаровывать близких. Это форма социального контроля, заключающаяся в том, что мы стремимся выглядеть лучше в глазах небезразличных нам людей и стараемся соответствовать их ожиданиям.

Конечно, эти примеры не объясняют в полной мере, что такое социальный контроль, ведь это сложное и многогранное понятие. Они лишь дают понимание механизма, который лежит в его основе. Важно учитывать, что социальный контроль работает не столько из-за страха человека перед санкциями, сколько из-за его желания соответствовать ожиданиям окружающих людей.

Виды социального контроля

Существует два основных вида социального контроля: формальный и неформальный. Оба они играют важную роль и взаимно дополняют друг друга. Рассмотрим каждый из них подробнее.

1. Формальный

Формальный социальный контроль – это механизм охраны общественного порядка, подразумевающий наличие формализованных правил поведения и системы принуждения к соблюдению этих правил. Его реализацией занимаются полиция, прокуратура и другие органы государственной правоохранительной системы.

Законы и нормативно правовые акты жёстко устанавливают, какие действия являются правонарушениями и какие наказания полагаются за каждое из них. Решения по наказаниям за правонарушения также принимаются в строгом соответствии с действующим законодательством.

Преимущество формального социального контроля заключается в том, что за счёт боязни наказания он удерживает от нарушения законов лиц, склонных к совершению преступлений в силу низкой правовой культуры и прочих факторов.

2. Неформальный

Как было отмечено выше, большинство из нас придаёт большое значение одобрению и порицанию своих поступков окружающими. Как правило, основными субъектами такого контроля являются ближайшие родственники, друзья, коллеги, начальство и люди, к которым мы относимся с уважением. Важную роль играет также общественное мнение, которое формируется преимущественно силами СМИ.

В роли поощрительной санкции общественного контроля обычно выступает одобрение и общее повышение уважения к человеку. Роль наказания исполняют порицание, репутационный ущерб, ухудшение отношений с близкими людьми. Кроме того, если человек не является социопатом, у него обычно присутствует такой механизм социального самоконтроля как совесть.

Социальные санкции

Роль исполнительного механизма социального контроля играют социальные санкции – меры, применяемые для поощрения желательного поведения и предотвращения нежелательного. Очевидно, что все санкции можно разделить на позитивные (поощрения) и негативные (наказания). Кроме того, можно выделить две группы по степени формальности: формальные и неформальные.

Таким образом, всего существует 4 вида социальных санкций:

  • Формальные позитивные. Это поощрения, исходящие от официальных органов (государства, учебного заведения, фирмы-работодателя): награды, премии, грамоты, повышение в должности, присуждение звания, объявление благодарности и прочее.
  • Формальные негативные. Сюда входят меры наказания, исходящие от официальных органов: штрафы, выговоры, понижение в должности или звании, лишение водительских прав и прочее.
  • Неформальные позитивные. Это различные поощрения, исходящие от окружающих: похвалы, комплименты, одобрительные высказывания, принятие в коллектив.
  • Неформальные негативные. Сюда относятся насмешки, критика, жалобы, игнорирование, исключение из коллектива и прочие нежелательные последствия.

Механизм осуществления социального контроля

Для осуществления социального контроля используется три основных метода:

  • Социальная изоляция. Нарушителя помещают в условия, в которых у него сильно ограничена возможность общения с другими членами общества. В случае формального контроля это подразумевает ограничение свободы. В случае неформального – игнорирование, отказ от общения, исключение из коллектива.
  • Обособление. Данный метод подразумевает ограничение отдельных возможностей нарушителя. К примеру, индивиду могут ограничить возможность перемещения (домашний арест) или возможность выполнять какие-то действия (например, изъять водительское удостоверение).
  • Реабилитация. Это совокупность мер, направленных на исправление нарушителя с целью исключить нежелательное поведение в будущем.

При выработке механизмов осуществления социального контроля важно помнить, что задача состоит не в том, чтобы наказать нарушителя, а в том, чтобы найти причины девиантного поведения и минимизировать их влияние.

Функции социального контроля

Для полного понимания того, что такое социальный контроль, необходимо знать также основные функции, которые он выполняет. В качестве таковых можно назвать следующие функции:

  • Охранительная. Суть данной функции заключается в защите жизни, свободы и имущества от потенциального вреда.
  • Регулятивная. Эта функция подразумевает регулирование всех общественных процессов с целью создания максимально комфортных условий для жизни общества и отдельных его членов.
  • Стабилизирующая. Социальный контроль должен обеспечивать общественный порядок и стабильное функционирование всех социальных институтов, необходимых обществу.

Принципы социального контроля

Существует три основных принципа, которых необходимо придерживаться при осуществлении социального контроля, независимо от его вида и используемых методов:

  • Он всегда должен быть направлен на стимулирование общественно полезного поведения и предотвращение общественного вредного.
  • Применяемые санкции всегда должны соответствовать тяжести и общественной опасности нарушения, сохраняя при этом возможность социальной реабилитации нарушителя.
  • Никакая санкция не должна унижать достоинство личности, вместо этого должно быть очевидно, что она справедлива и соответствует нарушению.

Интересно, что сам по себе социальный контроль не является деятельностью, направленное на создание каких-либо общественных ценностей. Он не создаёт какого-либо ценного продукта или прибавочной стоимости. Однако он необходим, поскольку без него невозможно полноценное функционирование общества.

Заключение

Социальный контроль (СК) — это целенаправленная система регуляции отношений личности и общества. Она необходима для поддержания порядка и воспитания индивида.

Понятие социального контроля подразумевает наличие регулирующих принципов. К ним относятся:

  • Социальные нормы — типовые шаблоны поведения, которое ожидается от индивида. По сути это идеальный стандарт того, что люди должны делать в конкретной ситуации. Социальные нормы различаются в зависимости от страны, народности, возраста, общественного положения и могут даже противоречить друг другу. Например, в европейских странах для женщин меньше ограничений, чем в государствах, исповедующих ислам.
  • Социальные предписания — это указание на определенный стандарт или норму поведения. Они могут выражаться разными способами: устно или письменно, открыто или неявно. В современном обществе многие принципы формально зафиксированы в виде законов и других юридических актов. В России среди них особое место занимают Уголовный и Административный кодексы, определяющие наказание за нарушение существующих норм.

Процедура социального контроля подразумевает сравнение текущего поведения индивида с тем, что принято в данном обществе. Отклонение от существующего стандарта считается девиацией, при этом она может быть:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • Положительной — героизм, самопожертвование, чрезмерное усердие.
  • Отрицательной — хулиганство, кража, убийство.

В большинстве своем социальный контроль неотделим от реакции общества или отдельных его представителей на конкретное нарушение установленных норм. В зависимости от направленности девиации различают ответную реакцию:

  • Поощрение — похвала, грамота, медаль.
  • Наказание — выговор, штраф, лишение свободы.

Во многих случаях социальный контроль ориентирован на выявление отрицательных девиаций. Как следствие, его задачей выступает определение наказания за совершенный проступок.

Важно понимать, что в зависимости от ситуации (общественных норм, исторического периода, политического режима и мн. др.) сходные поступки могут иметь разные последствия. Например, убийство человека на войне может стать поводом для награды. Лишение жизни того же индивида в мирное время будет квалифицировано как уголовное преступление.

Для проведения политики социального контроля обществом введены многочисленные структуры: школы, вузы, суд, полиция, тюрьмы и другие.

Функции социального контроля

Социологами различаются следующие виды функций:

  • Регулятивная определяет границы дозволенного для данной общественной формации. В самом простом случае — это система запретов, подразумевающее взыскание для нарушителей. Градация системы ценностей создает различие и в наказании — от простого порицания до пожизненного заключения и, в некоторых странах, смертной казни.
  • Охранительная подразумевает сохранение существующих в обществе ценностей. Параллельно решается задача предотвращения посягательства на них. К базовым ценностям современного общества относится жизнь граждан, их имущество, общественный порядок, конституционный строй. Посягательства на них в большинстве стран признаются преступными и подразумевают ответственность. Важным фактором для соответствующей реакции общества в данном случае выступает выявления отклонения от общепринятых норм. К примеру, для того, чтобы наказать преступника, его сначала нужно поймать.
  • Стабилизирующая функция. Организуя поступки людей, социальный контроль позволяет прогнозировать поведение личности в типовых ситуациях, сохраняя тем самым существующий порядок.
  • Адаптивная позволяет новому индивиду приспособиться к текущим требованиям. Помимо собственного жизненного опыта, необходимые нормы поведения человек усваивает с помощью системы образования (детского сада, школы и пр.).
  • Объединяющая помогает сплочению членов общества вокруг общих норм и идей. По сути социальный контроль культивирует в социуме желаемые формы поведения и, в идеальном случае, развивает в людях общечеловеческие ценности.

Методы социального контроля

Различают следующие варианты социального контроля:

  • Изоляция — это создание препятствия для контакта нарушителя с остальным обществом. При этом цель перевоспитания не преследуется. Пример такой изоляции — пожизненное заключение.
  • Обособление — это ограничение контакта личности с окружающим социумом. Подразумевается, что эта процедура поможет индивиду вернуться в общество, когда он сможет придерживаться его норм. Например, это может быть временное лечение гражданина в психиатрической клинике.
  • Реабилитация — это процесс, в ходе которого девиантная личность проходит подготовку для нормальной жизни в обществе. Пример: программы трудоустройства для лиц, избавившихся от наркотической зависимости.

Виды социального контроля

В зависимости от способа влияния на индивида, различают следующие виды СК:

Читайте также: