На каких должностях запрещается совместная работа родственников рб

Опубликовано: 30.06.2024

alt="Родные люди могут работать вместе, но выписывать друг другу премии за казенный счет им не стоит. Фото: iStock" />
Родные люди могут работать вместе, но выписывать друг другу премии за казенный счет им не стоит. Фото: iStock

Семейственность может быть хорошей и плохой. Плохо, когда большой начальник устраивает на теплые места своих сыночков и племянников. Подозрительно, когда на молодую жену высокого руководителя вдруг начинают сыпаться выгодные контракты, а муж только умиляется бизнес-талантам своей юной леди. И тому подобное.

Фото: Предоставлено Следственным комитетом РФ

Хорошо, когда семья превращается в династию, когда люди живут делом и из поколения в поколение передают секреты мастерства.

Как отличить деловые родственные связи от порочных родственных связей на госслужбе? Ответ дает специальный обзор правоприменения в сфере конфликта интересов.

Конфликт интересов - как раз ситуация, когда есть риск перепутать свой собственный карман с государственным. Подобные обзоры регулярно готовятся в течение нескольких последних лет по заданию президиума Совета при президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Сейчас вышел четвертый такой обзор.

Например, в нем разобрана ситуация: в отдаленном гарнизоне командир части принял на службу фельдшером свою жену. Это хорошая семейственность или плохая?

Ответ дали эксперты правительственных антикоррупционных служб, а также министерства труда и социальной защиты, подготовившие обзор.

Если вкратце, то можно, но с соблюдением определенных процедур. В данном случае командир их выполнил. Он уведомил своего непосредственного начальника о том, что взял на службу свою жену.

Поскольку гарнизон дальний, большого выбора у жены нет: или сиди дома и жди круглыми сутками мужа. Или иди служить под начало своему благоверному.

Однако, как указали антикоррупционные подразделения, командир в таком случае не должен единолично принимать решение поощрять или наказывать свою жену. Не важно, отличилась она или проштрафилась, такие вопросы должна решать специальная комиссия. Так что кулуарно выписать жене высокую премию командир не может. Процедура поощрения своей ненаглядной подчиненной должна быть максимально прозрачной.

"Принимая во внимание, что в силу специфики расположения воинской части и сложившейся кадровой ситуации Аттестационной комиссией рекомендовано обеспечить рассмотрение всех вопросов, связанных с установлением заработной платы, поощрением и наложением взысканий в отношении лица, замещающего должность фельдшера медицинской службы воинской части (супруги командира части) на заседаниях Аттестационной комиссии", - сказано в обзоре.

Иными словами, работать и служить вместе можно, но командовать друг другом и тем более выписывать родным людям премии надо аккуратно.

"Сам факт работы родственников в одной и той же организации или тем более в одной профессиональной сфере не свидетельствует о наличии конфликта интересов, - подчеркивает член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова. - Если родственники не имеют властных полномочий по принятию каких-либо организационных решений в отношении друг друга, то их работа внутри даже одного подразделения вполне возможна и не нарушает требования закона".

Кстати, в советские годы трудовые династии поощрядись и прославлялись. Разве не трогательно, когда сын идет по стопам отца? Но, как напоминает Мария Спиридонова, советские трудовые династии предполагали в первую очередь занятость членов семьи внутри одной отрасли или направления.

"Но даже в то время у других сотрудников возникали вопросы, в случае если отец был вправе непосредственно принимать решения, например, о премировании сына, - говорит Мария Спиридонова. - Грань, конечно, тонка, тем не менее в приведенных примерах четко исследован вопрос подчиненности. Причем подчиненность исследуется именно с правовой точки зрения, с точки зрения нормативного акта, которым такая подчиненность явно установлена".


В частности, в другом примере рассказывается о некоем ректоре университета, принявшем на работу преподавателем жену своего сына.

Понятно, что именно от свекра зависит, какая у женщины будет учебная нагрузка, насколько высокие она получит премии. Хватит ли ему мудрости, чтобы оставаться объективным при принятии таких решений?

"В целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов ректором было принято решение о рассмотрении вопроса принятия на работу супруги своего сына, установления размеров ее заработной платы, а также премирования и наложения взысканий на заседаниях ученого совета университета", - говорится в обзоре.

То есть свекр решил оформлять премии своей невестке коллегиально и счел, что этого достаточно. Однако в соответствии с уставом университета ректор является председателем ученого совета. Было бы интересно посмотреть, как кто-нибудь из членов ученого совета встанет на заседании и, смело глядя в глаза ректору, скажет, что его невестка не справляется с обязанностями и ее надо не премировать, а гнать из университета. При условии, конечно, что невестка действительно так плоха в качестве преподавателя.

Антикоррупционная комиссия, изучив ситуацию, решила, что ректор не прав. Ведь он имеет возможность оказывать непосредственное влияние на принимаемые ученым советом решения, так что рассмотрение вопросов в отношении супруги сына ректора на заседании ученого совета не является мерой по предотвращению конфликта интересов.

"По итогам заседания комиссии признано, что ректор не исполнил обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, - подчеркивается в документе. - Учитывая, что в ходе проведенной проверки не были установлены факты принятия необоснованных решений при принятии на работу супруги своего сына, установлении ей уровня заработной платы, премировании и наложении взысканий, к ректору университета применено взыскание в виде выговора".

Проще говоря, ректора спасло то, что он не успел выписать слишком крупных премий своей невестке. Иначе мог бы поплатиться и должностью.

Претензий к деловым качествам невестки не было, в вину ректору поставили только непринятие мер профилактики против плохой семейственности.

Зато никаких претензий не возникло к директору департамента государственного ведомства, заказавшему научную работу в институте, где работает его жена. Директор уведомил руководство, что на деловом горизонте появился родной человек. И не только сам отстранился от принятия решения, но и вывел своих подчиненных из состава конкурсной комиссии.

В другом деле глава городского округа выделил деньги для организации каникулярного отдыха школе, где учатся его дети. Помогать школам вообще дело хорошее. Однако в данном случае, как сказано в обзоре, "личная заинтересованность главы администрации может повлиять на объективность и беспристрастность осуществления им своих полномочий". С другой стороны, почему другие ученики должны страдать от того, что учатся вместе с сыном мэра? Чтобы ни у кого не возникало вопросов, при выделении денег должна соблюдаться специальная антикоррупционная процедура. Как сказано в документе, такие решения должны проверяться контрольно-ревизионной комиссией городского округа и Советом депутатов. Одно дело, если помогать школам - обычная практика, и другое дело, если это исключительный случай, и адресную помощь получила только школа, в которую ходят дети начальника. А уведомление о возникшей ситуации необходимо опубликовать на сайте администрации: все местные жители должны знать, что одноклассники детей мэра города поедут отдыхать за счет казны.

Кстати, недавно председатель Совета судей Виктор Момотов заявил, что необходимо законодательно закрепить и критерии конфликта интересов для судей. Если для чиновников вырабатывается вполне четкая и разумная практика, то для людей в мантиях конфликт интересов понимается достаточно широко. Допустим, если у судьи есть родственники адвоката или просто юристы, им лучше не работать по профессии вообще, иначе у судьи могут возникнуть проблемы. В Совете судей полагают, что ситуации конфликта интересов все-таки должны быть прописаны более конкретно.

"Неурегулированность в законе такой категории, как конфликт интересов, влечет за собой необоснованные отказы в назначении или переназначении достойных и отвечающих всем требованиям квалифицированных кандидатов, - сказал Виктор Момотов. - Конфликт интересов должен быть прежде всего юридическим фактом, доказанным в соответствующих процедурах, а не презумпцией и некой тенью, неуловимо преследующей кандидата".

Понятие "непотизм" появилось на Апеннинах еще в Средние века. Папы могли продвигать свои семейные интересы только путем назначения так называемых кардиналов-племянников. Подобная схема продолжает успешно работать в Италии и по сей день практически во всех областях, лишая возможности пробиться в жизни тех, кто этого порой по-настоящему достоин. Первый шаг в сторону отказа от кумовства был сделан в Италии в 2010 г. Власти одобрили закон, направленный на борьбу с непотизмом в научной сфере. Он ужесточил требования к найму сотрудников, запретив руководителю того или иного подразделения принимать на работу даже непрямых родственников - племянников, двоюродных братьев или сестер. Как показывают исследования, за прошедшие годы ситуация немного улучшилась на севере страны, а югу еще предстоит пройти длинный путь. Есть и другая проблема, которую довольно сложно обнаружить: гораздо чаще "биологического непотизма" встречается "академический непотизм", когда руководители покровительствуют не своим родственникам, а друзьям и ученикам. К примеру, в 2017 году правоохранительными органами была выявлена группа из 59 глав департаментов итальянских университетов, известных как "бароны". Они раздавали ученые степени и повышения не за заслуги, а в обмен на услуги или в угоду личному либо профессиональному интересу.

Фото: EPA-EFE/ALESSANDRO DI MEO

Семейственность, несомненно, присуща и политическим деятелям, предпочитающим окружать себя близкими, проверенными людьми и желательно, чтобы они были еще и родственниками. Специального закона для этой категории пока не существует, но на муниципальном уровне делаются первые робкие попытки, нацеленные положить конец воинствующему кумовству. Так, в 2020 году администрация города Пистоя (область Тоскана) одобрила норму, согласно которой в госучреждениях руководство и подчиненных не должны впредь связывать никакие родственные узы, которые "оказывают прямое воздействие на дальнейшее развитие карьеры".

Во Франции с сентября 2017 года действует закон о морализации общественно-политической жизни. В соответствии с целым рядом статей этого закона парламентариям, министрам, руководителям госучреждений и, что подчеркнем особо, представителям администраций на местах (городской, департаментской, региональной) запрещено нанимать родственников на работу. Причем понятие "родственники" расшифровано: это супруги, партнеры (те, кто состоит в гражданском браке), дети, родители. Для того чтобы принять на работу близких, скажем так, второго круга, а это дяди, тети, племянники разной степени, а также бывшие члены семьи, требуется специальное разрешение. Нарушителям грозят тюремное заключение до трех лет и штраф до 45 тысяч евро. Правда, такое наказание, как правило, применяют в облегченном виде. Так, женщина-мэр города Юррюнь в свое время добилась положительного решения муниципального совета, по которому земли, принадлежавшие ее мужу и родственникам с его стороны, были переведены из разряда негодных к застройке в годные. После чего земли были проданы, а прибыль составила четыре миллиона евро. Дело вскрылось, и мэр был осужден на четыре месяца тюремного заключения (условно), штраф в 10 тысяч евро, не считая возмещения убытков.


Об этом «АиФ» рассказала помощник адвоката адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ» Марианна ГРИНЕВИЧ.

41-10-1
- Среди прочих нововведений статьёй 18 Закона «О борьбе с коррупцией» (далее - Закон) предусмотрены ограничения по совместной службе (работе) в некоторых государственных органах и организациях супругов, а также близких родственников или свойственников, если их трудовая деятельность связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Если определение понятия «супруги» затруднений не вызывает, то в отношении близких родственников и свойственников еще следует разобраться, кого к таковым относит законодатель. В соответствии со ст. 1 Закона близкими родственниками признаются:

  • родители, усыновители (удочерители);
  • дети, в том числе усыновленные (удочеренные);
  • родные братья и сестры;
  • дед, бабка;
  • внуки.

К свойственникам относятся все перечисленные выше близкие родственники супруга или супруги государственного должностного лица.

Свои люди

- Где запрещается прохождение совместной службы (работы)?

- Ст. 18 Закона запрещает совместную трудовую деятельность государственным служащим, являющимся супругами, близкими родственниками или свойственниками, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому:

  • в Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз;
  • в органах внутренних дел - военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава;
  • в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля.

Кроме того, запрещается совместная работа супругов, близких родственников или свойственников (если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому) в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности:

  • руководителя (его заместителей);
  • главного бухгалтера (его заместителей);
  • кассира.

Взаимоотношения

- Что Закон понимает под подчиненностью и подконтрольностью?

- Подчиненность представляет собой отношения между руководителем и работником одной организации, при которых руководитель уполномочен издавать приказы, распоряжения, давать указания и поручения, обязательные для исполнения работником.

Как правило, такие отношения возникают в большом коллективе, которым управляет руководитель: он распределяет обязанности между работниками, занимается организацией труда, поддержанием дисциплины, применением мер ответственности и поощрениями (к примеру, взаимоотношения между директором организации и главным бухгалтером).

Подконтрольность представляет собой отношения между работником (исполнителем), выполняющим определенные обязанности, и лицом, которому этот работник подотчетен по определенному направлению или по работе в целом (к примеру, взаимоотношения между руководителем отдела в организации и сотрудником данного отдела).

- Что понимается под непосредственностью подчиненности и подконтрольности?

- Непосредственность означает, что подчиненность или подконтрольность между лицами является прямой - то есть во взаимоотношениях между данными лицами отсутствует какой-либо промежуточный руководитель, в подчинении (подконтрольности) которого находится работник (исполнитель).

Если же в нарушение требований закона на работу (службу) с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного лица другому принимаются граждане, являющиеся супругами, близкими родственниками или свойственниками, наниматель обязан прекратить трудовой договор с одним из них по п.3 ст.44 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) (нарушение установленных правил приема на работу) или перевести одного из работников с его согласия на другую работу (по другой профессии, специальности, квалификации, должности) или к другому нанимателю.

Если же отношения супружества, близкого родства, свойства и непосредственной подчиненности и подконтрольности возникли уже в ходе работы (например, директор женился на кассире либо главном бухгалтере), должны быть приняты меры по устранению возникшей ситуации путем перевода одного из членов семьи на другую работу (в том числе к другому нанимателю). В противном случае трудовой договор с одним из работников должен быть расторгнут (по соглашению сторон либо по п.5 ст. 47 ТК за нарушения работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией).

Зачастую у работников различных государственных организаций возникают вопросы относительно существующих ограничений по совместной службе (работе) в таких организациях супругов и близких родственников.

В первую очередь интересуют такие вопросы: будет ли являться нарушением законодательства совместная работа в государственной организации лиц, одно из которых является государственным должностным лицом (занимает руководящую должность), а второе является его близким родственником (свойственником) и занимает должность служащего (энергетик, снабженец, бухгалтер, юрисконсульт, экономист и т.д.) (в том числе, в ситуации, когда в государственной организации работают близкие родственники: первый - в должности главного бухгалтера, второй - один из бухгалтеров отдела (без материальной ответственности)) и т.д.

Ответы на данные вопросы содержатся в действующем законодательстве. Так, согласно ст.27 Трудового кодекса Республики Беларусь и ст.18 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее - Закон) запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Иных прямых запретов на выполнение совместной работы в государственных организациях вышеуказанной категории лиц в законодательстве не содержится.

Подчиненность представляет собой отношения между руководителем организации (обособленного, структурного подразделения) и работником организации (обособленного, структурного подразделения), при которых руководитель имеет право издавать распоряжения, приказы, давать указания, поручения и требовать их исполнения, обязательные для исполнения работником.

Подконтрольность представляет собой отношения между исполнителем, выполняющим определенные обязанности, и лицом, которому этот исполнитель подотчетен по определенному направлению или в целом по работе.

Непосредственность означает, что подчиненность или подконтрольность между конкретными лицами является прямой, то есть между руководителем и работником (лицом, осуществляющим контроль, и исполнителем) отсутствует какой-либо руководитель (лицо, осуществляющее контроль), в подчинении (подконтрольности) которого находится работник (исполнитель).

Таким образом, при отсутствии непосредственной подчиненности или подконтрольности супругов, близких родственников или свойственников, в том числе находящихся, например, на должностях руководителя и главного бухгалтера, подобная совместная работа не запрещена.

Помимо вышеуказанных правовых норм, предусматривающих ограничения по совместной службе (работе), следует также иметь ввиду, что Законом предусмотрен механизм минимизации коррупционных рисков и управления ситуациями, при которых личные интересы государственных должностных лиц, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участия в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).

Порядок предотвращения и урегулирования вышеуказанных ситуаций, т.е. конфликта интересов, определен ст.21 Закона.

В ч. 1 ст. 21 Закона закреплена обязанность государственного должностного лица уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Руководитель о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов и результатах рассмотрения поступившей информации информирует руководителя государственного органа, иной организации.

Таким образом, например, если в государственной организации должность заведующего хозяйством занимает родной брат директора этого учреждения, который напрямую ему не подчинен и не подконтролен, то ни трудовое законодательство, ни законодательство о борьбе с коррупцией не запрещают и не ограничивают такую совместную работу. Однако при определенных обстоятельствах, например, в случае принятия директором организации решения о премировании сотрудников, в частности заведующего хозяйством, возможно возникновение конфликта интересов, что требует от директора организации письменного уведомления своего руководителя о возможности возникновения конфликта интересов.

Уведомление о конфликте интересов или возможности его возникновения подается в письменной форме, как только государственному должностному лицу стало известно о возникновении конфликта интересов или о возможности его возникновения.

Государственное должностное лицо обязано уведомлять не только об уже возникшем конфликте интересов, но и о возможности его возникновения. О ситуации, в которой возможно возникновение конфликта интересов, государственному должностному лицу может стать известно, например, при составлении плана проведения проверок, в ходе обсуждения на совещании поручения, поступившего для исполнения, и т.д.

Вместе с тем необходимо отметить, что конфликт интересов, равно как и возможность его возникновения, - это объективно существующая, а не предполагаемая ситуация. Для констатации ситуации конфликта интересов или возможности его возникновения необходимо установить реально существующий личный интерес и конкретное решение или иное действие по службе, на которую данный интерес влияет или может повлиять.

В ч. 5 ст. 21 Закона о борьбе с коррупцией установлены правовые последствия нарушения установленного порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Непредставление государственным должностным лицом уведомления о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, если ему было известно о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, является основанием для отказа в назначении государственного служащего на другую государственную должность либо для привлечения его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами.

Зачастую у работников различных государственных организаций возникают вопросы относительно существующих ограничений по совместной службе (работе) в таких организациях супругов и близких родственников.

В первую очередь интересуют такие вопросы: будет ли являться нарушением законодательства совместная работа в государственной организации лиц, одно из которых является государственным должностным лицом (занимает руководящую должность), а второе является его близким родственником (свойственником) и занимает должность служащего (энергетик, снабженец, бухгалтер, юрисконсульт, экономист и т.д.) (в том числе, в ситуации, когда в государственной организации работают близкие родственники: первый - в должности главного бухгалтера, второй - один из бухгалтеров отдела (без материальной ответственности)) и т.д.

Ответы на данные вопросы содержатся в действующем законодательстве. Так, согласно ст.27 Трудового кодекса Республики Беларусь и ст.18 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее - Закон) запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Иных прямых запретов на выполнение совместной работы в государственных организациях вышеуказанной категории лиц в законодательстве не содержится.

Подчиненность представляет собой отношения между руководителем организации (обособленного, структурного подразделения) и работником организации (обособленного, структурного подразделения), при которых руководитель имеет право издавать распоряжения, приказы, давать указания, поручения и требовать их исполнения, обязательные для исполнения работником.

Подконтрольность представляет собой отношения между исполнителем, выполняющим определенные обязанности, и лицом, которому этот исполнитель подотчетен по определенному направлению или в целом по работе.

Непосредственность означает, что подчиненность или подконтрольность между конкретными лицами является прямой, то есть между руководителем и работником (лицом, осуществляющим контроль, и исполнителем) отсутствует какой-либо руководитель (лицо, осуществляющее контроль), в подчинении (подконтрольности) которого находится работник (исполнитель).

Таким образом, при отсутствии непосредственной подчиненности или подконтрольности супругов, близких родственников или свойственников, в том числе находящихся, например, на должностях руководителя и главного бухгалтера, подобная совместная работа не запрещена.

Помимо вышеуказанных правовых норм, предусматривающих ограничения по совместной службе (работе), следует также иметь ввиду, что Законом предусмотрен механизм минимизации коррупционных рисков и управления ситуациями, при которых личные интересы государственных должностных лиц, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участия в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).

Порядок предотвращения и урегулирования вышеуказанных ситуаций, т.е. конфликта интересов, определен ст.21 Закона.

В ч. 1 ст. 21 Закона закреплена обязанность государственного должностного лица уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Руководитель о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов и результатах рассмотрения поступившей информации информирует руководителя государственного органа, иной организации.

Таким образом, например, если в государственной организации должность заведующего хозяйством занимает родной брат директора этого учреждения, который напрямую ему не подчинен и не подконтролен, то ни трудовое законодательство, ни законодательство о борьбе с коррупцией не запрещают и не ограничивают такую совместную работу. Однако при определенных обстоятельствах, например, в случае принятия директором организации решения о премировании сотрудников, в частности заведующего хозяйством, возможно возникновение конфликта интересов, что требует от директора организации письменного уведомления своего руководителя о возможности возникновения конфликта интересов.

Уведомление о конфликте интересов или возможности его возникновения подается в письменной форме, как только государственному должностному лицу стало известно о возникновении конфликта интересов или о возможности его возникновения.

Государственное должностное лицо обязано уведомлять не только об уже возникшем конфликте интересов, но и о возможности его возникновения. О ситуации, в которой возможно возникновение конфликта интересов, государственному должностному лицу может стать известно, например, при составлении плана проведения проверок, в ходе обсуждения на совещании поручения, поступившего для исполнения, и т.д.

Вместе с тем необходимо отметить, что конфликт интересов, равно как и возможность его возникновения, - это объективно существующая, а не предполагаемая ситуация. Для констатации ситуации конфликта интересов или возможности его возникновения необходимо установить реально существующий личный интерес и конкретное решение или иное действие по службе, на которую данный интерес влияет или может повлиять.

В ч. 5 ст. 21 Закона о борьбе с коррупцией установлены правовые последствия нарушения установленного порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Непредставление государственным должностным лицом уведомления о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, если ему было известно о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, является основанием для отказа в назначении государственного служащего на другую государственную должность либо для привлечения его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами.

С 24 января 2016 г. действует Закон от 15.07.2015 № 305-З "О борьбе с коррупцией" (далее – Закон), в соответствии с п. 5 ст. 47 которого часть первая ст. 27 ТК изложена в новой редакции: для лиц, состоящих в близком родстве и свойстве предусмотрены ограничения в отношении совместной работы. Однако они касаются только некоторых должностей в одной и той же организации либо ее обособленном подразделении (ч.1 ст. 27 ТК, ч. 2 ст. 18 Закона).

Запрет на совместную работу: нормы трудового законодательства

Частью второй ст. 18 Закона установлен запрет на совместную работу в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Аналогичная норма продублирована в части первой ст. 27 ТК и содержит исчерпывающий перечень должностей, работа на которых запрещается лицам, состоящим между собой в близком родстве или свойстве.

Исходя из приведенных выше норм законодательства запрет на совместную работу распространяется на:

  • руководителя (его заместителей) государственной организации (обособленного подразделения);
  • главного бухгалтера (его заместителей);
  • кассира.

Из анализа части первой ст. 27 ТК следует, что запрет на совместную работу близких родственников и свойственников применяется при одновременном наличии следующих условий:

условие 1: совместная работа осуществляется в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении);

условие 2: совместная работа осуществляется на конкретных должностях (руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира);

условие 3: совместная работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Кроме того, запрет на совместную работу распространяется, если работа выполняется по совместительству или носит временный характер (например, замена заболевшего работника (ч. 1 ст. 27, ч.3 ст. 348 ТК)).

Например, заместитель руководителя организации и главный бухгалтер являются супругами. Оба находятся в непосредственном подчинении руководителя организации. В случае, когда обязанности руководителя на период его отпуска или болезни возложат на его заместителя, возникнет ситуация, противоречащая Закону. Так как, хотя и временно, но один из супругов будет непосредственно подчиняться другому.

Таким образом, если близкие родственники занимают в организации должности руководителя, главного бухгалтера, их заместителей, кассира и их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому, то это является нарушением законодательства, которое необходимо устранить.

Кроме того, запрет на совместную работу распространяется и на лиц, осуществляющих совместную работу, которые состоят между собой в близком родстве или свойстве (например, родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруги и такие же родственники супруга (супруги)).

Итак, на основании нормы части первой ст. 27 ТК можно сделать вывод о том, что совместная работа близких родственников или свойственников в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) допускается, если только один из них занимает должность, предусмотренную в указанной статье.

Запрет на совместную работу: практические примеры

Далее на примерах подтвердим сказанное выше.

В одном из районов в двух учреждениях дошкольного образования в должностях заведующих и заведующих хозяйством находятся лица, состоящие в родстве: в одном случае – дочь и мать, в другом – дочь и отец. Контролирующий орган указал на неправомерность такой ситуации и необходимость уволить заведующих хозяйством.
В данной ситуации отсутствует нарушение нормы части первой ст. 27 ТК, поскольку должность заведующего хозяйством не подпадает под условие ограничений, установленных законодательством о борьбе с коррупцией и о труде.

Следует отметить, что понятия "подчиненность", "подконтрольность" не раскрыты ни в законодательстве о борьбе с коррупцией, ни в законодательстве о труде.

Вместе с тем подчиненность можно рассматривать как такие отношения между работником и руководителем, при которых последний вправе издавать распоряжения (приказы), давать указания и требовать их исполнения, а работник в свою очередь обязан их исполнять.

Подконтрольность представляет собой отношения между исполнителем, выполняющим определенные обязанности, и лицом, которому этот исполнитель подотчетен по определенному направлению или в целом по работе.

Непосредственность означает, что подчиненность и подконтрольность между лицами является прямой, т.е. между руководителем (лицом, осуществляющим контроль) и работником отсутствует другой руководитель (лицо, осуществляющее контроль), в подчинении которого находится работник.

Таким образом, при отсутствии непосредственной подчиненности или подконтрольности запрет, предусмотренный частью первой ст. 27 ТК, не применяется.

Подчиненность (подконтрольность) для близких родственников и свойственников определяется по должностным инструкциям и другим документам, регламентирующим права, обязанности и взаимоотношения работников.

Нарушение запрета, касающегося совместной работы близких родственников или свойственников, возможно в двух случаях:

  • при приеме на работу;
  • в период трудовых отношений.

Безусловно, такие нарушения законодательства о борьбе с коррупцией и о труде влекут правовые последствия, как правило, в виде увольнения.

Руководитель государственной организации вступил в брак с главным бухгалтером организации.
Поскольку ограничения на совместную работу в одной и той же государственной организации, установленные частью первой ст. 27 ТК, возникли в период трудовых отношений, то такие обстоятельства должны быть устранены, например, путем:

  • перевода на другую должность одного из работников;
  • увольнения по п. 7 ст. 44 ТК (возникновение установленных законодательством ограничений на занятие определенными видами деятельности, препятствующих продолжению работы).

Норма п. 7 ст. 44 ТК означает, что при установлении актами законодательства каких-либо ограничений на занятие определенными видами деятельности, препятствующих продолжению работы по заключенному трудовому договору, трудовой договор с работником подлежит прекращению.

Увольнение по данному основанию не является увольнением по инициативе нанимателя, в этой связи порядок и условия, установленные ст. 43 ТК, а также гарантии, предусмотренные частью третьей ст. 268 ТК в отношении беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, одиноких матерей, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов до 18 лет), не применяются. Следовательно, по данному основанию увольнению подлежит любая категория работников (молодые специалисты, беременные женщины, работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, работники предпенсионного возраста и т.п.).

При увольнении работника в соответствии с п. 7 ст. 44 ТК выплата выходного пособия законодательством о труде не предусмотрена.

В организацию на должность заместителя руководителя принята работница, которая, как впоследствии выяснилось, приходится сестрой руководителю организации. Следовательно, требования части первой ст. 27 ТК были нарушены при заключении трудового договора с заместителем руководителя государственной организации.
В данной ситуации имеет место нарушение установленных правил приема на работу и принятый в их нарушение работник подлежит увольнению на основании п. 3 ст. 44 ТК.

Читайте также: